Новая форма налоговой проверки
Опубликовано: 14.04.2024
Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки - только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.
Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать - читайте далее.
Какие проверки
Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.
Виды проверок / Свойства
Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.
Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.
по заявлению потребителей либо третьих лиц.
Основание для визитов налоговых инспекторов
Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).
отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;
если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);
обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;
нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;
обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;
отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.
Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.
Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:
Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.
Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.
Истребование документов у налогоплательщика,
Истребование документов у контрагентов,
Участие переводчика или стороннего эксперта,
Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.
Выездная налоговая проверка - проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.
Срок проведения - 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).
требование документов (информации),
получение экспертного заключения,
Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.
По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).
Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.
Актуальный ежегодный график планов проверок
Сайт Генеральной прокуратуры РФ.
Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.
Скриншот результата проверки
В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.
На 2021 год мораторий продлен
Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.
Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:
осуществляющие деятельность в социальной сфере,
сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,
предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.
Кроме этого, государственный орган контроля проверит:
компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;
субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);
Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.
ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление
Подготовьте следующие документы:
Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).
Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.
Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.
Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.
Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.
В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.
Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.
В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании
Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.
Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.
Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.
Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.
Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).
Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).
Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.
Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.
Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.
Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.
Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:
информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;
обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;
меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;
объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;
консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;
самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;
профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.
Сдаем налоговую отчетность в 3 клика
Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.
рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные
формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС
создают счета и договора
напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.
Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.
Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.
Дата публикации: 02.04.2021
С 2016 года в России появилась новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг. До сих пор это было доступно только крупным налогоплательщикам, но с 2022 года к мониторингу могут присоединиться и некоторые представители среднего бизнеса. Рассказываем в чём заключается налоговый мониторинг, какие преимущества даёт и как стать его участником.
Что такое налоговый мониторинг
Суть мониторинга в том, что налоговые инспекторы получают доступ к учётной базе организации и контролируют правильность начисления и уплаты налогов. Взамен организацию освобождают от камеральных и выездных проверок за этот период, но есть исключения.
Порядок проведения мониторинга прописан в разделе V.2 НК РФ. Чтобы участвовать в налоговом мониторинге, нужно подать заявление в инспекцию ФНС по месту регистрации организации.
Участники налогового мониторинга
На 2021 год приём заявлений на налоговый мониторинг уже завершён. Чтобы привлечь к мониторингу больше организаций, с 2022 года требования будут снижены, изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2020 № 470-ФЗ.
Плюсы и минусы налогового мониторинга
Чем выгодно добровольно раскрывать свои карты налоговикам:
- компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
- в период действия налогового мониторинга не будут проводиться камеральные и выездные проверки. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом;
- в процессе мониторинга организация может сразу узнать о найденных ошибках и противоречиях и урегулировать эти вопросы без штрафов;
- если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с инспекторами и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут, если мотивированное мнение составлялось не на основании искажённых данных.
Если организация, участвующая в мониторинге не представит в срок декларации, ответственность будет та же, что и для всех остальных.
К недостаткам можно отнести постоянный налоговый контроль со стороны ИФНС, риск утечки конфиденциальной информации и большие требования к системе внутреннего контроля в организации.
Как стать участником мониторинга
Организации, которая хочет участвовать в мониторинге и соответствует его критериям, нужно подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации.
Нельзя заявиться на мониторинг только по отдельным налогам.
ФНС России утвердила официальную форму заявления приказом № ММВ-7-15/323 от 21.04.2017, но лучше использовать форму рекомендованную Письмом ФНС России №БВ-4-23/13939@ от 31.08.2020.
Срок подачи заявления — до 1 июля года, который предшествует периоду мониторинга. К заявлению нужно приложить следующие документы:
- регламент информационного взаимодействия. Форма регламента по Приказу ФНС России от 21.04.2017 №ММВ-7-15/323@;
- информацию о физических или юридических лицах, чья доля участия в организации превышает 25%;
- действующую учётную политику организации для целей налогообложения;
- информацию об организации внутреннего контроля в компании. Она должна соответствовать требованиям, установленным Приказом ФНС России от 16.06.2017 №ММВ-7-15/509@.
До 1 ноября налоговая инспекция рассматривает полученные материалы и в течение пяти рабочих дней принимает решение:
- провести налоговый мониторинг. В этом случае организации отправят уведомление по форме, указанной в приложении №5 к Приказу ФНС России № ММВ-7-15/323@ от 21.04.2017;
- отказать в проведении мониторинга — организация получит уведомление по форме в приложении №6 к Приказу № ММВ-7-15/323@.
Отказать могут из-за несоответствия критериям, либо несоответствия системы внутреннего контроля или информационного взаимодействия установленным требованиям.
При положительном решении мониторинг начинается с 1 января следующего года. Если организация не захочет продолжать мониторинг в течение второго года, нужно подать в налоговую заявление об отказе не позднее 1 декабря контролируемого года. Если такого заявления не будет, мониторинг автоматически продлевается ещё на два календарных года. То есть если компания заявилась в 2020 году и в течение 2021 года является участником мониторинга, то чтобы в 2022 году мониторинга не было, нужно подать заявление об отказе до 1 декабря 2021 года. Если заявления не будет, мониторинг продлится в 2022 и 2023 годах.
Период мониторинга
Мониторинг охватывает один календарный год: с 1 января по 31 декабря. Налоговая инспекция должна завершить его до 1 октября следующего года.
Например, в компании налоговый мониторинг будет проводиться с 1 января по 31 декабря 2022 года. Инспекция ФНС в срок до 1 октября 2023 года обязана завершить проверку деятельности этой компании за 2022 год и предоставить все необходимые документы.
Если организация нарушает регламент взаимодействия, не предоставляет документы или даёт недостоверные сведения, мониторинг могут прекратить досрочно. Инспекция ФНС письменно сообщит об этом организации в течение 10 рабочих дней после возникновения обстоятельств, но не позднее 1 сентября следующего за контрольным года.
Как проходит мониторинг
Налоговая инспекция проводит его на своей территории на основе деклараций и учётных данных из базы, куда организация даёт доступ.
Налоговики имеют право:
- запрашивать документы, информацию по расчётам и уплате налогов, сборов, страховых взносов;
- требовать письменные или устные пояснения по существу запроса;
- привлекать специалистов и экспертов.
Документы или информацию по запросам нужно отправлять в налоговую инспекцию в виде заверенных копий:
- в бумажном виде — через уполномоченного представителя или по почте;
- в электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи.
На подготовку документов у организации есть 10 дней. Если этого времени недостаточно, можно попросить отсрочку. Повторно запрашивать одни и те же документы налоговики не могут.
Если инспекторы находят недочёты или ошибки, они отправляют организации мотивированное мнение. Это можно сделать максимум до 1 июля года, следующего за периодом мониторинга. Если у организации нет возражений, она обязана исполнить предписания налоговиков.
Мотивированное мнение налоговиков может запросить и сама организация, если в чём-то сомневается, и тоже не позднее 1 июля года, следующего после периода мониторинга.
Если налоговики обнаружат несоответствия по исчислению или уплате налогов и сборов — они отправляют мотивированное мнение в течение 5 рабочих дней. Когда сомнения есть у самой организации, она запрашивает мотивированное мнение у налоговой инспекции. Если у организации остались не исполненные мотивированные мнения, не позднее 1 декабря следующего за контрольным года налоговики должны об этом сообщить.
Автор: Шелег Е. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Налоговый мониторинг – форма налогового контроля, применяемая только к крупным организациям, причем на их добровольной основе (по заявлению при утвердительном решении налогового органа). Но для того чтобы попасть под этот вид контроля, необходимо соблюсти определенные условия, прописанные в разд. V.2 НК РФ.
С июля 2021 года они заработают в обновленном виде – соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2020 № 470-ФЗ (далее – Закон № 470-ФЗ). Об этом поговорим далее и напомним основные моменты по теме.
Какова суть налогового мониторинга?
Налоговый мониторинг предоставляет возможность налогоплательщику взаимодействовать с налоговым органом в режиме реального времени: первый раскрывает информацию, второй, получая доступ к данным бухгалтерского и налогового учета организации, проводит анализ. Обнаружив нарушение, инспекция составляет мотивированное мнение (а не решение о привлечении к ответственности!). Мотивированное мнение может быть составлено и по заявлению налогоплательщика.
Таким образом, налоговый контроль ведется непрерывно.
Кто может участвовать в налоговом мониторинге?
Согласно п. 3 ст. 105.26 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ перейти на налоговый мониторинг могут организации, у которых по итогам года, предшествующего году представления заявления о проведении налогового мониторинга, будут выполнены следующие условия в совокупности:
общая сумма НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, НДПИ и страховых взносов составляет не менее 100 млн руб. (прежде – 300 млн руб.);
доходы по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности составили не менее 1 млрд руб. (прежде – не менее 3 млрд руб.);
балансовая стоимость активов (на 31 декабря) составляла не менее 1 млрд руб. (прежде – не менее 3 млрд руб.).
Обратите внимание: в расчет общей суммы налогов и страховых взносов включаются налоги, которые уплачивает (перечисляет) как налогоплательщик, так и налоговый агент.
А вот НДС и акцизы, которые нужно уплатить при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, в расчет не включаются.
Все эти условия должны выполняться, если на момент подачи заявления мониторинг не проводится.
Для организации, уже «включившейся» в налоговый мониторинг, а также для организации, являющейся участником КГН (в том числе ответственным участником этой группы), выполнение названных условий для принятия решения о проведении мониторинга в соответствии со ст. 105.27 НК РФ не является обязательным.
Как подать заявление на проведение налогового мониторинга?
Заявление о проведении налогового мониторинга организация представляет в налоговый орган по месту своего нахождения (по месту ее учета – для крупнейших налогоплательщиков) не позднее 1 сентября (ранее – не позднее 1 июля) года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг (п. 1 ст. 105.27 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).
Для перехода на налоговый мониторинг с 2021 года рекомендуется использовать заявление, направленное Письмом ФНС России от 31.08.2020 № БВ-4-23/13939@.
Обратите внимание: организация, подавшая заявление о проведении налогового мониторинга, до принятия налоговым органом соответствующего (положительного либо отрицательного) решения может отозвать его на основании письменного заявления. При таких обстоятельствах заявление не считается представленным (п. 3 ст. 105.27 НК РФ).
Какие еще документы (информацию) нужно представить?
С заявлением о проведении налогового мониторинга также представляются (п. 2 ст. 105.27 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ):
регламент информационного взаимодействия (его содержание представлено в п. 6 ст. 105.26 НК РФ; в случае неполного информирования налоговый орган не позднее месяца со дня получения заявления сообщает об этом организации с требованием представить в течение 10 дней необходимые пояснения и (или) внести соответствующие изменения в регламент);
информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 %;
учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, включающая информацию о порядке отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета;
внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.
К сведению: для целей проведения налогового мониторинга под системой внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе для достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, оценки, минимизации и (или) устранения рисков неправильного исчисления (удержания), неполной и (или) несвоевременной уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов организации в целях выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации (п. 7 ст. 105.26 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).
Как налоговый орган принимает решение о проведении налогового мониторинга?
По результатам рассмотрения заявления о проведении налогового мониторинга и документов (информации), представленных организацией, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, принимает одно из следующих решений (п. 4 ст. 105.27 НК РФ):
1) о проведении налогового мониторинга;
2) об отказе в проведении налогового мониторинга. Такое решение должно быть мотивированным. Основания для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга перечислены в п. 5 ст. 105.27 НК РФ.
Каковы сроки проведения налогового мониторинга?
В силу п. 4 ст. 105.26 НК РФ налоговый мониторинг проводится за календарный год (продлевать его можно неограниченное количество раз). Этот срок начинается с 1 января года указанного периода и оканчивается 1 октября года, следующего за этим периодом (п. 5 ст. 105.26 НК РФ).
Когда налоговый орган вправе продлить налоговый мониторинг?
В Налоговом кодексе закреплено право на автоматическое продление налогового мониторинга на следующий год в случае, если налогоплательщик не представил до 1 декабря года, за который проводится налоговый мониторинг, заявление об отказе в его проведении (п. 7 ст. 105.27 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ). Таким образом, подавать каждый год заявление не нужно.
Особые положения для продления налогового мониторинга предусмотрели и при подаче уточненной декларации. О таком решении (оно принимается руководителем налогового органа или его заместителем до окончания срока, указанного в абз. 1, – 1 октября года, следующего за годом проведения мониторинга) налоговый орган уведомляет организацию в течение 5 дней со дня принятия решения.
В частности, налоговый орган вправе продлить налоговый мониторинг (п. 6 ст. 105.26 НК РФ (в редакции Закона № 470-ФЗ):
не более чем на 3 месяца – если налогоплательщик представит в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за 3 месяца до окончания срока проведения мониторинга уточненную налоговую декларацию (уточненный расчет) за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен мониторинг;
не более чем на 6 месяцев – если налогоплательщик представит в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за 6 месяцев до окончания срока проведения мониторинга «уточненку» по НДС (акцизу) с суммой налога к возмещению, за налоговый период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг.
К сведению: в случае представления налоговой декларации (расчета) или «уточненки» (декларации, расчета) за налоговый (отчетный) период года, за который проведен налоговый мониторинг, такая отчетность проверяется в рамках проведения налогового мониторинга, срок проведения которого не окончен.
При каких обстоятельствах налоговый мониторинг прекращается досрочно?
Случаи досрочного прекращения налогового мониторинга указаны в ст. 105.28 НК РФ (в редакции Закона № 470-ФЗ):
1) неисполнение организацией регламента информационного взаимодействия;
2) выявление налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе мониторинга;
3) систематическое (2 раза и более) непредставление или несвоевременное представление налоговому органу в ходе мониторинга документов (информации), пояснений в порядке, предусмотренном ст. 105.29 НК РФ.
Обратите внимание: налоговый орган уведомляет (в электронной форме) организацию о наличии основания для досрочного прекращения мониторинга в течение 10 дней со дня установления обстоятельств для этого.
Последующие 10 дней (со дня получения уведомления) отводятся организации для принятия ею мер по устранению указанных обстоятельств (разумеется, если такая возможность имеется) и уведомления налоговиков об этом либо представления пояснений и документов (при наличии), подтверждающих отсутствие оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга (п. 1.1 ст. 105.28 НК РФ, введенный Законом № 470-ФЗ).
Пояснения и прилагаемые к ним документы (при наличии) представляются в налоговый орган в электронной форме по ТКС и (или) посредством предоставления доступа к таким документам через информационные системы организации в случае получения к ним доступа налогового органа.
По результатам рассмотрения уведомления об устранении обстоятельств для досрочного прекращения налогового мониторинга или пояснений с документами либо (при отсутствии таковых) налоговый орган в течение 10 дней со дня истечения срока для представления документов принимает решение о досрочном прекращении налогового мониторинга или уведомляет (в электронной форме) организацию об отсутствии оснований для досрочного прекращения мониторинга.
Каков порядок устранения выявленных в ходе мониторинга нарушений?
Если при проведении мониторинга выявлены противоречия между представленными сведениями либо несоответствия между представленными и имеющимися у налогового органа сведениями, он сообщает об этом организации – той отводится 5 дней, чтобы представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления (п. 2 ст. 105.29 НК РФ).
Если таковые не дали результатов и факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов, сборов, страховых взносов, будет установлен, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение. Организацию уведомят (в течение 10 дней) о наличии оснований для составления мотивированного мнения в порядке, предусмотренном ст. 105.30 НК РФ (п. 2.1, введенный в ст. 105.29 НК РФ Законом № 470-ФЗ).
Обратите внимание: в уведомлении указываются документально подтвержденные факты, свидетельствующие о нарушениях, выявленные в ходе мониторинга, а также выводы и предложения налогового органа по устранению выявленных нарушений.
Организация в течение 15 дней со дня получения такого уведомления вправе представить налоговикам необходимые пояснения или внести соответствующие исправления, сообщив об этом налоговому органу в электронной форме по ТКС и (или) через свои информационные системы, к которым предоставлен доступ налоговому органу. И только если после этого нарушения останутся, инспекция составит мотивированное мнение.
Обратите внимание: мотивированное мнение направляется организации в течение 5 дней со дня его составления. Оно может быть составлено в течение срока проведения налогового мониторинга (п. 3 ст. 105.30 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).
При проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (п. 3 ст. 105.29 НК РФ). Такая информация может быть передана в электронной форме или через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу. Не запрещено представлять документы и на бумажном носителе (в виде заверенных организацией копий), которые могут быть переданы в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов). Истребуемые информация или пояснения могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (п. 4 ст. 105.29 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).
Обратите внимание: в ходе проведения мониторинга налоговый орган не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией (ее представителем) копий на бумажном носителе или в электронной форме, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью организации (ее представителя).
Вправе ли организация составить запрос о предоставлении мотивированного мнения?
К сведению: запрос о предоставлении мотивированного мнения в отношении сделки (совокупности взаимосвязанных сделок), операции (операций), а также иных фактов хозяйственной жизни может быть направлен организацией не позднее 1 июля года, следующего за периодом, в котором они были совершены.
Запрос о представлении мотивированного мнения и прилагаемые к нему документы (при их наличии) направляются в налоговый орган в электронной форме по ТКС либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу (п. 4.3, введенный в ст. 105.30 НК РФ Законом № 470-ФЗ).
Мотивированное мнение по запросу организации должно быть направлено ей в течение месяца со дня получения налоговиками запроса. Вместе с тем указанный срок может быть продлен на месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения. Об этом налоговый орган сообщает организации в электронной форме в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения (п. 5 ст. 105.30 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).
Если организация согласна с мотивированным мнением, в течение месяца с даты его получения она должна сообщить об этом и подтвердить (в том числе документально) выполнение указаний инспекцией (п. 6 ст. 105.30 НК РФ). Организации также следует уведомить налоговый орган, который составил мотивированное мнение в отношении планируемых сделок (операций) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), о начале совершения (об отказе от совершения) таких сделок (операций) не позднее месяца со дня начала их совершения (отказа от их совершения) (п. 6 ст. 105.30 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).
К сведению: уведомление и прилагаемые к нему документы (при их наличии), подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения, представляются в налоговый орган в электронной форме либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.
В случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение месяца со дня его получения представляет разногласия в налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение (п. 8 ст. 105.30 НК РФ). После этого проводится взаимосогласительная процедура.
Как проверяют участников налогового мониторинга?
В силу п. 1.1 ст. 88 НК РФ (в редакции Закона № 470-ФЗ) при представлении в течение срока проведения налогового мониторинга налоговой декларации (расчета) или «уточненок» за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится. Исключение – случай досрочного прекращения мониторинга менее чем через 3 месяца со дня представления такой декларации (расчета). При этих обстоятельствах «камералка» проводится со дня, следующего за днем досрочного прекращения налогового мониторинга.
Налоговые органы не вправе проводить и выездные налоговые проверки (ВНП) за период, за который проводится (проведен) налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика. Исключением являются следующие случаи (п. 5.1 ст. 89 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ):
1) проведение ВНП вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
2) досрочное прекращение налогового мониторинга;
3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг. В этом случае решение о проведении ВНП выносится налоговым органом не позднее 2 месяцев со дня истечения указанного срока;
4) представление налогоплательщиком в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, «уточненок» (декларации, расчета) за период, когда он проводился, с уменьшением суммы налога или взносов, увеличением суммы возмещения НДС и акцизов либо увеличением суммы убытка.
В статье освещены основное моменты налогового мониторинга с акцентом на изменения, которые вступят в силу с 01.07.2021. Переход на этот вид контроля упрощается: снижаются лимиты по доходам и активам с 3 млрд до 1 млрд руб., по уплаченным налогам – с 300 млн до 100 млн руб.
Взаимодействие налоговых органов и участников системы налогового мониторинга будет осуществляться не только через личный кабинет налогоплательщика, но и через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.
Исключаются основания для проведения камеральных налоговых проверок, что обеспечит непрерывность налогового мониторинга.
Заявить о переходе на мониторинг можно будет до 1 сентября.
02-04 марта 2021
г. Москва, офлайн/онлайн
Брызгалин Аркадий Викторович
Сасов Константин Анатольевич
Смирнова Татьяна Степановна
Разгулин Сергей Викторович
Савицкий Алексей Анатольевич
Время проведения: 10:00-17:00
Стоимость для членов ПНК:
- проживающих в Москве и Московской области - 14 000 руб./16 000 руб. (при оплате физ. лицом / организацией)
- проживающих в других регионах России – 7 000 руб. /8 000 руб. (при оплате физ. лицом / организацией)
Стоимость для иных лиц:
- 18 000 руб. / 20 000 руб. ( при оплате физ. лицом / организацией)
Условия: единовременная 100% предоплата и отсутствие задолженности по членским взносам, включая 2020 год.
Участие в практикуме идет в зачет 36 часов повышения квалификации.
Дополнительная информация.
Участники практикума имеют возможность заключить договор об образовании и получить налоговые преимущества:
- получить социальный вычет по НДФЛ в части расходов на обучение (пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ);
- признать в расходах стоимости обучения работников в целях налога на прибыль (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Программа прак тикума
Налоговые проверки и новые полномочия налоговых органов в 2021 году. Доминанты налогового контроля.
Налоговый контроль: дорожная карта ФНС на 2021 – 2023 г.г.
▫ Изменения в законодательстве по проведению мероприятий контроля в 2021 г. Осуществление дистанционного контроля и инспекторских визитов.
▫ Новый Закон о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле.
▫ Основные критерии налоговых рисков в 2021 г.
▫ Контроль банков за движением денежных потоков на счетах компаний. В каких случаях безналичные расчеты могут заинтересовать Росфинмониторинг.
Оперативная налоговая проверка как новая форма контроля бизнеса.
▫ Интеграция законодательства о ККТ в Налоговый Кодекс: текущие и планируемые поправки.
▫ Процедура проведения оперативной проверки. Права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков.
Представление налоговых деклараций, расчетов.
▫ Расчет штрафа за нарушение срока представления декларации (расчета).
▫ Лица, обязанные представлять отчетность в электронной форме.
▫ Ответственность налогового агента за недостоверные сведения. Условия освобождения от ответственности.
▫ «Ответственное» обособленное подразделение для сдачи отчетности и уплаты налогов. Процедуры уведомления налоговых органов, особенности уплаты налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество организаций.
▫ Изменения в контроле за уплатой имущественных налогов.
Камеральные, выездные, встречные проверки: новации 2021 года, актуальные проблемы и рекомендации эксперта
Автоматическая система контроля за уплатой НДС: как налоговые органы разоблачают схемы необоснованного возмещения НДС.
▫ Когда стоит добровольно уточнить свои обязательства по НДС.
▫ Важные судебные решения по НДС (КС РФ, ВС РФ), которыми должны руководствоваться налоговые инспекторы и налогоплательщики.
▫ Дробление бизнеса – уклонение от уплаты налогов или разумные хозяйственные цели? Как контролирующие органы борются с противозаконными налоговыми схемами и фирмами – «однодневками».
▫ Пределы осуществления прав по статье 54.1 НК РФ. Условия уменьшения налоговой базы (суммы подлежащих уплате налогов). Исполнение обязательства стороной договора, заключенного с налогоплательщиком - проявление налогоплательщиком должной осмотрительности. Риски отказа налогоплательщику в уменьшении налоговой базы.
▫ Налоговая реконструкция и ст. 54.1 НК РФ. Новый подход ВС РФ и ФНС к проявлению должной осмотрительности и доказательствам деловой цели сделки. Как защититься в 2021 г., если контрагента признали техническим.
▫ Последствия пропуска налоговым органом срока проведения проверки.
Вызов на рабочую группу по побуждению налогоплательщика к исполнению / утончению своих налоговых обязательств в связи с совершением операцией, имеющих признаки «схемных» с контрагентами «среднего» и «высокого» уровня риска: как провести встречу в налоговой с наименьшими потерями
Отмена комиссий по легализации налоговой базы по НДФЛ и базы по страховым взносам: что взамен
▫ Как налоговики выявляют «конвертные» схемы выплаты зарплаты.
▫ Совместные проверки налоговых органов и трудовой инспекции по переквалификации гражданско-правовых договоров в трудовые: последствия для налогоплательщиков.
Выездная, встречная проверки: процедуры проведения, границы действия налоговых органов.
▫ Решение о проведении выездной налоговой проверки: условие назначения, «глубина» проверки, вопросы проверки, состав проверяющей группы.
▫ Исчисление срока проверки.
▫ Продление, приостановление проверки.
▫ Вероятность назначения повторной налоговой проверки.
▫ Как подготовиться к проведению налоговой проверки: рекомендации адвоката.
▫ Правила поведения персонала компании во время проверки.
▫ Аудит документов компании в преддверии налоговой проверки: на что обратить внимание.
Допросы и опросы в ходе камеральной, выездной, встречной проверки: особенности, процедуры и правила.
▫ Права налоговых органов при проведении допросов и опросов.
▫ Кто может быть допрошен в качестве свидетелей.
▫ Действия налогоплательщика при вызове на допрос: что важно знать о своих правах и обязанностях.
▫ Особенности подготовки к допросу (инструктаж персонала, выработка и донесение позиции, «управление» показаниями). Участие представителей организации при проведении допроса работника.
▫ Типичные уловки инспекторов на допросе и тактика поведения налогоплательщиков: советы налогового адвоката.
▫ Документальное оформление результатов допроса: на что обратить внимание.
▫ Критерии допустимости доказательств, полученных в ходе допроса.
▫ Оспаривание протокола допроса: судебная практика.
Осмотр территории и помещений, выемка документов предметов: что вправе и не вправе делать налоговые органы. Основание проведения и протокол осмотра.
Затягивание проверки налоговыми органами – нарушение прав налогоплательщика: как бороться.
Акт по итогам проверки. Подготовка возражений к акту, к дополнению к акту.
Как урегулировать налоговый спор на досудебной стадии.
Как формируется практика досудебного оспаривания по налоговым спорам.
Рассмотрение материалов проверки руководителем инспекции как инструмент налоговой медиации. Участие налогоплательщика в рассмотрении материалов налоговой проверки. Как изучать материалы проверки с точки зрения оценки возможностей досудебного урегулирования спора. Уточненные декларации и смягчающие обстоятельства.
Подготовка письменных возражений на акт проверки: практические советы (доказательства, аргументация, подготовка и предоставление письменных и иных доказательств).
Доказательства и доказывание в рамках досудебного и судебного оспаривания требований ФНС.
Налоговая экспертиза как инструмент урегулирования налоговых споров.
▫ Порядок рассмотрения материалов в иерархии налоговых органов (Инспекция – УФНС –ФНС). Апелляционное обжалование в вышестоящих налоговых органах. Требование к форме жалобы. Отмена решения по камеральной проверке вышестоящим налоговым органом. Особенности подачи возражений, жалоб и обращений на бумажном носителе, по ТКС, через сайт ФНС.
Налоговые рассрочки и мировые соглашения.
Согласительные процедуры (рассрочки и отсрочки, мировые соглашения).
Мировые соглашения с ФНС: анализируем практику.
Налоговый спор в суде: как повысить шансы на успех.
▫ Что такое «налоговый спор» и его основные стадии; чем налоговый спор отличается от иных экономических споров.
▫ Как предотвратить налоговый спор? Самозащита на уровне налоговой проверки.
▫ 4 вида судебных налоговых споров и их особенности.
▫ Как правильно подготовить заявление и материалы для суда.
▫ Теория спора и тактика аргументации, как располагать доводы; формальная логика для судебного процесса; тактика успешного аргументирования и полемики.
▫ Доказательства и доказывание: подготовка и представление письменных и иных доказательств.
▫ Психология и эмоциональные особенности судебного налогового спора. Эффективные приемы и чего никогда нельзя делать в налоговом споре.
▫ Типичные ошибки судебных представителей. Многочисленные примеры из конкретных дел.
В 2018 году налоговые органы в полной мере используют ст. 54.1 НК РФ при проведении мероприятий налогового контроля. Как в связи с этим изменился характер проверок и на что нужно обращать внимание налогоплательщикам?
Юрист компании «Туров и партнеры» Денис Морозов объясняет , какие изменения претерпели налоговые проверки в этом году, на какие особенности должны обращать внимание предприниматели и как лучше всего подготовиться к выездной проверке.
19 августа 2017 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, согласно которым введена ст. 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». В 2018 году налоговые органы в полной мере используют эту статью при проведении мероприятий налогового контроля. Основной причиной доначислений является невозможность налогоплательщика доказать проявление должной осмотрительности при выборе контрагентов.
Налогоплательщикам запрещено уменьшать налогооблагаемую базу и принимать вычеты при наличии одного из следующих оснований:
- Искажены сведения о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
- Основной целью совершения сделки являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
- Обязательство по сделке исполнено не лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком. Исключением является, передача обязательств по исполнению сделки иному лицу по закону или договору.
Обстоятельства, которые не могут сами по себе служить основанием для предъявления налоговых претензий (п. 3 ст. 54.1 НК РФ):
1) первичные учетные документы подписаны неустановленным или неуполномоченным лицом;
2) контрагент нарушил налоговое законодательство;
3) налогоплательщик мог получить тот же результат экономической деятельности при совершении иных сделок (операций).
Положения п. 2 ст. 54.1 Кодекса не предусматривают для налогоплательщиков негативных последствий за неправомерные действия контрагентов второго, третьего и последующих звеньев.
Налоговые претензии возможны только при доказывании налоговым органом факта нереальности исполнения сделки (операции) контрагентом и несоблюдении налогоплательщиком установленных п. 2 ст. 54.1 Кодекса условий (Письмо ФНС РФ от 16.08.2017 N СА-4-7/16152@).
Обязанность проверять контрагента в законе не установлена. Тем не менее, с учетом ст. 54.1 НК РФ и рекомендаций по применению положений ст. 54.1 НК РФ (Письмо ФНС РФ от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@) проявление должной осмотрительности важно для доказательства добросовестности налогоплательщика и контрагента.
В целях самостоятельной оценки рисков при выборе контрагентов налогоплательщики могут использовать общедоступные критерии оценки рисков, отраженные в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
На что обращает внимание налоговая
- Отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров.
- Отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность.
- Отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность.
- Отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей.
- Отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам.
- Отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.
Какие документы и какую информацию затребует налоговая служба относительно действий налогоплательщика при осуществлении выбора контрагента
- документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбора контрагента;
- источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах контрагента);
- результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов;
- документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.);
- деловую переписку с контрагентом.
8 изменений в налоговом администрировании 2017 года
Годом ранее произошло много других изменений, о которых рассказывал на вебинаре «Выездные налоговые проверки в 2017 году» аудитор и налоговый адвокат Александр Матиташвили.
1. Уплатить налоги и сборы за компанию праве третьи лица (поправки в п. 1 ст. 45 НК РФ).
Такое правило действует с 30 ноября 2016 года. Также с 1 января 2017 года третьи лица могут уплатить за компанию страховые взносы.
В настоящее время в п. 1 ст. 45 НК РФ сказано, что уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом, но это лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы уплаченного налога за налогоплательщика.
2. С 1 января 2017 года процесс взыскания налогов с поручителей для налоговиков упростился (поправки в п. 3 ст. 74 НК РФ).
Теперь инспекторы вправе взыскать неуплаченный налог с поручителей во внесудебном порядке. В 2016 году такое взыскание налоговый орган мог произвести только с привлечением судов.
3. С 1 октября 2017 года сумма пени за просрочку по налогу будет зависеть от периода просрочки (поправки в п. 4 ст. 75 НК РФ).
Организация, которая опоздала с уплатой налога более чем на 30 дней, должна будет заплатить пени исходя из расчета 1/150 ставки рефинансирования. За период просрочки до 30 дней включительно пени рассчитываются исходя из старой ставки — 1/300 ставки рефинансирования.
До 1 октября 2017 года при расчете пени количество дней просрочки роли не играет.
4. С 1 января 2017 года компания, не подав пояснения в инспекцию, рискует получить штраф по ст. 129.1 НК РФ.
Размер штрафа составляет 5 000 руб. Если в течение календарного года допускается повторное нарушение, то штраф увеличивается до 20 000 руб.
Инспекторы вправе запросить у компании пояснение в трех случаях (п. 3 ст. 88 НК РФ): 1) если компания заявляет в декларации убыток; 2) если организация показывает в уточненной декларации налог к уменьшению; 3) если инспекторы находят в декларации ошибки и противоречия.
5. Налоговики получили полный доступ к информации о движении денежных средств не только проверяемого налогоплательщика, но и всех его контрагентов.
Благодаря Федеральному закону от 03.07.2016 № 240-ФЗ инспекторы имеют право запрашивать в банках справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) иностранных организаций, реорганизованных или ликвидированных организаций, которые являются контрагентами тех лиц, в отношении которых проводится налоговая проверка либо у которых истребуются документы.
7. Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ дает право налогоплательщикам лично участвовать в рассмотрении апелляционной жалобы.
Такое правило касается не всех решений по выездным налоговым проверкам и применяется в двух случаях: когда при рассмотрении апелляционной жалобы выявлены противоречия в сведениях, которые содержатся в материалах налоговиков, и если информация, представленная компанией, не соответствует тем данным, которые есть у налоговой инспекции.
8. Начали действовать более строгие правила для компаний, обязанных представлять налоговые декларации по телекоммуникационным каналам связи.
Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ устанавливает срок, в течение которого налогоплательщики обязаны организовать электронный документооборот с инспекцией, — не более 10 дней со дня возникновения обязанности по сдаче налоговой отчетности в электронном виде.
За эти 10 дней налогоплательщику надо успеть: заключить договор с оператором электронного документооборота; получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи; если за онлайн-взаимодействие налогоплательщика с налоговой инспекцией отвечает уполномоченный представитель организации, представить в инспекцию документ, подтверждающий полномочия этого представителя. Если за 10 дней налогоплательщик не успевает выполнить все требования, налоговики могут заблокировать его расчетный счет.
Дополнительные мероприятия налогового контроля в рамках выездных налоговых проверок
Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ со 2 июня 2016 года разрешил налогоплательщикам подавать возражения по результатам дополнительного контроля. Благодаря этому закону в Налоговом кодексе теперь четко прописано, что, если налогоплательщик пишет заявление о том, что хочет ознакомиться с материалами дополнительного контроля, то налоговая инспекция в двухдневный срок должна обеспечить ему такую возможность.
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения фактов совершения налоговых правонарушений либо руководитель налоговой инспекции, либо заместитель руководителя вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.
В решении о назначении дополнительных мероприятий указываются:
- обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения дополнительных мероприятий;
- конкретный срок;
- форма проведения дополнительных мероприятий.
В качестве дополнительных мероприятий производится истребование документов, допрашиваются свидетели, заказывается проведение экспертизы.
Форма решения о проведении дополнительных мероприятий утверждена Приказом ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Один экземпляр решения передается налогоплательщику, второй остается у налоговой.
В Письме Минфина РФ от 06.11.2009 № 03-02-08/82 уточняется, что налоговые органы обязаны обеспечить в установленном порядке участие налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов налогового контроля, включая материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. В настоящее время срок для ознакомления налогоплательщика с материалами — не позднее 10 дней с момента завершения дополнительных мероприятий.
Что касается результатов дополнительного контроля, то в Налоговом кодексе ничего не говорится о необходимости налоговиков оформлять какой-либо документ по результатам такого контроля. Хотя суды считают, что инспекция должна оформить письменный документ (акт или справку), в котором бы излагалось, какие процедуры проводились в ходе дополнительного контроля, какие документы были составлены, как документы, добытые в ходе дополнительного контроля, влияют на выводы, которые будут в решении по итогам налоговой проверки (Пост. ФАС УО от 03.09.2008 № Ф09-6220/08-С3; Пост. ФАС СКО от 09.02.2010 № А53-12505/2009).
Если налогоплательщик не согласен с актом, он может представить письменные возражения. Отсутствие письменных возражений не лишает налогоплательщика права давать устные пояснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки, а также представлять документы, опровергающие выводы налоговиков, изложенные в акте налоговой проверки. Инспекция может принять решение о проведении дополнительных мероприятий. Когда налогоплательщика знакомят с документами, добытыми в ходе дополнительных мероприятий, налоговики составляют протокол ознакомления налогоплательщика с результатами дополнительного контроля (Письмо ФНС РФ от 07.08.2013 N СА-4-9/14460@).
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 № 15726/10 говорится, что, если в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля налоговая инспекция обнаруживает какие-то существенные подтверждения своих выводов о нарушениях налогового законодательства, то налогоплательщику обязательно нужно дать время на ознакомление с результатами дополнительного контроля и на подготовку возражений. Если же в ходе дополнительных мероприятий инспекция не нашла существенных аргументов, то тогда решение выносится без обсуждений и возражений.
В рамках дополнительных мероприятий налогового контроля налоговая инспекция не вправе выявлять новые нарушения и записывать в решения новые основания для доначисления налогов (Пост. ФАС МО от 14.05.2010 № КА-А40/3565-10). Она может только перепроверять ранее выявленные нарушения и находить новые аргументы для уже найденных нарушений, описанных в акте.
Количество мероприятий, которые может провести инспекция в рамках дополнительного контроля, не ограничено, главное — уложиться в срок, который отведен для дополнительных мероприятий (Письмо Минфина от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426).
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Читайте также: