О внесении изменений в закон о налоге на имущество организаций
Опубликовано: 14.04.2024
Дата публикации 29.12.2020
Документ:
Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Комментарий
Напомним, с 01.01.2021 отменяется обязанность организаций по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам (начиная с отчетности за 2020 г.). Кроме того, изменены сроки уплаты этих налогов организациями (начиная с уплаты налога за 2020 г.). Мы писали об этом здесь и здесь.
Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ (далее – Закон) внес дополнительные изменения по этим налогам, а также по налогу на имущество, вступающие в силу 1 января 2021 г. Рассмотрим подробнее некоторые нововведения.
Установлен случай, когда деловая и торговая недвижимость облагаются по среднегодовой стоимости
Как известно, орган исполнительной власти субъекта РФ до 1 января должен сформировать перечень объектов административно-делового и торгового назначения (пп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ), облагаемых налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости (далее – Перечень) (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Однако бывают ситуации, когда объект недвижимости назван в Перечне, но при этом его кадастровая стоимость так и не была определена в течение текущего налогового периода. По мнению контролирующих органов, по такой недвижимости налог на имущество вообще не платится, поскольку в НК РФ отсутствует порядок определения налоговой базы в этом случае (п. 12 ст. 378.2 НК РФ, письма Минфина России от 28.12.2018 № 03-05-05-01/95999, от 27.09.2017 № 03-05-04-01/62799, доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 29.09.2017 № БС-4-21/19633@).
Законодатель исправил этот пробел. С 2021 г. такая недвижимость должна облагаться по среднегодовой стоимости. Это следует из новой редакции пп. 2.2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ (пп. "б" п. 45 ст. 2 Закона).
Информация о движимом имуществе в налоговой декларации
Напомним, до 2019 г. объектом обложения по налогу на имущество организаций было как движимое, так и недвижимое имущество. Однако с 2019 г. облагается только недвижимое имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Несмотря на это, в налоговую декларацию по итогам 2020 г. и в дальнейшем необходимо включать сведения о среднегодовой стоимости движимого имущества, которое учтено в бухучете организации в составе основных средств. Соответствующее изменение внесено в п. 1 ст. 386 НК РФ (пп. "а" п. 48 ст. 2, п. 13 ст. 9 Закона).
Это связано с тем, что Минфин России прорабатывает возможность возвращения к обложению движимого имущества организаций при одновременном снижении предельной ставки налога. В результате ожидается упрощение администрирования налога, снижение количества налоговых споров по отнесению имущества к движимым и недвижимым вещам. (См. Приложение 3 к Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, которые приведены на сайте финансового ведомства).
Как действовать, если кадастровая стоимость недвижимости изменилась в течение года?
Сегодня для недвижимости (в т. ч. земельных участков) действует общее правило, согласно которому изменение кадастровой стоимости этой недвижимости в течение налогового периода (года) не учитывается при определении базы по налогу на имущество и земельному налогу (как в этом, так и в предыдущих налоговых периодах). Но из этого правила есть исключения. Эти исключения и порядок их влияния на величину налоговой базы неоднократно корректировались (см. п. 15 ст. 378.2, п. 1.1 ст. 391, п. 2 ст. 403 НК РФ).
В 2021 г. изменение кадастровой стоимости имущества в течение года по-прежнему не будет учитываться при определении налоговой базы (пп. "в" п. 45, пп. "а" п. 49, пп. "б" п. 52 ст. 2 Закона).
При этом в качестве исключения из этого правила в НК РФ оставили только изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости вследствие установления его рыночной стоимости. Как и раньше, в этой ситуации налог пересчитывается исходя из новой кадастровой стоимости (внесенной в ЕГРН) с начала года, в котором была впервые применена ранее установленная кадастровая стоимость. Определяться новая кадастровая стоимость (в размере рыночной) будет в соответствии со ст. 22 или 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (см. п. 2 ст. 6 Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ).
В отношении иных исключений из общего правила теперь нужно руководствоваться Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Так, 11.08.2020 вступила в силу новая редакция ст. 18 этого Федерального закона, в которой подробно прописали, с какой даты начинает применяться измененная по тем или иным основаниям кадастровая стоимость земельных участков и иной недвижимости. При этом действующие с 2019 г. правила учета для целей налогообложения изменения кадастровой стоимости из-за изменения характеристик объекта недвижимости (в т. ч. качественных и количественных), а также исправления технических и иных ошибок, перечисленные в п. 15 ст. 378.2, п. 1.1 ст. 391, п. 2 ст. 403 НК РФ, в 2021 г. не изменятся.
Отметим, что такое основание для исправления кадастровой стоимости, как ее пересмотр по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда из-за недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, с 2021 г. не применяется.
Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:
- десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
- рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
- ваш e-mail не передается третьим лицам;
«Клерк» Рубрика НК РФ
Сегодня поговорим о важных переменах в налоговом законодательстве. Их основа — принятый недавно Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В чём суть документа?
Положения закона нацелены на реализацию основных направлений налоговой политики. Предусмотрены меры по совершенствованию налогового администрирования, по уточнению отдельных положений Налогового кодекса, затрагивающих вопросы НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль организаций, государственной пошлины, земельного налога, налога на имущество физических лиц и страховых взносов.
Среди многочисленных поправок выделим пять наиболее значимых.
Движимое имущество вновь станет налогооблагаемым?
Возможно, да, поскольку в декларацию по налогу на имущество организаций теперь нужно включать сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтённых на балансе в качестве объектов основных средств. Причём делать это придётся с отчётности за 2020 год. Скорее всего, поправка потребовалась для того, чтобы оценить стоимость движимого имущества у организаций.
Что же дальше? В основных направлениях налоговой политики указано на необходимость проработать возможность отказа от исключения движимого имущества из объекта налогообложения при одновременном снижении предельной налоговой ставки налога. По мнению Минфина, это позволит не увеличивать налоговую нагрузку, а также исключить споры об отнесении объекта к недвижимости.
Когда отчётность будет считаться непредставленной?
Перечень таких обстоятельств закреплён в Налоговом кодексе. Это, к примеру, ситуация, когда декларация по НДС не соответствует контрольным соотношениям или расчёт по взносам содержит ошибки. Если проверяющие обнаружат хоть одно из подобных обстоятельств, они в течение 5 дней направят налогоплательщику уведомление.
Камеральную проверку прекратят в день направления уведомления. Если непредставленной посчитали уточнённую декларацию или расчёт, то возобновляют проверку предыдущей отчётности.
Положения вступят в силу 1 июля 2021 года.
Как изменилось налогообложение недвижимости?
Будет только два исключения, когда изменение кадастровой стоимости земельного участка или другой недвижимости учитывается в текущих и прошлых периодах:
1. Кадастровая стоимость установлена в размере рыночной. Для расчёта налогов рыночная стоимость будет использоваться с даты начала применения изменяемой кадастровой стоимости. Пока в Кодекс не была внесена поправка, ФНС разъясняла: пересчёт налогов по рыночной стоимости возможен лишь с 1 января года, в котором налогоплательщик обратился в бюджетное учреждение;
2. Текущее или ретроспективное применение изменённой кадастровой стоимости предусмотрено Законом о кадастровой оценке.
Кроме того, если стоимость объекта недвижимости, включённого в региональный перечень, не определена на начало года, то по новым правилам налог платить нужно, но по среднегодовой стоимости. Это касается торговых, деловых центров, помещений в них, офисов, объектов общепита и бытового обслуживания. Ранее Минфин разъяснял, что в такой ситуации налог не платится вообще.
Какие выплаты освободили от страховых взносов?
В отдельном подпункте Налогового кодекса закрепили норму, согласно которой освобождаются от взносов суммы, выплачиваемые на возмещение фактически произведенных и документально подтверждённых расходов исполнителя по гражданско-правовому договору, а также оплата таких расходов.
Что взять на заметку физлицам?
Утрата автомобиля
Установлен порядок взаимодействия налогоплательщика с инспекцией в случае гибели или уничтожения транспортного средства, которое облагается транспортным налогом.
Чтобы налоговики перестали начислять налог, нужно подать заявление, желательно с подтверждающими документами. Если документов нет, инспекция сама запросит сведения у органов и лиц, которые ими располагают. Рассмотрев заявление, она уведомит налогоплательщика о том, что налог больше не начисляют, или об отсутствии оснований для прекращения начислений. Форму заявления должна утвердить ФНС. До этого налогоплательщик может подавать заявление в произвольной форме.
Имущественные налоги
С 2021 года будет возможен перерасчёт земельного налога или налога на имущество физлиц за предыдущие периоды. Пересчёт возможен, если, в частности, у гражданина возникла налоговая льгота, которая ранее не была учтена при исчислении налога. В этом случае льгота будет применена с периода, в котором у налогоплательщика возникло на неё право.
Также с 1 июля 2021 года в Налоговом кодексе появится правило о том, что перерасчёт транспортного налога физлица не проводится, если такой перерасчёт (независимо от его оснований) влечёт увеличение ранее уплаченной суммы налога, то есть ухудшает положение налогоплательщика.
Взыскание задолженности
Минимальная сумма налоговой задолженности физлица, при которой инспекция может обращаться в суд для взыскания, повышена с трёх тысяч до десяти тысяч рублей.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федеральной налоговой службы от 20 декабря 2018 г. № БС-4-21/24893@ “О налоге на имущество организаций”
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке заполнения налоговой отчетности по налогу на имущество организаций и рекомендует учитывать следующее.
В соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.
Подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 Кодекса установлено, что не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации. Данная налоговая преференция в силу Кодекса применяется на всей территории России вне зависимости от ее указания (отсутствия) в региональном законе о налоге на имущество организаций.
Кроме того, пунктом 25 статьи 381 Кодекса установлено, что организации освобождаются от налогообложения в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением движимого имущества, принятого на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 Кодекса взаимозависимыми.
В соответствии с пунктом 1 статьи 381.1 Кодекса льгота по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, предусмотренная пунктом 25 статьи 381 Кодекса, с 1 января 2018 года применяется на территории субъекта Российской Федерации при условии принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.
На основании подпункта 31 пункта 1 статьи 4 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", принятого в рамках статьи 381.1 Кодекса, с 1 января 2018 г. по 1 января 2019 года организации освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в отношении движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 Кодекса.
Таким образом, в 2018 году на территории города Москвы применяется налоговая льгота по налогу на имущество организаций, предусмотренная пунктом 25 статьи 381 Кодекса.
В случае принятия закона субъекта Российской Федерации о применении на территории субъекта Российской Федерации налоговой льготы, указанной в пункте 25 статьи 381 Кодекса, налоговый расчет по налогу на имущество организаций (далее - Расчет) заполняется в соответствии с пунктом 5.3 Порядка заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу, утвержденного Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@, согласно которому в графе 3 Раздела 2 Расчета указывается остаточная стоимость основных средств за отчетный период для целей налогообложения, в том числе по графе 4 указывается остаточная стоимость льготируемого имущества.
По строке 130 Расчета указывается код налоговой льготы "2012000" (налоговые льготы) установленные субъектом Российской Федерации, за исключением налоговых льгот в виде понижения ставки для отдельной категории налогоплательщиков и в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет).
При этом, если организация заявляла право на льготу по пункту 25 статьи 381 Кодекса при заполнении налоговой отчетности по налогу на имущество организаций за налоговый период 2017 года, то по строке 160 Раздела 2 налоговой декларации по налогу и по строке 130 Раздела 2 Расчета следовало указывать код налоговой льготы 2010257 согласно приложению N 6 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденному приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@, и приложению N 6 к Порядку заполнения Расчета.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2019 года движимое имущество исключается из объектов обложения налогом на имущество организаций.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса | С.Л. Бондарчук |
Обзор документа
Налогом на имущество организаций не облагаются основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу. Эта преференция применяется по всей России.
Организации освобождаются от налогообложения в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств, за некоторым исключением. С 2018 г. льгота применяется в регионе, где принят соответствующий закон.
В графе 3 раздела 2 расчета по налогу указывается остаточная стоимость основных средств за отчетный период, в т. ч. в графе 4 отражается остаточная стоимость льготируемого имущества. В строке 130 проставляется код льготы "2012000".
Если организация заявляла право на льготу за период 2017 г., то по строке 160 раздела 2 декларации по налогу и по строке 130 раздела 2 расчета следовало указывать код льготы 2010257.
С 2019 г. движимое имущество не подлежит налогообложению.
Ведущий консультант ДМАиК
• Время чтения: 20 минут
Понравилась статья? Поделитесь!
|
С 2020 года изменились некоторые правила порядка исчисления, уплаты и представления отчетности по имущественным налогам, к которым относятся: транспортный и земельный налог, налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц.
В нашей статье мы остановимся более подробно на новациях именно в сфере имущественных налогов, которые были внесены, в прошедшем году, в Налоговый Кодекс следующими федеральными законами:
- от 28.11.2019 № 379-ФЗ «О внесении изменений в статьи 333.33 и 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 379-ФЗ);
- от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 325-ФЗ);
- от 15.04.2019 № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Закон № 63-ФЗ).
Как известно, с 2019 года из объекта обложения налогом на имущество организации было исключено движимое имущество. Теперь законодатели решили полностью изменить формулировку, и в статью 374 НК РФ определяющую объекты налогообложения, Законом № 325-ФЗ внесены соответствующие изменения. В действующей редакции, начиная с 2020 года объектами налогообложения признаются:
- недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как среднегодовая стоимость имущества;
- недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН.
С 01.01.2020 утратил силу пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ, который предусматривал возможность налогообложения по кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, находящегося в собственности или на праве хозяйственного ведения. Таким образом, исходя из этой нормы, имущество, находящееся в оперативном управлении, облагается по среднегодовой стоимости в общем порядке. Разъяснения на этот счет даны в письме Минфина от 03.04.2019 N 03-05-05-01/22907.
НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ
С 1 января 2020 года вступили в силу поправки, внесенные в ст. 394 НК РФ, касающиеся налоговых ставок. Так, ставка 0,3 процента будет применяться, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, за исключением земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности.
Устанавливать дифференцированные налоговые ставки муниципалитеты теперь смогут только в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования земельного участка. Ранее коэффициенты дифференциации, устанавливаемые органами местного самоуправления, могли применяться по совершенно разным основаниям, например, в зависимости от местоположения земельного участка, от вида деятельности лица, использующего земельный участок, вида функционального использования земельного участка, назначения объекта, расположенного на земельном участке и т.д.
В этой связи, муниципалитетам необходимо будет пересмотреть и актуализировать муниципальные правовые акты, устанавливающие налоговые ставки на подведомственной территории.
ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ
Перечень видов объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, установлен в п.1 ст. 378.2. НК РФ. В эту норму в течение 2019 года дважды вносились изменения. Сначала Законом № 325-ФЗ было предусмотрено, что эта норма будет содержать открытый перечень имущества. Однако уже в конце года Законом № 379-ФЗ было внесено еще одно изменение, определившее окончательную редакцию, где в пп.4 поименованы все виды объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется с учетом установленных особенностей.
С 2020 года под налогообложение по кадастровой стоимости попадают:
- жилые помещения,
- гаражи,
- машино-места,
- объекты незавершенного строительства,
- а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Налоговым Кодексом предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта РФ определяет перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость. Согласно разъяснению, данному в Письме ФНС России от 14.01.2020 г. № БС-4-21/340, в случае ошибочного включения объекта недвижимого имущества в данный перечень, в него могут вноситься изменения.
Напомним, что особенности определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, должны быть установлены соответствующим Законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством такой закон может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
Юридические лица перестанут декларировать транспортный и земельный налог. Последние декларации будут сдаваться в этом году за 2019 год. Не позднее 3 февраля текущего года организациям необходимо было представить налоговые декларации по транспортному и земельному налогам за 2019 год.
Сообщения о наличии объекта налогообложения с приложением копий правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, будут представляться в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно, в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Обращаем внимание, что за не предоставление указанных сообщений с обозначенной даты будут действовать налоговые санкции, предусмотренные ст. 129.1 НК РФ. Несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
|
Урегулирован порядок предоставления декларации организациями, имеющими на балансе несколько объектов недвижимости, территориально находящихся в разных местах.
С 2020 года налогоплательщик, стоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Уведомление должно представляться ежегодно, до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется предусмотренный порядок сдачи налоговой декларации. Формы уведомления о порядке представления декларации по налогу на имущество организаций утверждены Приказом ФНС России от 19.06.2019 N ММВ-7-21/311.
АВАНСОВЫЕ ПЛАТЕЖИ
В соответствии с изменениями, внесенными в пп.1 п.12. ст. 378.2. НК РФ, Законом № 63-ФЗ с 01.01.2020 года, организациям не нужно будет предоставлять налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество. Отчитываться нужно будет только по итогам года.
Но обязанность вносить авансовые платежи сохранится. При этом, если кадастровая стоимость изменилась в течение года, сумму авансового платежа нужно будет считать из измененной стоимости, а не той, которая была на 1 января налогового периода.
СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГОВ
Внесенные изменения касаются также и сроков уплаты налогов. С 1 января 2021 года представительные органы субъекта не будут устанавливать сроки уплаты имущественных налогов. Налоговым Кодексом установлены единые сроки уплаты транспортного и земельного налога для организаций.
С 2021 года уплата налогов будет производиться в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу будут подлежать уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (I, II и III квартал).
Также новации законодательства затрагивают вопросы предоставления в налоговые органы информации от соответствующих уполномоченных органов о неиспользовании земель сельскохозяйственного назначения и о физических лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей. С 1 июля 2020 года вступят в силу соответствующие п.18 и п.19 ст. 396 НК РФ, введенные Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ.
Представление сведений в налоговые органы о земельных участках должно будет осуществляться органом, осуществляющим государственный земельный надзор. Соответствующая форма для представления сведений утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 20 декабря 2019 г. № ММВ-7-21/646.
Информирование о многодетных должны будут осуществлять уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации:
- орган исполнительной власти субъекта РФ;
- или находящееся в его ведении учреждение, осуществляющие функции в сфере социальной защиты населения.
Форма «Сведения о физических лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей», ее формат, а также порядки заполнения и представления утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 19 ноября 2019 г. № ММВ-7-21/577 (вступает в силу с 1 июля 2020 г). Предусмотрено, что указанные сведения представляются в электронной форме в формате, утверждённом ФНС России, ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который предоставляются сведения.
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПЕРЕХОДА К ИСЧИСЛЕНИЮ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗЛИЦ ИСХОДЯ ИЗ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ
|
Как указано на сайте Федеральной налоговой службы в сообщении от 10.01.2020г., в качестве налоговой базы по налогу на имущество физлиц впервые будет применена кадастровая стоимость на территории Республик Дагестан и Северная Осетия - Алания, Красноярского края, Смоленской области.
В семи регионах, где кадастровая стоимость используется второй год, при расчете налога будет применен коэффициент 0,4 (был в 2019 г. - 0,2). В 14 регионах третьего года применения кадастровой стоимости коэффициент достигнет значения 0,6 (был в 2019 г. - 0,4). Исключения составят объекты, относящиеся к торгово-офисной недвижимости. В 63 регионах, где кадастровая стоимость применяется третий и последующие налоговые периоды, при расчете налога будет использован коэффициент десятипроцентного ограничения роста налога.
В девяти регионах, не принявших решение об использовании с 2019 года кадастровой стоимости в качестве налоговой базы, налог будет рассчитан по инвентаризационной стоимости, индексированной на установленный Минэкономразвития России коэффициент-дефлятор, равный 1,518 (в 2019 г. - 1,481). Кроме того, в 2020 году начнут применяться новые результаты государственной кадастровой оценки недвижимости в регионах, где она проводилась в 2018 году.
В целом по оценке ФНС России, с налогового периода 2020 года для исчисления налога на имущество физлиц во всех регионах, кроме Севастополя, будет использоваться кадастровая стоимость. Таким образом, можно говорить о том, что в России завершился переход к исчислению налога на имущество физлиц, исходя из кадастровой стоимости.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации
Принят Государственной Думой 11 ноября 2020 года
Одобрен Советом Федерации 18 ноября 2020 года
(В редакции Федерального закона от 29.12.2020 № 470-ФЗ)
Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2000, № 2, ст. 134; 2001, № 53, ст. 5016; 2003, № 22, ст. 2066; № 23, ст. 2174; № 27, ст. 2700; № 52, ст. 5037; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3231; № 45, ст. 4377; 2005, № 45, ст. 4585; 2006, № 31, ст. 3436; 2007, № 1, ст. 28, 31; № 18, ст. 2118; № 22, ст. 2563, 2564; 2008, № 26, ст. 3022; № 48, ст. 5519; 2009, № 30, ст. 3739; № 48, ст. 5733; 2010, № 31, ст. 4198; № 32, ст. 4298; № 40, ст. 4969; № 45, ст. 5752; № 48, ст. 6247; № 49, ст. 6420; 2011, № 1, ст. 16; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4575; № 47, ст. 6611; № 48, ст. 6730; № 49, ст. 7014; 2012, № 26, ст. 3447; № 27, ст. 3588; № 31, ст. 4333; № 50, ст. 6954; 2013, № 9, ст. 872; № 23, ст. 2866; № 26, ст. 3207; № 30, ст. 4049, 4081; № 40, ст. 5037, 5038; № 44, ст. 5645, 5646; 2014, № 14, ст. 1544; № 26, ст. 3372; № 40, ст. 5315; № 45, ст. 6157, 6158; № 48, ст. 6657, 6660, 6663; 2015, № 1, ст. 15; № 10, ст. 1393, 1419; № 18, ст. 2616; № 24, ст. 3377; № 29, ст. 4358; 2016, № 1, ст. 6; № 7, ст. 920; № 15, ст. 2063; № 18, ст. 2486, 2506, 2510; № 22, ст. 3092; № 27, ст. 4173, 4174, 4176, 4177; № 49, ст. 6842, 6844; 2017, № 47, ст. 6848, 6849; № 49, ст. 7307, 7312, 7313, 7315; 2018, № 31, ст. 4819, 4821; № 32, ст. 5087, 5095, 5127; № 45, ст. 6828; № 49, ст. 7496, 7519; № 53, ст. 8416, 8472; 2019, № 18, ст. 2225; № 39, ст. 5375; 2020, № 5, ст. 492; № 13, ст. 1857; № 14, ст. 2032; № 40, ст. 6169) следующие изменения:
1) абзац пятнадцатый пункта 2 статьи 11 изложить в следующей редакции:
"счет Федерального казначейства - казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений;";
2) в абзаце третьем пункта 4 статьи 12 слово "городских" заменить словами "муниципальных округов, городских";
3) пункт 21 статьи 23 дополнить абзацем следующего содержания:
"Сообщение о наличии объекта налогообложения и прилагаемые к нему копии документов, указанных в настоящем пункте, могут быть представлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.";
4) пункт 3 статьи 2512-1 после слов "установленным настоящим Кодексом," дополнить словами "а также невыполнение участником регионального инвестиционного проекта обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией, в том числе в части сумм финансирования капитальных вложений регионального инвестиционного проекта,";
5) абзац второй пункта 3 статьи 29 изложить в следующей редакции:
"Уполномоченный представитель налогоплательщика - индивидуального предпринимателя (физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности, доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством, или доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя.";
6) в пункте 2 статьи 342 слова ", дают письменные разъяснения" заменить словами "дают письменные разъяснения налоговым органам,";
7) в абзаце первом пункта 3 статьи 46 первое предложение дополнить словами ", если иное не предусмотрено настоящим пунктом", во втором предложении после слова "срока" дополнить словами "или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта", слова ", если иное не установлено настоящим пунктом" исключить, четвертое предложение после слова "истечения" дополнить словом "соответственно", после слова "налога" дополнить словами ", сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта";
8) в абзаце третьем пункта 1 статьи 47 первое предложение дополнить словами "или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса", во втором предложении слова "указанного срока" заменить словами "указанных сроков", четвертое предложение после слова "истечения" дополнить словом "соответственно", после слова "налога" дополнить словами ", сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса";
а) в абзаце четвертом пункта 1 цифры "3 000" заменить цифрами "10 000";
в абзаце втором цифры "3 000" заменить цифрами "10 000";
в абзаце третьем цифры "3 000" заменить цифрами "10 000";
а) в абзаце втором пункта 21 слова "в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса," исключить;
в абзаце первом слова "передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг," и слова "по телекоммуникационным каналам связи или" исключить;
дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:
"Налогоплательщик (его законный или уполномоченный представитель) вправе получить налоговое уведомление на бумажном носителе под расписку в любом налоговом органе либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на основании заявления о выдаче налогового уведомления. Налоговое уведомление передается налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления о выдаче налогового уведомления.";
абзац второй считать абзацем третьим и в нем слова "Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, форма" заменить словом "Форма", слово "утверждаются" заменить словом "утверждается";
абзац третий считать абзацем четвертым;
11) в подпункте 2 пункта 1 статьи 63 слова "подпунктом 2" заменить словами "подпунктом 1";
12) в пункте 1 статьи 70:
а) в абзаце первом второе предложение изложить в следующей редакции: "В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.";
б) дополнить абзацем следующего содержания:
"Требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 рублей.";
13) в абзаце третьем пункта 31 статьи 77 после слов "(заместителем руководителя)" дополнить словом "уполномоченного", слова "по месту нахождения управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета" исключить;
а) пункт 6 дополнить абзацами следующего содержания:
"Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога, если иное не установлено настоящим пунктом.
Возврат суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций, особенности исчисления и уплаты которого установлены статьей 3101 настоящего Кодекса, может осуществляться на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога, либо на указанный в этом заявлении налогоплательщика, открытый в банке счет иностранного номинального держателя, иностранного уполномоченного держателя и (или) лица, которому открыт счет депозитарных программ, в случае, если через таких лиц осуществлялась выплата дохода налогоплательщику.";
б) пункт 10 дополнить абзацами следующего содержания:
"Проценты, начисленные налоговым органом в соответствии с настоящим пунктом на дату вынесения решения о возврате суммы излишне уплаченного налога, подлежат уплате налогоплательщику на основании такого решения без заявления налогоплательщика об уплате процентов.
В иных случаях проценты, начисленные налоговым органом в соответствии с настоящим пунктом, подлежат уплате налогоплательщику по заявлению налогоплательщика.";
15) пункт 5 статьи 79 дополнить абзацем следующего содержания:
"Возврат суммы излишне взысканного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога.";
абзац третий после слова "вложения" дополнить словами ", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом", после слов "ее отправки" дополнить словами ", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом";
абзац шестой дополнить словами ", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом";
б) дополнить пунктами 41 и 42 следующего содержания:
"41. Налоговая декларация (расчет) считается непредставленной, если при проведении камеральной налоговой проверки на основе такой налоговой декларации (расчета) установлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
1) в ходе проведения мероприятий налогового контроля установлен факт подписания налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом;
2) физическое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшее налоговую декларацию (расчет), дисквалифицировано на основании вступившего в силу постановления о дисквалификации по делу об административном правонарушении и срок, на который установлена дисквалификация, не истек ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);
3) в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния содержатся сведения о дате смерти физического лица, наступившей ранее даты подписания налоговой декларации (расчета) усиленной квалифицированной электронной подписью этого физического лица;
4) в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшего налоговую декларацию (расчет), в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о недостоверности сведений об указанном лице ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);
5) в отношении налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) - организации в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или исключения из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа) ранее даты представления таким лицом в налоговый орган налоговой декларации (расчета);
6) обстоятельства, предусмотренные пунктом 53 статьи 174 либо пунктом 7 статьи 431 настоящего Кодекса.
42. При установлении хотя бы одного из обстоятельств, указанных в подпунктах 1 - 4 и 6 пункта 41 настоящей статьи, налоговый орган в срок не позднее пяти дней со дня установления такого обстоятельства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, обязан уведомить налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) о признании соответствующей налоговой декларации (расчета) непредставленной.
Форма и формат уведомления о признании налоговой декларации (расчета) непредставленной утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.";
в абзаце третьем второе предложение изложить в следующей редакции: "При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), либо подтверждающий указанные полномочия документ в электронной форме, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя.";
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"Формат документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), в электронной форме и порядок его направления по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.";
г) в подпункте 6 пункта 7 слова "и 23" заменить цифрами ", 23, 30";
17) абзац второй пункта 5 статьи 83 после слова "органами" дополнить словами "и лицами";
а) абзац третий пункта 94 после слов "31 декабря 2018 года," дополнить словами "о лицах, относящихся к ветеранам боевых действий, сведения о которых размещены в Единой государственной информационной системе социального обеспечения,";
б) дополнить пунктом 95 следующего содержания:
"95. Потребительские кооперативы обязаны сообщать сведения о полном внесении паевых взносов за недвижимое имущество, предоставленное своим членам и иным лицам, имеющим право на паенакопления, в налоговый орган по субъекту Российской Федерации по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня полного внесения соответствующего паевого взноса.";
19) пункт 2 статьи 86 дополнить абзацем следующего содержания:
"Справки о наличии счетов организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, могут быть запрошены налоговыми органами в случае, если в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного или излишне взысканного налога указан счет, сведения о котором не представлены в налоговый орган в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи.";
а) пункт 6 дополнить абзацем следующего содержания:
"Налогоплательщик вправе в качестве пояснения представить в электронной форме реестр подтверждающих документов. Форма и порядок заполнения указанного реестра, а также формат и порядок представления такого реестра в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.";
б) пункт 91 изложить в следующей редакции:
"91. В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной налоговой декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).
Камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации (расчета), по которой налоговым органом в соответствии с пунктом 42 статьи 80 настоящего Кодекса налогоплательщику направлено уведомление о признании налоговой декларации (расчета) непредставленной, прекращается в день направления указанного уведомления.
Если указанная в абзаце втором настоящего пункта налоговая декларация (расчет) была уточненной, то по ранее представленной в налоговый орган налогоплательщиком налоговой декларации (расчету) камеральная налоговая проверка возобновляется. В этом случае в срок проведения камеральной налоговой проверки по ранее представленной налоговой декларации (расчету) не включается срок камеральной налоговой проверки, прекращенной в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.
Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее представленной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.";
21) абзац третий пункта 2 статьи 89 признать утратившим силу;
22) пункт 1 статьи 892 дополнить словами ", а также выполнение участником регионального инвестиционного проекта обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией, в том числе в части сумм финансирования капитальных вложений регионального инвестиционного проекта";
23) в статье 102:
а) дополнить пунктом 22 следующего содержания:
"22. Не является разглашением налоговой тайны представление налоговым органом оператору информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности в целях осуществления функций указанного оператора в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" по его запросу сведений о реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, организациям и индивидуальным предпринимателям - участникам внешнеэкономической деятельности из налоговых деклараций по указанному налогу.";
б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:
"11. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение указанных сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, плательщиках страховых взносов, поступившие от налоговых органов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления для осуществления оценки налоговых расходов в соответствии со статьей 1743 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, поступившим от налоговых органов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих органов.".
Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340, 3341; 2001, № 1, ст. 18; № 23, ст. 2289; № 33, ст. 3413, 3429; № 49, ст. 4554; № 53, ст. 5051; 2002, № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3021, 3027, 3033; 2003, № 1, ст. 2, 6; № 21, ст. 1958; № 28, ст. 2886; № 46, ст. 4435; № 50, ст. 4849; № 52, ст. 5030; 2004, № 27, ст. 2711, 2715; № 31, ст. 3231; № 34, ст. 3518, 3520, 3522, 3524, 3525; № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; № 49, ст. 4840; 2005, № 1, ст. 9, 30, 38; № 24, ст. 2312; № 27, ст. 2710, 2717; № 30, ст. 3104, 3117, 3118, 3129, 3130; № 43, ст. 4350; № 52, ст. 5581; 2006, № 1, ст. 12; № 10, ст. 1065; № 23, ст. 2382; № 27, ст. 2881; № 31, ст. 3433, 3436, 3443, 3452; № 43, ст. 4412; № 45, ст. 4627, 4628; № 50, ст. 5279, 5286; 2007, № 1, ст. 7, 20, 31, 39; № 13, ст. 1465; № 21, ст. 2461, 2462; № 22, ст. 2563; № 23, ст. 2691; № 31, ст. 3991, 4013; № 45, ст. 5416, 5417; № 46, ст. 5553, 5557; № 49, ст. 6045, 6071; № 50, ст. 6237, 6245; 2008, № 18, ст. 1942; № 27, ст. 3126; № 30, ст. 3591, 3614, 3616; № 42, ст. 4697; № 48, ст. 5504, 5519; № 49, ст. 5723; № 52, ст. 6218, 6219, 6227, 6237; 2009, № 1, ст. 13, 19, 31; № 11, ст. 1265; № 18, ст. 2147; № 23, ст. 2772; № 29, ст. 3582, 3598, 3625, 3639; № 30, ст. 3735, 3739; № 39, ст. 4534; № 45, ст. 5271; № 48, ст. 5726, 5731, 5733, 5734, 5737; № 51, ст. 6153, 6155; № 52, ст. 6444, 6450, 6455; 2010, № 15, ст. 1737; № 19, ст.
Читайте также: