Налог сбор обезличивается имеет цель безвозвратность и безвозмездность предоставления прав

Опубликовано: 22.04.2024

1) общеобязательный характер. Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что платить законно установленные налоги и сборы должен каждый. В соответствии с данной установкой Налоговый кодекс РФ (в ред. от 30 декабря 2004 г.) (дальше - НК РФ), нормативно-правовые акты субъектов РФ и городских образований закрепляют твердый список налогов, начислять и уплачивать которые должны все налогоплательщики, определенные законом. Ни один налогоплательщик не может быть освобожден от обязанности уплачивать законно установленные налоги;

2) персональная безвозмездность. За счет налогов происходит финансирование всей деятельности страны, но при всем этом конкретное физическое либо юридическое лицо, начисляющее и уплачивающее определенный налог, какого-нибудь возмещения в виде получения имущества, имущественных либо неимущественных прав не получает. Конкретно в этом основное отличие налога от сбора: сбор уплачивается за совершение муниципальными органами определенного действия, таким образом лицо, уплачивающее сбор, получает полностью ощутимое возмещение оплаченной суммы в виде оказанных услуг;

3) безвозвратность (налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику) и безвозмездность (плательщик не получает за выплаченные налога никаких материальных, хозяйственных или иных прав). Этот признак в определенном смысле отделяет налоги и сборы от пошлин. Плательщик последних получает права на осуществление каких-либо хозяйственных операций (например, на ввоз или вывоз товаров через таможенную границу). Государственная пошлина взимается судебными учреждениями (с исковых заявлений имущественного и неимущественного характера, кассационных жалоб, за выдачу копий документов); органами государственного арбитража (с исковых заявлений, кассационных и апелляционных жалоб, заявлений о признании организации и индивидуальных предпринимателей банкротами); нотариальными органами (за регистрацию граждан по месту их жительства); отделами сиз и регистрации; органами загс и другими органами.

4) - индивидуальность, то есть обязанность по уплате налога и ее осуществление исключительно субъектом налогообложения;

5) Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств, для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента.Принудительность налога не всегда выражается в том, что на плательщика возлагается прямая обязанность уплатить данный налог. Например, налоги на товары не являются принудительными в этом смысле, ибо от самого плательщика зависит покупать или не покупать товары, обложенные акцизом.Принудительность налога отличает его от добровольных пожертвований. На практике, впрочем, эта разница не всегда бывает в достаточной степени уловимой, так как так называемые добровольные пожертвования нередко являются только мнимо добровольными, а в действительности носят на себе все черты принудительных сборов.

С другой стороны, принудительные сборы могут уплачиваться отдельными лицами совершенно добровольно. Например, многие плательщики с полной добросовестностью декларируют весь свой доход для целей обложения его подоходным налогом, хотя без всякого риска могли бы скрыть ту или иную его часть. Вообще рост материального благосостояния и культуры характеризуется повышением так называемой налоговой дисциплины или налоговой морали. Поэтому по мере общественного развития налоги утрачивают характер исключительной принудительности, и уплата их начинает становиться более или менее добровольной.

5 Соотношение налогов и иных обязательных платежей. Юридическое содержание сбора, пошлин.

Налоги следует отличать от сборов, пошлин или взносов.Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридиче­ски значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Привлечение денежных средств в результате предоставления определенных прав и выдачи разрешений (лицензий) осуществляется в результате: у1) установления государственной монополии на производство определенных видов товаров, выполнение работ, оказание услуг и, следовательно, исключения свободного доступа иных субъектов в эти сферы деятельности;2) предоставления на возмездной основе отдельным частным субъектам права заниматься деятельностью, отнесенной к монополии государства.

Следовательно, уплата сбора или пошлины всегда сопровождается определенной целью частного субъекта получить возмездную услугу от государства законодательно установленное определение сбора показывает, что в его содержании объединены юридические признаки взносов за оказание государством возмездных услуг, совершение определенных действий.Используемое в НК РФ понятие сбора включило и понятие пошлины.Налог и сбор имеют как общие, так и отличительные признаки.

К общим относятся:- обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды;- адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;- изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;- возможность принудительного способа изъятия;- контроль единой системы налоговых органов.В то же время налог и сбор четко разграничиваются по следующим юридическим характеристикам.1. По значению. Налоговые платежи в современных условиях являются основным источником образования бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.2. По цели. Цель налогов – удовлетворение публичных потребностей государства или муниципальных образований; цель сборов – удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.3. По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляемую плательщику государственным (муниципальным) учреждением, который реализует государственно-властные полномочия.4. По характеру обязанности. Уплата налога является четко установленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива.5. По периодичности. Налогам свойственна определенная периодичность; сбор обычно носит разовый характер, и его уплата происходит без определенной системы.Таким образом, в отличие от налогов сборы индивидуальны и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
    • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
      региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
    • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  2. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
    • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
    • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  3. По принципу пополнения того или иного бюджета:
    • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
    • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  4. По субъекту платы:
    • запланирован для оплаты только физическими лицами;
    • платят исключительно организации (юридические лица);
    • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

Императивность ― безусловная обязанность налогоплательщика при возникновении у него объекта налогообложения (т.е. налог — это обязательный платеж). Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения в полном объеме возложенной на него обязанности. Обязательность налога обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохрани­тельных и судебных органов, которые при нежелании налогопла­тельщика добровольно исполнить свою обязанность сделают это принудительно.

Индивидуальная безвозмездность как признак отличает нало­говый платеж отсутствием для конкретного налогоплательщика эквивалентного объема выгоды от государственных услуг. Налоговый платеж — это однонаправленное движение потока финансовых, а в исключительных случаях и иных ресурсов от налогоплательщика к государству без наличия встречного персонифицированного потока государственных услуг. Безусловно, такой встречный поток есть в связи с реализацией государством своих функциональных обязан­ностей, но эти услуги предоставляются всем на общих основаниях, а для конкретного налогоплательщика поток встречных услуг не будет эквивалентен или пропорционален величине налогового пла­тежа. Именно данный признак в наибольшей степени отличает на­лог от сбора и других неналоговых платежей (штрафов, различных санкций и т.д.).

Признак уплаты в целях финансового обеспечения деятельно­сти государства характеризует цель взимания налогов как основного доходного источника формирования бюджета государства для обеспечения его деятельности.

Законность как признак отличает налоги тем, что их установление, порядок исчисления и уплаты, изменение или отмена осуществляются исключительно на основе закона. Налогоплатель­щики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Признак относительной регулярности отличает налог опреде­ленной периодичностью его уплаты в строго отведенные законом сроки, т.е. налог — это не разовое, а регулярное изъятие денежных средств при условии сохранения у налогоплательщика объекта на­логообложения.

Анализируя два законодательных определения (налога и сбора), достаточно сложно увидеть их различия. В определении сбора от­сутствуют два признака, присутствующих в характеристике налога: индивидуальной безвозмездности, уплаты в целях финансового обеспечения деятельности государства. Вместо них введен признак индивидуальной возмездности, а именно предоставление опреде­ленного эквивалента «юридически значимых действий» в отноше­нии плательщика сбора. И это вполне объективная рокировка при­знаков.

На этом основании некоторые исследователи, в частности Б.Х. Алиев, предлагают использовать в качестве разграничивающе­го принцип нормативно-отраслевого регулирования, согласно которо­му налоговые платежи регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи — нормами других отраслей права. Такой подход позволяет внести определен­ную ясность в данное разграничение:

· налоговых обязательных платежей — налогов и сборов, непосредственно входящих в налоговую систему государства и (или) регулируемых налоговым законодательством;

· неналоговых обязательных платежей (квазиналогов), непосред­ственно не входящих в налоговую систему государства и (или) регулируемых не налоговым, а иным законодательством;

· разовых изъятий налогового характера — платежей, взимаемых в качестве наказаний за недобросовестное исполнение обя­занностей налогоплательщика (налоговых санкций — пеней, штрафов) и регулируемых налоговым законодательством;

· разовых изъятий неналогового характера — платежей, взимаемых в качестве наказаний за недобросовестное исполнение обязанностей налогоплательщика (штрафов, конфискаций) и регулируемых не налоговым, а иным законодательством.

Большинство различных платежей достаточно логично вписыва­ется в это разграничение. Однако при такой классифицирующей ос­нове некоторые обязательные платежи, явно обладающие всеми при­знаками налогов или сборов, но не включенные в перечень ст. 13-15 НК, как, например, таможенные пошлины или плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и другие виды загрязнений, регулирование которых находится вне рамок налого­вого законодательства, следует относить к квазиналогам — ненало­говым обязательным платежам. Очевидно, что подобные разграни­чивающие классификации страдают определенными нестыковками и относиться к ним следует очень осторожно.

Государственная пошлина (cт. 333.16, 333.17 НК РФ) - это фе­деральный сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного само­управления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местно­го самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юриди­чески значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК (кроме действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ):

1. при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды и др. суды;

2. при обращении за совершением нотариальных действий;

3. при обращении за государственной регистрацией актов гражданского состояния и других юридически значимых действий, совершаемых органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами;

4. связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации;

5. по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;

6. при осуществлении федерального пробирного надзора;

7. при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов;

8. за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий;

9. за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, средств массовой информации, за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей, за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, за получение ресурса нумерации.

Характерные черты государствен­ной пошлины:

· обязательный и возмездный характер, так как она выступает в качестве обязательной компенсации за оказание юридическим и физическим лицам конкретных государственных услуг;

· определенный регулятивный характер, так как она выступает в качестве особого инструмента для управления спросом и предложением на государственные услуги;

· фискальный характер, так как она обеспечивает бюджетам оп­ ределенный доход от установления монополии государства на отдельные виды услуг;

· учитывается в составе налоговых доходов бюджетов различных уровней.

Таким образом, государственная пошлина имеет индивидуально возмездную природу, ее уплата является основанием для осуществ­ления указанными выше органами и должностными лицами соот­ветствующих юридически значимых действий, в которых нуждаются плательщики пошлины.

Соотношение понятий «налог», «сбор», «пошлина»

Современное российское законодательство оперирует понятиями «налог», «сбор», «пошлина», «иные обязательные платежи». И если четкое определение налога и сбора содержится в нормативных актах, в частности в НК РФ, то самостоятельное понятие пошлины в отечественном законодательстве отсутствует. Законодатель при употреблении термина «пошлина» определяет его через сбор, как в случае с государственной пошлиной[1]. Более того, правовой доктриной и судебной практикой пристальное внимание уделяется только понятию налога, при достаточно скромной проработке понятий сбора и пошлины.

В Конституции РФ термины «налог» и «сбор» используются всегда рядом, что указывает на их тесную взаимосвязь, с одной стороны, и неравнозначность, с другой. Например, в ст. 57 говорится об обязанности платить законно установленные налоги и сборы; п. «з» ст. 71 указывает, что федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации; п. «и» ч. 1 ст. 72 относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов; в соответствии с ч. 1 ст. 132 органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
В Законе РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы» термин «налоговый платеж» употреблялся как собирательный для налогов, акцизов, пошлин, сборов, отчислений и т. д. Правовой режим каждого из подобных платежей в наименьшей степени зависел от его названия.
Н.И. Химичева определяет налоги как «обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях — внебюджетные государственные и муниципальные фонды) с определением их размеров и сроков уплаты»[2]. При этом отдельно автор выделяет группу платежей, к которым относит государственную и таможенную пошлины, отличие которых от налогов в том, что им свойствен возмездный характер, а обязательность их уплаты возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным органам за определенной услугой[3].
Интересной представляется позиция А.Н. Шереметьевой по проблеме соотношения различных видов платежей. По ее мнению, платеж может быть отнесен к налогу при условии соответствия его следующим характеристикам:
— отсутствие права выбора, т. е. одно из существенных различий налогов от других платежей видится в том, что уплата неналоговых платежей связана со свободой плательщика выбирать вариант своего поведения (он может отказаться от определенных притязаний или действий и тогда не будет обременен платежом). Для налогов же такая возможность не характерна;
— односторонний характер установления;
— взыскание на условиях безвозвратности и безвозмездности;
— публичный характер, т. е. цель взимания налогов — обеспечение деятельности государства посредством поступления во все бюджеты денежных средств;
— отсутствие целевой направленности;
— обеспечение государственно-властным принуждением[4].
«Сборы представляют собой обязательные безэквивалентные платежи, взимаемые на основании закона в форме отчуждения принадлежащих плательщику на праве собственности денежных средств, уплачиваемые при осуществлении государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными государством органами и должностными лицами возложенных на них функций»[5].
По мнению Д.В. Винницкого, особенность сбора состоит в установлении «его размера на основе эквивалентности тем расходам, которые несет фиск при осуществлении соответствующих действий, имеющих юридическое значение, или при производстве товаров (работ, услуг), передаваемых плательщику, при условии уплаты сбора»[6].
Традиционно основным и по существу единственным отличием сбора от налога называют индивидуальную возмездность первого, выражающуюся в обязанности совершения юридически значимых действий по факту его уплаты. Указанный критерий применяется во многих зарубежных странах для отграничения сборов и пошлин от налогов. Так, например, в финансовом праве Швеции под сборами понимаются платежи, обусловленные специальной целью и характеризующиеся тем, что плательщик или третье лицо получает встречное предоставление в связи с его уплатой. В Германии пошлиной (gebubr) называется платеж, имеющий черты возмездности — вознаграждение за государственные услуги или за предоставление специального права, который, наряду с не характерными для российского финансового права возмездными платежами, уплачиваемыми за получение экономических преимуществ и компенсаций за освобождение от натуральных повинностей, входит в категорию «причинно обусловленных взиманий» (Kausalabgabe)[7].
Эти же авторы утверждают, что под данное определение подпадает и государственная пошлина, которая в правовой системе Российской Федерации выполняет дисциплинирующую функцию[8].
В.Н. Моисеев считает, что «понятие “сбор” является родовым по отношению к понятию “пошлина”», указывая при этом, что «проведение четкого разграничения между пошлинами и прочими сборами не представляется возможным, в связи с чем налоговое законодательство обоснованно не выделяет пошлины в отдельную категорию сборов». Например, таможенная пошлина является сбором в силу того, что отвечает всем условиям, характерным для платежей данного вида. И даже более выраженная регулятивная функция таможенной пошлины не дает полноценных оснований для выделения ее в отдельную категорию.
Более того, по его мнению, к сборам следует относить все обязательные платежи, внесение которых является условием совершения в отношении плательщиков юридически значимых действий государственно-властного характера или предоставление специального права, и распространять на них правовое регулирование, предусмотренное НК РФ для сборов[9].
Под пошлиной ряд авторов понимают «обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера»[10] или «денежную повинность, взимаемую в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера»[11].
В финансовом праве зарубежных государств проводится различие между понятиями «сбор» и «пошлина». Так, в законодательстве Франции сбор и пошлину дифференцируют исходя из соотношения размера платежа со стоимостью оказанных плательщику услуг. Следовательно, сбором считается платеж, установленный в определенном соотношении с издержками соответствующего органа, в то время как при установлении пошлин такое соотношение не учитывается.
Если проанализировать соответствующие статьи НК РФ, посвященные размерам государственной пошлины, то можно сделать вывод о зависимости размера пошлины от ряда обстоятельств — суммы иска, характера жалобы, субъекта, который обращается в государственные органы, особенностей действий, по факту которых уплачивается пошлина, и т. д. Явно прослеживается определенное соотношение пошлины и характера оказываемых государством услуг.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о самостоятельном существовании таких правовых категорий, как «налог» и «сбор». При этом обособленность понятия «пошлина» категорично опровергается как на уровне научно-теоретических разработок, так и на законодательно-практическом уровне.
Однако в силу того, что понятие пошлины используется отдельно от понятий сбора и налога, необходимо дальнейшее глубокое изучение указанных категорий и проведение четкой дифференциации на законодательном уровне.

Социально-экономическая сущность налогов в современном обществе.

Налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.

Как экономическая категория налоги объективны и представляют собой отчуждение доли собственности физических и юридических лиц в денежном выражении в пользу государственной власти. Это свидетельствует о том, что налоги являются финансовой категорией.

Налоговый кодекс РФ так определяет налоги. Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Для характеристики налога выделяют специфические признаки, которые позволяют определить условия и порядок его существования как категории. Так, налогам присущи следующие характерные черты, которые закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах, регулирующих отношения в сфере налоговой деятельности государства:

- императивность, которая означает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно внести часть своего дохода (согласно закону), а в случае невыполнения обязанности последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию;

- смена формы собственности дохода, которая означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность государства, обезличивается и используется государством по своему усмотрению;

- безвозвратность и безвозмездность передаваемой части дохода, которые означают, что отданная часть дохода не возвратится субъекту налога и он не получит никаких прав, в том числе права на участие в распределении отданной части своего дохода;

- легитимность, которая означает не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с законных операций.

Социально-экономическая сущность налогов, их внутреннее содержание и общественное назначение раскрываются через их функции. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории, как инструмента самостоятельного распределения доходов.

В условиях рыночных отношений налогам присущи пять основные функции: фискальная, регулирующая, социальная, контрольная и стимулирующая, каждая из которых отражает отдельную сторону этой экономической категории.

- Фискальная функция - является основной функцией налога. Главное предназначение налога - образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций.

- Регулирующая функция. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.

- Социальная функция поддерживает социальное равновесие путем сглаживания неравенства в доходах, прибылях, приводящее к отрицательным последствиям.

- Контрольная функция. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой, в контроле над действенностью проводимой экономической политики государства.

- Стимулирующая функция. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. стимулирование технического прогресса с помощью налогов.

Понятия «налог» и «сбор», их разграничение и функции.

Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Также можно отметить, что установление налогообложения является неотъемлемым признаком государства и средством обеспечения функционирования государства.

Таким образом, налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации, но в случаях отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьями.




Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сбор - это обязательный взнос. В отличие от налога сбор может иметь не только денежную, но и иную форму, но это возможно лишь в том случае если прямо предусмотрено законодательством.

Основные отличия сборов от налогов сводятся к следующему.

Индивидуальная возмездность. Налоги индивидуально безвозмездны. Сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован.

Свобода выбора. Речь, конечно, идет не об абсолютной свободе, а о существенных субъективных правах (например, права на судебную защиту, на осуществление предпринимательской деятельности), которая в ряде случаев невозможна без участия государства и обременена платежом сборов.

Взнос, а не платеж. В отличие от налога, который всегда выступает в виде денежного платежа, сбор может быть внесен различными способами. Поэтому в определении сбора, закрепленного в НК РФ, упоминание о денежной форме платежа отсутствует.

Цель. Согласно НК РФ, цель налогообложения — покрытие совокупных расходов публичной власти, в то время как целевое назначение — компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.

Состав элементов. Согласно НК РФ, налог считается законно установленным лишь в том случае, когда определены все элементы налогообложения. При установлении сборов, согласно, элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. Следовательно, не все элементы, необходимые для исчисления и уплаты налога, могут оказаться востребованными при установлении конкретного сбора.

Нерегулярный характер. Одним из элементов налога является налоговый период, поэтому уплата налога предполагает определенную регулярность и систематичность. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях.

Порядок уплаты. Объект налога как юридический факт возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности, объект сбора — после.

Соразмерность. В НК РФ предусмотрено, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога, то есть с изменением налоговой базы размер налога изменяется. Размер сбора одинаков для всех плательщиков и определяется не индивидуальными характеристиками объектов обложения, а масштабом оказываемых услуг.

Штрафные санкции. Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности. При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий без применения санкций.

Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

1.Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).

2.Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

3.Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).

Понятие, роль и признаки налога.

Юр. признаки налогов: обязательность, безвозвратность, индивидуальная безвозмездность, денежный характер, законодательное оформление, публичное предназначение.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Юр. признаки налогов: а) обязательность означает юр. обязанность перед гос. При этом форма уплаты налога предполагается в виде добровольного платежа. В то же время термин «взимание» говорит что отказаться от уплаты данного платежа нельзя, поскольку уплата обеспечивается гос. принуждением. В определенных законом случаях вместо уплаты платежа имеет место его взимание; б) безвозвратность и индивидуальная безвозмездность - принципы налогового права полностью противоположны принципам гражданского права. Налоги передаются гос. в собственность, а выполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов не порождает у гос. встречной обязанности по предоставлению этому лицу каких-либо материальных льгот; в) денежный характер - налог должен уплачиваться только в денежной форме, поскольку иной формы гос. бюджет не приемлет. Отчуждение в пользу гос. какого-либо имущества, товаров, работ, услуг в счет погашения налоговой обязанности не допускается. Налоги уплачиваются (взыскиваются) только с денежных средств, принадлежащих налогообязанному лицу. Налог уплачивается в наличной и безналичной форме, в валюте РФ или иной валюте (в предусмотренных законом случаях); г) публичное предназначение налога означает, что налоги взимаются для финансового обеспечения деятельности гос. и его органов. Налогоплательщик в конечном результате получает от гос. публичную пользу. Гос., действуя в интересах всего общества, реализует различные внешние и внутренние функции: социальную, политическую, экономическую, правоохранительную, военную; д) законодательное оформление налога означает, что налог может быть установлен только актом высшей юридической силы - законом. Другими нормативными актами, которые называются подзаконными, налог не устанавливается. Законы принимаются законодательным органом (парламентом), который и устанавливает меру требования государства в лице исполнительных органов власти в отношении имущества собственника.

Функции налогов.

Функция - относительно самостоятельная часть деятельности по решению задач для достижения определенных целей. Функции налогов производны от функции финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно более узких рамках. Исходя из этого их можно сгруппировать в 2 блока: основные и дополнительные.

Группа основных функций включает сущностную функцию налога (фискальную) и 2 общефинансовых (регулирующую и контрольную). Дополнительные функции детализируют главные цели, реализуемые через подсистему основных функций. Важнейшей функцией налогов является фискальная. Суть заключается в насыщении доходной части бюджета, доходов гос. для удовлетворения потребностей общества. Регулирующая функция служит своеобразным дополнением фискальной и затрагивает регулирование производства и потребления. Регулирующий механизм существует объективно и влияет на плательщиков вне зависимости от воли гос. Контрольная функция реализует налогообложения при регламентации гос. финансово-хозяйственной деятельности субъектов налогообложения. С помощью этой функции оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, каждого налога в отдельности, проверяется, насколько налоги соответствуют реализации цели. Дополнительные функции налога образуют подсистемы. Распределительная функция заключается в перераспределении полученных бюджетом средств для их дальнейшего эффективного использования государством в своих целях. Стимулирующая функция создает условия для развития производства или какого-либо вида деятельности. Накопительная функция представляет собой обобщение всех предыдущих функций. Её суть заключается в накоплении денежных средств в бюджете для дальнейшего увеличения мощностей, развитии производства и в укрепления экономики гос. в целом.

Классификация налогов.

Классификация налогов - распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям.

Налоги классифицируются по различным признакам: 1. По способу изъятия различают 2 вида налогов: - прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы); - косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины). 2. По воздействию налоги подразделяются на: - пропорциональные - налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном % к доходу или стоимости имущества; - прогрессивные - налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения; - дегрессивные или регрессивные - налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения; - твердые - налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы. 3. По назначению различают: - общие налоги - средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов гос. (налог на прибыль, НДС, НДФЛ); - маркированные (специальные) налоги - имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы). 4. По субъекту уплаты выделяют: - налоги, взимаемые с физ. лиц; - налоги, взимаемые с юр. лиц; - смешанные налоги. 5. По объекту налогообложения разделяют на: - имущественные налоги; - ресурсные налоги (рентные платежи); - налоги, взимаемые от выручки или дохода; - налоги на потребление. 6. По источнику уплаты существуют: - налоги, относимые на индивидуальный доход; - налоги, относимые на издержки производства и обращения; - налоги, относимые на финансовые результаты; - налоги, взимаемые с выручки от продаж. 7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют: - собственные (закрепленные) налоги; - регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами. 8. По срокам уплаты: - периодические (их еще называют регулярные или текущие) - налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки; - срочные (их еще называют разовые) - налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия. 9. По принадлежности к уровню правления: - федеральные; - региональные; - местные.

Существуют 3 способа взимания налогов: 1. Кадастровый (используются кадастры, то есть реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам). Применяется к земле, строениям, месторождениям. 2. У источника (взимается до получения дохода налогоплательщиком). 3. По декларации (подача деклараций по налогам).

Источники налогового права.

К источникам налогового права можно отнести: международные источники: а) международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения; б) международные налоговые соглашения; в) международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения; г) решения международных судов о толковании международных соглашений; Конституция РФ. Специальное налоговое законодательство: а) федеральное (НК РФ, ФЗ, принятые на основании и в соответствии с ним); б) региональное (законы субъектов РФ, вводящие на территории соответствующих субъектов установленные федеральным законодательством о налогах и сборах, региональные налоги или сборы); в) НПА о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления. - Общее налоговое законодательство (ФЗ, содержащие нормы о налогах - УК РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, Там. К РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ); - подзаконные НПА о налогообложении: а) акты органов общей компетенции (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные НПА); б) акты органов специальной компетенции: ведомственные подзаконные НПА органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено НК РФ. Д) акты по вопросам налогообложения судебных органов: а) акты органов конституционной юстиции (постановления и определения КС РФ и КС субъектов РФ); б) акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Понятие, роль и признаки налога.

Юр. признаки налогов: обязательность, безвозвратность, индивидуальная безвозмездность, денежный характер, законодательное оформление, публичное предназначение.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Юр. признаки налогов: а) обязательность означает юр. обязанность перед гос. При этом форма уплаты налога предполагается в виде добровольного платежа. В то же время термин «взимание» говорит что отказаться от уплаты данного платежа нельзя, поскольку уплата обеспечивается гос. принуждением. В определенных законом случаях вместо уплаты платежа имеет место его взимание; б) безвозвратность и индивидуальная безвозмездность - принципы налогового права полностью противоположны принципам гражданского права. Налоги передаются гос. в собственность, а выполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов не порождает у гос. встречной обязанности по предоставлению этому лицу каких-либо материальных льгот; в) денежный характер - налог должен уплачиваться только в денежной форме, поскольку иной формы гос. бюджет не приемлет. Отчуждение в пользу гос. какого-либо имущества, товаров, работ, услуг в счет погашения налоговой обязанности не допускается. Налоги уплачиваются (взыскиваются) только с денежных средств, принадлежащих налогообязанному лицу. Налог уплачивается в наличной и безналичной форме, в валюте РФ или иной валюте (в предусмотренных законом случаях); г) публичное предназначение налога означает, что налоги взимаются для финансового обеспечения деятельности гос. и его органов. Налогоплательщик в конечном результате получает от гос. публичную пользу. Гос., действуя в интересах всего общества, реализует различные внешние и внутренние функции: социальную, политическую, экономическую, правоохранительную, военную; д) законодательное оформление налога означает, что налог может быть установлен только актом высшей юридической силы - законом. Другими нормативными актами, которые называются подзаконными, налог не устанавливается. Законы принимаются законодательным органом (парламентом), который и устанавливает меру требования государства в лице исполнительных органов власти в отношении имущества собственника.

Функции налогов.

Функция - относительно самостоятельная часть деятельности по решению задач для достижения определенных целей. Функции налогов производны от функции финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно более узких рамках. Исходя из этого их можно сгруппировать в 2 блока: основные и дополнительные.

Группа основных функций включает сущностную функцию налога (фискальную) и 2 общефинансовых (регулирующую и контрольную). Дополнительные функции детализируют главные цели, реализуемые через подсистему основных функций. Важнейшей функцией налогов является фискальная. Суть заключается в насыщении доходной части бюджета, доходов гос. для удовлетворения потребностей общества. Регулирующая функция служит своеобразным дополнением фискальной и затрагивает регулирование производства и потребления. Регулирующий механизм существует объективно и влияет на плательщиков вне зависимости от воли гос. Контрольная функция реализует налогообложения при регламентации гос. финансово-хозяйственной деятельности субъектов налогообложения. С помощью этой функции оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, каждого налога в отдельности, проверяется, насколько налоги соответствуют реализации цели. Дополнительные функции налога образуют подсистемы. Распределительная функция заключается в перераспределении полученных бюджетом средств для их дальнейшего эффективного использования государством в своих целях. Стимулирующая функция создает условия для развития производства или какого-либо вида деятельности. Накопительная функция представляет собой обобщение всех предыдущих функций. Её суть заключается в накоплении денежных средств в бюджете для дальнейшего увеличения мощностей, развитии производства и в укрепления экономики гос. в целом.

Читайте также: