На что государство тратит собранные налоги финансовая грамотность

Опубликовано: 21.04.2024

Урок финансовой грамотности в 5 классе. Сформировать у обучающихся понятие «налоги» и объяснить, что государство собирает налоги для выполнения определённых функций и социальной поддержки населения . Виды налогов.

Тема: Налоги

Цель: сформировать у обучающихся понятие «налоги» и объяснить, что государство собирает налоги для выполнения определённых функций и социальной поддержки населения . Виды налогов. Организация сбора налогов.

Понятия: налог, налогоплательщик, физические лица, юридические лица, налоговая инспекция, подоходный налог, пеня, налоговая ставка, налог на прибыль, налоговые льготы, налог на добавленную стоимость, акциз.

З\У: Объяснять, почему государство собирает налоги, приводить примеры налогов, описывать, как и когда платятся налоги, объяснять, почему вводятся акцизные налоги, описывать последствия невыплаты налогов для граждан, приводить приметы уплаты налогов в семье

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

П: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Л: формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

Оборудование: презентация, дополнительный материал

1.Организационный момент

(Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок)

2.Мотивационно – целевой этап

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с понятием бюджет семьи. Вспомните, что это – доходы и расходы семьи. Но мы живем в государстве, а государство – это большая семья. Значит, и у государства должен быть свой бюджет. И как будет взаимодействовать человек и государство, мы узнаем сегодня на уроке.

3.Введение в новый материал

Тему сегодняшнего урока я спрятала в пословицах. Для того, чтобы найти ее, вам необходимо выполнить задание: соедините пословицы

- Объясните смысл полученных пословиц

- Какое понятие их объединяет?

- Тема урока «Налоги»

- Какие цели и задачи поставим на урок?

1.Что такое налоги

2.Кто платит налоги

4.Как государство расходует налоги

5.Ответственность за неуплату налогов

- На уроке будем использовать рабочие листы, которые вы вклеите в тетради, записали число и тему уроков, т. к. работать по этой теме будем два урока

4.Изучение новой темы

Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение: «Что такое налоги?»

Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц государству на основе специального налогового законодательства.

Задание 1 в рабочих листах

Вам даны 4 определения понятия «налог», взятые из разных источников. Найдите в определениях 5 признаков налогов и запишите в незаполненные поля предложенного кластера.

1) Налог — обязательный платёж в пользу государства из доходов людей и коммерческих организаций (учебник Финансовая грамотность стр.203)

2) Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. ( Статья 8 НК РФ. Понятие налога и сбора )

3) Налог - установленный обязательный платёж, взимаемый с граждан и юридических лиц. (Словарь Ожегова)

4) Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. ( Энциклопедический словарь экономики и права)`

Индивидуальность Регулярность

Признаки налога Взимается

Обязательность Безвозмездность государством

- Кто же платит налоги государству?

Задание 2. Найти в тексте понятие «налогоплательщик» и определить категории населения, которые платят налоги.

Однажды, случайно, услышав разговор родителей во время обеда, шестиклассник Сережа услышал много непонятных для него слов. И вечером решил расспросить об этом бабушку Елену Сергеевну.

— А что такое налог и почему мы должны его платить?

— Платить, Сережа, надо обязательно, так как по закону государство имеет право брать со всех налог, иначе говоря, забирать часть полученных людьми и компаниями доходов. А платить налоги тебе придётся всю жизнь, и никуда от этого не деться. И будешь ты называться налогоплательщиком. Государству нужны деньги. А откуда их ему взять? Вот оно и собирает на свои нужды часть доходов жителей страны в форме налогов.

- К какому мнению вы пришли? Кто платит налоги? Налогоплательщиками являются те, кто платит налоги. Ими бывают граждане, которые владеют каким-либо имуществом (квартирой, садовым участком, машиной). А еще налогоплательщики-предприятия и фирмы (Интернет-кафе)

- На какие 2-е группы мы можем разделить всех перечисленных налогоплательщиков?

- Граждане – это физические лица , фирмы, учреждения, организации – это юридические лица

Работая с текстом , определите, какие группы налогов выплачиваются.

— Вот ты начнёшь работать, — продолжила бабушка, — и государство с каждого рубля твоего заработка заберёт на свои нужды 13 копеек, и не платить ты не сможешь.

Например, я сдаю квартиру и получаю определенный доход. И с этого дохода как раз 13 % государство себе и заберёт.

-А, если я захочу открыть свое дело: например, Интернет – кафе, – спросил Сережа.

- Тогда это бизнес, и будешь ты платить государству много налогов, например, на прибыль или налог на добавленную стоимость (НДС), который составляет 18 %. Но в организациях начислением и уплатой налогов занимаются специально обученные люди — бухгалтеры. А, вот обычным гражданам налоговая инспекция каждый год присылает квитанции — сколько они должны налогов заплатить за принадлежащие им квартиры, садовые участки, машины и всякое такое…

- А, как этот налог называется?

- Он, внучек, называется налог на имущество, - назидательно ответила бабушка.

Изучив текст, определили, что налоги бывают разные. Мы выделили две группы налогов - с граждан и с предприятий. К первой группе мы отнесли подоходный налог, который взимается с доходов граждан, равен 13 %, налог на имущество (за квартиру, садовые участки, машину и т.д.). Ко второй группе относят налоги с предприятий. Это налог на прибыль и налог на добавленную стоимость (18 %).

Подоходный налог Налог на прибыль

Налог на имущество Налог на добавленную стоимость (НДС)

Подоходный налог — основной вид прямых налогов . Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических или юридических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

При получении подарков человек сам должен задекларировать такой доход. Данная обязанность возникает в случае получения подарков в виде:

– акций, долей, паёв.

Задача. Представьте, что вы устроились на работу. В трудовом договоре у вас записана сумма зарплаты 9000 р. Какую сумму составит налог на доходы физических лиц, а какую вы получите на руки? (13% -1170 р., 9000-1170=7830 р.)

Налог на имущество. Таким налогом облагается имущество раз в год, а его величина рассчитывается в процентах от инвентаризационной стоимости имущества, которым человек владеет: квартиры, дома, дачи, садового участка или гаража. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Налог на транспортное средство. Величина этого налога различается по регионам России, но везде рассчитывается исходя из мощности двигателя.

Чем мощнее двигатель, тем выше налог.

Решите задачу. Сережины родители собираются купить автомобиль. Но они не могут выбрать какой именно- Lada Priora или Honda Civic Type R . Помогите им сделать правильный выбор с учетом величины транспортного налога, если мощность двигателя первого автомобиля составляет 132 л/с, а второго- 201 л/с, из расчета, что они владели бы автомобилем 6 месяцев.

Транспортный налог на автомобили

Ставка транспортного налога меняется в зависимости от мощности автомобиля. Мощность измеряется в лошадиных силах (л/с). Чем больше мощность, тем больше сумма денег, которую владелец платит за каждую лошадиную силу.

Земельный налог. Плательщиками такого налога будут лица, владеющие земельными участками. Налог платится по месту нахождения земельного участка. Ставки налога различаются в зависимости от региона. Вспомните, о земельном налоге из истории Древнего мира. Назовите государство:

*«Могущество фараона обеспечивало большое, хорошо обученное войско. На полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники. Земледельцы платили налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота (Египет)»

Нало́г на при́быль — прямой налог , взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании минус сумма установленных вычетов и скидок (однако она никогда не составляет менее 12,5%).

Виды налогов:

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество.

Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж

Нало́г на доба́вленную сто́имость (НДС) — косвенный налог , форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретённых сырья, работ и (или) услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях.

Акциз — косвенный налог , налагаемый в момент производства на товары массового потребления ( табак , вино и так далее) внутри страны, в отличие от таможенных платежей , несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы, т. е. из других стран. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем . При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.

Вы познакомились с различными налогами и, конечно, поняли, что и физические и юридические лица выплачивают налоги согласно определенным правилам. В соответствии с Налоговым Кодексом нашего государства разработана система налогообложения.

Адам Смит (1723-1790) – известный шотландский экономист и философ, основоположник классической школы политэкономии в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).

Говорил о том что: Налоговая система должна быть: справедливой, понятной, удобной, недорогой.

И разработал основные принципы налогообложения:

Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства соразмерно своему доходу.

Налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны плательщику.

Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

- Исходя из этих принципов мы можем говорить что,

Налоговая система - совокупность налогов, форм и методов их построения и взимания, определяемая законодательством государства.

В России существует трехуровневая система:

федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

- Как происходит уплата налогов?

*Налог с заработной платы (НДФЛ) за работника платит работодатель. При наличии других доходов необходимо заполнить налоговую декларацию.

*Что касается налога на имущество и налога на транспортное средство, то извещение о том, сколько и когда необходимо уплатить, придёт домой по почте ценным письмом с уведомлением.

*Сегодня многие налоги можно оплатить не выходя из дома. Для онлайн-оплаты по налоговым платежам можно воспользоваться интернет-сервисом «Заплати налоги»

*Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Действительно, 62,8% доходов Федерального бюджета России формируется за счет налоговых поступлений. Именно, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Куда же поступают уплаченные нами налоги?

Ответить на этот вопрос нам поможет фильм про Фому.

После просмотра фильма, составляем кластер «На что расходуются налоги»

- обращаемся к врачу

- посещаем детские сады

- содержание детей в детских домах

- организация отдыха и спорта

- выплата заработной платы

- Вы не платите налоги? –

Это лично ваше дело.

Лучше вы на эти деньги

Особняк постройте модный

Или виллу – просто шик!

Но однажды в ночь глухую

Загорится ваша вилла…

К вам пожарные не едут –

Нет пожарных, нет машин!

-Что будет, если налоги не будут оплачиваться?

Если налогоплательщик опоздал с оплатой, значит, сам себя наказал — кроме налога придётся уплатить пени за просрочку платежа.

Пе́ни — вид неустойки , штрафная санкция за невыполнение в срок или несвоевременное выполнение установленных законом или договором обязательств, начисляющаяся в процентах от оговорённой в договоре суммы за каждый просроченный день. Применяется при задержке оплаты поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, а также при просрочке уплаты налогов и других платежей, предусмотренных в договоре или законом. В спорных случаях, а также в случае злостного уклонения от выплаты пени вопросы решаются в судебном порядке.

Неуплата налогов влечёт административную и в некоторых случаях уголовную ответственность.

- Отдельным категориям налогоплательщиков законодательство предоставляет налоговые льготы — возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

- Распространяется ли понятие «льготы» на уплату налогов?

Государство иногда предоставляет льготы по уплате налогов. Например, люди, продающие квартиру или дом через три и более лет, после их покупки, налог с дохода от такой продажи не платят в отличие от тех, кто продаёт, не прожив там и трёх лет

- Правда ли, что налоги на доходы граждан самые большие в России?

Нет, во многих странах налоги на доходы граждан намного выше, чем в России.

В разных странах ставки налога на доходы физических лиц разные. Так, в Швеции — 56,6%, в Великобритании — 50, в Португалии — 46,5, в Венгрии — 16, в России — 13, в Казахстане — 10%, а в Омане, Катаре и Кувейте — 0%.

- Что такое налоговая недоимка? Как наказывают людей, за которыми числится налоговая недоимка?

Недоплаченный государству налог называется налоговой недоимкой. В старину на Руси тех, у кого была недоимка, били палками по ногам, а теперь налоговых должников не бьют, но могут посадить в тюрьму или забрать (конфисковать) у них имущество.

Примерный вывод: налоги – это благо для развития общества и государства, так как являются главным источником формирования казны государства, которая расходуется на решение важных государственных задач и социальных проблем общества.

1. Что такое налоги?

Выберите слова, которые характеризуют налог

- безвозмездный ;

- обязательный;

2. На что государство тратит деньги, собранные в качестве налогов?

3. Что делает государство, если граждане не платят налоги?

4. Сколько процентов в России составляет подоходный налог?

5. Что такое пеня?

6. Тест «Да»- «нет» (да «+», нет «-»).

Налог является обязательным платежом+

Налоги нужны государству для содержания государственных структур.+

Налогоплательщикам могут быть только фирмы.-

Юридические лица – это фирмы, учреждения и организации.+

5.Примером товара (услуги) общественного пользования может служить услуга портного-

6. Подведение итогов урока

7. Д\З: П.7 зад. 1 стр.136, творческое задание-плакат на тему «Плати налоги»

Если вы не читали нашу первую статью на тему финансовой грамотности, ее можно найти здесь.

А сегодня мы поговорим о способах сохранения и приумножения денег. Напомним, что основное правило богатого мышления звучит так: заработал деньги - сначала отложи себе, и только потом оплачивай счета и покупки.

Но многие ли из нас откладывают деньги? Когда мы получаем деньги (зарплату, аванс, премию) мы обычно бежим их скорее отдавать коммунальным службам, в банк за кредит, в магазин за покупки, т.е. платим кому угодно, но только не себе.

Мы всегда забываем, что полученные за работу деньги - это наши деньги, и заплатить себе - это правило хорошего тона богатого человека. Но мы так не делаем. К сожалению, у большинства людей мышление бедного человека. И это проблема целого общества, нас этому просто не научили. Но никто не мешает научиться этому сейчас!

Не исправится, если вы сами это не исправите. Кто хозяин вашей жизни? Вы или случай? Чтобы стать хозяином своей жизни, нужно взять за нее ответственность и не перекладывать ее на других: на государство, плохого начальника, неинтересную работу и т.д.
Готовы? Тогда читайте дальше.

Рассмотрим способы сохранения денег. Предлагаем вам систему четырех кошельков.
Выглядит это так: вы получили деньги, сразу 10% вы откладываете себе. На остальные 90% вы живете и платите по счетам.
Получается:
1 кошелек - деньги на жизнь (это ваши ежемесячные расходы на еду, проезд, одежду и т.д.) - 90% вашего дохода. Далее распределяем 10% дохода, которые вы отложили себе:
2 кошелек - это счет радости - 5% отложенных денег.
3 кошелек - финансовая подушка - 95% отложенных денег.
4 кошелек - деньги на инвестиции (но об этом пока говорить рано).

Чтобы перестроить мозг на богатое мышление нужно помнить:
1. Приучитесь сначала платить себе - откладывайте минимум 10% от каждого своего дохода, это должно стать вашей привычкой.
2. Эти 10% распределять на два кошелька - счет радости и счет создания финансовой подушки.
3. Основной акцент делать на создание финансовой подушки - это 3-6 ваших ежемесячных дохода.
4. Как только создадите финансовую подушку безопасности, то можете переходить к накоплению денег на инвестирование (это четвертый кошелек).
5. Деньги, отложенные на финансовую подушку тратить нельзя, держите их на банковском вкладе «про запас».

Зачем нужна финансовая подушка?
Когда вы уже привыкните жить жизнью финансово грамотного человека, то подушка безопасности пригодится вам на случай, если вы остались без дохода, а жить и откладывать деньги все равно нужно.

Если вы сейчас подумали, что 10% - многовато, то давайте посчитаем вместе.
Например, месячный доход фармацевта 35000 рублей. 10% от этой суммы - это 3500 рублей.
Эту сумму фармацевт сразу платит себе и распределяет ее на 2 кошелька:
- на счет радости пойдет 5% от 3500 рублей - это 175 рублей.
- на счет финансовой подушки пойдет 95% от 3500 рублей - это 3325 рублей.
А на 31500 рублей фармацевт будет жить.

Если вам кажется, что 175 рублей для радости - это мало, то либо откладывайте больше, не 10%, а 15%, либо увеличивайте свой доход. Но об этом подробнее мы поговорим в следующей статье.

Получается, чем больше вы откладываете, тем быстрее достигнете финансовой независимости.
И поверьте, 10% отложенных денег никак не ухудшат ваше качество жизни, вы даже не заметите, что что-то отложили, а деньги начнут копиться.

Знаете какая самая частая фраза на финансовом обучении?
«Почему я не знал этого раньше?!»
Если вы решили прямо сейчас во что бы то ни стало изменить свое мышление, то время работает на вас. Начните откладывать деньги прямо сейчас. Так у вас будет больше времени на создание капитала.

Да, пока в это верится с трудом, но в этом случае действует правило «Вода камень точит». Главное, делать это регулярно и очень упорно, и тогда ваши сбережения начнут расти как «на дрожжах».
Кстати, «дрожжами» для денег в современном финансовом мире являются сложные проценты.

Что такое сложные проценты?
Вы начали откладывать 10% от дохода, сразу возникает вопрос: где хранить деньги?
Конечно, на вкладе в банке, именно там можно приумножить деньги, в том числе и с помощью сложных процентов.

Что нужно сделать?
Вариант простой:
1. В личном кабинете своего зарплатного банка открываете вклад (не счет, а именно вклад).
2. Выбираете условия с частичным пополнением, чтобы каждый месяц докладывать туда деньги.
3. Выбираете опцию, чтобы все начисленные на этот вклад проценты прибавлялись к сумме вклада, увеличивая ее каждый месяц и принося еще больший доход. Это и есть сложные проценты.
Сейчас вклад в любом банке РФ можно открыть под 4-5% годовых. Этот процент периодически меняется, в зависимости от экономики страны. Но в любом случае такой способ сохранения денег гораздо лучше, чем вообще не откладывать или копить в конверте.

Вариант посложнее:
1. Выбрать банк с более интересной ставкой, чем ваш зарплатный банк, но тут главное не попасться на дополнительные продукты банка, которые вам не нужны и даже не выгодны. Только бедное мышление гонится за всеми зайцами сразу. Но найти ставку выше 4%, например. 5,5% сейчас возможно.
2. Далее повторите все шаги первого способа.

Куда откладывать деньги на счет радости?
Куда вам удобнее. Например:
1. в копилку.
2. на банковский счет (не вклад, а счет) - его можно легко открыть в личном кабинете вашего банка, и он тоже будет приносить небольшой доход.
3. тратить сразу же.

Счет радости так и назван, чтобы радовать вас и давать вам возможность иногда совершать спонтанные покупки и идти на поводу у своих желаний, но только иногда.
Приучайте свой мозг к осознанным тратам.

Как это сделать?
1. Считайте деньги и обязательно ведите учет доходов и расходов каждый раз, когда тратите деньги. Это можно делать в приложении на телефоне, в блокноте или в таблице эксель или гугл. Цифры всегда отрезвляют.

2. Если что-то хотите купить, отложите покупку до завтра. Если завтра у вас еще останется желание приобрести эту вещь, то, возможно, ее стоит купить. Но большинство желаний, как правило, на следующий день отпадает. Вы сохраняете свои деньги, и они уже не так быстро ускользают сквозь пальцы.

3. Составляйте список покупок перед походом в магазин и всегда следуйте ему, так вы никогда не купите лишнего и сохраните часть денег.

Как еще трансформировать мышление с бедного на богатое?
1. Играйте в игры
Например, отлично развивает финансовое мышление настольная игра «Денежный поток».

2. Читайте книги по финансовой грамотности
Например, все книги Роберта Кийосаки. Они понятные и читаются очень легко.

3. Откройте вклад и счет в банке
Это научит вас считать деньги и грамотно их распределять.

4. Общайтесь с успешными богатыми людьми
Помните, что нас формирует наше окружение. Если среди ваших знакомых нет людей с богатым мышлением, ищите такое окружение на форумах и тренингах для предпринимателей или читайте книги богатых людей. Книги - тоже общение.

5. Найдите в интернете калькулятор сложных процентов
Посчитайте, сколько лет вам нужно, чтобы стать богатым.
При этом учитывайте, что банковский вклад дает 5% годовых, ценные бумаги 10-15%, а инвестиции в недвижимость около 40%.

Программа образования и финансовая грамотность

Как связаны программа образования и финансовая грамотность? В школах, средних и высших учебных заведениях. В сегодняшней статье решил поговорить с вами на эту очень важную тему. Будет много рассуждений, примеров и сравнений, так что, кому нравятся публикации такого характера — это точно для вас. Но в целом, статью будет полезно прочесть всем, чтобы хотя бы задуматься.

  1. Школьная программа образования
  2. Программа образования ВУЗов

Школьная программа образования

Итак, вот сейчас попробуйте вспомнить, чему вас научила школьная программа образования? Ну вот возьмем самые яркие примеры, которые наверняка помнит каждый. Например, всех вас в школе научили извлекать квадратный корень или корень третьей степени. Так же?

А теперь скажите: сегодня вам приходилось воспользоваться этим знанием? А вчера? А в течение недели? В течение месяца? В течение года? За последние 5 лет? По всей видимости, нет.

Следующий вопрос: а научили ли вас в школе зарабатывать деньги и тратить деньги? Видимо, нет. Например, меня точно не научили.

А сегодня вы зарабатывали деньги? Тратили их? А вчера? В течение недели, месяца, года? Наверняка, да! Почти каждый человек занимается зарабатыванием и тратой денег ежедневно, несколько дней в неделю (обычно, 5-6 дней зарабатывает, а тратит — вообще каждый день).

Этот простой пример показывает, что школьная программа образования не дает те жизненно-необходимые знания и навыки, которые человеку потом придется использовать ежедневно (!) или очень часто, но при этом уделяет огромное количество часов обучения тому, что не пригодится в жизни вообще никогда.

На мой взгляд, все, что человеку достаточно знать о квадратном корне — это где находится кнопка на калькуляторе, которая его вычисляет, и как ее правильно нажать. Для этого нет необходимости решать сотни примеров на протяжении нескольких лет.

А вот зарабатывать и грамотно тратить деньги по нажатию одной кнопки не получится. Чтобы получить эти знания действительно потребуется много времени, а чтобы закрепить знания на практике, набраться опыта, выработать полезные привычки — однозначно, годы. И школьная программа образования, которую прошли мы, уже взрослые люди, не давала нам таких знаний.

Сейчас в России, насколько мне известно, в каких-то регионах в школах уже появились уроки финансовой грамотности. Но чему конкретно там учат, как и сколько — я, честно, не знаю. Если вам известно — напишите в комментариях, это будет интересно всем. Также я не знаю, как с этим обстоят дела в других постсоветских странах.

Но я считаю, что программа образования в школах обязательно должна уже с детства развивать финансовую грамотность детей. Там обязательно должны давать такие знания:

  • Как зарабатывать деньги разными способами (не только традиционная работа);
  • Как правильно тратить деньги, как экономить, совершать выгодные покупки, жить по средствам;
  • Как вести личный бюджет, анализировать свои доходы и траты;
  • Как планировать бюджет на следующие периоды;
  • Как ставить долгосрочные финансовые цели и достигать их;
  • Как правильно пользоваться разными банковскими услугами;
  • Как и за что платить налоги;
  • Как уберечься от финансовых мошенников;
  • Как открыть предпринимательство и бизнес;
  • Как и во что вкладывать деньги, чтобы получать пассивный доход.

Все эти знания — реально одни из самых жизненно-необходимых знаний, навыков и умений в современном мире. И без них никак не обойтись, их вы будете применять очень часто, в то время как без квадратного корня — легко, скорее всего, он вам никогда не понадобится.

Возможно, кто-то скажет, что в школе давать многие из таких знаний еще рановато, они скорее должны относиться к программам образования ВУЗов. Я с этим не согласен, но даже если так, то ведь далеко не все люди получают высшее образование. Означает ли это, что они должны оставаться финансово безграмотными?

Ну а самое главное: программы образования ВУЗов точно так же не дают необходимых знаний в области личных финансов, как и школьные программы. Перейдем к ним.

Программа образования ВУЗов

Какие знания дает человеку ВУЗ? А правильнее будет задать вопрос так: какую основную идею несет в себе получение высшего образования?

Идея такова: в институте вы получаете специальность, какие-то определенные знания по конкретной специальности, которые дают вам шанс устроиться на работу и зарабатывать деньги, применяя полученные знания. Подчеркну, что не гарантируют, а только дают шанс. Также стоит отметить, что во многих случаях наличие диплома о высшем образовании является обязательным условием для трудоустройства (даже не по полученной специальности). То есть, большинство людей получают высшее образование с целью получения конкретных специализированных знаний и, непосредственно, самого диплома (это важно!), чтобы в дальнейшем устроиться на работу, применять там эти знания и зарабатывать на этом.

То есть, фактически, в институте обучают только одному из направлений финансовой грамотности — зарабатывать деньги, но при этом обучают очень узко. Студента в большинстве случаев во время обучения изначально «программируют» на трудоустройство, карьерный рост и заработок только таким способом. А ведь т.н. работа на дядю — это далеко не единственный и, я бы сказал, не лучший способ заработка. Более того, подобное «программирование» на работу в период обучения в ВУЗе может, наоборот, негативно сказываться на дальнейшем развитии человека, в т.ч. в финансовом плане. Подробнее об этом я писал в отдельной статье: Высшее образование и работа по специальности.

Другим же направлениям финансовой грамотности в ВУЗах, как правило, не учат вообще.

Здесь, я думаю, очень наглядным будет мой личный пример. У меня высшее образование по специальности «Финансы» (!). Казалось бы, ну вот на такой специализации уж точно должны были научить… Но нет! За все годы обучения не было ни слова о том, как управлять личными финансами! Учили всему, чему угодно, но только не этому. Например, было сразу несколько предметов высшей математики: там мы решали такое… (тут должен быть смайлик с выпученными глазами). Естественно, сдав зачеты и экзамены, я все это благополучно забыл, и больше никогда не вспоминал, наверняка и не вспомню до конца жизни.

Учился я старательно, очно, посещал все лекции и семинары, не «просиживал штаны», у меня два красных диплома. То есть, просто упустить из виду что-либо я не мог. И я отчетливо помню и утверждаю, что даже на самой прямой финансовой специальности в программу образования не входило ни одного урока личной финансовой грамотности. Как и по другим специальностям, меня там «программировали» на дальнейшую работу. Я получал высшее образование, чтобы потом работать в банке — меня привлекала эта работа на тот момент, и после окончания ВУЗа я ее получил. Подробнее об этом тоже рассказывал в отдельной статье: Работа в банке.

Но всему, что касается грамотного обращения с личными финансами, мне пришлось учиться самостоятельно — ни начальное, ни высшее учебное заведение мне таких знаний не дали.

Опять же, не знаю, как с этим обстоят дела сейчас, но полагаю, что ситуация если и изменилась, то незначительно.

Что получается в итоге? Даже образованные люди, с востребованной специальностью и довольно высокооплачиваемой работой, часто находятся в состоянии финансовой ямы или финансовой нестабильности. Они закредитованы, большая часть доходов уходит на оплату долгов и кредитов, не способны приобрести себе даже самые необходимые жизненные активы (например, собственное жилье), имеют, как правило, единственный источник дохода — зарплату, при потере которого быстро попадают в глубокую финансовую яму.

Кому выгодна такая программа образования, воспитывающая финансово безграмотных людей? Естественно, работодателям, банкам и государству, как главному звену финансовой системы. Всем им выгодны люди, зависимые от денег. Когда ты сам производишь деньги, а людей заставляешь их зарабатывать — это неплохо, правда? Такими людьми легко управлять. Чем больше денежная зависимость — тем легче. Тем больше можно ставить условий при приеме на работу, выдаче кредита, тем больше можно требовать и меньше давать. Потому что люди будут соглашаться на все, лишь бы получить те самые, жизненно необходимые, деньги. Ведь они не знают, что их можно не только зарабатывать, но и «производить» самостоятельно, как это делают государство, банки, их работодатели.

Таким образом, на сегодняшний день, я все так же, как и при создании этого сайта 5,5 лет назад, полагаю, что навыки финансовой грамотность можно и нужно приобретать только самостоятельно, их вам не даст никакая программа образования, а они являются очень важными и жизненно необходимыми.

Делайте выводы. Как всегда, буду рад вашему мнению в комментариях.

Со своей стороны, сайт Финансовый гений всегда рад помочь вам в повышении уровня финансовой грамотности. Изучайте предложенную информацию, задавайте вопросы, делитесь опытом на форуме, получайте те знания и навыки, которые реально пригодятся каждому в повседневной жизни. До новых встреч на страницах сайта!

Вариант I

1. Какие формы денег бывают?

a. Наличные и безналичные

b. Наличные, безналичные, электронные

c. Наличные и электронные

d. Наличные, счет в банке, карточка в банке, электронный кошелек

2. В чем преимущество безналичных денег перед наличными?

a. Они не изнашиваются со временем

b. Ими невозможно воспользоваться мошенникам

c. Они могут быть удобнее в расчетах

3. Какие источники доходов Вы знаете?

а. Доходы от активов

b. Доходы от пассивов

c. Доходы от текущей деятельности

d. Социальные доходы

4. Выбери необходимые расходы?

a. Квартплата за квартиру, где ты живешь

b. Помощь бабушке и дедушке

c. Оплата налогов

d. Расходы на покупку ценных бумаг

5. Какие достоинства есть у накопления на цель по сравнению с тем, чтобы одолжить?

a. Нет необходимости регулярно с точностью до дня делать платежи

b. Как правило, ничего страшного не случится, если пропустить один платеж

c. Цель гарантированно будет достигнута

d. Ты никак не зависишь от инфляции

6. Какие недостатки есть у депозитов?

a. Невысокая доходность

b. Риск потерять все сбережения

c. Иногда – невозможность изъять всю сумму до окончания срока вклада

d. Невозможность открыть депозит в какой-то другой валюте, кроме рублей

7. Какие достоинства есть у облигаций?

a. Гарантированный доход (в случае надежности того, кто выпустил облигацию)

b. Возможность существенно приумножить свои сбережения

c. Гарантия сохранности средств даже при банкротстве компании, выпустившей облигацию

d. Возможность иметь регулярный доход

8. Какие достоинства есть у акций?

a. Возможность принести существенный доход

b. Возможность регулярного дохода

c. Гарантированная доходность

d. Страхование на случай банкротства компании, выпустившей акции

9. На что в большей степени влияет твоя кредитная история?

a. На возможность в дальнейшем брать кредиты

b. На условия предоставления тебе кредитов

c. На подходящий тебе вид кредитов

d. На размер и срок кредита, который тебе предоставят

10. Какой финансовый инструмент тебе подойдет, если у тебя нестабильные доходы?

11. Какой инструмент тебе подойдет, чтобы купить мобильный телефон через 6 мес., новые мобильные телефоны появляются каждый месяц?

12. Что нужно знать, чтобы грамотно управлять своими финансами?

b. Свои доходы, расходы, накопления, кредиты и т.д.

c. Финансовые инструменты

d. Методику составления личного финансового плана

Вариант II

1. Какая форма денег может быть опасна из-за мошенничества в интернете?

a. Наличные и безналичные

b. Безналичные (счет в банке и карта в банке)

c. Безналичные (электронный кошелек)

2. Если у Вас есть банковская карточка, то что это означает?

a. У него точно есть электронный кошелек

b. У него есть счет в банке

d. Ничего из вышеперечисленного

3. В чем преимущество доходов от активов?

a. Они не зависят от твоей способности работать

b. Они помогают подстраховаться на случай увольнения

c. Они обеспечиваются государством

4. Какие недостатки есть у накопления на цель по сравнению с тем, чтобы одолжить?

a. Тебе придется дольше ждать реализации цели

b. Ты серьезно рискуешь, если пропустишь очередной платеж

c. Требует самодисциплины

d. Требует безупречной репутации

5. Какие достоинства есть у депозита?

a. Гарантированный доход

b. Возможность существенно приумножить свои сбережения

c. Гарантия сохранности средств даже при банкротстве банка

d. Возможность иметь регулярный доход, не снимая сбережений

6. Какие недостатки есть у облигаций?

a. Не слишком высокая доходность

b. В худшем случае - риск потерять все сбережения

c. Невозможность продать облигацию до истечения ее срока

7. Какие недостатки есть у акций?

a. Не слишком высокая доходность

b. В худшем случае - риск потерять все сбережения

c. Невозможность продать акцию до истечения ее срока

8. Какие параметры кредита нужно менять, чтобы изменить ежемесячный платеж?

b. Кредитную историю

9. Какой инструмент тебе подойдет, чтобы через 3 мес. оплатить быстро дорожающий образовательный курс, который ты не можешь отложить?

10. Какова дальнейшая работа с личным финансовым планом?

a. Ему следуют без изменений

b. Он периодически корректируется

c. Он каждый год создается заново

d. Он не меняется в течение жизни

11. В чем преимущество личного финансового плана перед спонтанным подходом?

a. Он позволяет оценить текущую финансовую ситуацию, улучшить ее.

b. Он позволяет подобрать подходящие финансовые инструменты с учетом всех целей

c. Он позволяет учесть все финансовые цели семьи

d. Он позволяет гарантированно достичь всех желаемых целей.

13. На какой срок составляется личный финансовый план?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Налоги основы финансовой грамотности»

 Налоги Подготовила студентка 31НК Морозова Анна

Подготовила студентка 31НК Морозова Анна

Понятие Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий. Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные. Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

  • Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

 Элементы налога Прежде чем взимать тот или иной налог, государство должно определить элементы налога. Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся: налогоплательщик ; объект налогообложения ; налоговая база; единица обложения; налоговые льготы; налоговая ставка ; порядок исчисления; налоговый оклад; источник налога; налоговый период; порядок уплаты; срок уплаты налога.

  • Прежде чем взимать тот или иной налог, государство должно определить элементы налога.
  • Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

 Виды налогов

  • налогоплательщик ;
  • объект налогообложения ;
  • налоговая база;
  • единица обложения;
  • налоговые льготы;
  • налоговая ставка ;
  • порядок исчисления;
  • налоговый оклад;
  • источник налога;
  • налоговый период;
  • порядок уплаты;
  • срок уплаты налога.

Все налоги подразделяются на несколько видов: Прямые и косвенные налоги: Аккордные и подоходные налоги; Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги.

Все налоги подразделяются на несколько видов:

 Прямые и косвенные налоги Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

  • Прямые и косвенные налоги:
  • Аккордные и подоходные налоги;
  • Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги.

Прямые и косвенные налоги

Аккордные и подоходные налоги Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента. Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

  • Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.
  • Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.
  • К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

  • Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.
  • Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

  • Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода.
  • Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода.
  • Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Читайте также: