Откуп налогов в россии

Опубликовано: 17.04.2024

ОТКУПА - передача государством частным лицам на срок за определённую плату права сборов налогов и других государственных доходов, а также права продажи или производства определённых видов товаров, на которые распространялась казённая монополия.

Впервые Откупа получили распространение в Древней Персии (VI век до н. э.), в Древней Греции и Древнем Риме (IV век до н. э.). Существовали генеральные Откупа (охватывающие всю территорию государства или целый комплекс налогов), при которых генеральный откупщик имел сеть подоткупщиков; областные Откупа (в рамках города, провинции); специальные Откупа (например, доходы от табачной государственной монополии и тому подобное). Откупщики давали гарантию внесения в казну определённой суммы, а собранные сверх неё средства составляли их прибыль. Поскольку Откупа требовали больших капиталов, откупщики иногда объединялись в компании (в Древнем Риме известны с 217 года до н. э.), для сбора доходов создавался специальный аппарат. В средние века и Новое время Откупа существовали во многих странах, особенно были развиты во Франции, где в 1726 году создана специальная компания откупщиков.

В России Откупа появились в конце XV - начале XVI веков, наибольшее распространение получили в XVIII - 1-й половине XIX веков. Регулярно отдавались на Откупа разного рода небольшие сборы: лавочные, конские, извозные, мостовые пошлины, сборы с торговых бань, мельниц, рыбных ловель и прочих. Откупа использовались для взимания основных видов косвенных налогов - питейных сборов (до 1863 года), таможенных сборов с внутренней (до таможенной реформы 1753-1754 годов) и внешней (до 1762 года) торговли (таможенные Откупа отменялись в 1681-1705 годах). На Откупа часто передавалась принадлежавшая государству монополия на продажу табака, льняного семени, ворвани и некоторых других товаров. До 1873 года действовала откупная система добычи нефти.

Откупа периодически сменялись «верной» системой сборов (повинностью выборных посадских людей), которая прекратила существование в конце XVIII века. Чаще всего применялись обе эти системы одновременно (например, в 1730-1740-е годы). Все сборы отдавались на Откупа в 1-й половине 1720-х годов, с середины XVIII века Откупа стали основной системой сборов. С точки зрения властей Откупа имели преимущества перед «верной» системой: договор с откупщиком заключался, как правило, на несколько лет, при определении размера Откупов к той сумме, которая собиралась в прошлые годы (окладу), по соглашению с откупщиками прибавлялась надбавка («наддача»), что обеспечивало неуклонное возрастание государственных доходов. При «верной» системе постоянно возникали недоимки. Однако откупщики брали на Откупа тот или иной сбор только в условиях благоприятной экономической конъюнктуры. Если после экономического подъёма происходил спад (например, по причине неурожая или другого бедствия), откупщик сам оказывался должен казне или отказывался от продолжения контракта, после чего сборы перекладывались «на веру».

Наибольший доход государственной казне приносили винные откупа (одна из форм реализации винной монополии). С конца XVI века откупщикам периодически передавалось (с XVIII века на публичных торгах) право розничной продажи спиртных напитков в кабаках в определённой местности по установленной государством цене (винные Откупа отменялись в 1652-1663, 1681-1705 годах, во 2-й половине 1720-х годов). Водка откупщикам продавалась централизованно под контролем казны (в 1799 году они получили право заготовлять её самостоятельно). Устав о винокурении 1765 года наделил откупщиков статусом «коронных поверенных служителей» и предоставил им ряд привилегий (освобождение от службы по выборам, от постойной повинности и другого). С 1767 года винные Откупа вводились повсеместно, в конце XVIII века стали единственной формой реализации винной монополии. В 1819 года Откупа заменены казённой продажей вина в качестве подготовки к введению акциза, но вследствие злоупотреблений чиновников и снижения питейных доходов в 1827 году откупная система восстановлена, в 1847 году в неё введены элементы акцизного обложения («акцизно-откупное комиссионерство»). Злоупотребления откупщиков вызвали в 1858-1859 годах массовый протест крестьян и городских низов («трезвенное движение»). «Положением о питейном сборе» от 4(16).7.1861 года винные Откупа заменены с 1(13).1.1863 года акцизной системой (в Царстве Польском введена в 1866 году, в Туркестанском крае - в 1869 году, в Закавказье - в 1873 году).

Откупа являлись одним из важнейших источников первоначального накопления капитала. В Откупах особенно активно участвовало купечество (в XVII веке Откупа занимали существенное место в деятельности членов купеческих корпораций гостей, гостиной сотни и суконной сотни), с XVIII века также дворяне. На основе Откупов сложились состояния многих крупнейших представителей купечества (Яковлевых, Злобиных, Кокоревых, Мамонтовых, Гинцбургов и других) и дворянства (Долгоруковых, Куракиных, Шуваловых, Рюминых, Бенардаки и других). Накопленные на Откупах капиталы инвестировались в горнозаводскую промышленность, золотодобычу, железнодорожное строительство, банковское дело, в учреждение крупных компаний в нефтяной, угольной, машиностроительной и других отраслях промышленности.

Откуп — система сбора с населения налогов и других государственных доходов, при которой государство за определённую плату передаёт право их сбора частным лицам (откупщикам).

В руках откупщиков часто накапливались огромные богатства, так как собранные ими налоги и сборы с населения в 2—3 раза превышали средства, вносимые в казну.

Существовали следующие виды откупов:

  • областные (в рамках города, района)
  • специальные (откупы отдельных налогов, например пошлин, доходов от винной монополии).

Впервые откупы получили распространение в Древнем Иране (VI в. до н. э.), в Древней Греции и Древнем Риме (IV в. до н. э.).

Во всех государствах Древней Греции сбор налогов отдавался на откуп частным лицам. В Афинах откупщики часто образовали большие компании на паях. Сбор производился либо самими откупщиками, либо через наемных слуг или рабов. За контрабандой следили сами откупщики и в предупреждение ее могли производить обыски, вследствие чего не пользовались любовью населения. За неплатёж в срок откупщики лишались гражданства, подвергались аресту и могли подвергнуться конфискации имущества.

В Риме большая часть налогов отдавалась на откуп с торгов, происходивших ежегодно на формуле, под водруженным копьем (hasta — знак аукциона или торгов). Откупщики или публиканы (publicani, от publica = государственные доходы) могли просить сенат (позже — иногда и народ) отменить торги и назначить новые, если цифра, которую они должны были платить, была несоответственно велика. Откуп требовал значительных денежных средств, вследствие чего оказывался под силу лишь капиталистам всаднического ценза, особенно с тех пор, как сенаторам было воспрещено заниматься денежными делами. Когда недостаточно было капиталов одного лица, составлялись компании (societates), бравшие в Италии и провинциях на откуп разные доходы; впервые они упоминаются в 217 г. до Р. Х. Один член компании, от лица всех, заключал условие откупа: он назывался manceps. Во главе компании стояли ежегодно сменявшиеся magistri. Число низших и второстепенных служащих было очень велико; это были, большей частью, вольноотпущенники и рабы, но не гнушались этим занятием и граждане. Откупщики и податное население иногда заключали между собою условия, но в общем откуп сильно угнетал провинциалов и даже жителей Италии; апелляция в Риме приносила мало пользы, тем более, что наместники провинций, обыкновенно должники публиканов, всячески покровительствовали им. Будучи силой в государстве, публиканы легко добивались смещения неугодных им лиц. В императорское время сохранились те же неустройства, хотя наместником дано было право налагать на публиканов административные наказания. Под конец существования Римской империи на откуп стали сдаваться лишь таможенные пошлины.[1]

В средние века были распространены во Франции (с XIII в.), в Голландии, Испании, Англии. Откупы явились одним из важных источников первоначального накопления капитала.

Широкое распространение имели откупы в Османской империи с конца XVI — начала XVII вв. (они были ликвидированы в 1925 г.), в Иране (с 10—12 вв., существовали до 20—30-х гг. XX веков), в Индии (с XIII—XIV вв., сохранялись ещё в XIX веке.).

Откупы сохранились в своеобразных формах в Италии и в XX веке в виде взимания некоторых налогов частными банками, сберкассами. В США (в конце 19 — начале 20 вв.) существовали формы откупов при взимании налоговых недоимок.[2]

Содержание

Откупы во Франции

Во Франции с XIII в. сбор большей части налогов был отдан частным лицам во всех частях королевства. Условия откупа не подлежали никаким общим нормам; в большинстве случаев король даже не знал, как доходны отдельные статьи, сдававшиеся на откуп.

Первая попытка упорядочить откупы во Франции сделана была министром Сюлли при Генрихе IV. Он соединил по группам схожие предметы откупа и отдельные группы стал отдавать на откуп с торгов; эти меры дали чрезвычайно благоприятные финансовые результаты. В это время составились 4 группы отдававшихся на О. доходов: 1) таможни (cinq grosses fermes), 2) акциз на напитки (aides), 3) соляной налог (gabelles) в большей части Франции и 4) соляной налог в Лангедоке. Было еще 18 небольших местных статей откупа. Кольбер закончил в 1681 г. реформу Сюлли, передав обществу 40 финансистов, за ежегодную сумму в 56670000 ливров, права, раньше принадлежавшие отдельным откупщикам.

Окончательно организована была компания откупщиков при министре Флери (1726); решено было, что в число откупщиков не мог входить никто помимо имевших грамоту короля на звание fermier général. В 1755 г. число откупщиков было доведено до 60, а в 1780 г. понижено до первоначальной цифры. Компания, в виде гарантии, должна была вносить в казначейство аванс в 90 млн. Все сношения с правительством велись через наемное лицо, которое подписывало договор; затем оно уступало все свои права компании, довольствуясь пенсией в 4000 ливров. При каждом возобновлении откупа бралось другое подставное лицо. Торги, с 1681 г., возобновлялись каждые 6 лет. Цена откупа в 1738 г. возросла до 91 миллиона, в 1763 г. до 124 млн, в 1774 г. достигла 162 млн. Между откупщиками и казной велся постоянный текущий счет взаиморасчётов, причем казна большей частью вперед лишала себя права на ежегодные получки, заставляя компанию производить платежи за счет казны; каждые шесть лет производился окончательный подсчет и, если собранная компанией сумма превышала сумму, уплаченную в казну течение этого времени в счет откупа, то государство участвовало в дележе такого излишка, получая половину всей суммы: остальную делили между собою члены компании.

Компания откупщиков сама ведала всю администрацию сбора доходов с населения. Вначале она прибегала к системе вторичного откупа, но контрактом 1755 г. все вторичные откупы, число которых доходило до 250, были упразднены. Центральное управление откупов было расположено в Париже. В каждой области компанию представляли один или несколько директоров, ежегодно присылавшие в Париж отчет по делам откупа в своем районе. Под начальством директоров состоял многочисленный персонал «приказчиков» по делам откупа, изъятый от всяких государственных повинностей и пользовавшийся особым королевским покровительством, чтобы не встречать помех в исполнении своих служебных обязанностей. «Приказчики» (commis) присягали в присутствии интенданта и за утайку собранных денег подлежали строгим наказаниям, даже смертной казни.

Доходы генерального откупщика состояли в 1775 г. из жалованья в 24000 ливров, 10 % с внесенного в казну миллиона, 6 %, с остальной внесенной суммы (560000) и подарков. К этому следует прибавить еще часть, получавшуюся при дележе лишков, напр. в 1774—80 г равнявшуюся 250000 ливров. Королевское правительство не уменьшало доходов откупщиков, так как король, министры и придворные имели также свою часть в них: двор пользовался ежегодными подарками от откупщиков в 210000 ливров; многим придворным назначались пенсии из средств генеральных откупщиков и т. д. Эта система вызывала озлобление во французском обществе; публицистика выражала лишь общее мнение, представляя откупщиков как синдикат грабителей, делящих свою добычу с двором.

Наиболее сильно, однако, возбуждал неудовольствие сам характер налогов, сдававшихся на откуп, внутренние таможни, отделявшие провинцию от провинции, назойливость и наглость шпионов, содержавшихся откупщиками для выслеживания контрабандистов, строгие наказания контрабандистов (их ссылали на галеры, приговаривали к смерти и т. д.).

Тюрго отменил подарок в 100000 ливров, который до него делался генеральному контролеру при возобновлении контракта; он добился также постановления, чтобы больше не назначались пенсии из средств откупщиков. Неккер сохранил откуп лишь для таможен, соляного акциза и табачной монополии; налог на напитки и земельные сборы были отданы на откуп 2 другим компаниям (régie gé nerale и administration générale des domaines). Эта реформа подняла к 1786 г. доход с непрямых налогов до 242 миллионов; ограничение числа откупщиков дало, кроме того, возможность удалить из их среды самые дурные элементы.

После Великой Французской революции Учредительное собрание в 1789 гообъявило генеральные откупы упраздненными; 6 комиссаров были назначены к ликвидированию дел по О. В 1793 г. была назначена новая комиссия для рассмотрения дел по откупу; она нашла нужным всех откупщиков, за время последних трех контрактов, подвергнуть аресту. Один из них, знаменитый химик Лавуазье, написал мемуар в оправдание действий своих коллег, но доводы его не имели успеха. 19 флореаля II г. революционный трибунал приговорил всех откупщиков (31 человека) к смерти, кроме одного, вычеркнутого Робеспьером из списка, и приговор был приведен в исполнение. Приговоренные обвинены были в том, что составили заговор против французского народа, помогали врагам нации, примешивали вредные примеси к жизненным припасам, удерживали в своих руках средства, необходимые для государственной обороны. Уже через год стали раздаваться голоса, что откупщики осуждены безвинно и что конфискация их имуществ неправильна. В 1795 г. назначена была комиссия, которая, после многолетних расследований, пришла к заключению, что откупщики не только не были должны казне 130 миллионов, как утверждали их обвинители в 1793 г., но, напротив, выдали казне вперед 8 млн (решение 1 мая 1806 г.).[3]

Откупы в России

В России откупы были введены в конце XV века — начале XVI века. Особенно большое развитие получили таможенные, соляные, винные откупы. Винные откупы были введены в XVI веке и наибольшее значение приобрели в XVIII веке — XIX веке. Доход казны от питейного налога составлял свыше 40 % суммы всех налогов госбюджета.

При Екатерине II была учреждена комиссия для рассмотрения винных и соляных сборов, высказавшаяся исключительно в пользу откупа, что и было объявлено манифестом 1 августа 1765 года. С 1767 года откупа введены повсеместно (кроме Сибири) с отдачею их с торгов на 4 года. Вино (то есть водку, которая называлась «хлебным вином») откупщики частью получали от казны, частью могли иметь свое. Кабаки велено было называть «питейными домами» и поставить на них государственные гербы, «яко на домах под нашим защищением находящихся». Служба откупщиков признана государственной (они — «коронные поверенные служители»). С учреждением казенных палат в 1775 году местное заведование питейным делом поручено им. По «уставу о вине» 1781 года вино для откупщиков заготовляла казенная палата с казенных или частных заводов, смотря по тому, что выгоднее.

Вино поступало в казенные магазины, откуда оно отпускалось в питейные дома. Доход казны после издания устава 1781 года дошел до 10 млн рублей, но вскоре вследствие злоупотреблений откупщиков он стал понижаться. Злоупотребления обусловливались самым законом: откупщики обязывались продавать вино по той же цене, по какой они получили его от казны, платя, сверх того, откупную сумму; очевидно, что выгоды откупной операции могли образоваться только путем корчемства и ухудшения качества вина.

С 1799 года заготовление вина предоставлено было самим откупщикам, с правом хранить вино, где им угодно. Откупа отдавались уездами и губерниями; платя помесячно откупную сумму, откупщик пользовался всей выручкой от продажи питей и закусок; торги производились каждые 4 года.

Вследствие злоупотреблений откупщиков и увеличения пьянства в 1805 году учрежден был комитет для изыскания мер к ограничению размножения кабаков при сохранении питейного дохода в прежней величине, составлявшего в то время около 12 млн рублей, что составляло 1/4 всего государственного дохода. Предположения комитета легли в основание откупных условий на 1807—1811 годов, заключавшихся в следующем: откупщики продают вино казенной и собственной заготовки; в первом случае они обязаны выбирать определенную пропорцию по казенной заготовительной цене; во втором случае вино может быть и собственных заводов, если откупщик — дворянин; откупная сумма вносится через каждые полмесяца; на водку была установлена определенная цена.

Откупная сумма на 4-летие 1811 — 1815 годов составила больше 53 млн рублей в год; но разорение 1812 года, увеличение податей и повинностей привели к уменьшению потребления питей и к накоплению недоимок откупщиками, отчасти злонамеренному. Главный убыток они понесли от удвоения заготовительной цены на вино (вместо 50 коп. — по 1 руб. за ведро). В условиях на 1815—1819 годов откупщикам было предложено заготовлять вино самим, но на казенные деньги, что сделало их комиссионерами казны. Заготовительная цена назначалась определенная; будет ли она выше или ниже действительной цены — это дело откупщика; продажная цена вину увеличена до 7 рублей.

Вследствие неудобств и злоупотреблений откупной системы правительство по предложению министрара финансов Гурьева пришло к мысли о введении системы казенной продажи вина в виде переходной меры для замены откупной системы акцизною. Казенная продажа вина введена была уставом 1817 года и существовала 10 лет.

Однако с 1827 года по настоянию графа Е. Ф. Канкрина правительство вновь перешло к откупной системе. По новым условиям откупная сумма составляла свыше 72 3/4 млн рублей в год; заготовку вина казна брала на себя. Откупщики обязаны были выбирать его по цене, близкой к заготовительной, а что требовалось свыше заготовленного, то они могли покупать у заводчиков или изготовить сами, если имели право винокурения. Сверху того, им было предоставлено выделывать безакцизно всякие водки, а также пиво низших сортов, содержать в пределах своих откупов корчемную стражу и иметь своих смотрителей на винокуренных заводах. По условиям на 1839 — 1843 годов откупная сумма составляла свыше 39,5 млн рублей серебром, но многие откупщики оказались неисправными, так что к 1843 году оказалось недоимок 10 3/4 млн рублей. Для рассмотрения положения дел и просьб откупщиков был учрежден в марте 1844 года секретный комитет, не изменившей, сущности прежних условий.

В том же 1844 году правительству был представлен В. А. Кокоревым проект изменения откупной системы, дурное устройство которой, по словам автора, вело к тому, что «часть денег остается не выбранною из капитала, обильно вращающегося в народе». Проект этот послужил основанием «положения об акцизно-откупном комиссионерстве» на 1847 — 1851 год, по которому каждый город с уездом составлял питейный откуп, так называемые акцизные статьи отдавались с торгов, причем взявший их делался и комиссионером продажи казенного вина; каждый откуп получал определенную ежемесячную пропорцию вина, отпускаемую откупщику по 3 рубля (полугар) и по 4,5 рубля (улучшенный полугар для настоек) за ведро; комиссионер получал за комиссию и на расходы с вина в 4,5 рубля по 25 копеек с ведра и, сверх того, со всего вообще вина от 10 до 15 %; за вино, выбранное сверх пропорции, ему делалось 50 % уступки; вино откупщик получал в виде спирта и разсиропливал сам; продавать вино он был обязан установленной крепости и по установленной цене, водки, пиво и мед — по вольным ценам. Злоупотребления комиссионеров вызвали образование в 1852 году нового секретного комитета, но вследствие наступления Крымской войны правительство, опасаясь уменьшения дохода при перемене системы, решилось оставить откупа в прежнем виде. Они были сданы в 1854 году за 59 млн рублей, в 1856 году — за 64,6 млн рублей, в 1858 году — за 91,6 млн рублей. Чтобы возместить убытки, откупщики прибегли к произвольному возвышению цен и к отказам потребителям в отпуске простого вина; последние в виде протеста стали образовывать общества трезвости; во многих местах происходили беспорядки. Все это побудило правительство положить конец откупной системе, которая была отменена в 1861 году и заменена акцизами.

Известные откупщики

  • Гинцбург, Евзель Гавриилович
  • Жакоб из Пон-Сен-Максанса
  • Кокорев, Василий Александрович
  • Юдин, Геннадий Васильевич
  • Антуан Лавуазье

Разное

Фамилия еврейского происхождения Бронфман (вариант Брунфман) произошла от деятельности откупщиков.

Корень образован от слова бронфн (на идише водка, в южных диалектах произносится брунфн — отсюда вариант фамилии Брунфман). Kак правило, давалась содержателю винокурни или откупщику водочной монополии.

Давным-давно, как писали классики «…ещё до исторического материализма» (с) , были в царствах-королевствах, да и вообще по всему миру (и даже за рубежом) проблемы с взиманием налогов. Интернета и электронных счетов-фактур ещё не было, ИНН плательщикам не присваивался, и очередей в налоговые инспекции не было. Н-да… Какие классные дикие времена тогда стояли на дворе…

А дефицит бюджета уже был. Это вообще тема такая, только появляется бюджет, как глядь! А в нём уже дефицит образовался. Но это история отдельная, вечная, и её мы сейчас только «краем уха» заденем.

А поведём мы речь о системе взимания налогов под названием «откуп» .

До которой (как говорят нам историки), додумались ещё древнеримские греки и прочие египетские вавилоняне. А то и раньше…

Так вот. Суть системы проста как мычание. Государство примерно прикидывает сколько оно может собрать какого-нибудь налога с населения. Минус затраты на зарплату сборщикам, и вообще на административно-хозяйственный аппарат. И нанимает частных лиц для сбора данной суммы. В чистом, можно сказать незамутнённом виде. Хороша идея? Как писали те же классики по поводу трамвая: «Ну, во-первых, это выгодно!» (с)

Допустим недоимка (невзысканные налоги за прошлые лета) по подушной подати (аналог современному подоходному налогу) составляет миллион рублей. Затраты на его сборы — 150 тысяч. И чтобы не плодить бюрократию, объявляет князь-царь-король-герцог конкурс. Кто даст больше из частных лиц . Это если король рачительный и бюджет нужен очень и очень. А если царь батюшка мягок и податлив, то просто куму своему доверяет всё это дело собрать. То есть, так и говорит он членораздельной речью: «А подай-ка мне в казну девятьсот тысяч рубликов, а всё что сверху соберёшь – твоё!»

Выписывает он значит куму (или победителю аукциона) «гумагу государеву» , об том, что отныне царёвый кум Вороватов Недомим Задушитович имеет право по всему царству-государству за свой счет недоимку по подушному налогу взымать, со штрафами и пенями за все прошлые года, вплоть до времён царя Гороха I Бобовича. И понеслась братва орава сборщиков по царству государству, людишек на правёж выставлять, батогами недоимку выколачивать, имущество продавать да по миру пускать. Ведь всё что сверху, то его? Его. Вот и взымает тот кум. Пока бунт какой не случится. А то и крестьянская война с революцией. «И так всё чинно-благородно!»(с). А главное, в соответствии с законом.

Было так при античности, в средневековье, в новое время, и вплоть до 20 века включительно.

Последняя «лебединая песня» откупщиков случилась у нас в России во времена Крымской войны и чуть позже.

Откупщикам и кабатчикам было позволено взымать так называемые «винные деньги» с крестьян. То есть, кабатчикам-откупщикам выдавался спирт. За деньги. По «твёрдой» государственной цене. И они могли его продавать в виде водок-настоек-наливок по своей цене. В 1859-м таких «винных откупов» в казну поступило аж 91 миллион рублей . При том что вся доходная часть бюджета была примерно 250 миллионов. Из которых 100 миллионов уходило на обслуживание государственного долга.

Как это водится при «частно-государственном партнёрстве» произвол творился жуткий!

Несмотря на достаточное жесткое законодательство в отношении водки, градусность естественно занижали, слабоалкогольные напитки убирали из продажи навсегда, торговали водкой мерзской на вкус и дорогой по цене, а то и под видом водки торговали самогоном собственного изготовления…

Крестьяне в ответ на это начали МАССОВО создавать по всей России Общества Трезвости. Не шучу. Движение было массовым! Общества такие были организованы в 32-х губерниях. В других местах были массовые беспорядки, с избиением винных откупщиков, поджогами кабаков и прочими «милыми сердцу» вещами. Волнения подавлялись войсками. В 1859-м году разорилось более трёх тысяч кабатчиков, УЖЕ внёсших деньги в казну за откуп.

В результате всего этого безобразия, несмотря на внушительные поступления в бюджет, система откупов в 1863-м году была заменена на акцизный сбор. Который в том или ином виде действует и по сию пору.

И, казалось бы, всё. Миновали те времена «старинныя да далёкыя» . Нет более тех пауков-кровопийц, которые будучи частными лицами, взымали казённые деньги с граждан.

А вы уверены в этом? Я так уверен, что это не совсем так. А точнее совсем не так.

Мы уже много писали о попытках вернуть феодальные отношения у нас в стране. Например Тут . Вот и откупщики тихой сапой просочились в наше время. Из прошлого. Эдакие «попаданцы»* наоборот.

О нынешних «цивилизованных и демократических» откупщиках читайте в следующий части.

P.S . Надеюсь это будет познавательно.

___________________________________

«Попаданец»* - термин из современной фантастики в жанре «альтернативной истории». Человек попавший в прошлое из нашего времени.

Писатель Александр Куприн с женой в Ялте, начало XX века. Фото: GettyImages

Император был нравственным человеком, и ему, очевидно, не льстило, что на каждого подданного, включая женщин и детей, в 1910-м приходилось без малого семь литров сорокаградусной в год. При этом казенная монополия на продажу водки приносила империи 26 процентов ее годового бюджета. "Пьяный бюджет" ругали и консерваторы, и либералы, против него выступали газеты, его обличали депутаты Думы. Император решил действовать, а о том, что через три месяца начнется Первая мировая, никто и не подозревал.


На Николая II наверняка повлияла память о первом в русской истории массовом "трезвенном" движении, возникшем в России в 1859-м, через три года после поражения в Крымской войне. Тогда рубль обесценился вдвое, сильно упал уровень жизни. По данным историка-клиометриста Бориса Николаевича Миронова, определяющего биологический статус народа на основании роста рекрутов, тот восстанавливался гораздо медленнее, чем после Великой Отечественной войны. Но тогда это мало кого заботило: надо было перевооружать армию, строить новый, паровой флот. Винный откуп, заполнявший бюджет на треть, казался спасением. Во время войны, когда экспортные доходы упали, он принес 46% бюджета.

До Романовых на Руси стояли "царевы кабаки" с двуглавым орлом, а винного откупа не было и в помине. Водкой в них торговали государственные служащие, "целовальники", приносившие присягу, целуя крест. Это не мешало им воровать, да так, что царской казне чинилась великая проруха. Откуп, при котором частные лица за определенную сумму получали право торговать водкой, а в иные времена и ее гнать, оказался выгоднее. Отпускная цена водки должна была оставаться фиксированной, но это постоянно нарушалось.

О злоупотреблениях по винным откупам говорилось много. Граф Канкрин, министр финансов при Николае I, быть может, лучший финансист из тех, что распоряжались российским бюджетом, часто повторял: "Дело это грязное. "! И тут же добавлял: ". зато денежки чистые!" Министерство финансов защищало откупщиков от принципиальных чиновников, но те и сами легко устраивали свои дела, договаривались с губернаторами, выделяя бюджет на взятки. У откупщиков были силовые подразделения, формально государственная "корчемная стража", боровшаяся с самогоном и подпольными шинками. Служащие откупщиков имели право следить за теми, кто казался им подозрительным.

Фото: Мосфильм

Фото: Мосфильм

Цена ведра "полугара", хлебного вина крепостью 38,5 градуса, в производстве обходившегося в 40-45 копеек, в оптовых ценах с 3 рублей серебром в 1859-м подскочила до 10, а в розницу доходила и до 22. Задирая цену, откупщики экономили на качестве - в водку подмешивали придававшие крепость добавки, от табака до медной окиси и убойного зелья, которое в народе называли "дурманом". В Петербурге, Москве и их окрестностях простой народ переходил с водки на импортный ром - тот был дешевле.

К концу XIX века водка прочно вошла в крестьянский обиход. Выпивкой - "магарычом" - завершались сделки. Кабак стал чем-то вроде клуба, местом мужского общения, дома крестьяне не пили. Но теперь водка стоила грабительских денег, и качество ее стало ужасным. Русский простолюдин очень терпелив, но тут его терпение лопнуло.

Протест шел двумя путями. В деревнях, где власть принадлежала общине, а в семьях все решал "большак", люди отказывались от водки. Это движение захватило 23 губернии: сельский сход решал, что больше здесь пить не будут, ослушников пороли или проводили вдоль околицы с надписью "пьяница" на груди. Откупщики несли огромные убытки, сбавляли цену, выставляли водку бесплатно, но ее никто не пил. Сельская Россия на глазах становилась трезвой, власть оказалась в дурацком положении. Святейший Синод запрещал священникам поддерживать "трезвенное" движение, власти отменяли решения сходов, приезжие чиновники уговаривали крестьян снова начать пить, но это не помогало.

Когда винный откуп отменили, миллионы откупщиков Яковлевых, Злобиных, Кокоревых пошли в банковское дело и в железнодорожное строительство, легли в основу российского капитализма. Александр II либерализовал производство и продажу водки, теперь этим мог заниматься каждый. Затем ввели винную монополию: произведенный частниками спирт покупался казной, проходил очистку и продавался в казенных винных лавках. Страна спивалась, моральную ответственность за это несло государство и олицетворявший его император. Николай II был идеалистом, но при необходимости он мог проявить жесткость.


Министр финансов и председатель Совета министров Владимир Коковцов не представлял, как свести бюджет без водки, и был уволен. Новый министр финансов Петр Барк собирался сделать это за счет косвенных налогов. Когда началась война и была объявлена мобилизация, речь пошла о полном запрете спиртного. К октябрю 1917 года водка и вино были запрещены, резко снизилось количество несчастных случаев, психических расстройств, упала преступность.

Пить, однако, продолжали - чистой публике подавали коньяк вместо чая, черный люд покупал денатурат и травился, бутылка приличной водки обходилась в месячную зарплату рабочего. "Сухой закон" разогнал инфляцию, косвенные налоги разоряли людей, чрезвычайный, военный бюджет приходилось сводить за счет обычного. Некоторые историки считают, что "сухой закон" приблизил революцию. После нее страну захлестнули погромы винных складов: люди пили вино из луж, тонули в чанах с принадлежавшим военному ведомству спиртом.

За "сухим законом" стоял моральный авторитет обличавшей "пьяные бюджеты" русской публицистики, но победивших в Гражданской войне большевиков такие вещи не смущали. Реквиемом по "сухому закону" стали слова Сталина из письма к Молотову: "Нужно отбросить ложный стыд и прямо, открыто пойти на максимальное увеличение производства водки на предмет обеспечения действительной и серьезной обороны страны. " Он говорил об этом и по-другому: "Если нам ради победы пролетариата и крестьянства предстоит чуточку выпачкаться в грязи, мы пойдем и на это крайнее средство ради интересов нашего дела". К 1931 году на душу населения в СССР приходилось 6 литров водки - бюджет снова становился пьяным.

Сейчас акциз на крепкие спиртные напитки составляет небольшую долю российского бюджета. Но, по данным минздрава, 70% смертей российских мужчин трудоспособного возраста так или иначе связаны с алкоголем.

О винных откупах в законах Российской империи XVIII века

Винные откупа - форма налогообложения в "питейной" торговле, практиковавшаяся в России до введения акцизного налога. Она была характерна для дореформенных экономических отношений, и ее значение для государственных финансов России в этот период было очень велико.

Право торговать водкой и вином на определенный срок сдавалось государством, которое владело винной монополией, с торгов. Откупщиком становился тот, кто на торгах за право торговли в определенной местности предлагал большую сумму. Он платил эту сумму в казну в качестве питейного налога или сбора и за это имел право открывать питейные заведения, вести торговлю вином с тем расчетом, чтобы получить доход. Откупа в России были сложным, но прибыльным предприятием.

В очень большой степени винные откупа обязаны своим развитием Петру I и Екатерине II, при которой откупная торговля в кабаках была распространена на всю основную часть России.

С именем Петра I связан важнейший этап правового обеспечения развития винных откупов. При нем винные откупа приобрели значение письменного договора с казной. Согласно указу от 15 декабря 1712 года под заголовком "Именный, объявленный Московским Губернатором Князем Ромодановским - О заключении в Ратуше контрактов на откуп таможенных, питейных и других сборов Ратушского ведения во всех городах Московской Губернии" питейные сборы отданы на откуп знатным Московской губернии купеческого чина людям. Тем самым была закреплена определенная система правовых взаимоотношений винных откупщиков с государством. К концу царствования Петра I доход в государственную казну от питейных откупов составлял 1 194 950 рублей или 20% от общего поступления денег от сбора налогов в Российской империи.

Важным новым элементом в развитии питейного откупа явился указ Правительствующего Сената, изданный в период правления императрицы Елизаветы Петровны 20 октября 1742 года - "Об отдаче сборов на откуп и в компанию, со взятием во обеспечение, вместо свидетельства и порук, одной трети годовалого дохода вперед с каждого содержателя". То есть указ вводил систему залогов для откупщиков - откупщик, собиравшийся брать откуп, обязан был внести залог в размере одной трети от годовой суммы откупного договора. При невыполнении условий договора по уплате денежных средств, откупщик терял право осуществлять свою деятельность, а залоговая сумма, числившаяся за ним, шла на погашение задолженности.

При императрице Елизавете Петровне для борьбы с корчемством была также учреждена 1 марта 1753 года корчемная канцелярия при Камерц-коллегии. Согласно инструкции Корчемной Канцелярии для охраны откупа от корчемства (корчемством называлось тайное приготовление, продажа или провоз предметов, составляющих монополию казны или обложенных акцизом) откупщику предоставлялось право содержать корчемную стражу, то есть специальные команды, "в местах и по усмотрению"для создания "кордонов" из одного или нескольких человек. Такие "кордоны" располагались, прежде всего, по границам откупа, "особенно, к соседним откупам, при самом въезде в уезд или в город". Кордонные или стражники выбирались, преимущественно, из отставных солдат и бессрочноотпускных. Их задача заключалась в том, чтобы "быть безотлучно в своих местах и не пропускать в черту откупа корчемных питей, а в случае поимки представлять в контору или к ближайшему сельскому начальству".

При Елизавете Петровне были приняты также законы, воспрепятствовавшие стремлению купечества соединить в своих руках винный откуп и винокурение. Попытки винных откупщиков из купцов увеличивать продажу в откупных кабаках продукции своих винокуренных заводов вызывали недовольство дворянства, которое настойчиво требовало от правительства ограничить права купечества на производство и торговлю "питиями". В 1753 году Сенат удовлетворил требования помещиков о предоставлении им прав на продажу вина, разрешив им брать сборы в откупное содержание, а затем, принял решение о ликвидации в европейской России, за исключением некоторых северных и восточных уездов, купеческих винокуренных заводов. В начале 1755 года были приняты также решения о ликвидации казенного винокурения. Все это привело к установлению фактической монополии дворянства на винокурение.

В царствование Екатерины II сложилась упорядоченная система винных откупов. 9 августа 1765 года был принят Устав о винокурении, регулировавший не только производство, но и сбыт вина и спиртных напитков в Российской империи и их налогообложение через откупную систему. По уставу винокурение окончательно становилось чисто дворянской привилегией. В главе первой "Кому дозволяется курить вино, и кому запрещается, и за неисполнение о штрафах" говорит определенно: "Вино курить дозволяется всем дворянам и их фамилиям, а прочим никому". В уставе получили дальнейшее развитие и отношения винных откупщиков с помещиками, производителями вина и с государством. Продавать вино помещики-винокуры имели право только откупщикам и казне. В уставе, в частности, говорилось: "То винокурить им для поставки на продажу в питейные домы по договорам с откупщиками, или подрядам с казенными местами только, сколько кто куда подрядится". В уставе закреплялась государственная монополия на получение дохода с виноторговли. В нем указывалось, что "от питейной продажи получаемый доход есть государственный и принадлежит только одной короне".

Во второй главе "Каким образом вино, водки, пиво и мед продавать, и за обмеры и прочее о штрафах" откупщикам предписывался целый ряд строгих ограничений по продаже алкогольных напитков. Им ставилось в обязанность "продавать:

1) Клейменными мерами;

2) Указными ценами;

3) В вино воды или чего другого не примешивать;

4) Сборными деньгами не пользоваться;

5) Корчемного вина, пива и меду не подвозить и в продажу не производить;

6) Не обмеривать;

7) В заклад ни на какие вещи или без денег питей не продавать;

8) В дома никуда безденежно не отпускать "

Питейная торговля рассматривалась государством как общее дело казны и откупщиков. На время откупа винные откупщики получали исключительно привилегированное положение, в отдельных положениях приближавшееся к статусу дворянства.

19 января 1767 года были изданы так называемые "Кондиции, постановленные к заключению контрактов о содержании с 1767 впредь через 4 года на откупу питейных и прочих сборов, кроме Москвы и Петербурга, во всех Губерниях". В "Кондициях" были закреплен особый статус откупщиков и уточнен порядок заключения откупных договоров. Откупщики стали именоваться "коронными поверенными", то есть особо доверенными лицами самой императрицы. Условия заключения договоров с этого времени публиковались каждые четыре года, за несколько месяцев до момента заключения контракта на последующий 4-х летний срок действия откупа. Если появлялись еще желающие взять откуп, то устраивались торги. В этом случае договор заключался с победителем торгов, гарантирующим уплату в казну наиболее высокой откупной суммы.

С 1 января 1771 г. указом Сената были введены в действие разработанные Коммерц-коллегией и принятые Сенатом 2 сентября 1770 года "Кондиции питейного откупа" и типовая "форма контракта на содержание питейных сборов на откупе". Типовой договор включал 44 пункта. В качестве источника сборов устанавливалась уплата посетителем кабака за приобретение "пития", продажная цена которого указанная в договоре на период питейных сборов с 1771 по 1775 гг. составляла 3 рубля за ведро. Эта цена слагалась из его закупочной цены (85 копеек за ведро) и государственной наценки (2,15 рубля за ведро). При этом откупщик был обязан сдавать в казну стоимостную разницу между закупочной и продажной ценой — 2,15 рубля с каждого ведра вина. За свою деятельность откупщики официального жалованья не получали. Несмотря на такой расклад, не дающий откупщикам, казалось бы, никакой выгоды, они, однако, имели право согласно договору на получение финансовой выгоды по целому ряду оснований:

1. После досрочной продажи обусловленного договором годового количества вина по цене 3 рубля за ведро откупщик имел право в оставшееся до конца года время продавать вино по собственной цене. Разница шла в доход откупщика.

2. Если откупщик смог приобрести вино дешевле установленной государством закупочной цены, то разницу между закупочными ценами он также мог забирать себе.

3. В случае не обеспечения кабака вином по заключении контракта откупщик мог закупать вино где угодно и продавать его по свободной цене.

4. Большие финансовые выгоды откупщику предоставляла продажа различных водок. Под водкой в то время понималось простое хлебное вино, облагороженное различными специями. В этом случае продажная цена облагороженного вина возрастала вдвое. Откупщику разрешалось разницу между стоимостью водки и вина обращать в свою пользу.

5. Откупщик имел право продавать пиво и крепкие медовые напитки собственного производства.

6. Немалый доход откупщику обеспечивала и так называемая "харчевая продажа", то есть торговля закусками.

Это был далеко не полный перечень возможностей получения дохода, которые обеспечивались законом.

Согласно "Кондициям питейного откупа" за невыполнение откупного договора откупщик нес материальную ответственность, а в определенных случаях эту ответственность несли его поручители, либо наследники. Отчет в форме ведомости о ежегодной откупной деятельности откупщик подавал в Камер-коллегию Сената.

Следующим крупным законодательным актом Екатерины II, касающимся откупного дела, стал "Устав о вине", подписанный 17 сентября 1781 года. Он содержал 130 статей. Большинство его положений были взяты из "Устава о винокурении" и "Кондиций питейного откупа и формы контракта на содержание питейных сборов на откупе".

Именно при Екатерине II оформилась в полной мере система откупного законодательства, дававшая большие привилегии винным откупщикам. А винные откупа становились одним из основных источников доходов казны. Об этом свидетельствуют и впечатляющие показатели роста питейных доходов государства в течение второй половины XVIII века: от 2 666 909 рублей в 1750 году до 16 899 917 рублей в 1795 - 1799 годах. К концу периода правления Екатерины II питейный доход в пользу государства доходил до 19 млн руб. при общем доходе бюджета 65 млн рублей, то есть чуть меньше трети всех поступлений в казну.

1. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. 1649-1825 гг. - СПб: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830

2 Сведения о питейных сборах в России / Сост. в Гос. канцелярии по Отд-нию гос. экономии. - Санкт-Петербург, 1860-1861.

3. Чечулин Николай Дмитриевич. Очерки по истории русских финансов в царствование Екатерины II - Санкт-Петербург: Сенатск. тип., 1906.

4. Гавлин М.Л. Роль винных откупов в формировании крупных капиталов в России XIX в. // Экономическая история. Ежегодник. 2002. М., 2003

5. Волков М. Я. Очерки истории промыслов России, вторая половина XVII - первая половина XVIII в.: винокуренное производство. - М.: Наука, 1979

Читайте также: