Налоговая реформа избранной рады

Опубликовано: 26.03.2024

Иван IV унаследовал от своего отца Василия III достаточно крупное для середины XVI века государство, которое простиралось от Урала на востоке до Финского залива на западе, а также от донских степей на юге и до Белого моря на севере. Огромная и малонаселённая территория, состоявшая в недавнем прошлом из удельных княжеств, требовала реформирования. Иван IV успешно справился с этой задачей, проведя несколько важнейших реформ, последствия которых ощущались и спустя 100 лет после его смерти. Например, Земский собор созывался до 1680-ых годов, а стрелецкое войско просуществовало до начала XVIII века.

Биографическая справка

Иван IV родился в 1530 году. Он был поздним ребёнком. На момент рождения его отцу Василию III исполнилось 52 года, а мать – Елена Глинская, наоборот, была молодой, 1510 года рождения. Иван Васильевич рано остался без отца и до 17 лет жил в условиях регентства своей матери, её фаворитов и бояр. Видимо, такое сложное детство отразилось на его тяжёлом характере и оставило в нём ненависть к боярству.

В годы регентства Елена Глинская успела провести денежную реформу и при ней же началось проведение губной реформы. Таким образом, реформаторская деятельность Ивана IV имела объективные предпосылки. Проблем в стране накопилось достаточно, их предстояло решить.

Самостоятельное правление Ивана IV длилось 37 лет, с 1547 по 1584 год. Оно стало вторым по длительности в династии московской ветви Рюриковичей, дольше на престоле находился только его дед Иван III – 42 года.

Первая половина правления, до 1564 была наиболее успешной в плане проведения реформ и внешней политики.

Избранная Рада

Ряд историков считают, что в реформировании страны молодому царю помогала существовавшая до 1560 года Избранная Рада. В неё входили царский духовник Сильвестр, воевода А.Адашев и, возможно, ещё какие-то деятели, например, митрополит Макарий, князь Курбский, дьяк Иван Висковатый. При царе существовала и Ближняя Дума – совет из знатных людей.

Административные реформы

Их было несколько, каждая имела свои особенности.

Губная реформа

Её проведение началось ещё в период регентства Елены Глинской за 10 лет до коронации Ивана IV. Цель реформы заключалась в том, чтобы процедуры преследования и наказания преступников и прочих “лихих людей” передать служилым людям. Этим должны были заниматься средние и мелкие дворяне, зажиточные крестьяне, мещане.

До реформы ситуация на местах с судопроизводством была неудачная и создавала возможности для злоупотреблений со стороны наместников и волостелей. После вынесения приговора они получали всё имущество осуждённого и платили небольшое вознаграждение доносчику. Был ещё и такой аспект – община местности, на которой совершено преступление, обязалась выдать виновного или заплатить виру (штраф).

Из-за неспособности наместников заниматься розыском, судом и наказанием, власти изменили порядок работы. В городах эти обязанности были переложены на приказчиков, а в уездах – на губных старост. Перечисленные должности являлись выборными, их занимали представители местного дворянства. Помощь им стали оказывать “целовальники”, которых также выбирали из среды мещан или зажиточных крестьян.

По итогам проведения реформы следствие стали вести лица, заинтересованные в результате своей работы по поимке преступников. К старостам и целовальникам предъявлялись высокие требования – имущественный ценз и уровень грамотности. Найти людей на новые должности оказалось непросто, ведь работа была беспокойная и неоплачиваемая. Государство не платило ни копейки старостам. Дворянство на местах шло на различные хитрости, например, могло выдвинуть на должность пожилого человека. Источником по данной реформе являются губные грамоты, первая из них датирована 1539 годом. Проведение реформы заняло почти 20 лет, по всему царству её завершили к 1556 году. Губой стал называться судебный округ, его деятельность контролировал созданный властями в Москве Разбойный приказ.

Земская реформа

Основу этой реформы заложил новый Судебник 1550 года. Горожане и крестьяне были наделены правом на отзыв наместника и замену его старостой, которого избирали на месте. Наместник до проведения реформы получал содержание в виде “кормления”. Его, согласно новому порядку, следовало выплатить в государственную казну. Эта реформа прошла быстрее в северных районах среди государственных крестьян, а в южных районах, где преобладало помещичье землевладение, она проводилась медленнее. Согласно земской грамоте, вводились такие новые должности: земские и выборные старосты, излюбленные головы, суди и старосты.

Реформа централизованного управления

Расширение территории государства в первой половине XVI века потребовало увеличения штата государственных служащих и создания новых органов управления в столице. Приказы появились ещё до воцарения Ивана IV, но именно в годы его правления они были объединены в единую систему с подчинением царю, Боярской Думе и земскому собору. Приказы могли иметь разные названия – палата, изба, двор, дворец, треть. Например, на приказ Казанского дворца было возложено управление новыми территориями на востоке и юго-востоке государства.

Судебная реформа

Вскоре после воцарения Ивана IV, Земский собор и Боярская дума приняли новый свод законов – Судебник 1550 года. Он содержал 100 статей. Основной его целью была ликвидация привилегий удельных князей и усиление роли центральных судебных органов. Судебником определялись правила судебного поединка, процесс борьбы с разбойниками, ограничения местной власти, размеры штрафов, правила суда над представителями духовенства. Он действовал почти 100 лет, до 1649 года.

Налоговая реформа

Судебник 1550 года ввёл новую единицу сбора налогов. Она стала называться большой сохой, её размеры зависели от качества земли. Дворяне получили налоговые льготы по сравнению с духовенством и крестьянством. Такой порядок сбора налогов просуществовало до 1670-ых годов.

Военная реформа

Большую часть своего правления Иван IV провёл в войнах, поэтому он усиливал все рода войск — пехоту, кавалерию, артиллерию, пограничную службу. Военная реформа включала в себя ряд мероприятий:

1550 год — создание первых стрелецких полков. Сначала стрельцов было 3000, к концу правления Ивана IV их численность выросла.

Ограничение местничества. В июле 1550 года царь приказал боярам и воеводам нести службу “без мест”, то есть без учёта знатности рода. Это привело к повышению единоначалия в армии.

Создание “ближнего войска”. Вблизи Москвы землю получили около 1000 детей боярских. Впоследствии они стали своеобразным кадровым резервом.

В 1556 было принято новое Уложение о службе.

В 1571 издан первый в истории России Пограничный устав.

В результате у московского царя в распоряжении была одна из сильнейших армий в Европе, около 100 тыс. человек.

Церковная реформа

Её проведением занимался митрополит Макарий с 1551 года. В комплексе законов для церкви, которые получили наименование “Стоглав”, разъяснялись вопросы касательно церковного землевладения и проведения службы. Государство усиливало контроль над церковью, например, ей запрещалось приобретать новые земли без донесения об этом верховной власти. В городах создавались книжные училища, таким образом, церковная реформа повышала и уровень образования населения.

Денежная реформа

Эту реформу тоже можно отнести к правлению Ивана IV, хотя её провели в годы регентства Елены Глинской. Причиной её проведения был начавшийся денежный кризис. По мере роста товарооборота, денег требовалось больше, а своих запасов драгметаллов было мало. Следовательно, росло количество фальшивомонетчиков. Власть пошла на решительные меры – изъятие старой монеты и дальнейшая её перечеканка по единому стандарту. В результате основной денежной единицей в обращении стала копейка. На этой серебряной новгородской монете чеканили изображение всадника с копьём.

Опричнина и конец Избранной рады

Итоги и результаты реформ Ивана IV Грозного

Для удобства понимания их лучше всего представить в виде таблицы:

Введение единой валюты — копейки.

Утверждён новый свод законов – Судебник 1550 года, отменены кормления, введено губное управление, появились должности земских старост, созданы десятки приказов.

Рост боеспособности армии, появление стрелецких полков и пограничной стражи. Войско Ивана IV одержало ряд крупных побед, например, в походах на Казань и Полоцк.

Историческое значение реформ Ивана Грозного

Несмотря на ряд внешнеполитических неудач в конце правления, Иван IV остался в истории России первым царем-реформатором. После его смерти Россия пережила Смуту, чему в немалой степени помогли созданные при нём стрелецкое войско и Земский собор.

Логично, что реформы имели и плюсы, и минусы. С одной стороны, появился свод законов и была усилена армия, с другой – централизация вызвала недовольство знати и этот фактор стал одной из политических причин Смуты.

Если сравнить его с современниками в Европе, то большинство из них тоже занимались реформами: Елизавета I в Англии, Сулейман Великолепный в Османской империи, Франциск I во Франции.

  1. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. — 480 с.
  2. Тюрин А.В. Война и мир Ивана Грозного – М.: «Издательство Эксмо», 2009. – 480 с.

  • Государственные реформы Ивана Грозного
  • Военные реформы Ивана IV Грозного
  • Детство Ивана IV Грозного

Да, согласна, при Иване Грозном окончательно сложилась сословно-представительная монархия и была значительно расширена территория России (именно в правление Грозного Русь стали иногда называть Россией). Но страшный след, оставленный в истории этим монархом, начисто перечеркивает все его достижения. Опричнина и отчаянное уничтожение собственных подданных, причем изуверскими способами, — в этом огромная доля личной вины Грозного, и этого народ не забудет никогда.

Иван Грозный слишком неоднозначная личность, слишком одиозная фигура в истории России, чтобы однозначно осуждать или обелять его. К тому же прямых сведений о его правлении сохранилось на удивление мало, и большая часть знаний, преподаваемых в школе, при ближайшем рассмотрении оказывается лишь теориями. Да, общепринятыми, но всего лишь теориями, базирующимися на хрупких косвенных подтверждениях.

Достаточно много документов того времени не сохранилось, но все же имеются принятые по приказу Ивана Грозного Судебники и иные нормативные акты, существуют различные церковные книги, в которых упоминается правление царя и его деятельность, потому не имеющими подтверждения сведениями его правление назвать никак нельзя.

Я бы не стала утверждать, что сведения, преподаваемые в школе о правлении Грозного, носят обобщенный характер и не подтверждены историческими фактами. Достаточно заглянуть в источники: например, сохранились списки убитых по приказу Грозного, списки казненных и заключенных, показания тех, кто был осужден на мучительную гибель. Кроме того, существуют труды маститых историков: Ключевского, Кармазина, которые полностью опирались на источники и ничего от себя не сочиняли. Там вполне можно найти правду.

Соглашусь, что монархия была сословной, но разве она была представительской? Разве существовал орган, имевший реальное влияние на решение царя? Едва ли ни единственным сословно-представительским органом в доимперской истории был Земский собор, который избрал Михаила Романова на царство.

С реформ Ивана Грозного начался период укрепления государства, который стал основой формирования сильной империя. С этого момента можно говорить о существовании сильного и целостного государства.

Ну собрались тут историки …

Несмотря на его жесткое правление, было сделано очень многое. И как историческая личность, он довольно интересный человек. В школьные годы, немного упустила эту тему, но сейчас с большим интересом восполняю пробелы.

Слово «цезарь» не имеет ничего общего с монголо-татарами и игом. Оно напрямую было заимствовано Грозным из Византии в формулировке «кесарь» и образованного от нее слова «царь». Надо помнить, что Иван был внуком племянницы последнего Византийского императора Софьи Палеолог. Еще в детстве он перечитал всю доступную во дворце литературу и утвердился в мысли, что является наследником Византийского императора, так как Византия к тому времени пала под ударами турок.

Да мы сейчас это изучаем в 7 классе я историю хорошо знаю, и мне легко это запомнить 🙂

Удивительно, что об эпохе Ивана Грозного мы знаем в основном по мемуарам иностранцев, и никакому серьезному историческому анализу эти источники не подвергались. Маститые историки — Карамзин, Ключевский, даже Соловьев — с полным доверием брали оттуда сведения, а ведь как важно проанализировать, вдруг авторы имели основания писать предвзято?

Стрелецкие полки — это пехотное войско, вооруженное огнестрельным оружием. Стрелецкая служба переходила от отца к сыну. Военные занятия совмещались с обычной мирной жизнью. Не существовало систематического строевого обучения и навыков «регулярного боя».

Цель не оправдывает средства ее достижения. Жизнь в эпоху правления Иоанна Грозного-сущий ад! Но мне понравились строки из предисловия А.К.Толстого к роману»Князь Серебряный»: «При чтении источников перо не раз выпадало у автора из рук не столько от мысли.что мог существовать Иоанн 4.сколько рт мысли.что могло существовать общество.что смотрело на него без негодования».

Добавить комментарий Отменить ответ

Histerl
Histerl © 2014-2021 :: Контакты :: Карта сайта :: Дворцовые перевороты :: Романовы :: Войны :: Правители :: ВОВ :: Все даты по истории ::

К тому, кто не проводит реформ, постучит Реформация.

Ежи Лец

Избранная рада это неофициальный орган, который состоял из лиц приближенных к Ивану Грозному. Деятельность Рады осуществлялось в период с 1549 по 1560 года. Фактически это был орган, который осуществлял непосредственное управление страной, а также реализовал большинство реформ с целью создания единого централизованного государства. В сегодняшней статье мы рассмотрим реформы Избранной Рады, их влияние на судьбу России, а также последствия тех преобразований, которые были проведены за годы работы данного негласного органа.

Предпосылки образования

Иван Грозный очень рано потерял отца и мать, и фактическое управление страной брали на себя бояре, которые его окружали. Это привело к тому, что на Руси происходили постоянные войны между группировками бояр, за власть. Эти противостояние приводили к ужасным последствиям, в ходе которых гибли люди, терялись города, проигрывались войны. До своего несовершеннолетия молодой царь ничего не мог с этим поделать. Однако в 1547 году Иван Грозный принял царствование и решил отдалить от себя бояр, и окружить себя людьми, которым он может доверять. Главная задача, которая стояла на тот момент перед царем, заключалась в создании единого государства, и собирание всех русских земель вокруг Москвы. Для этого Избранная Рада проводила различные реформы, которые охватывают все сферы жизнедеятельности.

Состав Избранной Рады

Задачи избранной рады заключалось в обсуждение тех задач и процессов, которые происходят в стране и за ее пределами, и поиск пути решения этих проблем, которые накопились. В состав этого органа входили следующие люди:

  • А. Курбский
  • Священник Сильвестр
  • Митрополит Макарий
  • А. Адашёв
  • И. Висковатый

Некоторые историки приписывают данному кружку Воротынских, Шереметьевых и других. Проблема заключается в том, что большинство историков приписывают к Избранной Раде большое количество людей, но редко могут подтвердить документально (или еще как-то) их причастность к данному органу.

Реформы Избранной Рады при Иване Грозном

Начало реформ

Фактически с первых месяцев существования Рады ее участники занялись тем, что начали разрабатывать план объединения русских земель в единый политический центр. Начало этих преобразований случилось в 1549 году. Тогда был проведён первый в истории России Земский собор. Этот собор представлял собой не что иное, как собрание всех правителей всех русских земель. Иван Грозный обратился к присутствующим с заявлением о том, что он осуждает о тех преступлениях, которые проводили бояре пока царь был малолетним, и обещал хранить верность стране и хранить жизнь своих подданных. В дальнейшем именно Земские соборы проводились для того, чтобы проводить реформы и понимать, в каком направлении эти реформы нужно осуществлять. Примечательно, что именно при Иване Грозном в данный орган власти стали вступать не только представители боярских семей, но и представители менее знатных сословий.

К реформам Избранной Рады относят следующие начинания:

реформы избранной рады

Стоглавый собор - церковная реформа

В 1551 году состоялся Церковный собор. Руководил этим собором митрополит Макарий, один из самых активных участников Избранной Рады. Кроме того, в работе этого собора принимал участие лично царь. Результатом деятельности данного собора является создание единого сборника документов для церкви. Этот документ состоял из 100 глав, поэтому сам собор получил название Стоглавого. В рамках данной реформы были проведены следующие мероприятия:

церковная реформа - стоглавый собор

  • Упорядочение обрядов. Собор сделал единообразными все обряды, которые проводятся в рамках религии по всей стране.
  • Определение единых святых. Были канонизированы новые святые, которые признавались на всей территории страны в рамках единой религии.
  • Создание единых правил поведения для священников. Фактически речь идет об ужесточении дисциплины.
  • Была обозначена важнейшая роль церкви - просвещение населения.

В результате церковной реформы произошло создание единых религиозных норм, а также подведение религии к единым стандартам для всей страны.

Реформа местного управления

За годы, пока страной фактически управляли бояре, эффективность работы местных органов власти стала крайне низкой. Именно поэтому реформы Избранной Рады при царе Иване 4 на начальном этапе были направлены на формирование местного управления. Данная реформа была проведена в 1556 году.

Эти реформы Избранной Рады отменили по всей стране систему, так называемых, кормлений, а также отменили наместничество. Вместо нее была создана должность Губных старост . Этот староста избирался землевладельцами конкретного района страны. Что касается городских управляющих, то здесь избирались Земские старосты . А непосредственно для управления городом избирался Городовой. Фактически были образованы выборные органы власти, которые наделялись огромными полномочиями. В частности, именно эти люди следили за обеспечением законности, а также вершили суд. Важно отметить, что судебные функции были возложены в том числе и на церковь, которая имела полное право самостоятельно проводить суды.

реформа местного управления

Кроме того реформа местного управления Избранной Рады коснулась и создания новых приказов. Были созданы такие приказы как:

  • Челобитный приказ - занимался распределением тех челобитных, которые поступали в адрес царя.
  • Посольский приказ - занимался отношениями с другими государствами. Фактически аналог современного министерства иностранных дел.
  • Поместный приказ - занимался решением вопросов о поместьях и вотчинах.
  • Земский приказ - отвечал за обеспечение правопорядка в Москве и некоторых других городах.
  • Разбойный приказ - отвечал за противодействие разбоям, которые массово проводились в стране.

Также было создано огромное количество других приказов: разрядный, ямской, большого прихода, новой четверти, большой казны, холопский, тайных дел, казанского дворца, сибирский, стрелецкий, пушкарский, казачий. Приказы в государственной жизни России играли основополагающую роль, поскольку именно они отвечали за различные аспекты жизнедеятельности государства. Фактически они были местными органами управления, которые выступали промежуточным звеном между населением и царем.

В результате этих преобразований были полностью изменены принципы управления страной.

Военная реформа Избранной Рады

Военная реформа началась в 1550 году. Основная первоначальная идея реформы заключалась в том, чтобы сформировать армию не на основе знатности рода, а на основе военных талантов. Для этого было создано специальное положение, согласно которому высшее командование армии должно было формироваться не по знатности рода, а людьми, которые проявили свой воинский талант. Одним из первых таких подразделений стало Избранная тысяча.

Избранная тысяча это специальный воинский отряд, созданный на основе ополчения, который формировался по новому принципу и подчинялся лично царю.

Кроме того в этот период времени начали формироваться первые стрелецкие полки. Это были специальные полки, которые представляли собой переходное звено между временной и постоянной армии. Поэтому когда мы говорим о создании регулярной армии в России, подсчет времени нужно начинать не с эпохи Петра первого, а с Ивана Грозного реформы Избранной Рады.

военная реформа рады

Говоря о военной форме, необходимо отметить, что она проводилась в три этапа:

В результате мы можем говорить о том, что реформы Ивана Грозного были уникальными для своей эпохи и направлялись на то, чтобы создать единое централизованное государство. Это было необходимо для объединения русских земель, а также для создания сильного и конкурентоспособного государства, которое могло бы за себя постоять. Доказать, что реформы Избранной Рады прежде всего укрепляли центральную власть, очень просто. Ведь все изменения, которые происходили в стране, были направлены на создание вертикали власти, где все решения принимал царь.

Причины падения Рады

падение избранной рады

В 1560 году деятельность Избранной Рады была закончена, а сам этот орган был распущен. Однозначные причины таких событий историки не называют, но есть 2 общепринятые версии. Согласно первой версии Иван 4 имел существенные разногласия с членами Рады по вопросам внутренней и внешней политики страны. Согласно второй версии царь заподозрил представителей рады в том, что они были виновны в отравлении царицы Анастасии. В любом случае, орган был распущен и его деятельность прекращена. Хотя успели они сделать очень многое.

Помощь студентам

Такой вариант централизации страны в случае его последовательного осуществления в перспективе мог привести к формированию в России, подобно в ряде западноевропейских стран, сословно-представительной монархии. Эта попытка связана с деятельностью так называемой Избранной рады, представлявшей собой неофициальное правительство страны в конце 40-х – 50-х гг. XYI в.

В нее входили пользовавшиеся симпатией царя Ивана IY представители различных слоев правящего класса: глава Челобитного приказа Алексей Адашев, князь Андрей Курбский, дьяк Посольского приказа Иван Висковатый, митрополит Макарий, придворный священник Сильвестр и другие.

Более чем за десятилетний период своего пребывания у власти Избранная рада сумела провести комплексную программу реформ. В 1549 г. в Москве впервые был созван Земский собор – совещательный орган при царе, куда входили члены Боярской думы, высшее духовенство, представители служилого сословия и посадов.

С этого времени вплоть до середины XYII в. Земские соборы занимали особое место в системе государственных органов. Их созыв объявлялся царской грамотой. Земские соборы обсуждали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям («по палатам»), но принимались всем составом Собора.

В исторической литературе отсутствует единство мнений по вопросу о роли Земских соборов в государственной системе страны. Еще в историографии XIX в. сложились два направления, связанные с оценкой Земских соборов. Одни историки, разделявшие славянофильские взгляды, идеализировали Земские соборы, называли их «советами всей земли», видели в них «единение» царя с «землей».

Другая группа исследователей, напротив, считали их бесправными органами, созываемыми лишь в случае острой необходимости. В дальнейшем также высказывались различные точки зрения, начиная с мнения о том, что Земские соборы ограничивали власть московских царей (С.В. Юшков), до полного отрицания их представительного характера (В.М. Панеях).

В 1550 г. был принят новый Судебник («царский»). Он был основан на Судебнике 1497 г., но расширен и лучше систематизирован (из 99 его статей 37 являлись новыми, а остальные подверглись существенной переработке). В нем подтверждалось право крестьянского перехода в Юрьев день. «Пожилое», которое крестьянин уплачивал феодалу при переходе, было увеличено.
Печать Ивана IV
По новому законодательству усиливалась власть феодала над крестьянами: на первого возлагалась ответственность за преступления, совершенные последними; землевладельца именовали «государем» крестьянина. В Судебнике отразилась тенденция к централизации страны, что проявилось, прежде всего, в ограничении прав наместников и волостелей. В нем был расширен круг регулируемых центральной властью вопросов. Появилось понятие государственного преступления. К нему относились особо тяжкие преступления, заговоры, мятежи.

Усиление центральной власти обусловило развитие форм внесудебной, внеправовой расправы. Появилась своеобразная форма судебного процесса, как «облихование»: если подозреваемого обвиняли в том, что он «ведомо лихой человек», этого было достаточно для применения к нему пытки. Впервые в Судебнике были введены наказания для бояр и дьяков-взяточников, ограничены права наместников и волостей.

В 50-х гг. XYI в. серьезные изменения произошли в государственном аппарате управления. В ходе реформ завершилось формирование приказной системы управления, построенной преимущественно по отраслевому принципу.

Большинство приказов выросло из Дворца и Казны в связи с разрастанием их функций. Создавались они по мере надобности, часто без точного определения их функций, порядка организации и деятельности. Теперь они превращаются в постоянно действующие государственные органы, имеющие свою компетенцию, штат, «избу» (канцелярию), самостоятельные структурные подразделения. Во второй половине XYI в. приказными становятся почти все отрасли государственного управления.

Важнейшую роль в государственной системе играли государственные приказы. Одним из них был Посольский приказ, который вел дипломатическую переписку, организовывал прием послов, занимался выкупом и обменом пленных. Другой приказ, Поместный, ведал наделением дворян поместьями. К ведению Разрядного (ведал служилыми людьми, назначал воевод в полки, руководил военными действиями); Разбойный (осуществлял административно-полицейские функции); Ямской (ведал почтовой службой) и некоторые другие приказы.

Особое место занимал Челобитный приказ, занимавшийся приемом и разбором челобитных грамот, поступавших на имя царя. Этот приказ являлся своеобразным контрольным органом государства. Несколько позднее стали появляться территориальные, или областные, приказы. Первым таким приказом был Приказ Казанского дворца. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной.

Особенностью приказной системы являлось то, что приказы были наделены не только управленческими, но и судебными функциями. Поэтому возглавлявших приказы бояр называли обычно судьями. Помощниками боярина-судьи были дьяки. Последние ведали делопроизводством, исполняли отдельные поручения, осуществляли руководство структурными подразделениями – столами.

В 1551 году был созван так называемый Стоглавый собор (в сборнике его решений было 100 глав, отсюда и название «Стоглав»). Он подверг пересмотру все стороны русской церковной жизни. Собор, работами которого руководил митрополит Макарий, унифицировал церковные обряды, установил единый общерусский пантеон святых, запретил новаторство в иконописи.

По его решению монастырям запрещалось ссужать деньги в «рост» и выпрашивать у царя без нужды новые угодья и льготные грамоты, а также покупать вотчинные владения «без доклада» царю. При участии Ивана IY Собор принял меры для искоренения безнравственности среди духовенства. В частности, по его решению монахам было запрещено пить водку, в то время как разрешались к употреблению вино, пиво и мед. Протопопам (старшим попам) поручалось следить, что священники не приходили в церковь в нетрезвом виде, не сквернословили и не устраивали драки в божьем доме. Собор сохранил и один из пережитков удельного периода: духовенство и «церковные люди» подлежали суду епископов, а не государства.

В 50-е годы XVI в. была проведена также реформа местного управления (попытки ее осуществления предпринимались, начиная с 30-х гг. XVI в.), приведшая к ликвидации кормлений. Власть наместников и волостелей упразднялась и заменялась выборными губными и земскими учреждениями. Компетенция последних определялась специальными грамотами.

Что касается губных учреждений, то они осуществляли административно-полицейские и судебные функции на местах. Они состояли из губных изб, во главе которых находились губные старосты, избираемые дворянами и детьми боярскими. В помощь им из числа состоятельных крестьян и посадских людей выбирались целовальники (они, принося присягу, целовали крест) и полицейские чины: сотские, десятские. Губным избам была подчинена территория округа – губа, которая первоначально совпадала с волостью или городом, а позднее включала в себя один-два уезда. Несколько позднее губных возникли земские учреждения.

К ведению земских изб относились сбор казенных податей, надзор за исполнением повинностей, разбор гражданских и мелких уголовных дел. Состав земских изб также формировался путем выборов. В уездах и волостях крестьяне черносошных и дворцовых земель избирали из своей среды «излюбленных голов» – земских старост и «лучших людей» – земских целовальников и судей. Территория, на которой действовала земская изба, совпадала с городом и ли волостью.

Среди историков сложились два подхода в оценке этой реформы местного управления. Одни из них (С. Ф. Платонов, И. Я. Фроянов) считают, что в целом она явилась «ударом» по центральной власти. Реформа, по их мнению, способствовала развитию местного самоуправления, и формированию «снизу» сословно-представительного государства. Другие историки (В. О. Ключевский, М. М. Шумилов) полагают, что в этой реформе проявилась первоочередная забота о казенном интересе, ради которого правительство воспользовалось «наличными зачатками земского самоуправления».

В ходе реформ Избранной рады было упорядочено местничество. Теперь в местнических спорах могли участвовать только аристократические роды, «родословные» люди. Их состав был точно определен официальным родословным справочником, составленным в середине XVI в., – «Государевым родословцем». Все назначения записывались в разрядные книги, которые с середины XVI в. велись при Разрядном приказе. Эти записи были систематизированы в официальном «Государеве разряде»: только на него теперь можно было опираться при местнических спорах.

Преобразования коснулись и вооруженных сил страны. До реформ в Московском государстве был заведен такой порядок, когда всякий, владевший землей, будь то вотчинник или же дворянин, должен был нести ратную службу в меру своего землевладения. Было составлено «Уложение о службе», которое официально определило эту меру: со 100 четвертей (150 десятин) пахотной земли должен был выходить «человек на коне и в полном доспехе».

Владелец 300 дес. обязан был выступать в поход с одним вооруженным холопом; владелец 450 дес. – с двумя и т. д. Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Московские дворяне, общая численность которых достигала несколько тысяч, выступали в поход с десятками, а иногда и сотнями своих вооруженных холопов. В то же время несколько тысяч столичных дворян были рассеяны по полкам провинциального дворянства, где они занимали должности полковников и «голов», то есть батальонных и ротных командиров.

Под Москвой 1070 «детей боярских и лучших слуг» получили поместья. Вместе с лучшими провинциальными служилыми дворянами они составили цельный корпус царской гвардии и ежегодно получали казенное жалование.

В 1550 г. вместо отряда пищальников было создано постоянное стрелецкое войско. Первоначально их общая численность составила три тысячи человек. В армию стали привлекать в незначительном количестве иностранцев. Бояре и дворяне, которые составляли ополчение, назывались «служилыми людьми по отечеству», т.е. по происхождению.

Стрельцы, пушкари, городская стража относились к группе «служилых людей по прибору», т.е. по набору. Тыловые работы (обоз, строительство сооружений) поручались ополчению, состоявшему из числа черносошных монастырских крестьян и посадских людей.

В целом, реформы Избранной рады способствовали централизации Московского государства. В ходе их проведения усилилась власть царя, были реорганизованы местное и центральное управление, укрепилась военная мощь страны.

Уважаемые студенты!
Специалисты нашего сайта готовы оказать помощь в учёбе по разным предметам:
✔ Решение задач
✔ Выполнение учебных работ
✔ Помощь на экзаменах

Избранная Рада неофициально управляла государством в первое десятилетие царствования Иоанна IV, прозванного Грозным. И с 1549 по 1560 гг. страна пережила ряд значительных преобразований, направленных на создание единства страны и укрепления власти царя. Мы попробуем разобраться, были ли реформы Избранной Рады необходимы, и как они повлияли на жизнь Руси.


Создание

Формирование вокруг царя избранного круга лиц происходит после московских событий лета 1547 года: пожара и последовавшего за ним Московского восстания. Согласно версии Курбского, во время этих событий к царю явился протопоп Сильвестр и «страшным заклятием из Священного Писания угрозил царю, чтобы пресечь его буйства и умерить неистовый нрав».

Предпосылки для царствования Ивана Грозного

Родители Ивана IV умерли очень рано: Василий III скончался, когда Ивану не было еще и 3 лет. Иван стал Великим князем, а управление государством перешло в руки матери, Елены Глинской, но и она пережила своего мужа всего на 5 лет. Русь жила неспокойно из-за постоянных войн среди знатных бояр за обладание троном.

Центральная власть была ослаблена, в стране поднимались народные бунты, вызванные произволом вотчинников и крайне трудным положением крестьян. Видя это, юный князь, став совершеннолетним, отдалил от себя всех бояр. Единственным другом Ивана был митрополит Макарий. Но эти распри оставили неизгладимый след на характере Грозного, проявлявшийся на протяжении всей жизни царя.

Вступив на престол, как первый в истории Руси царь 16 января 1547 г. Иван 4 из рода Рюриковичей принял шапку Мономаха и другие регалии. Вассалы-князья превратились в подданных, тем самым царь отдалился от бояр. Русь стала именоваться Царством Российским. Целью юного государя стало образование единого государства. Для реализации своих интересов царь приблизил талантливых людей худородного происхождения, вошедших в Избранную Раду.

Появление и состав Избранной Рады

В тот же год в Москве случился страшный пожар. Народ снова взбунтовался. Убит один из родственников царя из рода Глинских. Это ясно показывало, что стране нужны преобразования. Дворянин И. С. Пересветов, осуждая бояр, предложил царю программу реформ, имевшую большое значение для дальнейшей политики царя.

Митрополит Макарий участвовал в подборе новых приближенных царя. Название «Избранная Рада» сложилось, благодаря А. Курбскому, обозначившему этот орган на польский манер в своих письмах. Кто входил в состав Рады, до конца не выяснено.

  • Неофициальными руководителями считались А. Ф. Адашев, из богатой, но худородной семьи, и священник Сильвестр из Благовещенского собора Кремля.
  • Макарий, митрополит Москвы, также входил в круг избранных советников царя.
  • Точно установлено, что участниками Рады были дьяк Посольского приказа И. М. Висковатый, представители княжеского сословия Д. Курлятев, М. Воротынский, А. М. Курбский.
  • Одни историки считают, что туда входили также князья Шереметьевы и другие представители господствующего класса. Однако, никаких документальных доказательств причастности этих людей не сохранилось.

Состав данной организации подает пример компромисса между князьями и людьми более простого происхождения. Ведущим видом деятельности Избранной Рады стал поиск решений проблем, которые уже имелись и могли возникнуть во внутренней и внешней политике Русского государства.

Земской собор 1549 г

Деятельность Избранной Рады началась с созыва первого в истории Руси Земского собора – общего совета, участвовать в котором могли представители от всех сословий за исключением крестьян. Явившись на Собор, Иван IV заявил, что отныне в стране устанавливается его единовластное и справедливое правление, творившиеся во время его младенчества беззакония будут рассмотрены, а виновные в них, наказаны.

В последующие годы Земские соборы становятся явлением постоянным. Царь созывает их для обсуждения грядущих реформ, лучшего понимания ситуации в стране. Фактически в России устанавливается сословно-представительная монархия.

Деятельность

Избранная рада просуществовала до 1560 года. Она проводила преобразования, получившие названия реформ середины XVI века.

Реформы Избранной рады:

Реформы Избранной рады наметили путь к укреплению, централизации государства, способствовали формированию сословно-представительного государства.

Экономические реформы

Налоговая реформа

Судебник 1550 года установил новую норму налогообложения — большую соху. В зависимости от принадлежности к сословному слою (крестьянству, дворянам или церкви), а также от качества земли, различалась норма большой сохи.

Дворянство, несшее кроме налоговой еще и войсковую повинность, платило минимум вдвое меньше крестьян — соха для черносотенного крестьянина определялась в 400 четвертей, для служилого человека — 800.


Кроме измеения налоговых стандартов среди прочих преобразований, повлиявших на экономику в период правления Ивано Грозного совместно с Избранной Радой, можно выделить следующие:

  • Ограничение финансовой независимости церкви
  • Снижение феодальной самостоятельности
  • Отмена кормлений

Административные реформы

Реформы местного управления

Губная реформа

Реформа была начата еще во время правления матери Ивана Грозного — Елены Глинской. Вместо княжеских ставленников на местах (волостелей и наместников) розыск разбойников и суд над ними переходил к губным старостам, избирающимся из местных дворян, или губных целовальников от крестьянства (если дворян в данной местности не проживало).

Земская реформа

Основа реформы была заложена в Судебнике 1550 года. Крестьянские и городские общины получили право предоставлять прошение об отзыве наместника или волостеля, с условием избрания из собственной среды старост для учреждения земской избы, а также перечисления полагающегося наместникам «кормления» в казну государства (кормленный откуп).

Созданные таким образом органы местного самоуправления получали возможность самостоятельно осуществлять судебные (кроме тяжких преступлений) и административные функции, а также собирать и отправлять налоги в центр.

Реформа центрального управления
создание системы приказов

Увеличение территории Русского царства при острой нехватке административных служащих еще при Иване III и Василии III способствовало формированию новых органов управления — приказов. Но именно при Иване IV Грозном приказы объединяются в единую систему органов центрального государственного управления, каждый из которых заведовал особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями.


Судебная реформа

Новый Судебник 1550 года, изданный взамен устаревшему Судебнику 1497 года (Ивана III), рассматривал следующие ключевые вопросы:

  • Ведение наказаний за взяточничество
  • Определение порядка рассмотрения судебных процессов
  • Введение стратификационной системы штрафов
  • Правила суда над церковными служителями
  • Ограничение власти на местах
  • Борьба с разбойниками
  • Изменения правил судебного поединка


Создание единого, хорошо систематизированного и отвечающего требованиям своего времени нормативно-правового документа позволило существенно упростить и ускорить процесс рассмотрения дел.

Введение ограничений для царских и княжеских ставленников (волостелей и наместников) и передача части судебных функций к выборным от населения позволили снизить уровень преступности и повысить эффективности судебной системы на местах.

Законодательная реформа

Одним из решений первого собора было составление нового Судебника, утверждение которого состоялось в 1550 году. Основой послужил свод законов Ивана III, куда был внесен ряд изменений, усиливающий централизацию власти.

Правовая реформа подтвердила права Юрьева дня (крестьяне могли в этот день переходить на службу другому помещику) и увеличили плату за «пожилое». Помещики стали ответчиками в преступлениях своих подданных, что привело к большей зависимости от господ. Новый Судебник впервые в истории Руси вводил наказание за получение и дачу взяток.

Исторические оценки

Среди историков нет однозначной оценки деятельности «Избранной Рады».

Карамзин отмечает положительные черты правления «Избранной Рады», подчёркивая «мудрую умеренность» и «человеколюбие» царской власти:

У Костомарова влияние «кружка любимцев» таково, что «без совещания с людьми этой избранной рады Иван не только ничего не устраивал, но даже не смел мыслить», в этом влиянии историк видит «горькое унижение» для самодержавия Ивана IV.

Историк А. И. Филюшкин ставит под сомнение само существование Избранной Рады как неформального правительства при Иване Грозном:

Социальные реформы

Церковная реформа

Комплекс законов (Стоглав), принятый на Стоглавом соборе в 1551 году, и касающийся вопросов церковного землевладения, религиозных образов и разъяснений относительно соотношения различных норм государственного права с церковным, стал попыткой Ивана Грозного упорядочить церковный институт, по его мнению чрезмерно много уделяющий внимания стяжательству и слишком мало — культурному воспитанию народа.


Заповедные лета

С 1581 года, когда правительство Ивана Грозного занялось всеобщей переписью земель с целью определения масштабов упадка хозяйства страны в 1570—1580-е годы (вследствие опричнины и Ливонской войны), в некоторых районах Русского государства был введен запрет на крестьянский выход в осенний Юрьев день. Это запрещение для земледельцев на смену хозяина-помещика трактуется историками как первый шаг на пути последующего закрепощения основного сословия страны — крестьян.

Конец избранной рады — опричнина

Разногласия между царем и лидерами «Избранной рады» по вопросам внешней и внутренней политики, а также поддержка Адашевым и Сильвестром двоюродного брата Ивана Грозного во время болезни царя — сложились со стремлениями Грозного ускорить централизацию Русского царства через дальнейшее ограничение прав и вольностей дворян, Боярской думы, духовенства.

В 1560 царь сослал протопопа Сильвестра в монастырь, а А.Ф. Адашева, посадил под стражу в Дерпт, где тот скончался от горячки через два месяца — обоих царь подозревал в причастности к смерти царицы Анастасии. А. М. Курбский бежал, предупрежденный об опале, в 1564 году в разгар Ливонской войны.


Было создано опричное войско (несколько тыс. чел.), которое подчинялось лично Ивану Грозному и получило право по его приказу расправляться с «опальными» (т.е. осужденными царем) без необходимости советоваться с Боярской думой. Вся территория страны разделилась на «Опричину» — личное владение царя и «Земщину». По разным оценкам историков, за время опричнины было убито от 5 до 15 тысяч человек. Имущество и земли попавших в немилость царя подлежало конфискации.


Опричное войско не смогло отразить набег крымского Хана Девлет-Гирея в 1571 году сжегшего предместья Москвы — царь ввел запрет на само упоминание «опричнины». При этом царский удел сменил название с «опричнина» на «двор».

Итоги и результаты реформ Ивана IV Грозного

  • Укрепление самодержавия и централизация власти — борьба с боярством, свободой удельных князей, снижение финансовой и административной независимости церкви
  • Повышение эффективности органов местного управления — создание губных и земских учреждений, оформление сословно-представительной монархии
  • Реформирование армии — формирование поместной формы землевладения, стрелецкие полки, развитие артиллерии
  • Реформирование системы налогообложения
  • Первые шаги на пути закрепощения крестьян
  • Определение стандартов религиозных обрядов

Денежная реформа

Начало введению новых порядков по отношению к деньгам было положено еще в годы правления Елены Глинской. Рубль, чеканившийся в Москве, стал основным платежным средством на всей территории Руси. Торговые пошлины собирались только государством. Народ должен был «нести тягло», представлявшее целый ряд повинностей в натуральной и денежной форме.

Установили единую налоговую единицу – «большую соху». Она определялась плодородием почв и социальным положением землевладельца и варьировалась от 400 до 600 га земли. Но итоги реформирования податей резко ухудшили положение самого народа.

Жестоко расправившись с еретиками и нестяжателями, правительство Ивана IV в январе 1555 г. вернулось к государственным преобразованиям. Снова встал вопрос о борьбе с социальными движениями.

Был обнародован первый приговор из серии законов о губной реформе. Главным в следствии по делам о «лихих людях» признавался «обыск», расспросы населения. Если у «лихого человека» находилось «поличное», похищенное имущество, то он приговаривался к казни, хотя бы даже на пытке отпирался в совершении преступления. Ранее по Судебнику 1550 г. в таких случаях подсудимый приговаривался только к пожизненному заключению. Таким образом, репрессии по отношению к «лихим людям» усиливались, Более строгие меры принимались и по отношению к соучастникам преступления. Дабы избежать бегства «лихих людей» из одного уезда в другой, указ 28 ноября 1555 г. вводил обязательную регистрацию — «явку» всех «новоприбылых» людей. Дела о воровстве, в том числе и конокрадстве, передавались в ведение губных старост.

Всего этого дворянам и боярам казалось мало для борьбы с выступлениями крестьянства и бедного городского люда — выборная администрация действовала недостаточно оперативно. «Губные старосты, — говорилось в одном, из докладов царю, — у себя в волостях лихих людей, татей, не сказывают». Поэтому на протяжении 1555–1556 гг. один за другим следовали указы, уточнявшие сферу деятельности губных старост и целовальников, повышавшие их ответственность за борьбу с хищениями феодальной собственности.

Запустение центра и северо-запада, связанное с усилением феодального гнета, вызывало беспокойство правительства. Губным старостам теперь было вменено в обязанность производить сыск о запустении земельных владений и следить за тем, чтобы в их округах «пустых мест… не было». Органы местного управления должны были предотвращать самоуправство «сильных людей» — феодальной аристократии.

С целью повышения роли губного управления был ликвидирован архаичный судебный поединок — «поле». Основным методом судопроизводства был признан розыск, производившийся губными старостами. Губной округ расширялся до территории целого уезда, тогда как раньше он соответствовал отдельной вотчине или волости. Наконец, для руководства губными учреждениями в эти же годы была создана «Разбойная изба». В 1555–1556 гг. было завершено создание губных органов по борьбе с «татями» и «разбойниками».

Пути складывания централизованного аппарата власти сходны с бывшими в других странах Европы, несмотря на разницу экономического и культурного развития. Губные старосты несколько похожи на мировых судей Англии, появившихся в середине XVI в. Мировые судьи также избирались из мелких землевладельцев, но функции их не ограничивались одними судами. Они издавали указы о бедных, ведали дорожным строительством, регулировали торговлю и промышленность.

Утверждая диктатуру помещиков и бояр, «наихристианнейший» государь выступал в маске доброго правителя. Именно таким его и рисует приговор об отмене кормлений августа 1556 г., изложение которого помещено в одном из списков Никоновской летописи.

Смысл реформы сводился к замене наместникови волостелей органами земского самоуправления, выбиравшимися из среды посадского населения и зажиточных кругов крестьянства. Земские власти творили суд и расправу по делам второстепенной важности и собирали подати, которые ранее платились кормленщикам («кормлёный окуп»). Эти подати теперь поступали в царскую казну, а позднее в особые финансовые приказы (четверти), и шли на обеспечение дворянской армии. Губные и земские учреждения были сословно-представительными органами дворянства, а также верхов посада и зажиточного черносошного крестьянства. Реформа местного управления содействовала уничтожению феодальной раздробленности в местном правительственном аппарате, укрепляла власть феодалов над крепостным крестьянством и городскими низами. По-видимому, единого указа об отмене кормлений не было. Наместники постепенно сменялись «излюбленными старостами», выборными из посадского населения и зажиточных кругов крестьянства.

Земская реформа распространялась по преимуществу на тяглых жителей посада и черносошное население, поэтому большая часть грамот относится к Двине, южной окраине и к Псковской земле. Двинская земля, присоединенная к Русскому государству в 1478 г., была районом черносошного крестьянства. Неплодородные почвы Подвинья отпугивали как новгородских, так и московских феодалов. Даже монастыри, столь предприимчивые в захватах новых земель, двигались на север медленнее, не успевая за крестьянином, осваивавшим и трудно поддающуюся землю, и лесные богатства, и тогда еще сравнительно мало ценившиеся морские. Крестьяне организовывали и соледобычу. Район Подвинья стал своеобразным перевалочным пунктом между земледельческими районами центра и промысловыми севера. В быстро развивавшихся районах русского Севера на протяжении первой половины XVI в. формировался новый тип крестьянина, торговавшего и рожью, и мехами, и солью, и рыбой. Выделились династии крупных рыбо-, соле- и лесопромышленников, владевших огромными участками земли. Прощелыкины, Савины, Кобелевы, Шульгины все эти недавние выходцы из крестьян вели почти такие же промыслы и торговлю, как и знаменитые Амосовы, наследники двинских бояр. «Торговые мужики» — скупали все новые и новые клочки, дополнявшие и округлявшие их прежние владения, рыбные тони, бобровые гоны, уточные ловища, доли в соляных варницах, лавки и места на посаде в городах.

Именно они и воспользовались земской реформой. Из их состава избирались «выборные судьи» (на Двине), «излюбленные головы» (на Пинеге), которым надлежало решать вопросы о наказании «ведомого душегубцы» (известного убийцы), разыскивать лихих людей и представлять их на суд губных старост, следить, чтобы никто не открывал по собственному почину корчмы, а пиво варили бы только в канун праздников или на поминки, крестины или родины, да и то только испросив их позволения. Они же должны были следить за возвратом крестьян из монастырских владений и за пополнением тяглого населения: «На… пустыя деревни и на селища… крестьян назвати и старых своих тяглецов крестьян из иных волостей, из монастырей вывозити назад по старым их деревням безсрочно и безпошлинно, где хто в которой деревне жил преж сего». 1

Верхушка волостного и посадского населения взяла в свои руки бразды местного самоуправления. Однако последнее даже на Севере утверждалось далеко не сразу. Правительство то передавало земли на откуп, то вновь восстанавливало кормления.

В центре, где доминировало поместно-вотчинное землевладение, земское самоуправление не могло соперничать с дворянским, представленным губными старостами. На южной и западной окраинах вскоре произошло возвращение к кормлениям, причем кормленщики выступали одновременно и в роли воевод, возглавлявших оборону от набегов и нападений.

В целом на основных территориях земская реформа оставалась неосуществленной, но власть наместников — кормленщиков постепенно заменилась воеводским управлением, более тесно связанным с центральным правительственным аппаратом. Губная и земская реформы были двумя сторонами одного и того же процесса усиления центрального аппарата принуждения трудового населения.

Тем же целям была подчинена и военная реформа. Принятое в 1555–1556 гг. уложение о службе установило для дворянства строгий порядок несения ратной службы. Каждый служилый человек, вотчинник или помещик, помимо личного участия, должен был выставлять вооруженных воинов из числа своих людей: один конный воин в полном вооружении, для дальнего похода снабженный запасным конем со 100 четвертей «доброй» земли в одном ноле. За каждого выставленного господин получал небольшое вознаграждение (2 рубля за человека в полном доспехе и 1 рубль за человека в тегиляе ), а за недоданного — платил двойной штраф».

Воинская служба отныне строго регламентировалась и приводилась в соответствие с поземельным описанием 50-х годов. Уложение о службе должно было обеспечить возможность строгого учета и проверки исправного несения военной службы феодалами, создать предпосылки роста поместной армии. Уложение о службе отвечало интересам среднепоместного дворянства, так как утверждало принцип несения воинской повинности в соответствии с размерами землевладения, увеличивая тем самым военно-служилые обязанности крупных феодалов. Слабое звено реформы заключалось в увеличении роли отрядов феодальной аристократии в составе дворянской конницы.

К середине 1556 г. был установлен новый «оклад» (денежное жалованье дворянам), размеры которого зависели от родовитости землевладельца и его военно-служилого положения. Получавшие денежное жалованье из приказов служилые люди теперь обязаны были регулярно нести военные обязанности. Одновременно вследствие создания земских и губных органов основная масса дворянского войска освобождалась от участия в финансово-судебном управлении на местах. Замена кормлений и вознаграждения за исполнение судебно-административных поручений денежным жалованьем из государевой казны за несение воинской службы была дальнейшим шагом на пути ликвидации пережитков феодальной раздробленности в местном управлении и придания дворянской коннице черт постоянного войска.

Для урегулирования местнических споров было проведено еще одно мероприятие: в 1555 г. был составлен «Государев родословец», справочник по вопросам «родовитости» феодальной знати. Другим справочником, касающимся военной службы феодалов, стали разрядные книги, содержавшие списки — «росписи» воевод в походах и на городовой службе. «Государев разряд» систематизировал сведения о военной службе знати за 80 лет (1475–1556 гг.). Наряду с «Государевым родословцем» разряд помогал регулировать и контролировать местнические споры. Способствуя наведению порядка в местнических отношениях знати и признав тем самым местничество, «Государев разряд» отразил противоречивый, компромиссный характер деятельности Избранной рады.

В ходе реформы сложились два учреждения по руководству военно-служилыми делами — Поместная и Разрядная избы. Первая ведала вопросами земельного обеспечения дворянства, вторая — организацией его военной службы. Во главе них были поставлены лица, зарекомендовавшие себя в качестве опытных руководителей. Так, во главе Разрядной избы некоторое время стоял И. Г. Выродков. Под его руководством Разрядная изба превращалась в постоянно действующее учреждение, являвшееся как бы генеральным штабом войска. Из казны постепенно выделялись и другие ведомства — Холопья изба, Стрелецкая изба и др.

Так в середине 50-х годов начинает оформляться система центрального приказного управления. Место территориального принципа, господствовавшего в управлении страной до этого, постепенно начинал занимать функциональный. Термин «изба» как нарицательное наименование центрального правительственного учреждения вскоре вытесняется другим — «приказ», служащие которого получают название «приказных людей». К 70-м годам приказами стали именоваться не только бывшие избы, но и учреждения дворцового ведомства — Дворцовый, Постельный, Бронный, Конюшенный приказы. Но и в это время названия «изба» и «приказ» сосуществовали (говорили о Ямской, Поместной, Посольской избах). Складывание ведомств с постоянным составом дьяков и строго очерченными функциями делало ненужной сеть областных дворцов, которая ранее осуществляла контроль над деятельностью местных властей. Исчезают тверские, дмитровские, углицкие, рязанские дворецкие, хотя вновь присоединенные земли по-прежнему управляются дворцами (Казанским и Нижегородским).

Реформы коснулись и имущественных отношений в среде феодалов. Частые войны, рост товарно-денежных отношений в стране приводили к обеднению и задолженности некоторой части служилых людей. Приговором 5 мая 1555 г. устанавливался месячный срок взыскания (правежа), в течение которого долг должен был быть уплачен, иначе должник превращался в холопа своего заимодавца. Через два года, убедившись, что закон мая 1555 г. лишает государство большого числа военно-служилых людей, а это в условиях подготовки Ливонской войны было нежелательно, правительство пошло на уступки. Запрещалось взимание «роста» (процентов) по старым долгам служилых людей, а срок продлевался на 5 лет — до 1562 г. Впредь по новым долговым обязательствам «рост» снижался с 20 до 10 %, срок правежа увеличивался до 2 месяцев. В 1560 г. военно-служилые люди получили новую льготу. Если во время пожара в Москве у них сгорели дворы, срок правежа увеличивался на 5 лет.

Одновременно с этим правительство предпринимало меры, чтобы сохранить земельные владения дворянства и боярства, быстро переходившие в руки духовных феодалов. Еще в 1551 г. устанавливалось, что в случаях передачи вотчин духовным феодалам родичи завещателя могли выкупать их, исходя из цены земли, указанной в завещании. Монастыри часто настаивали на завышении цены, делая тем самым невозможным выкуп владения. Приговор 15 августа 1557 г. предоставлял родичам возможность оспаривать цену земли, указанную в завещании, если последнее еще не было зарегистрировано («вершено»). Комиссия «мерщиков» могла назначить новую цену. Этим в некоторой степени ограничивался рост монастырской земельной собственности и размывание светских вотчин. Приговор 1558 г. создавал льготные условия для выкупа вотчин, заложенных монастырям. Выкуп, как и платеж долгов, должен был происходить с рассрочкой в 5 лет по частям — «жеребьям». После внесения пятой части долга вотчина возвращалась ее прежнему хозяину, однако он получал право распоряжения ею только после полной выплаты долга. Приговор 1558 г., как и другие законы в области гражданского права, защищал интересы служилых людей, основной опоры царской власти. Но полностью удовлетворить требования дворянства новые юридические нормы не могли. Так, государство отказывалось от удовлетворения исков в случае бегства добровольных холопов, зависимость которых не была оформлена. Лишь служилая кабала, оформленная в губном или земском учреждении, согласно приговору 1555 г. могла служить основанием для розыска беглого холопа. В условиях массового бегства холопов от хозяев приговор был невыгоден служилым людям, после каждого похода наполнявшим поместья холопами. Приговор 1558 г. требовал оформления служилыми кабалами холопства и тех иноверцев, которые принимали христианство, — указ о «новокрещенах». Кабалы на «полоняников» тоже должны были регистрироваться в книгах у казначеев. Само холопство «полоняников» ограничивалось лишь временем жизни его владельца. Дети холопа-«полоняника» в зависимость не попадали. Все эти мероприятия, отражавшие изживание полного холопства и рост служилого, мало устраивали дворянство. Зато приговор 1 сентября 1558 г. полностью отвечал их интересам. Он запрещал превращение самого служилого человека в холопа. Ликвидировалась холопья зависимость малолетних дворян, совершеннолетние могли возбуждать иски о возвращении в свободное состояние.

50-е годы — это завершающий этап деятельности Избранной рады, время необычайной остроты идеологической борьбы противников и защитников самодержавия. Достигнув значительных успехов в централизации страны, обеспечив финансы и войско, укрепившееся самодержавие безжалостно подавляло всякие попытки вольномыслия и, как всякое теократическое государство, нашло союзника, хотя и непоследовательного, в лице церкви. Таким образом был предопределен путь дальнейшего усиления реакции.

Читайте также: