Один из признаков государства разделение и независимость властей взимание налогов

Опубликовано: 26.03.2024

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

Глава II.
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

§ 10. Государство, его признаки и формы

Понятие «государство» многозначно, трактовка этого явления общественной жизни вызывает не только научные, но и политические дискуссии. Вместе с тем существуют такие признаки государства, с которыми согласны все исследователи. Они позволяют предложить следующее краткое определение: государство – это основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и взаимоотношения людей, групп, страт, классов, организаций и т.д. Государство – главный институт власти. Посредством государства органы власти реализуют свою политику.

Таким образом, понятия «власть», «государство» и «политика» теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены. Есть три основных теоретических подхода к пониманию сущности государства: общественный, классовый (марксистский) и политико-правовой.

Согласно общественному подходу, государство есть средство решения общих проблем и дел, оно регулирует отношения правителей и народа. Сущность классового (марксистского) подхода можно выразить так: государство появилось с разделением общества на классы и служит орудием классового господства, подавления одних классов другими. По мнению сторонников политико-правового подхода, государство является источником права, которое организует жизнь общества и самого государства. Определенный смысл есть во всех трех позициях. К ошибкам и заблуждениям ведет абсолютизация одной из них.

Государство характеризуется рядом устойчивых признаков.

1. Наличие публичной власти, имеющей определенную социально-классовую, экономическую основу.

2. Существование особой политической организации.

3. Деление населения по территориальным единицам (территориальное деление населения в масштабах всей страны).

4. Суверенитет, т.е. независимость во внешних и внутренних делах.

5. Выполнение ряда функций, в основе которых лежат определенные обязанности по отношению к обществу: защита территории, борьба с преступностью, обеспечение общих интересов и целей и др.

6. Закрепление за государством ряда монопольных прав: издание законов, выпуск денежных знаков, сбор налогов и др.

Все признаки государства можно разделить на основные и дополнительные.

Признаки государства
ОсновныеДополнительные
1. Территориальная организация власти и населения.
2. Государственный суверенитет.
3. Аппарат управления (публичная власть).
4. Армия.
5. Правоохранительные органы, суды.
6. Налоговая служба.
7. Монополия государства на правотворчество (конституция и законы)
1. Единое экономическое пространство.
2. Столица.
3. Государственные символы (герб, гимн, флаг).
4. Государственный язык.
5. Единая денежная система.
6. Энергетическая и транспортная системы, связь.
7. Внешняя политика.
8. Единое информационное пространство

Охарактеризуем некоторые из этих признаков.

Государство не может существовать без территории, которая включает: сушу, недра, водное и воздушное пространство.

Государство защищает свою территорию от нападений врагов и осуществляет свою власть в её пределах.

Население государства (народ или народы) проживает на территории государства.

Аппарат управления — система государственных органов, осуществляющих публичную (государственную) власть.

Суверенитет государства — это его независимость, самостоятельность в решении всех вопросов внутренней и внешней политики.

Всё, чем непосредственно занимается государство, выполняя задачи, стоящие перед ним, относится к функциям государства.

Таким образом, функции государства — это главные направления деятельности государства для выполнения своей роли в обществе.

Функции государства разделяют на внутренние и внешние.

К внутренним функциям относятся: политическая, экономическая, социальная, правоохранительная, экологическая, культурная, информационная, транспортная, борьба с последствиями чрезвычайных ситуаций и др.

Внешние функции включают: дипломатическую, по обороне страны, внешнеполитическую, внешнеэкономическую, по культурному сотрудничеству, экологическую, информационную, а также участие в разрешении глобальных проблем.

Государство всегда имеет определенную форму, которая зависит от особенностей формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

По форме правления государства различаются в зависимости от того, как образуются органы власти, как складываются взаимоотношения между ними, кому принадлежит верховная власть. Если верховная власть осуществляется одним лицом и приобретается в порядке наследования, то перед нами монархия. Если органы верховной власти (в современном мире это, как правило, парламент) избираются на всенародных выборах, то речь идет о республике.


Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного человека – монарха (главы государства) – и передаётся по наследству.

Монархии бывают абсолютными (власть единолично осуществляется монархом) и конституционными, или парламентарными (власть монарха существенно ограничена законодательной властью представительного органа, формирующего исполнительную власть). Некоторые исследователи выделяют также дуалистические монархии, в которых законодательная власть принадлежит представительным выборным органам, подчиненным монарху, возглавляющему исполнительную власть.


Заседание английского парламента

Республика (лат. res publica – общественное дело) – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определённый срок органам власти.

Республики бывают президентскими (президент сочетает полномочия главы государства и правительства, не несет прямой ответственности перед парламентом и не может его распускать; например, США), парламентскими (президент является главой государства, но исполнительную власть осуществляет премьер-министр формируемого парламентом правительства; например, Италия, Индия) и смешанными (им свойственны черты как парламентской, так и президентской республики, сильная власть президента сочетается с широкими правами парламента; например, Франция, Россия).

Форма государственного устройства определяется особенностями деления страны на административно-территориальные единицы и автономные образования. С этой точки зрения различают унитарные и федеративные государства (§ 21 учнбника). Выделяют также конфедерации и содружества государств.


Политический режим – это способ властвования, совокупность:

• средств и методов воздействия на общество, применяемых властями;

• уровня политического сознания;

• состояния политической культуры населения.

Режимы бывают демократическими, авторитарными, либеральными, антидемократическими.


К антидемократическим режимам относятся деспотический, тиранический, тоталитарный. Их примеры вы изучали в курсах истории Древнего мира, Средних веков и Новейшего времени.

Признаки тоталитарного режима: тираническая, диктаторская власть; тотальный контроль за поведением, деятельностью и мышлением людей; бессудные репрессии; милитаризация общественной жизни; монопартийность и моноидеология и др. Таковы, например, германский фашизм 1930–1940-х гг., СССР сталинского периода, режим Мао Цзэдуна в Китае, режим «красных кхмеров» в Камбодже в 1970-е гг.

При авторитарном режиме власть, как правило, соблюдает основные гражданские свободы, но ведет себя по отношению к обществу весьма жестко; власть сосредоточена в руках одного лица или группы лиц; правление осуществляется на силовой основе; выборы проводятся нерегулярно и часто фальсифицируются; средства массовой информации не отражают весь спектр мнений различных слоев населения и т.д. Режим Франко в Испании; генерала X. Перона в 1960-е гг. в Аргентине; генерала А. Пиночета, установленный в Чили в 1973 г., – примеры авторитарных режимов.

Для либерального режима характерны: формальное равенство граждан, многопартийность, выборность госорганов, реализация принципа разделения властей и децентрализации. Существует в странах с высоким уровнем экономического, политического и социального развития, где основой являются рыночная экономика и частная собственность (Япония и некоторые страны Европы).

Признаки демократического режима (демократии): народовластие; правительство, основанное на согласии управляемых; правило большинства (решения принимаются большинством голосов при уважении волеизъявления меньшинства); строгое соблюдение прав и свобод человека; свободные и честные выборы; равенство граждан перед законом; независимое судопроизводство; социальный, политический, идеологический и другой плюрализм; терпимость, сотрудничество, готовность к компромиссу. К демократическим странам относятся, например, Германия, Италия, США, Франция, Индия и др.


Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «государство».

2. Охарактеризуйте основные теоретические подходы к пониманию сущности государства.

3. Классифицируйте признаки государства, выделив основные и дополнительные.

4. Составьте таблицу функций государства и дайте их краткую характеристику.

5. Сравните формы правления и приведите их примеры.

6. Классифицируйте формы государственного устройства, дайте их характеристику и проиллюстрируйте примерами государств.

7. Используя Интернет, приведите примеры видов политических режимов.

8*. Вспомните историю Древнего мира и Средних веков и расскажите о государствах с деспотическим и тираническим режимами. Существуют ли сейчас такие государства?

9. Сравните либеральный и демократический режимы, определите их сходство и различия.

10. Классифицируйте основные признаки демократии.

Исследуем документы и материалы

Как свидетельствует опыт истории, именно с правом связывается утверждение начал демократизма, равенства, свободы. И напротив, антидемократическим режимам, диктаторским государствам право всегда мешало, и поэтому, как правило, периоды реакции, подавления демократических прав и свобод характеризуются тенденцией на свертывание правовых форм регулирования общественных отношений, переносом центра тяжести на внеправовые методы государственной деятельности.

1) Признаки монархии и республики. В каком государстве, как вам кажется, комфортнее жить современному человеку? Своё мнение обоснуйте.

2) Какие функции государства наиболее важные? Почему?

Темы для проектов и рефератов

1) Сравнительные характеристики политических режимов (на примерах из истории).

2) Функции государства.

Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство. К этому вопросу постоянно обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства – с Древнего Рима и Древней Греции вплоть до наших дней.

Определить общее понятие государства, которое отражало все без исключения его признаки и свойства, характерные для всех исторических периодов невозможно. Это связано с тем, что разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будут существовать государства на различных этапах своего развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам. Вместе с тем, любое государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития.

При определении понятия государства важно учитывать не только субъективные обстоятельства, неодинаковое восприятие одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми, но и объективные обстоятельства. Кроме того, как верно подметил известный австрийский юрист Г. Кельзен, «трудности в определении понятия государство усугубляются еще и тем, что данным термином обычно обозначаются самые разнообразные предметы и явления».

Существует несколько подходов к определению государства. Среди них можно выделить социологическую концепцию, легистский подход и философские концепции государства, которые представляют собой определение идеального государства

С точки зрения социологической концепции государство представляет собой не столько стоящую над обществом совокупность различных учреждений, не столько особый слой людей, осуществляющий управленческие функции, сколько организацию, ассоциацию всех членов общества, которые объединяются в единое целое при помощи политических процессов и отношений. Т.е. государство – это специфическая форма организации жизни общества. Иной формы организации, кроме государственной, человеческое общество, находящееся на определенном уровне развития, не знает. Социологическое понимание государства имеет следующие отправные положения:

— государство это фактические социальные отношения властвования, не зависящие от их сущности, это наиболее действенная организация власти у населения, проживающего на данной территории;

— государство первично, оно предшествует закону, а законы, которое оно издает вторичны;

— закон – это то, чего желает государственная власть, которая может быть регламентирована законом.

Следующий блок – это легистская (законническая) концепция государства. В этой концепции феномен государства отождествляется с содержанием законов о публичной и политической власти.

Легистское или законническое понятие государства определяет государство через призму законов о государственной власти. Само государство это то, что предписывают законы о распределении властей, о юридической ответственности, выборах и других институтах государственной власти.

Третью группу определений составляют философские определения государства, которые представляют собой попытку дать определение идеального государства.

Например, И.А.Ильин определяет государство так: «Государство по своей основной идее есть духовный союз людей, обладающих зрелым правосознанием и властно утверждающим естественно право в братском, солидарном сотрудничестве». При этом он подчеркивает, что исторически известные государства не попадают под это определение, что противоречие между идеей государства и ее исторически воплощением разрешается по мере постепенного воспитания правосознания народа.

Признаками государства принято считать те черты, которые отличают государство от иных организаций или догосударственных образований.

Можно выделить следующие признаки государства: территорию, население, наличие особой публичной власти, суверенитет, налоги и сборы.

Остановимся более подробно на каждом из этих признаков.

Территория государства – это пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. К территории относятся земля и ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над земной и водной поверхностью, территории посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море, кабины летательных аппаратов, действующие под флагом данного государства. Население — это совокупность граждан (подданных), проживающих на территории данного государства. Наличие публичной власти. Она, как правило, состоит из аппарата управления и аппарата принуждения.

Власть – это отношение господства и подчинения.

От других видов властвования государственную власть отличает свойство публичности

Признак публичности в теории государства и права означает, что государственная власть является не частной, как это имеет место в семье, не корпоративной, как в организации, а публичной, т.е. действующей от имени общества. Публичной она называется потому что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Свойство публичности означает, что государственная власть, все ее органы должны действовать открыто, за исключением отдельных специальных органов государства. Степень открытости государственной власти может быть различной.

Под государственной властью понимается определенная система господства и подчинения между людьми, способ управления людьми, фактор организованности и порядка в обществе. Суть государственной власти состоит в реальной возможности и способности властвующих подчинять своей воли граждан.

Одним из важнейших признаков государства является суверенитет.

Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда стали выдвигаться требования отделения государственной власти от церковной и придания ей исключительного, монопольного значения.

Основоположником понятия государственного суверенитета считается Жан Боден, главная работа которого «Шесть книг о республике» (1576) была посвящена в первую очередь оправданию правомерности образования во Франции монархии.

Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

Суверенитет – это, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны. И, во-вторых, независимость ее на международной арене.

Наряду с государственным суверенитетом существует народный суверенитет, национальный суверенитет.

Народный суверенитет – это принадлежность государственной власти народу, его полновластие или верховенство в решении коренных вопросов организации своей жизни.

Национальный суверенитет – это возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение.

Характерным признаком государства являются налоги и сборы

Налоги – это принудительные поборы с населения, взимаемые в особом порядке и направленные на содержание публичной власти.

Таким образом, можно предложить одно из определений государства: Государство – это политико-территориальная суверенная организация, осуществляющая управление обществом на правовой основе с позиции властвующих лиц.

правовое государство

Правовое государство — немного об элементах этого понятия

Вопрос, идущий под порядковым номером два в списке подготовки для экзамена на судью. В первом рассматривается соотношение понятий «правовое государство» и «верховенство права». Здесь же предлагается дать лишь наиболее общую характеристику и выделить элементы, которые следует считать основными.

Правовое государство

В общем смысле, правовое государство (ПГ) — это общественная система, обладающая рядом признаков. Основным признаком является воздействие гос-ва на общество преимущественно законом. Тут важны три обстоятельства.

Первое — создающие законы не получают к этим законам никаких преференций. Т.е., та ветвь власти, что ответственна за разработку закона, не может быть выше его. Она (ветвь) и её элементы точно также подчиняются созданным ей нормам. Власть как бы демонстрирует пример поведения для граждан. Это и есть равенство всех перед законом.

Второе — отмежевание личности от управления обществом. Т.е., общественные отношения регулируются законом. А лица, облечённые властью лишь претворяют закон в жизнь. Следовательно, личность в этом случае значения не имеет. Лицо может попасть на самую вершину власти, но должно руководствоваться нормой, а не личными соображениями. И, принимая тот или иной закон, обслуживать и балансировать общественные интересы.

Третье — защита личности законом и судом. Связка закона и суда в данном случае неслучайна. Именно суд является, по сути, единственным официальным толкователем норм. Поэтому суд в правовом государстве максимально независим и беспристрастен. Отсюда вытекает постулат о равенстве всех не только перед законом, но и перед судом.

Элементы правового государства

Три аспекта, выделенных выше, содержат и основные элементы ПГ. Элемент — это, по общему правилу, некая часть, обычно составная. Набор разного рода элементов даёт в результате некую работоспособную схему. Под схемой в данном случае следует понимать как раз ПГ. Следовательно, элементы ПГ — это те части, без которых государство нельзя признать правовым.

Таким образом, среди элементов можно выделить:

Верховенство права

Право и только право должно определять вектор развития общества. Право меняется и трансформируется вместе с обществом, т.е., точно также подвержено эволюции. Механизм эволюции права (ЭП) отличается от природного тем, что подвержен иным законам, нежели физические. ЭП зиждется на законах развития общества и личности, ка элемента общества. Развитие же общества предполагает достижение обществом некой общей цели. Достигнута эта цель может быть лишь правовыми методами.

Разделение властных ветвей

Чёткое разделение и разграничение ветвей власти (ВВ), недопустимость их пересечения. Почему это важно? Смешение ВВ может приводить к нарушению баланса. Система сдержек и противовесов не должна склоняться в какую-либо определённую сторону.

Ветви должны иметь «одинаковый вес». Только такое положение дел в состоянии обеспечить устойчивое развитие. В ином случае, ветвь, получившая преимущество, будет «подгребать под себя» остальные. Говорить о правовом государстве в этих обстоятельствах будет преждевременно.

Развитие личности

Развитие общества в целом невозможно без развития личности в частности. Сложно представить развитое общество, все члены которого остановились на некоей ступени развития. Остановка в развитии противоречит человеческой сущности. В обществе, где основная масса личностей остановилась в развитии рано или поздно разовьётся диктатура или что-либо похуже. В любом случае, это будет движения в сторону, противоположную понятию ПГ.

Стало быть, одним из элементов правового государства является стремление общества к развитию личности.

Защита права

Защита права должна быть абсолютной и беспрекословной. Право, существующее в ПГ, выверено и гармонично. Поскольку в самом широком смысле право одного — это обязанность другого. Следовательно, право одного не должно умалять право другого. Но, будучи нарушенным, право подлежит безусловному восстановлению.

Этому способствует упомянутый уже беспристрастный и совершенно независимый суд. Независимый ни от мнения общества, ни от влияния других элементов государства, ни от личности. Какой бы высокий пост в государстве эта личность не занимала.

Взаимная ответственность государства и личности

Как уже указывалось выше, в ПГ перед законом все равны. Такая ответственность ставит перед собой основную задачу — не допустить произвол. Произвол как со стороны государства, так и со стороны личности. С личностью вопрос решается довольно просто — с помощью органов принуждения. С государством же несколько сложнее. В ПГ должны существовать механизмы, которыми государство наделяет общество и личность в целях контроля. Это может быть конституционный контроль и возможность свободных выборов.

Вместо резюме

Приведённый список элементов ПГ не стоит считать исчерпывающим. Поскольку в мире существуют разные правопорядки, обусловленные этносом, местностью и другими факторами. Так или иначе, они могут влиять на наличие/отсутствие дополнительных элементов. Однако, полагаем, что базой являются приведённые выше.

Отсутствие одного из элементов базы серьёзно снижает возможность называть государство правовым. Вот что говорит о ПГ Википедия. Ещё по теме «Правовое государство: общая характеристика, основные элементы»:

ГОСУДАРСТВО - это политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат управления и принуждения, взимающая налоги, издающая законы, выражающая волю собственников средств производства или всего народа.

Основные признаки:1)государственнаятерритория, 2) народ (институт гражданства и подданства), 3) публичная (государственная) власть, 4) государственный суверенитет. 5) неразрывная связь государства и права, 6) государство взимает налоги, 7) располагает специальным аппаратом.

Дополнительные признаки:Иногда в качестве основных признаков государства указывают на единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны и внешней политики. Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим, определяющим. Они скорее вспомогательные, дополнительные.

Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено равноправие всех используемых языков. Что касается армии, то она есть не во всех странах. Согласно Конституции 1947 г. Японии запрещено иметь армию. Нет армии и в Коста-Рике, а конституционной поправкой 1991 г. Панаме запрещено иметь армию на вечные времена. Таким образом, отсутствие армии не дает оснований для непризнания их государствами.

1. НАЛИЧИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ.

В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации.

Государственной территорией принято считать такую территорию, которая «находится под суверенитетом определенного государства», т.е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство.

Государственная территория состоит из двух элементов фактической и юрисдикционной территории.

Фактическая территория – это территория в пределах государственных границ, состоящая из суши с ее недрами и, внутренних вод и прибрежной зоны, воздушного пространства над землей и водами.

Юрисдикционная территория – это территория, на которую распространяется суверенитет государства. При этом законы государства действуют не только на фактической территории, но и на территории, в географическом смысле к государственной не относящейся (зарубежные дипломатические представительства, посольства, полярные станции на материке Антарктида, корабли и самолеты под государственным флагом).

В научной литературе нередко встречаются попытки обосновать вывод о том, что возможно государство, не обладающее собственной территорией (государства кочевников, Организация освобождения Палестины и т.д.), однако представляется, что приведенные примеры, являясь исключениями из общего правила, лишь подтверждают объективность данного признака.

2.НАСЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА (ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА (ПОДДАНСТВА)

Сущность данного признака заключается в возникновении качественно нового (по сравнению с кровно-родственными либо товарообменным) типа социальных связей. В государстве людей объединяет отношение их к той или иной территории.

Индивиды при этом теряют абсолютную свободу передвижения и выбора места жительства. Взамен они получают право требования от государства защиты своих субъективных прав и свобод. Естественно, что одни люди проживают на территории государства постоянно, а другие временно. Постоянные жители приобретают статус гражданина государства (в государствах с монархической формой правления – подданного), непостоянные представлены иностранцами и лицами без гражданства.

При этом сам факт принадлежности индивида к государственной территории означает возникновение у гражданина (подданного) особой группы гражданских прав (гражданской прерогативы), которыми не обладают (либо обладают не в полной мере) неграждане государства. К исключительным правам, обладание которыми напрямую зависит от принадлежности к гражданству государства, относятся: право избирать и быть избранными в представительные органы власти, осуществлять определенные виды деятельности, занимать должности в органах государственной власти.

3.ПУБЛИЧНАЯ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ) ВЛАСТЬ.

Важнейшим признаком государства является сосредоточение властных полномочий в руках профессиональных управленцев, выделение которых в относительно самостоятельную группу. Аппарат государственной власти как орган социального управления обладает публичным характером.

Власть публичная потому, что выступает от имени всего народа.

Власть существовала и в догосударственном обществе. Но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат).

Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и контрольно-надзорной сферах.

Таким образом, государственная власть от иных властных структур внутригосударственного и международного характера отличает монопольное право на законотворчество, правосудие, государственное принуждение.

4.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ.

СУВЕРЕНИТЕТ как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

Независимость и верховенство государственной власти получают свое конкретное выражение в следующих качественных принципах:

- публичность государственной власти – решения органов государственной власти распространяется на всю юрисдикционную территорию и действуют в отношении всех субъектов права, которые на этой территории находятся;

- высшая юридическая сила государственных властных предписаний - государство может оспорить, отменить или же, в установленном законом порядке, признать ничтожным (недействительным с момента принятия) решение любого субъекта, в том случае, если это решение противоречит правилам поведения, принятым самим государством;

- гарантированность и санкционированность норм публично-правового характера – только установленные от имени государства правила поведения признаются общезначимыми и общеобязательными, обеспечиваются системой юридических гарантий и предусматривают реализацию мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.

Наряду с государственным суверенитетом в юридической науке выделяются народный и национальный суверенитеты.

Народный суверенитет выражается в характеристике народа как основного источника власти в государстве. При этом народ осуществляет «право на власть» как непосредственным, так и представительным путем. Непосредственная форма демократии предполагает участие граждан в выборном процессе формирования представительных органов власти, а также принятие решений по наиболее важным вопросам на референдумах. Представительная форма означает делегирование властных полномочий доверенным народным представителям, которые, будучи избранными в представительные органы затем осуществляют управленческую деятельность от имени своих избирателей (электората).

Национальный суверенитет закрепляет право нации на самоопределение, вплоть до отделения. В отличие от народного суверенитета, предполагающего оценку народа как социально однородной категории, суверенитет нации предполагает дифференциацию гражданского населения страны по национальным признакам (единство языка, культурных, религиозных, этнических традиций). Крайней формой национального суверенитета является закрепление за нацией права на создание собственной государственности (путем выхода из состава государства и приобретения статуса независимого обладающего государственным суверенитетом территориального образования). В подобном виде национальный суверенитет в настоящее время не закреплен ни в одном из государств, так как его реализация предполагает нарушение принципа единства государственной территории и незыблемости государственных границ и, как следствие, посягательство на государственный суверенитет в целом.

5. НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Правотворчество является исключительной прерогативой государства.

Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА составляет один из признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержания жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.

В литературе данный признак государства иногда именуется налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги – это только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Налоги, необходимы для выполнения задач и функций государства. Налоги – это взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, развития экономики, культуры, поддержания жизнедеятельности общества.

Налоги- это обязательные платежи, взимаемые с юридичес­ких и физических лиц в пользу государства. На их долю прихо­дится до 90% всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран.

Принято различать три основные вида налогов: прямые, кос­венные и целевые налоги.

1) Прямые налоги- это налоги, которыми обла­гаются доходы юридических (предприятия, фирмы) и физичес­ких (население) лиц, а также имущество налогоплательщиков. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный на­лог, налог на землю, налог на имущество предприятий и физичес­ких лиц, налог на сделки, изъятия в пользу государства (государс­твенная пошлина). В случае прямого налогообложения сумма на­лога вносится плательщиком непосредственно в казну.

2) Косвенные налоги- налоги на товары или услуги, которые фиксируются в виде надбавки к цене или тарифу. При косвенном налогообложении сумма налога, полученная владельцем (продавцом) товаров или услуг при их реализации от покупателя, перечис­ляется государству. Следовательно, формально косвенный налог уплачивает владелец (продавец) товара, реально - его покупа­тель. К косвенным налогам относятся (акцизы), таможенные пош­лины, фискальный монопольный налог.

3) Целевые- формируют в рамках всего государства фонды социального страхования, здравоохранения и пенсионного обеспечения.

Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя помимо налогов и обязательных платежей государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности и др.

7. Государство– единственная в политической системе организация, которая располагает аппаратом принуждения.

В современном политическом лексиконе появилось такое определение аппарата принуждения, как «силовые структуры»:

- правоохранительные органы (карательные) – органы внутренних дел, прокуратура, аппарат судебных исполнителей, система исполнения наказания (тюрьмы, колонии и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка;

- вооруженные силы и органы безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность – армия, ФСБ (федеральная служба безопасности), разведка, контрразведка, пограничная служба.

31 мая 2009 года в Южной Осетии проходят выборы депутатов парламента республики. Это первые парламентские выборы с момента объявления независимости Южной Осетии.

Согласно Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 года, одним из основных принципов международного права является право на самоопределение. Способами осуществления права на самоопределение могут быть "создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса".

В Декларации в разделе о принципе равноправия и самоопределения народов указывается, что ничто в нем "не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов. и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории. Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны".

Гуманитарными науками выработано множество определений государства. Однако все они сводятся к следующему: государство – это универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи.

Государство характеризует четкое закрепление, как внешних границ, так и внутреннего деления территории на отдельные управляемые единицы.

Следующий признак государства – население. Оно представляет собой совокупность индивидов, объединенных не по кровнородственному или национальному признаку, а территориально и гражданством правоотношением между человеком и государством, включающим взаимные права, обязанности и ответственность.

Еще одним немаловажным элементом государства является государственный аппарат. Государство характеризует специальный аппарат управления и принуждения, распространяющий свое властное воздействие на все население и на всю территорию государства.

Неотъемлемым атрибутом государства является суверенитет.

Суверенитет государства – полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть; неподчинение государства властям иностранного государства в сфере международного общения, за исключением случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета (как правило, на основе взаимности).

Суверенитет государства всегда является полным и исключительным. Он включает в себя два аспекта – внутренний и внешний. К первому относится верховенство государственной власти внутри страны, ко второму – независимость государства в международных отношениях. Суверенитет главное юридико-политическое свойство, отличающее государство от всех иных организаций.

Понятие суверенного государства лежит в основе таких общепризнанных принципов международного права, как принцип суверенного равенства государств, принцип взаимного уважения государственного суверенитета, принцип невмешательства государств во внутренние дела друг друга и др.

Важнейшим элементом государства является его денежная система. Она включает в себя различные элементы финансовой системы, а именно национальную валюту, государственные банки, таможенную систему, порядок эмиссии и денежного обращения.

Следующим важным элементом государства является налоговая система. Государство путем налогообложения формирует бюджет и внебюджетные фонды (пенсионного, социального и медицинского страхования) – централизованные денежные фонды, расходуемые на публичные цели, то есть в интересах всего общества. Бюджет – это своеобразный фонд, обеспечивающий финансирование функционирования государства и создаваемый всеми членами общества – налогоплательщиками.

Функционирование государства регламентирует национальное законодательство. Оно представляет собой систему установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных правил поведения общего характера (нормы), соблюдение которых обеспечивается и гарантируется государством. Посредством указанных норм государство регулирует общественные отношения, осуществляет управление. Именно государство устанавливает единый правопорядок для всех членов общества.

Признаком государства является его символика, которая включает в себя официальное наименование государства, столицу, флаг, герб, гимн, государственный язык, ритуалы и церемонии, награды (ордена, медали, почетные звания). Если остальные признаки характеризуют исключительно государственную власть и не могут принадлежать каким-либо иным субъектам, то символика не является монопольным атрибутом государства. Поэтому данный признак государства носит факультативный характер.

Сопоставив приведенные признаки государства, понятие "государство" можно определить как суверенную политическую организацию, официально представляющую и охватывающую все население в пределах определенной территории, имеющую собственную налоговую и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику и располагающую специальным аппаратом управления и принуждения.

Материал подготовлен на основе информации Дипломатического словаря (1986, М) и открытых источников

Читайте также: