Налог сбор обезличивается имеет цель безвозвратность и безвозмездность предоставления прав
Опубликовано: 22.04.2024
1) общеобязательный характер. Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что платить законно установленные налоги и сборы должен каждый. В соответствии с данной установкой Налоговый кодекс РФ (в ред. от 30 декабря 2004 г.) (дальше - НК РФ), нормативно-правовые акты субъектов РФ и городских образований закрепляют твердый список налогов, начислять и уплачивать которые должны все налогоплательщики, определенные законом. Ни один налогоплательщик не может быть освобожден от обязанности уплачивать законно установленные налоги;
2) персональная безвозмездность. За счет налогов происходит финансирование всей деятельности страны, но при всем этом конкретное физическое либо юридическое лицо, начисляющее и уплачивающее определенный налог, какого-нибудь возмещения в виде получения имущества, имущественных либо неимущественных прав не получает. Конкретно в этом основное отличие налога от сбора: сбор уплачивается за совершение муниципальными органами определенного действия, таким образом лицо, уплачивающее сбор, получает полностью ощутимое возмещение оплаченной суммы в виде оказанных услуг;
3) безвозвратность (налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику) и безвозмездность (плательщик не получает за выплаченные налога никаких материальных, хозяйственных или иных прав). Этот признак в определенном смысле отделяет налоги и сборы от пошлин. Плательщик последних получает права на осуществление каких-либо хозяйственных операций (например, на ввоз или вывоз товаров через таможенную границу). Государственная пошлина взимается судебными учреждениями (с исковых заявлений имущественного и неимущественного характера, кассационных жалоб, за выдачу копий документов); органами государственного арбитража (с исковых заявлений, кассационных и апелляционных жалоб, заявлений о признании организации и индивидуальных предпринимателей банкротами); нотариальными органами (за регистрацию граждан по месту их жительства); отделами сиз и регистрации; органами загс и другими органами.
4) - индивидуальность, то есть обязанность по уплате налога и ее осуществление исключительно субъектом налогообложения;
5) Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств, для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента.Принудительность налога не всегда выражается в том, что на плательщика возлагается прямая обязанность уплатить данный налог. Например, налоги на товары не являются принудительными в этом смысле, ибо от самого плательщика зависит покупать или не покупать товары, обложенные акцизом.Принудительность налога отличает его от добровольных пожертвований. На практике, впрочем, эта разница не всегда бывает в достаточной степени уловимой, так как так называемые добровольные пожертвования нередко являются только мнимо добровольными, а в действительности носят на себе все черты принудительных сборов.
С другой стороны, принудительные сборы могут уплачиваться отдельными лицами совершенно добровольно. Например, многие плательщики с полной добросовестностью декларируют весь свой доход для целей обложения его подоходным налогом, хотя без всякого риска могли бы скрыть ту или иную его часть. Вообще рост материального благосостояния и культуры характеризуется повышением так называемой налоговой дисциплины или налоговой морали. Поэтому по мере общественного развития налоги утрачивают характер исключительной принудительности, и уплата их начинает становиться более или менее добровольной.
5 Соотношение налогов и иных обязательных платежей. Юридическое содержание сбора, пошлин.
Налоги следует отличать от сборов, пошлин или взносов.Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Привлечение денежных средств в результате предоставления определенных прав и выдачи разрешений (лицензий) осуществляется в результате: у1) установления государственной монополии на производство определенных видов товаров, выполнение работ, оказание услуг и, следовательно, исключения свободного доступа иных субъектов в эти сферы деятельности;2) предоставления на возмездной основе отдельным частным субъектам права заниматься деятельностью, отнесенной к монополии государства.
Следовательно, уплата сбора или пошлины всегда сопровождается определенной целью частного субъекта получить возмездную услугу от государства законодательно установленное определение сбора показывает, что в его содержании объединены юридические признаки взносов за оказание государством возмездных услуг, совершение определенных действий.Используемое в НК РФ понятие сбора включило и понятие пошлины.Налог и сбор имеют как общие, так и отличительные признаки.
К общим относятся:- обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды;- адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;- изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;- возможность принудительного способа изъятия;- контроль единой системы налоговых органов.В то же время налог и сбор четко разграничиваются по следующим юридическим характеристикам.1. По значению. Налоговые платежи в современных условиях являются основным источником образования бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.2. По цели. Цель налогов – удовлетворение публичных потребностей государства или муниципальных образований; цель сборов – удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.3. По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляемую плательщику государственным (муниципальным) учреждением, который реализует государственно-властные полномочия.4. По характеру обязанности. Уплата налога является четко установленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива.5. По периодичности. Налогам свойственна определенная периодичность; сбор обычно носит разовый характер, и его уплата происходит без определенной системы.Таким образом, в отличие от налогов сборы индивидуальны и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.
Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.
В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.
Регламентирующие правовые акты
Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.
В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.
Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:
- федеральный налог или сбор;
- региональный;
- местный.
ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.
Внесем ясность в определения
Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:
- безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
- обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
- принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
- принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
- вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.
Элементами налога являются:
- законодательно определенная основа – база;
- процентная ставка;
- объект налогообложения;
- период;
- порядок и сроки взимания.
Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:
- определенное право;
- лицензию на ту или иную деятельность;
- действие в правовом поле (например, регистрацию).
Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).
Виды и примеры налогов и сборов
- Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
- федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
региональные – налог на имущество фирм и т.д.; - местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
- федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
- Беря во внимание способ взимания, разделяют:
- прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
- косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
- По принципу пополнения того или иного бюджета:
- закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
- регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
- По субъекту платы:
- запланирован для оплаты только физическими лицами;
- платят исключительно организации (юридические лица);
- предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.
Налог и сбор: между ними много общего
- И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
- Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
- Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.
10 главных отличий налогов и сборов
Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.
Императивность ― безусловная обязанность налогоплательщика при возникновении у него объекта налогообложения (т.е. налог — это обязательный платеж). Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения в полном объеме возложенной на него обязанности. Обязательность налога обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов, которые при нежелании налогоплательщика добровольно исполнить свою обязанность сделают это принудительно.
Индивидуальная безвозмездность как признак отличает налоговый платеж отсутствием для конкретного налогоплательщика эквивалентного объема выгоды от государственных услуг. Налоговый платеж — это однонаправленное движение потока финансовых, а в исключительных случаях и иных ресурсов от налогоплательщика к государству без наличия встречного персонифицированного потока государственных услуг. Безусловно, такой встречный поток есть в связи с реализацией государством своих функциональных обязанностей, но эти услуги предоставляются всем на общих основаниях, а для конкретного налогоплательщика поток встречных услуг не будет эквивалентен или пропорционален величине налогового платежа. Именно данный признак в наибольшей степени отличает налог от сбора и других неналоговых платежей (штрафов, различных санкций и т.д.).
Признак уплаты в целях финансового обеспечения деятельности государства характеризует цель взимания налогов как основного доходного источника формирования бюджета государства для обеспечения его деятельности.
Законность как признак отличает налоги тем, что их установление, порядок исчисления и уплаты, изменение или отмена осуществляются исключительно на основе закона. Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Признак относительной регулярности отличает налог определенной периодичностью его уплаты в строго отведенные законом сроки, т.е. налог — это не разовое, а регулярное изъятие денежных средств при условии сохранения у налогоплательщика объекта налогообложения.
Анализируя два законодательных определения (налога и сбора), достаточно сложно увидеть их различия. В определении сбора отсутствуют два признака, присутствующих в характеристике налога: индивидуальной безвозмездности, уплаты в целях финансового обеспечения деятельности государства. Вместо них введен признак индивидуальной возмездности, а именно предоставление определенного эквивалента «юридически значимых действий» в отношении плательщика сбора. И это вполне объективная рокировка признаков.
На этом основании некоторые исследователи, в частности Б.Х. Алиев, предлагают использовать в качестве разграничивающего принцип нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые платежи регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи — нормами других отраслей права. Такой подход позволяет внести определенную ясность в данное разграничение:
· налоговых обязательных платежей — налогов и сборов, непосредственно входящих в налоговую систему государства и (или) регулируемых налоговым законодательством;
· неналоговых обязательных платежей (квазиналогов), непосредственно не входящих в налоговую систему государства и (или) регулируемых не налоговым, а иным законодательством;
· разовых изъятий налогового характера — платежей, взимаемых в качестве наказаний за недобросовестное исполнение обязанностей налогоплательщика (налоговых санкций — пеней, штрафов) и регулируемых налоговым законодательством;
· разовых изъятий неналогового характера — платежей, взимаемых в качестве наказаний за недобросовестное исполнение обязанностей налогоплательщика (штрафов, конфискаций) и регулируемых не налоговым, а иным законодательством.
Большинство различных платежей достаточно логично вписывается в это разграничение. Однако при такой классифицирующей основе некоторые обязательные платежи, явно обладающие всеми признаками налогов или сборов, но не включенные в перечень ст. 13-15 НК, как, например, таможенные пошлины или плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и другие виды загрязнений, регулирование которых находится вне рамок налогового законодательства, следует относить к квазиналогам — неналоговым обязательным платежам. Очевидно, что подобные разграничивающие классификации страдают определенными нестыковками и относиться к ним следует очень осторожно.
Государственная пошлина (cт. 333.16, 333.17 НК РФ) - это федеральный сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК (кроме действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ):
1. при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды и др. суды;
2. при обращении за совершением нотариальных действий;
3. при обращении за государственной регистрацией актов гражданского состояния и других юридически значимых действий, совершаемых органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами;
4. связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации;
5. по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
6. при осуществлении федерального пробирного надзора;
7. при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов;
8. за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий;
9. за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, средств массовой информации, за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей, за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, за получение ресурса нумерации.
Характерные черты государственной пошлины:
· обязательный и возмездный характер, так как она выступает в качестве обязательной компенсации за оказание юридическим и физическим лицам конкретных государственных услуг;
· определенный регулятивный характер, так как она выступает в качестве особого инструмента для управления спросом и предложением на государственные услуги;
· фискальный характер, так как она обеспечивает бюджетам оп ределенный доход от установления монополии государства на отдельные виды услуг;
· учитывается в составе налоговых доходов бюджетов различных уровней.
Таким образом, государственная пошлина имеет индивидуально возмездную природу, ее уплата является основанием для осуществления указанными выше органами и должностными лицами соответствующих юридически значимых действий, в которых нуждаются плательщики пошлины.
Соотношение понятий «налог», «сбор», «пошлина»
Современное российское законодательство оперирует понятиями «налог», «сбор», «пошлина», «иные обязательные платежи». И если четкое определение налога и сбора содержится в нормативных актах, в частности в НК РФ, то самостоятельное понятие пошлины в отечественном законодательстве отсутствует. Законодатель при употреблении термина «пошлина» определяет его через сбор, как в случае с государственной пошлиной[1]. Более того, правовой доктриной и судебной практикой пристальное внимание уделяется только понятию налога, при достаточно скромной проработке понятий сбора и пошлины.
В Конституции РФ термины «налог» и «сбор» используются всегда рядом, что указывает на их тесную взаимосвязь, с одной стороны, и неравнозначность, с другой. Например, в ст. 57 говорится об обязанности платить законно установленные налоги и сборы; п. «з» ст. 71 указывает, что федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации; п. «и» ч. 1 ст. 72 относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов; в соответствии с ч. 1 ст. 132 органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
В Законе РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы» термин «налоговый платеж» употреблялся как собирательный для налогов, акцизов, пошлин, сборов, отчислений и т. д. Правовой режим каждого из подобных платежей в наименьшей степени зависел от его названия.
Н.И. Химичева определяет налоги как «обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях — внебюджетные государственные и муниципальные фонды) с определением их размеров и сроков уплаты»[2]. При этом отдельно автор выделяет группу платежей, к которым относит государственную и таможенную пошлины, отличие которых от налогов в том, что им свойствен возмездный характер, а обязательность их уплаты возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным органам за определенной услугой[3].
Интересной представляется позиция А.Н. Шереметьевой по проблеме соотношения различных видов платежей. По ее мнению, платеж может быть отнесен к налогу при условии соответствия его следующим характеристикам:
— отсутствие права выбора, т. е. одно из существенных различий налогов от других платежей видится в том, что уплата неналоговых платежей связана со свободой плательщика выбирать вариант своего поведения (он может отказаться от определенных притязаний или действий и тогда не будет обременен платежом). Для налогов же такая возможность не характерна;
— односторонний характер установления;
— взыскание на условиях безвозвратности и безвозмездности;
— публичный характер, т. е. цель взимания налогов — обеспечение деятельности государства посредством поступления во все бюджеты денежных средств;
— отсутствие целевой направленности;
— обеспечение государственно-властным принуждением[4].
«Сборы представляют собой обязательные безэквивалентные платежи, взимаемые на основании закона в форме отчуждения принадлежащих плательщику на праве собственности денежных средств, уплачиваемые при осуществлении государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными государством органами и должностными лицами возложенных на них функций»[5].
По мнению Д.В. Винницкого, особенность сбора состоит в установлении «его размера на основе эквивалентности тем расходам, которые несет фиск при осуществлении соответствующих действий, имеющих юридическое значение, или при производстве товаров (работ, услуг), передаваемых плательщику, при условии уплаты сбора»[6].
Традиционно основным и по существу единственным отличием сбора от налога называют индивидуальную возмездность первого, выражающуюся в обязанности совершения юридически значимых действий по факту его уплаты. Указанный критерий применяется во многих зарубежных странах для отграничения сборов и пошлин от налогов. Так, например, в финансовом праве Швеции под сборами понимаются платежи, обусловленные специальной целью и характеризующиеся тем, что плательщик или третье лицо получает встречное предоставление в связи с его уплатой. В Германии пошлиной (gebubr) называется платеж, имеющий черты возмездности — вознаграждение за государственные услуги или за предоставление специального права, который, наряду с не характерными для российского финансового права возмездными платежами, уплачиваемыми за получение экономических преимуществ и компенсаций за освобождение от натуральных повинностей, входит в категорию «причинно обусловленных взиманий» (Kausalabgabe)[7].
Эти же авторы утверждают, что под данное определение подпадает и государственная пошлина, которая в правовой системе Российской Федерации выполняет дисциплинирующую функцию[8].
В.Н. Моисеев считает, что «понятие “сбор” является родовым по отношению к понятию “пошлина”», указывая при этом, что «проведение четкого разграничения между пошлинами и прочими сборами не представляется возможным, в связи с чем налоговое законодательство обоснованно не выделяет пошлины в отдельную категорию сборов». Например, таможенная пошлина является сбором в силу того, что отвечает всем условиям, характерным для платежей данного вида. И даже более выраженная регулятивная функция таможенной пошлины не дает полноценных оснований для выделения ее в отдельную категорию.
Более того, по его мнению, к сборам следует относить все обязательные платежи, внесение которых является условием совершения в отношении плательщиков юридически значимых действий государственно-властного характера или предоставление специального права, и распространять на них правовое регулирование, предусмотренное НК РФ для сборов[9].
Под пошлиной ряд авторов понимают «обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера»[10] или «денежную повинность, взимаемую в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера»[11].
В финансовом праве зарубежных государств проводится различие между понятиями «сбор» и «пошлина». Так, в законодательстве Франции сбор и пошлину дифференцируют исходя из соотношения размера платежа со стоимостью оказанных плательщику услуг. Следовательно, сбором считается платеж, установленный в определенном соотношении с издержками соответствующего органа, в то время как при установлении пошлин такое соотношение не учитывается.
Если проанализировать соответствующие статьи НК РФ, посвященные размерам государственной пошлины, то можно сделать вывод о зависимости размера пошлины от ряда обстоятельств — суммы иска, характера жалобы, субъекта, который обращается в государственные органы, особенностей действий, по факту которых уплачивается пошлина, и т. д. Явно прослеживается определенное соотношение пошлины и характера оказываемых государством услуг.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о самостоятельном существовании таких правовых категорий, как «налог» и «сбор». При этом обособленность понятия «пошлина» категорично опровергается как на уровне научно-теоретических разработок, так и на законодательно-практическом уровне.
Однако в силу того, что понятие пошлины используется отдельно от понятий сбора и налога, необходимо дальнейшее глубокое изучение указанных категорий и проведение четкой дифференциации на законодательном уровне.
Социально-экономическая сущность налогов в современном обществе.
Налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.
Как экономическая категория налоги объективны и представляют собой отчуждение доли собственности физических и юридических лиц в денежном выражении в пользу государственной власти. Это свидетельствует о том, что налоги являются финансовой категорией.
Налоговый кодекс РФ так определяет налоги. Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Для характеристики налога выделяют специфические признаки, которые позволяют определить условия и порядок его существования как категории. Так, налогам присущи следующие характерные черты, которые закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах, регулирующих отношения в сфере налоговой деятельности государства:
- императивность, которая означает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно внести часть своего дохода (согласно закону), а в случае невыполнения обязанности последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию;
- смена формы собственности дохода, которая означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность государства, обезличивается и используется государством по своему усмотрению;
- безвозвратность и безвозмездность передаваемой части дохода, которые означают, что отданная часть дохода не возвратится субъекту налога и он не получит никаких прав, в том числе права на участие в распределении отданной части своего дохода;
- легитимность, которая означает не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с законных операций.
Социально-экономическая сущность налогов, их внутреннее содержание и общественное назначение раскрываются через их функции. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории, как инструмента самостоятельного распределения доходов.
В условиях рыночных отношений налогам присущи пять основные функции: фискальная, регулирующая, социальная, контрольная и стимулирующая, каждая из которых отражает отдельную сторону этой экономической категории.
- Фискальная функция - является основной функцией налога. Главное предназначение налога - образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций.
- Регулирующая функция. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.
- Социальная функция поддерживает социальное равновесие путем сглаживания неравенства в доходах, прибылях, приводящее к отрицательным последствиям.
- Контрольная функция. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой, в контроле над действенностью проводимой экономической политики государства.
- Стимулирующая функция. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. стимулирование технического прогресса с помощью налогов.
Понятия «налог» и «сбор», их разграничение и функции.
Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Также можно отметить, что установление налогообложения является неотъемлемым признаком государства и средством обеспечения функционирования государства.
Таким образом, налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации, но в случаях отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьями.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Сбор - это обязательный взнос. В отличие от налога сбор может иметь не только денежную, но и иную форму, но это возможно лишь в том случае если прямо предусмотрено законодательством.
Основные отличия сборов от налогов сводятся к следующему.
Индивидуальная возмездность. Налоги индивидуально безвозмездны. Сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован.
Свобода выбора. Речь, конечно, идет не об абсолютной свободе, а о существенных субъективных правах (например, права на судебную защиту, на осуществление предпринимательской деятельности), которая в ряде случаев невозможна без участия государства и обременена платежом сборов.
Взнос, а не платеж. В отличие от налога, который всегда выступает в виде денежного платежа, сбор может быть внесен различными способами. Поэтому в определении сбора, закрепленного в НК РФ, упоминание о денежной форме платежа отсутствует.
Цель. Согласно НК РФ, цель налогообложения — покрытие совокупных расходов публичной власти, в то время как целевое назначение — компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.
Состав элементов. Согласно НК РФ, налог считается законно установленным лишь в том случае, когда определены все элементы налогообложения. При установлении сборов, согласно, элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. Следовательно, не все элементы, необходимые для исчисления и уплаты налога, могут оказаться востребованными при установлении конкретного сбора.
Нерегулярный характер. Одним из элементов налога является налоговый период, поэтому уплата налога предполагает определенную регулярность и систематичность. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях.
Порядок уплаты. Объект налога как юридический факт возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности, объект сбора — после.
Соразмерность. В НК РФ предусмотрено, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога, то есть с изменением налоговой базы размер налога изменяется. Размер сбора одинаков для всех плательщиков и определяется не индивидуальными характеристиками объектов обложения, а масштабом оказываемых услуг.
Штрафные санкции. Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности. При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий без применения санкций.
Налоги выполняют четыре важнейшие функции:
1.Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).
2.Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).
3.Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).
Понятие, роль и признаки налога.
Юр. признаки налогов: обязательность, безвозвратность, индивидуальная безвозмездность, денежный характер, законодательное оформление, публичное предназначение.
Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Юр. признаки налогов: а) обязательность означает юр. обязанность перед гос. При этом форма уплаты налога предполагается в виде добровольного платежа. В то же время термин «взимание» говорит что отказаться от уплаты данного платежа нельзя, поскольку уплата обеспечивается гос. принуждением. В определенных законом случаях вместо уплаты платежа имеет место его взимание; б) безвозвратность и индивидуальная безвозмездность - принципы налогового права полностью противоположны принципам гражданского права. Налоги передаются гос. в собственность, а выполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов не порождает у гос. встречной обязанности по предоставлению этому лицу каких-либо материальных льгот; в) денежный характер - налог должен уплачиваться только в денежной форме, поскольку иной формы гос. бюджет не приемлет. Отчуждение в пользу гос. какого-либо имущества, товаров, работ, услуг в счет погашения налоговой обязанности не допускается. Налоги уплачиваются (взыскиваются) только с денежных средств, принадлежащих налогообязанному лицу. Налог уплачивается в наличной и безналичной форме, в валюте РФ или иной валюте (в предусмотренных законом случаях); г) публичное предназначение налога означает, что налоги взимаются для финансового обеспечения деятельности гос. и его органов. Налогоплательщик в конечном результате получает от гос. публичную пользу. Гос., действуя в интересах всего общества, реализует различные внешние и внутренние функции: социальную, политическую, экономическую, правоохранительную, военную; д) законодательное оформление налога означает, что налог может быть установлен только актом высшей юридической силы - законом. Другими нормативными актами, которые называются подзаконными, налог не устанавливается. Законы принимаются законодательным органом (парламентом), который и устанавливает меру требования государства в лице исполнительных органов власти в отношении имущества собственника.
Функции налогов.
Функция - относительно самостоятельная часть деятельности по решению задач для достижения определенных целей. Функции налогов производны от функции финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно более узких рамках. Исходя из этого их можно сгруппировать в 2 блока: основные и дополнительные.
Группа основных функций включает сущностную функцию налога (фискальную) и 2 общефинансовых (регулирующую и контрольную). Дополнительные функции детализируют главные цели, реализуемые через подсистему основных функций. Важнейшей функцией налогов является фискальная. Суть заключается в насыщении доходной части бюджета, доходов гос. для удовлетворения потребностей общества. Регулирующая функция служит своеобразным дополнением фискальной и затрагивает регулирование производства и потребления. Регулирующий механизм существует объективно и влияет на плательщиков вне зависимости от воли гос. Контрольная функция реализует налогообложения при регламентации гос. финансово-хозяйственной деятельности субъектов налогообложения. С помощью этой функции оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, каждого налога в отдельности, проверяется, насколько налоги соответствуют реализации цели. Дополнительные функции налога образуют подсистемы. Распределительная функция заключается в перераспределении полученных бюджетом средств для их дальнейшего эффективного использования государством в своих целях. Стимулирующая функция создает условия для развития производства или какого-либо вида деятельности. Накопительная функция представляет собой обобщение всех предыдущих функций. Её суть заключается в накоплении денежных средств в бюджете для дальнейшего увеличения мощностей, развитии производства и в укрепления экономики гос. в целом.
Классификация налогов.
Классификация налогов - распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.
Классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям.
Налоги классифицируются по различным признакам: 1. По способу изъятия различают 2 вида налогов: - прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы); - косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины). 2. По воздействию налоги подразделяются на: - пропорциональные - налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном % к доходу или стоимости имущества; - прогрессивные - налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения; - дегрессивные или регрессивные - налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения; - твердые - налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы. 3. По назначению различают: - общие налоги - средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов гос. (налог на прибыль, НДС, НДФЛ); - маркированные (специальные) налоги - имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы). 4. По субъекту уплаты выделяют: - налоги, взимаемые с физ. лиц; - налоги, взимаемые с юр. лиц; - смешанные налоги. 5. По объекту налогообложения разделяют на: - имущественные налоги; - ресурсные налоги (рентные платежи); - налоги, взимаемые от выручки или дохода; - налоги на потребление. 6. По источнику уплаты существуют: - налоги, относимые на индивидуальный доход; - налоги, относимые на издержки производства и обращения; - налоги, относимые на финансовые результаты; - налоги, взимаемые с выручки от продаж. 7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют: - собственные (закрепленные) налоги; - регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами. 8. По срокам уплаты: - периодические (их еще называют регулярные или текущие) - налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки; - срочные (их еще называют разовые) - налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия. 9. По принадлежности к уровню правления: - федеральные; - региональные; - местные.
Существуют 3 способа взимания налогов: 1. Кадастровый (используются кадастры, то есть реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам). Применяется к земле, строениям, месторождениям. 2. У источника (взимается до получения дохода налогоплательщиком). 3. По декларации (подача деклараций по налогам).
Источники налогового права.
К источникам налогового права можно отнести: международные источники: а) международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения; б) международные налоговые соглашения; в) международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения; г) решения международных судов о толковании международных соглашений; Конституция РФ. Специальное налоговое законодательство: а) федеральное (НК РФ, ФЗ, принятые на основании и в соответствии с ним); б) региональное (законы субъектов РФ, вводящие на территории соответствующих субъектов установленные федеральным законодательством о налогах и сборах, региональные налоги или сборы); в) НПА о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления. - Общее налоговое законодательство (ФЗ, содержащие нормы о налогах - УК РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, Там. К РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ); - подзаконные НПА о налогообложении: а) акты органов общей компетенции (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные НПА); б) акты органов специальной компетенции: ведомственные подзаконные НПА органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено НК РФ. Д) акты по вопросам налогообложения судебных органов: а) акты органов конституционной юстиции (постановления и определения КС РФ и КС субъектов РФ); б) акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Понятие, роль и признаки налога.
Юр. признаки налогов: обязательность, безвозвратность, индивидуальная безвозмездность, денежный характер, законодательное оформление, публичное предназначение.
Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Юр. признаки налогов: а) обязательность означает юр. обязанность перед гос. При этом форма уплаты налога предполагается в виде добровольного платежа. В то же время термин «взимание» говорит что отказаться от уплаты данного платежа нельзя, поскольку уплата обеспечивается гос. принуждением. В определенных законом случаях вместо уплаты платежа имеет место его взимание; б) безвозвратность и индивидуальная безвозмездность - принципы налогового права полностью противоположны принципам гражданского права. Налоги передаются гос. в собственность, а выполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов не порождает у гос. встречной обязанности по предоставлению этому лицу каких-либо материальных льгот; в) денежный характер - налог должен уплачиваться только в денежной форме, поскольку иной формы гос. бюджет не приемлет. Отчуждение в пользу гос. какого-либо имущества, товаров, работ, услуг в счет погашения налоговой обязанности не допускается. Налоги уплачиваются (взыскиваются) только с денежных средств, принадлежащих налогообязанному лицу. Налог уплачивается в наличной и безналичной форме, в валюте РФ или иной валюте (в предусмотренных законом случаях); г) публичное предназначение налога означает, что налоги взимаются для финансового обеспечения деятельности гос. и его органов. Налогоплательщик в конечном результате получает от гос. публичную пользу. Гос., действуя в интересах всего общества, реализует различные внешние и внутренние функции: социальную, политическую, экономическую, правоохранительную, военную; д) законодательное оформление налога означает, что налог может быть установлен только актом высшей юридической силы - законом. Другими нормативными актами, которые называются подзаконными, налог не устанавливается. Законы принимаются законодательным органом (парламентом), который и устанавливает меру требования государства в лице исполнительных органов власти в отношении имущества собственника.
Функции налогов.
Функция - относительно самостоятельная часть деятельности по решению задач для достижения определенных целей. Функции налогов производны от функции финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно более узких рамках. Исходя из этого их можно сгруппировать в 2 блока: основные и дополнительные.
Группа основных функций включает сущностную функцию налога (фискальную) и 2 общефинансовых (регулирующую и контрольную). Дополнительные функции детализируют главные цели, реализуемые через подсистему основных функций. Важнейшей функцией налогов является фискальная. Суть заключается в насыщении доходной части бюджета, доходов гос. для удовлетворения потребностей общества. Регулирующая функция служит своеобразным дополнением фискальной и затрагивает регулирование производства и потребления. Регулирующий механизм существует объективно и влияет на плательщиков вне зависимости от воли гос. Контрольная функция реализует налогообложения при регламентации гос. финансово-хозяйственной деятельности субъектов налогообложения. С помощью этой функции оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, каждого налога в отдельности, проверяется, насколько налоги соответствуют реализации цели. Дополнительные функции налога образуют подсистемы. Распределительная функция заключается в перераспределении полученных бюджетом средств для их дальнейшего эффективного использования государством в своих целях. Стимулирующая функция создает условия для развития производства или какого-либо вида деятельности. Накопительная функция представляет собой обобщение всех предыдущих функций. Её суть заключается в накоплении денежных средств в бюджете для дальнейшего увеличения мощностей, развитии производства и в укрепления экономики гос. в целом.
Читайте также: