Порядок доначисления неуплаченных налогов и уплата штрафных санкций налоговым органам

Опубликовано: 16.04.2024

Налоговые органы имеют право на доначисление налогов при наличии соответствующих оснований. Часто доначисление проводится в рамках проверки. Оно предполагает увеличение суммы налогов относительно той суммы, которая изначально была указана плательщиком. Представители фирмы в этом случае должны оплатить недоимку.

Основания для доначисления

ФНС разместила письмо №БС-4-11/20019@ «О налогообложении» от 16 ноября 2015 года. Этот нормативный акт разъясняет основания доначисления. В частности, платежи могут быть увеличены тогда, когда налоговая установила и доказала факт получения плательщиком доходов, не указанных в декларации. Представители ФНС также должны найти источник поступления дохода, его вид и время получения.

Рассмотрим другие основания доначисления:

  • Обнаружение налоговой выгоды, достигаемой через дробление бизнеса.
  • Образование подконтрольных ЮЛ.
  • Бухгалтер допустил ошибку при расчете налогов.

Доначисление выполняется тогда, когда фактически лицо должно уплатить большую сумму налогов, чем нужно.

Как оплатить доначисленные налоги

Рассмотрим пример уплаты доначисленных налогов, если они начислены в ходе выездной проверки. Необходимо составить платежное поручение на перечисление налогов. Заполняется оно на основании Приложения №2 к Приказу Минфина №106н от 24 ноября 2004 года. В частности, плательщику нужно правильно заполнять поля:

  • В поле 104 нужно прописать код бюджетной классификации. Коды утверждены Приказом Минфина №150н от 30 декабря 2009 года. Если это поручение на уплату налогов, нужно указать код 182 1 01 01011 01 1000 110.
  • В поле 106 нужно указать основание платежа.
  • В поле 107 указывается периодичность оплаты налога.
  • В полях 108 и 109 прописываются реквизиты документа, на основании которого совершается платеж.
  • В поле 110 указывается вид платежа. Если это перечисление налога, нужно прописать «НС».

Нужно помнить, что обязанность плательщика – это не только уплата доначисленного налога, но и отражение операций в учете.

Бухучет доначисления

Доначисление налога на прибыль возможно при наличии этих обстоятельств:

  • Занижение доходов предпринимателем.
  • Завышение трат.
  • Наличие ошибок в декларации.

Если занижение трат произошло в предыдущем периоде, предпринимателю не нужно подавать уточненную декларацию. За него это сделает сама налоговая. В частности, представители органа выполняют доначисление суммы, а затем отражают ее в карте учета расчетов.

Иногда возникает потребность в аннулировании трат не только в бухучете, но и в налоговом учете. Рассмотрим пример. В бухучете нынешнего года требуется отразить прибыль предыдущих периодов. Создается постоянная минусовая разница.

К СВЕДЕНИЮ! В большинстве случаев изменения в бухучете не влекут за собой корректировки в учете налогообложения.

Пример

В 2015 году фирма прошла через контрольное мероприятие. Было обнаружено, что в 2014 году субъект сотрудничал с несуществующими поставщиками. Произошло снятие сумм оплаты за товар в объеме 65 000 рублей. На основании этой суммы произошло доначисление налога на прибыль в размере 13 000 рублей (65 000 * 20%). В процессе выездной проверки обнаружено также необоснованное увеличение амортизации на сумму 14 000 рублей. И по этому направлению произошло доначисление на 2 800 рублей.

Бухгалтер в 2015 году выполняет эти записи:

  • ДТ99 субсчет «Убытки предыдущих периодов» КТ68. Доначисление налога. Первичка: акт выездной проверки.
  • ДТ02 КТ91. Фиксация прибыли в размере 14 000 рублей предыдущих периодов, обнаруженная в нынешнем периоде.
  • ДТ99 КТ68. Условный расход в размере 2 800 рублей.
  • ДТ68 КТ99 субсчет «ПНА». Фиксация ПНА.
  • ДТ99 КТ68. Доначисление налога за предыдущий год.

Корректировка доходов выполняется по той же схеме, что и корректировка трат.

Доначисление НДС

Ситуация с доначислением НДС довольно неоднозначна. В законе нет точных указаний по поводу того, где фиксируются доначисленные суммы НДС. Однако существуют некоторые рекомендации. В частности, доначисление НДС нужно отражать в расходах исключительно при наличии этого обстоятельства – сумма доначисления образует начальную стоимость продукции или услуг (статья 170 НК РФ), но она была принята к вычету по ошибке. Когда получен акт проверки, суммы отражаются в себестоимости, если они уже участвуют в определении налога на прибыль (основание – письмо Минфина №03-07-11/222 от 7 июня 2008 года).

Во всех прочих обстоятельствах доначисленный НДС в траты не включается. Основание – подпункт 19 статьи 270 НК РФ. В ней указано, что нельзя принимать к расходам налог, который был предъявлен покупателю. Однако существует и альтернативное мнение. В частности, НДС можно включить в прочие траты по производству и продаже, которые сокращают базу (подпункт 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ). В частности, этой позиции придерживаются некоторые суды. Пример – постановление ФАС №А32-5096/2007-12/27 от 10 августа 2009 года.

Если человек не желает вступать в конфликты с налоговой, то не стоит включать доначисление НДС в расходы. Отражается только постоянное обязательство.

Что делать, если была доначислена большая сумма налогов

Представители государственной структуры выполняют доначисление по итогам установления верности назначения цен по сделкам. Доначисление выполняется только тогда, когда цена сделки отклоняется от расценок на рынке более чем на 20%.

При увеличении суммы налогов представители налоговой должны руководствоваться статьей 40 НК РФ. Это статья, которая устанавливает принципы определения стоимости товаров и услуг. В этом нормативном положении указаны основания доначисления. В частности, это процент отклонения от рыночных цен.

Если предприниматель не согласен с доначислением, он может оспорить решение на том основании, что представители нарушили положения статьи 40 НК РФ. К примеру, часто нарушается пункт 3 статьи 40 НК РФ. В этом случае налоговики не устанавливают рыночные цены. При перерасчете налога применяется показатель себестоимости. Подобное решение признается незаконным (пункт 4 Письма Президиума ВАС №71).

Судебная практика

Налоговики обратились в суд с иском о взыскании недоимки. Последняя сформировалась по итогам занижения налоговой базы. Однако организация не признала своей вины. Обосновала она свою позицию тем, что налоговики неправильно использовали положения статьи НК РФ. Из-за этого произошел необоснованный перерасчет объема налогов.

Арбитражный суд встал на сторону организации.

Обосновал он свое решение тем, что за месяц, в котором налоговики обнаружили занижение цен, наблюдался разброс цен.

То есть установить среднюю рыночную стоимость сложно. Суд установил, что налоговики нарушили пункт 3 статьи 40 НК РФ, так как показатели уровня рыночных цен не анализировались.

А потому требования истца были отклонены (пункт 5 письма Президиума ВАС №71). Имеет смысл проанализировать это судебное решение. Для отстаивания своей позиции имеет смысл апеллировать к нарушению НК РФ. Если человек не ориентируется в законодательстве, рекомендуется обратиться за анализом ситуации к юристу.

Налоговые санкции могут носить финансовый и иной характер.

Понятие налоговых санкций

В широком понимании начисление налоговых санкций следует понимать как применение неблагоприятных последствий, связанных с несоблюдением обязанностей, связанных с налогообложением. Штрафные санкции могут иметь выражение штрафа, взыскания недоимки или пени.

В суженом понимании они подразумевают под собой меру ответственности, которая выражается в виде финансового взыскания и устанавливается законодательством РФ.

Налоговые санкции устанавливаются в виде штрафов и исчисляются:

  • как процентное соотношение к той сумме налогов, которая неуплачена;
  • как твердая сумма;
  • как процентное соотношение, рассчитываемое от определенных объектов, устанавливаемых для проведения расчетов.

Как мера ответственности, санкции являются выражением, в котором проявляется контроль органов, осуществляющих учет налогов. Они применимы за неуплату и выражаются в виде взысканий. Санкции за нарушение налогового законодательства можно условно классифицировать на правовосстановительные и карательные.

К первой группе относятся такие виды ответственности, которые устанавливаются в результате неправомерных действий, связанных с нарушением финансового интереса страны и выражаются в восстановлении нарушенного права.

Вторая группа имеет направленность по предупреждению правонарушений. Такая мера ответственности необходимо для исправления и перевоспитания субъекта, ставшего нарушителем.

К нарушителям применяются недоимка и пеня. Применение недоимки означает исчисление и компенсацию той суммы сборов, которая не была уплачена. Такая мера ответственности, как пеня, применима при неверном исчислении или уплате налогов и является дополнением к основному обязательству налогоплательщиков.

Применение штрафных санкций осуществляется в рамках судебных производств.

Определение размера ответственности является компетенцией судов, которые обязаны контролировать срок давности, предоставленных законодателем для взыскания.

Общий срок давности, применимый при наказании за налоговые правонарушения, не может превышать 6 месяцев с того момента, когда правонарушения были обнаружены, что подтверждается актом, который составляет представитель налогового органа.

Установление налоговых санкций

Исполнение налоговых санкций может быть осуществлено в результате их установления и назначения. Определение таковых осуществляется при учете ряда принципов, система и виды которых определены законодателем, а также установлены процессуальными решениями судов различных инстанций.

Наиболее важным принципом, с использованием которого налоговые санкции взыскиваются, является справедливость и соразмерность.

Процесс установления ответственности, назначаемой в рамках законодательства РФ, должен быть обоснован правилом, согласно которого ограничивать прав и свободы предпринимателей и иных плательщиков налоговых обязательств, можно только в таких объемах, которые соразмерны целям наказания и не оказывают влияния на снижение объема прав иных лиц.

На конституционном уровне установлены виды наказаний налогоплательщиков, размеры взысканий, система освобождения от последствий правонарушений, учет и порядок действий, связанных с процессом взыскания штрафных санкций за неуплату обязательных сборов.

Система наказаний должна быть дифференцирована, соразмерна, однократна, индивидуализирована и обоснована.

Применение налоговых санкций

Применение санкций налогового характера, уплата которых должна быть проведена плательщиком, осуществляется контролирующим органов. Среди таких органов, особое положение принадлежит налоговой инспекции. К ее функциям относятся процесс по исчислению и учету налогов, подлежащих уплате.

Правонарушения, представляющие собой неуплату налогов, должны выявляться налоговым органом и пресекаться им путем взимания штрафов.

Совершение нескольких правонарушений влечет за собой применение нескольких санкций, что исключает возможность поглощения менее строгих наказаний более строгими.

Процедура назначения и определения санкций возлагается на судебные органы.

Основанием для рассмотрения таких дел является заявление налоговых органов. К материалам, прилагаемым к таким заявлениям должны содержаться все необходимые данные о нарушении, размерах сумм, которые не были уплачены и о том, какие виды наказаний должны быть применены к нарушителю.

Мера взыскания, обозначенная в заявлении, может быть применена к нарушителю при условии соблюдения сроков давности, которые составляют 6 месяцев и исчисляются с того момента, когда состоялась фиксация нарушения. Способом фиксации нарушения является создание акта.

В тех случаях, когда срок давности истек, суд вправе отказать истцу. Последний имеет возможность восстановить сроки, для чего подается ходатайство. Удовлетворение такого ходатайства возможно при обосновании уважительности причин, повлекших такой пропуск.

Сроки неприменимы к заявлениям плательщиков, предметом которых является списание безнадежных санкций с лицевых счетов.

Увеличение и уменьшение размера штрафа

Положения НК определили круг обстоятельств, способствующих уменьшению или увеличению объема назначаемой ответственности.

В качестве обстоятельств, способствующих отягощению уровня ответственности, принимается повторность совершаемых правонарушений.

Круг обстоятельств смягчающих налоговую ответственность является открытым, что говорит о возможность применения самых различных сведений ответчика в качестве смягчения вины. К таким обстоятельства может быть отнесено и сложное финансовое положение, и совершение деяния впервые, и отсутствие умысла в таких действиях.

Любое из обстоятельств, признанное таким, которое уменьшает степень вины, является поводом для снижения финансового эквивалента штрафа наполовину.

Снизить штраф может и сам налоговый орган, но и уже сниженный штраф может быть уменьшен на основании судебного решения, о чем должен ходатайствовать ответчик, предоставляющий документы, позволяющие уменьшить ответственность субъекта налогообложения.

Взыскание налоговых санкций

Процесс взыскания налоговых санкций, которые могут быть выражены в виде штрафа, недоимки или пени, возложен на налоговый орган, выявивший и зафиксировавший нарушение законодательных норм.

Установить размер санкции должен суд, к которому с заявлением обращается инспекция, требующая привлечения к ответственности субъекта налогообложения.

Процессуальное решение о взыскании штрафных санкций, является основанием для проведения принудительного взыскания, через органы ФССП. Лицо, признанное нарушителем может исполнить решение налогового или судебного органа в добровольном порядке, а равно и вправе проводить обжалование таких решений.

Основания доначисления налога могут быть выявление у предпринимателя применения налоговый выгоды путем дробления бизнеса, создания множество подконтрольных юридических лиц, иных моментов нарушения правил налогообложения.

ВНИМАНИЕ : наш налоговый консультант г. Екатеринбург подскажет пути оптимизации налогообложения, примет участие в досудебном урегулировании налоговых споров по доначислениям сумм, составит исковое заявление об оспаривании решения налогового органа, осуществит представительство в суде по вопросам доначисления налогов.


Основания доначисления налога

Налоговая доначисляет налоги по итогам выездных и камеральных проверок по ряду причин. Доначислением называют процедуру перерасчета налоговой инспекцией налоговой базы и суммы налога за период, в котором были обнаружены ошибки или искажения.

Таким образом, причина доначисления налогов – искажения при исчислении налоговой базы.

При этом, предприятия исчисляют налоговую базу для целей уплаты разных налогов, и причины их доначисления могут быть разными.

В практике имеются наиболее распространенные причины, которые могут быть расценены налоговым органом как искажение при исчислении налоговой базы.

Налоговая база искажена, когда налоговой установлены и доказаны факты:

  • получения доходов, которые не были учтены в декларации;
  • «раздувания» расходов;
  • необоснованного получения налоговой выгоды.

Все причины указаны в письме ФНС №БС-4-11/20019 «О налогообложении» от 16.11.2015.

Статья 54.1 Налогового кодекса искажением налоговой базы называет факты уменьшения налоговой базы путем искажения о фактах хозяйственной жизни путем:

  • Совершение сделки для целей неуплаты или не полной уплаты налога
  • Обязательство по сделке исполнено надлежащей стороной договора

Под налоговой выгодой понимается получение послаблений при уплате налогов по основаниям, которые были созданы организацией «искусственно» — дробление бизнеса, создание аффилированных организаций, сделки с аффилированными организациями. Не стоит забыть и о банальных ошибках бухгалтера при исчислении суммы налога.

Внимание : смотрите видео по теме налоговой проверки и спорах с налоговыми органами, задавайте свой вопрос в комментариях к ролику и получайте бесплатный совет адвоката на канале YouTube, главное не забудьте подписаться:

Срок доначисления налогов

Налоговая база исчисляется в организации по итогам налогового периода.

Инспекторы ФНС выявляются нарушения, являющиеся основаниями для доначисления налога, в прошлых отчетных периодах. При этом, перерасчет налоговой базы и доначисление налога происходит за период, в котором выявлены нарушения.

Однако, налоговые органы ограничены сроками как для выявления долга.

Налоговая проверка, если она выездная, может проверить периоды не старше трех лет.

Досудебный порядок оспаривания доначисления налога

Налоговым законодательством установлены способы оспаривания решений налоговых органов. По итогам налоговой проверки, налоговый орган принимает решение о перерасчете налоговой базы и суммы налога. В соответствии со ст. 138 НК РФ, обжаловать такое решение можно по подчиненности – в вышестоящую налоговую, и в суд.

Обжалование решения налогового органа, принятого по итогам проверки, в порядке подчиненности в обязательном порядке должно предшествовать судебному обжалованию.

Для обжалования по подчиненности постановления налогового органа, в вышестоящую налоговую подается апелляционная жалоба. Жалоба подается через инспекцию которая вынесла решение в срок 10 дней с момента вручения постановления представителю организации.

Если решение вступило в силу, не было обжаловано в порядке подчиненности до момента вступления в силу, то может быть обжаловано в течение года в налоговый орган субъекта.

Жалобы рассматриваются в течение месяца, при этом срок может быть в ряде случаев увеличен на 15 дней для запроса документов из налоговой инспекции, вынесшей обжалуемое организацией решение.

Решение по итогам рассмотрения жалобы сообщается в течение трех дней. При этом, данное решение может быть так же обжаловано в порядке подчиненности.

Полномочия вышестоящей налоговой при рассмотрении апелляционной или иной жалобы на постановление по итогам налоговой проверки заключаются в возможности отмены решения, а также его изменения или принятии нового.

Как обжаловать доначисление налога в суде?

Право обжалования доначисления налога по итогам проверки в суде возникает в случае, если иные досудебные способы урегулирования исчерпаны.

Постановление о доначислении налога является ненормативным актом и оспаривается в порядке главы 24 АПК РФ.

Для того, чтобы обжаловать постановление налоговой, имеющей ненормативный характер, нужно обратиться в арбитражный суд по месту нахождения налоговой с исковым заявлением. Исковое должно содержать требования о признании недействительным ненормативного правового акта.

АПК предъявляет требования к иску на обжалование доначисления налога:

  • Наименование истца, ответчика
  • Реквизиты оспариваемого акта
  • Указание нарушенных прав с ссылкой на соответствующие нормы

Кроме того, необходимо приложить:

  • доказательства отправки искового ответчику
  • копия свидетельства о регистрации
  • обжалуемый акт
  • документы, которые являются основаниями доводов истца
  • документ об оплате госпошлины – 3000 рублей

Срок исковой давности – 3 месяца.

Дело рассматривается по правилам искового производства – в судебных заседаниях с вызовом сторон. Рассмотрение дела судом происходит в срок не более 3 месяцев, а если дело сложной – до 6 месяцев.

В случае отказа суда в удовлетворении исковых требований, возможно апелляционной и кассационное обжалование судебного акта.

ПОЛЕЗНО: закажите обжалование решения суда с помощью нашего адвоката Екатеринбурга

Как исправлять отчетность при доначислении налога?

Исправлять следует документацию за тот же период, в котором случилось недоразумение. Если ошибка найдена за нынешний год, то исправление происходит в тот день, когда было принято решение о доначислении налогов. При возникновении ситуации, когда погрешность обнаружена за прошлый год, но баланс по нему еще не был сформирован и утвержден, следует провести исправление за последний месяц года.

Когда отчетность уже отправлена, то доначисление налога на прибыль или другого проводится после оценки суммы: можно ли считать ее существенной? Если нет, то проводят исправление той же датой, что была выявлена оплошность. Это не считается серьезной проблемой, а рассматривается как убыток прошлых лет, выявленный в другом отчетном периоде.

Если сумма ошибочного подсчета признается достаточно большой, то для нее предусмотрена особая проводка. Помимо устранения ошибки, придется еще и заново рассчитать все показатели того года, когда случился просчет.

Помощь адвоката по доначислениям налога в Екатеринбурге

Доначисления налога

Все налоги имеют свои особенности. Так, ошибка в расчете налога на прибыль обычно получается, если доходы были преуменьшены, а расходы преувеличены. Поэтому придется продемонстрировать истинное положение вещей.

Если ошибки допущены в прошлом периоде, то вашему бухгалтеру не нужно ничего исправлять. Доначисление налогов по результатам проверки налоговой службой будет отражено в карточке учета расчетов с бюджетными организациями.

Может произойти также доначисление налогов выездной проверкой, особенно это возможно в результате ошибок к Вашей стороны при выстраивании вопроса оптимизация системы налогообложения. Проверка может быть выполнена не чаще, чем один раз в три года, за исключением случаев, если компания находится в процессе реорганизации или начала процесс ликвидации. Но зато в результате проверки может быть наведена ревизия налогового органа на три предшествующих года налогообложения.

Некоторые изменения нужно проводить в бухгалтерском учете, а некоторые – в налоговом. Бывает, что нужно проводить какие-то исправления во всех видах отчетности, но это случается нечасто. Человеческий фактор является наиболее существенной причиной возникновения большинства допускаемых ошибок, и это касается любой сферы деятельности. Если вопрос доначисления налогов связан с подозрением со стороны налогового органа в части применения схемы ухода от налогов, то тут без суда не обойтись. В любом случае, прежде чем паниковать обратитесь к нам за налоговой консультацией, наш налоговый консультант разъяснит что делать и примет активное участие в исправлении ситуации.

Читайте еще по вопросу консультаций по налогам:


Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры" А.В. Кацайлиди

На вопросы читателей отвечает ООО «НК Ваш налоговый представитель»
Телефоны в Екатеринбурге: 378-33-29, 378-33-56, 213-59-35

Нашей организации были начислены пени за неуплату налогов в срок и штрафы по акту проверки в 1996 году. С того времени они не оплачены. Никаких отсрочек платежа по данным начислениями не представлялось.

Существует ли срок исковой давности по таким начислениям, и имеет ли ИМНС право снять их с организации в бесспорном порядке в настоящее время?

Порядок принудительного взыскания налоговым органом сумм налога и пени за счет денежных средств налогоплательщика — организации определен ст. 46 НК РФ.

Взыскание производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании может быть принято не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ допускает в отношении организаций бесспорное взыскание недоимки по налогам, но только в пределах указанного срока.

Решение о взыскании, принятое после истечения 60-дневного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае налоговому органу предоставляется право обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся суммы налога, то есть устанавливается судебный порядок взыскания.

В то же время п. 3 ст. 46 НК РФ не устанавливает срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (п. 12) разъяснено, что судам при рассмотрении таких дел следует исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в п. 3 ст. 48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц.

Таким образом, исковое заявление о взыскании недоимки с юридического лица может быть подано налоговым органом в Арбитражный суд в течение шести месяцев с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ для бесспорного взыскания соответствующих сумм.

При этом судом было указано, что данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению.

В случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.

Что касается штрафных санкций, то ст. 115 НК РФ установлен 6-месячный срок давности для обращения налоговым органом с иском в суд о их взыскании, исчисляемый со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Исходя из вышеизложенного, налоговый орган лишен права взыскать недоимку по налогу и сумму штрафных санкций по акту проверки 1996 года.

Следует отметить, что несмотря на невозможность взыскания налоговым органом образовавшейся в 1996 г. недоимки, основания для ее списания у налогового органа также отсутствуют.

Так, ст. 59 НК РФ установлено, что недоимка, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:

– по федеральным налогам и сборам – Правительством РФ;

– по региональным и местным налогам и сборам – соответственно исполнительными органами субъектов РФ и местного самоуправления.

Правительство РФ своим постановлением от 12.02.2001 г. № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам» определило исчерпывающий перечень оснований для списания, а именно такие, как:

– признание банкротом индивидуального предпринимателя;

– смерть или объявление умершим физического лица.

Арбитражная практика, в основном, исходит из позиции, что признание недоимки безнадежной к взысканию не является обязанностью налоговых органов, так как не перечислена в качестве таковой в ст. 32 НК РФ (постановление ФАС УО от 25.11.2003 г. № Ф09-4021/03-АК, от 07.06.2004 г. № Ф09-2233/04АК).

Более того, в ряде случаев суды вообще отказываются признавать право налогоплательщиков требовать признания налоговым органом недоимки безнадежной и списания ее, поскольку ст. 24 НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах такое право не предусмотрено (постановление ФАС УО от 18.09.2003 г. № Ф09-3010/03-АК, от 18.09.2003 г. № Ф09-3042/03АК).

Но следует учитывать, что если на сегодняшний день отменен налог, по которому налоговый орган в 1996 г. произвел доначисление, и соответствующий акт законодательства о налогах и сборах, отменивший этот налог, имеет обратную силу, то согласно п. 4 ст. 5 НК РФ у организации отсутствует обязанность по уплате этого налога.

Указанные, а также иные обстоятельства, влияющие на правомерность факта отражения на лицевом счете налогоплательщика суммы недоимки по налогам (сборам), могут явиться основаниями для признания судом незаконным бездействия налогового органа, выраженном в отказе налогоплательщику в ее списании (постановление ФАС УО от 18.06.2003 г. № Ф09-1712/03-АК).

В отношении списания задолженности по налоговым санкциям, начисленным до 01.01.1999 г., необходимо отметить, что согласно ст. 32.2 Федерального закона от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российкой Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (в ред. от 23.12.2003 г.) в случае невозможности взыскания сумм налоговых санкций за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые до введения в действие Налогового кодекса РФ взимались в бесспорном порядке, и по которым решение налогового органа было вынесено до 01.01.1999 г., такие суммы признаются безнадежными к взысканию и списываются в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 59 НК РФ.

Зам. директора ООО «НК Ваш налоговый представитель» Д.В. Меркушев

© ООО «НК Ваш налоговый представитель»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Порядок доначисления неуплаченных налогов и взыскания штрафных санкций налоговыми органами

Просмотр содержимого документа
«РЕФЕРАТ на тему: Порядок доначисления неуплаченных налогов и взыскания штрафных санкций налоговыми органами»

Министерство образования и науки Алтайского края

КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»

ПЦК Управление предпринимательства

Учебная дисциплина
«МДК 05.01 Организация и планирование налоговой деятельности»

на тему: Порядок доначисления неуплаченных налогов и взыскания штрафных санкций налоговыми органами

Выполнил студент ________ «___» _______________ 2017 г. Ю.В. Малунова

Специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» Группа Б-141

Руководитель работы ________ «___» ______________ 2017 г. Ю.В. Соловьёва

Работа защищена «___» ____________________2017 г. Оценка ___________

1 Процедура принудительного взыскания задолженности по налогам, пеням и налоговым санкциям 3

2 Доначисление налога на прибыль 6

3 Налоговые доначисления НДС 7

4 Доначисление налогов: налог на имущество, транспортный и земельный налоги 8

Список используемых источников 10

Установленная Налоговым кодексом процедура взыскания задолженности по налогам, пеням и налоговым санкциям (штрафам) выглядит следующим образом.

Работа с задолженностью начинается с ее выявления. Для этого периодически, как правило, не реже одного раза в две недели, сотрудники отдела по принудительному взысканию недоимки формирует список должников. Список формируется автоматически, с использованием возможностей информационной системы инспекции.

1 Процедура принудительного взыскания задолженности по налогам, пеням и налоговым санкциям

По таким плательщикам налоговый инспектор прежде всего изучает возможность погашения задолженности по одним налогам за счет имеющихся переплат по другим налогам. Зачет излишне уплаченных платежей по одному налогу в счет задолженности по другому налогу осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика или по решению налогового органа. Зачет может быть произведен только в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма. Сумма излишне уплаченного налога может быть также направлена на уплату пени, начисленной в тот же бюджет, в который она была излишне уплачена.

В том случае когда налоговый орган произвел зачет самостоятельно, он обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

Если задолженность нельзя покрыть за счет переплаты, то начинается процесс ее взыскания. Сначала принимается решение о направлении требования, затем - готовится и направляется плательщику требование об уплате налога, если оно не исполняется в установленный срок, то принимается решение о взыскании налога за счет средств плательщика, затем - выставляются инкассовые поручения на один из расчетных счетов недоимщика, а операции по остальным
счетам - приостанавливаются. Далее инспекция отслеживает исполнение инкассовых поручений и динамику задолженности недоимщика, чтобы не допустить как необоснованной задержки взыскания долгов в бюджет, так и излишнего взыскания средств с налогоплательщика. Налоговым кодексом установлены жесткие сроки выдачи и исполнения каждого из перечисленных документов.

В случае установления факта неуплаты в установленный срок налога или пени налоговый орган выносит Решение о направлении Требования об уплате налогов. После этого налоговая инспекция направляет плательщику Требование об уплате налогов, т.е. адресованное налогоплательщику или иному обязанному лицу письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Для взыскания налоговых санкций, не уплаченных должником добровольно, налоговая инспекция обращается с иском в суд. При этом, к исковому заявлению прилагается Решение о привлечении плательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства, документы, подтверждающие факт получения плательщиком Решения (или его отправки), другие необходимые документы.

Требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Оно должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете.

Требование об уплате налога или сбора может быть вручено руководителю или представителю организации или физическому лицу (его представителю) лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

В статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что Требование об уплате налога направляется плательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование об уплате налога и пеней, доначисленных в результате налоговых проверок, должно быть направлено в десятидневный срок со дня вынесения решения по результатам проверки.

В Требовании об уплате налога устанавливается срок его исполнения. Этот срок не переносит установленный законодательством срок уплаты налога (который на момент подготовки Требования уже нарушен), а дает недоимщику "последний шанс" добровольно уплатить долги, либо выверить с инспекцией их сумму. Как правило, срок исполнения Требований устанавливается в 9 календарных дней со дня его вручения плательщику. Если же Требование направляется по почте, то добавляется еще 6 дней на почтовый пробег документов.

Если за время, прошедшее после направления Требования, обязанности плательщика по уплате налогов или сборов изменились, то налоговая инспекция направляет ему уточненное Требование.

Налоговая инспекция отслеживает поступления платежей от недоимщиков в сроки, установленные в Требованиях. Если в установленный срок необходимая сумма не поступает, то налоговый орган принимает Решение о взыскании.

Решение о взыскании должно быть доведено налоговой инспекцией до сведения налогоплательщика в течение 5 дней с момента его принятия. Как правило, решение направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по месту регистрации (юридическому адресу) налогоплательщика.

2 Доначисление налога на прибыль

Доначисление налога на прибыль может произойти только в двух случаях: либо вы занизили доходы, либо завысили расходы, соответственно при обнаружении ошибок, вам следует либо показать доходы, либо уменьшить затраты.

Если вы занизили затраты в прошлом налоговом периоде, то исправлений в налоговом учете за текущий год делать не нужно. Подавать уточненную декларацию вам не нужно – по результатам проверки инспекторы сделают это сами: доначислят сумму налога и отразят ее в карточке учета расчетов с бюджетом.

Некоторые расходы необходимо аннулировать не только в налоговом, но и в бухгалтерском учете. К таким расходам, например, можно отнести неправильное начисление амортизации. В этом случае в бухгалтерском учете за текущий год необходимо отразить прибыль прошлых лет. К тому же в учете образуется постоянная отрицательная разница, в результате чего формируется постоянный налоговый актив (ПНА).

Изменения одновременно в бухучете и налоговом учете случаются нечасто. Иногда суммы уменьшаются лишь в налоговом учете. Например, к ним можно отнести оплаты нереальным поставщикам, которых инспекторы посчитали фирмами-однодневками. Тогда в бухучете никаких изменений не будет.

3 Налоговые доначисления НДС

Что касается НДС, то здесь ситуация двоякая. Закон не дает четкого ответа на вопрос, куда включать суммы НДС, доначисленные по результатам проверки.

Как объясняют налоговики, доначисленную сумму НДС можно учесть в расходах только в одном случае – если такая сумма формирует первоначальную стоимость товаров (работ, услуг) (ст. 170 НК РФ), а бухгалтер по ошибке приняла ее к вычету. После полученного акта проверки такие суммы можно включить в себестоимость, если данная сумма уже участвует в расчете налога на прибыль (письм Минфина России № 03-07-11/222 от 07.06.08).

Во всех других ситуациях, по мнению налоговиков, доначисленный НДС включать в расходы нельзя на основании пп. 19 ст. 270 НК РФ, где четко определено, что не допустимо принимать к затратам налог, предъявленный покупателю.

Но есть мнение, что НДС, как и любой другой налог, можно отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, которые уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Даже суды в таких случаях иногда встают на сторону налогоплательщика (постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А32-5096/2007-12/27 от 10.08.09).

Чтобы избежать споров с налоговиками, вы можете не включать доначисленный НДС в расходы, тогда вам нужно отразить постоянное налоговое обязательство.

4 Доначисление налогов: налог на имущество, транспортный и земельный налоги

Если инспекторы проверили налог на имущество, транспортный налог или земельный налог и сделали доначисление, такие суммы уменьшают облагаемую базу по прибыли (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В редких случаях при проверке одного налога инспекторы делают исправления в налоговых карточках по другим налогам. Чаще всего это нужно сделать бухгалтерам.

Самый простой способ – сделать доначисления налога и отнести их в расходы текущего периода налогового периода. В бухгалтерском учете такие расходы также учитываются в затратах текущего года на дату решения по проверке. Тогда разницы между налоговым и бухгалтерским учетом не возникнет.

При взыскании налога с организаций налоговым органом может быть применено приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банках. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету.

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком. Ответственность банка за неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогопла-тельщика, плательщика сбора или налогового агента установлена статьей 134 Налогового кодекса Российской Федерации.

При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.

Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком-организацией в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа.

Взыскание недоимок по налогам и пеням с физических лиц равно, как и наложенных на них налоговых санкций за нарушения налогового законодательства, производится в порядке, установленном статьей 48 НК РФ. Обращение в суд должно быть произведено в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения Требования об уплате налога.

Список используемых источников

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 15.02.2016) / Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2 Приказ ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/[email protected] "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2016 N 44161).

3 Акчурина, Е.В. Налоговая проверка и ее последствия / Е.В. Акчурина. - М.: Экзамен, 2015. - 144 c.

4 Дуканич Л. Налоги и налогообложение. Ростов-на-Дону.: ФЕНИКС. 2013.

Читайте также: