Основным источником финансирования расходов связанных с обслуживанием и погашением являются налоги

Опубликовано: 25.03.2024

Источники финансирования (финансовые инструменты)

Стратегия финансирования проекта заключается в применении в определенной последовательности схем финансирования исходя из индивидуальных особенностей проекта и влияющих на него факторов.

Выделяют следующие основные виды стратегии финансирования в зависимости от источников финансирова­ния:

  1. Финансирование из внутренних источников.
  2. Финансирование из привлеченных средств.
  3. Финансирование из заемных средств.
  4. Смешанное (комплексное, комбинированное) финансирование.

Внутренними источниками являются собственные средства предприятия – прибыль и амортизационные отчисления.

Реинвестирование прибыли — более приемлемая и относительно дешевая форма финансирования предприятия, расширяющего свою деятельность.

Особенности внешних источников:

1. Привлеченные инвестиции:

  • инвестору интересны высокая прибыль и сама компания;
  • инвестор может иметь (или не иметь) намерения когда-либо избавиться от инвестиции;
  • доля собственности инвестора определяется из соотношения его инвестиций ко всему капиталу компа­нии.

2. Заемные инвестиции:

  • компания получает обязательство по контракту вернуть сумму займа;
  • заем должен быть погашен в соответствии с условиями, на которых был получен;
  • компания платит за полученный заем проценты;
  • компания предоставляет необходимые и приемлемые для кредитора гарантии (возможно личное имущество собственников);
  • если кредит не возвращается по согласованному графику, то кредитор может изъять гарантии;
  • после возвращения суммы займа обязательства перед кредитором прекращаются.

При реализации стратегии финансирования могут применяться в сочетании следующие финансовые инструменты (схемы финансирования), предоставляющие средства из различных источников:

  • продажа доли финансовому инвестору;
  • продажа доли стратегическому инвестору;
  • венчурное финансирование;
  • публичное предложение ценных бумаг (IPO);
  • закрытое (частное) размещение ценных бумаг;
  • выход на западные финансовые рынки (депозитарные расписки);
  • банковские кредиты, кредитные линии, ссуды;
  • коммерческий (товарный) кредит;
  • государственный кредит (инвестиционный налоговый кредит);
  • облигационный заем;
  • проектное финансирование;
  • страхование экспортных операций;
  • лизинг;
  • франчайзинг;
  • факторинг;
  • форфейтинг;
  • гранты и благотворительные взносы;
  • соглашение об исследованиях и разработках;
  • государственное финансирование;
  • выпуск векселя;
  • взаимозачет;
  • бартер;
  • другие.

Ниже рассматриваются наиболее характерные для России финансовые инструменты.

Продажа доли финансовому или стратегическому инвестору

Выделяются два типа долевых инвесторов.

Инвестор финансового типа:

  • стремится к максимизации стоимости компании, имеет только финансовый интерес – получить наибольшую прибыль в основном в момент выхода из проекта;
  • не стремится к приобретению контрольного пакета;
  • не стремится сменить менеджмент компании;
  • предпочитает горизонт инвестирования – 4-6 лет;
  • обычно закрепляет свой контроль участием в Совете директоров.

В России финансовые инвесторы представлены инвестиционными компаниям и фондами, фондами венчурных инвестиций.

Инвестор стратегического типа:

  • стремится получить дополнительные выгоды для своего основного вида деятельности;
  • стремится к полному контролю, иногда ценой уничтожения компании;
  • активно участвует в управлении компанией;
  • в основном стремится инвестировать в компании из смежных отраслей;
  • «участие» инвестора часто не ограничивается конкретными сроками.

При этом получающая инвестиции компания может тоже получить дополнительные выгоды (например, в виде гарантированных поставок и реализации, персонала, ноу-хау, логистических цепочек и др.). В России стратегические инвесторы представлены в основном крупными транснациональными компаниями, заинтересоваными в получении полного контроля над бизнесом.

Консигнацию обычно применяют при реализации новых, нетипичных товаров, спрос на которые трудно предположить. Торговцы не хотят рисковать и поэтому предлагают поставщикам только такие условия работы. Например, при продаже новых учебников для институтов книгоиздатели посылают свои книги на точки торговли с условием их возврата, если они не будут куплены. Иногда этот подход также называют «отдать товар на реализацию».

Управление дебиторской задолженностью

Менеджеры, ответственные за сделки на условиях коммерческого кредита, обязаны тщательно контролировать итоги дебиторской задолженности. Грамотные менеджеры всегда ищут пути удовлетворения потребностей в кредите своих клиентов, при этом достигая собственные цели и выполняя обязанности по поддержанию притока денежных средств в компанию.
Большая компания может иметь тысячи клиентов. Невозможно контролировать задолженность каждого клиента, поэтому система контроля дебиторской задолженности должна быть построена так, чтобы дать менеджеру возможность вычислить соответствие остатка дебиторской задолженности кредитным условиям корпорации и автоматически показать клиентов с критическим несоответствием.

Выделяют следующие основные методы контроля дебиторской задолженности:

  1. График «старения»
  2. Дни неоплаченных продаж
  3. Матрица остатков

Предоставление коммерческого кредита всегда связано с риском неплатежей. Хорошо, если оплаты производятся полностью и своевременно, но обычно бывает не так. Поэтому важно правильно организовать процедуру получения денег по счетам, подлежащим оплате, особенно в случае просрочки платежа.

Выделяют несколько подходов к инкассации долгов.

  1. Напоминание письмом. Подход применяется даже для непросроченных долгов для того, чтобы напомнить покупателю, что поставщик помнит о нем и контролирует оплату долга. Рекомендуется не позднее, чем за 10 дней до срока платежа послать клиенту письмо. Такое послание может быть отпечатано и на следующем счете. В письме напоминают о сроках и сумме (доле) остатков, подлежащих оплате.
  2. Выяснение причин правонарушения. Если долг остается неоплаченным в срок, то полезно связаться или лично встретиться с клиентом, чтобы точно выяснить причину правонарушения. Надо как можно скорее понять, невызвана ли задержка платежа проблемами, связанными с поставкой товара (например, качеством, ассортиментом), спорными вопросами по предоставленным платежным документам или финансовыми трудностями клиента. После выяснения причины задержки оплаты следует принимать решение: ожидать ли погашения долга клиентом, применять к клиенту меры воздействия с целью добиться оплаты долга или признать долг безнадежным.
  3. Ситуация неоплаты в случае со скидкой. Иногда возникает ситуация, когда клиент, имеющий право на получение скидки, неожиданно не платит в льготный период.
    В таком случае необходимо требовать платежа на всю сумму счета. Однако если этот случай – скорее исключение, а клиент очень важен для компании, можно не обратить на это внимание и не портить отношений.
    Наиболее гибким путем решения проблемы будет разрешение клиенту сохранить скидку даже в случае несвое­временного платежа в льготном периоде, если клиент согласится на досрочную оплату следующего счета.
  4. Минимизация расходов по сбору задолженности и безнадежных долгов. При сборе просроченной задолженности необходимо иметь в виду, что процесс сбора средств может дорого обойтись продавцу как из-за прямых расходов, с ним связанных, так и из-за испорченных отношений с клиентами. Поэтому необходимо оценивать уровень затрат, связанных со сбором задолженности, не допускать чрезмерных расходов, не оправдывающих результата. В качестве цели желательно предотвратить необоснованное затягивание денежного цикла и свести к нулю уровень несобранных средств. В случае остатка несобранных средств, расходы на сбор которых оцениваются как высокие, следует списать безнадежные долги. На практике всегда присутствует доля такой задолженности от общей суммы дебиторского долга, и менеджерам необходимо стремиться к ее минимизации.
    • GDR – глобальные депозитарные расписки, ориентированы на обращение на глобальных финансовых рынках.

Проектное финансирование

Проектное финансирование – совокупность мероприятий, направленных на привлечение денежных средств и иных материальных средств под активы и денежные потоки компании. Проектное финансирование – сравнительно молодой и перспективный комплексный финансовый инструмент, который отличается следующими особенностями.

Объект вложения средств инвесторов – конкретный инвестиционный проект, а не в целом производственно-хозяйственная деятельность компании – получателя средств.
Часто для получения и использования проектного финансирования создают отдельную так называемую проектную компанию.

  • Источник возврата вложенных средств – прибыль от реализации инвестиционного проекта (обособленная от финансовых результатов деятельности инициаторов проектов).
  • В рамках комплекса финансирования могут использоваться многообразные источники и формы финансирования (кредит, финансовый лизинг, приобретение банком доли в уставном капитале инициатора проекта, учреждение новой специальной компании с долевым участием инициатора проекта, банка и привлеченных соинвесторов, выпуск целевых облигационных займов и т.д.).
  • Отсутствие типичного для банков инструмента гарантий (это не исключает получение ряда гарантий на разных этапах проекта), основная гарантия – будущий поток денежных средств (cash flow).
  • При проектном финансировании для инвесторов могут использоваться следующие гарантии:

    • залоги всех денежных поступлений проектной компании в пользу кредиторов;
    • договор управления проектом для обеспечения надлежащей эксплуатации;
    • право кредитора на его вступление в наиболее существенные договоры и права по проекту;
    • гарантированные договоры по обеспечению сырьем;
    • гарантированные договоры по сбыту продукции;
    • договоры на техническую поддержку и профилактический ремонт;
    • пакет страховочных гарантий;
    • договор концессии/передачи;
    • возможные государственные инвестиционные льготы (льготное налогообложение, освобождение от импортных пошлин);
    • механизмы для исключения рисков конвертации и перевода валюты.

    Для обеспечения полного финансирования проекта могут использоваться следующие гарантии:

    • юридические гарантии;
    • резервные фонды;
    • залоги, депозиты на специальных счетах;
    • банковские гарантии и поручительства;
    • резервные кредиты поддержки;
    • контракты с фиксированной ценой;
    • банковские счета с особым режимом (в том числе аккредитивы);
    • обязательства учредителей (спонсоров) по дополнительным взносам в капитал проектной компании;
    • страхование кредитов от риска непогашения, проектных активов и грузов от риска потери, страхование прибыли, ответственности разработчиков проекта, строительных и других рисков;
    • хеджирование.

    Проектное финансирование – прогрессивный инструмент будущего. Через проектное финансирование растет объем привлекаемых инвестиций в производственные и инфраструктурные сферы.

    В схеме проектного финансирования принимают участие различные лица. Банк может выступать как организатор проекта, финансовый консультант и соинвестор.

    Конспект урока

    Название предмета и класс: экономика, 11 класс

    Номер урока и название темы: урок №10 «Государственный бюджет»

    Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

    • Понятие государственного бюджета.
    • Сальдо бюджета. Сбалансированный, дефицитный, профицитный бюджет.
    • Консолидированный бюджет. Бюджетная система Российской Федерации.
    • Доходы и расходы государственного бюджета.
    • Источники финансирования дефицита бюджета. Государственный долг.

    Глоссарий по теме: государственный бюджет, сальдо бюджета, консолидированный бюджет, доходы государственного бюджета, расходы государственного бюджета, государственный долг, источники финансирования дефицита бюджета.

    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    В переводе с английского «budget» (бюджет) – это сумка или кошелёк. Словарное определение понятия следующее:

    Государственный бюджет – основной финансовый план государства на определённый период времени, объединяющий главные доходы и расходы государства и имеющий силу закона.

    Главный финансовый документ действительно имеет силу закона, поскольку разрабатывается Министерством финансов РФ, утверждается и принимается Госдумой РФ, исполняется Правительством РФ, проверяется на исполнение Счётной палатой РФ.

    Государственный бюджет состоит из расходной и доходной частей.

    Доходная его часть показывает, откуда поступили средства для бюджета. Главный источник доходной части бюджета – это налоги. Именно в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов. Кроме того, источниками доходной части являются так называемые неналоговые доходы: доходы от внешнеэкономической деятельности (например, торговля с другими странами); доходы от имущества, принадлежащего государству; поступления из целевых бюджетных фондов (фонды социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, пенсионные фонды); доходы от государственных облигаций. Это так называемые внутренние неналоговые доходы. Не стоит забывать и внешние неналоговые поступления, т.е. средства, которые иностранные государства предоставляют на возвратной основе, по сути являющиеся процентными ссудами.

    Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются собранные государством средства. Государство через бюджет перераспределяет полученные доходы и направляет средства на реализацию государственной экономической политики, а именно на реализацию функций государства как важнейшего социального института и достижение его целей. В нашей стране расходы бюджета направлены на социальное обеспечение, поддержание обороноспособности, правоохранительную деятельность, государственное управление, обслуживание государственного долга, предоставление дотаций предприятиям, развитие инфраструктуры (связь, транспорт, внешнее энергоснабжение и др.).

    Бюджетная политика предполагает определённое соотношение между доходной и расходной частями бюджета. Разность между доходами и расходами бюджета называется сальдо.

    Бюджет считается сбалансированным, если доходы равны расходам. Сальдо такого бюджета равно нулю.

    Дефицитный бюджет имеет отрицательное сальдо. Это значит, что расходы выше доходов.

    Бюджет профицитный, если расходы ниже полученных доходов. Профицитный бюджет имеет положительное сальдо.

    Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

    У бюджета федерации есть определённая иерархия. Государственный бюджет отражает доходы и расходы федеральных органов власти, региональный бюджет — региональных (краевых, областных и т.д.), муниципальный — муниципальных. Свод бюджетов всех уровней называется консолидированным бюджетом.


    Рисунок 1 – Консолидированный бюджет

    Если же госбюджет испытывает дефицит, то государство вынуждено искать внутренние и внешние источники покрытия бюджетного дефицита.

    К внешним источникам финансирования относятся государственные займы. Это могут быть займы у международных организаций, иностранных банков, полученные как на льготных, так и на коммерческих условиях, либо займы у правительств иностранных государств.

    Внутренние источники решения вопроса дефицитности бюджета – это, прежде всего, займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств посредством выпуска государственных облигаций и эмиссия денег.

    Использование каждого названного способа решения бюджетного дефицита имеет свои недостатки, поскольку практически за каждым способом стоит государственный долг.

    Государственный долг – это сумма задолженности государства кредиторам по внутренним и внешним обязательствам, включая начисленные по ним проценты. Выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга называется обслуживанием долга.

    Если государство использует внешние займы, то образуется государственный долг перед иностранными государствами и организациями, и обслуживание долга становится длительным и обременительным процессом, прежде всего, для будущих поколений. Если государство использует внутренние источники решения бюджетного дефицита, например, эмиссию наличных денег, то возникает угроза инфляции. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то государство вынуждено сокращать бюджетные расходы. В ситуации выпуска ценных бумаг, т.е. внутреннего займа, образуется государственный долг перед гражданами и предприятиями внутри страны.

    Очевидно, что каждый гражданин страны заинтересован в том, чтобы финансовый план государства был рационально составлен и ответственно расходовался.

    Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

    1. Определите бюджетное сальдо, принимая во внимание все условия государственной бюджетной политики.


    Рисунок 2 – Пример задания практического модуля

    Для того, чтобы определить сальдо государственного бюджета – разность между его доходами и расходами – в соответствии с заданными условиями, необходимо следовать следующему алгоритму, решая первую задачу:

    1. Из суммы государственных доходов вычесть расходы:

    1000 – 900 = 100 ден. ед.

    2. Определить сумму, которую государство должно выплачивать, обслуживая государственный долг:

    6000 ⋅ 0,05 = 300 ден. ед.

    3. Приняв во внимание, что сальдо госбюджета – 100 ден. ед., а на обслуживание долга необходимо 300 ден. ед., получаем:

    100 – 300 = –200 ден. ед.

    Таким образом, очевидно, что бюджетное сальдо равно –200 ден. ед., что говорит о дефицитном бюджете. Дефицитный бюджет всегда имеет отрицательное сальдо.

    Вторая задача решается аналогично:

    1. Из суммы государственных доводов вычесть расходы:

    1200 – 900 = 300 ден. ед.

    2. Определить сумму, которую государство должно выплачивать, обслуживая государственный долг:

    6000 ⋅ 0,05 = 300 ден. ед.

    3. Приняв во внимание, что сальдо госбюджета – 300 ден. ед., а на обслуживание долга необходимо 300 ден. ед., получаем:

    300 – 300 = 0 ден. ед.

    Таким образом, очевидно, что бюджетное сальдо равно 0 ден. ед. что говорит о сбалансированном бюджете. Сальдо такого бюджета равно нулю.

    Ответ: на рисунке 3.


    Рисунок 3 – Пример решения задания практического модуля

    2. В таблице представлены доходы государственного бюджета. Распределите перечисленные под таблицей доходы, группируя их по источникам поступления.


    Рисунок 4 – Пример задания практического модуля

    Для того чтобы корректно выполнить данное задание, необходимо:

    • актуализировать понятие «налоги» (обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства), акцентируя внимание на том, что налог – это прежде всего принудительный платеж;
    • ответить на вопрос о том, кто осуществляет взносы на социальное страхование. Получив ответ на этот вопрос, станет очевидно, что граждане, осуществляя отчисления на социальное страхование, вносят в определённой степени принудительные платежи;
    • сформулировать определение понятия «приватизация» (форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки), обратив внимание, что приватизация может предполагать продажу, следовательно, и доход;
    • прибыль от государственных предприятий – это, безусловно, не налог, но доход.

    Ответ: на рисунке 5.


    Рисунок 5 – Пример решения задания практического модуля

    Основная и дополнительная литература по теме урока:

    1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 140–142.
    2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М. : Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 112–120.

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Учет в госсекторе

    Действующее федеральное законодательство предусматривает различные источники и механизмы финансирования бюджетных учреждений. Одни из них являются обязательными – без них функционирование учреждения невозможно, а использование других зависит от возможностей и инициативы руководителя бюджетного учреждения и внешних контекстов – как правовых, так и социально-экономических. В данной статье автор делает обзор этих источников и механизмов.

    Бюджетная субсидия на выполнение государственного или муниципального задания

    1. при расчете субсидии должны учитываться расходы бюджетного учреждения на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходы на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (за исключением недвижимого и движимого имущества, которое учреждение сдает в аренду)[2];
    2. расчет субсидии производится с учетом нормативных затрат на оказание бюджетным учреждением государственных или муниципальных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного или муниципального имущества (ч. 1 ст. 78.1 БК РФ).
    Как порядок финансового обеспечения государственных или муниципальных заданий, так и порядок предоставления субсидий на их выполнение устанавливаются Правительством РФ в отношении федеральных бюджетных учреждений, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении государственных бюджетных учреждений субъекта РФ и местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений[3].

    По затратам на содержание имущества средства субсидии (то есть ее гарантированная часть, фактически не зависящая от того, оказывает ли учреждение какие-то услуги, и от объема) с учетом позиции учредителя могут не покрывать всех существующих затрат учреждения, например в отношении федеральных бюджетных учреждений в эти затраты включаются только 10% от общих затрат учреждения на потребление электрической энергии и 50% от затрат на потребление тепловой энергии[4], остальные затраты по данным видам расходов включаются в норматив финансирования оказания услуг, и, следовательно, получение соответствующих средств учреждением зависит уже от выполнения установленных объемов государственного задания. Бывают и другие ситуации. Например, в городе Барнауле решением местной администрации расходы на любые коммунальные услуги в полном объеме отнесены к затратам на содержание имущества[5].

    Что касается той части субсидии, которая относится к финансированию процесса оказания услуг, то она включает в себя как прямые расходы учреждения на оказание той или иной услуги (например, расходы по оплате труда персонала, непосредственно занятого в оказании услуги), так и непрямые расходы (в частности, оплату труда административного персонала учреждения), а также, как было указано в вышеприведенном примере, может включать в себя и расходы по содержанию имущества.

    Если в рамках государственного или муниципального задания бюджетное учреждение оказывает гражданам и (или) юридическим лицам услуги за плату, то, как правило, из размера субсидии на выполнение задания вычитаются средства, планируемые к поступлению от потребителей услуг[6].

    Таким образом, руководителю конкретного бюджетного учреждения крайне важно знать, на основании какого нормативного правового акта своего учредителя происходит определение размера субсидии на выполнение государственного или муниципального задания, и понимать, по каким правилам производится данный расчет: какие расходы и в какой доле отнесены к гарантированной части субсидии (затраты на содержание имущества), какие – к переменной (затраты на оказание услуг). Это необходимо для того, чтобы иметь возможность влиять на определяемый учредителем размер субсидии, отстаивая интересы учреждения, поскольку нередки случаи, когда из-за дефицита бюджетных средств сами же правила и нарушаются учредителем, например в субсидию не включаются предусмотренные правилами виды расходов. Однако следует признать, что и без этого при финансовом планировании учредитель имеет немало возможностей снижать размер субсидии при сохранении объема показателей государственного или муниципального задания, в частности на законных основаниях установить меньший, чем ранее, норматив затрат на приобретение услуг связи, транспортных услуг и т. д. Тем более что зачастую в нормативных правовых актах прямо указывается, что объем нормативных затрат на оказание услуг не должен превышать объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующие цели в том или ином бюджете на соответствующий финансовый год. Поэтому в данном случае единственным путем сохранения субсидии по крайней мере на прежнем уровне – убедить руководителю бюджетного учреждения своего учредителя в том, что снижение нормативов приведет к невыполнению задания, заметному снижению качества услуг или необходимости повышать размер платы за оказываемые в рамках задания услуги со стороны потребителей.

    Также важно учитывать, что на уменьшение учредителем размера нормативов в рамках субсидии на выполнение государственного или муниципального задания может повлиять ситуация, когда бюджетное учреждение по тем или иным причинам не израсходовало полностью данную субсидию. В соответствии с федеральным законодательством не использованные в текущем финансовом году средства этой субсидии остаются у учреждения и используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых учреждение создано[7]. Установленные федеральным законодательством цели создания бюджетного учреждения – это выполнение работ или оказание услуг для обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в других сферах (ч. 1 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). Иными словами, неиспользованная субсидия на выполнение государственного или муниципального задания в текущем финансовом году должна быть потрачена бюджетным учреждением на выполнение задания в очередном финансовом году, а это, в свою очередь, может подвигнуть учредителя на снижение размеров нормативов (или отказ от их повышения) на очередной финансовый год. Следовательно, предполагая такое решение учредителя, руководитель бюджетного учреждения может быть заинтересован не заниматься экономией и полностью израсходовать средства рассматриваемой субсидии в текущем финансовом году.

    Кроме того, следует отметить, что согласно федеральному законодательству уменьшение объема субсидии, предоставленной бюджетному учреждению на выполнение государственного или муниципального задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного или муниципального задания (ч. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). Но и здесь таится некая формальная неоднозначность, которой может воспользоваться учредитель. Речь в вышеуказанной формулировке идет об изменении задания, что формально может дать основание учредителю снизить размер субсидии при внесении любых изменений в задание (необязательно именно снижение объемных показателей). Таким изменением может быть внесение в задание каких-либо незначимых коррекций и, как это ни парадоксально, даже увеличение объема задания.

    Бюджетная субсидия на цели, не связанные с выполнением государственного или муниципального задания

    Главным содержательным элементом данных нормативных правовых актов является то, на какие именно цели, не связанные с выполнением государственного или муниципального задания, бюджетные учреждения могут получать данные субсидии от учредителя. В нормотворческой практике учредителей цели могут быть разнообразными: эти субсидии могут предоставляться на приобретение основных средств (в том числе недвижимого имущества), проведение капитального ремонта и реконструкции, мероприятий по ресурсосбережению, реализацию различных мероприятий в рамках целевых программ, обучение и повышение квалификации сотрудников, исполнение судебных решений, ликвидацию последствий стихийных бедствий, погашение кредиторской задолженности, проведение юбилейных мероприятий, реализацию социально значимых грантовых проектов, осуществление мероприятий, связанных с началом деятельности или ликвидацией учреждения, и т. д. Таким образом, субсидии на иные цели являются механизмом предоставления бюджетных инвестиций (бюджетных средств, направляемых на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного или муниципального имущества[8]), укрепления ресурсов учреждения (как материальных, так и нематериальных), обеспечения участия учреждения в мероприятиях, не предусмотренных ранее установленным государственным или муниципальным заданием, финансирования определенных форс-мажорных расходов, которые могут возникать у учреждения.

    В связи с широтой понимания словосочетания «иные цели» (нередко в нормативных правовых актах такие цели вообще могут быть не конкретизированы) можно рассматривать данный механизм как возможность для учредителя финансировать любые расходы и потребности бюджетного учреждения, что по своей сути нивелирует декларируемую идеологию реформирования государственных и муниципальных учреждений в направлении обеспечения зависимости их бюджетного финансирования от объема и качества оказываемых ими услуг (выполняемых работ). Однако избежать этого, пожалуй, невозможно (а сами учреждения в этом, естественно, и не заинтересованы), так как собственником имущества бюджетных учреждений является государство или муниципалитет[9], и это «системное обстоятельство» в любом случае заставляет собственника использовать (или иметь в своем распоряжении) те или иные способы финансирования своих учреждений «от потребности». Обратим внимание, что в практике иногда имеют место даже крайние случаи, когда рассматриваемые субсидии предоставляются и на выполнение государственного или муниципального задания, например в Пензенской области бюджетное учреждению может получить финансирование на такую цель, как осуществление затрат разового характера, необходимых для исполнения государственного задания и не учтенных при его формировании на текущий финансовый год[10] (?!), что в принципе противоречит федеральному законодательству.

    В соответствии с региональной и муниципальной нормативно-правовой базой для определения объема таких субсидий на практике могут использоваться два способа. Первый заключается в том, что объем субсидии определяется учредителем исходяиз планируемой стоимости необходимых товаров, работ или услуг с учетом пределов бюджетных ассигнований, предусмотренных учредителю согласно территориальному бюджету. При втором способе дополнительно используется заявка на субсидию, которую бюджетное учреждение подает учредителю и в которой указывает наименование расходов, их целевое направление (наименование мероприятия и т. д.), их сумму, а также приводит необходимые обоснования.

    Руководителю бюджетного учреждения нужно тщательно изучить соответствующие нормативные правовые акты своего учредителя, чтобы понимать, на что конкретно ему могут быть предоставлены субсидии, как определяется их размер и какова процедура их получения.

    Рассматриваемые субсидии носят целевой характер, поэтому предметом контроля выступает здесь целевое использование учреждением средств субсидии. Общераспространенной практикой является заключение соглашений между учредителем и бюджетным учреждением о предоставлении таких субсидий. В этих соглашениях устанавливается обязанность учреждения использовать субсидию исключительно по целевому назначению и право учредителя прекращать предоставление субсидии в случае нецелевого использования средств и принимать меры к взысканию у учреждения в бесспорном порядке средств, использованных не по целевому назначению. Также общераспространенной практикой является представление учреждением учредителю отчета об использовании средств субсидии по определенной форме.

    Кроме того, следует обратить внимание, что не использованные в текущем финансовом году остатки данных субсидий, предоставленных учреждениям, подлежат перечислению в бюджет и могут быть возвращены бюджетным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением учредителя (ч. 18 ст. 30 Закона № 83-ФЗ). То есть если неизрасходованные субсидии на выполнение государственного или муниципального задания не могут быть изъяты у бюджетного учреждения учредителем, то аналогичные субсидии на иную цель учреждение может больше и не увидеть, поэтому, конечно же, оно должно быть заинтересовано в освоении данных средств в текущем году.

    В следующем номере журнала будет опубликовано продолжение статьи, где речь пойдет о других источниках и механизмах финансирования бюджетных учреждений – получении доходов от оказания платных услуг и выполнении платных работ, сдаче в аренду имущества и т. д.

    [1] Части 3 и 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ).

    [2] Часть 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.

    [3] Часть 7 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ и часть 1 ст. 78.1 БК РФ.

    [4] Пункт 13 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671.

    [5] Пункт 3.4 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями, утв. Постановлением администрации города Барнаула от 22.02.2011 № 454.

    [6] Например, см. п. 11 Порядка формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Тульской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утв. Постановлением администрации Тульской области от 22.12.2010 № 1196.

    [7] Часть 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закона № 83-ФЗ).

    [9] Абзац 1 ч. 9 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.

    [10] Постановление Правительства Пензенской области от 06.05.2011 № 282-пП «О Порядке определения объема и условиях предоставления из бюджета Пензенской области субсидий государственным бюджетным и государственным автономным учреждениям Пензенской области на иные цели».

    Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

    Вопрос 1. Выбери правильный ответ. Финансы - это:

    1. денежные и товарные отношения
    2. совокупность экономических отношений
    3. совокупность денежных отношений, возникающих в обществе
    4. денежные доходы предприятий и государства
    5. общественные фонды потребления
    6. бюджет государства

    Вопрос 2. Выбери правильный ответ. Функции финансов:

    1. стимулирующая
    2. распределительная
    3. воспроизводственная
    4. контрольная
    5. воспитательная
    6. кредитная

    Вопрос 3. Выбери правильный ответ. Деньги - это:

    1. золото
    2. золото и серебро
    3. бумажные деньги
    4. акции, облигации
    5. всеобщий эквивалент
    6. кредитные деньги

    Вопрос 4. Выбери правильный ответ. Финансовая политика - это:

    1. концентрированное выражение экономики
    2. бюджетная политика
    3. налоговая политика
    4. социальная финансовая политика
    5. таможенная политика
    6. определенная деятельность финансовых органов для выполнения намеченных целей

    Вопрос 5. Выбери правильный ответ. Что такое финансовая система- это:

    1. форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса
    2. совокупность различных финансовых отношений
    3. совокупность учреждений и рынков
    4. совокупность учреждений и организаций, однородных по своим задачам
    5. форма организации банков и страховых контор
    6. центральный банк и министерство финансов

    Вопрос 6. Выбери правильный ответ. Что представляет собой процесс управления финансами:

    1. регулирование финансового рынка
    2. контроль за эмиссией бумажных денег в стране
    3. управление системой пенсионного обеспечения и страхования
    4. процесс перераспределения финансовых ресурсов в рамках финансового состояния
    5. механизм регулирования доходов работающего населения
    6. контроль за перемещением денег в другие страны

    Вопрос 7. Выбери правильный ответ. Источники финансовых ресурсов:

    1. совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения
    2. денежные средства олигархов
    3. денежные средства государства
    4. денежные средства субъектов федерации
    5. заработная плата рабочих и прибыль предприятий
    6. совокупность денежных средств граждан, организаций и государства

    Вопрос 8. Выбери правильный ответ. Что не входит в финансовый аппарат России:

    1. Центральный банк РФ
    2. Министерство РФ по налогам и сборам
    3. Министерство государственного имущества
    4. Счетная палата РФ
    5. Государственная Дума и Совет Федерации
    6. Федеральное казначейство

    Вопрос 9. Выбери правильный ответ. Как трактуется понятие «бюджет»:

    1. основной финансовый план страны
    2. система финансовых отношений между государством, органами самоуправления и населением
    3. система сбора налогов с предприятий и населения
    4. роспись доходов и расходов прошлого года
    5. система распределения расходов будущего года
    6. система формирования пенсионного фонда и фонда занятости страны

    Вопрос 10. Выбери правильный ответ. Какие принципы не положены в основу бюджетной системы РФ:

    1. единство бюджетной системы РФ
    2. сбалансированность бюджета
    3. самостоятельность бюджетов
    4. разграничение доходов и расходов по уровням
    5. теневой характер доходов бюджета
    6. непрозрачность расходов бюджета

    Вопрос 11. Выбери правильный ответ. Что понимается под консолидированным бюджетом субъектов РФ:

    1. бюджет субъекта Федерации и бюджеты его муниципальных образований
    2. бюджет федеральный и бюджеты субъектов РФ
    3. бюджет федеральный и бюджеты муниципальных образований
    4. бюджет субъекта РФ
    5. бюджеты муниципальных образований отдельной области, республики, края
    6. Федеральный бюджет РФ

    Вопрос 12. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в доходные статьи бюджета:

    1. налоги на предприятия и организации
    2. налоги на физические лица
    3. неналоговые доходы бюджета
    4. акцизные налоги
    5. внешнеторговые пошлины
    6. подоходный налог с пенсионеров

    Вопрос 13. Выбери правильный ответ. Что понимается под бюджетной классификацией:

    1. состав доходов бюджета
    2. состав расходов бюджета
    3. кредиты Центрального банка
    4. займы у иностранных правительств
    5. группировка доходов и расходов бюджета
    6. выпуск ценных бумаг в стране и за рубежом

    Вопрос 14. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в расходные статьи бюджета:

    1. расходы на национальную оборону
    2. расходы на содержание государственного аппарата
    3. расходы на решение социальных задач
    4. дотации на жилищно-коммунальное хозяйство
    5. расходы на содержание промышленных предприятий
    6. обслуживание внешнего государственного долга

    Вопрос 15. Выбери правильный ответ. Что такое дефицит бюджета:

    1. превышение доходов над расходами
    2. разница между доходами и инвестициями
    3. превышение расходов над доходами
    4. разница между национальным доходом и зарплатой трудящихся
    5. разница между ВВП и национальным доходом
    6. разница между доходами и внешним долгом государства

    Вопрос 16. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в расходы бюджетов субъектов РФ:

    1. расходы на образование и здравоохранение
    2. расходы на физическую культуру и спорт
    3. дотации жилищно-коммунальному хозяйству
    4. расходы на содержание областной администрации
    5. расходы на оплату процентов по внешнему долгу
    6. трансферты населению

    Вопрос 17. Выбери правильный ответ. Госбюджет РФ утверждается:

    1. Парламентом (Госдумой) страны
    2. Председателем правительства
    3. Счетной палатой
    4. Министерством финансов
    5. Советом безопасности
    6. Съездом партии «Единая Россия»

    Вопрос 18. Выбери правильный ответ. Профицитом бюджета является:

    1. превышение расходов над доходами
    2. равенство доходов и расходов
    3. превышение доходов над расходами
    4. сумма ВВП и национального дохода
    5. сумма заработной платы и прибыли
    6. разница между ВВП и госбюджетом страны

    Вопрос 19. Выбери правильный ответ. Дотации - бюджетные средства, предоставляемые:

    1. безвозмездно и безвозвратно
    2. на условиях возвратности
    3. на условиях кредитования
    4. убыточным организациям и предприятиям
    5. людям с низкими доходами
    6. территориям с низкой налоговой базой

    Вопрос 20. Выбери правильный ответ. Какие из внебюджетных фондов являются экономическими:

    1. Пенсионный фонд РФ
    2. Фонд социального страхования
    3. Федеральный дорожный фонд
    4. Фонд экологии
    5. Фонд помощи сельскому хозяйству
    6. Фонд Горбачева М.С.

    Вопрос 21. Выбери правильный ответ. Какие Вы знаете специализированные кредитно-финансовые институты:

    1. лизинговые компании
    2. факторинговые компании
    3. ломбарды
    4. кредитные потребительские кооперативы граждан
    5. жилищные кооперативы
    6. все взятое вместе

    Вопрос 22. Выбери правильный ответ. Основной задачей страхования является:

    1. защита имущественных интересов юридических лиц
    2. защита имущественных интересов физических лиц
    3. создание резервного фонда на случай непредвиденных ситуаций
    4. защита интересов пенсионеров
    5. защита интересов безработных
    6. защита интересов граждан с низкими доходами

    Вопрос 23. Выбери правильный ответ. Какие виды ценных бумаг выпускаются государством:

    1. акции
    2. облигации
    3. векселя
    4. чеки
    5. банкноты
    6. фьючерсы

    Вопрос 24. Выбери правильный ответ. К косвенным налогам относятся:

    1. НДС
    2. акцизы
    3. налог на прибыль организации
    4. эмиссия денег
    5. подоходный налог с физических лиц
    6. налог на недвижимость

    Вопрос 25. Выбери правильный ответ. Договор добровольного страхования заключается:

    1. на 1 год
    2. на 3 года
    3. на 6 месяцев
    4. на 5 лет
    5. на 10 лет
    6. пожизненно

    Финансовое благополучие любого государства основывается на своевременной и полной мобилизации доходов бюджета. Государство, как аппарат управления обществом, нуждается в денежных средствах.

    В современных условиях становится очевидно, что государственный кредит и государственный долг такие же важные экономические категории, как налоги, бюджет, денежное обращение, и несут не меньшую нагрузку в создании сбалансированных государственных финансов и стабильного денежного обращения.

    Необходимость использования государственного займа для нужд общества вытекает из противоречий между величиной этих потребностей и возможностью государства удовлетворить их за счет доходов бюджета. Доходы государства заданы в виде уровня налогообложения, установленного законодательством.

    Регулирование экономики, проведение социальной политики, обеспечение обороноспособности страны, содержание пенецитарной системы, международная деятельность требуют от государства постоянного увеличения бюджетных расходов.

    Целесообразность применения государственных заимствований для финансирования дополнительных государственных расходов определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов по сравнению с монетарными приемами (например, дополнитель-ной денежной эмиссией) балансирования доходов и расходов правительства. Государственные займы как источник мобилизации дополнительных ресурсов являются важным фактором ускорения темпов социально- экономического развития страны.

    Современные тенденции развития мировой экономики определили важные аспекты государственных заимствований. Во-первых, это вопрос правильного планирования заимствований на внешних и внутренних рынках ссудного капитала с учетом обеспечения необходимого уровня стабильно-сти финансового сектора и развития отраслей экономики. Во-вторых, это вопрос совершенствования механизмов управления долгом государствен-ного сектора и регулирования внешнего долга частного сектора с целью достижения необходимых результатов. Международный опыт свидетель-ствует о том, что проведение взвешенной политики заимствований и сво-евременное принятие необходимых мер для укрепления потенциала госу-дарства в области управления долгом государственного сектора и регули-рования внешнего долга частного сектора являются очень важным фактором для обеспечения высокого уровня макроэкономической стабильности страны.

    В мировой практике, как правило, многие страны имеют свои стратегии заимствования на внешних и внутренних рынках и планы по укреплению потенциала в области управления долгом. Эти потребности определяются степенью развития внутреннего рынка капитала, особенностями валютного режима, качеством макроэкономической политики и мер нормативного регулирования, организационно-правовым потенциалом в области разработки и осуществления реформ, кредитоспособностью страны и ее целями в сфере управления долгом.

    Экономическая теория определяет следующие цели государственной задолженности:

    Цель проведения фискальной долговой политики государства состоит в займе средств, а также в создании рынка долговых государственных обязательств, позволяющего в долгосрочной перспективе по мере необходимости занимать все новые финансовые средства для своих нужд.

    Основной задачей Министерства финансов, Национального банка является, с одной стороны, управление доходностью, с другой - структурирование сроков обращения и объемов долговых обязательств.

    Стабилизация экономики и стимулирование ее роста за счет государственных займов находятся в центре дискуссии о целях и влиянии дефицитного финансирования. Государственные органы посредством мероприятий, финансируемых на заемной основе, пытаются активно воздействовать на конъюнктурно важные величины: безработицу, уровень цен,

    34-1467 521 внешнеэкономический баланс и т.п. Кроме того, государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны. Однако значительный рост бюджетных дефицитов и государственной задолженности в последние десятилетия вызвал сильную критику в адрес правительств, пытающихся за счет дефицитов стимулировать экономическое развитие. При этом критические размеры внутренней и внешней задолженности и, как следствие, рост процентных платежей во многих странах привели к ограничению возможностей управления государственным долгом или даже к дестабилизирующим воздействиям на экономику в целом.

    Аллокативная цель (т. е. оптимального распределения ресурсов) явля-ется одной из важнейших целей государственной деятельности. Государство пытается с помощью долгового финансирования увеличить производство товаров и услуг, произведенных в государственном секторе (иными словами, повысить долю государственных расходов в валовом национальном продукте). И одновременно создать необходимые условия для увеличения производства в частном секторе. Через рост государственной задолженности правительство финансирует свои расходы в том случае, если они не покрываются доходной частью бюджета.

    Использование государственного долга как инструмента аллокативно- го воздействия на экономику объясняется, прежде всего, возможностью отсрочки во времени выплат по государственным обязательствам.

    В экономической науке принципы дефицитного финансирования были сформулированы в работах А.Вагнера. Адольф Вагнер, основываясь на открытом им «законе возрастающей государственной активности», сформулировал в конце XIX столетия основные принципы долгового финансирования государственных расходов. Позднее они были применены правительствами многих европейских стран и оказали значительное влияние на развитие современной теории государственного долга.

    Он рассматривал деятельность государства как экономически продуктивную. Исходя из этого, все государственные расходы разделяются на две группы: постоянные и чрезвычайные. Постоянные расходы — это расходы, которые регулярно (каждый год или с определенной периодичностью) возникают в процессе нормальной деятельности государства. При этом они обеспечивают замену выбывшей в течение определенного вре-менного периода стоимости и поэтому хорошо поддаются планированию. Этот вид государственных расходов финансируется только за счет налоговых сборов. Чрезвычайные расходы всегда связаны с финансированием тех государственных функций, которые не могут быть предусмотрены заранее (например, расходы, связанные с ведением военных действий или ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций).

    В целом экономисты немецкой исторической школы конца XIX - начала XX века признавали государственную деятельность как преимущественно продуктивную. При этом финансирование государственных расходов за счет займов не только одобрялось, но и рекомендовалось. Это обосновывалось тем, что посредством долгового финансирования можно было достигнуть оптимального распределения (во времени) инвестиционной нагрузки для государства и избежать повышения налогов для обеспечения государственной деятельности в чрезвычайных ситуациях.

    В теории государственного кредита существует пессимистическое направление, которое стало основой натуралистической теории кредита. Оно длительное время было преобладающим и рассматривало государ-ственный кредит как зло, угрожающее основам государственного хозяй-ства и даже государственного существования. Ученые этого направления демонстрировали перед обществом негативные стороны государственного долга, показывали пути для избежания новых займов, занимались поисками средств по сокращению накопленной задолженности.

    К представителям натуралистической теории относится Адам Смит, который в своем знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1792 г.) отдельный раздел посвятил государственным долгам.

    Негативно оценивая практику долгового финансирования государственных расходов, так как она уменьшает богатство нации, одновременно усугубляя налоговое бремя и значительно препятствуя накоплению капитала, А.Смит рассматривает дефицитное финансирование, «как улицу с односторонним движением, вступив на которую однажды нельзя повернуть обратно».

    Таким образом, кредитное финансирование расходов, несмотря на его негативное влияние, в отдельных случаях является неотъемлемым элементом деятельности государства. По поводу необходимости выбора между государственным кредитом и повышением налогов А.Смит приходит к заключению, что государственная задолженность в значительных размерах изымает из обращения имеющийся капитал. В этих условиях повышение налогов происходит за счет сокращения потребления, но менее препятствует образованию нового капитала. Это преимущество государственной задолженности справедливо, однако, только во время войны, так как в этом случае несколько смягчается, по сравнению с налоговым финансированием, бремя военных расходов.

    Особенно опасными долгами он считал долги другим странам, то есть внешние долги. Хотя и внутренний государственный долг, по его мнению, не менее губителен. Займы, по мнению Смита, уничтожают уже существующий производительный капитал. «Кредитор государства, рассматриваемый только в этом своем качестве, ни малейшим образом не заинтересован в хорошем состоянии какой-либо определенной части земли или в надлежащем употреблении какой-нибудь определенной доли капитала; в качестве кредитора государства он не знает ни одной такой отдельной части, он не наблюдает за ней, не может проявлять заботу о ней. Ее уничтожение может в некоторых случаях оставаться неизвестным ему, не может непосредственно отразиться на нем.»

    Известно, что функционирование государственного кредита ведёт к образованию государственного долга. Различают внутренний и внешний государственный долг. Внутренний государственный долг - это долг свое- му населению. Он приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и услуг обычно не происходит, но возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительными.

    В современных условиях внутренний государственный долг создается, прежде всего, не как финансовый, а как политический инструмент, с помощью которого правительство создает общественный слой, материальные интересы которого нацелены на укрепление государства. Развитые рыночные государства обычно имеют значительный государственный долг, который правительство не может погасить в ближайшей перспективе. Более того, такая задача и не ставится перед ним. Внутренний государственный долг создается не для того, чтобы быть когда-нибудь погашенным. Он необходим как постоянно действующий инструмент. Выполнение же обязательств государства перед своими кредиторами осуществляется путем поддержания баланса между притоком и оттоком кредитов. Это общий принцип организации сберегательного дела. Регулирование данного процесса осуществляется через процентную политику.

    Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие- либо ценные товары, оказывать определенные услуги, кредитор обычно ставит определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит. Кроме того, если платежи по внешнему долгу составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны (20-30%), то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют неохотно, под более высокие проценты, требуя поручительств и залоги.

    Согласно ранее действующим нормам деление на внутренний и внешний долг осуществляется по валюте займа. К внутреннему государственному долгу относят обязательства, выраженные в национальной валюте тенге. Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте. Деление государственного долга на внутренний и внешний по критерию валюты обязательств имело смысл до тех пор, пока национальная валюта не была свободно конвертируемой, т.е. все внутренние операции проводились в тенге, а внешнеэкономические - в долларах.

    В современных условиях, когда осуществляется конвертируемость тенге по текущим операциям, назрела необходимость перехода к экономически обоснованной классификации, которую используют другие страны, включая страны МВФ. Речь идет о том, что внутренним долгом следует считать долг резидентам, а внешним - нерезидентам. Деление государственного долга на внутренний и внешний более естественно проводить по критерию влияния конкретного займа на платежный баланс, на агрегаты которого оказывают влияние все экономические операции с участием нерезидентов.

    Различают краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (до 5 лет) и долгосрочный (до 30 лет) государственный долг. Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму долга с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но эта операция связана с высокими процентами. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы долга и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привле-чение новых заемных средств.

    На сегодня формирование единой и эффективно функционирующей системы управления долгом Казахстана является одной из ключевых задач совершенствования государственного управления. В этом направлении важно удерживать валовой внешний долг страны на безопасном для страны уровне в долгосрочной перспективе, качественно управлять государственным долгом, долгом организаций с преобладающим участием государства, условными обязательствами государства и способствовать эффективному регулированию вопросов заимствований частным секто-ром на внешних рынках ссудного капитала.

    Перспективными направления совершенствования системы государственных заимствований являются:

    оптимизация системы управления долгом государственного сектора, в том числе в части ведения соответствующего учета по долговым обязательствам, осуществления системного мониторинга и контроля за состоянием долга, управления рисками, эффективного взаимодействия государственных органов и организаций с преобладающим участием государства;

    максимальное приближение состава и структуры представления ва-лового внешнего долга к международным методологическим стандартам;

    определение для Казахстана относительных показателей валового внешнего долга на среднесрочную перспективу, выступающих в качестве «сигнальных» пороговых значений, согласно которым государственные органы будут принимать определенные ограничительные меры для недопущения превышения валовым внешним долгом данных порогов;

    определение механизмов регулирования вопросов заимствования частным сектором на внешних рынках ссудного капитала;

    создание предпосылок для развития внутреннего рынка долговых инструментов.

    Таким образом, государственный долг как экономическая категория представляет собой определенную систему отношений, возникающую между органами государственного управления, с одной стороны, частными лицами, негосударственными институтами, иностранными государствами - с другой, по поводу формирования и погашения задолженности органов государственного управления, возникающих в результате формирования дополнительных средств государства. С точки зрения материально-вещественного содержания, государственный долг выступает как сумма долговых обязательств государства по выпушенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным государством гарантиям перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

    В некоторых странах к государственному долгу относятся также обязательства международных институтов, которые по своей природе являются надгосударственными образованиями, т.е. существует более широкое представление о государственном долге. Напротив, в ряде стран в государственный долг не входит или входит частично сумма обязательств государственной власти по гарантированию обязательств третьих лиц.

    Ключевые слова: государственный долг, государственные финансы, государственный сектор, фискальная долговая политика, сбалансированная долговая политика, аллокативная долговая политика, инвестиции.

    Читайте также: