Перевозка воздушным пассажирским транспортом подчиняющимся расписанию налогообложение

Опубликовано: 22.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 сентября 2018 г. N 03-07-07/62782 О применении НДС при реализации услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования

Вопрос: Прошу дать письменный ответ по вопросу применения законодательства РФ о налогах и сборах в отношении следующей ситуации:

Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), установлен статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению НДС услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях данной статьи к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулирует Федеральный закон N 220-ФЗ. Из этого документа следует, что регулируемые перевозки делятся на два вида:

- регулярные перевозки по регулируемым тарифам. Таковыми являются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в определенном порядке;

- регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам. Таковыми являются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, предусмотренных перевозчиком. Органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать для отдельных категорий граждан льготы на проезд (ст. 20 Федерального закона N 220-ФЗ).

Порядок определения регулируемых тарифов на перевозки по муниципальным, межмуниципальным и смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок предусмотрен ст. 15 и ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 220-ФЗ.

Положения Федерального закона N 220-ФЗ не содержат каких-либо требований по обоснованию, порядку установления, информирования пассажиров об изменении нерегулируемого тарифа.

Общие условия перевозок пассажиров и багажа автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, а также общие условия предоставления услуг на объектах транспортных инфраструктур определяет Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав). Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные Уставом, устанавливаются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Кроме того, к отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, применяются также положения законодательства РФ о защите прав потребителей (ч. 4 ст. 1 Устава).

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Устава регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади (ч. 1 ст. 20 Устава).

При осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, перевозчики самостоятельно устанавливают тариф, при этом в случае применения разных систем налогообложения, размер тарифа каждого перевозчика может существенно отличаться, что противоречит п. 2 ст. 426 ГК РФ, в котором говорится, что цена товаров, работ или услуг в публичном договоре должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории.

Так, например, перевозчики и индивидуальные предприниматели, получившие не более 20 или не более 100 карт маршрута регулярных перевозок и применяющие УСНО (ЕНВД, патент) не учитывают в нерегулированном тарифе налог на добавленную стоимость в размере 18 (20) процентов, в отличие от перевозчиков, находящихся на основной системе налогообложения и утративших право на льготу по НДС на основании пп. 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса. Разница в нерегулируемом тарифе, утверждаемым разными перевозчиками при этом будет составлять 18-20%, что является существенной величиной не в пользу предприятий перевозчиков, находящихся на общей системе налогообложения.

В городе в настоящее время установлен тариф в 22 рубля (октябрь 2017 года). При начале деятельности по перевозке пассажиров согласно 220-ФЗ нерегулируемый тариф будет составлять с учетом НДС 26,40 руб. и это без учета роста цен на топливо и запасные части в 2018 году. Данное увеличение стоимости проезда целиком ляжет на население города, при этом перевозчик не будет иметь никаких дополнительных доходов для пополнения парка транспортных средств, оборудования и развития бизнеса. Одновременно с этим возрастет сумма субсидии (компенсации) за услуги по перевозке отдельных льготных категорий жителей края на сумму НДС 18 (20) процентов, компенсируемой перевозчику из краевого бюджета УСЗН. Все вышеназванные обстоятельства могут привести к нежелательному резонансу, как при попытке отмены социальных льгот для населения в городе в январе 2016 года.

Таким образом, конкурентоспособность крупного предприятия-перевозчика будет возможна только при сохранении льгот по налогу на добавленную стоимость.

Учитывая вышеизложенное, в соответствии с п. 1 ст. 21 Кодекса прошу разъяснить:

1. Рассматривается ли в перспективе возможность сохранения льготы по пп. 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса для пассажирских регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на основании ст. 17 220-ФЗ от 13.07.2015 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации".

2. Возможно ли при осуществлении регулярных пассажирских перевозок по нерегулируемым тарифам для перевозчиков, находящихся на общей системе налогообложения использовать тариф, утвержденный для регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам для муниципального транспортного предприятия, установленных органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

3. Будет ли сохранено право на льготу по НДС для перевозчика, находящегося на ОСНО в случае отказа от права устанавливать нерегулируемый тариф. При этом оказывать услуги по регулярным перевозкам по нерегулируемым тарифам при применении регулируемого тарифа, установленного органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления для муниципального транспортного предприятия, с одновременным предоставлением всех льгот на проезд для отдельных категорий граждан.

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях данной статьи Кодекса услугами, освобождаемыми от налога на добавленную стоимость, признаются услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования при соблюдении следующего условия: перевозка пассажиров осуществляется по единым тарифам, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

В случае несоблюдения указанного условия оказываемые услуги услугами по перевозкам пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, освобождаемыми от НДС на основании пункта 2 статьи 149 Кодекса, не признаются.

Одновременно сообщаем, что в настоящее время Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации рассматривается проект федерального закона "О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации", которым предлагается внести в действующее законодательство Российской Федерации о налогах и сборах изменение, предусматривающее установление освобождения от налогообложения НДС в отношении выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам на основании государственного или муниципального контракта.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

НДС не уплачивается в отношении услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в т. ч. маршрутного). Условие - перевозка пассажиров производится по единым тарифам, установленным местными властями, в т. ч. с предоставлением всех льгот на проезд.

Планируется ввести освобождение в отношении работ, связанных с регулярными перевозками пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам на основании государственного или муниципального контракта. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Госдуме.

Транспортный налог взимается не только с автомобилей и прочей техники, передвигающейся по дорогам общего пользования. Платить в казну нужно и тем, кто приобрел летательные аппараты, в том числе беспилотные.

Объекты налогообложения

Принципиальной разницы между исчислением транспортного налога на наземный и воздушный транспорт нет. Используется аналогичная формула и схожий принцип расчета ставки.

Оплачивать транспортный налог необходимо на технику, поставленную на учет гражданином или организацией в соответствии с действующими процедурами.

Разберемся с тем, что же считается воздушным судном, подлежащим регистрации. Эта информация зафиксирована в Воздушном Кодексе РФ. Согласно данному своду законов, воздушным судном следует называть аппарат, приводимый в движение благодаря взаимодействию с воздухом, но не отраженным от поверхности воды или земли. Получается, фактически подлежит регистрации все, что обладает крыльями.

Однако это не так. Перечень летательных аппаратов, подлежащих регистрации, определяется ст. 33 Воздушного кодекса:

  1. Беспилотные воздушные суда массой более 30 кг.
  2. Пилотируемые воздушные суда массой более 115 кг.

Если воздушное судно не подлежит регистрации в соответствии с указанной статьей, налог за него платить не нужно. Несмотря на необходимость передачи сведений контролирующим органам для надлежащего учета.

Частые вопросы о налогообложении воздушных судов

Один из наиболее популярных вопросов в сфере налогообложения летательных аппаратов связан с расчетом суммы оплаты для техники, не оснащенной двигателями. В этом случае расчет происходит не от мощности, а от количества машин во владении. Базовая ставка — 200 рублей за единицу.

Для самолетов с реактивными двигателями ставка в НК РФ установлена на уровне 20 рублей за 1 л.с., для остальных моделей с силовыми агрегатами — 25 рублей за 1 л.с. Поскольку транспортный налог является региональным, субъекты государства имеют право устанавливать собственные ставки. Указанные выше цифры могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем десятикратно.

Подавать в налоговую инспекцию информацию о приобретении объекта налогообложения не нужно. ФНС получит сведения из Государственного реестра гражданских воздушных судов.

Ставка, применяемая в конкретном случае, определяется на основании местонахождения ТС. В отношении воздушных судов таким местом считается место приписки или место регистрации. Однако в принятых на государственном уровне актах понятие «место приписки» используется только для водного транспорта, а место государственной регистрации не определено. В связи с этим оплата производится исходя из норм, действующих в регионе проживания собственника.

Всем ли нужно платить налог

Перечень категорий граждан и юридических лиц, освобожденных от уплаты транспортного налога на самолеты, вертолеты и иные летательные аппараты, утверждается региональным законодательством.

Однако существует ряд категорий владельцев воздушных судов, которым можно не беспокоиться о платежах в соответствии со ст. 358 НК РФ. Так, п. 4 указанной статьи освобождает от налогов владельцев воздушных судов, если грузоперевозки или доставка пассажиров являются основной деятельностью лица, эксплуатирующего транспорт. Кроме того, не облагаются налогом ТС, принадлежащие санавиации и медслужбе.

Не являются объектами налогообложения находящиеся в розыске транспортные средства, а также не поставленные на регистрационный учет суда.

Если у гражданина есть право на получение льгот по оплате налогов на принадлежащую ему технику, необходимо уведомить об этом ФНС путем подачи заявления. Также можно сообщить в налоговую службу о применении льгот через личный кабинет налогоплательщика.

Как оплатить транспортный налог на воздушное судно

Для физических лиц процедура оплаты максимально упрощена. Необходимо дождаться уведомления от налогового органа, в котором гражданин стоит на учете. В письме будет вся необходимая информация:

  • отчетный период;
  • срок владения ТС в отчетном периоде;
  • сумма к оплате;
  • реквизиты для оплаты;
  • квитанция.

Произвести оплату можно любым удобным способом, включая сервисы «Госуслуги» и Личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России.

Если гражданин не получил уведомление, он обязан оплатить транспортный налог самостоятельно, воспользовавшись формулой:

Сумма = Налоговая ставка * Мощность двигателя (л.с.) * Период владения

Период владения рассчитывается как количество месяцев, в которых ТС принадлежало плательщику, к 12 месяцам. Например, если срок владения составлял 6 месяцев, в формулу выше нужно подставить 0,5.

Полным считается месяц, в котором собственник владел ТС более 50% дней.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 октября 2020 года N 1586

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 октября 2020 года N 1586

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры и условия таких перевозок и условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"автовокзал" - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя комплекс зданий и сооружений, размещенный на специально отведенной территории, предназначенный для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, имеющий соответствующее установленным минимальным требованиям оборудование и обеспечивающий возможность отправления более 1000 человек в сутки;

"автостанция" - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя комплекс зданий и сооружений, размещенный на специально отведенной территории, предназначенный для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, имеющий соответствующее установленным минимальным требованиям оборудование и обеспечивающий возможность отправления от 250 до 1000 человек в сутки;

"кондуктор" - член экипажа транспортного средства (помимо водителя), осуществляющий продажу билетов, контроль за оплатой проезда, учет проданных билетов и совершенных поездок;

"легковое такси" - транспортное средство категории " ", используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования;

"материальный носитель" - выданное пассажиру и предъявляемое им изделие, на котором записана информация, обеспечивающее возможность сохранения этой информации (бумага, электронная микропроцессорная карта, бесконтактная смарт-карта, транспортная карта, магнитный диск и др.);

"электронный билет" - билет, оформленный в электронном виде с размещением всех его реквизитов в автоматизированной информационной системе, предназначенной для хранения таких реквизитов;

"автоматизированная информационная система" - совокупность программно-аппаратных средств, предназначенных для автоматизации деятельности, связанной с хранением, передачей и обработкой информации;

"документ, удостоверяющий личность пассажира" - документ, удостоверяющий личность пассажира в соответствии с законодательством Российской Федерации (для детей в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении).

II. Регулярные перевозки пассажиров и багажа

3. Расписание регулярных перевозок (далее - расписание) определяется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена остановка транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров, при установлении или изменении такого маршрута регулярных перевозок, осуществляемом в соответствии с Федеральным законом "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта.

5. Расписание, касающееся перевозок в междугородном сообщении, помимо сведений, указанных в пункте 4 настоящих Правил, содержит временной график прибытия транспортных средств в остановочный пункт.

6. Расписание содержит местное время часовой зоны, в которой расположен остановочный пункт.

7. Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.

8. В случае осуществления регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок, остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.

9. Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров по их требованию осуществляется, если:

а) пассажир, находящийся в транспортном средстве, заранее уведомит кондуктора или водителя о необходимости остановки транспортного средства в соответствующем остановочном пункте;

б) в остановочном пункте имеются лица, ожидающие прибытия транспортного средства.

10. Перевозчик обеспечивает информирование пассажиров об остановочных пунктах, в том числе по требованию.

11. Указатели, определяющие место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров на остановочных пунктах (за исключением указателей на остановочных пунктах, расположенных на территории автовокзалов, автостанций), содержат следующую обязательную информацию:

а) условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая), используемого для осуществления регулярных перевозок;

б) наименование остановочного пункта;

в) номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт;

г) наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок;

д) расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;

е) надпись "По требованию" в остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;

ж) надпись "Посадки нет" в остановочных пунктах, в которых осуществляется только высадка пассажиров;

з) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением регулярных перевозок.

12. Остановочные пункты, расположенные в том числе на территории автовокзалов, автостанций, могут размещаться на территории транспортно-пересадочных узлов и вокзалов иных видов транспорта.

13. Пассажир имеет право бесплатного пользования размещенными в зданиях автовокзала, автостанции залами ожидания и туалетами при наличии билета на перевозку по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен этот автовокзал, автостанция, либо копии электронного билета на бумажном носителе или в виде изображения на экране мобильного устройства.

14. Режим работы автовокзала, автостанции должен соответствовать графику прибытия и отправления транспортных средств.

15. На территории и в основном здании автовокзала, автостанции владелец автовокзала, автостанции размещает информацию:

а) о маршрутах регулярных перевозок, в состав которых включены остановочные пункты, расположенные на территории автовокзала, автостанции, в том числе схемы таких маршрутов;

б) о расписаниях перевозок по маршрутам регулярных перевозок;

в) о расположении предназначенных для обслуживания пассажиров и перевозчиков помещений автовокзала, автостанции, в том числе залов ожидания, билетных касс, комнаты матери и ребенка (при наличии), пунктов питания (при наличии), медицинского пункта для оказания первой помощи (при наличии), камеры хранения (при наличии), туалетов, а также о направлениях движения к ним.

16. Информация, предусмотренная пунктом 15 настоящих Правил, размещается владельцем автовокзала, автостанции также на официальном сайте владельца автовокзала, автостанции (при наличии) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и должна быть доступна для ознакомления на таком сайте без взимания платы.

17. На транспортных средствах, используемых для регулярных перевозок пассажиров и багажа, перевозчиком размещаются указатели маршрута регулярных перевозок:

а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла;

б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;

в) на заднем окне транспортного средства.

18. Указатель маршрута регулярных перевозок, размещаемый над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, содержит наименования начального и (или) конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок.

19. Указатель маршрута регулярных перевозок, размещаемый на правой стороне кузова по ходу транспортного средства, содержит номер маршрута регулярных перевозок, а также наименования начального, конечного и одного или нескольких промежуточных остановочных пунктов.

20. Указатель маршрута регулярных перевозок, размещаемый на заднем окне транспортного средства, содержит номер маршрута регулярных перевозок.

21. Допускается использование информационного электронного табло в качестве указателя маршрута регулярных перевозок.

22. Указатели маршрута регулярных перевозок, указанные в пункте 18 настоящих Правил, должны быть в темное время суток освещены.

24. Внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок, перевозчиком размещается следующая обязательная информация:

а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора;

б) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения;

в) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок в междугородном или международном сообщении;

г) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;

д) указатели мест расположения огнетушителей;

е) указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;

ж) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;

з) права и обязанности пассажиров согласно настоящим Правилам;

и) если транспортное средство используется для осуществления перевозок, подлежащих лицензированию, - номер соответствующей лицензии и наименование органа, выдавшего данную лицензию.

25. В транспортном средстве с 2 и более дверьми, через которые осуществляется выход пассажиров, за исключением транспортных средств категории "М2", над каждой дверью с внутренней стороны перевозчиком укрепляется табличка с надписью "Выход" или наносится надпись "Выход".

26. Вместо указателей, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 24 настоящих Правил, допускается использование соответствующих символических изображений (пиктограмм).

27. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

28. Билет должен содержать обязательные реквизиты согласно приложению N 1. На билете допускается размещение дополнительных реквизитов, в том числе реквизитов кассового чека.

29. В случае если на маршруте регулярных перевозок применяются тарифы, учитывающие различный уровень обслуживания в транспортном средстве (наличие кондиционера, аудио- и видеоаппаратуры, туалета, багажных полок, предоставление питания и др.), перевозчик вправе указать в билете реквизиты, определяющие класс обслуживания. В этом случае перевозчик заблаговременно доводит до сведения пассажиров информацию о классе обслуживания.

30. Допускается использование:

а) билета, все реквизиты которого указаны на материальном носителе;

б) билета, часть реквизитов которого содержится на материальном носителе, а остальные реквизиты размещены в электронном виде в автоматизированной информационной системе, предназначенной для хранения таких реквизитов;

в) электронного билета.

31. Билеты, при оформлении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации персональные данные о пассажирах подлежат передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах (далее - именные билеты), оформляются на основании документа, удостоверяющего личность пассажира.

32. В случае использования билетов, в которых все реквизиты или их часть указаны в электронном виде, перевозчик при обращении к нему пассажира обязан предоставить ему информацию обо всех реквизитах билета, указанных в электронном виде, в том числе о сроке окончания действия билета и об оставшемся количестве поездок.

33. При оформлении электронного билета все реквизиты такого билета направляются в электронном виде на абонентский номер или адрес электронной почты, если они указаны пассажиром при оформлении электронного билета, или по требованию пассажира выдаются ему перевозчиком в виде копии электронного билета на бумажном носителе.

Услуги

Автобусное предприятие выполняет пассажирские перевозки, которые не облагаются НДС (пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, т.е. по регулируемым маршрутам и по регулируемым тарифам). На период праздников в целях увеличения пассажиропотока была предоставлена скидка на проезд (с 20 рублей до 15 рублей.).

Вопрос

Не теряет ли предприятие при предоставлении скидки право на освобождение от НДС?

Ответ специалиста

Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях данной статьи Кодекса услугами, освобождаемыми от налога на добавленную стоимость, признаются услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования при соблюдении следующего условия: перевозка пассажиров осуществляется по единым тарифам, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

В случае несоблюдения указанного условия оказываемые услуги услугами по перевозкам пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, освобождаемыми от НДС на основании пункта 2 статьи 149 Кодекса, не признаются.

7) услуг по перевозке пассажиров:

городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях настоящей статьи к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

ст. 149, "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018)

Таким образом, исполнитель в рамках государственного или муниципального контракта фактически оказывает услуги пассажирам по перевозке с применением тарифов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке этими органами.

ФНС России от 05.09.2017 N СД-4-3/17592 "О применении освобождения от налогообложения НДС" (вместе с Минфина России от 02.08.2017 N 03-07-15/49579)

В связи свыше изложенным понимаем, что освобождение от НДС применяется только для тарифов установленных и утвержденных органами местного самоуправления, и если тариф в 15 рублей был утвержден органом местного самоуправления, то данная льгота сохраняется.

В данном приказе указаны предельно максимальные тарифы, комментариев про изменении тарифа в меньшую сторону ничего не сказано. Невозможно сделать вывод о применении освобождении от НДС по пп.7 п.2 ст.149 НК РФ при снижении тарифа с 19 руб. до 15 руб. Разъяснений по данному вопросу налоговых органов не найдено.

ПРИКАЗ от 16 октября 2015 г. N 19/1 ПРЕДЕЛЬНЫЕ МАКСИМАЛЬНЫЕ ТАРИФЫ НА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ И ГОРОДСКИМ НАЗЕМНЫМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В ГОРОДСКОМ СООБЩЕНИИ В ГРАНИЦАХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Приказ Министерства энергетики и ЖКХ УР от 16.10.2015 N 19/1 "О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом общего пользования в городском сообщении в границах населенных пунктов Удмуртской Республики"

Найден пример о перевозке пассажиров по своим тарифам.

Освобождение от уплаты НДС

Скажем несколько слов об освобождении от уплаты НДС. Оно предусмотрено для перевозок пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного) по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в определенном порядке (пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ). В нашем случае перевозчик организовал экскурсии по городу по своим собственным правилам, в том числе не по тем тарифам, которые ввели местные органы власти. Значит, льгота по НДС по указанному основанию нашему "экскурсоводу" не светит. Она в общем-то и не нужна, если предприниматель пользуется преимуществами спецрежима. Причем не обязательно "вмененки" или ПСНО, можно уплачивать единый налог при применении УСНО.

Статья: Экскурсия по городу как вариант перевозки пассажиров (Гордеева С.Н.) ("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 2)

Для получения точного ответа рекомендуем Вам обратиться в налоговый орган.

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» бухгалтером-консультантом ООО НТВП «Кедр-Консультант» Петровой Натальей Борисовной в январе 2019 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Роспотребнадзор (стенд)

С 1 января 2021 года вступают в силу новые Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом - RSS

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года № 1586 утверждены новые правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом (далее – Правила), которые содержат необходимые требования к пассажирским перевозкам. Правила начнут действовать с 1 января 2021 года.

Согласно Правилам, будет установлен особый порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, в том числе, требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок и условия предоставления транспортных средств для таких перевозок, в частности:

-порядок регулярных перевозок пассажиров и багажа;

-порядок перевозок пассажиров и багажа по заказу;

-порядок перевозок пассажиров и багажа легковым такси;

-положения о забытых и найденных вещах.

Большая часть изменений коснулась перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Владельцы такси должны будут вести журнал регистрации заказов в электронном или бумажном виде. Помимо номера заказа, даты, времени принятии заказа необходимо регистрировать дату выполнения заказа, место подачи такси и место окончания перевозки, гос. номер, марку, ФИО водителя, дополнительные требования заказчика к классу легкового такси, обеспечению наличия детского удерживающего устройства для каждого из детей, возможности перевозки инвалида и его кресла-коляски. Сведения из журнала регистрации заказов хранятся не менее 6 месяцев. Чек предоставляется потребителю в форме электронного документа. Если потребитель не указывает маршрут поездки, водитель обязан довезти клиента по кратчайшему пути или по пути с наименьшими затратами времени на перевозку.

К потребителю при поездке так же будут предъявлены требования: габариты багажа должны позволять осуществлять его перевозку с закрытой крышкой багажного отделения, разрешается провозить вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять такси и пользоваться зеркалами заднего вида, запрещена перевозка зловонных и опасных веществ, холодного и огнестрельного оружия без чехлов и упаковки. Животных можно будет перевозить только при наличии поводка и подстилки или переноски/клетки.

Также изменится список информации для размещения на передней панели справа от водителя. Водителю необходимо указать не только наименование владельца такси, но и его адрес и телефоны, номер разрешения на таксистскую деятельность и орган, который выдал это разрешение. Важным изменением является указание тарифа перевозки. Если в салоне нет указанной информации, то в этом случае наступает административная ответственность для водителя или юридического лица.

В приложениях к Правилам содержатся обязательные формы и реквизиты билетов, квитанции на провоз ручной клади, багажных квитанций, заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, а также квитанции на оплату пользования легковым такси.

Если у пассажира возникли претензии в связи с предоставлением транспортных услуг, он вправе предъявить их перевозчику или фрахтовщику по месту его нахождения. К претензии необходимо приложить соответствующие документы, доказывающие право заявителя на предъявление претензии, или их копии, заверенные в установленном порядке:

а) коммерческий акт - в случае порчи, недостачи или повреждения принятого к перевозке багажа;

б) акт общей формы - в случае просрочки доставки багажа либо прекращения перевозки пассажиров и багажа по заказу по инициативе фрахтовщика;

в) билет - в случае задержки отправления или опоздания прибытия транспортного средства, выполняющего регулярные перевозки пассажиров и багажа в междугородном сообщении;

г) договор фрахтования или заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа - в случае непредставления транспортного средства для осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу, за исключением перевозки пассажиров и багажа легковым такси.

Изменения будут действовать с 1 января 2021 года до 1 января 2027 года.

Читайте также: