Отраслевой контроль в налоговой

Опубликовано: 21.04.2024

Последнее время Налоговая служба России практически настаивает на том, что массовые налоговые проверки плательщиков и налоговых агентов ушли в прошлое. А что же вместо них и можно ли этому верить? Об этом узнаете из статьи.

Новый подход к налоговому контролю

Некоторое время назад налоговики разработали концепцию Системы управления поведением плательщиков. Её суть в том, чтобы делать акцент не на проверках отдельных плательщиков, а контролировать какую-либо отрасль в целом как единый объект мониторинга. Отсюда и берут начало отраслевые проекты ФНС.

C:\Users\ВОВА\Desktop\БУХГУРУ\октябрь 2018\ВЕБ Почему ФНС отказалась от массовых налоговых проверок в пользу отраслевых проектов\massovye-nalogovye-proverki.jpg

Главная цель новой концепции – плавный переход от проверки отдельного налогоплательщика к созданию прозрачной контрольной среды в отраслях и рынках. Но так, чтобы за счет уклонения от уплаты налогов никто не получал конкурентного преимущества.

Логика такова: на сегодняшний день наиболее эффективные подходы к госуправлению предполагают наличие такого контроля со стороны государства, который при развитии инструментов аналитики позволяет формировать системы общественного самоконтроля. Так, что госконтроль становится создателем и наблюдателем за системой самоконтроля каждого субъекта и вмешивается в этот самоконтроль только в самом крайнем случае, когда:

  • есть риск нарушения общественного баланса;
  • интересы определенной группы лиц идут по пути нарастающего ущемления интересов других групп и общества в целом.

Поэтому ФНС России, развивая автоматизированные инструменты контроля, отказывается от проведения массовых налоговых проверок большого количества плательщиков и переходит на наблюдение за их поведением путем создания систем самоконтроля в отраслях и рынках экономики.

Дело в том, что необходимость постоянного вмешательства государства при функционировании такой системы самоконтроля отпадает, нарушителей становится все меньше. И даже при их появлении сначала такие нарушители проходят через общественный самоконтроль, и только в самом крайнем случае нужно применение механизма государственного воздействия.

Основное достижение такого подхода в том, что ФНС подходит к бизнесу не только с позиции налогового администратора, но и как регулятор и лидер, способный объединить усилия бизнеса и государства для достижения общих целей – направленных на развитие экономики России и увеличение благосостояния государства.

Успешный отраслевой проект ФНС 2017-2018 года

В 2017 году стартовал отраслевой проект ФНС на рынке экспорта зерновых (масличных) культур и растительного масла. Его результаты: по итогам второго полугодия 2017 года (III и IV кв.) по указанному экспорту экономия бюджета России от реализации проекта достигла 27,4 млрд рублей, а ежегодная экономия составит более 50 млрд рублей.

В 2018 году ФНС планирует завершить реализацию проекта на всём внутреннем рынке переработки зерновых и масличных культур. Дополнительные ежегодные поступления в бюджет могут составить более 100 млрд рублей.

C:\Users\ВОВА\Desktop\БУХГУРУ\октябрь 2018\ВЕБ Почему ФНС отказалась от массовых налоговых проверок в пользу отраслевых проектов\otraslevoj-proekt-FNS-zerno-NDS.jpg

Суть незаконной схемы на экспортном рынке зерновых (масличных) культур и растительного масла заключалась в необоснованном возмещении НДС путем привлечения экспортными компаниями недобросовестных посредников, незаконно не уплачивающих НДС.

Немаловажно, что данный отраслевой проект ФНС на сельскохозяйственном рынке поддержали:

  • бизнес-сообщество;
  • большинство отраслевых профсоюзов;
  • Общественная палата РФ;
  • ФСБ;
  • Центробанк;
  • Минсельхоз.

Источник: Ведомственная программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Федеральной налоговой службы на период 2018-2020 гг.

Что делать, если в дверь постучал налоговый инспектор?

Model.Article.Title

Налоговая проверка, пожалуй, самая неприятная процедура для любого бизнеса. Особенно если она застает предпринимателя врасплох. Как подготовиться к ней и успешно ее пройти?

Как избежать внеплановой налоговой проверки?

Думайте как налоговая

Задача ФНС — с наибольшей вероятностью определить злостного налогового неплательщика. Как это делается? Основных четыре метода:

I. Математическая модель налогоплательщика. Анализирует виды деятельности организации, денежный оборот по расчетному счету, наличие филиальной и торговой сети, численность работающих, операции с наличностью, активы предприятия и др. Все это позволяет с точностью до 5-10% определить реальный доход от бизнеса и понять, насколько эти цифры отличаются от тех, которые вы указали в бухгалтерской отчетности.

II. Налоговый портрет налогоплательщика. Что смотрят? Объем, детализацию и регулярность уплачиваемых налогов, попытки возмещения уплаченного в бюджет НДС, уровень официальных зарплат сотрудников, результаты предыдущих камеральных и выездных налоговых проверок, попытки внесудебного и судебного урегулирования налоговых споров. Полученные данные сравниваются с показателями компаний, занимающихся аналогичной деятельностью, но признанных добросовестными налогоплательщиками.

III. Юридический портрет налогоплательщика. Проверяют, где находится фирма, соответствует ли этот адрес юридическому и почтовому, есть ли у фирмы необходимые разрешительные бумаги?

В результате специалисты ИФНС могут с высокой точностью определить сумму поступлений от добросовестного налогоплательщика. И если цифры, которые «выведут» налоговики, более чем на 20-25% отличаются от ваших, вы с вероятностью в 90% попадете в список выездных проверок на ближайший год.

Заранее проверяйте своих контрагентов

Самая частая претензия со стороны ФНС — работа с фирмами-однодневками или уход от налогов. Приготовьте доказательства того, что вы проверили компанию на «добросовестность»:

  • ознакомились с ее уставом, учредительным договором, образцами договоров, лицензиями и иными разрешительными документами, образцами продукции, описанием услуг и т д.;
  • встречались с руководством фирмы-партнера (вплоть до приложения к протоколу встречи фотографий и видеозаписей), убедились, что учредители, гендиректор и главбух не являются «массовыми»;
  • вели протоколы переговоров и подробную интенсивную деловую переписку (оферты, акцепты оферт, спецификации товара, описание услуг и т п.).

Лайфхак: как не попасться на крючок фирмы-однодневки?

1. Перед началом работы знакомьтесь с первичными регистрационными документами контрагента. Перед подписанием основного договора составьте и подпишите соответствующий протокол. Это будет дополнительным свидетельством вашей налоговой добросовестности.

2. Проверяйте соответствие печатей и подписей. Необходимо быть уверенным в том, что печать и подпись — подлинные, что они совпадают с соответствующими образцами (как правило, образцами в банковской карточке, копию которой можно попросить предоставить). Несоответствие подписей или печати делает документ юридически ничтожным.

3. Активно используйте возможности электронного документооборота. Использование электронного инструментария «однодневками» по ряду технических причин невозможно или крайне затруднительно.

4. Проверяйте сквозную нумерацию счетов-фактур, договоров и прочих документов. Несовпадение их номеров на первых и вторых экземплярах существенно увеличивает риск доначислений при проверке. Если счет-фактура, на основании которого НДС принимается к зачету, будет признан при проверке неправильно оформленным, он будет аннулирован.

5. Финансово-хозяйственные документы должны быть подписаны должностными лицами предприятия, имеющими право подписи. Если документы подписываются сотрудниками, не имеющими права подписи, то такие документы считаются юридически ничтожными. Следует проверить действительность полномочий лиц, назначаемых приказом или решением учредителей (акционеров). Может оказаться, например, что полномочия генерального директора закончились три месяца назад и не продлены решением общего собрания акционеров. Данная ситуация, кроме рисков бизнеса, несет в себе риски налоговых доначислений, если договор с вашим контрагентом носил характер затрат, включенных в себестоимость вашей продукции (услуг).

6. Избегайте систематической непрофильной деятельности вашей компании, навязываемой вашими бизнес-партнерами. Например, партнер вашей строительной компании, будучи сам добросовестным налогоплательщиком, предлагает, ссылаясь на общую необходимость снижения издержек, «прокрутить займы» для уменьшения суммы НДС в текущем квартале и поделиться полученной выгодой. Или вам предлагают стать участником тендера «с гарантией победы», но при этом выполнить несвойственные вашей компании функции агента, то есть фактически стать на время транзитной фирмой для денежного потока. Подобные варианты чреваты проверками как со стороны налоговой, так и МВД.

7. Ориентируйтесь на отзывы и рекомендации заслуживающих доверия бизнес-партнеров вашего контрагента и банка, работающего с ним.

8. Изучайте отзывы о данной компании в интернете и других открытых источниках.

Проводите собственные проверки

Пригласите аудитора, который в течение года несколько раз проверит бухгалтерскую отчетность, разъяснит порядок исчисления и уплаты налогов и подскажет, как своевременно устранить ошибки в отчетности и распознать «схемные» налоговые риски.

Соответствуйте ожиданиям налоговой

В отношении каждого налогоплательщика ФНС имеет свой план по сбору налогов, и организация должна соответствовать его минимальным показателям, в крайнем случае не дотягивать до них 10%. Важно поддерживать у налоговиков убеждение, что вы небогатый, но добросовестный налогоплательщик.

С точки зрения приоритетности по отраслевым показателям:

  • на первом месте традиционно НДС;
  • на втором — страховые сборы с фонда заработной платы;
  • далее — налог на прибыль, НДПИ, налог на имущество, подоходный налог.

Как понять, что грядет налоговая проверка?

Поступают запросы о движении средств по расчетному счету

Налоговые инспекторы могут использовать информацию о динамике входящих и исходящих платежей при определении соответствия предприятия отраслевым налоговым показателям, а также для определения уровня его налоговых рисков.

Поступают запросы к контрагентам

Инициируя запросы о предоставлении документов, подтверждающих деятельность, к контрагентам, отдел предпроверочного анализа ИФНС готовится к вынесению рекомендации о выездной или камеральной проверке вашей компании.

Звучат требования к контрагентам о встречных проверках

Это прямой сигнал о том, что решение о проверке вашего предприятия в ИФНС уже принято.

Ваш расчетный банк систематически требует предоставить информацию (договоры, счета, счета-фактуры, накладные и т п.), подтверждающую правомерность входящих и исходящих платежей

Скорее всего, служба финансового мониторинга банка заинтересовалась вопросами законности деятельности вашей фирмы и уже передала запрос о проведении проверки в Росфинмониторинг и параллельно в налоговый орган.

Вас вызвали в налоговую инспекцию для дачи объяснений по хозяйственной деятельности

Это одно из предпроверочных или «психологических» мероприятий, имеющих цель заставить налогоплательщика платить больше налогов, чем сейчас (вызов «на комиссию»). Достаточно часто протокол подобной беседы становится основанием для вынесения постановления о проверке.

Как подготовиться к налоговой проверке?

Приведите первичную документацию организации в соответствие с документацией контрагентов

На предприятии и у контрагентов первые и вторые экземпляры документов должны быть одинаковыми, на них должны иметься идентичные подписи, печати и одинаковая нумерация.

Оповестите всех контрагентов организации о том, что к ним, возможно, придет встречная проверка

Они должны быть готовы выйти на нее, чтобы подтвердить факт хозяйственной деятельности. Если подтверждения нет, то перечисленные им средства, отнесенные на затраты, будут признаны чистой прибылью предприятия — с доначислением НДС, налога на прибыль, пеней и штрафов. Предупреждая контрагентов, вы можете надеяться, что при запросе налоговых органов они тоже предупредят вас.

Приведите в соответствие почтовый, юридический и фактический адрес предприятия

Нужно либо внести изменения в учредительные документы и привести юридический адрес в соответствие с фактическим, либо встать на учет по месту нахождения организации.

Подготовьте офис к визиту налоговиков

Там должны находиться только те документы, наличие которых юридически обоснованно и законно. Необходимо по максимуму ограничить информацию, которая будет поступать к налоговикам. Лишних сведений на бумажных и электронных носителях, а также печатей и штампов, не имеющих отношения к деятельности предприятия, быть не должно.

Выделите для проверяющих отдельное помещение

Все требуемые документы нужно приносить туда. Нельзя допустить, чтобы инспектор свободно ходил по офису, беседовал с любым сотрудником, заглядывал во все компьютеры. Иначе поток получаемой им информации станет неконтролируемым. Организуйте проверяющим «чайный столик» в том же помещении, где они находятся.

Подготовьте сотрудников к визиту налоговиков

Персонал должен знать, что нужно говорить инспекторам, внятно объяснять, чем занимается ваша компания. Лучше, чтобы с налоговиками общался бухгалтер, имеющий опыт прохождения выездных налоговых проверок. Постарайтесь исключить возможность общения с проверяющими остальных сотрудников.

Пригласите налогового консультанта, юриста или адвоката

Они будут защищать ваши права и налоговые интересы, следить, чтобы проверка шла так, как необходимо вам. Опытный налоговый адвокат позволит найти правильный баланс отношений между проверяющими и проверяемыми.

Если сотрудников вызовут для дачи объяснений, их слова не должны противоречить друг другу и сведениям в официальных документах

У персонала могут спрашивать, например, какого числа и в каком размере выплачивается зарплата, чтобы затем сравнить ответ с суммами в ведомостях.

Будьте готовы к участию в проверке экспертов

Налоговики имеют право привлекать экспертов: юристов, бухгалтеров, оценщиков, отраслевых экспертов и т д. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные знания в науке, искусстве, технике или ремесле. Как показывает арбитражная практика, такими основаниями может быть необходимость:

  • установить подлинность документов;
  • восстановить документ;
  • уточнить рыночную стоимость товаров, работ, услуг;
  • определить, соответствуют ли материалы, компоненты, которые используются в фирме, объему продукции или технологии ее производства;
  • определить, какие ремонтно-строительные работы были выполнены (капитальный ремонт, текущий ремонт, реконструкция).

В проведении проверок могут быть задействованы и свидетели

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол, однако с протоколом может знакомиться только лицо, давшее показание. Налогоплательщик может ознакомиться с таким протоколом только после вручения ему акта налоговой проверки.

Павел Гагарин, председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа»

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


В рамках осуществления плана по активному побуждению к добровольному уточнению налоговых обязательств налоговики реализуют отраслевые проекты.

На недавних публичных слушаниях был представлен доклад на эту тему.

Цель — побуждение

В документе сказано, что ФНС стремится побудить налогоплательщиков добровольно отказаться от применяемых схем, добросовестно уплачивать налоги, научится самостоятельно проводить анализ своих поставщиков, исключая сомнительных контрагентов.

Для этой цели налогоплательщиков информируют о возможных рисках, проводят рабочие встречи, в результате которых происходит добровольное уточнение налоговых обязательств в полном объеме.

Определяющим условием данного процесса является осознание налогоплательщиками осведомленности налоговых органов о результатах их финансово-хозяйственной деятельности, способах осуществления контроля и, как следствие, суммах реальных налоговых обязательств, подлежащих уплате в бюджет, говорится в документе.

Главная цель налоговой службы — плавный переход от проверки отдельного налогоплательщика к созданию прозрачной контрольной среды в отраслях и рынках.

Основное достижение такого подхода в том, что ФНС подходит к бизнесу не только с позиции налогового администратора, но и как регулятор и лидер, способный объединить усилия бизнеса и государства для достижения общих целей — направленных на развитие экономики России и увеличение благосостояния государства. На основе таких принципов базируются отраслевые проекты.

«Побуждение» налогоплательщиков к «добровольной» доплате дополнительных налогов даёт хорошие поступления в бюджет, и скоро обгонит доначисления по итогам проверок. Как бизнесу жить в таких условиях, расскажут на семинаре 19 декабря.

Приходите!

Зерно и прочее сельское хозяйство

Одним из проектов ФНС, действующем на территории России более двух лет и направленным на добровольное уточнение налогоплательщиками своих налоговых обязательств, позволяющим самостоятельно определить имеющиеся риски и отказаться в своей деятельности от схем ухода от налогообложения, является проект по «обелению» рынка сельскохозяйственной продукции, путем добровольного присоединения к Хартии налогоплательщиков, в сфере оборота сельскохозяйственной продукции или как его еще называют- «Зерновой проект».

Данный проект нацелен на то, чтобы все участники оборота сельхозпродукции добросовестно несли налоговое бремя, торговые операции осуществлялись прозрачными методами и исключали многоступенчатый процесс перепродажи сельхозпродукции, чтобы сформировать нетерпимое отношение к компаниям, уклоняющимся от уплаты налогов.

Выгода консолидированного бюджета РФ от реализации зернового проекта по итогам зернового сезонов 2017-2018 года составила 57,4 млрд руб., в том числе:

— предотвращены потери бюджета при экспорте зерна в размере 27,94 млрд руб. и растительного масла в размере 8,33 млрд руб.;

— увеличено поступление НДС в наиболее значимых кластерах внутренней переработки на 3,8 млрд руб. или на 28,4 % по сравнению с предыдущим зерновым сезоном;

— увеличено поступление НДС от трейдеров зерновых и масличных культур на 5,5 млрд руб. (в 2 раза), а также увеличены поступления прочих налогов от трейдеров за 2017 год в сравнении с 2016 годом на 11,5 млрд руб. (в 4 раза) и сумма перечисленного НДФЛ на 0,3 млрд руб. (на 15 %).

Открыть оригинал изображения (1331x750, 0.79 Мб)

В настоящее время ФНС России внедрен порядок информирования участников сельскохозяйственного рынка о несформированном источнике вычетов по НДС. Для этого необходимым условием является получение от участников связанной цепочки согласий о признании общедоступными сведений о наличии несформированного источника по НДС по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг).

Разработан эффективный инструмент саморегулирования — Информационный ресурс для открытого информирования участников рынка о лицах, имеющих, по данным системы АСК НДС-2, признак несформированного источника применения налоговой выгоды в виде вычета сумм НДС.

Основные принципы информационного ресурса:

  • открытое и добровольное взаимодействие налогоплательщиков между собой;
  • соблюдение охраняемой законом тайны;
  • ненарушение деловой репутации;
  • презумпция добросовестности налогоплательщика;
  • неограничение конкуренции принцип недискриминационного доступа.

«Налоговые разрывы и их автоматическое выявление в рамках АСК НДС-2» — одна из тем семинара, который состоится 19 декабря.

Приходите, будет интересно.

Грузоперевозки

Обеление отрасли АПК невозможно без обеления рынка грузоперевозок. Можно сказать, что практически все участники рынка АПК прибегают к услугам перевозчиков. Рынок АПК перестраивается, а перевозчики до сих пор несут налоговые риски для других участников рынка, сетуют налоговики.

В связи с этим, разработана Хартия участников рынка перевозок грузовым автомобильным транспортом — совместная политика по противодействию незаконным действиям на рынке транспортных услуг.

Открыть оригинал изображения (1296x721, 440.36 Кб)

Компании, подписавшие Хартию, принимают для себя следующие правила ведения бизнеса:

  • не получают конкурентное преимущество за счет неуплаты налоговых платежей;
  • не получают конкурентное преимущество и не извлекают необоснованную налоговую выгоду за счет использования схем дробления бизнеса;
  • не получают конкурентное преимущество за счет привлечения персонала/сотрудников без оформления трудовых или гражданско-правовых отношений;
  • не получают конкурентное преимущество за счет нарушений требований устава автомобильного транспорта и правил перевозок грузовым автомобильным транспортом;
  • являясь владельцами транспортных средств, имеющих разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированы в СВП «ПЛАТОН» и вносят плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;
  • не допускают искажений сведений в товаросопроводительных (транспортных) документах и строго соблюдают требования к заполнению достоверных сведений о фактическом грузоотправителе и перевозчике.

При этом должны соблюдаться определенные правила:

1. Перевозку осуществляют собственными силами (силами водителей, находящихся в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком) и средствами (транспортными средствами, находящимися в законном владении перевозчика).

2. При организации перевозок через агентов/экспедиторов (организаторов перевозки):

— организатор перевозки стремится привлекать к исполнению перевозки третьих лиц, являющихся фактическими исполнителями работ/услуг, для чего обладающими всеми необходимыми ресурсами;

— организаторы перевозки, при осуществлении деятельности в интересах другого лица на основе договоров транспортной экспедиции, определяют свой доход в виде вознаграждения при исполнении данных договоров, отражая операции по привлечению третьих лиц — фактических перевозчиков и иных фактических исполнителей работ/услуг, в отчетности, бухгалтерском и налоговом учете как посредническую (агентскую) деятельность.

Открыть оригинал изображения (1241x692, 0.58 Мб)
Открыть оригинал изображения (1234x685, 0.69 Мб)

Клининг

При содействии ФНС запушен отраслевой проект по повышению прозрачности рынка клининга и технической эксплуатации. Отрасль считается одной из высокорисковых.

Клининг — это та сфера, с которой сталкиваются практически все действующие компании и предприятия, а также госструктуры.

Компании, оказывающие комплекс услуг в данной отрасли объединились в Национальную Ассоциацию Фасилити Операторов. Участники рынка договорились о правилах ведения бизнеса в данной сфере.

Деятельность компаний, оказывающих услуги профессиональной уборки, строится на основании Этической Хартии, в которой прописаны принципы ведения бизнеса: неукоснительное соблюдение налогового, трудового и миграционного законодательства, а также проявление осмотрительности при выборе контрагентов.

Участники считают крайне важным исключение недобросовестных действий со стороны потребителей услуг профессиональной уборки и технической эксплуатации, сознательно способствующих нарушению их поставщиками налогового, трудового и миграционного законодательствами.

Поступление НДС в бюджет от участников в первом квартале текущего года составило 2 млрд рублей, что в 2,5 раза больше аналогичного периода прошлого года.

Где еще

Также на территории РФ запущены пилотные проекты (пока в отдельных регионах) в лесной, строительной, рыбной отрасли.

Например, в Архангельской области крупнейшие организации лесопромышленного комплекса заключили добровольное общественное соглашение о противодействии незаконным действиям на рынке лесопродукции и подписали Хартию в сфере оборота древесины.

Все участники Хартии в сфере оборота древесины осуществляют общественный контроль на рынке оборота лесной продукции и информационный обмен между собой и налоговыми органами по фактам выявления недобросовестности при исполнении обязательств по уплате налогов со стороны контрагентов.

В целом по региону при общем увеличении объемов закупки древесины наблюдается снижение налоговых вычетов по НДС, зафиксировано увеличение налоговой базы по НДС в 1 квартале 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018 года почти в 1,33 раза.

Например, сумма НДС только одного крупнейшего лесопромышленного холдинга за 2018 год по сравнению с 2017 годом увеличилась на 55 млн. руб. и составила почти 220 млн. рублей.

В докладе говорится, что ФНС нацелена на тесное взаимодействие с налогоплательщиками, а назначение проверок является крайним методом воздействия.

Создаются различные инструменты взаимодействия, включающие в себя разъяснительную работу, создание дополнительных сервисов на сайте ФНС, создание отраслевых проектов, которые помогают налогоплательщикам оценить собственные риски и самостоятельно уточнить налоговые обязательства, отказавшись от схем ведения бизнеса и сомнительных сделок.

Как избежать налоговой проверки и «побуждения к самостоятельному пересмотру налоговых обязательств», а также уменьшать НДС без налоговых разрывов, расскажут на семинаре.

Записывайтесь на мероприятие со скидкой.

В последнее время появилась тенденция к переводу организаций в межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, несмотря на то, что у них суммовые показатели меньше 10 миллиардов рублей.

Администрирование налогоплательщиков, относящихся к категории крупнейших, происходит по особым условиям, при этом контроль за их деятельности со стороны ФНС ведется с большим вниманием, чем за деятельностью иных компаний.

Большая часть межрегиональных и межрайонных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам расположены в Москве, часть межрайонных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам расположены в таких городах, как Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Екатеринбург, Кемерово. Принцип отраслевого администрирования, а не территориального, порождает такую ситуацию, когда налогоплательщик, место нахождения которого Сибирь или Урал, вынужден состоять на учете в межрегиональной или межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, находящейся в Москве и, соответственно, отчитываться, направлять корреспонденцию и своих представителей в другой город.

Администрирование в рамках отраслевой специализации позволяет обеспечить предметное изучение сотрудниками инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам особенностей осуществления предпринимательской деятельности в определенной отрасли. Данное обстоятельство, в свою очередь, гарантирует более пристальный контроль в отношении крупнейших налогоплательщиков. При этом большое внимание в работе отраслевых инспекций уделяется аналитической работе — сравнение аналогичных налогоплательщиков в сопоставимых условиях, выборки и построение гипотезы о потенциальных нарушениях, пополнение системы налоговых рисков.

Изменения, направленные на совершенствование уровня налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков, с точки зрения эффективности работы Службы, себя оправдала. Высокая доля поступлений в бюджет Российской Федерации от крупнейших налогоплательщиков, изменения в структуре межрегиональных и межрайонных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и изменения нормативных актов, регулирующих администрирование крупнейшими налогоплательщиками, свидетельствует о том, что реформа системы администрирования крупнейших налогоплательщиков продолжит развитие и в будущем.

Также, в работе с крупными налогоплательщиками ФНС России делает ставку прежде всего на налоговый мониторинг – форма налогового контроля, предполагающая не только комфортное взаимодействие между инспекцией и налогоплательщиком (в формате онлайн), но и нацеленная на возможность выявлять налоговые риски на самой ранней стадии.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 83 НК РФ особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков определяет Минфин. Так, по общему правилу, крупнейшими налогоплательщиками могут быть только организации, отвечающие определенным критериям, которые установлены Приказом ФНС от 16.05.2007 г. № ММ-3-06/308@ «О внесении изменений в Приказ МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290@»:

- показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации (за любой отчетный год из предшествующих трех лет, не считая последнего);

- признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц;

- наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности;

- проведение налогового мониторинга.

Особого внимания заслуживают такие критерии, как показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год и проведение налогового мониторинга.

  • Показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации.

От величины годового дохода зависит то, в какой инспекции ФНС России организация будет стоять на учете:

- от 10 млрд. до 35 млрд руб. включительно – в межрайонных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (налогоплательщики регионального уровня);

- от 35 млрд руб. и выше – в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (налогоплательщики федерального уровня);

Однако, если ФНС приняла решение об отнесении к категории крупнейших налогоплательщиков и территориальных особенностях администрирования, организация может быть переведена в межрайонную инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам, если она и не подпадает под установленные критерии (п. 6.1 Приказа ФНС от 16.05.2007 г. № ММ-3-06/308@).

  • Проведение налогового мониторинга.

В том случае, если в отношении организации налоговым органом принято решение о проведении налогового мониторинга в соответствии со ст. 105.27 НК РФ, она может быть поставлена на налоговый учет в межрайонную инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

Налоговый мониторинг – это форма контроля, которая применяется ФНС России с 2016 г. Ее смысл заключается в добровольном предоставлении налогоплательщиком финансово-хозяйственной информации о своей деятельности посредством онлайн-взаимодействия.

Если в ходе проведения мониторинга будут выявлены нарушения, налоговый орган потребует представить пояснения и внести исправления.

В случае выявления нарушений, налоговым органом составляется мотивированное заключение, которое не является решением о привлечении к ответственности и не влечет наложения штрафа.

Безусловным плюсом налогового мониторинга является отсутствие камеральных и налоговых проверок, однако, налоговым законодательством предусмотрены случаи, когда налоговые проверки проводятся.

Перейти на налоговый мониторинг могут организации, которые соответствуют одновременно следующим условиям:

- общая сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ за предыдущий год составила не менее 300 млн руб.;

- доходы по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год составили не менее 3 млрд руб.;

- балансовая стоимость активов на 31 декабря прошлого года составляла не менее 3 млрд руб.

Такая форма контроля проводятся в отношении ряда крупнейших налогоплательщиков, и работа по привлечению большего их числа продолжается и в настоящее время.

Налоговый мониторинг не является обязательным, а носит заявительный характер.

При этом администрирование крупнейших налогоплательщиков осуществляется в специализированных по отраслевому принципу межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и в межрайонных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам. Территориальные особенности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков не установлены.

Основной целью администрирования по отраслям является анализ и сравнение равных налогоплательщиков в отрасли, выявление отраслевых рисков, характерных для организаций со схожими бизнес-моделями.

Структура инспекций, осуществляющих администрирование крупнейших налогоплательщиков выглядит следующим образом:

  • Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 1 (налоговое администрирование КН, отнесенных к транснациональным компаниям (доля участия ин. лиц(а) в уставном капитале организации прямо или косвенно превышает 50%, и (или) контролирующим лицом такой организации не являются резиденты РФ).
  • Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 2 (добыча (предоставление услуг по добыче) нефти и газа природного горючего, производство нефтепродуктов, оптовая торговля, транспортировка нефти, нефтепродуктов и горючего природного газа с использованием трубопроводного вида транспорта, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов).
  • Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 3 (оптовая и розничная торговля, производство и (или) реализация пищевых продуктов, напитков и табачных изделий, растениеводство и животноводство).
  • Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 4 (производство машин, транспортных средств, оборудования, техники и иных товаров, производство которых осуществляет Организация, не администрируемая иной межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, в том числе для нужд оборонно-промышленного комплекса, строительство зданий и инженерных сооружений).
  • Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 5 (добыча полезных ископаемых, за исключением нефти и газа природного горючего, металлургическое производство, производство химических веществ и химических продуктов).
  • Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 6 (обеспечение электрической энергией и газом, водоснабжение, оказание транспортных услуг и иных услуг, оказываемых организацией).
  • Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 7 (деятельность в области информации и связи)
  • Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 9 (администрирование в финансово-кредитной и страховой сфере).

Межрегиональные и межрайонные инспекции ставят на учет крупнейших налогоплательщиков самостоятельно, без каких-либо заявлений последних.

После постановки на учет в качестве крупнейшего, организации направляется уведомление, в котором указан КПП налогоплательщика в качестве крупнейшего, у которого 5-й и 6-й знаки – 50.

Вместе с тем, организация продолжает состоять на учете в инспекции по месту нахождения, в связи с чем ей присваивается КПП по двум основаниям: по месту нахождения и по отнесению к крупнейшим налогоплательщикам.

Таким образом, возникает проблема «двойного» учета, поскольку пунктом 3 статьи 80 НК РФ предусмотрено представление всех налоговых деклараций (расчетов), которые они обязаны представлять в соответствии с НК РФ, в инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам, а по страховым взносам – в налоговый орган по месту своего нахождения.

Подводя итог вышеописанному, особенности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков могут вызывать определенные трудности у налогоплательщиков не готовых к принудительному переходу в инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам.

Секреты предпроверочного анализа хранятся в специальных отделах территориальных налоговых инспекций и управлений ФНС России по субъектам РФ. Алгоритм действий сотрудников этих отделов в законе четко не прописан. При выборе претендентов на выездную налоговую проверку они в большей степени руководствуются внутренними регламентами, программным обеспечением ФНС России и отработанной практикой поиска проблемных налогоплательщиков.

От результата предпроверочного анализа зависит налоговая безопасность компании. Так как если проверку назначат, то «негласный» план доначислений будет известен заранее. Поэтому одним из способов минимизации налоговых рисков является создание условий, при которых по результатам предпроверочного анализа компания в план выездных налоговых проверок не попадет. Чтобы это сработало, достаточно заранее предпринять некоторые меры безопасности.

Предпроверочные мероприятия сейчас в почете

Предварительный анализ финансово-хозяйственной деятельности компании повышает качество и результативность налоговых проверок. За 2015 и 2016 годы качество налоговых проверок существенно возросло. Глава ФНС России Михаил Мишустин с 2014 года выделяет среди прочих цель по повышению эффективности системы налогового администрирования. Руководство налоговой службы уже отмечает, что снижение количества и повышение качества проводимых налоговых проверок дает свои плоды («Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов»).

По официальным данным ФНС России, количество выездных проверок снизилось на 10% (14,6 в 2015 году и 13,1 в 2016 году). Число камеральных проверок выросло на 3% (16 617,3 в 2015 году и 17156,5 в 2016 году).

В 2016 году сумма дополнительных начислений по камеральным проверкам по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 87 % (33 549,8 тыс. руб. в 2015 году и 62 320,3 тыс. руб. в 2016 году). Из них 74% налоговых доначислений. По выездным проверкам картина такова – количество проверок уменьшилось примерно на 10%. А сумма начислений выросла почти на 33% (140 404,2 тыс. руб. в 2015 году и 184 377, 3 в 2016 году).

Учитывая такие тенденции и планы ФНС России, возражать по поводу сути нарушений нужно основательно. Для этого в первую очередь важно знать, на основании какой информации и по каким критериям налоговики будут искать нарушителей, а также кого включат в ежеквартальный план выездных проверок.

Действия налоговых разведчиков помогают сформировать предварительные суммы доначислений

Тайна предпроверочных мероприятий налоговиков кроется в сумме — сколько по итогам их проведения доначислят компании предварительно. То есть, когда инспекторы приходят в офис с проверкой, они уже знают, на какую сумму у компании есть нарушения.

В каждом субъекте РФ «свой» негласный план доначислений. Например, в Москве сейчас эта сумма составляет около 10 млн. рублей. В Московской области – примерно 4 млн. рублей. Именно такие результаты ждет руководство налоговых служб от сотрудников территориальных инспекций. И компаниям нужно быть к этому готовым.

Как сейчас налоговики анализируют финансово-хозяйственную деятельность

Основной алгоритм сотрудников предпроверочного анализа сводится к хорошо всем известным и общедоступным критериям оценки рисков. Они перечислены в приказе ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/33@. Так, по результатам предварительного анализа компанию обвинят в связях с однодневками, если у нее нет:

— личных контактов руководства компании-контрагента;

— документов, подтверждающих полномочия руководителя компании-контрагента, копии его паспорта;

— сведений о том, как нашли партнера (интернет, знакомства);

— информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Минусом для компании будет, если сотрудники предпроверочного анализа установят следующие факты:

— контрагент с признаками однодневки выступает в роли посредника;

— условия договоров отличаются от обычаев делового оборота (длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты);

— есть доказательства того, что контрагент не мог исполнить договор с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

— товар приобретался через посредников товаров, которые традиционно производятся физлицами, не являющимися ИП (сельхозпродукция, вторичное сырье, продукция промысла);

— существует рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

— контрагент выпускает или продает векселя, ликвидность которых не очевидна или не исследована. А также выдает или получает займы без обеспечения;

— присутствует существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика. При этом спорная сделки экономически нецелесообразна.

Анализ бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках – действенный способ обнаружить в учете схемы

Практика показывает, что в последнее время инспекторы все чаще исследуют данные бухгалтерской отчетности. Это помогает им собрать доказательства отсутствия реальности взаимоотношений. В поле пристального внимания проверяющих — бухгалтерский баланс (разделы: основные средства; оборотные активы; дебиторская задолженность) и отчет о прибылях и убытках (разделы: выручка; управленческие расходы; себестоимость продаж) и отчет о движении денежных средств (разделы: денежные потоки от текущих операций; арендные платежи; платежи поставщикам за сырье, материалы, работы, услуги).

По мнению налоговиков, нулевые показатели бухгалтерской отчетности свидетельствует об отсутствии реальной хозяйственной деятельности экономического субъекта. Логично, ведь к примеру, компания, осуществляющая, например, реализацию приобретенных товаров должна отразить в бухгалтерском учете их себестоимость (форма № 1), а в отчете о движении денежных средств (форма № 4) должна быть отражена выручка, полученная от их реализации (конечно, при условии их оплаты покупателем).

В декларации по налогу на прибыль отражаются прямые расходы, относящиеся к реализованным товарам; стоимость реализованных товаров; выручка от реализации покупных товаров. Данные разделы бухгалтерской и налоговой отчетности имеющие нулевые показатели свидетельствуют о том, что хозяйствующий субъект не приобретал имущество (товар) и не реализовывал его третьим лицам. Позицию налоговых органов поддерживают и суды (Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.10.2015 по делу № А40-111253/15)

Избегайте попадания в «черный список» СУР АСК НДС-2

2017-05-24 (1)

Помимо стандартного способа поиска компаний с высоким налоговым риском на основе предпроверочного анализа, у налоговиков появился новый действенный инструмент. В 2016 году в инспекциях появилась СУР АСК НДС-2 (автоматическая система контроля налога на добавленную стоимость в версии № 2). СУР – система управления рисками.

Этот программный комплекс в автоматическом режиме анализирует информацию в отчетности налогоплательщика и сопоставляет ее со сведениями, предоставленными контрагентами и посредниками. В единой системе содержится информация от налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, ведущих журналы учета счетов-фактур. Теперь инспекторы могут в автоматическом режиме проследить всю цепочку реализации товаров, работ и услуг и отследить возникновение базы по НДС.

2017-05-24 (5)

В соответствии с СУР АСК НДС-2 все налогоплательщики делятся на три категории (письмо ФНС России от 03.06.16 № ЕД-4-15/9933@):

  • Налогоплательщики, которые работают только в соответствии с законом. У них никаких проблем с контрагентами, с оформлением счетов-фактур и уплатой НДС.
  • Налогоплательщики, которые в целом работают легально, но у них есть разрывы в отчетности и неточности в документах.
  • Налогоплательщики, которые обладают признаками несамостоятельного и недобросовестного юридического лица.

Так теперь налоговики группируют всех плательщиков НДС. Соответственно, третья группа компаний с высоким налоговым риском привлечет внимание налоговиков. Но организации из второй группы также могут попасть в список претендентов на проверку. Так как часто эти налогоплательщики связаны с третьей группой.

При этом если уровень риска «СУР АСК НДС-2» не соответствует уровню риска «АСК НДС», то для оценки налогоплательщика будут использовать уровень риска новой «СУР АСК НДС-2».

2017-05-24 (3)

Чтобы не попасть в «черный список» этой программы компании целесообразно предпринять следующие действия:

  1. Проверить, если ли у нее документы о правоспособности юридических лиц (своих контрагентов) и правомочности лиц на подписание документов. В ином случае эти бумаги нужно запросить.
  2. Выяснить, отражены ли в отчетности контрагента основные средства, нематериальные активы и иные активы, наличие которых обусловлено условиями сделок.
  3. Сверьте документы по сделке с аналогичными бумагами партнера. Особое внимание уделите обязательным реквизитам счетов-фактур. Подпишите акты сверки.
  4. Посмотрите интернет-сайт партнера. Сделайте скриншот страницы. Поищите отзывы об организации в интернете на других сайтах. Практика показывает, что скрины таких страниц часто срабатывают в пользу налогоплательщиков еще на этапе подачи возражений на акт проверки.
  5. Убедитесь, что у контрагента на самом деле есть офис или склад. Сделайте фотографии, сохраните заявки на пропуск в эти помещения при визите к партнеру.
  6. Проверьте, не судится ли ваш контрагент. Для этого зайдите в справочную систему или на сайт http://www.arbitr.ru/ в картотеку арбитражных дел. Введите наименование юрлица в поисковую строку и просмотрите судебные дела.

Такие меры позволят избежать несоответствий в налоговой отчетности. А также оперативно представить пояснения в случае предъявления претензий со стороны проверяющих. Тем самым избежать попадания в план выездных проверок.

Что ФНС России рекомендует делать сейчас сотрудникам предпроверочного анализа

Такие рекомендации налоговое ведомство дает во внутренних ДСП (документах для служебного пользования). Они рассылаются нижестоящим налоговым органам и активно применяются в работе.

В недавнем ДСП одного из региональных ведомств в рамках предпроверочного анализа рекомендовано делать следующее. Во-первых, заранее оценивать достаточность доказательств – чтобы их хватило для опровержения реальности или обвинений в связях с однодневками. Не ограничиваться стандартами признаками, а проявлять больше творчества и устанавливать причинно-следственные связи.

Во-вторых, заранее проверять не только налогоплательщика « разработке», но и его контрагентов. Как они сдают отчетность, сколько у ниих сотрудников, по какому адресу располагаются и т.п.

В-третьих, уже в рамках предварительного анализа обратить внимание на перемещение товара, если есть подозрения в том, что он фиктивный. Продумать, какие доказательства подкрепят соответствующие доводы.

В-четвертых, сотрудникам предпроверочного анализа рекомендовано не замыкаться на отчетности налогоплательщиков, а активнее использовать другие источники для получения сведений, которые могут доказать налоговые нарушения. В частности, интернет-сайты контрагентов, банки, справочные системы, базы госорганов и т.п.

Читайте также: