Порядок возбуждения административного дела налоговой

Опубликовано: 17.04.2024

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в статью 28.1 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 28.1 КоАП РФ

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 113-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 202-ФЗ) в пункт 3 части 1 статьи 28.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного года со дня официального опубликования названного Федерального закона

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 28.1 настоящего Кодекса внесены изменения

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

ГАРАНТ:

Пункт 5 части 1 статьи 28.1 настоящего Кодекса вступает в силу с 1 июля 2008 г.

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 202-ФЗ часть 1.1 статьи 28.1 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

1.1. Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и 14.23 настоящего Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника - юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ в часть 1.2 статьи 28.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1.2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 250-ФЗ статья 28.1 настоящего Кодекса дополнена частью 1.2-1, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1.2-1. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения порядка осуществления федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо иным осуществляющим функции указанных органов органом или организацией, организацией, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 264-ФЗ статья 28.1 настоящего Кодекса дополнена частью 1.2-2

1.2-2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, является принятие комиссией федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, решения, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 201-ФЗ статья 28.1 настоящего Кодекса дополнена частью 1.3

1.3. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.35 и 8.37 настоящего Кодекса, является акт о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, который составлен производственным охотничьим инспектором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по порядку приема, учета и рассмотрения поступающих в таможенные органы РФ материалов, сообщений, заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, направленные письмом ГТК РФ от 28 августа 2002 г. N 01-06/34816

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 201-ФЗ в часть 3 статьи 28.1 настоящего Кодекса внесены изменения

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

ГАРАНТ:

Пункт 1 части 4 статьи 28.1 настоящего Кодекса вступает в силу с 1 января 2008 г.

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 ноября 2009 г. N 249-ФЗ в пункт 6 части 4 статьи 28.1 настоящего Кодекса внесены изменения

6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Часть 4 дополнена пунктом 7 с 12 марта 2020 г. - Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 44-ФЗ

7) вынесения определения об истребовании сведений в соответствии с частью 5 статьи 26.10 настоящего Кодекса в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений части 5 статьи 28.1 см. постановление Конституционного Суда РФ от 30 марта 2021 г. N 9-П

5. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ статья 28.1 настоящего Кодекса дополнена примечанием, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Примечание. При наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки. Дело об административном правонарушении, влекущем применение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, может быть возбуждено до оформления акта о проведении указанной проверки в случае необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности. Обо всех случаях возбуждения дел об указанных административных правонарушениях и применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности до оформления акта о проведении проверки должностное лицо, составившее протокол о временном запрете деятельности, уведомляет прокурора в течение двадцати четырех часов.

Дата размещения статьи: 10.08.2012

К.Р. АВЕТИСЯН

Для возбуждения дела об административном правонарушении в налоговой сфере должны быть материальные и процессуальные основания. Основанием для возбуждения производства по делу является сам факт нарушения налогового законодательства. В качестве процессуальных оснований выступают поводы к возбуждению дела. Поводами для начала производства являются те источники, из которых стало известно о правонарушении. Их регламентация в ст. 28.1 стала самостоятельной новеллой для КоАП РФ. Поводами к возбуждению дела о налоговом правонарушении могут служить:
- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- сообщения и заявления от физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В процессе осуществления контрольной деятельности налоговый орган получает информацию о налогоплательщике из внутренних и внешних источников. Внутренние источники (само название говорит за себя) - это информация, которую налоговый орган может получить непосредственно сам, в ходе проведения различных видов налогового контроля. Внешние источники - это сообщения и материалы, полученные от других субъектов права. Вся информация, и внешняя, и внутренняя, должна иметь значение повода к возбуждению дела об административном правонарушении в налоговой сфере (говорить о наличии юридического факта, представляющего противоправное деяние).
Из указанных в ст. 28.1 КоАП РФ все поводы могут рассматриваться в качестве таковых для возбуждения дела об административном нарушении в налоговой сфере. Тем не менее правоприменительная практика показывает, что наиболее часто факты нарушений налогового законодательства выявляются сотрудниками налоговых органов в ходе проведения налогового контроля, в частности таких его форм, как камеральная и выездная налоговые проверки, анализ бухгалтерской отчетности, изучение поступающих документов и иной информации, проведение рейдов в местах торговли алкогольной продукцией, проверка использования контрольно-кассовой техники. Такая информация считается полученной от внутренних источников.
Данный факт отражает специфику применения мер административной ответственности при обнаружении административных правонарушений в налоговой сфере. Это является следствием того, что действующее налоговое законодательство производство по административным правонарушениям отождествляет с вынесением решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.
Необходимо заострить внимание и на том, с какого момента времени дело об административном правонарушении в налоговой сфере, выявленном при проведении выездной налоговой проверки, должно считаться возбужденным и что следует признать юридическим актом возбуждения дела. Данные положения также не отличаются единообразием в НК РФ и КоАП РФ.
В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о нарушении законодательства о налогах и сборах, производстве и обороте алкогольной продукции, порядка использования контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, а также при вынесении руководителем налогового органа (его заместителем) или прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Актом возбуждения дела об административном нарушении налогового законодательства может являться также протокол о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении или определение о возбуждении дела об административном правонарушении при назначении административного расследования. Так, при необходимости производства экспертизы и других сопряженных с большой затратой времени, трудоемких и сложных административно-процессуальных действий производство по делу не может быть начато без вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. И только по окончании расследования должен быть составлен протокол об административном правонарушении либо вынесено постановление о прекращении дела.
Из вышесказанного следует, что составление протокола об административном правонарушении не всегда по времени совпадает с возбуждением дела об административном правонарушении. Оно может быть и завершающим этапом административного расследования. И, в отличие от начала производства, составление административного протокола в качестве итогового документа будет рассматриваться как частный случай, подтверждающий окончание административного расследования.
Определить момент возбуждения дела в соответствии с НК РФ во многих случаях представляет проблемную ситуацию. Существующий пробел в НК РФ порождает различные теоретические подходы к данной проблеме и трудности в правоприменительной практике.
Согласно п. 7 ст. 101 Налогового кодекса РФ "по выявленным налоговым органом нарушениям, за которые налогоплательщики - физические лица или должностные лица налогоплательщиков-организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившего проверку, составляет протокол об административном правонарушении". Отсюда следует, что в юридическом плане возбуждение дела об административном нарушении налогового законодательства выражается в составлении протокола об административном правонарушении.
Но по смыслу комментируемой статьи этот протокол должен быть оформлен должностным лицом, проводящим налоговую проверку, после составления акта этой налоговой проверки, в котором должны быть зафиксированы все выявленные правонарушения, причем не ранее представленных налогоплательщиком объяснений и возражений по данному акту. В данном случае заслуживает внимания мнение С.Д. Шаталова о возможности составления протокола об административном правонарушении и после рассмотрения материалов налоговой проверки .
--------------------------------
См.: Шаталов С.Д. Комментарий к части первой Налогового кодекса РФ. М., 1999. С. 479.

По мнению одних исследователей, "в случае обнаружения налогового правонарушения при производстве отдельного процессуального действия, осуществляемого в ходе выездной налоговой проверки, факт такого нарушения необходимо фиксировать в протоколе соответствующего процессуального действия, составление которого и будет являться процессуальным моментом возбуждения административного дела" .
--------------------------------
См.: Брызгалин А.В., Зарипов В.М. Комментарий основных положений Налогового кодекса РФ // Хозяйство и право. 1999. N 8. С. 8.

По мнению другого исследователя, "необходимо закрепить в ст. 89 НК обязанность уполномоченного должностного лица налогового органа возбудить дело о налоговом правонарушении немедленно после выявления факта его совершения путем составления протокола о налоговом правонарушении" .
--------------------------------
См.: Иванова В.Н. Соотношение правовых категорий "налоговый процесс" и "налоговое производство" и особенности их реализации в Налоговом кодексе РФ // Юрист. 2001. N 2. С. 69.

Обе эти точки зрения определяют составление протокола об административном правонарушении как процессуальный момент возбуждения дела об административном правонарушении в налоговой сфере в ходе проведения налоговой проверки. Так как должностное лицо в этом случае при обнаружении правонарушения обязано будет незамедлительно составить протокол, тем самым приняв решение о начале производства, а затем продолжать действовать по правилам, предусмотренным для контрольно-надзорной деятельности. В этом случае, безусловно, стоит согласиться с выводом о противоречии подобных точек зрения "положениям административно-правовой науки о контрольно-надзорном производстве и производстве по делам об административных правонарушениях как самостоятельных формах деятельности, каждая из которых должна осуществляться по специально установленным для нее правилам. Кроме того, введение подобной нормы оставляет за рамками правового регулирования возбуждение производства по делам о тех правонарушениях, выявление которых связано с использованием иных форм налогового контроля, помимо выездной налоговой проверки" .
--------------------------------
См.: Панкова О.В. Производство по делам об административных правонарушениях в сфере налогообложения: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2002. С. 109.

На сегодняшний день формально факт возбуждения дела о нарушении налогового законодательства может быть подтвержден только актом выездной налоговой проверки, где отражаются все существенные обстоятельства, относящиеся к выявленным правонарушениям. Других процессуальных документов, которые могли бы свидетельствовать о реализации намерения уполномоченного должностного лица возбудить дело о нарушении налогового законодательства, НК РФ не предусматривает. Поэтому можно сказать, что в данном случае акт выездной налоговой проверки имеет юридическую силу протокола об административном правонарушении и влечет за собой возникновение конкретного административно-процессуального отношения.
Следует также еще заострить внимание на том, что акт выездной налоговой проверки, с одной стороны, фиксирует возбуждение дела о нарушении налогового законодательства и одновременно, с другой, - подтверждает окончание его расследования. В то время как протокол об административном правонарушении в сфере налогового законодательства либо свидетельствует о начале производства по делу, либо говорит об окончании административного расследования и завершает стадию возбуждения.
Составление акта проверки предусмотрено только ст. ст. 100 и 101.1 НК РФ, т.е. по итогам выездной налоговой проверки и в случаях привлечения к налоговой ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами. Вместе с тем гл. 16 НК РФ содержит ряд составов налоговых правонарушений, для выявления которых нет необходимости проводить налоговую проверку. Можно назвать, например, нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе - ст. 116, уклонение от постановки на учет в налоговом органе - ст. 117, непредставление налоговой декларации в установленный законодательством срок - ст. 119 и др.
Для единообразного понимания момента, с которого следует в этих случаях исчислять срок давности взыскания санкции, потребовалось разъяснение ВАС РФ. В п. 37 Постановления N 5 ВАС разъяснил, что при привлечении налогоплательщика (налогового агента) к налоговой ответственности по результатам иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля этот срок должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также из обстоятельств его совершения и выявления.
Камеральные налоговые проверки, проводимые должностными лицами уполномоченных органов, по методам и формам проведения существенно отличаются от выездных налоговых проверок. Возможности должностного лица при проведении камеральной проверки существенно ограничены, так как основным источником информации в соответствии со ст. 88 НК РФ являются документы налоговой и бухгалтерской отчетности, полученные налоговым органом самостоятельно от других государственных органов и лиц, в том числе путем проведения встречных проверок, истребованные у налогоплательщика.
При этом "налоговый орган не вправе истребовать документы, находящиеся в распоряжении налогоплательщика или налогового агента и необходимые ему для ведения финансово-хозяйственной деятельности, в том числе первичные учетные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет, регистры бухгалтерского учета, договоры, правоустанавливающие документы" .
--------------------------------
См.: Голомазова Л.А. Налоговый кодекс РФ: взаимоотношения между государством и налогоплательщиком // Бухгалтерский учет. 1999. N 1. С. 74.

Истребование и изучение первичных документов должны осуществляться только в рамках выездной налоговой проверки. Действующее налоговое законодательство не определяет момент начала производства по делу о налоговом нарушении, выявленном в ходе проведения камеральной налоговой проверки, так как вообще не предусматривает порядок фиксации факта правонарушения налогового законодательства, выявленного в ходе камеральной проверки.
В ряде последних научных исследований и в учебной литературе высказывается точка зрения, что "по смыслу ст. 100 НК РФ составление акта налоговой проверки является обязательным", так как "наличие акта камеральной проверки является обязательным условием привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, выявленные в ходе ее проведения" . Безусловно, данный пробел в НК РФ должен быть восполнен.
--------------------------------
См.: Гусева Т.А. Проблемы совершенствования механизма налогового контроля и порядка привлечения к ответственности за налоговые правонарушения: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 18.

По нашему мнению, при выявлении факта налогового правонарушения в ходе камеральной проверки целесообразно составлять протокол об административном правонарушении и рассматривать дело об административном правонарушении одновременно с дальнейшим контрольно-надзорным производством, а по окончании камеральной налоговой проверки составлять акт.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Невыполнение обязанности уплаты налогов и сборов носит название налогового правонарушения.

Понятие налогового правонарушения

Понятие о том, что такое налоговые правонарушения, дает ст. 106 НК РФ. В понимании этой нормы права, это противоправные действия в сфере налогового законодательства (или бездействия), совершенные налогоплательщиком, за которые налоговое законодательство предусматривает ответственность.

Привлечена к ответственности в порядке ст. 16 НК РФ может быть, как компания, так и физическое лицо. Для физлиц предусмотрена административная ответственность за нарушение налогового законодательства, которая наступает с 16 лет.

Мерой ответственности, которую предусматривает за совершение налогового правонарушения ст. 114 НК РФ является налоговая санкция. Взыскать налоговые санкции с плательщиков налогов может только суд. Устанавливаются они в форме денежных взысканий (штрафных санкций), размер которых устанавливает гл. 16 НК РФ.

За совершение налогового правонарушения привлечь к ответственности налогоплательщика можно на протяжении 3 лет. По истечении срока давности ответственность наступать не может.

Согласно положениям статьи 108 НК РФ закон запрещает дважды привлекать к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Существует ряд оснований, при наличии которых действие лица может иметь квалификацию налогового правонарушения, за которое предусмотрена ответственность. Основания должны иметь место в совокупности. К ним относятся:

  • Нормативные основания. Ответственность за совершение того либо иного правонарушения должна быть закреплена законодательно;
  • Процессуальные основания. Должен существовать акт уполномоченного органа, которым наложено определенное взыскание за совершение правонарушения;
  • Фактические основания. Лицо должно фактически совершить определенные действия, нарушающие законодательство.

Виды нарушений законодательства о налогах и сборах

Виды налоговых правонарушений устанавливают статьи 75, 116, 135 НК РФ. Этими же статьями предусмотрена ответственность по каждому виду правонарушения.

Налоговое законодательство в настоящее время устанавливает следующие виды налоговых правонарушений и санкций за их совершение:

1. Нарушение сроков, предусмотренных законодательством для постановки налогоплательщика на учет. Для осуществления контроля за совершением данного правонарушения ст. 91 НК РФ наделяет налоговые органы правом беспрепятственного доступа на территории, принадлежащие налогоплательщику. Санкция – 5000 рублей;

2. Нарушение сроков, предусмотренных законодательством для постановки налогоплательщика на учет более чем на 90 дней. Санкция- 10000 рублей;

3. Ведение хозяйственной деятельности компании или ИП не осуществившими постановку налоговый учет. Санкция – 10 % от всех доходов, которые были получены за этот период, но не менее 20 000 рублей;

4. Ведение хозяйственной деятельности компании или ИП не осуществлявшими постановку налоговый учет более чем 90 дней. Санкция – 20 % от всех доходов, которые были получены за этот период;

5. Не сообщение налогоплательщиком в налоговый орган информации об открытии (закрытии) банковских счетов. Санкция – 5000 рублей;

6. Несвоевременное предоставление декларации в органы ФНС. Санкция – 5% от суммы недоплаченного налога за каждый просроченный месяц. Сумма штрафа не может превышать 30% от общей суммы налога и быть меньше 100 рублей;

7. Несвоевременное предоставление декларации в органы ФНС более чем 180 дней. Санкция – 30% от суммы недоплаченного налога и 10% от суммы недоплаченного налога за каждый просроченный месяц начиная со 181 дня;

8. Недоплата налогов, возникшая в результате неправильного их исчисления. Санкция – 20% от суммы недоплаченного налога;

9. Умышленная неуплата налогов. Санкция – 40% от суммы недоплаченного налога;

10. Грубые нарушения установленных правил, допущенные при ведении налогового учета за один налоговый период. Санкция – 5000 рублей;

11. Грубые нарушения установленных правил, допущенные при ведении налогового учета на протяжении более одного налогового периода. Санкция – 15000 рублей;

12. Если нарушения правил учета привели к занижению налоговой базы. Санкция – 10% от суммы недоплаченного налога, но не меньше 15 000 рублей;

13. Препятствование органам ФНС в ходе налоговой проверки в доступе на территорию налогоплательщика. Санкция – 5000 рублей;

14. Непредставление в органы ФНС документов, подача которых предусмотрена законом. Санкция – 50 рублей за каждый документ;

15. Нарушение порядка пользования арестованным имуществом. Санкция – 10000 рублей.

Ответственность за данные нарушения предусмотрена ст.ст. 116-127 НК РФ. Для ее наступления необходимо соблюдение следующих условий в совокупности:

  • противоправное поведение лица;
  • наличие вреда;
  • наличие причинно-следственной связи между поведением лица и возникновением ущерба;
  • наличие вины лица, нарушившего установленные законом правила.

Понятие производства по делам о нарушениях налогового законодательства

Привлечь нарушителя налогового законодательства к ответственности возможно в ходе проведения специальной процедуры, которая носит название производство.

Производство по делам о совершении налогового правонарушения представляет собой процессуальную форму деятельности контролирующих и правоохранительных органов, которая направлена на выявление, пресечение и расследование нарушений налогового законодательства, с целью привлечения виновных лиц к ответственности и возмещения вреда, причиненного их действиями государству.

Целями, которые преследует производство по делам о совершении налогового правонарушения, являются следующие:

  • охрана государственных интересов;
  • выяснение обстоятельств совершения налогового нарушения;
  • подробное рассмотрение всех обстоятельств дела;
  • выяснение причин, побудивших к совершению нарушения;
  • привлечение к ответственности лиц, которые виновны;
  • обеспечение сохранения законности в налоговой сфере;
  • предупреждение правонарушений и воспитание уважительного и сознательного отношения к уплате налогов.

Порядок производства по делу о налоговом правонарушении

В научной среде производство по делам о совершении налогового правонарушения принято разбивать на стадии. Стадия представляет собой процессуальную последовательность определенных действий, объединенных одной целью. Законодательно установлены такие стадии налогового производства:

1. Возбуждение дела (производства по делу).

2. Рассмотрение всех обстоятельств дела по факту выявленного нарушения налогового законодательства.

3. Пересмотр решения, которое вынесено.

4. Исполнение решения, предписывающего применить к лицу, совершившему налоговые правонарушения, меры ответственности.

Возбуждается производство после выявления фактов совершения налоговых правонарушений и вынесения соответствующего определения.

В соответствии с требованиями ст. 100 НК РФ основаниями для возбуждения производства являются результаты выездной проверки.

В акте проверки должны быть указаны факты, имеющие документальное подтверждение, выявленные в ходе ее проведения, за которые законом предусмотрена ответственность.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам


Посмотреть подробнее

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

1.1. Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и 14.23 настоящего Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника - юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

1.2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

1.2-1. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения порядка осуществления федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо иным осуществляющим функции указанных органов органом или организацией, организацией, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством Российской Федерации.

1.2-2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, является принятие комиссией федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, решения, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

1.3. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.35 и 8.37 настоящего Кодекса, является акт о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, который составлен производственным охотничьим инспектором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;

5) утратил силу. - Федеральный закон от 09.11.2009 N 249-ФЗ;

6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

7) вынесения определения об истребовании сведений в соответствии с частью 5 статьи 26.10 настоящего Кодекса в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

5. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Примечание. При наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки. Дело об административном правонарушении, влекущем применение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, может быть возбуждено до оформления акта о проведении указанной проверки в случае необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности. Обо всех случаях возбуждения дел об указанных административных правонарушениях и применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности до оформления акта о проведении проверки должностное лицо, составившее протокол о временном запрете деятельности, уведомляет прокурора в течение двадцати четырех часов.

1. Указанные в п. 2, 3 ч. 1 рассматриваемой статьи материалы, сообщения, заявления могут быть отнесены к поводам к возбуждению дела об административном правонарушении после рассмотрения соответствующих материалов, сообщений, заявлений должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Исчерпывающий перечень указанных должностных лиц определен ст. 28.3 КоАП. По результатам рассмотрения материалов, заявлений, сообщений указанные должностные лица возбуждают дело либо выносят мотивированное определение об отказе в возбуждении дела.

2. О событии административного правонарушения см. п. 1 комментария к ст. 24.5.

Сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в СМИ, содержащие данные, указывающие на наличие событий административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 (нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному взысканию за аналогичное административное правонарушение), ч. 1 ст. 14.12 (фиктивное банкротство, т.е. заведомо ложное объявление руководителем юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, в том числе обращение этих лиц в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме), ч. 2 ст. 14.12 (преднамеренное банкротство, т.е. умышленное создание или увеличение неплатежеспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя), ч. 1 ст. 14.13 (сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, если эти действия совершены при банкротстве или в предвидении банкротства), ч. 2 ст. 14.13 (неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве)), ч. 3 ст. 14.13 (невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве)), ст. 14.21 (ненадлежащее управление юридическим лицом, т.е. использование полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и (или) законным интересам ее кредиторов, повлекшее уменьшение собственного капитала организации и (или) возникновение убытков), 14.22 (заключение лицом, выполняющим управленческие функции в организации, сделок или совершение им иных действий, выходящих за пределы его полномочий) КоАП, не могут быть рассмотрены в качестве поводов к возбуждению дела об административном правонарушении (см. комментарии к указанным статьям).

3. Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.12, ч. 1, 2, 3 ст. 14.13, ст. 14.21, 14.22, ч. 1 ст. 14.23 (осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом), ч. 2 ст. 14.23 (заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия) КоАП (см. комментарии к этим статьям), являются поводы, указанные в п. 1, 2 ч. 1 комментируемой статьи, а также сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве - собрания (комитета) кредиторов.

4. О мерах обеспечения производства по делу об административном правонарушении см. комментарии к ст. 27.2 - 27.15.

По смыслу комментируемой статьи производство по делу об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о применении мер обеспечения производства по делу в тех случаях, когда составление указанного протокола является обязательным, либо с момента составления протокола об административном правонарушении, протокола о доставлении, протокола об административном задержании, в которых делается запись о применении мер обеспечения производства по делу.

Составление отдельного протокола о применении соответствующей меры обеспечения производства по делу наряду с протоколом об административном правонарушении является обязательным при осуществлении административного задержания (см. комментарий к ст. 27.3); осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (см. комментарий к ст. 27.8); отстранения от управления транспортным средством (см. комментарий к ст. 27.12); направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (см. комментарий к ст. 27.12); ареста товаров, транспортных средств и иных вещей (см. комментарий к ст. 27.14).

При применении доставления, при изъятии вещей и документов составление отдельного протокола о применении данной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении не является обязательным: в данных случаях должностное лицо вправе внести соответствующую запись в протокол о доставлении или в протокол об административном задержании. При применении меры административного пресечения в виде задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации составляется отдельный протокол либо вносится соответствующая запись в протокол об административном правонарушении. Протокольное оформление не предусмотрено в случае применения привода, осуществляемого ОВД по определению судьи (см. комментарий к ст. 27.15).

5. О разновидностях протоколов, составляемых в соответствии с КоАП, см. п. 1 комментария к ст. 28.2. Согласно п. 2 ч. 4 комментируемой статьи дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае возбуждения дела прокурором протокол об административном правонарушении не составляется (см. ч. 1 ст. 28.2, ч. 2 ст. 28.4 КоАП).

6. Применительно к ч. 2, 3 комментируемой статьи возбуждать дела об административных правонарушениях вправе только должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях согласно ст. 28.3 КоАП (см. п. 2 комментария к указанной статье).

О корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.7 КоАП решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором - в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (см. комментарий к ст. 28.7).

Как установлено судами, полагая, что имеются основания для пересмотра решения суда первой инстанции от 16.09.2013 в связи с изменением практики применения нормы части 1.1 и части 3 статьи 28.1 КоАП РФ на основании постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 15652/12, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым обстоятельствам.

Довод жалобы о том, что при рассмотрении обращения гражданина управление воспользовалось предусмотренным частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ правом на возбуждение дела об административном правонарушении, в связи с чем не имелось необходимости вынесения распоряжения о проведении внеплановой проверки, судом апелляционной инстанции отклонены.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Порядок возбуждения дела об административном правонарушении

Возбуждение дел об административных нарушениях необходимо для пресечения административных проступков.

В ходе производства устанавливается личность нарушителя, составляется протокол обеспечивается своевременное рассмотрение дела и исполнение постановления.

Делами об административных правонарушениях могут заниматься уполномоченные органы или должностные лица, иногда иные субъекты, которые имеют право привлекать к ответственности.

Они же должны проследить, было ли исполнено вынесенное решение.

При любых обстоятельствах необходимо строго придерживаться принципа, что человек, которого привлекают к административной ответственности, считается невиновным, пока не будет доказана по закону его вина.

Обычно определяют несколько стадий производства по делам об административных правонарушениях: возбуждение, рассмотрение, разрешение, обжалование, опротестование.

Стадия возбуждения дела по административным правонарушениям

Следующий шаг - установление личности нарушителя, после этого составляется протокол об административном правонарушении.

протокол дпс

Протокол может быть составлен только должностными лицами, которые определены законодательством.

Если протокол составлен по форме, с соблюдением всех требований, дело может быть открыто.

Если протокол не был составлен или составлен с нарушениями, дело не может быть возбуждено.

В протоколе должны быть зафиксированы даты, фамилии (того, кто составлял, нарушителя, свидетелей), место и время, когда было совершено правонарушение, в чем оно заключалось, правовой акт, устанавливающий наказание за данное правонарушение, а также все сведения, которые могут помочь в разрешении дела.

Протокол подписывает тот, кто его составлял, и тот, кто совершил административное правонарушение.

Если были свидетели и потерпевшие, то они тоже могут подписать протокол.

Если тот, кто совершил правонарушение, отказывается подписывать протокол, то это вносят в протокол и указывают мотивы отказа.

С момента отправления протокола, а также сопроводительных материалов (показания свидетелей, вещи и т.п.) уполномоченному органу или должностному лицу заканчивается первая стадия производства по делам об административных правонарушениях.

Стадия рассмотрения дела

Судья, должностное лицо или орган, который имеет право это делать, при получении дела для рассмотрения должен прежде всего определить, в его ли компетенции находится дело, нет ли ошибок в составленном протоколе, в других материалах, собраны ли дополнительные материалы, если такие имеются.

рассмотрение дела

На рассмотрение отводится 15 дней, но возможно продление до 1 месяца, если есть для этого серьезный повод (например, для дополнительного выяснения обстоятельств дела).

Если совершено административное правонарушение, которое влечет за собой арест, то дело должно быть рассмотрено в день получения протокола.

Если нарушителя задержали, то не позднее 48 часов с момента его задержания

Лицам, которые должны участвовать в рассмотрении дела, заранее сообщается время и место, где это будет проходить. Обычно открытое рассмотрение дела происходит по месту его совершения.

Вынесение постановления

судья приговор

Если дело рассматривал коллегиальный орган, то постановление принимается с помощью голосования и его подписывают председатель и секретарь.

Если же было вынесено постановление о наложении административного взыскания, то оно объявляется немедленно после окончания рассмотрения дела.

Копия постановления в течение трех дней вручается под расписку или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. В тот же срок копия вручается или высылается потерпевшему по его просьбе.

В случае если она высылается, в деле обязательно делается запись об этом.

Исключением являются случаи, когда выносится предупреждение, налагается штраф (который взимается на месте правонарушения) или проводится арест.

Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту "Действия при утрате паспорта", где подробно объясняется за что берется штраф

Или ТУТ вы узнаете о сроках давности по административным правонарушениям

Как происходит регистрация временного пребывания иностранных граждан:

https://legalmap.ru/articles/ap/register/vrem-registr-inostran/

Стадия обжалования и опротестования

Если нарушитель или потерпевший не согласен с принятым по их делу решением, то последнее можно обжаловать.

Если были допущены ошибки в процессе, то опротестовать постановление по делу может прокурор.

Основания

Основания для возбуждения административного дела могут быть следующие:

мусор на обочине

  • если должностное лицо обнаружило правонарушение,
  • если поступили материалы от правоохранительных органов или общественности о правонарушении,
  • если было сообщение от юридических или физических лиц или средств массовой информации о правонарушении,
  • если было зафиксировано ДТП или были нарушения в области благоустройства территории;
  • если комиссия антимонопольного органа зафиксировала факт нарушения антимонопольного законодательства;
  • если составлен акт о наличии признаков правонарушения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Датой возбуждения дела об административном правонарушении считается день, когда:

  • был составлен протокол осмотра места совершения административного правонарушения;
  • был составлен протокол об административном правонарушении или было вынесено прокурором постановление о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;
  • было вынесено постановление по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Должностное лицо не вправе возбудить административное дела, если:

  1. Не выявлены признаки состава административного правонарушения.
  2. Нет события административного правонарушения.
  3. Правонарушитель не достиг шестнадцатилетнего возраста.
  4. Лицо, совершившее правонарушение, невменяемо.
  5. Правонарушитель умер.

Стадия исполнения постановления

кошелек и протокол

В процессе исполнения постановления лица, виновные в совершении административного проступка, испытывают соответствующие ограничения личного, морального или материального характера.

От того, как последовательно реализовано постановление об административном взыскании, доведено ли дело до конца, во многом зависит эффективность борьбы с административными правонарушениями, а также их предупреждение.

Таким образом, процесс возбуждения дела об административном правонарушении проходит в несколько этапов:

  1. Возбуждение дела возможно, если был совершен проступок.
  2. Грамотно составленный протокол позволяет перейти к рассмотрению дела, которое не может продолжаться более 15 дней, за исключением случаев, когда необходимо дополнительное время для выяснения обстоятельств, но не более чем на 1 месяц.
  3. После этого назначается слушание, в ходе которого принимается постановление, т. е. дело разрешается.
  4. Если обнаружены нарушения в ходе рассмотрения, то прокурор может опротестовать решение, или, если виновный не согласен с мерой наказания, он может подать заявление в суд для обжалования.

Читайте также: