Налоги как экономическая категория курсовая

Опубликовано: 17.04.2024

Сущность и принципы регулирования налогов как неотъемлемого элемента регулирования рыночных отношений в обществе. История формирования и развития соответствующей системы, ее нормативно-правовое обоснование и значение, отражение в законодательстве.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.12.2014
Размер файла 38,8 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В США для увеличения объема финансовых ресурсов в экономике в качестве приоритета была принята ориентация на стимулирование притока иностранного капитала в страну. Бюджетный дефицит в 1986 году составил 220 млрд. $. Политика бюджетного дефицита в США способствовала возрождению экономической активности. Она дала возможность держать на низком уровне налоги на предприятия, что стимулировало инвестиции, и домашние хозяйства, что поддерживало потребительский спрос. Следствием этого явилось увеличение процентных ставок, что стимулировало приток в страну иностранных инвестиций. В 80-е годы самым быстрорастущим видом зарубежных вкладов были инвестиции в корпоративные облигации, что привело к возрастанию внешней задолженности страны.

В Германии сосредоточение значительных ресурсов в руках предприятий было достигнуто благодаря тому, что здесь сознательно был взят курс на сохранение дефицита государственного бюджета. Наряду с сокращением уровня налогообложения оно позволяло предотвратить увеличение издержек предприятий. В 80-е годы во всех развитых странах наблюдается рост денежной массы на фоне снижения инфляции.

Наименее удачно складывались дела во Франции в первой половине 80-х годов, где приняли в качестве приоритета поддержание бюджетного равновесия. Политика «жесткой экономии» или, точнее, ограничение внутреннего спроса населения проходило в форме сдерживания заработной платы, уменьшение социальной помощи, снижение кредитов на жилищное строительство, субсидии государственному сектору. Увеличение внутреннего спроса началось лишь в 1989 году, когда была принята новая либеральная денежно-кредитная политика, что обеспечило экономический подъем.

Таким образом, наибольших успехов экономика развитых стран добилась в результате появления новых приоритетов - стимулирования экономического роста и поддержания совокупного спроса.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. Виды и функции налогов.

дипломная работа [40,4 K], добавлен 06.12.2009

Обоснование роли налогов в механизме государственного регулирования в условиях глобальной экономики. Анализ условий формирования налоговых отношений и их государственного регулирования. Факторы воздействия на государственное налоговое регулирование.

курсовая работа [425,1 K], добавлен 16.08.2012

Налоги как важная экономическая категория. Отличительный признак налогов. Основные принципы налогообложения. Взносы в государственные внебюджетные фонды. Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым рынком. Принципы Адама Смита.

реферат [307,2 K], добавлен 21.12.2011

Бюджет как экономическая и правовая категория, его общественные функции и роль в регулировании экономики, история развитяи в российском законодательстве. Финансовая система и уровни управления бюджетной системой, методы и эффективность ее регулирования.

курсовая работа [2,3 M], добавлен 24.12.2011

Сущность и принципы налогообложения как инструмента бюджетного регулирования. Классификация налогов, их роль и функции в формировании рынков государства. Правовая основа и задачи налоговой системы в Республике Беларусь, главные источники и потенциал.

курсовая работа [428,8 K], добавлен 16.11.2011

Основные функции налогов, их виды. Анализ принципов налогообложения. Роль налогов в современном обществе. Современная налоговая система и ее составляющие. Налоги в системе финансовых отношений. Роль налогов в перераспределении национального дохода.

дипломная работа [327,1 K], добавлен 07.12.2013

Сущность, виды и функции налогов. Принципы налогообложения, как способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Анализ основных видов налогов используемых в практике налогообложения. Налоговая система России, и ее развитие.

курсовая работа [39,1 K], добавлен 17.12.2008

Налоги - важнейшая экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов, и их расходования, зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство.

Появление государства приводит к тому, что, выражая интересы различных классов общества, оно вырабатывает экономическую, экологическую, социальную и другую политику, для реализации которых необходимы денежные средства. Кроме того, для этого чтобы управлять обществом государство вынуждено содержать огромный аппарат принуждения – армию, полицию, налоговую полицию, и т.д. Для данной категории работников также нужны средства, как источник материального их благополучия, которые они сами не создают.

Таким образом, для обеспечения выполнения различных общественных программ и материального благополучия, государству необходимы огромные суммы средств.

На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношения. Жертвоприношение было неписанным законом, и оно было принудительной платой или сбором. Причем процентная ставка сбора была определенной.

В докапиталистическую эпоху значительная часть государственных потребностей покрывалась доменами- доходами от недвижимости, главным образом от земли, находящейся в собственности главы государства- короля, монарха, императора - доходами от монопольного права государства на занятие определенной хозяйственной деятельностью.[1]

По мере развития товарно-денежных отношений государственная собственность постепенно сокращается и доходы от нее уменьшаются. Сокращение собственных доходов государства приводит к тому, что налоги становятся главным видом доходов государства и приобретают преимущественно денежную форму.

Таким образом, налоги как экономическая категория носят исторический характер, они изменялись вместе с развитием государств.

Основные принципы налогообложения сформировались в период становления теоретической базы налогов. Известный шотландский экономист Адам Смит в своем классическом сочинении "Исследование окружающей среды, природы и причинах богатства народов" (1776) вывел основные принципы налогообложения.

Современные принципы "хорошей налоговой системы":

1. Экономическая эффективность. Налоговая система должна носить поощрительный характер, не мешать эффективному использованию ресурсов, развитию предпринимательства.

2. Дешевизна налогообложения. Законы о налогах должны быть простыми по формулировке, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой. Административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

3. Гибкость. Налоговая система должна быть в состоянии реагировать на изменения экономической ситуации.

4. Определенность налогообложения. Налоговая система должна иметь такую структуру, при которой каждый налогоплательщик точно знает сколько он платит.

5. Справедливость. Налоговая система должна обеспечивать справедливый подход к различным членам общества. Каждый налогоплательщик должен вносить свою справедливую долю в казну государства.[2]

Кроме того, объектом налоговых отношений является движение стоимости в денежной форме. Оно носит односторонний характер: от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, то есть плательщик конкретно ничего не получает за свой платеж.

Сущность экономической категории «налог» остается невырожденной, если исследовать ее только с позиции проводимой государством политики. Всестороннее познание всей многогранности экономических процессов и опосредующих их экономических категорий необходимое условие создания действенного механизма управления этими процессами с учетом существующих базисных реалий. Любой налог должен способствовать достижению равновесия между общественными, корпоративными и личными экономическими интересами и тем самым обеспечивать общественный прогресс.

Экономическая категория - это совокупность экономических отношений, которые должны обладать определенными признаками, позволяющая выделить ее из множества других.

Объективным экономическим содержанием налога как экономической категории является необходимость со стороны государства принудительного изъятия части созданной добавленной стоимости на финансирование государственных функций. Объективными требованиями к налогу являются также суммарная норма и соответствующие условия изъятия в целях поддержания последующего воспроизводства. Любая экономическая категория («деньги», «прибыль», «стоимость») – это отражение результата очень длительных и сложных общественных отношений. Например, для современного человека нет ничего странного в том, что деньги могут обмениваться на бесконечно длинный ряд жизненно необходимых и роскошных товаров и услуг, а ведь это итог многих тысячелетий общественного развития. Такое положение естественно только при товарном изобилии. В случаях товарного голода денежные знаки теряют свою значимость и люди, как и их далекие предки, возвращаются к товарообмену. Поэтому всестороннее знакомство с экономической категорией может состояться исключительно через систему основных понятий, определений, характеристик.

Для налога это следующие положения:

• налоговая форма перераспределения доходов в пользу казны имеет смысл в моделях с рыночными структурами, поэтому само понятие «налог» уже означает смену собственника или превращение частной собственности в государственную;

• налоговое изъятие всегда принудительно и не предполагает индивидуальной эквивалентности и возвратности;

• налогообложение не тождественно целевому финансированию, а представляет собой одностороннее движение стоимости в денежной форме, направленное в централизованные фонды финансовой системы.

Таким образом, складывается определение налога в широком смысле как, налог совокупность экономических отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости ВВП между государством местными органами власти и налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами), по поводу принудительно-властного изъятия части их доходов в одностороннем, без эквивалентном, индивидуально безвозвратном порядке в общегосударственное пользование. [3]

В практике организации налоговой деятельности государства необходимо учитывать как различия между понятиями «налог как экономическая категория» и «налог как реальная форма движения денежных средств от их создателей в пользу казны», так и их единство.

Антиподом объективного налога является такая форма государственного финансового перераспределения, как платеж. Он имеет ряд внешних налоговых характеристик, но «не обеспечен» обязательством налоговой нормы, налоговых элементов и налоговой возвратности в масштабах национального воспроизводства. Его можно рассматривать только как форму экономических директив центральной власти (например, «отчисления от прибыли» в экономике СССР).

Современное государство, экономика которого основана, прежде всего, на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируются рынком или находятся за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включаются:

· Необходимость удовлетворения общественных потребностей (оборона, безопасность, социальные расходы и т.п)

· Необходимость регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящий вред окружающей среде и т.д.

· Долгосрочные капиталовложения и переложение повышенных рисков с экономических субъектов на государство.

· Создание общегосударственных резервов на случай непредвиденных обстоятельств. Решение этих задач осуществляется, прежде всего, за счет налоговых поступлений.

1Перова А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие.– М.: Юрайт-Издат, 2016. – 486 с.

2 Пансков В.Г. налоги и налогообложение в Российской Федерации. -М.: ИНФРА-М,2015.-654с.

3 Парыгина В.А., Тедеев А.А.. Налоговое право Российской Федерации/Серия «Учебники, учебные пособия». -Ростов н/Д: «Феникс», 2015 г.-366с.

1. Парыгина В.А., Тедеев А.А.. Налоговое право Российской Федерации/Серия «Учебники, учебные пособия».-Ростов н/Д: «Феникс», 2015 г.-366с.

2. Пансков В.Г. налоги и налогообложение в Российской Федерации. -М.: ИНФРА-М,2015.-654с.

3. Перова А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие.– М.: Юрайт-Издат, 2016. – 486 с.

4. Осипова, Е. С. Теоретические аспекты трансформации системы налогообложения: от налога до налогового потенциала: монография / Е. С. Осипова.- Хабаровск: Изд-во ДВИ-филиал РАНХиГС, 2013, 89с.

Налоги и налогообложение

Налог как экономическая категория. Необходимые условия и предпосылки возникновения и развития налоговых отношений

ID (номер) заказа

Налоги и налогообложение

Курсовая работа пишется на основе тщательно проработанных литературных источников, собранного и обработанного конкретного материала. Курсовая работа имеет определенную структуру и состоит из следующих разделов: оглавления, введения, основной части: состоящей из 3-4 параграфов, заключения, списка использованной литературы, включающего 20-40 единиц, приложений (если необходимо). Оглавление отражает структуру курсовой работы. Оно отражает последовательность изложения всего материала. Оглавление помещается на второй странице. После цифр, обозначающих главу или параграф, указываются их названия. Обязательно следует указать номера страниц разделов. На самой странице с оглавлением, как и на титульном листе, номер не проставляется. Во Введении необходимо рассмотреть актуальность темы с точки зрения современной науки, нынешнего состояния общества. Следует указать место обозначенной проблемы среди других, как частных, так и более общих. Введение оканчивается формулированием цели и задач исследования. Цель работы предполагает формулировку желаемого конечного итога работы и отражается, как правило, в названии курсовой работы. Достижению поставленной цели способствует комплекс действий по решению задач исследования, которые, как правило, напрямую связаны с пунктами плана -параграфами. Цель курсовой работы может заключаться в том, чтобы обобщить или сравнить различные подходы к рассмотрению проблемы, выявить наименее или наиболее изученные ее стороны, показать основной смысл исследовательского направления, наметить пути его дальнейшего развития. Задачи (их может быть несколько) отражают более детальное рассмотрение цели. В качестве задач могут выступать: анализ литературы по избранной теме, сравнение различных подходов к решению проблемы, исторический обзор, описание основных понятий исследования и т.д. Во введении кратко указываются основные авторы, дается оценка состоянию и степени разработанности проблемы, указываются вопросы, нуждающиеся в дальнейшем изучении. Объём введения – 1-2 страницы. В основной части раскрывается суть работы. Она состоит из 3-4 параграфов и должна строиться в соответствии с поставленными конкретными задачами. Каждый параграф должен быть не менее 5 страниц. Первый параграф, как правило, носит теоретический характер. В нём проводится обзор и анализ подобранной по теме исследований научной литературы. Кроме того, необходимо в первом параграфе изложить сущность основных понятий и категорий по исследуемой тематике. При этом обязательным требованием является ссылка на литературные источники, т.к. без них курсовая работа к рассмотрению не принимается. В последующих параграфах рассматриваются другие вопросы в соответствии с пунктами плана. Изложение должно быть последовательно и логично. Оно должно быть также конкретным и целиком оправданным и опираться на действующую практику. Важно не просто переписывание, а критический разбор излагаемых вопросов. Излагаемый материал желательно иллюстрировать фактическими данными, например, цифровые показатели, статистика, диаграммы, графики и т.п. Если они взяты из справочников, монографий, журнальных статей и других источников, то необходимо давать соответствующие ссылки на источники. Содержание курсовой работы должно быть очень конкретным и целиком опираться на расчеты. Все разделы работы должны быть связаны между собой. Поэтому особое внимание нужно обращать на логические „переходы" от одного параграфа к другому и внутри параграфа от вопроса к вопросу. Общий объём основной части составляет 25-30 страниц. В Заключении формулируются выводы. В нём содержатся краткий обзор проделанной работы Заключение должно быть лаконичным, доказательным и убедительным. Разрешается представлять заключение в виде тезисов по всей работе. Объём заключения – 2-3 страницы В Списке использованной литературы указываются источники, на которые делались ссылки в работе. Они группируются по следующему принципу: законодательные акты, источники на русском языке, источники на иностранных языках (если такие есть), электронные ресурсы. В каждой группе библиографические записи располагаются в алфавитном порядке. Нумерация всего списка использованной литературы сквозная. Библиографическая запись выполняется согласно ГОСТ Р 7.0.5-2008. Сведения об используемом издании находятся на обороте титульного листа книги. В тексте работы должны быть ссылки на все позиции списка использованной литературы. Отсутствие ссылок на соответствующие источники или несоблюдение правил цитирования может привести к заблуждению относительно авторства работы и рассматривается как плагиат. Плагиат — это умышленное присвоение авторства на чужое и охраняемое законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» и Уголовным кодексом РФ произведение науки, литературы или искусства в целом или части (хранимого на электронных ресурсах или бумажных носителях, в том числе размещённого в сети Интернет). В случае необходимости дословного цитирования фрагмента авторского произведения заимствованный текст должен быть взят в кавычки и снабжён ссылкой на источник, содержащий данный текст.

Закажите подобную или любую другую работу недорого

Сущность и принципы регулирования налогов как неотъемлемого элемента регулирования рыночных отношений в обществе. История формирования и развития соответствующей системы, ее нормативно-правовое обоснование и значение, отражение в законодательстве.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.12.2014
Размер файла 38,8 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В США для увеличения объема финансовых ресурсов в экономике в качестве приоритета была принята ориентация на стимулирование притока иностранного капитала в страну. Бюджетный дефицит в 1986 году составил 220 млрд. $. Политика бюджетного дефицита в США способствовала возрождению экономической активности. Она дала возможность держать на низком уровне налоги на предприятия, что стимулировало инвестиции, и домашние хозяйства, что поддерживало потребительский спрос. Следствием этого явилось увеличение процентных ставок, что стимулировало приток в страну иностранных инвестиций. В 80-е годы самым быстрорастущим видом зарубежных вкладов были инвестиции в корпоративные облигации, что привело к возрастанию внешней задолженности страны.

В Германии сосредоточение значительных ресурсов в руках предприятий было достигнуто благодаря тому, что здесь сознательно был взят курс на сохранение дефицита государственного бюджета. Наряду с сокращением уровня налогообложения оно позволяло предотвратить увеличение издержек предприятий. В 80-е годы во всех развитых странах наблюдается рост денежной массы на фоне снижения инфляции.

Наименее удачно складывались дела во Франции в первой половине 80-х годов, где приняли в качестве приоритета поддержание бюджетного равновесия. Политика «жесткой экономии» или, точнее, ограничение внутреннего спроса населения проходило в форме сдерживания заработной платы, уменьшение социальной помощи, снижение кредитов на жилищное строительство, субсидии государственному сектору. Увеличение внутреннего спроса началось лишь в 1989 году, когда была принята новая либеральная денежно-кредитная политика, что обеспечило экономический подъем.

Таким образом, наибольших успехов экономика развитых стран добилась в результате появления новых приоритетов - стимулирования экономического роста и поддержания совокупного спроса.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. Виды и функции налогов.

дипломная работа [40,4 K], добавлен 06.12.2009

Обоснование роли налогов в механизме государственного регулирования в условиях глобальной экономики. Анализ условий формирования налоговых отношений и их государственного регулирования. Факторы воздействия на государственное налоговое регулирование.

курсовая работа [425,1 K], добавлен 16.08.2012

Налоги как важная экономическая категория. Отличительный признак налогов. Основные принципы налогообложения. Взносы в государственные внебюджетные фонды. Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым рынком. Принципы Адама Смита.

реферат [307,2 K], добавлен 21.12.2011

Бюджет как экономическая и правовая категория, его общественные функции и роль в регулировании экономики, история развитяи в российском законодательстве. Финансовая система и уровни управления бюджетной системой, методы и эффективность ее регулирования.

курсовая работа [2,3 M], добавлен 24.12.2011

Сущность и принципы налогообложения как инструмента бюджетного регулирования. Классификация налогов, их роль и функции в формировании рынков государства. Правовая основа и задачи налоговой системы в Республике Беларусь, главные источники и потенциал.

курсовая работа [428,8 K], добавлен 16.11.2011

Основные функции налогов, их виды. Анализ принципов налогообложения. Роль налогов в современном обществе. Современная налоговая система и ее составляющие. Налоги в системе финансовых отношений. Роль налогов в перераспределении национального дохода.

дипломная работа [327,1 K], добавлен 07.12.2013

Сущность, виды и функции налогов. Принципы налогообложения, как способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Анализ основных видов налогов используемых в практике налогообложения. Налоговая система России, и ее развитие.

курсовая работа [39,1 K], добавлен 17.12.2008

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть сущность налога как экономической, финансовой и правовой категории.
Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:
- выявить теоретические аспекты налогообложения;
- изучить экономическое, правое и финансовое содержание категории «налог»

Файлы: 1 файл

Курсовая Даши.docx

Движущей силой налоговых инноваций было постоянное отставание государства от развития экономики и постоянной необходимости догонять и подстраиваться под новые условия. Государства во все времена стремились быть в центре экономической активности, экономическая же активность никогда не стояла на месте, ее центр принимал все новые и новые формы. Если в самом начале изучаемой истории главными экономическими ценностями были земля и труд по ее обработке (соответственно налог на лиц, налог на землю, барщина, рабство), то современное государство обанкротилось бы, если бы не изменило типа своих налогов.

Налогообложение является одной из важнейших проблем современности. Оно затрагивает все социально-экономические сферы жизни общества. Ни одно государство не может обойтись без налоговых поступлений. Налоги как общественная категория отражают конкретные историко-экономические условия жизни людей и государств.

В Налоговом кодексе РФ указывается, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог есть категория комплексная, имеющая как экономическое, финансовое, так и правовое значение.

Актуальность этой темы в сложности понимания природы налога, это обусловлено тем, что налог – это одновременно экономическое, хозяйственное и политическое явление реальной жизни. Русский экономист М.М. Алексеенко еще в XIX в. отметил эту особенность «С одной стороны, налог – один из элементов распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой (т.е. цены) собственно и началась экономическая наука. С другой – установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства».

Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть сущность налога как экономической, финансовой и правовой категории.

Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:

- выявить теоретические аспекты налогообложения;

- изучить экономическое, правое и финансовое содержание категории «налог».

1. Теоретические аспекты налогообложения

1.1 Сущность налога

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.

Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ. 1

Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан; налог на прибыль корпораций (фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они называют прямыми налогами.

Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налоги на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

1) финансирования государственных расходов (фискальная функция);

2) поддержания социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

3) государственного регулирования экономики (регулирующая функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов и, прежде всего – расходов государства. В течение последних десятилетий заметное развитие получили социальная и регулирующая функции. 2

1.2. Элементы налога

Совокупность элементов юридического состава налога устанавливает обязанность плательщика по уплате налога. Выделяют существенные элементы и факультативные элементы.

Существенные (или сущностные) элементы — элементы юридического состава налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными.

Ст. 17 НК РФ закрепляет следующее: Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

- порядок исчисления налога

- порядок и сроки уплаты налога 3

Факультативные элементы — элементы, отсутствие которых не влияет на определённость налога. к факультативным п.2 относит:

- основания для их использования

Это были перечислены основные элементы, которые указаны в НК РФ, но также существуют второстепенные элементы налога, которые необходимо знать для правильного исчисления налога. К вышеперечисленным элементам добавляются следующие :

Субъект налогообложения или налогоплательщик – лицо, юридическое или физическое, на которое по закону возложена обязанность, платить налог.

Объект налогообложения - предмет подлежащий налогообложению. Реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Источник налога – ВВП, т.к. в не зависимости от конкретного источника уплаты каждого налога, все объекты обложения представляют собой ту или иную форму реализации ВВП.

Единица обложения – представляет собой определенную законом количественную меру измерения объекта обложения. Единица обложения выражается в различных формах, она зависит от объекта обложения и может выступать в натуральной или денежной форме.

Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период - период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может составлять календарный месяц, квартал, календарный год или иной период времени. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчётных периодов, по окончании которых уплачиваются авансовые платежи.

Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговая льгота - полное или частичное освобождение от уплаты налогов для юридических лиц (реже физических).

Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком с одного объекта налогообложения.

Порядок исчисления налога - налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Порядок и сроки уплаты налогов - Уплата налога (сбора) производится добровольно или принудительно. При добровольной уплате налога (сбора) она производится:

- разовой уплатой всей суммы налога;

Налоги уплачиваются в наличной или безналичной форме. Выделяют три основных методологических способа уплаты налога:

- у источника выплаты дохода;

- кадастровый способ уплаты налога.

При уплате налога по декларации налогоплательщик обязан представить в установленный срок в налоговый орган заполненную в установленном порядке налоговую декларацию. В декларации указываются сведения о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, а также другие юридически значимые для налогообложения сведения.

При уплате налога у источника выплаты дохода налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного бухгалтерией предприятия или предпринимателем, производящим выплату дохода (заработной платы, сумм материального поощрения и т. д.).

Кадастр- это реестр, который устанавливает перечень типичных объектов (земель, доходов и т. п.), классифицируемых по внешним признакам, и определяет среднюю доходность объекта обложения.

Сроки уплаты налога (сбора) устанавливаются, изменяются нормативными правовыми актами о налогах и сборах применительно к каждому налогу.

2. Налоги как комплексная категория

2.1. Налоги как экономическая категория

Налоги - важнейшая экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования, зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство.

Появление государства приводит к тому, что, выражая интересы различных классов общества, оно вырабатывает экономическую, экологическую, демографическую, социальную и др. политику, для реализации которых необходимы денежные средства. Кроме этого, для того чтобы управлять обществом государство вынуждено содержать огромный аппарат принуждения - армию, милицию, налоговую полицию, чиновников и др. Для данной категории работников также нужны средства, как источник материального их благополучия, которые они сами не создают.

Читайте также: