Пошлины которые применяются для оперативного регулирования международной торговли

Опубликовано: 15.04.2024

date image
2014-01-31 views image
2129

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



К тарифным методам относят таможенное регулирование, которое оказывает прямое влияние на воспроизводственный комплекс страны, норму прибыли и, соответственно, темпы развития в отдельных отраслях, поскольку оно воздействует на уровень внутренних цен.

Основными средствами таможенного регулирования внешнеэкономических связей являются: участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и таможенных конвенциях; применение таможенных тарифов, таможенных пошлин и таможенных сборов, таможенных формальностей; установление режима прохождения грузов через границу; система государственных органов таможенного контроля.

ü Таможенный союз - общая таможенная территория двух и более стран с единым таможенным тарифом в отношении третьих стран и полной отменой пошлин во взаимных отношениях.

ü Таможенная конвенция - многостороннее или двустороннее международное соглашение, регулирующее вопросы таможенного обложения и таможенные формальности во взаимной торговле стран-участниц. Ее цель - снижение таможенных пошлин на товары, импортируемые из стран-участниц, и облегчение прохождения ими таможенных формальностей, как в стране-экспортере, так и в стране-импортере. Участники конвенции берут на себя обязательства предоставлять друг другу таможенные льготы и содействовать тому, чтобы таможенные правила не препятствовали развитию взаимной торговли и других видов внешнеэкономических связей.

ü Таможенные пошлины - денежный сбор, взимаемый государством через сеть таможенных учреждений с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны. Существуют ввозные, вывозные и транзитные пошлины. Ставки таможенных пошлин содержатся в таможенных тарифах.

ü Таможенный тариф - систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых с грузовладельцев при прохождении товаров через таможенную государственную границу.

ü Таможенные сборы - дополнительные сборы, взимаемые сверх таможенных пошлин. К таможенным сборам относятся: статистический сбор, связанный с учетом внешнеторговых товаров; марочный сбор, взыскиваемый при приеме различных деклараций и выдаче квитанций таможней; сбор за сохранность и складирование товаров; сбор за право вывоза товара со склада таможни; сбор за пломбирование, санитарные сборы при осуществлении санитарного контроля; лицензионные сборы, взимаемые при выдаче разрешения на ввоз и вывоз товаров и т.п.

ü Акциз и Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенные налоги, связанные с движением товаров, а не доходов физических или юридических лиц. Плательщиком этих налогов выступает потребитель при покупке облагаемых акцизом товаров (табак, спиртные напитки, автомобили и др.) или НДС (промышленные и продовольственные товары, покупаемые юридическими лицами). Взимание акциза ведет к росту цен на импортируемые товары и повышает конкурентоспособность аналогичных товаров отечественного производства. Аналогичный механизм влияния на импорт налога на добавленную стоимость, который в этом случае представляет собой налог с части стоимости реализованных внутри страны продукции и услуг, добавленной в обращении.

Экономический эффект установления таможенных тарифов проявляется в виде:

- производственный эффект - защита отечественного производителя;

- потребительский эффект - повышение цен на импортные товары снижает объемы их потребления;

- бюджетный эффект - таможенные доходы являются одной из доходных статей госбюджета;

- эффект перераспределения доходов - снижение конкуренции отечественным товарам позволяет устанавливать на них более высокие цены и получать большую прибыль (за счет потребления);

- конкурентный эффект - в зависимости от уровня таможенного тарифа напряженность конкуренции изменяется и может влиять на процесс воспроизводства как положительно, так и отрицательно;




- влияние на платежный баланс страны - меньше платежей в другие страны за счет снижения объема импорта;

- влияние на условия торговли - снижает конкурентоспособность импортного товара на рынке страны-импортера, что заставляет экспортера снижать цену продавца.

Таможенные пошлины делятся:

По объекту обложения:

  • Импортные – накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах.
  • Экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.
  • Транзитные – пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.

По способу взимания:

  • Специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20$ за 1т.) - экспортные пошлины, которыми облагаются главным образом сырьевые товары.
  • Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости).
  • Комбинированные – сочетают оба вида таможенного обложения В таможенной практике промышленно-развитых стран в зависимости от содержащихся в тарифе указаний, взимаются одновременно и адвалорная, и специфическая пошлины или та, которая дает наибольшую величину таможенного сбора. (например, 15% от ТС, но не более 20$ за 1т.).

  • Сезонные – применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.
  • Антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства.
  • Компенсационные – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии и их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

  • Автономные – вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны;
  • Конвенционные – устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, такого как ГАТТ\ВТО;
  • Преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран.

В настоящее время средний уровень ставок таможенного тарифа промышленно развитых стран относительно низок: приблизительно 6% от стоимости товара. Средний уровень таможенных тарифов многих развивающихся стран составляет 38-40%, а ставки колеблются от 1% до 100% и более. На отдельные товары пошлина составляет 150-200% и более.

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

· фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

· протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

· балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или, иным причинам ниже мировых.

Классификации таможенных пошлин.

1. По способу взимания:

Ÿ адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

Ÿ специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);

Ÿ комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1г).

2. По объекту обложения:

Ÿ импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

Ÿ экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

Ÿ транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

Ÿ сезонные — пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

Ÿ антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

Ÿ компенсационные — пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Там. с-сь товара –нормально складывающаяся на рынке м/у независ.продавцом и покуп-м цена товара по которой он м.б.проан стране назначения в момент подачи там.декларации.

Там.эскалация –повышение у-ня там.обложения товара по мере роста степени их обработки.

Нетарифные методы регулирования международной торговлиразделяются на 3 гр.: 1. Количественные ограничения - административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. 2. Скрытые 3. Финансовые

Кол-ые ограничения включ. в себя квотирование, лицензирование, добровольное ограничение экспорта.

Квота - количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

1. По направленности их действия квоты разделяются на:

Ÿ экспортные — вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке;

Ÿ импортные — вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

2. По охвату квоты делятся на:

Ÿ глобальные — устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется.

Ÿ индивидуальные — установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Чаще всего индивидуальные квоты (контингента) бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите. Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственной продукции нового урожая.

Тесно связан с квотированием другой вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, называемый лицензированием.

Лицензирование - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором — приобретает ряд конкретных форм:

· разовая лицензия — письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

· генеральная лицензия — разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;

· глобальная лицензия — разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

· автоматическая лицензия — разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

Добровольное ограничение экспорта– количественное ограничение экспорта, основанное на обяз-ве одного из пратнеровпо торг-ле огранич.или не расширять объем экспорта, принятого в рамках офиц.межправительственного или неофиц.соглаш-я об устновления квот на экспорт товара.

Скрытые методы-разнообр.барьеры нетамож.хар-ра. Относ-ся:

1. технич.барьеры 2. внутрен.налоги и сборы – направ.на повышение внутр.цены импорт.товара 3. политика в рамка гос.закупок – метод, требующий у гос-ва и п-ий покупать опред.товары только у нац.фирм, даже если они дороже ин-ых. 4. требования о содержании местных компонентов – законодательно устан-ся доля конеч.продукта,кот.д.б.произведена нац-ми произ-ми,если этот товар предназнач.для продажи на внутрен. рынке.

Финасовые методы – направ.на сниж.ст-ти экспортного товара и повышение его конкурентоспособности на мир.рынке (субсидии, экспортное кредитование, демпинг – метод продвижения товара на внеш.рынок за счет сниж.экспортных цен ниже норм. ур-ня цен, существующего в этих странах.

Зарождение классич. п/э

Клас.п/э – напр-ие буржуазно-эк.мысли,возникшее в период становления капит.способа пр-ва. Они впервые занялись исслед-ием капит.пр-ва и положили начало п/э как науки. Перенесли исслед-ие из сферы обращения в сферу пр-ва. Положили начало теории труд.ст-ти. Родоночальник-У.Петти (1623-87) («Трактат о Налогах и сборах», «Полит.арифметика», «Разное о деньгах»). В св.ран.работах он хар-ет богатство с меркантелист.позиции. С его именем связано прим-ие в п/э нов.метода:пытался проникнуть вглубь явления Теория ст-ти. Он пришел к выводу, что ст-ть изм-ется затратами труда и что величина ст-ти зависит от Пт. Он опр-ет не ст-то товара, а ее ден.выражение. Отождествлял ст-ть с мнов.ст-тью, а ее с ценой. Труд в условиях к-изма производит не просто потреб.ст-ть, а товар, обладающий менов.ст-тью. Он считал, что оценку всех вещей можно привести к 2 факторам: земле и труду. Он исходил из того, что товаром явл-ся не раб.сила, а труд. З/п представлялась ему естест.ценой труда.Он писал, что если рабочим станут платить в 2 раза больше, то они станут работать в 2 раза меньше. Он говорил, что продажа земли – это продажа права на получение ренты и должна исчисляться, как опр.сумма годичн.рент, но правильно решить проблему земли он не смог. Установлена лишь зависимость земли от 1 ф-ра, т.е. годичн.ренты. Харктерн.особ-сти класс.п/э:1)сист.взгляд на эк-ку и создание цельн.представления об ее стр-ре;2)расм-ли к-изм как строй, в основе развитя кот лежат ест.з-ны, что предопр-ет вневрем.хар-р капит.пр-ва;3)исслед-ие сферы пр-ва, а не сферы потр-ия;4)пытались проникнуть в сущ-ность изучаем.явления, вскрыть их причинно-следств.зависимость;5)положили начало труд.теории ст-ти; 6) хар-ны объективность и непредвзятость эк.исслед-ия;7)выступали ярыми противниками гос.вмеш-ва в эк-ку.

Клас.к-изм функц-ет с 18в. До наст.вр. Развит.рын.об-во сохр-ет множество капит.признаков, но в совр.услових он переходит к посткапит.стройке, поэтому класс.к-изм – предистория соц-регулируем.рын.эк-ки. Научно-эк.модель-сис-ма, кот.оживляется в присутствии в ней жизнен. Противоречия, объективно присущего изучаем.об-ву и образующего внутр.источник его самодв-ия. Важн.компонентом явл-ется собс-сть. Осн. Элементы модели:1)хар-ка формы собс-ти в дан.об-ве;2)осн.группы уков общест.пр-ва(эк.субъекты) и отн-ие м/у ними;3) опр-ие специфики эк.формы, приобретаемой в рез-те пр-ва;4)выявление особ.принципов орг-ции пр-ва, распределения, обмена;5) открытие специф.з-нов, изучаемой формы общест.пр-ва. К-изм – единств.об-во, заслуживающее хар-ки «экономического», потому что оно построено на принципе эк.принуждения. Этапы: - докапит.период (эпоха внеэк.принуждения); - посткапит.период (эпоха соц.принуждения). К-изм – бесконечн. И беспощаднд.состязание м/у всеми уч-ками пр-ва. Под класс.к-измом понимается эпоха абс.господства принципа эк.принуждения. Возникнув из общест.устр-ва, эк.принуждение переросло в эк.устр-во об-ва, став одновременно его дв-лем и тормозом.К-изм преобразовывает разрознен.индивид.пр-ва, общест., ебщест.производит.сил в элемент совокупн.общест.продукта, индивидуалн.раб-ков – в совокупн.богатство об-ва. Изменяет ранее предшествующ.формы соц.связей, заменяя их рыночной. Возн-ие рын.пр-ва и господства рын.форм соц.связей обнарудивают ист.миссию к-изма. Совр.эк-ка максимально исп-ет эк.потенциал капит.форм орг-ции пр-ва. В шир.смысле к-изм – это об-во всеобщ.бизнеса, а в узком – об-во эксплуатации наемн.труда. основоположником научн.теории к-изма явл-ется Маркс. Он объяснил, каким образом к-изм может честно заплатить и оказаться в выигрыше. К-изм покупает чуж.товар для продажи и получения прибыли. Гл. источником создания доп.ст-ти явл-ется особ. Товар – раб.сила, ст-ть ее опр-ется временем, необходимым на его пр-во,т.е. ст-тью жизнен.ср-в рабочего и его семьи. Купив раб.силу, к-ист вправе требовать от рабочего большего объема пр-ва, чем необходимо самому рабочему для воспр-ва св.раб.силы.Т.о. к необх.раб времени, в течение кот раб-к создает достаточный для себя необх.продукт, к-ист невидимо присоединяет прибав.раб.время, в течение кот рабочий создает неоплачив.к-истом прибав.продукт. при продаже товара, в кот. Представлены необх. И прибав.труд раб-ка, к-ист получает прибав.ст-ть. К-изм – это не просто деньги, а устр-во об-ва, кот позволяет осущ-ть его про-во. К-изм возникает только при 3 условиях: развит.товарн.пр-во, появление потенц.к-истов, появление своб.раб-ка К-изм как сис-ма зародился в 17 в. Прошел 3 ступени: 1.домонополист.к-изм (18-конец 19в.): своб.конкуренция, стих.дви-ие рынка и пр-ва.2. монопол.к-изм (нач. 20в. – до 1 пол.20в.): возн-ие круп.монополий, господство фин.капитала, вывоз капитала, эк.раздел мира, террит.раздел мира. 3. пр-во и рынок рег-ется гос-вом

30. Эк-ая теория и программа Физиократов.Классич-ую политэкономию во Франции после П. Буагильбера представляла школа Ф, основанная Франсуа Кенэ (1694–1767). В неё входила большая группа эк-ов (А. Тюрго, В. Мирабо, В. Дюпон де Немур, Г. Летрон и др.).Школа Ф. возникла во Фр-ии в период перехода от феод-ма к капит-му, в XVIII веке. К этому времени уже окреп промыш-ый и фин-ый капитал, но еще 80% пахотной земли принадлежало духовным и светским феодалам. Сложились нац-ые рынки, и намечается появление европ-го рынка, однако больш-во насел-ия по-прежнему вело натур-ое хоз-во.Слово “физиократы” ведет свое происх-ие от лат-их слов “физиос” – природа и “кратос” – власть. Сами они себя называли “экономистами”. В отличие меркан-ов Ф-ты перенесли центр своих исслед-ий со сферы обращ-ия на сферу пр-ва, преимущ-но с/х-ого.Исходным в концепции Ф. было учение о «естественном порядке». Оно означало признание объективной реальности окруж-его мира, сущ-е кот. объяснялось соответ-ем «естес-му порядку» или «естес-му праву». Кенэ рассм-л такое право как выражение высшей справед-и, идущей от Бога. По его мнению, соблюдение «естес-го порядка» обяз-но для всех людей уже потому, что представ-ее его «естес-ое право» признаётся «светом разума». Кенэ не разделял выводов просветителей. Он считал, что чел-ек не м. претендовать «на всё» (это равносильно праву ласточки на всех летающих мошек), а должен исходить из того, что в сост-ии обеспечить своим трудом. Ф. опирались на идею «естес-го права» для опред-ия сущ-их норм поведения чел-ка. В соотв-ии с учением о «естественном порядке» Кенэ и его коллеги признавали эк-ие и полит-ие зак-ы в кач-ве естеств-ых (не завис-их от людей и полит-й власти). Такие зак-ы трактовались как вечные.Школа Ф. выступила с резкой критикой монетаризма. Она отвергала ошиб-ые исходные полож-ия его концепции о том, что единс-ой формой богатства явл. золото, а его источ-ом — внеш. торговля. Ф. Кенэ и его коллеги считали, что богатство склад-ся из потреб-ых стоим-ей. Деньгам отвод-сь роль посред-ка в обращ-и. Источник богатства они видели в произв-ве, а не в торговле, для кот. характерен, по их мнению, только обмен равных ценностей (эквивал-ый обмен). Заслуга физиократов в том, что они перенесли исслед-ие о происхожд-и прибав-го продукта в сферу непосред-ого пр-ва и тем самым заложили основу для анализа капит-ого пр-тва. Ф. одними из первых дали анализ кап-ла.Вместе с тем толкование пр-ва у них одностороннее: сфера пр-ва ограничена лишь с/х. Отсюда ед-но произв-ым трудом считался труд земл-цев. Ф-ая система выступала как выражение нов. капита-го об-ва, пробивающего себе дорогу в рамках феод-го. Для объяснения процесса ф. брали такую отрасль труда, кот. «выступает наружу незав-мо от процесса обращ-ия», что они видели т! в земледелии. С их т. зр., пром-ность не явл. произв-ой отраслью хоз-ва.Центр. место в учении Ф. занимала пробл-а «чистого продукта» и его пр-ва. Это избыток над той частью, кот. возмещала з/пл. Под «чист. прод-ом» имелся в виду прибав-ый продукт. Исходя из того, что «земля есть един-ый ист-к бог-ва», Кенэ полагал, что «чист.продукт» производится только в земл-ии. С этой т.зр. промыш-сть оказ-сь «бесплодной». Ед-й формой чист. продукта считалась рента. Ф. противоречиво толковали пр-во «чист. продукта». С одной стор., он представ-ся как результат естес-го процесса роста, свойств-ого земледелию, след-о, как дар природы. Вместе с тем «чист. пр-кт» выступает у них и как результат земле-го труда, избыток над з/пл. Прибыль рассм-сь как разновид-ть з/пл.В соотве-ии со своим пониманием пр-ва Ф. Кенэ делил общество на 3 класса:1) собственников (двор-во, дух-во, король со свитой, чинов-во);2) фермеров, к кот. относил и капит-ов, и наём. раб-их;3)«бесплодных»,включ.торгово-промыш-ое н\е страны.Ф категорически отвергли эк-ю доктрину меркант-ма. В обл-и эк-ой пол-ки они выступили как сторон-и невмешат-ва гос-ва в эк-ую жизнь стр-ы, против-ки всякого рода монополий, защищ. свободу предприн-ой деят-ти в услов-х капитал-ой конкур-ии.Вершину Ф-ой системы составила попытка анализа воспр-ва обществ-го капитала, предпринятая Ф. Кенэ в знаменитой «Эк-й таблице» (1758).Рассма-ая процесс воспр-ва, Ф. Кенэ анализ-ал происх-ие дох-в, обмен м/у кап-ом и дох-ом, отнош-ие м/у производ-ым и окончат-ым потребл-м. В кач-ве момента процесса воспр-ва он пытался представить «обращение м/у 2 больш-и подразд-ми производ-ого труда — м/у производ-ом сырья и промыш-тью». Всё это воплощалось в одной эк-ой табл.При построении «Эк-ой таблицы» Кенэ исходил из опред-ых предп-ок, делал ряд допущений. Он абстраг-ся от влияния внеш-го рынка, колебаний цен, рассматр-ая простое воспр-тво, что правомерно для начала анализа. Анализ-я обществ-ое воспр-тво, Кенэ взял движение тов-го кап-ла, обнаружив верный эк-ий такт, поскольку проблема воспр-ва есть прежде всего проблема реализации общ-го прод-та.Завершил учение Ф. выдающийся экономист, видный гос-ый деятель Франции Анн Робер Жак Тюрго (1727–1781). С 1761 г. он занимал должность короле-го интенданта в Лиможе, а с 1774 по 1776 г. — пост ген-о контролера финансов. Осн.произ-е «Размышления об обр-ии и распределении богатств» вышло в свет отд.книгой в 1776 г. Излагая концепцию ф.,Тюрго внес в неё ряд сущ-ых доп-ий. Именно у него ф.-ая сис-ма приняла наиб.развитый вид.Тюрго обратил внимание на зарождение эк.нерав-ва.Причину возник-ия наемного труда он видел в отделении произв-ей от земли.Тюрго выдвинул более зрелое толкование класс.стр-ры об-ва,выделив среди ферм-ов и «бесплодных», с одной стор., хозяев, с др. стороны—наемных раб-их. Он прибл-ся к поним-ию значения соб-ти на ср-ва пр-ва и диф-ии об-ва.Тюрго пытался толковать проблему накопл-я кап-а. Он впервые указал на различие м/у деньгами и кап-ом.наметилось выделение прибыли как особого вида дохода. Рассм-ая з/пл, Тюрго связывал её движение с конкуренции ей м/у рабочими на рынке труда. Он считал, что это обесп.сведение з/пл к мин-му средств сущ-я.Эк.реформы Тюрго: он упразднил цехи, освободил крестьян от дорожной повинности, ввёл свободу хлебной торговли, пытался уст-ть ед-ый налог на зем-ую ренту. Однако даже такие огранич-ые нововвед-ия встретили упорное сопротив-ие со стороны двор-ва, придворной знати, и Тюрго вынужден был уйти в отставку.

Регулирование международной торговли

Регулирование ключевой сферы мировой экономики — торговли товарами и услугами — производит Всемирная торговая организация (ВТО). Она была создана в 1995 г. на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле, подписанного в 1947 г.

ВТО — законодательная и институциональная основа международной торговой системы, механизм многостороннего согласования и регулирования в области торговли товарами и услугами, разрешения торговых споров и разработки стандартной внешнеторговой документации.

Регулирование в мировой экономике основано на том, что страны добровольно принимают решения о создании определенного международного механизма разрешения тех или иных проблем, о санкциях, применяемых к нарушителям договоренностей. В рамках ВТО установлены принципы торговли, с которыми согласились более 150 стран.

Наиболее важные принципы мировой торговой системы заключаются в следующем:

  1. торговля без дискриминации;
  2. либерализация международной торговли, т. е. устранение препятствий в торговле (снижение тарифов и т. д.);
  3. применение мер ограничения импорта только на основе правил ВТО;
  4. предсказуемость торговой политики;
  5. содействие конкуренции;
  6. введение стандартов, правил торговли и унификация документации.

Генеральное соглашение по торговле услугами является главным международным документом, регулирующим международную торговлю услугами с 1994 г.

Соглашение определяет, что международная торговля услугами, так же как и торговля товарами, должна основываться на принципах режима наибольшего благоприятствования, соответствующего принципам ВТО.

Тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли

Государственное регулирование внешней торговлей может быть односторонним — без согласований и консультаций с торговыми партнерами; двусторонним — согласование торговой политики с торгующими странами; многосторонним — когда торговая политика согласовывается многосторонними актами (соглашения в сфере торговли стран Евросоюза).

Различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Свобода торговли означает минимальное вмешательство государства во внешнюю торговлю.

Протекционизм — это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Тарифные методы регулирования внешней торговли основаны на использовании таможенного тарифа. Все прочие методы — нетарифные.

Относительно открытым считается торговый режим, при котором средний уровень импортных таможенных обложений составляет менее 10%, а квотированных — менее 25% импорта.

Тарифные методы регулирования внешней торговли — это установление тарифных квот и таможенных пошлин (регулируется преимущественно импорт).

Нетарифные методы подразделяются на количественные — квотирование, лицензирование, ограничения; скрытые — госзакупки, технические барьеры, налоги и сборы, требование о содержании местных компонентов; финансовые — субсидии, кредитование, демпинг (для экспорта).

Таможенный тариф — перечень товаров и система ставок, по которым они облагаются пошлинами.

Таможенная пошлина — обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  1. фискальную;
  2. протекционистскую;
  3. балансировочную (для предотвращения экспорта нежелательных товаров).

Различают следующие виды таможенных пошлин:

1. По способу взимания:

  1. адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
  2. специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара;
  3. комбинированные — сочетание адвалорного и специфического видов пошлин (например, 20% таможенной стоимости, но не более 10 долл. за одну тонну).

Применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок таможенной стоимости товара, что оставляет место для злоупотреблений. Специфические пошлины накладываются на стандартизированные товары и имеют преимущество, так как просты в администрировании. Уровень таможенных пошлин сильно зависит от цен на товары.

2. По объекту обложения:

  1. импортные;
  2. экспортные;
  3. транзитные (используются как средства торговой войны).

  1. сезонные — срок действия от месяца до 1 года (срок действия обычных тарифов на данный товар приостанавливается);
  2. антидемпинговые — применяются при ввозе товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если это наносит экономический ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства таких товаров;
  3. компенсационные — накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии.

4. По происхождению:

  1. автономные — односторонние на основании решения органов государственной власти;
  2. конвенциональные — на базе двухили многосторонних соглашений;
  3. преференциальные — на товары из развивающихся стран для поддержки их экономического развития за счет экспорта.

5. По типам ставок:

  1. постоянные;
  2. переменные — изменяются при изменении мировых цен.

6. По способу вычисления:

  1. номинальные — указанные в тарифах;
  2. эффективные — уровень пошлин определяется с учетом пошлин, наложенных на узлы и детали товаров.

Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара.

Таможенная стоимость товара — нормальная, складывающаяся на открытом рынке между независимым продавцом и покупателем цена товара, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.

Таможенная стоимость товаров, импортируемых в США,

исчисляется на базе цены ФОБ (FOB — Free on Board), т. е. той цены, по которой они продаются в стране отправки.

В ЕС таможенная стоимость товара оценивается на базе СИФ (CIF — Cost, Insurance, Freight), т. е. пошлина цены товара включает цену транспортировки до порта назначения и цену страхования.

В Российской Федерации таможенный тариф основывается на принятой в международной практике системе классификации товаров.

Таможенная стоимость определяется декларантом под контролем таможенных органов. Основным методом определения таможенной стоимости считается метод по цене сделки с ввозимым товаром.

При определении таможенной стоимости в цену сделки помимо цены самого товара включаются:

  • расходы по доставке товара до места ввоза;
  • расходы покупателя;
  • цена сырья, материалов и т. д., предоставленных покупателем продавцу для производства экспортного товара;
  • лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен осуществлять в качестве условия продажи импортных товаров;
  • доход продавца от последующих перепродаж, передачи или использования импортируемых товаров на территории РФ.

Тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их переработки — применяется в целях защиты национальных производителей готовой продукции, стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов. Для развивающихся стран характерен рынок сырьевой продукции, таможенное обложение которой минимально по сравнению с готовыми товарами.

В результате введения любой страной тарифа возникают экономические эффекты перераспределения (эффекты дохода и передела) и потери (эффекты защиты и потребления).

Эффект дохода — увеличение доходов бюджета: происходит перемещение доходов из частного сектора в государственный.

Эффект передела — перераспределение доходов от потребителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом.

Эффект защиты — экономические потери страны, возникающие в результате необходимости внутреннего производства, под защитой тарифа, дополнительного количества товаров при более высоких издержках.

Эффект потребления возникает в результате сокращения потребления товара из-за роста его цены на внутреннем рынке.

Для большой страны характерен эффект условий торговли — перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет этой страны в результате улучшения условий торговли.

Импортный тариф оказывает потенциальное воздействие на экономику большой страны, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара. Только большая страна может повлиять на уровень мировых цен и обеспечить себе некоторый экономический эффект за счет улучшения своих условий торговли. В любом случае необходима оптимальная ставка тарифа.

Оптимальная ставка тарифа — это уровень тарифа, обеспечивающий максимизацию национального экономического благосостояния.

Данная ставка всегда относительно невелика. Оптимальный тариф ведет к экономическому выигрышу одной страны и к потерям мировой экономики в целом, так как он служит перераспределению доходов от одной страны к другой.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара. При импорте в пределах определенного количества он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа.

Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и обеспечения национальной безопасности. Противники считают, что тарифы снижают уровень экономического благосостояния страны и подрывают мировую экономику, ведут к торговым войнам, увеличивают налоги, уменьшают объем экспорта и сокращают занятость.

Административной формой нетарифного государственного регулирования торгового оборота являются количественные ограничения, включающие квотирование (контингентирование), лицензирование и добровольное ограничение экспорта.

Квота — количественная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным качеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности квоты подразделяются на экспортные и импортные; по охвату — глобальные, которые устанавливаются на определенный период времени для обеспечения необходимого уровня внутреннего потребления, и индивидуальные — установленные в рамках глобальной квоты, носящие временный характер.

Лицензирование — это регулирование внешнеэкономической деятельность через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензии могут быть разовыми — сроком до 1 года на одну сделку; генеральными — на срок до 1 года без ограничения количества сделок; глобальными — на определенный срок для ввоза или вывоза товара в любую страну мира; автоматическими (выдаются немедленно).

Механизмы распределения лицензий разнообразны: аукционы; система явных предпочтений — закрепление за фирмами лицензий согласно их доле импорта; распределение лицензий на внеценовой основе — выдача правительством лицензий наиболее эффективным фирмам.

Добровольное ограничение экспорта — количественное ограничение, основанное на обязательстве ограничить или не расширять объем экспорта под политическим давлением со стороны импортера.

В число методов скрытого протекционизма входят: технические барьеры — требование соблюдения национальных стандартов; внутренние налоги и сборы; политика в рамках госзакупок (требование покупки товаров у национальных фирм); требование о содержании местных компонентов (устанавливает долю продукта, произведенного национальными производителями для продажи на внутреннем рынке); требование о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм и др.

Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидирование, кредитование и демпинг.

Субсидии — это денежные выплаты, направленные на поддержку национальных экспортеров и косвенную дискриминацию импорта. Субсидирование национального производства считается предпочтительной формой налоговой политики по сравнению с импортным тарифом и квотой.

Крайним случаем субсидирования экспорта является демпинг — продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в странах-импортерах.

Таким образом, государственное регулирование внешней торговли предполагает использование:

  • политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции (либерализации);
  • политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции;
  • умеренной торговой политики, сочетающей элементы свободной торговли и протекционизма;
  • одновременное проведение политики свободной торговли и протекционизма, но в отношении различной продукции.

В рамках ВТО признанной основой международной торговли является режим наибольшего благоприятствования.

Государственное регулирование международной торговли услугами

Торговля большинством услуг сопровождает торговлю товарами и, следовательно, подпадает под ограничения, накладываемые на торговлю товарами.

Существуют различные меры регулирования доступа на рынок — инструменты торговой политики, ограничивающие или запрещающие иностранным фирмам — производителям услуг действовать на местном рынке.

Меры регулирования доступа на рынок приобретают в большинстве случаев форму количественных ограничений и включают:

  1. ограничения на торговлю услугами (закрепление страхования, перевозки грузов и других услуг за национальными компаниями, которые в отсутствие конкуренции предоставляют услуги по завышенным ценам);
  2. ограничения по созданию на внутреннем рынке филиалов иностранных компаний, предоставляющих услуги (банков, туристических компаний и т. д.);
  3. ограничения на передвижение производителей услуг (в форме государственного лицензирования импорта рабочей силы, тестирования специалистов и др.);
  4. ограничения на передвижение потребителей услуг (лимитирование туристических виз, движение туристов по специально установленным маршрутам и др.)
  5. ограничения на использование национального режима (режима экономических отношений между странами):
    • изъятия из национального режима (инструменты внутренней экономической политики, дискриминирующие на внутреннем рынке иностранных производителей услуг по сравнению с местными);
    • предоставление ценовых преимуществ местным производителям;
    • предоставление иностранным производителям менее благоприятных условий, чем местным (например, повышенные налоги на операции иностранных банков и др.).

Усилия по либерализации международной торговли услугами предпринимаются на уровне международных организаций, в рамках отдельных отраслей и на двухстороннем уровне между отдельными странами.

Государственное регулирование международной передачи технологий

Введение государственного регулирования или контроля за международными передачами технологий вызвано:

  • стремлением удержать технологическое лидерство;
  • соображениями национальной безопасности;
  • условиями международных соглашений (контроль за технологиями “двойного” назначения и созданием химического, бактериологического оружия массового уничтожения).

Прямое государственное регулирование вывоза и ввоза технологий осуществляют органы экспортного контроля методами таможенного и пограничного контроля.

Косвенное регулирование передачи технологий осуществляется в большинстве стран через государственную систему регистрации патентов и торговых знаков. Для экспорта технологически емких товаров требуется специальное разрешение правительства.

Нарушение законов, регулирующих международную передачу технологий, считается государственным преступлением и сурово наказывается.

Страны — получатели иностранной технологии чаще всего регулируют ее ввоз только по соображениям законности и правопорядка, запрещая ввоз опасных для общества технологий.

Социальные, культурные различия, разрывы в общеобразовательном уровне между странами, не позволяющие работникам из менее развитых стран освоить и применять новейшую технологию, различия в подходах к управлению и внедрению технологий также могут быть препятствием для ее передачи.

Государственному контролю подлежит ввоз технологий производства оружия, химических товаров, наркотиков, спиртных напитков. Многие страны ограничивают импорт технологий с целью ограничения иностранной конкуренции и сохранения рабочих мест.

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф (custom tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

• инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

• свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

• конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

В отдельных странах таможенная территория может не совпадать с географической территорией. Под товаром обычно понимается любое имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия.

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

• фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

• протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

• балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или, иным причинам ниже мировых.

Классификации таможенных пошлин.

По способу взимания:

• адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

• специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);

• комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1г).

По объекту обложения:

• импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

• экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

• транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

• сезонные — пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

• антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

• компенсационные — пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.


Государство активно регулирует экспортно-импортные отношения с другими странами. Самым традиционным подходом является тарифные методы. Они представляют собой способ управления торговыми отношениями при помощи установления пошлины. Это специальные тарифы, которые применяются для некоторых ввозимых или вывозимых товаров. Основные тарифные подходы в области регулирования внешнеэкономической торговой деятельности будут рассмотрены далее.

Общее описание

Между государствами существуют таможенные границы. Каждая страна устанавливает правила ведения торговых отношений с остальным миром. Инструменты и методы такой политики разнообразны. Они определяются государством исходя из особенностей взаимодействия с другими странами, собственными интересами. Одним из таких инструментов являются тарифные методы регулирования международной торговли.

тарифный метод нмцк

Такие подходы предполагают обложение налогом ввозимой в страну через таможенную границу или вывозимую через нее товарную продукцию. Таможенно-тарифная система представляет собой правила по установлению пошлин, действующая в рамках определенного государства. В ее основе лежит Гармонизированная система описания и координации товаров. Это обязательный закон для всех стран ВТО. Этот свод правил и называется таможенным тарифом.

Перечень пошлин, которые взимаются с товаров на границе, систематизирован. Таможенный тариф взимается с владельцев грузов в момент ввоза или вывоза определенной продукции.

С помощью тарифного метода государственного регулирования удается контролировать экспортно-импортные отношения. Уровень налогов зависит от ряда определенных факторов. На это могут влиять мировые и внутренние цены на определенную продукцию, уровень монополизации рынка, степень концентрации производства, соотношение издержек и производительности труда в разных странах и т. д. Так, таможенные ставки часто увеличиваются в годы кризисов. В это время в стране наблюдается ухудшение экономической конъюнктуры.

Таможенный тариф обязательно содержит:

  • Название товаров (детализированные).
  • Код продукции.
  • Ставки с указанием их метода исчисления.
  • Способ обложения товара налогом.
  • Перечень продуктов, которые не облагаются пошлиной.
  • Список товаров, которые нельзя ввозить или вывозить из страны, перевозить транзитом по территории.

Особенности, принципы начисления пошлины

Тарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности могут иметь разную структуру. Если ставка едина для всех товаров, независимо от страны производства, это одноколонковые (простые) пошлины. Такие тарифы не предусматривают льгот или дискриминаций, но встречаются они довольно редко.

тарифные методы внешней торговли

Чаще к разным странам применяются неодинаковые торговые режимы. Ставки обозначены отдельно для продукции разных государств. Здесь применяется несколько пошлин в одном тарифе. Может быть предусмотрено две или даже больше колонок. Такие тарифы называют сложными (многоколонковыми). Большей пошлиной обычно облагают те продукты, степень промышленной обработки которых велика.

Сложные тарифы чаще всего имеют 2 колонки. В одной из них указана самая большая (генеральная) пошлина. Она принимается за базу, если требуется рассчитать льготы или дискриминации. Во второй колонке указана меньшая ставка. Она применяется стран, которым установлен режим наибольшего благоприятствования.

В некоторых случаях применяется третья колонка. Здесь указан размер преференциальной пошлины. Он применяется для разных стран. Чаще этот тариф применяют государства с развитой рыночной экономикой по отношению к развивающимся странам.

Рассматривая методы таможенно-тарифного регулирования, стоит отметить, что пошлина может состоять из ставок, классификации товарной продукции. Такие подходы создаются специально для регулирования. С их помощью также производится учет операций деятельности в области внешней торговли.

Пошлины имеют денежное выражение. Их взимает государство, а уплата таких платежей является обязательной для ввозимых и вывозимых товаров. Политика государства в этой области регулируется законом «О таможенном тарифе».

Пошлина – это стоимостной регулятор внешнего торгового оборота. С экономической точки зрения, это разница между импортной и внутренней ценой. Если выразить ее в процентном соотношении, получится уровень пошлины.

Функции пошлины

Таможенно-тарифные методы регулирования выполняют ряд функций. Предполагается, что внутренние цены на продукцию должны быть выше, чем у ввозимых товаров. В этом случае конкуренция обеих категорий товаров будет равноценной. Поэтому установление пошлины выполняет регулирующую функцию.

тарифные методы регулирования внешней

Пошлина, как и любой другой налог, увеличивает стоимость товара. Это снижает его конкурентоспособность. Чтобы эта роль пошлины выполнялась в полном объеме, нужно чтобы политика в области внешних торговых отношений была гибкой. Ставки налогов подлежат постоянному пересмотру. На их изменение влияют внешние условия, которые складываются на мировом рынке, а также внутренние интересы страны. Пересмотру подлежат только пошлины переменного типа. Их ставки меняются в случаях, установленных государством. Это, например, могут быть изменения цен на внутреннем или мировом рынке, субсидии и прочее.

В большей или меньшей степени все государства применяют пошлины для пополнения бюджета страны. Поэтому подобные налоги выполняют фискальную функцию. Из пошлины частично формируется доход государственного бюджета. В России его вклад достигает 30% от общей массы.

Тарифные методы регулирования внешней торговли выполняют также ценообразующую функцию. Благодаря применению пошлины стоимость импортных товаров увеличивается. Это инструмент дискриминационной политики, которая применяется в отношении иных стран. Это создает стоимостный барьер, из-за которого цены на зарубежные товары будут выше, чем на отечественные. Также при помощи такого подхода государство устанавливает цены на продукцию разных стран. Для некоторых пошлины будут выше, что делает продукцию менее привлекательной для потребителя.

Такая функция позволяет регулировать объем импорта и экспорта. При помощи пошлин государство влияет на норму прибыли определенных отраслей экономики. Также это позволяет контролировать темпы развития, накапливать капитал внутри страны. Регулируется не только количество продукции, пересекающей таможенную границу, но и структуру импорта. С развитием экономики страны роль фискальной функции таможенной пошлины снижается.

Разновидности

Тарифные методы регулирования внешней торговой деятельности государства основаны на применении пошлин разных типов. Налоговые платежи отличаются объектом и способом взимания, размером платежа, способом выработки и практикой применения.

обоснование тарифного метода

По объекту взимания различают экспортные (вывозные) и импортные (ввозные) пошлины. Также платежи могут взиматься за транзитную перевозку по стране определенных товаров. Вывозные платежи позволяют ограничить экспорт некоторых видов товаров. Также за их счет пополняется государственный бюджет. Это инструмент улучшения структуры торговли. За счет установления подобных тарифов удается снизить вывоз из страны некоторых товаров. К таковым чаще всего относятся продукты с низкой степенью обработки, с высоким уровнем добавленной стоимости.

Ввозные налоги начисляют на ввозимую в страну зарубежную продукцию. Это является обязательным условием их допуска в свободную продажу на внутреннем рынке. При помощи таких пошлин пополняется государственный бюджет, производится регулировка структуры импорта. Также с их помощью сдерживается ввоз на территорию страны некоторых видов продукции. Ввозные пошлины являются наиболее распространенным видом налогов таможенного типа. Их применяют для 80% импортных товаров, которые перевозят иностранные производители.

Тарифные методы предполагают установление контроля и над транзитными перевозками. Такие пошлины применяют довольно редко. Это, скорее, средство торговой войны. В нашей стране в современных условиях транзитные тарифы нулевые.

Другие разновидности

тарифные методы регулирования внешней торговли

В ходе обоснования тарифного метода действия правомочных органов регулируются законодательством страны. По способам взимания пошлины подразделяются на:

  • адвалорные;
  • специфические (или специальные);
  • смешанные (кумулятивные)

В этом случае расчет пошлины зависит от вида ставки, применяемой в ходе расчета. Адвалорная или стоимостная ставка представляет собой фиксированный процент. Он взимается с таможенной стоимости товара. Рассматривая примеры тарифных методов, эту разновидность пошлины можно объяснить на примере автомобиля. При его транспортировке через границу потребуется заплатить 15 % от его стоимости, определенной таможней.

В международной практике адвалорные ставки составляют приблизительно 72-75% всех пошлин. При расчетах немаловажным действием является расчет таможенной стоимости продукта. Для этого предусматривается несколько методов для этого. Существует подход, который определяет эту величину по стоимости сделки с идентичными или однородными товарами. Внутри ВТО планируется провести унификацию метода определения таможенной стоимости. В рамках ГАТТ применяется Кодекс по определению таможенной стоимости.

Специальные пошлины представляют собой твердые суммы, которые взимают с определенных товаров. Этот тип налогов применяется при перевозке массовых или сложных грузов. Они применяются и в России. Такие пошлины не связаны прямо с товарной ценой. Денежный доход, который государство получает при их взимании, зависит от объема товара.

Пошлина может быть также комбинированного типа. На часть продукции начисляют адвалорные пошлины, а на остаток, который превышает уровень установленной нормы, облагается по специальной ставке.

Могут применяться альтернативные пошлины. Выбирается тот вариант, при котором таможенный сбор будет максимальным.

Таможенная стоимость

тарифный метод 44 фз

Тарифные методы внешней торговли включают в себя такое понятие, как таможенная стоимость. Она определяется в нашей стране по системе классификации товаров, принятой международной общественностью. Таможенная стоимость является величиной, которую определяет декларант. Этот процесс контролируют таможенные представители. Основной методикой, которая применяется в ходе этого процесса, является определение стоимости по цене сделки при ввозе товара.

Чтобы установить цену, применяется определенная методика расчета. Кроме непосредственно стоимости товара, в сумму включается следующее:

  1. Затраты на доставку продукции на место ввоза.
  2. Издержки, оплачиваемые покупателем.
  3. Стоимость материалов, сырья или иных ресурсов, которые покупатель предоставляет продавцу для изготовления товара для экспорта.
  4. Оплата лицензии за применение объектов интеллектуальной собственности, патентов. Такие платежи осуществляет покупатель при продаже импортной продукции.
  5. Включается в цену доход продавца, который он получит при перепродаже или передаче импортируемых товаров.

При обосновании тарифного метода применяется такой термин, как эскалация. Это повышение суммы тарифных налогов по мере роста их переработки. Эта мера необходима, дабы защитить отечественного производителя, стимулирования ввоза полуфабрикатов и исходного сырья. Чаще всего такие товары перевозят через границу развивающиеся страны. Поэтому налогообложение, которое применяется к ним, минимальное.

Способ определения НМЦК

Тарифный метод НМЦК применяется в том случае, если требуется сделать закупки или реализацию товаров, которые подлежат регулированию со стороны государственных органов. Этот подход предполагает установление минимальной цены контракта. Его регламентирует статья 22 44 ФЗ. Тарифный метод применяется при закупке товаров, услуг или работ. Соответствующие государственные органы контролируют этот процесс.

Цена контракта определяется в соответствии с регулируемым тарифом. От правильности проведения расчета зависит эффективность использования бюджетных средств. Также подобная процедура позволяет выполнить соответствующие закупки.

Начальная максимальная цена контракта определяется в соответствии с тарифным методом по 44-ФЗ. В число таких услуг входят:

  • Водоотведение и водоснабжение.
  • Теплоснабжение.
  • Электроэнергетика.
  • Газоснабжение.
  • Электросвязи и почты.

Не рекомендуется применять этот метод тарифного регулирования, если стоимость товаров или услуг выше нормы, утвержденной законодательством.

Образец расчета

Тарифный метод определения НМЦК предполагает применение простой формулы. Чтобы понимать принцип применение этого подхода, стоит рассмотреть расчет на примере. Формула для определения тарифа выглядит так:

НМЦК = ОТ * Т, гдн ОТ – объем товара, который планируется закупить (это могут быть также работы и услуги), Т – тариф, установленный соответствующими государственными органами.

Количество товара измеряется в денежном эквиваленте. Тарифный метод НМЦК может применять ставки, установленные правовыми актами муниципального типа. Чтобы понимать особенности проведения расчетов, нужно рассмотреть процедуру на примере.

Так, допустим, заказчиком работ или услуг является государственная организация. Она объявляет открытый конкурс, в ходе которого выбирается поставщик тепловой энергии. Она поставляется на объект в виде горячей воды. Тариф, установленный законодательно, на момент заключения договора составлял 2880,79 руб. за 1 Гкал тепловой энергии. В эту стоимость не включается НДС.

Учреждение будет закупать 731,9 Гкал. Поэтому сумма договора составляет:

731,9 х 2880,79 = 2 487 971,24 руб.

Договор в этом случае не может быть заключен на период дольше, чем действует ставка тарифа. Как только она поменяется, нужно перезаключать контракт. Организовывается новая закупка. Поэтому количество продукции, которая закупается при использовании этого тарифного метода, определяется особым способом. Для этого применяется специальная методика. Она установлена законодательно.

Эффекты введения тарифов

тарифный метод определения нмцк

В ходе применения тарифных методов у любой страны возникают разные эффекты экономического характера. Они могут быть разного типа. Так, существуют эффекты перераспределения (передела и дохода) и потери (потребления и защиты). Их стоит рассмотреть подробнее.

Эффект дохода предполагает, что прибыль в бюджет увеличивается. Так доходы из частного перемещаются в государственный сектор.

Эффект передела заключается в перераспределении доходов от покупателей к изготовителям товаров, которые конкурируют с ввозной продукцией.

Эффект защиты подразумевает потери экономического характера государства, которые возникают из-за необходимости внутреннего производства. Оно защищено тарифом, что позволяет производить больше продукции при высоких издержках.

Эффект потребления определяется при сокращении потребления продукции из-за увеличения ее стоимости на внутреннем рынке.

Если страна большая, у нее возникает при использовании тарифов эффект условной торговли. Доход от продажи продукции иностранных производителей перераспределяется в бюджет. Это становится возможным при улучшении условий торговли.

Финансовые методы

Торговая политика применяет финансовые методы в ходе таможенной политики. Основными подходами этого типа являются субсидирование, демпинг, а также кредитование.

Субсидирование предполагает осуществление денежных выплат. Они направлены на поддержание отечественных экспортеров. Это косвенно дискриминирует импорт. Субсидирование позволяет поддержать национальные производства. Это предпочтительная политика, которой придерживаются многие страны. Она имеет привилегии, по сравнению с тарифом на импорт и квотами.

Демпинг представляет собой крайний случай субсидирования. Эта мера позволяет продвигать товары на мировой рынок. Для этого экспортные цены снижают. Они становятся меньше, чем установленная граница для обычных продуктов в странах-импортерах.

Кредитование осуществляется на особых условиях для отечественных производителей. Они получают соответствующее финансирование, что стимулирует экспорт в определенных сферах. Ставки по кредитованию в этом случае назначают исходя из политики государства.

Если страна входит в ВТО, основой торговых отношений признан режим наивысшего благоприятствования.

Читайте также: