Правила исчисления и порядок уплаты налога это

Опубликовано: 26.03.2024

2.1 Элементы налога и способы взимания налогов

Наиболее полное определения понятия «налог» дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Налог — это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог считается установленным, и у налогоплательщика возникает обязанность, его уплачивать, если в законодательном порядке определены все элементы налога, а именно:

  • субъект налогообложения;
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговая ставка;
  • налоговый период;
  • льготы по налогу;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Говоря о «субъекте налога», важно отличать это понятие от понятия «носитель налога».

Субъект налога , или налогоплательщик, — это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным его плательщиком, или носителем налога. Это происходит в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице. Если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают в одном лице. Таким образом, под субъектом налога подразумевается лицо, которое формально обязано платить налог. Носитель налога — лицо, которое фактически его уплачивает. Это разграничение играет большую роль в теории налогообложения.

Действующим налоговым законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются:

  • юридические лица;
  • физические лица;
  • физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Объект налогообложения — это предмет, подлежащий налогообложению.

Действующим законодательством предусмотрены следующие объекты налогообложения:

  • прибыль;
  • стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
  • совокупный доход физических лиц;
  • транспортные средства;
  • имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц и др.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог.

Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.

Например, при уплате транспортного налога объектом налогообложения являются транспортные средства, а налоговой базой — физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя в лошадиных силах); при уплате налога на прибыль объектом налогообложения становится прибыль, а налоговой базой — стоимостное выражение прибыли (прибыль, полученная в рублях или валюте); при уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения выступают доходы физического лица, а налоговой базой — стоимостная и иная характеристика доходов (доходы, полученные в денежной или натуральной форме и т.д.).

Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.

Различают процентные и твердые налоговые ставки.

Процентные ставки устанавливаются непосредственно к налоговой базе и могут быть:

  • пропорциональными;
  • прогрессивными;
  • регрессивными.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налоговой базы. Указанные ставки обычно применяются при обложении земельными налогами. В РФ согласно действующему законодательству такие ставки нашли широкое применение при обложении акцизным налогом.

Твердые ставки также используются при уплате транспортного налога, когда исполнительный орган субъекта Федерации устанавливает фиксированную сумму налога на единицу налоговой базы (на 1 лошадиную силу).

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить определенные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой или сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всей налоговой базы. Если применяется сложная ставка, то происходит деление налоговой базы на части, и каждая последующая часть облагается по повышенной ставке.

В данный момент российским налоговым законодательством прогрессивные налоговые ставки не предусмотрены.

Регрессивные ставки уменьшаются с увеличением налоговой базы.

За налоговый период принимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для каждого налога установлен свой налоговый период, это может быть один год, один квартал или один месяц. По одному налогу возможно установление одного или нескольких налоговых периодов.

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере.

Действующим законодательством предусмотрена следующая система льгот:

  • необлагаемый минимум;
  • освобождение от уплаты налогов некоторых лиц или категорий налогоплательщиков;
  • снижение налоговых ставок;
  • изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога.

Например, малые предприятия при переходе на упрощенную систему налогообложения освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого социального и налога на имущество. Граждане, имеющие на своем попечении несовершенны детей или осуществляющие благотворительные взносы в некоммерческие организации, имеют право на необлагаемый минимум при расчете налога на доходы физических лиц и др.

Существует несколько способов уплаты налогов.

Кадастровый способ предполагает использование кадастра реестра, который устанавливает типичный перечень объектов, классифицируемых по внешним признакам. С его помощью определяется средняя доходность объекта налогообложения.

Взимание налога у источника дохода называют безналичным способом уплаты налога, т.е. налогоплательщик получает доход за вычетом удержанного налога.

Взимание налога по декларации по налогу на доходы физических лиц представляет собой изъятие налога после его получения. Однако в большинстве случаев подача декларации является отчетным действием.

Административный способ предусматривает возможность уплаты налога на основании налогового уведомления, выписанного налоговым органом.

Для каждого налога существует свой порядок уплаты .

Единовременный платеж в течение определенного времени после окончания отчетного периода.

Например, по единому налогу на вмененный доход отчетным периодом установлен квартал. Декларацию нужно подавать ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а уплачивать налог по декларации — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Единовременный платеж не позднее подачи декларации или одновременно с ней.

Авансовые платежи в течение всего налогового периода и соответствующая доплата (или возмещение) в течение определенного времени после окончания налогового периода

Под сроком уплаты налога подразумевается конкретная дата, в течение которой налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет соответствующего уровня. Сроки уплаты налогов подразделяются на декадные, ежемесячные, квартальные, годовые.

Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью этих элементов в законах о налогах, собственно, и устанавливается вся налоговая процедура, предусматривающая порядок и условия расчета налога. Важно, что само понятие каждого элемента налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами. Эти элементы налога использовались уже в древних государствах с момента его зарождения.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    По законодательству РФ определённые компании обязаны выплачивать в бюджет акцизы. Это предприятия, которые работают с нефтью, газом, бензином, табаком, алкоголем. Под акцизом понимается вид косвенного налога, который устанавливается на некоторые товары массового потребления. Он традиционно включается в стоимость продукции.

    Иностранные компании тоже выплачивают акциз, когда ввозят в страну соответствующий товар для внутреннего потребления, распространения или переработки. Но такой налог не взимается, если перемещение товара связано с транзитом или реэкспортом.

    Порядок исчисления и уплаты акцизов

    Чтобы разобраться с акцизом, необходимо сначала понять, на какой конкретно товар его начисляют. Точный перечень содержится в статье 181 НК РФ. Там указано, что акцизами облагаются следующие товары:

    • этиловый спирт (за исключением коньячного);
    • спиртосодержащий товар с долей этанола минимум 9%
    • пиво;
    • табачная продукция;
    • алкоголь с содержанием спирта больше 1,5%;
    • автотранспорт с мощностью свыше 150 лошадиных сил;
    • дизельное топливо;
    • бензин;
    • прямогонный бензин;
    • моторные масла.

    Из этого перечня есть исключения. В частности, не облагаются акцизом лекарства и другие препараты, включая ветеринарные, если они внесены в Госреестр. Также не нужно выплачивать акциз с бытовой химии, парфюмерии и косметики с содержанием спирта.

    Налоговая база устанавливается отдельно по каждому виду товара. За отчётный период стандартно принимается месяц.

    Сумма акциза, подлежащая уплате, во всех расчётных документах выделяется отдельной строкой. Это касается чеков, счетов-фактур, первичной документации.

    Освобождение от уплаты акциза

    Акциз уплачивается далеко не всегда. Например, если покупатель возвращает товар или же отказывается от него, то в таком случае нужно будет сделать налоговый вычет. Также не надо уплачивать акцизы на продукцию, если владелец отказался от права собственности на неё. Освобождается от налогообложения и конфискованный по решению суда товар.

    Не нужно уплачивать акциз на продукцию, которая используется как сырьё для изготовления другого подакцизного товара. Однако это правило не касается нефтепродуктов. Также освобождение от акцизов распространяется на всё, что перевозится через границу в объёме, не превышающем таможенного минимума.

    Как определить сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет

    Очень важно разобраться с тем, как рассчитать необходимую для выплаты сумму. Для этого нужно понять, какая ставка будет использоваться. Всего их 3:

    • твёрдая (неизменная стоимость каждой единицы товара);
    • адвалорная – это проценты от общей стоимости товара;
    • комбинированная, то есть использование обеих ставок одновременно.

    В последние годы для всех видов продукции задействуется твёрдая ставка. Исключением является разве что табачная продукция, где применяется комбинированная.

    Итак, чтобы получить необходимую сумму по твёрдой ставке, надо количество проданных товаров умножить на саму ставку. Однако с табачной продукцией всё будет несколько сложнее:

    Сначала необходимо умножить общее количество проданных товаров на твёрдую ставку.

    Потом надо умножить общую сумму, вырученную за проданные сигареты, на адвалорную ставку.

    И в конце полученные в итоге цифры сложить.

    Чтобы понять, какая именно налоговая ставка действует в настоящем на конкретный вид товара, нужно следить за содержанием статьи 187 НК РФ. Любые изменения в законодательстве в отношении этого вопроса должны отражаться в первую очередь в ней.

    Срок уплаты акциза

    Конкретная дата отчисления средств зависит от того, когда именно была произведена соответствующая операция. Если она произошла в период с 1 по 15 число отчётного месяца, то выплату необходимо выполнить максимум до 30 числа следующего же месяца. Если продукцию реализовали в промежуток с 16 числа по 31 (включительно), то выплаты нужно сделать до 15 числа 2 месяца, который идёт за отчётным.

    Кроме того, нужно учитывать специфику по срокам, связанную с определёнными видами товаров. По операциям с прямогонным бензином погасить задолженность перед государственным бюджетом нужно до 25 числа 3 месяца, следующего за отчётным периодом. В отношении нефтепродуктов тоже возникают свои нюансы:

    • если среднемесячный платёж предприятия составил не больше 10 тысяч рублей, то выплаты надо делать до 20 числа месяца, который идёт за отчётным кварталом;
    • если среднемесячный платёж такой фирмы больше 10 тысяч, но меньше 100 тысяч, то тогда выплаты в бюджет нужно осуществить до 20 числа того месяца, который идёт за отчётный месяц;
    • если среднемесячный платёж превышает 100 тысяч рублей, то в таком случае выплаты нужно делать 13 числа за первую декаду, 23 – за вторую, 3 числа следующего месяца – за третью соответственно.

    Обратите внимание на то, что ещё существуют сроки предоставления отчётов. Они зависят от вида конкретной операции. Но по общему правилу подавать такой отчёт нужно в любом случае не позже 25 числа того месяца, когда была совершена соответствующая операция.

    Уплата акцизов может показаться сложной. Однако на самом деле в этой системе вполне реально разобраться. К тому же отдельно взятой компании не нужно учитывать все правила и нюансы, касающиеся каждого вида товара. Достаточно разобраться в специфике начисления акцизов на ту продукцию, с которой она работает.

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

    Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 366-ФЗ.

    Поправки по НДС

    Освобождение от уплаты налога

    Порядок освобождения носит уведомительный характер: фирма обязана уведомить инспекцию о том, что она будет пользоваться освобождением, не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого она использует такое право.

    Теперь уточнен порядок восстановления «входного» НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, облагаемых налогом, но не использованным в указанных целях.

    Раньше восстановить налог нужно было в налоговом периоде (квартале), предшествующем периоду направления в инспекцию уведомления об освобождении от уплаты НДС. Теперь, согласно новой редакции пункта 8 статьи 145 Налогового кодекса РФ, восстановление НДС производится в последнем квартале перед началом использования права на льготу, то есть в предшествующем переходу налоговом периоде.

    Если право на льготу реализуется после начала квартала – со второго или третьего месяца квартала, то восстановить «входной» НДС нужно в налоговом периоде, начиная с которого используется льгота, то есть в текущем квартале использования льготы.

    Вычет налога по нормируемым расходам

    С другой стороны, в абзаце 2 пункта 7 статьи 171 Налогового кодекса РФ говорилось о признании вычета НДС по нормируемым расходам в размере, соответствующем указанным нормам.

    В результате возникали споры, какое из двух правил применять – нормировать вычет НДС только для командировочных и представительских расходов или нужно это делать в отношении любых нормируемых расходов?

    Минфин России требовал применять правило к любым нормируемым расходам (письмо от 13 марта 2012 г. № 03-07-11/68), Президиум ВАС РФ ратовал за то, что вычет НДС нормируется только для командировочных и представительских расходов (постановление от 6 июля 2010 г. № 2604/10).

    Законом № 366-ФЗ второй абзац, в котором говорилось о нормировании вычета по всем расходам, из пункта 7 статьи 171 Налогового кодекса РФ исключен.

    Коррективы по НДФЛ

    Изменения по налогу на прибыль

    Дивиденды

    Одновременно уточнена дата определения внереализационных доходов в виде дивидендов, полученных в неденежной форме. Пункт 4 статьи 271 Налогового кодекса РФ дополнен подпунктом 2.1, согласно которому в этом случае датой получения дохода признается дата получения недвижимого имущества по передаточному акту или иному документу о передаче (подтверждающему передачу) недвижимого имущества, дата перехода права собственности на иное имущество (в том числе ценные бумаги).

    Порядок расчетов авансовых платежей

    Авансовые платежи по налогу на прибыль уплачиваются по итогам каждого отчетного периода исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала года до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа.

    Перечислять налог поквартально могут лица, поименованные в пункте 3 статьи 286 Налогового кодекса РФ. К ним, в частности, относятся организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем 10 млн руб. за каждый квартал.

    Статьей 286 Налогового кодекса РФ допускается также частный порядок исчисления и уплаты авансов по налогу на прибыль – это исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли (п. 2 ст. 286 Налогового кодекса РФ).

    В прежней редакции статьи 286 Налогового кодекса РФ была прописана процедура только для перехода с общего порядка исчисления авансов по налогу на его исчисление исходя из фактически полученной прибыли. Согласно дополнению этой нормы, аналогичный порядок (уведомление налогового органа) применяется при обратном переходе – с исчисления авансов исходя из фактически полученной прибыли на общий порядок. › |

    Статья 286 Налогового кодекса РФ также дополнена правилами расчета аванса по налогу на прибыль в первом квартале года, в котором налогоплательщик перешел на общий порядок. Сумма авансового ежемесячного платежа, подлежащая уплате в первом квартале применения нового режима, равна 1/3 разницы между авансовым платежом, рассчитанным по итогам девяти месяцев, и суммой аванса по итогам полугодия предыдущего года.

    Техническая правка

    Законом № 366-ФЗ из статьи 288 Налогового кодекса РФ, которая устанавливает особенности исчисления и уплаты налога компаниями, имеющими обособленные подразделения, исключены упоминания об исчислении и уплате налога на прибыль в бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

    Новшества по налогу на имущество

    «Рокировка» не облагаемых налогом объектов

    Согласно прежней редакции подпункта 8 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ, не признавалось объектом обложения налогом на имущество движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.

    Новая редакция указанной нормы устанавливает, что объектом обложения налогом на имущество не признаются объекты основных средств, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством РФ (на сегодня это постановление от 1 января 2002 г. № 1). При этом сроки приобретения данного имущества не уточняются.

    В статье 381 Налогового кодекса РФ перечислены организации, которые освобождаются от уплаты налога на имущество в отношении определенных объектов.

    Законом № 366-ФЗ статья 381 дополнена пунктом 25, согласно которому от налога на имущество освобождаются организации в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

    • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
    • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми согласно пункту 2статьи 105.1 Налогового кодекса РФ взаимозависимыми.
    Таким образом, то имущество, которое раньше не признавалось объектом налогообложения в силу старой редакции подпункта 8 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ, теперь не облагается налогом в силу льготы, установленной новым пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ.

    Налогообложение с учетом кадастровой стоимости

    Законом № 366-ФЗ исправлена редакция пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, но не прямо, а через исправление еще не вступивших до 1 января 2015 года в силу изменений, внесенных в этот пункт Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ.

    В результате поправок с 1 января 2015 года, если объект, включенный в Перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, будет впоследствии разделен или из него получится иной объект, то при условии соответствия нового объекта критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, до включения его в Перечень (на следующий год) он подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на дату постановки объекта на госучет.

    Важно запомнить

    Увеличена ставка налога с дивидендов (с 9 до 13%). Уточнен вычет «входного» НДС по нормируемым расходам.

    Первичная консультация по телефону или при заказе обратного звонка «БЕСПЛАТНАЯ»

    Порядок уплаты налогов и сборов регулируется нормами гражданского законодательства Российской Федерации. Своевременная уплата налогов является одной из обязанностей плательщика, и неисполнение уплаты грозит тем, что к гражданину или к юридическому лицу будут применены отдельные штрафные санкции.

    Порядок уплаты налогов и сборов, наряду с субъектом и объектом обложения, налоговой базой и налоговой ставкой, — один из основополагающих элементов системы налогообложения, на основании которого осуществляется реализация налоговой политики Российской Федерации.

    Принципы, применяемые при уплате налогов и сборов в России.

    Положения о формах и видах налогового обложения регулируются положениями статьи 58 Налогового кодекса России. Оплата налога осуществляется разово и в полном объеме, как правило это делается поквартально. Плательщик налога или его уполномоченный представитель должен перечислять всю сумму налога или сбора в срок, установленный соответствующими нормами права. Соблюдение порядка начисления налогов является обязательным для граждан и юридических организаций в Российской Федерации.

    Правоотношения, возникающие после корректного исчисления и уплаты налогоплательщиком обязательных налогов и сборов, что предусматривает надлежащее исполнение ним налоговой обязанности, регулируются бюджетными актами правотворчества.

    Способы уплаты налогов.

    В соответствии с Налоговым кодексом России уплата налога проводится на основании декларации, при помощи взимания налогового платежа непосредственно с источника дохода, при выплатах налогов в ходе использования движимого и недвижимого имущества.

    Выплаты налогов производятся в определенный период, за который надо подготовить полную отчетность. Следует отметить, что способ исполнения обязанности по уплате налогов и сборов через декларацию является недостаточно эффективным, в силу безответственности некоторых граждан и стремления неблагонадежных налогоплательщиков уклониться от выполнения обязанности. К тому же, анализ и обработка данных, представленных в декларации, требует немалых усилий и времени. Уплата налога может осуществляться непосредственно с источника дохода, при котором налоговый платеж удерживается с дохода лиц до момента, как они получают собственность.

    Кадастровый способ взимания налога реализуется с помощью использования кадастровых реестров (домового, земельного, имущественного, промыслового и прочих), содержащих перечни типичных объектов налогообложения, которые классифицируются по внешним признакам. Кадастровый способ позволяет определить среднюю доходность конкретного объекта налогообложения.

    Обязанность налогоплательщиков по уплате авансовых платежей.

    Есть определенные законодательные нормы, которые предусматривают то, что налогоплательщики обязаны уплачивать предварительные обязательные платежи. То есть это так называемый авансовый платеж. Авансовый платеж может быть одним из видом обязательных платежей. В частности, его уплата требуется, когда государственным органам необходимо обеспечить равномерное распределение бюджетных средств в казне.

    Имеются определенные нюансы, которые выделяют авансовые платежи среди других видов денежных обязательств. В частности, когда порядок выплат авансовых платежей аналогичен платежам, предусмотренным для уплаты налога. Также, когда обязанность считается выполненной надлежащим образом в порядке, предусмотренным законодательными нормами.

    Авансовые платежи могут быть обязательными и в том случае, если есть факт некорректного начисления налогов, когда нарушение порядка уплаты налоговых обязательств может привести к нарушению самих законодательных норм.

    Органы государственной власти обязаны принимать и перечислять все денежные суммы, связанные с уплатой налоговых средств в казну государства. Помимо прочего государственные органы должны предоставлять налогоплательщикам отчетные документы о проведении всех налоговых операций.

    Читайте также: