Основы налогового права рк

Опубликовано: 17.04.2024

Цель лекции:раскрыть предмет, метод, систему налогового права, права и обязанности налогоплательщиков, понятие и виды налогов, а также налогового обязательства.

План.

1. Предмет, методы налогового права.

2. Система налогового права.

3. Налогоплательщики, их права и обязанности.

4. Налоги и других обязательные платежи в бюджет, понятие, виды.

5. Налоговые обязательства.

Предметом налогового права выступают общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством налоговой деятельности.

Основным методом правового регулирования, которым пользуется налоговое право, является императивный метод, который в юридической литературе иногда называют односторонне- властным, или директивным, а ранее именовали административным, Свое название этот метод ведет от латинского слова «повелительный», что довольно точно отображает его суть. Таким образом, императивный метод, применяемый налоговым правом, представляет собой довольно острое в социальном смысле средство, основанного на принуждении и насилии.

По мнении Н. П. Кучерявенко, структура налогового права выглядит следующим образом.

Раздел 1. Историческое развитие системы налогов и ее законодательное регулирование.

Раздел 2 Общая часть, которая состоит из следующих институтов: 1) предмет налогового права; 2) налоговые правоотношения и налоговые нормы; 3) система и источники налогового права; 4) понятие налоговой системы государства; 5) сущность налога; 6) плательщик налога; 7) объект налогообложения; 8) ставка налогообложения и др.

Раздел 3 Особенная часть, которая состоит из следующих институтов: 1) прямые налоги с юридических лиц; 2) косвенные налоги с юридических лиц; 3) таможенная пошлина и др. Существует другие версии касательно системы налогового права.

Согласно ст. 11 Налогового кодекса Республики Казахстан, налого­плательщик вправе:

получать от органов налоговой службы информацию о действу­ющих налогах и других обязательных платежах в бюджет, об изменени­ях в налоговом законодательстве;

представлять свои интересы по вопросам налоговых отношений лично либо через своего представителя;

получать результаты налогового контроля;

представлять органам налоговой службы пояснения по исчисле­нию и уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет по результатам налогового контроля;

получать выписку из лицевого счета о состоянии расчетов с бюд­жетом по исполнению налогового обязательства;

обжаловать в установленном настоящим кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан порядке уведомле­ния по актам налоговых проверок и действия (бездействие) должност­ных лиц органов налоговой службы;

требовать соблюдения налоговой тайны;

не представлять информацию и документы, не относящиеся к
налогообложению.

Налогоплательщик имеет и иные права, предусмотренные налого­вым законодательством Республики Казахстан.

В соответствии со ст. 14 Налогового кодекса Республики Казах­стан на налогоплательщика возлагаются следующие обязанности: 1) своевременно и в полном объеме исполнять налоговое обяза­тельство в соответствии с настоящим Кодексом;

выполнять законные требования органов налоговой службы об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а так­же не препятствовать законной деятельности при исполнении ими слу­жебных обязанностей;

на основании предписания допускать должностных лиц органов налоговой службы к обследованию имущества, являющегося объектом налогообложения и объектом, связанным с налогообложением;

представлять налоговую отчетность и документы в порядке, пре­дусмотренном настоящим кодексом;

проводить денежные расчеты с потребителями, осуществляе­мые при торговых операциях или оказании услуг посредством налич­ных денег, платежных банковских карточек, чеков, с обязательным при­менением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и выда­чей контрольного чека на руки потребителю в соответствии с настоя­щим кодексом.

Налогоплательщик выполняет и иные обязанности, предусмотрен­ные Налоговым кодексом Республики Казахстан.

Налог — обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Налоги — один из главных источников дохода государственного бюджета. Ос­новная функция налогов фискальная, т.к. с их помощью создаются материальные условия действия государства. Регулирующая функ­ция: налоги стимулируют или сдерживают темпы развития экономи­ки. Согласно п. 17 ст. 10 Налогового кодекса РК налоги — это законо­дательно установленные государством в одностороннем порядке обя­зательные денежные платежи в бюджет, производимые в определен­ных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

Налоги поступают в бюджет государства. Поэтому за их поступ­лением и использованием государство устанавливает контроль. Ме­тодами налогового контроля являются: 1) государственная регистра­ция и ведение учета налогоплательщиков; 2) ведение учета объектов налогообложения; 3) ведение учета поступления в бюджет; 4) проведение налоговых проверок; 5) проведение камерального конт­роля; 6) мониторинг финансово-хозяйственной деятельности нало­гоплательщика; 7) маркировка отдельных видов подакцизных това­ров; 8) осуществление контроля над уполномоченными органами.

Виды налогов. Налоги можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от носителя налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными. Прямой налог—это налог, где его субъект выступает фактическим носителем налогового бремени, т. е. уплата налога приводит к реальному уменьшению его имущества. Примером таких налогов выступает подоходный налог, в результате уплаты которого налогоплательщик лишается части своего дохода.

Косвенный налог — это налог, где его субъект перекладывает его бремя на другое лицо, выступающее фактическим его плательщиком (носителем налога). Примером такого налога выступают налог на до­бавленную стоимость (НДС) и акцизы. Хотя юридическим платель­щиком этих налогов выступает продавец товара, в конечном итоге они оплачиваются покупателем товара, поскольку суммы налога включаются в цену этого товара, оплачиваемого покупателем. Иначе говоря сумма налога переносится налогоплательщиком на другое лицо.

Прямые налоги принято подразделять на реальные и личные. Реаль­ные налоги [от англ. real — имущество] — это налоги на имущество (на­пример, налог на имущество, налог на транспортные средства). Личные налоги — это налоги на доходы (прибыль) налогоплательщика. В зависимости от формы налога они подразделяются на натураль­ные и денежные.При натуральном налогепредметом налогового плате­жа выступают вещи, определяемые родовыми признаками (обычно — часть собранного урожая, добытой продукции). Денежные налоги(не­зависимо от объекта и предмета налога) выплачиваются деньгами. В настоящее время это преимущественная форма налогообложения.

В зависимости от субъекта налога они подразделяются на налоги с юридических лиц (по западной терминологии — корпоративные нало­ги)и налоги с физических лиц (по западной терминологии - индивиду­альные налоги).

В зависимости от территориального уровня налоги подразделя­ются на общегосударственные и местные.Первые являются доходом общегосударственных денежных фондов (например, в Казахстане -республиканского бюджета), вторые—доходом местных бюджетов.

В зависимости от использования в качестве метода бюджетного регулирования налоги подразделяются на закрепленные и регулирую­щие. Закрепленные налоги —это те, которые в соответствии с законода­тельством закреплены как доходный источник за определенным ви­дом бюджета. Регулирующие налоги— это те, которые будучи закреп­ленными за определенными бюджетами, в процессе ежегодного утверждения бюджетов передаются в нижестоящие бюджеты в целях сбалансирования последних.

В зависимости от характера использования налоги могут быть об­щего назначения и целевыми. Налоги общего назначения(абстрактные налоги), будучи зачисленными в бюджет, растворяются там в массе других бюджетных доходов и расходуются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Целевые (специальные) на­логииспользуются для финансирования конкретных мероприятий. Примером целевого налога выступает социальный налог.

По способу исчисления налогов они подразделяются на окладные и неокладные. При окладных налогахего сумма (так называемый «оклад налога») устанавливается для каждого отдельного налогопла­тельщика налоговым органом и обязанность уплаты налога возника­ет только после получения плательщиком отданного органа соответст­вующего распоряжения (налогового уведомления) с указанием исчисленной суммы налога. Неокладные налогиисчисляются и вы­плачиваются (разумеется, в установленные налоговым законодатель­ством сроки) налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые орга­ны осуществляют лишь контроль за полнотой исчисления налога и своевременностью его уплаты. В соответствии с НК РК налоги, действующие на территории Ка­захстана, подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным нало­гам относятся НДС и акцизы. Другие относятся к прямым.

Согласно ст. 60 НК РК установлены следующие виды налогов: 1) корпоративный подоходный налог; 2) индивидуальный подоходный налог; 3) налог на добавленную стоимость; 4) акцизы; 5) налоги и специальные платежи недропользователей; 6) социальный налог; 7) земельный налог; 8) налог на транспортные средства; 9) налог на имущество.

Кроме того, в ст. 61 НК РК установлены следующие виды сборов: 1) сбор за государственную регистрацию юридических лиц; 2) сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей; 3) сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое иму­щество и сделок с ним, и др.

Согласно ст 26 НК РК, налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающие в соответствии с налоговым законодательством, в силу которого налогоплательщик обязан встать на регистрационный учет в налоговом органе, определять объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, исчислять налоги и другие обязательные платежи и бюджет, составлять налоговую отчетность, представлять ее в установленные сроки и уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет.

Государство в лице органа налоговой службы имеет право требовать от налогоплательщика исполнения его налоговых обязательств в полном объеме, а в случае их неисполнения применять способы по их обеспечению и меры принудительного исполнения в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом.

Согласно ст. 25 НК РК, объектами налогообложения и объектами, связанными с налогообложением, являются имущество и действия, с наличием которых у налогоплательщика возникает налоговое обязательство. Другими словами, объект налогообложения представляет собой юридический факт ( действия налогоплательщика или состояние его имущества), наличие которого является основанием возникновения налогового обязательства. Без объекта налогообложения у налогоплательщика не может быть налогового обязательства.

Объект налогообложения и объект, связанный с налогообложением, по каждому виду налога и другого обязательного платежа в бюджет определяется в соответствии с особенной частью настоящего кодекса.

Согласно ст. 28 НК РК, налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта налогообложения и объекта, связанного с налогообложением, на основании которых определяются суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет.

В соответствии со ст. 26 НК РК, исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не установлено Налоговым кодексом.

Во исполнение налогового обязательства налогоплательщик совершает следующие действия: 1) встает на регистрационный учет в налоговом органе; 2) ведет учет объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением; 3) исчисляет, исходя из объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы и налоговой ставки, суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет; 4) составляет налоговую отчетность и представляет ее органам налоговой службы в установленном порядке и сроки; 5) уплачивает исчисленные и начисленные суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет в порядке и в сроки, установленные налоговым законодательством, а также пени и штрафы в случае неисполнения налогового обязательства. Налоговое обязательство должно быть исполнено налогоплательщиком в порядке и в сроки установленные Налоговым Кодексом.

За налогоплательщиком признается право исполнить налоговое обязательство досрочно.

Вопросы для самопроверки:

1. Что является предметом налогового права?

2. Что представляет собой система налогового права?

3. Какие обязанности возлагаются на налогоплательщика в соответствии налоговым законодательством Республики Казахстан?

4. Какие налоги и другие обязательные платежи в бюджет устанавливаются в налоговом законодательстве Республики Казахстан?

5. Что понимается под налоговым обязательством?


Финансы и банковские услуги
Налоговая система
Налоговое право
Азия

Налоговое право является под отраслью финансового права. Налоговое право и налоги являются взаимосвязанными категориями, поэтому, прежде чем рассматривать особенности налогового права и налоговых правоотношений, необходимо определить понятие налога и выделить его признаки.

Согласно кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»-налоги - законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер. Само понятие уже содержит основные юридические признаки налога: обязательность, индивидуальность, безвозвратность

и безвозмездность уплаты, легитимность, уплата производится в денежной форме, вносятся платежи в бюджет, абстрактность.

В отличие от налога сбор— это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами и должностными лицами юридически

значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Данное понятие сбор имеет собирательное значение, охватывая собственно сборы, а также пошлины. При этом налог, сбор и пошлина имеют определенные отличия. Налог представляет собой, как правило, систематический взнос, уплачиваемый без всякого встречного удовлетворения (то есть безвозмездно). Сбор — это плата государству за право пользования или право деятельности. Пошлина — это плата за совершение действий государственными органами.

Классифицировать налоги можно по различным основаниям.

По способу взимания налоги делятся на:

- прямые (подоходно-поимущественные) - взимаются непосредственно с имущества или дохода налогоплательщика, окончательным плательшиком прямого налога является владелец имущества (дохода);

- косвенные (налоги на потребление) — включаются в цену товаров и услуг, окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара.

Налоговое право — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению, и взиманию налогов, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением налогового контроля, и по установлению ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Предмет налогового права составляет:

группу однородных отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками (иными обязанными лицами) в связи с установлением, введением и взиманием налогов; отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, и иных отношений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы и другие обязательные платежи определена статьей 35 Конституции РК. Основным же нормативным правовым актом, лежащим в основе правового регулирования налоговых отношений, является кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

Общая часть Кодекса РК охватывает статьи с 1 по 58. Раздел 1 называется

«Общие положения».В нём предусмотрены права и обязанности налогоплательщика

и налогового агента. Регулируются вопросы представительства в налоговых отношениях.

Определены некоторые полномочия налоговых и таможенных органов. Регламентированы

вопросы исполнения налогового обязательства, зачёт и возврат излишне уплаченных

сумм, взаимоотношения с бюджетом по исполнению налогового обязательства. Также в

общей части предусмотрены изменения сроков исполнения обязательств по уплате налогов, способы обеспечения не исполненных в срок налоговых обязательств, меры принудительного взыскания налоговой задолженности, основания прекращения налогового обязательства.

Особенная часть кодекса посвящена отдельным видам налогов и сборов, государственной пошлине. Урегулированы вопросы налогового администрирования, мониторинга, порядок обжалования действий налоговых органов.

В ходе реализации предписаний норм налогового права его субъектами возникают налоговые правоотношения, обладаюющие определенными особенностями, которые: возникают в процессе деятельности государства и муниципальных образований по установлению и взиманию налогов; состоят из общих и специальных отношений. Общие

возникают между налогоплательщиком и государством по поводу исполнения налогового обязательства и имеют денежный характер. Специальные складываются в процессе реализации налогового обязательства налогоплательщика перед государством между плательщиком налогов и налоговыми органами, банками и т. д.

С точки зрения структуры, налоговые правоотношения раскрываются посредством характеристики их субъектов, объектов и содержания. К числу субъектов налоговых правоотношений относятся:

- субъекты, обладающие частной налоговой правосубъектностью: - налогоплательщики;

-субъекты, обладающие публичной налоговой правосубъектностью: налоговые органы (Министерство финансов РК и Налоговый комитет, Таможенный комитет в его составе), Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью(финансовая полиция);

-субъекты, содействующие уплате налога и (или) проведению налогового контроля: налоговые агенты, налоговые представители, банки, сборщики налогов, регистрирующие

органы, участники мероприятий налогового контроля (свидетели, понятые, эксперты,

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Объект налогообложения - операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Объект необходимо отличать от источника налога, то есть от резерва, используемого для его уплаты. В экономическом смысле существуют только дваисточ ника, за счет которых может быть уплачен налог, — доход и капитал.

Сумма налога уплачивается в установленные сроки. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Дать определение понятию «налоговое право» Что является предметом налогового права? Перечислите субъекты налоговых правоотношений Объект налогообложения

В большинстве современных государств источником получения большей доли бюджетных средств являются налоговые механизмы. При этом само исполнение обязанности по уплате налогов может быть выражено не только путем перечисления определенной денежной суммы (налогово-финансовый механизм формирования бюджета), но и путем передачи в адрес государства части товарно-материальных ценностей суммы (налогово-экономический механизм формирования бюджета).

Отнесение института налогообложения в целом либо его отдельных элементов исключительно к экономико-финансовой или к государственно-правовой системе принципиально неверно. Экономическая, финансовая и налоговая системы имеют разные цели и задачи деятельности, они реализуются в отношении разных объектов и не ограничены единым набором средств и методик. Элементы системы налогообложения не являются составными частями экономики и ее подсистем, а особым образом интегрированы (встроены) в экономическую и финансовую системы.

Сущность налогообложения находится на стыке финансово-экономических и государственно-правовых знаний. Налогообложение является частью межотраслевой деятельности. Институт налогообложения хотя и доступен для изучения, как с экономической, так и с государственно-правовой позиции, но в обоих случаях для исследования будет доступна только примерно половина факторов, существующих в реальности. По этой причине при изучении налоговой проблематики необходимо использовать междисциплинарный подход.

Прообраз современной системы налогов и налогообложения возник уже на ранних стадиях развития человечества.

Возникновение системы налогообложения связано скорее не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благодаря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выполнением иных общественных функций (управление, военная защита и т. д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях – служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.

Первоначальное формирование налоговой системы происходило в каждой общине самостоятельно, и сама система отличалась локальным, «местным» уровнем фискального охвата. Возникновение «местных» систем налогообложения предшествовало образованию государства и стало одной из важнейших предпосылок для его создания.

На этом этапе наиболее важной (а иногда и единственной) задачей системы налогообложения являлось обеспечение благоприятных материально-экономических условий для разделения функциональных обязанностей в общественных группах. Налогообложение позволило создать систему материального обеспечения общественных групп, напрямую не задействованных в добывании или создании ценностей материального характера. В дальнейшем, с появлением государственных образований, характер задач, решаемых с помощью системы налогообложения, значительно расширился.

В современной России налоговая система нормативно определена в НК.

Налоговым (фискальным) платежом является денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности и поступающая в специальные бюджетные или внебюджетные фонды.

Налоговая система, установленная НК, предусматривает два вида налоговых платежей:

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаками налоговых платежей, являются:

– обязательность выделения из полученного единоличным или групповым трудом доли, идущей на содержание отдельных общественных групп, осуществляющих специализированную деятельность;

– безвозмездность передачи материальных ценностей;

– отсутствие четкой взаимосвязи между передачей материальных ценностей и совершением определенных действий общественными органами управления и общественной защиты.

Налог – необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в России в ст. 57 Конституции, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Признаками сборов являются:

– обязательность осуществления в случае денежных выплат или материального изъятия при наступлении объективно определенных условий;

– наличие субъективно предполагаемой взаимосвязи между проведением процедуры уплаты сбора и наступлением предполагаемых заранее определенных последствий.

Сборы носят индивидуально-возмездный, компенсационный характер.

Понятие сбора следует отличать от платы за услуги, оказываемые государственными органами.

Сущность налогового права следует одновременно рассматривать в нескольких аспектах:

– как отрасль права;

– как самостоятельную научную правовую теорию;

– как учебную дисциплину (учебный курс), изучаемую в юридических и налоговых высших и средних учебных заведениях.

Налоговое право относится к публичным отраслям права и представляет особым образом систематизированную совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления налоговой деятельности и функционирования механизма налогообложения.

Налоговое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права.

Предметом налогового права являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации налоговых правоотношений. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и кругу участников, но одной из сторон в них всегда выступает орган государственной власти.

В предмет регулирования налогового права могут при определенных условиях входить отдельные виды отношений, регулируемые смежными отраслями права. Например, в особо оговоренных случаях нормы налогового права могут распространять свое действие на отношения, возникающие в таможенной сфере.

Методом налогового права можно назвать те специфические способы, с помощью которых нормы налогового права регулируют поведение участников налоговых правоотношений.

Основным методом правового регулирования налогового права является метод «власти и подчинения». Этот метод применяется, как правило, при регулировании налоговых правоотношений, которые основаны не на принципе субординации – подчинения «по вертикали», а на исполнении властных предписаний соответствующих органов, от которых другие участники налоговых отношений не зависят в административном порядке.

Налоговое право, рассматриваемое в качестве самостоятельной научной правовой теории, изучает закономерности организационно-правовой регламентации деятельности в рамках налоговой системы и налоговых правоотношений. Результатом этого является разработка способов и методов, устраняющих недостатки существующего организационно-правового аспекта налоговой системы, создание эффективного правового поля в области налоговых правоотношений с целью поддержания состояния правопорядка в налоговой сфере и повышения уровня налоговой безопасности.

Учебная дисциплина «Налоговое право» является необходимой составляющей при подготовке специалистов для работы в налоговой сфере.

Основные научные концепции определения места налогового права в системе наук. В настоящее время в России получил распространение подход, согласно которому налоговое право рассматривается в качестве одного из элементов финансового права. Однако такая концепция на мировом уровне не является общепризнанной. Она конкурирует с иными научными концепциями, часть из которых имеет не менее сильную, а иногда и более логичную аргументацию. В числе таковых следует назвать:

1) швейцарскую налоговую доктрину (налоговое право как обособленная часть административного права);

2) неаполитанскую налоговую доктрину (концепция рассмотрения налогового права в качестве обособленной части финансового права);

3) итальянскую налоговую доктрину (концепция относительной автономии налогового права как комплексной отрасли);

4) французская налоговая доктрина (объединяет концепции, объясняющие автономию налогового права по причине:

– особого и даже исключительного положения в системе права, независимого от общих принципов как частного, так и публичного права;

– автономии налогового законодательства;

– интеграции в его рамках публично– и частноправовых начал).

Наиболее перспективной, на наш взгляд, считается получившая распространение в России концепция признания налогового права в качестве комплексной автономной правовой отрасли, формируемой на стыке государственно-правовых и экономико-финансовых правовых наук и входящей в состав единой комплексной налоговой науки – форосологии.

Форосология (от греч. foroc – налог и logos – учение) – это наука, изучающая современное состояние и историческое развитие сущности налогов, налоговых систем и налоговых правоотношений. Основной задачей форосологии является создание оптимальной системы налогообложения в отраслях как товарного производства, так и потребления, а также в иной финансово-коммерческой деятельности с учетом историко-теоретического базиса и современных требований улучшения жизненного уровня народонаселения. Форосология занимается научным исследованием существующих закономерностей и прогнозированием динамики развития налоговых отношений, разрабатывает методологические и нормативно-правовые вопросы в налоговой сфере, формирует и оптимизирует математический расчетный аппарат и механизм автоматизации взимания налогов и сборов.

Система налогового права. В настоящее время налоговое право представляет стройную систему, состоящую из следующих уровней:

основ налогового права (общей теории налогового права);

международного налогового права, которое включает универсальные положения и принципы налогового права, признанные и получившие соответствующее правовое закрепление на международном уровне;

национального налогового права, которое составляют положения теории налогового права, признанные и подтвержденные нормами правовой системы государства и действующие на территории отдельно взятого государственного образования. Например, на этом уровне можно выделить российское налоговое право;

регионального налогового права, которое включает положения теории налогового права, признанные и получившие правовое закрепление на региональном или местном уровне и действующие в территориальных рамках этого региона, при этом не являясь общеобязательными на территории всего государственного образования.

ТЕМА 9. ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА

9.1. Понятие и признаки налога

Приобретение Республикой Беларусь независимости и формирование собственного государства повлекли необходимость создания налоговой системы молодого государства. Особое значение имело принятие 20 декабря 1991 года Закона «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь». [1] Этим законом фактически было положено начало формирования в Беларуси как понятийного аппарата в сфере налогообложения, так и впервые в суверенном государстве было дано законодательном уровне определение понятия «налог». В соответствии с Законом под налогами и сборами, взимаемыми в бюджет, понимаются обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в определенных законами размерах. Закрепленная правовой нормой категория раскрывала существенные правовые признаки налога и не давала никаких юридических критериев для его отграничения от сборов и иных обязательных платежей, вносимых в бюджет государства. К тому же в определении отсутствовало указание на срок уплаты налоговых платежей.

В настоящее время понимание налога, основанное на апробированных экономических и правовых теориях, а на определенных сравнительно-законодательных и доктринальных подходах, получило свое закрепление в п. 1 ст. 6 Налогового Кодекса Республики Беларусь: «Налогомпризнается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты».

В определении налога законодательно определены следующие его признаки:

- обязательность – в силу закона плательщики налогов при определенных условиях обязаны осуществлять полную и своевременную уплату налога. Обязательность налога проявляется в двух аспектах. Во-первых, односторонний характер установления налога: налог взимается вне зависимости от волеизъявления налогоплательщика, обязанного уплачивать налог. Во-вторых, обязательность налога выражается в изначальной определенности его содержания. Это означает, что налогоплательщик при уплате налога не вправе изменить условия и порядок его взимания. Но это не исключает право налогоплательщика на осуществление налогового планирования на стадии формирования юридических фактов, обусловливающих возникновение налогового обязательства. Однако в момент возникновения у плательщика объекта налогообложения налог в полной мере проявляет свою общеобязательность;

- индивидуальная безвозмездность – уплата налога не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, его вносящему. При уплате налога происходит одностороннее движение части денежных средств от налогоплательщика к государству без предоставления индивидуального эквивалентного возмещения плательщику за налоговое изъятие.

Отличительной чертой индивидуальной безвозмездности налога является его безвозвратность, которая характеризуется не временным отвлечением средств плательщика, а полным прекращением прав лица в отношении уплаченных денежных средств;

- денежная форма уплаты налога – налоги не могут быть уплачены в натуральном выражении. В современных условиях практически все налоговые платежи осуществляются в денежной форме, которая определена самой сутью налога, являющегося платежом;

- отчуждение части собственности, принадлежащей плательщику на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. При уплате налога происходит переход части доходов (имущества) от плательщика налогов в собственность государства (исключение составляют государственные организации). Следовательно, налогообложение выражает собой процесс отчуждения собственности в пользу государства. Само налоговое отношение представляет собой отношение, возникающее между собственниками, одним из которых выступает государство, по поводу изменения права собственности на предмет налога с частной на государственную.

[1] Утратил силу с 01 января 2010 г. в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 72-З «О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения».


Социально-экономическая трансформация общества в стране невозможна без постоянной и системной модернизации государственных институтов, которые аккумулируют денежные потоки в Республике Казахстан. Ведь именно 85–90 % поступлений доходов в бюджетную систему государства обеспечивается за счет налогов, сборов и платежей, в какой-то мере налоговое администрирование и его развитие в условиях быстро меняющейся современной рыночной экономики остается одной из наиболее актуальных проблем.

Становление законодательно-нормативной базы налогового администрирования в Республике Казахстан формировалось одновременно с развитием отечественной налоговой системы страны. В данной статье представлены этапы становления и развития института налогового администрирования в Республике Казахстан – начиная с конца 1991 г. и по настоящий момент. Исследуемая проблема рассматривается во взаимосвязи с развитием государственности Казахстана и гражданского общества как некий целостный феномен. В работе рассмотрена отечественная история законодательства в области налогового администрирования, условно разделенная на четыре периода.

Первый период характеризуется принятием собственного налогового законодательства на заре становления Казахстана в качестве суверенного и независимого государства. Он охватывает декабрь 1991 г. – апрель 1995 г.

Именно в этот период был принят Закон Республики Казахстан от 25 декабря 1991 года «О налоговой системе в Республике Казахстан», являющийся основным для правового регулирования налогообложения, а также целый ряд нормативно-правовых актов, посвященных отдельным видам налогов, а именно Законы от 24 декабря 1991 года, такие как «О налоге на добавленную стоимость»; «Об акцизах»; «О налоге на имущество физических лиц»; «О налоге на операции с ценными бумагами»; «О таможенном тарифе и пошлине»; «О сборе с граждан, не зарегистрированных в качестве субъекта предпринимательской деятельности»; «О курортном сборе»; «О целевом сборе»; «О фиксированных рентных платежах»; «О внесении изменений в Закон Казахской ССР «О подоходном налоге с граждан Казахской ССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» [1].

В свою очередь были установлены жесткие меры в виде санкции за нарушение налогового законодательства, носящие ступенчатый характер, где допускалось наложение ряд взысканий налогово-правового и административного характера за одинаковый проступок.

Одновременно Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан» обладал целым рядом определенных преимуществ, способствующих правильной с точки зрения соответствия объективной и субъективной нужде казахстанского общества организации налогообложения, многие из которых, в процессе дальнейшей переработки правовой системы оказались утерянными или просто ненужными в силу определённых причин авторов проектов законодательных актов.

Наиболее сложной задачей при разработке совершенно новой современной налоговой системы была потребность по крайней мере сохранения сложившегося ранее уровня доходов государства, ведь нельзя было сразу отказаться от финансирования из бюджета целого ряда различных социально значимых программ и проектов. Исполнение этой проблемы усугублялось, с одной стороны, падением казахстанского производства и уменьшением доходов бюджета в результате сокращения налоговых поступлений, а с другой стороны – потребностью восполнения за счет бюджета возрастающих социальных затрат в рыночных условиях [2].

С преобразованием политического и экономического устройства Республики Казахстан становления самого государства изменялись и методы администрирования налогов и других обязательных платежей в бюджет. Государство начинает устанавливать правила и механизм организационно-правового регулирования: кто субъект налога; облагаемый доход, собственность; величина объекта налога; норму налогообложения; сумму налога; механизм проверки и т.п.

Следующий период с апреля 1995 года по июнь 2001 года – характеризуется введением Указа Президента Республики Казахстан от 24 апреля 1995 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Причиной принятия данного закона явилось совершенно новое налоговое преобразование, заключенное в том, что налоговое законодательство приобрело консолидированный и даже кодифицированный характер. Тем самым закон объединил в себе целый ряд ранее действовавших налоговых правил согласно которому «законодательные и другие нормативно-правовые акты, противоречащие положениям настоящего закона, не имеют никакой юридической силы».

Закон закрепил ответственность за неисполнение налогового обязательства.

Большим достижением закона является отказ от принудительного взыскания недоимки, пени и налогово-правового штрафа на основе одностороннего разрешения органов налоговой службы – если плательщик налогов выражал несогласие с начисленными недоимками, пенями и штрафом, то налоговый орган мог произвести взыскание только по решению суда. Такой подход не только обеспечивал объективное рассмотрение дела и защиту законных интересов, как налоговых органов, так и налогоплательщиков, но и полностью соответствовал требованиям правового и демократического государства, каким провозгласил себя Казахстан согласно своей Конституции.

Закон устанавливал ответственность налоговых органов за убытки, причинённые в результате неправомерных действий работников этих органов, за счет республиканского бюджета

Третий период просуществовал вплоть до 2008 года и был обусловлен с введением Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового кодекса), ратифицированного Законом Республики Казахстан от 12 июня 2001 года.

Основными причинами принятия данного Кодекса выступили следующие факторы:

– во-первых, острая необходимость упорядочения нормативно-правовой базы налоговой системы в рамках накопленного опыта налоговой службы, а именно потребность в прозрачной юридической регламентации некоторых видов налогов, а также сборов и платежей, выявившихся недостатков в отечественном законодательстве и его совершенствование. Тем более налоговая система Республики Казахстан осталась прежней;

– во-вторых, потребность внести изменения в отечественное налоговое законодательство, в том числе внедрение таких институтов, как налоговое обязательство, налоговое представительство, принципы налогообложения и т.п., таким образом дать более прозрачную и понятную структуру базовому нормативно-правовому акту в системе налогообложения – Налоговому кодексу Республики Казахстан, соответственно привести в единую систему налогово-правовые нормы;

– в-третьих, желание постоянно совершенствовать механизм юридической ответственности за нарушение налогового законодательства Республики Казахстан.

В начале 2000-х гг. в Казахстане была проведена огромная работа по пересмотру деятельности налоговых органов и налогового законодательства, а также проведена автоматизация бизнес-процессов. Данная реформа проводилась при активном сотрудничестве с Международным банком реконструкции и развития – Всемирный банк. Привлечение Всемирного банка в качестве партнера при проведении реформы позволило Казахстану получить доступ к передовым международным практикам налогового администрирования, обширный опыт и база знаний создали почву для активного перехода на новую модель работы. В конечном итоге появились такие информационные системы, как Интегрированная налоговая информационная система (далее – ИНИС).

ИНИС была создана специалистами ЕРАМ Systems по поручению Министерства финансов Республики Казахстан в 2008 г., как объединившая главный аппарат налогового комитета и территориально- распределенные подразделения налоговых органов государства.

Несомненно, для регистрации и учета налогоплательщиков до разработки ИНИС в каждой инспекции налоговой службы применялась собственная база данных, которая постепенно изменялась и велась независимо от баз данных прилегающих налоговых органов.

Сам проект по созданию ИНИС был запущен в контексте программы Всемирного банка по модернизации налогового администрирования в Республике Казахстан. Сегодня в Республике сформирована единственная основополагающая инфраструктура, которая систематически поддерживается и развивается. Названная система состоит из таких частей, комплексно реализующих основные функции, выполняемые налоговыми органами – это регистрация, прием налоговой отчетности, учет, налоговый аудит.

Внедрение системы ИНИС позволило оптимизировать внутренние рабочие процессы, а именно синхронизировать деятельность налоговой службы на всех уровнях, обеспечить все подразделения единой непротиворечивой информацией, ускорить процесс принятия решений по различным вопросам и снизить число ошибок, вызванных человеческим фактором.

В настоящее время в информационной системе ИНИС ежедневно обрабатывается около 150000 различных документов. Налогоплательщики получили доступ к возможности оплачивать налоги и производить другие обязательные платежи в бюджет через интернет-сервисы ведущих банков Республики Казахстан.

В 2006–2008 гг. в рамках Программы совместных экономических исследований Всемирного банка и Правительства Республики Казахстан проведен анализ в сфере налоговой политики и налогового администрирования Казахстана.

Дальнейшую историю законодательно-нормативной базы налогового администрирования авторы связывают с четвертым этапом, который отличается кардинальными политическими и экономическими изменениями, в стране начавшимися с 2009 г. и продолжающимися до настоящего времени.

Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан была создана и внедрена Система обработки налоговой отчётности (далее – СОНО) [3].

Однако, как считают специалисты, время и прогресс не стоят на месте, эпоха информатизации и глобализации поставила новые вызовы перед налоговыми органами Казахстана, и главный из них – возможность быстрого изменения и приспособления к требованиям и тенденциям развития экономики [5].

В данный период времени результатом реализации Программы совместных экономических исследований Всемирного банка и Правительства Республики Казахстан в области налоговой политики стало принятие нового Налогового кодекса РК, вступившего в силу с 1 января 2009 г.

Результаты в области налогового администрирования стали платформой для начала реализации масштабной реформы – Проект по реформированию налогового администрирования на 2011–2016 гг.

Реализация данного Проекта реформирования явилась логическим продолжением принятой государством налоговой политики по либерализации налогового законодательства и снижению налоговых ставок, который сам по себе без совершенствования процедур и методов налогового администрирования не позволит создать привлекательный бизнес-климат в стране.

Таким образом, поставлены четкие задачи о необходимости коренного пересмотра деятельности с увеличением эффективности работы с ориентиром на обслуживание налогоплательщиков и, соответственно, о повышении добровольности соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства.

Как известно, тремя китами добровольного соблюдения налогового законодательства являются: надежная и прозрачная система проведения налоговой проверки, рациональное взимание налогов (в том числе принудительное), а также удобство и доступность оказания налоговых услуг.

В декабре 2014 года Постановлением Правительства РК почти все налоговые и таможенные органы были реорганизованы в единый государственный орган под названием Комитет государственных доходов Республики Казахстан, объединив соответствующие департаменты по областям, включая передачи функций по расследованию экономических и финансовых преступлений в органы государственных доходов.

Данная реформа была направлена на решение следующих задач:

– оптимизация государственного аппарата;

– снижение административной нагрузки на налогоплательщиков;

– сокращение уровня теневой экономики;

– увеличение поступлений в бюджет;

– повышение качества оказываемых услуг со стороны государства;

– повышение доверия граждан к государственной системе Казахстана.

Таким образом, в текущий план модернизации были включены следующие основные направления налогового администрирования:

– оказание налоговых услуг и создание современного Call-центра органов государственных доходов;

– совершенствование процесса проведения налоговых проверок;

– внедрение принципов системы управления рисками при проведении проверок и в деятельности органов государственных доходов;

– совершенствование взимания налоговой задолженности;

– развитие информационных систем;

– пересмотр системы апелляции;

– пересмотр организационной структуры органов государственных доходов.

Такое мероприятие, как введение всеобщего декларирования доходов граждан и создание Центров обработки информации органов государственных доходов, – это одна из ключевых задач проекта.

Построение новой модели налоговой службы релевантно задачам, поставленным Главой государства в целях реализации Стратегии вхождения Казахстана в 30 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Исследование позволило сделать вывод о том, что налоговая политика государства с четкой организацией администрирования налоговых платежей приводит к эффективной налоговой системе, что характеризуется устойчивым финансовым положением государства. Рост эффективности налоговой системы выражается в значительном увеличении налоговых поступлений в государственную казну, данный рост связан с бурным развитием промышленности в Республике Казахстан и увеличением количества налогоплательщиков.

Как полагают авторы, в условиях непрерывной глобализации мировой экономики на национальную систему налогового администрирования возлагается огромная ответственность, именно от качества и степени проведения налогового администрирования будет зависеть, станет в перспективе отечественная налоговая система конкурентоспособной или будет осуществлять только роль фискального инструмента [6].

Как считают специалисты, прирост роста доходов бюджета обеспечивается путем увеличения налоговых поступлений занимающих более 90 % в доходах государственного бюджета. Данное увеличение способствует росту экономики, росту импорта товаров и услуг, увеличению производства в отдельных отраслях в ходе реализации проектов Карты индустриализации.

Исследование четвертого этапа позволило сделать вывод о том, что фискальная политика страны с налаженной и понятной организацией налогового администрирования приведёт к эффективной системе налогообложения. Рост эффективности системы налогообложения проявляется в ощутимом увеличении налоговых поступлений в государственный бюджет, данный рост связан с активным развитием промышленности в Республике Казахстан и увеличением количества налогоплательщиков [7].

Налоговые администрации снова обдумывают и реорганизуют собственные бизнес-процессы из-за мирового экономического кризиса и всемирной глобализации. Сейчас множество стран объединяют ресурсы, уменьшают нагрузки налоговых органов и делегируют свои функции другим государственным органам, уменьшают время обработки данных и пропускной способности с помощью современных информационных технологий.

В отечественной системе налоговой администрации наблюдается развитие цифрового доступа к юридическим и физическим лицам, что существенно снижает издержки.

В настоящее время на сбор налогов и сборов расходуется сумма, равная 0,96 % от общего объема доходной части бюджета страны. Таким образом, сбор 1000 тенге налогов обходится в 9,6 тенге – это, несомненно, положительный результат. В будущем если республика будет продолжать работать над улучшением этого показателя, то в области налогового администрирования может подняться на уровень таких стран, как Сингапур – 0,87 %, Англия – 0,83 %, Дания – 0,71 %.

В заключение отметим, что органам государственных доходов РК необходимо систематически проводить работу по уменьшению затрат путем обеспечения поступлений налогов и других платежей в бюджет, применять в своей работе методы экономности и совершенствовать бизнес-процессы.

Читайте также: