Методы прогнозирования и планирования налоговых поступлений в бюджет

Опубликовано: 22.04.2024

от 6 марта 2020 года N ЕД-7-1/143@

В соответствии с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 29.11.2019 N 207н "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации, относящихся к федеральному бюджету и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации", и в целях реализации полномочий главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в части прогнозирования доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой,

1. Утвердить Методику прогнозирования поступлений доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации на текущий год, очередной финансовый год и плановый период согласно приложению к настоящему приказу.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 10 марта 2020 года.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по разработке проектов показателей администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета на очередной финансовый год и перспективу.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
Д.В.Егоров

УТВЕРЖДЕНА
приказом ФНС России
от 6 марта 2020 года N ЕД-7-1/143@

Методика прогнозирования поступлений доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации на текущий год, очередной финансовый год и плановый период

1. Общие положения

Методика прогнозирования поступлений доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации на текущий год, очередной финансовый год и плановый период (далее - Методика) разработана в целях реализации ФНС России полномочий главного администратора доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в части прогнозирование поступлений доходов, администрируемых ФНС России, а также направлена на обеспечения полноты поступлений доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации с учётом основных направлений бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период.

При расчёте параметров доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации применяются следующие методы прогнозирования:

прямой расчёт, основанный на непосредственном использовании прогнозных значений объемных и стоимостных показателей, уровней ставок и других показателей, определяющих прогнозный объем поступлений прогнозируемого вида доходов;

усреднение - расчёт, осуществляемый на основании усреднения годовых объемов доходов не менее чем за 3 года или за весь период поступления соответствующего вида доходов в случае, если он не превышает 3 года;

индексация - расчет с применением индекса потребительских цен или другого коэффициента, характеризующего динамику прогнозируемого вида доходов;

экстраполяция - расчёт, осуществляемый на основании имеющихся данных о тенденциях изменений поступлений в прошлых периодах;

иной способ, который описывается в Методике.

При прогнозировании доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации используются макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разрабатываемые Минэкономразвития Российской Федерации.

Для расчета прогнозируемых поступлений доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации используются показатели форм статистической налоговой отчетности (о начислении, поступлении налогов, о задолженности по налогам и сборам, о налоговой базе и структуре начислений по видам налогов), а также материалы органов государственной статистики, аналитическая информация о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, материалы министерств, ведомств и т.д.

При формировании в текущем финансовом году оценки поступлений доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации, в том числе, может учитываться фактическое поступление доходов за истекшие месяцы текущего года на основании данных статистической отчетности ФНС России.

В отношении региональных и местных налогов совокупный прогноз поступлений определяется с учетом данных, представленных территориальными налоговыми органами.

2. Алгоритмы расчёта прогнозов поступлений по видам налоговых и неналоговых доходов

2.1. Налог на прибыль организаций 182 1 01 01000 00 0000 110

Расчёт доходов в бюджетную систему Российской Федерации от уплаты налога на прибыль организаций осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Расчёт прогнозного объёма поступлений по налогу на прибыль организаций производится отдельно по каждому виду дохода.

Налог на прибыль организаций рассчитывается по соответствующим ставкам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, и зачисляется в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам установленным в соответствии со статьями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

Совокупная сумма налога на прибыль организаций (Прибыль) определяется по формуле



- сумма налога на прибыль организаций, тыс. рублей;


- сумма налога на прибыль организаций при выполнении Соглашений о разработке месторождений нефти и газа, тыс. рублей;


- сумма налога на прибыль организаций с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, за исключением доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, тыс. рублей;


- сумма налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями, тыс. рублей;


- сумма налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, тыс. рублей;


- сумма налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от иностранных организаций российскими организациями, тыс. рублей;


- сумма налога на прибыль с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, тыс. рублей;


- сумма налога на прибыль организаций с доходов, в виде прибыли контролируемых иностранных компаний, тыс. рублей;


- сумма налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по облигациям российских организаций (за исключением облигаций иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации), которые на соответствующие даты признания процентного дохода по ним признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, номинированным в рублях и эмитированным в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2021 года включительно, а также по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года, тыс. рублей.

2.1.1. Налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам 182 1 01 01010 00 0000 110

В прогнозе поступлений налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, учитываются:

- показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета, прибыль по всем видам деятельности), разрабатываемые Минэкономразвития Российской Федерации;

- динамика налоговой базы по налогу согласно данным отчёта по форме N 5-П "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций", сложившаяся за предыдущие периоды;

- динамика фактических поступлений по налогу согласно данным отчёта по форме N 1-НМ "Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации";

- налоговые ставки, льготы и преференции, предусмотренные главой 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" и др. источники.

В связи с тем, что прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета, представляемая Министерством экономического развития Российской Федерации в параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, рассчитывается в целом по Российской Федерации, расчет поступлений налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, осуществляется по агрегированному КБК 182 1 01 01010 00 0000 110 и включает в себя следующие КБК:

- 182 1 01 01011 01 0000 110 налог на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в федеральный бюджет;

- 182 1 01 01012 02 0000 110 налог на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации;

- 182 1 01 01013 01 0000 110 налог на прибыль организаций консолидированных групп налогоплательщиков, зачисляемый в федеральный бюджет;

- 182 1 01 01014 02 0000 110 налог на прибыль организаций консолидированных групп налогоплательщиков, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации;

- 182 1 01 01015 01 0000 110 налог на прибыль организаций, уплачиваемый международными холдинговыми компаниями, зачисляемый в федеральный бюджет;

- 182 1 01 01016 02 0000 110 налог на прибыль организаций, уплачиваемый международными холдинговыми компаниями, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Расчёт прогнозного объёма поступлений налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, основывается на методе прямого расчета.

Сумма налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам,
формируется следующим образом:


,


- сумма налога на прибыль организаций, тыс. рублей;


- сумма налога на прибыль организаций, облагаемая по основной налоговой ставке, тыс. рублей;

- корректирующая сумма поступлений, учитывающая изменения законодательства Российской Федерации, фактические поступления, а также разовые операции (поступления, возвраты и т.д.), тыс. рублей.

При этом, сумма налога на прибыль организаций, облагаемая по основной налоговой ставке (
), определяется по следующей формуле:


,


- сумма налоговой базы для исчисления налога на прибыль по основной ставке, тыс. рублей;


- сумма налога по годовым перерасчетам, тыс. рублей;

- сумма поступлений по результатам контрольной работы на основании динамики показателей, содержащихся в отчете по форме ВП "Сведения о результатах проверок налогоплательщиков по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах", тыс. рублей;


- сумма налога на прибыль организаций, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением льгот и преференций, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, тыс. рублей;

- расчётный уровень собираемости, с учётом динамики показателя собираемости по данному виду налога, сложившегося в предшествующие периоды, учитывает работу по погашению кредиторской и дебиторской задолженности по налогу, %.

Расчётный уровень собираемости определяется согласно данным отчёта по форме N 1-НМ как частное от деления суммы поступившего налога на сумму начисленного налога.

В целях определения суммы налоговой базы для исчисления налога на прибыль по основной ставке (
) определяется:

- соотношение прибыли для расчета к прибыли прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета по показателям, сложившимся в предыдущих налоговых периодах. Прибыль для расчета получена как разница между доходами от реализации и расходами, уменьшающими сумму доходов от реализации, с учетом внереализационных доходов и расходов на основании информации, содержащейся в отчете по форме N 5-П "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций";

6.3. Методы государственного налогового планирования и прогнозирования

В связи с тем, что в реальности невозможно разделить на отдельные этапы прогнозирование и планирование, т. к. это взаимосвязанные и взаимодополняющие процессы, то не представляется строго разграничить и методы налогового прогнозирования и планирования. Практически каждый из представленных ниже методов в равной степени применим и в рамках прогнозирования, и в рамках планирования.

В процессе налогового планирования (прогнозирования) используются общеизвестные методы экономического и финансового планирования: балансовый, коэффициентов, от достигнутого, нормативный, регрессивно-корреляционный, прогнозной экстраполяции с помощью трендовых моделей и т. д. При этом особое значение имеет планирование налоговых баз и объектов налогообложения, от достоверности которых зависит не только качество налоговых планов, бюджетов и прогнозов, но и их исполнение.

Прогнозирование с помощью трендов считается одним из простейших методов статистического прогнозирования. Методика построения трендовых моделей представляет собой сочетание качественного экономического анализа и формальных математико-статистических процедур. Последние включают в себя выбор класса функций тренда, отбор которых осуществляется с ориентиром на выявленный тип изменения исследуемого показателя в ретроспективе. Далее с помощью регрессионного анализа осуществляется оценивание параметров функций тренда, а затем оценка близости тренда к аппроксимируемому динамическому ряду с помощью нескольких формальных критериев (коэффициента детерминации, остаточной дисперсии, суммы квадратов отклонений). После анализа остаточной компоненты динамического ряда на выполнение ряда требований выбирается функция тренда, с помощью которой и осуществляются прогнозные расчеты. Затем осуществляется расчет доверительного интервала, позволяющего определить область, в которой с определенной вероятностью следует ожидать прогнозируемую величину. Допустимость и правомерность использования трендовых моделей для прогнозирования определяется рядом условий: 1) период, для которого построен тренд, должен быть достаточным для выявления тенденции развития; 2) анализируемый период является устойчиво динамическим и обладает инерционностью; 3) не ожидается сильных внешних воздействий на изучаемый процесс, которые могут серьезно повлиять на тенденцию развития. В силу неустойчивого характера социально-экономических процессов в РФ и существенных изменений в налоговом законодательстве страны использование трендовых моделей для целей прогнозирования может иметь ограниченное применение: на короткий срок (краткосрочное прогнозирование) или как начальный этап комплексной методики прогнозирования. В последнем случае экстраполяционный прогноз интерпретируется как один из гипотетических вариантов, с которым сопоставляются другие варианты прогноза, полученные с помощью более совершенных методов. В частности, с помощью факторных моделей.

Различают однофакторные и многофакторные модели. Факторные модели отражают зависимость результирующего показателя (например, величины налоговых поступлений) от динамики одного или нескольких факторов. Факторные модели, как правило, строятся на основе эмпирических динамических рядов в виде регрессионных уравнений.

Для более долговременных прогнозов необходимо применять другие подходы, в частности, строить сложные имитационные модели, посредством которых можно обсчитывать налоговые последствия различных управляющих воздействий и на этой основе выбирать наиболее предпочтительные из них. Возможно применение сценарного метода прогнозирования, когда на основе количественной и качественной информации разрабатываются альтернативные картины будущего социально-экономического развития страны, региона или территории и на этой основе просчитывается налоговый потенциал по каждому сценарию.

В общем виде алгоритм методики определения поступлений налоговых платежей в бюджет можно представить следующей формулой[17]:


где: НП – ожидаемая сумма поступления налога в текущем году; НБ – налогооблагаемая база текущего года; Л – сумма льгот по налогу, вступающих в силу с планируемого финансового года; d inf – индекс-дефлятор, учитывающий инфляционный доход; Н ож – ожидаемая сумма недоимки налога на конец текущего года; Н р – сумма реструктурированной недоимки в соответствии с действующим законодательством.

Исходной составляющей налогового планирования является определение налоговой базы по видам налогов, расчет которой проводится в целом по стране и по регионам.

Прогноз поступлений налогов является исследованием перспективного характера, базирующимся на познании и предвидении объективных и субъективных факторов, влияющих на поступление налогов в их количественной определенности. Вследствие этого его результаты носят вероятностный, предварительный характер, несмотря на то, что при его разработке учитываются реальные экономические условия и процессы, а фундаментом прогноза являются комплексные программы экономического и социального развития страны или региона, которые определяют необходимую для этого динамику изменений основных макропоказателей. Учитывая эти обстоятельства, при прогнозировании налоговых поступлений должны быть, как уже отмечалось, охвачены этим процессом не столько сами величины налоговых поступлений, сколько их налогооблагаемые базы и (или) их составляющие элементы. В частности, динамика объемов производства отраслей промышленности и других отраслей народного хозяйства, индексы цен, валовая прибыль, уровень оплаты труда, изменения качественного и количественного состава предприятий и другие факторы, определяющие величины налогов.

Поскольку структура налоговых поступлений как в России в целом, так и в регионах характеризуется высокой долей косвенных налогов (более 60 %), важное значение приобретает прогнозирование поступлений по таким крупным классификационным группам, как косвенные и прямые налоги. Рассмотрим в качестве примера налоговое прогнозирование прямых и косвенных налогов на основе факторной модели.

В прогнозной модели косвенных налогов (Y K) в качестве факторов были взяты: общая сумма прибыли (X 1), сумма амортизационных отчислений (Х 2), сумма оплаты труда (Х 3) и валовые вложения в основной капитал (Х 4). Соотношение, на основе которого осуществлялось прогнозирование суммы косвенных налогов, имело следующий вид[18]:


В модели прямых налогов (Y n) следует использовать те же факторы, только вместо прямых налогов в качестве первого фактора нужно взять косвенные налоги.

Рассмотрим на примерах расчетов налога на доходы физических лиц, налога на прибыль и НДС общую схему действий при краткосрочном прогнозировании налоговых поступлений. Прогнозирование целесообразно осуществлять в указанной последовательности, поскольку величина налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц служит исходной информацией для расчета прогноза по налогу на прибыль и НДС, а ряд составляющих налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, в свою очередь, учитывается при прогнозе НДС.

Прогноз поступлений налога на доходы физических лиц осуществляется на основе показателей среднемесячной численности работников (занятых в целом по народному хозяйству страны или в регионе, районе соответственно в зависимости от масштаба прогнозной задачи), среднемесячной оплаты труда (в стране, регионе, районе), средней ставки налога, льготируемой части оплаты труда. В основу прогноза численности работников кладется показатель численности согласно данным статистических органов за отчетный период, предшествующий прогнозируемому, с учетом возможных изменений факторов, влияющих на численность занятых. К числу таких факторов относятся: изменения объемов производства продукции и производительности труда, трансформация форм собственности предприятий, их количественный состав, факторы демографического порядка и др.

Сумма оплаты труда на прогнозируемый период рассчитывается как произведение численности работников, занятых в народном хозяйстве страны или региона, среднемесячной оплаты труда и количества месяцев в году. Для целей налогообложения его следует скорректировать на льготирумую часть оплаты труда. В краткосрочных прогнозах долю льготируемой оплаты труда принимают на уровне отчетного периода, поскольку, с одной стороны, прямой прогноз льготируемой части оплаты труда трудоемок, а с другой стороны, как показывает анализ ретроспективных данных, эта доля достаточно стабильна во времени.

Прогнозируемая сумма налога на доходы физических лиц рассчитывается как произведение облагаемой налогом оплаты труда и средней ставки налога, сложившейся в году, предшествующем прогнозируемому.

Прогноз налога на прибыль организаций осуществляется с учетом факторов, определяющих динамику налогооблагаемой прибыли (валовой внутренний продукт, объем промышленной продукции, общий объем товарооборота, индексы цен промышленной и иной продукции, темпы инфляции, материалоемкость, трудоемкость и др.).

Приведем в качестве примера одну из предлагаемых схем краткосрочного прогноза прибыли на основе интегрального показателя развития экономики региона. Указанный показатель вбирает в себя прогнозируемый прирост объемов производства, индексы цен и инфляционных ожиданий. Затем рассчитывается сложившийся в отчетном периоде коэффициент отставания прибыли от интегрального показателя (как правило, он должен быть меньше единицы). Прогнозируемая величина прибыли определяется путем корректирования сложившегося в отчетном периоде показателя прибыли на указанный коэффициент отставания. Поскольку налогообложение прибыли, полученной от разных видов деятельности, осуществляется по разным ставкам, то расчет прогнозной величины налоговых поступлений по прибыли также осуществляется в этой схеме по средней расчетной ставке. Такого рода упрощения, естественно, накладывают отпечаток на качество прогнозных расчетов. Однако более качественный прогноз, например, осуществленный отдельно по видам деятельности и категориям налогоплательщиков (например, по кредитно-финансовым организациям), реализовать на практике бывает затруднительно из-за отсутствия необходимой статистической информации.

Наибольшую трудность составляют прогнозные расчеты налога на добавленную стоимость. Это обусловлено относительно большим числом факторов, формирующих добавленную стоимость, разными ставками налога в зависимости от вида продукции (товаров), рода деятельности налогоплательщиков (производство, розничная торговля, общественное питание), а также другими обстоятельствами. Добавленная стоимость включает в себя оплату труда работников материальной сферы, включаемую в издержки производства и обращения, начисления на оплату труда, амортизационные отчисления, прибыль, акцизы и прочие денежные расходы.

Сумма оплаты труда работников материальной сферы рассчитывается на основе прогнозной величины оплаты труда всех работников и удельного веса в ней оплаты труда работников материальной сферы, сложившейся в отчетном периоде. Сумма социальных налогов рассчитывается по установленным ставкам от величины прогнозного значения сумм оплаты труда работников сферы материального производства.

Прогнозная величина амортизационных отчислений рассчитывается на основе их отчетной величины с корректировкой последней исходя из прогнозируемых темпов обновления и выбытия основных фондов, изменения цен на них, инфляционных ожиданий и других факторов.

В расчете НДС используется прогнозная величина прибыли, одна из схем определения которой была описана выше.

В основу расчетов прогнозируемых акцизных поступлений закладывается прогноз объемов производств подакцизной продукции, предполагаемый уровень оптовых цен на них и ставок акцизов.

Прогнозная величина НДС определяется как сумма перечисленных выше составляющих. В свою очередь, она должна быть скорректирована на величину добавленной стоимости по не облагаемым НДС оборотам. Указанная часть добавленной стоимости существенно зависит от специфики региона, специализации предприятий, объема экспорта продукции и т. п. Как правило, коррекция добавленной стоимости осуществляется согласно сложившемуся в отчетном периоде процентному соотношению между добавленной стоимостью, не облагаемой НДС, и общей суммой добавленной стоимости. Прогноз суммы НДС осуществляется на основе средней расчетной ставки налога.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Другие методы прогнозирования

Другие методы прогнозирования Анализ временных рядов основан на изменениях отношений во времени. В нашем примере с мороженым данные по температуре и объемам продаж наносились на график без учета времени. В зависимость, полученную методом регрессии, время не входит.

1.3. Стадии налогового планирования

1.3. Стадии налогового планирования Налоговое планирование можно подразделить на несколько стадий.1. Первая стадия представляет собой принятие решения о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте нахождения организации, ее руководящих органов, основных

34. Методы прогнозирования на международных товарных рынках

34. Методы прогнозирования на международных товарных рынках Прогноз конъюнктуры любого товарного рынка обычно разрабатывается на основе данных анализа и изучения показателей, которые могут помочь в определении тенденций развития производства и международной торговли

Вопрос 14. Методы демографического прогнозирования

Вопрос 14. Методы демографического прогнозирования К методам демографического прогнозирования относятся:1) методы экстраполяции;2) метод передвижки возрастов;3) методы статистического моделирования.Применение методов экстраполяции для оценки будущей численности

1. 6. Методы прогнозирования объема материального потока

1. 6. Методы прогнозирования объема материального потока Часто бывает необходимо определить объем материального потока в предстоящем периоде для принятия решения о расширении или сворачивании деятельности, прогнозировании доходов или расходов. Наиболее простым и

6.1. Содержание государственного налогового планирования

6.1. Содержание государственного налогового планирования Государственное налоговое планирование призвано обеспечить выполнение установленных законом количественных и качественных показателей в процессе текущего исполнения по налогам бюджетов и внебюджетных фондов

6.2. Содержание государственного налогового прогнозирования

6.2. Содержание государственного налогового прогнозирования Прогнозирование – это предвидение, опережающее отображение действительности. Не определяя параметры развития с достаточной точностью, прогноз раскрывает альтернативы, положительные и отрицательные

5.1. Содержание корпоративного налогового планирования и прогнозирования

5.1. Содержание корпоративного налогового планирования и прогнозирования Современная организация налогового планирования на российских предприятиях, помимо своей узкопрактической направленности на снижение налоговых поступлений, отличается чрезмерно высокой ролью

5.3. Принципы корпоративного налогового планирования

5.3. Принципы корпоративного налогового планирования Существует достаточно большое количество различных вариантов принципов налогового планирования. Здесь представлены наиболее грамотно отражающие налоговое планирование идеи, начала.Налоговое планирование на

5.4. Этапы корпоративного налогового планирования

5.4. Этапы корпоративного налогового планирования Налоговое планирование – неразрывная часть общеэкономического планирования, а значит, работа в области налогового планирования должна состоять из тех же этапов, которые находят свое отражения в процессе составления

5.6. Методы корпоративного налогового планирования и прогнозирования

5.6. Методы корпоративного налогового планирования и прогнозирования На практике для обеспечения оптимального сочетания и использования налоговых схем используются ситуационный, численные балансовые методы и метод определения финансовых потоков предприятия в

Методы прогнозирования продаж

Методы прогнозирования продаж Прогнозирование продаж – один из самых важных информационных инструментов планирования деятельности как компании в целом, так и каждого ее подразделения. Например, финансовый отдел использует прогноз продаж для планирования денежных

Субъективные методы прогнозирования продаж

Субъективные методы прогнозирования продаж Субъективные методы прогнозирования продаж при составлении прогноза не используют количественные (эмпирические) и аналитические данные продаж, а основываются на субъективных мнениях разных

Объективные методы прогнозирования продаж

Объективные методы прогнозирования продаж Объективные методы прогнозирования продаж базируются в основ ном на количественных (эмпирических) и аналитических

21. Статистические методы прогнозирования спроса

21. Статистические методы прогнозирования спроса Инструмент«Есть три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». Эти широко известное едкое высказывание приписывают американскому писателю Марку Твену. Может быть, так оно и есть, но при прогнозировании спроса

Вопрос 72 Методы прогнозирования банкротства организации

Вопрос 72 Методы прогнозирования банкротства организации В отечественной практике используются преимущественно методики, основанные на зарубежном опыте: модель Бивера, Альтмана, Коннана Гольдера, Теффлера, Лиса.Группой ученых под руководством профессора Альтмана

Вопросы планирования налоговых поступлений в доходные части бюджетов в Казахстане всегда оставались актуальными в связи с постоянными изменениями факторов и показателей, влияющих на их величину.

Планирования налоговых доходов бюджетов - это деятельность органов власти по постановке задач в виде конкретного объема поступлений в бюджет на основании данных о социально-экономических показателях и предположений об их изменении.

Прогнозирование налоговых доходов - это деятельность органов власти по построению вероятностной модели изменения социально-экономических показателей на основании анализа сложившихся тенденций.

Предметом планирования налоговых поступлений являются причинно- следственные связи явлений и процессов взаимодействия государства и налогоплательщиков.

Планирование, разработка бюджета связаны с постановкой задач по достижению определенных показателей.

Исходя из необходимости сочетания целесообразности и недопустимости неправомерности, основные принципы налогового планирования определены следующим образом:

соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налогового планирования;

снижение совокупных налоговых обязательств хозяйствующих субъектов в результате применения инструментов налоговой политики;

рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них;

своевременная корректировка с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений;

понятность и экономическая обоснованность схемы, как в целом, так и всех без исключения ее составных частей.

Во многих странах, обладающих стабильно функционирующей налоговой системой, методическое обеспечение процесса планирования налоговых поступлений основывается на экономических прогнозах с применением совершенного математического аппарата.

Отечественный опыт составления таких расчетов невелик, что объясняется кардинальными изменениями системы платежей в бюджет и, следо- вательно, методов их оценки, произошедшими в период перехода к рыночным отношениям.

К числу основных и наиболее широко применяемых инструментов на-логового планирования относятся:

предусмотренные налоговым законодательством налоговые льготы;

дифференциация налоговых ставок по видам налогов;

специальные налоговые режимы и системы налогообложения;

льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями;

методы определения налогооблагаемой базы по конкретным налогам.

В настоящее время при составлении краткосрочных финансовых про-гнозов используется два подхода к прогнозированию доходов, это экстра- поляционный подход и моделирование (рисунок 12.3).

Рисунок 12.3 - Методы краткосрочного прогнозирования налоговых доходов

Согласно экстраполяционному подходу прогнозное значение доходов зависит от их прошлых значений.

При втором подходе - моделировании, т.е. способе теоретического анализа и практического действия, направленном на разработку и использование моделей, значение доходов представляется в виде зависимости от составляющих его факторов. Прогнозное значение каждого элемента до- хода рассчитывается с помощью этой зависимости по прогнозным значениям факторов. Моделирование активно используется на республиканском уровне, но значительно реже применяется для прогнозирования доходов местных бюджетов.

Однако, с помощью данных методов практически невозможно учесть постоянно меняющиеся факторы макроэкономической ситуации, изменения в налоговом и бюджетном законодательстве, приоритеты социально- экономической политики. Несмотря на свое широкое распространение, экстраполяционные методы не позволяют получать достаточно точные прогнозы элементов доходов.

Таблица 12.1 - Прогноз показателей бюджета на 2011 - 2013 годы № Наименование показателей оценка Прогноз п/п 2010 2011 2012 2013 Государственный бюджет 1 Поступления 4 032,4 4 776,2 5 172,9 5 637,5 2 Доходы (без учета поступлений трансфертов) 2 827,5 3 571,3 3 968,0 4 432,6 3 В т.ч. налоговые поступления 2 712,8 3 463,5 3 876,5 4 337,3 Республиканский бюджет 4 Поступления 3 517,8 4 049,5 4 373,8 4 779,4 5 Доходы (без учета поступлений трансфертов) 1 973,0 2 636,9 2 955,2 3 339,2 6 В т.ч. налоговые поступления 1 886,9 2 543,7 2 879,3 3 260,5

Методика расчета налоговых доходов бюджета еще не окончательно отработана, недостаточна база данных, которая необходима для достовер-ного моделирования влияния различных факторов на объем налоговых поступлений.

В силу объективной неопределенности прогнозов поступлений налогов, различия между плановыми и фактическими объемами мобилизации неизбежны. Однако, выполнение плановых цифр зависит не только от усилий уполномоченных органов, состояния экономики и показателей деятельности предприятий-налогоплательщиков, но и от того, насколько реальны и выполнимы позиции плана, насколько точны были расчеты и прогнозы, положенные в основу при его разработке.

Методика расчета контингентов налоговых поступлений характеризуется следующими этапами:

центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета обобщает сведения о текущих налоговых поступлениях и представляет их в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию;

центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию на основе макроэкономических показателей среднесрочного плана социально-экономического развития страны прогнозирует контингенты нало- говых поступлений и доводит их до местных уполномоченных органов по бюджетному планированию;

- местные уполномоченные органы по бюджетному планированию и по исполнению бюджета параллельно осуществляют прогнозирование кон- тингентов доходов на соответствующей территории.

В процессе прогнозирования контингентов доходов бюджета необходимо учесть изменения и дополнения, внесенные в действующие законодательные и нормативные акты, и разграничение поступлений по уровням бюджетной системы осуществлять по нормам Налогового и Бюджетного кодексов и в соответствии со статьями Закона о республиканском бюджете на очередной год

Таким образом, основой для точного и обоснованного планирования налоговых доходов бюджетов всех уровней является всесторонний анализ социально-экономических показателей в совокупности с оценкой поступ-лений налогов в предыдущие периоды, создание благоприятных условий для предприятий-налогоплательщиков позволяющих снизить амплитуду колебаний показателей их экономической деятельности, а так же совер-шенствование и стабилизация законодательной базы.

Ключевыле слова: бюджет, детерминированные модели, методы прог-нозирования, макроэкономические показатели, налоги, налоговое планиро-вание, прогнозирование доходов, экстраполяция.

Страницы работы






Фрагмент текста работы

РАЗДЕЛ 1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Сущность и значение прогнозирования и планирования налоговых доходов бюджета, виды прогнозирования.

2. Информационное обеспечение планирования и прогнозирования поступлений налоговых доходов в бюджетную систему РФ

3. Методы прогнозирования и планирования налоговых поступлений.

4. Анализ в системе налогового прогнозирования

5. Налоговый потенциал страны (региона) и методы его оценки

6. Методика планирования поступлений по основным видам налогов

7. Налоговые риски государства

1. Сущность и значение прогнозирования и планирования налоговых доходов бюджета, виды прогнозирования

Проведение эффективной налоговой политики, одно из важнейших условий экономического роста России, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, возврата капиталов, а также привлечения в страну полномасштабных иностранных инвестиций. Объективный пофакторный анализ поступлений налогов и сборов позволяет выявить резервы для пополнения доходов бюджетов, определить заниженную (завышенную) налоговую нагрузку.

Планирование и прогнозирование поступлений в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, наряду с обеспечением доходной части бюджетов, увеличением и обеспечением стабильности налоговых поступлений, включает в себя также генерирование мер по совершенствованию действующей системы налогообложения. При налоговом планировании учитываются стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной и налоговой политики, заданные в Послании Президента и согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства.

Налоговое прогнозирование служит основой, во-первых, для выработки прогноза социально-экономического развития страны, субъектов РФ и муниципальных образований на среднесрочный и долгосрочный периоды; во-вторых, своевременного и обоснованного составления проектов бюджетов всех уровней на предстоящий год; в-третьих, для принятия необходимых социальных, экономических и политических решений в ходе исполнения соответствующих бюджетов.

Различают следующие вида прогнозирования:

1. текущее (включает оперативное и краткосрочное)

2. перспективное (включает среднесрочное и долгосрочное).

Оперативное прогнозирование осуществляется Минфином и финансовыми органами на месяц или квартал на основе внутренней отчетности налоговых органов.

Оперативное прогнозирование призвано:

- обеспечить реальную оценку поступлений налогов на ближайшее время для определения лимитов финансирования в рамках утвержденного бюджета и государственных программ;

- решает задачу подготовки аналитического материалов для осуществления краткосрочного (на один год) налогового прогнозирования, в ходе которого выявляются позитивные и негативные стороны исполнения доходной части бюджетов, а также уровень налоговых изъятий, состояние расчетов в хозяйстве и их влияние на рост или снижение недоимки.

Краткосрочное прогнозирование служит основой для составления проектов бюджетов различных уровней на очередной год. Его осуществляют те же органы, что и оперативное прогнозирование. Процесс краткосрочного прогнозирования состоит из ряда взаимосвязанных, последовательных и практических действий перечисленных ведомств:

1. Осуществляется детальный анализ позитивных и негативных сторон действующего налогового законодательства, как в целом, так и по отдельным видам налогов.

2. Разрабатываются предложения по внесению в налоговое законодательство дополнений и изменений, направленных на ликвидацию этих негативных воздействий.

3. Анализируются народнохозяйственные факторы, влияющие на поступление налогов в текущем году, и разрабатываются меры по устранению негативных факторов и укреплению позитивных тенденций.

4. На основе проведенного анализа хода поступлений по каждому виду налогов за истекший период и с учетом устраненных факторов по предыдущим действиям рассчитываются суммы поступлений по каждому виду налогов и в совокупности, с учетом вероятностных отклонений.

Оперативное и краткосрочное налоговое прогнозирование представляют собой две составляющие текущего прогнозирования, в процессе которого решаются в основном тактические задачи, вследствие чего, создаются важнейшие предпосылки стратегического налогового прогнозирования.

Из-за неустойчивости экономических процессов в России, перспективное налоговое прогнозирование (5 лет и белее) не получило достаточно полного развития и является составной частью социально-экономического прогноза на долго- и среднесрочную перспективу (до 5 лет), который разрабатывается Минэкономразвития.

2. Информационное обеспечение планирования и прогнозирования поступлений налоговых доходов в бюджетную систему РФ

При прогнозировании и планировании поступлений налоговых доходов в бюджетную систему РФ используют информационные источники двух блоков:

Первый блок - нормативные данные по налоговой и бюджетной политике: - ставки налогов;

- правила определения налоговой базы, вычеты, льготы;

- нормы распределения налоговых доходов между бюджетами;

- прогнозируемые макроэкономические условия использования бюджета (индекс цен, курс валют, ВВП, ВДС, котировки цен на нефть и пр.)

Второй блок - ретроспективные данные по показателям налоговой статистики:

- данные официальной статистики Росстата, ФНС;

- внутренняя отчетность налоговых органов и других ведомств

Бюджетно-налоговое планирование и регулирование: цели и задачи

Налоговое планирование на микро- и на макроуровне представляет собой составление планов налоговых платежей. Но цели стоят на разных уровнях разные. Предприятия стараются минимизировать суммы уплачиваемых налогов, а государство — сделать так, чтобы поступления в бюджет были максимально возможными.

Налоговое планирование должно основываться на положениях действующего законодательства. Оптимизация фискальных платежей как со стороны государства, так и со стороны хозяйствующих субъектов должна осуществляться в рамках правового поля и учитывать экономическую целесообразность того или иного действия.

Налоговые платежи являются одной из основных доходных статей бюджета любого государства.

Налоговое планирование на макроуровне

Государственная политика по налогам и сборам состоит в том, чтобы определить такие параметры фискальных платежей, чтобы, с одной стороны, обеспечить наполняемость бюджета, а с другой — не возложить излишнее бремя на бизнес и население.

На государственном уровне формируются как текущие (краткосрочные), так и стратегические (долгосрочные) планы. При их формировании очень важно соблюсти интересы всех сторон. От правильности прогноза поступлений фискальных платежей зависит план выполнения задач, на выполнение которых они направляются.

Государственное налоговое планирование включает следующие этапы:

  1. Определение целей и задач, которые будут выполняться за счет поступлений налогов и сборов.
  2. Оптимизация законодательства в области налогов и сборов для достижения поставленных целей.
  3. Разработка порядка распределения обязанностей и полномочий органов власти в этой области.
  4. Определение объемов и порядка распределения прогнозных поступлений.
  5. Разработка контрольных мероприятий в области сбора и расходования поступлений от налогов и сборов.
  6. Анализ и сопоставление плановых и фактических показателей и учет сделанных выводов при дальнейшем планировании.

Налоговое планирование на микроуровне

Целью, которую преследует налоговое прогнозирование и планирование на макроуровне, всегда является минимизация фискальных платежей. При этом очень важно не выходить за рамки правового поля. Агрессивное налоговое планирование на грани установленных законодательством норм может привести к обратному эффекту. Штрафные санкции за несоблюдение требований законодательства могут значительно превысить получаемую выгоду от применения незаконных схем оптимизации.

На сегодняшний день в РФ поставлены достаточно эффективные системы контроллинга за правильностью формирования налогооблагаемых баз и выявлением незаконного вывода активов и финансовых результатов из-под налогообложения.

Мы не будем останавливаться на противоречащих законодательству методиках оптимизации, а рассмотрим только законные инструменты. На микроуровне налоговое планирование включает:

  1. Формирование полного перечня уплачиваемых налогов и сборов.
  2. Анализ ставок, возможных к применению льгот и вычетов.
  3. Поиск путей снижения налогооблагаемых баз.
  4. Рассмотрение возможностей применения спецрежимов и анализ их эффективности.

Применяемые методы и инструменты

В различных ситуациях возможно применение различных методов и инструментов. Это зависит от множества факторов:

  • возможностей компании внутрихолдингового планирования;
  • преследуемых целей и ожидаемого экономического эффекта;
  • применяемой системы налогообложения;
  • вида деятельности.

Наиболее часто используемым является ситуационный метод. Ситуационный метод налогового планирования предусматривает следующие элементы:

  1. Определение перечня уплачиваемых налогов, анализ ставок и льгот. На основе этих данных формируется налоговое поле.
  2. Определение типовых хозяйственных операций, осуществляемых организацией.
  3. Формирование пакета возможных договорных отношений по типовым хозоперациям.
  4. Анализ применения тех или иных договоров, экономических операций на величину налоговой базы.
  5. Выбор наиболее оптимального варианта.

Расчетно-аналитический метод предусматривает вывод о прогнозных суммах налоговых платежей на основе анализа данных предшествующих периодов и учета прогноза изменений объемов продаж, расходных статей, численности работников. Также при применении этого метода учитывается вступление в силу новых законодательных норм.

Балансовый метод предусматривает составление на основе прогнозных данных бухгалтерских операций, оценку их влияния на сумму активов и пассивов компании и финансовый результат.

Специальные узкоспециализированные методы учитывают специфику влияния отдельной операции на объем налогооблагаемой базы. Например, к таким методам относятся следующие операции:

  1. Перенос доходов на будущее, отсрочка платежей. Отсрочка авансирования от покупателей при уплате НДС позволяет снизить суммы уплачиваемого НДС с аванса. Отсрочка поступлений при УСН — снижает налогооблагаемую базу при объекте обложения «Доходы».
  2. Замена вида договора. Например, перекупщику на УСН с объектом «Доходы» выгодно заменить договор купли-продажи с поставщиком договором комиссии. В этом случае базой обложения будет только комиссионное вознаграждение.
  3. Оптимизация статей затрат. Например, отказ от некоторых сотрудников и переход на работу с аутсорсинговой компанией.

Особенности плана фискальных платежей в группе компаний

На сегодняшний день многие организации при ведении деятельности объединяются в холдинги, концерны или просто составляют объединение групп компаний. Корпоративное налоговое планирование является сложным инструментом, позволяющим оптимизировать общую сумму фискальных платежей.

Кроме обычного прогнозирования на уровне каждого отдельного предприятия, при планировании очень важно не допускать перекосов внутри группы компаний. Например, когда одна компания холдинга уплачивает высокий налог на прибыль, а другие ведут убыточную деятельность. В этом случае задача сотрудников, ответственных за планирование налогов, провести анализ возникшей ситуации и вынести на рассмотрение руководства предложения об устранении перекосов. Например, можно:

  • пересмотреть внутрихолдинговые контакты. Если одна компания предоставляет остальным в аренду активы, то для корректировки сумм затрат можно пересмотреть суммы арендных платежей;
  • перераспределить работников между компаниями. Это позволит уменьшить затратную нагрузку по зарплате и уплачиваемым страховым взносам;
  • оптимизировать применение спецрежимов. Если одна из компаний в группе работает на УСН, то остальные, работающие с ней и уплачивающие налоги по ОСНО, теряют право на применение вычета по НДС.

Крупные корпорации применяют еще и международное налоговое планирование. Суть его заключается в том, что регистрируется подразделение холдинга в другом государстве с более мягким налогообложением и выводится в него налогооблагаемая база: активы, прибыль.

Читайте также: