Правовое регулирование налогообложения предпринимательской деятельности

Опубликовано: 22.04.2024

Ведение бизнеса невозможно без правовой грамотности предпринимателей. Хозяйствующие субъекты должны знать список своих прав и обязанностей, регламентирующих их деятельность нормативных документов. Эта информационная база понадобится для обеспечения правильного отражения операций в учете, соблюдения законности всех сделок. Без правового багажа знаний сложно самостоятельно разобраться в тонкостях взаимодействия с контролирующими органами и отстаивать свою позицию на разных уровнях.

Понятие и признаки предпринимательской деятельности

Предпринимательской деятельностью называют действия, направленные на извлечение прибыли из имеющихся в распоряжении ресурсов. Ресурсная база может быть сформирована из интеллектуальных способностей, имущественных активов. Предприниматель может создать свой бизнес-проект, основанный на оказании конкретных услуг или выполнении за вознаграждение работ.

ВАЖНО! Главные условия реализации предпринимательской деятельности – получение материальной выгоды, принятие рисков бизнеса и наличие официально присвоенного статуса коммерческой структуры или ИП. Для этого необходимо зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательства.

Гражданское право предлагает идентифицировать предпринимательскую деятельность по такому набору признаков:

  1. Самостоятельность имущественного и организационного типов. Имущественная разновидность обособленности подразумевает наличие возможности распоряжаться собственным имуществом при реализации основной деятельности. Организационная самостоятельность возникает в момент принятия решений – это свобода выбора из нескольких путей развития того варианта, который предприниматель считает единственно верным (без учета мнения контролирующих и третьих лиц).
  2. Систематичность. Это означает, что предпринимательская деятельность должна осуществляться на постоянной основе без длительных простоев. Данный критерий проявляется в регулярном поступлении доходов и нацелен на постоянное получение прибыли.

  • Ответственность по рискам деятельности имуществом. Предприниматель отвечает за результаты своей работы имущественными активами. Для ИП норма распространяется на его личное имущество, для учредителей предприятий – на корпоративные объекты имущества.
  • Соблюдение формальных процедур. Реализация законного права ведения бизнеса на территории России возможна при условии проживания в стране осуществления хозяйственной деятельности и прохождения всех этапов легализации статуса коммерсанта. Прибыль от предпринимательства будет признаваться законной только в отношении зарегистрированных и поставленных на учет в ФНС ИП и юридических лиц.
  • Направленность на повышение уровня рентабельности проекта. Коммерческие деятели нацелены на извлечение максимальных материальных выгод. Прибыль – основная цель каждой проведенной операции.
  • СПРАВОЧНО! Убыточный бизнес также признается предпринимательской деятельностью. Такие проекты не могут приносить своим владельцам прибыль, но все этапы развития направлены на достижение точки безубыточности и постепенный выход на уровень получения прибылей и сверхприбылей.

    Для предпринимательской деятельности характерно наличие риска. Риски могут быть разных видов:

    • финансовыми;
    • организационного типа;
    • экономическими;
    • зависящими от субъекта хозяйствования или обособленными от его действий.

    Риски способны положительно или отрицательно влиять на процессы в бизнесе. К некоторым из них руководители предприятий и ИП могут применять меры превентивного воздействия. Но невозможно бороться с проявлениями внешних рисков, такими как изменения в законодательной базе, форс-мажорные ситуации природного или техногенного происхождения. Предприниматель может попытаться максимально обезопасить себя, используя инструменты страхового рынка. Дополнительная мера воздействия – оптимизация системы контроля и управления внутри бизнес-структуры.

    К признакам предпринимательской деятельности относят профессионализм и пребывание в постоянном поиске ресурсов для развития бизнеса. Профессионализм подразумевает наличие опыта практического ведения коммерческой деятельности или хотя бы минимальной теоретической подготовки.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Профессионализм в качестве критерия идентификации предпринимательской деятельности применяется не ко всем направлениям хозяйствования. Этот критерий рассматривается среди основных при оценке работы лиц, занятых в проектах с условием обязательного лицензирования.

    Для предпринимателей всех типов важно постоянно мониторить окружающую обстановку, анализировать конкурентную среду и соотносить свои показатели с данными прямых конкурирующих субъектов. Для поддержания высокой планки рентабельности приходится систематически подбирать новые ресурсы для развития проекта. Ресурсами, которые могут дать основу для выхода на более высокий уровень прибыльности, могут быть:

    • денежные вливания;
    • создание собственной сырьевой базы;
    • модернизация оборудования;
    • обновление технологических линий;
    • повышение квалификации работников;
    • наработка собственной системы взаимодействия с контрагентами для формирования широкой базы лояльных и постоянных клиентов.

    Источники предпринимательского права

    Нормативно-правовое регулирование сферы предпринимательства осуществляется на уровне:

    1. Конституции.
    2. Кодексов.
    3. Федеральных законов.
    4. Подзаконных актов и постановлений.

    Для соблюдения рамок правового поля субъекты хозяйствования должны руководствоваться комплексом правовой документации. Процедура регистрации и финансовой деятельности, вопросы налогообложения раскрываются в Налоговом кодексе. Гражданский кодекс устанавливает правовой статус предпринимателей, обозначает круг их прав, функций, обязательств. Он оговаривает правила отнесения коммерсантов к той или иной категории бизнеса, устанавливает условия заключения сделок и порядок признания их действительности. Бюджетный кодекс регламентирует работу государственных структур и нюансы сотрудничества с ними коммерческих предприятий.

    Ответственность за нарушение финансовой, налоговой дисциплины или правонарушения иного типа для предпринимателей предусматривается в КоАП и УК РФ. Если у субъекта хозяйствования имеются наемные работники, то необходимо тщательно изучить положения Трудового кодекса. Нарушение любого из его пунктов чревато внеплановой проверкой ряда контролирующих органов и назначением штрафных санкций с возможной приостановкой деятельности.

    Перечень применяемых в деятельности предпринимателей федеральных законов зависит от направления бизнеса, формы хозяйствования и уровня конкуренции. Нормативные акты можно классифицировать по таким группам:

    НА ЗАМЕТКУ! Миссия уточнения и более глубокого раскрытия общих норм в правовом поле возлагается на указы, постановления и приказы государственных органов и высокопоставленных чиновников.

    Уточняющий характер для реализации учета в предпринимательстве носят положения о бухгалтерском учете (ПБУ). Они раскрывают детальную информацию о разных секторах учетных мероприятий, регулируют вопросы признания в учете активов, регламентируют процессы перемещения имущества, выбытия отдельных объектов. Их нормы полностью соотносятся с Законом «О бухгалтерском учете» и Налоговым кодексом.

    Область бухгалтерского учета содержит внушительное число приказов ФНС, Правительства, Минфина, постановлений, писем и разъяснений. Указания могут касаться сразу комплекса вопросов или отдельно взятого частного случая. Многочисленность таких правовых актов в сфере бухгалтерского и налогового учета обусловлена сложностью всех процессов, наличием широкого набора специфических условий работы.

    ВАЖНО! Предприниматели не могут игнорировать нормы, озвучиваемые в положениях, разъяснениях и постановлениях. Это элементы правового регулирования, на них при возникновении конфликтной ситуации будут опираться судебные органы.

    На систему налогообложения влияют нормативные акты, издаваемые местными органами власти. Они распространяются на размер налоговых ставок по местным видам налогов, на систему организации отчетности по ним. Отраслевые стандарты и положения составляются для формирования инструкционного и методического материала. Эти сведения необходимы при разработке собственных форм первичной документации, оформлении локальных актов и регламентов (положение об охране труда, учетная политика предприятия и др.).

    Понятие и виды хозяйственных правоотношений

    Все субъекты предпринимательства в процессе своей деятельности вступают между собой в хозяйственные правоотношения. Это означает, что они взаимодействуют в рамках существующего правового поля, законодательная база создает критерии оценки действительности заключаемых сделок и правомочности реализации бизнес-проектов, регулирует разрешение коммерческих споров.

    Структура хозяйственных правоотношений представлена комплексом прав участвующих лиц, набором их обязательств и норм поведения, правилами взаимодействия с контрагентами. Права могут носить абсолютный и относительный характер:

    1. Правоотношения абсолютного типа касаются деятельности предпринимателя внутри своего бизнес-проекта. В эту категорию входит возможность самостоятельно распоряжаться своим корпоративным имуществом, вести бухгалтерский и налоговый учет, осуществлять калькуляционные расчеты.
    2. Правоотношения относительного типа затрагивают интересы сразу нескольких участников рынка в момент их взаимодействия. Права одной стороны коррелируются с обязанностями другого лица. Это проявляется в соблюдении условий договоров, заключаемых между разными субъектами хозяйствования.

    Для реализации функционала хозяйственных правоотношений характерно контактирование предпринимателей с государственными и муниципальными органами контроля и регулирования. Мониторинг и законодательная регламентация могут касаться таких объектов, как:

    • вещественные активы;
    • денежные ресурсы;
    • ценные бумаги;
    • осуществляемые действия участников рынка коммерции;
    • блага неимущественной разновидности, которые являются неотъемлемой частью конкретного бизнес-проекта (логотип, бренд, коммерческая тайна).

    Необходимо различать разные виды хозяйственных правоотношений, которые регулируются отдельными законодательными актами:

    ПРИМЕР! Абсолютные правоотношения неимущественного типа возникают, если предприниматель ведет бизнес в строгом соответствии с нормами законодательства: обеспечивает правильность документооборота, ведения учета и составления отчетности со своевременной их сдачей в контролирующие органы. Срыв срока подачи отчета или сбой в любом другом сегменте деятельности может быть идентифицирован в качестве правонарушения. Ситуация должна быть исправлена самостоятельно или под влиянием проверяющих структур.

    Обязательственная разновидность правоотношений формируется при возникновении у одного из участников предпринимательской деятельности претензий по отношению к своему контрагенту. Требование может быть направлено на предоставление информации, передачу материальных ценностей или выполнение задекларированных в договоре работ.

    Предпринимателям и владельцам коммерческих организаций при возникновении хозяйственных обязательств необходимо проводить комплексную оценку таких правоотношений. Анализ включает в себя:

    • изучение причин, документальных и правовых оснований для возникновения обязательства;
    • идентификация участников сделки, повлекшей возникновение претензий;
    • содержание требований;
    • источники регулирования и разрешения возникшей ситуации с точки зрения правовой базы.

    Последний этап важен для определения правовой объективности предъявленных требований, законности претензий. Предприниматель при возникновении обязательств в процессе взаимодействия с другими субъектами хозяйствования должен рассматривать каждую сделку и требования как потенциальный источник правонарушения. Он должен на этапе проработки условий реализации договорных отношений обдумывать:

    • какие действия будут признаны правонарушением;
    • какие внешние факторы могут оказать существенное влияние на выполнение норм соглашения;
    • к каким последствиям приведет нарушение условий договора;
    • механизмы защиты бизнеса от негативного воздействия, основанные на правовых источниках правоотношений (разработка системы штрафов для контрагента за срыв договоренностей, применение инструментов страхового рынка).

    По составу участников правоотношений их деятельность может быть причислена к горизонтальному или вертикальному типу взаимодействия. При горизонтальных правоотношениях сделки заключаются между контрагентами. Основой их реализации являются закрепленные подписями договоры. Вертикальная система правоотношений в качестве одного из участников выдвигает контролирующий орган. Такие отношения характерны для предпринимателя и государственных структур, наделенных полномочиями контролировать деятельность бизнеса, оценивать степень ее соответствия правовым нормам.

    Специальные налоговые режимы устанавливают и применяют в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Они предполагают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

    Согласно ст.18 Налогового Кодекса РФ, специальные налоговые режимы включают в себя: [2]

    ü Упрощенную систему налогообложения (УСН)

    ü Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

    ü Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

    ü Патентную систему налогообложения

    Рассмотрим проблемы, возникающие в ходе применения специальных налоговых режимов.

    При применении Упрощенной системы налогообложения, одной из проблем, может оказаться уплата НДС. Итак, ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты НДС, но, при условии, если они работают с налогоплательщиками, которые также не платят НДС, однако, если возникнет обратная ситуация, то индивидуальный предприниматель может потерять часть своей клиентуры, так как ей придется принять НДС к вычету, в то время, как ИП, применяющий УСН, НДС не уплачивает.

    Возникновение фактов необоснованного обогащения при налоговой проверке отнесения на расходы стоимости тех товаров, работ, услуг, которые приобретены у поставщиков, которые являются, так называемыми, «несуществующими организациями», т.е., не зарегистрированными в ЕГРЮЛ и ЕГРИП- является также распространенной проблемой при применении УСН. Для того, чтобы этого избежать, необходимо до совершения сделки проверять свои поставщиков на предмет наличия регистрации.

    В процессе применения УСН происходит постоянный контроль критериев, которые ограничивают право на применение данного режима. Если индивидуальный предприниматель превысил данные ограничения, то он обязан выплатить все налоги, от уплаты которых освобождался, когда применял УСН (например, НДФЛ и налог на имущество, с первого квартала, когда началось такое превышение). Поэтому необходимо особенно внимательно следить за объемом выручки, численностью персонала и тп, чтобы не нарушать установленные критерии применения УСН.

    Главным недостатком ЕНВД является нецелесообразность установленной базовой доходности. Так, например, в различных регионах, сумма ЕНВД, скорректированная на коэффициенты К1, К2 может оказаться слишком высокой или необоснованно низкой. Также, к насущной проблеме, можно отнести ориентацию на физический показатель в таком виде деятельности, как бытовые услуги, это приводит к возникновению выплаты заработной платы в «конвертах» и искусственному занижению числа работающих. Конечно, в будущем, необходимо категорию «бытовые услуги» раздробить на более мелкие подгруппы, для того, чтобы дифференцировать базовую доходность и получить объективную информацию о положении налогоплательщика.

    Общим недостатком с УСН, возникающим при применении ЕНВД, является освобождение уплаты от НДС, так как это делает невыгодным сотрудничество с теми организациями, которые находятся на общем режиме налогообложения.

    Одной из целей создания патентной системы налогообложения являлось стимулирование развитие малого и среднего бизнеса, снижение налоговой нагрузки на субъекты индивидуального предпринимательства. Однако, одной из проблем патентной системы налогообложения является то, что если предприниматель ведет свой бизнес в нескольких направлениях, то ему необходимо покупать патент на каждый вид деятельности. И не для каждого предпринимателя это представляется возможным: уплачивать налог до фактического получения прибыли. Кроме того, отсутствует возможность применения вычетов (уменьшение стоимости патента на сумму страховых взносов)

    Подводя итоги проблем налогообложения субъектов индивидуального предпринимательства, я бы хотела отметить, что наличие специальных режимов налогообложения направлено, прежде всего, на особенности экономической деятельности индивидуальных предпринимателей, помогает в прогнозировании и планировании финансовой деятельности предпринимателей, направлено на сглаживание отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, в лице индивидуальных предпринимателей.

    Статистика показывает(см.рис.1), что предприниматели в основном используют упрощенную систему налогообложения, рассчитываемую по доходам, а в меньшей степени, патентную систему налогообложения.

    По моему мнению, это связно с тем, что патентная система налогообложения - это относительно новая разновидность специальных налоговых режимов. Кроме того, использование патентной системы налогообложения исключает уменьшение суммы налога на размер страховых взносов. Я считаю, что патентную систему налогообложения необходимо и дальше развивать, расширяя виды деятельности индивидуальных предпринимателей, облагающиеся по ПСН. Например, если бы индивидуальный предприниматель, занимающийся производством хлеба, использовал ПСН, то цены на хлеб были бы стабильнее, а, как известно, хлеб является продуктом первой необходимости, но несмотря на это, цены на него постоянно растут(см рис.2)

    Что касается единого налога на вмененный доход, который занимает 2 место по величине налоговых поступлений, то в этом отношении, согласно мнению Агузаровой Ф.С., Хидировой Э.А. [1], следует ввести налог, который бы уплачивался от прибыли организации, при соблюдении следующего неравенства: базовая доходность(БД)

    15.1. Понятие и содержание налогового регулирования предпринимательской деятельности

    Налоговое регулирование предпринимательской деятельности - это установление в актах государственных органов правил налогообложения предпринимательской деятельности, контроль соблюдения этих правил компетентными государственными органами и ответственность за нарушение установленных правил налогообложения.

    Налоговое регулирование предпринимательской деятельности состоит из нескольких этапов.

    Первый этап налогового регулирования представляет собой процесс создания правил налогообложения предпринимательской деятельности.

    Второй этап включает в себя применение установленных правил налогообложения субъектами предпринимательской деятельности или компетентными государственными органами. Применение установленных правил - это их практическая реализация, состоящая из следующих действий:

    - возникновение налоговых обязательств в результате осуществления предпринимательской деятельности;

    - признание возникших налоговых обязательств субъектом предпринимательской деятельности;

    - объявление о признании возникших налоговых обязательств субъектом предпринимательской деятельности;

    - исполнение налоговых обязательств субъектом предпринимательской деятельности.

    Третий этап налогового регулирования предпринимательской деятельности представляет собой контроль компетентных государственных органов применения правил налогообложения предпринимательской деятельности.

    Контроль может быть текущим и последующим. Во время текущего контроля компетентные государственные органы осуществляют формальную фиксацию возникновения, изменения и прекращения налоговых обязательств субъектов предпринимательской деятельности. Последующий контроль представляет собой комплекс действий компетентных государственных органов, направленных на признание государством объявленных налоговых обязательств субъекта предпринимательской деятельности.

    Четвертый этап налогового регулирования заключается в привлечении к ответственности субъектов налоговых правоотношений.

    Для правильного понимания сути налогового регулирования предпринимательской деятельности необходимо дать определение налогообложения.

    Налогообложение предпринимательской деятельности - это основанное на законе отчуждение имущества субъекта предпринимательской деятельности, принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления и носящее обязательный, индивидуально безвозмездный и безвозвратный характер.

    Таким образом, суть налогового регулирования состоит в лишении субъекта предпринимательской деятельности права собственности или иного вещного права на часть его имущества.

    Как видно из определения, налогообложение обладает следующими признаками: обязательность, индивидуальная безвозмездность, безвозвратность. Еще одним признаком налогообложения, который прямо не указан, но очевидно присутствует в этом процессе, является отсутствие у него характера ответственности за правонарушение.

    Обязательность представляет собой правовую зависимость субъекта предпринимательской деятельности от государства. Это означает, что данный субъект не имеет права выразить свою волю и избрать свою линию поведения: принимать на себя налоговые обязательства или нет. Нормы права, устанавливающие правила налогообложения, носят императивный характер. Налогообложение не зависит от воли субъектов налоговых правоотношений. Это означает, что если у конкретного субъекта предпринимательской деятельности возникают в совокупности все необходимые условия, предусмотренные законом, то у него автоматически возникают налоговые обязательства.

    Безвозмездность означает, что возникновение обязательства по передаче права собственности или иного вещного права на часть имущества субъекта предпринимательской деятельности государству носит односторонний характер. Это обязательство не влечет за собой возникновение у государства встречного обязательства перед субъектом предпринимательской деятельности дать, сделать, предоставить что-либо ему. Обязанности государства по обеспечению жизнедеятельности всего общества носят неиндивидуальный характер. Поэтому конкретному отдельному субъекту предпринимательской деятельности государство не обязано предоставлять какие-либо услуги или вещи за то, что тот платит налоги.

    Безвозвратность характеризует процесс отчуждения права собственности или иного вещного права на часть имущества субъекта предпринимательской деятельности, направленный только в одну сторону. У государства не возникает обязательств по обратной передаче права собственности не только в настоящее время, но и на протяжении всего времени существования как государства, так и субъекта предпринимательской деятельности.

    Налогообложение не является наказанием за правонарушение. В результате налогообложения субъект предпринимательской деятельности претерпевает неблагоприятные последствия, выражающиеся в отчуждении права собственности или иного вещного права на часть своего имущества. В теории государства и права обязанность претерпевать неблагоприятные последствия государственно-властного характера является юридической ответственностью за совершенное правонарушение. Таким образом, можно было бы сделать вывод о том, что налогообложение является мерой ответственности за совершение правонарушения. Но основанием такого отчуждения является осуществление этим субъектом предпринимательской деятельности, которая является правомерным поведением этого субъекта. Это подтверждает утверждение о том, что налогообложение не является наказанием за правонарушение.

    Налогообложение осуществляется в следующих формах: налог и сбор. Использование различных форм налогообложения позволяет государству учитывать различные ситуации, которые складываются в процессе предпринимательской деятельности. Это способствует максимально полному налогообложению всех процессов предпринимательской деятельности.

    Формы имеют различные характеристики. Это позволяет государству для конкретной ситуации использовать наиболее подходящую форму налогообложения.

    Наиболее распространенной формой налогообложения предпринимательской деятельности является налог.

    Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Другой формой налогообложения является сбор.

    Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Различия между налогом и сбором заключаются в отсутствии у сбора одного из признаков налога - индивидуальной безвозмездности.

    Сбор характеризуется индивидуальным возмещением. Это означает, что возникновение обязательства по передаче права собственности или иного вещного права на часть имущества субъекта предпринимательской деятельности государству носит двусторонний характер. Это обязательство влечет за собой возникновение у государства встречного обязательства перед субъектом предпринимательской деятельности дать, сделать, предоставить что-либо ему. Обязанности государства в данном случае будут носить индивидуальный характер. Поэтому конкретному отдельному субъекту предпринимательской деятельности государство будет обязано предоставлять какие-либо услуги или вещи за то, что тот платит сбор.

    Анализ, который дальше по тексту дан по налогу, относится также и к сбору, если иное не будет оговорено особо.

    Для того чтобы предпринимательская деятельность облагалась налогами, необходимо установить соответствующий налог.

    Установление налога является процедурой закрепления в нормах права совокупности обстоятельств, которые приводят к возникновению налоговых обязательств у субъекта предпринимательской деятельности.

    Налог будет считаться установленным, если в нормах права будут закреплены налогоплательщики и элементы налогообложения. К элементам налогообложения НК относит: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

    Налогоплательщик - это лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.

    Объект налогообложения - это юридическая связь между субъектами налоговых правоотношений по поводу предмета налогообложения. Кроме объекта налогообложения существует еще и предмет налогообложения. Этот элемент не упомянут законодателем в нормах права, но имеет большое значение для процесса налогообложения.

    Предмет налогообложения - это материальный предмет физического мира, существование которого порождает права и обязанности у субъектов права.

    Налоговая база - это количественное выражение предмета налогообложения. То есть специальным образом рассчитанная величина, которая берется за основу для определения размера налогового обязательства.

    Налоговый период - это временной отрезок, в течение которого происходит процесс формирования налогового обязательства. Для большинства налогов налоговым периодом является год, квартал. Сюда относятся налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и т.д. Некоторые налоги не имеют налогового периода. Это такие налоги, как налог на добавленную стоимость для импортных товаров, уплачиваемый при пересечении ими границы государства.

    Налоговая ставка - это процентная или определенная часть базы налогообложения, которая установлена законом.

    Порядок исчисления налога - это способ определения налоговых обязательств в течение налогового периода. Основным способом определения налоговых обязательств в настоящее время является расчет налога нарастающим итогом. В этом случае каждый конкретный случай возникновения налоговых обязательств суммируется в течение налогового периода, после чего объявляется итоговая сумма налоговых обязательств по итогам налогового периода. Другой способ определения налоговых обязательств предполагает расчет налога по каждому конкретному случаю отдельно и объявления рассчитанных налоговых обязательств без учета других случаев.

    Порядок уплаты налога - это способ объявления субъектом предпринимательской деятельности о своих налоговых обязательствах и способ исполнения объявленных налоговых обязательств.

    Сроки уплаты налога - это временной отрезок, в течение которого налогоплательщик обязан исполнить свое налоговое обязательство.

    Источники права налогового регулирования предпринимательской деятельности делятся на три группы. Первая группа состоит из Конституции Российской Федерации. Вторая группа включает в себя "законодательство о налогах и сборах". Третья группа представляет собой нормативные правовые акты органов исполнительной власти.

    Конституция Российской Федерации содержит конституционные нормы, устанавливающие основные начала налогообложения на территории Российской Федерации. Основой всей правовой системы налогового регулирования предпринимательской деятельности является ст. 57 Конституции Российской Федерации. Она гласит: "Каждый обязан платить законно установленные налоги".

    Группу "законодательства о налогах и сборах" составляют:

    1) законодательство о налогах и сборах Российской Федерации:

    - Налоговый кодекс Российской Федерации;

    - федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;

    2) законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах:

    - законы о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с НК РФ, например Закон г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций";

    3) законодательство о местных налогах и сборах:

    - нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

    Группу нормативных правовых актов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, издают в пределах своей компетенции следующие субъекты:

    1) федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела (Правительство РФ, Министерство финансов РФ и др.);

    2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    3) исполнительные органы местного самоуправления.

    Не являются источниками права нормативные правовые акты, изданные федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальными органами.

    Понятие и содержание налогового регулирования предпринимательской деятельности

    Налоговое регулирование предпринимательской деятельности - это установление в актах государственных органов правил налогообложения предпринимательской деятельности, контроль соблюдения этих правил компетентными государственными органами и ответственность за нарушение установленных правил налогообложения.

    Налоговое регулирование предпринимательской деятельности состоит из нескольких этапов.

    Первый этап налогового регулирования представляет собой процесс создания правил налогообложения предпринимательской деятельности.

    Второй этап включает в себя применение установленных правил налогообложения субъектами предпринимательской деятельности или компетентными государственными органами. Применение установленных правил - это их практическая реализация, состоящая из следующих действий:

    - возникновение налоговых обязательств в результате осуществления предпринимательской деятельности;

    - признание возникших налоговых обязательств субъектом предпринимательской деятельности;

    - объявление о признании возникших налоговых обязательств субъектом предпринимательской деятельности;

    - исполнение налоговых обязательств субъектом предпринимательской деятельности.

    Третий этап налогового регулирования предпринимательской деятельности представляет собой контроль компетентных государственных органов применения правил налогообложения предпринимательской деятельности.

    Контроль может быть текущим и последующим. Во время текущего контроля компетентные государственные органы осуществляют формальную фиксацию возникновения, изменения и прекращения налоговых обязательств субъектов предпринимательской деятельности. Последующий контроль представляет собой комплекс действий компетентных государственных органов, направленных на признание государством объявленных налоговых обязательств субъекта предпринимательской деятельности.

    Четвертый этап налогового регулирования заключается в привлечении к ответственности субъектов налоговых правоотношений.

    Для правильного понимания сути налогового регулирования предпринимательской деятельности необходимо дать определение налогообложения.

    Налогообложение предпринимательской деятельности - это основанное на законе отчуждение имущества субъекта предпринимательской деятельности, принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления и носящее обязательный, индивидуально безвозмездный и безвозвратный характер.

    Таким образом, суть налогового регулирования состоит в лишении субъекта предпринимательской деятельности права собственности или иного вещного права на часть его имущества.

    Как видно из определения, налогообложение обладает следующими признаками: обязательность, индивидуальная безвозмездность, безвозвратность. Еще одним признаком налогообложения, который прямо не указан, но очевидно присутствует в этом процессе, является отсутствие у него характера ответственности за правонарушение.

    Обязательность представляет собой правовую зависимость субъекта предпринимательской деятельности от государства. Это означает, что данный субъект не имеет права выразить свою волю и избрать свою линию поведения: принимать на себя налоговые обязательства или нет. Нормы права, устанавливающие правила налогообложения, носят императивный характер. Налогообложение не зависит от воли субъектов налоговых правоотношений. Это означает, что если у конкретного субъекта предпринимательской деятельности возникают в совокупности все необходимые условия, предусмотренные законом, то у него автоматически возникают налоговые обязательства.

    Безвозмездность означает, что возникновение обязательства по передаче права собственности или иного вещного права на часть имущества субъекта предпринимательской деятельности государству носит односторонний характер. Это обязательство не влечет за собой возникновение у государства встречного обязательства перед субъектом предпринимательской деятельности дать, сделать, предоставить что-либо ему. Обязанности государства по обеспечению жизнедеятельности всего общества носят неиндивидуальный характер. Поэтому конкретному отдельному субъекту предпринимательской деятельности государство не обязано предоставлять какие-либо услуги или вещи за то, что тот платит налоги.

    Безвозвратность характеризует процесс отчуждения права собственности или иного вещного права на часть имущества субъекта предпринимательской деятельности, направленный только в одну сторону. У государства не возникает обязательств по обратной передаче права собственности не только в настоящее время, но и на протяжении всего времени существования как государства, так и субъекта предпринимательской деятельности.

    Налогообложение не является наказанием за правонарушение. В результате налогообложения субъект предпринимательской деятельности претерпевает неблагоприятные последствия, выражающиеся в отчуждении права собственности или иного вещного права на часть своего имущества. В теории государства и права обязанность претерпевать неблагоприятные последствия государственно-властного характера является юридической ответственностью за совершенное правонарушение. Таким образом, можно было бы сделать вывод о том, что налогообложение является мерой ответственности за совершение правонарушения. Но основанием такого отчуждения является осуществление этим субъектом предпринимательской деятельности, которая является правомерным поведением этого субъекта. Это подтверждает утверждение о том, что налогообложение не является наказанием за правонарушение.

    Налогообложение осуществляется в следующих формах: налог и сбор. Использование различных форм налогообложения позволяет государству учитывать различные ситуации, которые складываются в процессе предпринимательской деятельности. Это способствует максимально полному налогообложению всех процессов предпринимательской деятельности.

    Формы имеют различные характеристики. Это позволяет государству для конкретной ситуации использовать наиболее подходящую форму налогообложения.

    Наиболее распространенной формой налогообложения предпринимательской деятельности является налог.

    Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Другой формой налогообложения является сбор.

    Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Различия между налогом и сбором заключаются в отсутствии у сбора одного из признаков налога - индивидуальной безвозмездности.

    Сбор характеризуется индивидуальным возмещением. Это означает, что возникновение обязательства по передаче права собственности или иного вещного права на часть имущества субъекта предпринимательской деятельности государству носит двусторонний характер. Это обязательство влечет за собой возникновение у государства встречного обязательства перед субъектом предпринимательской деятельности дать, сделать, предоставить что-либо ему. Обязанности государства в данном случае будут носить индивидуальный характер. Поэтому конкретному отдельному субъекту предпринимательской деятельности государство будет обязано предоставлять какие-либо услуги или вещи за то, что тот платит сбор.

    Анализ, который дальше по тексту дан по налогу, относится также и к сбору, если иное не будет оговорено особо.

    Для того чтобы предпринимательская деятельность облагалась налогами, необходимо установить соответствующий налог.

    Установление налога является процедурой закрепления в нормах права совокупности обстоятельств, которые приводят к возникновению налоговых обязательств у субъекта предпринимательской деятельности.

    Налог будет считаться установленным, если в нормах права будут закреплены налогоплательщики и элементы налогообложения. К элементам налогообложения НК относит: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

    Налогоплательщик - это лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.

    Объект налогообложения - это юридическая связь между субъектами налоговых правоотношений по поводу предмета налогообложения. Кроме объекта налогообложения существует еще и предмет налогообложения. Этот элемент не упомянут законодателем в нормах права, но имеет большое значение для процесса налогообложения.

    Предмет налогообложения - это материальный предмет физического мира, существование которого порождает права и обязанности у субъектов права.

    Налоговая база - это количественное выражение предмета налогообложения. То есть специальным образом рассчитанная величина, которая берется за основу для определения размера налогового обязательства.

    Налоговый период - это временной отрезок, в течение которого происходит процесс формирования налогового обязательства. Для большинства налогов налоговым периодом является год, квартал. Сюда относятся налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и т.д. Некоторые налоги не имеют налогового периода. Это такие налоги, как налог на добавленную стоимость для импортных товаров, уплачиваемый при пересечении ими границы государства.

    Налоговая ставка - это процентная или определенная часть базы налогообложения, которая установлена законом.

    Порядок исчисления налога - это способ определения налоговых обязательств в течение налогового периода. Основным способом определения налоговых обязательств в настоящее время является расчет налога нарастающим итогом. В этом случае каждый конкретный случай возникновения налоговых обязательств суммируется в течение налогового периода, после чего объявляется итоговая сумма налоговых обязательств по итогам налогового периода. Другой способ определения налоговых обязательств предполагает расчет налога по каждому конкретному случаю отдельно и объявления рассчитанных налоговых обязательств без учета других случаев.

    Порядок уплаты налога - это способ объявления субъектом предпринимательской деятельности о своих налоговых обязательствах и способ исполнения объявленных налоговых обязательств.

    Сроки уплаты налога - это временной отрезок, в течение которого налогоплательщик обязан исполнить свое налоговое обязательство.

    Источники права налогового регулирования предпринимательской деятельности делятся на три группы. Первая группа состоит из Конституции Российской Федерации. Вторая группа включает в себя "законодательство о налогах и сборах". Третья группа представляет собой нормативные правовые акты органов исполнительной власти.

    Конституция Российской Федерации содержит конституционные нормы, устанавливающие основные начала налогообложения на территории Российской Федерации. Основой всей правовой системы налогового регулирования предпринимательской деятельности является ст. 57 Конституции Российской Федерации. Она гласит: "Каждый обязан платить законно установленные налоги".

    Группу "законодательства о налогах и сборах" составляют:

    1) законодательство о налогах и сборах Российской Федерации:

    - Налоговый кодекс Российской Федерации;

    - федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;

    2) законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах:

    - законы о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с НК РФ, например Закон г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций";

    3) законодательство о местных налогах и сборах:

    - нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

    Группу нормативных правовых актов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, издают в пределах своей компетенции следующие субъекты:

    1) федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела (Правительство РФ, Министерство финансов РФ и др.);

    2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    3) исполнительные органы местного самоуправления.

    Не являются источниками права нормативные правовые акты, изданные федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальными органами.

    Налогообложение – это одна из внутренних функций государства, связанная с установлением и взимания налогов в стране, определением величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц-налогоплательщиков.

    Налогообложение предпринимательской деятельности относится к числу косвенных методов государственного регулирования предпринимательства. Влияние системы налогообложения, налогов на предпринимательскую деятельность способно как стимулировать, так и препятствовать осуществлению отдельных ее видов.

    Правовую основу налогообложения предпринимательской деятельности на территории составляют нормы Конституции РФ (ст.35, 54, 57), законодательства о налогах и сборах и подзаконных нормативно-правовых актов о налогах и сборах. При этом центральным актом законодательства о налогах и сборах, имеющим наибольшую юридическую силу, является Налоговый кодекс РФ, состоящий из 2 частей. Первая часть была принята в 1998 г и посвящена общим положениям налогового права; вторая часть была принята в 2000 г. и регулирует порядок взимания отдельных видов налогов и сборов. Следует отметить, что законодательство о налогах и сборах включает акты не только федерального уровня, но и законы субъектов РФ и нормативные акты муниципальных образований, принимаемые в соответствии с НК РФ.

    Основными инструментами налогового регулирования предпринимательской деятельности выступают собственно налоги, налоговые ставки, налоговые льготы, специальные налоговые режимы.

    Налог- обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п.1 ст.8 НК РФ). Налоги необходимо отличать от сборов, которые имеют иную правовую природу. Под сборомпонимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п.2 ст.8 НК РФ).

    В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (п.1 ст.12 НК РФ). Исчерпывающий их перечень содержится в ст.12-15 НК РФ. Субъекты предпринимательской деятельности признаются плательщиками следующий налогов и сборов:

    1. Федеральные:

    - налог на добавленную стоимость (НДС) (гл.21 НК РФ).

    Объектом налогообложения признаются следующие операции:

    1) реализация (в т.ч. на безвозмездной основе) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации;

    2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

    3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

    4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

    - акцизы (гл.22 НК РФ).

    Объектом налогообложения признаются различные операции с подакцизными товарами (ст.182 НК РФ): спиртосодержащая продукция (объем более 9%), пиво, табачная продукция, автомобильный бензин и т.д.

    НДС и акцизы являются косвенными налогами, устанавливаемые в виде надбавок к ценам и взимаемые в процессе расходования материальных благ.

    - единый социальный налог (гл.24 НК РФ).

    - налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ).

    Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций под прибылью понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

    - сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл.25.1 НК РФ).

    - водный налог (ст.25.2 НК РФ).

    - государственная пошлина (ст.25.3 НК РФ).

    - налог на добычу полезных ископаемых (гл.26 НК РФ). Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    2) Региональные налоги:

    - транспортный налог (гл.28 НК РФ). Налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

    - налог на игорный бизнес (гл.29 НК РФ). Налогоплательщиками признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

    - налог на имущество организаций (гл.30 НК РФ). Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

    3) Местные:

    - земельный налог (гл.31 НК РФ). Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

    К числу эффективных средств налогового регулирования является дифференциация налоговых ставок, что позволяет оказывать существенное влияние на отдельные виды предпринимательской деятельности. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст.53 НК РФ). См. напр. ст.164 НК РФ.

    Мерами налогового стимулирования являются льготы по уплате налогов и сборов - предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст.56 НК РФ). Примеры: ст.183, 381, 395 НК РФ и т.д.

    В качестве льгот по уплате налогов и сборов можно рассматривать изменение сроков уплаты налогов и сборов: отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит (см. гл.9 НК РФ).

    В качестве специфичного средства налогового стимулирования можно рассматривать также специальные налоговые режимы, призванные упростить налоговые взаимоотношения между отдельными категориями налогоплательщиков и налоговыми органами государства (см. разд.VIII.1):

    - система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

    - упрощенная система налогообложения;

    - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

    - система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.


    studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

    Читайте также: