Налог в древней греции

Опубликовано: 22.04.2024

На Крите налоги, судя по всему, взимались начиная с Минойского и Микенского периодов. Вероятно, они представляли собой определенную долю произведенной продукции или некоторый объем принудительного труда. Впрочем, поскольку имеющиеся у нас свидетельства неточны, они постоянно оспариваются. До начала архаической эпохи мы, по сути дела, не располагаем больше никакими свидетельствами о систематическом сборе налогов. С введением монетных систем и усложнением экономических операций в греческих городах- государствах налоги стали взиматься на регулярной основе. Хотя некоторые тираны устанавливали высокие налоги, которые затем пускали на содержание наемных войск, в общем и целом налоги вплоть до начала греко-персидских войн (начало V века до н.э.), судя по всему, были сравнительно низкими.

В эпоху классики налогообложение становится главным методом получения средств городами-государствами. Большая часть свидетельств дошла до нас из Афин. Прямое налогообложение граждан и постоянные налоги на их собственность считались оскорбительными, хотя подобные налоги и вводились некоторыми тиранами. При этом, однако, считалось вполне разумным облагать налогами неграждан. Так, ежегодный подушный налог, взимавшийся с метеков, — метойкион (metoikion) составлял 12 драхм с мужчины и 6 драхм с женщины без работающего мужа или сына.

Продукты и товары, продававшиеся на рынке, облагались рыночным сбором, который ложился тяжелым бременем на метеков. На некоторые виды сделок, особенно заключаемых на агоре, накладывался акцизный сбор — эпония (eponia), который, по сути дела, представлял собой налог с продаж. Размер налога варьировался в зависимости от продаваемого товара. Средний уровень данного вида налогообложения составлял около 1% от стоимости товаров, хотя некоторые из них облагались более высоким налогом. Свидетельства из других городов- государств указывают, что налогами облагались также иностранцы, торговавшие на агоре. Существовали налоги на право разгрузки, рыбной ловли и якорной стоянки. Города также часто взимали воротные пошлины на въезд. Содержатели публичных домов платили особый акцизный сбор, который назывался «порникос тэлос» (pornikos telos).

Хотя прямое налогообложение граждан в Афинах не одобрялось, некоторые прямые налоги все же существовали. Одним из путей повышения государственного дохода была литургия (leitourgia)— весьма обременительная общественная повинность, которую богатые граждане отправляли полностью за свой счет. Подобных общественных обязанностей было много, и связаны они были в основном с различными празднествами. К этим обязанностям относилась хорегия (khoregia) — составление и оплата хора на театральных представлениях, гиппотрофия (hippotrophia) — содержание лошадей для военных нужд, архитеория (arkhitheoria) — от-правка делегаций своего государства на празднества в других областях и странах и гестиасис (hestiasis) — организация всеобщего пира для всей филы. Литургия для нужд военного флота называлась триерархией и предполагала службу в качестве триерарха в течение года. Изначально литургии были добровольными и рассматривались как оказанная гражданину честь, однако к началу IV в. до н.э. они, по сути дела, стали принудительной обязанностью.

Эйсфорой (eisphora) назывался прямой налог на собственность, налагавшийся на граждан и метеков в трудные для государства времена — например в случае войны. В 378—377 гг. до н.э. была проведена реформа этого налога, в результате которой для всех жителей, за исключением самых бедных граждан, была установлена фиксированная ставка. С перерывами эйсфора просуществовала вплоть до Эллинистического периода.

Эпидосис (epidosis) представлял собой добровольный взнос в государственную казну, прежде всего — во время войны. Обычно он осуществлялся вслед за призывом пополнить казну деньгами. Богатые граждане считали своим долгом делать эти взносы, и скорее всего в V в. до н.э. подобные взносы были действительно добровольными, однако в IV в. до н.э. они по сути дела стали принудительными.

В Эллинистический период, с образованием держав наследников Александра Великого, основным источником государственных доходов становится подать с городов и других политических структур внутри государства. Появились и новые налоги — например налог на соль, торговля которой была государственной монополией как в державе Селевкидов, так и в государстве Птолемеев, а также налоги на другие товары — кожи, пряности и благовония. Что касается греческих городов, то в рассматриваемое время произошло мало изменений в их системах налогообложения, лишь расширилось использование литургий. Хорегия была заменена ситонией (sitonia), которая требовала от богатых граждан закупать зерно для города. Если город был недостаточно богат, чтобы литургии работали эффективно, деньги на зерно, оливковое масло и рыбу приходилось собирать путем пожертвований, которые назывались «эпидосисами» (epidoseis). Формально добровольные, эти взносы на деле представляли собой обязательный налог.

Налоги обычно собирались откупщиками. Право собирать налог получал давший за это наибольшую цену на торгах. Государство устанавливало сумму налога на фиксированном уровне или в виде процента от стоимости договора с откупщиком. Доход откупщика складывался из той суммы, которую он был в состоянии собрать с налогоплательщиков за вычетом заплаченного на аукционе и собственных издержек. Данная система была открыта для коррупции и злоупотреблений, а откупщиков обычно боялись и ненавидели.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 216-217.

\u0422\u043e\u0447\u043d\u0430\u044f \u0434\u0430\u0442\u0430 \u0432\u043e\u0437\u043d\u0438\u043a\u043d\u043e\u0432\u0435\u043d\u0438\u044f \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u043e\u0431\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432 \u0414\u0440\u0435\u0432\u043d\u0435\u0439 \u0413\u0440\u0435\u0446\u0438\u0438 \u0434\u043e \u0441\u0438\u0445 \u043f\u043e\u0440 \u043d\u0435\u0438\u0437\u0432\u0435\u0441\u0442\u043d\u0430. \u041d\u043e \u0438\u0437 \u0441\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u0438\u0432\u0448\u0438\u0445\u0441\u044f \u0434\u0440\u0435\u0432\u043d\u0438\u0445 \u0434\u043e\u043a\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442\u043e\u0432 \u0443\u0434\u0430\u043b\u043e\u0441\u044c \u0443\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c, \u0447\u0442\u043e \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433 \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043b \u0432 \u0413\u0440\u0435\u0446\u0438\u0438 \u0435\u0449\u0435 600 \u043b\u0435\u0442 \u0434\u043e \u043d.\u044d., \u0438 \u0435\u0433\u043e \u0440\u0430\u0437\u043c\u0435\u0440 \u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0435\u043b \u043e\u0442 \u0438\u043c\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0438\u043d\u0430. \u0413\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0431\u044e\u0434\u0436\u0435\u0442 \u0442\u0430\u043a\u0436\u0435 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u043b \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434 \u043e\u0442 \u0442\u0430\u043c\u043e\u0436\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0438 \u0441\u0443\u0434\u0435\u0431\u043d\u044b\u0445 \u043f\u043e\u0448\u043b\u0438\u043d. \u0422\u0430\u043a\u0436\u0435 \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043b\u0430 \u0434\u0435\u043d\u0435\u0436\u043d\u0430\u044f \u043f\u043e\u0432\u0438\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043d\u0435\u0441\u043b\u0438 \u0431\u043e\u0433\u0430\u0442\u044b\u0435 \u0438 \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0435, \u0438 \u043d\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u043e\u043d\u0430 \u043b\u0438\u0442\u0443\u0440\u0433\u0438\u0435\u0439. \u041e\u043d\u0430 \u0431\u044b\u043b\u0430 \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u043e\u0439 - \u043e\u0434\u043d\u0438\u043c \u0432\u0438\u0434\u043e\u043c \u043d\u0430\u0433\u0440\u0430\u0434\u044b \u0434\u0430\u0436\u0435 \u0431\u044b\u043b\u043e \u043e\u0441\u0432\u043e\u0431\u043e\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c \u043e\u0442 \u043d\u0435\u0435.\n

\u0412 477 \u0433\u043e\u0434\u0443 \u0434\u043e \u043d.\u044d. \u043f\u043e\u044f\u0432\u0438\u043b\u0441\u044f \u0444\u043e\u0440\u043e\u0441 \u2013 \u0434\u0435\u043d\u0435\u0436\u043d\u044b\u0439 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433. \u0421\u043e\u0431\u0440\u0430\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0430\u043a\u0438\u043c \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u043c \u0434\u0435\u043d\u044c\u0433\u0438 \u0431\u044b\u043b\u0438 \u0437\u043d\u0430\u0447\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c\u0438, \u0438 \u043e\u043d\u0438 \u0435\u0436\u0435\u0433\u043e\u0434\u043d\u043e \u0432\u043d\u043e\u0441\u0438\u043b\u0438\u0441\u044c \u0432 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u0443\u044e \u043a\u0430\u0437\u043d\u0443 \u2013 \u0441\u043e\u043a\u0440\u043e\u0432\u0438\u0449\u043d\u0438\u0446\u0443 \u0432 \u0410\u0444\u0438\u043d\u0430\u0445. \u0421\u0443\u043c\u043c\u0430 \u0444\u043e\u0440\u043e\u0441\u0430 \u0440\u043e\u0441\u043b\u0430 \u0441\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u0435\u043c \u2013 \u0435\u0441\u043b\u0438 \u0432 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0435 477 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u0434\u043e \u043d.\u044d. \u043e\u043d\u0430 \u0441\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u043b\u0430 \u0432\u0441\u0435\u0433\u043e 460 \u0442\u0430\u043b\u0430\u043d\u0442\u043e\u0432, \u0442\u043e \u0432 425 \u0433\u043e\u0434\u0443 \u0434\u043e \u043d.\u044d. \u043e\u043d\u0430 \u0443\u0436\u0435 \u0438\u043c\u0435\u043b\u0430 \u0440\u0430\u0437\u043c\u0435\u0440 \u0432 \u0432\u043e\u043e\u0431\u0449\u0435 \u0432 1300 \u0442\u0430\u043b\u0430\u043d\u0442\u043e\u0432. \u0418\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443\u044f \u0441\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0438\u0437 \u043a\u0430\u0437\u043d\u044b, \u0410\u0444\u0438\u043d\u044b \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b\u0438 \u0438 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u043b\u0438 \u0441\u0432\u043e\u044e \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u0443\u044e \u043c\u043e\u0449\u044c.\n

\u0410\u0444\u0438\u043d\u044b \u0431\u0440\u0430\u043b\u0438 \u0444\u043e\u0440\u043e\u0441 \u0441\u043e \u0441\u0432\u043e\u0438\u0445 \u0441\u043e\u044e\u0437\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432, \u0430 \u044d\u0442\u043e \u0432\u044b\u0437\u0432\u0430\u043b\u043e \u0443 \u043d\u0438\u0445 \u0436\u0435\u043b\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043e\u0441\u0432\u043e\u0431\u043e\u0434\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f \u043e\u0442 \u043d\u0438\u0445. \u042d\u0442\u043e \u0438 \u0441\u0442\u0430\u043b\u043e \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0438\u0437 \u043f\u0440\u0438\u0447\u0438\u043d \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u041f\u0435\u043b\u043e\u043f\u043e\u043d\u0435\u0441\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0432\u043e\u0439\u043d\u044b \u0432 431 \u0433\u043e\u0434\u0443 \u0434\u043e \u043d.\u044d.\n

\u0412 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u043f\u0440\u0438\u0441\u0443\u0442\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043b\u0430 \u0447\u0440\u0435\u0437\u0432\u044b\u0447\u0430\u0439\u043d\u044b\u0439 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433 - \u044d\u0439\u0441\u0444\u043e\u0440\u0430. \u0421\u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u043e\u043d \u0443\u0441\u0442\u0430\u043d\u0430\u0432\u043b\u0438\u0432\u0430\u043b\u0441\u044f \u0432 \u043a\u043e\u043d\u043a\u0440\u0435\u0442\u043d\u043e\u0439 \u0441\u0443\u043c\u043c\u0435, \u0430 \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c \u0432 \u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438 \u043e\u0442 \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u044f\u043b\u0441\u044f \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0430\u043c\u0438.\n ">]" data-test="answer-box-list">

briochetina

Ответ:

Точная дата возникновения налогообложения в Древней Греции до сих пор неизвестна. Но из сохранившихся древних документов удалось узнать, что налог существовал в Греции еще 600 лет до н.э., и его размер зависел от имущества гражданина. Государственный бюджет также получал доход от таможенных и судебных пошлин. Также существовала денежная повинность, которую несли богатые и состоятельные граждане, и называлась она литургией. Она была очень крупной - одним видом награды даже было освобождением от нее.

В 477 году до н.э. появился форос – денежный налог. Собранные таким налогом деньги были значительными, и они ежегодно вносились в общественную казну – сокровищницу в Афинах. Сумма фороса росла со временем – если в начале 477 года до н.э. она составляла всего 460 талантов, то в 425 году до н.э. она уже имела размер в вообще в 1300 талантов. Используя средства из казны, Афины увеличили и развили свою военную мощь.

Афины брали форос со своих союзников, а это вызвало у них желание освободиться от них. Это и стало одной из причин начала Пелопонесской войны в 431 году до н.э.

В военное время присутствовала чрезвычайный налог - эйсфора. Сначала он устанавливался в конкретной сумме, а потом в зависимости от состоятельности распределялся между гражданами.

Цель работы.

Целью данной работы является изучение налогов и налоговой системы России. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.

Без знания функционирования налоговой системы трудно себе представить руководителя и ведущих специалистов (бухгалтера, экономиста) современной фирмы. Без людей, владеющих этой специальностью, не сможет эффективно работать ни одно предприятие, не сможет обойтись государство.

История налогов в России и странах запада

Древний Египет

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Первые документальные подтверждения существования налогов обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Налоги в древней Греции.

В Древней Греции тоже существовала своя налоговая система. Ставка подоходного налога составляла здесь от 10 до 20%. Но свободные граждане Афин налогов не платили, предпочитая им добровольные пожертвования. Однако если государству предстояли крупные расходы - война или большое строительство, народное собрание вводило обязательное налогообложение для всех. Деньги налогоплательщиков расходовались на содержание наемных армий, возведение храмов и оборонительных укреплений, строительство дорог, устройство празднеств, раздачу денег беднякам и другие общественные нужды.

Налоги в древнем Риме

Великая Империя, Его государственное устройство стало образцом для государств Европы, которые появились гораздо позднее. Да и налоговая система римлян послужила примером для подражания. Такие понятия, как ценз, акциз, фискал, откупщик, дошли, до нас с тех далеких времен. Пока Рим оставался городом-государством, его налоговая система была не очень сложной. В мирное время налогов не существовало вовсе, а расходы покрывались путем сдачи в аренду общественных земель. Государственный же аппарат фактически содержал себя сам. Избранные магистраты не только исполняли обязанности безвозмездно, но еще и вносили на общественные нужды собственные средства, считая это почетным. В военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком, для чего раз в пять лет подавали избранным чиновникам-цензорам заявление о своем имущественном и семейном положении. На основании этих заявлений, ставших прообразом современных налоговых деклараций. и определялась сумма налога (ценз).

Уже в те далекие времена налоги не только играли фискальную роль, но и служили дополнительным стимулом развития товарно-денежного хозяйства. Ведь они вносились деньгами, для чего населению приходилось часть продукции продавать.

Шли годы. Римское государство росло, постепенно превращаясь в империю. Победоносные войны позволяли присоединять к нему все новые и новые земли, получившие название провинций. Усложнялась и налоговая система. На завоеванных землях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности, причем чем более упорное сопротивление оказывали римским легионерам жители покоренных земель, тем более высоким налогом они облагались.

Основные налоги Римской империи, взимавшиеся в разных провинциях:

Сбор на содержание надзора за рынком.

Портовые пошлины при погрузке и выгрузке.

Налог за закрепление сделки (налог с продаж).

Сбор за ярлык для ослов.

Налог на наследство.

Сбор за обмен и размен денег.

Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати

Налог на владение рабами.

Налог в продовольственный фонд столицы.

Специальный налог на огороды.

Налог на пшеницу.

Налог на огурцы.

Сбор с квартирной платы.

Сбор с рыботорговцев.

Сбор с ломовиков.

Сбор с банщиков.

Сбор с проституток.

Налог на доход от фиников.

Сбор на воздвижение статуй.

Сбор на содержание неимущих.

Сбор на содержание бань.

Сбор на содержание именитых гостей.

Сбор на содержание речной стражи.

Сбор на содержание тюрьмы для недоимщиков.

Сбор на содержание гарнизона.

Сбор на содержание сторожевых вышек.

Сбором налогов в римских провинциях занимались откупщики. Контролировать их деятельность было довольно сложно, да и налогоплательщику было выгоднее дать взятку, нежели выплачивать непомерно высокие налоги. Коррупция и злоупотребление властью неизбежно вели к экономическому кризису, который разразился в 1 в. до н.э.

Средние века

В Западной Европе во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

Новое время

После распада феодальной системы основным объектом налогообложения закономерно стала земля - ведь именно она в те времена была главным источником богатства в экономике всех стран. Поначалу размер земельного налога определялся площадью сельскохозяйственных земель, и лишь потом родилась идея брать налог в зависимости от того годового дохода, который землевладелец мог получить от использования своей земли.

Родившись из натуральных сборов, налоги получили широкое распространение после введения денежной системы. При этом особенно докучающим людям способом налогообложения были целевые налоги. В их основе лежала весьма нехитрая идея: "Есть определенная государственная нужда? Введем для покрытия связанных с ней расходов новый налог".

Изучая построенные на этой идее налоговые системы, можно лишь поражаться тому, как люди вообще ухитрялись выживать и продолжать заниматься хозяйственной деятельностью при том изобилии целевых и прочих налогов, которое обрушивали на них власть предержащие. Например, в Голландии в 17 веке владельцы ветряных мельниц были обложены налогом на право использования ветра. Вода тоже не была для них бесплатной - реки и каналы были перегорожены многочисленными шлюзами, миновать которые можно было, только уплатив сборщикам налогов.

Впрочем, не только в Голландии, но и в других странах правители взваливали на своих граждан непомерное налоговое бремя. Не случайно даже народная героиня Франции, впоследствии канонизированная католической церковью Жанна Д'Арк (1412–1431 года), возглавившая французскую армию в 1429 году и сумевшая сначала освободить Орлеан от полугодовой осады англичан, а затем и короновать на трон принца Карла, в качестве главной награды попросила у нового короля лишь освобождения от налогов жителей ее родной деревушки Домреми.

Великое разнообразие налогов и произвол властей в их сборе не приводили к росту их собираемости и составляли существенный тормоз экономического роста, кроме того, следствием была постоянная напряженность внутри государств и проявление неповиновения. На рубеже XVII–XVIII вв. власти Европы начинали понимать это и переходить к более простой, понятной, удобной и стабильной налоговой системе. Власть нуждалась не просто в системе сбора и ставок налогов, она нуждалась в научной обоснованной теории, которая совместила бы справедливость налогообложения — оправдание налогов с эффективностью — максимальной выгодой всему обществу.

Существенное подспорье власти оказывали ученые-экономисты, которые принялись изучать проблему и искать возможности наиболее эффективного для общества налогообложения. Одним из таких ученых внесших существенный вклад в развитие теории налогообложения был английский экономист Адам Смит. В конце XVIII в., в 1776 г. в своей работе «Исследование о природе и причине богатства народов» он не только утверждает, что налоги выгодны обществу и это признак свободы граждан, а не рабства, но и определяет основные принципы налогообложения, актуальные до сих пор:

Принцип справедливости — «Подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам, участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства».

Принцип определенности — «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика. . Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью».

Принцип удобства — «Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его».

Принцип экономии — «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать и даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. . Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды».

Ученые-экономисты и сотрудники налоговых служб пытаются найти такое устройство налоговой системы, которое позволяло бы, с одной стороны, собрать в бюджет суммы, достаточные для финансирования деятельности государства, а с другой - не подавляло бы экономической активности в стране.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 20:32, реферат

Краткое описание

Характерной особенностью древнегреческого общества было негативное отношение к личным налогам, поскольку граждане считали, что такие налоги несут клеймо рабства и поэтому являются унизительными. Отношение к налогам на имущество было терпимым. Вот почему основным источником поступлений в государственную казну были налоги с иностранцев, куртизанок, вольноотпущенников, дань союзников, доходы от эксплуатации природных ресурсов — морей, рудников.
Рассмотрим источники доходов подробнее.

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги в Древней Греции.docx

Налоги в Древней Греции

Литургии, их разновидности и особенности обложения

В афинском государстве не существовало прямого и постоянного налогообложения граждан, и крупные суммы на государственные нужды изыскивались в результате разовых государственных займов. Одним из таких источников средств на государственные нужды были литургии - налоговые повинности, возлагавшиеся на наиболее состоятельных граждан. Появление института литургий следует связывать именно с Афинами: позднее он был заимствован другими греческими полисами, а также получил свою вторую жизнь в эллинистическое время, хотя и в изменившейся форме. Проблема литургий самым непосредственным образом связана с историей афинской демократии: литургии возникли с рождением последней и исчезли с ее гибелью. Также средства на общественные расходы поступали от общинной собственности, например с земельных участков, рудников, от таможенных пошлин, податей на иностранцев, от налогов с продаж, судебных пошлин и штрафов. Когда этих поступлений не хватало, взимали налоги с доходов, в том числе с доходов от сельского хозяйства. Особый налог - метэкион выплачивали на территории Аттики и Афин метеки (выходцы из других общин, которые не принимались в состав фил, фратрий и родов, принадлежность к которым определялась кровнородственными связями коренного аттического населения) Когда в V в. до н. э. Афины начали проводить активную внешнюю политику и вести многочисленные войны, ситуация резко изменилась. Простые граждане, неся бремя военной службы во время войн, получая ранения и погибая на них, начали требовать от полиса диэт (денежного содержания). Таким образом, в финансовом хозяйстве сложилось следующее положение: низшие слои получали диэты, средние ничего не получали, но и ничего не платили, знать несла налоговые повинности (литургии).

Еще одно существенное изменение произошло в Афинах в начале V столетия до н. э. Примерно в 483 г. там был построен большой флот, а в 478 г. до н. э. был создан оборонительный Морской союз греческих государств, направленный против персов, который в дальнейшем превратился в Афинскую морскую державу. Создание флота стало возможным благодаря открытию новых месторождений серебра в Лаврионе. По совету Фемистокла было решено относительно высокие доходы от этих рудников не распределять между гражданами, а выдавать по одному таланту на каждую сотню богатых граждан, чтобы каждая из них выстроила на эти деньги по одной триере, самому современному военному судну того времени. Денег, возможно, хватало на постройку судна, но их не хватало на его оснащение. Таким образом, хозяевам приходилось доплачивать из собственного кармана. Этот институт получил название триерархии и в последующий период играл большую роль в Афинах. Триерархия была одной из многочисленных литургий, количество которых начало расти с конца VI - начала V в. до н. э.

С течением времени организация налогообложения совершенствовалась. В число повинностей вошли финансирование праздничных шествий, культовых факельных шествий, хоров, комедий, трагедий, строительства и, как в прошлом, выделение средств на приношение единичных жертв (что означало на деле общественные трапезы). Литургии как бы дополняли личную независимость граждан, которая находила свое отражение также в том, что им не приходилось регулярно платить прямых налогов.

До V в. до н. э. данная налоговая система, по-видимому, функционировала без особых осложнений, хотя предпосылки к ее реформированию уже начали складываться: многое зависело от того, в какой степени пожертвования и политическое руководство соответствовали друг другу. Но уже тогда существовали определенные нормы, а может быть и законы, регламентировавшие эти повинности. Их несение отнюдь не было добровольным делом.

Литургии были реализацией принципа равенства, когда богатые должны были делиться с государством через систему добровольных пожертвований. Многие богачи Афин не только не были против литургий, но считали честью и даже конкурировали за право давать деньги на строительство престижных объектов. Сократ говорил богатому греку: «Если ты когда-либо не выполнишь свой долг и не дашь денег, я знаю, что афиняне накажут тебя точно так, как если бы ты украл их собственность». Богатые греки делали дары, которые в 3 – 4 раза превышали нормативный размер. В литургиях участвовали и представители среднего класса. Публичное порицание за неучастие в данной традиции было мощным инструментом оказания давления. По сути дела, богатые люди получали активы в трастовое управление от города. Владение предполагало не только права, но и обязанности. Получилась система частного управления большими активами, что исключало присутствие бюрократии. Если городу нужен был мост, его строил богатые гражданин. Ему за это возносили почести. Сегодня принципы финансирования госрасходов и управления госактивами принципиально изменились. Люди, которых постоянно «доят» чиновники, остаются анонимными. Мотивация принципиально изменилась. В нашем обществе немыслимо, чтобы гражданин платил в 3 – 4 раза больше налогов, чем предусмотрено законом. Греки при помощи литургий строили цивилизацию без деспотии. В этой системе не было ухода от налогов. Она работала без принуждения. Когда позже римляне сохранили литургию, они превратили ее в инструмент конфискации собственности без справедливого вознаграждения.

Цель работы.

Целью данной работы является изучение налогов и налоговой системы России. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.

Без знания функционирования налоговой системы трудно себе представить руководителя и ведущих специалистов (бухгалтера, экономиста) современной фирмы. Без людей, владеющих этой специальностью, не сможет эффективно работать ни одно предприятие, не сможет обойтись государство.

История налогов в России и странах запада

Древний Египет

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Первые документальные подтверждения существования налогов обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Налоги в древней Греции.

В Древней Греции тоже существовала своя налоговая система. Ставка подоходного налога составляла здесь от 10 до 20%. Но свободные граждане Афин налогов не платили, предпочитая им добровольные пожертвования. Однако если государству предстояли крупные расходы - война или большое строительство, народное собрание вводило обязательное налогообложение для всех. Деньги налогоплательщиков расходовались на содержание наемных армий, возведение храмов и оборонительных укреплений, строительство дорог, устройство празднеств, раздачу денег беднякам и другие общественные нужды.

Налоги в древнем Риме

Великая Империя, Его государственное устройство стало образцом для государств Европы, которые появились гораздо позднее. Да и налоговая система римлян послужила примером для подражания. Такие понятия, как ценз, акциз, фискал, откупщик, дошли, до нас с тех далеких времен. Пока Рим оставался городом-государством, его налоговая система была не очень сложной. В мирное время налогов не существовало вовсе, а расходы покрывались путем сдачи в аренду общественных земель. Государственный же аппарат фактически содержал себя сам. Избранные магистраты не только исполняли обязанности безвозмездно, но еще и вносили на общественные нужды собственные средства, считая это почетным. В военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком, для чего раз в пять лет подавали избранным чиновникам-цензорам заявление о своем имущественном и семейном положении. На основании этих заявлений, ставших прообразом современных налоговых деклараций. и определялась сумма налога (ценз).

Уже в те далекие времена налоги не только играли фискальную роль, но и служили дополнительным стимулом развития товарно-денежного хозяйства. Ведь они вносились деньгами, для чего населению приходилось часть продукции продавать.

Шли годы. Римское государство росло, постепенно превращаясь в империю. Победоносные войны позволяли присоединять к нему все новые и новые земли, получившие название провинций. Усложнялась и налоговая система. На завоеванных землях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности, причем чем более упорное сопротивление оказывали римским легионерам жители покоренных земель, тем более высоким налогом они облагались.

Основные налоги Римской империи, взимавшиеся в разных провинциях:

Сбор на содержание надзора за рынком.

Портовые пошлины при погрузке и выгрузке.

Налог за закрепление сделки (налог с продаж).

Сбор за ярлык для ослов.

Налог на наследство.

Сбор за обмен и размен денег.

Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати

Налог на владение рабами.

Налог в продовольственный фонд столицы.

Специальный налог на огороды.

Налог на пшеницу.

Налог на огурцы.

Сбор с квартирной платы.

Сбор с рыботорговцев.

Сбор с ломовиков.

Сбор с банщиков.

Сбор с проституток.

Налог на доход от фиников.

Сбор на воздвижение статуй.

Сбор на содержание неимущих.

Сбор на содержание бань.

Сбор на содержание именитых гостей.

Сбор на содержание речной стражи.

Сбор на содержание тюрьмы для недоимщиков.

Сбор на содержание гарнизона.

Сбор на содержание сторожевых вышек.

Сбором налогов в римских провинциях занимались откупщики. Контролировать их деятельность было довольно сложно, да и налогоплательщику было выгоднее дать взятку, нежели выплачивать непомерно высокие налоги. Коррупция и злоупотребление властью неизбежно вели к экономическому кризису, который разразился в 1 в. до н.э.

Средние века

В Западной Европе во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

Новое время

После распада феодальной системы основным объектом налогообложения закономерно стала земля - ведь именно она в те времена была главным источником богатства в экономике всех стран. Поначалу размер земельного налога определялся площадью сельскохозяйственных земель, и лишь потом родилась идея брать налог в зависимости от того годового дохода, который землевладелец мог получить от использования своей земли.

Родившись из натуральных сборов, налоги получили широкое распространение после введения денежной системы. При этом особенно докучающим людям способом налогообложения были целевые налоги. В их основе лежала весьма нехитрая идея: "Есть определенная государственная нужда? Введем для покрытия связанных с ней расходов новый налог".

Изучая построенные на этой идее налоговые системы, можно лишь поражаться тому, как люди вообще ухитрялись выживать и продолжать заниматься хозяйственной деятельностью при том изобилии целевых и прочих налогов, которое обрушивали на них власть предержащие. Например, в Голландии в 17 веке владельцы ветряных мельниц были обложены налогом на право использования ветра. Вода тоже не была для них бесплатной - реки и каналы были перегорожены многочисленными шлюзами, миновать которые можно было, только уплатив сборщикам налогов.

Впрочем, не только в Голландии, но и в других странах правители взваливали на своих граждан непомерное налоговое бремя. Не случайно даже народная героиня Франции, впоследствии канонизированная католической церковью Жанна Д'Арк (1412–1431 года), возглавившая французскую армию в 1429 году и сумевшая сначала освободить Орлеан от полугодовой осады англичан, а затем и короновать на трон принца Карла, в качестве главной награды попросила у нового короля лишь освобождения от налогов жителей ее родной деревушки Домреми.

Великое разнообразие налогов и произвол властей в их сборе не приводили к росту их собираемости и составляли существенный тормоз экономического роста, кроме того, следствием была постоянная напряженность внутри государств и проявление неповиновения. На рубеже XVII–XVIII вв. власти Европы начинали понимать это и переходить к более простой, понятной, удобной и стабильной налоговой системе. Власть нуждалась не просто в системе сбора и ставок налогов, она нуждалась в научной обоснованной теории, которая совместила бы справедливость налогообложения — оправдание налогов с эффективностью — максимальной выгодой всему обществу.

Существенное подспорье власти оказывали ученые-экономисты, которые принялись изучать проблему и искать возможности наиболее эффективного для общества налогообложения. Одним из таких ученых внесших существенный вклад в развитие теории налогообложения был английский экономист Адам Смит. В конце XVIII в., в 1776 г. в своей работе «Исследование о природе и причине богатства народов» он не только утверждает, что налоги выгодны обществу и это признак свободы граждан, а не рабства, но и определяет основные принципы налогообложения, актуальные до сих пор:

Принцип справедливости — «Подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам, участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства».

Принцип определенности — «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика. . Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью».

Принцип удобства — «Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его».

Принцип экономии — «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать и даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. . Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды».

Ученые-экономисты и сотрудники налоговых служб пытаются найти такое устройство налоговой системы, которое позволяло бы, с одной стороны, собрать в бюджет суммы, достаточные для финансирования деятельности государства, а с другой - не подавляло бы экономической активности в стране.

Читайте также: