Пошлина которую должен был уплатить крестьянин уходящий от своего владельца за неделю

Опубликовано: 26.03.2024

Крепостное право на Руси возникло в процессе становления феодального общественного строя, став его главнейшим атрибутом. Процесс формирования был длительным, система складывалась на протяжении XV-XVII вв. Становление крепостного права проходило в несколько этапов, на протяжении правления нескольких царей.

Этапы закрепощения

Понятие крепостного права

Такое название в России получила наиболее тяжелая форма зависимости крестьян от землевладельцев, власть которых распространялась на личность, труд и имущество принадлежавших им крестьян.

Предыстория возникновения крепостного права

Несвободные граждане появились одновременно с формированием русского государства. По степени несвободы и ущемления в правах их можно условно разделить на три основные группы:

  • Смерды. Свободные землепашцы, которые могли иметь свой надел или арендовать землю у феодала. За аренду они расплачивались денежным оброком, частью урожая или барщиной – отработкой на земле «барина».
  • Закупы. Крестьяне, взявшие в долг у феодала семена, инвентарь или деньги, и подписавшие долговое обязательство. Согласно договору, закуп отрабатывал долг на земле феодала, после отработки получал свободу.
  • Холопы. Их положение было близким к рабскому, они считались собственностью хозяина. В холопы попадали пленные, а также не возвратившие долг закупы и осужденные преступники.

Большинство крестьянства составляли обладавшие личной свободой смерды. Феодальное землевладение, при поддержке государственного законодательства, постепенно лишало их собственной и общинной земли, которая переходила во владение знати. Но, даже не обладая собственным наделом, крестьяне сами выбирали арендодателя. Если условия аренды их не устраивали, они могли уйти в другое поместье. Подобная свобода не устраивала феодалов, и это стало причиной постепенного закрепощения землепашцев.

крестьянин

Причины установления крепостного права

Вопрос привязки крестьян к земле обострился с введением поместной системы землевладения и созданием поместного войска. Поместья давались воинским людям на время службы, для прокормления воина и его семьи, а также для приобретения всей необходимой военной амуниции. За это он обязан был в военное время участвовать в походах или нести службу на границе. В XV в. Россия воевала непрерывно, и служилый человек не мог сам обрабатывать землю. Помещику нужны были постоянно работающие на земле крестьяне.

В постоянных работниках, максимально зависимых от хозяина, нуждались и другие землевладельцы. Зависимого крестьянина проще эксплуатировать, не боясь его ухода, в то время как массовый уход недовольных свободных крестьян мог разорить феодала. Производимая землепашцами сельскохозяйственная продукция, которую можно было продавать, являлась источником обогащения для феодала.

Свободно перемещающиеся землепашцы трудно поддавались учету, с них сложнее было взымать налоги, поэтому государство также было заинтересовано в их оседлости. В целом историки выделяют четыре основные причины закрепощения крестьян:

  1. Необходимость содержать поместное войско, которое являлось ядром вооруженных сил Московского государства.
  2. Заинтересованность всех землевладельцев в абсолютной власти над крестьянами, работниками на их земле.
  3. Заинтересованность государства, государя (царя) в том, чтобы землевладельцы осуществляли административное управление крестьянами и гарантировали уплату ими налогов в государственную казну.
  4. Спрос на сельскохозяйственную продукцию из Восточной Европы в Западной Европе, где быстро росли города и промышленность.

Этапы становления крепостного права

Закрепощение крестьян происходило на протяжении длительного времени. Правители государства, действуя в интересах землевладельцев, принимали новые нормативные документы, постепенно ограничивая права и личную свободу крестьян.

Судебник Ивана III (1497 г.)

Юридическое оформление крепостного права на Руси началось в правление Ивана III. В 1497 г. был принят первый законодательный кодекс единого государства – Судебник. Статья 57 этого сборника называлась «О христианском отказе» и устанавливала по всей стране новые правила перехода крестьян от одного землевладельца к другому.

Впервые в русской истории право крестьянского перехода было ограничено. Отныне землепашцы могли искать новое место только две недели в году – по неделе до и после Юрьева дня (26 ноября). Время было выбрано не случайно, в эту пору завершались осенние сельскохозяйственные работы, и уход работников не мог нанести хозяину земли ущерба.

Это было не единственное новшество. Вводилась плата за уход, так называемое «пожилое», которая являлась платой крестьянина за аренду помещичьей земли и имущества и компенсацией помещику за потерю рабочих рук. Установленный размер пожилого был не маленьким, особенно для малоимущих крестьян. Сумма зависела от количества лет, прожитых у помещика – чем дольше прожил, тем больше платил.

Юрьев день

Судебник Ивана IV (1550 г.)

Этот законодательный кодекс был выпущен в начале правления Ивана Грозного, в период реформ. В него было внесено много новшеств, но в положении крестьян кардинальных изменений не произошло. Правило перехода в период Юрьева дня осталось без изменений, но был увеличен размер пожилого, что делало сумму неподъемной для многих крестьян. Также была добавлена дополнительная пошлина «за повоз», которая выплачивалась работником в случае отказа перевезти с поля урожай феодала.

Кроме того, Судебник ввел ответственность землевладельца за преступления работающих у него крестьян. Это усилило не экономическую, но личную зависимость работника от хозяина.

Указ «О заповедных летах» Ивана IV (1581 г.)

Семь лет опричнины, установленной Иваном Грозным, и проигранная им Ливонская война разорили страну, особенно центральные и северо-восточные области. После массовых репрессий обрабатывать землю было некому, начался голод и эпидемии. Немногие уцелевшие массово бежали, спасая свою жизнь, на Дон, Южный Урал и другие удаленные земли. Сельское хозяйство было разрушено. В некоторых из центральных районов не возделывалось до 90% земли.

Владельцы поместий, сами находящиеся в бедственном положении, всячески пытались удержать работников, привязать их к земле. Без доходов с земли помещики были не в состоянии платить налоги в государственную казну. Видя эту угрозу, Иван IV издал указ «О заповедных летах», временно отменивший возможность перехода крестьян к другому хозяину даже в Юрьев день.

Мера формулировалась как временная. Царь принял решение проверить за 1581-1590 гг. состояние вотчинных и помещичьих хозяйств и провести перепись населения в некоторых областях. Ограничение на переход вводилось на период переписи, затем его должны были отменить.

Иван Грозный умер в 1584 г., не отменив запрет. Перепись была завершена в 1592 г. По некоторым источникам, в том же году правящим Борисом Годуновым был издан указ об окончательном запрете на переход. Документ не сохранился, но установлено, что к концу XVI в. крестьян лишили права на смену хозяина. С этими событиями связано появление известной поговорки – «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

Иван Грозный

Указ «Об урочных летах» царя Федора Ивановича (1597 г.)

Лишившиеся выбора крестьяне стали бежать на вольные земли или в удаленные вотчины. По требованию землевладельцев царь Федор Иванович подписал указ, в котором впервые в России было юридически закреплено право феодала на розыск беглых крестьян. Был установлен пятилетний срок розыска – «урочные лета». Розыском и возвращением занялось государство. В течение пяти лет помещик имел право подать в суд иск на поиск, и возвратить найденного холопа, где бы его ни обнаружили.

Таким образом, к концу XVI в. в России уже фактически действовало крепостное право.

Указ об увеличении срока «урочных лет» царя Василия Шуйского (1607 г.)

Начало XVIII в. было временем продолжающейся Смуты. На престоле менялись цари, жизнь крестьян легче не становилась, и они по-прежнему пытались бежать «от многих податей и от великих правежей». Под давлением землевладельческой знати было принято решение увеличить срок сыска беглых крестьян. В 1607 г. указом царя Василия Шуйского «урочные лета» увеличили втрое – с пяти до пятнадцати.

Но этот указ не был реализован из-за недееспособности власти. Василий Шуйский быстро терял поддержку знати. К тому же на этот период пришлось крупное восстание Ивана Болотникова (1606-1607 гг.), подавление которого потребовало больших ресурсов.

Поэтому к моменту воцарения в 1613 г. Михаила Романова «урочные лета» все еще составляли пять лет. В качестве индивидуальной льготы царь продлевал их до 10 лет отдельным помещикам. В 1642 г. десятилетний срок розыска беглых крестьян становится государственной нормой.

Соборное уложение царя Алексея Михайловича (1649 г.)

Алексей Михайлович из династии Романовых взошел на престол в 1645 г. Он начал свое правление с реформ, среди которых было и увеличение косвенных налогов. Именно это решение, по которому, среди прочих повышений, непомерно выросли цены на соль, привело к Соляному бунту. Это масштабное народное восстание вспыхнуло в Москве в июне 1648 г., а затем перекинулось на ряд других городов. Под давлением народного недовольства царь был вынужден сменить свою прежнюю администрацию, отправив ее главу в ссылку.

Бунт показал глубокое недовольство различных слоев населения сложившимся положением. Народ был раздражен лихоимством и притеснением со стороны государственных чиновников. Необходимы были реформы и новые законы, регламентирующие вопросы правления и государственного устройства.

Земский собор

Для разработки нового кодекса был созван Земский собор, на который съехались выборные люди из 130 городов. На соборе был выработан и утвержден документ, получивший название Соборного уложения 1649 г. Он стал важнейшей вехой в истории развития российского права. Старые законы были пересмотрены и переработаны в соответствии с современностью, было введено большое количество новых законоположений. Основой для введения новшеств стали коллективные челобитные выборных людей. Уложение состояло из 25 глав и 967 статей.

Земский собор

Установление крепостного права

Среди прочих новшеств, Соборное уложение завершило юридическое оформление крепостного права. Многочисленные челобитные от землевладельцев просили права на бессрочный розыск беглых крестьян, и Земский собор учел эти просьбы. В главе «Суд о крестьянах» появились два принципиально новых положения:

  1. «Урочные лета» отменялись, был установлен бессрочный сыск беглых крестьян. Возврату подлежал не только беглый, но и его потомки со всем нажитым добром. Таким образом, подтверждалась наследственность крепостного состояния и право помещика без ограничений распоряжаться имуществом крепостного. За укрывательство чужого беглого полагался штраф, тюремный срок или битье кнутом.
  2. Право свободного перемещения и распоряжения собой потеряли и землепашцы, числившиеся свободными. Отныне крестьянин навеки прикреплялся к поместью, где его застала перепись. В случае ухода его должны были возвратить силой. Также он терял право заняться другим ремеслом, кроме сельскохозяйственного. Вольный крестьянин практически приравнивался к барщинному холопу.

Последствия закрепощения крестьян

Соборное Уложение 1649 г. завершило создание государственной системы крепостного права. Крепостничество более чем на два века (до 1861 г.) стало фундаментом экономического и социального развития России. В XVIII в. оно позволило провести мощную мобилизацию ресурсов и совершить рывок в развитии, создав основу для преобразований Петра I. Но в XIX в. оно начало замедлять социально-экономическое развитие страны, став фактором отставания от Западной Европы – западные страны с преобладанием вольнонаемного труда развивались быстрее.

Крепостничество консервировало отсталые формы общественных отношений. Огромная власть «господ» и полное бесправие крепостных оказывало разлагающее воздействие на нравы и тех и других, еще больше обостряя социальные противоречия.

крепостные

Точка зрения историков

Большинство современных историков сходятся во мнении, что процесс закрепощения коснулся не только частновладельческих крестьян. Правомерно говорить о всеобщем закрепощении сословий государства в XIV-XVII вв. Даже дворянство к концу XVII в. оказалось в крепостной зависимости от государства, и не было свободным сословием.

Крепостное право на Руси возникло в процессе становления феодального общественного строя, став его главнейшим атрибутом. Процесс формирования был длительным, система складывалась на протяжении XV-XVII вв. Становление крепостного права проходило в несколько этапов, на протяжении правления нескольких царей.

Этапы закрепощения

Понятие крепостного права

Такое название в России получила наиболее тяжелая форма зависимости крестьян от землевладельцев, власть которых распространялась на личность, труд и имущество принадлежавших им крестьян.

Предыстория возникновения крепостного права

Несвободные граждане появились одновременно с формированием русского государства. По степени несвободы и ущемления в правах их можно условно разделить на три основные группы:

  • Смерды. Свободные землепашцы, которые могли иметь свой надел или арендовать землю у феодала. За аренду они расплачивались денежным оброком, частью урожая или барщиной – отработкой на земле «барина».
  • Закупы. Крестьяне, взявшие в долг у феодала семена, инвентарь или деньги, и подписавшие долговое обязательство. Согласно договору, закуп отрабатывал долг на земле феодала, после отработки получал свободу.
  • Холопы. Их положение было близким к рабскому, они считались собственностью хозяина. В холопы попадали пленные, а также не возвратившие долг закупы и осужденные преступники.

Большинство крестьянства составляли обладавшие личной свободой смерды. Феодальное землевладение, при поддержке государственного законодательства, постепенно лишало их собственной и общинной земли, которая переходила во владение знати. Но, даже не обладая собственным наделом, крестьяне сами выбирали арендодателя. Если условия аренды их не устраивали, они могли уйти в другое поместье. Подобная свобода не устраивала феодалов, и это стало причиной постепенного закрепощения землепашцев.

крестьянин

Причины установления крепостного права

Вопрос привязки крестьян к земле обострился с введением поместной системы землевладения и созданием поместного войска. Поместья давались воинским людям на время службы, для прокормления воина и его семьи, а также для приобретения всей необходимой военной амуниции. За это он обязан был в военное время участвовать в походах или нести службу на границе. В XV в. Россия воевала непрерывно, и служилый человек не мог сам обрабатывать землю. Помещику нужны были постоянно работающие на земле крестьяне.

В постоянных работниках, максимально зависимых от хозяина, нуждались и другие землевладельцы. Зависимого крестьянина проще эксплуатировать, не боясь его ухода, в то время как массовый уход недовольных свободных крестьян мог разорить феодала. Производимая землепашцами сельскохозяйственная продукция, которую можно было продавать, являлась источником обогащения для феодала.

Свободно перемещающиеся землепашцы трудно поддавались учету, с них сложнее было взымать налоги, поэтому государство также было заинтересовано в их оседлости. В целом историки выделяют четыре основные причины закрепощения крестьян:

  1. Необходимость содержать поместное войско, которое являлось ядром вооруженных сил Московского государства.
  2. Заинтересованность всех землевладельцев в абсолютной власти над крестьянами, работниками на их земле.
  3. Заинтересованность государства, государя (царя) в том, чтобы землевладельцы осуществляли административное управление крестьянами и гарантировали уплату ими налогов в государственную казну.
  4. Спрос на сельскохозяйственную продукцию из Восточной Европы в Западной Европе, где быстро росли города и промышленность.

Этапы становления крепостного права

Закрепощение крестьян происходило на протяжении длительного времени. Правители государства, действуя в интересах землевладельцев, принимали новые нормативные документы, постепенно ограничивая права и личную свободу крестьян.

Судебник Ивана III (1497 г.)

Юридическое оформление крепостного права на Руси началось в правление Ивана III. В 1497 г. был принят первый законодательный кодекс единого государства – Судебник. Статья 57 этого сборника называлась «О христианском отказе» и устанавливала по всей стране новые правила перехода крестьян от одного землевладельца к другому.

Впервые в русской истории право крестьянского перехода было ограничено. Отныне землепашцы могли искать новое место только две недели в году – по неделе до и после Юрьева дня (26 ноября). Время было выбрано не случайно, в эту пору завершались осенние сельскохозяйственные работы, и уход работников не мог нанести хозяину земли ущерба.

Это было не единственное новшество. Вводилась плата за уход, так называемое «пожилое», которая являлась платой крестьянина за аренду помещичьей земли и имущества и компенсацией помещику за потерю рабочих рук. Установленный размер пожилого был не маленьким, особенно для малоимущих крестьян. Сумма зависела от количества лет, прожитых у помещика – чем дольше прожил, тем больше платил.

Юрьев день

Судебник Ивана IV (1550 г.)

Этот законодательный кодекс был выпущен в начале правления Ивана Грозного, в период реформ. В него было внесено много новшеств, но в положении крестьян кардинальных изменений не произошло. Правило перехода в период Юрьева дня осталось без изменений, но был увеличен размер пожилого, что делало сумму неподъемной для многих крестьян. Также была добавлена дополнительная пошлина «за повоз», которая выплачивалась работником в случае отказа перевезти с поля урожай феодала.

Кроме того, Судебник ввел ответственность землевладельца за преступления работающих у него крестьян. Это усилило не экономическую, но личную зависимость работника от хозяина.

Указ «О заповедных летах» Ивана IV (1581 г.)

Семь лет опричнины, установленной Иваном Грозным, и проигранная им Ливонская война разорили страну, особенно центральные и северо-восточные области. После массовых репрессий обрабатывать землю было некому, начался голод и эпидемии. Немногие уцелевшие массово бежали, спасая свою жизнь, на Дон, Южный Урал и другие удаленные земли. Сельское хозяйство было разрушено. В некоторых из центральных районов не возделывалось до 90% земли.

Владельцы поместий, сами находящиеся в бедственном положении, всячески пытались удержать работников, привязать их к земле. Без доходов с земли помещики были не в состоянии платить налоги в государственную казну. Видя эту угрозу, Иван IV издал указ «О заповедных летах», временно отменивший возможность перехода крестьян к другому хозяину даже в Юрьев день.

Мера формулировалась как временная. Царь принял решение проверить за 1581-1590 гг. состояние вотчинных и помещичьих хозяйств и провести перепись населения в некоторых областях. Ограничение на переход вводилось на период переписи, затем его должны были отменить.

Иван Грозный умер в 1584 г., не отменив запрет. Перепись была завершена в 1592 г. По некоторым источникам, в том же году правящим Борисом Годуновым был издан указ об окончательном запрете на переход. Документ не сохранился, но установлено, что к концу XVI в. крестьян лишили права на смену хозяина. С этими событиями связано появление известной поговорки – «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

Иван Грозный

Указ «Об урочных летах» царя Федора Ивановича (1597 г.)

Лишившиеся выбора крестьяне стали бежать на вольные земли или в удаленные вотчины. По требованию землевладельцев царь Федор Иванович подписал указ, в котором впервые в России было юридически закреплено право феодала на розыск беглых крестьян. Был установлен пятилетний срок розыска – «урочные лета». Розыском и возвращением занялось государство. В течение пяти лет помещик имел право подать в суд иск на поиск, и возвратить найденного холопа, где бы его ни обнаружили.

Таким образом, к концу XVI в. в России уже фактически действовало крепостное право.

Указ об увеличении срока «урочных лет» царя Василия Шуйского (1607 г.)

Начало XVIII в. было временем продолжающейся Смуты. На престоле менялись цари, жизнь крестьян легче не становилась, и они по-прежнему пытались бежать «от многих податей и от великих правежей». Под давлением землевладельческой знати было принято решение увеличить срок сыска беглых крестьян. В 1607 г. указом царя Василия Шуйского «урочные лета» увеличили втрое – с пяти до пятнадцати.

Но этот указ не был реализован из-за недееспособности власти. Василий Шуйский быстро терял поддержку знати. К тому же на этот период пришлось крупное восстание Ивана Болотникова (1606-1607 гг.), подавление которого потребовало больших ресурсов.

Поэтому к моменту воцарения в 1613 г. Михаила Романова «урочные лета» все еще составляли пять лет. В качестве индивидуальной льготы царь продлевал их до 10 лет отдельным помещикам. В 1642 г. десятилетний срок розыска беглых крестьян становится государственной нормой.

Соборное уложение царя Алексея Михайловича (1649 г.)

Алексей Михайлович из династии Романовых взошел на престол в 1645 г. Он начал свое правление с реформ, среди которых было и увеличение косвенных налогов. Именно это решение, по которому, среди прочих повышений, непомерно выросли цены на соль, привело к Соляному бунту. Это масштабное народное восстание вспыхнуло в Москве в июне 1648 г., а затем перекинулось на ряд других городов. Под давлением народного недовольства царь был вынужден сменить свою прежнюю администрацию, отправив ее главу в ссылку.

Бунт показал глубокое недовольство различных слоев населения сложившимся положением. Народ был раздражен лихоимством и притеснением со стороны государственных чиновников. Необходимы были реформы и новые законы, регламентирующие вопросы правления и государственного устройства.

Земский собор

Для разработки нового кодекса был созван Земский собор, на который съехались выборные люди из 130 городов. На соборе был выработан и утвержден документ, получивший название Соборного уложения 1649 г. Он стал важнейшей вехой в истории развития российского права. Старые законы были пересмотрены и переработаны в соответствии с современностью, было введено большое количество новых законоположений. Основой для введения новшеств стали коллективные челобитные выборных людей. Уложение состояло из 25 глав и 967 статей.

Земский собор

Установление крепостного права

Среди прочих новшеств, Соборное уложение завершило юридическое оформление крепостного права. Многочисленные челобитные от землевладельцев просили права на бессрочный розыск беглых крестьян, и Земский собор учел эти просьбы. В главе «Суд о крестьянах» появились два принципиально новых положения:

  1. «Урочные лета» отменялись, был установлен бессрочный сыск беглых крестьян. Возврату подлежал не только беглый, но и его потомки со всем нажитым добром. Таким образом, подтверждалась наследственность крепостного состояния и право помещика без ограничений распоряжаться имуществом крепостного. За укрывательство чужого беглого полагался штраф, тюремный срок или битье кнутом.
  2. Право свободного перемещения и распоряжения собой потеряли и землепашцы, числившиеся свободными. Отныне крестьянин навеки прикреплялся к поместью, где его застала перепись. В случае ухода его должны были возвратить силой. Также он терял право заняться другим ремеслом, кроме сельскохозяйственного. Вольный крестьянин практически приравнивался к барщинному холопу.

Последствия закрепощения крестьян

Соборное Уложение 1649 г. завершило создание государственной системы крепостного права. Крепостничество более чем на два века (до 1861 г.) стало фундаментом экономического и социального развития России. В XVIII в. оно позволило провести мощную мобилизацию ресурсов и совершить рывок в развитии, создав основу для преобразований Петра I. Но в XIX в. оно начало замедлять социально-экономическое развитие страны, став фактором отставания от Западной Европы – западные страны с преобладанием вольнонаемного труда развивались быстрее.

Крепостничество консервировало отсталые формы общественных отношений. Огромная власть «господ» и полное бесправие крепостных оказывало разлагающее воздействие на нравы и тех и других, еще больше обостряя социальные противоречия.

крепостные

Точка зрения историков

Большинство современных историков сходятся во мнении, что процесс закрепощения коснулся не только частновладельческих крестьян. Правомерно говорить о всеобщем закрепощении сословий государства в XIV-XVII вв. Даже дворянство к концу XVII в. оказалось в крепостной зависимости от государства, и не было свободным сословием.


«Ярем он барщины старинной оброком лёгким заменил», – в этой строке Пушкин хотел показать читателю «прогрессивность» Евгения Онегина и его следование заветам Адама Смита. Оброком в царской России назывался своеобразный «налог», который крепостной крестьянин платил своему владельцу. И вопреки устойчивому мнению, эта сумма не была «неподъёмной».

Оброк как форма повинности

В эпоху императора Николая I крепостное право в России переживало кризис, и оброк стал преобладающей формой крестьянской повинности. В статье оппозиционера Александра Герцена «Русское крепостничество», написанной в 1852 году, приводятся данные последней на тот момент ревизии: в стране проживало 11 млн 380 тысяч крепостных мужского пола.

«Две трети этого числа принадлежат помещикам, владеющим не менее чем тысячью крестьян; от своих крепостных они обычно не требуют ничего, кроме оброка, т.е. денежной ренты, за которую предоставляют землю в полное распоряжение крестьян», – отмечал Герцен.

Таким образом, оброк платило большинство русских крепостных (около 7-7,5 млн глав семейств). В сущности, он представлял собой арендную плату за землю, принадлежавшую помещику. В древности, до XV века, само слово «оброк» как раз и означало аренду, и платить его мог не только крепостной, но и вольный наниматель земли или недвижимости (кузниц, мельниц, торговых лавок).

Ставки оброка варьировались в зависимости от стоимости земли и экономических условий той или иной местности. Оброк выплачивался раз в год натуральным продуктом, а ближе к концу крепостного права преимущественно деньгами. Чтобы уплатить оброк, во многих областях нечерноземной полосы России распространилась «отходничество» – практика ухода деревенских жителей на заработки в города. Крестьяне работали на фабриках, строили дома, становились извозчиками. Именно необходимость уплаты оброка привела к появлению знаменитых на всю страну ремесленных сёл.

«Часто целые деревни и села специализировались на том или ином промысле. Так, село Павлово на Оке, вотчина графов Шереметевых, славилось мастерами-замочниками и кузнецами, среди которых было немало зажиточных», – отмечает Борис Тарасов, автор книги «Россия крепостная. История народного рабства».

Стоимость оброка

Денежную сторону оброка можно рассмотреть на примере имения знаменитого адмирала Павла Нахимова. С 1847 года флотоводец владел частью деревни Костюнино в Вологодской губернии, где проживало больше сотни крестьян обоего пола. С каждой души Нахимов поначалу получал 2 рубля 85 копеек серебром. Например, 21 августа 1853 года за присылку оброка (100 рублей) Нахимов направил благодарственное письмо старосте Гордею Фёдорову и всем крестьянам.

«Приказываю быть на будущее время также исполнительными», – напутствовал адмирал крепостных.

О какой же сумме шла речь? Приблизительно её можно рассчитать по металлическому эквиваленту рубля. В ходе денежной реформы Канкрина 1839-1843 годов правительство установило твёрдое обеспечение серебряного рубля – 4 золотника 21 доля, т.е. 18 граммов серебра. На сегодняшний день стоимость грамма серебра составляет около 39 рублей, значит, николаевский рубль равен 702 нынешним рублям. Таким образом, крестьяне Нахимова платили ему около двух тысяч рублей в год.

Данный расчёт подтверждают и цены той эпохи. Известно, что в 1840-х годах на два рубля можно было купить 500 яиц. Сегодня оптовая цена яйца составляет 4 рубля за штуку. Несложно подсчитать, что 500 яиц обойдутся покупателю в те же самые 2000 рублей. На первый взгляд, оброк был не слишком велик, однако нужно учитывать кардинальные различия в уровне техники и структуре экономики. Заработать рубль в середине XIX века было гораздо сложнее, чем сейчас.

Между тем, Нахимов действительно до поры до времени щадил своих крестьян. Но 18 февраля 1855 года адмирал объявил старосте о повышении оброка до шести рублей (около 8-10 тысяч рублей в сегодняшних ценах).

«Напрасно ты говоришь, что вам тяжело платить оброку по шести рублей с человека. Состояние ваше мне хорошо известно. Знаю также, что из соседних с вами крестьян все платят более вашего. Если же и в самом деле вы не можете высылать по 6 рублей с человека, то это означает, что вы дурно себя ведёте и мало работой занимаетесь», – выговаривал Нахимов Гордею Фёдорову. Он заявил, что если крестьяне не заплатят ему полной суммы, то он продаст имение. Это была серьёзная угроза, так как другие помещики справедливостью не отличались. Бывало, когда, сильно поиздержавшись в столицах, господа резко повышали сумму оброка. В воспоминаниях бывшего крепостного крестьянина Николая Шипова есть эпизод, когда барин обложил селян непосильной данью после того, как его вышли встречать нарядные девушки. Скромные женские украшения он счёл признаком «богатства» крепостных и потребовал «свою долю».

Примечательно, что после отмены крепостного права экономическое положение многих вчерашних «оброчников» заметно ухудшилось. С 1861 года они стали платить не шесть рублей, а 8-12 рублей в год в качестве выкупа за земельный надел.

История | 1 - 4 классы

Как называлась пошлина, которую выплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня?


Ответ на Ваш вопрос : пожилое.


Итоги введения юрьева дня?

Итоги введения юрьева дня.


Что к чему относится : 1) крепостное право 2) ?

Что к чему относится : 1) крепостное право 2) .

( вписать) 3) барщина 4) помещики 5) .

( вписать) А) Налог, который с 1718 года взимался в России с каждой души крепостного крестьянина мужского пола.

Б) Хозяеква земли, которые владели крепостными крестьянами.

В) Часть урожая или определенная сумма денег, которую крестьянин должен был выплачивать владельцу земли за право проживать на ней.

Г) Форма зависимости крестьян, при которой они лично со всем своим имуществом принадлежат владельцу замли.

Д) Бесплатный принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве феодала.

Что к чему относится!

Отмечу лучший ответ!


Земли , с которых выплачивалось "государего тягло" в XV - XVIвв?

Земли , с которых выплачивалось "государего тягло" в XV - XVIвв.


Помогите ?

Используя все приведенные слова, составьте определение исторического термина.

Слова не могут использоваться дважды, разрешается добавлять предлоги и изменять слова по падежам.

А) Рента, или, крестьянин, барский, хозяйственный, феодальный, обязан, орудия труда, поле, хозяйственный, вид, которой, был, другие, обрабатывать, выполнять, работа.

Б) Юрьев день, который, владелец, уплачивал, крестьянин, после, свой, плата, уход, неделя, осенний, и, неделя.

В) Великий князь, свой, должностное лицо, пожалование, который, вид, администрация, содержался, течение, местное население, княжеский, счёт, период службы.

Г) Родовитость, заслуги, а, не, порядок, высший, должность, служба, предки, назначение, государственный, личный, соответствие.

Назовите зашифрованные исторические термины.


Время, когда запрещался уход крестьянина от феодала?

Время, когда запрещался уход крестьянина от феодала?


Как называется принудительный труд зависимого крестьянина в хозяйстве феодала со своими орудиями и скотом?

Как называется принудительный труд зависимого крестьянина в хозяйстве феодала со своими орудиями и скотом.


Иоанн III Великий (Грозный) В 1497 году был принят свод законов - "Судебник" устанавливающий, что зависимые крестьяне могут переходить от одного землевладельца к другому в течении недели до и после Юр?

Иоанн III Великий (Грозный) В 1497 году был принят свод законов - "Судебник" устанавливающий, что зависимые крестьяне могут переходить от одного землевладельца к другому в течении недели до и после Юрьева дня.

Назовите этот день.


Труд крестьянина со своим инвентарем поле помещика как форма феодальной повинности называется?

Труд крестьянина со своим инвентарем поле помещика как форма феодальной повинности называется.


Труд крестьянина со своим инвентарем на поле помещика как форма феодальной повинности называется?

Труд крестьянина со своим инвентарем на поле помещика как форма феодальной повинности называется.


Поставь себя на место средневекового крестьянина?

Поставь себя на место средневекового крестьянина.

А)Опиши одну из своих трудовых недель .

Вопрос Как называлась пошлина, которую выплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории История и соответствует программе для 1 - 4 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.


4 сословие крестьян 3Опри́чнина— часть государственной политики вРусском государствес1565по1572годы, состоявшей в реализации чрезвычайных репрессивных мер, конфискации феодального имущества и земельв пользу государства национализация, борьбе с предпо..


A - 3 ; Б - 4 ; В - 1 ; Г - 2 ; Д - 5 олдодгшрролролло.


Уйсуны Памятники уйсунской культуры в основном со­средоточены вСемиречье, относятся к IIIв. До н. Э. - IVв. Н. э. В раннем желез­ном веке после саков - тиграхауда земли Жетысу были населе­ны племенами уйсунов. Название усунь (уйсун) встречается ..


Это будет заповеди так как древние шумеры делали законы для себя а Иисус делал для всех.


Я думаю, что это Мокошь. Она была богиней плодородия.


Мокошь богиня плодородия.


Казахский педагог, писатель, фольклорист, учёный - этнограф.


Поход феодалов закончился взятием Антиохии, Эдессы, Иерусалима. Был провозглашен первый иерусалимский король. Поход бедняков был провальным. Поражение в первом бою. Побли десятки тысяч бедняков.


Основателем Санкт - Петербурга, считается царь Петр Первый( на день основания города он был царем, а с 1721 стал императором). Дата основания : 27 мая 1703г. P. S. Если помогла отметь лучшим))).


Современная молодежь до конца не понимает ценность свободы и личного времени. Девушки и парни, просыпаясь утром, думают, как выпить чашечку кофе и просмотреть на страницах интернет-порталов последние новости.

А несколько сотен лет тому назад молодые люди не принадлежали себе, увядая и тратя свою жизнь на работу на чужих полях. Уже давно позабылось, что такое оброк и барщина. А это всегда нужно помнить, чтобы ценить свое настоящее….

Крепостной оброк крестьян

Оброк стал главным способом получения прибыли от работы крестьян. С первого взгляда он была необременительной. Каждый год крестьянин должен был платить своему хозяину определенную денежную сумму. В остальном он был относительно самостоятельным. Помещиков так же устраивала оброчная система. Она позволяла получать гарантированную ежегодную прибыль без ведения хозяйственных дел. Оброк чаще встречался в нечерноземных и малоплодородных районах. Натуральное хозяйство редко приносило «живые» деньги. Крестьяне стали ездить на заработки в города. Они работали на фабриках, занимались извозом или каким-либо ремеслом. Начиналось формироваться специализация целых сел: в Павлово работали кузнецы и мастера-замочники и т.п.

Но в большей части крепостной оброк ставил крестьян в тяжелое положение. Кроме денежных выплат помещики требовали поставку продуктов, сена, дров, льна и холста. Для наглядного примера приведем перечень господских поборов в селе Гуслицы:

• 3270 рублей деньгами;

• 11 тыс. пудов сена, дров и овса;

• 250 ведер капусты;

• грибы и ягоды сколько потребуется.

При переезде помещика на новую вотчину туда же забирались и крестьяне. Они сами должны были организовать свой переезд и проживание на новом месте. Иногда им компенсировали оставшиеся на старом месте крепостные. Мнение крестьян никто не учитывал.

Но были и порядочные помещики. Если они требовали дополнительно продукты с крестьян, то включали растраты в общую сумму денежного оброка.

Часто оброк становился индивидуальной повинностью. Он назначался определенным людям, которые занимались ремеслом или искусством. Хорошие помещики выбирали талантливых детей у крестьян и посылали их учиться. После обучения они приносили большую прибыль, отдавая большую часть заработанных средств господину.

Что называлось оброком

Какие повинности крестьян назывались оброком? В средние века крепостные обязаны были отдать определенную дань барину. Оброчная система предполагала выплаты как продуктами (натуральный оброк), так и денежными средствами (денежный оброк). Его изъятие происходило после выполнения работы, как говорилось из излишков производства.

Этим термином также могли называть аренду земельных участков, полей, лугов и лесов. Это понятие имело название отдачей в оброк. В лесах можно было охотиться, в реках рыбачить, а на свободных землях высаживать культурные растения. На участки на определенное время предполагались государственные льготы. А крестьян освобождали от повинностей, требуя только уплату договорной ренты.

Какие еще повинности крестьян входили в это понятие? Для городов было характерно отдавать в денежную повинность торговые лавки. При этом люди добровольно выплачивали определенную сумму денег за пользование местом. Следовательно, оброк в средние века был иногда добровольным, а не только принудительным. Сами бедняки были относительно свободными. Им требовалось платить за аренду земли, на которой они проживали и занимались сельскохозяйственными или ремесленными делами.


Натуральный оброк предполагал дань не только продуктами, но и изделиями ремесленников. Это была самая удобная форма эксплуатации крепостных, когда они отдавали плоды своего труда.

В период расцвета феодализма такой вид повинности на местах совмещался с барщиной. Во время его распада снова вернулись к оброку, но преимущественно денежному.

С начала 16 века оброк несколько изменил структуру: крестьяне платили феодалу, а он пополнял царскую казну. Исключение было только для помещиков, которые выкупили земли у государства.

Со временем это стало причиной появления сложных экономических проблем, и поэтому оброк решили заменить другим видом повинности. Рассмотрим подробнее, что такое представляет собой барщина.

Это интересно! Милиция в средневековой Руси — опричнина Ивана Грозного: кратко об опричниках и целях их действия

История

Под словом «оброк» понимали в древности то, что в настоящее время разумеется под словом аренда, то есть срочное или бессрочное пользование каким-либо недвижимым имуществом, вытекающее из договора найма. Частноправовой характер оброка выступает особенно ярко в случаях отдачи «на оброк из наддачи», то есть с публичных торгов, городских торговых мест, лавок, харчевен, перевозов, кузниц, мельниц и других промышленных заведений, а также бобровых гонов, рыбных ловель, бортных ухожьев и других угодий, государством и монастырями. Уже в XVI веке бывали случаи отдачи «на оброк» (в аренду) целых деревень, с живущими в них крестьянами, причём арендатор, обязываясь уплачивать определенную сумму оброка, принимал на себя и платеж всех государственных податей и повинностей «по сошному разводу».

Наряду с этим уже в XV веке слово «оброк» употребляется в значении государственной подати. Весьма вероятна догадка, что такое смешение понятий произошло ввиду распространения приемов дворцового хозяйства и на чёрные волости, при отсутствии резкого различия между государственным и дворцовым управлением. Оброк являлся взамен тягла в двух случаях:

  1. когда земля выходила из тягла (вследствие бегства или смерти тяглеца и т. п.) или ещё не бывала в тягле, правительство отдавало запустевшую или порожнюю землю на оброк до настоящих тяглецов;
  2. когда необходимо было облегчить временно самих тяглецов или упростить их податные обязанности, оброком заменялась одна, или несколько, или все подати, входившие в состав тягла.

Когда на оброк переходила целая община, то для уплаты он (как и тягло) раскладывался на доли сошного письма и таким образом совершенно утрачивал свой первоначальный характер. В сфере отношений между крестьянами и помещиками (или вотчинниками) оброку можно противопоставить «изделие», хотя оброк, в виде платы денежной или продуктами, постоянно встречается наряду с «изделием», то есть уплатой повинностей работами (см. Крестьяне). Об отношении оброка к оброчной подати см. Оброчная подать.

Оброк, отрабатываемый крестьянами зимним трудом, например рыболовством, назывался «Зимнее серебро».

Денежный оброк крестьян

Денежный оброк представлял собой денежные выплаты. Он рассчитывался от вырученной суммы после реализации своего урожая.

Денежный оброк для крестьян был наиболее выгодной формой повинностей. Они получали относительную самостоятельность и независимость в ведении своих хозяйств. Часто попытки помещика замены оброка на барщину встречались крестьянами негативно. Начинает складываться сложная система выплат повинностей. Денежный оброк смешивается с барщиной.

Даже при отсутствии барщины и натурального оброка у крестьян, они оказывались в полной нищете. Денежный оброк в таком случае поднимался неимоверно высоко. Наложенные платежи разоряли хозяйство крестьян. Например, у генерал-аншефа Леонтьева крестьяне были настолько в плачевном положении, что обратились с жалобой к императрице. В челобитной они сообщали, что даже после продажи своих домов, никто из них не сможет выплатить возложенный денежный налог. При всем этом Леонтьев бьет и мучает не только мужчин, но и детей с женами.

Помещики периодически пересматривали размеры денежного оброка, больше учитывая не доходы крестьян с земель, а от неземельного промысла.

Позже в XIX веке крестьяне начинают заниматься отходничеством. Оно помогала выплатить денежный оброк, который к тому времени вырос вдвое при значительном сокращении земельных наделов.

В 1861 году происходят попытки освобождения крестьян, барщина заменяется на денежные выплаты. В 1863 году введен обязательный выкуп.

Оброк в пользу помещиков остался в прошлом, а оброчные платежи сделали выкупными.

Что собой представляет барщина

Барщина это труд крестьян во благо феодала в счет уплаты денежных средств за использование земли.

Такая форма политической и экономической зависимости крестьян пришла в 16 веке на смену оброку, что не оправдал надежд феодалов. Бедные крестьяне и их семьи еле сводили концы с концами, и денег выплачивать дань у них совершенно не было. Они могли и сами голодать, не имея излишков, чтобы продавать продукты сельскохозяйственной деятельности. Этот аспект касался тех земель, которые не отличались плодородием и высокими урожаями.

Барщинное хозяйство характеризуется отдачей земли крестьянам в пользование без платы за нее. Но долги надо было отдавать. И каждый это делал, как мог. Одни люди трудились на полях феодалов, другие рыбачили и охотились на их землях, а некоторые ухаживали за их поместьями и прислуживали. Каждый делал свой вклад и приносил пользу помещику, на чьей земле проживал.

Барщина предполагала следующие принципы:

  1. Только физическая деятельность. Феодалы даже не взирали на возраст крестьян, заставляя трудиться как стариков, так и детей. Им было главное, получить выгоду от своих крепостных.
  2. Трудовая деятельность на землях феодала была полностью бесплатной. Целый день люди трудились, а домой возвращались ни с чем.
  3. От барщины никто не имел освобождения. По факту это особая форма трудовой повинности с самого рождения, выполнение которой было беспрекословным.

Важно! Иногда барщина и оброк накладывались одновременно. И выполнение обеих повинностей приводило людей в отчаяние.

Натуральный оброк крестьян

Натуральный оброк включал в семя не только всевозможные сельскохозяйственные продукты (овощи, вино, зерно), но и разные ремесленные изделия.

Натуральный оброк был более распространен во время генезиса феодализма. Это была наиболее удобная форма эксплуатации крестьянского труда. Но уже во время расцвета феодализма натуральный оброк начал совмещаться с барщиной. В эпоху разложения феодального строя помещики опять перешли на оброк, но преимущественно денежный.

В Киевской Руси в IX-XI века феодальные отношения нуждались в появлении продуктового оброка. Первоначально он носил форму дани. В XIII веке важность натурального оброка растет с ростом имущественного расслоения и хозяйственной самостоятельности крестьян. Появляются фиксированные размеры выплат.

Оброком были обложены более половины всех крестьян в европейских частях России. Можно сказать, что он стал тяглом, который имел фиксированный размер и не учитывал желания и возможности крестьян.

Отличия

Чтобы разобраться, чем отличается оброк от второй рассматриваемой обязанности крепостных, приведем сравнительную характеристику понятий.

  • Крепостные крестьяне отрабатывали барщину совершенно бесплатно, используя личные инструменты и приспособления.
  • Беднякам приходилось трудиться не только во благо феодала, но и церковных учреждений, монастырей, школ.
  • В основном повинность основывалась на сельскохозяйственной деятельности крестьян. Хотя они могли работать в доме феодала, прислуживая ему за столом, делая уборку, готовя пищу.
  • Барщина считалась более выгодной для феодалов, проживающих в селах. Поскольку у них была возможность самостоятельно устанавливать размер отработок.
  • Повинность делала крепостных крестьян полностью зависимыми от феодала. Они практические не имели прав, и хоть считались в теории свободными, на самом деле люди не могли изменить ситуацию, зачастую погибая под тяжким ярмом феодализма.

  • Крестьянам приходилось возвращать феодалу часть собранного урожая или вырученных денежных средств от его реализации.
  • Дань распространялась не на всех. Очень бедные крестьяне не имели возможности платить денежный оброк.
  • Предоставлялась возможность заниматься не только сельскохозяйственной деятельностью, но и другого рода промыслами.
  • Феодал имел право потребовать уплату дани наперед.
  • Повинность была более характерна для дворян, проживавших в городах.
  • В теории крестьяне считались свободными, тогда как на практике ярмо феодализма крепко их удерживало.

Это интересно! Крестьянская война: Емельян Пугачев — восстание

Отмена повинностей


Несмотря на то, что они являлись кошмаром для множества крестьян, эти повинности действовали вплоть до 19 века.

Люди пытались бороться с системой, местами поднимая восстания. Но результата действия не давали и для бедняков все чаще всего заканчивалось бедой.

Первым шагом на пути к полному освобождению крестьян от повинностей стал указ о трехдневной барщине. Он на законодательном уровне ограничивал использование труда крестьян в пользу феодалов и царского двора.

Этот манифест запрещал принуждать крестьян к работе более чем три дня в неделю, и в воскресные дни. Указ Павла І одновременно носил религиозный и социальный смысл. С одной стороны, это запрет работы в воскресенье, когда нужно отдыхать и ходить в церковь, а с другой возможность крестьянам вести самостоятельное хозяйство для собственной прибыли.

Важно! Отмена повинности (барщины) состоялась по причине тяжелого экономического состояния страны. Люди были настолько зависимы друг от друга, что построить новую систему не было возможности. И даже те крестьяне, что в принципе имели возможность уйти, не могли этого сделать, потому что нужны были деньги.

Труд и повинности крестьян

Крестьянская реформа 1861 года

Читайте также: