На какой системе налогообложения муп

Опубликовано: 13.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 4 марта 2011 г. N 03-11-06/2/32 Об учете муниципальными унитарными предприятиями, применяющими УСН, основных средств, безвозмездно полученных в хозяйственное ведение от собственника (учредителя)

Вопрос: Учредитель (администрация городского поселения) передает административно-хозяйственное здание и другие основные средства в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию.

1. Следует ли включить стоимость здания и других основных средств в прочие доходы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (доходы минус расходы)? Или мы можем применить пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ и пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ, согласно которым налогом на прибыль (УСН) не облагается имущество, полученное муниципальными унитарными предприятиями от учредителя?

2. Можем ли мы учесть в расходах стоимость передаваемого здания и других основных средств при расчете налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (доходы минус расходы)?

Вид деятельности предприятия: деятельность ярмарок и парков с аттракционами. Форма собственности: муниципальная собственность.

Применяется упрощенная система налогообложения (доходы минус расходы). Предприятие получает доходы из двух источников:

- выручка от реализации билетов на аттракционы;

- субсидия из местного бюджета на покрытие расходов.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 28 января 2011 г. N 11/1.12 по вопросам применения упрощенной системы налогообложения муниципальным унитарным предприятием и сообщает следующее.

Согласно статье 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса. При этом доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.

На основании подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.

Таким образом, стоимость здания и других основных средств, полученных муниципальным унитарным предприятием в хозяйственное ведение от собственника (учредителя), в доходы данным муниципальным предприятием не включается. При этом положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Кодекса применяются только в том случае, если средства и иное имущество получаются унитарным предприятием на безвозмездной основе.

Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что в соответствии с пунктом 2 статьи 346.17 Кодекса расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. При этом расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.

Учитывая вышеизложенное, муниципальное унитарное предприятие не имеет права учитывать в составе расходов стоимость здания и других основных средств, безвозмездно полученных в хозяйственное ведение от собственника (учредителя).

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 4 марта 2011 г. N 03-11-06/2/32

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

Муниципальное унитарное предприятие, применяющее УСН, не включает в доходы стоимость основных средств, безвозмездно полученных в хозяйственное ведение от собственника (учредителя).

Расходы налогоплательщика признаются после их фактической оплаты. При этом затраты на приобретение (сооружение, изготовление), достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.

МУП не вправе учитывать в расходах стоимость указанных основных средств.

Габдулхакова Дарья Фанисовна,
студентка 4 курса ФГБОУ ВО БГАУ, г. Уфа

Аннотация:В статье изучается система налогообложения муниципальных унитарных предприятий в РФ.

Ключевые слова:Налогообложение, муниципальные унитарные предприятия, коммерческие организации, упрощенная система налогообложения, налоговое планирование, налоговая нагрузка, налогоплательщики налога.

Унитарные предприятия выполняют важные государственные и муниципальные функции, поэтому налогообложение этих предприятий является очень актуальным вопросом на сегодняшний день. Налогообложение муниципальных унитарных предприятий является важным аспектом в деятельности унитарного предприятия.

На фоне различных налоговых направлений наблюдается и разный результат деятельности муниципальных унитарных предприятий. В связи с этим и цели государства в этих сферах будут различаться.

В данной статья важное внимание надо уделить таким моментам как:

- понять, что такое налогообложение унитарных предприятий;

- выявить особенности налогообложения муниципальных унитарных предприятий;

- пример системы налогообложения МУП в сфере ЖКХ.

Согласно Федеральному закону N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в статье 2, унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию [1].

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов [1].

Согласно пункту 2, статье 52 Гражданского кодекса РФ правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом и законом о государственных и муниципальных предприятиях [2].

Говоря об муниципальных унитарных предприятиях нужно учесть то, что руководители и бухгалтеры таких предприятий должны уделять важное внимание исчислению налогов. Поскольку МУП - это коммерческие организации, они обязаны по общим правилам правильно исчислять налоги.

Согласно главе 26.2 Налогового Кодекса РФ МУП могут применять упрощенную налоговую систему [3].

На основании пункта 1, статьи 346.11 Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой [3].

Согласно пункту 2 данной статьи 346.11 Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса [3].

Если же МУП не подавал уведомление о переходе на режим упрощенной налоговой системы, то муниципальные унитарное предприятие по умолчанию находится на общем режиме налогообложения.

Чтобы способствовать укреплению государства и экономики в целом, необходимо создать нормативную базу, касающуюся налогообложения МУП. Это позволит упорядочить и усовершенствовать налогообложение МУП.

Рассмотрим пример системы налогообложения МУП в сфере ЖКХ.

Проведенный анализ в этой сфере показывает, что есть ряд проблем, связанных с тем, что предприятие, выполняя социально ­- значимые функции действует на таких же условиях, как и коммерческие организации. Улучшение состояния предприятия должно осуществляться за счет высвобождения части финансовых ресурсов, поэтому надо рассчитывать только на мероприятия по налоговому планированию для того, чтобы снизить свою налоговую нагрузку. Налоговое планирование на предприятии возможно с привлечением сторонних организаций или с помощью собственных сил. Все это требует больших финансовых затрат и квалификации кадров. Поэтому возникает задача - разработать мероприятия по налоговому планированию, что очень сложно, так как предприятие может оказаться убыточным. Большинство предложений было отвергнуто представителями Минфина России.

Предприятие не располагает льготами по данным налогам, но есть возможность их снизить или точнее заменить налогом, исчисленным при использовании упрощенной системы налогообложения (УНС), предусмотренной главой 26.2 Налогового кодекса РФ. Об эффективности УСН свидетельствует и тот факт, что, по заявлению Минфина России, на предприятия, работающие по УСН приходиться всего 6% налоговой нагрузки страны.

По мнению Минеевой В. М., в сфере ЖКХ требуют решения вопросы наличия высокого уровня изношенности основных фондов и низкого качества их обслуживания [4]. Чтобы решить эти вопросы на правительственном уровне была разработана и утверждена концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010 - 2020 годы» (Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2010 г. № 102-р) [5].

Помимо этого, необходимо отметить растущую потребность пересмотра отношения самого общества к ЖКХ. На наш взгляд, было достаточно привлекательным ввести в действие систему государственных заказов, которая ранее уже подтверждала свою эффективность, обеспечивая, с одной стороны, потребности населения в жилье, а с другой - занятость трудоспособного населения. Для этого возможно привлечение инвестиционных влияний на уровне инфраструктуры муниципальных образований и межмуниципальных инфраструктурных проектов [4].

Изучением данной проблемы занимался ряд российских ученых 16.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, применяя УСН в соответствии с п. 1 ст. 346.11 Налогового Кодекса РФ, данное предприятие освободится от уплаты налога на прибыль организации, налога на имущество организации и единого социального налога, что позволит устранить выше сказанные проблемы, снизить налоговую нагрузку и облегчить систему налогообложения МУП ЖКХ, при этом затраты данного предприятия станут минимальными, упроститься система налогового учета предприятия.

Список использованной литературы:

1. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях [Электронный ресурс] : Закон РФ от 14 ноября 2002 г. № 161 – ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 [Электронный ресурс] : Принят ГД ФС РФ 21.10.1994 г.: (ред. от 13.07.2015) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации: от 31.07.1998 г. [Электронный ресурс]: (ред. от 13.07.2015) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

4. Минеева Вера Михайловна СФЕРА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2014. №1 (7). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sfera-zhilischno-kommunalnogo-hozyaystva-osnovnye-problemy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 26.11.2015).

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 г. № 102-р об утверждении концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно – коммунального хозяйства на 2010 – 2020 годы» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПРОБЛЕМЫ «ПРИЗЕМЛЕНИЯ» Ханнанова Т.Р. Право и политика. 2014. № 2. С. 153-160.

7. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА В ЖИВОТНОВОДСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ Ханнанова Т.Р. Политика и общество. 2014. № 2. С. 183-189.

8. УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОМ КАК МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Камалова Р.Р., Ханнанова Т.Р. NovaInfo.Ru. 2014. № 22. С. 9-12.

9. РАЗМЕЩЕНИЕ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА: ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2012. № 3. С. 541-554.

10. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА Ханнанов Р.А. Право и политика. 2012. № 5. С. 842-866.

11. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ Воронин Б.А., Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2012. № 10-1 (102). С. 52-56.

12. К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЧЕЛОВОДСТВА Ханнанова Т.Р., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Социально-экономические проблемы развития аграрной сферы экономики и пути их решения Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета. 2015. С. 445-447.

13. К ВОПРОСУ О РЕОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014. С. 152-154.

14. К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ СФЕРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Андриянова А.А., Шапошникова Р.Р. В сборнике: СОВРЕМЕННОЕ ГОСУДАРСТВО: ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Материалы IV международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 17-19.

15. КОРРУПЦИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ И ПУТИ ЕГО ПРЕСЕЧЕНИЯ Гарифуллина А.Ф., Гильмутдинова И.Д. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 34. С. 268-270.

16. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Гарифуллина А.Ф., Тимиргалина В.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 33-35.

17. ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Гарифуллина А.Ф., Тимиргалина В.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 367-369.

18. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА Валиева А.Р., Есина К.С. В сборнике: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ И ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович . Уфа, 2015. С. 187-190.

19. РОЛЬ АТЭС В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ Нартдинова Э.Р., Валиева А.Р. В сборнике: ЭВОЛЮЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 338-339.

20. ЗНАЧЕНИЕ УЧАСТИЯ РОССИИ В ФОРУМЕ АТЭС Нартдинова Э.Р., Валиева А.Р. В сборнике: ЭВОЛЮЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 339-341.

21. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Мусина А.Ф., Хатмуллина Л.Р. В сборнике: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян А.А.. 2015. С. 115-117.

22. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Толстыженко К.В., Хатмуллина Л.Р. В сборнике: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ Материалы II международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 111-113.

23. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Муллагалиев Ф.Ф., Хатмуллина Л.Р. В сборнике: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА материалы IV международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 16-17.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ЕНВД
На фото Наталья Лобанова

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Светланы (г. Петропавловск-Камчатский)

Подскажите, могут или нет Государственные унитарные предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения (доходы минус расходы), применять и ЕНВД.

Упрощенная система налогообложения применяется организациями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ).

Система налогообложения в виде ЕНВД применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 346.26 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСНО, в частности, организации:
- имеющие филиалы и (или) представительства (пп. 1);
- в которых доля участия других организаций составляет более 25 % (пп. 14);
- средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек (пп. 15);
- у которых остаточная стоимость ОС и НМА, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей. В целях настоящего подпункта учитываются ОС и НМА, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ (пп. 16).

Согласно п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД не переводятся организации:
- у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек (пп. 1);
- в которых доля участия других организаций составляет более 25 % (пп. 2).

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пунктом 2 ст. 11 НК РФ определены понятия, которые используются для целей настоящего Кодекса, в частности:
организации – это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ (иностранные организации).

В соответствии с п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Из изложенного следует, что Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования не являются юридическими лицами, поэтому на Государственные унитарные предприятия, учредителями которых является Российская Федерация, ограничение, установленное пп. 14 п. 3 ст. 346.12 и пп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ, не распространяется.

Аналогичное мнение выражено в Письме Минфина РФ от 23.03.2009 г. № 03-11-06/3/69.
Обращаю внимание на то, что организации, переведенные на уплату ЕНВД по одному или нескольким видам деятельности, вправе применять УСНО в отношении иных осуществляемых ими видов деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости ОС и НМА, установленные главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» по отношению к таким организациям, определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности (п. 4 ст. 346.12 НК РФ).
Таким образом, по моему мнению, ГУП может применять УСНО и ЕНВД при соблюдении вышеприведенных требований.

Получить персональную консультацию по любому налогу в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться два-три наиболее интересных вопроса, ответы на которые вы сможете прочесть в консультациях Натальи Лобановой.

  • только для ИП
  • для юридических лиц
  • для ИП

Налог на профессиональный доход (НПД, самозанятые) - это специальный налоговый режим для физических лиц, при котором для ведения предпринимательской деятельности не требуется регистрация в качестве ИП.
При этом, индивидуальные предприниматели также вправе перейти на этот режим.

Главные плюсы налогового режима НПД (самозанятые):

Физические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие НПД:

  • не платят фиксированные страховые взносы "за себя";
  • не применяют онлайн-кассу;
  • не сдают отчетность;
  • самостоятельно регистрируются в качестве плательщиков НПД без посещения ИФНС;
  • платят налог с доходов, рассчитанный кассовым методом: 6% с поступлений от юрлиц, 4% - от физлиц;
  • Заказчик услуг самозанятого не платит за него страховые взносы и не удерживает НДФЛ в качестве налогового агента.

  • только для физических лиц и ИП;
  • выручка - до 2 400 000 рублей в год;
  • без наемных работников;
  • нельзя совмещать с другими режимами налогообложения (даже общим режимом для физлица, при котором платится НДФЛ);
  • есть виды деятельности, при которых нельзя применять НПД (422-ФЗ, статья 4, пункт 2, 422-ФЗ, статья 6 пункт 2 - подробности далее).

Не вправе применять налоговый режим НПД:
422-ФЗ, статья 4, пункт 2

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Не признаются объектом налогообложения доходы:
422-ФЗ, статья 6, пункт 2

1) получаемые в рамках трудовых отношений;

2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

8) от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

10) от уступки (переуступки) прав требований;

11) в натуральной форме;

12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Марина Баландина, профессиональный бухгалтер

Система налогообложения определяет сумму налогов к уплате. Чтобы оптимизировать налоговую нагрузку, вы вправе сменить налоговый режим со следующего года. Но иногда смена налогового режима — не право, а вынужденный шаг. Например, в связи с отменой ЕНВД с 2021 года все «вмененщики» обязаны перейти на другую систему налогообложения. Какую? Это главный вопрос, который нужно решить в самое ближайшее время. Ответ на него вы найдете в этой статье.

Что вы узнаете

  • Обзор систем налогообложения
  • Налоги, уплачиваемые на любой системе
  • Упрощенная система налогообложения
  • ЕСХН
  • Общая система налогообложения
  • Налоговый учет ООО

Обзор систем налогообложения

С 2021 года организации вправе применять одну из следующих систем налогообложения:

  1. Упрощенная система налогообложения (УСН).
  2. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН).
  3. Общая система налогообложения (ОСНО).

Чтобы было проще сориентироваться, вот подсказка, какую систему налогообложения выбрать ООО:

  • ЕСХН (самый выгодный), если выполняются требования;
  • УСН «Доходы минус расходы», если:
    • доля расходов более 60% (более 80%, если расходы на оплату труда более 10% выручки),
    • все расходы документально подтверждены, входят в перечень.
  • УСН «Доходы», если:
    • расходы менее 60% доходов,
    • большая часть расходов не подтверждена документально («серая» зарплата, аренда у физлиц без документов и т.п.).
  • ОСНО, если:
    • превышены ограничения для УСН,
    • покупателям нужны отгрузки с НДС,
    • низкая рентабельность, все расходы с НДС и документально подтверждены.

Но прежде чем сделать окончательный выбор, рассчитайте налоги на каждой системе конкретно для Вашей организации.

Налоги, уплачиваемые на любой системе

Есть налоги, которые придется платить независимо от выбранной системы налогообложения (при наличии объектов налогообложения):

  • страховые взносы и НДФЛ с выплат работникам;
  • транспортный налог;
  • земельный налог;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов;
  • торговый сбор (кроме ЕСХН).

Обязанность применять онлайн-кассу также не зависит от системы налогообложения. Не применять ККТ можно только при осуществлении отдельных видов деятельности.

Упрощенная система налогообложения

Применять УСН можно только при соблюдении следующих требований:

  • Средняя численность работников не более 130 человек.
  • Доходы за 9 месяцев не превышают 112,5 млн руб. (чтобы перейти на УСН).
  • Доходы за год не превышают 200 млн руб. (чтобы остаться на УСН).


Виды деятельности, по которым УСН не применяется:

  • производство подакцизных товаров (кроме вина);
  • добыча и реализация полезных ископаемых;
  • организация и проведение азартных игр;
  • ломбарды, микрофинансовые организации;
  • частнопрактикующие нотариусы, адвокаты.

Для применения УСН нужно подать уведомление в налоговую инспекцию до 31 декабря года, предшествующего переходу на УСН (или в течение 30 дней с момента регистрации для вновь созданных ООО). Подать уведомление легко с помощью СБИС.

Налоги

  • Единый налог при УСН.

Налоговая отчетность

  • Декларация по УСН — по году.

Особенности

  • Обязанность вести Книгу учета доходов и расходов.
  • Доходы и расходы учитываются по кассовому методу.
    Например, покупатель заплатил аванс 20.10.20, но акт об оказании услуг с ним будет подписан только в январе 2021. Доходы для расчета налога по УСН будут признаны в сумме аванса в 4 квартале 2020 года (на дату оплаты).
  • Обязанность уплачивать НДС и сдавать декларацию — при выставлении счетов-фактур с НДС, аренде государственного имущества, приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, а также при импорте товаров.
  • Обязанность уплачивать налог на имущество и сдавать декларацию в отношении недвижимого имущества, облагаемого по кадастровой стоимости.

УСН «Доходы»

Размер единого налога при УСН:

  • 6% с доходов, если доходы не более 150 млн руб. и численность сотрудников не более 100 человек;
  • 8% с доходов, если доходы 150-200 млн руб. и численность 101-130 человек.

Ставки могут быть снижены законом субъекта РФ до 0%.

Исчисленный налог можно уменьшить до 50% — на сумму выплаченных пособий и страховых взносов в ПФР, ФФОМС, ФСС.

Пример уменьшения налога на страховые взносы

Плюсы и минусы УСН «Доходы»

УСН «Доходы-расходы»

Размер единого налога:

  • 15% с прибыли, если доходы не более 150 млн руб. и численность сотрудников не более 100 человек;
  • 20% с прибыли, если доходы 150-200 млн руб. и численность 101-130 человек.

Ставки могут быть снижены законом субъекта РФ до 0%.

Минимальный налог 1% с доходов.

Пример расчета минимального налога

Уплата — поквартально. Но если по итогам квартала получен убыток, платить не нужно. Минимальный налог (1% с доходов) уплачивается по итогам года.

Особенности

Перечень расходов при УСН «Доходы-расходы» ограничен. Расходы, которые не входят в перечень, учесть нельзя (рискованно), например:

  • представительские расходы (проведение переговоров с партнерами);
  • расходы на обеспечение нормальных условий труда работников (покупка питьевой воды в офис);
  • расходы на подписку на газеты, журналы.

Порядок принятия расходов при УСН «Доходы-расходы»

  • Услуги, работы — оплачены и приняты (подписан акт) (аванс поставщику нельзя принять в расходы).
  • Товары — оплачены, приняты, реализованы.
  • Материалы — оплачены и приняты к учету.
  • Основные средства — оплачены и введены в эксплуатацию (учитываются равномерно в течение года).
  • Заработная плата, взносы — начислены и выплачены (аванс по зарплате нельзя принять к расходам).

Плюсы и минусы УСН «Доходы-расходы»

Что выбрать — УСН «Доходы» или «Доходы-расходы»

В уведомлении о применении УСН нужно указать объект: «Доходы» или «Доходы-расходы». Сменить его можно будет только через год.

Главный критерий выбора объекта УСН — доля расходов в выручке. УСН «Доходы-расходы» будет выгодна, если доля расходов более 60% (или 80%, если расходы на оплату труда более 10% выручки).

Пример выбора объекта при УСН

Понятная онлайн-бухгалтерия для «упрощенки»

ЕСХН могут применять только организации, у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства (от оказания сельскохозяйственных услуг) не менее 70%.

ЕСХН не вправе применять производители подакцизных товаров, представители игорного бизнеса.

Чтобы перейти на ЕСХН со следующего года, нужно подать уведомление до конца текущего года (или в течение 30 дней с момента регистрации ООО). Подать уведомление без потерь времени и визита в налоговую Вы можете через СБИС.

Налоги

  • Единый сельскохозяйственный налог — 6% с прибыли.

Льготные ставки до 0% устанавливает региональное законодательство.

Уплата налога — по полугодиям.

  • НДС — 10%, 20% с выручки (без учета НДС).

Можно воспользоваться освобождением от НДС:

  • если заявление на освобождение подается в том же году, с которого организация применяет ЕСХН;
  • если доходы от деятельности на ЕСХН за предыдущий год не превысили лимит (за 2020 год не более 80 млн руб., за 2021 не более 70 млн руб., за 2022 и последующие годы — не более 60 млн руб.).

Налоговая отчетность

  • Налоговая декларация по ЕСХН — по году.
  • Налоговая декларация по НДС (если нет освобождения) — поквартально. Сдается только в электронном виде.

Особенности

  • Доходы и расходы признаются по кассовому методу.

Плюсы и минусы ЕСХН

Общая система налогообложения

Ограничений для применения общей системы нет. Уведомлять налоговую о применении ОСНО не требуется.

Налоги

  • Налог на прибыль организаций — 20% прибыли (доходы — расходы). Если получен убыток, платить не нужно.

Пониженные ставки для отдельных категорий налогоплательщиков устанавливает НК РФ и региональное законодательство.

Уплата — помесячно. Можно уплачивать поквартально, если доходы не более 15 млн рублей за квартал.

Организации, у которых выручка за квартал не превышает 2 млн рублей могут получить освобождение от НДС.

Исчисленный налог можно уменьшить на «входящий» НДС с покупок.

Пример уменьшения НДС

Уплата — помесячно (1/3 суммы налога за квартал).

    Налог на имущество организаций — максимум 2,2% стоимости недвижимого имущества.


Уплата — поквартально, если иное не установлено субъектом РФ.

Налоговая отчетность

  • Декларация по налогу на прибыль — поквартально.
  • Декларация по НДС — поквартально (только в электронном виде).
  • Декларация по налогу на имущество организаций — по году.

Особенности

  • Доходы и расходы учитываются на дату совершения операции, независимо от поступления/списания денежных средств (метод начисления).

Например, товар продан покупателю 20 октября. Сумма реализации будет признана доходом октября, даже если покупатель не оплатит товар.

Читайте также: