Налоговый механизм государственного регулирования доходов физических лиц курсовая

Опубликовано: 21.04.2024

2.3 Налоговый механизм и его элементы

Налоговая политика реализуется через налоговый механизм.

Налоговый механизм — это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики.

Внутреннее содержание налоговой политики формируется в соответствии с сущностью налогов, паритетом двух функций: фискальной и регулирующей, предполагающих равновесие между общегосударственными, корпоративными и личными интересами.

Элементы налогового механизма — планирование, регулирование, контроль.

Налоговое планирование — экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий. В зависимости от периода различают планирование:

  • оперативное;
  • текущее;
  • долгосрочное;
  • стратегическое.

Основная задача налогового планирования — обеспечить качественные и количественные показатели программ социально-экономического развития страны на базе действующих налоговых законов.

На государственном уровне роль налогового планирования определяет анализ поступления налогов, тенденций и факторов роста налогооблагаемой базы и на этой основе — расчет объемов налоговых поступлений в бюджеты.

Налоговое регулирование — система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.

Принципы налогового регулирования:

  • экономическая обоснованность;
  • финансовая целесообразность;
  • сбалансированность интересов.

Основные задачи налогового регулирования — создать общий налоговый климат для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечить преференциальные налоговые условия для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

Налоговое регулирование осуществляется разными способами и методами:

  • способы — льготы и санкции;
  • методы — инвестиционный налоговый кредит, отсрочка, рассрочка, трансферты и др.

Важное средство осуществления политики государства в области регулирования доходов — налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные станки, проводить налоговое регулирование.

Существенный эффект налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков в отдельных регионах, отдельных отраслей и организаций. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно сменить приоритеты в политике регулирования доходов. Роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования разных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особое значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов разных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов разных уровней.

Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система имеет достаточную гибкость, что обеспечивается ежегодным уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие реальной экономической конъюнктуре.

Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики служат налоговые льготы. Это связано с тем, что физическим и юридическим лицам, отвечающим установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.

Налоговые льготы, применяемые в мировой практике налогообложения, трудно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда есть заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности.

Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство прежде всего активизирует воздействие налогового регулятора на экономические процессы. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно развиваются. К наиболее типичным формам налоговых льгот относятся, в частности:

  • полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налогообложения;
  • отнесение убытков на доходы будущих периодов;
  • применение уменьшенной налоговой ставки;
  • освобождение от налога (полное или частичное) определенного вида деятельности или дохода от такой деятельности;
  • освобождение от налога отдельных социальных групп;
  • отсрочка или рассрочка налоговых платежей.

Чаще всего объектом налогового стимулирования становится инвестиционная деятельность. Во многих государствах (в России — до 2002 г.) полностью или частично освобождается от налогообложении прибыль, направляемая на эти цели.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические Проекты; стимулируется создание новых высокотехнологичных импортозамещающих производств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка. Применение отдельных налоговых льгот преследует цель смягчить последствия экономических и финансовых кризисов. Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такие виды налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога.

При взимании налога на доходы или прибыль в ряде стран практикуется отнесение убытков текущего года на прибыль либо на доходы следующего года или следующих лет. В некоторых странах осуществляется налогообложение консолидированных налогоплательщиков, что позволяет в рамках их баланса производить взаимозачет убытков и прибылей. Нередко используются налоговые скидки в виде возврата корпорациям налогов, ранее уплаченных государству, налоговые льготы первым покупателям новых выпусков акций компаний и др. В ряде зарубежных стран предоставляются льготы в зависимости от формы собственности. Например, зачастую объекты, находящиеся в государственной собственности, освобождаются от уплаты земельного налога, устанавливается льготное налогообложение прибыли государственной корпорации. Иногда налоговые льготы предоставляются в зависимости от гражданства в целях стимулирования иностранных инвестиций.

К важному элементу налогового механизма относятся налоговые санкции. Они, с одной стороны, служат в руках государства инструментом, с помощью которого обеспечивается безусловное выполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой стороны, нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.

Принципиальные подходы к регулированию налоговых правоотношений во многих странах определяются основным налоговым законом — Налоговым кодексом.

Конечная цель налогового регулирования — уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан.

Налоговый контроль — комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлений в целях принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения, направленных на приближение фактического исполнения к запланированному. Правильно сформированная налоговая политика и достаточно отлаженный налоговый механизм, учитывающий требования к его построению и функционированию, — это необходимое условие эффективного налогообложения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Содержание работы

· ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….3
· ГЛАВА 1 НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ……………………………………………..5
1.1 Налоги и механизм их действия……………………………………….5
1.2 Виды и роль налогов в регулировании экономики. Налоговый мультипликатор…………………………………………………………….9
· ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
2.1 Формы государственного регулирования налоговых отношений…14
2.2 Методы государственного регулирования налоговых отношений..16
· ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………..19
· СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: ………………………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

· ГЛАВА 1 НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ……………………………………………..5

1.1 Налоги и механизм их действия……………………………………….5

1.2 Виды и роль налогов в регулировании экономики. Налоговый мультипликатор………………………………………… ………………….9

· ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

2.1 Формы государственного регулирования налоговых отношений…14

2.2 Методы государственного регулирования налоговых отношений..16

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Тема курсовой работы является актуальной, так как в условиях рыночного хозяйства первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику имеет регулирующая функция налогов. Представить себе экономику, не регулируемую государством, невозможно, ибо все процессы общественного воспроизводства вкупе с их социально-гуманитарными составляющими в той или иной мере подвержены воздействию государственного участия. Налоговое регулирование и представляет собой систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с. принятой правительством концепцией экономического развития.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности. Ими можно создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий. С их помощью можно повышать конкурентоспособность предприятий на мировом рынке, проводить протекционистскую политику.

Основными задачами данной работы являются:

- изучение видов и роли налогов в государственном регулировании экономики;

- рассмотрение форм и методов государственного регулирования налоговых отношений

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства путем создания необходимых условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

СОДЕРЖАНИЕ

налог доход физическое лицо

. Налоговое регулирование доходов физических лиц

Экономическая сущность налога на доходы физических лиц и его место в налоговой системе РФ

История развития подоходного налогообложения в России

Характеристика налоговой базы, виды налоговых вычетов и порядок исчисления налога на доходы физических лиц

Проблемы налогообложения доходов физических лиц в развитии налоговой реформы

. Организационно-экономическая характеристика предприятия

. Анализ действующего порядка исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц

3.1 Состав и структура уплачиваемых налогов и их роль в экономике предприятия

Порядок исчисления налогооблагаемой базы с применением налоговых вычетов

Применение налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц, расчет налога налоговыми агентами и анализ состояния уплаты в бюджетную систему на предприятии

3.4 Контроль налоговых органов за правильностью исчисления и своевременностью уплаты подоходного налога на доходы

. Проблемы налогообложения доходов физических лиц и пути их решения

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Налог на доходы физических лиц регулируется гл. 23 НК РФ. Данный налог введен в нашей стране в 2001 г. Он заменил собой действовавший раньше подоходный налог с физических лиц, носивший прогрессивный характер. Не только сумма налога, но и налоговая ставка возрастали по мере роста доходов налогоплательщика. Именно прогрессивный подоходный налог действует в большинстве развитых стран.

Между тем в теории налогообложения идея превратить прогрессивный подоходный налог в налог пропорциональный не нова. Ее еще высказывал известный английский философ и экономист Джон Стюарт Милль (1806-1873). Он писал, что облагать более значительные доходы более высоким процентом, нежели мелкие, - значит установить налог на трудолюбие и бережливость, налагать штраф на человека за то, что он работал усерднее и сберег больше своего соседа. Ради общей пользы нужно подвергать ограничению не то состояние, которое заработано, а то, которое не заработано. Справедливое и мудрое законодательство не должно побуждать к тому, чтобы расточались, а не сберегались заработки честного труда.

С точки зрения теории идея единой ставки не представляется бесспорной. Но для практики она привлекательна тем, что с введением единой ставки значительно упростился механизм уплаты налога и снизились затраты на его взимание. Кроме этого, снижение налога стимулировало рост заработной платы в стране, что имеет чрезвычайно важное значение. По уровню оплаты труда Россия значительно отстает от развитых государств. Низкая зарплата не может стимулировать повышение производительности труда и эффективности производства.

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Анализ действующего порядка исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц

Социальные налоговые вычеты

Предоставление социальных налоговых вычетов регулируется статьей 219 НК РФ. Эти налоговые вычеты применяются только к доходам, облагаемым по ставке 13 процентов, при подаче налогоплательщиком декларации и письменного заявления о предоставлении вычетов в налоговый орган по окончании календарного года.

С учетом пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса налоговые декларации с заявлениями о предоставлении социальных вычетов могут быть представлены в течение трех лет после окончания налогового периода (календарного года), в котором налогоплательщиками были произведены указанные расходы.

Законодателем установлены следующие социальные налоговые вычеты:

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 219, вычеты на образование предоставляются при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии (в соответствии со ст.33 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании") или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения (для иностранных образовательных учреждений).

К образовательным учреждениям относятся учреждения дошкольного, общеобразовательного, начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, дополнительного образования и другие.

Налогоплательщик, который оплачивает образовательные услуги за себя, заключает письменный договор с образовательным учреждением от своего имени.

Налогоплательщик-родитель, оплачивающий образовательные услуги за ребенка, не достигшего 18 лет, заключает договор с образовательным учреждением также от своего имени. Если же ребенку исполнилось 18 лет, то договор, как правило, заключается с учащимся.

В договоре должен быть оговорен порядок предоставления платных образовательных услуг, права и обязанности сторон, цена (стоимость услуги) и порядок расчетов.

Для получения социального налогового вычета на образование налогоплательщик должен предоставить в налоговый орган документы, подтверждающие его фактические расходы на обучение.

Вычет предоставляется за весь период обучения в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.

Налогоплательщик-родитель, подавший в налоговый орган заявление о предоставлении ему социального налогового вычета в связи с расходами на обучение детей, предоставляет следующие документы:

справку (справки) о доходах по форме N 2-НДФЛ;

"Справку об оплате обучения для представления в налоговые органы Российской Федерации" по форме, утвержденной приказом МНС РФ от 27 сентября 2001 г. N БГ-3-04/370 по согласованию с Министерством образования РФ.

копию договора с образовательным учреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующих образовательных услуг, заключенного между образовательным учреждением и учащимся либо между образовательным учреждением и налогоплательщиком - родителем учащегося дневной формы обучения;

копии платежных документов, подтверждающие внесение (перечисление) денежных средств образовательному учреждению за обучение ребенка (детей) налогоплательщика;

копию (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) налогоплательщика.

Иванов В.П., работник ФГУП Учхоз ГОУ ПГСХА по месту основной работы получил в 2009 году доход в размере 180 000 рублей. В феврале его доход уже превысил 20 000 рублей. Поэтому Иванов получил стандартные налоговые вычеты только в январе: 400 рублей на себя и 2000 рублей на двоих детей (1000 руб. х 2). С доходов Иванова по месту основной работы был исчислен и удержан налог в размере 23 088 руб. ((180 000 руб. - 400 руб. - 2000 руб.) х 13%). Других доходов Иванов в 2009 году не получал.

Иванов в 2009 году заплатил за обучение своих детей в образовательных учреждениях:

24 000 рублей за дочь в возрасте 19 лет, которая получает высшее образование в вузе по дневной форме обучения;

15 000 рублей за сына в возрасте 10 лет, который обучается в специализированной общеобразовательной школе.

По окончании 2009 года Иванов подал в налоговый орган на предоставление ему социальных налоговых вычетов. К заявлению Иванов приложил:

справку о доходах, полученных в 2009 году, по форме N 2-НДФЛ с основного места работы;

копию договора со специализированной школой на получение образовательных услуг для сына (с копией лицензии и приложения к ней);

копию договора дочери с вузом на получение образовательных услуг (с копией лицензии и приложения к ней);

копии квитанций к приходным кассовым ордерам, подтверждающих факт оплаты обучения детей в образовательных учреждениях;

копии свидетельств о рождении детей.

С учетом предоставленного социального налогового вычета налоговая база по доходам Иванова за 2009 год составила 138 600 руб. (180 000 руб. - 400 руб. - 2000 руб. - 24 000 руб. - 15 000 руб.). Налог на доходы Иванова за 2009 год составил 18 018 руб. (138 600 руб. х 13%). Таким образом, подлежит возврату сумма налога, удержанная по месту основной работы, в размере 5070 руб. (23 088 руб. - 18 018 руб.).

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Анализ современных подходов к определению понятия и сущности налогов позволили сделать следующий вывод, что налог есть категория многоаспектная, носящая в себе не только правовое или экономическое, но и социальное значение. В много сформулированы квалифицирующие признаки налогов и уточнена дефиниция «налог», как обязательный, законодательно установленный платеж, безвозмездно и безэквивалентно взимаемый с физических лиц в бюджет и внебюджетный фонд, предназначенные для реализации экономической и социальной политики государства.

Налоги, будучи экономической категорией и являясь специфическим инструментом реализации политики государства в его взаимодействии с налогоплательщиками, призваны, как обеспечивать доходы бюджета, так и регулировать экономику в целом. Отсюда, вытекает наиболее полное внутреннее содержание налоговых отношений, подчеркивающее их тройственный характер (правовой, экономический, социальный) и общественное предназначение, проявляющееся через две функции: фискальную и регулирующую.

Наиболее существенное влияние на социально-экономическое развитие страны, повышение реального уровня жизни населения государство оказывает посредством проведения налоговой политики и установления соответствующей ей налоговой системы, которые трансформируются в зависимости от экономических, социальных и политических процессов, происходящих в обществе. В работе дана оценка основным этапам развития отечественной системы налогов с доходов физических лиц. Анализ эволюции налоговой системы в нашей стране показал преобладание в доходах консолидированного бюджета платежей с юридических лиц, в отличие от развитых зарубежных государств, где ведущее место занимают налоги на доходы населения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - Москва: Проспект, КноРус, 2010. - 704 с.

2. Гейц Н.В. Налоги и сборы, уплачиваемые физическими лицами.- М. (Дело и сервис). 2006

. Глухов В.В., Дольдэ Л.В., Некрасова Т.П. Налоговая теория и практика. - СПб.: Издательство «Лань», 2005. - 448 с.

. Косарева Т.Е., Юринова Л.А., Баранова Л.Г., Врублевская О.В. Налогообложение физических и юридических лиц. Издание 4. - Санкт- Петербург (Бизнес/пресса) 2008.

. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник, 7-е издание, доп. И перераб. - М.: ИНФА-М, 2008. - 520 с.

. Налоги и налогообложение: Учебник/ Д.Г. Черник, Л.П. Павлова, В.Г. Князев и др.; Под ред. Д.Г. Черника - 3-е изд. - М.: МЦФЭР, - 2006. - 528с.

. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. - 7-е изд., доп. и перераб. - М.: МЦФЭР, 2006 - 592с.

. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

9. Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения - 2005.№17

. Грязнов А. Налогообложение физических лиц и перспективы его совершенствования // Налоговый вестник. - 2004. - №9.- С.105

СОДЕРЖАНИЕ

налог доход физическое лицо

. Налоговое регулирование доходов физических лиц

Экономическая сущность налога на доходы физических лиц и его место в налоговой системе РФ

История развития подоходного налогообложения в России

Характеристика налоговой базы, виды налоговых вычетов и порядок исчисления налога на доходы физических лиц

Проблемы налогообложения доходов физических лиц в развитии налоговой реформы

. Организационно-экономическая характеристика предприятия

. Анализ действующего порядка исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц

3.1 Состав и структура уплачиваемых налогов и их роль в экономике предприятия

Порядок исчисления налогооблагаемой базы с применением налоговых вычетов

Применение налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц, расчет налога налоговыми агентами и анализ состояния уплаты в бюджетную систему на предприятии

3.4 Контроль налоговых органов за правильностью исчисления и своевременностью уплаты подоходного налога на доходы

. Проблемы налогообложения доходов физических лиц и пути их решения

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Налог на доходы физических лиц регулируется гл. 23 НК РФ. Данный налог введен в нашей стране в 2001 г. Он заменил собой действовавший раньше подоходный налог с физических лиц, носивший прогрессивный характер. Не только сумма налога, но и налоговая ставка возрастали по мере роста доходов налогоплательщика. Именно прогрессивный подоходный налог действует в большинстве развитых стран.

Между тем в теории налогообложения идея превратить прогрессивный подоходный налог в налог пропорциональный не нова. Ее еще высказывал известный английский философ и экономист Джон Стюарт Милль (1806-1873). Он писал, что облагать более значительные доходы более высоким процентом, нежели мелкие, - значит установить налог на трудолюбие и бережливость, налагать штраф на человека за то, что он работал усерднее и сберег больше своего соседа. Ради общей пользы нужно подвергать ограничению не то состояние, которое заработано, а то, которое не заработано. Справедливое и мудрое законодательство не должно побуждать к тому, чтобы расточались, а не сберегались заработки честного труда.

С точки зрения теории идея единой ставки не представляется бесспорной. Но для практики она привлекательна тем, что с введением единой ставки значительно упростился механизм уплаты налога и снизились затраты на его взимание. Кроме этого, снижение налога стимулировало рост заработной платы в стране, что имеет чрезвычайно важное значение. По уровню оплаты труда Россия значительно отстает от развитых государств. Низкая зарплата не может стимулировать повышение производительности труда и эффективности производства.

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Налоговый механизм государственного регулирования доходов физических лиц : На примере Республики Дагестан

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Арсланбеков Мурад Гасбулатович. Налоговый механизм государственного регулирования доходов физических лиц : На примере Республики Дагестан : диссертация . кандидата экономических наук : 08.00.10.- Махачкала, 2002.- 163 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-8/315-8

Содержание к диссертации

Глава 1. Социально-экономическое положение Республики Дагестан и проблемы формирования доходов физических лиц 9

1.1 . Состояние экономики и социально-экономическое положение населения Республики Дагестан в условиях переходной экономики 9

1.2. Оценка состояния и тенденций в формировании доходов населения Республики Дагестан 22

Глава 2. Теория и методология налогового регулирования доходов населения 45

2.1 Регулирующая роль налогов в условиях рыночной экономики 45

2.2.Подоходный налог как механизм государственного регулирования доходов физических лиц 53

2.3. Зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц 70

Глава 3. Совершенствование налогообложения доходов физических лиц 84

3.1. Анализ тенденций в налогообложении доходов физических лиц 84

3.2. Механизм совершенствования налогообложения доходов физических лиц 97

3.3. Совершенствование системы налоговых льгот по налогу на доходы физических лиц 118

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Реформы по рыночному
преобразованию социально-экономического развития России привели к
глубокому кризису в экономике, большим диспропорциям в

экономическом и социальном развитии регионов, существенной дифференциации доходов населения и ухудшению социально-экономического положения большей части населения страны. В результате рыночных реформ исчезла заложенная в советское время тенденция выравнивания социально-экономического развития регионов, произошла существенная дифференциация доходов населения и ухудшение социально-экономического положения большей части населения страны. Проводимые законодательными и исполнительными государственными органами организационно-экономические мероприятия создают видимость улучшения социально-экономического положения населения, увеличивая разрыв в уровне жизни различных категорий.

Среди элементов государственного регулирования рыночной экономики наиболее сложной и запутанной для России оказалась налоговая система. Она связана с формированием финансовых ресурсов на различных уровнях, в том числе формирование бюджета, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, определяет характер взаимортношений государства и хозяйствующих субъектов экономики.

Налоговая система России находится в постоянном поиске, что свидетельствует о ее недостатках и нерешенности многих ее проблем. Новый этап формирования рыночной экономики в России диктует необходимость реформирования сложившейся за 10 лет налоговой системы. Однако введенный поэтапно с 1 января 1999 года Налоговый кодекс РФ нуждается в совершенствовании и корректировке.

Выравнивание чрезмерно низких и высоких доходов, доходов от трудовой деятельности и иной коммерческой деятельности, доходов от основной работы и прочих единовременных доходов и ряд других положений действующей системы налогообложения доходов физических лиц нарушает классические принципы налоговой системы.

. В результате заменены прогрессивной системы налогообложения единой пропорциональной системой, введенной в действие с 1 января 2001 года,и установления единой налоговой ставки на доходы физических лиц,произошло переложение налоговой нагрузки с части населения с высокими совокупными доходами на малоимущие слои населения.

Анализ действующей в настоящее время системы налогообложения доходов физических лиц подтверждает это и показывает наличие множества недостатков, создающих теоретические и методологические проблемы в этой области налогообложения.

Недостаточно исследована проблема налогового регулирования доходов физических лиц в теоретическом плане. Исследованием проблемы налогового регулирования экономики в условиях рыночных отношений хозяйствования в современной отечественной экономической науке занимались Барулин С.В, Горский КВ., Дадашев А. 3., Князев В.Г., Пансков В.Г., Починок А., Тимофеева О.Ф., Черник Д. Г, Шаталов С.Д. и ряд других научных и практических работников. Однако имеющиеся в настоящее время научные исследования налогового механизма регулирования экономики ограничены вопросами налогообложения юридических лиц. В то же время, с точки зрения научной исследованности имеются много пробелов в изучении современного действующего механизма налогообложения доходов физических лиц

Таким образом, недостаточная исследованность в экономической теории и на практике вопросов налогового регулирования доходов

физических лиц предопределило выбор темы диссертационной работы, его цель и задачи.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение и совершенствование налогового механизма государственного регулирования доходов физических лиц в условиях большой их дифференциации и ухудшения социально-экономического положения значительной части населения в регионе. В соответствии с вышеизложенной целью в диссертации поставлены следующие основные задачи:

изучение состояния социально-экономического положения населения региона в условиях ослабления механизма государственного регулирования доходов;

выявление тенденций в формировании доходов населения как объекта налогового регулирования;

исследование роли налогового механизма в регулировании социально-экономического развития;

анализ состояния налогообложения доходов физических лиц и выявление ее недостатков;

обоснование необходимости дифференциации налогообложения доходов физических лиц в зависимости от величины и источника формирования доходов;

разработка предложений по совершенствованию системы налоговых

преференций по подоходному налогу с физических лиц.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования является

экономический механизм государственного налогового регулирования

доходов физических лиц. Объектом исследования является современная

налоговая система Российской Федерации.

Методология и методика исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных

и зарубежных экономистов, посвященные налоговому регулированию экономических процессов, законодательные акты Российской Федерации и Республики Дагестан, инструктивные и методические материалы правительственных органов в области налогообложения.

В процессе исследования использовались общенаучные методы познания, диалектический, системный и комплексный подход, исторические и логические методы, метод научной абстракции, анализ, синтез и ряд других.

Положения и выводы диссертации опираются на методы статистического и экономического анализа, количественного и качественного изучения реальных объектов.

Эмпирической и информационной базой исследования явились статистические данные Государственного комитета по статистике Российской Федерации и Республики Дагестан, отчетная информация Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Республике Дагестан, нормативно-правовые документы, регулирующие налоговую практику, а также данные периодической печати, материалы научных конференций.

Научная новизна исследования. Научная новизна работы состоит в обосновании теоретических и методических положений, позволяющих разработать эффективный механизм налогообложения доходов физических лиц в условиях их огромной дифференциации, и направленный на переложение налогов с малоимущих слоев населения на лиц с высокими доходами.

К основным результатам, составляющим научную новизну исследования, можно отнести следующие:

- на основе статистического анализа состояния экономики и социально-экономического положения населения выявлены тенденции в

формировании доходов физических лиц и обоснована необходимость их государственного регулирования;

исследована регулирующая роль налогов как механизма обеспечения социальной справедливости в перераспределении доходов населения;

обобщен зарубежный опыт налогового регулирования доходов физических лиц и выявлены возможные направления его использования в условиях России;

разработан механизм налогообложения доходов физических лиц, обеспечивающий социальные гарантии для малообеспеченного населения и перекладывающий налоговый пресс на граждан с высокими доходами;

систематизированы налоговые льготы и предложены пути повышения их эффективного применения.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость работы состоит в развитии теории и методологии налогового государственного регулирования доходов физических лиц в условиях рыночной экономики. Предложенные в диссертации выводы и рекомендации могут послужить основой для принятия эффективных решений проблемы налогообложения доходов физических лиц.

Апробация работы. Основные положения и результаты

диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях в течение 1998-2001 гг. в Дагестанском государственном университете, на семинарах, прошедших в налоговых органах по г. Махачкала.

Результаты диссертационного исследования были приняты

Управлением Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Республике Дагестан для использования в процессе формирования предложений по внесению изменений в действующую налоговую систему.

Отдельные предложения и рекомендации автора используются в учебном процессе при чтении курса основ экономической теории в Дагестанском государственном университете.

Наиболее существенные результаты научного исследования обобщены в опубликованных работах. По теме диссертационной работы опубликовано 5 работ с общим объемом 2,3 п.л.

Объем и структура работы. Работа изложена на 147 страницах машинописного текста, содержит 34 таблицы и 3 рисунка. Список литературы включает 132 наименования.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Состояние экономики и социально-экономическое положение населения Республики Дагестан в условиях переходной экономики

Рыночное преобразование экономики России привело наряду с позитивными результатами к серьезным социально-экономическим проблемам общественного развития. Недопустимо либеральная реформационная политика и самоотстранение государства от своей регулирующей роли способствовало уничтожению достижений социалистической экономической системы - социально-экономического равенства в обществе. В результате реформ не была сформирована цивилизованная рыночная экономика, однако возникло классовое общество с огромной дифференциацией доходов населения.

Перестройка положила начало формированию социально экономической политики, предусматривающей усиление рыночных экономических методов регулирования экономики и социальной сферы. Однако начатая демократизация социально-экономических отношений не была обеспечена адекватными мероприятиями, направленными на формирование соответствующей экономической и правовой базы, не учитывала специфики природного и производственного потенциала страны, не предусматривала механизмов сохранения достигнутого уровня равномерного развития территорий.

С началом перехода к рыночной системе хозяйствования (1992 г.) значимость выравнивания социально-экономического развития регионов в Российской Федерации потеряла свою практическую актуальность и переместилась в область социально-политических проблем. Как следствие этого - все более явно прослеживающаяся тенденция постепенного распада финансово-экономического механизма решения проблем выравнивания социально-экономических различий регионов. Вместе с тем, большие размеры территорий страны и растущая неравномерность экономического развития регионов привели к кризисной ситуации и серьезным проблемам обеспечения регулирующего воздействия на процесс подъема экономики и решения социальных, экологических и демографических проблем каждого региона.

Переход к рыночным отношениям определяет необходимость полного и всестороннего учета всех социальных факторов и особенностей региональной экономики. Поэтому в современных условиях регионального развития необходимо обоснование совершенно иных механизмов его регулирования, направленных на формирование собственных доходных источников и достижение экономической независимости. Однако реализация этой задачи усугубляется в условиях большой дифференциации экономического и социального развития регионов. Роль государства в этих условиях должна заключаться в формировании политических, производственно-экономических, финансово-кредитных механизмов выравнивания уровня развития регионов.

Регулирующая роль налогов в условиях рыночной экономики

Финансы носят исторический характер, который связан с появлением государства. Именно появление государства с его потребностями по реализации стоящих перед ним оборонных, социально-экономических и других задач обусловило необходимость мобилизации денежных ресурсов R общую казтгу и формирование соответствующего механизма достижения этой цели.

Первоначально удовлетворение потребностей государства по содержанию армии, государственных работников производилось за счет различного рода повинностей и натуральных сборов. С развитием товарно-денежных отношений, расширением и усложнением функций государства большое значение стали приобретать денежные доходы, формируемые с помощью налогов.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы її становлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и для других нужд. Налоги, таким образом - это порождение государства, источник формировашш материальных основ его сущесівования. По словам «.Маркса «в налогах воплощено экономически выраженное существование государства» (50, с.308)

Один из основоположников теории налогообложения А. Смит 200 лет тому назад подчеркивал необходимость участия населения в содержании государства и, следовательно, неизбежность государственных налогов.

Вопрос о налогах занимает одно из центральных мест в трудах В.Нетти. Он отмечает, что «уплата налогов также неизбежна, как и еда» (75, с.76).

Известный английский экономист С. П. Паркинсон отмечает, что: «история налоїчзв началась во времена Цезаря Августа, издавшего закон, по которому все должно было облагаться налогами. Однако налогообложение старо как мир, и его начальная форма возникла, когда какой-либо местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за переход с купцов и путешественников» (73, с. 14). Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох. Один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723-1790) говорил о том, что налоги для того, кто их выплачивает -признак не рабства, а свободы. Фома Аквинский (1226-1274) определял как дозволенную форму грабежа. Ш. Маїггескье (1689-1755) с полным основанием полагал, что не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

Анализ тенденций в налогообложении доходов физических лиц

Следовательно, снижение совокупной налоговой ставки наряду с другими методами государственного налогового регулирования экономики позволит приостановить спад производства, укрепить производственный потенциал предприятий и на этой основе расширить налоговую базу и поступление налогов в будущем.

Наряду с необходимостью снижения совокупной налоговой ставки в сложившихся условиях развития российской экономики целесообразно дифференциация его по регионам и субъектам федерации. Во-первых, необходимость такого подхода вытекает из требований классических принципов налогообложения, предполагающих справедливость и объективность налогового изъятия доходов налогоплательщиков. Во- вторых, это предполагает сама регулирующая функция, приписываемая налогам. Нельзя устанавливать единую совокупную налоговую ставку при неравномерном развитии субъектов Российской Федерации и, следовательно, неодинаковом их налоговом потенциале. Именно в дифференциации совокупной налоговой ставки в зависимости от социально- экономического развития регионов состоит проявление справедливости системы налогообложения. В этом плане, эффективным представляется «децентрализация налоговой политики и налоговой администрации в США, какой не имеет ни одна другая страна в мире» (27, с.62). В то же время имеются необоснованные высказывания отдельных ученых, считающих, что «все регионы по единым правилам должны отчислять налоги в федеральный бюджет, распределение которых находится исключительно в компетенции федеральной власти» (54, с.28). Такие предложения не обоснованы, поскольку применяемый в России механизм учета уровня регионального налогового потенциала путем перераспределения сконцентрированных в государственном бюджете финансовых ресурсов не является стимулирующим и регулирующим территориальное развитие, а способствует порождению иждивенчества на местах и других негативных явлений при формировании политики бюджетного финансирования. Правомерность дифференциации совокупной налоговой ставки подтверждают аналитические расчеты, выполненные по изучению налогового потенциала Республики Дагестан. Анализ показывает, что недоимки по налоговым платежам и отчислениям во внебюджетные государственные социальные фонды из года в год растут, создавая серьезные финансовые проблемы для хозяйствующих субъектов и экономике страны в целом. Динамика недоимки по налоговым платежам в бюджет представлена в таблице 24.

Величина недоимки по налоговым платежам на 1.01.2000 года задолженность по налоговым платежам в бюджет составила 621,7 млн. рублей (50 % от всех поступивших налогов), и 47,7 % от этой суммы -задолженность в федеральный бюджет.

Наличие огромной суммы (более 50% поступивших налоговых сумм) недоимки по налоговым обязательствам, стабильно переходящей из года в год, характеризует неспособность региональной экономики нести чрезмерно высокую налоговую нагрузку в соответствии с действующей налоговой системой. Оптимальным или реальным следует считать тот уровень изъятия валового регионального продукта (ВРП), при котором хозяйствующие субъекты могут без задержки и ухудшения финансового состояния уплачивать в казну государства начисленные суммы налоговых обязательств.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..….…3
1. Становление налоговой системы в России……………………………..….4
1.1. Налоги – важная экономическая и финансовая категория………………. 4
1.2. Принципы построения налоговой системы………………………………. 5
1.3. Налоговая ставка и ее виды………………………………………………. 9
2. Налогово – бюджетная политика…………………………………..……….12
2.1. Инструменты фискальной политики…………………………………….….12
2.2.Виды фискальной политики……………………………………………….…16
2.2.1.Стимулирующая политика……………………………………………….…17
2.2.2. Сдерживающая политика…………………………………………………..17
2.2.3. Дискреционная политика………………………………………….……….17
2.2.4. Недискреционная политика………………………………………………..17
3. Особенности развития налоговой системы РФ на современном этапе. 19
3.1.Управление налоговых механизмов регулирования экономических
процессов……………………………………………………………………. ……19
3.2. Недостатки российской системы налогообложения…………………….…..22
3.3 Стратегии развития налогообложения…………………………………….….24
Заключение…………………………………………………………………….…..28
Список используемой литературы…………………………………………. 29
Приложения…………………………………………………………………….….30

Содержимое работы - 1 файл

Налоговое регулирование экономики РФ.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Уфимский государственный нефтяной технический университет"

Кафедра «экономической теории»

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему «Налоговое регулирование экономики РФ»

(по предмету «экономическая теория»)

Выполнила: Ст. экономического

факультета группы БЭГ-10-01

преподаватель Карачурина Г.Г.

1. Становление налоговой системы в России……………………………..….4

1.1. Налоги – важная экономическая и финансовая категория………………. 4

1.2. Принципы построения налоговой системы………………………………. 5

1.3. Налоговая ставка и ее виды………………………………………………. 9

2. Налогово – бюджетная политика…………………………………..……….12

2.1. Инструменты фискальной политики…………………………………….….12

2.2.Виды фискальной политики……………………………………………….…16

2.2.2. Сдерживающая политика………………………………………………….. 17

2.2.3. Дискреционная политика………………………………………….………. 17

2.2.4. Недискреционная политика………………………………………………..17

3. Особенности развития налоговой системы РФ на современном этапе. 19

3.1.Управление налоговых механизмов регулирования экономических

3.2. Недостатки российской системы налогообложения…………………….…..22

3.3 Стратегии развития налогообложения……………………………………. ….24

Список используемой литературы…………………………………………. . 29

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Роль фискальной политики в целостном экономическом управлении велика. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет, государственными денежными доходы. В условиях рынка фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.

Актуальность изучения фискальной политики обусловила выбор темы данной курсовой работы. В условиях рыночной экономики особенно важно знание сущности, функций, видов и инструментов фискальной политики, а также механизма ее действия для более правильной ориентации в существующей ситуации в стране с целью правильного принятия управленческого решения.

Целью нашей работы стало изучение механизма реализации фискальной политики государства. Основными задачами данной курсовой работы являются изучение: возникновения и необходимости налогов, видов фискальной политики, инструментов фискальной политики, особенностей развития налоговой системы РФ на современном этапе.

При работе над темой данной курсовой работы были использованы труды зарубежных и отечественных авторов, посвященных финансовой политике государства, учебные пособия, статьи экономических журналов и газет, статистические данные, а также материалы сайтов Интернета.

1 . СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ

1.1. Налоги – важная экономическая и финансовая категория

"Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований". [1, c.23]

Экономическая категория выражает общественные отношения между людьми при кругообороте капитала, т. е. одну из сторон производственных отношений. Отсюда вытекает, что экономическая категория тесно связана с движением стоимости совокупного общественного продукта (СОП) и его основной части национального дохода (НД). В своем движении СОП и НД проходят четыре фазы: производство, распределение (первичное и вторичное), обмен и использование. Причем каждая из фаз характеризуется особыми производственными отношениями.

Участвуя в мобилизации стоимости СОП и НД для казны, налоги возникают и функционируют не на всех фазах движения, а только на второй фазе - распределения, а точнее перераспределения, и значит входят в систему производственных отношений, хотя в ограниченных пределах.

Функционируя в фазе распределения, налоги отражают определенную сторону объективной экономической деятельности, т.е. выступают своеобразной экономической категорией. Через распределение они тесно связаны с общим процессом производства стоимости СОП и НД. Глубокое и всестороннее познание налогов как экономической категории раскрывает их сущность: внутренние устойчивые свойства, независимо от видов взаимосвязи со всей совокупностью общественных отношений; закономерности развития и отличительные формы правления. Экономическая категория налогов, таким образом, выражает такие реально существующие отношения, которые связаны с процессом изъятия стоимости СОП и НД в денежной форме в пользу изменяющихся социальных групп, стоящих в данный момент у власти. [2, c.47-48]

Финансовая категория налогов имеет объективный характер, отображает реально существующие финансовые отношения. Налоги подобно государственному кредиту, расходам государства и др. являются отдельной частностью, воспроизводя в специфической форме одну из сторон финансовых отношений. Налоговая категория находится во взаимосвязи, взаимозависимости с другими финансовыми категориями. Они как финансовая категория выражают общие свойства, присуще всем финансам, и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом. В то же время налоги имеют отличительные признаки, которые выделяют их из всей совокупности финансовых категорий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что налоги - не только экономическая категория, но и финансовая. Так как процесс перераспределения стоимости СОП и НД в денежной форме, т.е. мобилизация ее с помощью налоговых методов и использование через систему государственных расходов, представляет собой всю совокупность финансовых отношений. Налоги, а точнее налоговые отношения, выступают частью этих финансовых отношений на макроуровне. [2, c.52-53]

1.2. Принципы построения налоговой системы

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". К понятию "другие платежи" относятся обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования.

Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:

1.Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов (принцип равнонапряженности).

2.Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации (принцип однократности уплаты налога).

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа (принцип обязательности).

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги (принцип подвижности).

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям (принцип эффективности).

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. [3,с. 125-127]

В зависимости от использования налоги делятся на:

- общие, предназначенные для финансирования текущих и капитальных расходов бюджета, без закрепления за каким-либо определенным видом расходов;

- специальные налоги, имеющие целевое назначение.

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица. В свою очередь, прямые налоги подразделяются на:

- реальные, которые получили наибольшее распространение в первой половине XIX в., и к которым относятся поземельный, подомовой, промысловый, налог на ценные бумаги;

- личные, включающие подоходный, налоги на прибыль корпораций, на прирост капитала, на сверхприбыль.

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.

Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.

Читайте также: