Методика псн в войцех а кучер в костюкевич детский вариант

Опубликовано: 23.04.2024

Рогозина Ирина Геннадьевна

Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)

ВложениеРазмер
22_vyyavlenie_suicidalnogo_riska_u_detey.docx 25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)

Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют:

  1. учет перенесенных заболеваний или травмы мозга;
  2. влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс-фактора;
  3. анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличения своих недостатков, принижения успехов и достоинств.

В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти.

Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций:

  1. можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть;
  2. я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни;
  3. выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан;
  4. я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.

Исследования показали, что аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальные намерения, можно измерить с помощью теста, который прошел многократную проверку на практике.

Инструкция : Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалируется как определение интеллектуальных способностей ребенка. Ребенку зачитываются выражения, его задача соотнести их с соответствующими колонками заранее подготовленной таблицы в бланке ответа. На обдумывание внутреннего смысла выражения и определение темы его содержания отводится 5-7 секунд. Если ребенок не может отнести услышанное выражение к какой-либо теме, он его пропускает. Убедившись, что ребенок готов к работе, приступите к чтению высказываний.

  1. Выкормил змейку на свою шейку.
  2. Собрался жить, да взял и помер.
  3. От судьбы не уйдешь.
  4. Всякому мужу своя жена милее.
  5. Загорелась душа до винного ковша.
  6. Здесь бы умер, а там бы встал.
  7. Беду не зовут, она сама приходит.
  8. Коли у мужа с женою лад, то не нужен и клад.
  9. Кто пьет, тот и горшки бьет.
  10. Двух смертей не бывать, а одной не миновать.
  11. Сидят вместе, а глядят врозь.
  12. Утром был молодец, а вечером мертвец.
  13. Вино уму не товарищ.
  14. Доброю женою и муж честен.
  15. Кого жизнь ласкает, тот и горя не знает.
  16. Кто не родится, тот и не умрет.
  17. Жена не лапоть, с ноги не сбросишь.
  18. В мире жить - с миром быть.
  19. Чай не водка, много не выпьешь.
  20. В согласном стаде волк не страшен.
  21. В тесноте, да не в обиде.
  22. Гора с горою не сойдется, а человек с человеком столкнется.
  23. Жизнь надокучила, а к смерти не привыкнуть.
  24. Болячка мала, да болезнь велика.
  25. Не жаль вина, а жаль ума.
  26. Вволю наешься, да вволю не наживешься.
  27. Жизнь прожить - что море переплыть: побарахтаешься, да и ко дну.
  28. Всякий родится, да не всякий в люди годится.
  29. Других не суди, на себя погляди.
  30. Хорошо тому жить, кому не о чем судить.
  31. Живет – не живет, а проживать - проживает.
  32. Все вдруг пропало, как вешний лед.
  33. Без копейки рубль щербатый.
  34. Без осанки и конь корова.
  35. Не место красит человека, а человек - место.
  36. Болезнь человека не красит.
  37. Влетел орлом, а прилетел голубем.
  38. Хорошо тому щеголять, у кого денежки звенят.
  39. В уборке и пень хорош.
  40. Доход не живет без хлопот.
  41. Нашла коса на камень.
  42. Нелады да свары хуже пожара.
  43. Заплати грош, да посади в рожь – вот будет хорош!
  44. Кто солому покупает, а кто и сено продает.
  45. Седина бобра не портит.
  46. Бешеному дитяти ножа не давати.
  47. Не годы старят, а жизнь.
  48. В долгах как в шелках.
  49. Бранись, а на мир слово оставляй.
  50. Зеленый седому не указ.
  51. А нам что черт, что батька.
  52. Моя хата с краю, ничего не знаю.
  53. Лежачего не бьют.
  54. Что в лоб, что по лбу – все едино.
  55. Все люди как люди, а ты шиш на блюде.
  56. Ученье свет, а не ученье – тьма.
  57. И медведь из запасу лапу сосет.
  58. Жирен кот, коль мясо не жрет.
  59. Выношенная шуба не греет.
  60. Совесть спать не дает.
  61. Вали с больной головы на здоровую.
  62. Мал, да глуп – за то и бьют.
  63. Не в бороде честь – борода и козла есть.
  64. Одно золото не стареется.
  65. Наш пострел везде поспел.
  66. Муху бьют за назойливость.
  67. Надоел горше горькой редки.
  68. Живет на широкую ногу.
  69. Легка ноша на чужом плече.
  70. Не в свои сани не садись.
  71. Чужая одежда – не надежда.
  72. Высоко летаешь, да низко садишься.
  73. Двум господам не служат.
  74. Мягко стелет, да твердо спать.
  75. За одного битого двух небитых дают.
  76. За худые дела слетит и голова.
  77. Говорить умеет, да не смеет.
  78. Кто до денег охоч, тот не спит и всю ночь.
  79. Кабы не дырка во рту, так бы в золоте ходил.
  80. Красив в строю, силен в бою.
  81. Гори все синим пламенем.
  82. Бараны умеют жить: у них самая паршивая овца в каракуле ходит.
  83. Если все время мыслить, то на что же существовать.
  84. На птичьих правах высоко взлетишь.
  85. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Поставьте «+» в графу с темой услышанного высказывания

ДИАГНОСТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
(М.В.ГОРСКАЯ)
Наличие неблагоприятного социального окружения – обычно основная причина, побуждающая подростка к совершению суицидальной попытки. Именно в ближайшем окружении он может найти или потерять опору, поддерживающую его в жизни. Анализ причин подросткового суицида с этой точки зрения позволил сгруппировать их вокруг трех основных факторов:

1. Взаимоотношения с родителями зависят от степени понимания ими своих детей, сопереживания, нормативности отношений;
2. Проблемы в школе связаны с личностью учителя (авторитарной, попустительской и сотрудничающей), социометрическим статусом подростка в классе (лидер, изгой и т.д.) и личностным отношением к успеваемости, факторам жизненных перспектив;
3. Взаимоотношения со сверстниками – общение с друзьями (наличие близкого друга, принадлежность к неформальному объединению), межполовое общение (любовь, конфликты с противоположным полом).

Анализ вариантов суицидального поведения позволяет сделать вывод, что подростки, совершающие попытку самоубийства, имеют личностные особенности, располагающие в определенных ситуациях к подобному типу поведения. Поэтому в психологии важно разработать пакет диагностических методов, позволяющих на ранних стадиях обнаружить развитие кризиса и оказать необходимую психотерапевтическую помощь. Такие попытки неоднократно предпринимались.

Определенные данные можно получить с помощью небольших методик. Достоверность результатов повышается при использовании не одной, а нескольких методик. Так, Н.В. Агазаде и Л.М. Кульгавин предлагают применять цикл методик, состоящий из 5 последовательно проводимых тестов: вопросник состояния реактивной тревожности Спилбергера (1970), цветовой тест Люшера (1947) и его модификации – цветовой мозаики (Н.B. Агазаде, Л.М. Кульгавин, 1984), методики определения агрессивности (В.В Гульдан, С.А. Сургуладзе, 1983) и методики определения аутоагрессивности (Н.В. Агазаде, 1984).

Кроме перечисленных методик, существуют приемы, которые психологи используют после того, как работа с суицидентом проведена. Они необходимы для того, чтобы проверить эффективность проведенной психотерапевтической работы. Например, В. Франкл предлагал пациентам расположить значимые события в прошлом и предполагаемые на прямой, символизирующей жизнь. Отказ человека отметить события будущего считался тревожным признаком.

Мы, в свою очередь, создали пакет диагностических методик, преимущество которого в простоте проведения и минимальных затратах времени при обработке результатов. Он позволяет также достаточно точно выявить индивидуальные особенности, располагающие к суицидальному поведению. Методики рассчитаны на возраст 16-17 лет. При создании пакета диагностических методик мы исходили из того, что такие психологические особенности, как личностная тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность, а также негативное восприятие окружающего и отсутствие осознанного стремления к жизни влияют на способ реагирования подростка в неблагоприятной ситуации.

Пакет диагностических методик включает в себя опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности», адаптированный нами к подростковому возрасту, и метод «Незаконченные предложения». Опросник Г.Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.

ВЫЯВЛЕНИЕ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ДЕТЕЙ
( А.А. КУЧЕР, В.П. КОСТЮКЕВИЧ )

Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций:
• можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть;
• я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни;
• выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан;
• я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.

Исследования показали, что аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальные намерения, можно измерить с помощью теста, который прошел многократную проверку на практике.


Цель : исследование аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения
Объект : учащиеся 5- 11 класса
Форма проведения : индивидуальная и групповая

Инструкция : Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалируется как определение интеллектуальных способностей ребенка. Ребенку зачитываются выражения, его задача соотнести их с соответствующими колонками заранее подготовленной таблицы в бланке ответа. На обдумывание внутреннего смысла выражения и определение темы его содержания отводится 5-7 секунд. Если ребенок не может отнести услышанное выражение к какой-либо теме, он его пропускает.


Обработка результатов

После заполнения бланка подсчитывается количество отметок в каждой колонке. Ответы интерпретируются на основе таблиц 1-6. О наличии суицидального риска свидетельствует результат, полученный в колонке "Добровольный уход из жизни". Результаты, полученные по остальным показателям, дают информацию о других факторах суицидального риска как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.

* Правая граница числового интервала дается исключительно.

Таблица № 2 (девочки 5-7 класс)

* Правая граница числового интервала дается исключительно.

Таблица № 3 (мальчики 8-9 класс)

* Правая граница числового интервала дается исключительно.

Таблица № 4 (девочки 8-9 класс)

* Правая граница числового интервала дается исключительно.

Таблица № 5 (мальчики 10-11 класс)

*Правая граница числового интервала дается исключительно.

Таблица № 6 (девочки 10-11 класс)

* Правая граница числового интервала дается исключительно.

При анализе результата тестирования целесообразно помнить, что наличие суицидального риска определяет результат, полученный в колонке "Добровольный уход из жизни", а результаты остальных показателей дают информацию о факторе, который способствует формированию суицидальных намерений.
Если результат колонки "Добровольный уход из жизни" меньше представленных в интерпретационной таблице показателей, то это означает, что риск суицидального поведения невысок, но при этом можно судить о других факторах, представленных в остальных колонках, как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.

ИЗМЕРЕНИЕ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ
СНИЖЕННОГО НАСТРОЕНИЯ – СУБДЕПРЕССИИ

Фамилия_________________________________ Имя____________
Дата заполнения_________

Инструкция: «Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и обведите одну из четырех цифр справа, в зависимости от того, как Вы чувствуете себя в настоящее время».

1. Я чувствую подавленность, тоску

2. Утром я чувствую себя лучше всего

3. У меня близко слезы

4. У меня плохой ночной сон

5. У меня аппетит не хуже обычного

6. Мне приятно общаться с привлекательными женщинами (мужчинами)

7. Я теряю в весе

8. Меня беспокоят запоры

9. Мое сердце бьется быстрее, чем обычно

10. Я устаю без всяких причин

11. Я мыслю так же ясно, как и всегда

12. Мне легко делать то, что я умею

13. Я чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте

14. Я надеюсь на будущее

15. Я более раздражителен, чем обычно

16. Мне легко принимать решения

17. Я чувствую, что полезен и необходим

18. Я живу достаточно полной жизнью

19. Я чувствую, что другим людям станет лучше, если меня не будет

20. Меня и сейчас радует то, что радовало всегда

ИЗМЕРЕНИЕ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ
СНИЖЕННОГО НАСТРОЕНИЯ – СУБДЕПРЕССИИ

2. Утром я чувствую себя лучше всего

5. У меня аппетит не хуже обычного

6. Мне приятно общаться с привлекательными женщинами (мужчинами)

11. Я мыслю так же ясно, как и всегда

12. Мне легко делать то, что я умею

14. Я надеюсь на будущее

16. Мне легко принимать решения

17. Я чувствую, что полезен и необходим

18. Я живу достаточно полной жизнью

20. Меня и сейчас радует то, что радовало всегда

ДИАГНОСТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
(М.В.ГОРСКАЯ)
Неоконченные предложения

Инструкция: Закончите предложения.

Завтра я….
Когда я закончу школу….
Наступит день, когда….
Я хочу жить, потому что….
Обработка результатов качественная

Обработка результатов
Нормы по каждому качеству

Низкий уровень – ≤7
Средний – 8 – 14
Выше среднего – 15–18
Высокий – ≥18
Ключ
1 5 9 13 17 21 25 29 33 37 Тревожность
2 6 10 14 18 22 26 30 34 38 Фрустрированность
3 7 11 15 19 23 27 31 35 39 Агрессивность
4 8 12 16 20 24 28 32 36 40 Ригидность

ВЫЯВЛЕНИЕ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ДЕТЕЙ ( А.А. КУЧЕР, В.П. КОСТЮКЕВИЧ )


Текст методики

1. Выкормил змейку на свою шейку.
2. Собрался жить, да взял и помер.
3. От судьбы не уйдешь.
4. Всякому мужу своя жена милее.
5. Загорелась душа до винного ковша.
6. Здесь бы умер, а там бы встал.
7. Беду не зовут, она сама приходит.
8. Коли у мужа с женою лад, то не нужен и клад.
9. Кто пьет, тот и горшки бьет.
10. Двух смертей не бывать, а одной не миновать.
11. Сидят вместе, а глядят врозь.
12. Утром был молодец, а вечером мертвец.
13. Вино уму не товарищ.
14. Доброю женою и муж честен.
15. Кого жизнь ласкает, тот и горя не знает.
16. Кто не родится, тот и не умрет.
17. Жена не лапоть, с ноги не сбросишь.
18. В мире жить - с миром быть.
19. Чай не водка, много не выпьешь.
20. В согласном стаде волк не страшен.
21. В тесноте, да не в обиде.
22. Гора с горою не сойдется, а человек с человеком столкнется.
23. Жизнь надокучила, а к смерти не привыкнуть.
24. Болячка мала, да болезнь велика.
25. Не жаль вина, а жаль ума.
26. Вволю наешься, да вволю не наживешься.
27. Жизнь прожить - что море переплыть: побарахтаешься, да и ко дну.
28. Всякий родится, да не всякий в люди годится.
29. Других не суди, на себя погляди.
30. Хорошо тому жить, кому не о чем судить.
31. Живет - не живет, а проживать - проживает.
32. Все вдруг пропало, как внешний лед.
33. Без копейки рубль щербатый.
34. Без осанки и конь корова.
35. Не место красит человека, а человек - место.
36. Болезнь человека не красит.
37. Влетел орлом, а прилетел голубем.
38. Хорошо тому щеголять, у кого денежки звенят.
39. В уборке и пень хорош.
40. Доход не живет без хлопот.
41. Нашла коса на камень.
42. Нелады да свары хуже пожара.
43. Заплати грош, да посади в рожь - вот будет хорош!
44. Кто солому покупает, а кто и сено продает.
45. Седина бобра не портит.
46. Бешеному дитяти ножа не давати.
47. Не годы старят, а жизнь.
48. В долгах как в шелках.
49. Бранись, а на мир слово оставляй.
50. Зеленый седому не указ.
51. А нам что черт, что батька.
52. Моя хата с краю, ничего не знаю.
53. Лежачего не бьют.
54. Что в лоб, что по лбу - все едино.
55. Все люди как люди, а ты шиш на блюде.
56. Ученье свет, а не ученье - тьма.
57. И медведь из запасу лапу сосет.
58. Жирен кот, коль мясо не жрет.
59. Выношенная шуба не греет.
60. Совесть спать не дает.
61. Вали с больной головы на здоровую.
62. Мал, да глуп - за то и бьют.
63. Не в бороде честь - борода и козла есть.
64. Одно золото не стареется.
65. Наш пострел везде поспел.
66. Муху бьют за назойливость.
67. Надоел горше горькой редки.
68. Живет на широкую ногу.
69. Легка ноша на чужом плече.
70. Не в свои сани не садись.
71. Чужая одежда - не надежда.
72. Высоко летаешь, да низко садишься.
73. Двум господам не служат.
74. Мягко стелет, да твердо спать.
75. За одного битого двух небитых дают.
76. За худые дела слетит и голова.
77. Говорить умеет, да не смеет.
78. Кто до денег охоч, тот не спит и всю ночь.
79. Кабы не дырка во рту, так бы в золоте ходил.
80. Красив в строю, силен в бою.
81. Гори все синим пламенем.
82. Бараны умеют жить: у них самая паршивая овца в каракуле ходит.
83. Если все время мыслить, то на что же существовать.
84. На птичьих правах высоко взлетишь.
85. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Поставьте «+» в графу с темой услышанного высказывания

Деньги и проблемы с ними

Добровольный уход из жизни

Потеря смысла жизни

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути

Отношения с окружающими

Обработка результатов
После заполнения бланка подсчитывается количество отметок в каждой колонке. Ответы интерпретируются на основе таблиц 1-6. О наличии суицидального риска свидетельствует результат, полученный в колонке «Добровольный уход из жизни». Результаты, полученные по остальным показателям, дают информацию о других факторах суицидального риска как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.
Таблица №1 (мальчики 5-7 класс)
Факторы суицидального риска
Требуется особое внимание
Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики
13-15
Более 15

Несчастная любовь
10-12
Более 12

Противоправные действия
13-15
Более 15

Деньги и проблемы с ними
16-17
Более 17

Добровольный уход из жизни
10-11
Более 11

Семейные неурядицы
12-14
Более 14

Потеря смысла жизни
12-13
Более 13

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости
12-14
Более 14

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути
11-13
Более 13

Отношения с окружающими
15-18
Более 18

* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица №2 (девочки 5-7 класс)
Факторы суицидального риска
Требуется особое внимание
Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики
10-11
Более 11

Несчастная любовь
9-11
Более 11

Противоправные действия
12-14
Более 14

Деньги и проблемы с ними
15-17
Более 17

Добровольный уход из жизни
10-11
Более 11

Семейные неурядицы
13-14
Более 14

Потеря смысла жизни
12-13
Более 13

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости
13-14
Более 14

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути
12-14
Более 14

Отношения с окружающими
15-18
Более 18

* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица №3 (мальчики 8-9 класс)
Факторы суицидального риска
Требуется особое внимание
Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики
11-12
Более 12

Несчастная любовь
11-13
Более 13

Противоправные действия
13-15
Более 15

Деньги и проблемы с ними
16-18
Более 18

Добровольный уход из жизни
10-12
Более 12

Семейные неурядицы
11-13
Более 13

Потеря смысла жизни
11-12
Более 12

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости
12-13
Более 13

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути
10-12
Более 12

Отношения с окружающими
14-16
Более 16

* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица №4 (девочки 8-9 класс)
Факторы суицидального риска
Требуется особое внимание
Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики
11-12
Более 12

Несчастная любовь
11-12
Более 12

Противоправные действия
13-14
Более 14

Деньги и проблемы с ними
16-17
Более 17

Добровольный уход из жизни
9-11
Более 11

Семейные неурядицы
11-12
Более 12

Потеря смысла жизни
11-13
Более 13

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости
11-13
Более 13

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути
11-12
Более 12

Отношения с окружающими
15-16
Более 16

* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица №5 (мальчики 10-11 класс)
Факторы суицидального риска
Требуется особое внимание
Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики
10-11
Более 11

Несчастная любовь
8-10
Более 10

Противоправные действия
13-15
Более 15

Деньги и проблемы с ними
18-20
Более 20

Добровольный уход из жизни
7-8
Более 8

Семейные неурядицы
11-13
Более 13

Потеря смысла жизни
11-12
Более 12

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости
11-13
Более 13

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути
11-12
Более 12

Отношения с окружающими
19-23
Более 23

* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица №6 (девочки 10-11 класс)
Факторы суицидального риска
Требуется особое внимание
Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики
9
Более 9

Несчастная любовь
8-10
Более 10

Противоправные действия
13-15
Более 15

Деньги и проблемы с ними
18-20
Более 20

Добровольный уход из жизни
7-8
Более 8

Семейные неурядицы
12-13
Более 13

Потеря смысла жизни
11-13
Более 13

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости
12-13
Более 13

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути
11-13
Более 13

Отношения с окружающими
22-25
Более 25

* Правая граница числового интервала дается исключительно
При анализе результата тестирования целесообразно помнить, что наличие суицидального риска определяет результат, полученный в колонке «Добровольный уход из жизни», а результаты остальных показателей дают информацию о факторе, который способствует формированию суицидальных намерений.
Если результат колонки «Добровольный уход из жизни» меньше представленных в интерпретационной таблице показателей, то это означает, что риск суицидального поведения невысок, но при этом можно судить о других факторах, представленных в остальных колонках, как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.
Заголовок 1 Заголовок 4 Заголовок 515

Профилактика самоубийств — это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности.Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют:
• учет перенесенных заболеваний или травмы мозга;
• влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс-фактора;
• анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличения своих недостатков, принижения успехов и достоинств.В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти.Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций:
• можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть;
• я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни;
• выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан;
• я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.Исследования показали, что аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальные намерения, можно измерить с помощью теста, который прошел многократную проверку на практике.Цель: исследование аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намеренияОбъект: учащиеся 5- 11 классаФорма проведения: индивидуальная и групповая

Инструкция: Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалируется как определение интеллектуальных способностей ребенка. Ребенку зачитываются выражения, его задача соотнести их с соответствующими колонками заранее подготовленной таблицы в бланке ответа. На обдумывание внутреннего смысла выражения и определение темы его содержания отводится 5-7 секунд. Если ребенок не может отнести услышанное выражение к какой-либо теме, он его пропускает. Убедившись, что ребенок готов к работе, приступите к чтению высказываний.

Текст методики

  1. Выкормил змейку на свою шейку.
  2. Собрался жить, да взял и помер.
  3. От судьбы не уйдешь.
  4. Всякому мужу своя жена милее.
  5. Загорелась душа до винного ковша.
  6. Здесь бы умер, а там бы встал.
  7. Беду не зовут, она сама приходит.
  8. Коли у мужа с женою лад, то не нужен и клад.
  9. Кто пьет, тот и горшки бьет.
  10. Двух смертей не бывать, а одной не миновать.
  11. Сидят вместе, а глядят врозь.
  12. Утром был молодец, а вечером мертвец.
  13. Вино уму не товарищ.
  14. Доброю женою и муж честен.
  15. Кого жизнь ласкает, тот и горя не знает.
  16. Кто не родится, тот и не умрет.
  17. Жена не лапоть, с ноги не сбросишь.
  18. В мире жить — с миром быть.
  19. Чай не водка, много не выпьешь.
  20. В согласном стаде волк не страшен.
  21. В тесноте, да не в обиде.
  22. Гора с горою не сойдется, а человек с человеком столкнется.
  23. Жизнь надокучила, а к смерти не привыкнуть.
  24. Болячка мала, да болезнь велика.
  25. Не жаль вина, а жаль ума.
  26. Вволю наешься, да вволю не наживешься.
  27. Жизнь прожить — что море переплыть: побарахтаешься, да и ко дну.
  28. Всякий родится, да не всякий в люди годится.
  29. Других не суди, на себя погляди.
  30. Хорошо тому жить, кому не о чем судить.
  31. Живет — не живет, а проживать — проживает.
  32. Все вдруг пропало, как внешний лед.
  33. Без копейки рубль щербатый.
  34. Без осанки и конь корова.
  35. Не место красит человека, а человек — место.
  36. Болезнь человека не красит.
  37. Влетел орлом, а прилетел голубем.
  38. Хорошо тому щеголять, у кого денежки звенят.
  39. В уборке и пень хорош.
  40. Доход не живет без хлопот.
  41. Нашла коса на камень.
  42. Нелады да свары хуже пожара.
  43. Заплати грош, да посади в рожь — вот будет хорош!
  44. Кто солому покупает, а кто и сено продает.
  45. Седина бобра не портит.
  46. Бешеному дитяти ножа не давати.
  47. Не годы старят, а жизнь.
  48. В долгах как в шелках.
  49. Бранись, а на мир слово оставляй.
  50. Зеленый седому не указ.
  51. А нам что черт, что батька.
  52. Моя хата с краю, ничего не знаю.
  53. Лежачего не бьют.
  54. Что в лоб, что по лбу — все едино.
  55. Все люди как люди, а ты шиш на блюде.
  56. Ученье свет, а не ученье — тьма.
  57. И медведь из запасу лапу сосет.
  58. Жирен кот, коль мясо не жрет.
  59. Выношенная шуба не греет.
  60. Совесть спать не дает.
  61. Вали с больной головы на здоровую.
  62. Мал, да глуп — за то и бьют.
  63. Не в бороде честь — борода и козла есть.
  64. Одно золото не стареется.
  65. Наш пострел везде поспел.
  66. Муху бьют за назойливость.
  67. Надоел горше горькой редки.
  68. Живет на широкую ногу.
  69. Легка ноша на чужом плече.
  70. Не в свои сани не садись.
  71. Чужая одежда — не надежда.
  72. Высоко летаешь, да низко садишься.
  73. Двум господам не служат.
  74. Мягко стелет, да твердо спать.
  75. За одного битого двух небитых дают.
  76. За худые дела слетит и голова.
  77. Говорить умеет, да не смеет.
  78. Кто до денег охоч, тот не спит и всю ночь.
  79. Кабы не дырка во рту, так бы в золоте ходил.
  80. Красив в строю, силен в бою.
  81. Гори все синим пламенем.
  82. Бараны умеют жить: у них самая паршивая овца в каракуле ходит.
  83. Если все время мыслить, то на что же существовать.
  84. На птичьих правах высоко взлетишь.
  85. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Поставьте «+» в графу с темой услышанного высказывания
Алкоголь, наркотики
Несчастная любовь
Противоправные действия
Деньги и проблемы с ними
Добровольный уход из жизни
Семейные неурядицы
Потеря смысла жизни
Чувство неполноценности,
ущербности, уродливости
Школьные проблемы,
проблема выбора
жизненного пути
Отношения с окружающими

Обработка результатов

После заполнения бланка подсчитывается количество отметок в каждой колонке. Ответы интерпретируются на основе таблиц 1-6. О наличии суицидального риска свидетельствует результат, полученный в колонке «Добровольный уход из жизни». Результаты, полученные по остальным показателям, дают информацию о других факторах суицидального риска как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.

Таблица № 1 (мальчики 5-7 класс)

Факторы суицидального риска Требуется особое внимание Требуется формирование
антисуицидальных факторов
Алкоголь, наркотики 13-15 Более 15
Несчастная любовь 10-12 Более 12
Противоправные действия 13-15 Более 15
Деньги и проблемы с ними 16-17 Более 17
Добровольный уход из жизни 10-11 Более 11
Семейные неурядицы 12-14 Более 14
Потеря смысла жизни 12-13 Более 13
Чувство неполноценности,
ущербности, уродливости
12-14 Более 14
Школьные проблемы,
проблема выбора
жизненного пути
11-13 Более 13
Отношения с окружающими 15-18 Более 18

* Правая граница числового интервала дается исключительно Таблица № 2 (девочки 5-7 класс)

Факторы суицидального риска Требуется особое внимание Требуется формирование
антисуицидальных факторов
Алкоголь, наркотики 10-11 Более 11
Несчастная любовь 9-11 Более 11
Противоправные действия 12-14 Более 14
Деньги и проблемы с ними 15-17 Более 17
Добровольный уход из жизни 10-11 Более 11
Семейные неурядицы 13-14 Более 14
Потеря смысла жизни 12-13 Более 13
Чувство неполноценности,
ущербности, уродливости
13-14 Более 14
Школьные проблемы,
проблема выбора
жизненного пути
12-14 Более 14
Отношения с окружающими 15-18 Более 18

* Правая граница числового интервала дается исключительно Таблица № 3 (мальчики 8-9 класс)

Факторы суицидального риска Требуется особое внимание Требуется формирование
антисуицидальных факторов
Алкоголь, наркотики 11-12 Более 12
Несчастная любовь 11-13 Более 13
Противоправные действия 13-15 Более 15
Деньги и проблемы с ними 16-18 Более 18
Добровольный уход из жизни 10-12 Более 12
Семейные неурядицы 11-13 Более 13
Потеря смысла жизни 11-12 Более 12
Чувство неполноценности,
ущербности, уродливости
12-13 Более 13
Школьные проблемы,
проблема выбора
жизненного пути
10-12 Более 12
Отношения с окружающими 14-16 Более 16

* Правая граница числового интервала дается исключительно Таблица № 4 (девочки 8-9 класс)

Факторы суицидального риска Требуется особое внимание Требуется формирование
антисуицидальных факторов
Алкоголь, наркотики 11-12 Более 12
Несчастная любовь 11-12 Более 12
Противоправные действия 13-14 Более 14
Деньги и проблемы с ними 16-17 Более 17
Добровольный уход из жизни 9-11 Более 11
Семейные неурядицы 11-12 Более 12
Потеря смысла жизни 11-13 Более 13
Чувство неполноценности,
ущербности, уродливости
11-13 Более 13
Школьные проблемы,
проблема выбора
жизненного пути
11-12 Более 12
Отношения с окружающими 15-16 Более 16

* Правая граница числового интервала дается исключительно Таблица № 5 (мальчики 10-11 класс)

Факторы суицидального риска Требуется особое внимание Требуется формирование
антисуицидальных факторов
Алкоголь, наркотики 10-11 Более 11
Несчастная любовь 8-10 Более 10
Противоправные действия 13-15 Более 15
Деньги и проблемы с ними 18-20 Более 20
Добровольный уход из жизни 7-8 Более 8
Семейные неурядицы 11-13 Более 13
Потеря смысла жизни 11-12 Более 12
Чувство неполноценности,
ущербности, уродливости
11-13 Более 13
Школьные проблемы,
проблема выбора
жизненного пути
11-12 Более 12
Отношения с окружающими 19-23 Более 23

* Правая граница числового интервала дается исключительно Таблица № 6 (девочки 10-11 класс)

Факторы суицидального риска Требуется особое внимание Требуется формирование
антисуицидальных факторов
Алкоголь, наркотики 9 Более 9
Несчастная любовь 8-10 Более 10
Противоправные действия 13-15 Более 15
Деньги и проблемы с ними 18-20 Более 20
Добровольный уход из жизни 7-8 Более 8
Семейные неурядицы 12-13 Более 13
Потеря смысла жизни 11-13 Более 13
Чувство неполноценности,
ущербности, уродливости
12-13 Более 13
Школьные проблемы,
проблема выбора
жизненного пути
11-13 Более 13
Отношения с окружающими 22-25 Более 25

* Правая граница числового интервала дается исключительно При анализе результата тестирования целесообразно помнить, что наличие суицидального риска определяет результат, полученный в колонке «Добровольный уход из жизни», а результаты остальных показателей дают информацию о факторе, который способствует формированию суицидальных намерений.Если результат колонки «Добровольный уход из жизни» меньше представленных в интерпретационной таблице показателей, то это означает, что риск суицидального поведения невысок, но при этом можно судить о других факторах, представленных в остальных колонках, как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.

Поставьте «+» в графу с темой услышанного высказывания

Деньги и проблемы с ними

Добровольный уход из жизни

Потеря смысла жизни

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути

Отношения с окружающими

Обработка результатов
После заполнения бланка подсчитывается количество отметок в каждой колонке. Ответы интерпретируются на основе таблиц 1-6. О наличии суицидального риска свидетельствует результат, полученный в колонке «Добровольный уход из жизни». Результаты, полученные по остальным показателям, дают информацию о других факторах суицидального риска как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.
Таблица №1 (мальчики 5-7 класс)
Факторы суицидального риска
Требуется особое внимание
Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики
13-15
Более 15

Несчастная любовь
10-12
Более 12

Противоправные действия
13-15
Более 15

Деньги и проблемы с ними
16-17
Более 17

Добровольный уход из жизни
10-11
Более 11

Семейные неурядицы
12-14
Более 14

Потеря смысла жизни
12-13
Более 13

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости
12-14
Более 14

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути
11-13
Более 13

Отношения с окружающими
15-18
Более 18

* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица №2 (девочки 5-7 класс)
Факторы суицидального риска
Требуется особое внимание
Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики
10-11
Более 11

Несчастная любовь
9-11
Более 11

Противоправные действия
12-14
Более 14

Деньги и проблемы с ними
15-17
Более 17

Добровольный уход из жизни
10-11
Более 11

Семейные неурядицы
13-14
Более 14

Потеря смысла жизни
12-13
Более 13

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости
13-14
Более 14

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути
12-14
Более 14

Отношения с окружающими
15-18
Более 18

* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица №3 (мальчики 8-9 класс)
Факторы суицидального риска
Требуется особое внимание
Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики
11-12
Более 12

Несчастная любовь
11-13
Более 13

Противоправные действия
13-15
Более 15

Деньги и проблемы с ними
16-18
Более 18

Добровольный уход из жизни
10-12
Более 12

Семейные неурядицы
11-13
Более 13

Потеря смысла жизни
11-12
Более 12

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости
12-13
Более 13

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути
10-12
Более 12

Отношения с окружающими
14-16
Более 16

* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица №4 (девочки 8-9 класс)
Факторы суицидального риска
Требуется особое внимание
Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики
11-12
Более 12

Несчастная любовь
11-12
Более 12

Противоправные действия
13-14
Более 14

Деньги и проблемы с ними
16-17
Более 17

Добровольный уход из жизни
9-11
Более 11

Семейные неурядицы
11-12
Более 12

Потеря смысла жизни
11-13
Более 13

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости
11-13
Более 13

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути
11-12
Более 12

Отношения с окружающими
15-16
Более 16

* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица №5 (мальчики 10-11 класс)
Факторы суицидального риска
Требуется особое внимание
Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики
10-11
Более 11

Несчастная любовь
8-10
Более 10

Противоправные действия
13-15
Более 15

Деньги и проблемы с ними
18-20
Более 20

Добровольный уход из жизни
7-8
Более 8

Семейные неурядицы
11-13
Более 13

Потеря смысла жизни
11-12
Более 12

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости
11-13
Более 13

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути
11-12
Более 12

Отношения с окружающими
19-23
Более 23

* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица №6 (девочки 10-11 класс)
Факторы суицидального риска
Требуется особое внимание
Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики
9
Более 9

Несчастная любовь
8-10
Более 10

Противоправные действия
13-15
Более 15

Деньги и проблемы с ними
18-20
Более 20

Добровольный уход из жизни
7-8
Более 8

Семейные неурядицы
12-13
Более 13

Потеря смысла жизни
11-13
Более 13

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости
12-13
Более 13

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути
11-13
Более 13

Отношения с окружающими
22-25
Более 25

* Правая граница числового интервала дается исключительно
При анализе результата тестирования целесообразно помнить, что наличие суицидального риска определяет результат, полученный в колонке «Добровольный уход из жизни», а результаты остальных показателей дают информацию о факторе, который способствует формированию суицидальных намерений.
Если результат колонки «Добровольный уход из жизни» меньше представленных в интерпретационной таблице показателей, то это означает, что риск суицидального поведения невысок, но при этом можно судить о других факторах, представленных в остальных колонках, как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.
Заголовок 1 Заголовок 4 Заголовок 515

Читайте также: