Налоговая грамотность для студентов

Опубликовано: 21.04.2024

Кузьмина Марина Юрьевна

Оценить




203 0

Повышение налоговой грамотности студентов профессионального колледжа во внеурочной деятельности

Буц Татьяна Петровна,

преподаватель общепрофессиональных дисциплин,

ГАПОУ «Нижнекамский многопрофильный колледж»

Кузьмина Марина Юрьевна,

преподаватель математики,

ГАПОУ «Нижнекамский многопрофильный колледж»

Изучение основ налоговой грамотности сегодня особенно актуально для обучающихся колледжа. Современный мир, цивилизованное общество, человеческий опыт, на сегодняшний день не знает более эффективного способа собирания государством денежных средств, чем налоги. В любом государстве налоги составляют большую часть доходов государственного бюджета. На эти средства государство содержит армию, полицию, оказывает социальные услуги, выплачивает пенсии и в целом оплачивает значительную часть государственных расходов. Именно поэтому важно понимать, каким образом облагаются налогами доходы или имущество, как правильно рассчитать сумму к уплате, знать о ситуациях, в которых налоговое бремя может быть законным образом уменьшено.

Актуальность данной темы подтверждает факт, что статистика последних 3-х лет показывает: каждый 16-18 налогоплательщик по итогам камеральных проверок нарушает НК РФ. Причины неуплаты налогов могут быть самые разные: «желание» заработать больше денег; непонимание роли и значения функций налогов для современного общества и государства; недостаток знаний о налогах и налоговой системе РФ; мнение, что «налоговое бремя непосильно» и т.д.

На современном этапе роль налогов в экономике государства возрастает. Финансовая грамотность населения, это одно из условий развития экономики России и снижения финансовых и налоговых рисков граждан. Высокая финансовая культура наряду с налоговой культурой — огромный плюс для государства и граждан. Люди лучше смогут оценить налоговые риски, связанные с финансовыми операциями, разорительными потребительскими кредитами.

Отсутствие простых налоговых познаний и навыков ограничивает способности людей по принятию правильных решений для обеспечения собственного финансового благополучия, и продуктивного взаимодействия между обществом и государством. Значительное большинство считает современную налоговую систему неэффективной, неконкурентоспособной и не думают, что она когда-нибудь станет лучше, ожидают только ухудшения налоговых условий для развития предпринимательства в ближайшей перспективе. Государство, усиливая налоговое давление, все чаще сталкивается с кризисом собираемости налогов. Таким образом, уровень налоговой культуры, который определяется, в том числе ростом правонарушений и преступлений, в условиях рыночной экономики никогда не удовлетворит ожидания граждан. К сожалению, большинство граждан, в том числе студенты, имеют смутные представления о том, что такое налоговая и финансовая грамотность. Финансовая грамотность в финансовом словаре определяется как достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора. Наконец, использовать накопительные и страховые инструменты.

В последние несколько лет самими налоговыми органами уделяется много внимания для повышения налоговой грамотности среди детей, подростков, пенсионеров и просто интересующихся налогоплательщиков.

Студенты должны готовиться к взрослой жизни, а часть этой жизни — налоги.

В рамках интегрированной образовательной технологии в колледже проводятся бинарные уроки, на которых изучаются вопросы о том, как, когда и за что нужно платить налоги, что такое личный кабинет налогоплательщика, рассчитываются суммы налогов, рассматриваются вопросы применения налоговых льгот, использования социальных и имущественных налоговых вычетов.

Во внеурочной деятельности студенты задействованы в таких внеклассных мероприятиях, как«Час налоговой грамотности», «Права и обязанности налогоплательщика», «Должны ли студенты платить налоги?» и др., которые

служат средством повышения мотивации изучения таких дисциплин как «Математика», «Основы экономики», содействуют формированию у обучающихся положительного эмоционального отношения к системе налогообложения и воспитанию экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

Принимая участие в мероприятии «Должны ли студенты платить налоги?» студенты выяснили, что даже не имея источника дохода для уплаты налогов, являясь собственниками имущества, транспортных средств,обязаны уплачивать налоговые платежи, за исключением тех, на кого распространяются льготы. Перечень льготных категорий граждан по имущественным налогам определён налоговым законодательством.

Как повысить налоговую грамотность?

Низкий уровень финансовой грамотности населения, правовой нигилизм, массовое несоблюдение нормативных актов наносят непоправимый материальный ущерб государству, способствуют совершению экономических преступлений.

В связи с этим необходимо вести совместную работу с работниками налоговой службы по информированию, пропаганде налогового законодательства, по повышению правовой культуры студентов.

В рамках задач информационно-разъяснительной работы с обучающимися, с использованием современных технических средств проводятся различные мероприятия:

1) поиск и сбор информации с последующим размещением в учебных кабинетах по определенной тематике:

– основные выдержки о последних изменениях в нормативно-правовых актах;

– обзоры актуальных вопросов.

2) информационно-разъяснительные беседы в рамках классных часов на темы: «Что такое налоги?», «Как платить налоги?»,«Что такое налоговые вычеты?» и др.

Таким образом, изучение основ налоговой грамотности способствует формированию личностных характеристик и установки осознания необходимости уплаты налогов, понимание своих прав и обязанностей в сфере налогообложения, ориентации в действующей системе налогообложения; формирует умения пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговую декларацию, оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате, организовывать свои отношения с налоговыми органами, своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве.


Финансы и банковские услуги
Налоговая система
Образовательные программы
Программы курсов
Программы
Программы и мероприятия (общая рубрика)

«Управление образования Администрации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20

с углубленным изучением отдельных предметов»

элективного курса

«Основы

налоговой грамотности»

(учебный курс для учащихся 9-х классов)

1. Пояснительная записка.

Налоги - одна из тем, более всего волнующих граждан любой страны. И хотя в современном мире налоговые бунты стали редкостью, жаркие дискуссии о налогах - не только не редкость, но повседневная обыденность политической и экономической жизни во всем мире. Ожесточенные споры по этому вопросу идут и в России, потому что налоговая система в России испытывает постоянные изменения и потрясения, и в ней ярко, а порой и болезненно отражаются все проблемы экономической нестабильности в стране.

Можно с уверенностью сказать, что споры по этому вопросу стихнут не скоро, и ни одному человеку не удастся уклониться от этой проблемы, так как уплата налогов установлена законом как обязанность каждого гражданина страны, уклонение от выполнения которой наказывается вплоть до лишения свободы.

При хорошем знании законов и правил налогообложения можно снизить размер налогов, подлежащих уплате, так как государство предоставляет налогоплательщикам определенные льготы. Незнание законов не освобождает индивида от ответственности. Грамотный человек всегда сможет обезопасить себя от неожиданностей, сможет платить налогов ровно столько, сколько неизбежно, и получать все льготы по налогообложению, которые только возможны.

Поэтому изучение основ налоговой грамотности сегодня особенно актуально.

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов и посвящен вопросам налоговой грамотности.

Элективный курс предназначен решить и ряд проблем воспитательного характера, ориентированных на формирование правовой культуры подростков, их ответственности и социальной активности, должен способствовать развитию интереса учащихся к вопросам права и профессионального выбора.

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства.

Этот курс поможет школьникам в выборе профиля обучения: ученик будет иметь возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, уточнить способности осваивать этот предмет на повышенном уровне.

Предлагаемая программа построена так, что она может использоваться как автономно, так и иметь продолжение для преподавания в старшей школе элективного курса по праву.

Цель курса: создание условий для осознанного выбора дальнейшего профиля обучения в социально-экономическом классе и формирование у учащихся знаний основ налоговой грамотности; воспитание у них понимания необходимости уплаты налогов для устойчивого развития общества в целом.

Задачи курса:

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

· Усвоение прав и обязанностей налогоплательщика;

· Понимание возможности защиты прав налогоплательщика;

· Знание устройства налоговых органов и требований к их кадровому составу;

· Знание наиболее важных налогов;

· Понимание вопросов налогообложения применительно к малому бизнесу.

Сроки реализации

Курс рассчитан на 18 часов (1 час в неделю, одно полугодие) для учащихся 9-х классов.

Формы и методы обучения

При изучении курса наряду с традиционными формами проведения занятий обязательным является широкой использование активных форм обучения (работа в малых группах, тестовые задания, дискуссия, анализ конкретных ситуаций, презентация проектов, деловые игры, экскурсии, встречи с представителями юридических профессий).

Освоение программы элективного курса не требует предварительной подготовки учащихся. Все требуемые для изучения курса навыки и знания основаны на их жизненном опыте.

Содержание предлагаемого элективного курса будет способствовать развитию и формированию умений и навыков, необходимых для любого работающего человека, будь он наемным работником или предпринимателем, так как гражданин, владеющий основами налогового законодательства, всегда будет практически неуязвим.

Учащиеся получат практический опыт экономического поведения и взаимодействия, который смогут использовать как в повседневной жизни, так и в будущей деловой карьере.

Основные понятия

Налог, прямой налог, косвенный налог, системы налогообложения, объекты налогообложения, плательщики налога, налогооблагаемая база, сроки уплаты налогов, ставка налога, налоговые льготы, источник налоговых средств, порядок исчисления и уплаты налога, государственная пошлина, налоговое бремя, оптимизация налогового бремени, трансферт, виды налогов, и др.

Инструментарий для оценивания

Программой предусмотрено использование различных форм контроля за уровнем достижений учащихся: диалог-диспут, оценка работы в малых группах, контроль навыков анализа конкретных ситуаций. Система оценки предлагается накопительная. На итоговом занятии предполагается написание сочинения на тему: «Что я узнал полезного о налоговой системе?», «Если бы я был министром по налогам и сборам….», «Профессии налогового служащего», «Что и для чего мне нужно знать о налоговой системе?» и др..

Итоговая оценка «зачет-незачет»

Тематическое планирование курса

Финансовая наука и наука налогообложения.

Налоговые системы зарубежных стран.

Понятия о налогах и их типах.

Налоговые органы и требования к их кадровому составу.

Налоги в современной России: виды и законодательная основа.

Подоходный налог (налог на доходы физических лиц)

Налог на имущество и льготы по его уплате.

Права и обязанности налогоплательщика.

Защита прав налогоплательщика.

Налоговое бремя, способы его уменьшения.

Профессионализм налогового служащего.

Выгодно ли платить налоги (налоговое планирование и оптимизация)


Содержание программы

Тема 1. Финансовая наука и наука налогообложения.

Общественные от­ношения, возникающие в процессе налогообложения, в т. ч. в процессе функционирования и развития налоговой системы Рос­сии, установления, введения и взимания налогов и сборов, налого­вого контроля, а также защиты прав и законных интересов уча­стников налоговых правоотношений. Наука налогообложения.
Тема 2. Налоговые системы зарубежных стран.

Системы налогообложения зарубежных стран.

Тема 3. Понятие о налогах и их типах. Налоговые органы и требования к их кадровому составу.

Налогообложение как элемент экономической культуры общества. Возникновение и развитие налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Системы налогообложения.

Тема 4. Налоги современной России: виды и законодательная основа.

Налоговая система РФ. Налоговый Кодекс РФ. Федеральные, региональные и местные налоги.

Тема 5. Подоходный налог (налог на доходы физических лиц).

Налог на доходы физических лиц. Объект налогообложения. Плательщик налога. Сроки уплаты и объем налога. Налоговые вычеты. Налоговая декларация (декларация о доходах)

Тема 6. Налог на имущество и льготы по его уплате.

Объект налогообложения, плательщик налога, налогооблагаемая база, налоговые льготы, сроки уплаты налога, источники налога.

Тема 7. Плата за землю.

Объект налогообложения, плательщик налога, налогооблагаемая база, налоговые льготы, сроки уплаты налога, источники налога.

Тема 8. Права и обязанности налогоплательщиков.

Права и обязанности налогоплательщика. Отсрочки, рассрочки уплаты налогов. Налоговый кредит. Обязанности и права налоговых органов.

Тема 9. Защита прав налогоплательщиков.

Основные принципы защиты прав налогоплательщика (исключительность, законопослушность, компетентность). Основные виды защиты прав налогоплательщика (внесудебная защита, арбитражный суд, суд общей юрисдикции, Конституционный суд)

Тема 10. Налоговое бремя и способы его уменьшения.

Налоги, уплачиваемые гражданами РФ. Налоговые льготы.

Тема 11. Профессионализм налогового служащего.

Профессии: налоговый инспектор, юрисконсульт, экономист, бухгалтер, юрист и др. Профессионально значимые качества налогового служащего.

Тема 12. Выгодно ли платить налоги (налоговое планирование и оптимизация).

Виды налогового планирования. Налоговые льготы. Уклонение от уплаты налогов и санкции к неплательщикам. Оптимизация налогообложения.

Тема 13. Итоговое занятие.

Написание сочинения на тему: «Что я узнал полезного о налоговой системе?», «Если бы я был министром по налогам и сборам….», «Профессии налогового служащего», «Что и для чего мне нужно знать о налоговой системе?» и др.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тип и форма урока

Финансовая наука и наука налогообложения.

Урок изучения нового материала

Налоговые системы зарубежных стран.

Урок изучения нового материала

Понятия о налогах и их типах.

Налоговые органы и требования к их кадровому составу.

Урок изучения нового материала

Понятия о налогах и их типах.

Налоговые органы и требования к их кадровому составу.

Налоги в современной России: виды и законодательная основа.

Урок изучения нового материала

Налоги в современной России: виды и законодательная основа.

Подоходный налог (налог на доходы физических лиц)

Урок изучение нового материала

Подоходный налог (налог на доходы физических лиц)

Налог на имущество и льготы по его уплате.

Урок изучения нового материала

Налог на имущество и льготы по его уплате.

Права и обязанности налогоплательщика.

Урок изучения нового материала

Защита прав налогоплательщика.

Налоговое бремя, способы его уменьшения.

Профессионализм налогового служащего.

Урок изучения нового материала

Профессионализм налогового служащего.

Выгодно ли платить налоги (налоговое планирование и оптимизация)

В результате изучения курса

учащиеся 9-х классов должны иметь представление о том:

    — от чего зависит экономическое процветание страны; — какие бывают экономические свободы; — как государство защищает свободы граждан; — что такое государственный бюджет; — на что Российское государство тратит денег больше всего; — в соответствии с какими правилами государство планирует свои доходы и расходы; — зачем и как государство берет в долг; — что такое налог; — может ли страна прожить без налогообложения; — каковы основные типы налогов; — когда люди начали платить налоги; — зачем государство пересчитывает своих граждан; - что такое налоговая система; - кто является предпринимателем; - почему происходящие реформы в нашей стране начались с приватизации; - в чем сходство и разница между налогами, сборами и пошлинами; - что такое федеральные, региональные и местные налоги; - что такое подоходный налог; - как определяется совокупный доход; - какие льготы и скидки применяются для определения облагаемого налогом совокупного годового дохода; - что такое налоговая декларация; - кто обязан ее подавать; - почему при подаче декларации необходимо выдерживать определенные сроки; - почему государственные чиновники обязаны заполнять декларацию о доходах; - что такое имущественное право; - что такое наследство; - почему налог на наследование и дарение предотвращает социальные конфликты; - что понимается под недвижимостью; - что не облагается налогом при наследовании или дарении; - каковы размеры налога при наследовании и дарении; - что такое акциз; - когда он впервые был введен в практику налогообложения; - какие товары облагаются сегодня акцизом в России; - что такое государственная пошлина; - от чего зависит ее размер; - как уплатить государственную пошлину; - какие существуют льготы по уплате государственных пошлин; - как освобождаются от уплаты госпошлин.

1. и др. Основы налоговой грамотности, курс для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Вита-Пресс, 1999.

2. и др. Основы налоговой грамотности, курс для 8-9 классов. Методическое пособие для учителя.

3. И. Липсиц. Экономика, Кн 1,2 Вита-Пресс, 1998.

4. , . Уроки экономики в школе. М. Вита-Пресс, 1999.

5. . Уроки экономики в школе. М, Вита-Пресс, 1997.

Финансовая грамотность более сложное понятие и подразумевает под собой совокупность знаний о финансовых рынках, особенностях их функционирования и регулирования, профессиональных участниках и предлагаемых ими финансовых инструментах, продуктах и услугах, умение их использовать с полным осознанием последствий своих действий и готовностью принять на себя ответственность за принимаемые решения. Финансовый аспект затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности граждан по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия [2].

В 2010 более 1200 европейцев приняли участие в исследовании об отношении к финансовой грамотности. Выяснилось, что термин «финансовая грамотность» означает: деньги, знание, планирование, ответственность, достаток, понимание, стабильность, инвестиции, заработок, бюджет. При этом, более 65% опрошенных на вопросы о сущности финансов и как начать зарабатывать деньги обращаются за советом и помощью к членам семьи. При этом подрастающее поколение предпочитает обучение финансам проходить с родителями (68%), педагогами (71%), в банках (29%) и в государственных программах (14%).

Сегодня весьма актуально исследование одного из направлений финансовой грамотности - налоговой грамотности, так все чаще и чаще на практике приходится сталкиваться с серьезными налоговыми правонарушениями возникшими не по злому умыслу и даже не в связи с недостаточным знанием российского налогового законодательства, а в силу банального непонимания элементарных основ налогообложения.

Сегодня роль налогов в существовании и развитии государства не только не уменьшается, но и растет стремительными темпами. Россия, сейчас динамично развивающаяся страна, но при этом, большая часть населения живет бедно, да многие промышленные предприятия никак не могут найти свое место в условиях рыночной экономики, но в тоже время наметилась устойчивая тенденция увеличения доли так называемого экономически активного населения. При этом именно налоговая составляющая играет существенную роль в развитии экономических субъектов.

Маленький пример: повышение ставок страховых взносов по обязательному социальному страхованию в 2013 году привело к повальному закрытию предприятий малого бизнеса! С 1 января 2013 года размер отчислений в страховые фонды для индивидуальных предпринимателей увеличился с 13 до 32 тысяч рублей. Одновременно малые предприятия оказались перед необходимостью вести полноценный бухгалтерский учет (вместо практиковавшихся на них ранее упрощенных схем). Поправки к закону о бухгалтерском деле, которые бы установили градацию для предпринимателей и предприятий с разным уровнем дохода, были разработаны еще осенью 2012. Однако процесс их принятия затянулся, а закон тем временем вступил в силу. В результате за январь-февраль 2013 года, по различным данным, ликвидировали свой бизнес от 140 до 200 тысяч индивидуальных предпринимателей страны и этот процесс продолжается. Таким образом, вместо предполагавшегося увеличения поступлений в Пенсионный фонд произошло сокращение налогооблагаемой базы.

Повышение взносов стало проблемой прежде всего для начинающих предпринимателей, пока не имеющих стабильных оборотов. Особенно пострадали предприниматели из небольших городов, не обладающих достаточным спросом на товары и услуги, чтобы сделать необходимую выручку. В связи с этим в малых городах в налоговых службах стоят очереди на закрытие ИП, что создает риск роста теневого сектора в экономике России. Это один, но не единственный пример, демонстрирующий, что в современных условиях знание основ налоговой грамотности населения действительно приобретает особое значение.

Отсутствие элементарных налоговых знаний и навыков ограничивает возможности граждан по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.

Повышение налоговой грамотности и культуры научит разумно и ответственно относиться в будущем к налогам, ведь они - налоги - есть неизбежная плата за жизнь в цивилизованном обществе. Помните известную рекламу со слоганом "Заплати налоги и спи спокойно!"? Правильные слова - только вот налоговая грамотность до сих пор оставляет желать лучшего.

Налоговая служба в начале этого, 2013 года провела опрос для выявления уровня налоговой грамотности населения.

Были опрошены работники сферы торговли и общественного питания в возрасте до 30 лет. Оказалось, что большинство опрошенных ничего не знают о своих налоговых правах и обязанностях: о декларировании доходов, обязательствах по уплате налогов, налоговых вычетах, постановке на учет.

При этом 25% респондентов выразили неуверенность в официальном трудоустройстве, 30% работают более 8 часов в день, 50% получают зарплату ниже минимальной и только раз в месяц. Некоторые собственники запретили своим сотрудникам общаться с интервьюерами. В налоговой связывают это с наличием нарушений трудового законодательства.

Мало кто может похвастаться четкими знаниями российского налогового законодательства и пониманием, сколько и за что он должен заплатить. Но если раньше поход в налоговую инспекцию воспринимался как кошмар - огромные очереди, злые инспекторы, бесконечные бланки, написанные будто на иностранном языке, - то сейчас ситуация меняется

В тоже время ФНС запустило множество электронных сервисов, облегчающих жизнь налогоплательщиков. В 2010 году Федеральная налоговая служба (ФНС) создала сайт, помогающий решать многие вопросы дистанционно. Сейчас это солидный портал, освоив который, можно забыть о личном посещении налоговой http://nalog.ru/) и два самых востребованных его сервиса: “Узнай свой ИНН” и “Задолженность по налогам”. Задолженность, кстати, можно сразу же и оплатить по банковской карте, либо распечатать платежный документ.

Более того, сегодня существует много интересных, неофициальных сайтов, позволяющих разобраться в вопросах налогов и налогообложения не только профессионалам: налоговикам, бухгалтерам и аудиторам, но и людям, не имеющим отношения к налогам. В частности, форум налоговиков (fiscali.ru/index.php), сайт палаты налоговых консультантов (www.palata-nk.ru) или сайт «налоговая неделя в России» (www.taxweek.ru).

Быть юридически подкованным, знать основные положения налогового законодательства, чтобы корректировать реализацию своих стратегических планов, оптимизировать возникающую налоговую нагрузку просто необходимо. Поэтому налоговая грамотность сегодня актуальна не только для крупных компаний или индивидуальных предпринимателей, но и для простых граждан. Ведь не повышая налоговую грамотность, сложно побороть правовой нигилизм, который, к сожалению, сегодня присущ россиянам.

В последние десятилетия очень в различных странах активизировалась работа по повышению финансовой и налоговой грамотности населения. Так, например, в США правительство создало Комиссию по финансовой грамотности и образованию ( Financial Literacy and Education Commission) и специализированный интернет-ресурс , а также Консультативный Совет по финансовой грамотности при Президенте США. В докладе Консультативного совета по финансовой грамотности финансовая грамотность определена как "умение эффективно использовать знания и навыки по управлению финансовыми ресурсами для достижения финансового благополучия." Отмечается, что «финансовая грамотность» должна рассматриваться как динамическое понятие, так как грамотность предполагает возможность "каждому человеку эффективно реагировать на постоянно меняющиеся личные и внешние экономические обстоятельства [2]."

Количество людей, которые интересуются финансами и налогами, по сравнению с 2008 годом увеличилось практически в два раза. Это связано с населения вследствие финансовых кризисов, финансовыми потерями населения и громкими делами, связанными с налоговыми правонарушениями. Все каналы комментировали падение покупательной способности рубля, были проведены десятки передач, посвященных делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, появилась социальная реклама со сроками уплаты транспортного налога и подачи деклараций по налогу на доходы физических лиц. На текущий момент какое-то приедание информационной составляющей происходит. Невозможно не финансисту жить постоянно в биржевых сводках. Кризисы негативно отражаются на бюджетах граждан и положительно на их финансовой грамотности. И в этот момент роль государства должна быть более ведущей. Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости системной политики, направленной на повышение налоговой и финансовой грамотности населения.

Первоочередной задачей становится также выработка национальной стратегии повышения финансовой грамотности населения. Реализация данной стратегии предполагает создание устойчивых институтов на федеральном и региональном уровне, вовлеченных в программы финансового образования и информирования населения, поддержку региональных инициатив по повышению финансовой грамотности, укрепление системы защиты потребителей финансовых услуг и построение системы оценки уровня финансовой грамотности и оценки эффективности мероприятий, направленных на ее увеличение. Формирование высокого уровня налоговой и финансовой грамотности является основой формирования успешного государства и общества.

1. Свободная энциклопедия Википедия

2. Зеленцова А.В., Блискавка Е.А., Демидов Д.Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. М. Кнорус 2012.

Министерство образования Саратовской области

ГАПОУ СО «Базарнокарабулакский техникум агробизнеса»

Открытый урок

по дисциплине: «Налоги и налогообложение»

тема: « Урок налоговой грамотности»

Составитель:

Дисциплина : «Налоги и налогообложение»

Специальность : 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»

Тема занятия : « Урок налоговой грамотности »

Вид занятия : комбинированный урок

Форма проведения занятия : контроль полученных знаний путем проведения командных соревнований и изучение нового материала с использованием информационных технологий.

Мотивация темы и формы проведения занятия : тема занятия предусмотрена рабочей программой, составленной в соответствии с учебным планом специальности. В результате изучения данной темы студенты должны приобрести теоретические знания.

Изучение налогов, как важнейшего инструмента осуществления экономической политики государства является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым ее членом. Через рассмотрение прав и обязанностей участников налоговых правоотношений, формируется налоговая грамотность студентов, которая приводит к осознанию социально – экономической роли налогов, и тем самым создается атмосфера уважения к налогам. Таким образом, у студентов формируется уверенность аргументировано представлять свои интересы перед другими участниками налоговых правоотношений.

Выбор формы проведения занятия продиктован необходимостью проверить и оценить знания студентов по данной теме.

Студенты отличаются между собой способностями воспринимать, запоминать и анализировать предложенную информацию, поэтому комбинированный урок через сочетание нескольких видов учебной деятельности: самостоятельную и командную работу студентов, проведение викторин и игр, изучение и подготовка нового материала, позволяет проверить и оценить знания каждого студента.

Продолжительность занятия : 45 мин.

Цели занятия :

Обучающие – сформировать специальные знания и навыки по заданной теме, повысить интерес к изучаемому материалу путем разнообразных форм проведения занятия, раскрыть сущность основных налоговых понятий, познакомить с участниками налоговых правоотношений и проконтролировать полученные знания путем проведения командных соревнований

Воспитательные – воспитать внимательность, умение слушать и выступать перед аудиторией

Развивающие – развитие познавательных способностей студентов, расширение их кругозора, оперативного мышления, коммуникативных навыков и творческих способностей, посредством создания презентаций

Учебное оснащение занятия :

Оборудование : ПК, проектор, интерактивная доска, доска, мел

Наглядные пособия : презентаций Power Point

Раздаточный материал : индивидуальные тесты, карточки командного задания

Методическое обеспечение занятия : план урока, слайды презентации

В конце урока студент должен :

- определения: «налогоплательщик (плательщик сборов), «налоговый агент»;

- права и обязанности налогоплательщика и налогового агента;

- определять и выделять права и обязанности участников налоговых правоотношений.

План-конспект урока

1 . Приветствие учителя.
Слайд № 1 . (Тема урока)
2. Этап цели урока . Учитель предлагает обучающимся ответить на ряд вопросов и исходя из них сформулировать цель и задачи урока «Как вы считаете, кто такой грамотный налогоплательщик? Что он должен знать и уметь?»
3. Актуализация проблемы .
Слайд 2: «Современный мир, цивилизованное общество, человеческий опыт на сегодняшний день не знает более эффективного способа собирания государством денежных средств, чем налоги.
Налоги и сборы: почему их нужно платить? История может дать нам лишь один ответ: в истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению нужд и потребностей населения ему требуется определенная сумма денежных средств. Налоги появились задолго до современных нам государств, они взимались в Древней Грециии Риме, на Руси, во всех европейских государствах.
Давайте разберемся, что же такое НАЛОГ».
4. Слайд 3: перечень существительных, непосредственно связанных с понятием «налог». Учитель формулирует для групп задание: из приведенных на слайде 4 существительных составить определения налога. Студенты представляют свои варианты. Учитель формулирует определение налога, которое дает налоговый кодекс:
Налоги - периодические принудительные платежи граждан из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.
5. С помощью учителя обучающиеся называют признаки налога, которые можно выделить из определения.

На слайде 4 отображены основные признаки налога:

8. Учитель подводит итог работы обучающихся с практическим заданием: «Итак, мы выяснили, за счет чего государства пополняют свои государственные бюджеты». Участникам заседания клуба предлагается «проверить почту» (заранее для каждой группы приготовлены конверты на котором написан адрес и название местного налогового органа, в конверте налоговые уведомления, с расчетами налога на землю, квартиру, автомобиль).
Задание: изучите конверт и его содержимое и ответьте на вопросы: назовите адресанта письма, какую информацию можно из него получить? Определите по содержанию письма: какой налог предъявлен к уплате, объект налогообложения, налоговый период, налоговую базу и налоговую ставку. Подводится итог выполнения задания: каждая группа отчитывается о полученной информации.

9. Учитель комментирует структуру налога, объясняет способ его расчета.
На Слайде 8 отражена структура налога. (Invalidimg)
Способ расчета налога появляется при последовательном нажатии на клавишу мыши: Сумма налога = База*Ставка. Задания для работы в группе: самостоятельно рассчитать сумму налога, подлежащую уплате, используя формулу: сумма налога = налоговая база *налоговая ставка.
Подведение итогов : обучающиеся объясняют, как рассчитывали сумму налоговой выплаты, и что у них получилось.
10. Учитель подводит промежуточный итог урок: « Вы научились определять объекты налогообложения, структуру налога».
Учитель ставит новую учебную задачу: «Д авайте выясним, на какие нужды государство распределяет налоговые поступления? »
11. Учитель, предлагает обучающимся задание: определить, на что государство распределяет денежные средства, поступающие в бюджет». Обучающие называют, на какие общественные нужды распределяются налоги: здравоохранение, образование, наука, культура и т.д.
12. Учитель подводит итог выполнения задания, предлагает выполнить творческий мини-проект : «Создайте плакат социальной рекламы, призывающий жителей города, своих знакомых, друзей к уплате налогов». (Примечание: необходимо каждой группе выдать заготовки, на которых могут быть изображены различные значимые социальные объекты города, региона, символика государства или местного налогового органа)
12. Заключительный этап урока. Итогом урока становится презентация проектов обучающихся. Плакаты размещаются на доске, учитель еще раз совместно с обучающимися актуализирует необходимость и значимость уплаты налогов.

13. Подведение итогов : определение личных результатов обучающихся:
1. Что полезное для себя вы узнали на уроке?
2. Стали ли вы грамотными налогоплательщиками?
3. Что еще вы хотели бы узнать о налогах?

Используемая литература :

Пансков В. Г. Налоги и налогообложение. – М.: ИД Юрайт, 2012

Майбуров И.А. Налоги и налогообложение. – ЮНИТИ – ДАНА, 2012

На курсе юрист разберется в нюансах бухучета и налогообложения при ликвидации и банкротстве компаний. Будет понимать о чем говорит бухгалтер, сможет ответить на вопросы по налогам, которые задает директор. Сможет провести финансовый анализ организации, выбрать способ ликвидации и обосновать свой выбор клиенту.

В программе курса

День 1. Основы бухучета для юриста

  1. Общие сведения о бухгалтерском учете
  2. Активы и пассивы
  3. Закон сохранения энергии
  4. Хозяйственные операции, первичные документы
  5. План счетов бухгалтерского учета

День 1. Налоги и налоговые проверки

1. Основные налоги:

  • общая система налогообложения;
  • упрощенная система налогообложения;
  • налоги физических лиц.

2. Выбор системы налогообложения

3. Виды налоговых проверок — камеральные, выездные, встречны, прочие мероприятия налогового контроля

4. Стратегии минимизации рисков выездной налоговой проверки в ходе текущей деятельности или при ликвидации компании

5. Взаимодействие с проверяющими в ходе налоговых проверок

6. Оспаривание результатов налоговых проверок

День 2. Диагностика компании перед выбором формы её ликвидации. Оценка финансового состояния

  1. Основные направления диагностики. Что оцениваем?
  2. Источники информации. Что просим и какие вопросы задаем клиенту?
  3. Алгоритм диагностики
  4. Разумные пределы. Насколько "глубоко" проводим диагностику?
  5. Выбор способа ликвидации. Плюсы и минусы различных вариантов

День 3. Бухучет и налогообложение при добровольной ликвидации

  1. На что обратить внимание перед началом добровольной ликвидации
  2. Налоговые проверки при ликвидации
  3. Промежуточные и просто ликвидационный балансы — порядок составления и предоставления в налоговые органы
  4. Основные вопросы исчисления и уплаты налогов при ликвидации
  5. Порядок составления и сроки сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности
  6. Ответственность ликвидатора за нарушения налогового законодательства при ликвидации
  7. Пошаговый алгоритм добровольной ликвидации с акцентом на финансы

День 4. Учет, налогообложение и финанализ при банкротстве

1. Налоги, уплачиваемые банкротом

2. Налоги арбитражного управляющего

3. Налоговые проверки при банкротстве

4. Банкротный аудит и финанализ в банкротстве:

  • источники информации;
  • основные направления;
  • разумные пределы;
  • выводы и рекомендации по итогам.

Результат посещения курса

После курса вы сможете:

  • оценивать проблемы в комплексе — не только с юридической, но и с финансовой стороны;
  • проводить финансовую диагностику юридического лица;
  • выбрать способ ликвидации на основе анализа документов и финансового состояния компании;
  • провести анализ банкротящейся организации, контролировать ход процедуры так, чтобы потом не было вопросов у проверяющих органов;
  • взаимодействовать с сотрудниками ФНС и ОЭБиПК, отвечать на неудобные вопросы;
  • эффективно работать в паре с бухгалтером при ликвидации компании;
  • не допустить ошибок в составлении ликвидационного баланса и отчетности;
  • оспаривать результаты налоговых проверок;
  • показывать свою экспертность в переговорах с клиентами и формировать доверительные отношения;
  • обосновывать свои решения оперируя цифрами и фактами.

Дополнительно вы получите:

  • доступ в чат Телеграм, для обсуждения вопросов курса и обмена опытом;
  • доступ к видеозаписям курса на 3 месяца.

Для кого предназначен курс

Юристам и руководителям юридических компаний.
Получите конкурентное преимущество среди коллег, освоив основы бухучета и налогообложения. Минимизируйте риски налоговой проверки в ходе текущей деятельности или при ликвидации компании. Расширьте список потенциальных клиентов, начав предлагать новые услуги. Сведите к минимуму риски при выполнении услуг сотрудниками вашей компании.

Специалистам по продажам услуг по ликвидации и банкротству.
Повысьте свою экспертность. Увеличьте шансы на успешную сделку, оперируя данными бухучета и финанализа в ходе переговоров. Предлагайте оптимальные решения по вопросам налоговых проверок, ликвидации и банкротства.

Читайте также: