Побуждение налогоплательщика к добровольному уточнению налоговых обязательств

Опубликовано: 22.04.2024

ФНС России говорит о ежегодном увеличении поступлений налогов в бюджет при одновременном сокращении проводимых выездных налоговых проверок. Причем растут показатели начислений в связи с добровольным уточнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств (прежде всего по НДС).

В частности, в итоговом докладе ФНС России о деятельности службы за 2019 год отмечается, что существенно возросла роль аналитической работы, позволившей получить в 2019 году дополнительные 131 миллиард рублей, уплаченные налогоплательщиками добровольно.

При этом, главным образом, такой результат достигается посредством работы с налогоплательщиками в рамках комиссий по легализации налоговой базы по НДС, направленной на понуждение налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств. Рассмотрим, что делать, если Вы получили «приглашение» на такую комиссию.

Как построена работа комиссий по легализации налоговой базы

Следует отметить, что вызов на комиссию оформляется уведомлением, в котором, как правило, налоговый орган уже указывает тех контрагентов налогоплательщика, по которым у него имеются вопросы.

По результатам проведения комиссии налоговый орган составляет протокол, где инспекторы отражают информацию о том, в связи с чем была проведена комиссия, кто на ней присутствовал от налогового органа и от налогоплательщика, а также рекомендации по представлению уточненных налоговых деклараций по НДС и срок на такое представление (на практике, как правило, это десять календарных дней с момента заседания комиссии).

Тем самым, по сути, такие налоговые комиссии на сегодняшний день уже представляют собой самостоятельную форму налогового контроля, при этом примечательно, что в НК РФ вообще не закреплен порядок проведения этой формы контроля.

Зачастую вызов налогоплательщика на подобную комиссию является признаком того, что налоговый орган имеет достаточные сведения о налогоплательщике и его спорных операциях, которые позволяют налоговикам выйти с выездной налоговой проверкой с целью доначисления налогов по операциям с проблемными контрагентами.

Между тем чаще всего компании вызывают в налоговые органы на рассматриваемую комиссию с целью добровольного уточнения своих налоговых обязательств по НДС за тот или иной налоговый период. Это связано с тем, что инспекторы через информационную программу «АСК НДС-2» в цепочке контрагентов налогоплательщика (часто вплоть до седьмого звена цепочки) находят проблемные организации, которые не уплатили НДС (так называемые «разрывы по НДС»).

При этом налоговые органы в таких ситуациях ссылаются на статью 54.1 НК РФ.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы в рамках проверок обоснованности полученной налогоплательщиком налоговой выгоды руководствуются положениями ст. 54.1 НК РФ, в которой закреплены пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.

В частности, уменьшение налоговой базы (налога) недопустимо, если оно произошло в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения (п. 1 ст. 54.1 ГК РФ).

Налоговый орган может отказать налогоплательщику в праве на уменьшение налоговой базы (налога) в случае наличия сомнений в деловой цели такой сделки (п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Также в пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК содержится требование о том, что обязательство по сделке должно быть исполнено непосредственным контрагентом налогоплательщика и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

Поэтому в случае, когда у налоговых органов есть информация о невозможности выполнения сделки контрагентами налогоплательщика из-за отсутствия у них соответствующих ресурсов (работников, техники, склада и т.п.), инспекторы пытаются доказать несоблюдение налогоплательщиком норм ст. 54.1 НК РФ и «снять» расходы и вычеты по неблагонадежным контрагентам.

При обнаружении сомнительных контрагентов инспекторы грозят налогоплательщикам проведением выездной налоговой проверки либо (реже) — передачей информации в правоохранительные органы, в случае отказа представить уточненные декларации по НДС.

Что делать, если вызвали на комиссию

Следует помнить, что на рассматриваемую комиссию вправе явиться не только генеральный директор и главный бухгалтер налогоплательщика, но и представитель подоверенности (например, юрист).

Можно дать следующие рекомендации, как вести себя, если ваша компания получила вызов на комиссию по НДС.

Во-первых, не следует игнорировать вызов на комиссию, лучше явиться в налоговый орган согласно уведомлению.

Получив вызов на комиссию, необходимо подготовить все либо часть истребуемых документов и информации (если было получено соответствующее требование о представлении документов и информации вместе с уведомлением о вызове), а также проанализировать ситуацию и возможные вопросы, подготовиться к ним. Важно дать понять налоговому органу, что налогоплательщику нечего скрывать, и он открыт к диалогу и взаимодействию.

Во-вторых, нужно внимательно выслушать мнение инспекторов, и уточнить чем вызван интерес к вашей компании, какие доказательства «недобросовестности» вашей компании и «проблемности» вашего контрагента первого и последующих звеньев есть у налогового органа. Лишь после этого следует пояснять проверяющим содержание и аспекты тех или иных операций с проблемными контрагентами. Причем не следует на комиссии обещать проверяющим, что вы готовы подать уточненные налоговые декларации и доплатить НДС, правильнее — сообщить им, что вы их услышали и готовы в ближайшее время подумать, в том числе обсудить ситуацию с собственниками бизнеса и др.

В-третьих, надо проанализировать результаты комиссии (в том числе вместе с юристом) и сделать выводы, есть ли основания для добровольного уточнения налоговых обязательств по НДС.

Стоит отметить, что на практике многих налогоплательщиков пугает перспектива проведения выездной налоговой проверки и предупреждение налогового органа о дальнейшей передаче сведений в органы полиции. Такая тактика контролеров нередко приносит свои плоды в виде незамедлительного предоставления уточненных налоговых деклараций и доплаты НДС в бюджет.

Однако не следует поспешно исполнять пожелания инспекторов по уточнению своих налоговых обязательств. Необходимо понять, действительно ли есть налоговые риски, проконсультироваться с налоговым юристом, взвесить все за и против и принять наиболее правильное для компании решение.

Как оценить налоговые риски

Итак, допустим, что ваша компания получила уведомление о вызове на комиссию по НДС, на которой инспекторы сообщили, что один из ваших контрагентов / ряд контрагентов первого звена обладают признаками фирм-однодневок либо по данным «АСК-НДС-2» ваши контрагенты второго или третьего звена не уплатили НДС в бюджет. По результатам состоявшейся комиссии инспекторы под угрозой назначения выездной налоговой проверки настоятельно требует от вас представить уточненные декларации по НДС и доплатить налог в бюджет в кратчайшие сроки. Как поступить в такой ситуации?

Надо отметить, что решение зависит от того, как сам налогоплательщик и его руководство смотрит на сложившуюся ситуацию и спорные сделки с сомнительными контрагентами, вызвавшими интерес у налогового органа.

Так, если в действительности спорные контрагенты являются реально действующими организациями, а у вас имеются доказательства реальности самой сделки (например, журналы учета пропусков транспорта, свидетельские показания и др.), а также доказательства проявления вами должной коммерческой осмотрительности (в частности, деловая переписка с контрагентом, полученные от него документальные доказательства наличия трудовых ресурсов, транспортных средств, соответствующего опыта и т.д.), то в такой ситуации необходимо занимать позицию об отсутствии правовых оснований для добровольного уточнения налоговых обязательств по спорным операциям и соблюдении налогоплательщиком положений ст. 54.1 НК РФ.

Ситуация из практики

Общество получило уведомление о вызове руководителя в налоговый орган, в котором было указано — для дачи пояснений по вопросу ведения финансово-хозяйственной деятельности с ООО «Ромашка» за 4 квартал 2019 года.

В ходе комиссии инспекторами были озвучены претензии к заявленным вычетам по НДС по операциям с ООО «Ромашка». По мнению налогового органа, данная организация является «сомнительным» контрагентом по ряду признаков (отсутствие по адресу местонахождения, неявка генерального директора ООО «Ромашка» на допрос, минимальные платежи в бюджет и т.п.). В итоге инспекторы настойчиво под угрозой проведения выездной налоговой проверки предложили руководителю Общества исключить вычеты НДС по операциям с ООО «Ромашка», представив уточненную налоговую декларацию за 4 кв. 2019 и доплатив в бюджет НДС в сумме 2,5 млн. руб.

Вместе с тем руководство Общества до визита в инспекцию на комиссию обратилось за консультацией к налоговым юристам компании «Правовест Аудит». Юристы выяснили, что налогоплательщик приобретал у ООО «Ромашка» строительные материалы (причем их перевозку в адрес Общества осуществляло третье лицо).

В этой связи юристами был подготовлен запрос в адрес указанной организации-перевозчика, которая письменно подтвердила, что в конце 2019 года перевозила строительные материалы, полученные от ООО «Ромашка» на его складе и предоставила соответствующие транспортные накладные.

Кроме того, Обществом была систематизирована деловая переписка с ООО «Ромашка», из которой следовало, что до заключения договора с указанной организаций были получены от контрагента сведения о налоговой и бухгалтерской отчетности ООО «Ромашка» за 2018-2019 гг., а также информация о наличии у ООО «Ромашка» трудовых и материальных ресурсов, соответствующем опыте по поставкам строительных материалов и т.п.

В частности, были получены копии штатного расписания ООО «Ромашка», а также информация о том, что материалы будут доставляться силами организации-перевозчика, рекомендательные письма в отношении ООО «Ромашка» от крупных строительных холдингов.

На комиссии в налоговом органе юристами были изложены все вышеуказанные обстоятельства и представлены документы, подтверждающие статус ООО «Ромашка» как реального участника предпринимательской деятельности в области поставок строительных материалов, так и реальность самих операций Общества по приобретению материалов у ООО «Ромашка».

Также по итогам комиссии Обществом было направлено в инспекцию письмо вместе с вышеупомянутыми доказательствами с указанием на то, что оснований для уточнения обязательств по НДС по операциям с ООО «Ромашка» Общество не усматривает.

После направления такого письма в налоговый орган, налогоплательщика не вызывали на комиссии по данному контрагенту. Выездная налоговая проверка также не назначалась.


В рамках осуществления плана по активному побуждению к добровольному уточнению налоговых обязательств налоговики реализуют отраслевые проекты.

На недавних публичных слушаниях был представлен доклад на эту тему.

Цель — побуждение

В документе сказано, что ФНС стремится побудить налогоплательщиков добровольно отказаться от применяемых схем, добросовестно уплачивать налоги, научится самостоятельно проводить анализ своих поставщиков, исключая сомнительных контрагентов.

Для этой цели налогоплательщиков информируют о возможных рисках, проводят рабочие встречи, в результате которых происходит добровольное уточнение налоговых обязательств в полном объеме.

Определяющим условием данного процесса является осознание налогоплательщиками осведомленности налоговых органов о результатах их финансово-хозяйственной деятельности, способах осуществления контроля и, как следствие, суммах реальных налоговых обязательств, подлежащих уплате в бюджет, говорится в документе.

Главная цель налоговой службы — плавный переход от проверки отдельного налогоплательщика к созданию прозрачной контрольной среды в отраслях и рынках.

Основное достижение такого подхода в том, что ФНС подходит к бизнесу не только с позиции налогового администратора, но и как регулятор и лидер, способный объединить усилия бизнеса и государства для достижения общих целей — направленных на развитие экономики России и увеличение благосостояния государства. На основе таких принципов базируются отраслевые проекты.

«Побуждение» налогоплательщиков к «добровольной» доплате дополнительных налогов даёт хорошие поступления в бюджет, и скоро обгонит доначисления по итогам проверок. Как бизнесу жить в таких условиях, расскажут на семинаре 19 декабря.

Приходите!

Зерно и прочее сельское хозяйство

Одним из проектов ФНС, действующем на территории России более двух лет и направленным на добровольное уточнение налогоплательщиками своих налоговых обязательств, позволяющим самостоятельно определить имеющиеся риски и отказаться в своей деятельности от схем ухода от налогообложения, является проект по «обелению» рынка сельскохозяйственной продукции, путем добровольного присоединения к Хартии налогоплательщиков, в сфере оборота сельскохозяйственной продукции или как его еще называют- «Зерновой проект».

Данный проект нацелен на то, чтобы все участники оборота сельхозпродукции добросовестно несли налоговое бремя, торговые операции осуществлялись прозрачными методами и исключали многоступенчатый процесс перепродажи сельхозпродукции, чтобы сформировать нетерпимое отношение к компаниям, уклоняющимся от уплаты налогов.

Выгода консолидированного бюджета РФ от реализации зернового проекта по итогам зернового сезонов 2017-2018 года составила 57,4 млрд руб., в том числе:

— предотвращены потери бюджета при экспорте зерна в размере 27,94 млрд руб. и растительного масла в размере 8,33 млрд руб.;

— увеличено поступление НДС в наиболее значимых кластерах внутренней переработки на 3,8 млрд руб. или на 28,4 % по сравнению с предыдущим зерновым сезоном;

— увеличено поступление НДС от трейдеров зерновых и масличных культур на 5,5 млрд руб. (в 2 раза), а также увеличены поступления прочих налогов от трейдеров за 2017 год в сравнении с 2016 годом на 11,5 млрд руб. (в 4 раза) и сумма перечисленного НДФЛ на 0,3 млрд руб. (на 15 %).

Открыть оригинал изображения (1331x750, 0.79 Мб)

В настоящее время ФНС России внедрен порядок информирования участников сельскохозяйственного рынка о несформированном источнике вычетов по НДС. Для этого необходимым условием является получение от участников связанной цепочки согласий о признании общедоступными сведений о наличии несформированного источника по НДС по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг).

Разработан эффективный инструмент саморегулирования — Информационный ресурс для открытого информирования участников рынка о лицах, имеющих, по данным системы АСК НДС-2, признак несформированного источника применения налоговой выгоды в виде вычета сумм НДС.

Основные принципы информационного ресурса:

  • открытое и добровольное взаимодействие налогоплательщиков между собой;
  • соблюдение охраняемой законом тайны;
  • ненарушение деловой репутации;
  • презумпция добросовестности налогоплательщика;
  • неограничение конкуренции принцип недискриминационного доступа.

«Налоговые разрывы и их автоматическое выявление в рамках АСК НДС-2» — одна из тем семинара, который состоится 19 декабря.

Приходите, будет интересно.

Грузоперевозки

Обеление отрасли АПК невозможно без обеления рынка грузоперевозок. Можно сказать, что практически все участники рынка АПК прибегают к услугам перевозчиков. Рынок АПК перестраивается, а перевозчики до сих пор несут налоговые риски для других участников рынка, сетуют налоговики.

В связи с этим, разработана Хартия участников рынка перевозок грузовым автомобильным транспортом — совместная политика по противодействию незаконным действиям на рынке транспортных услуг.

Открыть оригинал изображения (1296x721, 440.36 Кб)

Компании, подписавшие Хартию, принимают для себя следующие правила ведения бизнеса:

  • не получают конкурентное преимущество за счет неуплаты налоговых платежей;
  • не получают конкурентное преимущество и не извлекают необоснованную налоговую выгоду за счет использования схем дробления бизнеса;
  • не получают конкурентное преимущество за счет привлечения персонала/сотрудников без оформления трудовых или гражданско-правовых отношений;
  • не получают конкурентное преимущество за счет нарушений требований устава автомобильного транспорта и правил перевозок грузовым автомобильным транспортом;
  • являясь владельцами транспортных средств, имеющих разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированы в СВП «ПЛАТОН» и вносят плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;
  • не допускают искажений сведений в товаросопроводительных (транспортных) документах и строго соблюдают требования к заполнению достоверных сведений о фактическом грузоотправителе и перевозчике.

При этом должны соблюдаться определенные правила:

1. Перевозку осуществляют собственными силами (силами водителей, находящихся в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком) и средствами (транспортными средствами, находящимися в законном владении перевозчика).

2. При организации перевозок через агентов/экспедиторов (организаторов перевозки):

— организатор перевозки стремится привлекать к исполнению перевозки третьих лиц, являющихся фактическими исполнителями работ/услуг, для чего обладающими всеми необходимыми ресурсами;

— организаторы перевозки, при осуществлении деятельности в интересах другого лица на основе договоров транспортной экспедиции, определяют свой доход в виде вознаграждения при исполнении данных договоров, отражая операции по привлечению третьих лиц — фактических перевозчиков и иных фактических исполнителей работ/услуг, в отчетности, бухгалтерском и налоговом учете как посредническую (агентскую) деятельность.

Открыть оригинал изображения (1241x692, 0.58 Мб)
Открыть оригинал изображения (1234x685, 0.69 Мб)

Клининг

При содействии ФНС запушен отраслевой проект по повышению прозрачности рынка клининга и технической эксплуатации. Отрасль считается одной из высокорисковых.

Клининг — это та сфера, с которой сталкиваются практически все действующие компании и предприятия, а также госструктуры.

Компании, оказывающие комплекс услуг в данной отрасли объединились в Национальную Ассоциацию Фасилити Операторов. Участники рынка договорились о правилах ведения бизнеса в данной сфере.

Деятельность компаний, оказывающих услуги профессиональной уборки, строится на основании Этической Хартии, в которой прописаны принципы ведения бизнеса: неукоснительное соблюдение налогового, трудового и миграционного законодательства, а также проявление осмотрительности при выборе контрагентов.

Участники считают крайне важным исключение недобросовестных действий со стороны потребителей услуг профессиональной уборки и технической эксплуатации, сознательно способствующих нарушению их поставщиками налогового, трудового и миграционного законодательствами.

Поступление НДС в бюджет от участников в первом квартале текущего года составило 2 млрд рублей, что в 2,5 раза больше аналогичного периода прошлого года.

Где еще

Также на территории РФ запущены пилотные проекты (пока в отдельных регионах) в лесной, строительной, рыбной отрасли.

Например, в Архангельской области крупнейшие организации лесопромышленного комплекса заключили добровольное общественное соглашение о противодействии незаконным действиям на рынке лесопродукции и подписали Хартию в сфере оборота древесины.

Все участники Хартии в сфере оборота древесины осуществляют общественный контроль на рынке оборота лесной продукции и информационный обмен между собой и налоговыми органами по фактам выявления недобросовестности при исполнении обязательств по уплате налогов со стороны контрагентов.

В целом по региону при общем увеличении объемов закупки древесины наблюдается снижение налоговых вычетов по НДС, зафиксировано увеличение налоговой базы по НДС в 1 квартале 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018 года почти в 1,33 раза.

Например, сумма НДС только одного крупнейшего лесопромышленного холдинга за 2018 год по сравнению с 2017 годом увеличилась на 55 млн. руб. и составила почти 220 млн. рублей.

В докладе говорится, что ФНС нацелена на тесное взаимодействие с налогоплательщиками, а назначение проверок является крайним методом воздействия.

Создаются различные инструменты взаимодействия, включающие в себя разъяснительную работу, создание дополнительных сервисов на сайте ФНС, создание отраслевых проектов, которые помогают налогоплательщикам оценить собственные риски и самостоятельно уточнить налоговые обязательства, отказавшись от схем ведения бизнеса и сомнительных сделок.

Как избежать налоговой проверки и «побуждения к самостоятельному пересмотру налоговых обязательств», а также уменьшать НДС без налоговых разрывов, расскажут на семинаре.

Записывайтесь на мероприятие со скидкой.


ФНС России уже начала работу с проектом по побуждению налогоплательщиков к добровольной уплате налогов, цель которого – создание всех условий для тех добросовестных групп налогоплательщиков, которые добровольно исполняют свои обязательства по уплате налогов. В рамках указанного проекта выделены группы налогоплательщиков, риск совершения налоговых правонарушений которыми наиболее высок, в том числе те налогоплательщики, в отношении которых уже начато проведение мероприятий налогового контроля. Чтобы исключить претензии со стороны налоговых органов, налогоплательщики могут сами оценивать свои налоговые риски и добровольно увеличивать налоговые обязательства, представляя уточненные налоговые декларации, а также путем добровольной уплаты налогов в полном объеме и соответствии с налоговым законодательством РФ. В данной статье пойдет речь о выявлении налоговыми органами сомнительных компаний в цепочке контрагентов налогоплательщика, а также о работе комиссий по легализации налоговой базы, о порядке отбора налогоплательщиков для вызова на комиссию в целях побуждения к добровольной уплате налогов.

Понятие побуждения к добровольной уплате налогов

Налоговые органы взаимодействуют с налогоплательщиками не только на формальном уровне. Примером «не формальных» методов служит выдержка из текста Письма ФНС России от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490@: «…побуждение налогоплательщиков к самостоятельному уточнению налоговых обязательств». Чтобы мотивировать или «побудить» налогоплательщиков к добровольной уплате налогов и сборов, необходимо установить с ними взаимовыгодные, даже скорее «партнерские» отношения. Что это означает? А суть такого взаимовыгодного партнерства в том, чтобы налогоплательщики добровольно предоставляли развернутую информацию о своей деятельности в обмен на разъяснения налоговых инспекторов о правильности налогообложения каких-то крупных или сложных сделок и т.п. Эта мера воздействия на налогоплательщиков с 2015 года стала активно применяться налоговиками в своей работе. Помимо этого, не так давно было введено электронное взаимодействие по правильному исчислению и полноты уплаты и возмещения НДС. А это еще одна форма контроля налогоплательщиков и тесного сотрудничества с ними. С этой же целью в 2015 году для налогоплательщиков была введена новая обязанность расширенного декларирования по операциям из книги покупок и продаж, что позволило налоговикам в автоматизированном режиме пресекать всевозможные схемы по незаконному возмещению НДС. Не смотря на ужесточение налогового контроля со стороны налоговых органов, такое нововведение облегчило жизнь и самим налогоплательщикам, которым стало значительно проще представлять в налоговую инспекцию дополнительные документы по ее запросам. Еще ранее, в 2009 году, был введен досудебный порядок урегулирования налоговых споров через вышестоящий налоговый орган. Напомним, что до этого момента претензии налогоплательщиков рассматривались только в судебном порядке. Иными словами, все указанные изменения дают возможность налогоплательщикам и налоговым органам устанавливать все более эффективные взаимоотношения, которые повышают финансовое состояние налогоплательщиков юридических лиц и одновременно приводят к увеличению бюджета.

Вызов налогоплательщика на комиссию по легализации налоговой базы – как метод побуждения налогоплательщика к добровольной уплате налогов

С начала 2017 года налоговые органы наделены полномочиями, в том числе, по контролю за уплатой основной части страховых взносов, поступающих в государственные внебюджетные фонды. С 2017 года комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам осуществляют работу в соответствии с главой 14 Налогового кодекса РФ и регламентом, закрепленным в Письме ФНС России 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490 (прежний регламент работы комиссий был утвержден Письмом ФНС Росси от 17 июля 2013 года № АС-4-2/12722). Цель работы комиссии по легализации налоговой базы – увеличение взимания подоходного налога и страховых взносов. Причем работа комиссий по легализации налоговой базы, в первую очередь, направлена на побуждение налогоплательщиков к добровольной уплате налогов. В связи с этим приоритетной задачей в работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам является выявление:

  • несоответствия данных, отраженных налогоплательщиком в налоговой и бухгалтерской отчетности, действительности;
  • выплаты заработной платы «в конвертах», а также ниже прожиточного минимума;
  • перечислений подоходного налога (НДФЛ) с опозданием;
  • нарушений перечисления страховых взносов;
  • компаний налогоплательщиков, которые не оформляют своих работников в соответствии с Трудовым кодексом РФ, в связи с чем происходит занижение базы по НДФЛ, страховым взносам.

Налогоплательщикам все чаще за последнее время стали поступать от ФНС «письма счастья» – посетить налоговую инспекцию и поучаствовать в заседании комиссии по легализации налоговой базы и базы страховых взносов. Такое письмо от ФНС может быть адресовано по различным основаниям. В соответствии с Письмом ФНС России от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490 «О работе комиссий по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» критерии отбора налогоплательщиков, для приглашения в налоговую инспекцию на так называемую «беседу», следующие:

  • убытки, указанные в налоговой декларации по налогу на прибыль;
  • возмещение НДС из бюджета;
  • уменьшение уплачиваемой суммы НДФЛ более чем на 10%;
  • несвоевременная уплата НДФЛ;
  • уровень заработной платы ниже прожиточного минимума в регионе либо ниже среднего уровня заработной платы по данному виду отрасли;
  • низкая налоговая нагрузка (по НДС, налогу на прибыль, акцизам, единому налогу, УСН, ЕСХН, НДФЛ, уплачиваемому ИП);
  • высокая доля вычетов по НДС (с долей вычетов выше 95%);
  • отношение налога на прибыль к общей сумме доходов менее 3% (для сферы работ, услуг);
  • отношение налога на прибыль к общей сумме доходов менее 1% (для торговых компаний).

Неоднократные убытки налогоплательщика по данным налогового учета — основание для его вызова на комиссию по легализации налоговой базы. Тем налогоплательщикам, которые уже попали в поле зрения комиссии по легализации налоговой базы, сначала направляется информационное письмо, в котором содержатся факты нарушений, выявленные в ходе налоговой проверки, а также предложения налогоплательщику добровольно исполнить налоговые обязательства, в том числе при необходимости уменьшить сумму убытка и т.д. Срок ответа на такое письмо – 10 рабочих дней. Если налогоплательщик никак на него не реагирует, его вызывают на заседание комиссии по легализации налоговой базы. Налоговая инспекция по юридическому адресу налогоплательщика направляет письменное уведомление о вызове налогоплательщика на комиссию по легализации налоговой базы, в котором указывается дата и время и место заседания комиссии. Непосредственно на заседании комиссии у налогоплательщика возьмут пояснения по установленным фактам нарушений и предложат в добровольном порядке провести уточнение своих налоговых обязательств. Сами налоговики предпочитают видеть на такой комиссии непосредственно должностное лицо компании налогоплательщика: генерального директора, директора или главного бухгалтера, но не в коем случае не представителя по доверенности, который лишь создает присутствие и не может по существу ответить ни на один вопрос. Налоговая инспекция, таким образом, преследует цель удостовериться, что директор компании, вызванный на комиссию является реальным, а не номинальным. А для должностных лиц, вызванных на беседу в ИФНС на комиссию по легализации налоговой базы, самым животрепещущим вопросом был и остается вопрос – что на этой комиссии говорить? Если комиссия упорно ссылается на установленные и подтверждённые факты правонарушений со стороны налогоплательщика, отрицать их бессмысленно, наоборот, директору компании нужно попытаться убедить налоговиков, что компания уже принялась исправлять допущенные нарушения. В обратной ситуации, когда комиссия предъявляет к претензии, суть которых не основана на достоверной доказательственной базе, налогоплательщику правильнее учитывать их наличие, но не соглашаться с ними.

Выявление налоговыми органами сомнительных компаний в цепочке контрагентов налогоплательщика

В целях борьбы с незаконным возмещением НДС из бюджета и иными налоговыми правонарушениями, налоговые органы осуществляют активную работу по выявлению в цепочке контрагентов налогоплательщиков сомнительных компаний. ФНС России устанавливает следующие критерии сомнительности контрагента:

  • контрагент, покупателем которого выступает один налогоплательщик или очень узкий круг компаний;
  • недавняя регистрация контрагента в статусе юридического лица – не позднее шести месяцев назад;
  • регистрация контрагента выполнена на основании недостоверных данных, представленных учредителем или должностным лицом при регистрации (паспорта, в том числе утраченные паспорта или паспорта третьих лиц);
  • контрагент, заявивший к возмещению НДС, не производил платежи по НДС по предыдущим периодам или фактически ранее уплачивал налоги меньше 10% от общей суммы, заявленной им к возмещению;
  • участники сделок в цепочке поставок товаров, работ или услуг, являются взаимозависимыми лицами;
  • контрагент, подавший в рамках камеральной налоговой проверки уточненную декларацию, в которой заявленная к возмещению сумма стала меньше больше чем на 80%;
  • предоставление налогоплательщику длительной отсрочки по оплате контрагенту товаров, работ или услуг;
  • склад, на котором контрагент хранит приобретенный у налогоплательщика товар, находится в одном субъекте РФ, а налогоплательщик продавец – в другом;
  • представление нулевой отчетности;
  • в штате имеется минимальный штат работников;
  • фактическое отсутствие компании по адресу, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ;
  • отсутствие основных средств и собственного имущества на балансе контрагента;
  • большие денежные операции по расчетному счету при минимальных налоговых отчислениях в бюджет;
  • поступление и списание с расчетного счета одних и тех же сумм в период от одного до трех дней;
  • налогоплательщик и его контрагент используют расчетные счета в одном и том же банке.

Большая часть хищения налогоплательщиками бюджетных средств, с точки зрения налоговых органов, происходит с использованием так называемых «фирм-прокладок». Такие компании всегда своевременно сдают в налоговую инспекцию всю установленную налоговую и бухгалтерскую отчетность и в действительности находятся по адресам, указанным в ЕГРЮЛ. Налоги в бюджет также уплачивают исправно, хоть их размеры могут быть и не значительными. Такие компании играют роль поставщиков, продавцов, подрядчиков или иных исполнителей, создавая фиктивный документооборот по несуществующим сделкам между проверяемой компанией налогоплательщиком и «фирмой-однодневкой» или взаимозависимой компанией налогоплательщика. Перед заключением договоров проявляйте должную осмотрительность и проверяйте своих контрагентов: запрашивайте у каждого потенциального партнера копию устава, свидетельство о государственной регистрации (ОГРН), свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН). Помимо этого сравнивайте реквизиты контрагентов в счетах-фактурах с данными о них, содержащимися в ЕГРЮЛ, проверяйте директоров компаний контрагентов на массовость на официальном сайте ФНС России и помните, что заключать сделки с компаниями, зарегистрированными после 01 августа 2016 года, директоры которых являются руководителями еще пяти компаний, не стоит.

Выявление недобросовестных контрагентов, как способ подготовки налогового органа к проведению комиссии по легализации налоговой базы

В августе 2017 года Налоговый кодекс РФ был дополнен новой статьей 54.1, которая посвящена вопросам умышленного занижения налогоплательщиками налоговой базы (см. Федеральный закон РФ от 18.07.2017г. № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ»). В Письме ФНС России от 31 октября 2017 года № ЕД-4-9/22123@ дается разъяснение о том, как отныне должны действовать налоговые инспекции по выявлению и доказыванию недобросовестности налогоплательщиков. В связи с этим ФНС России специально разработала так называемую методичку по их выявлению, в которой перечислены критерии поиска недобросовестных налогоплательщиков по 22 признакам:

  • налогоплательщиком не сдана на проверку первичная бухгалтерская документация по хозяйственным отношениям с контрагентом;
  • контрагент налогоплательщика обладает признаками «фирмы-однодневки», такими как: массовый адрес, учредитель, директор и т.п.;
  • контрагент налогоплательщика не находится по юридическому адресу, а фактический адрес его местонахождения не установлен;
  • контрагент налогоплательщика не представляет налоговую отчетность, либо сдает нулевую отчетность или с заниженными показателями;
  • контрагент налогоплательщика ни разу не представлял обязательную налоговую и бухгалтерскую отчетность;
  • у контрагента нет открытых банковских счетов;
  • у контрагента штат работников не превышает двух человек;
  • взаимозависимость участников сделки;
  • нестабильность операций с контрагентом;
  • сотрудничество приоритетно с фирмами-однодневками;
  • контрагент зарегистрирован по подложным документам (директор по подложному паспорту);
  • в отношении контрагента есть решение суда о признании его государственной регистрации недействительной;
  • контрагент не числится в ЕГРЮЛ;
  • налогоплательщик представил первичную бухгалтерскую документацию, в том числе счета-фактуры с недостоверными данными;
  • налогоплательщик осуществляет денежные операции через посредников, цепочка которых носит согласованный характер;
  • контрагенты налогоплательщика являются фиктивными компаниями, занимающиеся обналичиванием денежных средств, факт которого установлен решением суда;
  • контрагент занимается обналичиванием денежных средств, что подтверждается свидетельскими показаниями, в том числе анализ его расчетного счета;
  • у контрагента отсутствуют основные средства, активы, помещения, транспорт для осуществления деятельности;
  • у контрагента отсутствуют платежи, свидетельствующие о реальности хозяйственной деятельности;
  • компания по сделкам использует вексель либо зачет;
  • имеется признание номинального директора контрагента в том, что он не подписывал первичную документацию;
  • есть заключение почерковедческой экспертизы, подтверждающей подписание первичной документации неизвестным лицом.

Чем больше признаков недобросовестности – тем вероятнее назначение компании выездной налоговой проверки. Все первичные документы по операциям с сомнительным контрагентом, в частности договоры, акты выполненных работ, счета-фактуры, необходимо будет представить в налоговый орган по его запросу, игнорировать который категорически не рекомендуется. Кроме того, с 01 июля 2016 года юридическое лицо обязано подтвердить получение письма от налоговой инспекции в течение шести рабочих дней. В противном случае расчетные счета компании налоговая заблокирует, а компанию оштрафуют на 200 рублей за каждый непредставленный в срок документ (см. Письмо ФНС России от 29 июня 2016 года № ЕД-4-15/11597@, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ).

В Письме ФНС России от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490 поэтапно расписана работа комиссий по легализации налоговой базы. Так, отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат налогоплательщики, заявляющие налоговые убытки от осуществления финансово-хозяйственной деятельности, а также имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль. Также, для рассмотрения на заседании комиссии могут отбирать налогоплательщиков, в отношении которых, методом предпроверочного анализа были выявлены налоговые правонарушения, но назначение выездных налоговых проверок в отношении таких налогоплательщиков является нецелесообразным, и те налогоплательщики, которые заявили возмещение НДС. Отбор налогоплательщиков для непосредственного вызова на комиссию по легализации налоговой базы происходит на основании деклараций по НДС, представленных за несколько налоговых периодов, в которых отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы составила 89% и более. Если налогоплательщик заявляет в декларации большие вычеты по НДС, вероятность вызова на комиссию по легализации налоговой базы у такого налогоплательщика также возрастает. В таком случае инспекторы запросят пояснения указания в декларациях большой доли вычетов по НДС, а также затребуют предоставить уточненные декларации по НДС за предыдущие налоговые периоды с уменьшением суммы налоговых вычетов и увеличением суммы НДС к уплате в бюджет.

Для самих налоговиков, созданная комиссия по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам – это в первую очередь один из очередных способов пополнения бюджета страны, а уже потом получить от налогоплательщика дополнительную информацию о его деятельности. С помощью комиссии налоговая инспекция сможет определить для себя, есть смысл планировать и назначать выездную налоговую проверку в отношении того или иного налогоплательщика, или же нет смысла тратить время на налогоплательщика, доначисления по которому будут не большими.

Каштанова Марина

ФНС России регулярно отчитывается о снижении количества выездных налоговых проверок. За 2019 г. «предупреждение налогоплательщиков о налоговых рисках позволило избежать контрольных мероприятий, и налогоплательщики самостоятельно доплатили более 130,6 млрд руб. без применения штрафных санкций (рост 3,9%), в том числе по согласительным процедурам – более 47 млрд руб., что на 21% больше 2018 г. При этом количество выездных налоговых проверок с 2018 г. сократилось на 34% и за последние 5 лет в 3,3 раза. Проверками охвачен в среднем 1 налогоплательщик из 1000 (0,14%). Общее количество споров с бизнесом сократилось на 18,7%» (из доклада руководителя ФНС Даниила Егорова).

Таковы статистические данные о работе созданных налоговыми органами комиссий по легализации налоговой базы (рабочих групп) по разным направлениям.

Цели работы комиссий очевидны – «…побуждение налогоплательщиков к самостоятельному уточнению налоговых обязательств» (выдержка из текста Письма ФНС России от 25 июля 2017 г. № ЕД-4-15/14490@) «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» (далее – Письмо ФНС), обеспечение роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства, повышение налоговой дисциплины.

Данный метод работы с налогоплательщиками появился около 7 лет назад и сегодня весьма популярен у налоговых органов: комиссии (рабочие группы) приобрели форму допроверочного контроля и регулирования возникших претензий. Комиссии классифицируются по видам в зависимости от направления: по НДС, убыточные, зарплатные, отраслевые, по недоимке, налоговой нагрузке, для «мигрирующих» компаний и для компаний, применяющих специальные налоговые режимы.

Развитие названной формы налогового контроля является одним из результатов цифровизации налоговых процессов и налогового администрирования и, несомненно, свидетельствует о тенденции замены мер карательного характера так называемыми «профилактическими», или «превентивными».

Формирование, развитие и наполнение информацией различных налоговых информационных ресурсов (ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-3», АСК «НДС», «дерево связей», Единый реестр населения на базе ЗАГС), применение налоговыми органами контрольных алгоритмов АСК НДС-2 , АСК ККТ, наличие у проверяющих возможности оперативного получения информации от банков, правоохранительных, лицензионных и таможенных органов, а также органов власти, Роструда, иных доступных источников, в том числе СМИ и интернета, – вот лишь часть цифровых инструментов, которыми вооружились налоговые органы.

На сегодняшний день вызов на комиссию по легализации налоговой базы воспринимается налогоплательщиками как форма налоговой проверки. Это значит, что фактического снижения количества выездных налоговых проверок не произошло.

В силу обременительности выездной проверки по всем налогам или даже выездной тематической проверки по НДС для любого подконтрольного лица налоговые органы наделены инструментом воздействия, который может быть использован для понуждения подконтрольных лиц к увеличению размера заработной платы, исключению ряда расходов, уменьшению вычетов по НДС, дополнительной уплате налогов или иному изменению предпринимательской деятельности.

Налогоплательщики серьезно обеспокоены использованием принципа доначисления недоимки тем, кто может ее оплатить, – т.е. действующим предпринимателям. И что делать в этой ситуации добросовестным налогоплательщикам, неясно. Соответственно, каждый налогоплательщик вынужден самостоятельно решать, насколько он готов доказать непричастность к занижению налоговой базы, затратив массу времени на суды, проверки, отвлекая ресурсы бизнеса от осуществления приносящей прибыль деятельности.

Что касается так называемых «технических компаний», они не подвергаются налоговым проверкам и вызовам на комиссии (поскольку с них реально нечего взыскать). И если «фактические собственники» не прекратили деятельность такой компании (путем ликвидации или присоединения к другому юрлицу), налоговые органы используют способ ее «закрытия» путем исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа или в связи с наличием в данном реестре недостоверных сведений о юрлице, хотя у налогового органа есть возможность проверки такой компании, доначисления налогов и привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц.

Тем не менее налоговое законодательство РФ практически не содержит норм, регулирующих порядок работы таких комиссий, в том числе устанавливающих права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов.

НК РФ включает лишь две нормы, опосредованно связанные с проведением комиссий. Одна устанавливает, что налоговые органы на основании письменного уведомления вправе вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов (подп. 4 п. 1 ст. 31). Согласно другой норме (п. 1 ст. 82) налоговый контроль может проводиться в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков.

Также можно обратиться к положениям Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@, в которой дано описание отбора налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения, а также письма ФНС, содержащего описание действий, предпринимаемых для так называемой «легализации налоговой базы».

Но поскольку налоговая комиссия – форма налогового контроля, очевидно, что в НК РФ должны быть предусмотрены нормы, регулирующие порядок и сроки проведения комиссий по легализации, в том числе порядок запроса и предоставления информации, права и обязанности как налогоплательщика, так и налогового органа.

Хотелось бы обратить особое внимание на необходимость законодательного закрепления порядка раскрытия налогоплательщику информации, которую получает и использует налоговый орган. Сегодня налоговые органы в ходе проведения комиссии просто констатируют факт наличия у них соответствующей информации. Налогоплательщик, в свою очередь, ее проверить не может. Он правомочен использовать только сведения из «Контур-Фокуса», «СПАРКА» и прочих открытых сводных баз данных, в которых в отношении контрагентов на момент совершения сделки, а также на момент проведения заседания комиссии какой-либо «негативной» информации нет.

Также требуют регулирования порядок формирования и представления налогоплательщиком его позиции и доказательств (по аналогии с возражениями на акт налоговой проверки). Сейчас, например, на заседании комиссии по НДС до налогоплательщика просто доводится информация о выявленных расхождениях и «сложных» разрывах с соответствующими требованиями представления уточненной декларации и доплаты налогов.

В то же время сам налогоплательщик исключен из процесса выявления обстоятельств и сбора доказательств. Фактически он «косвенным путем» привлекается к «добровольной» налоговой ответственности в виде уплаты налогов и пени. Как это соотносится с презумпцией невиновности, декларируемой ст. 108 НК РФ, непонятно. В п. 6 названной статьи установлено: «Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке». Где же этот порядок установления виновности или невиновности налогоплательщика при вызове его на комиссию и при ее проведении?

Кроме того, не определен порядок фиксирования результатов заседания комиссии. Как правило, это протокол (по аналогии с оформлением протокола по рассмотрению материалов налоговой проверки), который составляется далеко не всегда, а если и оформляется, то в нем отражаются далеко не все озвученные доводы и аргументы сторон, результаты и решения комиссии – часть обстоятельств и решений остаются «за кадром». Неурегулированность создает возможности для злоупотреблений (например, со стороны налоговых органов – последующие выездные проверки, со стороны правоохранительных органов – направление запросов контрагентам налогоплательщика по тем же основаниям, со стороны налогоплательщиков – непринятие согласованных мер или неподача уточненной декларации).

Следовательно, обеим сторонам нужны гарантии.

Налогоплательщикам – возможность минимизации налоговых рисков; освобождение от камеральных и выездных налоговых проверок по налогу за периоды, в отношении которых состоялось заседание комиссии и были приняты взаимовыгодные решения; исключение последствий в виде «автоматических» доначислений налогов (НДС в предыдущих и последующих кварталах, налога на прибыль в связи с исключением вычетов по НДС); возможность получения рассрочки (отсрочки) по уплате налогов (пеней), ведь зачастую сумма к уплате может оказаться внушительной (совершенно разные ситуации, когда речь идет об уплате 100 тыс. или 100 млн руб.), а единовременная уплата значительных сумм может повлечь невозможность дальнейшего ведения бизнеса, а также открытие в отношении налогоплательщика процедуры банкротства.

Налоговым органам, в свою очередь, нужны гарантии определения оптимального режима налогового контроля; получения от налогоплательщиков документов и информации, уточненной налоговой отчетности; снижения количества контрольных мероприятий; увеличения поступлений налогов в бюджет.

Нормы законодательства о налогах и сборах, которые необходимо разработать и принять, должны обеспечить оптимальные для каждой из сторон решения.

Как вариант результату работы комиссий можно придать характер эффекта, схожего с правовыми последствиями установления режима налогового мониторинга в соответствии с НК РФ.

Другим способом решения проблем может быть закрепление возможности подписания налогоплательщиком и налоговым органом двустороннего документа, который будет отражать достигнутые договоренности о прекращении потенциального спора, исключающие возникновение соответствующих налоговых последствий в будущем. Действующее законодательство не предусматривает такой возможности. А для налогоплательщика – это шанс сохранить бизнес, восстановить платежеспособность организации и ее деловую репутацию, а также применения к нему более мягкого режима санкций. В свою очередь, для налогового органа подписание соглашения – путь увеличения поступлений в бюджет по результатам достигнутых договоренностей. И для обеих сторон – снижение многих правовых рисков, сокращение последующих административных и судебных издержек, которые могли бы возникнуть в случае дальнейшего развития конфликта.

Эффективность данного метода решения вопросов базируется на принципе договоренности сторон о прекращении спора на конкретных условиях и признании ими определенных обстоятельств дела (например, обоснованности расходов, наличия деловой цели, приемлемости способов налоговой оптимизации, используемых налогоплательщиком), от которых зависит наступление соответствующих налоговых последствий (действительный размер налоговой обязанности).

Все перечисленные вопросы требуют решения. В налоговом законодательстве, в отличие от гражданского, нет такого понятия, как обычай – сложившееся и широко применяемое, но не предусмотренное законодательством правило поведения.

В заключение отмечу, что необходимо установить понятные для сторон «правила игры». Четкое понимание правил проведения комиссий по легализации позволит достичь более эффективных результатов во взаимоотношениях между налогоплательщиками и налоговыми органами.

ФНС выпустила письмо от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, в котором разъяснила инспекциям, как применять ст. 54.1 НК РФ в борьбе с уклонением от уплаты налогов. Мы подготовили разбор этих рекомендаций и расскажем, что может вызвать вопросы со стороны налоговой, а что законно и не должно приводить к доначислениям.

Когда применяется ст. 54.1 НК РФ

Статья 54.1 НК РФ называется «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». По мнению ФНС, её основная цель — противодействовать налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды за счёт уклонения от уплаты налогов.

Такими злоупотреблениями могут быть незаконные уменьшения как налоговой базы, так и суммы самого налога. Но причина всегда в том, что налогоплательщик исказил сведения о фактах хозяйственной жизни или объектах налогообложения. Такое искажение может быть трёх видов:

  1. Скрыли реальные операции. Например, не отразили в составе основных средств фактически используемую недвижимость, в частности под предлогом «недостроя».
  2. Отразили ложные показатели по реальным операциям. Например, исказили данные о производимой продукции, чтобы сделать её неподакцизной, или параметры деятельности, чтобы снизить показатель потенциально возможного дохода. Дробление бизнеса тоже попадает в эту группу.
  3. Отразили фиктивные операции, которых не было на самом деле. Здесь речь в том числе об использовании фиктивных контрагентов, о которых мы поговорим ниже.

Посмотрите на свою компанию глазами налоговой и оцените вероятность выездной проверки

Для каждого вида злоупотреблений в письме есть правила, по которым налоговики должны доначислять налоги.

Так, фиктивные операции вообще не будут учитывать в целях налогообложения. Все расходы и вычеты по ним «снимут» в полном размере. В остальных случаях инспекторы должны выявить истинный экономический смысл операции и доначислить налоги так, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений.

Как выявляют сделки с фиктивными контрагентами

Одно из основных условий, которое даёт налогоплательщику право учесть расходы и использовать вычеты — исполнение обязательств по сделке надлежащим лицом (п. 2 ст. 54.1 НК РФ). Это означает, что обязательства должна выполнять сторона договора или лицо, на которое эта обязанность возложена.

Цель этого положения — борьба с использованием документов, составленных от лица фиктивных контрагентов. Это компании, которые работают только «на бумаге», не ведут деятельности и не выполняют в сделке реальных функций, а нужны только для оформления от их имени соответствующих документов. В письме такие компании называют «техническими».

Чтобы квалифицировать сделку как фиктивную и доначислить по ней налоги, инспекторы доказывают, что контрагент относится к «техническим» компаниям, а налогоплательщик должен был знать об этом, но не проявил должной осмотрительности.

Доказывают, что контрагент — техническая компания

Налоговики должны сами доказать, что документы составлены не реальным, а техническим контрагентом. В письме отмечают, что для этого не хватит заключения эксперта-почерковеда о том, что документы подписаны неустановленными лицами, или протокола допроса тех, кто их подписал. Чтобы закрепить факт участия в сделке «технической» компании, нужно найти сразу несколько косвенных доказательств:

  • нет признаков, которые подтверждали бы реальную экономическую деятельность контрагента: отсутствует персонал, сайт, информация о деятельности компании и т.п.;
  • нет условий для исполнения обязательств: персонала, основных средств, активов, складских помещений, транспортных средств, обязательных разрешений и лицензий и т.п.;
  • «техническое» лицо не могло осуществить операцию с учётом времени, места нахождения и объёма необходимых ресурсов;
  • расходы по счёту не соответствуют виду деятельности, по которому совершены спорные операции;
  • поведение участников сделки при заключении договора и принятии исполнения по нему отличалось от общепринятого;
  • документооборот по сделке был нетипичным, а документы заполнены с недочетами или не полностью, в них есть ошибки, которые связаны с формальным подходом (в т. ч. их составлением до операции) и тем, что стороны не планируют как-то защищать свои права (обращаться в суд, подавать претензии и т.п.);
  • в договорах есть условия, отличающиеся от обычных, например, длительные отсрочки платежа, санкции, размер которых намного меньше или больше ущерба от нарушения;
  • цены по договору существенно ниже или выше рыночных;
  • нет документов, которые должны быть исходя из характера исполнения, например, при договоре строительного подряда отсутствует акт о передаче подрядчику стройплощадки;
  • нет оплаты;
  • в расчётах использованы неликвидные активы: небанковские вексели, права требования к третьему лицу и пр.;
  • не приняты меры по защите нарушенных права — отсутствуют претензии, заявления об отказе от договора, обращения в суд;
  • обналичивание денег и их использование на нужды налогоплательщика, его учредителей, должностных или иначе связанных с ним лиц;
  • деньги, перечисленные «техническому» контрагенту, возвращаются налогоплательщику или связанным с ним лицам;
  • печати и документация контрагента на территории налогоплательщика.

По мнению ФНС, у налоговых органов есть все полномочия, чтобы выявить эти обстоятельства. Нужно лишь правильно их использовать и получать от всех участников договора пояснения. При этом налоговикам рекомендовано не ограничиваться формальным набором вопросов, а детально выяснять полномочия, функциональные и должностные обязанности каждого опрашиваемого. И во всех нюансах изучать обстоятельства сделки.

Помимо этого, инспекторам «на местах» рекомендовано проводить осмотры территорий и помещений, а также использовать своё право проводить инвентаризацию имущества и применять её результаты для анализа и воссоздания полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учёта и т.п.).

Доказывают, что налогоплательщик не проявил осмотрительность

Если участие «технического» контрагента доказано, инспекторы должны подтвердить, что налогоплательщик не мог не знать о характере деятельности контрагента и хотел уклониться от налогов.

Основное доказательство в таком случае — прямой контакт налогоплательщика с исполнителем по сделке. Например, переговоры и деловая переписка с обсуждением условий сделки, обеспечения, гарантий. Если такого контакта не было, налоговики проверят, проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность, когда выбирал контрагента и заключал договор.

ИФНС вправе проводить доначисления, если установлены следующие факты:

  • налогоплательщик не знал о фактическом местонахождении контрагента, его производственных, складских и иных площадей;
  • налогоплательщик не пытался получить информацию о контрагенте: у него нет копий документов, подтверждающих направление запросов;
  • налогоплательщик не анализировал открытые данные о контрагенте;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как и почему был выбран контрагент, заключена сделка;
  • нет реального взаимодействия с руководителем, должностными лицами, ответственными сотрудниками контрагента при обсуждении условий и подписании договора;
  • отсутствуют документы, подтверждающие полномочия участников сделки со стороны контрагента;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как он узнал о существовании контрагента (реклама в СМИ, сайт, рекомендации).

Доначисляют налоги

Когда налоговики доказали, что в сделке участвовал фиктивный контрагент, а налогоплательщик не мог не знать об этом, они вправе доначислить налоги.

Как правило, саму сделку налоговая не оспаривает — товар получен, работы выполнены, услуги оказаны, но все это делала не «техническая» компания, а кто-то другой. В таком случае все расходы и вычеты по фиктивному контрагенту снимают и заменяют на таковые по реальному исполнителю. Но только при условии, что налогоплательщик сам предоставит информацию о фактическом контрагенте и все документы. Иначе ни вычеты, ни расходы расчётным путем ИФНС определять не будет.

Единственное исключение — когда сам факт расходов налоговая тоже не оспаривает. В этом случае инспекция применит расчётный способ, но только в отношении налога на доходы (налог на прибыль, НДФЛ, УСН, ЕСХН). Вычеты по НДС и в этом случае будут сняты полностью.

Деловая цель и дробление бизнеса

Ещё одно условие, которое должно выполняться для учёта расходов и применения вычетов: целью операции не должна быть только налоговая выгода.

Проверять это предлагают с помощью «экспресс-теста». Его будут проводить по каждой отдельной операции в совокупности сделок, которые все вместе привели к достижению деловой цели. Тут налоговикам надо будет ответить на вопрос, совершил бы налогоплательщик эту операцию, если бы не было остальных сделок, и не была ли её основной целью налоговая выгода. При этом невыгодность сделки для налогоплательщика саму по себе нельзя приравнять к отсутствию деловой цели.

Если результат «экспресс-теста» отрицательный, то налоговой нужно будет дополнительно доказать, что конечная деловая цель могла быть достигнута без спорной операции.

Все эти положения применяются и к дроблению бизнеса, которое можно назвать частным случаем операций без деловой цели с элементами «технических» компаний. Дополнительные критерии, которые позволяют ИФНС установить, что речь идёт о дроблении:

  • одни и те же работники и ресурсы;
  • тесное взаимодействие всех участников схемы;
  • разные, но неразрывно связанные направления деятельности, которые составляют единый производственный процесс для достижения общего результата.

При доначислении налогов в связи с дроблением налоговикам рекомендовано выявлять действительные налоговые обязательства налогоплательщика. Это значит, что будут учитываться не только вменяемые ему доходы, но и соответствующие расходы, вычеты по НДС, а также суммы уже уплаченных налогов.

Переквалификация сделок

Авторы письма отдельно остановились на переквалификации сделок и операций. ФНС предостерегает инспекторов «на местах» от подмены понятий.

То, что аналогичный результат можно было получить с помощью других сделок или операций — не основание для переквалификации, даже если есть налоговая экономия (п. 3 ст. 54.1 НК РФ). По мнению ФНС, налогоплательщики вправе сами выбрать способ достижения результата с учётом налоговых последствий. Главное, чтобы у этого способа был экономический смысл и не было признаков искусственности.

Чем опасны фиктивные сделки

НДС-разрывы

ФНС обращает внимание инспекторов на то, что нельзя снимать вычеты только из-за того, что контрагент не заплатил налоги. Это возможно, только если получится доказать, что налогоплательщик знал о нарушениях, допущенных контрагентом, и получил от этого выгоду.

Сверяйте счета-фактуры с контрагентами и находите расхождения до налоговой

При этом знать о таких нарушениях налогоплательщик может не только при взаимозависимости и иной подконтрольности. Аналогичные выводы инспекторы сделают и если выявят, что стороны согласовали эти действия и намеренно допустили разрыв.

  • Что можно узнать о контрагенте из арбитражных дел и бухотчётности
  • Допросы, осмотры, требования: права бухгалтера
  • Новый регламент проверок деклараций по НДС: что о нем нужно знать?

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: