При взимании косвенных налогов бремя покупателя больше чем налоговое бремя продавца если

Опубликовано: 20.04.2024

Определение термина "налоговое бремя" не закреплено в законодательстве, однако широко используется в научной, учебной, практической экономической и юридической литературе, а также встречается в подзаконных нормативно-правовых актах и судебной практике.

До настоящего времени не выработано какой-либо схожей дефиниции данного термина. Не в последнюю очередь это связано с тем, что понимание налогового бремени чрезвычайно сложно и неоднозначно.

Можно говорить, например, о налоговом бремени отдельного налогоплательщика - физического лица, налоговом бремени предприятия или налоговом бремени в целом по стране.

Налоговое бремя определяют как:

обобщенную характеристику действия налогов, указывающую на долю изъятий в совокупном доходе государства, а также дохода отдельных категорий налогоплательщиков [9, с. 31; 10, с. 393];

отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета [5, с. 80];

меру экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налога или налогов [16, с. 166];

совокупность исчисленных в денежном выражении налогов, сборов и иных обладающих признаками налога или сбора платежей, обязанность уплаты которых возложена действующим законодательством на налогоплательщика в связи с совершением им конкретных финансово-хозяйственных операций и (или) иных юридически значимых действий, в своем единстве и взаимосвязи определяющих общую сумму денежных средств, подлежащих безусловному, безвозмездному и безвозвратному изъятию в бюджет в течение налогового периода [2, с. 43];

сумму выплаченных или начисленных денежных средств [17, с. 23].

Представляется, что единого понятия налогового бремени выработано быть не может. Прежде всего налоговое бремя необходимо определять на двух уровнях, в зависимости от круга субъектов, в отношении которых оно рассчитывается.

На макроэкономическом уровне налоговое бремя представляет собой обобщающий показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяется как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту [7, с. 54]. Схожее понимание налогового бремени представлено в Международном налоговом глоссарии, а именно - доля или процент общей суммы налоговых платежей за конкретный фискальный год от валового национального продукта или национального дохода за этот год [18, с. 420].

На микроэкономическом уровне налоговое бремя определяется долей изъятия доходов конкретных налогоплательщиков - физических или юридических лиц.

Говоря о микроэкономическом уровне, следует отметить, что ни в отношении юридических лиц, ни в отношении физических лиц не существует универсального показателя или методики определения количественной оценки налогового бремени. Для хозяйствующих субъектов налоговое бремя рассчитывается различными способами - как отношение налогов к выручке от реализации либо к расчетной, чистой или балансовой прибыли, а так же как отношение налогов к добавленной или вновь созданной стоимости [14, с. 141]. Е.С. Вылкова, например, определяет налоговое бремя на уровне хозяйствующего субъекта как относительный показатель, характеризующий долю начисленных налогов в брутто-доходах, рассчитанных с учетом требований налогового законодательства по формированию различных элементов налога [4, с. 574].

При этом некоторые ученые и практики отмечают, что налоговое бремя не исчерпывается только лишь суммой уплаченных налогов, а включает в себя и те затраты, которые налогоплательщики понесли в связи с уплатой налогов (затраты труда, содержание штата специалистов, мобилизация денежных средств, судебные издержки в случае защиты нарушенных прав и др.) [8, с. 60].

Неоднократно высказывалась точка зрения о том, что в силу эффекта переложения налогов говорить о "налоговом бремени на юридическое лицо" не вполне корректно. Несмотря на это, данное понятие получило широкое употребление. Один из аргументов в пользу целесообразности его применения заключается в том, что юридическое лицо является "отдельным субъектом", который с юридической точки зрения, отличается от физических лиц, владеющих им. Обезличенные налоги, которые платит в бюджет юридическое лицо, нельзя сравнивать с налогами, которые уплачивает физическое лицо [6, с. 165].

Расчеты налогового бремени физических лиц крайне сложны в силу того, что население уплачивает как прямые, так и косвенные налоги. То есть налоговое бременя физических лиц не сводится к суммированию налогов, уплаченных в связи с полученным доходом и располагаемой недвижимой и движимой собственностью. Авторский коллектив И.А. Майбурова, например, указывает, что налоговое бремя на физическое лицо измеряется суммой уплаченных им налогов (абсолютный показатель) и их долей в доходе налогоплательщика (относительный показатель) [12, с. 109].

Интересен подход к определению налогового бремени физических лиц М.Е. Косова и Л.А. Крамаренко. Авторы определяют его как вызванное налогообложением ухудшение благосостояния налогоплательщика, проявляющееся в уменьшении его дохода (и, соответственно, потребления рыночных благ), не компенсируемое предоставлением общественных благ, профинансированных за счет уплаченных налогов, а также в изменении структуры благосостояния (потребления) налогоплательщика [6, с. 165-166].

Помимо термина "налоговое бремя" в специальной литературе, подзаконных нормативно-правовых актах используется термин "налоговая нагрузка".

Вопрос о соотношении понятий "налоговое бремя" и "налоговая нагрузка" не являлся предметом отдельных исследований, хотя в научной и учебной литературе анализ их соотношения встречается. Так, Л.В. Попова и авторский коллектив приводят определения термина "налоговая нагрузка" в работах ученых - экономистов и правоведов, указывая, что в большинстве случаев налоговая нагрузка отождествляется с налоговым бременем [16, с. 169]. Действительно, в работах, затрагивающих налоговое бремя или нагрузку, можно встретить прямое указание на то, что это синонимы [13, с. 29], либо использование обоих терминов без указания на различия между ними [11, с. 90-95].

Авторы, использующие только один из анализируемых терминов, как правило, не аргументируют свой выбор, оставляя без внимания существование другого понятия. По мнению Е.А. Бабякиной, термин "налоговое бремя" применяется учеными для характеристики тяжести налогообложения, т.е. на экономику в целом, в то время как микроэкономический аспект исследования проблемы тяжести налогообложения связан с использованием термина "налоговая нагрузка" [1, с. 25-26].

С приведенной позицией сложно согласиться полностью, однако для экономических исследований в действительности в большей степени характерно использование понятие "налоговая нагрузка" при изучении именно количественного выражения налогового бремени на предприятия, отрасли экономики, регионы, население.

На объективную необходимость разделения понятий "налоговое бремя" и налоговая нагрузка" указывает в исследовании формирования социально-ориентированной налоговой системы А.В. Боброва. Ею сформулировано понятие налоговой нагрузки как совокупности всех налогов и сборов, уплачиваемых конкретным плательщиком, как эквивалент обязательства налогоплательщика перед государством (т.е. абсолютная величина), а налоговое бремя как относительной, частной от деления налоговой нагрузки на финансовый показатель деятельности предприятия, уровень его обременения государством [3, с. 21].

Определения налогового бремени и налоговой нагрузки, позволяющие разграничить данные понятие и определить их соотношение, было предложено Н.А. Соловьевой. Так, налоговое бремя налогоплательщика было определено как совокупность прямо и косвенно возложенных на него обязанностей по уплате налогов, а налоговая нагрузка - как сумма денежных средств, фактически уплаченных налогоплательщиком в результате исполнения прямо и косвенно возложенных на него обязанностей по уплате налогов [15, с. 239].

1. Бабякина Е.А. Налоговое бремя в экономике РФ: особенности формирования и перспективы оптимизации: Дисс. . канд. юрид. наук. Ставрополь, 2008.

2. Барташевич С.В. Понятие налогового бремени как правовая категория // Налоги и налогообложение. 2010. N 6. С. 37-44.

3. Боброва А.В. Формирование социально-ориентированной налоговой системы России: Автореф. дисс. . докт. экон. наук. Екатеринбург, 2008.

4. Вылкова Е.С. Налоговое планирование: учебник. М.: Юрайт, 2011. - 639 с.

5. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Налоги и налогообложение. Теория и практикум: учебное пособие. М.: Проспект, 2013. - 520 с.

6. Косов М.Е., Крамаренко Л.А. Экономическое равновесие налоговой системы: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 199 с.

7. Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1997.

8. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / П.В. Аникин, Е.Ю. Жидкова. М.: ЭКСМО, 2008. - 496 с.

9. Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. 6-е изд. СПб.: Питер, 2007. - 496 с.

10. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Романова. 2-е изд. перераб. и доп. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

11. Налоги и налогообложение: учебник / Под ред. Б.Х. Алиева. М., 2008. - 448 c.

12. Налоговая политика. Теория и практика: учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" / Под ред. И.А. Майбурова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 519 с.

13. Налоговые реформы. Теория и практика: монография для магистрантов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / Под ред. И.А. Майбурова. М, 2010. - 463 c.

14. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2010. - 680 с.

15. Соловьева Н.А. Налоговое бремя и налоговая нагрузка: понимание и соотношение // Налоги и финансовое право. 2012. N 6. С. 235-239.

16. Теория и история налогообложения: учебник / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, И.А. Маслова, М.М. Коростелкин. М.: Дело и Сервис, 2011. - 368 c.

17. Юрзинова И.Л. Об адаптации хозяйствующего субъекта к существующим условиям налогообложения // Налоговая политика и практика. 2008. N 11. С. 23.

18. International Tax Glossary / Amsterdam: IBFD Publications BV, 2010. revised 6th edition. - 550 p.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Является извлечением из сборника "101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование" / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. - Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.

Авторы материалов сборника

Соловьева Наталья Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Пастушкова Любовь Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

Реут Анна Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Финансовое и налоговое право" Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики.

Пауль Алексей Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Яговкина Вита Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

Балюк Надежда Николаевна - ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Кудрявцева Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

Замулко Валерия Васильевна - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

Красюков Андрей Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Юхневич Эдвард Эдвардович - кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ ( incidence of taxation ) — размещение налога между конечными плательщиками. Например, личный подоходный налог платит налогоплательщик, несущий бремя налога. В других случаях бремя налога может быть переложено на других. Предположим, например, что налоговая власть облагает налогом с фонда оплаты труда фирмы, которые рассматривают налог как увеличение затрат на производство и поднимают цены на эквивалентную величину. Таким образом, всю тяжесть налогового бремени несет не фирма, а покупатели её продукции.

Распределение косвенных налогов (таких как акцизы или налог на добавленную стоимость) в основном зависит от эластичности спроса по цене (и предложения) на продукты, облагаемые налогом. Если спрос на продукт высокоэластичен по цене, всю тяжесть налога несёт производитель; если спрос на продукт неэластичен по цене, большую часть налога платят покупатели. На рис. 100 изображены обе ситуации.

На рис. 100 величина косвенного налога, изображаемая длиной отрезка BE, сдвигает кривую предложения вверх из положения S в положение S1. Эффект налога состоит в увеличении равновесной цены с ОР до ОР1 и снижения равновесного объёма продаж с OQ до OQ1. Если спрос на продукт эластичен по цене, как на рис. 100а, увеличение цены незначительно, а уменьшение объёма продажи велико; в этом случае производители несут основную часть налогового бремени сами из-за того, что объём продажи падает и уменьшается прибыль. Напротив, если спрос на продукт неэластичен по цене, как на рис. 100б, цена вырастает намного, а объём продаж снижается незначительно; в этом случае покупатели несут основную часть налогового бремени в форме более высоких цен. Относительная тяжесть налога, которую несут потребители, равна CE1 а производители — ВС.


Определяя, какие блага должны облагаться косвенными налогами, правительства обычно останавливаются на таких продуктах, как сигареты и спиртные напитки, спрос на которые очень неэластичен по цене, чтобы всю тяжесть этого налога несли покупатели, а отрицательное влияние на предложение и на занятость было минимальным.

НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ ( tax burden ) — общая величина налогообложения, выплачиваемая гражданами страны в форме подоходного налога, налога на доход корпораций, налога на добавленную стоимость и т. д. Доля общей величины налогов в валовом национальном продукте является в некоторой степени показателем общего налогового бремени.

ПЕРЕЛОЖЕНИЕ НАЛОГА ( shift in tax ) — перенесение бремени налога с его номинального плательщика таким образом, что налог в конечном счёте платит кто-либо другой.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ( taxation ) — государство получает денежные средства от обложения налогами доходов отдельных людей и предприятий, расходов, богатства, увеличения рыночной стоимости активов и собственности. Налоги используются для разнообразных целей:

( а ) для увеличения доходов правительства, идущих на покрытие его собственных расходов на обеспечение общественных благ (таких, как школы, больницы, дороги и т. д.) и на социальные выплаты людям в случае безработицы, по болезни и т. д. (см. бюджет , государственные расходы);

( б ) как инструмент фискальной политики при регулировании уровня совокупных расходов (совокупный спрос) в экономике (ем. управление спросом );

( в ) для изменения распределения доходов и богатства (см. принцип налогообложения, перераспределение дохода);

( г ) для контроля количества ввозимых в страну товаров (см. равновесие платёжного баланса).

В анализе национального дохода налогообложение является утечкой из модели кругооборота национального дохода.

НАЛОГООБЛАГАЕМЫЙ ДОХОД ( taxable income ) — величина индивидуального дохода, полученная путём вычета из дохода всех налоговых скидок, на которые имеет право данный налогоплательщик, и являющаяся базой для налогообложения.

НАЛОГ С ПРОДАЖ , или НАЛОГ С ОБОРОТА ( sales tax or turnover tax ) — форма косвенного налога, величина которого включается в продажную цену товара и выплачивается потребителем. К налогам с продаж относятся налог на добавленную стоимость и акциз.

НАЛОГ С ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА ( payroll tax ) — налог с общего фонда заработной платы фирмы. Налог может оплачиваться целиком фирмой или на какой-либо договорной основе с работниками. Поскольку такой налог изменяет относительные стоимости труда и капитала, он может привести к замещению труда капиталом.

НАЛОГОВАЯ БАЗА ( tax base ) — общая сумма, на которую налоговые органы могут назначить налог. Например, налоговой базой для подоходного налога является весь налогооблагаемый доход, а налоговой базой для налога на корпорации является вся налогооблагаемая прибыль.

НАЛОГОВАЯ ГАВАНЬ ( tax haven ) — страна, в которой действуют низкие ставки как индивидуальных, так и корпоративных налогов и которая таким образом стремится привлечь богатых людей и транснациональные компании, стремящиеся минимизировать свои налоговые выплаты.

НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ( tax return ) — документ, который должны заполнять все налогоплательщики (в том числе и потенциальные) для налоговой службы Великобритании, подробно представляющий их доход и рост рыночной цены активов, а также все скидки и освобождения от уплаты налога, которые могут относиться к этому доходу.

НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ВЕЛИКОБРИТАНИИ ( inland revenue ) — государственный орган в Великобритании, ведающий оценкой налоговых обязательств физических и юридических лиц (см. налогообложение) и сбором налоговых платежей. В Соединённых Штатах сходные функции выполняет Налоговое управление.

НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ ( tax burden ) — общая величина налогообложения, выплачиваемая гражданами страны в форме подоходного налога, налога на доход корпораций, налога на добавленную стоимость и т. д. Доля общей величины налогов в валовом национальном продукте является в некоторой степени показателем общего налогового бремени.

НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ( tax revenue ) — деньги, получаемые правительством путём сбора налогов. Налоговые поступления из доходов (подоходный налог и т. д.) зависят от ставки налога на доход и уровня налогооблагаемого дохода, в то время как налоговые поступления из расходов (налог на добавленную стоимость и т. д.) зависят от ставок косвенных налогов и от уровня налогооблагаемых расходов. Налоговые поступления колеблются с изменением уровня экономической активности, возрастая в периоды процветания, когда большинство людей имеют работу, налогооблагаемые доходы и тратят больше.

СТАВКА НАЛОГА ( tax rate ) — процентная ставка, по которой налог удерживается из дохода или расходов. Налоговые ставки устанавливаются правительством на разном уровне для различных социальных групп ( перераспределение дохода ) и используются как часть налоговой политики для увеличения или уменьшения расходов.

ДВОЙНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ( double taxation ) — обложение налогами (см. налогообложение ) доходов и прибылей вначале в той стране, где они получены, а затем тогда, когда эти доходы и прибыли переводятся в страну их получателя. Двойное налогообложение может стать серьёзным препятствием на пути международных потоков труда и капитала. Поэтому многие страны заключают соглашения о двойном налогообложении, ограничивающие налоговые обязательства перед страной, в которой доход получен.

УНИТАРНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ( unitary taxation ) — система налогообложения, в соответствии с которой обложение налогом транснациональных компаний с иностранным капиталом предусматривается в пропорции к их общему (мировому) доходу, а не доходу, получаемому ими внутри данной страны. Унитарное налогообложение может применяться для увеличения доходов от налогообложения, а также для того, чтобы противостоять трансфертному ценообразованию (см. трансфертная цена), которое осуществляется транснациональными компаниями.

ИЗБЕГАНИЕ НАЛОГОВ ( tax avoidance ) — любые попытки налогоплательщиков вести свои финансовые дела таким образом, чтобы избежать уплаты налога, максимально используя преимущества налоговых скидок и освобождения от уплаты налогов. Этим способом налогоплательщики могут минимизировать своё налоговое бремя, не нарушая закона.

УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ ( tax evasion ) — попытки налогоплательщиков уклониться от уплаты налогов всевозможными способами, нарушающими закон, такими как декларирование не всех своих доходов налоговым органам или ложное предъявление льгот, на которые налогоплательщики на самом деле не имеют права. Ср. избегание налогов

ТРАСТ ( trust ) — активы, хранимые и управляемые доверенным лицом в интересах индивида или группы. Хотя эти активы хранятся по доверенности, получатели дохода не имеют контроля над ними. В Великобритании траст широко использовался для уменьшения воздействия налогов на доход и богатство.

ПОДУШНЫЙ НАЛОГ ( poll tax ) — фиксированный налог, который устанавливается как фиксированная ставка на душу населения. Выражение «подушный налог» используется также как разговорное обозначение британского местного налога.

АККОРДНЫЕ НАЛОГИ ( lump-sum taxes ) — налоги, которые увеличивают государственные доходы, не искажая размещения производственных ресурсов, косвенные налоги несут в себе искажающий эффект, так как заставляют потребителей изменить структуру потребления, что приносит им убыток без каких-либо связанных с этим поступлений в государственный бюджет. Аналогично подоходный налог может исказить структуру предпочтений между работой и отдыхом. На практике существует довольно мало налогов, не влияющих на размещение ресурсов, кроме подушных налогов с избирателей, устанавливаемых из расчёта на душу населения.

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:

Косвенные налоги в РФ: список, примеры, различия между косвенными и прямыми налогами

Суть косвенного налога

Налог взимается государственными органами с населения с целью финансового обеспечения деятельности государства.

  • Определение косвенного налога
  • Что относят к косвенным налогам в России - список
    • НДС - Налог на добавленную стоимость
    • Акциз
  • В чем разница прямых и косвенных налогов - отличия, примеры
  • Какие налоги можно отнести к косвенным?
  • Преимущества и недостатки косвенных налогов
  • С каких товаров не взимается косвенный налог
  • Заключение от эксперта
    • Когда уплачивается НДС
    • Особенности акцизов

Обязательный платеж подразделяется на прямой и косвенный. Последний включается в стоимость товаров и услуг, в его качестве выступают акцизы и налоги на добавленную стоимость, сборы с реализации продуктов, услуг.

Определение косвенного налога

Что значит косвенный налог? Налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. Основная их особенность состоит в том, что бремя выплат несет на себе конечный потребитель. Косвенные налоги обязательны для уплаты и условно легко собираются. Это объясняется тем, что они включены производителем в стоимостный показатель товаров и услуг.

Посмотреть, какие налоги относятся к прямым, а какие к косвенным можно в таблице прямых и косвенных налогов.

Косвенные налоги в РФ делятся на:

  • индивидуальные: ими облагаются отдельная категория товаров, относящиеся к высокодоходным;
  • общие: ими облагается вся продукция, за исключением некоторых товаров, относящихся к социально-значимым.

Обратите внимание: в ряде случаев рассматриваемый вид сборов можно переложить на приобретателей. Повышение цены товара из-за НДС, взимаемого с продаж, может привести сокращению покупательского спроса. Для того чтобы сбыть товары, продавец вынужден снизить стоимость, но его никто не освобождает от выплат. И в этой ситуации, косвенный приобретает схожие черты с прямым сбором.

Чистые косвенные налоги – это сборы, уплачиваемые в российский бюджет за вычетом субсидий и льгот, положенных определенным юридическим лицам по отдельным направлениям их деятельности.

Что относят к косвенным налогам в России – список

Спикер – Елена Минина, Старший научный сотрудник Лаборатории развития налоговой системы Института прикладных экономических исследований РАНХиГС.

Все налоги делятся на прямые и косвенные, третьего не дано. Косвенные налоги – налоги на товары, работы и услуги и операции с ними, наиболее известными из них являются налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. Прямые налоги – налоги на доходы и имущество, наиболее известные из них налог на прибыль и налог на имущество.

Косвенные налоги фактически взимаются не с производителя, а конечного потребителя, включаясь в стоимость товара, работы или услуги, однако возможность перенесения налогового бремени на потребителя зависит от эластичности спроса.

В России все налоги кодифицированы, т.е. все они определены в Налоговом Кодексе РФ, в отдельных его главах. Так НДС посвящена глава 21 НК РФ, акцизам – 22 НК РФ, а государственной пошлине – 25.3 НК РФ. В доступной форме о налогах, которые подлежат уплате налогоплательщиками, можно посмотреть на сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru. Перечень косвенных налогов ниже.

НДС – Налог на добавленную стоимость

К косвенным налогам относится НДС. Этот показатель играет большую роль в прибыли продавца. Добавочная стоимость подлежит обложению налогами. НДС – вид косвенного налога, взимаемого с покупателя. На его долю приходится 40% бюджета. Это превышает процентные показатели в формировании казны при поступлении от прямых сборов. Уплата НДС производится по каждой сделке, не имеет значения количество посредников, через которых шла продукция. НДС платит конечный потребитель. Его платят все граждане, субъекты бизнеса. НДС имеет ставки, которые различаются в зависимости от того, какая продукция реализуется. Ставки разные: от 20% до 0%.

Особенностью НДС является тот факт, что налогом облагается не вся стоимость произведенного товара, работы или услуги, а только добавленная стоимость, которая возникла на конкретном этапе создания товара, работы или услуги. Это значит, что в бюджет платится разница между НДС, выставленным покупателям, и НДС, предъявленным продавцами. В случае, если разница получается отрицательной, НДС подлежит возврату из бюджета, что приводит к возникновению налоговых схем.

В соответствии со ст. 164 НК РФ в России применяются ставки 0%, 10% и 20%. Нулевая ставка НДС применяется, например, при экспорте. Ставка в 10% действует в отношении основных продовольственных товаров, товаров для детей, большинства периодических печатных изданий, ряда медицинских товаров, а также услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа. В иных случаях налогообложение производится по ставке 20%. Отметим, что, например, в Казахстане, еще одной стране- члене Евразийского экономического союза (куда входит и Россия), пониженной ставки нет вообще, однако ставка НДС – всего 12%.

Когда НДС 0 процентов:

  • экспорт продукции;
  • пассажирские перевозки (некоторые виды);
  • реализация произведенной продукции;
  • оказание услуг в сфере ЖКХ.

Отметим, что несмотря на то, что как в России, так и в ЕС НДС есть, в США, например, данный налог отсутствует. Вместо него в США применяется налог с продаж, который также является косвенным налогом, но более простым по своей сути с точки зрения расчета налога, подлежащего уплате в бюджет.

Акциз

Примером косвенного налога выступает акциз. Акцизами в России в соответствии со ст. 181 НК РФ облагаются алкогольная и табачная продукция, этиловый спирт, легковые автомобили и мотоциклы (с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.)), автомобильный бензин, дизельное топливо и ряд иных товаров. Теоретически акцизами облагаются товары, наносящие вред здоровью (повышение их стоимости за счет акциза, должно стимулировать снижение потребления данных товаров), а также товары, приносящие повышенную прибыль. Ставки различают по подакцизным товарам, ставка может быть адвалорной (в процентах к стоимости), твердой (в абсолютной сумме), комбинированной (в абсолютной сумме плюс в процентах к стоимости).

Примером косвенного налога выступает акциз

Отметим, что исторически первыми были прямые налоги в силу того, что их было легче собирать в виду очевидности их наличия, что касается, например, непосредственно самой недвижимости или привязки налога к количеству труб или окон.

В чем разница прямых и косвенных налогов – отличия, примеры

Директор юридической службы “Единый центр защиты” Константин Бобров об отличиях прямых и косвенных налогов сообщает, что: “Косвенные налоги по факту уплачиваются потребителями, включаясь в стоимость товаров и услуг. Они не облагаются на конкретный объект, тогда как прямые устанавливаются в отношении определенного объекта (транспортные средства, недвижимое имущество, доходы). От них уклониться невозможно: потребитель, приобретая товар, уплачивает этот налог”.

В чем различие прямых и косвенных налогов? НДС, акцизы, таможенные пошлины – это разновидности косвенного налогового сбора. От прямого они отличаются тем, что не зависят от дохода человека. Косвенные сборы платятся по умолчанию конечным потребителем, так как входят в стоимость товаров и услуг.

Важно: акциз не имеет единой ставки и устанавливается в индивидуальном порядке. То есть, акциз существует для каждой из групп одноименной продукции. Его ставка утверждается на один год, и далее – на 2 следующих за ним.

Например, налог на имущество относится к прямым, но не косвенным, как и прямой налог НДФЛ. Этот сбор обязан уплачивать в бюджет только тот человек, у которого в собственности находится имущество (налог на имущество) или есть доход – налог на доход физических лиц. Если имущества нет – платить налог не нужно. И этот же гражданин будет платить косвенный сбор при покупке товара в любом случае, от его личных данных размер налога и необходимость оплаты косвенного налога не зависит.

Отличия прямых и косвенных налогов можно отобразить в таблице.

показатели прямой косвенный
кто платит платит владелец имущества конечный потребитель
связь с государством прямая опосредованная
облагаемый объект имущество: движимое или недвижимое услуга, товар, продаваемые
определяющие факторы размера ставки размер полученной прибыли услуга и товар
уровень открытости человек или ЮЛ заранее знает, какую сумму ему нужно оплатить закрытый характер, потребитель не знает, что в стоимость товара входит сбор
расчеты сложные простые
зависимость от факторов да нет

Все косвенные сборы делят на 4 группы:

  1. Универсальные: надбавки, включаемые за несколькими исключениями в стоимость всех товаров и услуг. Например, НДС – косвенный, а не прямой налог.
  2. Индивидуальные: ими облагается отдельная продукция. Например, акциз, либо сбор, связанный с приобретением ювелирной продукции.
  3. Фискальные: уплата сбора за получение разрешительной документации. Например, за выдачу лицензий бизнесу.
  4. Таможенные пошлины: вывозные и ввозные пошлины. Они уплачиваются экспортерами и импортерами товаров. Они фактически включены в стоимость продукции.

Косвенным налогом является таможенная пошлина. Это платеж, уплачиваемый компанией и ИП, которые ввозят товары через границу. Для пошлины не предусмотрено наличия твердой ставки. Объем платежей прописан в соглашениях, которые заключаются между РФ и странами-импортерами. Расчеты происходят по декларации: ее формируют импортеры. Если предприниматель ввозит в РФ определенную продукцию, то декларация подается не позднее 15 дней со дня ввоза.

Важно: Если предприниматель осуществляет импорт товаров и услуг, ему необходимо написать и подать в налоговый орган заявление об уплате косвенных налогов. Документ станет подтверждением того, что бизнесмен занимается импортом, что актуально для вычета НДС при ввозе.

Какие налоги можно отнести к косвенным?

Это сборы, которые поступают в федеральную казну и создаются как надбавка за товар и услугу. Они реализуются продавцом. В его обязанность входит включение надбавки в продукцию или в часть платежа. Налог не присоединяется как доход к компании, реализующей продукцию, он направляется в бюджет государства. Продавец является посредником между государством и населением, которое платит косвенные, но не прямые налоги. Доход продавца не уменьшается, но и не становится больше. А государство получает пополнение бюджета за счет косвенных сборов.

Транспортный налог, земельный налог, подоходный налог относятся к прямым налогам, а не к косвенным.

Плательщиками сборов (формальными) выступают предприниматели. Фактическими – третьи лица, которые выступают конечными потребителями товаров, услуг и работ.

Преимущества и недостатки косвенных налогов

  • оперативность поступления в бюджет;
  • стабильность;
  • не требуется усиленного контроля над их поступлением в казну;
  • увеличение доходов государства благодаря стабильному и своевременному поступлению косвенных сборов;
  • для потребителя эти сборы удобны тем, что не требуют накопления денежных средств, у них отсутствует характер принуждения, потеря времени при оплате;
  • сокрытый характер: граждане могут и не подозревать, что выплачивают сбор.

  • имеют фискальное значение;
  • ограничивают доход предпринимателей, так как не всегда существует возможность повысить цену товаров пропорционально косвенному сбору, особенно при увеличении налога.

С каких товаров не взимается косвенный налог

Существует группа товаров, имеющая льготное обложение:

  • товары для детей;
  • пресса;
  • лекарственные препараты;
  • медицинские изделия.

Косвенный налог НДС не платят определенные субъекты предпринимательской деятельности. Это компании, выступающие экспортерами, оказывающие услуги по перевозке пассажиров, сфера ЖКХ. НДС не платят образовательные учреждения, научно-исследовательские, научные организации, учреждения культуры, медицинские организации.

Интересный факт: Примером сбора, который не является косвенным или прямым налогом можно назвать государственную пошлину. Это непрямые платежи в российскую казну. Государственная пошлина берется с пользователя за оказание правовых услуг. Пользователи обращаются в государственные органы, которые от имени государства оказывают им услуги. Выплачивается государственная пошлина не всегда, то есть сбор не является обязательным. Ее необходимо оплатить только в случае, если гражданину или организации нужно совершить определенное юридическое действие. Размер этого сбора имеет фиксированное значение.

Заключение от эксперта

Спикер – Ксения Филимонова, юрист департамента правового и налогового консалтинга «Прифинанс».

В широком смысле косвенные налоги представляют собой налоги на потребление, в отличие от прямых налогов, которые взимаются с доходов или имущества.

Налоговый кодекс России предусматривает два косвенных налога – налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. Указанные налоги регулируются главами 21 и 22 части второй российского Налогового кодекса соответственно.

Обязанность по подаче налоговых деклараций по НДС/ акцизам, расчету налогов и перечислению налогов в бюджет лежит на организации-плательщике НДС/ акцизов. Однако фактически бремя по уплате косвенных налогов лежит на конечном потребителе, поскольку суммы НДС и акцизов закладываются в цену товаров (работ, услуг). В этом переложении налога и состоит основное отличие косвенных налогов от прямых.

Когда уплачивается НДС

НДС уплачивается при реализации товаров (работ, услуг) на территории России, при импорте товаров в Россию, а также при передаче товаров (работ, услуг) для собственных нужд и выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления. НДС называют «ступенчатым» налогом, так как НДС предъявляется на всех этапах производства и реализации.

Сумма налога добавляется к стоимости товара или стоимости затрат на производство. Для расчета сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет, налогоплательщик вычитает «входной» НДС – налог, уже уплаченный поставщиком при приобретении товаров (работ, услуг), из НДС, исчисленного при реализации.

Базовая ставка НДС в 2019 году составляет 20% (для некоторых категорий товаров применяется пониженная ставка – 10%; для экспорта товаров и услуг из России установлена нулевая ставка НДС).

Особенности акцизов

Реализация подакцизных товаров (то есть алкогольных напитков, табачных изделий, легковых автомобилей, бензина и пр.) облагается акцизами. В отличие от НДС, акциз уплачивается производителем, импортером товара один раз и включается в стоимость реализуемого товара.

Примером косвенного налога выступает акциз

Интересный факт про акцизы на алкоголь

В заключение отметим, что в целом налогоплательщику сложнее оптимизировать косвенные налоги, так как они связаны с оборотом и не зависят от наличия или отсутствия у компании прибыли. К косвенным налогам не применяются налоговые льготы, которые предусмотрены для налога на прибыль организаций.

Для государства косвенные налоги более просты в администрировании. Поэтому существовало мнение, что в развивающихся странах доля поступлений от таких налогов выше, а в развитых – наоборот. Однако эта точка зрения не подтверждается практикой – во многих экономически развитых европейских странах доля поступлений от косвенных налогов весьма значительна, так как в этих странах высокий уровень потребления.

4.3.2. Введение налогов и предоставление субсидий

Другой формой действия государства, влияющего на цену равновесия, можно считать налоги. Они являются традиционным орудием государственного вмешательства и не нарушают условий протекания рыночных процессов, поскольку прямо не диктуют цены и физические объемы сделок. Тем не менее налоги включаются в цену продаваемого товара, а следовательно, влияют на равновесную цену. Последствия введения налогов для рынка могут быть значительными.

Рыночное равновесие и косвенные налоги

Именно таково влияние косвенных (по-товарных) налогов, к которым в России относятся, в частности, налог на добавленную стоимость (НДС), таможенные пошлины и акцизы на некоторые виды товаров (бензин, табак, алкогольная продукция и др.). Механизм уплаты этих налогов предполагает, что покупатель платит за товар цену с надбавкой в виде косвенного налога, а продавец перечисляет сумму, равную величине налога, в бюджет государства.

В качестве примера допустим, что государство ввело акцизный налог (Т) в виде фиксированной суммы платежа на каждую единицу товара ( рис. 4.21).

Продавец вынужден будет запрашивать за любое количество товара цену большую прежней на величину налога. График отражает эту ситуацию сдвигом кривой предложения вверх на величину Т. При взаимодействии этой кривой со спросом установится точка равновесия О_1
, которой будет соответствовать новое, уменьшенное равновесное количество Q_1
и новая, повышенная равновесная цена (Р_1
).

Это значит, что покупателю придется платить больше, чем до введения налога. Но не выиграет и продавец. Ведь из продажной цены каждого товара ему придется отдать государству сумму, равную величине налога. В результате "цена за вычетом налога", т.е. то, что реально достанется продавцу, составит только Р_S
, что явно меньше Р_0
.

Сумма налоговых поступлений государства будет равна ставке налога, помноженной на число проданных товаров (Т x Q_1
). На графике они составят прямоугольник Р_S Р_1 О_1 А
. При этом произойдет распределение налогового бремени: часть налога будут платить покупатели, часть - продавцы. Соответствующие части упомянутого прямоугольника мы пометили словами "покупатель" и "продавец".

Обратим внимание на то, что налоговые платежи располагаются точно в той части графика рыночного равновесия, где прежде располагались излишки потребителя и производителя (см. рис. 4.7). Другими словами, государство с помощью налогов изымает в свою пользу часть тех и других. При этом заштрихованный на рис. 4.21 треугольник АОО_1
, отражающий еще одну часть сокращения объема излишков потребителя и производителя, не войдет и в доходы государства, т.е. просто пропадет, не доставшись никому. Поэтому его можно определить как чистые потери общества, связанные с налогообложением.

Рыночное равновесие и субсидии

Своего рода антиподом налогов являются государственные субсидии, или дотации, т.е. доплаты производителю. Чтобы стимулировать производство некоторых товаров, государство может взять на себя часть затрат производителя. Так, оно может поддержать убыточную шахту, чтобы не допустить ее закрытия. Или национальное сельскохозяйственное производство, чтобы миллионы фермеров не стали безработными. Или высокотехнологичный проект, чтобы закрепить лидерство своей страны в определенной области техники. Соответствующая ситуация изображена на рис. 4.22.

Субсидия (Н) вызывает понижение кривой предложения из положения S в положение S_1
. Тем самым возникает новая точка равновесия О_1
и соответствующие ей равновесная цена Р_1
и равновесный объем Q_1
. Очевидно, что общая сумма затрат государства на субсидии составит произведение Q_1 Н
или (на графике) площадь прямоугольника Р_1 О_1 ВР_S
.

За каждый проданный товар производитель получит доплату Н, т.е. фактическая продажная цена товара с учетом субсидии для него будет равна Р_S = Р_1 + Н
. Легко заметить, что по сравнению с прежней равновесной ценой Р0 производитель получит ценовую надбавку в размере (Р_S – Р_0
). То есть его выигрыш будет выражаться площадью трапеции Р_S ВОР_0
. В свою очередь потребители заплатят за товары на (Р_0 – Р_1
) меньше, чем прежняя равновесная цена Р_0
. Их выигрыш будет равен площади трапеции Р_0 ОО_1 Р_1
.

Обратим внимание на то, что из всей суммы субсидии величина, соответствующая заштрихованному треугольнику ОО1В, не досталась ни производителю, ни потребителю. Фактически это чистые потери общества от предоставления субсидии. Как и в случае с налогами, за искусственное отклонение точки равновесия от естественного уровня приходится платить - часть суммы дотации пропадает зря.

Распределение налогового бремени

Распределение налогового бремени, его воздействие на производство и потребление зависит в первую очередь от эластичности производства и предложения. Воспользуемся полученными знаниями об эластичности и проследим последствия этой зависимости.

Налоги и эластичность спроса

Например, при неизменной эластичности предложения налоги вводятся на двух рынках с различной эластичностью спроса ( рис. 4.23). При этом, чтобы сделать ситуацию особенно наглядной, предположим, что в первом случае спрос абсолютно эластичен, а во втором - абсолютно неэластичен.

В случае абсолютно эластичного спроса ( рис. 4.23 а) при введении налога равновесная цена не изменяется, зато заметно падает объем продаж. Действительно, именно к таким последствиям приводит сдвиг кривой предложения вверх при горизонтальной кривой спроса. Cхожей (малый подъем цен, большое падение производства) ситуация будет и при просто высоко эластичном (а не абсолютно эластичном спросе), когда его кривая пройдет с небольшим наклоном.

И это понятно, если вспомнить, что эластичный спрос, как правило, предполагает наличие товаров-субститутов, т.е. товаров, замещающих данный товар в потреблении. Если чуть повысишь цену на такой товар, то спрос резко упадет, переключившись на товары-заменители.

В силу равенства старой и новой цен в изображенном на рис. 4.23 а экстремальном случае с абсолютно эластичным спросом потери потребителей отсутствуют. В более реалистичном случае эластичного спроса они возникнут, но будут невелики из-за близости цен без налогообложения и с налогообложением. За Q_1
единиц продукции потребителям придется заплатить немногим больше, чем до введения налога.

В то же время резкое падение производства после увеличения акцизного сбора способно разорить производителя, поскольку налоговое бремя ему придется нести в одиночку. Ведь цена не изменилась (или почти не изменилась в более реалистическом случае), а налог государству платить надо.

В случае абсолютно неэластичного спроса ( рис. 4.23 б), т.е. в ситуации, когда у потребителя нет возможности ни перейти от подорожавшего вследствие введения налогов товара к более дешевому, ни отказаться от него вовсе, равновесная цена поднимется сильно, а объем реализуемой продукции не сократится. Рост налоговых поступлений в этих условиях будет велик (заштрихованный прямоугольник). Ведь Q_0
не сократилось и налог уплачивается со всей этой товарной массы.

Распределение налогового бремени будет следующим: потери производителя равны нулю, а потребитель оплатит весь прирост цены. Все это хорошо видно на рисунке: цена Р_1
больше Р_0
на Т. Это значит, что за вычетом налогов производитель получит столько же, сколько получал (Р_1 – Т = Р_0
, или, что то же самое, Р_S = Р_0
). Зато всё повышение налогов Т отразится на повышении цены, т.е. его придется полностью оплатить потребителю.

При более реалистичных допущениях - неэластичном, но не абсолютно неэластичном спросе - на потребителя ляжет большая часть налогового бремени, но небольшая доля ляжет и на производителя.

Налоги и эластичность предложения

Посмотрим теперь, что происходит при введении налогов на рынках с разной эластичностью предложения ( рис. 4.24 а, б).

Повторяя уже знакомый нам ход рассуждений, можно установить, что:

  • объем налоговых сборов значительно выше при неэластичном, чем при эластичном предложении;
  • при неэластичном предложении их бремя ложиться на производителя, а при эластичном - на потребителя.

Графическая иллюстрация ситуации станет понятной, если вспомнить, что для производителя высокая эластичность предложения означает, в частности, возможность маневрировать условиями и результатами своей деятельности. Например, изменять ассортимент, технологию и объем выпускаемой продукции. Закономерно, что все это позволяет, приспосабливаясь к рыночной конъюнктуре, перекладывать большую долю налога на потребителя. И наоборот, производители с неэластичным, "негибким" предложением вряд ли смогут переложить налоговое бремя на потребителей, что и отразила наша модель на рис. 4.24 а.

В целом результаты введения новых налогов при разной степени эластичности спроса и предложения сведены вместе в табл. 4.3.

Проблема государственного вмешательства в целом

Оба рассмотренных нами направления вмешательства государства в рыночный механизм ценообразования исходят из предпосылки, что государство заботится о благосостоянии общества. Однако на деле последствия такого вмешательства противоречивы.

Вмешиваясь в рыночное ценообразование, государство меняет размеры и направления денежных потоков, идущих от потребителей к производителям, т.е., по сути, ограничивает свободу потребительского выбора и берет на себя те функции, которые в идеальной рыночной модели должен выполнять потребитель. В результате снижается экономическая эффективность, возрастают административные затраты и бюрократическая опека. Рынок сопротивляется вмешательству извне и мстит за него. Рост бюрократии в свою очередь тянет за собой ряд очевидных, особенно в условиях России, последствий от искажения информации о реальных экономических процессах до возрастания коррупции.

Тем не менее без государственного вмешательства не существует современный рынок. Вмешательство в экстремальные экономические ситуации, угрожающие обществу; устранение нарушений, вносимых несовершенством рынка; поддержка отдельных субъектов экономики; наконец, сбор налогов, необходимых для нормального функционирования современного общества, - вот далеко не полный перечень основных мотивов вмешательства государства в установление рыночного равновесия. И задача общества - не устранить это вмешательство, а свести к минимуму его негативные последствия.



здесь можно вывести два правила:

1) Чем менее эластичен спрос на товар, тем большую часть бремени налога производитель переносит на покупателя, при условии, что предложение постоянно.

2) Чем менее эластично предложение на товар, тем большую часть налога платят производители при условии, что спрос постоянный.

Бремя налогов представляет собой общую сумму платежей, которая, в конечном счете, в той или иной форме возвращается налогоплательщикам. Но есть избыточное налоговое бремя. Суть в том, что большинство налогов создают общее налоговое бремя на экономику, превышающее налоговые поступления. Избыточное бремя, которое выражает падение объема производства ниже оптимального уровня, это означает одновременно потерю для общества чистой выручки. Величина избыточного бремени в значительной степени зависит от эластичности спроса и предложения и, если продолжить анализ, то придем к следующим выводам:

1) Размер избыточного бремени налога варьируется на разных рынках в зависимости от спроса и предложения.

2) При прочих равных условиях, чем больше эластичность спроса и предложения, тем больше избыточное бремя вводимого налога.

3) Два налога, дающие одинаковое поступление в бюджет не обязательно влекут за собой одинаковое, общее в том числе избыточное налоговое бремя.

Все вместе взятое необходимо учитывать правительству при выработке налоговой политики, а плательщикам при налоговом планировании.

Налоги не всегда исходят из тех источников, которые подлежат обложению, согласно закону. Некоторые из них частично могут быть переложены на другие части национальной экономики или слои населения. Следовательно, в рамках налоговой политики важно определить сферу возможного влияния и выявить конечные пункты, куда перемещаются налоги. Это глубоко скрытый процесс, который не виден в реальной жизни, но может быть спрогнозирован.

Переложение налогового бремени.

1) Личный подоходный налог (налог на з/п, наследство и дарение). Возможность переложения этих налогов незначительна, но могут быть исключения:

- например лица или группа лиц, которые могут контролировать цены на свой ТИУ (врачи, юристы, различные товарищества и другие). При введении дополнительных налогов или повышении ставок могут на соответствующие суммы поднять расценки на свой ТИУ, чтобы компенсировать налоги.

- профсоюзы могут рассматривать личный подоходный налог как часть стоимости жизни и при его повышении вести переговоры о повышении уровня з/п. Отсюда, возможность переложить часть бремени этого налога от работающих на работодателей, следовательно работодатели рассматривают этот рост з/п как рост издержек и повышают цену на производимую продукцию, тем самым переносят полученное от работающих бремя налога на потребителя своей продукции. Тоже самое можно сказать о налога на зарплату и налоге с наследства.

2) Налог на прибыль корпораций. Сфера действия этого налога менее определена, однако и здесь имеются возможности переложения бремени. Возможными сферами переложения могут быть:

а) если предприятие само устанавливает цены и они приносят максимальную прибыль, то рост ставок налога на прибыль и изъятие ее части, как правило, не приводят к резкому снижению прибыльности. В этом случае акционеры несут основную часть бремени в виде низких дивидендов или в виде снижения части нераспределенной прибыли.

б) но фирма может перенести бремя с одной стороны на покупателей через повышение цен на свою продукцию или на поставщиков ресурсов через снижение цен на ресурсы.

Однако как отмечают эксперты в развитых странах н/п, контролирующие рынок, не спешат устанавливать цены, приносящие максимальную прибыль.Поэтому начинают выплачивать налоги по повышенным ставкам, затем обосновывают рост издержек высокими налогами и в конечном счете повышают цены, перенося бремя на покупателей, таким образом часть налога на прибыль корпораций благополучно может быть распределена между владельцами акций, покупателями ТИУ, продавцами ресурсов.

3) Косвенные налоги.

Это самые скрытые налоги, поэтому их легко переложить на покупателей через более высокие цены. При этом существует разница в перенесении бремени между налогом с продаж, НДС и акцизами. Первые распространяются практически на все товары, поэтому у покупателей маленькая возможность переориентировать свои расходы на товары с низкими ценами. Акцизами облагается ограниченный круг товаров, следовательно возможности замены шире, но во многих случаях повышение цен с ростом акцизов мало сказывается на объемах продаж так как мало хороших товаров – заменителей, а поэтому оттока покупателей практически нет. Таким образом эти налоги обычно в основном ложатся на покупателей.

4) Поимущественные налоги дают мало возможностей для переложения бремени. Даже если владелец имущества в связи с высокими налогами не захочет от него избавится, он получит цену более низкую, учитывающую будущие высокие налоги иначе с арендодателями, так как в этом случае налог на имущество может быть полностью включен в арендную плату. Как видели переложение налогового бремени является одной из форм уклонения от налогов.

Тема 4. Налоговое планирование.

Читайте также: