Палата налоговых консультантов рб

Опубликовано: 17.04.2024

Нужны ли налоговые консультанты? Председатель ПНК – об обязательной переподготовке, изменениях законодательства и престиже профессии

Весной 2020 г. Палата налоговых консультантов (далее – ПНК, Палата) отметит второй день рождения. Самое начало пути, но уже многое сделано: в стране работают почти 400 налоговых консультантов; иметь такой статус престижно – это ценят клиенты, и вопреки всем прогнозам приток желающих сдать квалификационный экзамен не снижается.

О создании и первых шагах на пути становления в Беларуси института налоговых консультантов нам рас­сказал Председатель Палаты, уп­равляющий партнер компании Baker Tilly Bel Павел Царев, сдавший квалификационный экзамен в составе первой группы пре­тендентов.

От имени «ЭГ» с ним беседует редактор отдела налогообложения, налоговый кон­сультант, аудитор Ирина Клезович.

– Прежде всего хотелось бы узнать, чем было продиктовано ваше решение получить ат­тестат налогового консультанта?

– Налоговым консультированием я занимаюсь с конца 90-х. Работал сначала в качестве юриста аудиторской компании. В 2004 г. организовал свою аудиторскую компанию, при этом продолжал заниматься в пер­вую очередь налогами. Эта тема всегда была мне интересна.

Когда появился Указ о налоговом консультировании (Указ № 338), то вопроса, нужен мне или нет статус налогового консультанта, не стояло, решение о получении аттестата само собой напрашивалось.

– Сколько сейчас у нас аттестованных налоговых консультантов и как много из них членов ПНК?

– Всего аттестовано 428 специалистов, из них членами Палаты являются 397.

– Почему не все вступают в Палату? Установлены ли сроки для вступления после сдачи экзамена?

– Членство в Палате является обязательным условием для осуществления деятельности по налоговому консультированию. Соответственно, если экзамен сдан, но планов работать в этой сфере нет, мож­но и не вступать в Палату.

Те, кто после сдачи экзамена не вступил в Палату, полагаю, рассматривают налоговое консультирование как вариант будущей занятости. Например, пока находятся в декретном отпуске.

Когда потребность в осуществлении деятельности возникнет, соответственно, сначала необходимо будет вступить в ПНК. При этом, несмотря на членство в Палате, повышать квалификацию должны все налоговые консультанты в общем режиме.

Повышение квалификации

– Еще не прошло и двух лет с появления первых аттестованных консультантов, а специалисты уже повышают квалификацию.

В этом году повышение квалификации особенно актуально, поскольку в 2018 г. сдавали экзамен еще по старой редакции НК. На курсах появилась возможность получить максимум информации от регулятора по изменениям налогового законодательства в связи с принятием новой редакции НК. Ситуация сложилась даже в пользу консультантов.

А что дальше – так и будут каждый год «повышаться»?

– Действительно, в этом году сложилось неплохо. К тому же лекторы презентовали на курсах не только изменения в связи с принятием новой редакции НК, но уже осветили и вопросы правоприменительной прак­тики, сложившейся на текущий момент. Актуальной оказалась информация, озвученная регулятором, – позиция по вопросам, которые в течение 2019 г. потребовали дополнительных разъяснений налоговых органов (разъяснения опубликованы на сайте МНС).

Я в октябре уже повысил квалификацию, пройдя курсы, и могу сказать, что это полезное обучающее мероприятие.

Состав лекторов главным образом представлен специалистами налоговых органов, которые непосредственно занимались разработкой новой редакции НК.

Материал подается системно и по­следовательно по каждому налогу в сравнении с прошлым периодом, приводятся примеры из практики, освещаются вопросы, которые выз­вали у плательщиков необходимость дополнительных разъяснений в течение 2019 г.

Кроме того, это хорошая возможность диалога. Если у вас есть какие-либо вопросы, вы имеете воз­можность в ходе лекции или после нее обсудить их с лектором и коллегами и услышать профессиональное мнение.

В отношении ежегодного повышения квалификации могу сказать, что вопрос вскоре должен быть урегулирован, и норма будет изменена.

Предполагается, что год сдачи экзамена или повышения квалификации в зачет идти не будет, а отсчет будет начинаться со следующего за ним года (по такой же схеме, как повышают квалификацию аудиторы).

Данная норма предусмотрена все теми же изменениями в Указ № 338, которых мы ожидаем.

– Обмен профессиональными мне­ниями между консультантами возможен не только при повышении квалификации, члены ПНК это могут сделать и онлайн на созданной ими площадке.

У Палаты подписано соглашение о сотрудничестве с МНС, где обо­значена возможность обсуждения не­урегулированных и спорных, слож­ных вопросов с министерством.

Но и на площадке сами коллеги очень активны. Хочется особенно отметить существующую там взаимопомощь и готовность поддержать и поделиться профессиональными знаниями, дать совет друг другу. Также, если уже кто-то обратился с запросом и получил мнение госоргана по активно обсуждаемому вопросу, он обязательно осветит эту информацию для коллег. Площадка существует в виде такого потока вопросов, мыслей, разъяснений, суждений, и каждый, разместивший там свой вопрос, получает в каком-то объеме (исчерпывающем или нет) чье- то мнение (а порой их очень много), совет, позицию.

– Площадка действительно с очень позитивным настроем и очень объемным количеством ин­формации в части налогового законодательства.

У читателей возникнет логичный вопрос: как попасть на эту чудо-площадку?

– Площадка, о которой мы говорим, существующая в онлайн-режиме, доступна только для членов ПНК.

Сразу хочу отметить, что сама Палата является некоммерческой организацией, т.е. не может оказывать услуги по налоговому консультированию.

Наша задача состоит в развитии самого института налогового кон­сультирования, представлении и защите интересов членов Палаты и т.д.

Бывает, что вопросы от плательщиков приходят в Палату. В таком случае мы предлагаем выбрать исполнителя из числа членов ПНК и взаимодействовать с ним напрямую, по­скольку Палата, еще раз обращаю внимание, такую деятельность осуществлять не может.

В продолжение этой темы отмечу, что ПНК имеет возможность со своей стороны выражать позицию при формировании правоприменительной практики, участвовать в разработке и обсуждении регламентирующих нормативных актов МНС. При ПНК для таких целей создан и экспертный совет, но зачастую в обсуждение вовлекаются все члены ПНК, чтобы получить мнение более широкой аудитории профессионалов.

О сдаче экзаменов

– Вы сами проходили обучение перед сдачей экзамена?

– Нет, не проходил. Также сразу отмечу, что, согласно нашим (Палаты) опросам, более 1/3 аттестованных налоговых консультантов (претендентов, успешно сдавших экзамен) не занимались на подготовительных курсах.

– Можно самостоятельно подготовиться к экзамену? Обязательно ли для этого иметь уже какую-то базу и (или) опыт работы в области налогообложения?

– Если человек может мобилизоваться, выделить время в своем графике для самостоятельного обучения, детально изучить НК, ознакомиться с иными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок налогообложения, особенно сделав упор на законодательные нормы, с которыми он не сталкивается в повседневной работе, то со сдачей экзамена после самостоятельной подготовки не должно возникнуть проблем.

Один из мифов, который активно позиционировался на разных ин­формационных площадках, гласит, что получение аттестата налогового консультанта – это «дорогостоящее удовольствие» (якобы сдать экзамен без посещения курсов невозможно, для их прохождения иногородним необходимо приехать в Минск, плюс оплата занятий, проживания, питания, да и сам экзамен не бесплатный).

Практика же, как отмечено выше, говорит об обратном. Вполне воз­можно самостоятельно подготовиться, особенно если по роду деятельности постоянно взаимодействуешь с налоговым законодательством.

В первую очередь экзамен идут сдавать коллеги, которые так или иначе связаны с налогами (бухгалтеры, юрис­ты, аудиторы). Поэтому опасения напрасны.

– Экзамен достаточно лояльно выстроен в части возможности использования нормативной правовой базы при прохождении тес­тирования.

Если что-то забыли или упус­тили при подготовке, но умеете пользоваться нормативной базой (т.е. ориентируетесь, в каком нормативном документе, главе, статье и т.д. можно найти ответ или подсказку), вопросы тестирования не поставят вас в тупик.

При этом и времени на тестирование отведено достаточно: что­бы открыть необходимый документ и посмотреть.

– Соглашусь с вами. На мой взгляд, это очень правильный под­ход. При проверке знаний важно выяснить, что человек понимает и знает структуру НК, терминологию, основные нормативные акты и т.д.

А уже какие-то детали, связанные, например, с тонкостями при применении льгот, особенностями администрирования, сложно удержать в памяти. Особенно если повседневно не сталкиваешься. Главное – четко знать, в каком законодательном акте при необходимости можно найти ответ на интересующий вопрос.

Зачем сейчас получают статус налогового консультанта

– В определенный момент при активном обсуждении отдельных положений Указа о налоговом консультировании возникли опасения о дальнейшем интересе к данному институту.

Прогнозировалось значительное уменьшение числа претендентов на получение аттестата и даже, возможно, вообще их отсутствие.

Насколько на сегодня сбылись данные прогнозы?

– Напомню, что изначально Указом о налоговом консультировании до 01.01.2019 предусматривалась возможность осуществления деятельности по налоговому консультированию без сдачи квалификационного экзамена.

С 01.01.2019 налоговое консультирование без сдачи экзамена могли осуществлять аудиторские компании, аудиторы–ИП, юристы в рамках своих профессиональных аттестатов.

Иным специалистам, чтобы продолжать заниматься налоговым консультированием, необходимо было положительно сдать квалификационный экзамен.

Однако на волне дискуссий, которые появились в среде бизнес-союзов, Совет по развитию предпринимательства инициировал внесение изменений в Указ № 338 (изменения в Указ № 338 пока не приняты).

Мы ожидали, что после данной инициативы интерес к институту спадет, количество желающих сдать экзамен и получить аттестат значительно уменьшится.

Но факты свидетельствуют о том, что группы претендентов на сдачу квалификационного экзамена набираются, экзамены продолжаются, регистрируются новые члены Палаты.

То есть число налоговых консультантов в стране продолжает планомерно увеличиваться.

– Да и престиж профессии растет.

Такой вывод можно сделать даже исходя из сегодняшней практики предъявляемых заказчиками критериев при выборе аудитора: многие в составе аудиторской группы для проверки налоговой отчетности хотят видеть аттестованных налоговых консультантов, хотя законодательством об аудиторской деятельности это не предусмотрено. Но желание клиента – закон.

И в данном случае статус налогового консультанта для заказчика аудиторских услуг является только одним из критериев подтверждения качества оказываемых услуг.

Что думаете об этом вы как руководитель аудиторской компании?

– Полностью согласен. Для заказчиков аудиторских и иных профессиональных услуг хочу отметить важность при выборе провайдера услуг (будь то аудит, ведение бухгалтерского и налогового учета, юридические услуги) все-таки обращать внимание на наличие в штате предприятия или ИП специалиста, который имеет квалификационный аттестат налогового консультанта.

Это будет дополнительным подтверждением квалификации, того, что работник прошел проверку знаний в области налогообложения и этим знаниям можно доверять. Аттестат является, по сути, своеобразной гарантией качества оказываемых услуг.

– Вы сказали, что сдать экзамен можно, подготовившись самостоятельно, но статистика сви­детельствует, что этот барьер преодолевают примерно 40% от заявленных претендентов.

– Да, были даже группы, где сдал только один человек из всех.

– То есть, с одной стороны, сдачу экзамена облегчает возможность пользоваться нормативными правовыми актами, а с другой – все-таки какой-то базовый уровень и практика у претендента должны быть.

Или, как вариант, – просто выучить материал, как при подготовке к экзамену в университете?

– Конечно, все возможно. Но напомню, что экзамен состоит из двух частей: это компьютерное тестирование и билет с тремя вопросами. Ко второй части экзамена допускаются только претенденты, успешно сдавшие тестирование.

Первая часть допускает какой-то элемент везения или удачи, с условием, опять же, что человек, может и умеет пользоваться источниками (законодательством) и, соответственно, имеет больше возможностей сориентироваться.

На устном же экзамене, где перед тобой сидит экзаменатор (и не один) – квалифицированный специалист (который может задать дополнительный вопрос), претендент с недостаточным багажом знаний такую проверку явно не пройдет.

Страхование ответственности

– Обязательным условием осуществления деятельности по налоговому консультированию является также наличие страховки.

Если консультанты являются работниками аудиторских, юридических, консалтинговых организаций, где оформлена страховка по основному виду деятельности организации, необходимо ли оформлять дополнительную – на оказание услуг по налоговому консультированию?

– С точки зрения страхового покрытия, все зависит от оформления договорных отношений с заказчиком услуг.

Если заключен договор на оказание услуг по налоговому консультированию, необходимо приобрести страховку на страхование ответственности по налоговому консультированию дополнительно к основной страховке.

Если оказание услуг осуществляется в рамках иных договоров, например, на оказание аудиторских услуг или иных профессиональных, отдельная страховка не нужна, услуги покрываются общей страховкой организации.

Международное сотрудничество ПНК

– Какие еще события можно отметить как значимые для ПНК за этот непродолжительный пока период сущест­вования?

– В этом году установлен контакт с коллегами из ПНК России и Казахстана. Надеемся на дальнейшее развитие взаимоотношений.

Палата приняла участие в мероприятии, проводимом Евразийской экономической комиссией – Департаментом финансовой политики. Департамент на межгосударственном уровне занимается в т.ч. вопросами регулирования деятельности по налоговому консультированию и регулированием порядка налогообложения. По линии его работы ПНК привлекают для оценки и анализа проектов нормативных актов ЕАЭС.

Также налажен диалог с CFE TaxAdvisers – ассоциацией европейских налоговых консультантов, которой в этом году исполнилось уже 60 лет. Штаб-квартира находится в Брюсселе и объединяет организации налоговых консультантов стран Евросоюза, России, Украины, Узбекистана и других государств, которые являются членами этой организации или выступают в качестве наблюдателей. В октябре этого года мы приняли участие в Генеральной Ассамблее CFE TaxAdvisers, где выступили с презентацией о создании и деятельности ПНК в нашей стране и уже в ближайшее время можем рассчитывать на получение статуса наблюдателя в этой организации.

Обращаем внимание!
Палата – некоммерческая организация, и она не оказывает консультационных услуг.
Если необходима квалифицированная налоговая консультация, со списком членов ПНК и их контактными данными можно ознакомиться на сайте МНС.

Белорусский портал о налогах

Если у Вас есть вопросы, вы можете задать их используя форму ниже:

Белорусский портал о налогах

Обратная связь

  • Главная
  • Аналитика
  • Налоговые консультанты Беларуси

Появление института налоговых консультантов в Республике Беларусь не является «ноу-хау», так как является одним из международных стандартов обслуживания, существующем в большинстве стран мира.

Налоговые консультанты являются предпринимателями, представителями так называемых «свободных профессий», за которой стоят высокие компетенции, практический опыт, аттестация и ответственность.

Налоговые консультанты - это финансовые эксперты, которые выступают в роли независимых квалифицированных посредников между официальными налоговыми органами и налогоплательщиками.

Кто является потребителями услуг налоговых консультантов?

Основными клиентами услуг налоговых консультантов являются представители малого и среднего бизнеса, в лице индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций. И это закономерно, так как налоговый консультант, который сам является представителем предпринимательского сектора, хорошо разбирается в потребностях этой категории клиентов и наиболее профессионально может защитить их интересы в налоговой сфере.

Второй категорией клиентов являются некоторые категории физических лиц (арендодатели, наемные работники, вкладчики, наследники, пенсионеры и проч.), у которых возникают налоговые вопросы.

Какие услуги оказывают налоговые консультанты?

Налоговые консультанты предлагают услуги, которые помогают их клиентам своевременно и добросовестно исполнять налоговые обязанности. Налоговые консультанты разъясняют налоговое законодательство, консультируют по налоговым вопросам, ведут бухгалтерский и налоговый учет клиентов, готовят налоговые декларации, налоговые расчеты, ведут переписку с налоговыми органами, информируют клиентов о новшествах в налоговом законодательстве, обжалуют постановления и действия налоговых инспекций, отстаивают интересы своих клиентов перед государственными органами и в судах по вопросам налоговых правоотношений.

Налоговые консультанты рассчитывают для клиента суммы налогов к уплате, помогают осуществить зачет и возврат излишне уплаченных налогов, предлагают клиентам воспользоваться имеющимися налоговыми льготами, рассчитывают альтернативные варианты конечной налоговой нагрузки клиента.

Зачастую налоговые консультанты консультируют клиентов по управлению своими активами и оперативным вопросам управления предприятием, предостерегая клиента как от недоплаты налогов, так и от излишней уплаты, дают советы по минимизации налоговых штрафов.

Спектр услуг налоговых консультантов постоянно расширяется в ответ на постоянные изменения в экономической жизни страны.

Кто становится налоговым консультантом и как они работают?

Налоговым консультантом может стать только лицо, которое имеет высшее образование (экономическое или юридическое) и специальный стаж работы не менее трех лет 3 лет. Для получения аттестата налогового консультанта надо выдержать квалификационный экзамен в Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь.

Как правило, налоговыми консультантами становятся аудиторы, бухгалтеры, практикующие юристы, бывшие работники налоговых служб.

Для потенциальных клиентов выбор правильного налогового консультанта означает понимание образования, полномочий и специализаций, которыми могут обладать налоговые специалисты.

Работают налоговые консультанты либо индивидуально как ИП, либо в штате коммерческой организации. В последнем случае договор возмездного оказания услуг по налоговому консультированию заключается между клиентом и организацией.

Координацией деятельности по налоговому консультированию занимается Палата налоговых консультантов. Информация о налоговых консультантах содержится в Едином реестре налоговых консультантов.

Какую ответственность налоговый консультант?

Налоговые консультанты страхуют свою профессиональную ответственность и отвечают за ошибки, допущенные в ходе выполнения своих функций. Страховая сумма (лимит ответственности) налоговых консультантов за причинение убытков клиенту должна быть не менее одной тысячи базовых величин. Под убытками клиента понимаются пени, а также суммы примененных к нему административных взысканий (штрафов).

Деятельность по налоговому консультированию осуществляется на основе принципов законности, профессионализма, независимости и конфиденциальности.

Правовые основы оказания услуг по налоговому консультированию в Республике Беларусь определены Указом Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 338 «О налоговом консультировании».

Налоговое консультирование — это новый вид предпринимательской деятельности в Республике Беларусь по налоговому обслуживанию юридических и физических лиц.

Налоговое консультирование осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг по налоговому консультированию, заключаемого в письменной форме между коммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по налоговому консультированию, и консультируемым лицом.

Потребителями услуг налоговых консультантов могут быть представители малого и среднего бизнеса, некоммерческие организации и частные лица (наемные работники, арендодатели, вкладчики, пенсионеры, наследники).

Кто может оказывать услуги по налоговому консультированию

Услуги по налоговому консультированию могут оказываться как самостоятельно (в качестве индивидуального предпринимателя), так и коммерческой организацией, в которой налоговый консультант является штатным работником.

Лица, претендующие на осуществление деятельности по налоговому консультированию, должны успешно сдать квалификационный экзамен и получить квалификационный аттестат.

Физическим лицам, претендующим на получение квалификационного аттестата, предоставлено право выбора направления экзамена:
налоговое консультирование организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц;
налоговое консультирование организаций;
налоговое консультирование индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Услуги налогового консультирования:
консультирование по вопросам налогообложения, подготовка рекомендаций (заключений) по вопросам налогообложения, в том числе по определению оптимальных путей их решения;
оказание услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета, составлению налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, в том числе жалоб, представлению их в налоговые органы;
предъявление от имени и по поручению консультируемого лица (доверителя) требований о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных)сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, возмещении убытков, причиненных неправомерными действиями (бездействием) должностных лиц;
представительство в налоговых правоотношениях.

Ответственность налогового консультанта

Налоговый консультант несет неограниченную ответственность за нанесение имущественного ущерба в результате ошибок и упущений при оказании помощи по вопросам налогообложения (за исключением случаев, когда в договоре предусмотрена ограниченная ответственность).

Профессиональная ответственность налоговых консультантов в обязательном порядке подлежит страхованию.

Информация по вопросам налогового консультирования

К СВЕДЕНИЮ ЛИЦ, ПРЕТЕНДУЮЩИХ НА ПОЛУЧЕНИЕ АТТЕСТАТА НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТАНТА

ПРОВЕДЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Для подготовки претендентов к сдаче квалификационного экзамена на базе ГУО «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов Минфина» и Института повышения квалификации и переподготовки экономических кадров УО «Белорусский государственный экономический университет» организованы курсы по программе, согласованной с МНС.

Физическим лицам, претендующим на получение квалификационного аттестата, предоставлено право выбора направления экзамена:
налоговое консультирование организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц;
налоговое консультирование организаций;
налоговое консультирование индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Прием документов у претендентов на осуществление предпринимательской деятельности по налоговому консультированию на территории Республики Беларусь осуществляет МНС.

Очередной квалификационный экзамен состоится 6-7 июня 2018 г.

Сведения об аттестованных специалистах, получивших квалификационные аттестаты, вносятся в Единый реестр налоговых консультантов, который размещен на официальном сайте МНС.

ПАЛАТА НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ

18 апреля 2018 года первыми налоговыми консультантами проведено учредительное собрание, на котором принято решение о создании Палаты налоговых консультантов (далее — Палата), утвержден устав Палаты и избраны ее выборные органы (правление и контрольно-ревизионная комиссия), а также председатель правления Палаты.

В правление Палаты, являющееся одним из органов управления, входят:
Царев Павел Валерьевич (председатель правления Палаты), являющийся директором ООО «Бейкер Тилли Бел» — белорусской аудиторская компании, осуществляющей деятельность в сфере аудита, консалтинга и ведения бухгалтерского учета с 2004 года;
Бурдюк Олег Алексеевич (заместитель председателя правления Палаты) — индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по оказанию услуг в области налогообложения и бухгалтерского учета, также являющийся сотрудником ООО «Грант Торнтон»;
Казаченко Ольга Владимировна — сотрудник ООО «Пик-аудит», оказывающей комплекс аудиторских и бухгалтерских услуг.

Министерством юстиции Республики Беларусь 24 апреля 2018 г. зарегистрирована Палата налоговых консультантов (свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации от 24 апреля 2018 г. № 0000005).

Палата является некоммерческой организацией с обязательным членством налоговых консультантов, основными целями и задачами которой являются защита прав и интересов ее членов, представление их интересов в государственных органах и иных организациях, а также осуществление контроля качества оказания услуг по налоговому консультированию. Палата — это неотъемлемая часть институциональной среды деятельности налоговых консультантов, являющаяся связующим звеном между МНС и ее членами.

Деятельность налоговых консультантов важна
как для налогоплательщиков, так и для государства.
Введение института налоговых консультантов позволит повысить общий уровень правовой и экономической грамотности и качественно улучшить взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами, позволит повысить эффективность взимания налогов, что в свою очередь окажет благоприятное влияние на улучшение бизнес среды и инвестиционного климата.

Информация
по вопросу «О внедрении в Республике Беларусь института налогового консультирования» для использования в разъяснительной работе с плательщиками

Институт налогового консультирования успешно функционирует во многих странах мира, его положительное влияние на развитие бизнеса и налоговый климат подтверждено многолетним зарубежным опытом. Налоговые консультанты — неотъемлемая часть системы правосудия и защиты прав плательщиков. Например, налоговое консультирование в Германии функционирует почти 50 лет, данный вид деятельности осуществляют более 90 тысяч физических лиц, являющимися аккредитованными налоговыми консультантами, и 7,5 тысяч юридических лиц. В Российской Федерации механизм налогового консультирования работает почти 16 лет и насчитывает более 17 тысяч аттестованных налоговых консультантов.

Налоговое консультирование следует рассматривать как более высокий уровень обслуживания, основанный на международных стандартах и позволяющий эффективно разрешать проблемы правоприменения, снижать риски при ведении налогового учета, а также смягчить инвестиционный климат и повысить бизнес-активность в стране.

Правовая основа института налогового консультирования.

Правовые основы оказания услуг по налоговому консультированию в Республике Беларусь определены Указом Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 338 «О налоговом консультировании» (далее — Указ № 338).

Для функционирования квалификационной комиссии по приему квалификационного экзамена у физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата налогового консультанта, организации и проведения квалификационного экзамена по проверке знаний физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата налогового консультанта (далее — квалификационный экзамен), утверждения методики его оценки, а также обеспечения качества осуществления деятельности по налоговому консультированию принято постановление Министерства по налогам и сборам от 3 ноября 2017 г. № 23 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 19сентября 2017 г. № 338».

Приказом Министерства по налогам и сборам от 29 ноября 2017 г. № 132 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 338» утверждены состав квалификационной комиссии и Инструкция о порядке ведения Единого реестра налоговых консультантов, который размещен на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет в специально созданном разделе «Единый реестр налоговых консультантов».

Информационно-разъяснительная работа по вопросу налогового консультирования.

Проведение квалификационного экзамена

На основании программ обучения, согласованных с МНС, организованы курсы по подготовке претендентов к сдаче квалификационного экзамена на базе ГУО «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов Минфина» и Института повышения квалификации и переподготовки экономических кадров УО «Белорусский государственный экономический университет».

Физическим лицам, претендующим на получение квалификационного аттестата, предоставлено право выбора направления экзамена:
налоговое консультирование организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц;
налоговое консультирование организаций;
налоговое консультирование индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

В целях реализации возможности осуществления предпринимательской деятельности по налоговому консультированию на территории Республики Беларусь МНС прием документов у претендентов осуществляется с 6 февраля 2018 г.

В квалификационных экзаменах приняло участие 88 претендентов, успешно сдали — 40, в том числе из Могилевской области — 1. Средний процент сдачи составил 45,5%. Очередной квалификационный экзамен состоится 6-7 июня 2018 г.

Сведения об аттестованных специалистах, получивших квалификационные аттестаты, внесены в Единый реестр налоговых консультантов, который размещен на официальном сайте МНС.

В течение 2018 года запланировано к проведению еще 9 квалификационных экзаменов по разным направлениям.

4. Палата налоговых консультантов.

Первыми налоговыми консультантами 18 апреля 2018 года проведено учредительное собрание, на котором принято решение о создании Палаты налоговых консультантов (далее — Палата), утвержден устав Палаты и избраны ее выборные органы (правление и контрольно-ревизионная комиссия), а также председатель правления Палаты, кандидатура которого согласована МНС.

Справочно. В правление Палаты, являющееся одним из органов управления, входят:
Царев Павел Валерьевич (председатель правления Палаты), являющийся директором ООО «Бейкер Тилли Бел» — белорусской аудиторская компании, осуществляющей деятельность в сфере аудита, консалтинга и ведения бухгалтерского учета с 2004 года;
Бурдюк Олег Алексеевич (заместитель председателя правления Палаты) — индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по оказанию услуг в области налогообложения и бухгалтерского учета, также являющийся сотрудником ООО «Грант Торнтон»;
Казаченко Ольга Владимировна — сотрудник ООО «Пик-аудит», оказывающей комплекс аудиторских и бухгалтерских услуг.

Министерством юстиции Республики Беларусь 24 апреля 2018 г. зарегистрирована Палата налоговых консультантов (свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации от
24 апреля 2018 г. № 0000005).

Палата является некоммерческой организацией с обязательным членством налоговых консультантов, основными целями и задачами которой являются защита прав и интересов ее членов, представление их интересов в государственных органах и иных организациях, а также осуществление контроля качества оказания услуг по налоговому консультированию. Палата — это неотъемлемая часть институциональной среды деятельности налоговых консультантов, являющаяся связующим звеном между МНС и ее членами.

Для совершенствования партнерских отношений в инспекции МНС по Минску состоялась рабочая встреча с руководством Палаты налоговых консультантов – председателем правления Павлом Царевым, заместителем председателя Олегом Бурдюком и членом правления Ольгой Казаченко.

Налоговые консультанты

«Необходимость встречи назрела потому, что практически все, кто идет сегодня в налоговые консультанты, – представители Минска. И нам хотелось бы поговорить с вами о возможных путях взаимодействия», – отметила заместитель начальника инспекции Ольга Кишко.

Напомним, Палата налоговых консультантов в Беларуси зарегистрирована Министерством юстиции в конце апреля 2018 года. Это некоммерческая организация, деятельность которой позволит реализовать в работе специалистов принцип саморегулирования. На данный момент в ней числится 35 членов. Хотя общее число сдавших квалификационные экзамены больше, и постепенно заявления на членство в Палате поступают.

«Существуют три обязательных пункта, которые надо выполнить, чтобы оказывать услуги по налоговому консультированию: получить аттестат, вступить в Палату и заключить договор страхования профессиональной ответственности, – рассказал Павел Царев. – Для подтверждения членства мы, в свою очередь, выдаем выписки из протокола правления о принятии в Палату. Что касается основных целей, то они закреплены Указом Президента № 338 «О налоговом консультировании» и Уставом Палаты: защита и представление интересов налоговых консультантов, внутренний контроль качества деятельности и методологическая помощь».

Решать совместно

Поскольку Палата возникла недавно и еще находится в процессе становления, то пока нет практических кейсов, защищающих интересы налоговых консультантов. Организация выражает общую заинтересованность, ведет обсуждение с госорганами по поводу формирования места норм о налоговом консультировании в системе законодательства, регламентирующего аудиторскую деятельность и оказание бухгалтерских услуг. Возможно, те или иные положения нужно будет согласовать в соответствии с новым видом предпринимательской деятельности.

По словам Павла Царева, сейчас, на этапе становления, ряд вопросов обсуждается со страховыми организациями. Как выяснилось, ни одна из них не дает бессрочного страхования. «Согласно указу наша ответственность не ограничена. Договором мы тоже не можем ее ограничить. Но срок ожидания после истечения действия страхового полиса в лучшем случае будет 4 года, – отметил председатель Палаты. – По этому вопросу ведем переписку с Министерством финансов».

С точки зрения правления Палаты требует дальнейшего обсуждения вопрос о возможности привлечения налогового консультанта к административной ответственности – по статьям 13.6 и 13.7 КоАП.

«Сложно представить, как это будет осуществляться на практике. Одно дело посчитать и сдать декларацию и в случае ошибки нести ответственность. Но на уплату налога консультант навряд ли может повлиять. Потому что не распоряжается счетом, не вмешивается в оперативную деятельность, не может подписать платежку и способствовать тому, чтобы аккумулировать деньги. Это обязанности руководства, то есть налогоплательщика», – пояснил Павел Царев.

Одна из основных функций налоговых консультантов – расчет налогов, подача отчетности, электронных счет-фактур. В этом направлении взаимодействие с налоговыми органами будет осуществляться на техническом уровне. «То есть мы сможем предоставлять информацию о наличии договора: это позволит налоговым органам иметь подтверждение того, что у налогового консультанта, подписавшего декларацию, были на то полномочия», – добавил председатель правления Палаты налоговых консультантов.

Не количество, а качество

Налоговое консультирование – еще относительно новый вид деятельности, но обращения за такими услугами уже есть. Всю необходимую информацию можно найти на сайте Министерства по налогам и сборам.

Однако не всегда звонящие правильно понимают функции налоговых консультантов. Некоторые думают, что специалист обязан проконсультировать их на безвозмездной основе. «Разъясняем, что это вид предпринимательской деятельности, что необходимо заключать договор с налоговым консультантом, – рассказал Павел Царев. – К слову, у нас уже разработаны типовые формы договоров для налогового консультирования. В приложениях к ним содержится краткая информация о сторонах, предмете, сроках, которая и будет представляться в налоговый орган для подтверждения полномочий консультанта».

Сегодня в целом насчитывается около 50 налоговых консультантов. В основном в эту сферу деятельности приходят аудиторы, сотрудники бухгалтерских компаний. Однако, по словам Ольги Кишко, даже при большом желании такое количество специалистов не охватит Минск. В свою очередь, Павел Царев высказал мнение, что снижать планку сложности вопросов, чтобы набрать больше людей, не имеет смысла. Ведь испытания позволяют отсеять тех, кто не готов пока стать налоговым консультантом.

Кстати, с введением налогового консультирования возник вопрос: как эта деятельность будет соотноситься с аудиторской. Ведь до появления такого института аудиторы выполняли схожие функции. Как сообщил Павел Царев, есть совместное письмо МНС и Минфина, где указано, что аудиторские организации вправе продолжать оказывать услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета, а также по налоговому консультированию без наличия в штате сотрудников, имеющих квалификационный аттестат налогового консультанта.

По сообщению официального сайта Федерации профсоюзов Беларуси
(фото – официальный сайт Федерации профсоюзов Беларуси)

ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС в полном объеме
без рекламы (+ База клиентов в подарок!)

Выписка ЕГРЮЛ с ЭЦП ФНС

Финансовая (Бухгалтерская) отчетность за 2020 г.

ПАЛАТА НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ

Дополнительные ОКВЭД


Цель обработки персональных данных:

В качестве Поставщика: , на сумму
В качестве Заказчика: , на сумму

Товарные знаки

ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС в полном объеме
без рекламы (+ База клиентов в подарок!)

О компании:
ПАЛАТА НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ ИНН 3328434131, ОГРН 1043302019034 зарегистрировано 29.12.2004 в регионе Владимирская Область по адресу: 600009, Владимирская обл, город Владимир, улица Электрозаводская, 7. Статус: Ликвидировано. Размер Уставного Капитала - руб. читать далее.

Руководителем организации является: Директор - Гвоздев Владимир Александрович, ИНН 332908469430. У организации 2 Учредителя. Основным направлением деятельности является "научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук".

В Реестре недобросовестных поставщиков: не числится. У ПАЛАТА НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ зарегистрировано судебных процессов: 0 (в качестве "Ответчика"), 0 (в качестве "Истца"), Официальный сайт ПАЛАТА НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ – не указан. E-mail ПАЛАТА НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ - добавить данные. Контакты (телефон) ПАЛАТА НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ - 4922. .

Связанные компании (аффилированность) ?
ПАЛАТА НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ ИНН 3328434131

Учреждённые: 0 Представительства: 0
Управляемые: 0 Филиалы: 0

Компании КОНКУРЕНТЫ. Всего найдено: 123
В регионе Владимирская область с ОКВЭД 72.20.
Разместить рекламу по всем компаниям

Описание деятельности компании:

НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСУЛЬТАНТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ "ВЛАДИМИРСКАЯ ПАЛАТА НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ", краткое наименование: ПАЛАТА НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ. Действует с 29.12.2004, присвоены: ИНН 3328434131, КПП 332801001, ОГРН 1043302019034, основной ОКВЭД - "научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук". Работает по 4 направлениям. Имеет 0 лицензий. Организация насчитывает 0 филиалов. Учреждённых компаний: 0, Представительств: 0, Управляемых: 0. Всего связанных с ПАЛАТА НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ 0 компаний. История компании представлена на странице Лента изменений. Отзывов по компании - нет. Финансовая отчетность ПАЛАТА НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ - отсутствует.

Внимание: Перед осуществлением безналичного платежа на расчетный счет любой организации (ООО, ЗАО, АО), рекомендуем проверять расчетные счета компании на блокировку ФНС. Совершая перевод на заблокированный счет, Вы рискуете не получить оплаченный товар/услугу и потерять денежные средства.

Проверка на блокировку расчетного счета организации доступна
в Премиум доступе

Информация

Высшим должностным лицам субъектов РФ:
- определить в границах соответствующего субъекта территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации;
- приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей;
- установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.

Настоящий указ не распространяется на следующие организации (работодателей и их работников):
- непрерывно действующие организации;
- медицинские и аптечные организации;
- организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости;
- организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения;
- организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;
- организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам);
- иные организации, определенные решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Указ может распространяться на системообразующие, а также научные и образовательные организации по согласованию с Правительством РФ.

Федеральным государственным органам, органам управления государственными внебюджетными фондами, государственным органам субъектов РФ и органам местного самоуправления, организациям, осуществляющим производство и выпуск средств массовой информации, определить численность служащих и работников, обеспечивающих с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно функционирование этих органов и организаций.

Настоящий указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Информация

Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 апреля 2020 г. N 434

ПЕРЕЧЕНЬ
ОТРАСЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ, В НАИБОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ПОСТРАДАВШИХ В УСЛОВИЯХ УХУДШЕНИЯ СИТУАЦИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Сфера деятельности, наименование вида экономической деятельности Код ОКВЭД 2
1. Авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки
Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта 49.3
Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам 49.4
Деятельность пассажирского воздушного транспорта 51.1
Деятельность грузового воздушного транспорта 51.21
Деятельность автовокзалов и автостанций 52.21.21
Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным транспортом 52.23.1
2. Культура, организация досуга и развлечений
Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений 90
3. Физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт
Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений 93
Деятельность физкультурно-оздоровительная 96.04
Деятельность санаторно-курортных организаций 86.90.4
4. Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих
услуги в сфере туризма Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма 79
5. Гостиничный бизнес
Деятельность по предоставлению мест для временного проживания 55
6. Общественное питание
Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков 56
7. Деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений
Образование дополнительное детей и взрослых 85.41
Предоставление услуг по дневному уходу за детьми 88.91
8. Деятельность по организации конференций и выставок
Деятельность по организации конференций и выставок 82.3
9. Деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты)
Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения 95
Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий 96.01
Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты 96.02
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 10 апреля 2020 г. № 479 Внести в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2020, 8 апреля, № 0001202004080046), следующие изменения:а) раздел 2 дополнить позицией следующего содержания: "Деятельность в области демонстрации кинофильмов 59.14"; б) дополнить разделом 10 следующего содержания: "10. Деятельность в области здравоохранения Стоматологическая практика 86.23"

И З М Е Н Е Н И Я,
которые вносятся в постановление
Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434

Читайте также: