Налоговые рычаги и стимулы в социальной политике

Опубликовано: 21.04.2024

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В статье рассмотрено содержание налоговой политики государства, ее формы, методы осуществления в разные периоды развития экономики, включая кризисные. Исследованы отдельные факты налоговой политики государства в России, показаны особенности ее содержания относительно сложившихся представлений в мировой практике.

Ключевые слова: налоговая политика, формы, методы

Налогоплательщикам всегда важно знать: правильную ли налоговую политику проводит государство? Нормально ли функционирует налоговая система? Особенно в период экономических кризисов у налогоплательщиков и представителей оппозиционных партий в Государственной Думе возникает ряд вопросов по содержанию и направлению налоговой политики государства. В этот период налогоплательщики ожидают дополнительных преференций, налоговых льгот, облегчения налогового бремени. В связи с этим важно, по нашему мнению, иметь представление о видах налоговой политики, о ее содержании.

В научной и учебной литературе нет однозначного толкования понятия «налоговая политика». Например, в учебнике дается такое определение: «Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества» [1, с.53]. В данной статье нами не будут рассматриваться различные позиции по научному обоснованию дефиниции «налоговая политика», но следует согласиться с авторами учебника в том, что налоговая политика, безусловно, зависит от уровня социально-экономического развития государства, от стратегии его развития и одновременно активно влияет на экономические процессы.

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет относительно самостоятельное значение и должна опираться на научную теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок. От результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику, как строить налоговую систему.

Известно, что теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики. Поэтому цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.

Выбор конкретных форм налоговой политики зависит от целей, которые различают, как: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные.

В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные формы осуществления налоговой политики.

В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики, которые представлены на рис.1.

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений.

Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие. Важно заметить, что в России в первые годы рыночных отношений не наблюдался рост социальных расходов и инвестиций в отрасли экономики, которые должны быть характерны для этой формы налоговой политики.


Рис.1. Формы налоговой политики

Поэтому позже ряд экономистов высказывали мнение, что экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в период становления рыночных отношений в России не существовало, и как следствие она привела к резко негативным последствиям. Политика максимальных налогов явилась причиной массового укрывательства от налогообложения. В стране появились "фирмы-однодневки", через которые средства уходили из-под налогообложения. Так называемая "теневая экономика", является детищем политики максимальных налогов. В результате достаточно большие суммы накоплений российскими гражданами и организациями переведены в другие государства с целью покупки недвижимости за рубежом или для хранения средств в иностранных банках.

Однако указанные негативные тенденции сохранились и в настоящее время, когда налоговое бремя существенно снизилось в сравнении с 1992-2000гг. Это означает, что изменение налоговой политики не всегда влечет за собой изменение поведения участников налоговых правоотношений. У налогоплательщиков велико желание разбогатеть быстро за счет укрывательства доходов и уклонения от налогов при отсутствии должного контроля за соблюдением налогового законодательства и, как следствие, ухода от ответственности за совершенные налоговые правонарушения.

Современный мировой экономический кризис показал необходимость быстрейшей модернизации экономики путем увеличения инвестиций, социальных расходов, но без увеличения налоговой нагрузки. Следовательно, политика максимальных налогов не подходит для современного и будущего периодов развития экономики России, несмотря на отрицательное влияние факторов мирового экономического кризиса.

Второй формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика", были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов XX века. В начале ХХ1 века такую политику провозгласило российское правительство. Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. Число федеральных налогов снизилось с 15 до 8, региональных осталось 3 налога, если считать налог на игорный бизнес, который пока в субъектах не применяется в связи с запретом игорного бизнеса вне зон, специально отведенных для него. Местные налоги сокращены более чем в 10 раз, их осталось только 2 налога.

Важно опять заметить, что эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Намечен рост инвестиций в отрасли и производства, в которых будут реализованы программы технического перевооружения, внедрения новейших технологий.

Таким образом, правительство России в современный экономический кризис не изменило кардинально свою налоговую политику, оно не сократило расходы на социальные нужды, выделило необходимые финансовые ресурсы для поддержания градообразующих производств. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов.

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

Нет критериев для оценки «разумности налогов». Мы, по-прежнему наблюдаем усилия налогоплательщиков направленные на минимизацию налогообложения, хотя уже проведены меры по уменьшению их налоговой нагрузки. Государство же в результате недостаточности налоговых поступлений имеет дефицит федерального бюджета и многих региональных бюджетов, что ограничивает возможности по финансированию многих расходов бюджета. Баланс интересов пока не обеспечивается.

В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.

Анализируя налоговую политику, необходимо акцентировать внимание на такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели, формы и методы.

Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты (города, поселения). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов.

При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу, они совпадают с принципами формирования налоговой системы (соотношение прямых и косвенных налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии, либо преобладание пропорциональных ставок; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; методы формирования налоговой базы).

Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

В современной мировой практике выделяются следующие методы налоговой политики:

· регулирование соотношений прямого и косвенного налогообложения;

· регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

· перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;

· регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессивности;

· регулирование налогов льгот, преференций, вычетов, скидок;

· регулирование состава налогов, объектов налогообложения, способов исчисления налоговой базы, порядка исчисления и сроков уплаты.

В мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Налоговая ставка является важным средствомосуществления политики государства в области регулирования доходов. Изменяя ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.

Признано, что с помощью прогрессивных и регрессивных ставок регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней. В России не применяются прогрессивные ставки по налогообложению доходов физических лиц, а регрессивные ставки применялись только по единому социальному налогу, который с января 2010г. отменен. С 2009г. снижена ставка по налогу на прибыль. Снижение ставки по НДС, по нашему мнению, пока преждевременно, так как по этому налогу применяются схемы с участием фирм-однодневок, что позволяет уменьшать суммы НДС к уплате в бюджет.

Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что организации или физическому лицу может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. С целью проведения активной налоговой политики законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, либо налоговых вычетов. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. При этом важно помнить, что льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики, поэтому систему льгот нужно применять осторожно, обдуманно. В современном налоговом законодательстве России налоговые льготы предусмотрены не по всем налогам, по ряду налогов они сокращены, по некоторым увеличиваются.

Например, с 2008 г. увеличены стандартные и имущественные вычеты при исчислении налога на доходы физических лиц.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, понятие которого, к сожалению, нет в налоговом законодательстве России.

В научных публикациях под налоговым механизмом принято понимать систему норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирование. Фундаментом налогового механизма является налоговое законодательство.

К субъектам налогового механизма относятся налоговые, финансовые, правоохранительные органы и налогоплательщики.

Налоговая политика сконцентрирована и раскрывается в таких документах, как: Налоговый кодексе РФ, нормативные акты субъектов Федерации, муниципальных образований. Она раскрывается также в Послании Президента России о бюджетной и налоговой политике на каждый бюджетный год.

1. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»/ [И.А.Майбуров и др.]; под ред. И.А.Майбурова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-655с.

Постоянный режим работы :
понедельник - четверг с 9:00 до 18:00,
пятница – с 9:00 до 17:00.

Режим работы в летний период
(с 14 июня прием документов от поступающих):
понедельник - пятница с 9:00 до 18:00,
суббота с 10:00 до 15:00.

Финансовый механизм социальной политики определяется, как правило, законодательной и исполнительной ветвями государственной власти и устанавливает порядок образования и использования финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения мероприятий социальной политики, а также деятельности структур, выполняющих эти функции.

Финансовый механизм социальной политики состоит из двух крупных блоков.

Первый блок обеспечивает регулирование финансового обеспечения части собственно социальной политики. Он включает такие элементы, как:

а) нормативы обязательных страховых платежей социального характера в государственный бюджет или иные источники финансирования собственно социальной политики. Эти нормативы в сочетании с макроэкономическим прогнозом налогооблагаемой базы дают возможность определить бюджет конкретных видов социальных трансфертов, а, следовательно, и их размеры на получателя (Источник денежных средств — страховые взносы, которые предприятия (страхователи) перечисляют в соответствующие фонды (Фонд. соц. страх., Пенсион, Фонд обяз. мед. страх.). В случае дефицита бюджетов фондов недостаток средств покрывается трансфертными платежами из федерального бюджета России.).

Результаты соответствующих расчетов должны быть скорректированы с учетом реально складывающейся социально-экономической ситуации в стране и реализуемой экономической стратегии.

б) расходные статьи, утверждаемые законодателями различных уровней в бюджетном процессе.Они включают, во-первых, затраты на выплату социальных трансфертов (пенсий, стипендий обучающимся, пособий по безработице и т.п.) и, во-вторых, расходы на финансирование объектов, функционирование которых направлено на социальную поддержку отдельных категорий населения (например, хосписы, дома для престарелых и инвалидов).

Под бюджетным процессом в социальной сфере будем понимать регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов расходов социальных статей консолидированного бюджета государства и их обеспечению доходами, по утверждению, исполнению и контролю этих статей в составе консолидированного бюджета государства.

Второй блок финансового механизма социальной политики включает порядок формирования финансовых ресурсов, необходимых

- для государственной поддержки) производителей товаров и услуг, которые удовлетворяют платежеспособный спрос населения;

- для государственного инвестирования проектов и целевых программ, связанных с развитием материально-технической базы некоммерческой части социальной сферы (прежде всего имеющих для общества историко-культурное значение);

- для реализации природоохранных и иных проектов, влияющих на уровень жизни населения.

При этом используются стандартные механизмы бюджетного процесса, предусматривающие процедуры отбора для финансирования проектов, имеющих социальное значение.

Этот блок предполагает использование кредитных рычагов, в частности установление льготного режима налогообложения или кредитования работодателей (в том числе и в целях создания и сохранения рабочих мест); предоставление беспроцентных или льготных ссуд, снижение уровня налогообложения физических лиц (домохозяйств) в том случае, если их деятельность способствует решению приоритетных социальных задач.

Налоговые рычаги и стимулы социальной политики

Налоговые рычаги и стимулы в социальной политике используются для ориентации работодателей на содействие проведению социальной политики (в качестве пассивных ее субъектов), а домохозяйств — на повышение уровня экономической самостоятельности и социальной защищенности, обеспечиваемой собственными усилиями.

ПРИМЕРЫ: снижение налоговой нагрузки

В 1990-е гг. в Российской Федерации феномен теневой заработной платы, не облагаемой подоходным налогом, на которую не начислялись обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования; в дальнейшем — единый социальный налог), стал серьезной проблемой.

Одной из попыток сокращения этой части оплаты труда и создания соответствующих стимулов у работодателей стало принятие в 2000 г. второй части Налогового кодекса Российской Федерации. Одним из инструментов выведения оплаты труда из "тени" должна была явиться ст. 224. В соответствии с этой статьей средства, полученные физическими лицами в виде оплаты труда, стали облагаться по единой ставке 13% (ранее предельная ставка, по которой с них уплачивался подоходный налог, достигала 35%).

Стимулирование населения в области легализации доходов и его экономической активности предполагалось осуществлять в соответствии со ст. 219, установившей социальные налоговые вычеты (в определенных пределах отдельные виды перечислений на благотворительные цели, плата за обучение и лечение налогоплательщика), и ст. 220, определившей имущественные налоговые вычеты (в частности, налоговый вычет на новое строительство либо приобретение на территории страны жилого дома или квартиры, который, однако, не должен был превышать 600 тыс. руб.). Кроме того стимулы у населения создавались, так же как и у работодателей, упомянутой единой ставкой (13%) подоходного налогообложения.

Во многих странах практикуется льготное налогообложение юридических лиц, использующих труд пенсионеров и инвалидов, а также тех юридических лиц, которые благодаря выпуску своей продукции (услуг) способствуют удовлетворению платежеспособного спроса населения или же реализуют необходимые для этого инвестиционные проекты. Налоговые льготы могут предоставляться и юридическим лицам, осуществляющим мероприятия, направленные на улучшение качества жизни населения, например, связанные с выполнением природоохранных проектов.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Переход к экономике рыночного типа от административной управляемой экономики сопровождается в Российской Федерации резким снижением жизнеобеспечения населения, что ставит на первый план вопросы урегулирования социальной политики. Первостепенной задачей является обеспечение социальной поддержкой и защитой тех классов населения, которые оказались в наиболее сложной жизненной ситуации в силу некоторых обстоятельств.

Реализация социальной политики

С целью минимизации необдуманного заимствования достижений запада в сфере социальной политики, который не обеспечивает их оптимальной интеграцией в единую систему регулирования социально-экономических процессов на уровне государства. Данная сфера не должна реализоваться и рассматриваться в отдельности от налоговой системы.

Основным условием эффективной реализации социальной политики является достаточность финансовых государственных ресурсов и обеспечение соответственных финансовых возможностей для реализации программ социальной политики другими экономическими агентами.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налоги социальной политики 410 руб.
  • Реферат Налоги социальной политики 230 руб.
  • Контрольная работа Налоги социальной политики 250 руб.

Только при изучении налоговой системы как основного инструмента для реализации экономической и социальной политики возможна разработка таких подходов, как реформирование системы налогов, благодаря чему можно избежать нестабильности ее работы в будущем.

Наибольший интерес вызывают мероприятия косвенного и прямого вмешательства в рыночный процесс перераспределения доходов. Основным инструментом государственного регулирования являются трансфертные платежи, которые обеспечивают нуждающимся лицам материальные выплаты. Изучению взаимосвязи данного направления социальной политики с системой обязательных налоговых отчислений в экономике уделяется первостепенное внимание.

Основными задачами исследования налоговой системы, как основного инструмента социальной политики, являются научное обоснование принципов взаимосвязи социального обеспечения (основного элемента социальной политики) с источниками его финансирования. Также сюда можно отнести разработку основного инструментария для обоюдного согласования решений в сфере социальной защиты граждан, которые принимаются на уровне государства, а также структуры обязательных налоговых платежей в экономике страны.

Для достижения основных целей налоговой системы поставлены следующие задачи:

  • проведение анализа опыта построения структуры социального обеспечения, который был реализован в развитых государствах со смешанным типом экономики, а также разработка на данной основе направлений эффективного развития налоговой системы в Российской Федерации;
  • определение взаимосвязи между существующими моделями социальной политики и механизмами для ее финансирования;
  • разработка специальных подходов к количественному оцениванию влияния уровня обязательных отчислений в государственный бюджет на уровень социальной защищенности граждан;
  • разработка рекомендаций, которые направлены на усовершенствование налоговой и социальной политики Российской Федерации на основе принципов их взаимного согласования.

Роль налоговой системы в социальной политике государства

Налоговая система – это основной инструмент не только экономической, но и социальной политики, которая осуществляется в различных странах со смешанным типом экономики.

Между социальной и налоговой политикой существует очень тесная взаимосвязь. Если социальное обеспечение и защита являются основными функциями современного государства, то налоговая система является основой формирования доходов государственного бюджета.

Соотношение между доходами за счет косвенных и прямых налогов оказывает ощутимое воздействие на методы формирования системы социальной политики, поэтому оно служит базой для формирования классификации системы налогообложения.

Изучение особенностей налоговой системы в различных странах, которые применяют разные модели финансирования социальной политики, позволило составить следующую классификацию:

  1. Британская модель. Система налогообложения в странах с данной моделью социальной политики характеризуется поступлениями бюджет за счет косвенных и прямых налогов до 50 процентов. Большие поступления от подоходного налога сочетается с незначительными взносами в фонды социального страхования. Это связано с тем, что основная часть социальный выплат имеет «не страховой» характер либо же система страхования активно субсидируется государственной политикой. Чтобы обеспечить высокий уровень поступлений в бюджет государства необходимо повысить роль корпоративного налогообложения.
  2. Франко-германская модель. В государствах с данной моделью социальной политики страховые взносы доминируют в системе обязательных отчислений. Для таких государств характерен значительный удельный вес косвенных налогов и незначительная часть подоходного налога. С ростом значения социального страхования осуществляется переориентация системы налогообложения на косвенные налоги.
  3. Североевропейская модель. Для государств с этой моделью социальной политики характерно доминирование подоходного налога с физических лиц в структуре общих доходов госбюджета по сравнению с низкой долей НДС. Поскольку в рамках североевропейской модели основные социальные расходы осуществляются за счет бюджета центрального управления, а социальное страхование не получило должного распространения, то основным звеном отчислений становятся обязательные налоги. Социальные отчисления в данном случае играют роль дополнительных средств при формировании основных средств, что направлены на реализацию социальной политики.

Рисунок 1. Налоги социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Консервативная модель социальной политики

В Российской Федерации наиболее реальной моделью социальной политики является консервативная. Она может сочетаться с британской моделью по структуре источников социальных расходов, но только при условии высокого объема государственных субсидий в системе страхования.

Консервативная модель социальной политики позволит снизить взаимосвязь между дифференциацией общественных доходов, величиной некоторых элементов первичных доходов и структурой налоговой системы государства. Несмотря на множество ограничений, данная модель социальной политики реализовала возложенные на нее задачи. Она может не только связать характеристики налоговых государственных мероприятий с уровнем дифференциации доходов российский граждан, но и выявить оптимальную систему налогообложения, которая будет соответствовать проводимой политики.

Модель позволяет использовать различные исходные показатели отличия доходов и может применяться к различному кругу налогов. Изначально она ориентирована на конкретные показатели, которые публикуются отечественными органами, благодаря чему повышается ее практическая ценность.

Взаимосвязь между социальной и налоговой политикой необходимо учитывать в процессе проведения реформирования системы социальной защиты. Поскольку на сегодняшний день в Российской Федерации применяются широкомасштабные реформы, которые затрагивают все аспекты вмешательства государства в социально-экономическую сферу, данный нюанс должен быть учтен в обязательном порядке. Только комплексное изучение государственных элементов урегулирования социально-экономических процессов может гарантировать формирование эффективного рыночного преобразования в Российской Федерации.

Динамичность и эффективность развития экономики любого государства зависит от величины инвестиций, направленных на расширение существующих производственных мощностей, их реконструкцию на современном научно-техническом уровне, создание новых производств. На данном этапе становления экономики страна пребывает в поиске политической системы, к тому же отсутствует мощная защитная правовая база для инвестора, а на местном уровне практически не ведутся переговоры с потенциальными инвесторами. Такая ситуация не способствует повышению доверия со стороны инвесторов. Среди разнообразных рычагов государственного стимулирования инвестиционной деятельности, на первый план выдвигаются налоги.

На сегодняшний день существует достаточное количество налоговых стимулов, с помощью которых государство повышает привлекательность инвестиционной деятельности. Целью данного исследования является выделение основных видов налоговых стимулов, определение их недостатков и преимуществ в сфере регулирования.

В процессе налогового стимулирования производится воздействие на инвестиционные процессы, направленное на увеличение финансовых ресурсов и как следствие этого – на рост инвестиций, общественного продукта. Доходов бюджета. Механизм стимулирования проводится посредством применения специального налогового инструментария.

Исходя из анализа зарубежных и отечественных источников можно выделить следующие налоговые стимулы: налоговые каникулы, налоговые кредиты и инвестиционные льготы, ускоренная амортизация, инвестиционные субсидии, снижение налоговой ставки, косвенные налоговые стимулы.

Из всех налоговых стимулов наиболее популярным является налоговые каникулы – освобождение от уплаты налогов на определенный период времени. Несмотря на простоту управления, что является их основным преимуществом, в них множество недостатков: Освобождая от налогов прибыли независимо от их сумм, налоговые каникулы приносят выгоду инвестору, который ожидает большую прибыль и произвел бы инвестиции, даже без предоставления такого стимула. Стимулируют отклонение от уплаты налогов в значительной степени. Злоупотребления продолжительностью налоговых каникул со сторон инвестора (переоформление уже существующих инвестиций как новых) [3].

По сравнению с налоговыми каникулами налоговые кредиты и инвестиционные льготы обладают целым рядом преимуществ. Они гораздо лучше адресуют стимулирование конкретных типов инвестиций, чем налоговые каникулы. В то же время величина поступлений от них намного прозрачнее и легче поддается контролю.

Однако существует 2 заметных недостатка, относящихся к налоговым кредитам и инвестиционным льготам. Эти стимулы, как правило, подталкивают в сторону выбора краткосрочных капитальных активов, поскольку дальнейшее кредиты или льготы предоставляются при каждой замене актива. Также существуют злоупотребления, так как предприятия продают и покупают одни и те же активы, с тем чтобы претендовать на множественные кредиты или льготы. Для того чтобы этого не допустить, необходимо использовать защитные механизмы[4].

Ускоренная амортизация обладает минимумом недостатков. Поскольку простое ускорение амортизации актива не приводит к увеличению его амортизации за рамки первоначальной стоимости. Ускоренная амортизация связана с меньшими издержками, и если она допускается, лишь временно, она может вызвать значительный краткосрочный рост инвестиций[2].

Инвестиционные субсидии – предоставление государственных средств для частных инвестиций, имеют то преимущество, что их легче направлять на конкретные цели, однако они весьма проблематичны. Они предусматривают внебюджетные государственные расходы и содействуют в равной степени как убыточным так и прибыльным инвестициям. Поэтому использование инвестиционных субсидий редко бывает целесообразным.

Косвенные налоговые стимулы, такие как освобождение сырья и средств производства от НДС часто бывают объектом злоупотреблений и вряд ли приносят пользу. Несколько более оправданным является освобождение от импортных тарифов сырья и средств производства, используемых для изготовления экспортных товаров[1].

В то время как предоставление налоговых стимулов для поощрения инвестиций является общепринятой практикой в странах всего мира, опыт свидетельствует, что их эффективность в привлечении приростных инвестиций зачастую не бесспорна. Более того, иностранные инвесторы, являющиеся основным объектом большинства налоговых стимулов, основывают свои решения о капиталовложениях на широком круге факторов, из которых налоговые стимулы нередко бывают отнюдь не самым важным.Однако, несмотря на недостатки, которые возникают при внедрении налогового стимулирования инвестиций, оно в дальнейшем остается высокоэффективным элементом поощрения инвестиций.

Литература Вітлинський В.В. Аналіз діяльності податкової системи України Текст/В.В. Вітлинський, А.В. Скрипник //Фінанси України. – 2005. - №12. – с.19-31 Козуб О.Ю. Налоговые стимулы и их регулятивный характер/ О.Ю.Козуб//Економічний вісник Донбасу. – 2005. - № 1. – с.149-153 Соколовська А.М. Податкова Система України Текст/Соколовська А.М. – К.:НДФІ,2001. – 372с. Хассет К. Налоговая политика и инвестиции/ К.Хассет, Р. Хубард.-Burch working paper № B96-25, 1996. - c.62

Социальные приоритеты – социальные задачи, признаваемые обществом наиболее неотложными, требующими первоочередного решения. Большинство экономически развитых стран, вне зависимости от существовавших в них политических и экономических систем, провозглашали фактически идентичные цели в области социальной политики: -рост денежных доходов населения; - улучшение условий жизни населения и его потребления; -улучшение пенсионного обеспечения; -развитие отраслей социальной сферы; -поддержка доходов беднейших групп населения и т.п. Различия проявляются на стадии реализации поставленных целей СП, когда возникает необходимость в использовании тех или иных экономических и политических инструментов. Социальные отношения, то есть отношения между людьми по поводу их положения в обществе, социального статуса и его соотносимости с социальным статусом других людей и общностей могут осуществляться в нескольких вариантах: 1. Сотрудничество в форме обсуждения проблем, совместный поиск их решений путем переговоров, заключением обязательных к исполнению договоров. 2. Конкуренция, соперничество, соревновательность, то есть мирная деятельность по достижению наилучших результатов. 3. Борьба, когда субъекты социальной политики не обеспечивают нормальных условий жизнедеятельности людей и не могут удержать их в рамках состояний, исключающих конфликты между людьми и общностями. Для успешной реализации целей СП необходима социальная стабильность, то есть возможность реализации решений, принятых в установленном законом порядке без разрушения самого общества и управляющих им систем. Социальный конфликт – столкновение, противодействие двух или большего числа социальных групп. Социальная напряженность – одна из важнейших характеристик социальных отношений, результат эскалации социальных конфликтов, рост их массовости и остроты. Выделяют две основные модели поддержания социально стабильности – силовой и экономический. Силовая модель исходит из того, что значительная часть населения или одной из крупных групп отвергает принимаемые решения, и для их выполнения необходимы жесткие, силовые меры (использование сил охраны правопорядка, введение цензуры, закрытие оппозиционных изданий, партий и т.п.)
Экономическая модель сохранения социальной стабильности общества базируется на учете интересов различных групп населения и оценке возможных последствий принимаемых социально-экономических решений для этих групп. Основная задача властных структур заключается в предотвращении таких ситуаций, когда масштабы нарушений интересов каких-либо групп населения приводят к необходимости реализации силовой модели сохранения социальной стабильности общества. Политика властных структур общества, направленная на сохранение социальной стабильности, - это политика, основанная на постоянных компромиссах между интересами различных групп общества. В развитых рыночных экономиках государство может законодательно определить и реализовать перераспределение ресурсов между экономически сильными и экономически слабыми социальными группами без нарушения социальной стабильности общества только на основе одобренной большинством членов общества социальной политики. Основой достижения солидарности государства и других социальных институтов является компромисс, то есть способность всех участников социальных отношений жертвовать частью своих интересов для достижения общественного блага. Это понятие включает: экономический рост, улучшение благосостояния всех граждан, социальную справедливость, благоприятную моральную атмосферу, культурное и духовное развитие, поддержание демократических и гуманистических ценностей, развитие прав и свобод. Государство жертвует своим всевластием, поскольку сознательно берет на себя ответственность за создание гражданского общества и желает разделить бремя этой ответственности с работодателями, профсоюзами и общественными организациями. Работодатели соглашаются поддержать принцип полной занятости в обмен на сокращение требований профсоюзов относительно непрерывного повышения заработной платы. Профсоюзы смягчают это требование ради обеспечения полной занятости. Общественные организации смягчают критику правительства и высказывают солидарность с его политикой ради достижения общего блага. Государство сотрудничает с ними ради уменьшения бремени собственной ответственности. Исходным моментом проведения СП является разработка социальной стратегии. Под социальной стратегией понимается совокупность долгосрочных и среднесрочных целей развития общества в области уровня и качества жизни. Социальная стратегия учитывает намерения различных структур общества по его социальному развитию и поэтому является результатом общественного консенсуса.

II. Механизмы реализации СПФормирование целей социальной политики определяется общественно-политическими и макроэкономическими факторам. Первые воздействуют на выбор модели СП, а от вторых (состояние государственных финансов, темпы инфляции, денежные накопления и т.п.) зависит возможность реализации выбранной модели. Социальная политика реализуется государством с использованием определенных при ее формировании различных, но взаимосвязанных механизмов. К основным механизмам СП относятся: 1. Законодательная база СП, которая формируется законодательной ветвью государственной власти и определяет общие направления СП, прежде всего в части социальной защиты населения, функционирования систем социального страхования. Нормативные материалы текущего характера в рамках соответствующих законодательных документов осуществляют как законодательные, так и исполнительные структуры. 2. Финансовый механизм СП устанавливает порядок образования и использования финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения мероприятий социальной политики, а также деятельность структур, выполняющих эти функции. 3. Налоговые рычаги и стимулы в социальной политике используются для ориентации работодателей на содействие проведению социальной политики, а граждан (домохозяйства) – на повышение уровня экономической самостоятельности, и социальной защищенности, обеспечиваемой собственными усилиями. 4. Административные решения (административный ресурс) в СП используется органами государственного управления различных уровней, прежде всего для повышения уровня социальной поддержки населения, сверх установленного государственным законодательством при условии, что их реализация не приведет к росту расходов государственного бюджета. 5. Политические методы в СП: А) митинги и забастовки, в ходе которых выдвигаются социально-экономические требования; Б) лоббирование конкретных решений, связанных с социальной политикой, во властных структурах. Социальные инновации – это целенаправленное введение в сложившуюся практику того или иного новшества, благодаря которому происходят позитивные изменения и достигается необходимый эффект. III. Критерии и показатели эффективности социальной политики Социальная эффективность– это соотношение затрат на проведение социальных мероприятий с полученными результатами. Поэтому обеспечение социальной сферы нельзя рассматривать с точки зрения размеров ее финансирования, необходимо оценивать эффективность распределения ресурсов. Это можно сделать с помощью системы статистических показателей, характеризующих количественные и качественные стороны социальных явлений и процессов. Вся система показателей социального развития может быть разбита на восемь разделов. 1. Социально-демографические (рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, миграция, численность семей и т.п.) 2. Социально-трудовые (состояние трудовых ресурсов, динамика занятости и безработицы, условия и оценка труда и т.п.) 3. Уровень и качество жизни населения (динамика реальных денежных доходов, потребления товаров, денежных сбережений, социальных пособий и т.п.). 4. Жилищное обеспечение населения (характеристика жилищного фонда по метражу, благоустройству, принадлежности и потребности в улучшении). 5. Здоровье населения и здравоохранение (динамика заболеваемости, характеристика причин смертности, инвалидности, медицинской инфраструктуры и кадрового обеспечения). 6. Народное образование, культура, информационные услуги (динамика количества обучающихся, характеристика инфраструктуры и кадрового потенциала). 7. Экономическая и социальная безопасность (затраты на обеспечение экологической безопасности и борьбу с преступностью, пороговые значения экологических показателей и показателей криминогенности). 8. Социально-психологическое самочувствие населения (социальная удовлетворенность, ущемленность, тревожность, конфликтность). Основными социальными индикаторами являются величина прожиточного минимума, доля населения, находящегося за порогом бедности, величина поляризации доходов, доля получающих профессиональное образование, перечень и объем медицинских услуг, доступных всему населению, доля безработных, средняя продолжительность жизни, детская смертность, рождаемость и др. Специалистами ООН разработан Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).Он является интегральным показателем не только уровня жизни, но и экономики в целом. ИРЧП рассчитывается на основе показателей, характеризующих следующие аспекты жизни общества: 1. Физическое состояние людей, их долголетие (показатель – средняя ожидаемая продолжительность жизни). 2. Духовное и интеллектуальное развитие людей (показатель – уровень образования, то есть доля грамотных людей и удельный вес обучающейся молодежи). 3. Материальная обеспеченность людей, то есть реальные доходы на душу населения (показатель – ВВП на душу населения с поправкой на покупательную способность и равномерность распределения доходов в обществе). В настоящее время ИРЧП исчисляется и измеряется практически для всех стран мира. В 2006 г. Беларусь занимала 67, Россия – 65 место, в 2007 г. – Беларусь – 64, Россия – 67. В качестве инструмента управления социальным развитием при выработке социальной политики, распределении направляемых в социальную сферу ресурсов используются государственные минимальные социальные стандарты. Это законодательно установленный на определенный период уровень социальных гарантий, выраженный через социальные нормативы и отражающие важнейшие потребности человека. Они регламентируют приоритетные направления СП. Важнейшими государственными социальными стандартами являются: 1. В сфере доходов населения – прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам. 2. В сфере оплаты труда – минимальный размер оплаты труда. 3. В области пенсионного обеспечения – минимальные размеры государственных пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий. 4. В области социальной защиты – государственные пособия граждан по безработице, семьям с детьми, социальные пособия в рамках адресной поддержки малоимущих. 5. В области образования – бесплатные услуги государственных и муниципальных образовательных учреждений. 6. В здравоохранении – услуги медицинской помощи, а также услуги санитарного и профилактического характера, в государственных лечебно-профилактических учреждениях, перечень которых устанавливается законом. 7. В сфере культуры – перечень бесплатных и общедоступных услуг учреждений культуры и нормы обеспеченности ими населения. 8. В сфере жилищно-коммунального хозяйства набор и нормы услуг ЖКХ с использованием средств бюджетов всех уровней, социальная норма площади жилья и т.п. Потребительская корзина – это минимальный набор продуктов питания непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его деятельности. Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, он должен обеспечивать условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей на минимально допустимом уровне. Уровень жизни – это показатель, характеризующий благосостояние людей, социальных групп и всего населения страны или региона. Он определяется текущими доходами, накопленным материальным имуществом, количеством социальных услуг, получаемых бесплатно, объемом и структурой расходов. Качество жизни – комплексная характеристика уровня, а также объективных и субъективных условий жизни населения. Среди объективных факторов – экономическое, экологическое, географическое, политическое положение, уровень занятости, образования, социального обеспечения. Субъективные факторы – удовлетворенность человека работой и жизненными условиями, социальным статусом, финансовым положением семьи и семейными отношениями.

Применение патерналистской модели социальной политики в СССР было во многом предопределено исторически, соответствовало особенностям менталитета, сформировавшегося в Российской империи, и в течение нескольких десятилетий давало положительные результаты в различных областях социальной сферы. Однако на определенном этапе развития общества в условиях научно-технической революции патерналистская модель стала существенным тормозом для совершенствования социально-экономических отношений. III. Цели и специфика СП переходного периода в Беларуси и РоссииВ социалистическом государстве, реализующем патерналистскую модель, основным инструментом СП являются государственные законы и нормативно-правовые документы властных структур, предписывающие конкретные размеры увеличения заработной платы, повышения пенсий, изменения цен на товары народного потребления, строительство объектов социальной инфраструктуры и т.п. Возможность использования подобного инструмента определяется тем, что государство контролирует основную часть собственности и финансовых потоков в государственном бюджете, стремясь не допустить в значимых размерах экономической и финансовой самостоятельности граждан и социальных групп. При этом государство ранжирует членов общества по их значимости, регламентируя их уровень доходов и потребления. Каждый член общества может четко прогнозировать их пределы при своем перемещении по социальной лестнице. Достоинством такой СП является «уверенность в завтрашнем дне». Недостатком – фактическая невозможность выхода за пределы предписанного уровня потребления.В рыночной экономике, построенной на основах либерализма, частной собственности на средства производства и доминировании негосударственного сектора, основными инструментами целей СП являются поддержание платежеспособного спроса на социальные услуги, а также система формируемых и финансируемых государством минимальных социальных гарантий. Роль государственных законов велика, но ее содержание существенно меняется. Из директивного инструмента они превращаются прежде всего в инструмент контроля за соблюдением всеми субъектами экономических отношений установленных социальных норм. Достоинством такой СП является снятие ограничения на потребление, но с другой стороны, она предъявляет серьезные требования к самим членам общества, обязанным вносить свой вклад в формирование бюджета социальной политики. Недостатком является необходимость переключения части доходов населения с текущего потребления на социальной страхование, или отложенное потребление. Социальная политика имеет свои особенности: 1. В социально устойчивых обществах, где стабильный порядок взаимоотношений социальных групп, имеется значительный слой удовлетворенных своим общественным положением (средний класс), поддерживается система мирного социального сосуществования, снижено влияние протестных, реформистских и особенно революционных идеологий. Взаимоотношение властей и социальных групп протекает в относительно мирных и отрегулированных законом формах. 2. В обществах, находящихся в системных кризисах, то есть находящихся в состоянии, когда становится необходимым исторический выбор нового варианта развития и, как правило, нового общественного устройства. 3. В обществах, выходящих из системного кризиса путем коренных реформ, то есть социальная политика переходного периода. Переходным периодом называется исторический период, в течение которого происходит переход от прежней устойчивой социальной системы к качественно новой устойчивой социальной системе. Формирование в России и Беларуси социальной политики переходного периода имеет свою логику, особенности и приоритеты. Она должна учитывать универсальные тенденции и мировой опыт создания демократической системы социальной защиты граждан, а также своеобразие отечественных традиций, которые требуют большей регулирующей роли государства в социальной сфере. Социальная политика в условиях коренной трансформации общественной системы, должна быть нацелена на создание каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить благосостояние семьи, а также на предоставление гарантированного государством минимума социальной защиты наиболее уязвимым слоям населения. Эта цель означает переход к новой системе социальной защиты, которая предопределяет решение следующих задач: - повышение ответственности государства за обеспечение гарантий социальных и экономических прав граждан; - формирование системы индивидуальной ответственности граждан за свое материальное благосостояние; - обеспечение гражданам гарантированного минимального уровня бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, доступности к культурным благам; - формирование механизма социально-эффективной занятости и охраны прав работника на предприятии. В социальной политике переходного периода нарушается монополия государства в регулировании социальной сферы. Появляются новые субъекты социальной политики. Спецификапереходного периода в России и Беларуси должна учитывать ряд факторов и принципов, влияющих на содержание и направленность СП: 1. Двойственность и противоречивость общественного сознания, что обусловлено наличием прочных остатков старых патерналистских установок, ожиданий государственной опеки и заботы и одновременно новых установок и ожиданий, связанных с потребностью освободиться от контроля и зависимости со стороны государства в решении вопросов своего благосостояния. 2. Важность принципа постепенности передачи части социальных функции государства другим уровням социально-экономической системы. Приоритетными направлениями СП переходного периода являются: 1. Адаптация населения к изменившимся социально-экономическим условиям, ориентирование людей на новую систему ценностей и норм, вырабатывание модели социального поведения, адекватной особенностям рыночной экономики. 2. Предотвращение массового обеднения, социальная помощь обедневшему населению. 3. Недопущение резкого роста безработицы. 4. Повышение ответственности государства по обеспечению развития образования и здравоохранения. 5. Создание и развитие системы социального страхования. В процессе реализации СП переходного периода происходит социальная трансформация– изменение социальной структуры общества путем формирования новых и изменения прежних социальных групп и слоев, отличных друг от друга по отношению к власти и собственности, положению и профессиональным занятиям, уровню доходов, ценностным ориентирам и т.п. Тип трансформации, направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному общественному устройству определяется как социальный прогресс ( от лат. Progresus – движение вперед, успех). Движение от высшего к низшему, процессы социальной деградации , возврат к изжившим себя формам и структурам общественного устройства – социальный регресс. Социальное развитие – комплекс мер, проводимых государством, органами местного самоуправления, работодателями, общественными организациями для повышения уровня и качества жизни населения.

Темы практических занятий:

Тема 1: Государство как субъект социальной политики.

Тема 2: Социальная политика в области трудовых отношений.

Темы контрольных работ:

1. Сущность и содержание социальной политики, ее конкретно-исторический характер.

2. Социально-экономическая политика: общее и особенное.

3. Место и роль социальной политики в обществе.

4. Социальная структура российского общества и ее трансформация.

Читайте также: