Налоговая открытые данные по компаниям

Опубликовано: 16.04.2024

Поправки к закону вступили в силу

Налоговая сможет получить от банка больше информации, но только по запросу

Налоговая сможет получить от банка больше информации, но только по запросу

Фото: Роман Данилкин / 63.RU

С сегодняшнего дня в силу вступают поправки к Налоговому кодексу, которые заранее успели всех взбудоражить. Много говорилось о том, что у ФНС стало больше доступа к банковской тайне, а делиться тайнами (особенно банковскими) мало кому захочется. Мы разобрались, что именно поменялось и какую информацию налоговая теперь может получить.

Что произошло?

В феврале Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации. Среди прочего изменения вносятся в статью 86, которая регламентирует обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля. В ней появляется подпункт 2.1, обязующий банки по запросу в течение трех дней делиться с налоговой дополнительной информацией.

Что теперь будет знать налоговая?

На самом деле ФНС и так получала много информации — банки обязаны сообщать налоговикам об открытии или о закрытии счетов, вкладов, изменении реквизитов и многом другом. Изменения дают налоговой возможность узнать информацию не только о том, на кого счет открыт, но и о том, кто пользуется им по доверенности. По запросу банк должен предоставить копии паспортов лиц, имеющих доступ к деньгам на счете, доверенности, договор на открытие счета и использование интернет-банка, карточки с образцами подписей и оттиска печати, а также информацию о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях и представителях клиента.

Данные могут узнать в любой момент?

Нет, информация предоставляется по запросу. Законом предусмотрен конкретный список ситуаций, когда ФНС может затребовать информацию у банка. Например, основанием для запроса про организацию или ИП может стать налоговая проверка, истребование документов, решение о взыскании налога, приостановлении операций или отмене приостановления. Данными физлица могут поинтересоваться при согласии руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя, а также при проведении налоговой проверки либо истребовании у него документов. И, наконец, данные могут потребовать на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами.

Зачем это нужно?

В ФНС объясняют, что изменения «вводятся для повышения эффективности риск-ориентированного подхода при проведении налогового контроля и предотвращения ущерба от недобросовестных налогоплательщиков, применяющих различные схемы для ухода от налогов». Если совсем просто: налоговая сможет увидеть всех аффилированных лиц, а не только номинальных директоров компаний или владельцев счета.

— Раньше налоговая видела компанию и директора, а кто совершал операции, было непонятно, потому что это уже были внутренние документы, — объясняет экономист Максим Марамыгин. — В налоговую документы уходили за подписью директора. Сейчас они могут посмотреть, кто помимо директора имеет доступ к счету, хотя формально никак не числится.

— Эти нововведения — первый шаг по выводу из тени физических лиц. По юридическим лицам и ИП налоговая и так может получить достаточный объем информации, и всем было понятно, что попытка пролить свет на финансовые отношения рано или поздно доберется и до «физиков», — объясняет Денис Валдеев, юрист компании «Бенефактум». — У принятого закона свои цели: во-первых, преследование обналичивания денег. Во-вторых, тот же 115-й закон о легализации денежных средств, полученных преступным путем. Сейчас достаточно большой объем граждан, которые не имеют официального заработка, налоги не отчисляют, при этом по их счетам бегают огромные денежные суммы. Соответственно, у налоговой задача номер один — обложить эти доходы налогом.

Но принятый закон эту задачу полностью не решает, уверен эксперт: с одной стороны, ФНС получит больше информации о счете и его владельцах, с другой стороны, в законе прописан механизм, по которому информация предоставляется только в рамках камеральных проверок и только по согласованию с вышестоящим налоговым органом.

— Этот механизм частично является защитным от злоупотреблений налоговиками. Но принятый закон — это только первый шаг, ФНС однозначно будет добиваться того, чтобы все денежные операции в стране были прозрачными, — отмечает юрист.

1 августа ФНС опубликовала в открытом доступе больше информации о компаниях. Планировалось, что это будет сервис, который поможет проверять контрагентов, его будет удобно использовать, всем наступит цифровая экономика. В реальности это оказался не сервис, а какой-то программный код. Но все равно налоговая тайна больше не тайна, данные опубликованы, их можно использовать и узнавать о вас то, что раньше было нельзя.

Вот как это работает и что теперь будет известно всем.

Кому нужна информация о чужом бизнесе?

Информация о юрлицах нужна компаниям, которые должны проверять своих контрагентов на порядочность. Например, если производитель закупает сырье у поставщика, он должен этого поставщика проверить: не однодневка ли это, занимается ли он хозяйственной деятельностью, платит ли налоги, есть ли у него имущество и сотрудники, чтобы выполнить контракт. Если этого не сделать, у налоговой могут возникнуть вопросы уже к производителю: а не занимается ли он сам обналом или уходом от налогов?

Раньше контрагентов тоже проверяли: смотрели, кто директор, нет ли судебных споров, где фирма зарегистрирована, действительна ли ее регистрация, сдает ли она отчетность. Теперь ФНС опубликовала большую порцию новых данных. А скоро опубликует еще больше.

Опубликованы данные только о юридических лицах. Эта же информация об индивидуальных предпринимателях в открытом доступе появляться не будет (по крайней мере, пока).

С какой стати ФНС раскрывает налоговую тайну?

Опубликованные сведения — уже давно не налоговая тайна. Их исключили из списка данных, которые знает только налоговая и не может никому рассказывать.

Например, долги по налогам и штрафам — это не налоговая тайна. И сумма страховых взносов, и за что именно вас штрафовали, и налоги, которые вы платите в бюджет. Все это по закону не тайна, а скоро будет опубликовано в открытом доступе.

Перечень исключений, которые не являются налоговой тайной, есть в ст. 102 НК РФ . Вы можете проверять эти данные по своим партнерам, а они — по вам.

Какие данные о компаниях раскрыла налоговая?

С 1 августа 2018 года опубликовали такую информацию.

Сведения о среднесписочной численности. Теперь кто угодно может узнать, сколько человек официально работает в любой компании. Ваш партнер может узнать, сколько человек трудоустроено у вас, а вы можете проверить партнера. Вдруг у него в офисе сидит двадцать человек, причем десять из них принимают от вас деньги, а по отчетам проходит только двое? Кто тогда эти остальные люди?

Или вы работаете с транспортной компанией, но, по данным налоговой, у нее в штате два человека с зарплатой по 10 тысяч рублей. Когда налоговая будет проверять ваш бизнес, она спросит, что это за партнер такой, который выдает вам счета-фактуры на транспортные услуги? И почему вы не задались таким вопросом? Может быть, никаких транспортных услуг и не было вовсе?

На самом деле водители в этой компании могут работать как ИП или физлица по договорам подряда. Но вопрос налоговая все равно задаст. Лучше заранее проверять своих партнеров и работать с теми, кто не вызывает подозрений. Но так же будут проверять и вас. Сведения о среднесписочной численности должны сдавать все компании.

Сведения об участии в консолидированной группе налогоплательщиков. Это касается только крупных компаний с миллиардными оборотами. Консолидированная группа — это когда несколько фирм объединяются и вместе платят налог на прибыль, потому что связаны между собой. Если у вас нет каких-то взаимозависимых фирм, с которыми вы вместе получаете 100 млрд рублей в год, то ничего такого ваши партнеры не узнают.

Сведения о спецрежимах. Можно проверить, применяет ли фирма спецрежим. Это пригодится для проверки выставленного НДС .

Еще эти данные подходят для самопроверки. Например, если вы на спецрежиме и подали в налоговую уведомление еще при регистрации, то в ответ налоговая ничего не выдает. А потом вам присылают запрос: почему это вы не подаете декларацию по НДС .

Выясняется, что налоговая не знает, что вы на спецрежиме, и ждет от вас налоги и отчеты по полной программе. Чтобы разобраться, нужно поднимать документы, хотя второго экземпляра с отметкой может не быть. Еще бывает, что фирму вам регистрирует бухгалтерская компания или юрист. Они говорят, что все зарегистрировали и подали уведомление о переходе на спецрежим. А потом оказывается, что на упрощенку вас не перевели.

Чтобы заранее узнать о спецрежиме, можно использовать открытые данные налоговой. Хотя есть, конечно, и другие способы.

Это все, что рассказала налоговая?

Да, пока это все. Публикация данных в открытом доступе делится на три этапа:

  1. 1 августа — то, что уже опубликовали.
  2. 1 октября — сведения о доходах и расходах из бухгалтерской отчетности, суммы уплаченных налогов и взносов.
  3. 1 декабря — информация о нарушениях, долгах по налогам, пеням и штрафам. А через год опубликуют долги и по страховым взносам.

Значит, надо быстрее оплачивать долги и оформлять сотрудников?

Тут не все так просто. Налоговая раскрывает данные не в реальном времени. По приказу ФНС , данные актуальны не на день публикации или запроса, а на конкретную дату. Причем эта дата может быть даже в прошлом году.

Компании смогут

Под "раскрытие" в этом году попадут большинство организаций. Однако структуры, которые входят в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса или относятся к категории крупнейших налогоплательщиков, станут "прозрачными" лишь в 2020 году.

Режим налоговой тайны с информации о компаниях, которой располагает фискальное ведомство, был снят поправками в Налоговый кодекс РФ в 2016 году. Федеральной налоговой службе предстояло утвердить сроки и период размещения данных, а затем начать их публиковать.

Фото: depositphotos.com

Фото: depositphotos.com

В общем доступе - на сайте ФНС в разделе "Открытые данные" - появятся сведения бухгалтерской и налоговой отчетности компаний. Как пояснили "РГ" в налоговой службе, публикация этой информации позволит бизнесу проверять партнеров на добросовестность. Фискальное ведомство также рассчитывает на снижение числа организаций, уклоняющихся от налогообложения. Полезными сведения могут оказаться и гражданам, ищущим работу. Они смогут оценить репутацию потенциального работодателя.

На первом этапе - 1 августа - будут обнародованы сведения о специальных налоговых режимах, применяемых организациями, об участии в консолидированной группе налогоплательщиков, о среднесписочной численности работников. Далее информация будет размещаться по следующему графику: с 1 октября 2018 года - данные об уплаченных налогах (сборах, взносах) и о суммах доходов и расходов по сведениям бухгалтерской (финансовой) отчетности, с 1 декабря - информация о недоимках по налогам, пеням и штрафам, а также о правонарушениях и мерах ответственности за них.

Также 1 декабря 2018 года состоится первая публикация информации о налоговых нарушениях, решения о привлечении к ответственности за которые вступили в силу со 2 июня 2016 года по 31 декабря 2017 года, но лишь в случае, если компания не уплатила штраф до 1 октября 2018 года.

Первого декабря 2019 года появятся первые сведения о недоимках по страховым взносам.

Первоначально старт публикации данных в этом году был запланирован на 1 июля. Однако в итоге ее отложили на месяц. В налоговой службе это объяснили большим количеством обращений со стороны компаний. Они просили дать им дополнительное время для проведения сверки предназначенной для раскрытия информации с налоговыми органами, и такое решение было принято.

Эксперты в целом оценивают старт публикации сведений о компаниях в открытом доступе положительно.

"Информация, которую раскроет налоговая служба, позволит организациям делать обоснованные выводы о возможностях контрагентов исполнить обязательство по сделке. Как следствие, это даст возможность безопасно производить налоговый вычет суммы НДС и учитывать в расходах суммы, уплаченные по такой сделке", - комментирует Антон Зыков, партнер, руководитель практики разрешения налоговых споров "Делойт" СНГ.

Если контрагент по договору обязан осуществить масштабные строительно-монтажные работы, сведения о том, что в его штате числится лишь несколько человек, могут заставить разумно усомниться в возможности контрагента исполнить обязательство по сделке или, как минимум, поднять перед контрагентом вопрос о том, какими силами он планирует исполнить сделку, приводит пример Зыков.

Сопоставление суммы уплаченных налогов и доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности покажет масштаб деятельности контрагента, а также его финансовую и деловую состоятельность, уточняет партнер "Делойт" СНГ. "В целом, публикация сведений может помочь налогоплательщику принять обоснованное решение о заключении договора с контрагентом как с налоговой, так и с коммерческой точки зрения", - резюмирует Зыков.

Компании смогут оперативно получать информацию об исполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств. Это облегчит принятие управленческих решений: работать с той или иной организацией или нет, согласен Евгений Панкратов, старший консультант налоговой практики О2 Consulting. "При возникновении налогового спора налогоплательщик сможет в той или иной степени апеллировать к показателям, выгруженным с сайта налоговой службы, для доказывания того, что контрагент имел все ресурсы, необходимые для исполнения контракта", - добавляет Панкратов.

Партнер Paragon Advice Group Александр Захаров, однако, усматривает в публикации данных о компаниях определенные риски. "Тот объем информации, который был выведен за пределы защиты налоговой тайной и появится в открытом доступе, может стать губительным для многих добросовестных юрлиц, поскольку к ним могут проявить интерес криминальные и близкие к ним элементы", - отмечает Захаров.

Поправки к закону вступили в силу

Налоговая сможет получить от банка больше информации, но только по запросу

Налоговая сможет получить от банка больше информации, но только по запросу

Фото: Роман Данилкин / 63.RU

С сегодняшнего дня в силу вступают поправки к Налоговому кодексу, которые заранее успели всех взбудоражить. Много говорилось о том, что у ФНС стало больше доступа к банковской тайне, а делиться тайнами (особенно банковскими) мало кому захочется. Мы разобрались, что именно поменялось и какую информацию налоговая теперь может получить.

Что произошло?

В феврале Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации. Среди прочего изменения вносятся в статью 86, которая регламентирует обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля. В ней появляется подпункт 2.1, обязующий банки по запросу в течение трех дней делиться с налоговой дополнительной информацией.

Что теперь будет знать налоговая?

На самом деле ФНС и так получала много информации — банки обязаны сообщать налоговикам об открытии или о закрытии счетов, вкладов, изменении реквизитов и многом другом. Изменения дают налоговой возможность узнать информацию не только о том, на кого счет открыт, но и о том, кто пользуется им по доверенности. По запросу банк должен предоставить копии паспортов лиц, имеющих доступ к деньгам на счете, доверенности, договор на открытие счета и использование интернет-банка, карточки с образцами подписей и оттиска печати, а также информацию о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях и представителях клиента.

Данные могут узнать в любой момент?

Нет, информация предоставляется по запросу. Законом предусмотрен конкретный список ситуаций, когда ФНС может затребовать информацию у банка. Например, основанием для запроса про организацию или ИП может стать налоговая проверка, истребование документов, решение о взыскании налога, приостановлении операций или отмене приостановления. Данными физлица могут поинтересоваться при согласии руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя, а также при проведении налоговой проверки либо истребовании у него документов. И, наконец, данные могут потребовать на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами.

Зачем это нужно?

В ФНС объясняют, что изменения «вводятся для повышения эффективности риск-ориентированного подхода при проведении налогового контроля и предотвращения ущерба от недобросовестных налогоплательщиков, применяющих различные схемы для ухода от налогов». Если совсем просто: налоговая сможет увидеть всех аффилированных лиц, а не только номинальных директоров компаний или владельцев счета.

— Раньше налоговая видела компанию и директора, а кто совершал операции, было непонятно, потому что это уже были внутренние документы, — объясняет экономист Максим Марамыгин. — В налоговую документы уходили за подписью директора. Сейчас они могут посмотреть, кто помимо директора имеет доступ к счету, хотя формально никак не числится.

— Эти нововведения — первый шаг по выводу из тени физических лиц. По юридическим лицам и ИП налоговая и так может получить достаточный объем информации, и всем было понятно, что попытка пролить свет на финансовые отношения рано или поздно доберется и до «физиков», — объясняет Денис Валдеев, юрист компании «Бенефактум». — У принятого закона свои цели: во-первых, преследование обналичивания денег. Во-вторых, тот же 115-й закон о легализации денежных средств, полученных преступным путем. Сейчас достаточно большой объем граждан, которые не имеют официального заработка, налоги не отчисляют, при этом по их счетам бегают огромные денежные суммы. Соответственно, у налоговой задача номер один — обложить эти доходы налогом.

Но принятый закон эту задачу полностью не решает, уверен эксперт: с одной стороны, ФНС получит больше информации о счете и его владельцах, с другой стороны, в законе прописан механизм, по которому информация предоставляется только в рамках камеральных проверок и только по согласованию с вышестоящим налоговым органом.

— Этот механизм частично является защитным от злоупотреблений налоговиками. Но принятый закон — это только первый шаг, ФНС однозначно будет добиваться того, чтобы все денежные операции в стране были прозрачными, — отмечает юрист.

Фото: Эмин Джафаров / «Коммерсантъ»

Федеральная налоговая служба (ФНС) впервые опубликовала данные о налоговой и бухгалтерской отчетности российских компаний. Они размещены в формате открытых данных на сайте ведомства (наборы под номерами 74–76).

Сведения о крупнейших налогоплательщиках, а также о стратегических предприятиях — оборонных и госкомпаниях — пока раскрываться не будут, сообщил РБК представитель службы. Причиной такого решения, по словам собеседников РБК, послужило введение в начале апреля новых антироссийских санкций Минфином США.

Без грифа тайны

Первые данные, появившиеся на сайте ФНС, содержат информацию о специальных налоговых режимах, применяемых организациями, об участии в консолидированной группе налогоплательщиков и о среднесписочной численности работников организаций. Дальнейшая информация будет раскрываться поэтапно, писал РБК.

Второй этап публикаций согласно плану наступит 1 октября — в этот день в наборе открытых данных должна появиться информация о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности, а также сумме уплаченных налогов, сборов и страховых взносов. Еще через два месяца, то есть 1 декабря, ФНС обнародует суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам организаций, налоговые правонарушения и меры ответственности за них с указанием штрафов.

Данные появились в виде наборов электронных записей, с которыми неспециалисту работать невозможно, считает руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов. «Налогоплательщики ожидали увидеть сведения в виде удобного и доступного электронного сервиса, например, в виде давно известных «Сведений о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» или иных аналогичных сервисов, представленных на сайте ФНС», — отметил Овеснов.

С ним согласен руководитель аналитического департамента «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. По его словам, публикация в формате простого набора открытых данных, а не в виде базы данных с удобным поиском, затрудняет пользование этими сведениями.

Давние планы

Приказ о размещении данных о компаниях, включая те, с которых гриф налоговой тайны был снят в июне 2016 года (среднесписочная численность работников организации, уплаченные суммы налогов и сборов и объемы доходов и расходов), ФНС впервые утвердила в декабре 2016 года. Как следовало из приложения к документу, налоговая служба должна была разместить эту информацию на своем сайте 25 июля прошлого года. Затем ведомство дважды переносило этот срок — на 1 июня 2018 года (соответствующий приказ опубликован на сайте ФНС), а затем на 1 августа.

Первичная цель раскрытия таких данных о компаниях — «предоставление налогоплательщикам полной и достоверной информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности контрагентов», объясняла ФНС. В августе 2017 года была введена ст. 54.1 Налогового кодекса, ужесточающая ответственность за налоговые нарушения контрагентов, напоминает Зарипов. Но ощутить эффект и сделать полноценные выводы о контрагенте компании смогут лишь после второго этапа публикации, считает эксперт.​​ На конец июня 2018 года в России ведут деятельность более 4,2 млн юрлиц.

Раскроют не всех

Среди компаний, с которых снимут режим налоговой тайны, не будет стратегических (оборонных предприятий и госкомпаний) минимум до 2020 года, говорили ранее РБК два собеседника, знакомые с ходом подготовки приказа. В ФНС подтвердили, что к публикации пока не готовятся данные о компаниях, входящих «в перечень стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, а также отнесенных к крупнейшим налогоплательщикам».

С апреля 2018 года к крупнейшим налогоплательщикам федерального уровня ФНС относит организации, чей общий объем полученных доходов за отчетный год превышает 35 млрд руб. (до апреля этот показатель составлял 20 млрд руб.). В свою очередь, к крупнейшим налогоплательщикам на региональном уровне теперь относятся компании, чьи доходы находятся в диапазоне от 2 млрд до 35 млрд руб. При этом в полномочия ФНС входит право самостоятельно отнести налогоплательщика к категории крупнейших независимо от соблюдения названных критериев.

Что касается стратегических предприятий, то они вписаны в соответствующий перечень, утвержденный президентом. Всего в него входит около 70 компаний. Среди них, например, «Роснефтегаз», «РусГидро», РЖД, «Роснефть», «Газпром», «Аэрофлот», банк ВТБ и другие компании.

Публикация сведений о доходах госкомпаний, числе работающих в компании сотрудников и суммах уплаченных налогов на фоне очередной волны санкций могла бы стать основанием для их расширения, говорил замдиректора департамента законотворческой деятельности ТПП Александр Селиванов. «Для компаний, попавших под санкции, публикация финансовой информации лишь поможет стороне, наложившей санкции, контролировать их эффективность», — считает руководитель практики управления рисками ФБК Grant Thornton Роман Кенигсберг. По мнению партнера KPMG Михаила Орлова, санкции вряд ли являются основным мотивом такой политики. «Скорее это повод», — считает он.

Читайте также: