Принцип один налог один бюджет означает

Опубликовано: 26.03.2024

Статья 31 БК РФ. Принцип самостоятельности бюджетов

Комментарий к статье 31 БК РФ:

Третьим принципом бюджетной системы Российской Федерации, включающим в себя множество сущностных черт, является принцип самостоятельности бюджетов. Данный принцип установлен ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Самостоятельность бюджетов проявляется в бюджетной компетенции государственной власти и органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации отмечает, что обязанностью федерального законодателя является обеспечение в процессе финансового регулирования такой регламентации финансовых отношений, при которой достижение конституционной цели - экономического обеспечения государственного единства и государственной целостности Российской Федерации - не должно приводить к умалению финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Самостоятельность в сфере бюджетной деятельности гарантируется запретом на установление подчиненности одного субъекта Российской Федерации другому и одного муниципального образования другому. Каждый субъект Российской Федерации и муниципальное образование в бюджетной сфере обладают равными правами и самостоятельны в осуществлении своих бюджетных прав.

Принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств.

Таким образом, полномочия по обеспечению сбалансированности бюджетов и эффективности использования бюджетных средств имеют двойственную природу, а именно: одновременно являются и правом, и обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это дает определенную свободу органам власти в осуществлении их полномочий, но в пределах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Вместе с тем данный принцип означает запрет на возможность произвольно отказаться от выполнения функций, возложенных на соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления.

Право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств означает их право самостоятельно определять общий объем доходов и общий объем расходов соответствующего бюджета, а также размер дефицита или профицита бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, в случае его наличия. Однако размер дефицита не должен превышать предельных размеров, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации в ст. 92. При этом органы государственной власти одного уровня не вправе вмешиваться в деятельность органов власти другого уровня по формированию статей бюджета. Соответствующие органы государственной власти (местного самоуправления) вправе самостоятельно определять приоритетные направления расходования средств соответствующего бюджета. Вместе с тем органы государственной власти (местного самоуправления) обязаны обеспечить сбалансированность бюджетов: соответствие доходов и расходов бюджета при составлении и утверждении бюджета, а в ходе исполнения бюджета исходить из задачи достижения эффективности расходования бюджетных средств.

Принцип самостоятельности бюджетов обусловливает право и обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных действующим Бюджетным кодексом Российской Федерации. Данная норма также предусматривает и право, и обязанность органов государственной власти, местного самоуправления.

Право самостоятельно осуществлять бюджетный процесс предполагает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления на основе норм Бюджетного кодекса Российской Федерации на практике осуществляют полномочия по составлению, рассмотрению и утверждению, исполнению бюджета соответствующего уровня, а также полномочия по составлению, рассмотрению и утверждению отчета об исполнении бюджета. Это право включает в себя установление порядка составления, рассмотрения и утверждения, исполнения бюджета, порядка составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета.

На федеральном уровне порядок осуществления бюджетного процесса урегулирован Бюджетным кодексом Российской Федерации. Большинством субъектов Российской Федерации и муниципальных образований также приняты законы и (или) подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетный процесс.

Но право самостоятельно осуществлять бюджетный процесс не является абсолютным. Бюджетным кодексом Российской Федерации могут быть установлены определенные ограничения. Примером такого ограничения является норма ст. 241.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой кассовое обслуживание бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляет только Федеральное казначейство. Таким образом, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе самостоятельно определять порядок и осуществлять кассовое обслуживание бюджетов.

Поскольку стадии составления и исполнения бюджетов достаточно подробно урегулированы в Бюджетном кодексе Российской Федерации, принцип самостоятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению бюджетного процесса проявляется наиболее полно на стадии рассмотрения и утверждения проектов бюджетов.

Вместе с тем органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе отказаться от своих полномочий по осуществлению бюджетного процесса, они обязаны обеспечить своевременное и эффективное прохождение процедуры составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета к началу очередного финансового года, исполнения данного бюджета, а также контроль за исполнением бюджета.

Принцип самостоятельности бюджетов предусматривает право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по установлению налогов и сборов, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, имеют свои пределы.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации установлены исчерпывающие перечни налоговых доходов . Следовательно, федеральные органы государственной власти вправе устанавливать иное перераспределение налоговых доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации путем внесения изменений в указанные статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Бюджетный кодекс РФ // СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3823. Ст. 50, 56, 61, 61.1, 61.2.

Субъекты Российской Федерации вправе действовать только в пределах, установленных ст. 50, 56, 61, 61.1, 61.2.

Самостоятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации проявляется в том, что они вправе передавать полностью или частично налоговые доходы, подлежащие зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в соответствующие местные бюджеты, а также устанавливать нормативы отчислений в местные бюджеты от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, самостоятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по установлению налогов и сборов, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, имеет свои пределы.

Принцип самостоятельности бюджетов означает также право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.

На основе конституционных норм о разграничении предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 71, 72 Конституции Российской Федерации), норм Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно определяют приоритетные направления расходования средств, которые наиболее нуждаются в финансировании на этот год, также они определяют объем средств, направляемый на те или иные мероприятия. При этом обязательному финансированию подлежат все направления функционирования соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Согласно ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами.

Расходные обязательства - это обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Расходные обязательства могут быть предусмотрены законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением.

Например, если Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (ст. 23) предусмотрено, что социальное обслуживание населения, осуществляемое в соответствии с нормами, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, то субъекты Российской Федерации обязаны предусматривать в своих бюджетах средства на реализацию таких полномочий, однако объем таких средств и формы их расходования субъект Российской Федерации определяет самостоятельно.

Исключение из указанного правила, которое позволяет органам государственной власти и органам местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов, составляют расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В данном случае направления расходования средств определяют органы власти, которые выделяют из своего бюджета соответствующие межбюджетные субсидии и субвенции.

Вместе с тем самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов тесно взаимосвязано с запретом, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации на установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Запрещено также исполнение расходных обязательств одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.

Поскольку в настоящее время все расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации формируются на основании расходных обязательств, то каждое расходное обязательство должно быть закреплено за соответствующим бюджетом бюджетной системы Российской Федерации. Действующее законодательство Российской Федерации строго разграничивает расходные обязательства на три категории: расходные обязательства Российской Федерации, расходные обязательства субъектов Российской Федерации и расходные обязательства муниципальных образований.

При этом не предусматриваются совместные расходные обязательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что обусловлено требованием принципа самостоятельности бюджетов о недопустимости финансирования расходных обязательств за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за счет средств консолидированных бюджетов. Кроме того, финансирование одних и тех же расходных обязательств за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации может расцениваться как вмешательство одного публично-правового образования в деятельность другого публично-правового образования, что недопустимо.

Расходные обязательства устанавливаются в отраслевых законах, регулирующих конкретную сферу правоотношений, в которых должен быть определен бюджет, за счет которого подлежат исполнению соответствующие расходные обязательства.

Вместе с тем органы государственной власти и органы местного самоуправления обладают правом передавать свои полномочия. Однако в этом случае под реализацию передаваемых полномочий обязательно должны также быть предоставлены средства. Средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, могут передаваться исключительно в форме межбюджетных трансфертов.

Принцип самостоятельности бюджетов предполагает также недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, которые могут привести к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсационные меры.

Внесение изменений в бюджетное законодательство и законодательство о налогах и сборах, которое повлечет за собой увеличение расходов и (или) уменьшение доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, приведет к разбалансированности соответствующего бюджета, последствием которого может быть невыполнение органами государственной власти или местного самоуправления своих полномочий и функций. Во избежание этого органы государственной власти или местного самоуправления, решение которых приведет к изменению доходных или расходных статей бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, должны предусмотреть средства в своем бюджете для компенсации возможных потерь бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. В случае если такая компенсация не может быть предоставлена, изменения, влекущие увеличение расходов и (или) снижение доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должны вступать в силу только с начала очередного финансового года.

Экономия бюджетных средств, использование их на эффективной основе при достижении максимальных результатов являются главной целью деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В случае если дополнительные доходы либо экономия по расходам бюджетов будет изыматься из бюджета соответствующего уровня, то основной целью органов государственной власти и местного самоуправления будет потратить запланированные средства в полном объеме и не прикладывать усилий к получению дополнительных доходов, что, безусловно, приведет к неэффективному, механическому и формальному использованию бюджетных средств.

Таким образом, принцип самостоятельности бюджетов неразрывно связан с принципом результативности и эффективности использования бюджетных средств .

См.: комментарий к принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств.

Кому положены и как подтвердить

Уже можно подавать декларацию в налоговую инспекцию и возвращать налог, уплаченный за прошлый год. При этом многие люди имеют право сразу на несколько вычетов, но сложно разобраться, какие нужны документы и как все оформить.

В этой статье я сделала подборку основных типов вычетов: кому положены, в какой сумме и как их подтвердить.

О чем расскажу в статье:

  • Что такое вычеты
  • Типы вычетов
  • Изменения в вычетах с 2021 года
  • Имущественные вычеты
  • Стандартные налоговые вычеты
  • Социальные налоговые вычеты
  • Инвестиционные налоговые вычеты
  • Профессиональные налоговые вычеты

Что такое вычеты

Почти все мы платим НДФЛ — с зарплаты и других доходов. Если вы потратились на лечение, учебу, купили квартиру или пополнили индивидуальный инвестиционный счет (ИИС), то имеете право на вычет — возврат части уплаченного НДФЛ. Вычет можно получить двумя способами:

  1. Государство вернет часть налогов, которые вы заплатили раньше. Для этого нужно будет подать в налоговую инспекцию декларацию и документы, подтверждающие право на вычет.
  2. Через работодателя. Нужно предоставить уведомление на вычет из налоговой, и на этом основании работодатель перестанет удерживать налог при выплате заработной платы на некоторое время.

Получить вычет могут только те, у кого есть официальный доход, с которого платится НДФЛ по ставке 13%. Еще нужно быть резидентом РФ — проживать в России не менее 183 дней в календарном году. В 2020 году можно было стать резидентом, если прожить в стране 90 дней. Для этого нужно подать заявление в инспекцию до 30 апреля 2021 года. Нерезиденты воспользоваться вычетом не могут.

Чем раньше подать декларацию по итогам года, тем быстрее вернут деньги из бюджета.

Срок подачи декларации — до 30 апреля следующего года. Это касается только тех, кто обязан задекларировать свои доходы: например, если человек сдавал в аренду имущество или продал квартиру, которая находилась в собственности менее минимального срока владения — трех или пяти лет в зависимости от ситуации.

А те, кто хочет просто воспользоваться налоговым вычетом, например вернуть 13% от сумм за обучение или лечение, могут подать декларацию в течение трех лет с того года, как оплатили расходы. А вычетом на покупку жилья можно воспользоваться и спустя три года, и через десять лет после покупки — ограничений по срокам для этого вычета нет.

Какие бывают типы вычетов

По доходам за 2020 год можно воспользоваться следующими видами вычетов:

  1. Стандартные — вычеты на детей и те, что получают инвалиды и отдельные категории людей.
  2. Социальные — на обучение, лечение, благотворительность и прочие.
  3. Инвестиционные — по доходам от операций с ценными бумагами и ИИС.
  4. Имущественные — вычеты при покупке жилья и продаже имущества.
  5. Профессиональные — вычеты для ИП, физлиц, работающих по гражданско-правовым договорам, и людей, которые занимаются частной практикой, например нотариусов.

По доходам, которые получили с 2021 года, можно будет также воспользоваться новыми видами вычетов. О них мы расскажем в отдельных статьях.

Т⁠—⁠Ж теперь в приложении

Что изменилось в вычетах в 2021 году

26 января 2021 года первое чтение в Госдуме прошел законопроект, который упростит процедуру получения некоторых вычетов: воспользоваться вычетом можно будет «в один клик». Это новшество коснется, скорее всего, вычетов на лечение и обучение, имущественного вычета при покупке жилья, расходов на уплату процентов по ипотеке, а также инвестиционных вычетов по операциям на ИИС. Но пока этот закон не принят, продолжает действовать старый порядок.

До 2021 года применять вычеты можно было ко всем доходам, которые облагаются по ставке 13%, кроме дивидендов. С 2021 года доходы физлиц разделяются на налоговые базы — неосновную и основную:

  1. К неосновной налоговой базе относятся доходы, перечисленные в подп. 1—8 п. 2.1 и подп. 1—7 п. 2.2 ст. 210 НК РФ. Например, это прибыль от продажи ценных бумаг или выигрыш в лотерее.
  2. Основная налоговая база — все остальные доходы, которые облагаются по ставке 13 или 15%. Например, зарплата или проценты по вкладам.

К доходам из основной налоговой базы вычеты можно будет применять свободно, из неосновной — только три вычета:

  1. Вычет на долгосрочное владение ценными бумагами. Если акция или облигация находилась в собственности инвестора более трех лет, то с дохода от ее продажи он не платит НДФЛ.
  2. Вычет на доходы от ИИС типа Б : при купле-продаже ценных бумаг на таком счете резидент освобождается от уплаты налога с прибыли.
  3. Вычет при переносе убытков на будущие периоды. Применяется к доходам по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, если ранее по ним на брокерском счете инвестор получил убыток.

Но эти новшества нужно будет учитывать при заявлении вычетов на расходы, которые были в 2021 году, то есть при подаче декларации в начале 2022 года. Пока же отчитываемся перед налоговой за 2020 год в старом порядке — только по тем доходам, которые облагаются по ставке 13%.

Имущественные налоговые вычеты

Имущественные вычеты может получить человек, который совершал операции с недвижимостью. В частности:

  1. продавал имущество;
  2. покупал жилье: дома, квартиры, комнаты и прочее;
  3. строил жилье, включая покупку земельного участка для этой цели.

Полный перечень операций, по которым можно получить имущественный вычет, а также порядок их предоставления прописан в статье 220 НК РФ.

Рассмотрю вычеты, которые вызывают больше всего вопросов.

При покупке квартиры в новостройке или на вторичном рынке можно воспользоваться вычетом по расходам на приобретение жилья.

Если квартиру приобретать в ипотеку, то государство вернет еще больше: кроме вычета на жилье можно воспользоваться и вычетом на проценты.

Кому положены. Вычет может получить человек, который приобрел квартиру и заплатил за нее полностью или частично. От расходов будет зависеть сумма вычета. По квартирам, которые получены по наследству или подарены, получить вычет нельзя: за них приобретатель ничего не платил.

Получить вычет можно только после того, как оформлен правоустанавливающий документ на квартиру.

В случае новостройки — когда дом сдан и подписан акт приема-передачи.

На вторичном рынке — свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРН.

Если квартира приобретена в браке, то она считается совместной собственностью. Не важно, на кого оформлена квартира, кто за нее платил, — вычет могут получить оба супруга.

Размер вычета на покупку квартиры. Вычет можно получить на сумму расходов на квартиру, но не более 2 000 000 Р . Допустим, квартира стоит 3 000 000 Р , вычет предоставят на сумму 2 000 000 Р . То есть вернуть из бюджета можно: 2 000 000 Р × 13% = 260 000 Р .

Неиспользованный остаток вычета можно перенести на другой объект. Например, человек приобрел квартиру за 1 500 000 Р и воспользовался вычетом в той же сумме. При покупке другой квартиры он имеет право на вычет 500 000 Р .

Если квартиру приобрели супруги, то вычеты могут быть распределены между ними по заявлению в любых пропорциях независимо от того, на кого оформлена квартира и кто за нее платил.

Например, в заявлении о распределении вычета можно указать, что на долю жены приходится 80% вычета, а на долю мужа — 20%. Заявление о распределении вычета можно подать в инспекцию только один раз — до того, как супруги начнут получать вычет. Изменить пропорцию потом нельзя. Каждый из супругов может воспользоваться максимальным вычетом в 2 000 000 Р .

Распределять вычет имеет смысл, только когда цена квартиры ниже 4 000 000 Р . Если она дороже, каждому дадут вычет с 2 000 000 Р , то есть сумма к возврату — 260 000 Р на человека.

Кроме того, распределять вычет нужно, только если второй супруг тоже хочет получить вычет по этой квартире. Если такого желания второй супруг не изъявляет, то вычет получит только один супруг, без заявления о распределении вычета.

При покупке квартиры в новостройке в вычет можно включить сумму расходов на отделку: они не увеличат общую сумму вычета, а войдут в лимит — 2 000 000 Р .

Например, квартира стоит 1 800 000 Р , а расходы на отделку — 300 000 Р . Размер вычета — 2 000 000 Р , то есть к возврату за счет вычета будет 260 000 Р . Для получения вычета важно, чтобы в договоре, по которому приобретается квартира, было указано, что квартира без отделки.

Размер вычета на проценты, уплаченные банку. Если для покупки квартиры брали ипотечный кредит в банке, то можно получить вычет и на проценты, уплаченные банку. Максимальная сумма вычета по процентам — 3 000 000 Р . То есть из бюджета можно вернуть: 3 000 000 Р × 13% = 390 000 Р .

Неиспользованный остаток вычета на проценты нельзя переносить на другие объекты. Он дается только на один объект. То есть неиспользованный остаток вычета просто сгорит.

Например, при приобретении квартиры в ипотеку банку были уплачены проценты на сумму 1 800 000 Р . Эта сумма была заявлена к вычету. При покупке в ипотеку другой квартиры воспользоваться остатком вычета — 1 200 000 Р — уже не получится.

Вычет на проценты также можно распределять между супругами по их заявлению. При этом не важно, на кого оформлен кредитный договор и кто платит банку. В отличие от вычета на покупку квартиры, заявление можно писать каждый год и перераспределять проценты.

Проверьте, сколько вам вернут при покупке квартиры, в нашем калькуляторе:

Документы. Воспользоваться вычетом можно двумя способами:

  1. Предоставить налоговой инспекции декларацию и подтверждающие документы. Декларацию нельзя подать в год покупки квартиры — только в последующие. После проверки декларации и подтверждения вычета инспекция вернет налог.
  2. Оформить вычет у работодателя. В этом случае можно заявить вычет в том же году, когда была приобретена квартира. Но чтобы работодатель перестал удерживать налог, надо получить в налоговой уведомление о праве на вычет. Для получения уведомления в инспекцию необходимо представить заявление и пакет документов.

Если квартира в новостройке, то в инспекцию необходимо представить такие документы:

  1. Копию акта о передаче квартиры.
  2. Копию договора о приобретении квартиры или прав на нее.
  3. Копии платежных документов: квитанций, платежек из банка, расписок и других.

Если квартира куплена на вторичном рынке, то подтвердить право на вычет можно такими документами:

  1. Копией свидетельства о регистрации права или копией выписки из ЕГРН.
  2. Копией договора о приобретении квартиры.
  3. Копией акта приема-передачи, если в договоре не зафиксирован этот момент.
  4. Копиями платежных документов.

Для получения вычета на проценты, уплаченные банку, представляются такие документы:

  1. Копия кредитного договора.
  2. Справка банка о размере уплаченных по кредиту процентов.
  3. Копии платежных документов.

Если вычет заявляется супругами, то необходимо представить заявление о распределении вычета.

Нюансы, о которых мы писали в Т⁠—⁠Ж:

Если квартира находилась в собственности пять лет, а в определенных случаях — три года, при ее продаже не нужно платить налог и подавать декларацию.

Если продать квартиру раньше этого срока, то придется отчитаться перед налоговой инспекцией. Что касается налога, либо его можно уменьшить, либо его совсем может не быть — если воспользоваться имущественным вычетом.

Кому положены. Вычетом могут воспользоваться продавцы квартир. Им также можно воспользоваться при продаже долей, жилых домов, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли в этом имуществе.

Вычет в размере доходов, полученных от продажи квартиры, но не более 1 000 000 Р . Вычет можно применять, если нет документов о расходах.

Например, человек купил квартиру в 2020 году, а в 2021 году продал ее за 3 000 000 Р . Документы, подтверждающие расходы на покупку квартиры, не сохранились. Если воспользоваться вычетом в 1 000 000 Р , то сумма налога составит: (3 000 000 Р − 1 000 000 Р ) × 13% = 260 000 Р . Экономия составит: 1 000 000 Р × 13% = 130 000 Р .

При продаже квартиры, которая находится в общей долевой или совместной собственности, вычет в 1 000 000 Р распределяется между совладельцами квартиры пропорционально их доле. Либо это делается по договоренности между совладельцами долей, не выделенных в натуре.

Если в течение года человек продал несколько квартир, то общая сумма вычета составит 1 000 000 Р , а не по 1 000 000 Р за каждую квартиру.

Вычет на продажу квартиры, в отличие от вычета на покупку квартиры, можно применять неограниченное количество раз. То есть его можно использовать хоть каждый год.

Вычет в размере документально подтвержденных расходов на покупку квартиры. Когда все документы на руках, лучше применить этот вычет.

Допустим, квартира куплена в 2020 году за 2 000 000 Р и есть документы, подтверждающие расходы. А в 2021 году квартиру продали за 3 000 000 Р . В этом случае сумма налога составит: (3 000 000 Р − 2 000 000 Р ) × 13% = 130 000 Р .

Чтобы посчитать, какой налог нужно заплатить при продаже квартиры, воспользуйтесь нашим калькулятором:

Документы. Для применения вычета 1 000 000 Р нужно подать в инспекцию декларацию и приложить к ней копию договора купли-продажи.

Если доход от продажи квартиры уменьшать на расходы, которые были при покупке этой квартиры, то дополнительно нужно представить копии документов по предыдущей сделке:

  1. Договора, по которому была приобретена квартира, — купли-продажи или участия в долевом строительстве.
  2. Расписок.
  3. Квитанций из банка.
  4. Других документов о расходах.
  5. Акта-приема передачи, если квартира приобреталась по ДДУ.

Стандартные налоговые вычеты

Кому положены. Стандартные налоговые вычеты делятся на две категории: вычеты на себя и на детей.

Вычеты на себя. Вычет предоставляется определенным категориям физлиц. Например, инвалидам с детства, инвалидам первой и второй групп, «чернобыльцам», родителям и супругам военнослужащих, погибших при исполнении военных обязанностей, и другим. Перечень лиц, которые могут претендовать на стандартный налоговый вычет, есть в законе.

Вычет на ребенка (на детей). Эти вычеты предоставляются обоим родителям. На вычет также могут претендовать усыновители, опекуны, попечители, приемные родители. Важно, чтобы ребенок находился на их обеспечении.

Вычет предоставляется с месяца, в котором родился ребенок, и до конца того года, в котором он достиг 18 или 24 лет, если продолжает учиться очно.

Размер — 500 Р или 3000 Р за каждый месяц года. Размер вычета зависит от категории налогоплательщика. Например, людям, которые получили инвалидность вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, каждый месяц положен вычет 3000 Р . Инвалиды с детства могут претендовать на вычет 500 Р ежемесячно.

Если человек имеет право воспользоваться несколькими вычетами на себя, то ему будет предоставлен максимальный из них. Так, если инвалид-«чернобылец» также и инвалид с детства, то ему будет предоставлен вычет 3000 Р .

Налоговая система и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин, «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги (безо всякого встречного удовлетворения).

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности – «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.);

5) борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая безопасность и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения (кто должен платить налог); б) объект налогообложения (что облагается налогом); в) налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть, во-первых, справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); во-вторых, понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); в-третьих, удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); в-четвертых, недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т. п.). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку данный налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России), налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха), таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах две трети налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой аналогичную долю налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог; 3) регрессивный налог.

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода, поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами выступают также косвенные налоги.

Пропорциональный налог

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Пример прогрессивного налога – подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако она вряд ли содействует повышению эффективности производства.

Прогрессивный налог

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Регрессивный налог

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается – прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (?Т) – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги зависят от уровня дохода, их величина определяется по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна


Различают среднюю и предельную ставки налога. Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

tср = (Т / Y) ? 100 %.

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу).

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20 %, а свыше 50 тыс. долл. – по ставке 50 %. Если человек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 ? 0,2 + 10 ? 0,5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15 / 60 = 0,25, или 25 %, а предельная ставка налога равна 5 / 10 = 0,5, или 50 %.

Соотношение средней и предельной налоговых ставок позволяет определить систему налогообложения: а) при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; б) при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; в) при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1, а).


Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:

а) снижение налогов; б) рост налогов

Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р1 до Р2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 10.1, б).

2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 10.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.


Рис. 10.2. Кривая Лаффера

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). По его мысли, ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т. е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 10.1, а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.


Рис. 10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №11 «Налоги»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Налоги.
  • Функции налогов.
  • Элементы налогов.
  • Виды налогов.

Глоссарий по теме: налоги, функции налогов, прямые и косвенные налоги, налогоплательщики, налоговая декларация, налоговая инспекция.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Государственная власть всегда нуждалась в средствах для собственного обеспечения. Способы добывания этих средств изменялись с ростом уровня развития общества. С древнейших времен по мере опустошения казны всё сильнее возникала потребность в возникновении повода для объявления войны соседям. Победитель устанавливал либо разовую контрибуцию, либо регулярный сбор дани. В дальнейшем государства начали защищаться от агрессивных соседей, создавая армейские подразделения на регулярной основе, для содержания которых нужны были средства. Так появилось первое обоснование необходимости регулярных платежей государству. Иначе говоря, налоги появились с возникновением государства и по сей день представляют собой один из главных источников доходов государственного бюджета и являются средством оплаты его расходов.

Так как услугами государства пользуются все его граждане, то государство собирает плату за эти услуги со всех жителей страны, и, как уже отмечалось ранее, налоги служат инструментом перераспределения национального дохода, создания благоприятных и конкурентоспособных условий для различных сфер экономики.

Функции налогов

Помимо пополнения госбюджета, налоги выполняют ещё ряд функций. Рассмотрим их подробнее.

  1. Фискальная функция реализует главное общественное предназначение налогов – формирование доходной части госбюджета. ВО ВСЕХ государствах налоги, прежде всего, выполняют эту функцию, т.е. обеспечивают финансирование государственных расходов государства.
  2. Регулирующая функция заключается во влиянии через систему налоговых ставок и льгот на процесс общественного производства в стране: расширение или сокращение развития определённых отраслей, повышение или понижение платёжеспособного спроса населения страны и т.п.
  3. Контрольная функция позволяет контролировать деятельность фирм, учитывать доходы граждан и соизмерять с их расходами. Благодаря данной функции, оценивается эффективность всей налоговой системы, выявляется необходимость во внесении изменений как в налоговую систему, так и в бюджетную политику государства.
  4. Социальная функция связана с перераспределением доходов в обществе с целью снижения степени расслоения в обществе. Она реализуется через установление различных ставок налогообложения и полное или частичное освобождение от налогов отдельных категорий граждан, нуждающихся в соцзащите.
  5. Поощрительная функция отражается в признании государством особых заслуг определённых категорий граждан перед обществом. Например, значительно уменьшается налоговая база по налогу на доходы физических лиц для участников ВОВ, Героев СССР и России, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и т. п.

Элементы налогов

Уплата любого налога представляет собой строго упорядоченный процесс, включающий ряд элементов.

Субъект налога – физическое или юридическое лицо, законом обязанное уплачивать налог.

Объект налога – то, с чего взимается налог.

Налоговая база – стоимостное выражение объекта налога.

Носитель налога – лицо, уплачивающее налог фактически.

Носитель налога может не совпадать с субъектом налога, как, например, в случае с косвенными налогами, о которых будем говорить далее, субъектами налога являются продавцы, а носителями – покупатели, непосредственно оплачивающие налог.

Налоговый период – временной период, за который исчисляется налог.

Источник налога – это доход, из которого уплачивается налог.

Источник может совпадать с объектом налога, например, в случае заработной платы или гонорара, а может не совпадать. Здесь ярким примером может служить вещественный выигрыш в лотерею, например, автомобиля. Объектом налога будет являться автомобиль, его стоимость будет являться налоговой базой, а источником налога – какой-то другой доход, так как пока субъект налога не оплатит налог на выигрыш, он не станет его собственником.

Ставка налога – величина налога в расчёте на единицу налогообложения.

Виды налогов

Теперь рассмотрим основные виды налогов, условно разделив их на группы.

  1. По способам взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямыми называются налоги, взимаемые непосредственно с получателя дохода или с владельца имущества. В случае с прямыми налогами субъектом и носителем налога всегда является одно лицо. К прямым относятся налоги на доходы физических лиц, имущество, автотранспорт, землю, водные ресурсы, прибыль, добычу полезных ископаемых, игорный бизнес.

Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара и оплачиваются покупателями при покупке этих товаров. Как уже говорили, в случае с косвенными налогами субъект и носитель налога не совпадают. Примерами косвенных налогов являются налог на добавленную стоимость, акциз, таможенные сборы, госпошлины.

2. По способам определения размера налога выделяют пропорциональные (действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учёта дифференциации его величины), прогрессивные (повышение ставки налога по мере возрастания дохода), регрессивные (предполагают снижение налога по мере роста дохода).

3. По уровням бюджета, в который поступают налоговые отчисления, выделяют федеральные, региональные, местные налоги.

Федеральные налоги устанавливаются правительством на федеральном уровне и зачисляются в федеральный бюджет согласно статье 13 НК РФ.

Региональные налоги находятся в компетенции субъектов федерации. К ним относятся налоги, перечисленные в статье 14 НК РФ.

Местные налоги, перечисленные в статье 15 НК РФ, устанавливаются и собираются в местные бюджеты.

4. По назначению или по порядку использования налоги делятся на общие и целевые.

Общие – обезличенные в процессе взимания налоги в доходах бюджета при направлении их на расходы (НДС, налог на прибыль и пр.).

Целевые – налоги, привязанные к конкретным видам расходов бюджета (дорожный налог, земельный налог и пр.).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В приведённом ниже списке налогов один является лишним. Зачеркните его.

Налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акциз, таможенная пошлина.

Решение: Все налоги, кроме подоходного, относятся к косвенным налогам. Подоходный налог является прямым налогом.

Ответ: Налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акциз, таможенная пошлина.

2. Прочитайте название налога. Подставьте в окошечко возле фактора производства порядковый номер налога, соблюдая соответствие: данный вид налога платит владелец этих видов ресурсов. Если номера будут расставлены верно, то в кроссворде откроются названия доходов, получаемых владельцем данного фактора производства.


1. Налог на землю

2. Налог на доходы физических лиц

3. Налог на имущество

4. Налог на прибыль

Налог на землю платит владелец природных ресурсов. Значит, в окошечке возле них необходимо поставить цифру 1, и тогда в кроссворде появится доход владельца природных ресурсов – рента.

Аналогичным образом поступаем с остальными налогами и ресурсами. В ответах приведена итоговая таблица с верными ответами.


1. Налог на землю

2. Налог на доходы физических лиц

3. Налог на имущество

4. Налог на прибыль


Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с.: ил. – С. 145–150.
  2. Автономов В. С. Экономика. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2015. – 240 с. – С. 120–123.
  3. Куликов Л. М. Основы экономической теории: учебное пособие / Л. М. Куликов. – М.: КНОРУС, 2015. – 248 с. – С. 242–246.
  4. Матвеева Т. Ю. Макроэкономика: учебник для вузов в 2-х частях / Т. Ю. Матвеева. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. – С. 308–309.
  5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Учебный экономический словарь. – М.: Рольф, 2000. – 416 с. – С. 151, 194, 198, 272.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Бухгалтерский учет

Зачет излишне уплаченных сумм налогов – один из важных инструментов управления налоговыми резервами.
Его эффективность в первую очередь зависит от того, насколько правильно организация установит бюджет, в который нужно направлять излишне уплаченные суммы.

Дмитрий Корнейчук, ведущий эксперт ЗАО «БДО Юникон», к.ю.н

Практически у каждой компании рано или поздно возникают переплаты по налогам. При этом она может зачесть эти суммы в счет уплаты других платежей. Однако на практике иногда возникают нестандартные ситуации. Нередко налоговые органы отказывают в проведении зачета.

Зачет между одним бюджетом

Сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанности по уплате налогов и сборов, на уплату пеней, погашение недоимки. Главное, чтобы эта сумма направлялась в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была излишне уплачена сумма налога (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Данное условие проведения зачета является общим. Его нужно соблюдать независимо от каких-либо иных обстоятельств, связанных с возникновением налоговой переплаты или непосредственным зачетом налога.

Достаточно часто встречается такая ситуация. Налоги, по которым образовалась переплата и в счет которых она направляется, подлежат уплате не по месту нахождения налогового органа, проводящего зачет, а через другие налоговые органы. Арбитражные суды неоднократно указывали, что данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в проведении зачета при условии, если оба эти налога зачисляются в один и тот бюджет. Эти выводы содержат постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 февраля 2004 г. по делу № КА7А40/589704 и Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 мая 2004 г. по делу № А42-5941/03-26.

Не изменяются общие правила выбора бюджета (внебюджетного фонда) и в особых случаях проведения зачета, регулируемых специальными нормами Налогового кодекса.

Например, если у ликвидируемой организации имеется налоговая переплата, то она зачитывается по правилам пункта 4 статьи 49 Налогового кодекса. В этом случае подлежащая зачету сумма распределяется по бюджетам и внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности перед соответствующими бюджетами и внебюджетными фондами.

Ссылаясь на данную норму, налоговые инспекции нередко самостоятельно проводят зачет такой переплаты. При этом они направляют ее на погашение задолженности налогоплательщика перед всеми бюджетами и внебюджетными фондами.

Однако пункт 4 статьи 49 Налогового кодекса указывает также, что при ликвидации зачет производится по общим правилам, установленным статьей 78 Налогового кодекса. Поэтому действия налогового органа в такой ситуации являются неправомерными и нарушают права как ликвидируемой организации, так и ее кредиторов.

В частности, разрешая подобный спор, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа указал, что, хотя статья 49 и является специальной, она не предусматривает зачета переплаты налогов, поступающих в бюджеты одного уровня, в счет задолженности по налогам, зачисляемым в бюджеты других уровней (постановление ФАС от 24 января 2003 г. по делу № 3952). Аналогичной позиции придерживаются и другие суды (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26 апреля 2004 г. по делу № Ф04/2183-686/А45-2004).

Налоги – в разные бюджеты

Действующим законодательством предусмотрены налоги, которые организация уплачивает одновременно в несколько бюджетов или внебюджетных фондов. Например, это налог на прибыль (п. 1 ст. 284 НК РФ), единый социальный налог (п. 1 ст. 243 НК РФ). В этом случае зачесть переплату в счет других налогов можно только в той части, в которой она приходится на этот же бюджет (внебюджетный фонд).

Например, переплата по налогу на прибыль в федеральный бюджет может быть направлена на исполнение обязанности по уплате только тех налогов, которые также зачисляются в федеральный бюджет (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 14 мая 2003 г. по делу № Ф09-1358/03-АК).

Налоговое законодательство не предусматривает также зачета налога на прибыль, недоплаченного в бюджет одного уровня, за счет суммы этого налога, излишне уплаченного в бюджет другого уровня (постановление ФАС Центрального округа от 30 октября 2003 г. по делу № А68-106/АП-02).

Переплата в целевой бюджетный фонд

В действующей налоговой системе существуют также налоги, уплачиваемые в так называемые целевые бюджетные фонды (например, на сегодняшний день в регионах России действуют территориальные дорожные фонды, экологические фонды и другие).

Зачастую, подав заявление о зачете переплаты по таким налогам в счет уплаты других налогов, которые в эти фонды не поступают, налогоплательщики получают отказ в проведении зачета.

Мотивируют свой отказ налоговые органы, как правило, следующим. Сумма налога, излишне уплаченная в бюджетный фонд, может быть зачтена в счет уплаты только тех налогов, которые зачисляются в этот же фонд (при этом налоговые инспекторы ссылаются на статью 78 Налогового кодекса). Несоблюдение данного правила приводит к необоснованному изъятию средств из целевого бюджетного фонда и нарушает установленное законодательством требование их строго целевого использования.

Во-первых, пункт 5 статьи 78 Налогового кодекса содержит указание не на любые фонды, а только на внебюджетные.

Под государственным внебюджетным фондом понимается форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (ст. 144 БК РФ). Законодатель устанавливает исчерпывающий перечень таких фондов: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Что является целевым бюджетным фондом, установлено в статье 17 Бюджетного кодекса. Это фонд денежных средств, образуемый в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете.

Налоговый кодекс не содержит дополнительных ограничений по зачету налогов, уплачиваемых в целевые бюджетные фонды, в бюджет, в котором они образованы. Поэтому зачет излишне уплаченной в эти фонды суммы налога в счет уплаты других налогов, поступающих в этот же бюджет, соответствует требованиям статьи 78 Налогового кодекса.

Во-вторых, проведение такого зачета не может рассматриваться в качестве нецелевого использования средств бюджетного фонда.

Излишне уплаченная сумма налога является, по сути, не налогом, а частью имущества самого налогоплательщика и не может рассматриваться в качестве дохода соответствующего бюджета. А там, где нет дохода, отсутствуют и расходы. Поэтому зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога является исполнением бюджета (бюджетного фонда) не по расходам, а по доходам. Данный вывод, в частности, прямо следует из положений статьи 218 Бюджетного кодекса.

Кроме того, в определении Конституционного Суда РФ от 4 июля 2002 г. № 185-О суд на примере налога на пользователей автодорог указал следующее. Зачет налогов, уплачиваемых в целевые бюджетные фонды, осуществляется в общем порядке. Это косвенно подтверждает, что специальное требование целевого использования средств этих фондов зачету не препятствует.

Правомерность указанных выше доводов подтверждает и судебная практика. Так, например, Федеральный арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 29 декабря 2003 г. по делу № Ф09-4644/03-АК подтвердил такой факт. Компания имеет право на зачет налога с владельцев транспортных средств, уплаченного в территориальный дорожный фонд, в счет погашения задолженности и предстоящих платежей по другим налогам, зачисляемым в республиканский бюджет.

Аналогичный вывод содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 января 2004 г. по делу № Ф09-4868/03-АК.

Данные доводы применимы также и к обратной ситуации. Излишне уплаченная в определенный бюджет сумма налога зачитывается в счет уплаты налогов, зачисляемых в целевой бюджетный фонд, образованный в составе этого же бюджета. В частности, Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 6 марта 2000 г. по делу № КА-А40/808-00 указал следующее. Излишне уплаченные в федеральный и городской бюджеты суммы налога на прибыль могут быть направлены в счет платежей по налогу на пользователей автодорог, подлежащих уплате соответственно в федеральный и территориальный дорожные фонды.

Если фонд ликвидирован

Сложности с выбором бюджета могут возникнуть также в случае, если на момент подачи заявления о зачете фонд, в который была излишне уплачена сумма налога или сбора, уже не существует.

Сам по себе этот факт не препятствует проведению зачета, поскольку иное означало бы произвольное лишение налогоплательщика части принадлежащей ему собственности. В этом случае выбор соответствующего бюджета зависит от статуса ликвидированного фонда.

Например, сумма налога или сбора, излишне уплаченная в упраздненный целевой бюджетный фонд, как и в остальных случаях, зачитывается в счет налогов, подлежащих уплате в тот бюджет, в составе которого этот фонд ранее был образован (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 20 декабря 2001 г. по делу № Ф09-3126/01-АК).

Что касается государственных внебюджетных фондов, поскольку их средства могут находиться только в федеральной собственности (п. 3 ст. 143 БК РФ), то при ликвидации данных фондов неиспользованный остаток их средств подлежит зачислению в федеральный бюджет. Поэтому излишне уплаченные в эти фонды суммы сборов могут быть полностью направлены на уплату налогов, зачисляемых в федеральный бюджет.

Данное правило, в частности, было неоднократно подтверждено судами в отношении переплат, образовавшихся по упраздненному в 2001 году Государственному фонду занятости населения. Например, эти выводы подтвердил Федеральный арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 20 марта 2003 г. по делу № Ф09-676/03АК.

Уплата налогов в разные инспекции – не причина для отказа в зачете переплаты

эксперт номера

Владимир Мещеряков, руководитель авторского коллектива книги «Годовой отчет–2004»

Переплата – грубое нарушение

Не так давно появилось весьма странное письмо Минфина (от 1 июля 2004 года № 07-02-14/160). В нем написано, что наличие у организации переплаты следует считать грубым нарушением правил учета. Работники Минфин предлагает штрафовать такие фирмы по статье 120 Налогового кодекса. На мой взгляд - их точка зрения спорна. Однако, не исключено, что налоговые инспекторы все же возьмут на вооружение это письмо. Если вдруг вашу фирму решат оштрафовать за переплату, я советую обратиться в суд. Вполне вероятно, что судьи примут вашу сторону. При этом «сработают» смягчающие обстоятельства. Как показывает арбитражная практика, в их перечне есть и такое - непричинение ущерба бюджету. Поскольку фирма, переплатив налог, ущерба бюджету не нанесла, судьи смогут существенно уменьшить наказание (см. например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 июля 2004 г. по делу № А44-1396/04-С14).

Материал предоставлен журналом «Консультант» , №21 2004 г.

Читайте также: