Одноканальная и двухканальная система налогов

Опубликовано: 16.04.2024

%d0%b39

Форма государственно-территориального устройства – это способ взаимосвязи территориальных образований государства, который проявляется во взаимоотношениях между государством и его составными частями и закреплён конституцией.

Виды государственно-территориального устройства:

  • унитарное (от фр. unitai-ге — единый);
  • федеративное (от лат. foedus — союз, договор);
  • конфедеративное (от лат. confoede-ratio — союз, сообщество).

Унитарное государство имеет следующие признаки:

  • территориальное единство государства. Такое государство делится лишь на административно-территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью. Характерно для небольших по территории государств, в которых преобладает определённая нация.
  • единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;
  • единая структура государственного аппарата на всей территории государства
  • единая судебная система;
  • единая система законодательства для всего государства;
  • одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

Примеры унитарных государств: Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

Федерация

Федерация — это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями , обладающие юридически определённой политической самостоятельностью, хотя не обладают государственным суверенитетом.

Для федерации характерны следующие признаки:

  • существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высшихорганов государственной власти и управления в субъектах федерации
  • возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;
  • две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;
  • субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;
  • двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индии построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

Федеративным государством является современная Россия. Она состоит из субъектов , которые построены как по национальному , так и по территориальному признаку.

Конфедерация

Конфедерация – это союз самостоятельных государств, которые объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства.

Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство.

В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились.

Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств.

Таким образом, по государственно- территориальному устройству выделяют конфедерацию, федерацию и унитарные государства.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Тема 6. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Выделяют три основных элемента в форме государства:

  • форму правления,
  • форму территориального (государственного) устройства
  • политический (государственный) режим.

В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

Монархия обладает следующими юридическими признаками :

1) это, как правило, единоличное правление ;

2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству ;

Выделяют две разновидности монархической формы правления : абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.

В настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки :

1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок . Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий . Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.

Республиканская форма правления также относится к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом мире, при феодальном строе (аристократическая республика в Древнем Риме или демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).

Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную . Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.

В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

К числу президентских в настоящее время относятся США, Бразилия, Сирия, Мексика Франция и др. К парламентарным республикам - Италия, Турция, Финляндия и др.

В "чистом" виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются редко. Широко используются смешанные формы , например, полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия и др.) , а в парламентарных республиках ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, в частности, путем установления повышенного кворума (например, ФРГ).

Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства.

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами.

Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную .

Унитарное государство имеет следующие признаки :

1) полное территориальное единство государства . Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;

2) для населения установлено единое гражданство , территориальные единицы не имеют собственного гражданства;

3) единая структура государственного аппарата на всей территории государства , единая судебная система;

4) единая система законодательства для всего государства;

5) одноканальная система налогов , т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки :

1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;

2) возможность установления "двойного гражданства", т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

4) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;

5) двухканальная система налогов , что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств. Они образованы по разным основаниям, имеют различное устройство, различную степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия. Такого рода федерации оказались нежизнеспособными.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индия построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

Иногда в качестве формы государственного устройства называют конфедерацию . Однако, строго говоря, она представляет собой не форму внутреннего устройства государства, а международно-правовое объединение суверенных государств . В конфедерацию государства объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства . Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство. В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились . Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств. Конфедерация может распасться, или, напротив, преобразоваться в единое государство, как правило, федерацию (Швейцария, США).

Третий элемент формы государства - политический (государственный) режим.

Политический (государственный) режим, - это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть.

Различают две основные разновидности политических режимов: демократические и недемократические . Каждая из этих разновидностей имеет свои подвиды.

К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный.

Деспотический режим предполагает полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю.

Тиранический режим близок по своим признакам к деспотическому режиму и тоже основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным. Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего захватническим, насильственным путем.

Тоталитарный режим означает полноту власти государства, ее всеохватывающий, всеобъемлющий характер. Термин был использован для характеристики фашистского режима в Италии и национал-социалистического режима в Германии, он применялся для обозначения политического режима в СССР. Тоталитарный режим основывается на идее полного господства государства над личностью, над обществом, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека. При тоталитарном режиме насаждаются идеи вождизма, культ личности руководителя государства. При этом режиме устанавливается государственный контроль за образованием, искусством, литературой, всей духовной жизнью, государство контролирует средства массовой информации. При таком режиме фактически отсутствует независимая судебная власть.

Фашистский режим является одной из разновидностей тоталитарного режима. Специфика его в том, что основывается на расистской идеологии, государство всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство одной расы над другими. Это, обычно, сопровождается крайне агрессивной, воинственной внешней политикой.

Авторитарный режим . Его главная черта состоит в том, что государством руководит узкий круг людей - правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.

Демократический политический режим. Демократия означает народовластие, поэтому основу любой разновидности демократического режима составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.

Демократический режим . Для этого вида политических режимов характерно признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и конституцией данного государства. Государство исходит из того, что единственным источником власти является народ. Действует всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Признается и обеспечивается плюрализм во всех сферах общественной жизни: многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, мировоззренческая свобода, терпимость к различным взглядам, суждениям. В отношениях личности и государства приоритет имеют интересы личности.

Вопросы для самоконтроля

Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1993, Гл. IV. с. 71- 82.

Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994 Тема 4.4, с. 38; тема 22, с. 255-2б9..

Теория государства и права. Вып. 2. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1994, с. 3-39.

Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993, Гл. V, параграф 2.,0.72-100.

Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

В зависимости от способа управления и объема полномочий, передаваемых на местах, унитарное государство подразделяется на:

А) централизованное

Такие государства, управляемые чиновниками, назначаемыми центральной властью. Органы власти – центральной властью. А на местах незначительный объем полномочий.

Б) децентрализованное

Избираемый населением орган власти (совет комунны, муниципалитет), а на местах гораздо больший объем полномочий.

В) смешанное унитарное государство, в котором происходит разделение властей на исполнительную (на уровне АТЕ), существует представительная власть, избираемая населением. Объем полномочий, который передается на места – не столь большой, не столь маленький.

Г) регионалистские

Это такие, в которых отдельные АТЕ образуются по четвертому критерию, государство имеет автономные образования, и этим АТЕ передается больший объем полномочий по сравнению с другими АТЕ (автономные области).Испания.

Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.), и многонациональный (Великобритания, Бельгия и др.) состав населения.

АВТОНОМИЯ: 1) право самостоятельного управления какой-либо частью государства, закрепленное конституцией или другими правовыми актами;

Вопрос 21. Федеративное государство: понятие и типология. Регионалистское государство.

Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки:

1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;

2) возможность установления "двойного гражданства", т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

4) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;

Двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств. Они образованы по разным основаниям, имеют различное устройство, различную степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия. Такого рода федерации оказались нежизнеспособными.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др.

Иногда оба признака комбинируются (смешанный тип). Например, федерация в Индия построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

Регионализм — ориентация на автономность административно-территориальных единиц, децентрализованность унитарного государства. Имеет несколько форм: экономическую, культурную, политическую и стратегическую.

Регионалистское государство — форма государственного устройства; формально унитарное государство, но сильно децентрализованное, в котором все административно-территориальные единицы наделены достаточно широкими правами и полномочиями и имеют больше самостоятельности в решении государственных вопросов, в чём они имеют сходство ссубъектами федерации. Такая форма государственного устройства в настоящее время используется только в Италия, Испания, ЮАР

Сходство с федерацией

Регионалистское государство имеет некоторые характерные черты федерации, поэтому некоторые учёные-юристы рассматривать его как специфическую переходную форму от унитарного государства к федеративному, происходящего в рамках одного государства. Все территориальные части в таких государствах имеют характер территориальной автономии и наделены правом создавать свои администрации, избирать региональные парламенты (местные законодательные собрания и ассамблеи), издавать законодательные акты по отдельным вопросам. Центральная власть государства обычно назначает своего представителя в регионе — губернатора или комиссара. Однако их полномочия в различных странах неодинаковы: могут быть не значительными и иметь скорее номинальный характер, а могут, напротив, быть очень широкими и включать даже наложение права вето на некоторые принимаемые регионом законы .

В некоторых станах, административно-территориальные единицы могут иметь право принимать свои собственные конституции. ВЮАР, например, такое право у административно-территориальных единиц есть

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами.

Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

Унитарное государство имеет следующие признаки:

1) полное территориальное единство государства. Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;

2) для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;

3)единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единаясудебная система;

4) единая система законодательства для всего государства;

5) одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

Под формой государственного устройства понимается структура государственности.

"форма государственного устройства" находит выражение в территориальном делении и структуре государства, закреплении за ним определенной территории.

Исторически сложилось три "классических" формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство ( федерация ), конфедерация. Многие авторы полагают, что конфедерацияне является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д. ).

10. Понятие, признаки и виды унитарного государства.

Унитарное государство - это государство, части его – территориальные подразделения которого (департаменты, провинции, округа) являются административно - территориальными образованиями.

Унитарная форма государственного устройства характерна для государств с монархической формой правления.

Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства - федераций и конфедеративных государственных союзов.

Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), однонациональных(из - за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств. Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и др. Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

11. Федеративное государство: понятие, признаки и виды. Принцип разграничения предметов ведения и распределения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации. Принцип сочетания государственной автономии субъектов и единого государственного суверенитета федерации.

Федерация – это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа субъекты федерации) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.

Существует также разграничение полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Это способствует децентрализации и "разделению" власти, предупреждающим ее концентрацию.

К ведению общефедеральных органов власти относится внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая политика, принятие общефедерального законодательства; в компетенцию органов власти субъектов федерации входит решение вопросов о формировании органов власти на своей территории, принятие законодательства субъекта, иногда налоговая политика.

Федерация как особая форма государственного устройства появилась в XVII - XVIII веках, вместе с волной буржуазно-демократических революций (США).

Сейчас эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, многонациональных.

Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки:

1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;

2) возможность установления "двойного гражданства", т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

4)субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;

5)двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств. Они образованы по разным основаниям, имеют различное устройство, различную степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия. Такого рода федерации оказались нежизнеспособными.




По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индия построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

2. Федеративное государство - это государственное образование, которое представляет собой союзное государство, на территории которого действуют федеральные и республиканские органы власти.

Георг Еллинек: государственные образования, входящие в состав федерации, не суверенны, поскольку не обладают верховенством внутри федерации и внешней политической независимостью. Государства как субъекты федерации имеют некоторый эквивалент суверенитета, так как располагают определенной степенью суверенности и вправе участвовать в осуществлении федеральной власти через верхнюю палату парламента.

Отличительными признаками федерации являются:

а) наличие двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти;

б) разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации;

в) определенная степень политической самостоятельности субъектов федерации;

г) двухканальная система налогов; д) двойное гражданство.

В зависимости от принципа формирования различают два вида федерации: административные федерации (США, Мексика) и национальные (Россия, Югославия).

В административных федерациях в основу деления территории положены объективные признаки: плотность населения, запасы полезных ископаемых, рельеф местности и другие территориально-экономические признаки.

В национальных федерациях основой деления территории служит субъективный фактор - национальный состав населения. Для национальной федерации характерны различные формы государственности: национальные республики, округа, автономии, которые создаются с учетом исторических традиций, языковых и культурных факторов.

3. Конфедерация - это союз суверенных государств, образованный для совместного решения политических, экономических и военных задач.

Как правило, конфедерация не имеет единых законодательных органов, единой системы налогов, единого бюджета и единого гражданства.

Порядок вступления в конфедерацию основан на принципе добровольности и согласия всех ее членов. Выход из конфедерации может производиться на основе одностороннего волеизъявления. Со временем конфедерация превращается в федерацию (Швейцарский союз,

Германский союз, США) либо распадается (Австро-Венгрия, ОАР).

Разновидностями конфедераций являются межгосударственные союзы, содружества и сообщества государств.

Межгосударственные союзы - это классические конфедерации, образованные из независимых государств.

Содружества образованы из государств, которые обрели государственный суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической связанности (например, СНГ).

Сообщества государств - это переходные формы государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры. Как правило, сообщества имеют негосударственные органы и бюджет. Целью сообщества является, прежде всего, понятие экономического потенциала путем отмены таможенных, визовых и других экономических барьеров.

Конфедерации следует отличать от коалиций. Коалиции представляют собой политические и военные союзы двух и более государств, созданные для оборонительных и наступательных целей при наличии общего противника.

Согласно двучленной классификации (Л.И. Спиридонов), государственное устройство может быть простым (то есть унитарным) и сложным.

Сложные государства в свою очередь делятся на протектораты и унии.

Протекторат - это договорный союз двух государств, в котором одно (более сильное) государство оказывает покровительство другому (более слабому) государству: представляет его во внешних делах, обеспечивает вооруженную защиту и оказывает экономическую помощь.

Унии представляют собой межгосударственные объединения различного характера. Разновидностями уний являются:

а) федерации - постоянные государственные образования;

б) конфедерации - временные союзы суверенных государств;

в) монархические унии - добровольные объединения двух государств под властью одного монархического (Австро-Венгрия);

г) империи - сложные государства, созданные насильственным путем (Римская империя);

д) фузии - воссоединенные государства, образовавшиеся в результате исторически закономерного слияния (новая Германия);

е) инкорпорации - исторически не оправданное присоединение одного государства к другому (например, присоединение прибалтийских государств к СССР в 1940 г.).

12. Конфедерация как переходная форма административно-территориального устройства.

Конфедерация - это, по словам, Алексеева С.С. , "государственный союз государств". То есть ни одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т.д. .

Конфедерациявозникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Это переходная форма государственного устройства. Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке.

Алексеев С.С. пишет: "Не исключено, однако, что конфедерация ( и даже конфедеративное государство ) окажется в будущем конструктивной моделью государственного устройства, в особенности в условиях, когда распадаются государства имперского характера, имевшие внешние атрибуты федерации, такие, как СССР, Югославия."

Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, однако еще существует особой формы ассоциированного государственного объединения, именуемой содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве "ассоциированных участников". Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании экономических предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге), происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации ).

Конфедерация представляет собой не форму внутреннего устройства государства, а международно-правовое объединение суверенных государств. В конфедерацию государства объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства. Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство. В конфедерациисоздаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств. Конфедерация может распасться, или, напротив, преобразоваться в единое государство, как правило, федерацию (Швейцария, США).

2. Публичная политическая власть как основной

содержательный элемент юридической формы государства –

Публичная власть – власть, чаще всего принадлежит особому институту общества – государству, в отличие от общественной власти.

В современных государствах публичная власть принадлежит также государственным образованиям (субъектам федерации).

Публ. Власть есть негосударственная власть органов муниципального самоуправления (территориального коллектива). Публичный характер имеет корпоративная власть общественного объединения в отношении своих членов (ограничена законом), возможны другие виды публ. власти.

В современном государствоведении чаще говорится не вообще о публичной власти, а о государственной власти (которая есть публичная власть, чаще, употребляется в отношении демократических политических режимов). Носитель суверенитета – народ.

Для понимания публичной политической власти уместно рассмотреть здесь понятие «публичное право » yus publicum – лат. – в объективном смысле совокупность отраслей права, нормы которых определяют организацию, функции и деятельность государства, его отношение к отдельным юридическим и физическим лицам, т.е. регулируют отношения, обеспечивающие универсальный, совокупный, (публичный) общегосударственный интерес.

Отрасли публ. права отличаются от отраслей частного права.

К публичному праву относятся: теория государства и права, конституционное право, административное право, финансовое право, быджетное, налоговое законодательство, уголовное право, судоустройство, процессуальное право, , международное публичное право, информационное право, , некоторые нормы и институты гражданского права (публичный договор в гражданском праве).

Статья 426 ГК РФ называет публичным договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Любой гражданин, являясь потребителем указанных услуг или покупателем товаров в розничной торговле, практически ежедневно вступает в гражданско-правовые отношения, регулируемые нормами публичного договора, зачастую не обладая при этом достаточными знаниями об особенностях данного института гражданского права.

Пользуясь услугами связи, транспортными услугами, услугами бытового подряда и др., мы вряд ли серьезно задумывается над природой этих

правоотношений, возможно потому, что они кажутся нам простыми и легко доступными.

Нормы публичного договора призваны обеспечить, в первую очередь, защиту интересов традиционно признаваемой более слабой стороны в правоотношении - гражданина-потребителя. Однако, в практическом их применении возникают многочисленные споры о силе данных обеспечительных мер государства, осуществляющего свое вмешательство в общие принципы частного права.

По мнению автора, позицию государства при регулировании публичных договоров наиболее точно выразил М.И, Брагинский 1 . Известный правовед, член рабочей группы по разработке Гражданского кодекса РФ указал на то, что в публичном договоре вмешательство государства является многоцелевым. На первый план при таком вмешательстве выступает цель - защита слабой стороны. Имеется в виду, что в нормально насыщенном рынке обычно более сильны позиции заказчика (покупателя, потребителя). В случае же, когда потребитель как экономически более слабая сторона нуждается в услугах (товарах, работах), он обращается за ними к тому, кто занимает заведомо экономически более сильные позиции на рынке, то есть к коммерческой организации. Уравнять положение обеих сторон законодатель может, только создав те односторонние гарантии, которые предоставляет потребителю ст. 426 ГК РФ.

18. Форма государства современной России.

Понятие российской государственности

Возникновение российской государственности

Факторы, определяющие особенности российской государственности.

Современное Российское государство: Функции и аппарат современного Российского государства; методы и формы осуществления функций Российского государства

date image
2014-02-09 views image
2823

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Вопросы для сравнения Унитарное государство федерация конфедерация
Территория Делится на административно-территориальные единицы Субъекты федерации имеют собственное административное деление Единая территория отсутствует (состоит из территорий входящих в ее состав государств)
Статус административно-территориальных единиц Не обладают какой-либо политической самостоятельностью, хотя в области хозяйственной, социальной и культурной деятельности их полномочия могут быть широкими. Обладают частичным суверенитетом, определенной политической самостоятельностью. Субъекты конфедерации – суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из ее состава
Государственный аппарат Имеет единую структуру на всей территории страны. Компетенция высших государственных органов ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями местных органов. Существуют два уровня гос.аппарата: федеральный и уровень субъекта федерации. Парламент имеет двухпалатную структуру, причем одна из палат отражает интересы субъекта федерации и при ее формировании используется принцип равного представительства всех субъектов федерации вне зависимости от численности населения, проживающего на их территории К. образует центральные органы, которые обладают полномочиями, делегированными им государствами-членами К. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входящими в К. Их решения принимаются по принципу единогласия и осуществляются только с согласия органов власти соответствующих государств
Гражданство Единое; административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют Двойное; каждый гражданин – гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации Отсутствует; каждое государство-член К. имеет свое гражданство
Правовая система Единая система права. Одна конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий. Местные органы власти обязаны применять все нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственные нормы носят сугубо подчиненный характер, распространяются лишь на собственную территорию. Существуют две правовые системы: федеральная и субъектов федерации. У последних имеется право принятия собственной конституции. Установлен принцип иерархии законов: конституция и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству. Конфедеративные органы могут принимать нормативные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию. Эти акты не действуют непосредственно на территории членов К и нуждаются в ратификации их парламентами.
Судебная система Единая. Осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими правовыми нормами. Судебные органы – звенья единой централизованной системы. Наряду с федеральной судебной системой субъекты федерации могут иметь собственные суды. Федеральная конституция устанавливает общие принципы судоустройства и судопроизводства. Единая судебная система отсутствует.
Налоговая система Одноканальная система налогов: налоги поступают в центр, а оттуда распределяются по регионам. Двухканальная система налогов: наряду с федеральными налогами, поступающими в федеральную казну, существуют и налоги субъектов федерации Налоги конфедерации отсутствуют. Бюджет формируется из добровольных взносов членов К.
Современные государства Франция, Швеция, Турция, Египет и др. США, ФРГ, Россия, Индия и др. В современном мире нет, последней К. была Сенегамбия в 1981 – 1988 гг.

Унитарные государства в зависимости от степени централизации принято разделять на централизованные и относительно децентрализованные.

Так, государство считается централизованным, если реальная власть на местах принадлежит назначенным из центра чиновникам, которые контролируют работу местных органов самоуправления.




В относительно децентрализованных государствах во всех звеньях административно-территориального деления существуют только выборные органы или должностные лица.

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности народности, допускает образование автономий.

Автономия– это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии).

В зависимости от объема полномочий существуют две формы территориальной автономии: административная (местная) и политическая (законодательная).

В политической автономии ее органы имеют право издания местных законов по строго определенным вопросам, точно зафиксированным в конституции либо иных законах государства. Автономия такого рода существует, например, в Финляндии (Аландские острова, населенные преимущественно шведами).

Административная автономияне обладает правом издавать собственные местные законы (она может издавать только постановления и иные нормативные акты), однако по сравнению с обычными административно-территориальными единицами наделена некоторыми дополнительными правами (например, в Китае такие автономии могут участвовать во внешнеэкономических отношениях с другими государствами).

В некоторых странах, где национальности проживают не компактно, а разрозненно, создана национально-культурная автономия.Такая автономия носит экстерриториальный характер. Представители определенной национальности этой автономии создают свои выборные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов, касающихся языка, быта и культуры.

После Второй мировой войны возникла новая форма территориально-политического устройства, которая отличается и от сложного унитарного государства с автономией, и от федерации. Территория такого государства состоит из автономных образований, которые имеют право принимать местные законы, но сфера местного законодательства четко очерчена в конституции и контролируется специальным представителем из центра. Однако в отличие от федерации у них нет совместной компетенции с центральными органами. Юристы называют такое государство регионалистским и рассматривают эту форму как переходную от унитаризма к федерализму.

Виды федераций

Различают национально-государственные и административно-территориальныефедерации. Первый вид федерации обычно имеет место в многонациональном государстве, и его создание предопределяют национальные факторы. Субъекты в такой федерации образуются по национально-территориальному признаку (например, часть субъектов РФ). В составе же административно-территориальной федерации, как правило, лежат экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы (ФРГ, США и др.).

Выделяют также договорные и учредительные федерации. Договорныефедерации создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленного в договоре (США, СССР). Учредительныефедерации возникают как результат трансформации унитарных государств или договорных федераций, сами создают в своем составе собственные субъекты, наделяя их частью суверенитета (РФ).

Одним из сложных вопросов федерации связан с правом наций на самоопределение и выход из состава федерации (право сецессии). Сецессия –это односторонний выход субъекта федерации из ее состава. В абсолютном большинстве современных федераций это право конституционно не закреплено (исключение составляет Эфиопия). Однако в Конституции СССР 1977 г. такое право у союзных республик было, что и явилось формальным основанием для их выхода из СССР в 1990 – 1991 гг.

Содружество – это объединение государств, характеризующихся определенной однородностью, обусловленной экономической общностью, интеграцией хозяйственных связей (страны СНГ), либо языковым единством (как у стран Британского Содружества Наций), либо общностью правовой системы, культуры, религии (как у стран, входящих в Лигу арабских стран).

Связи между членами содружества менее тесные, чем у участников конфедерации, и поэтому там используется более простой порядок вступления и выхода из содружества.

Сообщество – объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе (Организация стран экспортеров нефти).

Ассоциация – это объединение государств по вопросам, относящимся к разряду глобальных мировых проблем (Ассоциация стран тихоокеанского региона, АСЕАН, созданную для поддержания мира и порядка в этой зоне).

Насильственные формы объединения государств – это скорее дело прошлого, хотя и не столь отдаленного – союзы и империи.

Империи образуются путем территориального завоевания (Османская империя, Римская империя) либо оказания экономического, политического и других видов давления.

Как правило, имеют следующие характеристики:

а) обширная территория;

б) сильно централизованная власть;

в) стремящаяся к экспансии элита;

г) ассиметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией;

д) разнородный этнический, культурный и национальный состав.

Империи держатся на принуждении или угрозе применения принуждения. Как только этот фундамент исчезает, империя рушится.

В конце XIX – начале XX в. в виде особых форм государственного устройства выделялись так называемые «инкорпорация» и «сюзеренитет».

Инкорпорацияпредставляет собой «полное поглощение одного государства другим или полное слияние нескольких государств в одно целое, в котором отдельные части совершенно утрачивают государственный характер (воссоединение ГДР и ФРГ).

Сюзеренитетхарактеризуется как вассальное подчинение одного государства (вассала) «в известных отношениях» власти другого государства (сюзерена). По своему происхождению сюзеренитет имел двоякий характер: а) служить «переходной политической формой при распадении разноплеменного государства на его составные части» и б) выступают в качестве одного из средств «подчинения слабых государств сильным»

Читайте также: