Налоговое регулирование рынка ценных бумаг объекты плательщики виды и ставки налогов

Опубликовано: 16.04.2024

Понятие и цель регулирования рынка ценных бумаг

Регулирование РЦБ (рынка ценных бумаг) представляет собой упорядочение работы на нем всех его участников, включая операции между ними. Производится организациями, которые уполномочены на данные действия.

Цель регулирования рынка заключается в наращивании притока капитала в государственную экономику. Для этой цели используются: создание и поддержка эффективной работы РЦБ, обеспечение равноправия для всех участников рынка, недопущение ущемления интересов одних участников РЦБ за счет других и др.

Регулирование РЦБ классифицируется на внешнее и внутреннее. Первое из них заключается в подчиненности работы организации нормативным государственным актам, международным соглашениям. Внутреннее регулирование представляет собой подчиненность деятельности организации своим нормативным документам (например, устав, правила и др.).

Существует несколько этапов процесса регулирования:

  • формируется орган регулирования РЦБ;
  • создается и постоянно совершенствуется нормативная база работы рынка, происходит разработка законов, постановлений, инструкций, правил (ставят работу рынка на общепризнанную основу, которая соблюдается всеми);
  • контролируется соблюдение и исполнение всеми участниками РЦБ правил и норм;
  • разрабатывается система санкций за отклонение от установленных правил и норм (это могут быть устные предупреждения, наказания различного вида);
  • организуется отбор и допуск юридических лиц и граждан в качестве участников РЦБ в соответствии со знанием, опытом, капиталом и др.;
  • формируется орган по разрешению споров, которые могут возникнуть между участниками РЦБ.

Виды регулирования РЦБ

Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это регулирование ценных бумаг со стороны государственных органов власти.

Регулирование подразделяется на прямое и косвенное. Первое из них часто называется административным, оно имеет в основе правовые нормы и производится с помощью следующих операций:

  • формирование обязательных требований к любому участнику РЦБ с использованием нормативно-законодательных актов;
  • регистрация участников РЦБ и самих ценных бумаг;
  • разрешительная деятельность (лицензии на ведение профессиональной деятельности, аттестация);
  • обеспечение гласности и равноправной информированности для любого участника РЦБ.

Косвенное (экономическое) регулирование имеет в основе использование экономических инструментов самого рынка как рычагов регулирования. Оно включает следующие составляющие:

  • система налогообложения (налоговые ставки, льготы и освобождение от налогов);
  • денежная политика (ставки процентов, минимальный размер заработной платы и др.);
  • политика формирования государственных доходов, направления использования расходов государства (бюджет страны и прочие фонды, включая внебюджетный, стабилизационный, инвестиционный и др.);
  • политика управления собственностью государства, включая управление пакетами акций приватизированных организаций, которые имеются у государства и др.

В число объектов государственного регулирования (саморегулирования) РЦБ включены участники РЦБ, рыночные инструменты и операции, в числе которых можно выделить:

  • ценные бумаги с позиции:
    • юридического статуса;
    • обращения и эмиссии (выпуска);
    • применение в качестве основы для производных ценных бумаг и др.
  • участники, осуществляющие:
    • отбор для рыночной деятельности любого качества;
    • перспективное участие в деятельности других рынков;
    • защита инвесторов от мошенников;
    • уплату налогов и др.
  • операции, касающиеся ценных бумаг:
    • разрешенные типы рыночных операций;
    • совмещение различных видов операций по ценными бумагам;
    • разрешение споров в сфере имущества;
    • обложение налогами и т.п.

Законы в области регулирования РЦБ

С точки зрения законодательства регулирование отношений на российском РЦБ происходит с помощью Гражданского и Налогового кодекса РФ, ФЗ № 39 «О РЦБ», ФЗ 208 «Об АО», ФЗ № 46 «О защите прав и законных интересов инвесторов на РЦБ», документации Федеральной службы по финансовым рынкам, других органов государства, которые относятся к регулированию РЦБ.

В число органов, которые осуществляют регулирование отечественного РЦБ, входят:

  • государственные органы исполнительной власти;
  • саморегулируемые организации, которые являются профессиональными участниками РЦБ;
  • организации общества, которые занимаются защитой интересов владельцев ценных бумаг.

Структура государственных органов, занимающихся регулированием, включает:

  • Госдуму, издающую законодательные акты, которые регулируют работу РЦБ;
  • Президента государства, который издает указы;
  • Правительство, которое издает Постановления, развивающие указы Президента;
  • Министерство финансов РФ;
  • Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР);
  • Банк России и др.

Первое место в рассматриваемой иерархии занимает Госдума. Это обусловлено тем, что она занимается изданием нормативных документов самого высокого уровня (например, Кодекс, Закон). Эти акты принимаются не очень быстро, поскольку не только они сами, но и любая поправка к ним могут потребовать обсуждений с помощью профильных комитетов и 3 слушаний в Думе.

Указы Президента подготавливаются и подписываются значительно быстрее. По этой причине пока в Думе происходит рассмотрение соответствующих поправок в законы, рынок может регулироваться с помощью указов Президента. Как только утверждаются поправки к закону, перестают действовать президентские указы.

Министерство финансов РФ не в полном объеме является регулятором РЦБ, так как его полномочия распространены лишь на эмиссию долговых обязательств федерального правительства и ценных бумаг субъектов РФ. Оно не просто осуществляет регулирование, но и управление РЦБ, поскольку в его лице могут совмещаться функции как регулятора рынка, так и эмитента ценных бумаг государства.

ФСФР является федеральным органом исполнительной власти, который касается РЦБ. В число функций этой организации входят:

  • разработка основных направлений развития рынка;
  • координация работы всех других федеральных органов власти, которые касаются регулирования;
  • утверждение стандартов эмиссии (корпоративных) ценных бумаг и их проспектов;
  • установление единых требований к правилам ведения профессиональной деятельности, лицензирование различных видов профессиональной деятельности рынка;
  • установление порядка, осуществление лицензирования и ведение реестра саморегулируемых организаций;
  • формирование стандарта работы инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, включая страховые организации на РЦБ;
  • установка обязательных требований к порядку ведения реестра, к операциям с ценными бумагами, норм их допуска к публичному размещению;
  • разработка проектов законодательных и прочих нормативных актов, которые связаны с вопросами регулирования, осуществление контроля их соблюдения всеми участниками РЦБ.

Банк России призван выполнять определенные функции, относящиеся к регулированию работы коммерческих банков на фондовом рынке. Для банков он осуществляет:

  • разработку правил учета и отчетности по сделкам с ценными бумагами;
  • регулирование и контроль операций банков, которые производятся с ценными бумагами;
  • регистрацию выпуска ценных бумаг банками;
  • контроль приобретения и продажи крупных пакетов акций и др.

Со стороны государства система регулирования фондового рынка может быть дополнена регулированием со стороны СРО.

Саморегулируемая организация профессиональных участников РЦБ в Российской Федерации в соответствии с законодательством признано добровольное объединение профессиональных участников фондового рынка. Это объединение действует по федеральному закону и функционирует на принципах некоммерческой организации.

Самыми важными функциями СРО являются:

  • защита интересов профессиональных участников, которая производится государственными органами регулирования;
  • обеспечение благоприятных условий для ведения профессиональной деятельности на РЦБ;
  • защита интересов клиентов;
  • соблюдение стандартов, принятых в профессиональной этике;
  • установка стандартов и правил ведения операций с ценными бумагами, отсутствующими в государственных нормах, контроль их выполнения.

Основными правами СРО являются:

  • разработка правил и стандартов ведения профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;
  • осуществление контроля соблюдения своими участниками соответствующих стандартов, операций и правил;
  • разработка учебных планов и программ, которое может осуществляться с помощью профессиональной подготовки кадров для работы на РЦБ;
  • выдача квалификационных аттестатов.

К законодательным актам, на основе которых происходит регулирование рынка ценных бумаг в РФ со стороны государства, можно отнести:

  • ГК РФ;
  • ФЗ «Об АО»;
  • ФЗ «О РЦБ»;
  • ФЗ № 48 «О переводном и простом векселе»;
  • ФЗ № 136 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»;
  • ФЗ № 102 «Об ипотеке»;
  • ФЗ № 46 «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
  • ФЗ № 156 «Об инвестиционных фондах»;
  • ФЗ № 152 «Об ипотечных ценных бумагах».

Помимо перечисленных нормативных документов издается большое число указов, стандартов и постановлений, которые развивают положения федерального законодательства.

В структуру Закона об акционерных обществах входят несколько разделов:

  • общие положения об АО и их видах;
  • информация об учреждении, реорганизации и ликвидации акционерных обществ;
  • сведения о порядке формирования и изменения уставного капитала с помощью выпуска акций, правах акционеров в соответствии с видом акций, порядке размещения облигаций;
  • варианты размещения облигаций и акций, включая установление цены их размещения;
  • дивиденды, которые выплачивает АО;
  • управление АО, включая управленческие органы и реестр акционеров;
  • перечень прав общества по отношению к размещенным им акций (выкуп или временное приобретение);
  • контроль совершения АО крупных сделок и сделок, в заключении которых есть заинтересованность;
  • контроль работы АО, учет и отчетность, информация о нем.

Закон о рынке ценных бумаг включает несколько принципиальных разделов и норм. Они регулируют:

  • типы профессиональной деятельности рынка, включая профессиональную работу в области организации торговли в форме фондовой биржи;
  • выпуск ценных бумаг и их порядок, включая именные и предъявительские корпоративные ценные бумаги в документарной и бездокументарной форме;
  • обращение эмиссионных ценных бумаг, а также относящиеся к ним вопросы, раскрывающие информацию о ценных бумагах;

управление со стороны государства с помощью федерального органа исполнительной власти, самоуправление, осуществляемое СРО профессиональных участников рынка.

Ведущая рубрики

  1. Налоговые агенты
  2. Определение налогооблагаемой базы
  3. Налог на доход от продажи акций и облигаций
  4. Уменьшение налогооблагаемой базы
  5. Если понесен убыток
  6. Как минимизировать НДФЛ, начисленный на доход от операций с ценными бумагами

При совершении операции с ценными бумагами инвесторы всегда сталкиваются с необходимостью уплаты налогов с доходов. Она регламентирована статьей 214.1 Главы 23 НК РФ. По законодательству прибыль, возникшая в результате сделок с ценными бумагами, облагается НДФЛ по ставке 13%. Рассмотрим особенности налогообложения наиболее распространенных финансовых инструментов в России – облигаций и акций.

Налоговые агенты

По закону ответственность за уплату НДФЛ несет инвестор – физическое лицо, совершающее манипуляции с ценными бумагами. Он может рассчитывать и уплачивать налоги самостоятельно либо доверять расчеты брокерской организации – посреднику, выступающему налоговым агентом клиента. Согласно НК РФ брокер не может заниматься уплатой налогов по валютным сделкам ММВБ – в этом случае держатель оформляет декларацию по форме 3-НДФЛ лично.

Определение налогооблагаемой базы

Основой для расчета НДФЛ является налоговая база – полный доход держателя при регулярных выплатах либо разница между величиной заработка и понесенными издержками. При совершении операций с акциями прибыль имеет вид:

  • дивидендов;
  • дохода от разницы стоимости закупки и продажи.

Держатели долговых ценных бумаг получают прибыль в виде:

  • купонных выплат;
  • дохода от реализации с учетом разницы стоимости их закупки и продажи;
  • погашения облигаций по номинальной стоимости.

Ставка НДФЛ с дивидендов для резидентов РФ составляет 13%, для нерезидентов – 15%. Посредником инвестора по расчетам с дивидендами и купонами выступает депозитарий, перечисляя на счет держателя доход, освобожденный от налога.

НДФЛ с купонного дохода по облигациям, в том числе государственным, муниципальным, субфедеральным, купленным до 31.12.2020 года, не взимается. По облигациям, выпущенным после, оплата НДФЛ предусматривается в размере 13% для резидентов (15% при доходе более 5 млн рублей) и 30% для нерезидентов без учета величины ставки рефинансирования ЦБ.

Налог на доход от продажи акций и облигаций

Налог на доход от продажи акций

НДФЛ в размере 13% при продаже акций для резидентов – лиц, проживающих в пределах страны – не менее 184 дней в течение 12 месяцев, взимается двумя способами:

  • при совершении сделки и выводе средств. Посредник удерживает налог из суммы прибыли каждой сделки, перечисляя остаток на счета держателя;
  • по окончании налогового периода. В начале следующего брокерская организация суммирует доходы и убытки, начисляя НДФЛ с получившегося сальдо;
  • при расторжении соглашения с организацией.

Налоговым периодом в России считается отрезок времени с января по декабрь. Перечислить налог по сделкам, совершенным за календарный год, необходимо до конца января следующего.

Налог на доход от продажи и погашения долговых ценных бумаг

Налоговой базой при реализации облигации либо получении номинала является разница между стоимостью ее закупки и продажи с учетом накопленного купонного дохода (НКД) и понесенных затрат.

Налогооблагаемая база при продаже вычисляется так: (Прибыль от реализации+полученный НКД) – (расходы на покупку+уплаченный НКД) +купонный доход.

Налогооблагаемая база при погашении облигации: Стоимость номинала – (расходы на покупку+уплаченный НКД)+купонный доход.

Если облигация была куплена инвестором по цене меньше номинальной и продана после срока ее погашения, платить НДФЛ на разницу между номиналом и стоимостью покупки не придется.

Банкротство эмитента долговой ценной бумаги налогооблагаемую базу не снижает.

Уменьшение налогооблагаемой базы

Расходами, снижающими налогооблагаемую базу прибыли, полученной при реализации ценных бумаг, признаются:

  • оплата услуг реестродержателя, регистратора, депозитария, брокера;
  • затраты, возмещаемые посредникам;
  • биржевые комиссии и сборы;
  • налог, уплаченный держателем ценных бумаг по факту их наследования или получения в дар;
  • другие затраты, связанные с приобретением, продажей, обслуживанием.

При продаже финансовых инструментов, обращающихся на организованной бирже, с целью уменьшения налогооблагаемой базы могут быть также использованы проценты, уплаченные по ссуде, взятой на данные цели. Расходы при этом не должны превышать сумм, рассчитанных исходя из размера ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Если понесен убыток

Законодательство разрешает инвестору не платить НДФЛ в случае, если сделки с привлечением облигаций, акций завершились убытком. Держатель вправе поочередно переносить сумму ущерба на следующие 10 налоговых периодов. Для этого требуется документально подтвердить убыток и по завершении засчитывающего его года подать декларацию в налоговую службу.

Как минимизировать НДФЛ, начисленный на доход от операций с ценными бумагами

  • Фиксировать ущерб. При начислении НДФЛ к уплате в результате прибыльных сделок можно продать акции, упавшие в цене, и подтвердить убыток, который снизит налогооблагаемую базу за весь период. Позже можно «переоткрыть позицию»: снова приобрести проданные бумаги в инвестиционный портфель.

Пример. Допустим, что в течение года вы закрыли две сделки: первая принесла 10000 рублей дохода, а вторая — 5000 рублей убытка. Налогооблагаемая база составит 10000-5000= 5000 рублей. С нее потребуется заплатить 13% налога. Предположим, что в портфеле имеется еще одна, пока убыточная, позиция в 5000 руб. Если вы продадите ценную бумагу до 31 декабря и документально зафиксируете ущерб, налогооблагаемая база будет равна нулю. Платить налог в текущем году не придется.

  • Переносить убытки, снижая налогооблагаемую базу последующих 10 налоговых периодов.
  • Пользоваться льготами ИИС (индивидуального инвестиционного счета). Вычет типа “А” по ИИС разрешает уменьшать налоговую базу по любым доходам, облагаемым НДФЛ, кроме дивидендов на перечисленную сумму (не более 400 тысяч рублей). Обязательное условие получения вычета, позволяющего сэкономить до 52 тысяч рублей в год, – официальное трудоустройство.

Пример. Вы внесли на счет ИИС 300 000 рублей. В следующем году вы имеет право вернуть 39 000 уплаченного НДФЛ себе на счет. Если хотите возвращать НДФЛ ежегодно, необходимо ежегодно вносить деньги на ИИС.

  • Вычет типа “Б” освобождает от налогообложения весь доход плательщика, полученный с помощью ИИС (кроме дохода от дивидендов).

Пример. Допустим вы открыли ИИС, внесли на его счет 400 000 рублей и вложились в акции, которые выросли в цене. Через три года вы их продали и на счету стало 600 000 рублей. Ваш доход составил 200 000 рублей, а НДФЛ к уплате — 26 000 рублей. Поскольку вы выбрали вычет на финансовый результат, платить налог в бюджет не придется.

  • Использовать «трехгодичную» льготу. Держатель ценных бумаг, пролежавших в инвестиционном «портфеле» не менее трех лет, освобождается от налога на прибыль при их реализации. Бонус могут получить инвесторы облигаций и акций не старше 2014 года, допущенные к торгам столичной, Санкт-Петербургской биржами и проданные с брокерского счета (не ИИС).
  • Продавать не обращающиеся на организованном рынке ценные бумаги. Облигации и акции, реализованные вне биржи и находящиеся во владении инвестора более 5 лет, не облагаются НДФЛ.

Инвестиции и торги на бирже приобретают все большую популярность в современном мире. Многие граждане, желая заработать на операциях с активами фондового рынка, открывают собственный брокерский счет. Совершая сделки с финансовыми инструментами, инвестор получает доход, который, как и все доходы физических лиц, подлежит налогообложению. Но на данном этапе, как правило, у граждан возникают вопросы по поводу того, как рассчитать и перечислить сумму обязательств в бюджет, и кто должен этим заниматься.

Какая налоговая ставка применяется к операциям на брокерском счете

Ставка НДФЛ, применяемая при налогообложении дохода, полученного от инвестиционной деятельности, зависит от статуса плательщика. Она установлена в таких размерах:

  • для резидентов РФ - 13 %;
  • для нерезидентов - 30 %.

При налогообложении дивидендов применяются следующие ставки:

  • для резидентов РФ - 13 %;
  • для нерезидентов - 15 %.

Внимание! Резидентами РФ считаются граждане страны и иностранцы, пребывающие на территории Российской Федерации не менее 183 дней в году.

Подтвердить данный статус можно, предоставив в налоговую инспекцию любой из следующих документов:

  • паспорт с отметками о датах въезда на территорию России и выезда с нее;
  • табель учета рабочего времени, из которого можно получить информацию о том, что иностранный гражданин действительно работал в российской компании;
  • справка с места трудоустройства;
  • миграционная карта.

После проверки документов налоговая служба выдает документ по утвержденной форме о наличии у иностранного гражданина статуса резидента РФ, который нужно предъявить брокеру.

Какие операции физлица подлежат налогообложению?

Налогообложению подлежит доход, полученный в результате:

  • купли и продажи финансовых инструментов фондового рынка (акций и облигаций);
  • заключения сделок с активами срочного рынка (фьючерсов и опционов);
  • операций РЕПО;
  • открытия/закрытия коротких позиций;
  • конвертации валют;
  • получения дивидендов по акциям;
  • получения купонов по облигациям.

Внимание! Инвесторам, получающим дивиденды от американских компаний, рекомендуется подписать форму W-8BEN, чтобы подтвердить наличие у себя статуса резидента РФ. В таком случае, эмитент удержит из суммы дохода налог в размере 10 %. Акционеру останется подать декларацию и самостоятельно доплатить оставшиеся 3 % НДФЛ. В противном случае, из дохода инвестора будет автоматически списана сумма налога по ставке 30 %, применяемой к резидентам США.

Налог на дивиденды, получаемые российскими гражданами от зарубежных компаний, подлежит удержанию и в стране эмитента, и в России. Но если между этими двумя государствами заключен договор "Об избежании двойного налогообложения", НДФЛ в РФ не взимается. Но если ставка налога, действующая в стране эмитента, меньше 13 %, инвестор обязан доплатить разницу. Если больше - переплата возврату не подлежит.

Налогом облагаются только суммы фактически полученного дохода. Если акции компании прибавили в цене, но инвестор продолжает ими владеть, НДФЛ не уплачивается. Обязательства перед бюджетом возникают после продажи ценных бумаг.

Порядок расчета налоговой базы

База налогообложения определяется следующим образом: из финансового результата, полученного после совершения сделок с активами, вычитаются все расходы, связанные с этими операциями.

К таким расходам можно отнести:

  • суммы, выплачиваемые эмитенту, при приобретении ценных бумаг;
  • периодические или одноразовые выплаты, предусмотренные условиями срочных сделок;
  • комиссии и другие расходы, связанные с оплатой услуг брокера;
  • налоговые обязательства, связанные с получением ценных бумаг в наследство или по договору дарения;
  • суммы процентов по кредитам, оформленным с целью приобретения активов;
  • другие расходы, понесенные по операциям с биржевыми финансовыми инструментами.

Важно учитывать, что при банкротстве компании-эмитента и невыплате обязательств перед инвесторами понесенные убытки не являются основанием для уменьшения базы налогообложения.

При реализации ценных бумаг, в качестве расходов на их приобретение учитывается стоимость, соответствующая первой по времени покупке данных активов.

Если доход был получен в валюте, расчет размера НДФЛ производится в рублях по курсу Банка России, действовавшего на дату фактического поступления средств на счет инвестора. Для перерасчета суммы расходов в рубли применяется курс валют, зафиксированный на дату их фактического осуществления. Подробнее о валютной переоценке мы уже писали.

Внимание! Расчет налоговой базы в рамках одного договора на брокерское обслуживание производится в совокупности по всем субпозициям инвестора.

Отрицательный результат вычислений признается убытком. Базой налогообложения считается исключительно положительный итог расчетов.

Кто платит налог: инвестор или брокер?

Расчет, удержание и уплата суммы отчислений в бюджет - это обязанность налогового агента, которым может быть компания-эмитент, выплачивающая дивиденды своим акционерам, или российский брокер при условии получения инвестором дохода по ценным бумагам отечественных компаний.

Внимание! Брокер не является налоговым агентом по уплате НДФЛ с дохода, полученного инвестором в результате сделок с валютой.

Как заплатить НДФЛ самостоятельно?

В некоторых случаях обязанность по уплате НДФЛ перекладывается на самого инвестора, например, если дивиденды были выплачены в натуральном виде, был получен доход от операций на валютном рынке, или налоговый агент по какой-либо другой причине не произвел отчисления.

В таком случае, инвестору необходимо до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом, подать декларацию по форме 3-НДФЛ в территориальный орган налоговой службы по месту жительства. Все обязательства должны быть перечислены в бюджет до 15 июля того же года.

Внимание! Иностранные брокеры не являются налоговыми агентами по НДФЛ, поэтому не производят соответствующие отчисления в бюджет. Россияне, которые занимаются инвестиционной деятельностью через таких посредников, обязаны самостоятельно подавать годовую декларацию и уплачивать налог.

Когда удерживается налог?

Компания-эмитент акций удерживает налог сразу при выплате дивидендов. На счет инвестора поступает прибыль уже за вычетом НДФЛ.

Брокер удерживает налог в следующих ситуациях:

  1. При выводе денег или ценных бумаг с брокерского счета.
  2. По завершении отчетного налогового периода, т. е. календарного года. Брокер самостоятельно рассчитывает налоговую базу по состоянию на 31 декабря. Если в течение года производились удержания НДФЛ, суммы этих отчислений учитываются при определении итогового размера обязательств за отчетный период. Налог, подлежащий уплате в бюджет за прошедший год, автоматически списывается с брокерского счета в течение января.
  3. При расторжении договора с налоговым агентом.

Если на брокерском счете нет денег

Если на конец отчетного периода на счете окажется недостаточно средств в рублях для погашения обязательств, НДФЛ не будет удержан брокером. Налоговый агент отразит исчисленную сумму в справке о доходах физического лица за истекший год как обязательства, подлежащие уплате. Инвестор обязан самостоятельно произвести отчисления в бюджет через налоговую инспекцию по месту жительства.

Внимание! Если в январе на счете клиента окажется недостаточно денег для уплаты обязательств, но при этом будут открыты короткие позиции по ценным бумагам, брокер имеет право использовать средства, которые задействованы в целях обеспечения данных сделок, для удержания налогов.

При возникновении задолженности по НДФЛ в течение налогового периода средства, подлежащие уплате в бюджет, удерживаются брокером сразу же, как только на счете появится необходимая сумма в рублях.

Если в налоговом периоде получены убытки

Если трейдер в течение года получал доход и уплачивал НДФЛ в полном объеме, а к концу отчетного периода понес убытки, брокер обязан произвести перерасчет. Инвестор имеет право на возврат излишне уплаченной суммы. Сделать это можно через брокера или при личном обращении в налоговую инспекцию. Процедура возврата денег может занять несколько месяцев.

Убытки, понесенные в отчетном году, могут быть учтены при расчете НДФЛ в будущих периодах в течение 10 лет. Уменьшение базы налогообложения производится на основании соответствующего заявления налогоплательщика при подаче годовой декларации. К документам необходимо приложить справки, подтверждающие факт наличия убытков.

Внимание! Если по результатам года инвестор по одному брокерскому счету получил доход, а по другому - понес убыток, результаты рекомендуется суммировать. Таким образом, можно вернуть часть или весь НДФЛ, удержанный одним из брокеров. Для этого необходимо самостоятельно предоставить в налоговую инспекцию подтверждающие документы.

Нужно ли подавать декларацию в налоговую?

При совершении операций с активами фондового рынка через брокера, который является налоговым агентом, подача декларации инвестором в налоговую инспекцию не требуется.

Тем не менее, существует ряд ситуаций, при которых сдача отчетности необходима:

  1. Получение дохода на счет, открытый у зарубежного брокера. Декларация подается даже в том случае, если по результатам года инвестор понес убыток и обязательства по уплате НДФЛ за прошедший период не возникли.
  2. Получение активов на условиях договора дарения, заключенного с лицом, не являющимся членом семьи или близким родственником принимающей стороны.
  3. Получение дивидендов в натуральном выражении (часто практикуются выплаты инвесторам в виде акций дочерних организаций).
  4. При переносе убытков прошлых лет или при суммировании финансовых результатов по нескольким брокерским счетам.

В последнем случае срок подачи декларации не ограничен датой 30 апреля.

Доход, полученный в результате операций на брокерском счете, подлежит налогообложению. Обязанности по исчислению, удержанию и уплате обязательств возлагаются на налогового агента. Инвестор не участвует в данном процессе и не должен подавать отчетность в органы ФНС. Но в некоторых ситуациях обязанности по выполнению расчетов с бюджетом перекладываются на самого налогоплательщика. Важно правильно определить базу налогообложения, своевременно и в полном объеме произвести платежи и подать декларацию. При этом следует помнить, что уклонение от уплаты налоговых обязательств и несдача отчетности влечет за собой применение штрафных санкций и пени.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие рынка ценных бумаг

Финансовая система страны представлена различными структурами, обслуживающими движение капитала и денег. Фондовый рынок является ее частью, способной осуществлять как краткосрочные высоколиквидные сделки, характерные для рынка денег, так и долгосрочные операции с капиталом. Рынок способен выполнять функции, характерные для всей финансовой системы. Он влияет на накопление средств, их распределение, а также целевое применение. Ее одной функцией рынка можно назвать стимулирование инвестиционной деятельности.

Специфические функции рынка фондовых инструментов сводятся к формированию непроизводственной части прибыли компании. Кроме того, инвестирование в ценные бумаги позволяет покрывать нехватку финансовых средств для нужд производственного сектора. Обычно финансы поступают из прибыли и собственных резервов капитала, а также за счет использования кредитных средств банка.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налогообложение на рынке ценных бумаг 450 руб.
  • Реферат Налогообложение на рынке ценных бумаг 260 руб.
  • Контрольная работа Налогообложение на рынке ценных бумаг 250 руб.

Отношения на рынке складываются вокруг обращения и выпуска ценных бумаг, которые являются гарантом выполнения имущественных прав своего владельца. Классификация фондовых рынков напрямую зависит от свойств оборачиваемых на них ценных бумаг. Все рынки фондовых инструментов делят на:

  • Организованные рынки. Они отличаются прозрачностью и доступностью информации, обеспечением доступа к услугам профессиональных участников. Требования к субъектам отношений на них очень высоки, однако, высоки и гарантии исполнения прав каждого участника отношений.
  • Все субъекты, не прошедшие отбор для участия в организованных торгах, образуют нерегулируемый фондовый рынок. Как правило, это дилеры, которые взаимодействуют непосредственно друг с другом, совершая сделки купли-продажи.
  • Выведение впервые выпущенных ценных бумаг в продажу происходит на первичном рынке. Цена сделки с ними равна номинальной их стоимости.
  • Вторичный рынок отличается большим количеством субъектов, совершающих операции с различными видами ценных бумаг по рыночной цене.

Фондовый рынок является частью финансовой системы страны, оказывающей воздействие на функционирование национальной экономики.

Принципы налогообложения на рынке ценных бумаг

В российской действительности налогообложение на рынке фондовых инструментов ничем не отличается от налоговой системы, применяемой для товарного оборота. Принципы установления налоговой базы и выплаты налогов от доходов, получаемых при инвестировании в ценные бумаги, ничем не отличается от обязательных выплат из получаемой прибыли, согласно законодательству страны.

Для разных категорий субъектов применяются свои принципы налогообложения. Так, эмитенты, выпускающие акции для последующей продажи, облагаются налогом на номинальную сумму выпуска. То есть, базой расчета платежа становится номинальная стоимость выпущенного объема акций. Именно поэтому, выпуск акций требует обязательной регистрации и составления реестра. Такой подход актуален и для выпуска облигаций. Для остальных видов фондовых инструментов проспект эмиссии не выпускается.

Размер налога на эмитированный выпуск составляет 0,8 процента от номинала. Если эмиссия была зарегистрирована в иностранной валюте, то налог выплачивается по курсу, актуальному для дня выпуска пакета акций. Налог выплачивается в тот же момент, когда проспект эмиссии подается для регистрации.

В налоговом законодательстве России используется разделение фондового рынка на:

  1. Организованный фондовый рынок.
  2. Неорганизованный фондовый рынок.

Для того, чтобы подтвердить принадлежность ценной бумаги к одному из рынков, ее владелец должен предоставить подтверждающие документы от организатора торговых сделок или любого другого уполномоченного лица. В случае, если данные предоставить субъект не может, ценная бумага признается относящейся к неорганизованному рынку. Эти же требования применяются к ценным бумагам национального выпуска, торгуемых на иностранных фондовых биржах. Владелец обязан предоставить соответствующее подтверждение от иностранной организованной площадки.

Налогообложение посреднической деятельности на рынке ценных бумаг

Обращение фондового инструмента по форме напоминает сделку купли-продажи, хотя фактически определяет передачу имущественных прав от одного владельца к другому. Однако, операции, связанные с ценными бумагами, не приравниваются к торговым, а значит, не облагаются налогом на добавленную стоимость.

Стоит отметить, что существует такой вид операций с фондовыми инструментами, который подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. К таким сделкам относят операции, проводимые посредниками – брокерами и дилерами. Налогом в этом случае облагается размер полученных комиссионных. Под посреднической деятельностью понимает выполнение роли агента, получающего за труд комиссионное вознаграждение. Именно оно облагается налогом на добавленную стоимость вне зависимости от вида ценной бумаги.

Под льготу не попадают так же операции, связанные с непосредственным выпуском фондовых инструментов, то есть изготовлением бланков. В данном случае применяется 20-ти процентная ставка налога на добавленную стоимость. Налог действует на сырье и полуфабрикаты, предназначенные для изготовления бланков. Если на территорию РФ были ввезены готовые ценные бумаги, то они налогом не облагаются.

Налог на прибыль применяется для следующих видов доходов по ценным бумагам:

  1. От первичного размещения.
  2. От дивидендов, дисконтных доходов, купонных выплат по облигациям.
  3. От любых видов доходов при совершении операций с ценными бумагами.

Для посредников размер налоговой ставки на прибыль составляет от 33 до 38 процентов. Связано это с тем, что доход посредников складывается из комиссионных выплат, а значит, он включается в сумму выручки от реализации продукции. Доходы по ценным бумагам, получаемые в виде дивидендов и других выплат облагаются 15% ставкой. Налог на прибыль при сделках купли-продажи фондовых инструментов исчисляется в размере от 33 до 38% в зависимости от характеристик юридического лица.


Налогообложение операций, осуществляемых на рынке ценных бумаг, является одним из ключевых элементов налоговой системы большинства иностранных государств. Несмотря на то, что данной теме придается большое значение как в теории, так и на практике, государственные власти всё равно сталкиваются с проблемами при данном виде налогообложения. В большинстве случаев, появлению этих проблем способствует разработка новых и развитие старых финансовых инструментов на финансовых рынках. Комбинирование разных финансовых инструментов с разными параметрами риска и доходности часто создает проблемы в отношении налоговой политики государства. При появлении новых финансовых инструментов, с помощью которых государство может повысить благосостояние своих граждан и инвестиционную активность в стране, государство старается стимулировать инвесторов вкладывать свои свободные денежные средства в новые инструменты, путем налоговых льгот по операциям с ценными бумагами. Стоит отметить, что в иностранных государствах рынок ценных бумаг формировался столетиями, а вслед за рынком формировалось и налоговое законодательство, приспосабливалось к новым условиям экономической реальности [1].

Прошло не одно десятилетие с того времени, когда большинство экономик не характеризовали себя как рыночные, а государственные власти негативно воспринимали приток иностранного капитала, поскольку боялись оказаться в финансовой зависимости от инвестирующих стран. Существенное изменение ситуации началось в 1970-х годах, именно в это время политики и экономисты поняли, что приток зарубежных инвестиций является основополагающим фактором, который способен создать высокий рост национальной экономики, а налогообложение, в свою очередь, оказывает сильное влияние на приток иностранного капитала. Налогообложение состоит из нескольких видов налоговых платежей, а именно: налог на доходы с дивидендов, налог на доходы физических и юридических лиц, налог на проценты и на прирост капитала.

В последние время на мировой арене все сильнее проявляется международная налоговая конкуренция, которая заметна благодаря перемещению капитала и рабочей силы из одной страны в другую, с более низкими налогами в законодательстве и более привлекательными налоговыми льготами. Исходя из этого, большинство стран направляют свою налоговую политику на создание благоприятных условий для инвестиций в национальную экономику страны. Ведь крупные инвесторы, которые владеют достаточным капиталом, в отличие от собственника земли, как правило, не связаны необходимостью с какой бы то ни было страной, а значит, будут переводить свой капитал в ту страну, в которой они могут вести свои дела открыто перед государством, пользоваться своим имуществом без страха и при этом платить минимальные налоги, что в свою очередь значительно сэкономит их бюджет.

Хотя среди экспертов нет единого мнения по поводу влияния налоговой конкуренции на экономику страны, но все согласны в одном, что такая конкуренция вынуждает правительства различных стран совершенствовать налоговую политику и снижать налоговое бремя. Так, например, в 1975 году Европейская комиссия высказывалась за уменьшение минимального корпоративного налога в странах Европы в размере 45 %. Эта предложение потерпело неудачу, как потерпела неудачу и схожая попытка в начале 1990-х по уменьшению минимальной ставки корпоративного налога до 30 %. В настоящее время ставка в Европейском союзе по корпоративному налогу в среднем равна 30 %.

Дальше мы проанализируем общий подход к налогообложению операций на рынке ценных бумаг, применяемый в зарубежных государствах, а также рассмотрим некоторые особенности и примеры. Участник сделок на рынке ценных бумаг может получить доход в результате следующих операций: сделки купли-продажи; владение ценной бумагой: дивиденды от акций, проценты по облигациям, векселям, сберегательным сертификатам; прирост стоимости капитала. Операции на рынке ценных бумаг в большей степени подвергаются налогообложению прямо или косвенно практически во всех странах мира. Несмотря на то, что такое налогообложение существует в различных формах, например биржевой налог, гербовый сбор и т.д., в экономической литературе их объединяют общим названием – налог на операции с ценными бумагами. Вокруг самой идеи налогообложения на операции с ценными бумагами ходит множество дискуссий. Одни эксперты утверждают, что оно увеличивает стабильность на финансовом рынке, помогает предотвратить финансовые кризисы и уменьшает объемы избыточной торговли. Кроме того, одной из главных и ключевых причин существования и широкой поддержки налогообложения на операции с ценными бумагами является тот факт, что данное налогообложение существенно повышает налоговые поступления в бюджет страны. Ведь число ежедневных сделок, совершаемых на рынке ценных бумаг, огромно, а объем финансовых операций по всему миру превышает объемы торговли товарами и услугами в десятки раз. Другие же эксперты считают, что такое налогообложение только снижает инвестиционную привлекательность страны, и, как следствие, количество инвестируемых денежных средств в экономику тоже снижается. А это приводит к торможению развития экономики страны. Тем не менее, налогообложение операций на рынке ценных бумаг широко применяется практически во всех развитых государствах [2].

В США почти все сделки, совершенные с ценными бумагами на фондовом рынке, облагаются налогом. Ставка налога равна 0,003 %. Данный налог был принят в 1934 году, и целью его было покрыть расходы на деятельность Комиссии по ценным бумагам и биржам США, которая является главным регулятором на финансовом рынке США. Но объем сделок, совершаемых на фондовом рынке, рос такими темпами, что уже в 1998 году доход от налога составил порядка 1,8 миллиардов долларов США, что практически в 5 раз превышает расходы Комиссии за тот же период. В Великобритании в 1986 году Законом о финансовых услугах был введен гербовый сбор по операциям с ценными бумагами в размере 0,5 %. Плательщиком налога является покупатель ценной бумаги. Доход от данного налога в 1998–99 гг. составил 2,1 миллиарда фунтов стерлингов. Налог на операции с ценными бумагами применяется и в Италии, где он равен 0,14 % для сделок с акционерным капиталом и 0,16 % для сделок с долговыми обязательствами, и в Дании, где налогу подлежит 0,5 % со сделки с акционерным капиталом, и в других странах мира [3]. Некоторые из развитых стран мира не применяют налогообложение по отношению к операциям с ценными бумагами, например, Германия, Япония, Канада и другие. Налоги с дохода от владения ценными бумагами и от прироста их цены существуют в системе налогообложения всех развитых государств. Налогообложение происходит с помощью подоходного налога, как с физических, так и с юридических лиц. В некоторых странах также необходимо уплачивать налог с прироста капитала. А в ряде стран, объектом налогообложения является номинальная стоимость ценных бумаг, облагаемая налогами на имущество.

Под категорией налогообложения доходов от капитала принято понимать совокупность отношений, которые касаются порядка установления, исчисления и уплаты подоходных налогов от сделок с ценными бумагами и иными финансовыми активами. Под доходом от капитала подразумевается отдача инвестиций, сделанных инвестором ранее в финансовые активы страны. Налогообложение доходов от капитала в развитых странах зависит от вида лица, которое получает доход от этого капитала: к юридическим лицам будет применен корпоративный налог, физические лица будут платить подоходный налог. Доходы в виде процентов и дивидендов подлежат налогообложению в таком же порядке, как и другие доходы, например, заработная плата. Среди экспертов также ведется большое количество дискуссий на тему налогообложения дивидендов, так как существует проблема двойного экономического налогообложения. Чтобы инвестору получить прибыль от вложенных инвестиций, компания сначала заплатит корпоративный налог, после чего также уплатит налог с выплаченных дивидендов в качестве налогового агента, и только потом инвестор получит доход. Такой процесс получения прибыли не может радовать стратегических инвесторов.

Многие страны, такие как Дания, Италия, Бельгия, Корея и другие, применяют меньшую ставку для налогообложения дивидендов по сравнению со стандартной ставкой подоходного налога. Таким образом, эти страны смягчают двойное налогообложение на дивиденды. В Люксембурге и Германии предусмотрено льготное налогообложение для физических лиц, которое заключается в освобождении от уплаты налогов от половины суммы дивидендов. Например, работающий человек помимо заработной платы получает дивиденды от участия в доле акционерного общества в размере 10 денежных единиц, налогообложению будет подвергаться 5 единиц, а остальные 5 единиц освобождаются от налогообложения. В Греции физические лица полностью освобождаются от уплаты налога на дивиденды, полученные от национальных компаний [4].

Также в других странах существует еще одна льгота, которая смягчает двойное налогообложение дивидендов. Такая льгота предусматривает предоставление физическим лицам налогового кредита, с помощью которого налогоплательщик может полностью или частично заплатить корпоративный налог. К странам, которые предоставляют налоговый кредит для частичной оплаты корпоративного налога, относятся Франция, Великобритания, Канада. Полную оплату предоставляют в Финляндии, Мексике, Австралии, Новой Зеландии. При уплате налога с процентного дохода, а также дохода от роста стоимости активов многие страны практикуют удержание налога у источника выплаты дохода. Такая же практика наблюдается и в некоторых странах при выплате дивидендов акционерам, например в Швеции, а в Бельгии, Франции, Японии и Италии налогоплательщик имеет право сам выбрать, каким способом ему уплатить налог. Источник выплаты дохода имеет функции налогового агента, тем самым не только удерживает налог при выплате дохода, но и сам исчисляет его и перечисляет в бюджет страны. Смысл исчисления, удержания и перечисления налога в бюджет налоговым агентом объясняется тем, что, во-первых, деньги поступят в казну страны значительно быстрее, а, во-вторых, правительству страны зачастую бывает очень сложно отследить данные доходы, что повышает риск неуплаты или неполной уплаты налога налогоплательщиком. Кроме того, самому налогоплательщику также бывает трудно задекларировать данный вид дохода, особенно, если он не является резидентом страны.

Законы государства, их поправки и нормативные акты, как правило, устанавливают способ удержания налога налоговым агентом как особый вид дохода от капитала, либо как подоходный налог физического лица. Директив о налоге на доходы от сбережений действует в Европейском союзе на протяжении многих лет, где также осуществляется совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами. Директив предполагает взаимообмен между странами информацией, касающейся налогообложения. Некоторые государства вместе с обычным подоходным налогом применяют налог на прирост капитала, а другие включают прирост капитала в налоговую базу по подоходному налогу. В Бельгии, Болгарии и Швейцарии данный вид дохода вообще не подлежит налогообложению. Ниже мы более детально проанализируем налогообложение подоходного налога от операций на рынке ценных бумаг и дохода от капитала в Великобритании, Италии и Нидерландах [5].

Для физических лиц, которые совершают операции на рынке ценных бумаг Великобритании, доход от роста активов облагается налогом по итогам налогового периода, который заканчивается пятого апреля. Налоговой базой является прибыль, т.е. доходы за вычетом расходов. Также для физических лиц существует своего рода налоговый вычет в размере 7100 фунтов стерлингов, что означает, если прибыль налогоплательщика меньше или равна этой сумме, то он освобождается от уплаты налога. Налоговая ставка зависит от времени, которым инвестор владел капиталом. Если налогоплательщик владел 10 и более лет акциями национальной компании, то налоговая ставка на доход от роста акций будет равна нулю. Если передача ценных активов происходит между членами семьи, то доходы также не будут облагаться налогом. Если ценные бумаги были приобретены посредством национальной программы Индивидуальных сберегательных счетов, то доходы, полученные в результате владения или продажи данных бумаг, будут облагаться по льготной ставке [9].

Если акции компании выросли за налоговый период, то это будет считаться как доход, полученный данной компанией и облагаемый корпоративным налогом. Юридические лица, в отличие от физических, не имеют льготных ставок по налогу от прироста капитала. Но зато у них есть право учитывать в ежемесячных расходах индекс инфляции, который определяется государством. Для физических лиц – резидентов законом предусмотрено, что каждый налогоплательщик, который имеет более 5 % доли компании и получает доход путем роста рыночной стоимости активов компании, должен заплатить полную стоимость налога с дохода в случае продажи своих активов. Для физических лиц – нерезидентов Великобритании, которые получают доход от источников на территории Великобритании, предусмотрен налог по единой ставке в размере 20 %. Налог исчисляется и удерживается в этом случае налоговым агентом [6].

В Италии ставка налога на доход, полученный в результате прироста стоимости активов, выплаты процентов по облигациям, валютных конвертаций и реализации контрактов на рынке ценных бумаг, будет зависеть от того, является ли налогоплательщик налоговым резидентом Италии. В случае налогового резидента страны – физического лица, налогоплательщик будет платить налог исходя из общих правил подоходного налога. Для нерезидентов страны налог удерживается налоговым агентом в размере 12,5 % от полученного дохода, а если налогоплательщик нерезидент владеет крупной долей в компании и при продаже своей доли он получил прибыль, то налоговый агент удержит налог по ставке 27 %. Если налогоплательщик владеет ценными бумагами через посредника, то он имеет право на то, чтобы посредник при перечислении ему дохода сам удержал налог в размере 12,5 %, при этом посредник не вправе разглашать, за кого он удержал и перечислил налог. Таким образом, налогоплательщик имеет полную конфиденциальность перед властями страны, а значит, ему не обязательно отображать данные доходы при подаче налоговой декларации. Кроме того, налогоплательщик может вести свою инвестиционную деятельность через уполномоченное лицо, которое будет контролировать все активы, расположенные в Италии, и отчитываться по ним перед налогоплательщиком. Уполномоченное лицо само рассчитывает налог с полученных доходов налогоплательщика и перечисляет его в бюджет, при этом полная конфиденциальность налогоплательщика перед властями страны также соблюдается.

Для юридических лиц, которые являются налоговыми резидентами страны, доходы от операций по ценным бумагам облагаются корпоративным налогом по ставке в 37 %. Если компания продает контролирующий пакет акций или пакет акций, которые торгуются на бирже, более 10 %, то налогоплательщик имеет право уменьшить ставку до 27 %. Если юридическое лицо, не являющееся налоговым резидентом Италии и имеющее постоянное представительство в стране, получает доход от роста рыночной стоимости своих активов, то эти доходы будут облагаться корпоративным налогом на тех же условиях, что и доходы налоговых резидентов страны. Если компания не имеет постоянного представительства в Италии, но имеет доход от источников на территории Италии, то эти доходы будут облагаться у источника дохода по ставке 27 %. Если компания проводит первичное размещение своих акций на бирже, то данная операция не будет облагаться корпорационным налогом, вместо него будет уплачен регистрационный сбор в размере 1 % от суммы размещения акций. Выпуск таких ценных бумаг, как облигации, фьючерсы и другие, будет облагаться фиксированным платежом в размере 200 евро.

В Нидерландах доходы, полученные виде процентов по облигациям, сберегательным сертификатам и другим ценным бумагам, а также дивиденды, включаются в общую подоходную налоговую базу налогоплательщика. Реализация резидентом своего пакета акций также будет включаться в подоходную налоговую базу. По итогам года налогоплательщик должен подать налоговую декларацию и уплатить налог. Ставка налога будет зависеть от величины полученного дохода, а её значение начинается с 25 % и заканчивается 60 %. Если резиденту принадлежит более 5 % акций компании, то доход, полученный при продаже своей доли в компании, будет облагаться единой ставкой в размере 25 %. Для физических лиц предусмотрены налоговые вычеты в размере 500 евро на каждого члена семьи. Не облагаются налогом процентные доходы, полученные по экологическим купонным облигациям [7].

Для нерезидентов Нидерландов предусмотрена более понятная система налогообложения. Так, если нерезидент получает дивиденды с территории Нидерландов, с его дохода удержат налог в размере 25 %. Налог удерживается налоговым агентом. При продаже своих долей в компаниях нерезиденты освобождаются от налогообложения, если их доля составляла менее 5 %.

Юридические лица включают дивидендный доход, процентный доход и доход от прироста рыночной стоимости активов компании в налогооблагаемую базу по корпоративному налогу. Если доход получен от компании, в которой доля участия налогоплательщика свыше 5 %, то компания может быть освобождена от уплаты корпоративного дохода по дивидендам. Если источником выплаты дивидендов служит одна из стран Европейского союза, то компания также может быть освобождена от удержания налога. Это зависит от того, удовлетворяют ли компании всем требованиям Директива Совета Европейского союза относительно материнских и дочерних компаний.

За размещение акций компании на бирже ценных бумаг придется заплатить пошлину в размере 1 % от суммы размещения. Не подвергается налогообложению эмиссия долговых ценных бумаг, таких как облигации [8].

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство стран придает особое значение налогообложению операций на рынке ценных бумаг, а одним из главных критериев выбора страны для размещения своего капитала является существующий в ней налоговый режим. В целом, объекты налогообложения стран похожи. Основные различия заключаются в величине налоговых ставок, порядке налогообложения, а также преференциях для инвесторов в виде налоговых льгот и вычетов. Ежегодно происходят изменения в налоговых законодательствах для того, чтобы переманить свободный капитал населения в экономику своей страны. Поэтому можно уверенно сказать, что налоговая конкуренция среди всех государств и дальше будет расти, а налоговые системы тем временем будут совершенствоваться.

Читайте также: