Налоговая система испании учебник

Опубликовано: 13.04.2024

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Налоги и государство – это два взаимосвязанных между собой института.
Их взаимодействие проявляется в том, что государство для обеспечения своей финансовой деятельности использует налоги, а налоги, в свою очередь, не могут проявить все свои функции без государства. Первые упоминания о налогах связаны с появлением различных государственных образований: происходит деление общества на классы, возникают товарно-денежные отношения, появляются такие органы власти, как чиновники, суды, армия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1 Теоретические аспекты развития налоговой системы Испании …………6
1.1 Сущность налоговой системы Испании………………………………6
1.2 Структура управления налоговой системы Испании ………………..7
1.3 Проблемы развития налоговой системы Испании………………… 17
2 Анализ действующей практики налогообложения Испании………. 19
2.1 Анализ влияния налогов на экономику страны…………………….19
2.2 Анализ доходов и расходов государственного бюджета Испании.20
2.3 Анализ показателей эффективности налоговой системы Испании..24
3 Пути стимулирования эффективного развития налоговой системы
Испании…………………………………………………………………….26
3.1 Основные направления развития налоговой политики Испании …26
3.2 Расчет и изменение показателей в соответствии с налоговой
реформой………………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………. 31
Список использованных источников………………………………………33

Работа содержит 1 файл

курсовая-налоговая система Испании.doc

1 Теоретические аспекты развития налоговой системы Испании …………6

1.1 Сущность налоговой системы Испании………………………………6

1.2 Структура управления налоговой системы Испании ………………..7

1.3 Проблемы развития налоговой системы Испании………………… 17

2 Анализ действующей практики налогообложения Испании………. 19

2.1 Анализ влияния налогов на экономику страны…………………….19

2.2 Анализ доходов и расходов государственного бюджета Испании.20

2.3 Анализ показателей эффективности налоговой системы Испании..24

3 Пути стимулирования эффективного развития налоговой системы

3.1 Основные направления развития налоговой политики Испании …26

3.2 Расчет и изменение показателей в соответствии с налоговой

Список использованных источников………………………………………33

Налоги и государство – это два взаимосвязанных между собой института.

Их взаимодействие проявляется в том, что государство для обеспечения своей финансовой деятельности использует налоги, а налоги, в свою очередь, не могут проявить все свои функции без государства. Первые упоминания о налогах связаны с появлением различных государственных образований: происходит деление общества на классы, возникают товарно-денежные отношения, появляются такие органы власти, как чиновники, суды, армия.

Изначально налоги выполняли военную функцию государства: формирование и содержание армии, а затем по мере развития государства – фискальную, регулятивную и контрольную функции.

В течение последних десятилетий Испания по своему экономическому развитию существенно приблизилась к среднеразвитым европейским странам. Этому способствовала не только стабильность политической ситуации, но и благоприятный для инвестиций налоговый курс правительства. Действующая система налогообложения в Испании является важнейшей составной частью современного экономического механизма страны, основным инструментом, обеспечивающим наполнение доходной части госбюджета и способствующим социальной защищенности населения. С помощью этого механизма осуществляется регулирование процесса недопущения социальной напряженности в стране, значительного разрыва в уровне доходов между наиболее материально обеспеченными и малоимущими слоями населения.

Налоговая система Испании значительно реформировалась в последние годы. В нее вносились изменения, применительно к требованиям ЕС, совершенствовалась законодательная база с учетом роста экономического потенциала страны и материально-финансового положения налогоплательщиков.

Испания имеет несколько сходное с Российской Федерацией административное деление. Страна делится, на 17 автономных территорий, которые включают в себя 56 провинций. Статус автономных территорий неодинаков. Две из них - Наварра и Страна Басков - обладают большей автономией, чем остальные, в том числе и в области налогообложения. Так, они пользуются правом самим вводить различные виды региональных и местных налогов. Они сами собирают федеральные налоги, отчисляя законодательно установленный процент от них в федеральный бюджет. Далее идет группа регионов, включая Каталонию, имеющих полномочия регулировать налоговые ставки. Третья группа регионов не имеет прав проведения самостоятельной налоговой политики. Они строго следуют установленным федеральным законам в области налогообложения.

Выбранная тема настоящей работы является актуальной в настоящее время, в период развития налоговых систем в разных странах, их реформирования.

Цель работы – раскрыть сущность, предмет, функции и особенности налоговой системы Испании, провести анализ доходов, расходов и налогов Испании.

Задачи, поставленные для достижения цели:

- дать общую характеристику налоговой системе Испании;

- определить структуру управления налоговой системы Испании;

- выявить проблемы развития налоговой системы Испании;

- провести анализ действующей практики налогообложения Испании;

- наметить пути стимулирования эффективного развития налоговой системы Испании.

При написании работы использовались учебники и статьи из журналов. Теоретической базой исследования явились работы следующих авторов: Вачнадзе Г.Н., Погорлецкого А.И., . Сумановский А.Ю. О и др.

1.1 Сущность налоговой системы Испании

Испания - одна из крупнейших и наиболее экономически значимых стран Европейского Союза. Все больше российских компаний ведут деятельность на ее территории, например учреждают резидентные испанские компании или инвестируют деньги в бизнес-проекты. Кроме того, Испания в некоторых случаях используется российскими компаниями как престижная транзитная юрисдикция для работы с офшорами.

Структура налоговых обязательств, предусмотренных законодательством Испании, очень похожа на налоговую систему России. Но вместе с тем Испанию отличает большее разнообразие видов налогов и их ставок.

Налоговая система Испании - одна из самых молодых в Европе. Но настоящему она стала создаваться лишь в постфранкистский период и в дальнейшем видоизменялась в соответствии с требованиями Европейского Союза.

Кроме того, испанская налоговая система сформирована под влиянием деления страны на самостоятельные субъекты. Так, Испания разделена на 17 автономных территорий с различной степенью свободы в вопросах установления и взимания налогов. Территории в свою очередь разделены на 56 провинций. Территориальное деление страны обуславливает разграничение налогов на федеральные, региональные и местные.

Если сравнивать две налоговые системы, то Российская налоговая система, насчитывающая долгую историю - со времен Екатерины II до советской модели - была окончательно сформирована с созданием единой централизованной системы налоговых органов в 1991-1992 годах и учреждением Государственной налоговой службы Российской Федерации в соответствии с законом РФ от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе Российской Федерации".

В Российской Федерации преимущество такого способа налогообложения малых предприятий оценили сравнительно недавно - в июле 1999 г. Введение единого налога на вмененный доход позволяет государству практически полностью собирать налоги и значительно упростить налоговую документацию.

1.2 Структура управления налоговой системы Испании

Испанская налоговая служба была реорганизована в 1992 г., создан единый налоговый орган - Государственное налоговое агентство, объединившее ряд разрозненных налоговых подразделений. Агентство приобрело статус юридического лица и право оставлять себе 18% от суммы собранных налогов.

Таблица 1 - Экономика Испании включает в себя следующие позиции

Показатель Сумма
ВВП, млрд долл. 881.081332
Темп прироста ВВП, % 3,4 %
ВВП на душу населения, долл. 26,009
Инвестиции, % 25,6
ВВП Индекс Джини 32,5
Инфляция ( CPI ) 3.5
Рабочая сила , млн. 17,1
Доля безработных в экономике, % 10,1

Налогообложение в Испании осуществляется на трех уровнях [13]: государственном, региональном и местном, что свидетельствует о возможности сочетания государственных интересов с интересами автономных областей и даже провинций. На федеральном уровне в Испании взимаются прямые налоги на доходы физических лиц (подоходный на прибыль) и юридических лиц (налог на прибыль). Испанцы исчисляют подоходный налог на основании заполняемых всеми деклараций о доходах, в которые вносятся данные о всех видах доходов. Минимальный налог (13%) взимается с суммы индивидуального годного дохода более 2 млн. песет; максимальный (56%) - с доходов, превышающих 10 млн. песет в год. С фиксированной заработной платы, получаемой испанцем по месту работы, налоги взимаются автоматически на предприятии. Со всех остальных видов дохода, включенных в декларацию (частная практика, поступления от недвижимости, акций, сдачи в аренду жилья, наследства, торговых сделок) испанец платит непосредственно в налоговое управление Министерства финансов. В декларацию заносятся не только поступления, но и различные социальные пособия и выплаты, положенные ему, например, на детей, на уход за престарелыми и инвалидами. Если налогоплательщик занимается частной практикой, то из получаемых им доходов вычитается оплата аренды снимаемого помещения и оборудования. Если испанец взял в банке кредит на приобретение жилья, государство выплачивает ему определенную сумму, вычитаемую из суммы дохода. Таким образом, налог взимается с общей суммы доходов за вычетом суммы постоянного жалования и различных льгот. Если остаток получается отрицательным, государство возмещает эту сумму. Законодательством Испании установлены строгие сроки предоставления налоговой декларации - 20 июня. Если же последний срок предоставления падает на выходной день, срок переносится на первый следующий за ней рабочий день. Просрочка карается штрафными санкциями - определенный процент за каждый день. Налог можно выплачивать сразу, либо двумя частями: 60 % и 40 % в течение 6 месяцев с момента подачи декларации.

Ставка налога с юридических лиц в Испании составляет 35 % . С 1992 г. для усиления контроля за сбором налогов с мелких предпринимателей, владельцев мелких лавочек, составляющих основу экономики Испании, введен твердый налог, являющийся разновидностью подоходного. В соответствии с ним Государственное итоговое агентство устанавливает среднюю оценочную прибыль по видам деятельности (пекарни, ремонтные мастерские) в зависимости от которой рассчитывается фиксированная базовая налоговая ставка. Определяется ряд объективных показателей, характеризующих предприятие (площадь помещения, количество наемных лиц). В результате умножения налоговой ставки на эти показатели выводится фиксированный налог для конкретного предприятия.

Налог на прибыль (корпоративный налог) по сути аналогичен российскому налогу на прибыль организаций. При его взимании в налоговую базу включается прибыль от реализации товаров (работ, услуг) и прирост имущества (Генеральный налоговый кодекс Испании от 28.12.63).

Ставка налога на доход корпораций в Испании достаточно высока - 35 процентов.

Однако существует и пониженная ставка (26%) для отдельного вида налогоплательщиков - кооперативов.

В отличие от российского законодательства испанское дает возможность налогоплательщику воспользоваться разнообразными льготами по налогу на прибыль. За счет этого испанская компания может значительно снизить сумму налога к уплате. Но при этом общая сумма применяемых льгот не может превышать 35 процентов от начисленного налога.

Так, налоговую базу можно уменьшить на 90 евро за каждое вновь созданное рабочее место. А если компания организовала рабочее место для инвалида, сумма такого вычета увеличивается до 5000 евро в год на человека. Цель: мотивация работодателей на предоставление рабочих мест инвалидам.

Также испанское законодательство поощряет налоговыми льготами инвестиционную деятельность компаний как в собственные основные средства, так и в определенные отрасли экономики. Льгота выражается в предоставлении скидки с общей суммы налога на прибыль. Так, при инвестировании всей своей прибыли в основной капитал компания может получить скидку в размере 5 процентов (если доля инвестированной в основные средства прибыли меньше 100%, пропорционально снижается и скидка), в кинопромышленность -25 процентов, в культуру, образование, профессиональную подготовку - от 5 до 10 процентов.

С 2007 года льготы по налогу на прибыль получили также компании, занятые в отрасли коммунальных услуг (обслуживание жилых объектов, вывоз бытовых отходов и т. д.). Ранее подобная деятельность не льготировалась.

Кроме того, с 2008 года предусмотрено сокращение размера общей ставки налога на прибыль с 35 до 30 процентов.

Отдельно стоит рассмотреть налогообложение дивидендов в Испании. Если дивиденды выплачивает испанская материнская компания дочерней, расположенной в Евросоюзе, они освобождены от налога на прибыль. Но при условии, что испанская холдинговая компания владеет не менее 25 процентами акций дочерней компании в течение не менее 12 месяцев. В остальных случаях полученные дивиденды облагаются корпоративным налогом по стандартной ставке 35 процентов

Трехуровневая структура налоговой системы Испании, типы взимаемых налогов и их сравнительная характеристика: федеральные, региональные и местные. Правила документального оформления и принципы заполнения декларации о доходах физических и юридических лиц.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.09.2016
Размер файла 19,4 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Налоговая система Испании

Налоговая система Испании по-настоящему начала создаваться лишь в постфранкистский период и в дальнейшем видоизменялась в соответствии с требованиями Европейского Союза. Испанская налоговая служба была реорганизована в 1992 г., создан единый налоговый орган - Государственное налоговое агентство, объединившее ряд разрозненных налоговых подразделений. Агентство приобрело статус юридического лица и право оставлять себе 18% от суммы собранных налогов.

В соответствии с административно-территориальным делением, налоговая система Испании трехуровневая. Юридические и физические лица платят федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральные налоги

А) Подоходный налог с физических лиц.

Наиболее высокие доходы бюджета обеспечиваются за счет подоходного налога с физических лиц.

Испанцы исчисляют подоходный налог на основании заполняемых всеми деклараций о доходах, в которые вносятся данные о всех видах доходов. Помимо заработной платы, доходов от предпринимательской и профессиональной деятельности, дивидендов от капитала, поступлений от недвижимости, акций, сдачи в аренду жилья, наследства, торговых сделок в нее включаются пенсии, пособия по безработице и другие социальные выплаты.

Не облагаются подоходным налогом пособия по болезни, государственные стипендии, выигрыши в лотереях, разовые пособия при увольнении с работы. Из налогооблагаемого дохода вычитается по 120 евро в год на каждого ребенка и иждивенца в семье старше 65 лет.

Из годового дохода исключаются отчисления на социальное страхование и профсоюзные взносы, но не более 5% от дохода и не свыше суммы 1500 евро. Частично можно вычесть документированные расходы на лекарства. Для исчисления налога к доходу добавляется 2% от стоимости недвижимого имущества.

Таким образом, налог взимается с общей суммы доходов за вычетом суммы постоянного жалования и различных льгот. Если остаток получается отрицательным, государство возмещает эту сумму.

Подоходный налог в Испании уплачивается индивидуально или семейной парой. Необлагаемый минимум составляет в первом случае 2400 евро в год, во втором - 4800 евро.

Далее с ростом дохода действует прогрессивная шкала из 16 ставок. Минимальная ставка - 20%, максимальная - 56%. Последняя применяется при доходах свыше 57000 евро в год у одного человека или свыше 66000 евро у семейной пары.

Законодательством Испании установлены строгие сроки предоставления налоговой декларации - 20 июня. Если же последний срок предоставления падает на выходной день, срок переносится на первый следующий за ней рабочий день. Просрочка карается штрафными санкциями. Налог можно выплачивать сразу, либо двумя частями: 60% и 40% в течение 6 месяцев с момента подачи декларации.

Б) Налог на прибыль корпораций.

Одним из основных прямых налогов в Испании является налог на прибыль корпораций. Ставка налога составляет 35%. Для кооперативов ставка понижается до 26%.

При этом в Испании действует обширная система льгот по налогу на прибыль. За создание каждого дополнительного рабочего места налогооблагаемая база уменьшается на 90 евро. А если компания организовала рабочее место для инвалида, сумма такого вычета увеличивается до 5000 евро в год на человека

Также испанское законодательство поощряет налоговыми льготами инвестиционную деятельность компаний как в собственные основные средства, так и в определенные отрасли экономики. Льгота выражается в предоставлении скидки с общей суммы налога на прибыль. Так, при инвестировании всей своей прибыли в основной капитал компания может получить скидку в размере 5 процентов (если доля инвестированной в основные средства прибыли меньше 100%, пропорционально снижается и скидка), в кинопромышленность -25 процентов, в культуру, образование, профессиональную подготовку - от 5 до 10 процентов.

С 2007 года льготы по налогу на прибыль получили также компании, занятые в отрасли коммунальных услуг (обслуживание жилых объектов, вывоз бытовых отходов и т.д.). Ранее подобная деятельность не льготировалась.

Кроме того, с 2008 года предусмотрено сокращение размера общей ставки налога на прибыль с 35 до 30 процентов. К этому следует добавить возможность применения норм ускоренной амортизации.

Общая сумма применяемых льгот не может превышать 35 процентов от начисленного налога.

В) Налог на добавленную стоимость.

Важное место в федеральной налоговой системе Испании, как и в России, занимает налог на добавленную стоимость (испанская аббревиатура - IVА). В доходной части федерального бюджета сумма НДС составляет около 25%.

Как и в большинстве стран, налогом на добавленную стоимость в Испании облагается внутренний оборот с освобождением экспортных операций. От обложения также освобождены медицинские услуги в больницах, финансовые, банковские и страховые операции, образование.

Общая ставка налога для всех операций по реализации - 16%.

Кроме основной, функционируют две пониженные ставки налога. Самая низкая - 4%. Она применяется при реализации товаров первой необходимости (хлеб, зерно, молоко, яйца, фрукты, овощи, книги, газеты, лекарства, муниципальное жилье, машины для инвалидов).

Вторая ставка - 7% - применяется в отношении реализации продуктов питания, которые не входят в первую группу (мясо, полуфабрикаты и т.п.), а также при налогообложении профессиональной деятельности театров, музеев, выставок, культурных и спортивных мероприятий, гостиничных и транспортных услуг.

В законодательстве Испании закреплена норма, аналогичная практике российских налоговиков: если размер вычетов по НДС превышает определенную долю от начислений, должна проводиться документальная проверка компании. Однако вернут НДС только по результатам предоставления итоговой (годовой) декларации. При том, что налоговый период - квартал. Квартальная декларация подается в течение месяца, следующего за истекшим кварталом.

Вторым по значимости косвенным налогом Испании являются акцизы. Их доля в бюджете - примерно 13%.

Перечень объектов налогообложения соответствует мировой практике: алкогольные напитки, табачные изделия, топливо, автомобили и некоторые другие товары. То есть акцизами в Испании, как и в России, облагаются товары, массовое использование которых нежелательно или вредно, а также предметы роскоши. (Генеральный налоговый кодекс Испании от 28.12.1963).

Названные выше четыре налога в Испании обеспечивают более 84% доходов федерального бюджета. Остальное - таможенные пошлины, пени за просрочку налоговых платежей и неналоговые поступления. В общей сумме собираемых налогов ведущее место занимают прямые налоги - более 60%, на долю косвенных приходится около 25%, остальное - платежи по социальному страхованию.

Региональные налоги

Региональные налоги в Испании целесообразно классифицировать по двум группам. Первая - это собственные налоги, устанавливаемые правительствами регионов. Вторая - налоги, бывшие ранее федеральными, но после частичной реформы налогообложения 1994 года переданные территориям для укрепления их финансового положения. К ним относятся:

А) Налог на собственность (имущество)

Высчитывается по прогрессивной шкале со ставками от 0,2% до 2,5% в год. Оплачивается резидентом (физическим лицом) в Испании раз в год одновременно с подоходным налогом в том случае, если суммарное имущество налогоплательщика превышает 90.000 евро. В счет идут: недвижимость, транспортные средства, сальдо в банках, депозиты и иные финансовые продукты, драгоценности, произведения искусства и т.д. Не подлежат налогообложению исторические и культурные ценности.

Б) Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения

Ставки от 7,65% до 34%. При определении налогооблагаемой базы наибольшими льготами пользуется прямой наследник.

В) Налог на передачу имущества.

Плательщиками выступают юридические лица при приобретении основных средств (движимого или недвижимого имущества, используемого в предпринимательской деятельности) или аренде имущества. Передача движимого имущества облагается по ставке 4% от суммы сделки, недвижимого имущества - 6% от его кадастровой стоимости.

Местные (муниципальные) налоги

Муниципальные налоги, существующие в каждой зоне, практически идентичны. Основными из них являются:

А) Налог на недвижимость.

Речь идет о земельных участках и строениях в пределах муниципального округа. Ставка по данному налогу регулируется муниципалитетами и составляет, как правило, 3%. Оценка имущества производится Кадастровым управлением.

Данный налог выплачивается один раз в год. Он составляет около 15% муниципальных доходов.

Следует обратить внимание, что налог с недвижимости, находящейся в собственности компаний, которые зарегистрированы в офшорных зонах, взимается по повышенной ставке - 5%. Список офшорных территорий утверждается правительством в соответствии с рекомендациями организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР). В частности, это Британские Виргинские острова, Панама, Сейшельские острова, Белиз, Невис, Самоа, Багамские острова, Маршалловы острова, Доминика.

Б) Налог на экономическую деятельность.

Основным муниципальным налогом является налог на экономическую деятельность, схожий с российским единым налогом на вмененный доход. Он был введен с целью усиления контроля за сбором налогов с мелких предпринимателей, владельцев мелких лавочек, составляющих основу экономики Испании. Данный налог дает местным бюджетам 3,4% от общих доходов.

В) Налог на автотранспортные средства.

Составляет около 100-200 евро в год за средний автомобиль.

Также существуют местные налоги, такие как:

- налог на возрастающую стоимость земельных участков. Вносится при изменении владельца участка в случае, если его кадастровая стоимость возросла за период, прошедший от приобретения до продажи.

- налог на строительство зданий общественной значимости;

- налог на вывоз мусора и другие.

Вводятся также специальные налоги, чтобы покрыть стоимость услуг, носящих индивидуальный характер. Так, например, стоимость работ по асфальтированию тротуара раскладывается на заинтересованных жильцов расположенных в данном месте домов.

Следует указать, что введение дополнительных муниципальных налогов возможно только с разрешения вышестоящих органов управления - правительств автономных территорий, имеющих на это право.

Налоговые системы Российской Федерации и Испании во многом схожи. Налогообложение в Испании также осуществляется на трех уровнях: государственном, региональном и местном, что свидетельствует о возможности сочетания государственных интересов с интересами автономных областей и провинций. Некоторые виды испанских налогов перекликаются с российскими: НДС, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы и другие. В России, как и в Испании, основу федерального бюджета составляют налоговые поступления.

Однако, принимая во внимание молодость испанской системы, нельзя отвергать полезные новшества, такие как регистрация и учет налогоплательщиков через единый информационный центр, присвоение юридическим и физическим лицам идентификационных номеров. Некоторые моменты из налоговой системы Испании налоговые органы России могли бы заимствовать и с успехом внести в свое законодательство. Например, проблему занятости населения правительство Испании решает путем установления специальных льгот для предприятий, создающих новые рабочие места; предприниматели, использующие труд инвалидов и лиц, старше 45 лет, получают прямые субсидии.

Список использованных источников

налог декларация федеральный

1. Абдурахманов О.К. Налоговые системы зарубежных стран [Электронный ресурс]: монография/ Абдурахманов О.К. - Электрон. текстовые данные. - М.: Палеотип, 2006. - 356 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10226. - ЭБС «IPRbooks»

2. Налоговая система Испании.-URL: http://dtkt.com.ua/school/rus/2003/25/25sc15.html

3. Налоговая системы России и Испании: сходства и различия. - http://pandia.ru/text/78/417/84944.php

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Система налогообложения в Испании - важнейшая составная часть современного экономического механизма страны. Трехступенчатость налоговой системы Испании. Федеральные, региональные и муниципальные налоги. Налогообложение резидентов иностранных государств.

реферат [26,1 K], добавлен 30.11.2010

Организация работы и полномочия инспекции федеральной налоговой службы, ее задачи и функции. Состав отделов, основные обязанности. Понятие налоговой декларации и порядок ее заполнения. Виды взимаемых налогов, их динамика и структура. Организация контроля.

дипломная работа [48,1 K], добавлен 22.04.2011

Налоговая система Российской Федерации: федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также специальные режимы. Налог на доходы физических лиц – характеристика элементов налога. Особенности определения налоговой базы. Социальные налоговые вычеты.

контрольная работа [25,2 K], добавлен 27.10.2009

Экономическое содержание налога на макроэкономическом уровне. Основные классификации сборов: прямые и косвенные; пропорциональные, прогрессивные и регрессивные; федеральные, региональные и местные. Трехуровневая система налогов Российской Федерации.

реферат [46,5 K], добавлен 15.10.2014

Сущность, функции и виды налогов. Принципы налогообложения. Сущность, функции, сущность, виды налогов. Принципы налогообложения. Налоговая система Российской Федерации. Федеральные, региональные и местные налоги. Уклонение от налогов.

курсовая работа [35,3 K], добавлен 14.09.2006

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ИСПАНИИ 6

1.1 Сущность налоговой системы Испании 6

1.2 Структура управления налоговой системы Испании 7

1.3 Проблемы развития налоговой системы Испании 17

2 АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИСПАНИИ 19

2.1 Анализ влияния налогов на экономику страны 19

2.2 Анализ доходов и расходов государственного бюджета Испании 21

3 ПУТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ИСПАНИИ 24

3.1 Основные направления развития налоговой политики Испании 24

3.2 Расчет и изменение показателей в соответствии с налоговой реформой 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Налоги и государство – это два взаимосвязанных между собой института [6].

Их взаимодействие проявляется в том, что государство для обеспечения своей финансовой деятельности использует налоги, а налоги, в свою очередь, не могут проявить все свои функции без государства. Первые упоминания о налогах связаны с появлением различных государственных образований: происходит деление общества на классы, возникают товарно-денежные отношения, появляются такие органы власти, как чиновники, суды, армия.

Испания - одна из крупнейших и наиболее экономически значимых стран Европейского Союза. Все больше российских компаний ведут деятельность на ее территории, например учреждают резидентные испанские компании или инвестируют деньги в бизнес-проекты. Кроме того, Испания в некоторых случаях используется российскими компаниями как престижная транзитная юрисдикция для работы с офшорами.

Структура налоговых обязательств, предусмотренных законодательством Испании, очень похожа на налоговую систему России. Но вместе с тем Испанию отличает большее разнообразие видов налогов и их ставок.

Налоговая система Испании - одна из самых молодых в Европе. Но настоящему она стала создаваться лишь в постфранкистский период и в дальнейшем видоизменялась в соответствии с требованиями Европейского Союза.

Налоговые системы Российской Федерации и Испании во многом схожи. Налоговая система Испании достаточно молода. Многое из налоговой системы Испании налоговые органы России могли бы заимствовать и с успехом внести в свое законодательство, создавая одну из лучших налоговых систем мира.

Налоговые системы Российской Федерации и Испании во многом схожи. Налогообложение в Испании, как и в Российской Федерации, осуществляется на трех уровнях: государственном, региональном и местном, что свидетельствует о возможности сочетания государственных интересов с интересами автономных областей и провинций. Некоторые виды испанских налогов перекликаются с российскими: НДС, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы и др. Каждая страна имеет свою специфику экономического развития, поэтому присутствуют налоги не похожие на наши, например, в Испании существуют налоги на водопровод и систему водоснабжения и канализации.

1. Общий налоговый закон Испании № 230/63 1963 г.

2. Закон Испании «О подоходном налоге с физических лиц» 1991 г.

3. Закон Испании «О корпорационном налоге» 1995 г.

4. Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Испания от 16.12.1998 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал" Консультант Плюс

5. Арсеньев И., Антикризисная политика Испании,

// Журнал «Научная жизнь», МО-III №3-4(10-11), 2009

6. Вачнадзе Г.Н. //Деловая Испания, тома VI-VII, спецвыпуск

7. Журнал «Практическое налоговое планирование», №8, Август 2007 г.

8. Микидзе С.Г., Налоговое право, // Шпаргалки Издательство: Эксмо; 2008г., 32 стр.

9. Погорлецкий А.И. //Экономика зарубежных стран: М. - 1998 г.

10. Сумановский А.Ю. О направлениях и инструментах денежной политики // Деньги и кредит. - 1992. №11.

11. Директива ЕС о налогообложении сбережений вступила в действие, и это не стало бедствием для оффшорного мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://w*w.barrit.r*/cgi-bin/offshore.cgi?c=r&id=1090.

12. Конституция Испании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t:// vivovoco.rsl.r*/VV/LAW/SPAIN.htm.

13. Налоговая система Испании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://w*w.pravo.vuzlib.net/book_z416_page_158.html.

14. Налоговые системы зарубежных стран : учебник для вузов / под ред. проф. В.Г. Князева, проф. Д.Г. Черника. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Закон и право, Юнити, 1997.

Налоговая система Испании - одна из самых молодых в Европе. В течение последних десятилетий Испания по своему экономическому развитию существенно приблизилась к среднеразвитым европейским странам.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид методичка
Язык русский
Дата добавления 07.05.2003

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Выполнила:

Студентка «4-1ЭФ» группы

Экономического факультета

Мальцева Я.В.

Руководитель:

Кандидат юридических наук, доцент

Пышкина Н.Л.

Нижний Новгород

Налоговая система Испании - одна из самых молодых в Европе. В течение последних десятилетий Испания по своему эко-номическому развитию существенно приблизилась к среднеразвитым европейским странам. Этому способствовала не только стабильность политической ситуации, но и благоприятный для инвестиций налоговый курс правительства. Действующая система налогообложения в Испании является важнейшей составной частью современного экономического механизма страны, основным инструментом, обеспечивающим наполнение доходной части госбюджета и способствующим социальной защищенности населения. С помощью этого механизма осуществляется регулирование процесса недопущения социальной напряженности в стране, значительного разрыва в уровне доходов между наиболее материально обеспеченными и малоимущими слоями населения.

Налоговая система Испании значительно реформировалась в последние годы. В нее вносились изменения, применительно к требованиям ЕС, совершенствовалась законодательная база с учетом роста экономического потенциала страны и материально-финансового положения налогоплательщиков.

Испания имеет несколько сходное с Российской Федерацией администра-тивное деление. Страна делится, на 17 автономных территорий, которые включают в себя 56 провинций. Статус автономных территорий неодинаков. Две из них -- Наварра и Страна Басков - обладают большей автономией, чем остальные, в том числе и в области налогообложения. Так, они пользу-ются правом самим вводить различные виды региональных и местных на-логов. Они сами собирают федеральные налоги, отчисляя законодательно установленный процент от них в федеральный бюджет. Далее идет группа регионов, включая Каталонию, имеющих полномочия регулировать налого-вые ставки. Третья группа регионов не имеет прав проведения самостоя-тельной налоговой политики. Они строго следуют установленным федераль-ным законам в области налогообложения.

В соответствии с административно-территориальным делением налого-вая система Испании трехступенчата.

Налогообложение в Испании, как и в Российской Федерации, осуществляется на трех уровнях: государственном, региональном и местном, что свидетельствует о возможности сочетания государственных интересов с интересами автономных областей и даже провинций.

Высшим органом власти, устанавливающим налоги, являет-ся парламент (кортесы), высший орган, управляющий налоговой системой, -- Министерство экономики и финансов. По-следнее выпускает разъяснения и инструктивные письма в от-ношении применения налоговых законов, а также отвечает на запросы налогоплательщиков по отдельным нестандартным случаям и ситуациям. Такие ответы служат руководством для налоговых органов, хотя как налогоплательщики, так и налого-вые органы могут оспорить их в суде, если считают не соответ-ствующими действующим налоговым законам.

Непосредственно сбором налогов занимаются налоговые органы, имеющие главную контору в Мадриде и региональные управления в столице каждой провинции. Отдельные департа-менты налоговой службы управляют сбором прямых и косвен-ных налогов.

В 1994 г. в Испании была проведена частичная налоговая реформа с це-лью укрепить финансовую базу регионов. Некоторые федеральные налоги были переданы в ведение территорий. После этого осталось пять видов ос-новных федеральных налогов.

На федеральном уровне, как в России, так и в Испании, взимаются прямые налоги: налог на доходы физических лиц и налог на прибыль юридических лиц.

С фиксированной заработной платы, получаемой испанцем по месту работы, налоги взимаются автоматически на предприятии также как и в России. Налогооблагаемая база в Испании шире, чем в большинстве европейских стран. Так, помимо заработной платы, до-ходов от предпринимательской и профессиональной деятельности, дивиден-дов от капитала, в нее включаются пенсии, пособия по безработице. Не об-лагаются подоходным налогом пособия по болезни, государственные сти-пендии, выигрыши в лотереи, разовые пособия при увольнении с работы.

Из налогооблагаемого дохода вычитается до 20 тыс. песет в год на каж-дого ребенка и иждивенца в семье старше 65 лет. Из годового дохода ис-ключаются отчисления на социальное страхование и профсоюзные взносы, но не более 5% и не свыше суммы 250 тыс. песет. Частично вычитаются до-кументированные расходы на лекарства.

Для исчисления налога к доходу добавляются 2% от стоимости недвижи-мого имущества.

Подоходный налог уплачивается индивидуально или семейной парой. Необлагаемый минимум составляет в первом случае 400 тыс. песет в год, во втором -- 800 тыс. песет. Далее с ростом дохода действует прогрессивная шкала из 16 ставок. Минимальная -- 20%, максимальная -- 56%. Последняя применяется при доходах свыше 9 550 тыс. песет в год у одного человека или свыше 11 000 тыс. песет -- у семейной пары.

Нельзя не отметить, что 16 ставок подоходного налога создают значи-тельные неудобства в расчетах. В настоящее время в Испании разрабатыва-ются предложения о сокращении их числа. Система многих развитых стран (в том числе России) из 3--5 ставок налога более целесообразна.

15% подоходного налога из федерального бюджета передаются в бюдже-ты регионов.

Одним из основных прямых налогов является налог на прибыль корпора-ций. Налог на прибыль взимается на основе бухгалтерских документов предприятий. Ставка налога с юридических лиц в Испании составляет 35 % в отличие от Российской Федерации, где ставка - 24 %. Для коопе-ративов ставка понижается до 26%. Значительные льготы предусмотрены для новых инвести-ций и развивающихся производств. На уменьшение налогооблагаемой базы может сразу относиться до 5% суммы новых ин-вестиций, для предприятий, осуществляющих вложения в но-вые технологии и разработку новых видов продукции, размер этой льготы увеличен до 20%. Испанские экспортеры также по-лучают особые льготы в виде налоговых скидок в отношении расходов на освоение новых рынков и открытие филиалов за рубежом. Налоговыми льготами особо поощряются капиталовложения в культуру, включая кинопромыш-ленность, образование, профессиональную подготовку кадров.

В федеральном бюджете доходы от налога на прибыль корпораций опре-делены в 8,2%.

Законодательством установлены строгие сроки предоставления налоговой декларации: Испания - 20 июня, Российская Федерация - 30 апреля каждого года.

Важное место в федеральной налоговой системе, как и в Российской Федерации, занимает налог на добавленную стоимость (испанская аббревиатура -IVА). Этот налог в послед-ние годы имеет тенденцию к повышению. Так, в 1986 г., когда данный на-лог был введен в связи с вхождением Испании в ЕЭС, и до 1993 г. включи-тельно ставка менялась с 12 до 15%. С 1994 г. НДС взимается по ставке 16% и дает 25% налоговых поступлений в федеральный бюджет. Существует три вида налога: льготный - 3% (электроэнергия, транспорт медикаменты), средний - 6% и максимальный - 16%. Его выплачивают все без исключения граждане Испании и проживающие на ее территории иностранцы и туристы, поскольку налог входит в стоимость всех промышленных и продовольственных товаров, различных видов услуг, транспортных билетов. Не облагаются НДС медицинские услуги в больницах, финансовые, банковские и страховые операции, образование.

В доходной части федерального бюджета сумма НДС равна 3 533,8 млрд. песет, или 24,9%.

Вторым важным косвенным федеральным налогом служат акцизы, их доля в бюджете -- 1 872,6 млрд. песет, или 13,2%. Набор подакцизных това-ров обычен для европейских стран: алкогольные напитки, табачные изделия, топливо, автомобили и некоторые другие товары.

Подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль организаций, НДС, акцизы - обеспечивают более 84% доходов феде-рального бюджета Испании. Остальное -- таможенные пошлины, пени за просрочку налоговых платежей и неналоговые поступления. В общей сумме собираемых налогов ведущее место занимают прямые налоги -- более 60%, на долю косвенных приходится око-ло 25%, остальное -- платежи по социальному страхованию.

Ряд прямых налогов передан автономиям, в частности налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и налог на собственность или на имущество (независимо от местонахождения имущества - в Испании или за рубежом). В Российской Федерации, помимо налога на имущество физических лиц и налога на наследование или дарение к местным налогам и сборам также относится земельный налог, налог на рекламу и местные лицензионные сборы. В Испании же к ведению местных властей относятся налоги на автотранспортные средства, а также на строительные и инженерные работы.

Автономные власти собирают налоги и на первом этапе оставляют их у себя. Затем эти средства и государственные отчисления распределяются между автономией, мэрией и муниципалитетами в зависимости от уровня их развития и потребностей в финансировании. Налог на недвижимость устанавливается в зависимости от кадастровой стоимости, определяемой на государственном уровне. Мэрии и муниципалитеты самостоятельно устанавливают ставки налогов в рамках существующих лимитов - от 0,4% до 1% (в Мадриде ставка составляет 0,4% кадастровой стоимости недвижимости; в Барселоне - 0,9%).

Налоги на игорный бизнес в размере 0,2% бюджета. Облагаются казино, аттракционы, луна-парки, игровые ав-томаты. Ставки налога колеблются от 20 до 55%.

Налоги на водопровод и систему водоснабжения и канализации заложе-ны в бюджет в размере или 0,3%.

Налог на собственность или на имущество предусмотрен 1,7%. Необлагаемый минимум составляет 17 млн. песет. Далее име-ется прогрессивная шкала со ставками от 0,2 до 2,5% в год. Максимальная ставка применяется, если стоимость имущества превышает 1,6 млн. песет. Не подлежат налогообложению исторические и культурные ценности.

Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, за-писан в бюджет 2%. Ставки налога -- от 7,65 до 34%. При определении налогооблагаемой базы наибольшими льготами пользуется прямой наследник.

Налог на передачу имущества --6,4% бюджета. Платель-щиками выступают юридические лица при покупке или аренде имущества. Передача движимого имущества облагается по ставке 4%, недвижимого имущества -- 6%.

Федеральный налог на игорный бизнес -- 38 300 млн. песет, или 2,2%.

Региональные органы могут по согласованию с федеральным правитель-ством вводить и некоторые другие мелкие налоги. Например, налог на стра-хование жизни. Ставка его -- 0,2% от суммы страхования в год. Если страховая сумма превышает 17 млн. песет, то ставка налога увеличивается до 0,5%.

Нетрудно заметить, что даже после передачи регионам некоторых доход-ных источников в Испании происходит перераспределение налогов "сверху вниз". В основе формирования региональных бюджетов лежат не столько собственные источники, сколько субсидии.

То же самое происходит и на муниципальном уровне. Среди местных налогов, можно отметить три важнейших.

Прежде всего это налог на недвижимость: земельные участки и строения в пределах муниципального округа, составляет 14,9% муниципальных доходов. Оценка имущества производится Кадастровым управ-лением. Ставки дифференцированные и регулируются муниципалитетами.

Затем налог на экономическую деятельность. Он дает местным бюджетам или 3,4%. Налог платят юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. С 1992 г. для усиления контроля за сбором налогов с мелких предпринимателей, владельцев мелких лавочек, составляющих основу экономики Испании, введен твердый налог, являющийся разновидностью подоходного. В соответствии с ним Государственное итоговое агентство устанавливает среднюю оценочную прибыль по видам деятельности (пекарни, ремонтные мастерские) в зависимости от которой рассчитывается фиксированная базовая налоговая ставка. Определяется ряд объективных показателей, характеризующих предприятие (вида деятельности, метража занимаемого помещения, энергопотребления, места расположения предприятия, от муниципального коэффициента количество наемных лиц). В результате умножения налоговой ставки на эти показатели выводится фиксированный налог для конкретного предприятия.

В Российской Федерации преимущество такого способа налогообложения малых предприятий оценили сравнительно недавно. Введение единого налога на вмененный доход позволяет государству практически полностью собирать налоги и значительно упростить налоговую документацию.

Третий -- налог на автотранспорт обеспечивает местным бюджетам, или 4,1%.

Можно отметить такие местные налоги, как налог на возрастающую стоимость земельных участков. Вносится при изменении владельца участка в случае, если его кадастровая стоимость возросла за период, прошедший от приобретения до продажи.

Налог на строительство зданий общественной значимости, чтобы воз-местить расходы. Налог на вывоз мусора. Вводятся специальные налоги, чтобы покрыть стоимость услуг, носящих индивидуальный характер. Так, стоимость работ по асфальтированию тротуара раскладывается на заинтере-сованных жильцов расположенных в данном месте домов.

Введение дополнительных муниципальных налогов возможно, но только с разрешения вышестоящих органов управления.

Государственное агентство налоговой службы Испании сумело успешно решить задачу регистрации и учета налогоплательщиков через свой инфор-мационный центр. Каждое юридическое и физическое лицо имеет иденти-фикационный номер. Юридическому лицу он присваивается налоговой службой при регистрации новой компании. А для учета физических лиц ис-пользуются идентификационные номера Министерства внутренних дел. Все данные о налогоплательщиках страны находятся в компьютерной системе налоговой службы в Мадриде.

Налоговые системы Российской Федерации и Испании во многом схожи. Налогообложение в Испании, как и в Российской Федерации, осуществляется на трех уровнях: государственном, региональном и местном, что свидетельствует о возможности сочетания государственных интересов с интересами автономных областей и провинций. Некоторые виды испанских налогов перекликаются с российскими: НДС, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы и др. Каждая страна имеет свою специфику экономического развития, поэтому присутствуют налоги не похожие на наши, например, в Испании существуют налоги на водопровод и систему водоснабжения и канализации.

В Российской Федерации, как и в Испании, основу федерального бюджета составляют налоговые поступления.

Однако, принимая во внимание молодость испанской системы, нельзя отвергать полезные новшества, такие как регистрация и учет налогоплательщиков через единый информационный центр, присвоение юридическим и физическим лицам идентификационных номеров. Некоторые моменты из налоговой системы Испании налоговые органы России могли бы заимствовать и с успехом внести в свое законодательство. Например, проблему занятости населения правительство Испании решает путем установления специальных льгот для предприятий, создающих новые рабочие места; предприниматели, использующие труд инвалидов и лиц, старше 45 лет, получают прямые субсидии.

Список использованной литературы

1. Налоговая система России / Под ред. Д.Г. Черника, А.З. Дадашева. М., 1999.

2. Налоги и налогообложение / Под ред. И.Т. Русаковой. М., 1998.

3. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. М., 1999.

4. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира. Справочник. - М., 1997.

Подобные документы

Система налогообложения в Испании - важнейшая составная часть современного экономического механизма страны. Трехступенчатость налоговой системы Испании. Федеральные, региональные и муниципальные налоги. Налогообложение резидентов иностранных государств.

реферат [26,1 K], добавлен 30.11.2010

Специфика денежной системы Испании, история и основные этапы ее эволюции, распространенные на современном этапе валюты. Банковская система государства, оценка ее главных преимуществ и недостатков. Статистика состояния денежно-кредитной системы Испании.

курсовая работа [40,2 K], добавлен 03.01.2011

Изменения, применительно к требованиям ЕС. Совершенствование законодательной базы с учетом роста экономического потенциала страны и материально-финансового положения налогоплательщиков. Государственный, региональные и местные налоги.

эссе [15,1 K], добавлен 07.05.2003

Основные виды налогов и их характеристики. Контроль за сбором налогов. Основные уровни осуществления налогообложения в Испании. Особенности создания государственного налогового агентства. Налоговые поступления как основа федерального бюджета Испании.

реферат [11,9 K], добавлен 22.12.2009

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве. Российскую систему налогообложения нужно в дальнейшем усовершенствовать, опираясь на опыт индустриальных стран в области налоговой политики.

курсовая работа [42,2 K], добавлен 07.01.2009

Налоговая система, направления ее совершенствования и реформирования. Особенности, основные этапы становления и развития налоговой системы Российской Федерации. Определение налогов для анализа, проблемные вопросы применения ЕСН, НДФЛ и ЕНВД на практике.

курсовая работа [59,8 K], добавлен 09.09.2011

Налоговая система как важнейший элемент рыночной экономики, принципы ее построения. Социальная или перераспределительная функция налогов. Пошлины и сборы, их виды. Характеристика основных видов налогов. Проблемы развития системы налогообложения в РФ.

курсовая работа [55,9 K], добавлен 13.03.2014

Налоговая система Германии, ее становление и развитие. Налоговая реформа. Налоговое законодательство. Виды налогов. Налоги на владение. Налог с корпораций, промысловый, земельный, на имущество, на наследство и дарение, на операции в сфере обращения.

курсовая работа [39,6 K], добавлен 09.11.2008

Налоговая система РФ: история возникновения и эволюция. Социально-экономическая природа налогов, их назначение и влияние на экономическую и политическую жизнь. Камеральные налоговые проверки. Решение проблемы отношения государства и налогоплательщиков.

контрольная работа [60,2 K], добавлен 08.09.2014

Налоговая система как один из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения в экономике. Российская налоговая система: классификация налогов и их функции, правовое регулирование. Налоговое прогнозирование, проблемы и пути совершенствования.

курсовая работа [49,3 K], добавлен 26.07.2008

Налоги в Испании, как и во многих других европейских странах, имеют определенную специфику. Налоговая система королевства в ее нынешнем виде стала результатом реформы 1977 года, видоизмененной в соответствии с общими требованиями Европейского союза. Проведенная реорганизация потребовала создания единой налоговой службы – Agencia Estatal de Administración Tributaria (Agencia Tributaria, АЕАТ). Именно АЕАТ сегодня осуществляет управление налоговой и таможенной системой страны, находясь в структуре Министерства финансов Испании. Рассмотрим, какие виды налогов подлежат взысканию АЕАТ.

Налоговая система Испании

Особенности налоговой системы в Испании

Налоговая политика Испании базируется на экономическом потенциале налогоплательщиков – взимание налогов осуществляется с учетом их платежеспособности, уровень которой определяется, в частности, полученным доходом, наличием недвижимого имущества, объемом понесенных расходов и другими способами. От этого в том числе зависит и применение к лицу того или иного налога.

Существует множество критериев, согласно которым можно классифицировать испанские налоги, тем не менее испанская налоговая служба (АЕАТ) делит их, прежде всего, на прямые и косвенные:

  • прямые – это налоговые платежи, направленные на непосредственный экономический потенциал, то есть взимаемые с уже полученного дохода, имеющегося имущества и т.д. (например, НДФЛ, налог с нерезидентов, корпоративный налог);
  • косвенные – это налоги, направленные на взимание платежей за счет повышенного спроса вне зависимости от экономического потенциала потребителей (например, НДС, сбор на страховые премии, другие специальные налоги).

При этом налоговая система королевства предусматривает три уровня налогообложения:

  1. Государственный уровень. Государство взимает налоги с целью обеспечения своих расходов, в том числе на содержание органов власти, обеспечение сферы здравоохранения, выплату пенсий, иных социальных пособий.
  2. Региональный уровень. С учетом некоторых ограничений испанские автономии имеют право устанавливать собственные налоги (сборы с охотников, экологические налоги, сборы в крупных коммерческих зонах), а также взимать налоги, переданные на их уровень в соответствии с испанским законодательством (например, налог на наследство и пожертвования, налог на определенные виды транспорта).
  3. Муниципальный уровень. В испанских муниципалитетах, как и в автономных сообществах, могут взиматься определенные виды налогов, которые они вправе устанавливать самостоятельно (например, налог на роскошь, на строительство), а также местные сборы – именно так их квалифицирует налоговое законодательство Испании (например, сборы за недвижимость).

Все налоговые платежи находятся в компетенции местных налоговых администраций. Они собирают все налоги, после чего переводят их в бюджеты автономий или в государственную казну в зависимости от их назначения.

Виды налоговых платежей в Испании

В зависимости от категории налогоплательщика, его характеристик и вида деятельности к нему могут применяться разные виды налоговых сборов. При этом налоги для юридических лиц будут существенно отличаться от сборов, взимаемых с граждан. Для начала рассмотрим основные виды налогов, которые могут быть взысканы на испанской территории в 2019 году:

Вид налога

Налоговая ставка

Обращаем внимание, что это только основные, но далеко не все налоговые платежи, существующие в Испании. Каждый из них применяется к конкретной категории налогоплательщиков. Рассмотрим, какие из указанных платежей распространяются на физических лиц, а какие – на организации.

Налоги, уплачиваемые гражданами

Для физических лиц испанским законодательством предусмотрен ряд обязательных налогов.

Прежде всего, это налоги на доходы физических лиц (IRPF). Такой сбор рассчитывается исходя из дохода, полученного физическим лицом, являющимся резидентом Испании, в течение календарного года (Ley 35/2006, de 28 de noviembre, del Impuesto sobre la Renta de las Personas Físicas). Испанский НДФЛ имеет прогрессивный характер: чем выше годовой доход налогоплательщика, тем больше сбор, который он должен уплатить. В частности, может быть применена следующая ставка подоходного налога:

Размер годового дохода

Применяемая ставка, %

В некоторых регионах ставка может быть повышена даже до 48 %. Часть уплачиваемого налога идет в государственный бюджет, часть – в региональный. В зависимости от автономии региональная доля может отличаться.

Налог на зарплату относится к категории социальных платежей. Базовая ставка составляет от 4,7 % от зарплаты работника. Этот налог начисляется ежемесячно, при этом максимальная налогооблагаемая сумма не может превышать 3,65 тыс. евро, даже если размер месячной зарплаты работника больше.

Налоги, уплачиваемые гражданами

Облагаются сборами и инвестиционные доходы, в частности, выплачиваемые дивиденды. Налог на дивиденды как одна из форм IRPF также удерживается по прогрессивной ставке, привязанной к размеру выплаченного дохода:

  • до 6 тыс. евро – 19 %;
  • от 6 до 50 тыс. евро – 21 %;
  • свыше 50 тыс. евро – 23 %.

Но это ставки налога для лиц, проживающих на территории Испании, независимо от источника получаемого ими дохода. Если же речь идет о нерезидентах, то к их доходам, в том числе инвестиционным, если они получены от источников в Испании, применяется IRNR. Налогообложение нерезидентов (их доходов) осуществляется по прогрессивным ставкам:

  • до 600 тыс. евро – 24 %;
  • более 600 тыс. евро – 45 %.

Закон позволяет лицам, приехавшим в Испанию с целью трудоустройства, применять ставки для нерезидентов в течение последующих 6 лет с момента их въезда в королевство.

Помимо налогов с денежных доходов, физические лица обязаны уплачивать налоги при получении наследства, дорогостоящих подарков и прочих безвозмездных приобретений. Impuesto sobre Sucesiones y Donaciones (Ley 29/1987, de 23 de diciembre) взимается по ставкам в зависимости от степени родства наследников и наследодателя, дарителя и одаряемых, а также стоимости полученного имущества. Размер ставок может регулироваться на региональном уровне, при этом их диапазон установлен национальным налоговым законодательством и составляет от 7,65 до 34 %.

Физические лица также должны уплачивать сбор на богатство (Impuesto sobre el Patrimonio). Его можно рассматривать как налог на машину, недвижимость, ценные бумаги, депозитные вклады и различные предметы роскоши.

Национальным законодательством установлен минимум стоимости имущества, который может быть обложен IP – это 700 тыс. евро, однако некоторые регионы снизили этот предел (например, в Арагоне до 400 тыс. евро, в Каталонии и Эстремадуре – до 500 тыс. евро).

Базовые ставки составляют от 0,2 до 2,5 % от стоимости активов. При этом в некоторых регионах определен собственный размер ставок – например, на Балеарских островах от 0,28 до 3,45 %, а в Валенсии – от 0,25 до 3,12 %.

Налоги на автомобили (IVTM) и прочие транспортные средства взимаются вне зависимости от их стоимости, а в зависимости от мощности, веса, категории и прочих характеристик. В соответствии со ст. 95 Real Decreto Legislativo 2/2004, de 5 de marzo, мощность легковых автомобилей и тракторов определяется не в лошадиных силах, а в единицах фискальной мощности (caballos fiscales) по специальной формуле.

Сбор с грузовых автомобилей рассчитывается в зависимости от полезной нагрузки, сбор с мототехники – в зависимости от реальной мощности в см3, а с автобусов – в зависимости от количества посадочных мест. Самый низкий сбор определен для мотоциклов мощностью до 125 см3 – 4,42 евро, самый высокий – для больших автобусов и грузовиков с нагрузкой более 10 тонн – 148,3 евро. Узнать больше можно здесь.

Транспортный налог (Impuesto de circulación) может быть увеличен в соответствии с региональными законами. Например, в Барселоне он составляет от 8,39 до 297 евро в год.

Налоги для организаций

Организации являются такими же налогоплательщиками, как и физические лица. Основной сбор для них – это налог на прибыль (Impuesto de Sociedades). Корпоративный сбор взимается с любого дохода юридического лица, полученного им от всех видов деятельности. Общая ставка, введенная в 2016 году в соответствии с Real Decreto Legislativo 4/2004, de 5 de marzo, составляет 25 % от суммы полученного дохода. Однако предусмотрены и сниженные проценты, например:

  • 15 % – для предпринимателей в течение первых двух лет работы;
  • 20 % – для кооперативов, за исключением кредитных союзов и сельских сберегательных банков;
  • 10 % – для ассоциаций и фондов, зарегистрированных в соответствующих реестрах;
  • 1 % – для инвестиционных компаний с переменным капиталом и инвестиционных фондов.

Помимо налога на прибыль, организации, чистый оборот которых превышает 1 млн евро в год, обязаны платить местный сбор El Impuesto sobre Actividades Económicas.

Для каждого вида хозяйственной деятельности предусмотрен собственный размер налога, причем в зависимости от вида деятельности сбор будет муниципальным, региональным или государственным.

Например, если это бар, сбор является местным, а его размер зависит от количества населения в муниципалитете. Так, для города с населением 10-40 тыс. человек размер сбора составит 189 евро в год. Конкретные размеры сбора определены в Real Decreto Legislativo 1175/1990, de 28 de septiembre.

Налоги для организаций

Еще один обязательный платеж для юридических лиц – это НДС (IVA). Этот сбор закладывается в стоимость реализуемого товара, поэтому, несмотря обязанность его уплаты организацией, фактически он погашается за счет конечного приобретателя. Ставка НДС составляет 21 % от стоимости реализуемого товара. Однако предусмотрены и сниженные ставки, например:

  • 4 % для таких видов продукции, как товары первой необходимости (хлеб, молоко, крупы, сыры, лекарства, протезы, инвалидные коляски и т.д.);
  • 10 % для остальных продуктов питания, пассажироперевозок, туристических услуг, овощей и продукции садоводства.

Кроме того, организации, имеющие наемный персонал, платят обязательные страховые взносы. Их размер привязан к фонду оплаты труда и взимается по базовым ставкам:

  • 23,6 % – страхование на случай временной нетрудоспособности;
  • 5,5 % – страхование на случай безработицы.

Больше информации о страховых взносах в 2019 году здесь.

Налоги на недвижимость в Испании

Владельцам недвижимости ежегодно приходится уплачивать Impuesto sobre Bienes Inmuebles (IBI). Для городской недвижимости базовая ставка составляет от 0,4 до 1,1 %, для недвижимости в сельской местности – от 0,3 до 0,9 %. Налоговая база определена в виде кадастровой стоимости. При определенных условиях муниципальные власти вправе снижать ставки сборов, но не ниже, чем до 0,4 % кадастровой стоимости, или, наоборот, повышать, но не выше, чем до 1,3 %.

Если квартира или дом сдаются в аренду, владелец обязан уплатить подоходный налог с полученной арендной платы.

В зависимости от места его постоянного проживания (или нахождения, если это организация) это будет IRPF или IRNR.

Кроме того, уплачиваются сборы и при совершении сделок с недвижимостью. Так, новоявленному владельцу жилья придется уплатить ITPAJD в размере 10 % от кадастровой стоимости за переход права собственности + 0,5 % пошлины за документальное оформление.

Сборы, уплачиваемые нерезидентами

Все, кто проживает за пределами Испании более 183 дней в календарном году, являются нерезидентами. Однако это не освобождает их от уплаты налогов, если они получают доходы от источников в Испании либо имеют имущество в стране, либо несут налогооблагаемые расходы. Учитывая это, лица со статусом «no residentes» в зависимости от обстоятельств и вида их деятельности должны будут уплатить:

  • НДФЛ для нерезидентов (IRNR);
  • муниципальный налог на недвижимость (IBI);
  • налог на передачу имущества и документальное оформление юридических актов (ITPAJD);
  • налог на транспортное средство, зарегистрированное в Испании (IVTM);
  • налог на дорогостоящее имущество (Impuesto sobre el Patrimonio).

Порядок уплаты налогов

Любой испанский налогоплательщик независимо от его статуса должен иметь налоговый номер. Если речь идет о нерезиденте, его функции выполняет идентификационный номер иностранца или NIE. Получить его можно в отделении полиции по месту пребывания.

Сроки для уплаты налогов в каждом отдельном случае будут отличаться.

Например, IRNR от аренды недвижимости декларируется в течение первых 20 календарных дней января, апреля, июля и октября в отношении дохода, дата начисления которого включена в предыдущий календарный квартал. Если это IRNR от продажи недвижимости, он декларируется в течение 3 месяцев после передачи объекта.

При уплате IRNR иностранцем подается декларация о доходах по форме 210 или любой другой форме в зависимости от ситуации. Это не касается тех налогов, которые были удержаны налоговыми агентами, или доходов, которые освобождены от налогообложения.

Существует минимум 2 способа подачи налоговой декларации нерезидентом:

  • подать декларацию в бумажном виде и уплатить налог через финансовые организации, сотрудничающие с налоговой службой либо непосредственно через офис АЕАТ. Инструкции по заполнению налоговой декларации на испанском языке можно найти здесь.
  • подать декларацию и платить налоги через интернет-офис АЕАТ. Информация о подаче электронной декларации здесь.

Налоговые льготы в Испании

Самая распространенная форма налоговых поблажек в Испании – это налоговые вычеты. То есть это суммы, на которые может быть уменьшена налогооблагаемая база.

Перечень применяемых вычетов утверждается на государственном уровне, однако может быть расширен регионами.

Самые распространенные виды вычетов:

  • 1,2 тыс. евро на каждого ребенка, не достигшего 3-летнего возраста;
  • 1,2 тыс. евро на нетрудоспособных членов семьи;
  • 1,2 тыс. евро для одиноких родителей;
  • 3,4 тыс. евро в случае декларирования доходов на семейную единицу;
  • 10 % от стоимости аренды жилья, если жилье арендует молодой человек до 35 лет;
  • 10-30 % от благотворительных взносов, перечисленных налогоплательщиком.

Налоговое резидентство в Испании

Чтобы получить льготы по налогообложению, многие иностранцы регистрируются на Канарах. Дело в том, что налоги на Канарских островах взимаются по пониженным ставкам, так как регион признан особой экономической зоной.

Налоговое резидентство в Испании

В соответствии с испанским законодательством, лицо признается резидентом Испании, если:

  • в течение календарного года он проживает на испанской территории более 183 дней;
  • база экономической деятельности или основные экономические интересы расположены в Испании;
  • супруг или дети лица проживают в Испании.

При этом следует иметь в виду, что налоговый резидент должен платить налоги в Испании со всех доходов, полученных по всему миру, а не только из испанских источников.

Исключение двойного налогообложения для россиян

Несправедливо, что доходы, полученные россиянином за границей, могут подлежать налогообложению сразу в двух странах: в стране налогового резидентства и в стране нахождения источника дохода. Для устранения такой несправедливости между Испанией и Россией подписана Конвенция об избежании двойного налогообложения от 16.12.1998.

В соответствии с этим документом доходы, полученные российскими резидентами на территории Испании, будут облагаться налогом в России, однако такие лица вправе получить вычет в размере суммы, уплаченной в качестве налога в Испании.

То есть если размер налога в РФ выше, чем в Испании, в России резиденту придется заплатить только разницу. Это в том числе касается:

  • испанского НДФЛ;
  • корпоративного налога;
  • налога на капитал;
  • местных налогов на доходы и капитал и других аналогичных налогов.

В заключение

В Испании действует современная налоговая система, предусматривающая местные, региональные и государственные налоги. Основным считается подоходный налог, ставки которого для резидентов и нерезидентов отличаются. Кроме него, можно выделить сборы с владельцев недвижимости и транспортных средств, налоги на дорогостоящее имущество, на переход права собственности и другие. Для организаций предусмотрены отдельные формы налогов, в том числе сбор с прибыли, НДС, налог на экономическую деятельность и прочие.

Читайте также: