Погорлецкий а и международное налогообложение

Опубликовано: 17.04.2024

В развитых налоговых системах частичная территориальность состоит в том, что от налога освобождается активный зарубежный доход и инвестиционные доходы, которые уже ранее были обложены налогом. К таким доходам могут относиться доходы иностранных филиалов (постоянных представительств) и дивиденды от активных долей участия (от прямых инвестиций). Такая система еще называется системой освобождения доходов от долевого участия (в английском языке эти системы носят название participation exemption systems).

Как писал А. А. Шахмаметьев[316], территориальность в налогообложении характеризует связь лиц или объектов с территорией государства, по причине которой у лица либо в отношении объекта возникает обязанность по уплате налогов. К. Розье отметил[317], что налог по своей природе территориален. Он может, в принципе, затрагивать: имущество, расположенное на территории государства; операции (доходы), совершаемые (полученные) на ней; жителей или резидентов государства; потребление или использование имущества на территории государства. В то же время территориальность «…оправдывает осуществление налоговой юрисдикции тем, что налогоплательщик должен участвовать в расходах на управление страной, обеспечивающей получение дохода, его поддержание и инвестирование, а также его использование через потребление»[318]. С точки зрения теории нейтральности принцип территориальности выглядит более привлекательным, чем принцип резидентства, и имеет ряд сильных аргументов в свою пользу. Сфера применения территориального налога привязана к территории государства в силу политических, юридических, экономических причин, а не персональной привязки; суверенитет государства и его налоговая юрисдикция, по крайней мере в теории, не могут выходить за пределы государственных границ; экономически неоправданно облагать налогами доходы лиц, которые не пользовались публичными услугами государства.

А. А. Шахмаметьев, максимально обобщив различные мнения о принципе территориальности в налогообложении, отметил, что данная категория используется в широком и узком значениях[319]. В широком смысле принцип территориальности означает не только налогообложение объектов на территории государства, но и право последнего возлагать на лиц, связанных с его территорией, обязанность уплачивать налоги с их доходов (иных объектов), возникших у этих лиц на территориях других стран[320]. В узком смысле принцип территориальности фактически отождествляется с привязанностью налогооблагаемого объекта к территории и с принципом налогообложения у источника образования доходов. Сравнивая рассматриваемые значения территориальности, А. И. Погорлецкий пишет: «Очевидно, что принцип территориальности в международном налогообложении оказывается намного шире, чем вкладываемый в него некоторыми авторами смысл, ограничиваемый исключительно налогообложением доходов резидентов и нерезидентов в пределах соответствующей налоговой юрисдикции. Фактически принцип территориальности – комбинация принципа резидентства („глобального“ принципа) и принципа налогообложения доходов у источника их образования»[321]. При этом, как уже было показано ранее (см. принцип налогообложения у источника), страны с территориальной системой налогообложения устанавливают специальные правила происхождения дохода, квалифицирующие доход из источников либо на территории страны, либо за ее пределами. При этом доход, физически возникающий за пределами территории государства, может тем не менее быть отнесен к доходам из источника в данной стране по «правилу вменения» (в английском языке – deeming provisions).

Основное преимущество освобождения от системы налоговых зачетов – отсутствие значительных затрат на соблюдение правил (compliance costs), включая сбор и хранение отчетных данных о зарубежных налогах, перевод документации, необходимые расчеты, в том числе на конвертацию иностранных валют в национальную. Как отметил Майкл Кобецки[322], согласно исследованию, опубликованному в 1995 г. в США, затраты американских корпораций на соблюдение правил в связи с применением системы зарубежного налогообложения составили около 40 % всех затрат на соблюдение налогового законодательства. М. Кобецки также отмечает, что доля налоговых доходов в США от иностранных доходов незначительна по причине заявления американскими корпорациями значительных сумм зарубежных налоговых зачетов[323].

Шахмаметьев А. А. Режим налогообложения нерезидентов: правовая основа регулирования. М.: Юрлитинформ, 2010.

Адамян С. Налогообложение прибыли в Армении // Налог. вестн. - 2000. - N 7. - С.133-135.

Артемов Ю.М. Налогообложение в Федеративной Республике Германии // Финансы. - 1994. - N 6. - С.41-46.

Артемов Ю.М. Налог на недвижимое имущество: зарубежный опыт / Ю.М.Артемов, Ю.А.Беляев // Финансы. - 1993. - N 8. - С.43-48.

Артемов Ю.М. Некоторые особенности бюджетной и налоговой систем Швейцарии // Финансы. - 1995. - N 11. - С.49-51.

Банхаева Ф.Х. Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для совершенствования и реформирования налогового законодательства // Налог. вестн. - 2001. - N 2. - С.135-137; N 3. - С.93-97. Налогообложение за рубежом.

Березин М.Ю. Недвижимость и российские налоги // Финансы. - 2000. - N 8. - С.26-27. Опыт зарубежных стран в налогообложении недвижимости.

Берсенева Л.П. Проблема уклонения от уплаты налогов актуальна не только в нашей стране // Налог. вестн. - 2001. - N 5. - С.36-39.

Бобоев М.Р. Налог на добавленную стоимость в странах ЕврАзЭС / М.Р.Бобоев, Н.Т.Мамбеталиев // Налог. вестн. - 2002. - N 3. - С.125-132.

Бобоев М.Р. Налоги и налогообложение в Республике Таджикистан // Налог. вестн. - 2000. - N 10. - С.118-122.

Бобоев М.Р. Налоговые системы стран Евроазиатского экономического сообщества / М.Р.Бобоев, Н.Т.Мамбеталиев // Финансы. - 2001. - N 7. - С.36-38.

Бобок В. Национальные налоговые системы стран ЕС // Экономист. - 2014. - N 11. - С.91-96.

Воробей Ю.Л. Особенности исчисления и взимания НДС в Израиле // Налог. вестн. - 2000. - N 11. - С.123-129.

Высоцкий М.А. О шведском опыте налогового администрирования // Налог. вестн. - 2002. - N 1. - С.121-125.

Высоцкий М.А. Шведский опыт взимания НДС // Финансы. - 2001. - N 10. - С.31-33.

Галищева Н.В. Прямое налогообложение в Индии // Финансы. - 2001. - N 8. - С.68-70.

Гардаш С.В. Программа налоговой реформы администрации президента Дж.Буша // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2003. - N 4. - С.58-71.

Гардаш С.В. Федеральная налоговая система США: современные особенности // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2000. - N 8. - С.18-36.

Глобальная налоговая система: вызовы современности // Финансы. - 2018. - N 7. - С.44-45. 01

Грищенко А.В. Налогообложение некоммерческих организаций в США // Некоммерческие организации в России. - 2013. - N 4. - C.49-54.

Дроздов О.И. Особенности налоговой системы Италии // Финансы. - 2006. - N 2. - С.76.

Журавлева О.О. Правовое регулирование федеральных налогов в Австрии // Финансовое право. - 2002. - N 3. - С.56-63.

Захарова Е.В. Налоговая политика в странах ЕАЭС // Рос. экон. журнал. - 2018. - N 3. - С.63-71. 01

Зверев А.В. Налоговая и бюджетная система ФРГ: развитие и реформы // Финансы. - 2012. - N 5. - С.68-73.

Зубенкова В.А. Налог на добавленную стоимость и его экономическая роль: (Анализ западноевроп. опыта): автореф. дис. канд. экон. наук. - М., 1999. - 23с. А99-8288

Имущественные налоги в мире // Экономика и жизнь. - 2002. - Окт. (N 44). - С.3.

Искаков М. Развитие налоговой системы Казахстана // Экономист. - 2003. - N 11. - С.55-60.

Исмаилов М.А. Налоговая система Кыргызской Республики / М.А.Исмаилов, Н.Т.Мамбеталиев, М.Р.Бобоев // Налог. вестн. - 2002. - N 11. - С.3-10.

Ишханов А.В. Мировая налоговая конкуренция как продукт трансформации оффшорного бизнеса // Соц.-гуман. знания. - 2002. - N 2. - С.291-302.

Каграманян А.Д. Процесс гармонизации налогообложения в странах на современном этапе: автореф. дис. канд. экон. наук. - М., 2000. - 18с. А2000-8164

Какимжанов З.Х. Реформирование налоговой и таможенной системы Республики Казахстан // Налог. вестн. - 2001. - N 7. - С.4-10.

Канатов С.С. Налоги и сборы Республики Казахстан / С.С.Канатов, Н.Т.Мамбеталиев, Ш.Е.Шоранова // Налог. вестн. - 2002. - N 12. - С.3-13.

Караваева И.В. Налоговое стимулирование инвестиций. Страны Западной Европы // Налоги. - 1995. - N 10. - С.4.

Караваева И. Налоговые методы стимулирования производственных инвестиций: зарубежный опыт // Вопр. экономики. - 1994. - N 8. - С.93-101.

Караваева И.В. Направления и причины современных налоговых реформ // Финансы. - 2000. - N 10. - С.26-28. Мировой опыт налогового регулирования рыночной экономики.

Караваева И.В. Приоритетные направления налоговых реформ в рыночной экономике второй половины ХХ века. - М., 1998. - 182с. Г98-1302 01

Кашин В.А. Налоги и регулирование лизингового предпринимательства / В.А.Кашин, М.М.Аушев // Финансы. - 2001. - N 11. - С.40-43. Опыт зарубежных стран.

Кашин В.А. Совершенствование налогового контроля: опыт развитых стран / В.А.Кашин, Н.В.Пономарева // Финансы. - 2012. - N 11. - С.27-30.

Князев В.Г. Налоги в странах - членах ЕС / В.Г.Князев, Б.В.Попов // Финансы. - 1993. - N 5. - С.75-78.

Князев В.Г. Налогообложение в США / В.Г.Князев, Б.В.Попов // Финансы. - 1992. - N 8. - С.49-58.

Князев В.Г. Тенденции развития налоговых систем зарубежных стран // Налог. вестн. - 1998. - N 9. - С.5-8.

Козырин А.Н. Правовое регулирование налогообложения в зарубежных странах // Финансы. - 1994. - N 5. - С.24-29.

Козырин А.Н. Правовое регулирование НДС в Великобритании / А.Н.Козырин, К.В.Рыжков // Финансы. - 1995. - N 4. - С.23-25.

Кулигин П.И. Польша: налоги в период стабилизации // Финансы. - 1994. - N 12. - С.23-25.

Кулигин П.И. Стимулирующая функция налогов в переходной экономике: из опыта Венгрии, Польши и Чехии // Пробл. прогнозирования. - 2000. - N 6. - С.135-145.

Лагуткина И.Г. Горнодобывающая промышленность Австралии и рентный налог на природные ресурсы // Микроэкономика. - 2012. - N 1. - С.96-99.

Лебедев В.Е. Теория и практика налогового регулирования предпринимательской деятельности в странах развитой экономики. - М., 1999. - 42с. Г2000-1369 01

Ли Цюань. Всестороннее сокращение налогов и снижение денежных сборов // Китай. - 2019. - N 4. - С.26-27.

Лыкова Л.Н. Налоговая система федеративного государства: опыт Канады / Рос. акад. наук. Ин-т экономики. - М., 2002. - 229с. У9(7)-Л883 НО

Мамбеталиев Н.Т. Налогообложение в странах Евроазиатского экономического сообщества и проблемы их гармонизации // Налог. вестн. - 2001. - N 4. - С.119-123.

Мамбеталиев Н.Т. Налогообложение малого предпринимательства в государствах - членах ЕврАзЭС / Н.Т.Мамбеталиев, М.Р.Бобоев // Налог. вестн. - 2002. - N 2. - С.124-131. Республика Беларусь, Российская Федерация, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Республика Таджикистан.

Мамбеталиев Н.Т. Становление налоговых систем в государствах Евроазиатского экономического сообщества / Н.Т.Мамбеталиев, Т.В.Лебедева // Налог. вестн. - 2001. - N 5. - С.7-11.

Мамедьяров З. Ковбои не сомневаются // Эксперт. - 2018. - N 11. - С.36-39. 01 Налоговая реформа Трампа приведет к активизации инвестиций, репатриации корпоративных капиталов и ускорению экономического роста в США. Наибольший куш сорвут самые богатые американцы.

Матюшенкова Ю.Л. Зарубежный опыт оказания помощи налогоплательщикам // Налог. вестн. - 2000. - N 9. - С.151-153; N 11. - С.130-132.

Машрапов Х.М. Становление и развитие налоговой системы Республики Таджикистан / Х.М.Машрапов, Н.Т.Мамбеталиев, М.Р.Бобоев // Налог. вестн. - 2001. - N 11. - С.3-16.

Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира: справочник. - М., 1995. - 289с. У-М565 НО

Минаев С."Проклятый налог, придуманный негодяями" // Коммерсантъ-Власть. - 2000. - N 22. - С.9. Из истории развития налогов в Англии.

Минеева В.М. Методы налогового планирования в крупных китайских компаниях / В.М.Минеева, Э.Ю.Хайбулина // Аспирант и соискатель. - 2014. - N 5. - С.19-20.

Момункулов А.Э. О совершенствовании налоговой системы Кыргызской Республики / А.Э.Момункулов, Н.Т.Мамбеталиев // Финансы. - 2001. - N 10. - С.5-15.

Мукайдех Е.А. Особенности налогового регулирования инвестиционных процессов: (На прим. Франции): автореф. дис. канд. экон. наук. - М., 2000. - 17с. А2000-7644

Мусаев А. Налоговая реформа в Азербайджанской Республике в условиях перехода к рынку / А.Мусаев, Я.Калбиев // Общество и экономика. - 2002. - N 3-4. - С.161-178.

Муталов А. Налогообложение малого бизнеса в Узбекистане // Финансы. - 2006. - N 2. - С.70.

Налог на выбросы парниковых газов и перспективы нефтедобычи в Канаде / С.В.Жуков, С.А.Золина, И.А.Копытин, А.О.Масленников, М.В.Синицын // ЭКО. - 2018. - N 11. - С.133-147.

"Налоговая полиция" США // Деловая жизнь. - 1996. - N 4. - С.23-25.

Налоги и сборы Азербайджанской Республики / Н.Гасымов, Н.Т.Мамбеталиев, В.Алиев, М.Р.Бобоев // Налог. вестн. - 2002. - N 10. - С.3-11.

Налоги и сборы Республики Армения / А.Л.Алаверян, С.Ф.Адамян, Н.Т.Мамбеталиев, М.Р.Бобоев // Налог. вестн. - 2002. - N 9. - С.3-12.

Никитин С.М. Социальные налоги в развитых странах: особенности, тенденции, последствия / Никитин С.М., Степанова М.П., Глазова Е.С. // Деньги и кредит. - 2004. - N 2. - С.41-50.

Никитин С. Изменения в системе налогообложения / С.Никитин, Е.Глазова, М.Степанова // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1999. - N 8. - С.35-42. Опыт разных стран.

Никитин С. Налог на личные доходы: опыт развитых стран / С.Никитин, М.Степанова, А.Никитин // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2001. - N 7. - С.16-22.

Никитин С. Налог на прибыль: опыт развитых стран / С.Никитин, А.Никитин // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1998. - N 2. - С.5-11; N 3. - С.5-13. Опыт разных стран.

Никитин С. Налоговые льготы, стимулирующие предпринимательскую деятельность в развитых странах / С.Никитин, А.Никитин, М.Степанова // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2000. - N 11. - С.48-56.

Никифоров О. Реформа века: Германия объявила о новой налоговой реформе // Эксперт. - 2000. - N 14. - С.22-24.

Николаев И. Из кризиса - за счет богатых / И.Николаев, Т.Марченко // Общество и экономика. - 2013. - N 11-12. - С.190-227. Рассматривается зарубежный опыт повышения верхней ставки подоходного налога с целью выхода из экономического кризиса в 2008-2013 гг. Также представлен обзор зарубежного опыта внедрения налога на роскошь. Дается оценка перспективы возврата прогрессивного налогообложения в России.

Новоселова Л. Новейшие преобразования бюджетно-налоговой системы КНР в интересах социально-экономического развития страны // Рос. экон. журнал. - 2016. - N 1. - С.66-89.

Обухов Н.П. НДС в Великобритании // Налог. вестн. - 1997. - N 8. - С.67-69.

Павлова Л.П. Налогообложение в Нидерландах // Финансы. - 1995. - N 12. - С.23-25.

Панова Н.Б. Ставки основных налогов государств - участников СНГ на 2002 год / Н.Б.Панова, Т.В.Храмова // Налог. вестн. - 2002. - N 7. - С.83-86.

Петров С. Реформирование налоговой системы как условие интеграции Болгарии в европейское сообщество / С.Петров, Л.Мермерска // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - N 3. - С.25-30.

Пикунов Н.И. Организация работы налоговых органов США // Финансы. - 1995. - N 6. - С.21-26.

Погорлецкий А.И. Принципы международного налогообложения и международного налогового планирования. - СПб.: СПбГУ, 2005. - 385с. У5-П435 НО

Пономарева И.Н. Особенности налоговой политики США в 80-е годы // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.5. Экономика. - 1994. - Вып.1. - С.127-129.

Поп М.И. Налоги и сборы Республики Молдова / М.И.Поп, Н.Т.Мамбеталиев, М.Р.Бобоев // Налог. вестн. - 2002. - N 7. - С.3-13.

Попова Н.В. Налог на добавленную стоимость в Германии // Налог. вестн. - 1998. - N 1. - С.99-100.

Попонова Н.А. Налоговые органы во Франции // Финансы. - 2002. - N 1. - С.73-76.

Попонова Н.А. Налоговый контроль во Франции // Финансы. - 2000. - N 10. - С.32-34.

Попонова Н.А. Некоторые аспекты налогового планирования в развитых странах // Финансы. - 1997. - N 8. - С.32-34.

Пушкарева В.М. Содержание и принципы построения налоговой системы // Финансы. - 2001. - N 10. - С.61-63. Из мирового опыта налогообложения.

Реформы и перспективы налоговых систем в странах Запада // ЭКО. - 1994. - N 3. - С.143-147.

Росоловский В.Н. Налоги и налогообложение в Украине / В.Н.Росоловский, Н.Т.Мамбеталиев, М.Р.Бобоев // Налог. вестн. - 2002. - N 8. - С.3-11.

Савинский С.П. Новая налоговая система КНР // Финансы. - 1996. - N 5. - С.25-27; N 6. - С.36-37.

Синельников К.Н. Развитие систем налогообложения индустриальных стран: автореф. дис. канд. экон. наук. - СПб., 2000. - 19с. А2000-2714

Соколинский В.М. Эволюция налоговой политики: опыт Германии // Финансы. - 2001. - N 5. - С.60-62.

Стейнер Р. Налогообложение нефтедобычи и использование нефтяной ренты (поучительный опыт амер. штата Аляска) // Рос. экон. журн. - 2004. - N 1. - С.36-51.

Сутырин С.Ф. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике: учеб. пособие / Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И. - СПб., 1998. - 577с. Г98-12073 01

Телятников Н.Б. Налогообложение в Израиле // Финансы. - 1998. - N 4. - С.29-30.

Телятников Н.Б. О налогообложении в Италии // Финансы. - 1995. - N 3. - С.30-33.

Терехина А.П. Система и принципы налогообложения доходов физических лиц в наиболее развитых странах // Финанс. право. - 2010. - N 11. - С.36-39.

Толстопятенко Г.П. Европейское налоговое право: Сравнительно-правовое исследование. - М., 2001. - 336с. Х-Т54 НО

Тропин Ю.А. Фискальные службы в Германии: опыт взаимодействия / Ю.А.Тропин, Н.А.Попонова // Финансы. - 2002. - N 7. - С.65-67. Налоговая полиция.

Тютюрюков Н.Н. Налоговая политика в странах ЕЭП / Н.Н.Тютюрюков, В.Н.Тютюрюков, Г.Б.Тернопольская // Финансы. - 2013. - N 8. - С.43-47.

Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: Европа и США: учеб. пособие. - М., 2002. - 173с. У5-Т985 НО

Умерова Д.Р. Налогообложение электронной коммерции в США: экономический обзор // США-Канада: экономика, политика,. - 2007. - N 7. - С.53-66.

Федурина О.В. Налоговая система Великобритании // Сибирская финансовая школа. - 2005. - N 1. - С.125-130.

Филиппова Н.А. Зарубежный опыт налогового стимулирования малого инновационного бизнеса и возможности его использования в России / Н.А.Филиппова, О.Ю.Создаева // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - N 35. - С.51-58.

Фирсова Е.А. Государство и компании: налогообложение в частнопредпринимательском секторе Великобритании: автореф. дис. канд. экон. наук. - М., 1995. - 24с. А95-7868

Фирсова О.А. О налоговой системе Италии // Финансы. - 2017. - N 1. - С.55-59. 01

Хейнсоо Э. Еще раз о странах без налогов и с льготным налоговым режимом // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1995. - N 2. - С.136-145.

Хмыз О.В. Изменения в американской налоговой системе // Финансовый бизнес. - 2018. - N 1. - С.47-53. 01

Царгуш Р.В. История возникновения и некоторые особенности подоходного налогообложения в зарубежных странах // Гос. и право. - 2004. - N 8. - С.95-99.

Цепилова Е.С. Особенности налоговой системы и налогового контроля во Франции // Финансы. - 2013. - N 2. - С.68-71.

Цзя Кан. Некоторые аспекты налоговой политики в КНР / Цзя Кан, Су Цзинчунь; пер. с кит. А.Верижниковой // Свободная мысль. - 2011. - N 6. - С.63-72.

Черник Д.Г. Налоги Австралии // Налог. вестн. - 2000. - N 8. - С.138-140.

Черник Д.Г. Налоги Италии // Финансы. - 1995. - N 1. - С.35-37.

Черник Д.Г. Налоги Франции // Финансы. - 1994. - N 7. - С.33-38.

Черник Д.Г. Налоги Швеции // Финансы. - 2001. - N 3. - С.24-25.

Черник И.Д. Некоторые вопросы правового регулирования местных налогов в европейских странах // Налог. вестн. - 2002. - N 2. - С.115-118.

Чудинов С. Налогообложение страховой деятельности в ведущих странах Европейского Союза // Страховое дело. - 2010. - N 5. - С.52-65; N 6. - С.56-64.

Шандиров О.Л. Налогообложение недвижимости за рубежом // Финансы. - 2001. - N 8. - С.70-71.

Шевель И. Реформа налоговой системы в КНР // Пробл. теории и практики управл. - 2007. - N 6. - С.74-82.

Шевель И.Б.Реформа налоговой системы КНР. - М.,1993. - 158с. - (Информ. бюл. / Рос. акад. наук. Ин-т Дальнего Востока; N 4). Р8683/93-4

Шепенко Р.А. Законодательство КНР об уклонении от уплаты налогов // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2002. - N 11. - С.67-70.

Шепенко Р.А. Налогообложение доходов физических лиц в КНР // Бух. учет. - 2000. - N 14. - С.53-57.

Шмельдерс Г. Налоговый менталитет разных народов // Политэконом. - 2001. - N 3. - С.53-58.

Шульга И. Опыт налоговой амнистии в Казахстане // Общество и экономика. - 2002. - N 6. - С.69-71.

Экономика налоговой политики: пер. с англ. / под ред. М.П.Девере. - М., 2001. - 328с. У52-Э40 НО

"Налоги" (газета), 2008, N 43

  • Юрисдикции с "нормальным" уровнем налогов (шкала ставок подоходных налогов 20 - 40%), налоговая система которых имеет встроенные дискретные режимы налогообложения.

Дискретные (скрытые) режимы льготного налогообложения предполагают существование в налоговом законодательстве стран с традиционно высоким (или нормальным) уровнем налогообложения определенных льгот, позволяющих налогоплательщикам существенно снизить налоговое бремя .

Погорлецкий А.И. Принципы международного налогообложения и международного налогового планирования. СПб.: Из-во Михайлова, 2006. С. 212.

Дискретный характер рассматриваемых режимов связан с определенными сложностями по выявлению последних иностранными организациями. Государства, устанавливающие в национальном законодательстве льготные налоговые режимы, рискуя быть обвиненными международным сообществом в использовании инструментов губительной налоговой конкуренции, не акцентируют внимание на предоставлении таких преференций.

Законодательством государств могут предусматриваться в качестве льгот льготные ставки налогов для определенных типов доходов, вычеты на различные цели из налоговой базы при расчете суммы налоговых платежей, налоговые кредиты, налоговые каникулы.

Отметим, что данные льготы распространяются на определенные виды деятельности, осуществляемой на соответствующей фискальной территории.

Дискретные режимы устанавливаются в целях стимулирования развития отдельных территорий или отраслей экономики.

В качестве примера юрисдикции с дискретным налоговым режимом можно привести США.

Законодательством США предусмотрена организационно-правовая форма - компания с ограниченной ответственностью (Limited Liability Company - LLC) , обладающая особым налоговым статусом и налоговыми преимуществами, предусмотренными налоговым законодательством США.

Далее компания с ограниченной ответственностью - LLC.

Классификация субъектов американского корпоративного права для налоговых целей является прерогативой Внутренней налоговой службы США (Internal Revenue Service - IRS). Как свидетельствует практика IRS, далеко не всегда отнесение компании к определенной группе налогоплательщиков зависит от организационно-правовой формы, в которой юридическое лицо регистрируется в соответствии с законом того или иного штата .

Harris A. Corporate Income Taxation and Allocating Taxing Rights between Countries. Amsterdam, 1996. P. 73.

В корпоративном праве США выделяются две организационно-правовые формы юридических лиц, каждой из которых соответствует свой подход к вопросу налогообложения:

  • корпорация, которая платит налог на доход (прибыль);
  • партнерство, которое не рассматривается в качестве субъекта законодательства о корпоративном подоходном налоге (прибыли).

LLC может облагаться налогом на прибыль либо как корпорация, полностью уплачивая при этом налог, либо как партнерство, что позволяет избежать уплаты компанией налога на прибыль и без налогообложения распределить ее доход между участниками компании. В последнем случае доход, полученный организацией, облагается налогом только после его распределения между участниками как их личный доход.

Отметим, что указанное преимущество действует только в отношении налога на корпоративный доход (прибыль) и не распространяется на другие налоги, которые LLC платит на общих основаниях.

Налоговое законодательство США предоставляет участникам LLC право самостоятельно выбрать налоговый статус организации. Однако - помимо субъективных желаний участников - для получения налогового статуса партнерства компания должна соответствовать требованиям, установленным Федеральной налоговой службой. Основных критериев, используемых для разделения компаний на партнерства и корпорации в налоговых целях, всего пять:

  1. количество участников;
  2. продолжительность существования;
  3. возможность отчуждения долей;
  4. степень централизации управления компании;
  5. условие ограничения ответственности .
Schneeman A. The Law of Corporations, Partnerships, and Sole Proprietorships. West Publishing. 2d 1997. P. 143.

При наличии указанных критериев для признания налоговыми органами LLC партнерством за учредителями на основании документов финансовой отчетности признается право на безналоговое распределение дохода (pass-through tax status).

В этом случае компании подают те же формы финансовой отчетности и в том же порядке, что и партнерство, а ее участники должны на основе этих документов подготовить свои личные годовые отчеты о доходах. Исключением из общего правила является штат Калифорния, где получение компанией статуса партнерства требует:

  1. включения в соглашение об управлении компанией (operating agreement) специальных условий, регулирующих этот вопрос;
  2. получения разрешения штата.
  • Открытые режимы льготного налогообложения.

Этот налоговый режим характеризуется предоставлением налоговых преференций юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в этом государстве, независимо от их резидентства.

Преимущества, установленные налоговым законодательством, могут включать возможности вычета амортизационных расходов и запасов из валового дохода при подсчете налогооблагаемой прибыли, переоценку имущества в целях снижения налоговых платежей компании . Определенные налоговые льготы могут быть предусмотрены для организаций определенных видов деятельности, например для холдингов.

Погорлецкий А.И. Принципы международного налогообложения и международного налогового планирования. СПб.: Из-во Михайлова, 2006. С. 214.

К государствам с открытым режимом льготного налогообложения относятся Австрия, Дания, Люксембург, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания, Бельгия.

Во всех указанных странах налоговое законодательство содержит в той или иной форме освобождение от налогов доходов в форме дивидендов и "capital gains" .

Capital gains (прирост капитала) - прибыль, полученная от продажи капитальных активов.

Как правило, освобождение данных пассивных доходов от налогов осуществляется под условием давности владения акциями компании.

Так, в налоговом законодательстве Дании предусматривается минимальный срок владения акциями (3 года) для освобождения от налога на "capital gains".

В Нидерландах холдинговые компании, получающие доход исключительно в виде дивидендов, фактически не уплачивают налог на прибыль в Нидерландах согласно действию льготы, предусматривающей освобождение дохода от стратегического участия.

Однако отметим, что холдинговые компании не исключены из налогообложения и обязаны уплачивать налог на другие виды доходов.

  • Режимы, предусматривающие нулевое налогообложение.

Фискальные юрисдикции, позволяющие лицу (физическому или юридическому) максимальную законную оптимизацию налоговых и иных расходов.

Организации, зарегистрированные в юрисдикциях с данным налоговым режимом, освобождаются от ведения бухгалтерского учета, предоставления отчетности.

Во многих государствах с нулевым налогообложением отсутствует понятие преступления в налоговой сфере .

Погорлецкий А.И. Указ. соч. С. 215.

Государства с данным налоговым режимом можно разделить на две группы. Первая группа - страны с нулевыми ставками налога на прибыль (или индивидуального подоходного), в которых налоговые платежи заменены ежегодным фиксированным сбором. В качестве примера таких юрисдикций можно привести Багамские и Бермудские острова.

Ко второй группе относятся государства, законодательством которых установлен низкий (символический) уровень подоходных налогов. Это Нидерландские и Антильские острова, острова Джерси, Гернси, Мэн, Антигуа, Барбадос.

С 1 января 2008 г. Кипр присоединился к зоне евро. Конвертация капитала происходит по фиксированному курсу, установленному на Кипре, а именно CYP 1.00 = 1,71 евро. Минимальный уставный капитал, установленный законодательством, составлял 1200 кипрских фунтов - 2052 евро.

В скобках указаны запрещенные виды деятельности.


Доступные файлы (1):
n1.doc1853kb.18.02.2014 23:08скачать

n1.doc

УДК 336 ББК 65.261.4 П 43

д-р экон. наук, проф. Вылкова Е. С. (С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов), д-р экон. наук, проф. Сутырин С. Ф. (С.-Петерб. гос. ун-т)

Погорлецкий А. И.
П 43 Налоговое планирование внешнеэкономической деятельности:

Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. — 320 с.

В учебном пособии раскрываются основы международного налогового права, общие принципы и механизмы минимизации налогов, применяемые юридически­ми и физическими лицами — субъектами внешнеэкономических операций, а также ограничения, существующие как в корпоративном, так и в индивидуальном меж­дународном налоговом планировании.

Для студентов, обучающихся по специальностям «мировая экономика», «нало­ги и налогообложение», «финансы и кредит», «бухгалтерский учет, анализ и аудит».

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

ПОГОРЛЕЦКИЙ Александр Игоревич — доцент кафедры мировой экономики Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). Сфера научных интересов — меж­дународное налогообложение, экономика зарубежных стран. Окончил экономический фа­культет СПбГУ по специальности «политическая экономия» (1993) и аспирантуру кафедры экономической теории СПбГУ (1996). Стажировался в ведущих университетах и школах бизнеса США (Йельский университет), Германии (Свободный университет Берлина, Тю-бингенский университет, Технический университет г. Ильменау), Швейцарии (Женевский университет и Университет г. Фрибура), Швеции (Шведский институт менеджмента) и Нор­вегии (Норвежская бизнес-школа, г. Берген). Автор более 40 научных и учебно-методичес­ких работ, в том числе учебников «Налоги и налоговое планирование в мировой экономи­ке» (1998, в соавт.), «Экономика зарубежных стран» (2000 и 2001), «Мировая экономика» (2003, в соавт.) и монографий «Экономика и экономическая политика Германии в XX веке» (2001), «Внешние факторы формирования национальной налоговой политики» (2004), «Принципы международного налогообложения и международного налогового планирова­ния» (2005). Отдельные научные работы опубликованы в США, Германии и Франции.

© Погорлецкий А. И.

ISBN 5-8016-0276-3 © Издательство Михайлова В. А.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГОВОЕ ПРАВО: ПРИНЦИПЫ И КАТЕГОРИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ 7

1.1. МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГОВОЕ ПРАВО: ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, ОСОБЕННОСТИ, ИСТОЧНИКИ 7

1.2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ 16

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 21

ГЛАВА 2 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПО ПРИНЦИПУ РЕЗИДЕНТСТВА И У ИСТОЧНИКА ОБРАЗОВАНИЯ ДОХОДОВ 24

2.1. ПРИНЦИП РЕЗИДЕНТСТВА В МЕЖДУНАРОДНОМ НАЛОГОВОМ ПРАВЕ 24

2.1.1. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО РЕЗИДЕНТСТВА ФИЗИЧЕСКИХЛИЦ 25

2.1.2. НАЛОГОВОЕ РЕЗИДЕНТСТВО ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 34

2.2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ У ИСТОЧНИКА ОБРАЗОВАНИЯ ДОХОДОВ 36

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 39

ГЛАВА 3 УСТРАНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 43

3.1. ПРОБЛЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 43

3.2. ОБЛЕГЧЕНИЕ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 47

3.2.1. НАЛОГОВЫЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ 48

3.2.2. НАЛОГОВЫЕ КРЕДИТЫ 49

3.2.3. НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ 52

3.3. УСТРАНЕНИЕ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В КОНВЕНЦИОННОМ ПРАВЕ 54

3.3.1. ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ НАЛОГОВЫХ СОГЛАШЕНИЙ И ИХ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ 54

3.3.2. МОДЕЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ КОНВЕНЦИИ 59

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 62

ГЛАВА 4 СОДЕРЖАНИЕ МОДЕЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ КОНВЕНЦИИ ОЭСР ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ И КАПИТАЛОВ 66

4.1. ПОСТАТЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДЕЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ КОНВЕНЦИИ ОЭСР 67

4.1.1. ПОЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО СОГЛАШЕНИЯ 67

4.1.2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ 69

4.1.3. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ И КАПИТАЛОВ 71

4.1.4. МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 78

4.1.5. СПЕЦИАЛЬНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 82

4.2. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ И СООТВЕТСТВУЮЩАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЙ МОДЕЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ КОНВЕНЦИИ ОЭСР 85

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 91

ГЛАВА 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ЛЕГАЛЬНОЙ МИНИМИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ 95

5.1. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ МИНИМИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ 95

5.2. ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 105

5.2.1. КОРПОРАТИВНОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 106

5.2.2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 107

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 109

ГЛАВА 6 НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 113

6.1. ЭКСПОРТ ТОВАРОВ, УСЛУГ И ПРОДУКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ БЕЗ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ЭКСПОРТЕРОМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГРАНИЦЫ 114

6.2. ОГРАНИЧЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА 116

6.3. СОЗДАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ФИЛИАЛА (ОТДЕЛЕНИЯ) КОМПАНИИ 117

6.4. ОБОСОБЛЕННОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ - ДОЧЕРНЯЯ КОМПАНИЯ 120

6.5. ГРУППА ДОЧЕРНИХ КОМПАНИЙ ПОД КОНТРОЛЕМ ЗАРУБЕЖНОЙ СУБХОЛДИНГОВОЙ КОМПАНИИ 123

6.6. ПРИОБРЕТЕНИЕ ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИИ 127

6.7. СОВМЕСТНЫЕ ФОРМЫ КОРПОРАТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 129

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 131

ГЛАВА 7. ОФШОРНЫЕ КОМПАНИИ И ОФШОРНЫЕ ЮРИСДИКЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ НАЛОГОВОМ ПЛАНИРОВАНИИ 134

7.1. ПОСТРОЕНИЕ ПИРАМИДАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ С УЧЕТОМ НАЛОГОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ 134

7.2. ОФШОРНЫЕ КОМПАНИИ И ИХ РОЛЬ В КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ГРУППЕ 136

7.3. БАЗОВЫЕ ОФШОРНЫЕ КОМПАНИИ 140

7.4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОФШОРНЫХ ЮРИСДИКЦИИ – НАЛОГОВЫХ ГАВАНЕЙ 142

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 148

ГЛАВА 8 НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 151

8.1. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КОМПАНИИ 151

8.2. ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ С ТОВАРАМИ. ТОРГОВО-ЗАКУПОЧНЫЕ БАЗОВЫЕ КОМПАНИИ 156

8.2.1. СБЫТОВАЯ БАЗОВАЯ КОМПАНИЯ 156

8.2.2. ЗАКУПОЧНАЯ БАЗОВАЯ КОМПАНИЯ 157

8.2.3. ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В КОРПОРАТИВНОМ МЕЖДУНАРОДНОМ НАЛОГОВОМ ПЛАНИРОВАНИИ 158

8.3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 162

8.3.1. РЕПАТРИАЦИЯ ДИВИДЕНДОВ. БАЗОВЫЕ ХОЛДИНГОВЫЕ КОМПАНИИ 163

8.3.2. ВНУТРИФИРМЕННОЕ КРЕДИТОВАНИЕ. БАЗОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ КОМПАНИИ 172

8.3.3. ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И БАЗОВЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КОМПАНИИ 175

8.3.4. ОФШОРНАЯ БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 177

8.4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. БАЗОВЫЕ ЛИЦЕНЗИОННЫЕ КОМПАНИИ 179

8.5. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ. БАЗОВЫЕ СЕРВИСНЫЕ КОМПАНИИ 181

8.6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ. ОФШОРНЫЕ СУДОХОДНЫЕ КОМПАНИИ 185

ГЛАВА 9 ПРЕДЕЛЫ И ВОЗМОЖНОСТИ КОРПОРАТИВНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 193

9.1. НЕОБХОДИМОСТЬ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ СО ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯМИ В КОРПОРАТИВНОМ МЕЖДУНАРОДНОМ НАЛОГОВОМ ПЛАНИРОВАНИИ 193

9.2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ОГРАНИЧИВАЮЩЕЕ ОПЕРАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЛОГОВЫХ ГАВАНЕЙ 197

9.3. ПОЛОЖЕНИЯ О РЕЗИДЕНТСТВЕ КОМПАНИИ 201

9.4. ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ 202

9.5. ВНУТРИФИРМЕННОЕ КРЕДИТОВАНИЕ 204

9.6. КОНТРОЛЬ НАД ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯМИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ НАЛОГОВЫХ СОГЛАШЕНИЙ 206

9.7. ДВУСТОРОННИЙ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ И ВЗАИМНАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПОМОЩЬ 214

9.8. ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ В КОРПОРАТИВНОМ МЕЖДУНАРОДНОМ НАЛОГОВОМ ПЛАНИРОВАНИИ 215

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 217

ГЛАВА 10. ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 220

10.1. МИНИМИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПОДОХОДНЫХ НАЛОГОВ 222

10.2. МИНИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВ НА СОБСТВЕННОСТЬ, ДОХОДЫ ОТ НЕЕ И НАЛОГОВ НА НАСЛЕДСТВО И ДАРЕНИЯ 224

10.3. МИНИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ И ДОХОДЫ, ИЗВЛЕКАЕМЫЕ ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ПАССИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ 230

10.4. ПРЕДЕЛЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МНП 233

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 237

Предлагаемая Вашему вниманию книга является учебным пособием по курсу «Международное налоговое планирование», который преподается студентам специальности «мировая экономика» экономического факуль­тета Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) в те­чение целого ряда лет. Поскольку интерес к данной дисциплине не ослабе­вает, а предшествующее учебное пособие вышло в свет довольно давно, 1 Вашему вниманию предлагается новое издание книги, посвященной раз­личным аспектам минимизации совокупного (глобального) налогового бремени субъектов внешнеэкономических операций.

Целесообразность включения дисциплины «Международное налого­вое планирование» в учебный план специальности 06.06.00 — Мировая эко­номика объясняется важностью учета налоговых факторов в международ­ном бизнесе. Субъектам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), функционирующим на просторах современной системы мирохозяйствен­ных связей, приходится принимать во внимание налоговые последствия осуществляемых операций. Крайне полезными при этом оказываются зна­ния основ международного налогового права, а также общих механизмов ле­гальной минимизации налоговых платежей во всех странах, где осуществ­ляется ВЭД и где физические либо юридические лица являются налоговыми резидентами. Применяемые механизмы и схемы международного налогово­го планирования способствуют росту посленалоговых доходов субъектов ВЭД, позволяют использовать сэкономленные на налоговых платежах сред­ства в инвестиционном процессе.

Конечно, отдельные механизмы международной налоговой оптимиза­ции вызывают массу нареканий со стороны национальных налоговых адми­нистраций. Налогоплательщики, как в случаях с руководителями россий­ской компании «ЮКОС» или высшими менеджерами обанкротившегося американского энергетического гиганта Епгоп и оказывавшей ему услуги консалтинговой компании АнНиг Апйегзеп, даже рискуют оказаться за ре­шеткой по обвинению в неуплате налогов и махинациях с финансовой от­четностью. Однако в современной глобализирующейся мировой экономи­ке существуют действенные ограничители государственной экспансии, в том числе и растущих аппетитов налоговых ведомств.

1 См. Сутырин С.Ф. Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике. — СПб.: Изд-во В.А. Михайлова; изд-во «Полиус», 1998.

Стремлению государства увеличить свои налоговые поступления за счет растущего наступления фискальных органов на позиции бизнеса и граждан противостоят новые возможности и технологии международного налогового планирования, позволяющие налогоплательщикам выбирать в качестве юрисдикции резидентства и источников образования доходов стра­ны с либеральным налоговым режимом. Процесс международной налого­вой конкуренции существенно ограничивает фискальную функцию нацио­нальных налоговых систем, заставляет налоговые администрации различных государств действовать более осмотрительно.

Вместе с тем, в длящемся веками противостоянии налогоплательщи­ков как податных субъектов и государственной машины по сбору налогов обе стороны должны считаться с интересами и аппетитами друг друга. Го­сударство не должно облагать физических и юридических лиц чрезмерно высокими налогами, а налогоплательщики должны разделять ответствен­ность за финансирование общественного сектора стран, налоговыми рези­дентами которых они являются, и государств, на территории которых об­разуются их доходы.

Современная система мирохозяйственных связей не только открывает перед субъектами ВЭД новые возможности, но и заставляет задумываться о новых проблемах. Так, если процесс налоговой оптимизации в националь­ной экономике выглядит достаточно просто — необходимо неуклонно со­блюдать налоговое законодательство и использовать имеющиеся в нем льго­ты и возможности по снижению налогового бремени, то при ведении внешнеэкономических операций процесс налдгового планирования суще­ственно усложняется. Нужно не просто иметь представление о налоговом законодательстве всех стран, на территории которых образуются доходы, а также размещаются активы, но и учитывать характер межгосударственных взаимоотношений в налоговой сфере. Международное налоговое плани­рование требует сочетания как правового, так и экономического подхода к главным вопросам международного налогообложения: решения проблемы международного двойного налогообложения, предотвращения налоговой дискриминации субъектов ВЭД, а также недопущения злоупотреблений при уплате налогов во всех соответствующих суверенных налоговых юрис-дикциях.

Конечно, детальные сведения о национальных налоговых системах, характере налогового законодательства той или иной страны, межгосудар­ственных соглашениях по налоговым вопросам требуют знания соответ­ствующих законов и нормативных актов. Поэтому очень часто в процессе международного налогового планирования требуются консультации опыт­ных юристов, специалистов в соответствующих областях национального и

международного налогового права. Тем не менее, общее представление о возможностях международной налоговой оптимизации, основных механиз­мах международного налогового планирования полезно иметь любому ква­лифицированному экономисту или правоведу. Ведь современный подход к бизнесу предполагает глобальный уровень мышления в любом процессе принятия решений. Глобализация системы мирохозяйственных связей раз­двигает национальные границы и позволяет любому субъекту националь­ной экономики стать участником ВЭД, просчитывая при этом налоговые последствия осуществляемых операций.

Учебное пособие «Налоговое планирование внешнеэкономической де­ятельности» ознакомит Вас с основами международного налогового права, а также общими принципами и механизмами минимизации налогов, при­меняемыми субъектами внешнеэкономических операций, охарактеризует особенности корпоративного и индивидуального международного налого­вого планирования. Мы также рассмотрим ограничения, существующие в международном налоговом планировании.

Предлагаемая Вам книга состоит из двух частей — «Основы междуна­родного налогового права» и «Международное налоговое планирование». Каждая глава книги заканчивается заданиями для самоконтроля, которые помогут читателю лучше усвоить изученный материал. Библиографичес­кий список в конце каждой главы призван расширить знания читателей по соответствующим разделам учебного курса «Международное налоговое планирование».



доктор экономических наук, доцент

E-mail: poalig@mail.ru

Сфера научных интересов: международное налогообложение, международное налоговое планирование, экономика зарубежных стран.
Преподаваемые дисциплины: международное налогообложение, международное налоговое планирование, мировая экономика и международные экономические отношения
Образование:


  • 1988-1993 студент экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

  • 1993-1996 аспирант кафедры экономической теории Санкт-Петербургского государственного университета

  • 1996 кандидат экономических наук

  • 2006 доктор экономических наук

Профессиональный опыт:


  • 1997 – 2001 старший преподаватель, кафедра мировой экономики Санкт-Петербургского государственного университета

  • с 2001 доцент, кафедра мировой экономики Санкт-Петербургского государственного университета

Опыт международного сотрудничества:
Участие в международных конференциях и семинарах:


  • июль 1996 семинар “The Modern Welfare State and its Social Foundations”, университет г. Тюбингена (Германия);

  • февраль 1998 тренинг “Teach the Teachers” в Шведском институте менеджмента (IFL), (г. Сигтуна, Швеция);

  • июль 1998 семинар “Institutional Requirements for Emerging Market Development in the Transition Economies” в Йельском университете, г. Нью-Хейвен (США);

  • апрель 1999 тренинговая программа “Train the Trainers” в Шведском институте менеджмента (IFL) (г. Сигтуна, Швеция).

Преподавание за рубежом:


  • ноябрь 2001 лекция “Налоговые реформы в России” в Техническом университете г. Ильменау (Германия);

  • июль 2002 лекция «Внешние факторы формирования национальной налоговой политики» в техническом университете г. Ильменау (Германия).

Основные публикации:


  • Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А.; изд-во «Полиус», 1998. 577 c.

  • Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран: Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. 492 c.

  • Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран: Учебник. 2-е издание. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. 492 с.

  • Погорлецкий А.И. Экономика и экономическая политика Германии в ХХ веке. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2001. 685 с.

  • Pogorletskiy A., Söllner F.The Russian Tax Reform // Intereconomics.2002.No3.May/June.P. 156-161.

  • Погорлецкий А.И. Современное состояние экономики ФРГ и поучительные уроки немецкой модели развития // Электронная версия в Интернет-журнале «Политэконом»: http://www.politekonom.ru/ec_pol/problems/investizii/1030281593.rtf (размещено 25.08.2002).

  • Pogorletskiy A., Söllner F. La réforme fiscale russe // Problèmes économiques. 2003. No 2.794. 29 janvier. p . 15-20.

  • Погорлецкий А.И., Шеров-Игнатьев В.Г., Цыцырева А.Ю. Мировая экономика. Учебное пособие. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003. 356 с.

  • Погорлецкий А.И. Внешние факторы формирования национальной налоговой политики. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2004. 204 с.

  • Погорлецкий А.И. Принципы международного налогообложения и международного налогового планирования. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005. 386 с. 31,5 п.л.

Иностранные языки: английский, французский, немецкий

Быть женщиной очень трудно уже потому, что в основном приходится иметь дело с мужчинами. Джозеф Конрад
ещё >>

Читайте также: