Налоговая проверка религиозных организаций

Опубликовано: 17.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 марта 2020 г. N 03-03-07/18860 Об особенностях налогообложения религиозных организаций

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

На религиозные организации, как и на иные российские юридические лица, распространяется обязанность по уплате налогов. При этом положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) учитывают специфику религиозных организаций, в том числе их некоммерческую сущность, малообеспеченность основной массы верующих, не способных своими пожертвованиями обеспечить содержание религиозных организаций.

В частности, на основании пункта 1 статьи 246 НК РФ религиозные организации, являющиеся одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, признаются налогоплательщиками налога на прибыль. При этом для таких организаций установлен особый порядок налогообложения.

В соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 251 НК РФ у религиозных организаций из объекта налогообложения исключены доходы в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены ими в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения.

Также согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций религиозными организациями не учитывается имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, полученные религиозными организациями на осуществление уставной деятельности.

Иные доходы, полученные религиозными организациями, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.

В соответствии с положениями глав 28, 30 и 31 НК РФ религиозные организации являются налогоплательщиками соответственно транспортного налога, налога на имущество организаций и земельного налога.

Между тем им предоставлены следующие налоговые льготы:

1) по налогу на имущество организаций - в отношении имущества, используемого для осуществления религиозной деятельности;

2) по земельному налогу - в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

Отмена льгот в отношении указанных выше объектов, обладающих, как правило, большой номинальной ценностью, но не являющихся предметом коммерческого оборота, лишило бы значительную часть религиозных организаций возможности свободно осуществлять религиозный культ.

В отношении иного имущества, а также транспортных средств имущественные налоги уплачиваются религиозными организациями в общеустановленном порядке.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

На религиозные организации распространяется обязанность по уплате налогов. При этом НК учитывает специфику этих организаций, в том числе их некоммерческую сущность, малообеспеченность основной массы верующих, не способных своими пожертвованиями обеспечить содержание религиозных организаций.

Так, при налогообложении прибыли не учитываются доходы, которые получены в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения. Не учитывается имущество и имущественные права, полученные на осуществление уставной деятельности.

По налогу на имущество предоставлены льготы в отношении имущества, используемого для осуществления религиозной деятельности, по земельному налогу - в отношении участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

Отмена льгот в отношении указанных объектов лишила бы значительную часть религиозных организаций возможности свободно осуществлять религиозный культ.

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Устав Русской Православной Церкви
  • Материалы Соборов
  • Журналы Священного Синода
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Церковный суд
  • Архиерейское совещание
  • Богослужебные тексты
  • Программы и документы конференций и форумов
  • Офиц. заявления и обращения
  • Церковный диалог
  • Правовое управление (Юридическая служба)
    • Налогообложение
    • Земельные вопросы
    • Имущественные вопросы
    • Пенсионное обеспечение
    • Образование
    • Комментарии юриста
  • Другие документы

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл вручил президенту ГМК «Норильский никель» В.О. Потанину орден преподобного Андрея Иконописца

Предстоятель Русской Церкви принял участие в IX Парламентских встречах в Государственной Думе

Святейший Патриарх Кирилл встретился с епископатом Православной Церкви Молдовы

В Неделю святых жен-мироносиц Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с трагедией в Казани

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф "Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви"

Из епархий Русской Церкви поступают вопросы, связанные с отчетностью православных религиозных организаций перед органами юстиции и проведением данными органами проверок их деятельности. Юридическая служба Московской Патриархии предлагает ряд рекомендаций. Статья руководителя Юридической службы Московской Патриархии инокини Ксении (Чернеги) опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (№ 4, апрель 2011).

Правовые основания отчетности религиозных организаций перед органами юстиции

Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности.

Порядок осуществления такого контроля определен ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которой:

«3. Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3.1. Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом». (Ст. 32 в приведенной редакции действует с 01.08.2009 года.)

Таким образом, религиозные организации освобождаются от обязанности предоставлять в органы юстиции документы, содержащие сведения о деятельности религиозных организаций Русской Православной Церкви, при одновременном соблюдении следующих условий:

— в число их учредителей не должны входить иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства;

— в течение года они не должны иметь поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства;

— поступления имущества и денежных средств таких религиозных организаций в течение года должны составлять до трех миллионов рублей.

Форма отчетности

Документы отчетности сдаются не позднее 15 апреля каждого года по форме, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций». С Минюстом России согласованы Рекомендации по заполнению данной формы, разосланные Управлением делами Московской Патриархии в епархии.

Последствия непредоставления документов отчетности

За однократное непредоставление документов отчетности установлен административный штраф в размере: в отношении должностных лиц — от 300 до 500 рублей; в отношении юридических лиц — от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 19.7 Кодекса об административных правонарушениях). Штраф может быть взыскан только в судебном порядке. Неоднократное (два и более раз) непредоставление документов отчетности может повлечь ликвидацию религиозной организации в судебном порядке по заявлению органа юстиции (п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Проверки деятельности религиозных организаций

В силу п. 5 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» орган юстиции вправе проводить в отношении некоммерческой, в том числе религиозной, организации проверки соответствия ее деятельности (в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества) целям, предусмотренным ее учредительными документами. Проверки проводятся с периодичностью, установленной Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и в порядке, установленном уполномоченным органом. Такой порядок определен приказом Минюста России от 31.03.2009 № 90.

Плановые проверки деятельности религиозных организаций должны проводиться не чаще одного раза в три года (п. 2 ст. 9 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

В соответствии с пп. 1, 2 п. 5 ст. 32 закона «О некоммерческих организациях» (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 № 170-ФЗ) орган юстиции при осуществлении контроля (в том числе проверок деятельности) религиозной организации не вправе запрашивать и получать у религиозной организации документы, содержащие информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозной организации, поскольку данные документы могут быть получены органом юстиции у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций. Требование органов юстиции предоставлять в ходе проверок документы, содержащие информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозной организации, неправомерно.

Позиция Минюста России, к сожалению, противоречива. Так, в письме от 06.12.2010 № 15-27515 директора департамента по делам некоммерческих организаций В.А. Титова отмечается неправомерность требований территориальных органов Минюста о предоставлении религиозными организациями налоговых деклараций и бухгалтерской финансовой отчетности. С другой стороны, согласно письму департамента от 21.10.2010 № 15-21268, в ходе проведения проверок деятельности религиозных организаций органы юстиции «вправе запросить у религиозной организации первичные финансовые документы, такие как: кассовые книги, годовые финансовые планы (сметы доходов и расходов), материалы по учету и контролю за пожертвованиями, а также отчеты об исполнении финансовых планов, документы о получении и направлении религиозной организацией в проверяемый период пожертвований и иных средств целевого использования, акты проверок ревизионных комиссий». Оба письма не являются нормативными правовыми актами и не обязательны для применения (постановление правительства России от 13.08.1997 № 1009).

Российская Федерация - это многоконфессиональная страна, поэтому актуальным вопросом и важной задачей государства является контроль за деятельностью всех религиозных организаций. Значимым моментом является то, что одним из условий предотвращения межконфессиональных противоречий, а так же этнического и религиозного экстремизма, является хорошо согласованная работа всех субъектов противодействия экстремистской деятельности, начиная с правоохранительных органов и заканчивая органами государственной власти федерального и местного уровней.

Государство в лице своих органов осуществляет контроль и надзор за деятельностью разнообразных негосударственных и религиозных организаций, в том числе и за деятельностью Русской Православной Церкви (далее - РПЦ), государственный контроль над которой имеет свои специфические особенности.

Анализируя научную литературу непосредственно по тематике «государственный контроль», можно дать целостное понятие «системе контроля». Это группа государственных органов, на которые Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами поручена обязанность по реализация тех или иных функций контроля.

С точки зрения административно-правовых норм контроль - это определенный вид обратной связи между государственным органом и субъектом, на которого направлен государственный контроль. С помощью контроля государственные органы получают необходимую информацию о состоянии исполнения принятых государственных решений.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»1выделяет следующий предмет контроля - соответствие деятельности религиозных объединений уставным целям. В этой же статье так же закреплены полномочия органов юстиции при осуществлении данной деятельности. Контроль за соответствием деятельности религиозных объединений уставным целям - это одна из наиболее важных функций Министерства юстиции РФ в области контроля за религиозными организациями.2

Рассматривая контроль как метод правоохранительной деятельности, выделяют, прежде всего, три его составляющие:

1). Проверка фактического выполнения закона, иного нормативного или индивидуального предписания, распоряжения, задания, норматива и т.д.

2). Проверка средств выполнения закона и правовых предписаний;

3). Принятие мер для оценки устранения недостатков, поощрения, наказания и т. д.

В отношении РПЦ как религиозной организации реализуется три способа правоохранительной деятельности: контроль, надзор, кон­трольно-надзорная деятельность.3

Контроль за деятельностью религиозных организаций со стороны регистрирующих органов должен осуществляться по двум направлениям:4

1). Контроль за соблюдением устава религиозной организации согласно целей ее деятельности; 2). Контроль за соблюдением устава религиозной организации согласно порядка ее деятельности.

Любая религиозная организация, в том числе и РПЦ, обязана предоставлять в орган юстиции свой отчет о деятельности религиозной организации, сведения о руководителе и составе руководящих органов религиозной организации, о расходовании религиозной организацией денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Информация о продолжении деятельности общественных объединений, религиозных организаций, региональных отделений политических партий, профессиональных союзов представляется в Управление ежегодно в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

В обязательном порядке государственный орган, осуществляющий контроль за религиозной организацией, обязан предъявить руководителю религиозной организации распоряжение о проведении проверки одновременно со служебным удостоверением уполномоченного на проведение проверки специалиста.5

В зависимости от результатов контроля за деятельностью религиозных объединений органы юстиции обязаны применить к ним те или иные меры государственного принуждения.

Вопрос о том, какие меры государственного принуждения могут быть применены к религиозным объединениям и по каким основаниям, решен в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях». К РПЦ могут быть применены следующие меры государственного принуждения:

1). Письменное предупреждение;

2). Приостановление деятельности религиозного объединения; 3). Ликвидация религиозного объединения.

1 Статья 38 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

2 Пункт 30.3 статьи 7 Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004

3 Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право, С. 211-212.

4 Пункт 2 статьи 25 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

5 Пункт 3 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

В письменном предупреждении в адрес религиозной организации органом, осуществляющим контроль за данной религиозной организацией, должны быть указаны конкретные основания для вынесения такого предупреждения. Практика применения органами юстиции письменного предупреждения показывает, что они выносятся довольно часто. Наиболее типичными нарушениями, установленными органами юстиции в деятельности подконтрольных учреждений РПЦ, являются: неинформирование органов государственного контроля об изменении сведений о религиозной организации; непредставление в установленный законодательством срок ежегодной отчетности; несоответствие печатей, штампов и бланков учреждений РПЦ требованиям законодательства (например, отсутствие полного наименования организации); и т.д.

Полное отсутствие в ходе проверок органами юстиции в отношении учреждений РПЦ фактов осуществления экстремистской деятельности - отличительная особенность РПЦ среди других религиозных организаций.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает судебный порядок приостановления деятельности религиозных объединений в случае подачи заявления в суд о приостановлении деятельности религиозного объединения после двух письменных предупреждений, при условии, если эти предупреждения не были обжалованы в суд в установленном законом порядке или не признаны судом не основанными на законе.

Деятельность религиозных объединений может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда РФ на основании заявления Генерального прокурора РФ. Основанием в данном случае служит не устранение религиозной организацией нарушений, указанных Генеральным прокурором в представлении, предоставленном руководящему органу данного религиозного объединения.

Особыми гарантиями в случае применения данной меры государственного принуждения является предельный срок приостановления деятельности религиозной организации и продолжающие свое действие некоторые права религиозного объединений, а именно: право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников; право свободно распространять информацию о своей деятельности; вносить предложения в органы государственной власти и т.д.

Так как письменное предупреждение и приостановление деятельности религиозной организации применяются органами исполнительной власти и судом в отношении организационно не подчиненных им субъектов с целью обеспечения соблюдения общеобязательных правил в сфере государственного управления за нарушение норм административного и иных отраслей права, то их относят к мерам административного принуждения.

В случае нарушения законов религиозная организация может быть ликвидирована решением суда. За последние года подобных процессов было уже немало. Как правило, одной из главных причин для ликвидации религиозных организаций было отсутствие перерегистрации. Касаемо самой РПЦ, практики ликвидации ее учреждений не сложилось. Обычно нарушения, вынесенные органами государственного контроля в отношении РПЦ, устраняются в срок.

Контролирующие органы обязаны уведомить руководителя религиозной организации РПЦ о будущей проверке. Они не имеют право вмешиваться в деятельность религиозных организаций, если не имеет место нарушение законодательства. Они обязаны уважать внутренние установления религиозных организаций. Так, не допускаются проведение проверок во время проведения богослужений, религиозных обрядов, церемоний и т.п., контролирующий орган несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за нарушение принятых норм поведения в молитвенных зданиях и помещениях РПЦ, за оскорбление религиозных чувств и убеждений граждан и т.д.

В законодательство не предусмотрено четкого алгоритма действий руководителя религиозной организации в случае выявления нарушений со стороны религиозной организации. Так же неясна мера ответственности организатора религиозного объединения, совершающего противозаконные действия. К примеру, Дозорцев П.Н. предлагает в случае совершения общественным объединением и выявлением этих деяний, наказуемых в уголовном порядке, приравнять руководителей данных общественных объединений к руководителям преступных сообществ.6

В связи с вышеуказанным можно сделать вывод, что основной целью контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти и их структурных подразделений в отношении РПЦ и других религиозных организаций - это предотвращение совершения нарушений законодательства, прав и законных интересов граждан, уставных положений и приме­нение мер ответственности в случае таких нарушений. Понимая важность государственного контроля за религиозными организациями и, в первую очередь, за РПЦ как самой крупной религиозной организацией в Российской Федерации, для решения проблем, рассмотренных в статье, необходимо внести значительные дополнения в законодательство Российской Федерации как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

6 Дозорцев П.Н. Конституционно-правовые основы свободы совести в России// Росс. Юстиция, 1999, № 2

Список литературы

1. Дозорцев П.Н. Конституционно-правовые основы свободы совести в России// Росс. Юстиция, 1999, № 2

2. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право.

3. Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004

4. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

5. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»


Религиозной организацией (РО) признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний,

обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Виды религиозных организаций

В зависимости от территориальной сферы своей деятельности религиозные организации подразделяются на:

Местные (учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией).

Централизованные (религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова "Россия", "российский" и производные от них).

Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается её учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям, установленным Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Правовое регулирование РО осуществляется Гражданским Кодексом РФ (далее – ГК РФ), ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации), ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и пр.

Так, в Законе о регистрации закреплено, что государственная регистрация РО проводится в специальном порядке. Органом, осуществляющим государственную регистрацию РО, является Министерство Юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) или его территориальные органы.

Документы, предоставляемые для государственной регистрации религиозной организации

заявление о регистрации;

список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

устав религиозной организации;

протокол учредительного собрания;

документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;

сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

документ об уплате государственной пошлины.

Вы не прошли валидацию

Порядок регистрации религиозной организации

Стадии процесса государственной регистрации религиозных организаций закреплены в положениях ст.11 ФЗ №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».

Заявление о государственной регистрации религиозной организации, рассматривается в месячный срок со дня представления документов, указанных выше. В иных случаях Минюст России (его территориальные органы), вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается Минюстом России.

На основании принятого Минюстом России или его территориальным органом решения о государственной регистрации религиозной организации и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения указанной записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации.

Минюст России или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о религиозной организации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц.

Формы религиозных объединений

Религиозные объединения могут создаваться в 2 формах:

Религиозная группа – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Здесь следует подчеркнуть, что помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Образование религиозной группы не требует государственной регистрации.

Религиозная организация – добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Следует отметить, что Правительством РФ подготовлен и в марте 2014 года внесён в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации", которым в целях совершенствования законодательства, регулирующего правовое положение, порядок создания и деятельности религиозных организаций отменяется требование о подтверждении 15-летнего срока существования религиозной группы на данной территории для ее государственной регистрации в качестве религиозной организации по причине несоответствия названного требования положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Кроме этого, в проекте закона предусматривается изменение порядка уведомления о создании религиозной группы. Такое уведомление будет представляться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере государственной регистрации религиозных организаций, а также предлагается отменить обязанность религиозных организаций ежегодно предоставлять, помимо отчета по установленной форме (статья 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях"), дублирующую информацию о продолжении своей деятельности (статья 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях").

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки - только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать - читайте далее.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Виды проверок / Свойства

Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.

Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.

по заявлению потребителей либо третьих лиц.

Основание для визитов налоговых инспекторов

Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).

отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;

если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);

обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;

нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;

обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;

отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.

Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.

Истребование документов у налогоплательщика,

Истребование документов у контрагентов,

Участие переводчика или стороннего эксперта,

Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка - проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.

Срок проведения - 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).

требование документов (информации),

получение экспертного заключения,

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

Актуальный ежегодный график планов проверок


Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.


Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

осуществляющие деятельность в социальной сфере,

сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;

субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

создают счета и договора

напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.


Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

Дата публикации: 02.04.2021

Читайте также: