Налоги в московский бюджет

Опубликовано: 26.03.2024

  • Налоги и сборы, зачисляемые в бюджет г. Москвы
  • Налог на имущество организаций
  • Налог на игорный бизнес
  • Транспортный налог
  • Земельный налог
  • Налог на имущество физических лиц
  • Торговый сбор
  • Налог на прибыль организаций (в части, зачисляемой в бюджет г. Москвы)
  • Упрощенная система налогообложения
  • +
    –
    Патентная система налогообложения
    • Налоговая ставка в размере 0 %
    • Размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода

Налоги и сборы, зачисляемые в бюджет г. Москвы

Налог на имущество организаций

Налоговая ставка на имущество организаций.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Авансовые платежи по налогу по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Закон г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64

Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

См. льготы по уплате налога на имущество

Налог на игорный бизнес

Порядок и срок уплаты

за один процессинговый центр букмекерской конторы

Закон г. Москвы от 21 декабря 2011 г. N 69

за один процессинговый центр тотализатора

за один пункт приема ставок тотализатора

за один пункт приема ставок букмекерской конторы

Наименование объекта налогообложения

Порядок и срок уплаты

Льготы по уплате налога

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

- не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Ст. 4 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. N 33

Закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. N 33

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 125 л.с. (свыше 73,55 кВт до 91,94 кВт) включительно

свыше 125 л.с. до 150 л.с. (свыше 91,94 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 175 л.с. (свыше 110,33 кВт до 128,7 кВт) включительно

свыше 175 л.с. до 200 л.с. (свыше 128,7 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 225 л.с. (свыше 147,1 кВт до 165,5 кВт) включительно

свыше 225 л.с. до 250 л.с. (свыше 165,5 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 110 л.с. (до 80,9 кВт) включительно

свыше 110 л.с. до 200 л.с. (свыше 80,9 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

Порядок и срок уплаты

Льготы по уплате

- в отношении земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства и дачного строительства, включая земли, относящиеся к имуществу общего пользования;

Налогоплательщики-организации уплачивают налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налогоплательщики - физические лица не уплачивают авансовые платежи по налогу.

Ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74

Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74

- в отношении земельных участков, занятых автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

- в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Москве и используемых для сельскохозяйственного производства, а также в отношении земельных участков, предоставленных и используемых для эксплуатации объектов спорта, в том числе спортивных сооружений;

- в отношении прочих земельных участков.

Налог на имущество физических лиц

Объект налогообложения в отношении которого устанавливается налог

Порядок и срок уплаты

Льгота по уплате

В отношении жилых домов, жилых помещений, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), а также в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, в следующих размерах:

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом

Закон г. Москвы от 19 ноября 2014 г. N 51

- до 10 млн. руб. (включительно);

- свыше 10 млн. руб. до 20 млн. руб. (включительно);

- свыше 20 млн. руб. до 50 млн. руб. (включительно);

- свыше 50 млн. руб. до 300 млн. руб. (включительно).

В отношении гаражей и машиномест.

В отношении объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом.

В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п 7 ст 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абз 2 п 10 ст 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. руб.

В отношении прочих объектов налогообложения.

Торговый сбор
г. Москва

Вид торговой деятельности

Ставка торгового сбора (рублей за квартал)

Льготы по торговому сбору

Порядок и срок уплаты

Торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями), и нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной розничной торговли) в:

Освобождается от обложения торговым сбором использование объектов движимого или недвижимого имущества для осуществления следующих видов торговой деятельности:

1) розничная торговля, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов;

2) торговля на ярмарках выходного дня, специализированных ярмарках и региональных ярмарках;

3) торговля через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, расположенные на территории розничных рынков;

4) разносная розничная торговля, осуществляемая в зданиях, сооружениях, помещениях, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений.

Освобождаются от уплаты торгового сбора:

1) организации федеральной почтовой связи;

2) автономные, бюджетные и казенные учреждения.

Уплата сбора производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения.

В случае представления от уполномоченного органа информации о выявленных объектах обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, налоговый орган направляет плательщику сбора требование об уплате сбора в срок не позднее 30 дней со дня поступления указанной информации.

Закон г. Москвы от 17 декабря 2014 г. N 62

1) районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы;

81 000 за объект осуществления торговли

2) районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы;

28 350 за объект осуществления торговли

3) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы

40 500 за объект осуществления торговли

Развозная и разносная розничная торговля

40 500 за объект осуществления торговли

Торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами:

1) до 50 кв. м (включительно), расположенные в:

а) районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы;

60 000 за объект осуществления торговли

б) районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы;

21 000 за объект осуществления торговли

в) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы;

30 000 за объект осуществления торговли

2) свыше 50 кв. м, расположенные в:

1 кв. м площади торгового зала

а) районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы;

1200 рублей за каждый кв. м площади торгового зала, не превышающей 50 кв. м, и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв. м площади торгового зала свыше 50 кв. м

б) районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы;

420 рублей за каждый кв. м площади торгового зала, не превышающей 50 кв. м, и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв. м площади торгового зала свыше 50 кв. м

в) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы

600 рублей за каждый кв. м площади торгового зала, не превышающей 50 кв. м, и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв. м площади торгового зала свыше 50 кв. м

Организация розничных рынков

50 за 1 кв. м площади розничного рынка

Налог на прибыль организаций
(в части, зачисляемой в бюджет г. Москвы)

Москва — крупнейший российский регион по масштабу экономики и размеру бюджета, численности и доходам населения. ВВП Москвы (ВРП) в 2 раза превышает показатель Украины и находится на уровне Финляндии , а бюджет столицы России сопоставим с крупнейшими городами мира. Разберемся в источниках доходов московского бюджета и сравним с остальной Россией.

Доля Москвы в показателях России

Централизованная модель управления страной отражается на концентрации ресурсов в Москве. В большинстве стран крупнейшие города являются экономическими и культурными центрами, привлекают наиболее активное и образованное население, но в России еще с советского периода (и даже раньше) это проявляется особенно ярко.

В Москве постоянно проживает 8,6% населения России (12,6 млн. человек), но вклад города в экономику и бюджетную сферу страны в 2-3 раза выше. Доля Москвы от общероссийских значений: 23,4% в доходах региональных бюджетов, 21% в экономике (ВРП), 20% и 18% в фонде оплаты труда и доходах населения, 15,2% в розничном товарообороте.

Бюджет Москвы — отражение экономики страны

Как наполняется бюджет Москвы

В структуре экономики Москвы преобладает сфера услуг, в городе концентрируются головные офисы крупного бизнеса, масштабный госсектор и федеральные ведомства, банки, представительства международных корпораций. Это отражается на высоких официальных доходах населения и емком платёжеспособном спросе, что формирует крупнейший в стране розничный рынок товаров и услуг.

Московский бюджет — около 2,6 трлн. рублей в год, а большая часть казны наполняется за счет 2 налогов на население и бизнес: налога на доходы физлиц (39,5%) и налога на прибыль организаций (32,8%). На поступления НДФЛ дополнительно влияют жители соседних с Москвой областей (прежде всего Московской области), которые работают в московских компаниях, перечисляющих НДФЛ в бюджет столицы.

Москва и другие регионы

В остальных регионах России картина бюджетных поступлений отличается от московской: НДФЛ остается основным бюджетонаполняющим налогом, но его вклад из-за менее высоких зарплат существенно ниже (26,6%). Налог на прибыль организаций (22,8%) по размеру сопоставим с трансфертами (22,9%), что свидетельствует как о сверхцентрализации ресурсов в Москве, так и о слабости большой части региональных экономик и зависимости от помощи федерального центра. Подтверждением чрезмерной централизации служит высокая доля (больше 25%) налога на прибыль и НДФЛ, собираемых в Москве от суммы по России.

Столица России дополнительно зарабатывает около 7-8% бюджета (200 млрд. руб в год) на сдаче (или продаже) городского имущества в аренду и размещении свободных денег на депозитах или в ценных бумагах. Это больше годового бюджета Новосибирской или Кемеровской областей. По структуре доходов ближе всего к Москве бюджет Санкт-Петербурга, но его размер в 4 раза меньше московского в абсолютном выражении и в 2 раза на душу населения.

Москва самостоятельно справляется с финансированием бюджетных расходов, относящихся к полномочиям города, поэтому доля федеральной помощи (трансфертов) — минимальна (2,7%) и связана с целевыми субсидиями и субвенциями. Более того, город не всегда успевает потратить полученные налоги.

Это создает перекосы в сторону финансирования городского благоустройства и транспорта, на которые Москва тратит больше, чем все остальные регионы России вместе взятые (50-70% всех затрат на благоустройство и транспортный комплекс в стране). Расходам Москвы будет посвящена отдельная статья.

Кто платит в бюджет Москвы?

Больше всего налогов в бюджет Москвы платят предприятия торговли (21,9%), банки и страховые компании (16,1%), а также профессиональные организации (проектные, научные и управляющие компании). Эти компании часто обслуживают не только население и бизнес Москвы, но и охватывают многие регионы России. Объекты розничной торговли Москвы дополнительно платят торговый сбор (8 млрд рублей в год).

Существует распространённое заблуждение о высокой доле нефтегазовых налогов в бюджете Москвы , на самом деле она минимальна, поскольку рентные нефтяные налоги (НДПИ и экспортные пошлины) поступают в федеральный бюджет, а налог на прибыль нефтегазовых компаний в значительной степени остаётся в регионах добычи.

В остальной России ситуация отличается от Москвы преобладанием в региональных бюджетах налоговых платежей от промышленности (обрабатывающей и добывающей) и в меньшей степени торговли и финансов. Это соответствует структуре экономики, централизации финансовой и административной деятельности в стране.

Заходите на сайт , подписывайтесь на telegram и дзен , чтобы читать интересные статьи. Автор — кандидат экономических наук.


С 1 января 2021 года изменились правила обложения доходов НДФЛ: введена прогрессивная шкала налогообложения, изменились реквизиты платёжного поручения по НДФЛ. Расскажем, как рассчитывать и уплачивать в бюджет налог на доходы физлиц с учётом всех изменений.

Новая ставка по НДФЛ

С 1 января 2021 года введена новая налоговая ставка по НДФЛ. Теперь доходы, превышающие 5 млн. рублей, облагаются НДФЛ по ставке 15 %.

Изменение коснулось таких доходов, как заработная плата, дивиденды, купонные доходы по облигациям и доходы из-за рубежа, от ценных бумаг, в том числе от их продажи, от предпринимательской деятельности и др. Исключение составляют доходы от продажи имущества — если продать квартиру более чем за 5 млн рублей, ставка НДФЛ всё равно останется 13%. В налоговую базу также не включаются страховые и пенсионные выплаты.

Не изменился и порядок обложения доходов, с которых удерживает НДФЛ налоговый агент. Если размер налоговой базы больше 5 млн. рублей, то ставка 15 % применяется только к части дохода, превышающей эту сумму.

Бывает так, что физическое лицо получает доход от нескольких работодателей, и размер каждой из выплат не превышает 5 млн рублей, а в сумме — превышает. В таком случае в конце года налоговая самостоятельно посчитает НДФЛ с общей суммы и направит уведомление налогоплательщику.

Граждане, которые сами декларируют доход, при расчёте налога не учитывают доходы, полученные от налоговых агентов. ФНС самостоятельно рассчитает общую сумму дохода и пришлёт налоговое уведомление.

Также изменилось обложение НДФЛ процентов по вкладам в банках. Теперь они облагаются налогом по ставке 13 % с суммы, превышающей необлагаемый минимум. Он рассчитывается путём умножения 1 млн. рублей на ключевую ставку Банка России на первое число налогового периода. При этом сам вклад и его возврат налогом не облагаются. Также не входят в налоговую базу проценты по всем рублёвым счетам, у которых ставка не превышает 1 % годовых и по счетам эскроу.

Новые правила налогообложения процентов по вкладам действуют с 1 января 2021 года, но первый раз заплатить налог с их учётом нужно только в 2022 году.

Новые реквизиты платёжных поручений

Кроме правил налогообложения, изменились и правила заполнения платёжного поручения по налогам и взносам.

В платёжке по НДФЛ появился новый КБК — для повышенной налоговой ставки. Если доход одних сотрудников превышает 5 млн рублей, а других — нет, придётся заполнять два платёжных документа с разными КБК.

Доход физлица не превышает 5 млн рублей

Доход физлица превышает 5 млн рублей

КБК 182 1 01 02010 01 1000 110

КБК 182 1 01 02080 01 1000 110

Изменения в платёжке коснулись блока «Сведения о банке получателя» :

  • новый БИК банка получателя средств;
  • наименование банка получателя средств;
  • номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав ЕКС);
  • номер счета получателя (номер казначейского счета);
  • номер действующего банковского счета территориального органа Казначейства в подразделениях ЦБ РФ на балансовом счете № 40101.

До 30 апреля 2021 года действует переходный период — в это время банки будут принимать и исполнять платёжные поручения со старыми и с новыми реквизитами. С 1 мая платёжку со старыми реквизитами уже не примут.

Новые реквизиты Федерального казначейства действуют для всех платёжных поручений по налогам и взносам.

Новые правила заполнения платёжного поручения

Заполняйте платёжку по НДФЛ с учётом следующих правил.

  • Статус плательщика заполняйте в зависимости от того, кем является плательщик: ИП в поле 101 должен вписать код 09 (при оплате НДФЛ за себя), а налоговый агент (ИП или организация) — код 02.
  • Поле 104 заполняйте с учетом изменений классификатора КБК на 2021 год. Для уплаты НДФЛ с зарплаты и вознаграждений по договорам ГПХ укажите код 182 1 01 02010 01 1000 110. А налог с дохода свыше 5 млн рублей считайте по ставке 15% и платите по новому КБК — 182 1 01 02080 01 1000 110.
  • В поле 105 впишите код ОКТМО в соответствии с действующим общероссийским классификатором.
  • В поле 106 отразите код «ТП», если платите НДФЛ в текущем расчётном периоде. Например, если в феврале перечисляете налог с январской зарплаты. Для пеней и штрафов действуют другие коды.
  • В поле 107 укажите налоговый период по стандартным правилам. Например, если платите подоходный налог за январь 2021 года отразите: МС:01.2021.
  • Очередность перечисления для обычных платежек — код «15». Для налога по требованию используйте код «3». Поле 22 «УИН» заполняется, если платите налог или пеню по требованию. При заполнении платежки для текущих платежей в поле 22 проставьте «0».

Образец платёжного поручения с новыми реквизитами


Изменилась и форма расчёта налога 6-НДФЛ. Сдавайте расчёт 6-НДФЛ и другую отчётность в электронном виде с помощью веб-сервиса «Астрал Отчет 5.0» . Умный редактор отчётов поможет разобраться в заполнении новых форм, а список дел на главной странице напомнит о сроках сдачи.


Расим Назаров - руководитель налоговой практики

Управляющий партнер. Руководитель налоговой практики.

С учётом роста налоговой нагрузки на бизнес и совершенствованию работы фискальных органов в налоговом администрировании, нельзя недооценить важность бюджета по налогам.

Составление бюджета по налогам — это, если так можно сказать, вишенка всего процесса бюджетирования. Для составления бюджета по налогам должен быть отлажен весь процесс бюджетирования, четко определена финансовая структура компании с определением центров финансовой ответственности.Бюджет формируется исходя из целей компании, а цели компании - это все-таки желаемое видение реальности, и для его реализации необходимо поработать, при этом внешняя среда или форс-мажоры могут внести свои коррективы.Формирование бюджета может позволить превентивно реагировать на возможные проблемы с налогообложением в будущем.

Поскольку для составления бюджета по налогам необходимо понимать особенности исчисления налогов и страховых взносов, составление данного бюджета необходимо вверить наиболее компетентному и квалифицированному сотруднику в этой области, в нашем случае это главный бухгалтер, но в некоторых компаниях есть позиции налоговых менеджеров и, возможно, это именно ему стоить поручить данную задачу. Каким центром финансовой ответственности будет являться данный сотрудник или подразделение вопрос дискуссионный. Некоторые компании посчитают это центром затрат, некоторые центром учета, а, может быть, в отношении разных налогов - и то и другое. Все зависит от того, как компания понимает возможности влияния на сумму налогов.

В нашем случае мы определили данный ЦФО как центр учета, но при этом у нас установлены целевые показатели по налоговой нагрузке и налоговым рискам для контроля исполнения налоговой функции. Это обусловлено тем, что на исчисление каких-то налогов главный бухгалтер повлиять не может, например, на зарплатные налоги, поскольку размер заработной платы определяется топ-менеджментом компании. Но, например, в случае с налогом на прибыль главный бухгалтер может в какой-т остепени влиять на сумму налога, используя легальные способы налоговой оптимизации в виде накопленных убытков, амортизационной премии, создания резервов и т.д.

Теперь давайте подробней рассмотризначимые налоги.

Поскольку НДС к уплате в бюджет определяется как сумма исчисленного НДС уменьшенная на сумму налоговых вычетов и увеличенная на сумму восстановленного НДС (п.1 ст. 173 НК РФ), для расчета бюджета по НДС необходимо понимать структуру облагаемой НДС выручки и затрат, поскольку выручка формирует исчисленный НДС, а затраты формируют вычеты по НДС. Соответственно, мы планируем выручку и затраты с признаком облагаемых и освобождаемых от налогообложения НДС операций, где это возможно. Да по факту возникают расхождения, потому что по не существенным затратам мы не можем спланировать у какого поставщика мы будем покупать и соответственно какую систему налогообложения он будет применять.

Компании, осуществляющие как облагаемые НДС, так и освобождаемые от налогообложения операции должны прогнозировать структуру таких доходов, потому что в зависимости от структуры облагаемых и необлагаемых доходов ст. 170 НК РФ предусмотрены правила учета «входящего» НДС: он может быть принят к вычету полностью или частично, учтен в стоимости актива (п. 4 ст. 170 НК РФ) или восстановлен (в отношении активов и операций, указанных в п. 3 ст. 170 НК РФ). Наличие таких особенностей обуславливает необходимость ведения прогнозного регистра облагаемые НДС, так и освобождаемые от налогообложения операции.

Кроме того, для исчисления НДС сотруднику, отвечающему за подготовку бюджета по налогам,необходимо знать суммы входящих и исходящих денежных потоков, связанные с расчетами с контрагентами по операционной деятельности. Это связанно с тем, что при получении оплаты, частично оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), имущественных прав компания должна исчислить НДС (абз. 2 п. 1 ст. 154 НК РФ, п. 1 ст. 166 НК РФ), а при отгрузке принять к вычету (п. 8 ст. 171 НК РФ, п. 6 ст. 172 НК РФ). В то же время компания вправе принять к вычету НДС по суммамоплаты, частичной оплаты перечисленным в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав при наличие предусмотренных НК РФ документов (п. 12 ст.171 НК РФ, п. 9 ст. 172 НК РФ).

Особенно важно прогнозировать НДС по денежному потоку для компаний, выступающих генеральными подрядчиками по длинным контрактам, мы стараемся договорится о перечислении предоплаты в начале месяца или квартала для того, чтобы успеть также перечислить нашим поставщикам. В случае если работы не сдаются нами в рамках квартала это позволяет нам не замораживать деньги на исчислении НДС с предоплаты.

В общих случаях НДС рассчитывается в одном квартале, а уплачивается равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев следующего квартала (п.1 ст. 174 НК РФ). Соответственно влияние бюджета по налогам в части НДС, будет следующим в БДР суммы доходов и затрат, будут указаны без НДС, за исключением случаев, указанных выше, а в БДДС будут указываться суммы НДС к уплате по мере наступления сроков, предусмотренных НК РФ.

Налог на прибыль

Особенности налога на прибыль заключаются в том, что он определяется, исходя из данных налогового учета, а бюджетирование осуществляется на основании данных управленческого учета. Налог на прибыль исчисленный, исходя из данных управленческого учета с высокой вероятностью будет отличаться от суммы фактического налога на прибыль. И это обусловлено различными целями и соответственно методологией этих видов учета.

В нашей практике для подготовки бюджета по налогу на прибыль мы используем формы налоговых регистров, предусмотренные учетной политикой для целей налогообложения. Необходимость такого подхода связана с тем, что в прогнозном периоде мы планировали капитальные вложения, а согласно абз.2 п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 НК.

Поскольку данная возможность не предусмотрена другими системами учета мы сделали отдельный налоговый регистр для данных расходов.Различия между налоговым, бухгалтерским и управленческим учетом будут в признании доходов и расходов, в моменте признания доходов и расходов, поэтому мы решили все-таки по существенным сумма делать прогнозные налоговые регистры.

Это вышеуказанное касается отражение сумм в БДР, с точки зрения БДДС существуют следующие особенности.Компания должна уплачивать суммы налога на прибыль и суммы авансовых платежей по налогу, при этом пунктом 2 ст. 286 НК РФ предусмотрена возможность для выбора порядка перечисления авансовых платежей:

  • уплата ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли;
  • уплата ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода;

Согласно абз. 8 п. 2 ст. 286 НК РФ налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода. Указанный в настоящем абзаце порядок применяется также и в случае перехода с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода.

При уплате ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода расчет более сложный и производится следующим образом:

  • за 1 квартал сумма ежемесячного авансового платежа равна ежемесячным авансовым платежам за 4 квартал предыдущего года;
  • за 2 квартал сумма ежемесячного авансового платежа равны 1/3 суммы авансовых платежей за 1 квартал
  • за 3 квартал сумма ежемесячного авансового платежа равна 1/3 * (сумма авансового платежа за 6 месяцев за минусом суммы авансового платежа за 1 квартал)
  • за 4 квартал сумма ежемесячного авансового платежа равна 1/3 * (суммы авансового платежа за 9 месяцев за минусом суммы авансового платежа за 6 месяцев).

У каждого из вариантов есть свои преимущества и недостатки, например, уплата авансовых платежей из фактической прибыли позволяет четко прогнозировать связь между прибылью отчетного периода и налогом, а при уплате авансовых платежей в течение отчетного периода может быть сумма авансового платежа меньше, чем, если бы налог уплачивался исходя из фактической прибыли.

Напомним, что суммы налога согласно п. 1 ст. 287 НК РФ уплачиваются следующим образом:

  • годовой налог не позднее 28 марта следующего года;
  • ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.
  • ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

Расчет авансовых платежей по налогу на прибыль еще раз подтверждает необходимость составления бюджета по налогам наиболее компетентными сотрудниками в области финансов и налогообложения. А заблаговременное составление бюджет по налогам на следующий год позволит проанализировать возможность перехода на ту или иной способ расчета авансовых платежей, исходя из прогнозируемых финансовых показателей.

Налог на имущество и земельный налог

Налог на имущество рассчитывается исходя из балансовой стоимости имущества в отношении движимого имущества и кадастровой стоимости имущества в отношении недвижимого имущества (ст. 375 НК РФ). Для расчета прогнозного налога на имущество по существующим основным средствам достаточно экстраполировать данные по балансовой и кадастровой стоимости на прогнозный период, правильно применив норму амортизации и налоговую ставку. В отношении недвижимого имущества необходимо понимать будет ли у государственных органов возможность для пересмотра кадастровой стоимости в прогнозном периоде.При этом в прогнозном периоде может быть приобретено имущество, и для расчета налога по данному имуществу необходим инвестиционный бюджет в разрезе по видам приобретаемого имущества.

В отношение земельного налога будет действовать та же логика, что и в отношении налога на имущество, поскольку налог исчисляется, исходя из кадастровой стоимости (ст. 390 НК РФ).

НДФЛ и страховые взносы

По НДФЛ и страховым взносам бюджет будет рассчитываться на основании данных о предстоящей заработной плате. У нас в компании есть сотрудники, у которых заработная плата рассчитывается, исходя из оклада и есть сотрудники со сдельной заработной платой. Если в отношении «окладчиков» все достаточно просто: необходимо понимать размер оклада и ротацию. То расчет налогов по «сдельщикам» напрямую зависит от реализации плана продаж и производственного плана. Здесь уже исходная информация по заработной плате поступает от центра дохода и центра затрат.

Учитывая, что страховые взносы исчисляются с учетом предельной величины базы, мы разделяем сотрудников по группам доходов, для того, чтобы более точно посчитать сумму страховых взносов.

При исчислении НДФЛ компания выступает налоговым агентом,и обязательства по исчислению налога возникают на дату фактического перечисления работнику, данные суммы налога в нашей компании мы отражаем отдельно рядом со строкой заработная плата в БДДР и БДДС.

По результатам всех этих расчетов информация по отдельным налогамгенерируется в общий бюджет по налогам, который в свою очередь отражается в БДР, БДДС.

Если компания формирует отчет по балансовому листу, то тем необходимо формировать регистры по расчету постоянных и временных разниц. В нашей компании мы этого не делаем.

В случае если обязательство по уплате налога необходимо исполнить позже его начисления, то информация по начислению налога (БДР) попадет на текущий прогнозный период, а информация по уплате (БДДС) перейдет уже на период исполнения обязательства.Как указанно в примерах выше момент начисления и обязанности по уплате налога не совпадает, за исключением НДФЛ.

Не мало важным аспектом подготовки бюджета по налогам является прогнозирование наступления возможных налоговых рисков. Из опыта могу сказать, что как правила, квалифицированные главные бухгалтеры знают о своих налоговых рисках. Если в прогнозном периоде ожидается проведение выездной налоговой проверки, то в бюджетных формах, принятых в компании, необходимо учесть возможные суммы доначислений налогов, штрафов и пеней или, если компания будет обжаловать решения налоговых органов, то учесть это в следующих прогнозных периодах.

При план-факт анализе исполнения бюджета налогов может служить лакмусовой бумажкой, поскольку не выполнение плановых показателей по операционной и инвестиционной деятельность повлияет на сумму налогов к уплате. Но в то же время необходимо четко ставить задачу безопасной оптимизации перед ответственными за исполнения бюджета по налогам сотрудниками. В нашей компании по немного вырабатывается привычка более осознанного подхода к возможностям, который предлагает НК РФ.

Лента новостей

  • 09:23 Мишустин отправил Чернышенко на Камчатку, чтобы разобраться с развитием потенциала Долины гейзеров
  • 08:50 Глава ФСИН сообщил о восстановлении здоровья Навального
  • 08:19 Незаконным мигрантам МВД может продлить пребывание в России
  • 07:46 Счетная палата предупредила о неэффективности управления фондом недр
  • 07:16 Эрдоган намерен сделать заявление по Кипру для всего мира
  • 06:30 Американским авиапассажирам придется взвешиваться перед посадкой
  • 05:29 Американская компания создает пассажирский сверхзвуковой самолет
  • 03:59 В Южной Каролине смертникам придется выбирать между электрическим стулом и расстрелом
  • 02:50 Лавров и Блинкен завершили переговоры в Рейкьявике
  • 02:36 Ученые выясняют тайну происхождения Христофора Колумба
  • 01:59 Блинкен и Лавров подчеркнули важность диалога
  • 01:43 Вашингтон выступает за сотрудничество с Москвой
  • 01:35 Лавров пошутил по поводу поведения журналистов из США перед официальной встречей с Блинкеном
  • 00:59 Трамп осудил возбуждение дела против его компаний
  • вчера, 23:51 Минюст предложил открыть интернет в СИЗО и тюрьмах
  • вчера, 23:24 В России задумались о прокате «Золушки» с гендерно-нейтральной феей
  • вчера, 22:51 Калининградская область с 2022 года введет турсбор
  • вчера, 22:25 Студия Бондарчука снимет фильм о ДНК-модифицированных людях
  • вчера, 21:55 Матвиенко заявила о гендерном неравенстве в руководстве Генпрокуратуры
  • вчера, 21:39 Устроивший массовое убийство в Екатеринбурге скончался в больнице
  • вчера, 21:23 Программа детского туристического кешбэка будет запущена 25 мая
  • вчера, 20:54 Colonial Pipeline признал, что заплатил хакерам
  • вчера, 20:44 Госдеп США отказался вводить новые санкции против Nord Stream 2
  • вчера, 20:24 Германия с 1 июня возобновляет выдачу шенгенских виз в России
  • вчера, 19:55 В Кремле прокомментировали слова Медведева сделать прививку от ковида обязательной
  • вчера, 19:26 Белорусскую студентку задержали за оскорбления в адрес властей
  • вчера, 18:50 «Новую газету» оштрафовали за фейк
  • вчера, 18:21 Минздрав раскрыл данные по переболевшим COVID-19 детям
  • вчера, 17:51 «Ведомости» сообщили о смене своего главреда
  • вчера, 17:32 Астрахань внезапно накрыла пыльная буря
  • вчера, 17:18 Путин обратил внимание на слова Чернышенко о туристах, которые «все вытопчут» в Долине гейзеров
  • вчера, 16:58 Росстат после совещания у Путина назвал возможные новые даты переписи
  • вчера, 16:52 ГИБДД Москвы поддержала идею введения скоростного режима в 30 километров в час
  • вчера, 16:24 Bloomberg пишет о возобновлении полетов Россия — Турция с 15 июня
  • вчера, 15:48 При крушении военного самолета в Белоруссии погибли два летчика
  • вчера, 15:37 Умерла актриса, сыгравшая Мальвину в «Приключениях Буратино»
  • вчера, 15:22 В Кремле возобновляются церемонии развода караулов, пропущенные в прошлом году из-за ковида
  • вчера, 15:07 СМИ: США намерены снять санкции с оператора «Северного потока — 2»
  • вчера, 14:51 В Белоруссии может быть организовано производство российской вакцины от COVID-19 для животных
  • вчера, 14:22 Президент и премьер Франции отметили чашечкой кофе на террасе снятие ограничений
  • вчера, 13:52 МОК ожидает, что к открытию Олимпиады 80% спортсменов приедут на нее вакцинированными
  • вчера, 13:19 Россияне испытывают стресс из-за роста цен и низких зарплат
  • вчера, 13:12 Путин и Си Цзиньпин по видеосвязи запустили строительство новых энергоблоков на двух АЭС в Китае
  • вчера, 12:51 Der Spiegel: в Германии дорожные рабочие обнаружили тоннель, ведущий к банку
  • вчера, 12:20 Хакеры получили от Colonial Pipeline $5 млн выкупа в биткоинах
  • вчера, 12:05 Дума ужесточила ответственность СМИ за цитирование
  • вчера, 11:49 Пентагон будет проверять военных на склонность к экстремизму
  • вчера, 11:19 Свыше полутора миллиардов прививок сделано в мире от коронавируса
  • вчера, 11:01 Оперштаб: в России за сутки были подтверждены 7920 случаев COVID-19
  • вчера, 10:57 Госдума единогласно денонсировала Договор по открытому небу

Все новости »

Центральный округ столицы обеспечит городской казне в следующем году почти полтриллиона рублей в виде налогов на доходы физических лиц


Фото: Марина Лысцева/ТАСС -->

Самым крупным источником доходов бюджета Москвы с 2013 года являются поступления от налога на доходы физических лиц. Согласно проекту бюджета столицы на 2020–2022 годы, НДФЛ обеспечит 40,9% доходов бюджета в 2020 году, и его доля возрастет до 41% в 2021 году и 41,2% в 2022 году.

При этом, больше всего заплатят жители Пресненского района — там расположен комплекс «Москва-Сити», где сосредоточены федеральные ведомства, столичное правительство и крупные компании — «Транснефть», ВТБ и Россельхозбанк. Собираемый там НДФЛ по объему вдвое больше, чем, например, бюджет всей Псковской области.

Средняя зарплата в Пресненском районе в этом году составила 169 тысяч рублей при среднемосковском показателе — 111 тысяч, подсчитали в Росстате. Чем дальше от центра города — тем меньше зарплата и НДФЛ. Так одни из самых низких доходов — в Восточном округе — в среднем 63 тысячи рублей.

О неравномерности налоговой базы говорит завкафедрой госрегулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов.

Владимир Климанов завкафедрой госрегулирования экономики РАНХиГС «Очевидно, что предприятия, сосредоточенные и зарегистрированные в центральном районе, в большей степени будут опираться на высококвалифицированную рабочую силу, заниматься какими-то более высокопроизводительными работами, нежели предприятия, расположенные в пригородах или где-то на окраине, и опирающиеся на первичную торговлю, строительство или производство товаров, не дающие столь значимого эффекта, именно с точки зрения приложения труда. Москва в целом по своему бюджету, который в следующем году по расходам должен превысить 3 трлн рублей, это регион, который в десятки, иногда даже в сотни раз превышает бюджеты других субъектов Федерации. Такие сравнения, конечно, могут быть, но очевидно, что и население Москвы как таковой, или занятого в этих районах населения таково, что оно сопоставимо с занятостью иногда в целых субъектах РФ».

Неравномерное распределение доходов и налогов в Москве можно сравнить с неравномерным развитием российских регионов, отмечает профессор Финансового университета Александр Сафонов.

Александр Сафонов профессор Финансового университета «Для Российской Федерации вообще свойственно то, что крайне неравномерно распределена экономика внутри страны. Мы помним, что одно время даже власти принимали решение в отношении государственных учреждений с тем, чтобы менять их налоговую юрисдикцию. Так, в частности «Газпром» переехал из Москвы в Петербург, поэтому это неизбежная ситуация. В других странах существует такая тема, связанная с тем, что регистрация налоговая приносит тому региону, где зарегистрированы крупные налоговые плательщики, больше доходов. С точки зрения Москвы, поскольку это все-таки компактный субъект Российской Федерации, разницы большой, где собираются налоги, нет, потому что они равномерным образом по единым стандартам распределяются среди граждан и по тем инвестиционным проектам, которые ведет правительство Москвы. А что касается субъектов Российской Федерации, вот это серьезнейшая проблема».

Налоги на доходы физлиц составляют почти половину столичного бюджета.

Эксперты обращают также внимание на то, что значительная часть работников живет в Подмосковье или в соседних областях. Это более полутора миллионов человек. Но налоги они платят в Москве, по месту регистрации работодателя.

Читайте также: