Отчетность налоговая раскрытие информации

Опубликовано: 17.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Информационное сообщение Минфина России от 24 февраля 2021 г. № ИС-учет-32 Об установлении особенностей раскрытия информации в бухгалтерской отчетности и о разрешении заочного утверждения годовой бухгалтерской отчетности

Установлены особенности раскрытия информации в бухгалтерской отчетности

Федеральные стандарты бухгалтерского учета (далее - ПБУ) определяют объем, содержание и порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности организаций.

Приказом Минфина России от 27 ноября 2020 г. N 287н в ряд ПБУ внесены изменения, которые предоставляют составителю бухгалтерской отчетности возможность раскрывать информацию в ограниченном объеме в определенной ситуации (ранее - такая возможность была установлена ПБУ 8/2010 для раскрытия информации об оценочных обязательствах, условных обязательствах и условных активах). Изменения направлены на снижение рисков отчитывающейся организации, возникающих, когда раскрытие той или иной детализированной информации в бухгалтерской отчетности приводит и (или) может привести к последствиям, нежелательным для организации и (или) иных лиц, в отношении которых организация раскрывает такую информацию.

Исходя из приказа Минфина России от 27 ноября 2020 г. N 287н, под раскрытием информации в бухгалтерской отчетности в ограниченном объеме понимается:

информация, которая может быть раскрыта в ограниченном объеме:

Содержание информации Федеральный стандарт, которым установлены обязанность раскрывать информацию и объем раскрываемой информации
О доходах организации ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н
О связанных сторонах ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах", утвержденное приказом Минфина России от 29 апреля 2008 г. N 48н
О договорах строительного подряда ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", утвержденное приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. N 116н
По сегментам ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам", утвержденное приказом Минфина России от 8 ноября 2010 г. N 143н

ситуация, в которой допустимо ограниченное раскрытие информации, - когда раскрытие информации в объеме, предусмотренном указанными ПБУ, приведет или может привести к потерям экономического характера и (или) урону деловой репутации организации и (или) ее контрагентов, и (или) связанных с ней сторон. Например, раскрытие информации в объеме, предусмотренном указанными ПБУ, приводит или может привести к введению мер ограничительного характера иностранным государством и (или) государственным объединением, и (или) союзом, и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, в отношении отчитывающейся организации и (или) ее контрагентов, и (или) связанных с ней сторон;

круг организаций, которые вправе раскрывать информацию в ограниченном объеме, - все организации, составляющие бухгалтерскую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации и на которые распространяется действие указанных ПБУ;

часть бухгалтерской отчетности, в которой допустимо раскрытие информации в ограниченном объеме, - пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (коммерческие организации), пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств (некоммерческие организации);

допустимый характер ограничения - ограничение объема раскрываемой информации, предусмотренного конкретным ПБУ. При этом под раскрытием информации в ограниченном объеме понимается такое раскрытие, при котором информация приводится в отчетности, но без сведений, которые обусловливают потери экономического характера и (или) урон деловой репутации организации и (или) ее контрагентов, и (или) связанных с ней сторон. Ограничение объема раскрываемой информации не предполагает и не тождественно исключению какого-то вида информации в полном объеме из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах (отчета о целевом использовании средств), пояснений к ним. Ограничение объема раскрываемой информации не касается составления бухгалтерской отчетности.

Случаи допустимого ограничения объема раскрываемой информации

Объем раскрываемой информации, предусмотренный ПБУ Допустимое ограничение объема раскрываемой информации, предусмотренного ПБУ
Доходы организации
В отношении выручки, полученной в результате выполнения договоров, предусматривающих исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация: а) общее количество организаций, с которыми осуществляются указанные договоры, с указанием организаций, на которые приходится основная часть такой выручки; б) доля выручки, полученной по указанным договорам со связанными организациями; в) способ определения стоимости продукции (товаров), переданной организацией. Не указываются сведения об организациях, на которые приходится основная часть выручки, полученной по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами. Указываются причины, по которым более подробная информация не раскрывается.
Информация о связанных сторонах
Если в отчетном периоде организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, проводила операции со связанными сторонами, то в бухгалтерской отчетности по каждой связанной стороне раскрывается, как минимум, следующая информация: характер отношений (в соответствии с пунктом 6 ПБУ 11/2008); виды операций; объем операций каждого вида (в абсолютном или относительном выражении); стоимостные показатели по не завершенным на конец отчетного периода операциям; условия и сроки осуществления (завершения) расчетов по операциям, а также форму расчетов; величина образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода; величина списанной дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, других долгов, нереальных для взыскания, в том числе за счет резерва по сомнительным долгам. Показатели, отражающие аналогичные по характеру отношения и операции со связанными сторонами, могут быть сгруппированы, за исключением случаев, когда обособленное раскрытие их необходимо для понимания влияния операций со связанными сторонами на бухгалтерскую отчетность организации, составляющей бухгалтерскую отчетность. Не раскрываются сведения по каждой связанной стороне в объеме, предусмотренном ПБУ 11/2008. Информация в объеме, предусмотренном ПБУ 11/2008, раскрывается по группе связанных сторон, а также указываются причины, по которым более подробная информация не раскрывается.
Договоры строительного подряда
В бухгалтерской отчетности организации раскрывается следующая информация по каждому договору, не завершенному на отчетную дату: общая сумма понесенных расходов и признанных прибылей (за вычетом признанных убытков) на отчетную дату; сумма полученной предварительной оплаты, авансов, задатка на отчетную дату; сумма за выполненные работы, не предъявленная заказчику до выполнения определенных условий или до устранения выявленных недостатков работы на отчетную дату. Не раскрываются сведения по каждому договору строительного подряда в объеме, предусмотренном ПБУ 2/2008. Информация в объеме, предусмотренном ПБУ 2/2008, раскрывается по совокупности договоров, не завершенных на отчетную дату, а также указываются причины, по которым более подробная информация не раскрывается.
Информация по сегментам
Организация раскрывает следующую информацию о покупателях (заказчиках), выручка от продаж которым составляет не менее 10 процентов общей выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации: а) наименование покупателя (заказчика); б) общая величина выручки от продаж такому покупателю (заказчику); в) наименование отчетного сегмента (отчетных сегментов), к которому относится данная выручка. Не раскрываются сведения по каждому покупателю (заказчику) в объеме, предусмотренном ПБУ 12/2010. Указываются причины, по которым более подробная информация не раскрывается.

степень ограничения раскрываемой информации - определяется отчитывающейся организацией самостоятельно, исходя из конкретных условий и обстоятельств ведения хозяйственной деятельности этой организацией и (или) ее контрагентами, и (или) связанными сторонами. При этом имеется в виду, что в приказе Минфина России от 27 ноября 2020 г. N 287н речь идет лишь об ограничении объема раскрываемой информации, а не об исключении информации из отчетности в полном объеме;

орган, принимающий решение о наличии ситуации, в которой необходимо ограниченное раскрытие информации, - руководство отчитывающейся организации;

орган, принимающий решение о том, какая информация раскрывается в ограниченном объеме, и о степени такого ограничения - руководство отчитывающейся организации.

Обоснованность раскрытия информации в ограниченном объеме, в том числе наличие ситуации, в которой необходимо ограниченное раскрытие информации, допустимость принятой отчитывающейся организацией степени ограничения раскрываемой информации, рассматривается и подтверждается независимым аудитором в ходе аудита бухгалтерской отчетности. В публичных акционерных обществах данный вопрос должен быть предметом рассмотрения комитета по аудиту совета директоров (наблюдательного совета).

Приказ вступает в силу с 27 февраля 2021 г. и подлежит применению, начиная с раскрытия информации в бухгалтерской отчетности за 2020 г.

Разрешено заочное утверждение годовой бухгалтерской отчетности в 2021 году

Федеральными законами "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлен порядок утверждения годовой бухгалтерской отчетности соответственно акционерного общества (АО) и общества с ограниченной ответственностью (ООО). Федеральным законом от 24 февраля 2021 г. N 17-ФЗ на период до 31 декабря 2021 г. включительно приостановлено действие положений названных Федеральных законов, устанавливающих запрет на проведение общих собраний в форме заочного голосования.

В связи с этим в 2021 г. годовая бухгалтерская отчетность АО и ООО может быть утверждена решением общего собрания акционеров или общего собрания участников ООО в форме заочного голосования без проведения собрания (совместного присутствия акционеров или участников для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решения по вопросам, поставленным на голосование). Для процедуры заочного голосования по поводу утверждения годовой бухгалтерской отчетности совет директоров АО или исполнительный орган ООО должны предварительно принять решение о форме проведения общего собрания. При этом общее собрание акционеров должно быть проведено не позднее 30 июня года, следующего за отчетным, а общее собрание участников ООО - не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 17-ФЗ вступает в силу 7 марта 2021 г.

Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России

Обзор документа

Минфином были скорректированы положения по бухучету "Доходы организации", "Информация о связанных сторонах", "Учет договора строительного подряда", "Информация по сегментам".

Закреплена возможность раскрывать предусмотренную положениями информацию в ограниченных объемах без сведений, которые приведут или могут привести к потерям экономического характера и (или) к урону деловой репутации организации, и (или) ее контрагентов, и (или) связанных с ней сторон.

В связи с этим Министерство разъяснило, что понимается под раскрытием информации в ограниченном объеме, в каких случаях это допустимо.

Также сообщается о возможности для АО и ООО заочного утверждения годовой бухгалтерской отчетности в 2021 г. Это связано с временным снятием запрета на проведение общих собраний в форме заочного голосования.

Существует два вида отчетности: бухгалтерская и налоговая. К первой относится баланс и приложения к нему, а также отчеты о финансовых результатах, об изменении капитала и движении денежных средств. Налоговая отчетность включает в себя различные декларации, расчеты и справки.

Нормативное регулирование налоговой отчетности организации

Основной документ, регламентирующий состав и сроки отчетности, — Налоговый кодекс. На основании отчетности организации платят положенные налоги, сборы и взносы.

Можно выделить две отчитывающиеся категории: налогоплательщики и налоговые агенты. Юридические и физические лица, которые согласно НК РФ обязаны уплачивать налоги, называются налогоплательщиками. Лица, которым вменена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет, признаются налоговыми агентами.

Помимо Налогового кодекса к нормативным документам относятся:

  • приказы ФНС об утверждении отчетных форм и инструкции по их заполнению;
  • официальные разъяснения ФНС по применению законодательства;
  • внутренние документы компании (учетная политика).

Состав налоговой отчетности организации

Состав отчетности по налогам зависит от системы налогообложения и вида деятельности.

Больше всего отчетов сдают компании на ОСНО. Организации, применяющие спецрежимы, тратят на заполнение деклараций чуть меньше времени.

Условно можно поделить налоговую отчетность на категории:

  • Декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением спецрежима.
  • Декларации по имущественным налогам (транспорт, земля, имущество).
  • Отчетность по НДФЛ.
  • Отчетность по страховым взносам.
  • Декларации по налогам, уплачиваемым на общем режиме.
  • Декларации по налогам, уплачиваемым за пользование ресурсами (например, водный налог).

На спецрежимах сдают декларацию по ЕНВД, декларацию по налогу, уплачиваемому в связи применением УСН или декларацию по ЕСХН.

На ОСНО основные налоговые отчеты — декларации по НДС и налогу на прибыль.

Обратите внимание, что сроки для одной и той же отчетности могут быть разными для ИП и ООО. Например, декларацию по УСН предприниматели сдают до 30 апреля, а компании должны отчитаться на месяц раньше.

Общая налоговая отчетность

Есть отчеты, которые сдаются независимо от режима налогообложения. Это касается отчетов по НДФЛ и страховым взносом. Все компании должны сдавать в ФНС формы 2-НДФЛ, 6-НДФЛ и расчет по страховым взносам.

Если компания владеет имуществом, по нему сдаются отдельные декларации.

Существует отчет, в котором нет данных ни о доходах, ни о налогах. Ежегодно организации подают в налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности работников. Срок отчетности до 20 января включительно. При открытии новой фирмы нужно заполнить и сдать сведения о численности до 20-го числа месяца, наступающего за месяцем регистрации.

Налоговая отчетность ООО

Рассмотрим два популярных режима и особенности формирования отчетности на каждом из них.

ООО на ОСНО

Декларация по налогу на прибыль в общем случае сдается каждые три месяца нарастающим итогом. Сроки: 28 марта (годовая декларация), 28 апреля, 28 июля и 28 октября. Некоторые компании исчисляют налог на прибыль ежемесячно, поэтому раз в месяц должны сдавать налоговую декларацию и отправлять в бюджет авансовый платеж.

При выплате доходов физическим лицам ООО сдает ежеквартально расчет по форме 6-НДФЛ. Сдать форму нужно до 31 числа месяца, наступающего за отчетным кварталом. Отчет 6-НДФЛ заполняется нарастающим итогом. Раз в год сдается форма 2-НДФЛ (на каждого сотрудника) до 1 марта включительно.

По страховым взносам нужно сдавать в ФНС соответствующий расчет. Сроки сдачи: 30 апреля, 30 июля, 30 октября и 30 января.

Перечисленные отчеты — неотъемлемая часть работы на ОСНО. Если у компании есть транспорт или земля, она должна уплачивать налоги. А вот декларации по этим налогам с 2020 года сдавать не нужно.

Если у ООО на ОСНО есть недвижимое имущество, придется сдать декларацию по налогу на имуществу по итогам года до 30 марта.

ООО на УСН

Упрощенный налог заменяет налог на прибыль, поэтому декларация на прибыль упрощенцами не сдается.

Компании должны сдавать декларацию по УСН. Срок отчетности — 31 марта. При этом состав декларации зависит от выбранного объекта налогообложения. Если компания работает на УСН с объектом «доходы минус расходы», в декларацию следует включить титульный лист, разделы 1.2, 2.2 и раздел 3 (при целевом финансировании). Организации с объектом «доходы» заполняют все разделы декларации, кроме 1.2, 2.1.2, 2.2. Раздел 3 заполняется при наличии соответствующих данных.

При выплате доходов физическим лицам ООО на УСН сдает ежеквартально расчет по форме 6-НДФЛ. Сдать форму нужно до 31 числа месяца, наступающего за отчетным кварталом. Отчет 6-НДФЛ заполняется нарастающим итогом. Раз в год сдается форма 2-НДФЛ (на каждого сотрудника) до 1 марта включительно.

По страховым взносам упрощенцы, как и все компании, сдают расчет. Сроки сдачи: 30 апреля, 30 июля, 30 октября и 30 января.

Декларацию по налогу на имущество нужно сдать при наличии недвижимости.

Представление налоговой отчетности на бумажном носителе

Все больше компаний и ИП переходят на электронную отчетность. Во-первых, это удобно. Во-вторых, немногие налогоплательщики имеют право сдавать отчеты на бумаге.

Дата представления отчетности равна дате отправки письма или дате вручения ее инспектору при личном визите.

Представление налоговой отчетности в электронном виде

Плюсы представления налоговой отчетности по ТКС:

Налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме при наличии одного из факторов (п. 3 ст. 80 НК РФ):

  • среднесписочная численность работников превышает 100 человек;
  • обязанность отчитываться электронно предусмотрена для конкретного налога.

Только в электронном формате принимается декларация по НДС. Численность роли не играет.

Способ сдачи отчетов по форме 2-НДФЛ и 6-НДФЛ зависит от численности. Компании, в которых доходы получили 10 и менее человек, имеют право отчитаться по налогу на бумаге. Остальные организации сдают эту отчетность в электронном виде (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Хранение налоговой отчетности

Налоговую отчетность нужно хранить в течение нескольких лет. Сроки хранения документов налогового учета установлены в п. 1 ст. 23 и п. 3 ст. 24 НК РФ. Сроки хранения налоговой отчетности зафиксированы в Приказе Росархива от 20.12.2019 № 236.

Налоговые декларации и расчеты необходимо хранить пять лет. Для ИП есть оговорка: все декларации за 2002 год и ранее нужно хранить 75 лет. Расчет по страховым взносам хранится 50 лет с момента его составления.

Чтобы не тратить время на визиты в ИФНС, не стоять в очередях на почте — отправляйте отчетность через интернет. Система Контур.Экстерн поможет сдать любую налоговую отчетность в электронном виде. Заходя в систему, у вас всегда будут только актуальные формы, соответствующие законодательству. Вам останется выбрать нужную декларацию и заполнить ее. Система проверит соблюдение контрольных соотношений и подскажет, какие строки отчета нужно заполнить обязательно. Вы увидите весь цикл движения отчетности: от отправки до принятия налоговым органом. Если декларация по каким-то причинам не пройдет, в Контур. Экстерне появится уведомление, а также понятное разъяснение причин отказа и рекомендации по исправлению ошибки. Также можно создать и заполнить отчетность в учетной программе и выгрузить в Экстерн уже готовую форму.

336-основа.jpg

Организации и индивидуальные предприниматели уплачивают налоги и страховые взносы в зависимости от выбранной системы налогообложения и отчитываются перед Федеральной налоговой службой и другими контролирующими органами по утвержденным формам. В текущем году вступили в действие несколько новых форм отчетности.

Налог на прибыль

Приказом ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@ утверждена новая форма декларации по налогу на прибыль. У нее появилось, в том числе приложение № 7 к листу 02 «Расчет инвестиционного вычета». Изменения и в самом листе 02. Признак плательщика теперь отражается двумя цифрами. А также введены новые коды: 07 — для участников региональных инвестиционных проектов, 09 — для образовательных организаций, 10 — для медицинских организаций и другие.

Кроме того, определен порядок отражения реквизитов субъектов РФ, которым установлены пониженные ставки (строка 171). И еще введены строки 268 и 269, где проставляются суммы, на которые уменьшаются авансовые платежи или налог в связи с применением инвестиционного вычета. А в приложении № 1 к листу 02 новые строки 200-220 служат для выделения налоговой базы по доходам от участия в инвестиционном товариществе. Обновлены также листы 01, 03, 08. По новой форме организации начали отчитываться за 2019 год.

Налог на имущество

Начиная с 2020 года, налогоплательщики не обязаны представлять расчеты авансовых платежей по налогу на имущество. Это нововведение нашло отражение в новой форме налоговой декларации, утвержденной приказом от 14.08.2019 № СА-7-21/405@. Кроме того, в ней появились новые коды налоговых льгот для некоторых организаций — владельцев недвижимости, например, для объектов высокой энергетической эффективности и других. Новая форма начала действовать с отчетности за 2019 год.

Страховые взносы

Из новой формы расчета по страховым взносам исключен лист о сведениях физических лиц, не относящихся к предпринимателям. В обязательном порядке нужно заполнять титульный лист, раздел 1, подразделы 1.1 и 1.2 приложение 1 к разделу 1, приложение 2 к разделу 1 и разделу 3. Остальную информацию следует вносить по необходимости.

Новый отчет СЗВ-ТД

С начала этого года в Пенсионный фонд подается еще один ежемесячный отчет — СЗВ-ТД. В нем работодатель сообщает о кадровых изменениях у своих сотрудников. Форма СЗВ-ТД введена в связи с переходом на электронные трудовые книжки.

Отчетность организаций

Отчетные формы, которые обязаны сдавать в контролирующие органы организации, можно условно разделить на:

— налоговую отчетность в соответствии с выбранным режимом;

— отчетность за сотрудников;

— бухгалтерскую отчетность;

— налоговую отчетность по прочим налогам;

— статистическую отчетность (в Росстат).

Кроме того, пользователи контрольно-кассовой техники должны вести учет кассовых операций. Организации на «упрощенке» обязаны учитывать доходы и расходы в КУДиР.

Основные формы налоговой отчетности

— КНД-1151006 – Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций;

— КНД-1151082 – Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции;

— КНД-1151038 – Налоговая декларация по налогу на прибыль иностранной организации;

— КНД-1152026 – Налоговая декларация по налогу на имущество организаций;

— КНД-1152028 – Налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций;

— КНД-1151001 – Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость;

— КНД-1151074 – Налоговая декларация по акцизам на табачные изделия;

— КНД-1151039 – Налоговая декларация по акцизам на нефтепродукты;

— КНД-1151090 – Налоговая декларация по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию;

— КНД-1151089 – Налоговая декларация по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топливо и т. д.;

— КНД-1151040 – Налоговая декларация по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ);

— КНД-1151088 – Налоговая декларация по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств – членов таможенного союза;

— КНД-1151054 – Налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых;

— КНД-1152011 – Налоговая декларация по налогу на игорный бизнес;

— КНД-1152004 – Налоговая декларация по транспортному налогу;

— КНД-1152027 – Налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу;

— КНД-1153005 – Налоговая декларация по земельному налогу;

— КНД-1153003 – Налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу;

— КНД-1151072 – Налоговая декларация по водному налогу;

— КНД-1152017 – Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому по упрощенной системе налогообложения;

— КНД-1151059 – Налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу;

— КНД-1151085 – Единая (упрощенная) налоговая декларация;

— 6-НДФЛ – Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом;

— 4-НДФЛ – Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (КНД-1151021);

— КНД-1151046 – Налоговая декларация по единому социальному налогу;

— КНД-1151063 – Налоговая декларация по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой;

— КНД-1110018 – Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;

— КНД-1151065 – Декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;

— КНД-1151058 – Расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;

— КНД-1151026 – Расчет регулярных платежей за пользование недрами;

— КНД-1151024 – Налоговая декларация о доходах, полученных российской организацией от источников за ее пределами.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Бухгалтерия


С 27 февраля 2021 года внесено важное изменение в ряд основных ПБУ. Согласно ему, организации получили право на ограничение раскрытия информации в пояснениях к бухгалтерской отчётности с 2021 года. Что это значит, ситуации, случаи и примеры с комментариями Минфина (ИС-учет-32) приводим в этой статье.

Что изменилось

С 27 февраля 2021 года вступил в силу приказ Минфина от 27.11.2020 № 287н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету». А именно, ПБУ:

  • 9/99 «Доходы организации»;
  • 11/2008 «Информация о связанных сторонах»;
  • 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
  • 12/2010 «Информация по сегментам».

Поправка везде одинаковая и касается объёма раскрытия информации в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Согласно дополнению в каждое из перечисленных ПБУ, если раскрытие информации приведет или может привести к экономическим потерям и/или урону деловой репутации организации, ее контрагентов или связанных с ней сторон, такие сведения можно не отражать в пояснениях к бух. балансу и отчете о фин. результатах.

То есть, информацию теперь можно раскрывать в ограниченном объёме — не поясняя те сведения, которые обусловливают указанные потери и/или урон.

Отметим, что это изменение бухгалтерам следует применять, начиная с раскрытия информации в бухгалтерской отчетности за 2020 год.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета (ПБУ) определяют объем, содержание и порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности организаций. С 27.02.2021 установлены особенности её раскрытия.

Ранее возможность раскрывать информацию в ограниченном объеме в определенной ситуации была установлена только ПБУ 8/2010 в отношении оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов.

Считается, что новая особенность снизит риски отчитывающейся организации, возникающие, когда раскрытие той или иной детализированной информации в бухотчетности приводит и/или может привести к последствиям, нежелательным для организации и/или иных лиц, в отношении которых организация раскрывает такую информацию.

Понятия

Исходя из приказа Минфина от 27.11.2020 № 287н, под раскрытием информации в бухотчетности в ограниченном объеме понимается информация, которая может быть раскрыта в ограниченном объеме. То есть, согласно перечисленным выше ПБУ:

  • о доходах организации;
  • о связанных сторонах;
  • о договорах строительного подряда;
  • по сегментам.

Ситуация, в которой допустимо ограниченное раскрытие информации, — это когда раскрытие информации в объеме, предусмотренном указанными ПБУ, приведет или может привести к потерям экономического характера и/или урону деловой репутации организации и/или ее контрагентов, и/или связанных с ней сторон.

Пример

Раскрытие информации в объеме, предусмотренном указанными ПБУ, приводит или может привести к введению мер ограничительного характера (в т. ч. санкциям) иностранным государством и/или государственным объединением, союзом, государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и/или союза, в отношении отчитывающейся организации, ее контрагентов, связанных с ней сторон.

Круг организаций, которые вправе раскрывать информацию в ограниченном объеме, — это все организации, составляющие бухотчетность в соответствии с законодательством РФ и на которые распространяется действие указанных ПБУ. Исключений нет.

Часть бухотчетности, в которой допустимо раскрытие информации в ограниченном объеме, — это:

  • пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (коммерческие организации);
  • пояснения к бух. балансу и отчету о целевом использовании средств (некоммерческие организации);

Допустимый характер ограничения — это ограничение объема раскрываемой информации, предусмотренного конкретным ПБУ.

При этом раскрытие информации в ограниченном объеме — это такое раскрытие, при котором информацию приводят в отчетности, но без сведений, которые обусловливают потери экономического характера, урон деловой репутации организации, ее контрагентов, связанных с ней сторон.

Ограничение объема раскрываемой информации не предполагает и не тождественно исключению какого-то вида информации в полном объеме из баланса, отчета о фин. результатах (отчета о целевом использовании средств), пояснений к ним.

Ограничение объема раскрываемой информации не касается составления бухгалтерской отчетности.

Примеры случаев допустимого ограничения объема раскрываемой информации

ОБЪЕМ РАСКРЫВАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ПБУ

ДОПУСТИМОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ЭТОГО ОБЪЕМА

Указывают причины, по которым более подробная информация не раскрыта.

Информация о связанных сторонах

Показатели, отражающие аналогичные по характеру отношения и операции со связанными сторонами, могут быть сгруппированы. Исключение — случаи, когда обособленное раскрытие их необходимо для понимания влияния операций со связанными сторонами на бухотчетность организации, составляющей её.

Информацию в объеме, предусмотренном ПБУ 11/2008, раскрывают по группе связанных сторон, а также указывают причины, по которым более подробная информация не раскрывается.

Договоры строительного подряда

Информацию в объеме, предусмотренном ПБУ 2/2008, раскрывают по совокупности договоров, не завершенных на отчетную дату, а также указывают причины, по которым более подробная информация не раскрыта.

Информация по сегментам

Указывают причины, по которым более подробная информация не раскрыта.

Кто принимает решение

Степень ограничения раскрываемой информации отчитывающаяся организация определяет самостоятельно, исходя из конкретных условий и обстоятельств ведения хозяйственной деятельности у себя, контрагентов, связанных сторон.

В приказе Минфина от 27.11.2020 № 287н речь идет лишь об ограничении объема раскрываемой информации, а не об исключении её из отчетности полностью.

Руководство организации принимает решение:

  • о наличии ситуации, в которой необходимо ограниченное раскрытие информации;
  • какую информацию раскрывать в ограниченном объеме;
  • о степени такого ограничения.

Как аудитор проверяет ограничение информации в пояснениях к бухотчётности

Независимый аудитор в ходе аудита бухгалтерской отчетности рассматривает и подтверждает:

  • обоснованность раскрытия информации в ограниченном объеме;
  • наличие ситуации, в которой необходимо ограниченное раскрытие информации;
  • допустимость принятой степени ограничения раскрываемой информации.

А в публичных акционерных обществах (ПАО) данный вопрос должен быть предметом рассмотрения комитета по аудиту совета директоров (наблюдательного совета).


Ведущий юрист налоговой практики и арбитражных споров Арбитражное адвокатское бюро «Абрамов, Рульков и партнеры»

Получив такое требование, необходимо помнить, что у компании нет безусловной обязанности представлять любые документы, которые хочет получить инспектор. Налоговый кодекс закрепляет строго ограниченный перечень ситуаций, в которых инспекция, проводящая камеральную налоговую проверку, вправе требовать у налогоплательщика раскрытия информации об исчислении налога.

Этот перечень является закрытым. Истребовать какую-либо информацию или документы в случаях, прямо не предусмотренных Налоговым кодексом, инспекция не вправе (на это прямо указано в п. 7 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, получив требование, в первую очередь, необходимо оценить его содержание с точки зрения наличия у инспекции права истребовать указанные документы или информацию.

Рассмотрим ситуации, в которых у инспекции возникает право требовать у компании раскрытия информации, а у компании возникает обязанность такую информацию предоставить. Все эти ситуации нашли отражение в положениях ст. 88 НК РФ, регулирующей порядок проведения камеральной налоговой проверки.


Ошибки (неточности) в декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ)

Проверяя декларацию, Инспекция обнаружила:

  • ошибки в заполнении налоговой декларации (расчета);
  • противоречия в сведениях, содержащих в представленных налогоплательщиком документах;
  • несоответствие сведений, которые представил налогоплательщик, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа.

В этой ситуации инспекция направляет компании требование, которым запрашивает пояснения по вопросу возникновения таких ошибок, противоречий, несоответствий.

Получив такое требование, компании необходимо представить пояснения, объясняющие причины возникновения таких противоречий, и раскрывающие корректность определения данных, отраженных в налоговой декларации.

Вместе с пояснениями компания вправе также представить документы, подтверждающие достоверность внесенных в декларацию данных (п. 4 ст. 88 НК РФ). Состав таких дополнительных документов в каждом случае налогоплательщик определяет самостоятельно.

В частности, компания может представить выдержки из регистров налогового или бухгалтерского учета, обороты по счетам, из которых можно увидеть формирование показателей спорных строк декларации.

Декларация с убытком (п. 3 ст. 88 НК РФ)

Для усиления изложенной в пояснениях позиции компания вправе дополнительно представить подтверждающие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ). Налоговый кодекс не раскрывает перечень документов, обосновывающих получение компанией убытка.

Состав таких документов в каждом конкретном случае налогоплательщик определяет самостоятельно. В частности объяснить убыток могут помочь расшифровки строк 010, 020, 040 листа 02 декларации по налогу на прибыль, отчеты по проводкам бухгалтерских счетов, аналитические регистры бухгалтерского или налогового учета.

Уточненная декларация (п. 3, п. 8.3 ст. 88 НК РФ)

Право требовать дополнительного раскрытия информации возникает у инспекции при представлении уточненной налоговой декларации, в которой уточнение произошло в сторону уменьшения суммы налога к уплате.

Необходимо различать две ситуации.

Если с момента наступления срока подачи налоговой декларации за период, за который была подана проверяемая «уточненка», прошло менее двух лет, инспекция вправе истребовать у компании только пояснения по вопросу уменьшения показателей (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Если же уточненная налоговая декларация была подана по истечении двух лет с последнего дня срока для подачи налоговой декларации (расчета) (и в ней уменьшена сумма налога к уплате или увеличена сумма полученного убытка), инспекция вправе запросить у компании также первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений (п. 8.3. ст. 88 НК РФ).

Декларация по НДС (п. 8, п. 8.1 ст. 88 НК РФ)

До 2015 года инспекция вправе была истребовать у компании документы только в ситуации, если НДС в декларации был заявлен к возмещению. В этом случае инспекция направляла компании требование о представлении документов, подтверждающих правомерность заявления в декларации налоговых вычетов.

Такими документами являются полученные счета-фактуры, первичные документы (акты, товарные накладные), подтверждающие приобретение товара, услуги, работы и принятие их к учету, договоры с поставщиками. Также инспекция вправе истребовать копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур за период, отраженный в декларации (на это в частности указала ФНС России в письме от 10.08.2015 №СД-4-15/13914@) .

С 1 января 2015 года в Налоговый кодекс были введены дополнительные основания, позволяющие истребовать у компании документы во время проведения камеральной налоговой проверки.

  • сведения об операциях, отраженных в декларации по НДС, противоречат другим сведениям из этой же декларации;
  • сведениям об операциях, отраженных в декларации по НДС, противоречат сведениям, содержащимся в декларации по НДС, представленной другим лицом, либо в журнале учета счетов-фактур, представленном другим лицом.

При этом важно отметить, что выявленные противоречия должны свидетельствовать о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению.

Перечень документов, которые инспекция вправе запросить в данной ситуации, законодатель оставил открытым, указав, что предметом истребования могут стать счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям. Таким образом, основное условие, которому должны соответствовать истребуемые документы, - их относимость к определению показателей, отраженных в декларации по НДС.

Помимо полученных и выставленных счетов-фактур и первичных документов на приобретение товаров, работ, услуг, такими документами могут быть книги покупок и продаж, журналы учета полученных (выставленных) счетов-фактур, договоры с поставщиками.

Налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ)

Если компания представила налоговую декларацию, в которой заявлены налоговые льготы, инспекция вправе истребовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие право на применение этих льгот.

Объем этих документов определяется индивидуально для каждой заявленной льготы. К примеру, документами, подтверждающими право на налоговые льготы, предусмотренные подп. 2 п. 2 и п. 6 ст. 149 НК РФ (в отношении медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность), являются лицензия и документы, подтверждающие факт оказания медицинских услуг (письмо ФНС России от 27.11.2014 №ЕД-4-15/24607).

Декларация по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ)

При представлении компанией декларации по НДПИ, водному, земельному налогу, инспекция вправе истребовать документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты этих налогов.

Из описанных оснований видно, что случаи, в которых у инспекции возникает право на истребование документов у налогоплательщика, и объем истребуемых документов строго ограничены Налоговым кодексом. В то же время инспектора зачастую выходят за определенные законом рамки и направляют требования, которыми запрашивается гораздо более широкий перечень документов. Именно поэтому каждое полученное требование необходимо подвергать строгому анализу и не представлять «лишние» документы.

Мы, как практикующие налоговые юристы, всегда окажем профессиональную поддержку при сопровождении генерального директора или иного лица на допрос, чтобы ваша компания имела возможность получить наилучший результат.

Арбитражное адвокатское бюро «Абрамов, Рульков и партнеры»

Звоните: 8 495 134 32 23 (многоканальный)

Читайте также: