По уплате пеней и штрафов по федеральным налогам и сборам

Опубликовано: 26.03.2024

Условия изменения срока уплаты налога и сбора регулируются налоговым кодексом РФ.

Понятие изменения срока уплаты налога и сбора

Положения статьи 61 НК РФ закрепляют порядок изменения сроков, правила оформления заявления и сроки, в которые налоги и сборы могут быть изменены.

Изменения срока – это перенос даты платежа налогов и сборов на более поздний период. Потребность в данной операции возникает при невозможности достоверно исчислить и уплатить налог вовремя.

При несвоевременной оплате налогов, налоговые органы начисляют штрафы и пени налогоплательщикам, поэтому в интересах фирмы начать процедуру изменения сроков еще до возникновения просрочек по основным налогам.

Законодательство позволяет изменить сроки уплаты одного налога или целого налогового перечня.

Законодательство субъектов Российской Федерации свидетельствует о том, что региональные налоги должны зачисляться в бюджеты отдельных субъектов России.

Сроки уплаты налогов в этом случае могут быть изменены только на основании определенного решения налогового органа конкретно по месту нахождения организации-налогоплательщика. Это осуществимо, если налоги подлежат к уплате в региональные бюджеты Российской Федерации, а также в местные бюджеты.

Такое зачисление в обязательном порядке регулируется финансовыми органами муниципалитетов.

Стоит отметить, что нормы статьи 61 НК РФ не регламентируют порядок изменения сроков налоговых агентов. Для этой категории налогоплательщиков законодательство предусмотрело отдельную главу.

Изменение срока уплаты налога и сбора

Срок может быть изменен по оплате всей суммы налога либо какой-то его части.

Операции по изменению сроков исполнения налоговых обязательств влекут за собой начисление процентов (штрафов и пени) на суммы долга. Изменение сроков оплаты госпошлины по налоговому законодательству регулируется особенностями главы 25.3 НК РФ.

Корректировка сроков оплаты не может отменить существующие обязательства и не может создать новых налоговых обязанностей по уплате.

При этом решение об реорганизации сроков могут принимать только органы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с главой 9 НК РФ. К таким органам относятся:

  • органы, уполномоченные осуществлять контроль по налогам и сборам;
  • региональные органы муниципалитета по месту нахождения лица-налогоплательщика;
  • уполномоченные органы в области таможенного дела.

Таким образом, контроль за изменением сроков по уплате осуществляют уполномоченные органы по отдельным налогам.

Налогоплательщики, изменяющие сроки, должны обеспечить доказательства того, что в будущем оплата состоится.

Согласно НК РФ обеспечением может быть залоговое имущество, поручительство третьих лиц или гарантия банка-партнера.

Не все налогоплательщики могут надеяться на разрешение изменить сроки. Так, если на организацию возбуждено уголовное, административное дело, или компания недобросовестно пользовалась правом отсрочки платежа, то и изменение сроков становится невозможным.

Формы изменения налога и сбора

Налоговое законодательство предусматривает, что изменение сроков налогов и сборов может осуществляться в форме отсрочки, рассрочки и кредита-инвестиции.

Отсрочка и рассрочка – изменение сроков уплаты налогов только при наличии налоговых оснований. Сроки не превышают одного календарного года и подразумевают поэтапное или единовременное внесение налоговых платежей. Если рассрочка требуется на федеральные налоги, то срок может быть увеличен до 3 лет.

Налогоплательщик вправе рассчитывать на рассрочку или отсрочку в следующих случаях:

  • если организации причинен ущерб в результате стихийных бедствий или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • несвоевременное получение организацией бюджетных ассигнований либо уменьшение объемов государственного финансирования для некоммерческих компаний;
  • угроза возникновения банкротства;
  • сезонная работа налогоплательщица;
  • если существуют основания по изменению сроков оплаты налога на товары, которые пересекают таможенные границы.

Таким образом, различным категориям налогоплательщиков могут быть предоставлены разнообразные формы изменения сроков уплаты платежа. При этом рассрочка подразумевает разбивку платежа на несколько сумм. Отсрочка предполагает оплату всей суммы, но через некоторое время.

Заявление на изменение срока уплаты налога и сбора

Изменения сроков уплаты осуществляется по заявлению налогоплательщика.

Заявление подается по унифицированной форме.

Бланк предоставляется в налоговой или на сайте для налогоплательщиков.

Уполномоченный орган принимает решение об уплате и предлагает налогоплательщику возможные условия.

Порядок изменения срока уплаты налога и сбора

Операция изменения сроков определена в статьях 61-65 НК РФ. Изменение срока конкретного налога определяется спецификой налогового режима, установленного в организации. Рассрочка может действовать и не только на сумму налога, но также на сумму пеней и штрафов, начисленных за неисполнение обязательств.

Отдельные положения изменения сроков устанавливаются органами власти федерального значения – исполнительными органами, уполномоченными по надзору за уплатой налогов.

Таким образом, изменение сроков уплаты необходимо для налогоплательщиков, оказавшихся в трудной ситуации. Стоит помнить, что изменяется только срок имеющегося налога – новые обязательства не исчезают и не возникают.

Статья 63 НК РФ закрепляет перечень органов, ответственных за порядок изменения сроков, а общий порядок регулирования изменения сроков закреплен в статье 61 НК РФ.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые штрафы
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Вы не вовремя сдали налоговую декларацию? Или забыли уплатить налог? Налоговая инспекция прислала требование об уплате пени и штрафов? Мы поможем вам составить платежное поручение на оплату пеней и штрафов в налоговую инспекцию или внебюджетный фонд.

Штрафы и пени по налогам и сборам

Если получено требование на уплату штрафа или пени, оно может содержать УИН (уникальный идентификатор начислений), его надо указать в поле «Код». Если требования с УИН нет, то в этом поле ставится 0.

ОКТМО указывается обычный, как и при уплате налогов. В поле 106 выбирается основание платежа: при наличии требования от налогового органа ставится ТР, если требования нет, то ставится ЗД. Номер и дата требования указывается в полях 108-109 платежного поручения, при отсутствии требования, в полях проставляются нули. В поле 107 «Показатель налогового периода» ставится срок уплаты, указанный в требовании. Если требования нет, то в этом поле так же ставится 0.

КБК, если он не указан в требовании, надо искать самостоятельно. Имейте ввиду, что берется КБК не того периода, за который вы платите штраф или пени, а КБК того года, в котором вы это оплачиваете. Т.е. при уплате штрафов и пеней в 2015 году надо брать КБК из списка кодов на 2015 год.

Налоговая инспекция может налагать штрафы как по Налоговому кодексу, так и по Кодексу об административных правонарушениях (КоАП). Принцип заполнения платежного поручения при этом один, разные только КБК.

КБК по пеням и штрафам согласно Налоговому кодексу

* Пени (статья 75 НК) за несвоевременную уплату и штрафы за неуплату налога (статья 122 НК) - КБК налога, по которому нарушен срок уплаты, но в 14-17 разряде КБК вместо 1000 указывается 2100 (пени) или 3000 (штраф).

Пример:КБК транспортного налога 182 1 06 04011 02 1000 110, пени по этому налогу уплачиваются на КБК 182 1 06 04011 02 2100 110, а штраф на КБК 182 1 06 04011 02 3000 110

* Штрафы за непредставление налоговой декларации в установленный срок (статья 119 НК) – КБК указываются по такому же принципу, как и при пенях за несвоевременную уплату налога. Т.е. берется КБК налога, по которому подается декларация и в 14-17 разряде ставится 3000.

Пример: КБК по НДС 182 1 04 01000 01 1000 110, штраф за несвоевременную подачу декларации по НДС уплачивается на КБК 182 1 04 01000 01 3000 110

* Штраф за непредставление справок 2-НДФЛ, сведений о среднесписочной численности, а также иных документов и (или) иных сведений (статьи 119.2, 129.1 и пункт 1 статьи 126 НК) – КБК 182 1 16 03010 01 6000 140

* Штраф за несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме (статья 119.1 НК) - КБК 182 1 16 03010 01 6000 140

КБК по штрафам согласно КоАП

* Штрафы за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренные КоАП - 182 1 16 03030 01 6000 140

* Штрафы за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт -182 1 16 06000 01 6000 140

* Штрафы за нарушение порядка работы с денежной наличностью, ведения кассовых операций и невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций 182 1 16 31000 01 6000 140

Образец заполнения платежного поручения на уплату штрафа за налоговое правонарушение при наличии требования и УИН


?

Образец заполнения платежного поручения на уплату пеней при отсутствии требования и УИН


Штрафы и пени по взносам во внебюджетные фонды

Фонд социального страхования выставляет штрафы по двум федеральным законам [2] , так же, как и Пенсионный фонд [3] . Кроме этого, оба фонда могут оштрафовать должностных лиц организации по ст.15.33 КоАП.

Штрафы и пени по страховым пенсионным взносам

* Пени (статья 25 закона 212-ФЗ) за несвоевременную уплату и штрафы за неуплату взносов (статья 47 закона 212-ФЗ) - КБК взносов, по которым нарушен срок уплаты, но в 14-17 разряде КБК вместо 1000 указывается 2000 (пени) или 3000 (штраф).

Пример: КБК страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии - 392 1 02 02010 06 1000 160, пени за несвоевременную уплату следует платить на КБК 392 1 02 02010 06 2000160, а штраф за неуплату на КБК 392 1 02 02010 06 3000 160

* Штрафы за нарушение законодательства РФ о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства в части бюджета Пенсионного фонда РФ (за исключением ст.48-51 закона 212-ФЗ) - 392 1 16 20010 06 6000 140;

* Штрафы за нарушение законодательства РФ о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства в части бюджета ФФОМС (за исключением ст.48-51 закона 212-ФЗ) - 392 1 16 20030 08 6000 140;

* Штрафы в соответствии со статьями 48 - 51 Федерального закона 212-ФЗ - 392 1 16 20050 01 6000 140.

Штрафы и пени по страховым взносам в ФСС

* Пени за несвоевременную уплату и штрафы за неуплату взносов - КБК взносов, по которым нарушен срок уплаты, в 14-17 разряде КБК вместо 1000 указывается 2000 (пени) или 3000 (штраф).

Пример: КБК страховых взносовна обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 393 1 02 02050 07 1000 160, пени уплачиваются на КБК 393 1 02 02050 07 2000 160, 393 1 02 02050 07 3000 160.

* Штрафы за нарушение законодательства РФ о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства в части бюджета ФСС - 393 1 16 20020 07 6000 140

Образец заполнения платежного поручения на уплату штрафа в ПФ


[1] Пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса

[2] Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"; Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

[3] Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"; Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"

image_pdf
image_print

При заполнении платежных поручений во время уплаты налогов, штрафов, пеней и различных взносов необходимо соблюдать корректность и следовать определенным правилам. В помощь бухгалтерам разработано данное пособие, представленное в виде удобной таблицы и содержащее требования к заполнению всех граф и полей платежки.

В приложении №3 к Положению Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств» представлена актуальная форма платежного поручения, в которой содержатся номера реквизитов. Пошаговая инструкция подробно описывает все реквизиты и поля платежек, а также перечисляет запрашиваемые сведения, являющиеся обязательными для наказания.

Приказ Минфина РФ от 12.11.2013 N 107Н, вступивший в законную силу 04.02.14, устанавливает особые правила для случаев, при которых денежные средства перечисляются в государственный бюджет, включая уплату налогов, штрафов, пени и обязательных страховых взносов.

В представленной инструкции по заполнению платежных поручений учтены все нововведения, которые присутствуют в тексте вышеупомянутого приказа.

Инстранные компании, у которых нет ИНН, вправое поставить код иностранной организации (КИО), состоящий из 5 знаков.

1. При отсутствии ИНН у физлица указывается ноль («0»).

2. Физ.лица без статуса ИП могут не заполнять, если в реквизите 108 указан 20-ти значный код, проставленный налоговиками в поле «Индекс документа» извещения.

3. Консолидированные группы налогоплательщиков указывают ИНН ответственного участника.

4. Организации при удержании денег из зарплаты физлица и перечислении их в бюджет указывают ИНН этого физлица.

5. ИП, адвокаты, учредившие свои кабинеты, частные нотариусы и главы фермерских хозяйств могут не заполнять, если в реквизите «Код» указан уникальный идентификатор начисления (УИН).

1. Физлица указывают ноль («0»).

2. Консолидированные группы налогоплательщиков указывают КПП ответственного участника.

3. Организации при удержании денег из зарплаты физлица и перечислении их в бюджет указывают ноль («0»).

2. Индивидуальные предприниматели указывают ФИО, далее в скобках «ИП», затем адрес регистрации. До и после адреса регистрации ставится знак «//».

3. Нотариусы с частной практикой и адвокаты, учредившие кабинеты, указывают ФИО, в скобках «нотариус» или «адвокат», адрес регистрации. До и после адреса регистрации ставится знак «//».

4. Главы крестьянских хозяйств указывают ФИО, в скобках «КФХ», адрес регистрации. До и после адреса регистрации ставится знак «//».

5. Прочие физлица указывают ФИО и адрес регистрации. До и после адреса регистрации ставится знак «//». Адрес регистрации можно не указывать, если в платежке стоит 20-ти значный код из извещения, заполненного налоговиками.

6. Консолидированные группы налогоплательщиков указывают наименование ответственного участника.

7. Организации при удержании денег из зарплаты физ. лица и перечислении их в бюджет указывают наименование данной организации.

«01» — налогоплательщик — юридическое лицо;

«02» — налоговый агент;

«06» — участник внешнеэкономической деятельности — юридическое лицо;

«08» — плательщик — юридическое лицо (индивидуальный предприниматель, адвокат, нотариус, глава фермерского хозяйства), осуществляющее перевод денежных средств в бюджет за исключением налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами;

«09» — индивидуальный предприниматель, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;

«10» — нотариус, занимающийся частной практикой, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;

«11» — адвокат, учредивший адвокатский кабинет, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;

«12» —глава крестьянского (фермерского) хозяйства, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;

«13» — физическое лицо, уплачивающее налоги, сборы за совершение налоговыми органами юридически значимых действий, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;

«16» — участник внешнеэкономической деятельности — физическое лицо;

«17» — участник внешнеэкономической деятельности — индивидуальный предприниматель;

«18» — плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством РФ возложена обязанность по уплате таможенных платежей;

«19» — организации и их филиалы, перечисляющие средства, удержанные из заработной платы (дохода) должника — физлица в счет погашения задолженности по платежам в бюджет на основании исполнительного документа;

«21» — ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков;

«22» — участник консолидированной группы налогоплательщиков;

«24» — плательщик — физ. лицо, перечисляющее средства в уплату сборов, страховых взносов, администрируемых ФСС, и иных платежей в бюджет (за исключением сборов за совершение налоговыми органами юридически значимых действий и иных платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами).

«28» — участник внешнеэкономической деятельности-получатель международного почтового отправления.

«ТП» — платежи текущего года;

«ЗД» — добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов);

«БФ» — текущий платеж физического лица — клиента банка (владельца счета), уплачиваемый со своего банковского счета;

«ТР» — погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов);

«РС» — погашение рассроченной задолженности;

«ОТ» — погашение отсроченной задолженности;

«РТ» — погашение реструктурируемой задолженности;

«ПБ» — погашение должником задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;

«ПР» — погашение задолженности, приостановленной к взысканию;

«АП» — погашение задолженности по акту проверки;

«АР» — погашение задолженности но исполнительному документу;

«ИН» — погашение инвестиционного налогового кредита;

«ТЛ» — погашение учредителем (участником) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия или третьим лицом задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;

«ЗТ» — погашение текущей задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Первые два знака — это периодичность перечисления налогового платежа: «МС» — месячная, «КВ» — квартальная, «ПЛ» — полугодовая, «ГД» — годовая.

Четвертый и пятый знаки: для месячных платежей это номер месяца текущего отчетного года (значения от 01 до 12); для квартальных платежей — номер квартала (значения от 01 до 04); для полугодовых платежей — номер полугодия (01 или 02). При уплате налога один раз в год ставятся нули («0»). Если по годовому платежу предусмотрено несколько сроков уплаты и установлены конкретные даты, то ставятся эти даты.

Третий и шестой знаки — это точка («.»).

Седьмой, восьмой, девятый и десятый знаки — это год, за который уплачивается налог.

Примеры заполнения: «МС.02.2013»; «КВ.01.2013»; «ПЛ.02.2013»; «ГД.00.2013»; «04.09.2013».

При невозможности указать конкретное значение ставится ноль («0»).

1. При погашении задолженности ставится конкретная дата, например: «24.10.2013». Она связана с основанием платежа, которое указано в реквизите 106. В частности, для основания платежа «ТР» эта дата обозначает срок уплаты задолженности согласно требованию об уплате. При погашении задолженности по акту проверки или по исполнительному документу ставится ноль («0»).

«ТР» — номер требования налогового органа об уплате налога (сбора);

«РС» — номер решения о рассрочке;

«ОТ» — номер решения об отсрочке;

«РТ» — номер решения о реструктуризации;

«ПБ» — номер дела или материала, рассмотренного арбитражным судом;

«ПР» — номер решения о приостановлении взыскания;

«АП» — номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

«АР» — номер исполнительного документа и возбужденного на основании его исполнительного производства;

«ИН» — номер решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита;

«ТЛ» — номер определения арбитражного суда об удовлетворении заявления о намерении погасить требования к должнику.

При указании номера документа знак «№» не ставится.

При невозможности указать конкретное значение ставится ноль («0»).

1. При перечислении текущих платежей и при добровольном погашении задолженности по истекшим периодам при отсутствии требования (основания платежа «ТП» или «ЗД») ставится ноль («0»).

2. Физические лица при уплате налогов на основании декларации ставят ноль («0»).

При невозможности указать конкретное значение ставится ноль («0»).

1. При перечислении текущих платежей (основание платежа «ТП» указывается дата, когда декларация или расчет подписан налогоплательщиком). Если отчетность по данному платежу еще не сдана, ставится ноль («0»). 2. При добровольном погашении задолженности по истекшим периодам при отсутствии требования (основание платежа «ЗД») указывается ноль («0»).

3. При перечислении платежей на основании требования (основание платежа «ТР») указывается дата требования.

4. При погашении задолженности ставится дата соответствующего документа. В частности, для основания платежа «ТР» эта дата обозначает срок уплаты задолженности согласно требованию об уплате.

Компании и предприниматели должны указывать ноль («0»).

Организации при удержании денег из зарплаты физ. лица и перечислении их в бюджет на основании исполнительного документа указывают сведения о физлице: ФИО, ИНН либо адрес регистрации, дату принятия судебного решения и номер исполнительного листа и проч.

При уплате налога уполномоченным (а не законным) представителем налогоплательщика, указывается ФИО представителя, а также номер и дата доверенности.

«ТП» — платежи текущего года;

«ЗД» — добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов);

«БФ» — текущий платеж физического лица — клиента банка (владельца счета), уплачиваемый со своего банковского счета;

«ТР» — погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов);

«РС» — погашение рассроченной задолженности;

«ОТ» — погашение отсроченной задолженности;

«РТ» — погашение реструктурируемой задолженности;

«ПБ» — погашение должником задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;

«ПР» — погашение задолженности, приостановленной к взысканию;

«АП» — погашение задолженности по акту проверки;

«АР» — погашение задолженности но исполнительному документу;

«ИН» — погашение инвестиционного налогового кредита;

«ТЛ» — погашение учредителем (участником) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия или третьим лицом задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;

«ЗТ» — погашение текущей задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Первые два знака — это периодичность перечисления платежа: «МС» — месячная, «КВ» — квартальная, «ПЛ» — полугодовая, «ГД» — годовая.

Четвертый и пятый знаки: для месячных платежей это номер месяца текущего отчетного года (значения от 01 до 12); для квартальных платежей — номер квартала (значения от 01 до 04); для полугодовых платежей — номер полугодия (01 или 02). При уплате налога один раз в год ставятся нули («0»). Если по годовому платежу предусмотрено несколько сроков уплаты и установлены конкретные даты, то ставятся эти даты.

Третий и шестой знаки — это точка («.»).

Седьмой, восьмой, девятый и десятый знаки — это год, за который уплачивается налог.

Примеры заполнения: «МС.02.2013»; «КВ.01.2013»; «ПЛ.02.2013»; «ГД.00.2013»; «04.09.2013».

При невозможности указать конкретное значение ставится ноль («0»).

1. При погашении задолженности ставится конкретная дата, например: «24.10.2017». Она связана с основанием платежа, которое указано в реквизите 106. В частности, для основания платежа «ТР» эта дата обозначает срок уплаты задолженности согласно требованию об уплате. При погашении задолженности по акту проверки или по исполнительному документу ставится ноль («0»).

«ТР» — номер требования налогового органа об уплате налога (сбора);

«РС» — номер решения о рассрочке;

«ОТ» — номер решения об отсрочке;

«РТ» — номер решения о реструктуризации;

«ПБ» — номер дела или материала, рассмотренного арбитражным судом;

«ПР» — номер решения о приостановлении взыскания;

«АП» — номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

«АР» — номер исполнительного документа и возбужденного на основании его исполнительного производства;

«ИН» — номер решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита;

«ТЛ» — номер определения арбитражного суда об удовлетворении заявления о намерении погасить требования к должнику.

При указании номера документа знак «№» не ставится.

При невозможности указать конкретное значение ставится ноль («0»).

При невозможности указать конкретное значение ставится ноль («0»).

1. При перечислении текущих платежей (основание платежа «ТП» указывается дата, когда расчет подписан плательщиком). Если отчетность по данному платежу еще не сдана, ставится ноль («0»).

2. При добровольном погашении задолженности по истекшим периодам при отсутствии требования (основание платежа «ЗД») указывается ноль («0»).

3. При перечислении платежей на основании требования (основание платежа «ТР») указывается дата требования.

Компании и предприниматели должны указывать ноль («0»).

Организации при удержании денег из зарплаты физлица и перечислении их в бюджет в счет погашения задолженности по иным платежам на основании исполнительного документа указывают сведения о физ. лице: ФИО, ИНН либо адрес регистрации и проч.

При уплате взносов уполномоченным (а не законным) представителем налогоплательщика, указывается ФИО представителя, а также номер и дата доверенности.

Корректное заполнение платежных поручений: как избежать случайных ошибок

Использование специальных веб-сервисов помогает правильно и грамотно сформировать поручения для уплаты любых видов взносов. Эта процедура проводится максимально быстро и комфортно благодаря следующим особенностям:

  • при заполнении платежки нужные значения подставляются автоматически
  • необходимые обновления, включая актуальные реквизиты получателя и новые КБК, своевременно устанавливаются в сервисе без участия пользователя
  • если бухгалтер допускает какую-то ошибку в КБК или других реквизитах платежки, сервис сообщает об ошибке и подсказывает, как следует заполнить данное поле

Существует и другой вариант избежать ошибок при заполнении платежек на уплату налогов и взносов. В некоторых системах для сдачи отчетности (к примеру «Контур.Экстерн») платежку можно автоматически сформировать в один клик. Основанием для такой платежки послужат требование об уплате налога или данные налоговой декларации.

Такие нарушения определены в Главе 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» Налогового кодекса РФ. Основная их часть размещена в таблице ниже.

Вид нарушения Размер штрафа Основание (статья НК)
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе 10 000 руб. ст. 116
Ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. ст. 116
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. ст. 119
Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления ст. 119
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме 200 руб. ст. 119.1
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения 10 000 руб. (если эти деяния совершены в течение одного налогового периода);
30 000 руб. (если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода);
20% от суммы неуплаченного налога (взноса), но не менее 40 000 руб. (если эти деяния повлекли занижение налоговой базы)
ст. 120
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса);
40% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса) (если эти деяния совершены умышленно)
ст. 122
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению ст. 123
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога 30 000 руб. ст. 125
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений 200 руб. за каждый непредставленный документ ст. 126
Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями 10 000 руб. ст. 126
Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения ст. 126.1
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля 1 000 руб. ст. 128
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний 3 000 руб. ст. 128
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации 5 000 руб.;
20 000 руб. (те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года)
ст. 129.1

Стоит отметить, что ранее в случае не сообщения в налоговую инспекцию об открытии (закрытии) банковского счета в течение 7 рабочих дней был штраф в размере 5 000 рублей. На данный момент этот штраф упразднён (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

Налоговые штрафы – это всегда административная ответственность за правонарушения, так или иначе связанные с не надлежаще выполняемыми обязанностями по уплате налогов. При этом субъектами правонарушения, то есть лицами, привлекаемыми к административной ответственности, могут быть как граждане, так и юридические лица.

Уголовные преступления

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Виды налоговых обязательств

Существует целый ряд налоговых обязательств как для физических, так и для юридических лиц.

Так, физические лица обязаны уплачивать налоги:

  • на доходы (НДФЛ) в размере 13% со всех видов дохода, включая заработную плату, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от выигрышей и т.д.;
  • налог на имущество, включая налог на недвижимость и транспортный налог.

Юридические лица и ИП несут следующие налоговые обязательства, в зависимости от вида и системы налогообложения:

  • НДС;
  • на прибыль юридических лиц (УСН, ЕНВД, ОСН, ПСН). Для ИП – НДФЛ;
  • акцизные сборы;
  • социальный.

Любые отклонения от правильного исполнения налоговых обязательств караются (в зависимости от суммы ущерба государству) либо в порядке административной, либо в порядке уголовной ответственности.

Индивидуальные предприниматели

Шансы попасть под правоохранительный административный «каток» есть у ИП, которые:

  • внесли неверные сведения в декларацию;
  • опоздали с подачей декларации;
  • не оплатили или частично не оплатили страховые, социальные и пенсионные взносы, НДФЛ, НДС, налог на имущество.

Ответственность по Налоговому кодексу

Прежде всего, следует понимать, что ответственность, установленная в НК – эта та же административная ответственность, хотя и не включенная в КоАП.

К основным видам правонарушений в сфере налоговых обязательств НК РФ относит:

  • «теневую деятельность» или непостановку на учет в ФНС как плательщика налогов (ст. 116 НК);
  • некорректные расчеты налоговых обязательств (ст. 120 НК РФ);
  • уклонение от подачи декларации, объяснений и документов в ФНС (ст.ст. 119, 123, 122 НК РФ).

То есть, как мы видим, Налоговый кодекс регламентирует ответственность только в части организационных вопросов, связанных с ФНС.

Кодекс административных правонарушений

В соответствии с положениями КоАП РФ, а именно ст.ст. 15.34, 15.9, 15.11, привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций и предприятий за правонарушения, связанные:

  • с несвоевременной постановкой на учет в качестве налогоплательщика;
  • с несвоевременной сдачей налоговых отчетов;
  • с отказом в предоставлении документов сотрудникам ФНС, осуществляющим контроль за исчислением налоговых платежей;
  • с нарушениями в ведении бухгалтерской документации.

Что кроме штрафов

Лица, привлеченные к ответственности за нарушения в сфере налогообложения, помимо административного штрафа или уголовного наказания, могут быть обязаны также выплатить пеню, накопившуюся за время просрочки платежей.

При умышленном уклонении от уплаты налогов могут быть применены также штрафные санкции в размере до 40% от суммы начисленного налога. При этом следует учитывать, что при расчете пени и штрафа учитываются 3 последних года из истории налогоплательщика.

Как правило, пеня начисляется исходя из размера ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ РФ.

Коды бюджетной классификации на 2021 год были утверждены приказом Минфина России от 08.06.2020 № 99н.

КБК на 2021 год по основным налогам и взносам остались прежними. Но в связи с изменениями в главе 23 НК РФ их перечень расширился. Новые КБК потребовались из-за уплаты НДФЛ по прогрессивной ставке и введением уплаты налогов в муниципальные округа. Минфин дополнил перечень КБК Приказом от 12.10.2020 N 236н и после принятия данного приказа в перечне КБК на 2021 год появятся следующие коды:

— 182 1 01 02080 01 1000 110 — для уплаты НДФЛ, который превышает 650 тыс. рублей и относится к части базы сверх 5 млн рублей;

— 182 1 01 02090 01 1000 110 — для уплаты НДФЛ с прибыли КИК, которую получили физлица, перешедшие на особый порядок уплаты налога на основании подачи уведомления в ИФНС;

— 182 1 01 02070 01 1000 110 — для уплаты НДФЛ с процента (купона, дисконта) по обращающимся облигациям российских юрлиц, которые номинированы в рублях и эмитированы после 01.01.2017.

— 182 1 05 04060 02 1000 110 — налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты муниципальных округов;

— 182 1 06 01020 14 1000 110 — налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах муниципальных округов.

— 182 1 06 06032 14 1000 110 — земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах муниципальных округов.

— 182 1 06 06042 14 1000 110 — земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах муниципальных округов.

Для вашего удобства , мы сгруппировали КБК - коды бюджетной классификации на 2021 год - по основным налогам и сборам в таблицы по видам платежей. Полный перечень КБК 2021 вы можете найти на сайте ФНС.

Обратите внимание, с 1 января 2021 года часть доходов, превышающая 5 млн руб. в год, будет облагаться НДФЛ по ставке 15%.

КБК по налогам на 2021 год: НДС, НДФЛ, налог на прибыль, транспортный налог, налог на имущество

Наименование платежа КБК
Налог на прибыль, который начисляют в федеральный бюджет (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01011 01 1000 110
Налог на прибыль, который начисляют в бюджеты субъектов РФ (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01012 02 1000 110
Налог на прибыль, который начисляют в федеральный бюджет (для консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01013 01 1000 110
Налог на прибыль, который начисляют в бюджеты субъектов РФ (для консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01014 02 1000 110
НДС, кроме импортного 182 1 03 01000 01 1000 110
Налог на имущество, не входящее в Единую систему газоснабжения 182 1 06 02010 02 1000 110
Налог на имущество, входящее в Единую систему газоснабжения 182 1 06 02020 02 1000 110
Налог по упрощенке с объектом «доходы» 182 1 05 01011 01 1000 110
Налог по упрощенке с объектом «доходы минус расходы», в том числе минимальный налог 182 1 05 01021 01 1000 110
ЕНВД 182 1 05 02010 02 1000 110
ЕСХН 182 1 05 03010 01 1000 110
НДФЛ для налогового агента 182 1 01 02010 01 1000 110
Транспортный налог 182 1 06 04011 02 1000 110
Земельный налог с участков Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя 182 1 06 06031 03 1000 110

КБК для уплаты пеней по налогам на 2021 год

Коды бюджетной классификации КБК на 2021 год утверждены приказом Минфина России от 08.06.2020 № 99н. Эти коды нужно указывать в платежных поручениях при уплате пеней по налогам в 2021 году.

Наименование платежа КБК
Налог на прибыль, который начисляют в федеральный бюджет (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01011 01 2100 110
Налог на прибыль, который начисляют в бюджеты субъектов РФ (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01012 02 2100 110
Налог на прибыль, который начисляют в федеральный бюджет (для консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01013 01 2100 110
Налог на прибыль, который начисляют в бюджеты субъектов РФ (для консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01014 02 2100 110
НДС 182 1 03 01000 01 2100 110
Налог на имущество, не входящее в Единую систему газоснабжения 182 1 06 02010 02 2100 110
Налог на имущество, входящее в Единую систему газоснабжения 182 1 06 02020 02 2100 110
Налог по упрощенке с объектом «доходы» 182 1 05 01011 01 2100 110
Налог по упрощенке с объектом «доходы минус расходы» 182 1 05 01021 01 2100 110
ЕНВД 182 1 05 02010 02 2100 110
ЕСХН 182 1 05 03010 01 2100 110
НДФЛ для налогового агента 182 1 01 02010 01 2100 110
Транспортный налог 182 1 06 04011 02 2100 110
Земельный налог с участков Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя 182 1 06 06031 03 2100 110

КБК для уплаты штрафов по налогам на 2021 год

КБК на 2021 год утверждены приказом Минфин России от 08.06.2020 № 99н. Эти коды нужно указывать в платежных поручениях при оплате штрафов по налогам в 2021 году.

Наименование платежа КБК
Налог на прибыль, который начисляют в федеральный бюджет (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01011 01 3000 110
Налог на прибыль, который начисляют в бюджеты субъектов РФ (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01012 02 3000 110
Налог на прибыль, который начисляют в федеральный бюджет (для консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01013 01 3000 110
Налог на прибыль, который начисляют в бюджеты субъектов РФ (для консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01014 02 3000 110
НДС 182 1 03 01000 01 3000 110
Налог на имущество, не входящее в Единую систему газоснабжения 182 1 06 02010 02 3000 110
Налог на имущество, входящеее в Единую систему газоснабжения 182 1 06 02020 02 3000 110
Налог по упрощенке с объектом «доходы» 182 1 05 01011 01 3000 110
Налог по упрощенке с объектом «доходы минус расходы» 182 1 05 01021 01 3000 110
ЕНВД 182 1 05 02010 02 3000 110
ЕСХН 182 1 05 03010 01 3000 110
НДФЛ для налогового агента 182 1 01 02010 01 3000 110
Транспортный налог 182 1 06 04011 02 3000 110
Земельный налог с участков Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя 182 1 06 06031 03 3000 110

КБК для уплаты страховых взносов на 2021 год

Минфин России утвердил новые коды бюджетной классификации для платежных поручений на страховые отчисления приказом от 08.06.2020 № 99н.

Наименование платежа КБК
Пенсионные взносы по основным и пониженным тарифам 182 1 02 02010 06 1010 160
Пенсионные взносы по доптарифу, не зависящему от спецоценки (список 1) 182 1 02 02131 06 1010 160
Пенсионные взносы по доптарифу, зависящему от спецоценки (список 1) 182 1 02 02131 06 1020 160
Пенсионные взносы по доптарифу, не зависящему от спецоценки (список 2) 182 1 02 02132 06 1010 160
Пенсионные взносы по доптарифу, зависящему от спецоценки (список 2) 182 1 02 02132 06 1020 160
Медицинские взносы 182 1 02 02101 08 1013 160
Социальные взносы 182 1 02 02090 07 1010 160
Взносы на травматизм 393 1 02 02050 07 1000 160

КБК для уплаты пеней по страховым взносам на 2021 год

Наименование платежа КБК
Пенсионные взносы по основным и пониженным тарифам 182 1 02 02010 06 2110 160
Пенсионные взносы по доптарифу, не зависящему от спецоценки (список 1) 182 1 02 02131 06 2110 160
Пенсионные взносы по доптарифу, зависящему от спецоценки (список 1) 182 1 02 02131 06 2100 160
Пенсионные взносы по доптарифу, не зависящему от спецоценки (список 2) 182 1 02 02132 06 2110 160
Пенсионные взносы по доптарифу, зависящему от спецоценки (список 2) 182 1 02 02132 06 2100 160
Медицинские взносы 182 1 02 02101 08 2013 160
Социальные взносы 182 1 02 02090 07 2110 160
Взносы на травматизм 393 1 02 02050 07 2100 160

КБК для уплаты штрафов по страховым взносам на 2021 год

Наименование платежа КБК
Пенсионные взносы по основным и пониженным тарифам 182 1 02 02010 06 3010 160
Пенсионные взносы по доптарифу, не зависящему от спецоценки (список 1) 182 1 02 02131 06 3010 160
Пенсионные взносы по доптарифу, зависящему от спецоценки (список 1) 182 1 02 02131 06 3000 160
Пенсионные взносы по доптарифу, не зависящему от спецоценки (список 2) 182 1 02 02132 06 3010 160
Пенсионные взносы по доптарифу, зависящему от спецоценки (список 2) 182 1 02 02132 06 3000 160
Медицинские взносы 182 1 02 02101 08 3013 160
Социальные взносы 182 1 02 02090 07 3010 160
Взносы на травматизм 393 1 02 02050 07 3000 160

КБК для взносов ИП на 2021 год

Индивидуальные предприниматели платят КБК самостоятельно. Если ИП одновременно работает, как наемный сотрудник, он все равно должен платить взносы за себя – как ИП.

Предприниматели обязаны платить обязательные взносы на собственное пенсионное и медицинское страхование, до того момента, по они «числятся» как ИП и о них есть запись ЕГРИП. Возраст предпринимателя и род занятий значения не имеет. И самое важное, взносы нужно платить даже в том случае, если ИП не получает никакого дохода.

Таблица. КБК для уплаты страховых взносов Индивидуальными предпринимателем (ИП) на 2021 год

Наименование платежа КБК для уплаты взноса КБК для уплаты пени КБК для уплаты штрафа
Взносы в фиксированном размере на страховую пенсию (с доходов в пределах 300 000 руб.) 182 1 02 02140 06 1110 160 182 1 02 02140 06 2110 160 182 1 02 02140 06 3010 160
Взносы в ФФОМС в фиксированном размере 182 1 02 02103 08 1013 160 182 1 02 02103 08 2013 160 182 1 02 02103 08 3013 160

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Читайте также: