Налог на киберспорт в россии

Опубликовано: 22.04.2024

В российском правовом пространстве киберспорт представляет собой официально признанный вид спорта и, соответственно, находится в сфере регулирования законодательства о физкультуре и спорте и иных общих межотраслевых норм.

В соответствии со ст. 21 Закона о физкультуре и спорте Министерством спорта ведется Всероссийский реестр видов спорта, в который включаются все официальные виды спорта и являющиеся их частью дисциплины.

Компьютерный спорт появился во всероссийском реестре в 2016 году, когда в соответствии с Приказом Министерства спорта РФ от 29.04.2016 № 470 был включен в раздел признанных видов спорта.

Приказом Министерства спорта РФ от 16.03.2017 № 183 компьютерный спорт переведен в категорию видов спорта, которые развиваются на общероссийском уровне, и тогда же в его составе были выделены первые четыре дисциплины: боевая арена, соревновательные головоломки, стратегия в реальном времени и технический симулятор.

Приказами Минспорта от 22.01.2018 N 49 и от 14.03.2019 № 199 компьютерный спорт был дополнен дисциплинами спортивный симулятор и файтинг соответственно.

Несмотря на то, что киберспорт очень популярен и приносит огромные доходы, а его развитие происходит в стремительном темпе, единственным актом специального регулирования этого вида спорта являются Правила компьютерного спорта (Приказ Министерства спорта России от 09.10.2017 № 881, принятый в пределах полномочий в соответствии с ч. 4 ст. 25 Закона о физкультуре и спорте и п. 2.2.21 Постановления Правительства РФ «О Министерстве спорта Российской Федерации»).

В силу прямого указания, Правила киберспорта должны применяться при проведении официальных соревнований киберспортсменов, и их требований должны придерживаться и организаторы соревнований, и их участники.

Правила состоят из общих положений, определяющих основные системы соревнований и способы их проведения, организационных положений о составе и технических характеристиках необходимого инвентаря и процедурных норм, регламентирующих порядок проведения соревнований в компьютерных играх как отдельного вида спорта и устанавливающих правила по отдельно взятым дисциплинам с учетом присущих им особенностей.

Интересно отметить, что, несмотря на произошедшие в сфере официального киберспорта изменения, с момента принятия Правил киберспорта в них не было внесено ни одной поправки.

В частности, до сих пор в п. 1.4 Правил числится всего четыре первоначальные дисциплины, хотя за последние полтора года получили признание еще два новых направления, и теперь их общее количество в реестре видов спорта достигло шести.

Соответственно среди специальных процедурных норм раздела IV общие правила спортивного симулятора и файтинга отсутствуют, и по большому счету эти две дисциплины не имеют нормативного правового регулирования.

Проведение официальных соревнований по компьютерному спорту всероссийского и межрегионального уровней регулируется положениями и регламентами, которые разрабатываются и утверждаются их организаторами с соблюдением требований общеотраслевого Приказа Министерства спорта от 01.08.2013 № 504.

Положение должно содержать общую информацию о соревновании, а именно:
- об организаторе киберспортивных соревнований;
- месте, сроках и расписании их проведения;
- информации об их финансировании;
- требованиях к участникам, порядке подачи заявок и условиях допуска, порядке подведения итогов и награждения, обеспечении безопасности на соревнованиях.

В отличие от Положения, регламент развивает и дополняет информацию, содержащуюся в Положении. В регламент включается перечень организаторов с указанием контактной информации для направления заявок, в нем распределяются права и обязанности между организаторами, приводятся конкретные меры безопасности и допинг-контроля, устанавливаются требования по медицинской помощи на турнире. Также в регламенте конкретизируется порядок финансирования из региональных и местных бюджетов и привлечения внебюджетных средств. В случае, если организаторами предусматриваются дополнительные награды, то они должны быть указаны в регламенте.

Например, состоявшийся в 2019 году в Москве Чемпионат России по компьютерному спорту регулировался Положением, утвержденным Министерством спорта и получившей в 2018 году аккредитацию Федерацией компьютерного спорта России, от 12.03.2019. Также данный чемпионат регулировался утвержденным решением Правления ФКС Регламентом, а по каждой игре на официальной странице чемпионата также были размещены технические правила.

Еще один пример: всероссийское киберспортивное соревнование между сборными вузов и колледжей проведено в соответствии с Положением о соревнованиях «Всероссийская киберспортивная студенческая лига сезон 2018-2019» и Регламентом, которые были утверждены решением Правления ФКС России, оформленным протоколом № 134 от 13.09.2018.

При этом следует отметить, что Правила киберспорта не были официально опубликованы, а общие нормы законодательства о физкультуре и спорте, разработанные под традиционные физические соревнования, под киберспорт не адаптированы, а значит, адекватное правовое регулирование киберспортивных соревнований в России отсутствует.

Проблема отсутствия правового регулирования объективно существующих и непрестанно развивающихся общественных отношений по киберспортивным соревнованиям должна быть решена законодателем, и формированию правовой базы уже положено начало: совершенствование нормативно-правовой базы является одной из задач программы развития компьютерного спорта в России, утверждённой Приказом Министерства спорта РФ от 21.05.2018 N 468.

А пока подотрасль киберспортивного права только развивается, при проведении компьютерных соревнований необходимо соблюдать уже имеющиеся акты Минспорта и общие положения действующего законодательства, в частности:

1) учитывать нормы законодательства о физкультуре и спорте:
например, когда официальное киберспортивное соревнование проводится в очном режиме, то есть с использованием помещения, необходимо обеспечить участникам соответствующий Постановлению Правительства N 353 от 18.04.2014 уровень безопасности;

2) учитывать особенности правового статуса несовершеннолетних.
Если участие в кибертурнире предполагает внесение взносов, то дети могут принимать участие только с согласия взрослых. Данное требование связано с положениями ст. 26 и 28 ГК РФ, устанавливающих частичную дееспособность лиц, не достигших 18 лет.

Что касается официальных соревнований, то по Правилам киберспорта минимальный возраст участника соревнований составляет 14 лет, и у несовершеннолетних спортсменов запрашивается разрешение родителей (например, п. 4.15 Положения Минспорта и ФКС от 12.03.2019, п. 3.5. Положения о соревнованиях «Всероссийская киберспортивная студенческая лига сезон 2018-2019»).

3) соблюдать режим охраны интеллектуальной собственности.
Компьютерные игры представляют собой мультимедийный продукт (ст. 1240 ГК РФ) и имеют правообладателя.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ никто не имеет права использовать результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, следовательно, для проведения турниров по компьютерным играм необходимо получение соответствующего разрешения (заключения лицензионного договора).

Чтобы получить разрешение от правообладателя, можно воспользоваться операционными площадками, например, SpringboardVR, либо связаться с правообладателем, которым является создатель игры, напрямую. Контактные данные можно найти на официальных сайтах, либо в социальных сетях.

Например, компания Blizzard, которая является правообладателем таких популярных среди киберспортсменов игр, как StarCraft, StarCraft II, World of Warcraft, Warcraft III, Hearthstone, Heroes of the Storm, Overwatch, разместила на своем официальном сайте информацию о необходимости получения лицензии от компании для проведения турниров и создала форму для связи.

Также следует учитывать, что название игры, имена персонажей, изображения оригинальных элементов игры могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака, а значит, их тоже нельзя использовать без разрешения правообладателя.

Например, наименования игр World of Warcraft, Warcraft зарегистрированы ФИПС в качестве товарных знаков под номерами 384240 и 265841.

4) исполнять обязанность по уплате налогов.
Призы, полученные по результатам участия в киберспортивном соревновании, и прибыль его организатора являются доходом, а значит, облагаются налогом в соответствии со ст. 210 НК РФ.

Налоговая ставка для резидентов составляет 13%, а для нерезидентов - 30%.

В соответствии с п. 9.11. Регламента Чемпионата России по киберспорту-2019, п. 7.9. Положения о соревнованиях «Соревнования по CS:GO 2019», утвержденного решением Правления ФКС России 08.02.2019, п. 7.10 Положения о соревнованиях «Всероссийская киберспортивная студенческая лига сезон 2018-2019», утвержденного решением Правления ФКС России 13.09.2018, ФКС России по отношению к победителям и призерам выполняет функции налогового агента.

Это означает, что ФКС самостоятельно исчисляет, удерживает и перечисляет налог с каждой призовой суммы и подает сведения в налоговую.

Если же правила турнира не предусматривают выполнение его организаторами функций налогового агента, то по окончании налогового периода необходимо представить в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ самостоятельно.

Подскажите, как быть с налогами на выигрыши в тотализаторах? Например, если это исключительно онлайн-площадки для ставок на киберспорт, а деньги от выигрыша выводятся на карту российского банка. Нужно ли как-то подтверждать суммы выигрыша при расчете налогов или же это все на совести налогоплательщика?

Этот материал обновлен 20.04.2021

С выигрыша на спортивных ставках положено платить НДФЛ по ставке 13%. Но вот кто именно платит этот налог и в каких случаях, сейчас разберемся.

Когда выигрыш больше 15 000 Р

Налоги платит букмекер. Букмекер — это компания, которая принимает ставки на спортивные события. Например, предлагает заключить онлайн-пари на киберспорт — соревнования по компьютерным играм.

Работа букмекеров регулируется федеральным законом, где указано, что букмекеры должны входить в саморегулируемую организацию (СРО). Когда вы решаете, что будете играть у букмекера, вы регистрируетесь в одной из этих СРО. Все ваши депозиты и выплаты проходят через нее, и налоговая может проверить, правильно ли букмекер заплатил за вас налог.

В России две СРО букмекеров: «Первый ЦУПИС» и «Ассоциация букмекерских контор», которую еще называют «Киви-ЦУПИС» , потому что игроков там идентифицируют через кошелек «Киви». В 2019 году в эти СРО входят 16 букмекеров. Все остальные не имеют права работать в России, в том числе через интернет. То есть остальные — это нелегальные букмекеры.

Букмекеры — налоговые агенты, они обязаны удержать с вас налог, если выигрыш превысил 15 000 Р . Будьте внимательны и не путайте выигрыш и прибыль. Если вы внесли на счет букмекера 16 000 Р , а снимаете после игры 36 000 Р , ваш выигрыш — а с точки зрения налоговой это доход — все 36 000 Р . Хотя чистая прибыль составила всего 20 000 Р : 36 000 Р − 16 000 Р .

За налоговую базу налоговый агент принимает все же не весь выигрыш, а выплаченную прибыль: выплата минус депозит. 13% налога букмекерская контора вычтет из этой разницы:

Налог = (выплата − депозит) × 0,13

Поясню на цифрах из нашего примера выше. Если вы выиграли и хотите снять все 36 000 Р сразу, налог будет считаться так: (36 000 Р − 16 000 Р ) × 0,13 = 2600 Р . На карту вы получите 33 400 Р : 36 000 Р − 2600 Р . Налоговая база — 20 000 Р .

Если снимаете только 16 000 Р , налоговая база равна нулю — получите все 16 000 Р . Но если потом снимете оставшиеся 20 000 Р , получите их за вычетом 13% — 17 400 Р . То есть в сумме получатся те же 33 400 Р , но за два раза.

Не имеет значения, когда будете снимать деньги: сразу или через месяц. Налоговый агент в любом случае заберет налог при выплате.

Выигрыши до 4000 Р в год налогом не облагаются. Эти 4000 Р — своеобразный налоговый вычет. Поэтому теоретически один раз в год букмекер может уменьшить налоговую базу на эту сумму. Тогда формула усложняется:

Налог = (выплата − депозит − 4000 Р ) × 0,13

В предыдущем примере налоговая база равна 20 000 Р . Если вы у этого букмекера в этом году больше ничего не выиграли, он может посчитать 13% не от 20 000 Р , а от 16 000 Р . Тогда с вас возьмут только 2080 Р .

Если при этом вы играли у других букмекеров и они тоже вычли по 4000 Р из налоговой базы, получится, что вы недоплатили налог. В этом случае по итогам года придется доплачивать самому. Пока нет разъяснений, должен ли букмекер информировать игрока о произведенных вычетах или игрок обязан сам это отслеживать. Вероятно, в случае недоимки налоговая пришлет вам требование.

На практике мне ни разу не делали подобных вычетов. Когда я снимал больше 15 000 Р , конторы либо забирали 13% со всей прибыли, либо вообще не брали налог. Так тоже бывает.

Другие игроки рассказывают, что часто букмекеры как будто не берут налог и отдают всю сумму. Хотя налоговая база положительная, а выплата — более 15 000 Р . Возможно, происходят какие-то сбои и потом ФНС рассчитывает налог самостоятельно. Я и мои знакомые встречали рекламу букмекеров о том, что они компенсируют налоги за свой счет.

Вообще-то, компенсированный налог — это тоже доход, и с него тоже платят 13%. Поэтому с точки зрения налогового кодекса такая схема сомнительна. Но с вас за это не спросят.

Необязательно проверять, честно ли букмекер платит ваши налоги. Как налоговый агент, за неуплату перед законом отвечает только контора, а вы ни при чем.

Р у букмекеров «Марафон» и «Фонбет». В 2019 году справки 2-НДФЛ этих контор появились в моем личном кабинете на сайте ФНС" loading="lazy" data-bordered="true">

Если играете у разных букмекеров, может получиться, что ничего не выиграете, но заплатите налог государству.

Одному букмекеру Олег отнес 16 000 Р , успешно играл, увеличил счет до 36 000 Р и заказал их на выплату. Прибыль Олега — 20 000 Р . Одновременно в другой конторе Олег проиграл 25 000 Р . Общий убыток Олега — 5000 Р . Но первый букмекер вычел налог и отдал Олегу 33 400 Р . Получилось, что Олег проиграл 5000 Р и еще заплатил в казну 2600 Р .

Когда выигрыш меньше 15 000 Р

Если выиграли и забираете меньше 15 000 Р , букмекер отдаст всю сумму, а налог придется рассчитывать и платить самому. Причем налоговый кодекс разрешает уменьшать выигрыш на сумму депозита только налоговым агентам. Налогоплательщик обязан вычитать 13% из суммы выплаты.

Олег внес 5000 Р . Играл успешно и увеличил сумму до 10 000 Р . Прибыль — 5000 Р . Олег снял эти деньги. Теперь его выигрыш — а с точки зрения налоговиков доход — это 10 000 Р . Олег — не налоговый агент, поэтому не может уменьшать налоговую базу на сумму депозита. Придется заплатить 13% от 10 000 Р — 1300 Р . Итого прибыль Олега — 3700 Р : 5000 Р − 1300 Р .

Если букмекеры не делали вычет в 4000 Р , игрок сам вычитает их из суммы выигрышей до 15 000 Р , но только один раз за год.

Допустим, Олег из нашего примера больше не снимал в этом году выигрыши до 15 000 Р . Тогда он уменьшает свою налоговую базу: 10 000 Р − 4000 Р = 6000 Р . Остается заплатить 13% от этой суммы: 6000 Р × 0,13 = 780 Р .

Налоговый период — календарный год. Чтобы заплатить налог, сложите все выплаты до 15 000 Р во всех конторах за год, отнимите от них 4000 Р и посчитайте 13%:

Налог с выигрышей до 15 000 Р = (сумма выплат у всех букмекеров за год − 4000 Р ) × 0,13

Эту сумму вы должны государству. Если не можете восстановить, сколько именно снимали, обратитесь в СРО: у них это учтено.

За год Олег выигрывал и снимал у разных букмекеров пять раз: 20 000 Р , 30 000 Р , 3000 Р , 7000 Р и 10 000 Р . Из выплат в 20 000 Р и 30 000 Р налог вычтут конторы — Олегу считать и отчитываться за них не нужно. Остаются три выплаты на общую сумму 20 000 Р . Олег вычитает 4000 Р и платит 13% от 16 000 Р — это 2080 Р .

Чтобы отчитаться перед налоговой, сдайте налоговую декларацию 3-НДФЛ до 30 апреля следующего года. Например, за выигрыши 2020 года декларацию сдают до 30 апреля 2021 года.

Выигрыши следует показать в разделе «Доходы от источников в Российской Федерации». Код дохода — 3010. Реквизиты букмекеров уточняйте у них или через их СРО. Подтверждать задекларированную сумму документами не нужно: ФНС контролирует деятельность букмекеров и может все проверить.

Заплатить положено до 15 июля. Прочитайте, как правильно платить НДФЛ.

Нелегальные букмекеры

Все сказанное выше относится к доходам у легальных букмекеров — это те, что входят в СРО.

В общем случае азартные игры в России запрещены, в том числе в онлайне. Легальные букмекеры — одно из исключений. Другим букмекерским конторам нельзя привлекать игроков из нашей страны, а если они это делают, Роскомнадзор блокирует их сайты.

Но закон запрещает только организацию азартных игр, а не участие в них. Если россиянин сумел зарегистрироваться у нелегального букмекера, он имеет право там играть. Ответственность за это не предусмотрена. Нелегальные букмекеры постоянно создают новые «зеркала» — точные копии своего сайта, но с другими адресами — и рассказывают игрокам, как обходить блокировки.

С точки зрения налогового кодекса, если доход получен, гражданин обязан заплатить НДФЛ. Запрет на работу букмекерских контор не отменяет этой обязанности. По гражданскому кодексу, если человек получил доход от умышленной противоправной сделки, его могут изъять в пользу государства. Раз игрок обошел блокировку, значит, имел умысел и понимал, что контора нарушает закон. Почитайте об аналогичной ситуации в нашем разборе налогов за выигрыши в покере.

Нелегальная контора не выступает налоговым агентом, поэтому рассчитывать и декларировать НДФЛ придется самому налогоплательщику. Независимо от суммы выплаты принцип расчета такой же, как и при выигрышах до 15 000 Р . Об этом я рассказал в предыдущем пункте. Как подтвердить суммы выигрышей, непонятно — это остается на совести игрока.

Если букмекер иностранный, возможно, он в своей стране работает легально и платит по законам той страны какие-то взносы, в том числе за выигрыши иностранцев. Например, немецкая контора «Интерветтен», чей сайт в России заблокирован, выплачивает россиянам меньше, чем они выиграли: вычитает налог по немецким законам. Но платить НДФЛ в наш бюджет все равно обязательно: доходы от азартных игр не попадают под действие соглашений об избежании двойного налогообложения.

Можно, конечно, ничего не платить и надеяться, что вас не заметят. Государство борется с нелегалами путем блокировок, а физлиц налоговая пока не проверяет. Но вы пишете, что получаете деньги на карту российского банка. Если делаете ставки в нелегальной конторе, а выигрыш будет крупный, банк или правоохранительные органы могут заинтересоваться, откуда деньги. В итоге могут взыскать НДФЛ, конфисковать доход, назначить штраф и даже привлечь к уголовной ответственности.

Лучше вообще не играть у нелегальных букмекеров. Кроме сложностей с заполнением декларации 3-НДФЛ в таких конторах вообще опасно держать деньги. Наше государство их не контролирует и в случае чего не обязано защищать ваши интересы.

Сколько в итоге вам платить

Это зависит от сумм, которые вы снимали за один раз и суммарно за год. Я собрал все в одну таблицу, чтобы вы могли быстро рассчитать свой налог.

В сентябре киберспорт признали официальным видом спорта в Украине. Предоставление официального статуса — это не только признание игроков на государственном и профессиональном уровнях, но и ряд обязанностей, в частности налоговых.

В сентябре киберспорт признали официальным видом спорта в Украине.

Как новые спортсмены будут платить налоги, в колонке для НВ рассказала менеджер практики Deloitte Private Светлана Тутовская. «Минфин» публикует ключевые тезисы.

Мировой опыт

Некоторые страны гораздо раньше Украины признали киберспорт на официальном уровне. Среди них — Китай, Индия, Россия, Италия, Финляндия и Южная Корея. Поэтому в мире уже существует ряд подходов к налогообложению дохода от выигрышей в турнирах. Рассмотрим некоторые из них.

В Китае на официальном уровне киберспортсменов и лиц, организующих киберспортивные соревнования, относят к отдельной профессии. Китайские налоговые органы трактуют их доход как обычную заработную плату, поэтому при получении выигрыша игрок —резидент Китая будет обязан оплатить от 3% до 45% налога на доходы физических лиц, а в отдельных случаях также самостоятельно составлять и подавать декларацию о своем доходе.

В Австрии выпустили разъяснения по доходу киберспортсмена-австрийца, который регулярно участвует в соревнованиях по компьютерным играм в США на независимой основе. Согласно этому документу, доход должен облагаться как бизнес-прибыль. А если игрок участвует в соревнованиях в США и за ним в прямом эфире следят 20 тыс. зрителей на стадионе и миллионы в интернете, он считается артистом. Итак призовой фонд, который он получает, подлежит налогообложению как доход артиста, а не спортсмена.

Как платить налоги в Украине

Тем временем молодые украинские игроки регулярно побеждают в различных турнирах по всему миру и получают выигрыши или призы размером в десятки или даже сотни тысяч долларов. Однако, как показывает практика, многие игроки, занимающиеся таким видом спорта, не понимают, что соответствующие доходы должны быть задекларированы и должным образом облагаться налогом в Украине.

Рассмотрим подробнее, кому нужна декларация об имущественном состоянии и доходах и когда нужно отчитываться о своих доходах в Украине

На практике профессиональные геймерские турниры часто организуют за рубежом, где доходы от выигрыша обычно выплачиваются в иностранной валюте непосредственно победителю. В таком случае, если победителем будет игрок — налоговый резидент Украины, которому необходимо будет задекларировать полученный иностранный доход путем подачи в налоговые органы Украины персональной налоговой декларации и уплатить налоги: налог на доходы физических лиц в размере 18% и военный сбор — 1,5%. При этом следует помнить, что для расчета налога нужно применять официальный курс НБУ на дату получения такого дохода. Саму декларацию следует подать до 1 мая года, следующего за отчетным (то есть 2020 года подать ее до 1 мая 2021).

Все достаточно понятно: доход от киберспорта, полученный за рубежом, следует задекларировать как иностранный и подать декларацию в налоговый орган в установленные сроки. Но как действовать, если доход от выигрыша в другой стране уже был обложен налогом за границей? Платить налоги дважды — не лучшее решение для собственного бюджета, поэтому на помощь приходят международные договоры об избежании двойного налогообложения между Украиной и соответствующим государством.

Сам факт налогообложения выигрыша в геймерских турнире за границей не освобождает от необходимости декларирования такого дохода в Украине. Однако сумма украинского налога может быть уменьшена на сумму уже уплаченного иностранного налога, что безусловно уменьшит финансовую нагрузку на игроков и поможет правильно обложить налогом их доход в обеих странах.

Популярность киберспорта в Украине растет. Планируется даже построить многофункциональную киберспортивную арену в центре Киева, которую в будущем будут посещать много иностранных игроков. Однако сейчас в нашем государстве отсутствует политика налогообложения геймерских доходов, полученных иностранцами в Украине.

Кто платит налоги за несовершеннолетнего геймера

Многие исследования показывают, что самый продуктивный возраст киберспортсменов — 16−25 лет. То есть участвовать в турнирах и получать серьезные гонорары могут также несовершеннолетние игроки.

Согласно действующему законодательству Украины, обязательства лиц до 18 лет по уплате налогов и выполнению других денежных обязательств берут на себя их родители (или усыновители, опекуны, попечители). Поэтому налог с полученного несовершеннолетним игроком выигрыша должны платить родители.

Налог на выигрыш, введенный в России, расстраивает большинство любителей онлайн-ставок. Однако Россия в этом плане не уникальна: сфера онлайн-беттинга облагается налогом в большинстве стран Европы. Разница в том, что какие-то из этих стран предпочитают пополнять казну с помощью игроков, а какие-то — с помощью букмекерских контор. Не будем вдаваться в тонкости законодательства и ограничимся разговором о налогах именно с онлайн-ставок.

590c6d38c6937_1493986616.jpg

В этом посте мы решили рассмотреть игрока на ставках и букмекерскую контору просто как участников пари. Обе стороны могут получить прибыль: игрок — при выигрыше своей ставки, букмекер — при проигрыше ставки игрока. Кто и как уплачивает налог с онлайн-ставок в разных странах? Сравним, насколько ситуация в России отличается от ситуации в некоторых европейских государствах.

Россия

С чего взимается Сколько взимается
С выигрыша игрока 13 %

В России выигрыш приравнен к доходу физических лиц, а потому облагается соответствующим налогом. Формально налог составляет 13 % от суммы чистого выигрыша игрока (за вычетом суммы ставки). Проблема только в том, что сейчас существует некоторая путаница со схемами расчета налоговой базы, поэтому по сей день разные букмекерские конторы подходят к взиманию этого налога по-разному. Надеемся, что это временное явление, но пока ситуация такая: букмекерская контора, принимающая интерактивные ставки, не платит налогов со своей прибыли, однако налогом на доходы физических лиц облагается игрок.

Чтобы не создавалось впечатления, что Россия с ее отсутствием налога на прибыль — налоговый рай для букмекеров, напомним, что закон предусматривает другие виды специальных сборов для букмекерских контор.

Так, в России букмекер платит фиксированные ставки налога на каждый процессинговый центр и каждый пункт приема ставок. Также с недавних пор российские букмекеры должны платить целевые отчисления на развитие спорта, если принимают ставки на события, организованные российскими спортивными лигами и федерациями. Кроме того, услуги ЦУПИС тоже для букмекеров не бесплатны. Как отметила юрист Мария Лепщикова, помогая нам в подготовке этой статьи, размер оплаты услуг ЦУПИС зависит от количества и объема принятых ставок, и суммы выходят немаленькие. Впрочем, налогов, которым посвящена эта статья, данные выплаты и сборы уже никак не касаются.

Далее расскажем о том, какая система налогообложения ставок действует в странах Европы. В некоторых из рассмотренных стран налог взимается с валового дохода букмекера (Gross Gaming Revenue; в статье — «ВДБ» или «оборот»), в других же он может носить комбинированный характер или взиматься непосредственно с игрока.

Франция

9 % — налог на онлайн-ставки;

Великобритания

С чего взимается Сколько взимается
С валового дохода букмекерской конторы 15 %

Чехия

С чего взимается Сколько взимается
С валового дохода букмекерской конторы 23 % базовая ставка (для всех категорий гемблинга) + 19 % налог на прибыль

С 1 января 2017 в Чехии действуют новые ставки налогообложения, которые, вероятно, будут оспариваться Комиссией ЕС.

Бельгия

С чего взимается Сколько взимается
С валового дохода букмекерской конторы 11 % – 15 %

Италия

Основной особенностью итальянского игорного налогообложения является тот факт, что здесь государство взимает процент не с оборота (как в большинстве европейских стран), а с прибыли. Эта норма начала действовать в стране в 2016 году, до этого букмекерские конторы платили от 2 % до 5 % от своего онлайн-оборота в государственную казну.

Польша

22 000 $), налог составит 18 % от полученной суммы. Сумма выигрыша, не уместившаяся в пределы 85 528 злотых (

22 000 $), облагается налогом в размере 32 %.

Словакия

С чего взимается Сколько взимается
С валового дохода букмекерской конторы 27 %

Эстония

С чего взимается Сколько взимается
С прибыли букмекерской конторы 5 %

Румыния

Испания

С чего взимается Сколько взимается
С валового дохода букмекерской конторы 25 %

Греция

Дания

С чего взимается Сколько взимается
С валового дохода букмекерской конторы 20 %

Германия

С чего взимается Сколько взимается
С каждой ставки игрока 5 %

Что в итоге?

Итак, включая Россию, мы проследили за системой налогообложения дохода со ставок в 14 странах. В 6 из них законодательство подразумевает обязательный налоговый сбор с выигрыша игрока.

Сравним только размер этого налога:

  • Германия — 5 %
  • Франция —

9 %

  • Россия — 13 %
  • Греция — от 0 % до 20 % (за год)
  • Румыния — от 1 % до 25 % (за год)
  • Польша — от 18 % до 32 % (за год)
  • Конечно, это сравнение нельзя считать точным, потому что в некоторых странах налог взимается с суммы чистого выигрыша, а в некоторых — с суммы выплаты, то есть, с учетом и самой сделанной ставки. Как понимаете, разница может быть значительной. Кроме того, где-то имеет значение сумма выигрыша, а где-то не имеет — это различие тоже мешает чистоте сравнения. Сравнивать остается только цифры.

    Получается, что из рассмотренных стран самый высокий налог за свою игру на ставках выплачивают польские игроки. Если не принимать во внимание величину выигранной суммы, то Россия получается на предпоследнем месте: размер налога уступает только Польше. Если же принимать во внимание величину выигрышей и предположить крупные суммы, то налог в Греции, Румынии и Польше будет заметно крупнее российского.

    Планируется деятельность по организации онлайн киберспортивных турниров. Для участия в турнире игрок должен сделать взнос, на основе взносов выплачиваются призовые деньги и так же прибыль организатора. Что потребуется для легальной организации данной деятельности?

    Специальное правовое регулирование киберспортивных соревнований

    Согласно Положениям Всероссийского реестра видов спорта соревнования по киберспорту включают в себя 5 дисциплин:

    • боевая арена
    • соревновательные головоломки
    • стратегия в реальном времени
    • технический симулятор
    • спортивный симулятор. (с 25.02.2018 г.)

    Приказом Минспорта России от 09.10.2017 N 881 утверждены «Правила вида спорта «компьютерный спорт» (далее – Правила киберспорта). Вместе с тем, чтобы не утверждали в Федерации киберспорта или в Минспорте, данный документ не имеет юридической силы, поскольку официально опубликован (обнародован) не был.

    В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

    Таким образом, данный документ имеет рекомендательный характер и может пока не применяться. Если же правила в дальнейшем будут официально опубликованы, то они будут обязательны для применения при проведении киберспортивных соревнований на территории РФ (п. 1.2 Правил киберспорта).

    Правила киберспорта могут быть взяты за основу (по желанию) при утверждении положений и регламентов проведения киберспортивных мероприятий. Фактически данный документ определяет:

    • систему проведения соревнований (этапы, порядок выбытия и т.п.);
    • способы проведения соревнований (онлайн-соревнования, лан-соревнования и т.п.);
    • требования к инвентарю и оборудованию (например, размер монитора, размер стола и т.п.);
    • требования к участникам (например, минимальный возраст участника на день начала соревнований составляет не менее 14 лет);
    • состав органов (судьи, организатор, председатель, и т.п.).

    Примечание: вызывает удивление требование п. 1.3 Правил киберспорта, согласно которому к участию в спортивных соревнованиях допускаются лица, выполняющие нормативы ВФСК ГТО, за исключением лиц, которые по состоянию здоровья не допускаются к сдаче нормативов. На практике данное требование невыполнимо по объективным причинам.

    Также Минспортом России 21.02.2018, Общероссийской общественной организацией «Федерация компьютерного спорта России» утверждено «Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по компьютерному спорту на 2018 год. Номер кода вида спорта 1240002411Л», которое не является обязательным к применению, поскольку официально не опубликовано (обнародовано).

    Данное положение также может помочь в разработке регламентов и положений о проведении киберспортивного турнира (соревнований). Таким образом, можно сказать, что в настоящее время на территории РФ правовое регулирование киберспортивных турниров отсутствует, хотя в целях исключения разногласий с Минспортом и ФКС и рекомендуется учитывать вышеуказанные неофициальные требования

    Судя по поведению Минспорта можно в ближайшем времени рассчитывать, что будут законодательно установлены порядок и условия проведения киберспортивных мероприятий путем публикации (обнародования) соответствующих нормативно-правовых актов.

    Правовое регулирование деятельности по организации киберспортивных турниров

    Поскольку киберспорт не имеет специального правового регулирования, к нему следует применять общие положения законодательства. В зависимости от того, каким является киберспортивный турнир, к нему применяются различные требования. Например, если это официальное всероссийское или межрегиональное мероприятие, то нужно учитывать Приказ Минспорта России от 01.07.2013 N 504 «Об утверждении Общих требований к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающих особенности отдельных видов спорта».

    Обеспечение безопасности при проведении онлайн-турниров:

    Для онлайн-турниров обеспечение безопасности не требуется. Вместе с тем, если соревнование будет проводиться не только онлайн, но и в помещении, то следует учитывать положения Постановления Правительства РФ от 18.04.2014 N 353 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований». Это достаточно объемный нормативно-правовой акт, предусматривающий определенные требования безопасности к объектам недвижимости, в которых проводятся соревнования.

    Официальные турниры по соревновательным дисциплинам

    Можно, конечно, проводить любые неофициальные турниры по любым дисциплинам, однако если речь идет исключительно об официальных турнирах, то следует учесть следующие особенности, установленные Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»:

    1. Статус и наименование чемпионата, кубка или первенства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования могут иметь только официальные спортивные соревнования.
    2. Международные спортивные мероприятия, в отношении которых возникают обязательства РФ, проводятся на территории РФ только при условии согласования решений об их проведении с общероссийскими спортивными федерациями по соответствующим видам спорта, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется проведение таких международных спортивных мероприятий, и с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Таким образом, международный турнир нужно согласовать с: ФКС (Федерацией киберспорта России), Минспортом и Правительством соответствующего субъекта федерации.
    3. Организация всероссийских официальных киберспортивных турниров допускается только при условии включения в состав организаторов кого-либо из ФКС или Минспорта.
    4. Официальным может быть названо только то мероприятие, которое включено в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    Лицензия от правообладателя игры

    Поскольку турнир предполагает использование игр не только в домашних (частных, семейных) целях, но для коммерческих целей, предусматривающих массовое использование компьютерной игры в турнире, то необходимо получить лицензию от правообладателя компьютерной игры. Проще говоря, лицензия – это предоставление правообладателем специального права на использование компьютерной игры.

    Лицензия предоставляется путем заключения договора между организатором турнира и правообладателем компьютерной игры. Лицензия должна содержать положения о том, что компьютерную игру можно использовать в коммерческих целях для проведения определенного турнира (серии турниров). Если лицензия выдается только для проведения одного или нескольких турниров, то она может быть бесплатной (п. 5.1 ст. 1235 ГК РФ).

    Положение (регламент) киберспортивного турнира

    Обязательным документом является положение и (или) регламент турнира. Фактически данный документ должен закреплять условия проведения турнира (сроки, место), требования к участникам, оборудованию, требования игровому процессу (например, запрет на использование читов или определенных методов игр), размер взносов, порядок их внесения, сведения о призовом фонде и условиях определениях победителей, мерах ответственности, условиях выплаты вознаграждения (выдачи призов) победителям.

    К этому документу следует отнестись со все серьезностью, поскольку именно он будет регулировать все основные вопросы, связанные с проведением турнира. Данный документ должен быть опубликован до начала турнира таким образом, чтобы с ним могли ознакомиться все участники и другие желающие.

    Налоги при выдаче призов или выплате выигрыша победителям киберспортивного турнира

    Важно учитывать, призы (выигрыши) облагаются налогом, поскольку они являются доходом участника соревнований (ст. 210 НК РФ). Вместе с тем, если речь идет об официальных соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления, то выгрышы (призы) до 4 000 рублей налогообложению не подлежат (облагается та часть, которая превышает 4 000 рублей).

    Таким образом, если соревнования неофициальные, то нужно облагать по ставке 13% всю сумму выигрыша (приза). Для нерезидентов ставка составляет 35% от суммы выигрыша (приза). Если официальные, то облагаются суммы, превышающие 4000 рублей (например, если выигрыш 5000 рублей, то облагать нужно 1000 рублей).

    НДФЛ удерживается в момент выплаты выигрыша. Например, выигрыш в размере 10 000 рублей облагается так: 8700 выплачивается победителю, а 1300 – удерживается и перечисляется в бюджет. Если приз в неденежной форме (ноутбук, велосипед, телефон и т.п.), то по объективным причинам с него удержать налог не получится. В связи с этим организатор турнира должен сообщить в налоговую о невозможности удержания НДФЛ.

    Иные особенности проведения киберспортивных турниров

    Дети до 14 лет без согласия родителей не должны участвовать в киберспортивных турнирах, предполагающих вносы (ст. 28 ГК РФ), поскольку не обладают надлежащей дееспособностью. Если взносы будут очень крупными, то несовершеннолетние с 14 до 18 лет также должны принимать участие с согласия родителей.

    Со спонсорами, комментаторами и другими лицами, участвующими в организации турнира, целесообразно заключать официальный договор, который позволит в спорных ситуациях защитить права и нарушенные интересы.

    Также следует быть осторожным с рекламированием различной атрибутики, товарных знаков и т.п. Этот вопрос также целесообразно согласовать с правообладателем компьютерной игры. Реклама о проведении киберспортивного турнира должна содержать ссылку на правила (регламент, положение) проведения такого турнира.

    Официальные международные киберспортивные соревнования должны учитывать требования IESF (международной организации киберспорта).

    Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.

    Читайте также: