При помещении товара в таможенную процедуру таможенного склада ввозные таможенные пошлины

Опубликовано: 17.04.2024

Товары, ввозимые на территорию России, проходят таможенную очистку. На время оформления документов, определения типов и размеров пошлин, разрешения спорных ситуаций груз перемещают на таможенный склад (ТС). Термин означает не только место временного хранения товаров, но и специальный режим.

Что такое таможенный склад?

Термин используется для обозначения таможенной процедуры и непосредственно склада либо территории хранения без уплаты сборов. В это время ввозимый товар находится под контролем таможенных служб. На время хранения не нужно оформлять лицензию и оплачивать пошлину.

Типы таможенных складов

  1. Открытые. В них помещают любые товары, которые законодательство разрешает ввозить на территорию РФ. Организует открытые ТС таможня либо компания, состоящая в Реестр владельцев таможенных складов. Открытые ТС доступны для всех лиц. Собственник складских помещений не вправе никому отказывать в размещении груза и принимает его после подписания договора.
  2. Закрытые. Предназначены для хранения товаров собственника ТС без уплаты каких-либо налогов и сборов. Доступ к грузу открыт только для его собственника и конкретного сотрудника таможни. Складские помещения такого типа создают организации, также состоящие в Реестре владельцев ТС.

В размещении на открытом ТС могут отказать, если товар запрещен к хранению или имеет маленький срок хранения. Поэтому на ТС берут отправления со сроком хранения не меньше 25 недель. Отчет начинается с даты, когда заполняется таможенная декларация.

Отдельным пунктом идут опасные грузы. Для их хранения владелец складского помещения заранее подготавливает специальное место. О прибытии подобных отправлений таможню необходимо предупреждать заранее.

Таможенный терминал

Требования к таможенным складам

К таможенным складам предъявляются следующие требования:

  • Обеспечение безопасного хранения товаров;
  • Обеспечение всех условий для сохранности целостности и качественных показателей грузов;
  • Создание условий для контроля товара таможенным ведомством.

Если складское помещение или территория не соответствует хотя бы одному условию, таможня откажет перевозчику или грузополучателю в размещении грузов. Чтобы не оказаться в такой ситуации, необходимо заранее подыскивать ТС, который отвечает специфике перевозимого товара и обеспечит все необходимый режим.

Для обеспечения необходимых условий каждый ТС имеет следующую оснастку:

  • Весовое оборудование;
  • Средства связи;
  • Оргтехнику;
  • Систему товароучета.

Каждое место на складе имеет маркировку с информацией о массе грузов, дате завершения срока хранения на ТС.

Условия для помещения товаров на склад

Размещение груза на ТС согласует таможня. Разрешение от ведомства можно получить по завершении декларирования товара на основании заявления. В документе необходимо отразить следующие сведения:

  • Название импортируемой продукции;
  • Таможенная стоимость отправления;
  • Основания размещения на ТС;
  • Местоположение ТС.

К заявлению прикладываются техпаспорт, договор с собственником складского помещения, подтверждение возможности размещения товаров на ТС.

На основании указанных документов таможня принимает решение разрешать или отказать в размещении отправления на выбранном ТС. Так как контроль размещения товаров обязателен, проверяющим необходимо предъявить складскую квитанцию. Документ представляет собой специальный бланк, который заполняет и подписывает собственник ТС. Товары, не требующие специальных условий хранения, могут быть помещены на открытых платформах. Негабарит, который из-за размеров нет возможности поместить на выбранном складе, разрешается оставить снаружи. В таком случае от таможни нужно получить разрешение и груз должен быть размещен как можно ближе к ТС.

Особые условия предусмотрены для опасных грузов и товаров с коротким сроком хранения либо реализации. Для их размещения необходимо предусмотреть помещения со специальными условиями. Какое складское помещение отвечает условиям хранения конкретного груза, можно узнать у сотрудников таможни.

Склады для размещения наливных, рассыпных грузов, не обязаны соответствовать всем условиям к организации режима ТС. Такая категория продукции не требует особых правил хранения.

В грузовик насыпают груз

Какие товары нельзя хранить на таможенном складе?

Таможенные склады отрытого типа обязаны принимать на время растаможки любые грузы. Однако есть исключения из правила. Решение Комиссии Таможенного союза № 375 от 20.09.2010 запрещает размещать на ТС следующие категории товаров:

  • Не разрешенные к импорту на территорию России и экспорту из страны грузы;
  • С истекающим сроком годности либо реализации;
  • Ядерную продукцию;
  • Грузы, имеющие военное назначение;
  • Химические соединения, средства для создания химоружия;
  • Радиоактивные соединения;
  • Яды;
  • Наркотики и приравненные к ним вещества;
  • Взрывчатку;
  • Опасные отходы и т.д.

Также невозможно получить разрешение на размещение опасного груза, если на складе отсутствуют необходимые условия. Поэтому о перевозке такой категории товаров таможню предупреждают заранее.

Опасный груз

Особенности и условия хранения товаров на таможенном складе

С товаром, размещенным на ТС, запрещено свободное обращение. По условиям режима, здесь разрешено проводить осмотр, взвесить, измерить и перемещать груз. Изменять товарные характеристики, маркировку, состояние груза, его упаковки, использовать товар категорически запрещено. Под контролем специалистов таможни разрешается:

  • Выполнить сборку;
  • Отобрать пробы;
  • Подготовить к реализации или дальнейшей транспортировке;
  • Разделить партию товара;
  • Сортировать;
  • Упаковывать;
  • Маркировать;
  • Улучшить товарный вид;
  • Провести техобслуживание (при необходимости).

Кроме того, разрешается продавать, передавать право владения грузом с внесением изменений в товаросопроводительные и транспортировочные документы.

Проверка товара перед помещением на склад

Перед размещением на ТС определяется срок хранения отправления. Для этого проверяют качество продукции, ее характеристики и подбираются соответствующий режим хранения. В рамках проверки специалисты осматривают, измеряют габариты и вес груза. После получения разрешения таможни исследуют пробы, затем товар маркируют, складывают в упаковки.

Если в ходе проверки выясняется, что срок годности или реализации продукции истек, ее отправляют в пункт назначения либо перемещают на другой склад. Таможня за 15 суток уведомляет владельца груза о просроченности товара или скором истечении срока годности.

Товар, помещенный под режим ТС, постоянно подвергается проверке со стороны представителей таможни. Процедура заключается в визуальном наблюдении за перемещением и хранением груза, совершением погрузочно-разгрузочных операций. Таможенная проверка бывает следующих видов:

  • Периодическая в месте хранения;
  • Разовая при ПРР;
  • Непосредственная;
  • Опосредованная с использованием спецприборов.

В рамках проверки сотрудники таможни получают объяснения, изучают документацию, проводят досмотр грузов, складские территории. Фитосанитарный и ветеринарный контроль – обязательные виды проверок при перевозке продукции растительного и животного происхождения.

Огромный таможенный склад

Сроки хранения

У каждого товара имеется срок хранения на таможенном складе. Его определяет собственник груза с учетом следующих условий:

  • Максимальный срок хранения товара на ТС – 3 года;
  • Грузы со сроком годности хранятся до 24 недель до истечения такого срока;
  • 180 суток – максимальный срок хранения экспортируемых товаров.

Если складское помещение прекращает работу, груз нужно вывезти за 2 месяца с даты закрытия.

Важно! По заявлению владельца товара таможня может увеличить время хранения товара на ТС.

Кто может быть владельцем склада?

Чтобы стать собственником таможенного склада, необходимо выполнить следующие условия:

  • Зарегистрировать юридическое лицо;
  • Приобрести или взять в аренду помещение, подходящее для хранения грузов;
  • Оплачивать таможенные пошлины (при наличии задолженностей и неуплаченных пеней таможня не согласует размещение отправления на ТС);
  • Зарегистрироваться в Реестре владельцев таможенных складов через ФТС.

Кроме того, собственник открытого ТС должен застраховать риск гражданской ответственности.

Ограничения при организации таможенных складов

Предприятие должно отвечать следующим условиям:

  • Не являться государственным унитарным предприятием;
  • Не находиться в ведении ФТС;
  • Не должно сотрудничать с юрлицом, подконтрольным ФТС;
  • Обеспечить условия для организации таможенного контроля;
  • Организовать учет грузов и отчитываться перед таможней;
  • Обеспечить полную безопасность товаров;
  • Своевременно извещать ФТС об изменениях сведений, касающихся Реестра собственников ТС.

Размещение груза под режим таможенного склада – обязательный этап ВЭД. С одной стороны, он позволяет хранить товары без уплаты пошлин, с другой – обязывает владельцев складских помещений и груза согласовывать каждое действие с таможней. Плюс такого режима – обеспечение полной сохранности груза до окончания растаможки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 127 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза, и иные товары в случаях, установленных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, для нахождения и использования на таможенной территории Евразийского экономического союза, вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза подлежат помещению под таможенные прaоцедуры, если иное не установлено Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.

В соответствии с пунктом 2 статьи 127 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в зависимости от целей нахождения и использования товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза, их вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза в отношении товаров применяются следующие таможенные процедуры:

При совершении таможенных операций в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), необходимо руководствоваться:

При совершении таможенных операций в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, необходимо руководствоваться:

Таможенная процедура экспорта - таможенная процедура, применяемая в отношении товаров Евразийского экономического союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Евразийского экономического союза для постоянного нахождения за ее пределами.

При совершении таможенных операций в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру экспорта, необходимо руководствоваться:

Таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.

При совершении таможенных операций в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного транзита, необходимо руководствоваться:

При совершении таможенных операций в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного склада, необходимо руководствоваться:

Таможенная процедура переработки на таможенной территории - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой с такими товарами совершаются операции по переработке на таможенной территории Евразийского экономического союза в целях получения продуктов их переработки, предназначенных для последующего вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, без уплаты в отношении таких иностранных товаров ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.

При совершении таможенных операций в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, необходимо руководствоваться:

Таможенная процедура переработки вне таможенной территории - таможенная процедура, применяемая в отношении товаров Евразийского экономического союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Евразийского экономического союза в целях получения в результате совершения операций по переработке вне таможенной территории Евразийского экономического союза продуктов их переработки, предназначенных для последующего ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза, без уплаты в отношении таких товаров Евразийского экономического союза вывозных таможенных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.

При совершении таможенных операций в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, необходимо руководствоваться:

При совершении таможенных операций в отношении вывозимых с таможенной территории Евразийского экономического союза драгоценных металлов и драгоценных камней в целях переработки, необходимо также руководствоваться Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза драгоценных камней и Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза драгоценных металов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. №30.

При совершении таможенных операций в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, необходимо руководствоваться:

Таможенная процедура временного вывоза - таможенная процедура, применяемая в отношении товаров Евразийского экономического союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Евразийского экономического союза для их временного нахождения и использования за ее пределами без уплаты вывозных таможенных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.

При совершении таможенных операций в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного вывоза, необходимо руководствоваться:

Таможенная процедура реимпорта - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары, ранее вывезенные с таможенной территории Евразийского экономического союза, ввозятся на таможенную территорию Евразийского экономического союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.

При совершении таможенных операций в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру реимпорта, необходимо руководствоваться:

  • главой 31 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза;
  • главой 36 Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»;

Таможенная процедура реэкспорта - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Евразийского экономического союза, в соответствии с которой иностранные товары вывозятся с таможенной территории Евразийского экономического союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) с возвратом (зачетом) сумм таких пошлин и налогов в соответствии со статьей 242 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а товары Евразийского экономического союза - без уплаты вывозных таможенных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.

При совершении таможенных операций в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта, необходимо руководствоваться:

  • главой 32 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза;
  • главой 37 Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».

Таможенная процедура беспошлинной торговли - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Евразийского экономического союза, в соответствии с которой такие товары находятся и реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли без уплаты в отношении иностранных товаров ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.

Таможенная процедура уничтожения - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары уничтожаются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под такую таможенную процедуру.

Таможенная процедура отказа в пользу государства - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары безвозмездно передаются в собственность (доход) государства-члена без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.

Таможенная процедура свободной таможенной зоны - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Евразийского экономического союза, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории свободной экономической зоны или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.

  • главой 27 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза»;
  • Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года;
  • Указом Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 490 «О таможенном регулировании»;
  • Законом Республики Беларусь «О свободных экономических зонах»;
  • Указом Президента Республики Беларусь от 31 января 2006 г. № 66 «Об утверждении положения о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных (особых) экономических зон»;
  • Указом Президента Республики Беларусь от 5 июня 2012 г. № 253 «О создании Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк «Великий камень»;
  • Указом Президента Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 166 «О совершенствовании специального правового режима Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»;
  • постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 ноября 2018 г. № 834 «Об органе, уполномоченном на определение статуса товаров, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или свободного склада»;
  • постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2014г. № 241 «О некоторых вопросах, связанных с завершением таможенной процедуры свободной таможенной зоны (свободного склада)»;
  • постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26 апреля 2012 г. № 11 «О порядке ведения учета и представления отчетности для целей таможенного контроля»;
  • постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 18 июня 2019 года № 26 «Об утверждении Инструкции о порядке согласования с таможенными органами решений администраций свободных (специальных, особых) экономических зон».
  • постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 14 авгуса 2019 года № 39 «О завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны (свободного склада)».
  • главой 28 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза;
  • Указом Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 490 «О таможенном регулировании»;
  • Указом Президента Республики Беларусь от 9 февраля 2012 г. № 55 «Об утверждении Положения о свободных складах»;
  • постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 ноября 2018 г. № 834 «Об органе, уполномоченном на определение статуса товаров, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или свободного склада»;
  • постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2014 г. № 241 «О некоторых вопросах, связанных с завершением таможенной процедуры свободной таможенной зоны (свободного склада)»;
  • постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26 апреля 2012 г. № 11 «О порядке ведения учета и представления отчетности для целей таможенного контроля»;
  • постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 14 августа 2019 года № 39 «О завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны (свободного склада)».

Специальная таможенная процедура - таможенная процедура, применяемая в отношении отдельных категорий иностранных товаров и товаров Евразийского экономического союза, в соответствии с которой такие товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза, находятся и (или) используются на таможенной территории Евразийского экономического союза или за ее пределами без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и (или) их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.

Специальная таможенная процедура устанавливается законодательством государства - члена Евразийского экономического союза в соответствии с условиями и в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии таможенного союза.

При совершении таможенных операций в отношении товаров, помещаемых под специальную таможенную процедуру, необходимо руководствоваться:

Исчисление таможенных пошлин, налогов производится плательщиками самостоятельно, за исключением сумм тех таможенных пошлин, налогов, которые подлежат взысканию. В этом случае исчисление производит таможенный орган .

Исчисление производится в валюте той страны – участницы ТС, в таможенный орган которой была подана декларация. Исключение могут составлять случаи, предусмотренные нормами международных договоров.

Сумма таможенной пошлины определяется при помощи базы для исчисления пошлин и при применении определенного вида ставки таможенной пошлины (далее ставки).

Основанием для определения суммы налогов, которые подлежат оплате (взысканию) при помещении товаров под таможенную процедуру или в случае выявления незаконного перемещения товаров на территории РФ, служит законодательство РФ.

При помещении товаров под процедуру таможенного транзита таможенные платежи исчисляются исходя из требований норм законодательства страны – участницы ТС, таможенный орган которой выпустил товары, а в случае нахождения этих товаров на территории другой страны – участницы – законодательства этого государства.

Но при этом надо учитывать, что общая сумма таможенных платежей в отношении иностранных товаров не может превышать сумму таможенных платежей, которая уплачивалась в случае выпуска этих товаров для внутреннего пользования без учета льгот. Эта сумма может увеличиваться только в результате изменения примененной к товарам таможенной процедуры и, как следствие, изменения ставок пошлин.

Исчисление ввозных пошлин производится на основании ставок, которые действовали на момент регистрации декларации таможенным органом и основываясь на Едином таможенном тарифе (ЕТТ). ЕТТ – свод ставок пошлин, которые применяются к товарам, что ввозятся на территорию ТС из третьих стран. Повышение или понижение ставок относительно ЕТТ происходит, основываясь только на решении Комиссии ТС. Свое решение о применении иных ставок Комиссия принимает по предложению одной из стран – участниц, которое должно иметь обоснование. Применение более высоких ставок может быть предложено, если это необходимо для развития экономики страны – участницы. Применение более низкой – для устранения острого дефицита товара, если дефицит невозможно устранить иным способом.

При исчислении вывозных ставок каждая страна-участница применяет нормы собственного законодательства. Но, для облегчения взыскания вывозных пошлин, каждая страна сформировала перечень товаров, в отношении которых предусмотрено применение вывозных пошлин, а Комиссия ТС, основываясь на национальных перечнях, сформировала сводный перечень таких товаров.

При исчислении налогов каждая страна-участница применяет нормы собственного законодательства. По законодательству РФ основанием для исчисления налогов может быть: помещение товара под таможенную процедуру или выявление факта незаконного перемещения товара на территории, выявление транзитных товаров, которые помещены под процедуру таможенного транзита в иной стране – участнице ТС, но находятся на территории РФ незаконно.

При исчислении сумм таможенных платежей пересчет иностранной валюты в рубли производится по официальному курсу ЦБ РФ, который был установлен на момент регистрации таможенной декларации.

Обязанность по уплате таможенных платежей может возникнуть в отношении товаров, которые:

- незаконно перемещены через границу ТС;
- прибыли на таможенную территорию ТС;
- убыли с таможенной территории ТС (иностранные товары);
- находятся на временном хранении;
- выпускаются до подачи таможенной декларации;
- выпускаются или помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
- выпускаются или помещены под таможенную процедуру экспорта;
- находятся под таможенной процедурой таможенного транзита;
- находятся под таможенной процедурой таможенного склада;
- находятся под таможенной процедурой переработки на таможенной территории или за границами таможенной территории;
- находятся под таможенной процедурой переработки для внутреннего потребления;
- находятся под таможенной процедурой временного ввоза или вывоза;
- находятся под таможенной процедурой реэкспорта;
- находятся под таможенной процедурой беспошлинной торговли (иностранные);
- ввозятся для личного пользования.

Случаи прекращения обязанности по уплате таможенных платежей перечислены в п.2 ст.80 ТК ТС.

Таможенные платежи не уплачиваются:

- при помещении товара под таможенную процедуру, которая не предусматривает уплату пошлин (если соблюдаются условия этой процедуры);
- при ввозе одним отправителем на один адрес одного получателя одним транспортным средством по одному перевозочному документу товаров, общая таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 200 евро. Общая таможенная стоимость товаров, которые ввозятся для личного пользования и могут быть освобождены от уплаты пошлин, может превышать эту сумму;
- при перемещении товаров для личного пользования в соответствии с Соглашением от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершении операций, связанных с их выпуском» ;
- при освобождении товаров от обложения пошлинами в соответствии с требованиями норм ТК ТС, законодательства РФ или международных договоров.

Также обязанность по уплате таможенных платежей может возникать и прекращаться при установлении в отношении товара процедуры таможенного склада или специальной таможенной процедуры.

При незаконном перемещении товаров обязанность по уплате таможенных платежей возникает у лиц, которые принимали участие в перемещении, солидарно.

При установлении сроков уплаты могут действовать:

- нормы ТК ТС;
- нормы международных договоров;
- нормы законодательства РФ.

В соответствии с нормами ТК ТС сроки уплаты таможенных платежей устанавливаются в следующих случаях:

- при незаконном перемещении товара;
- при прибытии товаров на таможенную территорию;
- при убытии товаров с таможенной территории;
- при временном хранении товаров;
- при выпуске товаров до подачи таможенной декларации;
- при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
- при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта;
- при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
- при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада;
- при помещении товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории или вне ее;
- при помещении товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления;
- при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) или временного вывоза;
- при помещении товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли;
- при ввозе товаров для личного пользования;
- при временном ввозе транспортных средств международной перевозки.
- При установлении сроков уплаты международных договоров вступают в силу в следующих случаях:
- при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
- при помещении товаров под таможенную процедуру свободного склада.

Законодательство РФ устанавливает сроки уплаты таможенных платежей относительно товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру.

Законодательство ТС допускает изменение сроков уплаты таможенных платежей. Изменение сроков уплаты может предоставляться в форме отсрочки или рассрочки относительно товаров, которые помещены под таможенную процедуру ввоза для внутреннего пользования. Изменение сроков уплаты таможенных платежей может предоставляться на всю сумму таможенных платежей, либо на их часть. На территории РФ решение об изменении сроков уплаты принимает ФТС РФ в течение 15 дней со дня подачи плательщиком письменного заявления. Решение об изменении предоставляется заявителю в письменной форме.

Для положительного результата при рассмотрении, заявление должно содержать следующие данные:

- о плательщике;
- о наименовании товаров;
- о реквизитах внешнеторгового (международного) договора;
- с основаниями для предоставления изменения уплаты;
- с суммой пошлины, относительно которой запрашивается изменение;
- о сроке, на который запрашивается изменение;
- о графике погашения (в случае предоставления рассрочки);
- о наличии фактов, которые могут стать основанием для отказа в предоставлении изменения.

Более детально изменение сроков уплаты регламентирует Соглашение от 21.05.2010 «Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин» . Ст. 6 этого соглашения содержится перечень факторов, которые могут быть основанием для предоставления изменения сроков уплаты.

Основанием для отказа в предоставлении изменения сроков уплаты могут стать следующие факторы:

- наличие у заявителя задолженности по уплате пошлин;
- в отношении заявителя возбуждена процедура банкротства;
- в отношении заявителя возбуждено уголовное дело за преступление в таможенной сфере;
- отсутствие необходимых документов и данных.

Максимально возможный срок изменения уплаты – 6 мес., но по отдельным группам товаров этот срок не может превышать 2 мес. (подп. 3, п.1, ст. 6 Соглашения).

В соответствии с нормами ТК ТС за предоставленное изменение сроков уплаты государство имеет право взимать проценты.

Таможенные платежи уплачиваются в той стране, таможенный орган которой произвел выпуск товара. Исключением являются товары, находящиеся под таможенной процедурой таможенного транзита и товары, которые были незаконно перемещены через границу ТС.

Дата и формы уплаты таможенных платежей регулируются нормами законодательства РФ. Уплата производится на счет Федерального казначейства (ФК) РФ в рублях. Пошлины или налоги на товары физических лиц , которые ввозятся для личного пользования, могут уплачиваться в кассу таможенного органа. Для упрощения уплаты таможенных платежей законодательство РФ предусматривает централизованный порядок уплаты пошлин, при которой суммы таможенных платежей за товары, предполагаемые к ввозу или вывозу на протяжении определенного периода, вносятся на счет ФК. При этом таможенный орган, в который будет подана декларация, значения не имеет.

Для осуществления централизованной оплаты плательщик обязан заключить соглашение о применении централизованного порядка уплаты таможенных платежей с ФТС или иным таможенным органом , перечень которых определяется ФТС. При этом требования к плательщику, заключающему соглашение с ФТС, и требования к плательщику, заключающему соглашение с иным таможенным органом, отличаются. Перечень требований, которым должен соответствовать плательщик, указан в п. 10 и п. 11, ст.116 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» . Соглашение о применении централизованного порядка уплаты таможенных платежей заключается на текущий календарный год.

Осуществление оплаты таможенных платежей возможно при помощи банкоматов, электронных или платежных терминалов.

Для исполнения обязанностей по уплате пошлин законодательство ТС предусматривает обеспечение уплаты таможенных платежей. Обеспечение уплаты таможенных платежей требуется при:

- перевозке товаров, находящихся под таможенной процедурой таможенного транзита;
- изменении сроков уплаты (если такое предусмотрено законодательством ТС);
- помещении товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории;
- выпуске товаров до получения таможенной экспертизы (если такая проводилась);
- иных случаях, предусмотренных законодательством ТС, РФ или международными договорами.

Обеспечение уплаты не требуется в том случае, если сумма таможенных платежей и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 евро (или иных случаях, предусмотренных законодательством ТС, РФ или международными договорами),

Уплата обеспечивается плательщиком, а при процедуре таможенного транзита и иным лицом, которое имеет право владения, распоряжения или пользования товаром.

Обеспечение уплаты предоставляется в:

- таможенный орган, который выпускает товар;
- таможенный орган отправления или назначения при процедуре таможенного транзита;
- иной таможенный орган, который имеет право принять генеральное обеспечение уплаты в случае использования такого вида обеспечения.

При предоставлении обеспечения уплаты таможенный орган обязан выдать сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Генеральное обеспечение применяется в случае проведения одним лицом на территории РФ нескольких таможенных операций на протяжении определенного срока. Таможенный орган, принявший такое обеспечение, обязан выдать подтверждение о предоставлении генерального обеспечения уплаты и вести его контроль. Основанием для выдачи является письменное заявление плательщика. Генеральное обеспечение может предоставляться деньгами, в виде поручительства или банковской гарантии. Генеральное обеспечение редоставляется на срок не менее 1 года.

Уплата таможенных платежей может обеспечиваться:

- деньгами;
- банковской гарантией;
- поручительством;
- залогом имущества.

В случае исполнения обязательства по уплате или не возникновения этого обязательства лицо, предоставившее обеспечение, имеет право на возврат этого обеспечения.

Банковскую гарантию на территории РФ имеют право обеспечивать кредитные или банковские организации, которые включены в Реестр организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов . Этот Реестр ведет ФТС.

Определение суммы гарантии производится на основании сумм таможенных платежей которые подлежат уплате при помещении товара под таможенную процедуру экспорта или выпуска для внутреннего пользования согласно требованиям законодательства РФ. Тарифные преференции и льготы при этом не учитываются. Суммы гарантий для товаров, находящихся под процедурой таможенного транзита должны быть не менее сумм, которые могут быть начислены согласно требованиям норм законодательств других стран – участниц ТС.

При невозможности определения точной суммы обеспечения такая сумма рассчитывается по максимальным ставкам таможенных платежей стоимости и физическим характеристикам.

Отдельные группы товаров могут иметь фиксированные суммы обеспечения уплаты.

При выпуске товаров до окончания дополнительной таможенной проверки (в случае проведения таковой) суммы гарантий уплаты рассчитываются с учетом всех сумм таможенных платежей которые могут быть дополнительно начислены в результате проверки.

ТК ТС предусматривает возможность предоставления льгот при уплате таможенных платежей. К льготам относятся:

- тарифные преференции;
- тарифные льготы (льготы по уплате пошлин);
- льготы по уплате налогов;
- льготы по уплате таможенных сборов.

Дополнительно по теме:

Нуждаетесь в консультации?

Последний раз обновлено:

Если вы заявляете процедуру таможенного склада, ваш товар хранится под таможенным контролем в специально отведенных местах (таможенных складах). При этом из всех обязательных платежей вы должны заплатить только сборы за проведение таможенных операций и хранение.

Под процедуру таможенного склада можно поместить любые иностранные товары, за исключением (ст. 156 ТК ЕАЭС):

  • товаров, срок годности которых на день их таможенного декларирования составляет менее 180 календарных дней. Например, мясо, овощи, фрукты и другие продукты питания, до истечения срока реализации которых осталось меньше полугода;
  • товаров, перечень которых определяет Комиссия Таможенного союза.

Под процедуру таможенного склада можно поместить:

  • товары, которые ранее находились под другими таможенными процедурами;
  • иностранные товары c целью приостановления действия таможенных процедур временного ввоза или переработки на таможенной территории.

Чтобы поместить товар на таможенный склад, вам нужно заключить с владельцем склада договор. За хранение на таможенном складе вы должны уплатить соответствующие сборы. Размер таких сборов устанавливается владельцем склада и прописывается в договоре.

По общему правилу вы должны поместить товар на один из таможенных складов, которые находятся в регионе деятельности вашей таможни.

Таможенный склад – это специально определенное и обустроенное сооружение, помещение и (или) открытая площадка, предназначенные для хранения товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада. Таможенные склады могут быть открытого и закрытого типа.

Если склад доступен для хранения любых товаров и использования любыми лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, то такой склад является складом открытого типа. А если склад предназначен для хранения товаров владельца таможенного склада, то такой склад является складом закрытого типа.

Обратите внимание: если из-за своих габаритов товары не могут быть размещены ни на одном из предлагаемых складов, вы можете поместить их на склад вашей фирмы.

Для этого вы должны представить в ФТС России заявление (в свободной форме), где обязательно нужно указать наименование товаров, их количество и обоснование того, почему они не могут храниться на предложенных таможней складах.

Кроме того, вы должны представить внешнеторговый контракт, заключение таможни о целесообразности и возможности передачи товара вам и договор с владельцем таможенного склада, на котором будут учитывать ваши товары.

Имейте в виду: хотя товары вы будете хранить на складе вашей фирмы, учитывать их будут на одном из таможенных складов.

При помещении товаров под процедуру таможенного склада без их фактического размещения на нем у фирмы могут потребовать обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с российским законодательством.

Срок, в течение которого ваши товары могут находиться на таможенном складе, не должен превышать три года (п. 1 ст. 157 ТК ЕАЭС).

По истечении этого срока нужно заявить другую таможенную процедуру.

Обратите внимание: товары, имеющие ограниченный срок годности, должны быть вывезены с таможенного склада не позднее 180 дней до истечения срока годности (п. 3 ст. 157 ТК ЕАЭС).

ООО «Импортер» ввезло на территорию России партию йогуртов и 12 марта поместило товар на таможенный склад.

Срок годности йогурта истекает 17 октября.

Не позднее 20 апреля (за 180 дней) «Импортер» должен заявить другую таможенную процедуру и вывезти товар с таможенного склада.

Если ваши товары находятся на таможенном складе и вы заявляете другую таможенную процедуру, в течение одного дня вы должны вывезти эти товары с территории склада.

Ответственность за нарушение этого срока предусмотрена статьей 16.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях (штраф для фирмы составит от 5000 до 20 000 руб., для должностных лиц – от 2000 до 10 000 руб.).

Выбирая таможенный склад, обязательно сопоставьте срок действия свидетельства о включении в реестр владельцев таможенных складов и срок, в течение которого вы предполагаете хранить ваш товар на складе. Если срок действия свидетельства окажется меньше необходимого вам для хранения периода времени, придется перемещать товар на другой склад.

Обратите внимание: владельцем таможенного склада может быть российское юридическое лицо, включенное в реестр владельцев таможенных складов.К обустройству, оборудованию и месту расположения таможенного склада предъявляются следующие требования:

  1. помещения должны располагаться только в наземных зданиях или сооружениях, относящихся к недвижимости. Таможенный склад не может располагаться на передвижных транспортных средствах или передвижном транспортном оборудовании;
  2. наличие подъездных путей (в зависимости от вида транспорта);
  3. наличие разгрузочно-погрузочной площадки, прилегающей к помещению таможенного склада;
  4. территория таможенного склада должна иметь ограждение, контрольно-пропускной пункт и быть неразрывной по периметру;
  5. территория и помещения таможенного склада должны иметь обозначение «Таможенный склад» на русском и английском языках;
  6. территория и помещения таможенного склада не должны включать объекты, не связанные с функционированием склада и обеспечением его работы;
  7. на таможенном складе должны быть выделены, обустроены и специально приспособлены помещения, предназначенные для хранения товаров, которые требуют особых условий хранения (если на складе предполагается хранение таких товаров);
  8. должны быть выделены и обозначены любым приемлемым для владельца склада способом (оградительная лента, перегородки, технологические проходы, обозначенные соответствующими табличками и надписями) площади:
    • для хранения до вывоза с таможенного склада товаров, в отношении которых действие процедуры таможенного склада завершено;
    • для товаров, в отношении которых подана таможенная декларация с заявленной процедурой таможенного склада после завершения таможенной процедуры таможенного транзита;
    • для хранения товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта;
  9. наличие весового оборудования с различными пределами взвешивания, обеспечивающего возможность взвешивания товаров, предполагаемых для размещения на таможенном складе, в частности на паллетах, поддонах и других приспособлениях, обычно применяемых для транспортировки;
  10. наличие телефонной и факсимильной связи, множительной техники;
  11. наличие автоматизированной системы учета товаров, совместимой с программными продуктами, разрешенными для использования таможенным органом;
  12. наличие электронной системы размещения и учета товаров (для таможенных складов, оборудованных автоматизированной ячеечной системой хранения товаров), совместимой с программными продуктами, используемыми таможенниками, и позволяющей им контролировать:
    • размещение и нахождение товаров в ячейках;
    • проведение осмотров, измерений, пересчетов, взвешивания товаров работниками склада и лицами, обладающими полномочиями в отношении данных товаров, с определением даты и времени проведения указанных операций;
  13. каждое складское место в целях идентификации товаров, хранящихся на таможенном складе, должно быть снабжено справкой, содержащей сведения:
    • о регистрационном номере декларации на товары;
    • о весе товаров;
    • о дате истечения срока хранения товаров на таможенном складе.

Владелец таможенного склада обязан вести учет товаров, хранящихся на таможенном складе, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах. Подать отчетность можно с помощью сервиса Личного кабинета участника ВЭД.

Склад временного хранения

Следует различать понятия таможенный склад и склад временного хранения.Рассмотрим особенности склада временного хранения (СВХ).

Временное хранение товаров –это хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, без уплаты таможенных пошлин, налогов.

Для помещения товаров на временное хранение в таможенный орган подается комплект документов: транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения).

Места временного хранения товаров — это склады временного хранения, которые должны располагать всем необходимым оборудованием и отвечать всем требованиям по их расположению, обустройству, которые установлены таможенным законодательством.

Обычно временное хранение ассоциируется с хранением на складе временного хранения, однако его осуществление помимо склада временного хранения возможно, в частности:

  • на складе таможенного органа;
  • на складе получателя товаров;
  • в помещениях и на территориях, принадлежащих уполномоченному экономическому оператору;
  • в местах международного почтового обмена;
  • в местах разгрузки и перегрузки товаров;
  • на железнодорожных путях и контейнерных площадках.

На СВХ товар может быть разгружен таможенниками в принудительном порядке в случае наложения ареста на товары при проведении выездной таможенной проверки или в случае обнаружения незаконно ввезенных товаров в Россию.

На складе временного хранения товар может храниться не более двух месяцев (по письменному обращению владельца может быть увеличен до четырех месяцев), затем он должен быть помещен под любую таможенную процедуру, например, выпущен в свободное обращение или заявлен в режим таможенного склада. На СВХ товар может подвергаться операциям необходимым для обеспечения его сохранности в неизменном состоянии, включая исправление поврежденной упаковки.

Обратите внимание: для помещения товара на склад временного хранения не требуется помещение товара под какой-либо определенный таможенный режим. Однако по истечении срока временного хранения грузы, не помещенные под таможенную процедуру, таможенные органы задерживают.

Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Комментируемой главой регламентирована таможенная процедура таможенного склада.
Согласно ст. 229 таможенный склад - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
Пунктом 3 ст. 233 комментируемой главы определено, что законодательством государств - членов ТС устанавливаются требования по расположению, обустройству и оборудованию таможенных складов.
Главой 3 комментируемого Кодекса предусмотрено, что юридическое лицо признается владельцем таможенного склада после включения его в соответствующий реестр, который ведут таможенные органы.
В соответствии со ст. 229 под таможенную процедуру таможенного склада могут помещаться только иностранные товары. Допускается хранение на таможенном складе товаров ТС, помещенных под таможенную процедуру экспорта, в течение шести месяцев (п. 2 ст. 234 комментируемой главы).
Перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенную процедуру таможенного склада, определяется решением КТС (Решение КТС от 20 сентября 2010 г. N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур"), которым по сравнению с российским законодательством расширен перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенную процедуру таможенного склада.

При неоднократном помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада, в том числе когда декларантами этой процедуры выступают разные лица, общий срок хранения товаров на таможенном складе не может превышать срок, предусмотренный п. 1 ст. 231 комментируемой главы. Этот срок составляет 3 года.
Перемещение товаров с одного таможенного склада на другой таможенный склад допускается в случае прекращения функционирования таможенного склада.
Статьей 232 установлены операции, совершаемые с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада.
Установление в соответствии с комментируемой главой типов таможенных складов (ст. 233), порядка хранения товаров на таможенном складе (ст. 234), а также завершение действия таможенной процедуры таможенного склада (ст. 236) определено аналогично российскому таможенному законодательству.
Статьей 237 установлена обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного склада, которая возникает:
1) у декларанта - с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации;
2) у владельца таможенного склада - с момента размещения товаров на таможенном складе.
В соответствии с п. 2 ст. 237 обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного склада, прекращается:
1) у декларанта - при размещении товаров на таможенном складе либо при помещении товаров под иную таможенную процедуру, если хранение товаров осуществлялось не на таможенном складе;
2) у владельца таможенного склада - при выдаче товаров с таможенного склада в связи с помещением их под иную таможенную процедуру;
3) у лиц, указанных в подп. 1 и 2 настоящего пункта, когда товары задерживаются в соответствии с гл. 21 комментируемого Кодекса, а также в случаях общего порядка, установленных п. 2 ст. 80 комментируемого Кодекса.
Согласно ст. 238 в целях исчисления таможенных пошлин, налогов в соответствии с комментируемым Кодексом после хранения товаров на таможенном складе при их помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, объем или иная характеристика) определяются на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, как если бы они в этот день были ввезены на таможенную территорию ТС.

Читайте также: