Письмо минфина о налоговом контроле

Опубликовано: 16.04.2024

20-основа.jpg


У налогоплательщика есть право получать информацию и разъяснения от налоговых и финансовых органов. Порядку получения разъяснений и последствиям их исполнения посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Одним из способов снижения налоговых рисков является обращение налогоплательщика за разъяснениями в налоговый или финансовый орган…

Да, это так. В налоговом законодательстве достаточно много положений, которые могут по-разному пониматься налогоплательщиками и налоговыми органами. Эффект неопределенности усиливается от ежегодных поправок. Так, в 2018 году в первую часть НК РФ изменения были внесены шестнадцатью законами. Вторая часть НК РФ правилась сорок одним законом. Продолжается практика принятия законов в конце года.

Конечно, содержащиеся в нормах законодательства о налогах и сборах неясности, противоречия, пробелы, сомнения толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ). Но являются ли они неустранимыми, решается только судебными органами при рассмотрении конкретного дела.

Поэтому налогоплательщикам можно рекомендовать активно пользоваться своими правами на получение информации и разъяснений.

Как распределены обязанности по разъяснению и информированию между финансовыми и налоговыми органами?

Разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщик вправе получать от Минфина России, финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Разъяснения должны представляться по вопросам соответственно законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах (статья 34.2 НК РФ). Это своего рода толкование содержащихся в законодательстве положений.

На налоговые органы возложена обязанность по информированию налогоплательщиков (подпункт 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ).

В чем отличие информирования от разъяснений?

Информирование в рассматриваемом случае может пониматься как доведение до сведения налогоплательщика или воспроизведение информации, содержащейся в законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.

Механизм проведения налоговыми органами информационной работы отражен в регламентах, утвержденных приказом ФНС от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ и приказом Минфина от 02.07.2012 № 99н.

Вместе с тем смысловые отличия информирования и разъяснения фактически неразличимы.

Большинство писем УФНС, а особенно ФНС, по своему содержанию представляют разъяснение методологических вопросов.

Максимальный срок предоставления финансовыми органами разъяснений составляет два месяца со дня поступления запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (пункт 3 статьи 34.2 НК РФ).

Обязан ли финансовый орган предоставить ответ на полученный вопрос по существу?

Минфин не предоставляет разъяснения по вопросам заполнения налоговой отчетности. Такие вопросы направляются для рассмотрения в ФНС.

В ФНС может направляться обращение, относящееся к вопросам правоприменительной практики (пункт 9.20 Регламента Минфина, утвержденного приказом Минфина от 15.06.2012 № 82н, апелляционное определение Верховного суда от 18.01.2018 № АПЛ17-494).

Следует иметь в виду, что к обязанностям налоговых и финансовых органов не относится консультирование – предоставление советов и рекомендаций по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога (письмо ФНС от 27.12.2018 № ГД-4-19/25766@).

Кроме того, не проводится оценка конкретных хозяйственных ситуаций, экспертиза договоров, учредительных, иных документов организаций.

Таким образом, в предоставлении письменных разъяснений может быть отказано, если финансовый орган сочтет, что в запросе содержится просьба не о разъяснении законодательства, а о проведении консультации или экспертизы, например, на предмет применения того или иного режима налогообложения.

Как избежать отказа в предоставлении разъяснений?

Налогоплательщик, который руководствовался разъяснениями уполномоченных органов, при возникновении спора должен будет представить подтверждение полноты и достоверности информации, указанной им в запросе.

Но изложение информации, скажем, о видах выплат в пользу работников для целей получения разъяснения о порядке их налогообложения, не должно подменяться приложением трудовых договоров или локальных актов организации.

Обращение должно содержать вопрос методологического характера по применению НК РФ. Помимо полноты и достоверности изложенной информации, может быть приведено нормативное обоснование позиции налогоплательщика по рассматриваемому вопросу.

Какие основания отказать в предоставлении информации есть у налогового органа?

Не следует формулировать запрос как просьбу подтвердить правильность применения законодательства (подпункт 2 пункта 30 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина от 02.07.2012 № 99н, письмо ФНС от 30.01.2018 № СД-4-3/1642).

Как и финансовый орган, налоговый орган вправе отказать в предоставлении информации, если речь идет о смоделированной ситуации (решение ФНС от 27.12.2017 № АС-3-9/8743@).

Отдельно отметим, что НК РФ предусмотрены специальные основания для рассмотрения налоговым органом заявлений налогоплательщика о предварительной оценке налоговых последствий (в рамках соглашений о ценообразовании и налоговом мониторинге).

Если запрос подписывает не директор общества, нужно ли прикладывать доверенность на представителя?

В принципе, нужно. Но на практике проверка полномочий лица, подписавшего запрос, осуществляется не всегда.

Другое дело, когда налоговый или финансовый орган с учетом статуса организации, направившей запрос, и содержания запроса делает вывод, что заданный вопрос относится к деятельности третьего лица. В этом случае в ответе на запрос будет предложено представить документы, подтверждающие полномочия представителя налогоплательщика, о котором идет речь в запросе (письмо Минфина от 16.11.2018 № 03-03-06//1/82682).

Например, если вопрос касался ставки дивидендов в пользу иностранного учредителя, при том, что в составе участников организации, направившей запрос, таковой отсутствует. Иной распространенный случай – это запросы от аудиторских, консалтинговых компаний.

Что может поменяться в практике получения разъяснений?

В связи с принятием постановления Конституционного суда от 28.11.2017 № 34-П налогоплательщику можно посоветовать обращаться в Минфин или в налоговый орган, в том числе в случаях, если вопрос по налогообложению касается применения законодательства, не относящегося к законодательству о налогах и сборах.

Обязан ли налоговый или финансовый орган запрашивать другой государственный орган, если полученный запрос касается не налогового законодательства?

С другой стороны, в разъяснениях, подготовленных после постановления Конституционного суда от 28.11.2017 № 34-П, по прежнему содержатся положения, предлагающие налогоплательщику обратиться за получением разъяснений в иные государственные органы, или о том, что письмо налогоплательщика направлено для рассмотрения и ответа в иной госорган.

Обязан ли налогоплательщик исполнять полученное письмо Минфина или налогового органа?

Полученное в порядке статей 32, 34.2 НК РФ разъяснение не носит для налогоплательщика обязательного характера. Иными словами, он вправе его проигнорировать и занимать иную позицию.

Если налогоплательщик совершил правонарушение вследствие исполнения разъяснения, он освобождается от ответственности и выплаты пени?

Выполнение письменных разъяснений финансовых органов по вопросам применения законодательства о налогах и сборах признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении любого налогового правонарушения. Также это признается основанием, при наличии которого на сумму недоимки, возникшей у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), не начисляются пени (подпункт 3 пункта 1 статьи 111, пункт 8 статьи 75 НК РФ).

Причем смысл приведенных законоположений связывает возможность получения освобождения от начисления пени и от штрафа с выполнением налогоплательщиком письменных разъяснений любого финансового органа публичной власти, включая разъяснения финансового органа муниципального образования, а не только финансового органа государственной власти.

Но следует иметь в виду, что полномочия финансовых органов разных уровней власти ограничены толкованием правовых норм, принятых на соответствующем уровне. Скажем, органов местного самоуправления – нормами, принятыми на уровне муниципального образования. Их компетенция не охватывает нормы федерального налогового законодательства и налогового законодательства субъекта Российской Федерации (определение Конституционного суда от 08.11.2018 № 2725-О). Выполнение разъяснений финансового органа, которые предоставлены по вопросам, не относящимся к его компетенции, от пени и штрафа не освобождает.

Освобождает ли от ответственности и пени разъяснение налогового органа?

Да. Тем самым налогоплательщику можно рекомендовать обращаться с запросом как в финансовый, так и в налоговый орган.

Причем отсутствие ответа налогового органа на запрос налогоплательщика о применении законодательства может стать дополнительным фактором для признания последующего решения налогового органа по проверке недействительным: налоговый орган отказался предоставить информацию по существу запроса, а выразил свое мнение по спорной ситуации в решении по результатам проверки.

Такая позиция отражена в определении Верховного суда от 16.02.2018 № 302-КГ17-16602.

Освобождает ли от ответственности разъяснение, размещенное в справочно-правовых системах?

Да, но с оговорками. Это разъяснения, которые изначально были размещены на сайте налоговых и финансовых органов.

Согласно приказу Минфина от 12.11.2015 № 435 публикация разъяснения осуществляется путем размещения извлечения из указанного разъяснения на официальном сайте Минфина России. При этом указываются: номер и дата разъяснения, краткое содержание вопроса, ответ на который содержит разъяснение, изложенный в разъяснении ответ на вопрос; фамилия, имя, отчество должностного лица Минфина, подписавшего разъяснение.

Разъяснения Минфина размещаются также в рубрике «Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов» официального сайта Федеральной налоговой службы. Также на сайте размещаются письма самой ФНС. Это разъяснения, обязательные для применения территориальными налоговыми органами.

Кроме того, речь может идти о применении писем массового характера, адресованных неопределенному кругу лиц. В них используется словосочетание «доведите указанные разъяснения до налоговых органов и налогоплательщиков» или аналогичные словосочетания.

К подобным разъяснениям для «неопределенного круга лиц» также относятся письма, содержание которых носит универсальный характер, не зависящий от специфики конкретного налогоплательщика.
Обращаю внимание, что в подавляющем большинстве случаев размещаемые разъяснения налоговых и финансовых органов являются адресными, то есть подготовленными по запросу конкретной организации (физического лица).

При поиске разъяснений в интернете следует убедиться в корректности источников публикации (помимо официальных сайтов, средств массовой информации, учредителем которых выступает госорган, такими источниками могут являться справочно–правовые системы, средства массовой информации, специализирующиеся в сфере учета и налогообложения).

Является ли размещение писем госорганов в справочно–правовых системах официальной публикацией?

Данное понятие в отношении писем неприменимо. Как правило, справочно–правовые системы осуществляют взаимодействие с госорганами в рамках заключенных соглашений. Но это все равно не превращает размещение в подобных системах писем госорганов в их официальное опубликование. Однако данное обстоятельство само по себе не опровергает наличие собственно официального разъяснения.

При возникновении спора у налогоплательщика должны иметься доказательства: распечатанное письмо с указанием источника его размещения или соответствующая копия страницы сайта, заверенные подписью должностного лица налогоплательщика (с расшифровкой подписи), с указанием даты и времени получения информации. Такая распечатка («скриншот») может быть доказательством, в том числе в суде. Не лишним будет сохранить файл, содержащий снимок с экрана, на компьютере или ином носителе информации.

Налоговый орган или суд могут обратиться к тому же самому источнику информации, которым пользовался налогоплательщик, или иным образом удостовериться в наличии разъяснения (направив запрос в орган, издавший разъяснение).

Как поступать, если по конкретному вопросу существует несколько мнений, высказанных Минфином?

Нередко вывод об изменении позиции министерства не всегда справедлив. При наличии «разных» писем Минфина не учитывается трактовка тех или иных положений разъяснений, содержание вопроса, в ответ на который подготовлено разъяснение, произошедшие изменения в законодательстве за истекший период.
Разъяснения не являются нормативными актами, они не подлежат обязательному официальному опубликованию. Поэтому очень редко в последующих разъяснениях говорится о неприменении ранее изданных разъяснений.

Если налогоплательщик пользуется официальными интернет–сайтами государственных органов, справочными правовыми системами и отслеживает размещаемые разъяснения, то следует учитывать последнее по времени разъяснение.

При наличии в периоде совершения операции более позднего разъяснения, относящегося к той же самой ситуации, с иной позицией, налоговый орган или суд может не признать предшествующее разъяснение обстоятельством, освобождающим от ответственности и пени, если в результате его применения в последующем налоговом периоде налогоплательщик неправильно исчислил налог.

Как поступать при наличии расхождений в разъяснениях Минфина и ФНС?

Налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (подпункт 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ).

В настоящее время существование разных позиций Минфина и ФНС, как правило, носит очень непродолжительный характер. Поэтому налогоплательщику рекомендуется дождаться согласованной позиции, в том числе направив свой запрос.

Может ли позиция налогового органа отличаться от позиции, изложенной в письме ФНС?

Налоговые органы порою игнорируют разъяснения ФНС, изданные, что называется «в пользу налогоплательщика». Сюда входят те разъяснения, которые размещены в разделе интернет-сайта ФНС как обязательные для применения налоговыми органами.

В случае возникновения такой ситуации в процессе рассмотрения материалов дела о налоговом правонарушении налогоплательщику как можно раньше следует сообщить об этом факте в ФНС (а если речь идет уже о принятом решении инспекции, то обжаловать его в ФНС).

Иначе, как иногда происходит, арбитражные суды вполне могут занять позицию не в пользу налогоплательщика, несмотря на положительные для него разъяснения Минфина и ФНС.

Как реализуются положения НК РФ об освобождении от ответственности?

Обстоятельства, освобождающие от ответственности, устанавливаются при наличии соответствующих документов, по смыслу и содержанию относящихся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов.

Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений (причина) должно предшествовать совершению правонарушения (следствие).

По смыслу и содержанию разъяснение должно в полной мере соотноситься с условиями деятельности налогоплательщика в налоговом (отчетном, расчетном) периоде.

Если налогоплательщик в качестве возражений к акту проверки прикладывает разъяснение, то налоговым органом должно приниматься решение об отказе в привлечении к ответственности?

В акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых.
Лицо не может быть привлечено к ответственности при отсутствии вины в совершении налогового правонарушения. Наличие (отсутствие) обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, непосредственно влияет на возможность применения ответственности.

Проверка данных обстоятельств является обязанностью налоговых органов и суда.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В случае применения подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ указывается на выполнение налогоплательщиком разъяснений и приводятся их реквизиты.

Решение об отказе в привлечении лица к ответственности выносится руководителем (заместителем руководителя) налогового органа или судом.

1. В письме от 28 декабря 2020 г. № 03-11-11/115268 Минфин России напомнил, что подп. 10 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не разрешает адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также иным формам адвокатских образований применять налоговый режим УСН.

2. В письме от 29 декабря 2020 г. № БС-3-11/8827@ ФНС России разъяснила, что адвокаты из числа военных пенсионеров не будут признаваться плательщиками страховых взносов и, соответственно, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с момента вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”» (далее – Закон).

Закон принят Государственной Думой ФС РФ в трех чтениях, 25 декабря 2020 г. одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Его принятие обусловлено Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. № 5-П. По правилам п. 4 ст. 5 НК РФ Закон может иметь обратную силу, если будет содержать соответствующую оговорку.

Важно отметить, что Закон подписан Президентом РФ, ему присвоен номер № 502-ФЗ, официально опубликован 30 декабря 2020 г., вступил в силу 10 января 2021 г. и не содержит оговорки об обратной силе.

С этой даты адвокаты, являющиеся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»:

– не являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию,

– не являются застрахованными лицами, но могут вступить добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Для того чтобы указанная категория адвокатов получила право на социальную пенсию по старости (дополнительно к уже получаемой по своему статусу), они вправе добровольно перейти к обязательному пенсионному страхованию, подав соответствующее заявление в отделение пенсионного фонда.

3. В письме от 12 января 2021 г. № АБ-3-19/47@ ФНС России разъяснила, что по правилам абз. 8 п. 2 ст. 11.2 НК РФ интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» не предназначен для адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.

4. В письме от 14 января 2021 г. № БС-4-11/148@ ФНС России разъяснила порядок заполнения адвокатами новой формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2020 г.

5. В письме от 14 января 2021 г. № 03-04-05/1051 Минфин России разъяснил, что он по своему регламенту не рассматривает по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства РФ и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Минфина России, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. Повторив положения гл. 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц», ведомство сообщило, что консультационные услуги по вопросам налогообложения Департамент Минфина также не оказывает.

Оценивая данное письмо Минфина России, необходимо обратить внимание на то, что согласно п. 1 ст. 34.2 НК РФ Минфин России обязан давать письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах. Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 ноября 2017 г. № 34-П, Налоговый кодекс РФ не предполагает уклонения финансовых, налоговых органов и других полномочных органов государственной власти от дачи письменных разъяснений налогоплательщикам по их запросам о порядке применения законодательства о налогах и сборах.

image_pdf
image_print

Финансовое ведомство безустанно отвечает на вопросы, связанные с налогами и прочими обязательными платежами. И хотя мнение специалистов Минфина не имеет силы закона, налоговые инспекции чаще всего действуют в соответствии с ним. Поэтому всегда полезно следить за новыми разъяснениями чиновников. Сегодня рассмотрим, что интересного вышло за предыдущие месяцы.

Про НДС

Для получателей субсидий и инвестиций из бюджета

Компания получила бюджетную субсидию для погашения задолженностей перед поставщиками. В этом случае ей следует восстановить суммы НДС, ранее принятые к вычету по товарам, работам или услугам, в отношении которых образовались эти задолженности. Такое разъяснение дано в письме от 13 апреля 2018 г. № 03-07-11/24618.

Другая ситуация: инвестиции из бюджета юридическое лицо внесло в уставный капитал своего дочернего общества. «Дочка» за счет этих средств приобретает объекты недвижимого имущества или осуществляет капитальные вложения. В этом случае суммы НДС с указанных затрат к вычету дочернее общество принимать не может. Об этом сообщается в письме от 19 апреля 2018 № 03-07-10/26420.

В другом своем разъяснении (письмо от 24 апреля 2018 г. № 03-07-12/27660) финансовое ведомство обосновывает подобные позиции. Чиновники указывают на то, что принятие к вычету НДС по товарам, работам и услугам, приобретенным за счет бюджетных инвестиций или субсидий, представляет собой непрозрачное субсидирование, не позволяющее обеспечить целевое использование средств бюджета.

Для всех, кто работает со счетами-фактурами

В очередной раз Минфин указывает на то, что далеко не любая ошибка в счете-фактуре является значимой. В письме от 2 апреля 2018 г. № 03-07-14/21045 речь идет об ошибках в адресах продавца или покупателя, в частности, об указании сокращений слов «город», «улица», об использовании строчных букв вместо заглавных и подобных неточностях. Такие несущественные ошибки при оформлении счета-фактуры вовсе не означают, что он заполнен с нарушением установленного порядка и по нему нельзя произвести вычет.

А в письме от 25 апреля 2018 г. № 03-07-09/28071 ведомство напоминает, что даже если счет-фактура выставлен после установленного НК РФ пятидневного срока, отказывать в вычете на основании такого документа неправомерно.

Прочие пояснения по НДС

  1. Негосударственные пенсионные фонды не учитывают суммы НДС с товаров, которые приобретены для участия в рекламных акциях, в их стоимости. Эти суммы НПФ включают в расходы по налогу на прибыль. Письмо от 12 апреля 2018 г. № 03-07-11/24226.
  2. Передача в качестве вклада в уставный капитал исключительных прав на товарный знак, в том числе от иностранного ЮЛ, НДС не облагается. Письмо от 19 апреля 2018 г. № 03-07-08/26423.
  3. Если по соглашению о предоставлении отступного в счет прекращения обязательств по кредиту передается недвижимое имущество, то такая операция облагается НДС. Письмо от 24 апреля 2018 г. № 03-03-06/2/27677.
  4. Услуги подвоза учащихся до места учебы и обратно, осуществляемые образовательной НКО, не освобождаются от уплаты НДС. Налог следует начислять в соответствии с пунктом 3 статьи 164 НК РФ по ставке 18%. Письмо от 29 марта 2018 г. № 03-07-11/19900.
  5. При создании нематериальных активов вычет НДС, предъявленного налогоплательщику в течение всего периода создания НМА, осуществляется в течение 3 лет после принятия этих активов на учет. Вычет осуществляется на основании счетов-фактур вне зависимости от даты их выставления. Это обусловлено тем, что право на вычет возникает не ранее даты, которой объекты приняты на учет в качестве НМА. Письмо от 26 апреля 2018 г. № 03-07-11/28617.

Про налог на прибыль

По поводу этого налога писем не так много. Кратко изложим их выводы:

  1. Расходы в виде суммы НДФЛ не относятся на уменьшение базы по налогу на прибыль. Ведь плательщиком этого налога является работник, а работодатель лишь выполняет роль налогового агента. Страховые взносы учитываются плательщиком таковых в составе прочих расходов на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Письмо от 13 апреля 2018 г. № 03-03-07/24635.
  2. При исчислении базы по налогу на прибыль затраты на оплату сторонней компании за услуги по приему очистки сточных вод, в том числе при предельном превышении загрязняющих веществ, относятся к материальным расходам. Письмо от 18 апреля 2018 г. № 03-03-06/1/25807.
  3. Бывает, что банк получает недвижимость по соглашению об отступном в счет оплаты кредита. НДС, предъявленный по этому имуществу, должен учитываться при определении базы по налогу на прибыль в полном объеме единовременно в прочих расходах.Письмо от 24 апреля 2018 г. № 03-03-06/2/27677.
  4. Компания приобретает земельный участок и осуществляет на нем капитальное строительство нежилого здания для последующей перепродажи. Расходы на приобретение такого земельного участка относятся к прямым расходам при определении базы по налогу на прибыль. Письмо от 25 апреля 2018 г. № 03-03-06/1/28037.
  5. Для подсчета процентного отношения работников к численности населения определенного населенного пункта берется количество работников компании с учетом всех филиалов и подразделений, и численность работающего населения этого пункта. Письмо от 25 апреля 2018 г. № 03-03-06/1/28207.

Про НДФЛ

Доходы от ценных бумаг

При исчислении НДФЛ есть особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами. Они определены в статье 214.1 НК РФ. Минфин в своем письме от 5 апреля 2018 г. № 03-04-06/22157 поясняет, что квалификация иностранного финансового инструмента в качестве ценной бумаги должна определяться в соответствии с Положением, утвержденным приказом ФСФР России от 23 октября 2007 г. № 07-105/пз-н. Финансовое ведомство ссылается на письмо Банка России от 4 мая 2017 г. № ИН-06-28/19. Если иностранный финансовый инструмент не отнесен к ценным бумагам в соответствии с упомянутым выше Положением, его квалификация в качестве ценные бумаги может быть осуществлена ЦБ РФ в соответствии с Индивидуальным порядком квалификации.

Если иностранный инструмент не является ценной бумагой ни в соответствии с Положением, ни в соответствии с Индивидуальным порядком квалификации Центрального банка, то положения статьи 214.1 НК РФ при определении налоговой базы не применяются.

Еще одно пояснения Минфин дал в письме от 20 апреля 2018 г. № 03-04-06/26989 относительно дохода по облигациям. Чиновники объясняют, что накопленный процентный (купонный) доход как отдельный вид дохода по облигациям Налоговым кодексом не предусмотрен. Соответственно, никакого специального положения при налогообложении такого дохода в НК РФ нет. Доходы от реализации ценных бумаг учитываются налогоплательщиком в доходах, а в расходы по приобретению этих бумаг включаются суммы процентного (купонного) дохода, уплаченные налогоплательщиком продавцу.

Адвокатская деятельность

В письме от 25 апреля 2018 г. № 03-04-05/28247 Минфин подтверждает, что адвокаты не могут учитывать убытки при исчислении налоговых обязательств будущих периодов. При этом в ведомстве полагают, что убытки в адвокатской деятельности — явление нечасто. Вместе с тем чиновники ссылаются на деятельность ИП, которые в отличие от адвокатов имеют более высокий риск получения отрицательного финансового результата, но при этом лишены возможности учитывать такие убытки в последующих налоговых периодах.

В том же письме Минфин отвергает предложение распространить на адвокатов применяемую к предпринимателям норму, которая заключается в следующем: если расходы невозможно подтвердить документально, то они принимаются в размере 20% от суммы доходов. Минфин против этого в отношении адвокатской деятельности, поскольку это приведет к ее непрозрачности. К тому же, по мнению чиновников, у адвокатов не бывает полного отсутствия документального подтверждения расходов.

Имущественный вычет

В письме от 2 апреля 2018 года № 03-04-05/21115 чиновники поясняют, что налоговый вычет на строительство либо приобретение недвижимости предоставляется только один раз. Если физическое лицо воспользовалось им до вступления в силу закона № 212 от 23 июля 2013 года, та право на повторный вычет у него отсутствует. При этом неважно, приобретает / строит он недвижимость для себя или для своих несовершеннолетних детей.

Специалисты Минфина также указывают, что в ближайшее время, по крайней мере, до 2020 года, изменения порядка предоставления имущественного налогового вычета не будет.

Прочие пояснения по НДФЛ

  1. Если налоговый резидент России получает пенсию от Пенсионного фонда ООН, то такие выплаты подлежат обложению НДФЛ как доходы от зарубежных источников. Письмо от 2 апреля 2018 г. № 03-04-05/21087.
  2. Муниципальное учреждение физкультуры и спорта при отсутствии у него лицензии на образовательную деятельность не является учреждением образования. В связи с этим социальный налоговый вычет по НДФЛ на сумму расходов на обучение ребенка в таком учреждении не предоставляется. Письмо от 2 апреля 2018 г. № 03-04-05/20921.
  3. Денежные компенсации затрат на поездку, выплаченные членам Совета директоров организации, освобождаются от НДФЛ, если такая поездка в соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ квалифицируется как поездка для участия в заседании органа управления компании. Письмо от 4 апреля 2018 г. № 03-04-06/21700.
  4. Положение пункта 72 статьи 217 НК РФ не применяется к доходам, которые налогоплательщик получил при выходе из ООО в натуральной форме в виде нежилого помещения. Письмо от 23 апреля 2018 г. № 03-04-05/27171.
  5. Доходы налогоплательщика — резидента РФ от продажи недвижимости могут освобождаться от НДФЛ на основании пункта 17.1 статьи 217 НК РФ при соблюдении условий, которые указаны в статье 217.1 Кодекса. Письмо от 23 апреля 2018 г. № 03-04-05/27158.
  6. Налоговый кодекс не предусматривает особого порядка налогообложения доходов по операциям с биткоинами. Письмо от 19 апреля 2018 г. № 03-04-05/26603.
  7. В соответствии с пунктом 44 статьи 217 НК РФ, освобождаются от НДФЛ доходы в виде питания, которым работодатель обеспечивает работников, привлеченных для сезонных полевых работ с учетом требований Трудового кодекса. Письмо от 6 апреля 2018 г. № 03-04-06/22896.
  8. Физическое лицо — резидент РФ, получившее вознаграждение по договору гражданско-правового характера, должно уплачивать НДФЛ по ставке 13%. Письмо от 19 апреля 2018 г. № 03-04-05/26447.

Прочие налоги

Кратко упомянем о письмах с разъяснениями о других налогах и платежах:

  1. ИП, реализующий через розничную сеть ювелирные изделия, изготовленные из лома золота, при соблюдении положений главы 26.5 НК РФ может применять патентную систему налогообложения. Письмо от 4 апреля 2018 г. № 03-11-12/21663.
  2. ИП может применять ЕНВД при осуществлении услуг по установке и наладке бытовой техники и систем кондиционирования, поскольку они могут быть отнесены к бытовым услугам. Письмо от 27 апреля 2018 г. № 03-11-11/28969.
  3. Если в субъекте РФ введена льгота по налогу на имущество ЮЛ в отношении движимого имущества не старше 3 лет, то для расчета его возраста нужно принимать во внимание день, месяц и год его изготовления, указанные в документах производителя. Письмо от 9 апреля 2018 г. № 03-05-05-01/23087.
  4. Пенсионеры, подающие судебные иски к ПФР, негосударственным пенсионным фондам, органам исполнительной власти, выплачивающим пенсии бывшим военнослужащим, уплачивают госпошлину на общих основаниях. Письмо от 19 апреля 2018 г. № 03-05-06-03/26207.
  5. Кадастровая стоимость земельного участка гаражного кооператива была по ошибке завышена. После исправления этой ошибки и уменьшения кадастровой стоимости необходимо произвести уточнение налоговых обязательств, в том числе пересчитать ранее начисленные пени и штрафы. Письмо от 18 апреля 2018 г. № 03-02-08/26078.
  6. Налог на имущество организаций по объектам, указанным в статье 378.2 НК РФ, рассчитывается на основании их кадастровой стоимости. Это конкретная величина, указанная в Едином государственном реестре недвижимости. Какая-либо иная стоимость, отличная от кадастровой, для исчисления налога не используется. На сумму НДС указанная стоимость также не уменьшается. Письмо от 23 апреля 2018 г. № 03-05-05-01/27098.

Страховые взносы

В части страховых взносов отметим три письма:

  1. Стоимость путевки на санаторно-курортное лечение, а также стоимость проезда в санаторий и обратно, облагаются страховыми взносами в общем порядке вне зависимости от источника финансирования таких затрат. На указанные расходы действие статьи 422 НК РФ не распространяется. Письмо от 12 апреля 2018 г. № 03-15-06/24316.
  2. Если компания или ИП выплачивает вознаграждение по гражданско-правовому договору гражданину иностранного государства, который временно пребывает на территории России, то с этих сумм необходимо начислить взносы на пенсионное страхование. Если иностранный гражданин исполняет ГПХ удаленно, то страховые взносы не начисляются. Письмо от 20 апреля 2018 г. № 03-15-06/26835.
  3. Выплаты, направленные на возмещение транспортных затрат сотруднику, чья работа имеет разъездной характер, не облагаются страховыми взносами, если в коллективном или трудовом договоре, локальном нормативном акте установлено, что указанный сотрудник исполняет работу разъездного характера. Такие расходы должны быть подтверждены документально. При отсутствии подтверждающих документов выплаты не признаются компенсацией — в таком случае с них следует начислить страховые взносы. Письмо от 19 апреля 2018 г. № 03-15-06/26525.

от 17 июля 2013 года N АС-4-2/12837@

О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками

(с изменениями на 15 января 2019 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе территориальных налоговых органов настоящие рекомендации, подготовленные в целях обеспечения единообразия процедур проведения мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс).

1. Общие положения

1.1. Настоящие рекомендации распространяются на проведение мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов (далее - налогоплательщиков).

1.2. Мероприятиями налогового контроля являются предусмотренные Кодексом формы деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 82 Кодекса). Мероприятиями налогового контроля также являются формы деятельности налоговых органов предусмотренные международными договорами Российской Федерации, содержащими положения, касающиеся налогообложения и сборов, (статья 7 Кодекса).

Мероприятия налогового контроля проводятся в ходе проведения налоговых проверок и при рассмотрении материалов налоговых проверок в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля (мероприятия налогового контроля, связанные с налоговыми проверками). Отдельные мероприятия налогового контроля в случаях, предусмотренных Кодексом, могут проводиться вне рамок налоговых проверок.

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93_1 Кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

Дополнительные мероприятия налогового контроля проводятся в соответствии с пунктом 6 статьи 101 Кодекса и согласно настоящим Рекомендациям.

Цель проведения мероприятий налогового контроля соответствует цели проведения налогового контроля (целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах).

1.3. При проведении мероприятий налогового контроля должностные лица налоговых органов руководствуются Кодексом, иными нормативными правовыми актами, настоящими рекомендациями, а также иными методическими документами ФНС России.

1.4. Настоящие рекомендации не распространяются на следующие мероприятия налогового контроля, проводимые в соответствии с иными специальными рекомендациями ФНС России:

получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

сообщение налогоплательщику о выявленных камеральной налоговой проверкой ошибках в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствиях сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (пункт 3 статьи 88 Кодекса).

1.5. При проведении мероприятий налогового контроля в автоматизированной информационной системе налоговых органов (далее - АИС "Налог") формируются формы документов, упоминаемые в настоящих рекомендациях, а также формы документов, прилагающиеся к настоящим рекомендациям, при этом заполняются информационные ресурсы местного, регионального и федерального уровней, согласно порядкам их ведения.

1.6. При производстве действий по осуществлению налогового контроля налоговые органы вправе применить технические средства для производства фото- и киносъемки, видеозаписи хода проведения мероприятий налогового контроля, копировально-множительную технику, иные технические средства. Факты применения технических средств отражаются в соответствующих протоколах, составленных при производстве действий по осуществлению налогового контроля, к ним приобщаются материалы, полученные в результате применения технических средств (фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы).

Технические средства применяют в случаях, когда:

объем фиксируемой техническими средствами информации является значительным;

фиксирование информации техническими средствами позволяет более объективно зафиксировать необходимую информацию;

фиксирование информации техническими средствами позволяет получить более наглядную информацию;

иными средствами фиксация информации невозможна (например, применение съемных электронных носителей при выемке информации из компьютерной техники налогоплательщика).

1.7. При производстве действий по осуществлению налогового контроля вправе участвовать сотрудники органов внутренних дел, включенные в состав проверяющих на основании и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 36 Кодекса, и в соответствии с Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2/347 от 30.06.2009 "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений" (далее - Приказ N 495/ММ-7-2/347).

В соответствии с частью третьей статьи 11 Федерального закона от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы в рамках Инструкции о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения, утвержденной Приказом N 495/ММ-7-2/347, в ходе проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках в которых органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами, а также в рамках предусмотренного пунктом 3 статьи 82 Кодекса информирования органами внутренних дел об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях.

При использовании налоговыми органами результатов оперативно-розыскной деятельности при реализации ими полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах в качестве доказательств по делу о налоговом правонарушении, налоговым органам необходимо учитывать, что если данные результаты не отвечают требованиям, предъявляемым арбитражным процессуальным законодательством и гражданским процессуальным законодательством к доказательствам, необходимо их закрепление в надлежащей форме путем проведения соответствующих мероприятий налогового контроля, так как в этом случае данные результаты являются лишь сведениями об источниках соответствующих фактов, а не доказательствами (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.02.99 N 18-О, от 25.11.2010 N 1487-О-О, от 25.01.2012 N 167-О-О и др.).

1.8. (с 30.07.2013) Адреса, которые, используются налоговыми органами при направлении налогоплательщикам корреспонденции по почте, указаны в пункте 5 статьи 31 Кодекса.

В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом:

налогоплательщику - российской организации (ее филиалу, представительству) - по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц;

налогоплательщику - иностранной организации - по адресу места осуществления им деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;

налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

До утверждения ФНС России формы заявления о предоставлении налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем, нотариусом, занимающимся частной практикой, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, рекомендуется принимать такие заявления в произвольной форме.

1.9. Налоговым органам при проведении мероприятий налогового контроля в целях исполнения запросов компетентных органов иностранных государств необходимо учитывать следующие принципы предоставления информации:

при выполнении запросов налоговые органы руководствуются законодательством о налогах и сборах;

при выполнении запросов налоговые органы представляют либо имеющуюся информацию (в том числе полученную ранее при осуществлении налогового контроля) или проводят мероприятия налогового контроля в рамках проводимых ими камеральных или выездных налоговых проверок.

В части документов возможность истребования с 30.07.2013.

2. Вызов налогоплательщиков в налоговые органы для дачи пояснений

2.1. Налоговые органы на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений:

в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов;

в связи с налоговой проверкой;

в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Форма Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) приведена в приложении N 1 к приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.

2.2. Вызов налогоплательщиков может осуществляться в следующих случаях (но ими не ограничивается):

1) если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы . Сведения, включаемые в Уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в этом случае приведены методических рекомендациях ФНС России по данному вопросу;

Настоящие рекомендации не распространяются на работу комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы. Приведено справочно.

3) в случае необходимости вручения либо ознакомления руководителя организации, индивидуального предпринимателя, физического лица или их представителя с документами, составляемыми при проведении выездной налоговой проверки (решение о проведении выездной налоговой проверки, решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки; решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки, постановление о производстве выемки документов и предметов, постановление о назначении экспертизы, требование о представлении документов (информации), справка о проведенной выездной налоговой проверке, акт налоговой проверки, извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, иные документы ). Необходимость явки может усматриваться, если необходимо вручить значительный объем документов, когда при этом согласно Кодексу налогоплательщику необходимо подписать документ, составить протокол об ознакомлении с документом и т.д. При этом в уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) рекомендуется включать сведения о том, что явка в налоговый орган необходима в связи с проведением камеральной или выездной налоговой проверки;

Настоящие рекомендации не распространяются на процедуру привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, но под иными документами могут также пониматься документы, принимаемые в рамках и по результатам данной процедуры. Приведено справочно.

4) в иных случаях.

2.3. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Налоговым органам необходимо учитывать, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ссылку на применение указанной административной ответственности рекомендуется приводить в тексте уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

3. Инвентаризация имущества

3.1. Инвентаризация имущества налогоплательщика осуществляется в соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденным приказом Минфина России и МНС России от 10.03.99 N 20н/ГБ-3-04/39.

3.2. Под имуществом согласно пункту 2 статьи 38 Кодекса в целях проведения инвентаризации понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу (за исключением имущественных прав) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

К имуществу с учетом пункта 2 статьи 38 Кодекса и в соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество.

В целях проведения инвентаризации к имуществу налогоплательщика относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства, кредиторская задолженность и иные финансовые активы (пункт 1.3 Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 10.03.99 N 20н/ГБ-3-04/39).

3.3. Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

3.4. Налоговые органы вправе привлекать для проведения инвентаризации имущества налогоплательщика экспертов, переводчиков и других специалистов.

Разъяснениям Минфина по налогам - можно ли верить и надо ли применять?


Сегодняшний чудесный воскресный день я посвятила одному из увлекательнейших занятий - прочтению новых нормативных документов.

Хотите верьте, хотите - нет, но если подойти к этому чтиву с легкой долей иронии, то можно получить огромное удовольствие!

И такое огромное удовольствие мне доставило Письмо Минфина РФ от 16 мая 2013 г. N 03-02-08/17019.

Это письмо явилось ответом на вопрос одного налогоплательщика, который сделал так, как написано в одном из писем Минфина, а вот налоговая с этим не согласилась и наложила на предпринимателя большой штраф.

Налогоплательщик, размахивая письмом Минфина, подал исковое заявление, на что получил ответ, что письма Минфина, в вопросах, касающихся налогов,:

  • не являются нормативными актами;
  • не содержат правовых норм или общих правил;
  • не могут конкретизировать нормативные предписания;
  • имеют информационно-разъяснительный характер.

Ну и дотошный же попался налогоплательщик! Он этот ответ послал самому Минфину, вопрошая, что же за безобразия такие творятся? Кто главнее - Минфин или ФНС? Должны ли ФНС и его службы исполнять эти самые письма Минфина?

И Минфин ответил.

Минфин сослался на статью 34.2. НК РФ "Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов", которая гласит:

Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Кроме того, есть подпункт 5 пункта 1 статьи 32. НК РФ "Обязанности налоговых органов":

Налоговые органы обязаны:

. 5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; .

Проверила формулировки по Налоговому кодексу - все правильно процитировано.

Казалось бы, о чем тогда речь? Минфин дает разъяснения, а ФНС обязано их выполнять. Вроде, и ёжику должно быть понятно.

Но не тут-то было. Далее Минфин в своем письме признается, что «Указанные письменные разъяснения Минфина России имеют информационно-разъяснительный характер, не направлены неопределенному кругу лиц, не являются нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения заявителями". Причем утверждение это не ссылается ни на какой нормативный акт. Откуда взялось это утверждение? Надоело Минфину с ФНС воевать?

Тогда зачем они пишут этот бесконечный поток писем, раз эти письма не являются ничем, кроме измышлизмов, не обязательных к исполнению?

Оказывается, что обязательны к исполнению и налоговыми органами и налогоплательщиками лишь те письма Минфина, которые согласованы с ФНС и опубликованы на сайте ФНС в разделе "Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами". При этом идет ссылка на Письмо ФНС России от 23.09.2011 N ЕД-4-3/15678@.

А означает это только одно - те письма Минфина, которые согласованы с ФНС, мы читаем, изучаем, применяем. То есть эти письма должны быть подписаны сразу двумя ведомствами, иметь два номера. А то, что идет за одним номером Минфина - просто принимаем к сведению.

И если мы вдруг захотим применить те самые измышлизмы, то вся ответственность ложится на нас, налогоплательщиков. И для налоговых органов это - не более, чем бумажка.

Заключительная фраза рассматриваемого письма Минфина полностью подтверждает мои выводы:

При защите своих интересов налогоплательщик должен руководствоваться законодательством о налогах и сборах, а также вправе учитывать позицию, изложенную в письмах Минфина России.

Слово "вправе" подчеркнула - не обязаны, а только вправе учесть, где-то за скобками, позицию Минфина.

Читайте также: