Налог на вырубку леса

Опубликовано: 26.03.2024

Лесной бизнес не приносит бюджету желаемого результата

фото: пресс-служба ЗСПК | Удар по древесине. Налоговики объяснили лесникам правила игры

В УФНС России по Приморскому краю с участием представителей краевой Ассоциации лесопромышленников прошло тематическое совещание, посвященное обелению лесной отрасли; осуществлению расчета заработной платы нерезидентам; порядку определения и контроля налогооблагаемой базы при экспорте лесоматериалов.

Исполняющая обязанности заместителя руководителя УФНС Дина Михайлова отметила, что среди честных предприятий имеются и недобросовестные предприниматели, которые укрывают реальные доходы от государства: «Своевременная уплата налогов поспособствует обелению отрасли, созданию равных условий для всех участников рынка. Отмечу, что управление нацелено на добровольное уточнение налоговых обязательств, которое можно произвести до 1 ноября. Обратим внимание и на тот факт, что, к сожалению, за 2018 г. объем налоговых поступлений от предприятий снизился».

«Присвоенные» преференции

И. о. начальника отдела камерального контроля УФНС Елена Казакова рассказала об обелении лесной отрасли. Одна из ключевых отраслей экономики Приморья обладает значительными ресурсами, для заготовки древесины используется более 7 млн гектаров. В отрасли более 600 предприятий, из которых 36% — индивидуальные предприниматели. Значительная часть, порядка 80% субъектов экономической деятельности, применяют упрощенную систему налогообложения. По результатам комплексного анализа лесной отрасли 85% предприятий декларируют нагрузку, существенно отклоняющуюся от среднеотраслевых показателей, а в ряде случаев нагрузка и вовсе отрицательная.

Лесной бизнес не приносит бюджету желаемого результата. В 2018 г. сумма поступлений в консолидированный бюджет — всего 1,2 млрд руб., 1% от поступлений по региону. Возврат по НДС превысил поступления на 0,4 млрд. Естественно, такая ситуация не устраивает государство.

Трутнев попенял на пеньки

Среди основных причин невысоких поступлений — преференции, установленные государством по налогу на прибыль и налогу на имущество; возмещение НДС по экспортным операциям, но, главным образом — применение налогоплательщиками незаконных схем минимизации налогов. Лесная отрасль остается «серой зоной», подчеркнула Елена Казакова.

Наиболее используемые схемы — приобретение лесопродукции и оборудования по фиктивным документам у формальных поставщиков (то есть фактически не осуществляющих обязательство по сделке); продажа товаров на экспорт по заниженной цене. Как правило, данные посредники работают по общей схеме, применяя НДС, и не несут самостоятельных финансовых рисков на предмет принимаемой налоговой нагрузки. Такая форма приводит к выводу денег из-под налогообложения, формируя теневой сектор экономики по обороту древесины.

Субъекты в области переработки лесопродукции завышают затраты по закупке древесины и незаконно обращаются за получением НДС из бюджета за продукцию, легальность приобретения которой не подтверждается документами либо подтверждается фальсифицированными документами. Лесозаготовители не отражают либо занижают свои доходы, в том числе и от легально заготовленной продукции.

Распространенным нарушением при экспорте является закуп леса, заготовленного незаконным путем, у физических лиц, предпринимателей, за наличный расчет, без уплаты НДС. Все это провоцирует незаконные вырубки лесных массивов, приводит к медленному лесовосстановлению.

ФНС в настоящее время переходит от концепции проверки отдельных плательщиков к созданию прозрачной среды в отраслях рынка, не допуская получения конкурентного преимущества за счет уклонения от налогов. В отраслях создаются механизмы самоконтроля. Создана Ассоциация добросовестных налогоплательщиков агропромышленного комплекса. При обелении лесной отрасли будут применяться механизмы, аналогичные тем, что применялись при обелении зернового рынка. Оборот лесопродукции можно сделать в Приморье прозрачным, уверена Казакова. Один из рецептов — отказ от взаимоотношений с фиктивными поставщиками.

Как известно, приоритетную роль при администрировании НДС играет риск-ориентированный подход, а он предполагает снижение проверок в зонах, где риск нарушений меньше. Программа относит плательщика к одной из трех групп риска, в соответствии с которыми к ним применяются комплексы мероприятий контроля разного уровня. Особое внимание к контролю обоснованности возмещения НДС при экспортных операциях, где бдительно проверяется вся цепочка от лесозаготовителей до конечного продавца. Информация о незаконных вычетах передается в другие территориальные налоговые органы. В то же время плательщики имеют возможность добровольно уточнить свои налоговые обязательства.

Зарплата для нерезидентов

По словам руководителя отдела валютного контроля УФНС Ольги Шарановой, все больше компаний в Приморье привлекают на работу иностранных граждан. Притом далеко не все работодатели знают, что выплачивать зарплату нерезидентам необходимо не из кассы предприятия, а обязательно на банковский счет. В частности, это способствует прозрачности валютных операций, проводимых на территории России.

Индия одолжит России 1 млрд долларов и начнет вывозить дальневосточный лес

Выдача денежных средств иностранным гражданам — нерезидентам из кассы не входит в перечень разрешенных расчетов в наличной денежной форме между юридическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами, приведенный в ст. 14 Закона № 173-ФЗ. Как таковая, процедура получения заработной платы иностранным работником считается валютной операцией, ее нарушение влечет наложение административного штрафа.

Частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках, предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа. Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц предусмотрена ответственность в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции, должностные лица будут оштрафованы на 20–30 тыс. руб. Срок привлечения — два года со дня выдачи средств.

УФНС Приморья рекомендует предприятиям включить в трудовой договор обязанность для иностранных работников — открыть счет для получения зарплаты.

Лес на экспорт

Как отметила в своем докладе и. о. заместителя начальника Дальневосточного таможенного управления Ольга Читаева, размер вывозных таможенных пошлин зависит от вида древесины и степени обработки. На необработанную древесину пошлина составляет от 6,5 до 40% от таможенной стоимости, но не менее 15–20 евро за кубометр, на обработанную — 10% от стоимости, но не менее 12 евро за кубометр. Кроме того, предусмотрен ежегодный рост пошлин, на 40% в нынешнем году, до 60% — в 2020 г., до 80% — в 2021 г. В настоящее время порядка 98% экспорта необработанной и 89% обработанной древесины приходится на Китай.

Владимир Путин: «В лесной отрасли ужасное воровство»

Осуществляется контроль таможенной стоимости вывозимого пиловочника и ценных пород непереработанной древесины. В 2018 г. дополнительно в бюджет было начислено более 21 млн руб. Основания о внесении изменений в таможенную декларацию в каждом конкретном случае — разные. Например, пиловочник березы пушистой 1 и 2 сорта, вывозимый в Суйфэньхэ, был оформлен по стоимости 115–120 долларов за кубометр, хотя по контракту стоимость составляла 90 долларов за куб. Довзыскания составили 58 тыс. руб. Документы были получены ДВТУ в рамках международного сотрудничества от отдела по борьбе с контрабандой Харбинской таможни. Зачастую отклонение конкретных сумм составляло 1,5–2 раза.

При экспорте лесоматериалов применяются такие схемы ухода от налогов, как оплата платежа на 90–500 дней. Используются не только фирмы-однодневки, но и многократное продление контрактов при постоянных отсрочках исполнения взаимных обязательств, переуступка права требования. ФНС имеет право обжаловать подобные сделки.

Экспортеры-нарушители при значительных объемах поставок рискуют быть подвергнутым не только штрафам, но и уголовному преследованию.

Статья 479. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками лесного налога (далее в настоящей главе - налога) признаются организации (статья 18 настоящего Кодекса), индивидуальные предприниматели и физические лица (статьи 24 и 26 настоящего Кодекса), осуществляющие пользование лесным фондом Российской Федерации, предусмотренное частью первой статьи 480 настоящего Кодекса..

Отсутствие у указанных лиц специальных разрешительных документов (лесорубочных билетов (ордеров), лесных билетов), выдаваемых в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, не может служить основанием для непризнания этих лиц налогоплательщиками.

2. При пользовании лесным фондом на основании соответствующего договора об аренде налогоплательщиком признается арендатор.

Статья 480. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признается пользование лесным фондом для:

1) заготовки древесины, отпускаемой на корню;

2) заготовки живицы;

3) заготовки второстепенных лесных материалов;

4) побочного лесного пользования, в том числе сенокошения, пастьбы скота, заготовки в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев или пасек и других видов побочного лесного пользования, по перечню, утверждаемому федеральным органом управления лесным хозяйством);

5) нужд охотничьего хозяйства;

6) культурно - оздоровительных, туристических или спортивных целей.

2. Не признается объектом налогообложения следующие виды пользования лесным фондом:

1) осуществление рубок промежуточного пользования и проведение иных лесохозяйственных мероприятий государственными органами управления лесным хозяйством, в том числе лесоустройства, научно - исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, а также заготовка второстепенных лесных ресурсов и осуществление побочного пользования лесным фондом;

2) проведение лесоустройства, лесообследования, научно - исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства организациями, входящими в систему лесного хозяйства;

3) осуществление вырубок под контрольно - следовые полосы, линии связи, иные инженерно - технические сооружения или объекты на приграничной территории.

Статья 481. Налоговые льготы.

Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставлять отдельным категориям налогоплательщиков налоговые льготы в пределах сумм налога, поступающих в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 482. Налоговая база

1. Налоговая база определяется как объем лесосырьевых ресурсов, который фактически изъят или безусловно должен быть изъят налогоплательщиком, либо как площадь предоставленного в пользование налогоплательщика участка лесного фонда, указанные в специальном разрешительном документе.

2. При аренде участков лесного фонда налоговая база определяется как ожидаемый годовой объем лесосырьевых ресурсов, который может быть изъят при использовании арендуемого участка лесного фонда в соответствии с условиями, установленными договором аренды.

Статья 483. Налоговые ставки

1. Налоговые ставки устанавливаются в рублях за единицу используемого лесного ресурса, получаемого при пользовании лесным фондом, а по отдельным видам пользования лесным фондом - за единицу площади (гектар) находящихся в пользовании участков лесного фонда.

2. Порядок установления налоговых ставок и минимальные размеры налоговых ставок за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Конкретные размеры налоговых ставок за древесину, отпускаемую на корню, и размеры налоговых ставок за другие виды лесопользования устанавливаются органами законодательной власти субъектов Российской Федерации или определяются по результатам лесных аукционов.

Статья 484. Порядок исчисления и сроки уплаты налога

1. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, определяется государственными органами управления лесным хозяйством исходя из налоговой базы и налоговых ставок и указывается в специальных разрешительных документах на право пользования лесным фондом.

2. Сроки уплаты налога за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Порядок и сроки уплаты налога за виды пользования лесным фондом, предусмотренные пунктами 2 - 6 части первой статьи 480 настоящего Кодекса, устанавливаются органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.

4. Налогоплательщик, которому выделен лесосечный фонд, по истечении того отчетного года, на который ему выделен этот фонд, обязан представить в налоговый орган по месту лесопользования налоговую декларацию, а по месту учета - копию этой налоговой декларации. Указанная налоговая декларация представляется не позднее чем 1 апреля года, следующего за отчетным.

5. Государственные органы управления лесным хозяйством обязаны не позднее чем 20 числа каждого месяца представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения о разрешенных объемах лесопользования и суммах налога, подлежащих уплате.

Статья 485. Форма налоговой декларации

Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

date image
2015-07-04 views image
4849

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon


ЛЕСНОЙ НАЛОГ— система платежей за пользование лесным фондом[3,c.69].

Платежи взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются за все виды лесопользования при краткосрочном пользовании участками лесного фонда. Ставки устанавливаются за единицу лесного ресурса (продукции), по отдельным видам лесопользования за гектар находящегося в пользовании участка лесного фонда (ставки лесных податей используются также при определении арендной платы). Лесные подати представляют собой плату за: древесину, отпускаемую на корню; заготовку живицы, сенокошения, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев, пасек и другие виды побочных лесных пользований — пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства; пользование лесным фондом в культур- но-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

Лесопользователи, за исключением арендаторов, вносят лесные подати в форме разовых и (или) регулярных платежей в течение всего срока действия предоставленного права пользования участком лесного фонда.

Платежи за пользование лесным фондом относятся на себестоимость продукции лесопользователя.

От платежей за пользование лесным фондом для собственных нужд освобождаются крестьянские (фермерские) хозяйства, представители коренных малочисленных народов, сельские пенсионеры, вынужденные переселенцы и другие категории граждан.

Не являются плательщиками лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, осуществляющие заготовку субъекты малого предпринимательства — индивидуальные предприниматели и организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

Постановлением Правительства РФ от 19.09.97 г. Г 1199 установлены минимальные ставки за древесину, отпускаемую на корню, которые включают в себя и налог на землю. Минимальные ставки установлены отдельно для[2,c.138]:

1) основных лесных (лесообразующих) пород, дифференцированных по лесотаксовым районам;

2) неосновных лесных пород, дифференцированных по лесотаксовым поясам. С этой целью территория РФ разделена на лесотаксовые районы и пояса.

Все минимальные ставки дифференцированы также по группам лесных пород, деловой и дровяной древесине с делением деловой древесины по размерам и в зависимости от расстояния вывозки (по лесотаксовым разрядам). Минимальные ставки рассчитаны для сплошных рубок при корневом запасе древесины на 1 га в пределах от 100,1 до 150 плотных куб. м и крутизне склона до 20 градусов[3,c.174]. При большей крутизне склона минимальные ставки корректируются с помощью понижающих коэффициентов. Установлены и другие скидки: при проведении несплошных (выборочных) рубок главного пользования (снижение на 20%), при отпуске древесины, поврежденной пожарами, вредителями и болезнями леса (снижение на 40%). Окончательная величина минимальной ставки с применением скидок и надбавок округляется до 100 руб. за 1 плотный куб. м древесины[3,c.189].

Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ по согласованию с соответствующим региональным органом управления лесным хозяйством или определяется по результатам лесных аукционов.

Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда на срок от 1 года до 5 лет (без права вы купа и субаренды).

Часть лесных податей и арендной платы (в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню) поступает в федеральный бюджет (40%) и в бюджеты субъектов РФ (60%).

В регионах, где расчетная лесосека по рубкам главного пользования не превышает 1 млн. куб. м., указанные платежи полностью поступают в бюджеты субъектов РФ.

Другая часть лесных податей и арендной платы (сверх размеров минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню) поступает лесхозам федерального органа управления лесным хозяйствам, приравнивается к бюджетным средствам и используется для нужд лесного хозяйства.




Лесные подати могут взиматься в форме денежных платежей либо в натуральной форме (частью добытых лесных ресурсов, путем предоставления каких-либо услуг и др.), Согласованная форма внесения лесных податей указывается в разрешительном документе (по каждому объекту пользования), выдаваемому лесопользователю.

Финансирование расходов на государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и на ведение лесного хозяйства осуществляется за счет средств федерального бюджета. А расходы на воспроизводство лесов (в первую очередь лесопосадки) финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: В 2-х ч.: Официальный текст. -

2. Бобоев М.Р. Налоговые системы зарубежных стран: содружество

независимых государств: Учеб. пособие/ М.Р. Бобоев, Н.Т. Мамбеталиев,

Н.Н.Тютюрников. - М.: Гелиос. АРВ, 2002.

3. Бродский Г.М. Право и экономика налогообложения. СПб.: Изд-во С. Петерб. ун-та, 2000.

4. Винницкий Д.В. Налоги и сборы: Понятие. Юридические признаки.

Генезис.— М.: НОРМА,2002.

5. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Вопросы и

ответы. Практические задания и решения: Учеб. пособие / Е. Н. Евстигнеев и

Для большинства жителей РФ получение бесплатного леса на строительство дома в 2019 году является приоритетным вопросом. Кроме этого древесину используют как дрова для отопления или реконструкции уже имеющегося жилья. Ниже рассмотрим вопрос как получить от государственных органов данный материал даром.


Бесплатный лес: реальность или выдумка?

В ст. 30 ЛК РФ подробно описаны правила заготовки древесины, используемой для личных нужд населения. Речь идет о потребностях, которые ни коим образом не связаны с ведением коммерческой деятельности. То есть, действия направлены на улучшения условий проживания, обеспечения комфорта и прочего, а не повышения материального благосостояния.


Согласно ст. 48 действующего Лесного Кодекса РФ, выписать лес на строительство дома в праве представители коренных малочисленных народов, проживающих в Сибири, Дальнем Востоке и Севере, придерживающихся традиционного образа жизни. У которых должны быть документы, подтверждающие принадлежность к определенной национальности. Кроме того, представители малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, включены в отдельный Реестр.

Заготовка лесных насаждений осуществляется согласно договору купли-продажи. Постановлением Правительства №310 от 22.05.2007 установлены ставки на покупку древесины. Тарифы разнятся, в зависимости от региона проживания.


Внимание! Отдельные категории граждан, которые причислены к льготникам, также вправе на него рассчитывать. Причем многие получают так называемый лесобилет на заготовку пиломатериалов не безвозмездно, а со скидкой 50% (то есть, по сниженной цене).

Более подробную информацию о предоставлении льготных условий можноузнать в местной администрации либо лесничестве.

Ограничения при получении леса

Итак, бесплатный лес от государства на строительство дома выдается с учетом следующих ограничений:

  • сооружение домов либо хозяйственных построек для хранения продуктов огородничества и садоводства, инвентаря и других вещей;
  • ремонт уже существующей конструкции.

При использовании материала в коммерческих целях нарушителю грозит административная ответственность.

Нормы леса

Фиксированной нормы при выдаче древесины для строительных работ не существует. Она меняется, в зависимости от различных факторов, и в каждом отдельном случае индивидуальна.


Объем положенного дармового леса зависит от:

  • распространения лесных массивов в определенном регионе (имеет значение также наличие водоемов, тип рельефа и растительности);
  • климатических особенностей;
  • технологии сооружения — известно, что строительные работы, в зависимости от технологических особенностей постройки, требуют разного объема материалов (в разных регионах страны преобладает определенный тип сооружений).

Уточнить объемы и сроки поставок можно в администрации или лесничестве.

В 2017 году изменилась индексация при оплате пиломатериалов для большей части населения страны, не входящих в категорию льготников. В 2018 году коэффициент составил 1,57, а в 2019 — 2,38. Ожидается, что в следующем 2020 году он повысится до 2,6.

В среднем государством свободно выдается около 150 кубов пиломатериалов для сооружения жилья, но не чаще, чем 1 раз в 25 лет. В некоторых регионах установлена норма 200 кубов. Для осуществления работ на садовом участке положен объем 30 кубов.

Каким образом предоставляется лес?

Стоит обратить особое внимание на то, что выдача бесплатного леса реализуется не в виде готового материала . Государство выделяет гражданам, так называемые, деляны. Они представляют собой участки в лесополосах, где разрешена вырубка с последующим вывозом. То есть, все работы, начиная от рубки и заканчивая удалением мусора, выполняются за счет получателя.


Наверняка, каждому понятно, что на делянке трудно собрать заявленный в документации объем материала. Дело в том, что часть древесины, в любом случае окажется непригодной. Некоторые граждане, которые не имеют возможности или стараются избежать суеты, сэкономить время при заготовке и вывозе леса, заключают договор с компаниями, занимающимися обменом готового пиломатериала на лесобилет. Конечно, он окажется неравноценным, ведь за любую услугу приходится платить. Например, за 100 кубов лесных угодий предложат примерно 30 кубов готового материала.

Обратите внимание! Лесобилет можно обменять на денежную компенсацию, что подходит гражданам, не нуждающимся в древесине, но имеющим право на льготу.

Как подать документы?

Документы можно подать двумя способами. То есть, через разные организации. Но в конечном итоге они попадают на рассмотрение в определенный уполномоченный орган. Рассмотрим подробнее способы подачи документации.

В первом варианте получатель собирает пакет необходимых бумаг и предъявляет их вместе с заявлением в местное лесничество либо администрацию. Их рассматривает специальная комиссия в порядке очереди. Если сделка проводится с оплатой товара, после утверждения заявки составляется договор купли-продажи. Он действует 1 год.

В случае отказа, заявителю выдается письменный документ с указанием причин. Его можно обжаловать в судебном порядке.

Второй способ подачи и оформления документов — через МФЦ. Сделать это можно в региональном отделении центра. Специалист передаст заявление и документы в лесничество, а результат в дальнейшем выдаст заявителю.

Получение леса вне очереди

Заявки от граждан лесничество и местная администрация рассматривают в порядке очереди. Больше количество нуждающихся — этот фактор и диктует свои условия. Обычно ориентиром выступают сроки предъявления документов. Но отдельные категории получают первостепенное право.


Как получить лес на строительство дома, не дожидаясь очереди? На внеочередную выдачу вправе рассчитывать лица, особо остро нуждающиеся в пиломатериалах. К этой категории относятся граждане, потерявшие жилье по причине пожара, наводнения и других стихийных бедствий, что обязательно подтверждается официальными бумагами.

Основания для отказа в предоставлении леса

Причинами для отказа служат:

  • отсутствие лесных насаждений на территории региона;
  • не истек период, который предусмотрен для выдачи бесплатного пиломатериала (к примеру, один раз в 25 лет);
  • объем, запрашиваемый заявителем, не соответствует нормам, установленным законодательством;
  • в заявке указан недопустимый способ использования пиломатериалов.

На региональном уровне устанавливаются и дополнительные причины для отказа. Одна из них — нарушения в предыдущем соглашении.

Перечень документов для оформления

В зависимости от цели использования дерева, потребуется определенный пакет документов. Перечень установлен законодательно.


Для строительства жилья, кроме заявления, придется предъявить следующие документы:

  • паспорт для удостоверения личности;
  • справка об отсутствии выдаче леса в течение определенного периода времени (чаще всего, допускается промежуток в 25 лет);
  • свидетельство о право собственности на участок земли, где запланировано возведение строения (он должен быть причислен к определенной категории);
  • справка о составе семьи;
  • разрешение на ведение строительных работ.

Для ремонта придется дополнительно предоставить правоустанавливающие документы на дом.

Кто может получить бесплатный лес?

На безвозмездной основе пиломатериалы предоставляются ветеранам ВОВ, а также участникам других вооруженных столкновений, пострадавшим от стихийных бедствий (разрушено жилье), коренным жителям отдельных регионов (указано в ст. 48 Лесного кодекса).

Древесина со скидкой 50% положена:

  • пенсионерам;
  • инвалидам любой группы;
  • молодым специалистам (при условии переезда в конкретный регион);
  • многодетным семьям (воспитывающим от трех и более детей).

Условия получения

Чтобы оформить лес на строительство дома бесплатно или по льготной цене, нужно соблюдать следующие условия:

  • заявитель — собственник земельного участка (имеет соответствующее свидетельство);
  • имеет разрешение на строительство;
  • залит фундамент;
  • может предъявить документы о необходимости ремонта (если дерево выдается на эти цели);
  • предоставить паспорт, подтверждающий принадлежность к малочисленным коренным народам отдельных регионов.

Если нужны дрова для отопления, потребуется дополнительно предъявить план дома, подтверждающий наличие печи.

Как получить лес даром на строительство?

Прежде всего, собственник земельного участка должен получить разрешение на строительство. При его наличии, а также других документов, включая правоустанавливающие на землю, можно отправляться в ближайшую администрацию или лесничество (либо МФЦ) для подачи заявления.

После рассмотрения заявки и пакета документов уполномоченные органы дают разрешение на получение древесины безвозмездно, по льготной цене или отказывают.


Следующий шаг (в случае одобрения заявления) — составление договора и вырубка делянки. Это можно сделать самостоятельно, либо привлечь специалистов услуги которых, придется оплатить.

Государством установлено условие: после вырубки древесины нужно привести в порядок деляну. То есть, очистить ее от мусора. Разрешительные документы на вывоз дается только после этого.

Разрешительные документы на вывоз лесхоз выдают только тогда, когда все будет убрано и готово к перевозке.

Похожие записи


Практически каждый человек, имеющий в собственности земельный участок, стремится соорудить на его территории дом для…


Сегодня в России работает специальная государственная программа, помогающая российским гражданам построить собственное жилье. Как только…


При наличии земельного участка и желании соорудить на нем дом или другую недвижимость, необходимо подготовить…


Владельцу участка, решившему возвести жилое строение, потребуется соблюсти свод норм, касающихся удалённости между домом, забором…

Для того, чтобы вырубить деревья в границах той или иной территории обязательно нужно оформить порубочный билет. Выдается такой документ в нескольких инстанциях, в зависимости от того, где именно будет проводиться вырубка деревьев.

Порубочный билет
В каких ситуациях обязательно требуется билет

Порубочный билет—что это такое? Это официальное разрешение на вырубку и обрезку зеленых насаждений на конкретной территории.

Вырубка может требоваться в нескольких ситуациях:
  • Деревья сильно разрослись, что привело к снижению освещения зданий днем.
  • Деревья стали старыми и сухими, что может стать причиной их аварийного падения.
  • Будет осуществляться восстановление либо изменение некоторых объектов, которые располагаются в зоне лесов или парков, бульварах либо придомовых территориях.
  • Планируется удалить деревья на пути проезда железнодорожных составов.

Как видно, вырубка деревьев в большинстве случаев необходима в том случае, если они мешают какому-либо объекту или стали причиной возникновения аварийной ситуации.

Необходим ли билет для спила дерева на своей земле

Если дерево либо иное зеленое насаждение находится на территории земель общего назначения, то лицу, которое планирует срубить природный объект в любом случае необходимо получить порубочный билет. Но если природный объект располагается на личном участке, то получать разрешение на его вырубку может и не понадобится, хотя точно сказать нельзя, так как никаких указаний в законе относительно данного вопроса нет.

Но стоит учитывать ГК РФ, а именно 3 пункт его 261 статьи, где говорится, что собственник земельного надела имеет право пользоваться им как посчитает нужным и использовать все объекты, находящиеся на поверхности земли и под ней по своему личному усмотрению. Но даже если закон и не запрещает производить вырубку на своей территории, не стоит забывать и об интересных третьих лиц.

Где можно получить порубочный билет

Получить разрешение на спил природных объектов можно в некоторых инстанциях. Исходя из того, на какой конкретно территории находятся деревья и зеленые насаждения, которые необходимо срубить, и следует идти в то или иное учреждение. К примеру, если возникла необходимость спилить деревья во дворе, то нужно обращаться в ЖКХ. А если природные объекты мешают жильцам, проживающим в садовых товариществах, то для получения порубочного билета нужно обращаться непосредственно к администрации товарищества.

ВНИМАНИЕ . В том случае, если после обращения лица, заинтересованного в вырубке природных объектов, им не было получено в течение 10 дней официального разрешения на спил, то оно вправе обратиться в Департамент природопользования.

Что делать чтобы выдали билет

Весь процесс получения порубочного билета можно разделить на несколько этапов:
  • Первый этап. Подготовка нужных бумаг, в том числе и некоторых разрешений. В определенных ситуациях может понадобится дополнительное разрешение от ОАТИ (Объединение административно-технических инспекций);
  • Второй этап. Выбор фирмы для спила насаждений и заключения с ней договора;
  • Третий этап. Предоставление всех вышеперечисленных бумаг в Департамент природопользования или же в администрацию, которая относится в конкретной территории.

В том случае, если владельцу участка мешает дерево, которое находится на земле его соседа, то нужно обязательно обратиться именно к владельцу соседнего участка, и попросить его оформить порубочный билет.

Что готовить из документов

Прежде чем приступить к подготовке бумаг, необходимых для получения порубочного билета, следует уточнить точный список нужных документов в той инстанции, которая будет выдавать разрешение.

Как правило, пакет документов во многих ситуациях следующий:
  • Удостоверяющий личность документ;
  • Заявление, в котором пишется запрос на сруб природных объектов. Образец заполнения заявления можно взять в инстанции;
  • Акт, указывающий на то, что была произведена проверка участка и спил деревьев действительно необходим;
  • Полный список объектов, которые планируется срубить;
  • План участка, где находятся природные объекты;
  • Договор, который был заключен с фирмой, специализирующейся на спиле природных объектов;

Все необходимые документы передаются в соответствующую инстанцию. Как правило, по истечению двух недель, инстанция выдает порубочный билет, предварительно направив заявителю уведомление о том, что он может прийти и получить документ.

Читайте также: