При таможенном декларировании сумма пеней за нарушение срока уплаты налога может исчисляться

Опубликовано: 22.04.2024

Что нужно учитывать при расчете пени?

Статья 330 ГК РФ содержит исчерпывающие данные о том, каким именно образом производится расчет пени за просрочку платежа. В соответствии с этим, следует ориентироваться на следующие моменты:

  1. Нужно определить сумму, от которой и будет производиться начисление пени за просрочку платежа. Речь может идти обо всей сумме по договору или же о неуплаченной заказчиком части. Пункт договора об ответственности сторон непременно должен содержать информацию, позволяющую решить этот вопрос.
  2. Размер используемой процентной ставки. Именно этот показатель и будет являться мерой ответственности за нарушение договора. Процент указывается в договоре.
  3. Время, прошедшее с того момента, как условия договора стали считаться нарушенными.

Налоговая ставка, льготы и кадастровая стоимость в расчете

Размер ставки определяется местными органами власти. Но при этом учитывается верхняя граница, которая регламентируется ст.394 НК РФ. Чтобы налогоплательщик узнал ставку, которая действует в его регионе нужно обратиться в местный орган ИФНС. Таким образом, удастся избежать начисления пени по земельному налогу для юридических лиц или переплаты, если оценка была сделана с неверным показателем.

Правда, в большинстве случаев ставка является стандартной и указана в ст.394 НК РФ. Она составляет 0.3%, но только при условии, что на местном уровне этот показатель не был изменен. Именно потому так важно уточнение.

Точно так же нужно сделать с льготами, если они предусмотрены для налогоплательщика. Их условия часто имеют территориальную привязку, потому для правильного расчета пени по земельному налогу эти данные нужно выяснить. Для этого следует обратиться в местную налоговую инспекцию (посмотреть на сайте).

Перечисленные выше единицы являются фиксированными, потому для уменьшения размера пени за земельный налог пытаются спекулировать на кадастровой стоимости. Такая процедура будет иметь смысл только в следующих случаях:

  • если изменились качественные или количественные характеристики земли;
  • в Росреестре указаны ошибочные сведения;
  • было представлено решение суда.

Если эта единица будет снижена, снизится сам налог, а значит и пеня за него.

Претензия по пени по договору

Как получить неустойку и выставить пени за просрочку?

Если между двумя сторонами, отношения которых зафиксированы договором, возникли спорные ситуации, можно для начала попытаться решить вопрос миром, без обращения в государственные органы.

Так, для начала стоит составить претензию, в которой следует указать суть, реквизиты сторон, производится расчет самой неустойки, а также предложения об ее уплате с обязательным обозначением способа и даты оплаты.

Если такой подход не привел к желаемому результату, вы вполне можете обратиться в суд. Но учитывайте, что в этих органах от вас непременно потребуют претензию, оправленную вами в адрес второй стороны договора, которая, по сути, и является первым шагом решения конфликта.

Но при участии судебных органов, рассмотрение дела может занять длительное время, поэтому сначала попытайтесь договориться с виновником недоразумений и помните, что любой вопрос можно попробовать решить мирным путем, а если это не помогает, уже потом переходить к более активным действиям и защите своих интересов с помощью государственных органов и судебных инстанций.

ПОЛЕЗНО: смотрите видео с дополнительными советами по составлению претензии по пени, а также заказывайте у нашего адвоката помощь по вопросу

Расчет пени по договору

Формула расчета неустойки: как выставить пени по договору?

Существует специальная формула, отвечающая на вопрос о том, как рассчитать пеню за каждый день просрочки. Выглядит она таким образом:

сумма договора × ставка в процентах × период просрочки

О том, как найти все эти данные, было написано выше. Кстати, второй стороной может быть заявлено требование о снижении неустойки, что вполне законно, если руководствоваться ст. 333 ГК РФ со ссылкой завышенности штрафных санкций (читайте про уменьшение пени по ссылке).

Особенности расчета по новым правилам

Онлайн калькулятор земельного налога поможет определить, сколько нужно заплатить. Организации обязаны самостоятельно рассчитывать размер взносов. Новая практика начала действовать с конца 2019 года. Также самостоятельно нужно подавать декларацию ИФНС.

Формула для расчета выглядит следующим образом:

  • налог = кадастровая стоимость ЗУ х ставка налога

Но прежде чем делать расчет следует принять во внимание, что нужно знать кадастровую цену участка, на который рассчитывается налог. Причем цена должна быть актуальной, то есть, выставленная не раньше 01.01.2020 года. Узнать её можно на сайте Росреестра.

Есть нюанс, если владелец земли имеет налоговые льготы на неё (ст.395 НК РФ). В таком случае расчет делается таким образом:

  • налог = кадастровая цена — сумма льготы х ставка

Зная рассматриваемые формулы, можно гораздо проще рассчитать пени по земельному налогу. Более того, правильный подсчет позволит избежать её появления. Но даже если пени начислили, рассчитать её можно с помощью виртуального калькулятора – инструмента доступного на сайте Prav.io.

Порядок взыскания пени по договору в суде

Для взыскания пеней по договору в суде является обязательным соблюдение досудебного порядка. Итак, для того, чтобы взыскать пени в суде выполните следующие действия:

  • Подготовьте письменную претензию в адрес контрагента с расчетом размера пени и предложением произвести оплату пеней в добровольном порядке
  • Направьте или вручите под подпись претензию контрагенту
  • Выждите срок для ответа на претензию, установленный договором или 30 дней после направления претензии
  • При отсутствии добровольной оплаты подготовьте иск в суд о взыскании пени по договору

ВНИМАНИЕ: с учетом суммы требований, может понадобиться подготовка не иска, а заявления о выдаче судебного приказа

Правила начисления пени за нарушение сроков уплаты налоговых платежей

Обязанность уплатить налоги вменяется каждому налогоплательщик (п. 1 ст. 45 НК РФ), за некоторыми исключениями, указанными в законе. Налоговые платежи необходимо уплачивать строго в пределах установленных сроков. Можно оплатить требуемую сумму досрочно, но не позднее определенной законом даты. Если срок будет нарушен, то на сумму долга налоговая начисляет пени в виде процентов. Начисление пени происходит за каждый просроченный день, со следующего дня после наступления срока для оплаты налоговых платежей (ст. 75 НК РФ).

Отсутствие своевременной оплаты налога влечет за собой направление неплательщику соответствующего требования о погашении долга (ст. 69 НК РФ).

Платежные поручения, направленные Обществом с октября 2015 г. по ноябрь 2021 г. в банк для уплаты налогов, помещались в картотеку распоряжений из-за решения о наложении ареста на расчетный счет Истца. Позднее они были аннулированы Обществом и отозваны.

Из имевшихся документов следовало, что налоговая на протяжении года адресовала Обществу девять уведомлений с требованием об уплате возникшей задолженности. Несмотря на получение Истцом данных требований, долг так и не был оплачен. Учитывая указанное, инспекция вынесла решения в прядке ст. 46 НК РФ о взыскании с Истца суммы за просрочку в размере 160 млн. руб. Долг подлежал взысканию с расчетного счета Истца.

Срок оплаты пени по договору

Оплата пени по договору может производиться добровольно, несколькими суммами, с учетом срока, за который начисляются пени.

Может быть установлен срок оплаты в претензии стороны договора. Если в указанный срок оплата не произведена, тогда сторона может обратиться в суд с иском.

Однако, существуют сроки давности, в том числе, по уплате пеней по договору. Какой же это срок? Срок давности по пеням по договору составляет 3 года, он еще называется срок исковой давности. Соответствующий срок исчисляется по каждому дню, т.е. пени начисляются, как правило, за каждый день, например, просрочки уплаты платежей, то соответственно из срока давности вычитаются дни, превышающие 3 года, и расчет осуществляется за дни, которые вошли в данный срок.

При этом, даже если истекут сроки давности, никто не запрещает должнику исполнить требование взыскателя. Истечение срока исковой давности может повлиять только на судебную защиту стороны взыскателя, т.е. является основанием для отказа в иске.

Как рассчитывается пеня

Если средства за 2021 год не были внесены до 03.02.2020 (вообще-то до 1 числа, но дата выпала на выходной, потому была перенесен на 3 число), расчет пени по земельному налогу в калькуляторе потребуется прямо сейчас. Но на местном уровне иногда устанавливаются даты, которые используются только в конкретном регионе, потому сроки могут сдвигаться.

Также на начисление пени может влиять периодичность уплаты. Например, средства можно вносить с квартальной периодичностью, ежемесячно или сделать единственный годичный платеж. Этот фактор необходимо уточнить в местном ИФНС и указывать в калькуляторе при расчете.

Другими словами, прежде чем рассчитать пени по земельному налогу в калькуляторе необходимо выяснить размер налога, а также срок, на который его уплата была просрочена. Дальше нужно просто внести все переменные в обозначенные поля, и подождать пока данные обработаются.

Ограничение размера пени по договору

Договором может быть ограничен размер пени. Каким образом, можно ограничить пени по договору?

В договоре может быть прописано, что пени не могут превышать цену договора. Таким образом, если размер пени будет превышать цену договора, то в любом случае взысканию будут подлежать только пени в размере цены договора.

Также размер пени можно ограничить, установив какой-то процент от размера задолженности. Например, 5% от неоплаченной суммы задолженности.

В договоре можно предусмотреть, в каких процентах взыскивается пени и установить верхний предел, например, 0,,1% за каждый день просрочки, но не более 10% от стоимости не поставленного товара.

Можно также предусмотреть какой-то иной вариант ограничения размера пени по договору.

Пени по налогу на имущество физических лиц откладываются

06 дек 2021 Ирина Чайковская Все авторы

Сегодня поговорим об оплате налога на имущество физических лиц, то есть нас с вами, граждане Российской Федерации. Какое наше имущество подлежит обложению налогом? Это так называемое недвижимое имущество: комнаты, квартиры, жилые дома, гаражи. Для справки — владение автомобилем облагается транспортным налогом, владение землей облагается земельным налогом. У этих налогов есть одно общее – срок оплаты – до 1 декабря текущего года.

Напоминаю, что в этом году мы платим налоги за 2016 год.

Итак, откуда гражданин узнает о начисленных ему налогах? Первое, из почтового ящика. Туда приходит бумажное уведомление, а, может, и не приходит, теряется в пути. И, если у гражданина нет личного кабинета на сайте , на крайний случай на сайте , то он не скоро узнает о самом налоге и, бонусом, о начисленных ему пенях. И это второй путь получения налогового уведомления. Наконец, третий путь – подписка в своем банке на получение счетов и требований от различных организаций.

Если с первым путем получения требования все предельно ясно, им обычно пользуются люди старшего поколения, то второй и третий уже для более-менее продвинутых. Есть еще такой экзотический, но очень действенный способ, как поход в свою налоговую инспекцию, но это не для ленивых.

В этом сезоне налоговое ведомство работало не очень шустро, видимо, очень напрягалось с повсеместным введением онлайн-касс. И совсем забыло про нас, физических лиц. Например, требования в моем личном кабинете появились лишь 29 ноября, когда до окончания срока платежей осталось всего два дня. Таких, как я, немало в этом году. Есть и такие, кто требований в личном кабинете не увидел вообще. Ну, или увидел только после 1 декабря. Здесь настоятельно рекомендую делать скрин-шот своей личной странички для дальнейшего разбирательства с налоговым ведомством. Кстати, если требований нет на сайте налогового ведомства, то и появиться на сайте госуслуг им тоже неоткуда. И, наконец, подписка в банке. Нет на сайтах, нет и в банке. Но в этом году отличился Тинькофф Банк. По сообщению наших читателей, требования в их личном кабинете налогового органа были, а вот в банке их не было. Собственно, и мои требования появились в личном кабинете банка только после 29 ноября, когда я их уже оплатила.

Следите за своими обязательствами перед государством, иначе пеней не миновать.

Но не все так печально. 27 ноября наш законодатель принимает , где разрешает регионам продлевать период неначисления пеней по налогу на имущество физических лиц за 2021 год до 01.07.2018 года. Москва подхватывает эту инициативу, о чем сообщается на Московской городской думы. То есть для москвичей продлен срок начисления пеней на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц за период 2016 года до 01.07.2018 года. А что это означает на практике? Налог можно будет оплатить и после 1 декабря.

Еще раз напоминаю, что эта радость не распространяется на транспортный и земельные налоги. По ним и оплаты и пени в старом режиме.

Следите за нормативными актами своих субъектов Российской Федерации.

Теги: налог на имущество физлиц налог на квартиру ФЗ-335 пеня по налогу на имущество Тинькофф Банк Налоги

Похожие материалы:

— Обезличенные металлические счета. Налогообложение доходов
— Выгрузка годового отчета Interactive Brokers для налоговой декларации

— История оздоровления банковского бизнеса современной России. Продолжение

Комментарии ()

  1. Сергей! 06 декабря 2021, 18:25 0
    Москвичам, с их атомными начислениями, дают возможность отдышаться))

    Ирина 06 декабря 2021, 18:51 0

Сергей, никто не мешает субъектам РФ принять точно такой же закон на основании Федерального закона. Насколько я знаю, в прошлом году была такая же поправка, и ряд субъектов ее принял. А по поводу москвичей… что вам сказать, здесь ведь тоже живут люди, большинство из них здесь и родились, а вот доходы их совсем не успевают за ростом озвученной средней московской зарплаты. И многих бьет по карману необходимость платить налоги эти.

Написать комментарий

Исполнение решения по взысканию пеней

Решение суда о взыскании пеней может быть исполнено добровольно должником или же суммы по решению могут быть взысканы в принудительном порядке.

Принудительный порядок заключается в подаче в банк, в котором открыт счет должника, исполнительного документа. Банк обязан будет взыскивать средства или наложить арест на счет с учетом заявления взыскателя.

Исполнительный документ можно предъявить судебным приставам, которые вправе проводить определенный комплекс мероприятий, направленных на взыскание задолженности с должника, в том числе, накладывать аресты на счета, запрашивать информацию об имуществе должника, вызывать должника для дачи объяснений и т.п.

Однако, с приставами необходимо постоянно взаимодействовать взыскателю, иначе, исполнительное производство после выполнения на начальном этапе определенных мероприятий, дальше может просто лежать на полке и про него вспомнят ближе к концу года, чтобы прекратить.

Бокова Н. С.

эксперт Контур.Школы по налоговому учету

Пени начисляются, если плательщик налогов или сборов уплачивает налог в более поздние сроки, нежели это установлено законом. Причем уплатить пени - это обязанность плательщика, а не право. Разберем на примерах, как рассчитывают пени.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться способами (ст. 72 НК РФ):

  • залогом имущества;
  • поручительством;
  • пеней;
  • приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика;
  • банковской гарантией.

Что такое пени, в каких случаях исчисляются пени, в каком размере, каков порядок уплаты пени — добровольно и принудительно, — все эти и другие вопросы, связанные с обеспечением исполнения плательщиками и иными лицами своих обязанностей по уплате или перечислению налогов и сборов, регламентированы статьей 75 НК РФ.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Калькулятор пеней

Пени: определение, важные правила

Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Из этого определения вытекают важные моменты:

  1. Заплатить пени — это обязанность плательщика, а не право.
  2. Пени начисляются в том случае, если плательщик налогов или сборов выполняет свою обязанность в более поздние сроки.
  3. Пени — применяются всякий раз, когда налоговые платежи поступают в бюджет с опозданием и не зависят от санкций за налоговые правонарушения.
  4. Пени начисляются не только по платежам на внутреннем рынке, но и в связи с перемещением (т.е. ввозом, вывозом) товаров через таможенную границу Таможенного союза.
  5. Начисление пеней прекращается в связи с уплатой причитающихся сумм налогов и сборов, т.е. сумма пеней фиксируется на дату погашения задолженности и, в случае, если пени лицом не уплачены, то пени на пени не начисляются.

При этом правила начисления пеней распространяются не только на налогоплательщиков, плательщиков сборов, но и на налоговых агентов. Пени начисляются не только на налоговые платежи, но и на авансовые платежи по налогам и сборам, которые организация перечислила с опозданием.

Пени не начисляются, если:

  • у организации есть переплата по соответствующему налогу;
  • пени полностью перекрыты имеющейся переплатой;
  • если переплата возникла по тому же налогу, образовалась ранее возникновения недоимки и полностью покрывает ее. Однако если же сумма переплаты была меньше, чем сумма выявленной недоимки, размер штрафов нужно пропорционально снизить.

Отметим, что переплата — это сумма налогов, пеней и штрафов, которые излишне уплачены налогоплательщиком или излишне взысканы налоговым органом (п. 1 ст. 78, абз. 2 п. 1 ст. 79 НК РФ). Переплата может быть направлена на зачет имеющейся задолженности. Основные правила зачета:

  • налоговые органы обязаны сами зачесть переплату в счет недоимки по налогу, пеням и штрафам (п. 5 ст. 78 НК РФ).
  • зачет производится по видам налогов (федеральные, региональные, местные) (п. п. 1, 5, 14 ст. 78 НК РФ).

Как рассчитываются пени?

Пени рассчитываются за каждый день нарушения срока уплаты налога. Первый день, за который начисляются проценты — следующий день после установленного законом дня уплаты налога (сбора).

Пример 1. Срок уплаты налога — не позднее 28 апреля 2017 г. Предположим, налогоплательщик не уплатил сумму налога 28 апреля 2017 г. Следовательно, начиная с 29 апреля, будут начисляться пени. С датой начала начисления пеней все определенно. Возникает вопрос — по какую дату следует начислить проценты.

Пример 2. Дополним условия примера 1. Предположим, что налогоплательщик уплатил налог 7 мая 2017 года. Возникает вопрос: 7 мая включается в количество дней, за которые налогоплательщику будут начислены пени в связи с нарушением срока уплаты или последний день, за который будут начислены проценты — 6 мая? По этому вопросу однозначной позиции нет.

С точки зрения ФНС России пени надо начислять по день уплаты налога включительно (Разъяснения ФНС России от 28.12.2009). Судебная практика говорит о том, что день уплаты недоимки не включается в число дней, за которые начисляются пени. Таким образом, если учитывать мнение ФНС России то в нашем примере пени должны быть начислены за 9 дней, а согласно судебной практике — за 8 дней.

Вывод: период начисления пеней по налогам и сборам определен не вполне точно и зависит от мнения контролирующих органов и решения судов.

Такая же неопределенность была и по обязательным страховым взносам. Однако, начиная с 1 января 2015 года, период начисления пеней по обязательным страховым взносам определен четко. Согласно п.3 ст. 25 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ: «Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным …. сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно». Таким образом, с 01.01.2015 г. дата погашения недоимки по страховым взносам включается в количество дней, за которые начисляются пени. Важно, что день погашения задолженности — это день подачи в банк платежного поручения на перечисление средств.

Формула расчета пени

Пени рассчитываются в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора, которая равна 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени рассчитываются по формуле:

Сумма пени = Сумма налогов, не уплаченная в срок х ставка рефинансирования (в период просрочки)/300 х Количество дней просрочки

Количество дней просрочки пени по налогам определяется со дня, следующего за сроком уплаты налога, и по день, предшествующий дню его уплаты (п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ, Письмо Минфина от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318).

Например, уплата долга по налогам состоялась 15 февраля 2017 года. В расчете пеней нужно учесть 14 февраля. Дату уплаты (15 число) в расчет включать не нужно.

Продолжив пример 1 и установив, что сумма недоимки составила 100 000 руб., получим сумму пени:

  • согласно позиции ФНС России. Сумма пени = 100 000 х 8,25%/300 х 9 = 247,5 руб.
  • согласно судебной практике. Сумма пени = 100 000 х 8,25%/300 х 8 = 220 руб.

Разница между первым и вторым вариантом незначительная — 27,5 руб.

Можно рекомендовать организации в этой ситуации оценить «стоимость» рисков. Безусловно, если «цена вопроса» высока, надо обращаться в суд и отстаивать свою позицию, тем более, что подавляющее большинство судебных решений — в пользу налогоплательщика и нельзя забывать, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)».

Ставка рефинансирования ЦБ РФ величина не постоянная. Поэтому, е сли ставка рефинансирования (ключевая ставка), действовавшая в период просрочки, менялась, то расчет пеней нужно производить отдельно по каждой ставке.

Продолжим пример 1. Предположим, что ставка рефинансирования с 1 мая 2017 года составила 10%. Тогда размер пени составит:

  • согласно позиции ФНС РФ. Сумма пени = [100 000 х 8,25%/300 х 2] + [100 000 х 10%/300 х 7] = 55 + 233,33 = 288,33 руб.
  • согласно судебной практике. Сумма пени = [100 000 х 8,25%/300 х 2] + [100 000 х 10%/300 х 6] = 55 + 200 =255 руб.

Другая методика расчета пеней в ситуации, если нарушен срок уплаты авансового платежа.

Согласно п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты — до момента наступления срока уплаты соответствующего налога. Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению. Такой же порядок применяется и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.

Таким образом, при расчете пеней, если нарушен срок уплаты авансовых платежей необходимо учитывать, что пени начисляются в зависимости от законодательно установленного порядка и срока уплаты авансового платежа:

Последним днем начисления пеней по ежемесячному авансовому платежу является наиболее ранняя из следующих дат:

Начисленная сумма пеней может быть уменьшена соразмерно если авансовый платеж за отчетный период меньше суммы авансовых платежей, подлежащих уплате в течение отчетного периода

Применяется, например, по налогу на прибыль организаций

Пени начисляются до наиболее ранней из следующих дат:

Начисленная сумма пеней может быть уменьшена соразмерно если сумма налога, исчисленного по итогам налогового периода, меньше суммы авансовых платежей, которые следовало уплатить в течение этого периода

Изменения 2017 года

C 1 января 2017 года порядок расчета пеней по налогам не изменился. Однако с 2017 года налоговое законодательство в полной мере распространяется на страховые взносы (пенсионные, медицинские и страховые взносы по временной нетрудоспособности и в связи с материнством). В связи с этим, с 2017 года пени по указанным видам страховых взносов следует рассчитывать по правилам статьи 75 Налогового кодекса (п. 7 ст. 75 НК РФ в редакции, действующей с 2017 года).

Изменения в расчете пеней произойдут 1 октября 2017 года — пени организации будут рассчитывать по новым правилам, предусмотренным пунктом 4 статьи 75 НК РФ, а именно:

  • за просрочку уплаты налогов или страховых взносов до 30 календарных дней (включительно) процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • за просрочку уплаты налогов или страховых взносов свыше 30 календарных дней процентная ставка пени принимается равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и 1/150 ставки, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

Рекомендуем онлайн-курсы для бухгалтеров – по направлениям НДС, налог на прибыль, УСН. Документ об обучении по итогам тестирования.

image_pdf
image_print

Пени предусмотрены статьей 75 Налогового кодекса. Это санкции за просрочку платежа, по сути, представляющие собой неустойку. Пени начисляются не только по налоговым платежам, но и по многим другим. Так, уплатить их придется тем, кто не вовремя переводит оплату по договору, алименты или коммунальные платежи.

Немного о налоговых пенях

Что касается пеней по налогам и сборам, то с их оплатой сталкиваются время от времени даже самые добропорядочные бухгалтеры и предприниматели. Начисляются они в случае, если платеж просрочен либо уплачен в срок, но не полностью.

Пени могут быть начислены налоговым органом при выявлении им недоплаты и предъявлены налогоплательщику к уплате вместе с суммой долга. Если же компания (ИП) знает о недоимке и собирается ее погасить, то следует самостоятельно рассчитать и уплатить пени.

Расчетный период

Начисляются пени за каждый календарный день просрочки. Исчисление начинается с даты, следующей за последним днем уплаты налога или сбора. У многих возникает вопрос: нужно ли включать в расчет пени последний день — тот самый, когда производится их уплата?

Сразу скажем, что при небольшой сумме безопаснее этот день в расчет включить. Почему? Дело в том, что на протяжении долгого времени все руководствовались позицией ФНС, которая считала, что за этот день уплачивать пени необходимо. Аргумент такой: начисление пени прекращается со следующего дня после уплаты недоимки. Из этого следует, что день уплаты недоимки также входит в расчетный период. Этот вывод поддерживался и судами.

А вот в Минфине считают, что начислять пени за день оплаты не нужно. Однако отметим, что это мнение было высказано в частном письме от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318, адресованном налогоплательщику, а не в разъяснении для налоговых органов, которым они должны руководствоваться. Поэтому не исключено, что ИФНС может потребовать пени и за день, когда они уплачены.

Если же сумма пеней за каждый день внушительная, то можно день выплаты в расчет не включать. Однако не исключено, что свои интересы придется защищать в суде.

Исчисление суммы пеней

Безусловно, пени можно рассчитать за пару минут на специальных калькуляторах, коих немало в интернете. Однако основные правила расчета и формулы знать все-таки необходимо.

Для исчисления пеней используются такие показатели:

  • сумма неуплаченного налога или сбора, с которой они начисляются;
  • расчетный период, то есть число дней начисления;
  • ключевая ставка ЦБ РФ (она же в настоящее время ставка рефинансирования).

Обратите внимание! Если в период просрочки ставка ЦБ РФ менялась, это необходимо учитывать.

Формула расчета будет разной для индивидуальных предпринимателей и организаций.

Расчет для компании

За первые 30 дней просрочки пени рассчитываются по формуле:

Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ / 300) * 30

Начиная с 31-го дня просрочки применяется формула:

Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ / 150) * Число дней просрочки с 31 дня

Затем полученные значения складываются.

Пример. ООО «Ромашка» должна была уплатить до 25 апреля 2018 года налог в сумме 30 000 рублей. Однако по факту задолженность была погашена только 1 августа. Рассчитаем пени.

Общий период просрочки с учетом даты уплаты составляет 98 дней. В течение этого времени ставка ЦБ РФ составляла 7,25% и не менялась.

За первые 30 дней просрочки пени составят: 30 000 * 30 * 7,25% / 300 = 217,50 рублей.

За период с 31-го по 98-й день просрочки, то есть за 68 дней, пени составят: 30 000 * 68 * 7,25% / 150 = 986 рублей.

Общая сумма пени такова: 217,50 + 986 = 1203,50 рублей.

Обратите внимание! Действующий порядок расчета пеней для организаций (с повышением ставки с 31-го дня просрочки) применяется в отношении недоимок, которые образовались после 1 октября 2017 года. Если же выявилась недоплата, возникшая до этой даты, то пени рассчитываются так же, как и для предпринимателей.

Расчет для ИП

Для индивидуальных предпринимателей пени исчисляются вне зависимости от срока просрочки по формуле:

Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ / 300) * Число дней просрочки

Если предположить, что в примере выше фигурантом является не компания, а ИП, то сумма пеней изменится: 30 000 * 98 * 7,25% / 300 = 710,50 рублей.

Выявлена недоплата налога: как избежать штрафа

Статья 122 НК РФ предусматривает штраф в размере 20% от суммы недоимки, который налагается на субъект за несвоевременную (неполную) уплату налога. Однако если налогоплательщик погасит недоимку самостоятельно до того, как налоговый орган о ней узнает, уплатит пени и подаст уточненную декларацию, то штраф начислен не будет. Но для этого необходимо придерживаться такого порядка действий:

  • исчисление суммы пеней;
  • уплата недоимки по налогу и пеней;
  • подача уточненной декларации.

Другими словами, при выявлении задолженности не следует сразу торопиться подавать «уточненку». Ведь как только инспекция ее получит, ей станет известно о недоимке и уже будет повод выписать штраф. Сначала нужно погасить все долги, а потом сообщать о них в ИФНС.

1. В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно в порядке, определенном настоящей главой.

2. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов (статья 320), либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (статья 352).

3. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц производится путем взыскания таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (статья 351), или за счет иного имущества плательщика (статья 353), а также в судебном порядке. Принудительное взыскание с физических лиц производится в судебном порядке.

4. До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей (статья 350), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 352 настоящего Кодекса.

5. Принудительное взыскание таможенных платежей не производится:

  • если требование об уплате таможенных платежей (статья 350) не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с настоящим Кодексом
  • если размер неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации, либо товаров, отправленных в одно и то же время одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, составляет менее 150 рублей

1. При неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок (просрочке) уплачиваются пени.

2. За исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 - 5 настоящей статьи, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов (недоимки). Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки.

3. При выставлении требования об уплате таможенных пошлин, налогов поручителю или гаранту пени начисляются не более чем за три месяца со дня, следующего за днем истечения сроков исполнения обязательств, обеспеченных поручительством или банковской гарантией.

4. При выставлении требования об уплате таможенных пошлин, налогов лицу, ответственному за их уплату, пени начисляются по день выставления требования включительно. В случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, указанные в требовании, пени начисляются в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

5. В случае нарушения срока подачи таможенной декларации при нахождении товаров на складе временного хранения (глава 12) за период временного хранения пени не начисляются и уплате не подлежат.

6. Пени уплачиваются помимо сумм недоимки независимо от применения иных мер ответственности за нарушение таможенного законодательства Российской Федерации.

7. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм таможенных пошлин, налогов или после уплаты таких сумм, но не позднее одного месяца со дня уплаты сумм таможенных пошлин, налогов.

8. Подача заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов не приостанавливает начисления пеней на сумму недоимки.

9. Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным настоящим Кодексом в отношении уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов.

1. Требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты.

2. Требование об уплате таможенных платежей должно содержать сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования, сроке уплаты таможенных платежей в соответствии с настоящим Кодексом, сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных платежей и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком, и об основаниях выставления требования. Форма требования об уплате таможенных платежей устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

3. Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.

4. Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 дней со дня получения требования. В случае неисполнения указанного требования таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей в соответствии с настоящей главой.

5. Требование об уплате таможенных платежей может быть передано руководителю или иному уполномоченному представителю организации или физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования. Если указанные лица уклоняются от получения указанного требования, оно направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате таможенных платежей считается полученным по истечении шести дней со дня отправления заказного письма.

6. При неисполнении требования об уплате таможенных платежей в сроки, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей в соответствии с настоящей главой.

7. Требование об уплате таможенных платежей направляется плательщику независимо от привлечения его к уголовной или административной ответственности.

1. При неисполнении требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки таможенный орган принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банке в бесспорном порядке.

Форма решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке (далее - решение о бесспорном взыскании) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

2. Решение о бесспорном взыскании принимается таможенным органом не позднее 30 дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей.

Решение о бесспорном взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае таможенный орган обращается в суд с иском о взыскании с плательщика сумм таможенных платежей.

3. Решение о бесспорном взыскании является основанием для направления в банк, в котором открыты счета плательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание со счетов плательщика и перечисление на счет таможенного органа необходимых денежных средств.

4. Взыскание таможенных платежей в бесспорном порядке производится с банковских счетов плательщика, за исключением ссудных счетов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Взыскание таможенных платежей с банковских счетов, открытых в иностранной валюте, производится в сумме, эквивалентной сумме подлежащих уплате таможенных платежей в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на день фактического взыскания. При взыскании денежных средств, находящихся на банковских счетах, открытых в иностранной валюте, начальник таможенного органа или его заместитель одновременно с инкассовым поручением (распоряжением) направляет поручение банку плательщика на продажу денежных средств плательщика, хранящихся в иностранной валюте, не позднее следующего дня.

5. Инкассовое поручение (распоряжение) таможенного органа исполняется банком в порядке и в сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для исполнения инкассового поручения (распоряжения) налогового органа.

1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае отсутствия денежных средств на счетах плательщика или отсутствия информации о счетах плательщика таможенные органы вправе взыскивать таможенные пошлины, налоги за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, если эти товары не выпущены для свободного обращения в соответствии с порядком, установленным настоящим Кодексом.

2. Обращение взыскания на товары, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, без направления требования об уплате таможенных платежей допускается только в следующих случаях:

  • если предельный срок хранения товаров на складе временного хранения или таможенном складе истек (статьи 103 и 218)
  • если лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов, не установлено таможенными органами

3. Обращение взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов производится на основании решения суда, если лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является физическое лицо либо лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов, не установлено таможенными органами, или арбитражного суда, если лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, за исключением случаев, когда такие товары переданы таможенным органам в качестве предмета залога (статья 341), а также когда обращается взыскание на товары, предельный срок хранения которых на складе временного хранения или таможенном складе истек.

4. Обращение взыскания производится только на те товары, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные пошлины, налоги, в порядке и в сроки, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

5. Обращение взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов производится независимо от того, в чьей собственности находятся такие товары.

6. Распоряжение суммами, вырученными от реализации товаров, осуществляется в соответствии со статьей 432 настоящего Кодекса.

1. При неисполнении требования об уплате таможенных платежей и недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика либо отсутствии информации о счетах плательщика таможенные органы вправе взыскивать подлежащие уплате таможенные платежи за счет неизрасходованного остатка невостребованных сумм авансовых платежей или денежного залога либо за счет иного имущества плательщика, в том числе за счет наличных денежных средств.

2. Обращение взыскания на суммы авансовых платежей или денежного залога производится в течение сроков хранения этих средств на счете таможенного органа по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего, если плательщик предупрежден об этом в требовании о взыскании таможенных платежей (статья 350). О взыскании сумм таможенных платежей за счет авансовых платежей или денежного залога таможенный орган сообщает в письменной форме лицу, внесшему указанные средства на счет этого таможенного органа, в течение одного дня после взыскания.

3. Взыскание таможенных платежей за счет иного имущества плательщика производится путем направления в течение трех дней со дня принятия начальником таможенного органа или лица, его замещающего, соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации. Исполнение постановления таможенного органа производится судебным приставом-исполнителем в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

1. Банки и иные кредитные организации обязаны исполнять решения таможенного органа о бесспорном взыскании таможенных платежей.

2. Решение таможенного органа о бесспорном взыскании таможенных платежей исполняется банком и иной кредитной организацией в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого решения.

3. При наличии денежных средств на счете плательщика банки и иные кредитные организации не вправе задерживать исполнение решений таможенных органов о бесспорном взыскании таможенных платежей.

4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящей статьей обязанностей банки и иные кредитные организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Положения настоящей статьи применяются также в отношении обязанности банков и иных кредитных организаций по исполнению решений таможенных органов о бесспорном взыскании сумм пеней и процентов.

Думаю многих интересует вопрос о том, в течении какого срока таможенные органы могут доначислить таможенные платежи после того как товары перемещены через границу и выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Будем исходить из того, что при доначислении таможенных платежей таможенным органом должно быть выставлено требование об уплате таможенных платежей. Порядок выставления требования установлен статьей 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации”

Статья 152. Требование об уплате таможенных платежей

1. Требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.

2. В случае, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, в отношении которой в соответствии с настоящим Федеральным законом направляется требование об уплате таможенных платежей, изменилась после направления указанного требования, таможенный орган направляет уточненное требование об уплате таможенных платежей с указанием оснований изменения обязанности. При этом первоначально направленное требование об уплате таможенных платежей отзывается одновременно с направлением уточненного требования об уплате таможенных платежей.

3. При солидарной обязанности плательщиков таможенных пошлин, налогов уточненное требование об уплате таможенных платежей направляется тем же лицам (тому же лицу), которым (которому) было направлено отозванное требование об уплате таможенных платежей.

4. Требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) должно содержать сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования, сроке уплаты таможенных пошлин, налогов, сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения указанного требования плательщиком, и об основаниях выставления такого требования. Форма требования об уплате таможенных платежей и порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

5. Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.

6. Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

7. При проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня получения таможенным органом, производившим выпуск товара, копий акта таможенной проверки и соответствующего решения (соответствующих решений) в сфере таможенного дела.

8. В случае принятия решения о корректировке таможенной стоимости, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в декларации на товары, после выпуска товаров и корректировке ее электронной копии днем обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей считается день заполнения формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, формы корректировки декларации на товары.

9. В акте таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, форма и порядок заполнения которого утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, должны быть указаны:

1) дата и номер соответствующего документа таможенного органа, оформленного по результатам проведения таможенного контроля;

2) номера документов, позволяющих идентифицировать товар, с приложением указанных документов;

3) расчет подлежащих уплате (доплате) таможенных платежей;

4) нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, выявленных по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме.

10. При нарушении требований и условий таможенных процедур, которое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле влечет наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов, требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено не позднее трех месяцев после дня обнаружения указанного нарушения. День обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей в соответствии с частями 6 – 8 настоящей статьи.

11. Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования.

12. Уточненное требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено не позднее 10 рабочих дней со дня подтверждения факта, свидетельствующего об изменении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

13. Срок исполнения уточненного требования составляет не более 10 рабочих дней со дня получения уточненного требования об уплате таможенных платежей.

14. Направление требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) после истечения сроков, установленных настоящей статьей, не является основанием для признания данного требования незаконным.

15. При направлении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) после истечения сроков, установленных настоящей статьей, пени и (или) проценты, подлежащие уплате, начисляются по день окончания указанных сроков включительно.

16. Требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) может быть передано руководителю или иному уполномоченному представителю организации или физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования. Если указанные лица уклоняются от получения указанного требования, оно направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) считается полученным по истечении шести дней со дня отправления заказного письма.

17. При неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) в сроки, установленные настоящей статьей, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящей главой.

18. Требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) направляется плательщику таможенных пошлин, налогов независимо от привлечения его к уголовной или административной ответственности.

Из статьи 152 напрямую не следует, что требование не может быть выставлено позднее какого либо срока, но установлено, что выставлению требования предшествует в обязательном порядке составление В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ акта обнаружения неуплаты таможенных платежей основанного на решении (например решение о классификации) либо составление КДТ при корректировке таможенной стоимости.

Но применительно к сроку составления актов и КДТ срок все же установлен статьей 163 ФЗ-311

Статья 164. Сроки осуществления таможенного контроля

1. Проверка соблюдения положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в отношении условно выпущенных товаров, а также товаров, вывезенных из Российской Федерации под обязательство об обратном ввозе либо в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, допускается в течение сроков нахождения товаров под таможенным контролем либо до завершения действия таможенных процедур временного вывоза или переработки вне таможенной территории.

2. Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение ТРЕХ ЛЕТ с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Также следует учитывать положения части 5 статьи 150 ФЗ-311

согласно которым принудительное взыскание таможенных платежей не производится:

1) если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

2) если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекратилась в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза.

На этот счет имеется разъяснение Пленума ВАС РФ

В целях формирования единообразных подходов к разрешению вопросов, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел, связанных с применением таможенного законодательства, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии со статьей 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановляет дать арбитражным судам (далее – суды) следующие разъяснения.

5. При рассмотрении дел, касающихся правомерности взыскания таможенных платежей, судам надлежит учитывать, что десятидневный срок для направления таможенным органом требования об уплате таможенных платежей, установленный частью 5 статьи 152 Закона о таможенном регулировании, не является пресекательным, поскольку с его истечением право требовать уплаты таможенных платежей не прекращается. В связи с этим направление указанного требования за пределами этого срока не препятствует принудительному взысканию таможенных платежей, если требование выставлено в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании:
– со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, либо
– со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС (предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами при условном выпуске), либо
– со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

8. В силу части 1 статьи 24 Закона о таможенном регулировании, если иное не предусмотрено этим Законом и иными федеральными законами, вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в порядке ведомственного контроля вправе в любое время отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела.

В то же время по смыслу части 1 статьи 99 ТК ТС и части 2 статьи 164 Закона о таможенном регулировании в отношении декларантов и иных заинтересованных лиц срок таможенного контроля, осуществляемого после выпуска товаров, ограничивается тремя годами со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Толкуя указанные нормы во взаимосвязи, судам необходимо иметь в виду, что и в том случае, когда основания для начисления сумм таможенных платежей, пеней, процентов возникли по итогам проведения ВЕДОМСТВЕННОГО контроля, требование об уплате таможенных платежей (статья 152 Закона о таможенном регулировании) может быть направлено декларанту или иному заинтересованному лицу лишь в пределах трехлетнего срока, предусмотренного частью 2 статьи 164 Закона о таможенном регулировании.

При этом названное требование может быть направлено соответствующему лицу не только тем таможенным органом, который осуществил выпуск товара, но и вышестоящим таможенным органом, проводившим ведомственный контроль.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ
от 30 декабря 2010 г. N 2711

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ТРЕБОВАНИЯ
ОБ УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

В целях реализации положений статей 91, 93 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ “О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796), статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252) и обеспечения единообразного применения таможенными органами мер по взысканию таможенных платежей, пеней и процентов приказываю:

1. Утвердить прилагаемую форму требования об уплате таможенных платежей.

2. Начальникам таможенных органов обеспечить соблюдение порядка и сроков направления плательщику требования об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” по форме, утвержденной настоящим Приказом.

3. Признать утратившим силу Приказ ФТС России от 3 декабря 2009 г. N 2183 “Об утверждении формы требования об уплате таможенных платежей” (зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010, рег. N 15961).

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя руководителя ФТС России В.М. Малинина.

советник таможенной службы

к Приказу ФТС России

от 30 декабря 2010 г. N 2711

Требование об уплате таможенных платежей

(в случае направления настоящего требования заказным письмом с уведомлением делается отметка таможенного органа о вручении организации или физическому лицу заказного письма согласно полученному уведомлению о вручении либо дата получения заказного письма, определяемая в соответствии с таможенным законодательством)

Если требование об уплате таможенных платежей направляется плательщику согласно ч. 11 ст. 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации”, таможенным органом указывается срок уплаты – 20 дней, если плательщику направляется уточненное требование об уплате таможенных платежей согласно ч. 13 ст. 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации”, таможенным органом указывается срок уплаты – 10 рабочих дней.

Приказ ФТС России от 30 декабря 2010 г. N 2708
“Об утверждении формы акта таможенного органа об обнаружении
факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей
и порядка его составления”

В соответствии с положениями статей 91, 93 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ “О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796), статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252) и в целях обеспечения единообразного применения таможенными органами мер по взысканию таможенных платежей, пеней и процентов ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить форму акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей (далее – акт) (приложение N 1) и порядок составления акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей (далее – порядок) (приложение N 2).

2. Начальникам таможенных органов обеспечить соблюдение порядка и сроков составления акта в соответствии с пунктами 6, 7 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации”.

3. Признать утратившим силу Приказ ФТС России от 18 февраля 2010 г. N 330 “Об утверждении формы акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей и порядка его составления” (зарегистрирован Минюстом России 13.04.2010, рег. N 16897).

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя руководителя ФТС России В.М.Малинина.

Читайте также: