Налогообложение при концессионном соглашении

Опубликовано: 26.03.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 9 декабря 2020 г. N 03-07-11/107821 О применении концессионером, применяющим УСН, НДС, налога на имущество организаций и определении доходов для целей единого налога, уплачиваемого при применении УСН

Вопрос: В процессе структурирования и реализации проектов в формате Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возникает потребность в уточнении особенностей применения положений главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении инвесторов, использующих упрощенную систему налогообложения при реализации инфраструктурных проектов в формате вышеназванных Федеральных законов.

Исходя из изложенного, просим разъяснить порядок уплаты юридическим лицом, использующим упрощенную систему налогообложения, следующих налогов:

- налога на добавленную стоимость в отношении затрат концессионера (частного партнера), профинансированных из средств Капитального гранта и инвестиционного платежа в составе Возмещения;

- порядок возмещения налога на добавленную стоимость концессионером (частным партнером), уплаченного с затрат, профинансированных из средств Капитального гранта и инвестиционного платежа в составе Возмещения;

- налога на имущество организаций в отношении объекта концессионного соглашения (объекта соглашения о государственно-частном партнерстве);

- о необходимости включения в состав доходов по налоговой базе УСН средства Капитального гранта и Возмещения.

Ответ: В связи с письмом о применении концессионером, применяющим упрощенную систему налогообложения, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и определении доходов для целей единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, Департамент налоговой политики сообщает.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению может быть принято в случае, если установление платы концедента по концессионному соглашению определено в качестве критериев конкурса.

Налог на добавленную стоимость

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 346.11 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

Статьей 174.1 Кодекса установлены особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении операций в рамках концессионных соглашений.

Так, согласно нормам данной статьи при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость возлагаются на концессионера. В связи с этим организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и заключившие концессионное соглашение по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, использованию (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Кроме того, концессионеру, в том числе применяющему упрощенную систему налогообложения, предоставляются налоговые вычеты по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым для осуществления операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость. При этом необходимо учитывать, что согласно пункту 2.1, подпункту 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса и пунктов 7 и 8 статьи 9 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 424-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком начиная с 1 января 2019 года из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к вычету не принимаются (подлежат восстановлению) в случае, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование (возмещение) затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, с включением в состав таких затрат предъявленных сумм налога на добавленную стоимость и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

В случае, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусмотрено финансирование (возмещение) затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога на добавленную стоимость и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным налогоплательщиком за счет таких субсидий и (или) бюджетных инвестиций, подлежат вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 Кодекса.

В то же время следует отметить, что статьей 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" установлено, что в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных организациями-концессионерами, реализующими проекты по строительству (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений), за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31 декабря 2022 года включительно из бюджетов субъектов Российской Федерации на основании концессионных соглашений, заключенных до 1 января 2018 года, применяются положения пункта 1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым восстановлению подлежали суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), только в случае получения налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога на добавленную стоимость, а также на возмещение затрат по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

Что касается получения концессионером, применяющим упрощенную систему налогообложения, субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях оплаты реализуемых товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, то суммы указанных субсидий подлежат включению в налоговую базу на основании пункта 1 статьи 162 Кодекса, за исключением случаев, указанных в абзацах втором и третьем пункта 2 статьи 154 Кодекса. При этом суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным налогоплательщиками за счет указанных субсидий, подлежат вычету в порядке и на условиях, установленных статьями 171 и 172 Кодекса.

Упрощенная система налогообложения

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 главы 26 Кодекса при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении объекта налогообложения не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде инвестиций полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Также согласно подпункту 37 пункта 1 статьи 251 Кодекса не учитываются доходы в виде имущества и (или) имущественных прав, полученных по концессионному соглашению, соглашению о государственно-частном партнерстве, соглашению о муниципально-частном партнерстве в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением денежных средств, полученных от концедента или публичного партнера по указанным соглашениям.

Таким образом, денежные средства, полученные от концедента или публичного партнера по указанным соглашениям, учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Налог на имущество организаций

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 главы 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 374 Кодекса объектами налогообложения признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Статьей 378.1 Кодекса установлены особенности налогообложения имущества при исполнении концессионных соглашений, согласно которым имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера.

В силу данной нормы концессионер уплачивает налог на имущество организаций в отношении указанного имущества вне зависимости от порядка его учета на отдельном балансе концессионера и прав собственности на него.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Кодексом).

К облагаемым налогом на имущество организаций объектам недвижимого имущества при применении упрощенной системы налогообложения в соответствии с подпунктами 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса отнесены:

административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для этих целей;

жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Поэтому концессионер, применяющий упрощенную систему налогообложения, в отношении объектов концессионного соглашения, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, не освобождается от уплаты налога на имущество организаций и определяет налоговую базу в отношении этих объектов в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса исходя из кадастровой стоимости при условии, если эти объекты поименованы в соответствующем законе субъекта Российской Федерации, принятого в рамках пункта 2 статьи 378.2 Кодекса.

При этом объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, подлежат налогообложению при условии включения их в Перечень объектов недвижимого имущества, определяемого уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса.

В то же время согласно Федеральному закону N 115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются только объекты, указанные в статье 4 Федерального закона N 115-ФЗ, к которым в частности, не относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), а также офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания.

В отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 374 Кодекса (не указанных в подпунктах 1, 2 и 4 статьи 378.2 Кодекса), концессионер, применяющий упрощенную систему налогообложения, освобожден от уплаты налога на имущество организаций.

Статьей 7 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен перечень объектов имущества, в отношении которого предусмотрено заключение соглашения государственно-частного партнерства.

При этом особенности уплаты налога на имущество организаций при реализации проектов государственно-частного партнерства главой 30 Кодекса не установлены. В связи с этим налог на имущество организаций уплачивается организацией, реализующей данные проекты, в общеустановленном порядке, если иное не предусмотрено соответствующим законом субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

Минин ответил на вопросы концессионера, применяющего УСН, об НДС, налоге на имущество организаций и определении доходов для целей УСН.

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Жилищно-коммунальное хозяйство, риэлторская деятельность ›
  • Коммунальные услуги - оказание ›
  • Концессионные соглашения – налогообложение прибыли

Концессионные соглашения – налогообложение прибыли

Концессионные соглашения – налогообложение прибыли

Одним из направлений развития жилищно-коммунального хозяйства является развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства. Заключение концессионных соглашений регулируется Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ, и следует сказать, что с момента принятия этого закона в Российской Федерации появился мощный инструмент для привлечения частного капитала в российскую экономику.

О концессионных соглашениях, а также о налогообложении прибыли организациями – концессионерами мы и поговорим в этой статье.

Что представляет собой концессионное соглашение? Исходя из пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее – Закон № 115-ФЗ), концессионное соглашение представляет собой договор, по которому одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее – объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. Обязанностью концедента по концессионному соглашению является предоставление концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Иными словами, концессионное соглашение – это договор, в соответствии с которым концессионер за свой счет создает и (или) реконструирует, а также использует в своей деятельности определенное соглашением недвижимое имущество, причем имущество это будет находиться или находится в государственной или муниципальной собственности.

Из определения следует, что сторонами концессионного соглашения являются концедент и концессионер. В качестве концедента в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона № 115-ФЗ могут выступать:

– Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти;

– субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

– муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления.

Следует иметь в виду, что в некоторых случаях от имени концедента могут выступать не только органы государственной власти разных уровней, но и уполномоченные концедентом организации.

Со стороны концессионера могут выступать индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Иными словами, концессия представляет собой уступку государством на определенных условиях и на определенный срок своих имущественных прав и прав на отдельные виды хозяйственной деятельности негосударственным иностранным или отечественным компаниям и предпринимателям.

Перечень имущества, которое может стать объектом концессионного соглашения, содержит статья 4 Закона № 115-ФЗ. Не следует забывать о том, что объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, на момент заключения соглашения должен находиться в собственности концедента и должен быть свободным от прав третьих лиц. Причем концессионер, реконструирующий объект соглашения, не должен менять его целевого назначения, это недопустимо (пункты 4, 5 статьи 3 Закона № 115-ФЗ).

Объект концессионного соглашения и иное передаваемое по соглашению имущество отражаются на балансе концессионера, обособляются от его имущества. В отношении и объекта соглашения, и иного переданного по соглашению имущества концессионером ведется самостоятельный учет, осуществляемый в связи с исполнением обязательств по соглашению, и производится начисление амортизации таких объекта и имущества (пункт 16 статьи 3 Закона № 115-ФЗ).

Переходя к вопросам налогообложения прибыли, прежде всего, отметим следующее: передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению в соответствии с Законом № 115-ФЗ согласно подпункту 4.1 пункта 3 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) не признается реализацией товаров, работ или услуг.

Исчисление и уплата налога на прибыль регулируется, как Вы знаете, главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, на основании пункта 1 статьи 247 НК РФ признается прибыль, полученная налогоплательщиком, то есть, полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ.

Так вот доходы в виде имущества и (или) имущественных прав, полученных по концессионному соглашению, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются, что установлено подпунктом 37 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Согласно пункту 17 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

В письме Минфина Российской Федерации от 27 марта 2009 года № 03-03-05/51 отмечено, что из приведенных норм законодательства следует, что доходы в виде имущества и (или) имущественных прав, полученных по концессии по законодательству Российской Федерации, не признаются доходом для целей налогообложения прибыли на основании самостоятельной нормы подпункта 37 пункта 1 статьи 251 НК РФ и норма, установленная пунктом 17 статьи 270 НК РФ, в данном случае неприменима.

Выше мы отметили, что Законом № 115-ФЗ определено, что концессионер объект концессионного соглашения учитывает на своем балансе и производит начисление амортизации по этому объекту. Эта норма перекликается с абзацем 6 пункта 1 статьи 256 НК РФ, согласно которому амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с Законом № 115-ФЗ, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия концессионного соглашения в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Напомним, что в целях налогообложения прибыли амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

Как Вы знаете, в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения концессионер вносит концеденту концессионную плату, размер, форма, порядок и сроки внесения которой устанавливаются концессионным соглашением, при этом в некоторых случаях концессионная плата соглашением может не предусматриваться (статья 7 Закона № 115-ФЗ).

По мнению Минфина Российской Федерации, изложенному в письме от 20 октября 2010 года № 03-03-06/1/654, в случае если концессионная плата соглашением не предусмотрена, это обстоятельство с учетом существенных признаков концессионного соглашения, предусмотренных положениями статьи 3 Закона № 115-ФЗ, не является основанием для квалификации концессионного соглашения в качестве договора безвозмездного пользования в соответствии со статьей 423 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с Законом № 115-ФЗ, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия концессионного соглашения и в случае отсутствия концессионной платы по условиям соглашения в соответствии с Законом № 115-ФЗ.

Как определяется стоимость объекта концессионного соглашения? Согласно пункту 1 статьи 257 НК РФ первоначальная стоимость имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения и увеличенная на сумму расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение такого имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.

Рыночная стоимость имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", на что обращено внимание в уже названном нами письме Минфина № 03-03-06/1/654.

То есть, в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, на основании статьи 8 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение объектов оценки является обязательным.

Между тем, этой же статьей определено, что в отношении государственного или муниципального имущества, передаваемого по концессионному соглашению концедентом концессионеру, установление рыночной стоимости такого имущества не является обязательным, если иное не установлено Законом № 115-ФЗ.

В письме Минфина Российской Федерации от 27 марта 2009 года № 03-03-05/51 отмечено, что рыночная стоимость получаемого концессионером имущества формирует первоначальную стоимость объекта концессии, в отношении которого после его ввода в эксплуатацию амортизация начисляется в общеустановленном порядке.

Концессионер в целях налогообложения прибыли начисляет амортизацию по каждому переданному в концессию амортизируемому имуществу на период действия концессионного соглашения и включает ее в расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль, о чем сказано в письме Минфина Российской Федерации от 7 марта 2008 года № 03-03-06/1/165.

В письме от 27 марта 2009 года № 03-03-05/51 финансисты отметили, что необходимо иметь в виду, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 253 НК РФ суммы начисленной амортизации являются одним из видов расходов, связанных с производством и реализацией. При этом расходами согласно статье 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Из соотношения указанных норм НК РФ можно сделать вывод о том, что в общем случае затраты, которые не были осуществлены налогоплательщиком, не могут формировать расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль организации – концессионера, включая расходы в виде сумм начисленной амортизации.

Таким образом, если в ходе реализации концессионного соглашения в соответствии с условиями такого соглашения объекты амортизируемого имущества полностью или частично созданы за счет средств целевого бюджетного финансирования (не включаемых в состав доходов, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль), то, по мнению Минфина, налогоплательщик в этой части не осуществил затраты по созданию полностью или частично таких объектов, а суммы начисленной амортизации в отношении таких объектов (или из части) не отвечают базовому определению расходов, данному в статье 252 НК РФ, и не могут быть учтены в составе расходов организации.

Финансисты в том же письме отметили также, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 256 НК РФ амортизация по амортизируемому имуществу, созданному за счет бюджетных средств целевого финансирования, не начисляется. Таким образом, по мнению Минфина, оснований для неприменения данной нормы в отношении объектов концессионного соглашения не имеется.

Еще один вопрос следует рассмотреть в статье, а именно вопрос о внесении платы по концессионному соглашению, предусмотренной статьей 7 Закона № 115-ФЗ. Как установлено пунктом 1 названной статьи, концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта соглашения. Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока действия соглашения, так и в течение отдельных его периодов. Размер платы, форма, порядок и сроки ее внесения концессионером устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.

Концессионная плата может быть установлена в форме:

– определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;

– установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

– передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.

Соглашением может быть предусмотрено сочетание указанных выше форм концессионной платы.

Также следует обратить внимание на то, что если концессионер реализует производимые товары, выполняет работы или оказывает услуги по регулируемым ценам (тарифам) или с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), а также в случаях, если условиями концессионного соглашения предусмотрены принятие концедентом на себя части расходов на создание и (или) реконструкцию, использование (эксплуатацию) объекта соглашения или плата концедента по концессионному соглашению, концессионная плата может не предусматриваться соглашением (часть 1.1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ).

Учитывается ли вносимая концессионером плата по соглашению в целях налогообложения прибыли? Да, учитывается. Как сказано в подпункте 10.1 пункта 1 статьи 264 НК РФ концессионная плата относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 – 320 НК РФ.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

В случае если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Таким образом, при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций концессионер имеет право относить на расходы концессионную плату за право владения и пользования объектом концессионного соглашения в том периоде, в котором эти расходы возникают из условий соглашения. Такой вывод содержит письмо Минфина Российской Федерации от 22 мая 2012 года № 03-07-11/151.

Российский бухгалтер, N 10, 2018 год
Рубрика: Практикум бухгалтера
Виталий Семенихин,
эксперт журнала

Концессионные соглашения: особенности заключения, учет и налогообложение

Одним из направлений развития жилищно-коммунального хозяйства является развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений. Переход от договоров аренды систем коммунальной инфраструктуры к концессионным соглашениям позволяет, с одной стороны, в максимальной степени защитить вложения инвесторов, с другой - сохранить в государственной и муниципальной собственности системы жизнеобеспечения.

Итак, Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ) был принят 21 июля 2005 г., но поскольку российский институт концессии постоянно совершенствуется, в закон не единожды вносились изменения.

Так что же представляет собой концессия? Для ответа на этот вопрос обратимся к части 1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ.

Концессионное соглашение представляет собой договор, по которому одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. Обязанностью концедента по концессионному соглашению является предоставление концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Иными словами, концессионное соглашение - это договор, в соответствии с которым концессионер за свой счет создает и (или) реконструирует, а также использует в своей деятельности определенное соглашением недвижимое имущество, причем имущество это находится в государственной или муниципальной собственности.

По сути, концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров. К отношениям сторон по такому договору применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из Закона N 115-ФЗ или из существа концессионного соглашения (часть 2 статьи 3 Закона N 115-ФЗ).

Перечень имущества, которое может стать объектом концессионного соглашения, содержит статья 4 Закона N 115-ФЗ, согласно части 1 которой объектом концессионного соглашения могут являться, в частности:

объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии (пункт 10 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ);

объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (пункт 11 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ);

объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов (пункт 17 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ);

объекты коммунальной инфраструктуры или объекты коммунального хозяйства, не указанные в пунктах 10, 11 и 17 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ, в том числе объекты энергоснабжения, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий (пункт 18 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ);

Далее мы будем именовать перечисленные выше объекты объектами ЖКХ.

Обратите внимание!

Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, на момент заключения соглашения должен находиться в собственности концедента и на момент передачи его концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. Причем концессионер, реконструирующий объект соглашения, не должен менять его целевого назначения, это недопустимо (части 4, 5 статьи 3 Закона N 115-ФЗ).

Сторонами концессионного соглашения являются концедент и концессионер. В качестве концедента в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 115-ФЗ могут выступать:

Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти;

субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления.

В некоторых случаях от имени концедента могут выступать не только органы государственной власти разных уровней, но и уполномоченные концедентом организации.

В случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты ЖКХ, принадлежащие государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, такое предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии Законом N 115-ФЗ. Осуществляемые таким предприятием полномочия концедента, в том числе полномочия по передаче объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, определяются концессионным соглашением. При этом такое государственное или муниципальное унитарное предприятие передает концессионеру права владения и пользования недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, и подписывает соответствующие акты приема-передачи (часть 1.1 статьи 5 Закона N 115-ФЗ).

В случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты ЖКХ, принадлежащие на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, такое учреждение может участвовать на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществлять отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с Законом N 115-ФЗ, при условии, что в результате передачи этого имущества по концессионному соглашению такое учреждение не лишится возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом. Осуществляемые таким учреждением полномочия концедента определяются решением о заключении концессионного соглашения (часть 1.2 статьи 5 Закона N 115-ФЗ).

Концессионером может быть индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Иными словами, концессия представляет собой уступку государством на определенный срок и на определенных условиях своих имущественных прав и прав на отдельные виды хозяйственной деятельности негосударственным иностранным или отечественным компаниям и коммерсантам.

Перемена лиц по концессионному соглашению путем уступки требования или перевода долга допускается с согласия концедента с момента ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения. Концессионер не вправе передавать в залог свои права по концессионному соглашению. В случае перемены лиц по концессионному соглашению не допускается внесение изменений в условия концессионного соглашения, определяющие технические характеристики объекта концессионного соглашения (часть 2 статьи 5 Закона N 115-ФЗ).

Замена лица по концессионному соглашению в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед кредитором осуществляется путем проведения концедентом конкурса в целях замены лица по концессионному соглашению. Требования к такому конкурсу установлены частью 5 статьи 5 Закона N 115-ФЗ.

Существенным условием концессионного соглашения является срок его действия, устанавливаемый соглашением с учетом следующих факторов, определенных частью 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ:

срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения;

объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, срока окупаемости таких инвестиций, срока получения концессионером объема валовой выручки, определенных концессионным соглашением;

срока исполнения других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению.

Срок действия концессионного соглашения может быть продлен, но не более чем на пять лет, по соглашению сторон на основании решения:

Правительства Российской Федерации - (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация);

Высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации);

Местной администрации муниципального образования - (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование).

Продление срока действия концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации или муниципальное образование, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом (часть 2 статьи 6 Закона N 115-ФЗ).

Основания, по которым может быть продлен срок действия концессионного соглашения, а также порядок согласования антимонопольным органом продления срока действия концессионного соглашения закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. N 368 "Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения".

Плата по концессионному соглашению предусмотрена статьей 7 Закона N 115-ФЗ. Как установлено частью 1 названной статьи, концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта соглашения. Внесение платы может предусматриваться как в течение всего срока действия соглашения, так и в течение отдельных его периодов. Размер платы, форма, порядок и сроки ее внесения концессионером устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.

Концессионная плата согласно части 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ может быть установлена в форме:

определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;

установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.

Соглашением может быть предусмотрено сочетание указанных выше форм концессионной платы.

Как заключается концессионное соглашение? Из статьи 13 Закона N 115-ФЗ следует, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения соглашения, за исключением случаев, о которых мы скажем позже.

Соглашения в сфере ЖКХ заключаются в соответствии с уже названным Примерным соглашением N 748 и должны включать в себя все существенные условия, установленные Законом N 115-ФЗ. Помимо этого, соглашения могут включать в себя условия, не урегулированные Примерным соглашением N 748, и не противоречащие законодательству Российской Федерации и конкурсной документации.

Конкурс на право заключения концессионного соглашения согласно статье 21 Закона N 115-ФЗ может быть открытым и закрытым. Разница между открытым и закрытым конкурсом заключается в том, что заявки на участие в открытом конкурсе могут представлять любые лица, участие в закрытом конкурсе могут принимать только лица, которым направлены приглашения о принятии участия в таком конкурсе в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.

Закрытый конкурс мы рассматривать не будем, поскольку проводятся такие конкурсы, если соглашение заключается в отношении объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, а также в отношении объектов, имеющих стратегическое значения для безопасности государства.

Рассмотрим порядок проведения открытого конкурса на заключение концессионного соглашения.

Решением о проведении открытого конкурса должны быть установлены:

условия концессионного соглашения в соответствии со статьями 10 и 42 Закона N 115-ФЗ (далее - условия конкурса);

критерии конкурса и параметры критериев конкурса;

срок опубликования сообщения о проведении открытого конкурса. Сообщение публикуется в определяемом концедентом официальном издании и размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок, установленный конкурсной документацией, не менее чем за 30 рабочих дней до дня истечения срока представления заявок на участие в конкурсе. Сведения, которые должны быть указаны в сообщении о проведении конкурса, содержит статья 26 Закона N 115-ФЗ;

орган, уполномоченный концедентом на утверждение конкурсной документации и внесение в нее изменений, а также на создание конкурсной комиссии и утверждение ее персонального состава. Отметим, что число членов конкурсной комиссии не может быть менее 5 человек (статья 25 Закона N 115-ФЗ), причем членами комиссии не могут быть граждане, представившие заявки на участие в конкурсе или состоящие в штате организаций, подавших заявки, либо граждане, являющиеся акционерами (участниками) этих организаций, членами их органов управления или аффилированными лицами участников конкурса.

Конкурсная документация согласно статье 23 Закона N 115-ФЗ должна содержать, в частности, следующие сведения:

состав и описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества;

требования, предъявляемые к участникам конкурса и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников;

критерии конкурса и параметры критериев;

исчерпывающий перечень документов, материалов и формы их представления заявителями, участниками конкурса;

порядок представления заявок на участие в конкурсе и предъявляемые к ним требования, а также место и срок представления заявок;

порядок, место и срок предоставления конкурсной документации, а также порядок предоставления разъяснений положений конкурсной документации (разъяснения в письменной форме представляются в том случае, если запрос поступил не позднее чем за 10 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в конкурсе; разъяснения направляются каждому заявителю не позднее чем за 5 рабочих дней до истечения срока представления заявок на участие в конкурсе);

указание на способы обеспечения концессионером исполнения обязательств по концессионному соглашению, а в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, требование о предоставлении победителем конкурса в целях обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению безотзывной банковской гарантии в соответствии с требованиями, установленными частью 4 статьи 42 Закона N 115-ФЗ, но не менее чем в определенном конкурсной документацией размере;

Специфической формой взаимодействия государства и частных лиц в области эффективного использования недвижимости, находящейся в государственной или муниципальной собственности, является концессионное соглашение, заключаемое на основании Федерального закона «О концессионных соглашениях».

Понятие концессионного соглашения

Концессионное соглашение представляет собой один из видов государственно-частного партнерства, которое направлено на привлечение инвестиций в создание или реконструкцию объектов недвижимости.

Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» регулирует отношения, которые возникают в связи с разработкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, провозглашает права, обязанности, а также гарантии прав и интересов сторон соглашения.

Согласно концессионному соглашению, концессионер - хозяйствующий субъект обязуется за собственные средства возвести или реконструировать объект недвижимого имущества, а в результате осуществления таких работ, когда определенный концессионным соглашением объект недвижимости будет создан или реконструирован, получить его на определенный срок во владение и пользование от концедента с условием внесения ему соответствующих платежей - концессионной платы.

Данный договор является смешанным, то есть он содержит в себе элементы других договоров, например, элементы договора строительного подряда и аренды.

Таким образом, концессионное соглашение содержит в себе несколько сделок, которые осуществляются в определенной последовательности.

На первом этапе концедент предоставляет концессионеру недвижимое имущество – земельный участок или объект строительства (здание или сооружение). В зависимости от вида предоставленного недвижимого имущества и условий договора, концессионер обязуется возвести на земельном участке здание или сооружение либо реконструкцию уже имеющегося объекта строительства.

На следующем этапе концессионер использует возведенный или реконструированный объект недвижимости в своих целях в течение всего срока, установленного соглашением.

По своей юридической природе концессионное соглашение является:

  1. Консенсуальным – вступает в силу с момента заключения, а исполняется уже после подписания.
  2. Срочным – всегда заключается на определенный срок.
  3. Взаимным - обе стороны имеют права и несут обязанности.
  4. Возмездным – наличие материальной выгоды в результате исполнения соглашения у каждой из сторон.
  5. Двусторонним – наличие прав и обязанностей двух равноправных сторон, а также необходимость выражения согласованной воли обеих сторон для его заключения.

Типовые формы концессионных соглашений для различных видов деятельности устанавливаются Правительством РФ, однако, в отношении гидротехнических сооружений, аэродромов и других особых отраслей приведены в соответствующих законах.

Существенные условия концессионного соглашения

Для концессионных соглашений законодательством предусмотрены определенные условия, по которым должно быть достигнуто согласие сторон, при отсутствии которых договор не может считаться заключенным. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» называет такие условия существенными и относит к ним следующие условия:

  • Предмет концессионного соглашения;
  • Обязанности сторон по осуществлению деятельности, которая предусмотрена соглашением;
  • Срок концессионного соглашения;
  • Объект концессионного соглашения (его описание и состав);
  • Порядок предоставления концессионеру недвижимого имущества, которое предназначено для осуществления деятельности, определенной соглашением сторон.
  • Цели и срок использования объекта соглашения.
  • Иные существенные условия, предусмотренные законодательством.

Перечень существенных условий является открытым, поскольку концессионные соглашения в отдельных отраслях деятельности, помимо Федерального закона «О концессионных соглашениях», регулируются специальным законодательством, в котором предусмотрены дополнительные условия, присущие конкретному виду деятельности.

Помимо существенных, законодательство устанавливает иные условия концессионного соглашения, которые в большинстве случаев предусмотрены соглашением. Такой перечень условий не является исчерпывающим, это означает, что стороны концессионного соглашения по своей воле могут включить в концессионное соглашение и иные условия. К ним относятся:

  • Объемы оказания услуг, выполнения работ, производства товаров при осуществлении деятельности, которая предусмотрена соглашением.
  • Порядок установления и изменения цен на выполненные работы, оказанные услуги и произведенные товары.
  • Объем денежных средств, инвестированных в создание либо реконструкцию объекта соглашения.
  • Срок сдачи в эксплуатацию объекта концессионного соглашения, с предусмотренными в договоре техническими и экономическими показателями.
  • Обязанности концессионера по реализации выполненных работ, оказанных услуг, произведенных товаров на внутреннем рынке в течение срока, предусмотренного соглашением сторон, а также другим условием.

Стороны концессионного соглашения

Сторонами концессионного соглашения, в соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях», признаются концедент и концессионер.

Обладателем права собственности на объект такого соглашения является концедент, в качестве которого могут выступать:

  • Государство, от имени которого действует Правительство РФ или федеральный орган исполнительной власти, который был уполномочен на то Правительством, в случае если соглашение заключено в отношении объектов, право собственности на которые принадлежит государству или в отношении объектов соглашения, которые имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности и обороноспособности государства.
  • Субъект РФ, интересы которого представляет орган государственной власти субъекта РФ, в случае, когда концессионное соглашение заключено в отношении объектов, принадлежащих на праве собственности субъекту РФ.
  • Муниципальное образование, от имени которого действует орган местного самоуправления, в случае, когда концессионное соглашение заключено в отношении объектов, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Концессионером признается организация, индивидуальный предприниматель либо, действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества, два и более юридических лица. При этом, концессионер может как являться резидентом РФ, так и не быть таковым.

Исходя из положений законодательства, стороны концессионного соглашения должны обладать общей правоспособностью.

В науке выделены некоторые проблемы относительно субъектов концессионного соглашения. Например, на стороне концедента могут выступать Российская Федерация, ее субъекты либо муниципальные образования. Однако, полномочия различных органов власти не конкретизированы законодательством. Также множественность лиц на стороне концедента недопустима, но несмотря на это договор может затрагивать одновременно интересы как муниципального образования, так и Российской Федерации или ее субъектов.

Срок концессионного соглашения

Концессионное соглашение является срочным договором. Такой признак вытекает из определения концессионного соглашения, которое предусматривает предоставление концессионеру прав владения и пользования объектом соглашения на срок, установленный концессионным соглашением. Исходя из этого срок действия соглашения признается его существенным условием.

Срок действия концессионного соглашения определяется соглашением сторон, с учетом срока создания или реконструкции объекта концессионного соглашения, а также объема денежных вкладов в создание или реконструкцию такого объекта. Помимо этого, учитывается срок окупаемости таких денежных вкладов и других обязательств сторон по концессионному соглашению.

Как правило, концессионные соглашения являются продолжительными – обычно 25 лет. Мировая практика основывается на таких же принципах, что и национальная. Например, в большинстве стран Европы обычный срок концессионного соглашения составляет 30-50 лет.

Российское законодательство же не содержит конкретных требований к максимальному сроку концессионного соглашения. Поэтому срок концессионного соглашения определяется сторонами.

Ответственность сторон концессионного соглашения

Федеральный закон «О концессионных соглашениях» предусматривает положения, касающиеся ответственности субъектов договора. Ответственность концессионера за качество объекта соглашения предусмотрена статьей 12 вышеуказанного закона.

Концессионер ответственен перед концедентом за допущенное при возведении либо реконструкции объекта соглашения нарушение требований, предусмотренных договором, или требований проектной документации, технических регламентов, иных обязательных требований.

При нарушении установленных соглашением требований, концедент имеет право требовать от концессионера устранения такого нарушения безвозмездно в установленные концедентом сроки. Концедент имеет право требовать от концессионера возмещения причиненных убытков, если нарушение установленных требований не было устранено в установленный концедентом разумный срок, а также, если такие нарушения являются существенными.

Ответственность за качество предоставленного объекта концессионер несет перед концедентом в течение срока, предусмотренного концессионным соглашением. В случае, если такой срок не предусмотрен, то в течение 5 лет со момента передачи объекта.

Пятница
21 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

О применении НДС при досрочном расторжении концессионного соглашения, если концедент компенсировал расходы концессионера

Вопрос: О применении НДС при досрочном расторжении концессионного соглашения, если концедент компенсировал расходы концессионера.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 ноября 2014 г. N 03-07-11/60275

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при досрочном расторжении концессионного соглашения Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" в случае досрочного расторжения концессионного соглашения концессионер вправе потребовать от концедента возмещения расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, за исключением понесенных концедентом расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Кроме того, подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса предусмотрено, что налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Учитывая изложенное, в случае расторжения в том числе до начала строительства объекта соглашения, предусматривающего передачу концессионером концеденту товаров, результатов работ, в частности проектной документации, подготовленной концессионером до даты прекращения действия соглашения, с компенсацией их стоимости, данная передача признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость и, соответственно, у концессионера возникает обязанность по исчислению и уплате налога. При этом на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 171 Кодекса обязанность по восстановлению сумм налога, ранее принятых к вычету по данным товарам (работам), у концессионера не возникает.
В случае если при расторжении соглашения передача концессионером товаров, результатов работ не осуществляется, то денежные средства, полученные концессионером от концедента в порядке компенсации расходов концессионера, в налоговую базу у концессионера не включаются на основании вышеназванной нормы статьи 162 Кодекса. При этом суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по товарам (работам, услугам), компенсация расходов на приобретение которых в налоговую базу не включается, подлежат восстановлению концессионером на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
О.Ф.ЦИБИЗОВА

Читайте также: