Налог ротенберга для дальнобойщиков

Опубликовано: 16.04.2024

С 11 ноября по всей стране проходят забастовки дальнобойщиков, недовольных внедрением системы "Платон" ("плата за тонну"), с помощью которой с грузовиков массой свыше 12 тонн будет взиматься плата за их передвижение по федеральным трассам. По мнению водителей, система требует множества доработок да и непонятно, зачем государству понадобилось вводить новые налоговые сборы в эпоху кризиса. Некоторые грузоперевозчики уже окрестили этот сбор "налогом Ротенберга" в честь одного из основных владельцев компании, занимающейся внедрением системы "Платон". Тем временем петербургские и федеральные парламентарии не смогли однозначно сформулировать свое отношение к такому налогу.

Массовые забастовки дальнобойщиков по всей России, в которых приняло участие более тысячи водителей, стартовали 11 ноября. В Петербурге несколько десятков фур участников стихийно созданного движения автоперевозчиков были выстроены вдоль обочин. В день вступления в силу "платы за тонну", 15 ноября, на автостоянке грузовиков около Морского рыбного порта собралось полторы сотни человек, которые в знак протеста отказались выходить на рейс.

В других регионах России водители большегрузов также не остались в стороне. К примеру, в Томске около 30 большегрузных автомобилей очень медленно двигались по федеральной трассе на выезде из города, создавая пробку длиной в 10 км. В Новосибирской области в акции протеста приняли участие около 300 большегрузных автомобилей: грузовики заняли обе обочины на федеральной трассе под Новосибирском, колонна растянулась более чем на километр.

В некоторых городах и регионах России (к примеру, в Магадане, Омске, Челябинске, Ярославской и Оренбургской областях) забастовки водителей продолжились как минимум до 17 ноября.

Напомним, 4 декабря 2014 года, во время ежегодного послания к Федеральному собранию, президент России Владимир Путин произнес: "Предприниматели справедливо говорят о необходимости стабильного законодательства и предсказуемых правил, включая налоги. Полностью с этим согласен. Предлагаю на ближайшие четыре года зафиксировать действующие налоговые условия и к этому вопросу больше не возвращаться, не менять их".

Впервые о введении платы с грузового автотранспорта заговорили еще в 2010–2011 годах, когда Росавтодор начал предпроектные разработки. По мнению их авторов, грузовой транспорт ежедневно наносит ущерб дорожному покрытию и должен его компенсировать. При этом почему-то оставался без внимания тот факт, что часть стоимости каждого литра купленного водителями дизельного топлива — это акциз, который идет на ремонт федеральных трасс.

В ноябре 2013 года в тендере по выбору оператора приняли участие три консорциума. При этом срок подачи конкурсных заявок трижды переносился. В августе 2013 года тендер был отменен правительством, а в качестве оператора была утверждена компания "РТ-Инвест Транспортные системы" (РТИТС).

Примечательно, что данная компания наполовину принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю, а наполовину — "Ростеху" и инвестиционной компании "РТ-инвест" бизнесменов Андрея Шипелова и Вадима Агафонова. Как известно, предприниматель Аркадий Ротенберг является близким другом президента Путина и его партнером по дзюдо.

Соглашение между Росавтодором и РТИТС было заключено сроком на 13 лет, согласно нему компания должна организовать систему сбора средств с дальнобойщиков, а Росавтодор — оплатить эти услуги в размере 10,6 млрд рублей в год. Как сообщал Росавтодор, эта сумма может измениться после аудита проекта, но в любом случае она будет взиматься из тех денег, которые будут вовлечены в систему сбора налогов.

По мнению депутата Федорова, все разговоры о связи семьи Ротенбергов и скандального налога спровоцированы врагами России.

— Какая разница, кто занимается чисто технической частью? Это всё раздувают враги России с помощью своих подкупных СМИ, — считает единоросс.

Отметим, плата за проезд тяжелых грузовиков по одному километру федеральной трассы с 1 марта 2016 года составит 3,06 рубля, а затем будет увеличена до 3 рублей 73 копеек. А пока — составит 1 рубль 53 копейки.

Ответственность за неуплату сбора предусмотрена статьей 12.21.3 КоАП, которая вступила в силу 15 ноября. Для водителей предусмотрен штраф 5 тысяч рублей, для должностных лиц, ответственных за движение машины, а также для ИП — 40 тысяч (при повторном правонарушении — 50 тысяч), для юридических лиц — 450 тысяч (при повторе — 1 млн рублей).

По мнению руководителя петербургского филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Константина Шаршакова, "Платон" приведет к серьезному подорожанию стоимости товаров.

— Налог ляжет на плечи всех граждан России. Водитель вгонит его в цену товара, как происходит с любыми другими налогами, и всё. Это коснется всей экономики — и заводов, и первичного звена. Нет такого производственного цикла, где не был бы задействован большегрузный автотранспорт, — рассказал ЗАКС.Ру Шаршаков.

Ранее эксперты в области финансов заявляли о том, что внедрение налога на передвижение тяжеловесов по федеральным дорогам может привести к тому, что самые разнообразные товары увеличатся в цене до 20%.

Руководитель петербургского филиала АСМАП отметил, что водителей большегрузов возмущает ложь, с которой они постоянно сталкиваются в связи с внедрением системы "Платон".

— Автомобилисты возмущаются систематическими обманами, недобросовестной информацией, которая идет от организаторов "Платона" и Росавтодора: "всё прекрасно, всё работает, а вы, водители, не хотите получить бортовые устройства, оформлять дорожные карты!" Но 11 ноября я лично посещал один из пунктов выдачи устройств в МАПП "Торфяновка". Бортовых устройств в наличии не было. На вчерашний день всё было точно так же — устройств нет. Интересно, как же тогда будут обстоять дела с зарубежными автоперевозчиками? — задается вопросом собеседник ЗАКС.Ру.

Напомним, после первой волны недовольства дальнобойщиков 11 ноября на сайте Минтранса было опубликовано сообщение о том, что с 15 ноября штрафовать будут только на территории Московской области, в остальных регионах санкции отложат до мая. Однако через пару дней сообщение об этом было удалено с сайта министерства. В настоящий момент сведения о моратории на штрафы на сайте Федерального Росавтодора и Минтранса действительно недоступны.

Кнут без пряника

Депутат Законодательного собрания Петербурга Андрей Васильев заявил ЗАКС.Ру, что выступает категорически против этого налога как депутат, но поддерживает его как автолюбитель.

— У меня два мнения на этот счет. Как автомобилист я поддерживаю этот налог с большегрузов. Лучше бы, как в Германии, ограничили их работу с пятницы по воскресенье, чтобы они не выезжали на трассы, когда дачники едут. Но как депутат я категорически против. Это ведь удорожает стоимость перевозок, что в конечной степени отразится на стоимости товаров, которые они перевозят. Президент сказал, что нельзя повышать налоги и вообще менять налоговую политику в период кризиса, — отметил депутат.

Тем не менее Васильев попытался не заострять внимание на связи весьма спорного налога и Игоря Ротенберга.

— Мне кажется, что это всё уже детали. У нас любят давать громкие названия чему-либо. Налоги ведь просто так не вводятся. Это происходит по инициативе кого-то. А этот кто-то — это правительство. А оно, я считаю, не очень хорошо работает в системе кризиса. Вместо того, чтобы наращивать промышленность и увеличивать доходную часть за этот счет, действуют репрессивными методами. Не считаю это правильным. Да и сам налог вводился в явной спешке, чтобы успеть это сделать в этом году и принять закон о налогах до бюджета на будущий год, — считает собеседник ЗАКС.Ру.

По мнению Васильева, протестная активность дальнобойщиков может принести свои плоды.

— Зачастую, только когда недовольные люди выходят на улицу, правительство начинает думать, вместо того чтобы просчитать все риски заранее. Не исключено, что, если забастовка дальнобойщиков продлится еще несколько месяцев, этот налог будет отменен, — предположил депутат ЗакСа.

Председатель профильной комиссии по транспортному комплексу ЗакСа депутат Алексей Палин считает, что вступление налога в силу было крайне преждевременным.

— С 15 ноября запущен налог 1,59 рубля за километр, но при этом необходимое оборудование еще далеко не везде получено. В некоторых регионах этого даже не начинали. То есть приборов нет, а штрафы уже есть. Всё через одно место, как у нас в стране зачастую и происходит. Кнут сделали, а пряника нет в принципе, — поделился с ЗАКС.Ру Палин.

По его мнению, нелюбовь дальнобойщиков к личности Ротенберга вполне обоснованна.

— Получился такой контракт, что РТИСТ строит всё за свои деньги, чтобы потом из собранных средств погасить расходы. При этом суммы тех денег, которые предполагается собрать, постоянно занижаются: раньше речь шла о 80 млрд рублей в год, затем о 50 млрд. Но сообщество грузоперевозчиков называет совсем иные цифры: по их подсчетам, речь идет об 1 трлн и 200 млрд рублей в год. От этого такой странный и несуразный налог и называют "налогом Ротенберга", — считает председатель комиссии.

Он также отметил, что не считает, что такой налог возможен в той экономической ситуации, в которой сейчас находится Россия.

Напомним, по прогнозам Росавтодора, "Платон" будет приносить в бюджет до 50 млрд рублей в год, 20% из которых будут выделяться РТИТС. Многие дальнобойщики считают, что эта цифра чрезмерно занижена. "Фура в среднем в месяц проходит 10000-12000 км. Берём по минимуму: 10000 км х 12 месяцев = 120000 км/год. Умножаем на ставку 3.06 и на кол-во перевозчиков 1 900 000, получаем около 700 000 000 000 в год. " — примерно так подсчитывают пользователи социальных сетей. Таким образом, по мнению недовольных водителей, речь идет о многомиллиардной коррупции, которая поощряется государством.

Депутат Государственной думы и член фракции "Единой Россия" Вячеслав Лысаков, который также возглавляет партию "Автомобильная Россия", считает, что этот налог может погубить целую отрасль грузоперевозок.

— Я к этому налогу отношусь крайне отрицательно. Это решение преждевременное и непродуманное. У нас только 37% федеральных трасс соответствует нормативам, а транспортный налог огромный — больше всех в мире. А это дополнительное бремя может уничтожить целую отрасль, ведь многие грузоперевозчики и так работают на грани рентабельности, — рассказал ЗАКС.Ру депутат Госдумы.

По мнению Лысакова, ответственность за непродуманный налог полностью лежит на министерстве транспорта. При этом руководитель "Автомобильной России" отказался отвечать на вопрос о том, какую роль играет наличие фамилии Ротенберга в перечне прямых выгодополучателей внедренного налога.

— Я не хотел бы вдаваться в такие подробности. Этих людей я не знаю. Передо мной есть предложенный проект, который уже реализуется. А Ивановы, Петровы или Ротенберги меня не интересуют, — заявил депутат.

"Пусть россияне похудеют"

Депутат ЗакСа от "Единой России" Сергей Соловьев считает, что такой налог может быть полезен стране, если подойти к его введению более основательно.

— Если мы хотим ездить по хорошим и качественным дорогам, то они из ниоткуда не появятся. Вполне логично, что государственных средств на строительство всех дорог страны попросту не хватит, — рассказал ЗАКС.Ру Соловьев. — Другой вопрос, каким должен быть тариф? Может быть, его нужно вводить постепенно, он должен быть оправданным и экономически безопасным. Я знаю, что в Европе это совсем другие цены, но там выше и уровень зарплаты. Вероятно, нужно было подстраивать сумму налога к каждому конкретному субъекту Федерации.

По мнению депутата, если из-за "Платона" стоимость продуктов подорожает на 20%, как предполагают эксперты, то это не станет большой проблемой для россиян.

— Ну, подорожают продукты, и что? Это же неизбежно, мы никуда не денемся. У нас не могут на протяжении ста или даже десяти лет не меняться цены товаров. Зарплаты ведь тоже не стоят на месте и растут. К тому же у нас последние годы среди молодежи пошел тренд на избыточный вес. Зачем мы столько едим? Научно доказано, что это вредно. Да и не бедно живет народ — покупают машины, квартиры. Нельзя говорить, что мы не переживем этого повышения, — не на 200% взлетят цены, — уверен единоросс.

Депутат высказал предположение, почему именно Росавтодор не проводил конкурса перед заключением контракта с РТИСТ.

— Может быть, никого других желающих и не было. Не знаю, мне трудно рассуждать на эту тему, — заявил Соловьев.

Полностью поддержал налог для дальнобойщиков коллега Соловьева по Законодательному собранию Александр Кущак.

— Скорее всего, это правильно. Для дальнобойщиков это ничего не стоит, а дороги они разбивают сильно. Все эти разговоры про повышение стоимости товаров — спекуляция. Это всё догадки из разряда антипрезидентских высказываний, которыми пестрят сейчас наши СМИ, — заявил ЗАКС.Ру Кущак.

По его мнению, в протестах водителей нужно искать следы вражески настроенных к нам стран.

— Не понимаю, чем возмущаются дальнобойщики. Наверное, их на это кто-то провоцирует. Вы посмотрите, что сейчас во Франции творится, самолеты падают. За этим ведь кто-то стоит! Это ведь всё не террористы организовывают, за ними кто-то есть. Тот, кто уже на протяжении многих веков настроен против нашей страны и двигается всё дальше и дальше, — уверен единоросс.


https://fedpress.ru/

За проезд тяжелых грузовиком по дорогам с них берется плата, которая должна потом идти на ремонт магистралей. Как именно она взимается, разбирался «ФедералПресс».

На скромные 6,4 %

С 1 февраля в России изменился размер платы за проезд по федеральным трассам для грузовых автомобилей массой более 12 тонн: с нынешнего месяца она составляет 2,34 рубля за километр пробега против прежних 2,2 рублей. Таким образом, теперь каждому дальнобойщику (либо владельцу, давшему ему в пользование грузовик) придется платить на 6,4% больше.

Взимание платы осуществляется с помощью системы «Платон», запущенной в эксплуатацию в ноябре 2015 года. Расчет суммы проезда проводится с помощью маршрутной карты или бортового устройства.

Плата за проезд растет медленно, но верно. В 2015 году, когда «Платон» запускался в действие, плата составляла 1,53 рубля за километр, потом ее подняли до 1,91 рублей, затем до 2,2 рублей. И вот теперь водителям придется платить 2,34 рубля.

Несложно догадаться, что это приведет к увеличению затрат грузоперевозчиков. Они могут попробовать их переложить на своих клиентов, но вряд ли все из них смогут это сделать из-за жесткой конкуренции на рынке. Значит часть грузоперевозчиков обанкротится.

Для ремонта и строительства

«Госсистема «Платон» обеспечила дополнительное финансирование строительства, капитального ремонта и соответствующего повышения безопасности автодорог и мостовых сооружений, а также сбор фактической статистики и роста «прозрачности» рынка грузоперевозок», – прокомментировали в пресс-службе «Платона»

По ее данным, за все время работы «Платона», Федеральный дорожный фонд (управляемый Росавтодором) пополнился почти на 133 млрд рублей, из них 32 млрд рублей поступили в 2020 году.

«Все поступления с 2020-го по 2022 годы от госсистемы «Платон» Росавтодор направляет на капитальный ремонт свыше 100 мостовых сооружений и 600 км загруженных федеральных трасс, которые расширят с двух до четырех полос движения – добавили в пресс-службе «Платона». – Ранее за счет дополнительного финансирования от «Платона» были построены и отремонтированы более 2 000 км проблемных дорог в 40 городах и регионах, 700 км федеральных трасс на выбранных грузоперевозчиками участках 10 автодорог и 31 мост в 20 субъектах РФ».

Управляет же «Платоном» малоизвестная компания «РТ-Инвест Транспортные системы». Между тем она заслуживает пристального внимания, равно как и стоящие за ней лица и структуры. Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», 50 % ее уставного капитала принадлежит «РТ-Инвест», 23,5 % – Игорю Ротенбергу, 19 % – Андрею Шипелову и 7,5 % – Антону Замкову.

В свою очередь «РТ-Инвест» – фирма, подконтрольная огромной государственной корпорации «Ростех» и Андрею Шипелову, прозванному «мусорным королем». В общем-то это не удивительно – «РТ-Инвест» занимается проектами строительства мусоросжигательных заводов в различных регионах России (собирается возвести целых 25 штук).

Антон Замков трудится в «РТ-Инвест Транспортные системы» генеральным директором. И, наконец, Игорь Ротенберг – это «всего лишь» сын миллиардера Аркадия Ротенберга, построившего Крымский мост.

Не менее 11 миллиардов

Финансовые показатели «РТ-Инвест Транспортные системы» впечатляют: в 2019 году она заработала 11,4 млрд рублей выручки, и 231,2 млн рублей чистой прибыли. Для сравнения, в 2018 году выручка компании составила 11,2 млрд рублей, чистая прибыль – 1,3 млрд рублей.

Почему в 2019 году чистая прибыль «РТ-Инвест Транспортные системы» оказалась столь мизерной по сравнению с 2018-м непонятно. Можно было бы списать на пандемию коронавируса, однако, она разразилась в 2020 году и должна была бы привести к падению выручки (чего не случилось).

Себестоимость хотя и увеличилась, с 5,8 млрд рублей в 2018 году до 7,5 млрд рублей в 2019-м, тем не менее, ее рост был не на столько критичным, чтобы привести к сокращению чистой прибыли почти в 6 раз. А вот если мы предположим, что средства были «грамотно оптимизированы», тогда все встает на свои места – доходы могли быть потрачены на обеспечение хорошей жизни акционеров «РТ-Инвест Транспортные системы», в том числе и Игоря Ротенберга.

Он помимо доли в уставном капитале «РТ-Инвест Транспортные системы», Игорь Ротенберг владеет одной из крупнейших в стране буровых компаний «Газпром бурение», является членом совета директоров «Мосэнерго».

Российские же дороги явно манят его точно также, как манят его отца: подконтрольная Аркадию Ротенбергу Северо-Западная концессионная компания построила платную скоростную магистраль «Москва – Санкт-Петербург». Проверявшие ее в 2020 году сотрудники Счетной палаты обнаружили, что при высокой цене проезда сервис на трассе просто аховый, например, мало автозаправочных станций, на одном из промежутков вообще не было освещения.

Виллы и дворцы

Как же именно может тратить Игорь Ротенберг деньги? Вполне вероятно, на разные сделки и дорогую недвижимость. Так, в январе 2017 года он приобрел 46,2 % акций Тульского патронного завода, впоследствии продав их (вряд ли без выгоды для себя).

В прошлом же году разразился скандал вокруг его московской резиденции и двух его вилл в Италии, купленных через цепочку оффшоров в обход санкций. Ротенберг-младший не оплатил ремонт, выполненный дизайн-бюро Eggzero и потом переманил к себе его техника (забравшего с предыдущего места работы уникальные патенты).

Еще Игорь Ротенберг мог подкинуть денег отцу на строительство роскошного апарт-отеля под Геленджиком, известного как «дворец Путина» (его стоимость была оценена в 100 млрд рублей). По крайней мере, сбрасывать со счетов подобную версию нельзя: в богатых династиях средства сына и отца – зачастую одно и тоже имущество.

Простые водители себе ремонтировать свои виллы не могут, дворцы строить не в силах – их скромные зарплаты не позволяют это сделать.

Система взимания платы Платон в последнее время снова стала горячо обсуждаемой среди российских грузоперевозчиков. Количество автомобилей, которые обязаны быть оснащены этой системой, увеличивается с каждым годом и недавно стало известно о планах правительства подключить к ней уже и междугородние автобусы. К концу июля 2019 г. к этой системе уже подключилось более 500 тысяч пользователей, большую часть из которых составляют частные перевозчики и индивидуальные предприниматели. А если посчитать все количество автомобилей массой свыше 12 тонн, с которых Платон берет дань, то их окажется больше 1,2 млн. Судя по тому, какие многомиллиардные прибыли приносит данная система, это еще далеко не предел.

Что такое система взимания налога Платон?

Система взимания платы с большегрузных автомобилей Платон появилась в конце 2015 г. По заверению правительства РФ, ее появление было обусловлено тем, что в стране год от года растет количество фур, которых к концу 2013 было зарегистрировано уже более 1,7 млн. Еще 400 тысяч грузовиков ежегодно проезжают по России транзитом, и все вместе они наносят непоправимый ущерб дорожному полотну. Чтобы поддерживать состояние дорог в надлежащем виде, Росавтодор предложил ввести в стране дополнительный налог на большегрузные автомобили, размер которого напрямую бы зависел от пройденного таким автомобилем расстояния.

Кто разрабатывал систему Платон для грузовиков?

Чтобы ввести такой налог, необходимо было разработать специальную систему, которая бы отслеживала передвижение грузовиков и автоматически следила за начислением налога. Сначала к ее разработке хотели привлечь иностранную компанию, но начавшийся в 2014 г. политический кризис и обострение отношений с зарубежными странами привело к тому, что к созданию системы привлекли российского разработчика. Была выбрана компания ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», половина которой принадлежит небезызвестному Игорю Ротенбергу, сыну близкого друга В. Путина Аркадия Ротенберга.

Протесты дальнобойщиков

Братья Ротенберги (Аркадий и Борис) вообще являются «заведующими» по господрядам в России, поэтому нет ничего удивительного в том, что именно представитель их семьи стал главным бенефициаром введения новой системы налогообложения дальнобойщиков. В 2015 г. это вызвало серьезную волну недовольства водителей грузовиков, которые пытались протестовать против введения нового налога. Дальнобойщики выходили на трассы, перекрывали движение и даже пытались организовать марш на Москву, но все было тщетно. Как это часто бывает, на их недовольство кроме СМИ никто особого внимания не обратил. Протесты скоро сошли на нет, а в карман семьи братьев Ротенбергов потекли очередные миллионы рублей российских налогоплательщиков.

Сколько получают Ротенберги с помощью Платона?

Платон приносит миллиарды рублей. Оператор системы «РТ-Инвест Транспортные системы» каждый год получает из федерального бюджета 10,6 млрд рублей за свои услуги, а недавно эта компания затребовала еще 22 млрд на совершенствование системы мониторинга передвижения по стране санкционных грузов. Это необходимо для того, чтобы государство могло в реальном времени отслеживать местоположение автомобилей, транзитом транспортирующих по территории России товары, запрещенные в самой РФ. Сделано это будет при помощи электронных пломб, стоимость которых будет составлять около 300 рублей в сутки.

По утверждению правительства, за три с половиной года своей работы, Платон помог собрать в государственный бюджет около 80 млрд рублей. Причем эта сумма растет с каждым днем, так как количество большегрузных автомобилей, зарегистрированных в системе, по-прежнему непрерывно растет. Растет также и ставка, по которой водители платят данный налог. На момент введения системы она составляла 1,53 руб за км, позже ее увеличили до 1,91 руб/км, а с февраля 2020 года она будет составлять уже 2,2 руб/км. Правительство давно хотело поднять ставку до 3 руб/км и выше, но из-за массовых протестов дальнобойщиков это решение постоянно откладывается.

Успешный опыт использования системы Платон в России сподвигнул ее создателей расширить географию применения на другие страны. В начале 2019 г. Игорь Ротенберг выиграл очередной тендер на адаптацию этой системы к нуждам индийских автомагистралей. Учитывая то, что система уже разработана, ее совершенствование для нужд Индии обойдется значительно дешевле, а приносить она будет по прогнозам около $2-3 млрд в год.

На этой неделе исполнилось пять лет с момента запуска в РФ системы «Платон». С 15 ноября 2015 года грузовики массой свыше 12 тонн должны платить за каждый километр, пройденный по федеральным трассам. Введение «Платона» с самого начала вызвало недовольство водителей и компаний-перевозчиков. Дальнобойщики устраивали забастовки, выражали недоверие Владимиру Путину, требовали отставки правительства. Массовые акции протеста притормозили повышение тарифов за проезд фур по дорогам, но саму систему «Платон» не остановили.

Внедряя «Платон», российские власти уверяли, что рынок автоперевозок станет прозрачнее и цивилизованнее, а отремонтированных дорог будет в разы больше. На деле «дорожный налог» негативно сказался на доходах водителей большегрузов, многие из которых оказались в бедственном положении. «Платон» привел к перераспределению заказов в пользу крупных транспортных компаний, а также к повышению стоимости перевозок и как следствие — товаров. При этом система по-прежнему непрозрачна, желаемого контроля за ней нет, в результате многие перевозчики уходят в «серую» зону. Подробнее об этом — в материале Znak.com.

Доходы «Платона» и друзей Путина

В системе «Платон» сейчас зарегистрировано почти 1,4 млн транспортных средств, свыше 600 тыс. российских и иностранных грузоперевозчиков. Больше всего грузовиков и логистических компаний из Москвы, Московской области, Краснодарского края, Ростовской области, Санкт-Петербурга и Татарстана. Среди владельцев большегрузов 69% — физлица, 23% — юрлица и 8% — индивидуальные предприниматели, сообщили Znak.com в пресс-службе системы «Платон».

Если учесть, что всего в России около 1,5 млн грузовых машин массой свыше 12 тонн (это данные Росавтодора), а система «Платон» насчитывает в общей массе более 330 тыс. большегрузов иностранных перевозчиков, то получается, что около полумиллиона грузовиков по-прежнему находятся на «нелегальном» положении.

За пять лет с дальнобойщиков через «Платон» было собрано почти 130 млрд рублей, включая 6,6 млрд рублей штрафов.

Средства из «Платона» сначала направляются в федеральный дорожный фонд и далее распределяются на дорожную инфраструктуру в регионах в счет возмещения вреда, который фуры наносят дорогам (порядок вреда определяет Росавтодор). Часть доходов забирает себе оператор «Платона» — компания «РТ-Инвест Транспортные системы». Этой структурой владеют бизнесмен Игорь Ротенберг, сын близкого Владимиру Путину предпринимателя Аркадия Ротенберга, и АО «РТ-Инвест», соучредителем которого выступает госкорпорация «Ростех» (ей руководит Сергей Чемезов).

По концессионному соглашению за свои услуги оператор системы ежегодно получает 10,6 млрд рублей. Таким образом, за пять лет от системы «Платон» люди из окружения Путина получили более 50 млрд рублей — это более трети всей выручки.

Бывший зампред правления Центробанка РФ Сергей Алексашенко ранее назвал систему «Платон» символом расцвета дружественной коррупции, когда часть государственных налогов отдается частным компаниям.

«Работаем в минус, не обновляем автопарк»

Координатор Объединения перевозчиков России по Екатеринбургу и Свердловской области Максим Фокин говорит, что дальнобойщики по-прежнему считают систему «Платон» антиконституционной. Основной закон позволяет им без каких-либо сборов переправлять грузы внутри страны, но Конституционный суд РФ в итоге посчитал иначе. В результате многим водителям приходится приспосабливаться под новые реалии, которые в условиях перманентного сокращения реальных доходов населения выглядят драконовскими.

Простой пример. Водители грузовых автомобилей сегодня должны платить 2,2 рубля за каждый километр, пройденный по федеральным трассам. В среднем фура грузоподъемностью больше 12 тонн потребляет около 35 литров топлива на 100 километров. При стоимости бензина в районе 50 рублей за литр, на 1 тыс. километров топлива набегает на 17,5 тыс. рублей, а плюсом к этому по системе «Платон» нужно заплатить еще 2,2 тыс. рублей.

«Это существенная нагрузка. Нужно ведь еще учитывать амортизационные расходы, куда входит не только обслуживание машины, но и стоянки, питание, сотовая связь, налоги и так далее. Как результат — мы работаем в минус. Существуем за счет того, что не обновляем автомобили, амортизационная составляющая в принципе исключена. Речи даже не идет о том, чтобы приобрести новые машины. А состояние тех, на которых ездим, с каждым днем только ухудшается. Только единицы могут позволить себе обновление автопарка», — отмечает Фокин.

Акция протеста дальнобойщиков в Екатеринбурге
Акция протеста дальнобойщиков в Екатеринбурге Znak.com

По его словам, «Платон» привел к перераспределению заказов в пользу крупных транспортных фирм. Чувствуют себя сейчас хорошо лишь те компании и предприниматели, которые выигрывают тендеры или имеют отношение к структурам, близким к бизнесменам из окружения руководства страны. Остальные — или перешли на более мелкий транспорт, на который не распространяется система «Платон», или в принципе покинули сферу частных перевозок. По примерным подсчетам Фокина, только в Свердловской области количество дальнобойщиков за последнее время сократилось на 20–30%.

«Есть и те, кто избегает в нынешних реалиях платежей по системе „Платон“ различными ухищрениями и приспособлениями. Я не могу об этом говорить подробно, но это факт. Просто люди хотят жить и зарабатывать», — добавил собеседник Znak.com.

«70% перевозчиков ничего не платят»

Президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин рассказывает, что у перевозчиков накопилось огромное количество претензий к «Платону». Многие указывают на некорректность работы системы при выставлении счетов по маршрутным картам, грузоперевозчики не понимают, на каких основаниях порой им выписываются штрафы. Ответы на эти вопросы они не могут получить месяцами от оператора «Платона» и Ространснадзора.

«Нам обещали прозрачную и понятную систему „Платон“, но мы этого не видим, она до сих пор неэффективна. Недоработок — огромное количество. В том числе — отсутствие строгого контроля над установкой приборов (бортовых устройств, которые должны устанавливаться в грузовиках. Официально их выдано сейчас 2,2 млн единиц. — Прим. ред.) и над штрафами.

По нашим данным, сейчас только 30% перевозчиков платят по тарифам, а 70% уходят от них разными способами.

Не берут с собой бортовые устройства, пользуются другими хитростями на дороге — ставят глушилки, завешивают тряпками госномера, чтобы их не считали автомобили контроля, заранее узнают, где и когда стоят эти автомобили, чтобы объехать их.

Отсутствие контроля за теми, кто пытается обойти систему и не вносить плату, приводит к формированию недобросовестной конкуренции», — отмечает собеседник Znak.com.

В пресс-службе «Платона» в ответ заявляют, что на федеральных трассах в круглосуточном режиме работают свыше 600 рамных конструкций и специальных автомобилей контроля. При этом ведется работа над внедрением новых сканеров и камер фотофиксации и над увеличением количества контрольных точек.

Но Владимир Матягин не сомневается, что система сбора средств абсолютно неэффективна, и предлагает произвести небольшие расчеты. Официальные данные говорят о том, что «Платон» за пять лет заработал 130 млрд, получается, ежегодно система зарабатывает около 25 млрд рублей. 12-тонная фура может проезжать в месяц в среднем 20 тыс. километров, это 44 тыс. рублей по тарифу «Платона» ежемесячно и свыше 500–600 тыс. в год.

«Таким образом, чтобы достичь показателя в 25 млрд рублей, нужно всего около 45 тыс. грузовых автомобилей. А их в системе 1,4 млн! Как говорится, „где деньги, Зин?“. Если бы все платили законопослушно, речь шла бы о триллионах рублей. И тут напрашивается вывод — либо собираемость крайне никакая, либо нас обманывают, не называя реальных сумм, которые собирают», — комментирует Матягин.

Перевозчики просят снизить налоговую нагрузку

Изначально планировалось установить тариф системы «Платон» на уровне 3,73 рубля за километр пути, но из-за массовых акций протеста дальнобойщиков его снизили до 1,53 рубля.

Льготный период прошел быстро. В 2019 году тариф повысили уже до 2,04 рубля, в 2020-м — до 2,20 рубля, в 2021-м его увеличат до 2,35 рубля. Дальше стоимость за километр будут индексировать в пределах прогнозируемого уровня инфляции — примерно на 4%.

«Они специально ведут плавную индексацию, чтобы не сильно ощущалось повышение стоимости. Но если задуматься, то тариф с начала действия системы „Платон“ увеличился более чем на 50%», — констатирует Фокин.

В условиях кризиса, вызванного пандемией коронавируса, перевозчики просят снизить для них налоговую нагрузку. Они отмечают, что работать стало гораздо сложнее из-за ограничений по COVID-19, но важность перевозок в сложившихся обстоятельствах возросла. Поэтому Ассоциация международных автоперевозчиков призывает премьер-министра Михаила Мишустина на 2021 год освободить перевозчиков от уплаты транспортного налога и от взносов в систему «Платон», которые они между собой называют «дорожным оброком».

Среди других требований — обеспечить субсидирование лизинговых платежей и освободить от утилизационного сбора большегрузы определенного класса.


Сайт системы «Платон»

Как сообщили Znak.com в организации, предприниматели несут большие финансовые потери из-за увеличения расходов, но прилагают все усилия для соблюдения обязательств перед заказчиками. В 2020 году на работу перевозчиков сильно повлияли карантинные ограничения, но отрасль не ощутила желаемой поддержки государства.

В системе «Платон» подтверждают, что экономическая активность грузоперевозчиков в этом году снизилась. «Есть индекс „Платона“ — соотношение пробега грузовиков в 2020 году к 2019-му. Спад в апреле составил 19,8%, в октябре — 0,9%», — рассказали в пресс-службе системы, уточнив, что общий пробег грузовиков превысил значения прошлого года только в первые недели ноября — и всего лишь на 2%.

В Национальном союзе экспертов в сфере транспорта и логистики говорят, что за последние годы топливо для корпоративных клиентов нефтяных компаний подорожало на 30%. В результате выросла цена транспортных услуг.

Это в свою очередь сказывается на стоимости перевозимых товаров, в том числе продуктов.

Ситуация усугубляется увеличением НДС и отменой в 2019 году налоговой льготы, которая освобождала от уплаты транспортного налога плательщиков системы «Платон». То есть сейчас владельцам большегрузов нужно платить не только за проезд по федеральным трассам, но и на общих основаниях транспортный налог, который зачисляется в бюджеты регионов.

Еще один вопрос, который волнует дальнобойщиков — это отмена с 1 января 2021 года единого налога на вмененный доход, основной плюс которого заключается в его простоте расчета и возможности платить относительно небольшой налог при больших оборотах. Теперь предпринимателям нужно перейти на другие налоговые режимы. Если не обозначить новый вариант до конца года, бизнес автоматически переведут на общую систему налогообложения, что чревато лишними расходами. Поэтому перевозчики и настаивают на введении моратория по основным налогам.

Что дальше?

Комментируя требования компаний-перевозчиков, Владимир Матягин указывает, что ассоциация пытается построить диалог с представителями «Платона» и властью, но пока не получается. Участники рынка надеялись, что автоперевозки в России станут прозрачнее и цивилизованнее, но этого не получилось. Люди считают, что выгоду получили только власти, которым стало проще отслеживать грузопотоки, собирать статистические данные и получать в бюджет дополнительные средства.

При этом в ближайшие годы в России значительно увеличится протяженность трасс, за проезд по которым придется платить большегрузам.

В пресс-службе «Платона» Znak.com рассказали, что по решению правительства РФ до 2025 года около 20 тыс. километров региональных дорог станут федеральными, что увеличит их протяженность почти на 40%. Можно предположить, что из-за этого может вырасти количество перевозчиков, которые будут работать в «серой» зоне.

«Рынок грузоперевозок низкомаржинальный. Расходы на перевозки растут постоянно, дорожают и запчасти, и топливо. Плюс налоги и плата за проезд по федеральным трассам. Многие дальнобойщики находятся в бедственном положении, люди буквально выживают.

Экономический спад и изменения рынка: до 40% дальнобойщиков остались без заказов

Речь об обновлении автопарка вообще не идет, даже на ремонт и покупку новой резины денег нет. Автомобили в ужасном состоянии — средний возраст грузовых машин в России 21 год. Это может в итоге негативно сказаться на безопасности движения.

Но государство продолжает лезть в карман к простым гражданам и потом радостно рапортует о ремонте мостов и трасс. Но мост или дорогу на хлеб не намажешь. Людям просто хочется жить нормально, а их вынуждают все больше и больше платить — той же системе „Платон“, к прозрачности и адекватности которой очень много вопросов.

Нужно приводить эту систему в порядок и вводить достаточный контроль за действующим законодательством. Но сколько придется ждать — десять, двадцать, тридцать лет?» — резюмирует Матягин.

«Платон» дальнобойщику не друг

«Сбор Ротенберга» парализует российские дороги и ставит страну на грань бунта

http://autoplus.su/




Стихийные акции дальнобойщиков против «сбора Ротенберга» охватывают регион за регионом и превращаются в массовое протестное движение. Водители готовятся «идти на Москву».

Самая горячая точка на карте протестов - Дагестан. Тут уже неделю бастуют люди, сотни фур выстроились на десятки километров вдоль трасс - от Каякента на юге до Кизляра и Хасавюрта на севере. Бастующие настроены решительно и объявили, что если их не услышат, то 30 ноября они колоннами двинутся на Москву.

Уже сейчас плакатами с лозунгами «Платон - это грабеж», «Рот “ин” берг» и им подобными расцвечен весь дагестанский отрезок федеральной трассы.

10,6 млрд руб - в чей карман?

С 15 ноября 2015 года за проезд грузовых автомобилей массой более 12 тонн по всем федеральным автодорогам общего пользования начала взиматься плата в счет возмещения вреда, наносимого дорогам.

Алгоритм, в общем-то, прост: нужно предварительно согласовать маршрут движения и авансом внести плату за проезд. Неуплата, как в трамвае, карается штрафом: 5 тыс руб. для водителей, для индивидуальных предпринимателей и ответственных должностных лиц – 40 тыс руб., для транспортных компаний – 450 тыс руб. При повторном нарушении штрафы повышаются до 50 тыс и 1 млн руб. соответственно. И водители, естественно, зароптали.

Плата эта, напомним, была введена по инициативе Министерства транспорта постановлением правительства еще 14 июня 2013 года. Позже выяснились и некоторые пикантные подробности. Изначально создание системы взимания платы планировалось по итогам конкурса, однако конкурс был отменен премьером Дмитрием Медведевым, а единственным исполнителем проекта стало ООО «РТ-Инвест Транспортные системы». По информации базы данных «СПАРК-Интерфакс», по 50% РТИТС принадлежит сыну бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорю и ООО «РТ-Инвест» http://www.rtits.ru/ru/about (25,01% - у ГК «Ростех», 74,99% принадлежит ООО «Царицын Капитал»). Игорь Ротенберг - сын миллиардера Аркадия Ротенберга, считающегося человеком, влиятельным в окружении президента Владимира Путина.

Впрочем, насчет состава владельцев РТИТС есть и другие сведения.

Изначально ООО принадлежало «Ростеху», прямо и опосредованно контролировавшему более 50%. Более того, как свидетельствует федеральная пресса, именно глава «Ростеха» Сергей Чемезов лоббировал на правительственном уровне идею превращения РТИТС в оператора системы взимания платы за проезд тяжелых грузовиков по федеральным трассам.

Однако весной этого года госкорпорация будто бы вышла из проекта, продав Игорю Ротенбергу свою долю в нем по частям - 25% в прошлом году и столько же в нынешнем. В «Ростехе» объяснили такой поворот тем, что они предпочли финансовому участию в проекте технологическую загрузку своих предприятий. Однако инсайдеры «Ведомостей» приводят иную версию: будто бы Чемезов просто не захотел нести ответственность за проект.

«Локомотив» и «Крылья». Лимит — главная причина провала наших клубов в еврокубках?

«Локомотив» и «Крылья». Лимит — главная причина провала наших клубов в еврокубках?

Таким образом, по другой версии, на сегодняшний день РТИТС владеют в равных долях Игорь Ротенберг и «РТ-инвест» (то есть, Андрей Шипелов и Вадим Агафонов (через компанию «Царицын капитал» - соучредителя «РТ-инвест»).

За свои услуги РТИТС будет получать из государственного бюджета компенсацию: 10,6 млрд руб. И, конечно же, деньги будут взимать не просто так – на создание автоматизированной системы «Платон» РТИТС был выдан от Газпромбанка кредит на 27 млрд рублей.

«Сбор Ротенберга». Именно так народная молва переименовала новую инициативу правительства. Люди элементарно не понимают: если сбор – государственный, и система «Платон» государственная, для чего нужен посредник? Ну, кроме как чтобы деньги делить?

Порожний рейс – стране прибыток

Обоснование под введение новой нормы было подведено красивое: возмещение ущерба, наносимого дорожному покрытию трасс федерального значения при перемещении по ним большегрузных автомобилей. Можно, конечно, назвать это упрощением темы, но есть и такое мнение в народе: «Деньги в казне кончаются – добрались и до дальнобойщиков».

Деньги, кстати, вполне приличные: 1,53 руб. за км. С 1 марта проезд подорожает до 3,06 руб., с 2019 года – до 3,73 руб. каждый пройденный километр. Правительство рассчитывает таким образом уже в 2016-м году пополнить дорожный фонд на 40 млрд руб. Но и дальнобойщики люди практичные, считать умеют. Исходя из реального пробега 300 километров в день, платить за каждый грузовик придется 300-500 тыс руб. в год.

Когда-то, помнится, говорили так: «Порожний рейс – стране убыток». Сегодня все ровно наоборот.

Сторонники нововведения говорят: мол, хотите, чтобы было как в Европе, завидуете качеству европейских дорог, так вот вам европейская практика. На что противники сбора парируют: разве в Европе деньги от подобных сборов идут в карман друзьям канцлера?

Удар по конечному потребителю

Автоперевозчиков перспектива безумных трат «на ровной трассе» никак не устраивает. И, если подумать, не только их. Выстроить «пищевую цепочку» несложно: вырастет стоимость грузоперевозок – поднимутся цены на товары.

Зампредседателя думского комитета по аграрным вопросам Надежда Школкина подсчитала: рост затрат на грузоперевозки может составить 10-12%. А глава Центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко утверждает, что после введения платы за проезд, в первую очередь взлетят цены на социально значимые товары: «Все, что стоит дешево, а весит много». То есть, хлеб, молоко, макароны и крупы, соль, сахар и т.д.

Донести свою точку зрения «наверх» Валерий Войтко решил в письме, которое направил на имя главы правительства Дмитрия Медведева и президента Владимира Путина. И доказывает, что вместо пополнения бюджета российская экономика получит 5-6% инфляции, серьезный удар будет нанесен и по отечественному производителю, сделав его продукцию неконкурентоспособной. Кстати, ряд автоперевозчиков уже объявили, что в связи с введением «налога на дальнобойщиков» поднимают на 30% цены на свои услуги.

Пессимистично настроены и игроки продовольственного рынка. Система «Платон» запускается непригодной для полноценного функционирования, считают они. В связи с чем ждут перебоев с поставками продукции.

Российские школы и вузы уйдут на каникулы с 1 по 10 мая

Школы и вузы не будут работать в период дополнительных выходных дней, объявленных Владимиром Путиным. Функционировать будут лишь детские сады, но только в режиме дежурных групп.

Забастовка начинается с «Улитки»

О том, что они действительно настроены на сопротивление новой законодательной норме, водители-дальнобойщики заявили еще 2 ноября. Проведенная предупредительная акция стала пробой сил перед масштабной забастовкой, состоявшейся 11 ноября.

Даже эта пробная часовая акция – почти итальянская забастовка, получившая название «Улитка», – оказалась достаточно впечатляющей: в четырех регионах, Московской и Новосибирской областях, в Краснодарском и Красноярском крае водители на час вывесили на своих транспортных средствах плакаты с выражением протеста. И… снизили скорость движения до 10 километров в час. Многокилометровые «хвосты» на федеральных трассах должны были показать, что никто не шутит.

Протестное движение – а происходящее можно характеризовать уже именно так, – приобрело массовый, организованный и все более заметный характер. Пока не особенно действенный. Но вот заголовки новостей за последние несколько дней.

Дагестан. «Протестующие дальнобойщики сформировали колонну в 57 километров, люди готовы двинуться на Москву».

Пермский край. «Дальнобойщики устроили огромную пробку».

Свердловская область. «Дальнобойщики заблокировали движение по Россельбану». (Кстати, ГИБДД Екатеринбурга в качестве репрессивной меры принялась «обилечивать» всех участников акции).

Челябинская область. «Силовики разблокировали перекрытую дальнобойщиками трассу в Челябинске».

Тверь. «Грузовик въехал в протестующих дальнобойщиков».

(В результате наезда один человек погиб, еще трое пострадали – это первые реальные жертвы «смуты»).

Курганская область. «Курганские дальнобойщики меняют маршрут: все на митинг!».

ХМАО. «Югре угрожают транспортной блокадой. Водители грузовиков обещают перекрыть федеральную трассу».

«Выторговали»

Заявленный первоначально тариф в 3,73 руб. Минтранс все-таки сбавил – 11 ноября, в день первой крупной акции протеста. Подкорректированный ценник выглядит так: до 29 февраля 2016 года размер платы составит 1,53 руб. за километр, с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года – с коэффициентом 0,82, то есть, 3,06 руб. за километр.

Штрафы первые полгода взиматься тоже не будут. Правда, решение это принято не от того, что дальнобойщиков кто-то услышал: просто бортовых устройств (трекеров, подключенных к системе «Глонасс»), которые должны установить на своих машинах автоперевозчики, на всех пока не хватает. По состоянию на 15 ноября (день запуска системы «Платон») в Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков, например, приборы получили всего 10% компаний-участников. Да и те пожаловались, что карты не подключаются, система зависает.

А те, кому не хватило трекеров, записываются в очередь на получение. На середину января. Кто компенсирует автоперевозчикам, их сотрудникам, семьям, клиентам вынужденный полутора-двухмесячный простой? Кстати, на словах штрафы отменили, а на деле водителей уже начали штрафовать. «Мы понимаем, что те, кто это объявил, за свои слова не отвечают», – констатируют перевозчики.

Кого волнуют проблемы индейцев?

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков происходящее комментирует сдержанно: «Мы не склонны драматизировать ситуацию. Если есть какие-то шероховатости, то, безусловно, это будет исправляться. Вмешиваться не собираемся, потому что это вопрос правительства».

Министр транспорта Максим Соколов проблемы не видит. Тот, кто наносит вред дороге, тот и должен его компенсировать, уверен чиновник. В подтверждение ссылается и на мировую практику, и на опыт Белоруссии, где подобный сбор введен давно. Можно было бы согласиться, но водители напоминают: они уже платят акцизный сбор при покупке бензина (7-8 рублей с литра) и транспортный налог.

Российские мусорные компании вновь оказались на грани банкротства

Операторы по вывозу твёрдых бытовых отходов в регионах РФ столкнулись с проблемой нехватки средств на погашение кредиторской задолженности. В общей сложности в трудном положении оказались 11 компаний.

Почему-то совсем не удивляет то, что основной выгодополучатель от введения «сбора Ротенберга» - ООО «РТИТС», полностью согласно с министром: «Введение платы за проезд улучшает конкурентную среду и не приводит к росту стоимости грузоперевозок и цен товаров».

Стоит на своем и «Росавтодор»: «Добиться пересмотра того, что уже запущено в работу и подкреплено не только со стороны государства, но и 600.000 транспортных средств, зарегистрированных в системе, организаторам забастовок не удастся».

Политик Алексей Навальный зло иронизирует и предлагает «ввести прямой налог на всех граждан — тыщу в месяц на Ротенбергов». По его подсчетам, 145 млрд в год набежит — может им и хватит.

Замглавы фракции «Справедливая Россия» и член думского комитета по транспорту Олег Нилов обещает, что эсеры будут добиваться отмены налога, либо как минимум принятия моратория: «Надо понимать, что дальнобойщики сегодня борются не за свои карманы, а за всех нас, граждан России. Это нормальная гражданская позиция», - считает Олег Нилов.

И, наконец, аналитик Семен Уралов подмечает: «Выходит так, что в начале 21 века самой революционной прослойкой оказались дальнобойщики. Больше никто не осознал свои экономические интересы и оказался неспособен обеспечить цеховую солидарность».

И действительно, несогласные с этим нововведением водители большегрузных автомобилей демонстрируют редкое для последних лет единство в умении отстаивать корпоративные интересы. Акции протеста, стихийно начавшиеся в отдельных регионах еще в конце октября, продолжаются по сегодняшний день. Уже вполне организованно.

Ну… за мораторий!

«Закон о дальнобойщиках» должен был вступить в силу с 15 ноября. Предвидя проблемы, уже упоминавшаяся выше, депутат Госдумы Надежда Школкина заранее обратилась к премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой не торопиться и на время ввести мораторий на взимание платы с владельцев большегрузов. Ее не услышали.

Владимир Матягин, глава совета ассоциации Центра объединения автомобильных грузоперевозчиков «Грузавтотранс», обобщает требования коллег: «Ввести мораторий на взимание платы и штрафов с перевозчиков по всей России, кроме Москвы и Московской области. Доработать систему «Платон» и «принять внятные решения, которые бы позволили ее запустить так, чтобы она устроила и перевозчиков, и государство».

В Германии, говорит Матягин, подобную систему тестировали два года. У нас же – режут по-живому.

Наконец, идею моратория и предварительного тестирования «Платона» поддержал уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов. В связи с этим бизнес-омбудсмен также направил президенту Владимиру Путину письмо с предложением перевести на год систему взимания платы с грузового транспорта «Платон» в тестовый режим.

Пока этот материал готовился к выходу, очередная акция протеста водителей-дальнобойщиков состоялась в Перми. Аналогичная акция в Петербурге закончилась штрафами для 52-х ее участников. Но это водителей не останавливает, и на 29 ноября очередную «Улитку» они обещают уже в Ижевске.

Читайте также: