Налоговая политика рф 2014

Опубликовано: 17.04.2024

Представителей общественных и профессиональных объединений озадачило полное отсутствие в основных направлениях механизмов стимулирования малого и среднего бизнеса. "К сожалению, малый бизнес последние два года у нас поддерживается по остаточному принципу", - заявил президент "ОПОРЫ России" Александр Бречалов. Президент "Деловой России" Александр Галушка высказал мнение, что сегодня в России имеет место система, которая "дестимулирует регионы и муниципалитеты развивать предпринимательство". Известны случаи, когда субъекты РФ не заявляли субсидий для малого и среднего бизнеса, лишая компании на своей территории законной поддержки.

Немало возражений вызвало общее видение минфином ситуации. Так, в направлениях говорится, что размер налоговых обязательств бизнеса в России в 2011 году соответствует среднему показателю по странам ОЭСР. "Достигнутый к настоящему времени уровень налоговой нагрузки, с одной стороны, соответствует минимальному уровню нагрузки развитых стран, с другой стороны, обеспечивает стабильную наполняемость бюджетов всех уровней", - говорится в документе. Эксперты тут же уточнили, что порядок расчета нагрузки в РФ не отражает картину целиком. "Нужно понимать, что для малого бизнеса налоги - это не только налог на прибыль и НДС, но и страховые взносы", - отметил президент "ОПОРЫ России" Александр Бречалов. Президент РСПП Александр Шохин также обратил внимание на этот недостаток документа: "Нужно считать не столько налоговую, сколько общую фискальную нагрузку".

Минфин находится в сложной ситуации, формируя направления налоговой политики. С одной стороны, очевидно, что бизнесу нужно предоставить благоприятные условия, иначе он уйдет к соседям. Как сказал в ходе слушаний министр финансов Антон Силуанов, "основная задача сегодня - добиться конкурентоспособности нашей системы". С другой стороны, необходимо увеличивать доходы бюджета, в том числе это планируется сделать за счет роста налоговых ставок, изменения правил исчисления и уплаты отдельных налогов, совершенствования налогового администрирования.

Вырасти доходы должны за счет налога на недвижимость, акцизов и НДПИ. Налогообложение недвижимого имущества физлиц и организаций будет усовершенствовано. Его планируется сделать единообразным - использовать в качестве налоговой базы кадастровую стоимость объектов недвижимости. Ставки алкогольных акцизов привяжут к экономической ситуации в стране. Акцизы на алкогольную, спиртосодержащую продукцию и пиво на 2016 год предлагается проиндексировать на 10% к уровню предыдущего года, а для остальных видов алкогольной продукции - осуществить индексацию в размере прогнозируемого уровня инфляции.

Существенные изменения предлагаются и в части обложения НДПИ. Формулу расчета ставки при добыче углеводородного сырья предлагается связать со стоимостью его корзины. Также при добыче газа горючего природного и газового конденсата предполагается применение коэффициентов к ставкам НДПИ, которые будут зависеть от условий добычи и стадии разработки месторождений. При освоении новых морских месторождений углеводородного сырья предлагается ввести ставки от 5 до 30% в зависимости от категории сложности проекта. Для твердых полезных ископаемых планируется проработать вопрос об установлении ставки НДПИ с учетом мировых цен на них. В документе уточняется, что бюджет страны по-прежнему сильно зависит от налогообложения природных ресурсов, следовательно, именно в этой области лежит большой потенциал для увеличения доходов казны.

Налоговые преференции предусмотрены для участников инвестиционных проектов, реализуемых на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия или Иркутской области. Необходимость поддержки именно дальневосточных компаний не раз подвергалась сомнению в ходе парламентских слушаний. Александр Галушка отметил, что острая потребность в налоговых льготах есть у всех начинающих бизнесменов страны, и предложил поддержать новые компании всех регионов без территориального ограничения. "Все новые инвестиции, все стартапы должны находиться в специальном налоговом режиме, в режиме налоговых каникул, он временный, но он должен быть. Такого рода каникулы - не выпадающие доходы, а бюджетные инвестиции в расширение налоговой базы", - подчеркнул он.

Ряд изменений предусмотрен в части совершенствования отчетности. Минфин прописывает в основных направлениях упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским. Нашла место в основных направлениях такая инициатива, как отнесение пропажи товаров на расходы организации. Потери предлагается учитывать в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 0,75% выручки от реализации. Перечень продукции для такого списания предлагается устанавливать в порядке, определенном правительством РФ. Также в планах минфина урегулировать еще один сложный момент налогообложения - учет бонусов и скидок. Предлагается дополнить статью 154 НК положением о том, что уменьшение стоимости товаров (работ, услуг) за счет перечисления премий не влечет за собой уменьшение цены продукции, а соответственно, и налоговой базы, за исключением случаев, специально предусмотренных договором поставки.

В завершение слушаний Антон Силуанов пообещал доработать направления с учетом замечаний и предложений. Однако большинство жалоб на слишком высокую фискальную нагрузку и, в частности, страховые взносы министр парировал замечанием: "Если мы снижаем налоги, то нужно снижать и обязательства. Здесь нужно подходить с точки зрения баланса".

АБ «Линия права» представляет краткий обзор наиболее существенных положений основных направлений налоговой политики на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг., одобренных Правительством РФ.

Совершенствование налогообложения финансовых инструментов

  1. Минфин России определился с позицией в отношении освобожденных от налогообложения до 01.01.2014 выплат по еврооблигациям: процентный доход, получаемый иностранными организациями как по еврооблигациям, так и по российским корпоративным облигациям с обязательным централизованным хранением, подлежит освобождению, при условии, что иностранная организация является бенефициарным собственником дохода и не является налоговым резидентом низконалоговых (оффшорных) юрисдикций;
  2. При совершении операций с ценными бумагами доходы (расходы) должны определяться исходя из фактической цены сделки, требование же о необходимости подтверждения рыночности применяемых цен предлагается сохранить только в отношении сделок, признаваемых контролируемыми в соответствии положениями главы НК РФ о трансфертном ценообразовании;
  3. Доходы (расходы) по операциям с обращающимися ценными бумагами и деривативами предлагается учитывать при исчислении налоговой базы по основным видам деятельности. Что касается необращающихся ценных бумаг и деривативов, то доходы (расходы) по данным операциям по-прежнему будут учитываться отдельно от операций по основным видам деятельности, но в рамках одной налоговой базы;
  4. Предлагается расширить категорию налогоплательщиков, которым предоставлено право учитывать доходы (расходы) по операциям с необращающимися ценными бумагами и деривативами при формировании единой налоговой базы по доходам от осуществления предпринимательской деятельности;
  5. Предлагается законодательно определить понятие переквалификации операций РЕПО в операции по реализации (приобретению) ценных бумаг при ненадлежащем исполнении сделки по обратному приобретению ценных бумаг и определить, что при переквалификации операции РЕПО налогоплательщик производит корректировку ранее признанных доходов и расходов по операции РЕПО в части ценных бумаг, обязательство по которым не исполнено, которая будет производиться в том отчетном периоде, в котором осуществляется переквалификация операции РЕПО;
  6. Предлагается установить предельные значения ставок процентов, в пределах которых в расходах признается сумма фактически начисленных процентов. При этом в отношении долговых обязательств, проценты по которым не превышают такое предельное значение, предлагается ограничить действие правил трансфертного ценообразования либо отменить их. Контроль же за правильностью применения ставок процентов, превышающих предельное значение, предлагается осуществлять в соответствии с действующими правилами трансфертного ценообразования.

Совершенствование налогообложения торговой деятельности

Предлагается предусмотреть условия, при соблюдении которых потери по основаниям, отличным от потерь в результате естественной убыли товаров, а также потерь, относимых на виновных лиц, признаются в составе расходов организаций, осуществляющих розничную торговлю с открытым доступом покупателей к товарам.

Соответствующие потери (недостачи) предлагается учитывать для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 0.75 процента выручки от реализации.

Комментарий ЛП:

Напомним, что в прошлом году данный вопрос был предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ. В Определении КС РФ от 24.09.2012 N 1543-О указано, что положения подп. 5 п. 2 ст. 265 НК не конкретизируют, какие именно документы могут подтвердить факт отсутствия виновных лиц при недостаче материальных ценностей, тем самым не ограничивают налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов.

Позднее появился Законопроект N 254686-6, в соответствии с которым в рамках осуществления деятельности в области розничной торговли расходы в виде выявленной по итогам инвентаризации недостачи товаров должны учитываться при налогообложении прибыли в размере, не превышающем 0.75 процента выручки от реализации.

Для учета таких расходов доля выручки от реализации товаров через секции самообслуживания должна составить не менее 70 процентов общего объема выручки от осуществления деятельности в области розничной торговли товарами; также налогоплательщик должен иметь отчет аудиторской организации о соответствии установленным требованиям организованной налогоплательщиком системы учета и контроля за использованием материально-производственных запасов и акт об итогах инвентаризации, содержащий сведения о размере выявленной недостачи товаров.

В то же время 10.06.2013 Комитет Госдумы по бюджету и налогам предложил отклонить соответствующий законопроект.

Распределение внутригрупповых затрат (Cost sharing)

На основе положений, разработанных ОЭСР[1], предлагается предусмотреть механизм признания расходов, распределяемых в рамках международной группы компаний.

Совершенствование налогообложения недвижимого имущества организаций

Предлагается ввести региональный налог на недвижимое имущество организаций, в качестве налоговой базы предлагается определить кадастровую стоимость объектов недвижимости.

Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций

  1. Планируется продолжить работу над законопроектом о контролируемых иностранных компаниях и конечных получателях дохода (бенефициарных собственниках).

Комментарий ЛП:

Напомним, что в настоящее время ОЭСР ведется работа по уточнению ряда положений Комментариев к Модельной конвенции, по результатам которой должно быть дано новое определение понятию бенефициарный собственник. Новая редакция Комментариев должна появиться в 2014 г;

  1. Планируется также разработка Типового межправительственного соглашения об обмене налоговой информацией с низконалоговыми (оффшорными) юрисдикциями и проведение переговоров о заключении таких соглашений с соответствующими юрисдикциями. Типовое соглашение должно предусматривать возможность участия российских налоговых органов в налоговых проверках за рубежом, аналогичная возможность должна быть предоставлена представителям налоговых органов иностранных юрисдикций на взаимной основе;
  2. Предполагается ввести в НК РФ понятие налогового резидентства организаций;
  3. Предполагается внести изменения в законодательство, направленные на урегулирование порядка налогообложения доходов от продажи акций (долей) организаций, активы которых более чем на 50% представлены недвижимым имуществом, расположенным в РФ

Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование

В отношении большинства плательщиков предполагается продление до 2016 г. применения тарифа страховых взносов в размере 30 процентов. Также будет происходить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф.

Совершенствование налогового администрирования

  1. Предлагается унифицировать порядок применения вычетов по НДС в отношении экспорта и внутреннего рынка;
  2. Предлагается изменить для целей НДС порядок определения места реализации телекоммуникационных услуг. Согласно планируемым изменениям местом реализации услуг, в частности, по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи, будет место осуществления деятельности их покупателя, а не продавца, как установлено в настоящее время;
  3. Предлагается расширить полномочия налоговых органов при проведении камеральных проверок деклараций по налогу на прибыль, в которых заявлены убытки, а также уточненных деклараций по НДС, в которых указаны суммы налогов в размерах меньших, чем ранее заявленные;
  4. При проведении камеральной проверки уточненной налоговой декларации, представленной по истечении двух лет с даты представления первичной декларации, в которой уменьшена сумма заявленного налога, налоговому органу предлагается предоставить право истребовать у налогоплательщика первичные документы, подтверждающие обоснованность такого уменьшения;
  5. Предлагается уточнить положения налогового законодательства об учете в налоговых органах управляющих компаний ЗПИФ, организаций - ответственных участников консолидированных групп налогоплательщиков;
  6. Для обеспечения единообразного толкования норм НК РФ в отношении вычетов НДС по расходам, принимаемым для целей налогообложения по нормативам (расходы на рекламу, расходы на содержание вахтовых и временных поселков и др.), предлагается внести соответствующие изменения в нормы о вычетах НДС.

[1] См. Chapter 8 “Cost Contribution Arrangements” of OECD Transfer Pricing Guidelines.

Библиографическая ссылка на статью:
Куликова Н.Н. Основные направления налоговой политики на 2014 – 2016 годы и их отражение в развитие предпринимательской деятельности // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/02/6848 (дата обращения: 13.04.2021).

Предпринимательская деятельность в рыночной экономике – является важнейшим внутренним источником развития национальной экономики. Одним из основных внешних факторов, влияющих на степень развития предпринимательской деятельности является государственная налоговая политика. Несовершенство налоговой политики страны нарушают систему дохо­дов бюджета, ухудшают инвестиционную привлекательность, затрудняют инновационное развитие. В этой связи основной за­дачей становится создание прозрачной, стабильной и простой налоговой системы.

Приоритетным направлением современной налоговой политики является реализация мер, направленных на увеличение налогового потенциала предпринимательских структур, повышение уровня собираемости налогов и сборов, дальнейшее снижение масштабов уклонения от уплаты налогов. Следует принимать во внимание, что налоговая политика государства, с одной стороны, должна быть направлена на противодействие негативным последствиям кризиса, а с другой – на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста предприятий. [2, с. 86].

В настоящее время в России продолжается реформирование налоговой системы. Правительством России 30 мая 2013 года одобрена налоговая политика РФ на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов. Несмотря на то, что основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой базу для подготовки федеральными органами исполнительной власти изменений в законодательство о налогах и сборах, соответствующих предусмотренным в нем положениям, и внесения их в Правительство Российской Федерации.

При разработке мер в области налоговой политики, которые предполагается реализовать в 2014 – 2016 годах, будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных в предыдущие годы, а именно создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. [6]

Проект основных направлений налоговой политики 2014-2016 годов для малого бизнеса содержит множество примечательных новаций. Рассмотрим некоторые из них:

1. Совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства. Так с ведением 1 января 2013 года патентной системы налогообложения в Налоговом кодексе появилась новая глава 26.5 «Патентная система налогообложения». В периоде 2014-2016 годов будет продолжена реализация задач, предусмотренных в предыдущих периодах: Мониторинг налоговой нагрузки на предпринимателей, перешедших на патентную систему, с целью определения оптимального размера потенциально возможного к получению дохода. Проработка дополнительного перечня видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам населению, не указанных в главе 26 «Патентная система налогообложения», в отношении которых целесообразно введение данной системы налогообложения.

Для определения максимального возможного дохода компании находящийся на упрощенной системе налогообложения (патенте) и рассчитать ЕНВД необходимо применять новые коэффициенты-дефляторы на 2014 год. Их значения составят: 1,067 – для расчета размера доходов при упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения и 1,672 – для определения налоговой базы по ЕНВД. (Приказом Минэкономразвития России от 07.11.2013 N 652). Отмечу, что на 2013 год был утвержден коэффициент-дефлятор в размере, равном 1.

Что касается ЕНВД, то здесь предлагается с 2013 года установить добровольный переход на него. Налогоплательщики могут добровольно перейти на этот специальный режим при соблюдении установленных ограничений. В связи с этим утративший право на применение ЕНВД налогоплательщик не обязан возвращаться к ЕНВД с начала квартала, следующего за тем, в котором устранены несоответствия . [2, п. 1 ст. 346.28 НК РФ]

Налогоплательщики, пожелавшие перейти на уплату ЕНВД, должны встать на учет в налоговом органе, подав заявление в установленной форме в течение пяти дней со дня начала применения ЕНВД. Заявление о снятии с учета с 2013 г. необходимо будет подавать не только в случае прекращения деятельности, облагаемой ЕНВД, но и при переходе на иной режим налогообложения, а также при нарушении требований, установленных НК РФ.[2, пункт 2.2 статьи 346.26 НК РФ]

Постепенно ЕНВД будет отменен и уже к 2018 году его полностью заменит патентная система. Многие финансовые аналитики неоднократно высказывались в прессе о возможных массовых недовольствах резкой отменой ЕНВД со стороны предпринимателей. По данным ФНС России количество налогоплательщиком, применяющих ЕНВД в России, увеличивается с каждым годом. Возможность выбора применения ЕНВД либо иного режима налогообложения создаст всем налогоплательщикам благоприятные условия для дальнейшего развития бизнеса. В настоящее время законопроект отправлен на доработку. [6].

2. Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом так же планируется осуществить в ближайшие годы.

Упрощение налогового учета предлагается осуществлять путем выявления и корректировки норм налогообложения прибыли организаций, вызывающих сложности при ведении учета, а также ограничивающих возможности использования одинаковых правил налогового и бухгалтерского учета, при сохранении действующего подхода к определению налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В целях реализации указанных мероприятий Минфином России в 2014 году будет подготовлен проект федерального закона предусматривающий, в частности:

- уточнение методов списания в расходы стоимости материально-производственных запасов в целях налогообложения прибыли организаций для обеспечения возможности ведения единого учета таких запасов в бухгалтерском и налоговом учете;

- возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики;

- принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения такого имущества;

- признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования;

- изменение в налоговом учете порядка переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, а также учета доходов и расходов в виде суммовых разниц.

3. Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование так же потерпят ряд изменений. Предполагается продление до 2016 года применения тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2013 года – в отношении большинства плательщиков – 30 процентов и неперсонифицированного тарифа – 10 процентов сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, ставка составит 20 процентов.

В 2014 если доходы ИП за год составят менее 300 000 руб., то страховые взносы будут исчисляться исходя из МРОТ и составят 20 727,53 руб. : в ПФР – 17 328,48 руб. (5554 руб. × 26% × 12 мес.);

в ФФОМС – 3399,05 (5554 руб. × 5,1% × 12 мес.).

Если же доход превысит 300 000 руб., то индивидуальный предприниматель также заплатит 1 процент с суммы превышения. При этом установлен максимальный размер страховых взносов, который не может превышать:8 МРОТх26% х12 месяцев.[7]

Согласно новому закону, у предпринимателей появится возможность уменьшить налог на сумму размера страховых взносов. Но уже сейчас следует обратить внимание, что новая привилегия станет доступна только тем ИП, которые используют режим налогообложения ЕНВД и УСН.

При этом условия остались неизменными – при использовании ЕНВД, предприниматели без работников имеют право уменьшить налог на полную сумму взноса, а ИП с работниками смогут уменьшить налог не более чем на 50% за взносы, внесенные за работников. Если же используется УСН, в предпринимательстве без работников можно будет уменьшить налог на полную сумму взносов, а в ИП с работниками уменьшение составит только 50%.[4]

Как и прежде, уменьшение налога можно производить только на те взносы, которые были оплачены в том же периоде, в котором рассчитывается налог. Несмотря на то, что нововведения еще не вступили в силу, уже заметно, что они могут быть выгодны только ИП с малыми доходами, в то время как для предпринимателей со значительными доходами условия содержания ИП только ужесточились.

4. Совершенствование налогообложения торговой деятельности

В Кодексе следует предусмотреть условия, при соблюдении которых потери по основаниям, отличным от потерь в результате естественной убыли товаров, а также потерь, относимых на виновных лиц, признаются в составе расходов организаций, осуществляющих розничную торговлю с открытым доступом покупателей к товарам.

Во-первых, налогоплательщиком должна быть организована система учета и контроля за использованием материально-производственных запасов, соответствие которой установленным требованиям должно быть подтверждено аудиторской организацией.

Во-вторых, акт инвентаризации о выявленных недостачах должен подтверждаться аудитором, включенным в состав инвентаризационной комиссии.

Потери (недостачи) предлагается учитывать в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 0,75 процента выручки от реализации.

Перечень продукции, недостача которой может быть учтена при налогообложении прибыли в соответствии с предлагаемым порядком, предлагается устанавливать в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Учет товарных потерь для целей налогообложения прибыли в размере, определяемом как процентная доля выручки от реализации, широко применяется за рубежом (в Германии, Великобритании, США и др.). Возможность учета для целей налогообложения убытков от товарных потерь соответствует мировому опыту, позволит снизить издержки торговых организаций, и тем самым улучшить инвестиционный климат в розничной торговле, что позитивно повлияет на уровень потребления. [5]

Дальнейшее совершенствование налоговой политики должно реализовываться в направлении настройки существующей системы налогообложения. Тем самым это приведет: к оздоровлению экономики предприятий-налогоплательщиков, стабилизации их финансового состояния, стимулиро­ванию инвестиций в обновление и развитие собственной производственной базы, а также осуществлению налогоплательщиками разумной ценовой политики и формированию благоприятных ус­ловия для реструктуризации задолженности по налоговым пла­тежам (с более приемлемым порядком возможного списания на­копленных пеней), сокращения теневой экономики и т.д. Все это резервы значительного увели­чения стимулирующей функции налоговой политики, а, следова­тельно, и заметного роста предпринимательской активности.

Библиографический список

  1. Бочарова, О.Н. – Государственная поддержка предпринимательской деятельности: Монография/ Бочарова, О.Н.// Тамбов: ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. С. 117-129.
  2. Налоговый кодекс РФ [федер. закон N 117-ФЗ от 05.08.2000. Часть 2 [принят ГД ФС РФ 19.07.2000, действующая редакция от 01.10.2013].
  3. Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”
  4. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 28.12.2013) “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”
  5. Экономика и жизнь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eg-online.ru/information/210304/
  6. Российская газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru
  7. Справочно-правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  8. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. nalog.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

В середине текущего десятилетия экономика России оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития, обнажающие проблемные ее элементы. На протяжении многих десятилетий налоговые поступления составляли большую часть до ходны х статей бюджета страны, задавая и предопределяя основные тенденции проведения налоговой политики государства. Поэтому вопросы, связанные с оптимизацией налоговой нагрузки и поддержанием инвестиционной активности остается весьма актуальными и в настоящее время.

Среди основных опасных явлений, составляющих основную угрозу отечественной экономики, можно выделить усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления и поддержки инноваций.

Особенность пере хо да к инновационному социально ориентированному типу экономического развития состоит в том, что России предстоит не только решать задачи догоняющего развития, но одновременно двигаться с опережением. При этом в условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и сбалансированному развитию, не обеспечивая необхо димое развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества. Это невозможно без эффективного функционирования развитой системы финансовых институтов, адаптированной к потребностям инновационной экономики.

Поскольку ранее нами был затронут вопрос об эффективности проведения налоговой политики России, необхо димо перейти к основному документу, определяющие ее основные тенденции. В качестве такого выступят Основные направления налоговой политики РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Анализ основных положений данного документа позволяет сделать следующие выводы. Так, в указанный период приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются концептуально постоянными, как и ранее. Среди которых создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе, за нимает особое значение. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необ хо димость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.

Одним из приоритетных направлений Концепции долгосрочного социально -экономического развития РФ до 2020 года является усиление стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном устойчивом выполнении фискальной функции. При этом, как подчеркивается в документе, создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику, возможно только при наличии самостоятельных экономических институтов, способных стать опорными точками развития инновационной экономики с ярко выраженной инвестиционной направленностью [1].

Необходимо отметить, что значительное количество изменений в налоговом законодательстве приурочено к созданию в России Международного финансового центра. В целях стимулирования инвестиционной деятельности будет изменен порядок уплаты налогов на финансовых рынках. В частности, планируется снизить контроль за ставками по банковским кредитам, привлекаемым предприятиями. Такое изменение представляет наибольший интерес, поскольку количество потенциальных заемщиков значительно превышает количество потенциальных инвесторов.

В условиях становления международных экономических связей современная банковская система становится ведущей сферой национального хо зяйства любого развитого государства. Она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции, а также банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Необ ходимо отметить, что современная банковская система предлагает широкий спектр услуг своим клиентам – от традиционных депозитно -ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, среди которых лизинг, факторинг, траст.

В настоящее время невозможно представить нашу повседневную жизнь без банков. Они обеспечивают жизнедеятельность экономики, оставаясь при этом не на виду у широких масс. Однако нельзя забывать и тот факт, что и в процессе функционирования банковских структур возникают проблемы, акцентирующие наше внимание на потребности и затруднения, которые надо обеспечивать и решать. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры – одна из важнейших и чрезвычайно сложных задач, стоящих перед современной Россией. Только таким путем можно создать благоприятные условия для развития и деятельности банковской системы – необ ходимого компонента для эффективной деятельности рыночных ме ханизмов. Нельзя не отметить также, что в рамках развитых товарных и финансовых рынков структура банковской системы резко усложняется. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные учреждения, инструменты и методы обслуживания клиентуры.

Итак, мы указали, что банк – кредитная организация. Последняя в качестве своей основной цели деятельности признает извлечение прибыли. Однако, по нашему мнению, здесь и заложен основной пласт непонимания между кредитором и заемщиком, поскольку банки не провозглашают в качестве приоритетов - общественные выгоды. Непонимание в своей более острой форме приводит к дефициту доверия. [2]

Поскольку мы обратились к понятию расширенного воспроизводства в отношении банков. Считаем необхо димым уточнить его. В хозяйс твенной жизни воспроизводство (англ. reproduction) — непрерывно продолжающийся (незату хающий, бесконечно повторяемый) процесс производства благ, по ходу которого возобновляются (воспроизводятся) и жизненные средства, и их производители (человек как потребитель и как рабочая сила), и производственные отношения между участниками этого общественного процесса 1.

На наш взгляд, именно количественный аспект, выступающий в качестве критерия классификац ии воспроизводства, может четко выстроить логическую цепочку наших суждений:

-простое воспроизводство (англ. simple reproduction) — возобновляющееся в неизменном объѐме;

-расширенное воспроизводство (англ. e xpanded reproduction) — возобновляющееся в возрастающем объѐме.

В данном случае нас интересуют именно характеристики возобновляющегося и возрастающего объема кредитов - «e xpanded reproduction of credit» -, а именно «кредитной экспансии». Поэтому приемлемым считаем привести весь спектр операций, которые банки могут осуществлять, дабы обеспечить оптимальный приток денег в экономику. Итак, к таковым можно отнести:

- привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

- размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

- осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание

физических и юридических лиц;

- купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

- привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

- выдача банковских гарантий;

- осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов). 2

2 См. ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" с изм. от 6 декабря 2011 г.

Именно эти законодательно утвержденные права банков дают плодотворную почву кредитной экспансии, что в последующем позволит не только беспрепятственно развиваться банкам, но и полноценно выполнять ими свою инвестиционную функцию, что будет содействовать становлению социально -ориентированной инновационной экономики.

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662 -р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»

2. Кошко О.В., Олешева Е.Е. Теория денег: от «денежного хаоса» к всеобщему доверию. Монография. – Вологда: ВоГТУ. – 2012. – 190 с.

  • Операционная работа и международные операции
    • Денежные переводы
      • Переводы в рублях
      • Переводы в иностранной валюте
      • Электронные денежные переводы
      • Платежные карты
      • Безопасность денежных переводов
    • Документарные операции
      • Расчеты по аккредитивам
      • Банковские гарантии
      • Расчеты инкассовыми поручениями и чеками
      • Торговое финансирование
      • Риски документарных операций
    • Валютный контроль
      • Валютный контроль за операциями физлиц
      • Валютный контроль за операциями юрлиц
      • Нарушение валютного законодательства
    • Журналы по расчетам и операционной работе
    • Методические пособия (Операционная работа и международные операции)
    • Статьи из пособий (Операционная работа и международные операции
  • Риск-менеджмент
    • Риски портфелей (продуктов)
      • Риски розничного портфеля
      • Риски корпоративного портфеля
      • Риски портфеля ценных бумаг
      • Риски платежных систем
    • Виды рисков
      • Кредитный риск
      • Рыночный риск
      • Риск ликвидности
      • Операционный риск
      • Нефинансовые риски
    • Журналы по управлению рисками
    • Методические пособия (Риск-менеджмент)
    • Статьи из пособий (Риск-менеджмент)
  • Банковское кредитование и ритейл
    • Розничные продукты
      • Розничные кредиты
      • Банковские карты
      • Наличность и чеки
      • Вклады и драгметаллы
      • Микрофинансирование
      • Private Banking
    • Розничные технологии
      • Технологии продаж
      • Мобильный банкинг
      • Интернет банкинг
      • Платежные терминалы и банкоматы
    • Бизнес-процессы
      • Взаимодействие с контрагентами
      • Обслуживание клиентов
      • Персонал и кадры
    • Кредитный анализ
      • Оценка финансового состояния заемщика
      • Отраслевой анализ
      • Оценка риска заемщика
      • Лимиты кредитования
      • Формирование резервов
      • Оценка кредитного портфеля
    • Кредитные продукты
      • Корпоративные кредиты
      • Кредиты МСБ
      • Кредиты физлицам
      • Долгосрочное финансирование
      • Синдицированное кредитование
    • Обеспечение кредита
      • Залог
      • Гарантия
      • Поручительство
    • Обслуживание кредита
      • Мониторинг выданных кредитов
      • Внесудебное взыскание просроченной задолженности
      • Судебное взыскание просроченной задолженности
      • Кредитное мошенничество
    • Журналы по кредитованию и рознице
    • Методические пособия (Банковское кредитование и ритейл)
    • Статьи из пособий (Банковское кредитование и ритейл)
  • Внутренний контроль, аудит и комплаенс
    • Внутренний контроль и аудит
      • Аудит бизнес-процессов
      • Аудит банковских операций
      • Контроль банковских рисков
      • Контроль за банковскими рисками
      • Обеспечение непрерывности банковской деятельности
    • Финансовый мониторинг
      • Идентификация клиентов и выгодоприобретателей
      • Выявление подозрительных операций
      • Риск вовлечения банка в процессы легализации ПД/ФТ
    • Информационная безопасность
      • Безопасность персональных данных
      • Защита от угроз
      • Риски электронного банкинга
    • Комплаенс - контроль
      • Договорная политика
      • Финансовый контроль
      • Налоговый риск
    • Журналы по внутреннему контролю, аудиту и комплаенс
    • Методические пособия (Внутренний контроль & комплаенс)
    • Статьи из пособий (Внутренний контроль & комплаенс)
  • Бухучет и налогообложение
    • Бухучет и отчетность
      • Организация бухучета и документооборот
      • Порядок учета банковских операций
      • Отчетность по РПБУ
    • Налогообложение
      • Налог на прибыль
      • Налог на добавленную стоимость
      • Налог на доходы физических лиц
      • Имущественные налоги
      • Трансфертное ценообразование
      • Налоговая отчетность
    • Международная отчетность
      • Международные стандарты отчетности
      • Трансформация отчетности
      • Раскрытие информации
      • Аудит международной отчетности
    • Журналы по бухучету и налогобложению
    • Методические пособия (Бухучет и налогообложение)
    • Статьи из пособий (Бухучет и налогообложение)
  • Юридическая работа
    • Правовое регулирование деятельности банка
      • Банковский надзор
      • Правоотношения с контрагентами
      • Административная ответственность
    • Юридическое сопровождение банковских операций
      • Кредитные договоры
      • Обеспечение сделок
      • Уступка прав требования
      • Ценные бумаги; вклады и депозиты
      • Переводы и документарные операции
    • Арбитражная практика
      • Взыскание просроченной и проблемной задолженности
      • Обращение взыскания на залоги
      • Банкротство и исполнительное производство
      • Банковский счет и комиссии
      • Налоговые споры
    • Журналы по юридической работе
    • Методические пособия (Юридическая работа)
    • Статьи из пособий (Юридическая работа)
  • Управление банком
    • Управление капиталом банка
      • Регулирование и надзор (БКБН + ЦБ РФ)
      • Управление банковскими рисками
      • Финансовый анализ
      • Слияния и поглощения
    • Стратегический менеджмент
      • Стратегическое планирование
      • Управление качеством
      • Построение и развитие филиальной сети
      • Инвестиционный банкинг
    • Корпоративное управление
      • Взаимодействие с учредителями и акционерами
      • Финансовое планирование
      • Управление персоналом
    • Журналы по вопросам управления
    • Методические пособия (Управление банком)
    • Статьи из пособий (Управление банком)


Налоговая политика РФ на 2014–2016 годы применительно к банкам версия для печати


Вадим Макаров Генеральный директор, «Центр перспективных инвестиционных технологий» (ЗАО)

Проанализируем итоги реализации налоговой политики Российской Федерации и планы на 2014–2016 годы с точки зрения банковского налогообложения. Проект «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» одобрен правительством РФ 30 мая 2013 года и опубликован на сайте Минфина России[1]. Рассмотрим, к чему готовиться банкам в ближайшие годы.

В проекте «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее — Проект) подведены итоги изменений налогового законодательства за 2012–2013 гг. и определены планы на будущие периоды. Уже сейчас можно проанализировать предполагаемые изменения с целью планирования расходов банка как в части налоговых обязательств, так и в части административных затрат на приведение учета в соответствие с новыми нормами законодательства.

Читайте также: