Метод налогообложения в большей степени реализующий идею социальной справедливости

Опубликовано: 16.04.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Угрюмов Е.С. Принцип справедливости налогообложения - как основа проведения социальной политики государства // Политика, государство и право. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/01/1179 (дата обращения: 12.04.2021).

Налоговая система, в её обобщенном понимании – это совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с национальным законодательством, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, норм и правил, определяющих правомочия и ответственность участников налоговых правоотношений. [1, с. 25]

Основные принципы налогообложения были сформулированы великим шотландским экономистом А. Смитом ещё в XVIII веке. Сегодня они известны, как классические принципы налогообложения. Выделим, некоторые из них:

1.Принцип справедливости. Является основополагающим, однако трактуется по-разному. Понятие справедливость в наше время, юридически не определено, это сугубо абстрактная величина. Она находится в зависимости от исторического этапа развития общества, уровня культурного и духовного развития лица. Смит сформулировал принцип справедливости налогообложения, как обязанность всех уплачивать налоги исходя из реальной платежеспособности лица. В наше время существует две точки зрения на справедливость налогообложения:

-в основе налогообложения лежит критерий вертикального и горизонтального равенства, т. е. условия не зависят от уровня дохода, благосостояния и других факторов. При этом предполагается минимизация налоговых ставок, и практически полная отмена льгот.

-выравнивание доходов налогоплательщиков. Предполагает дифференцированную систему ставок, гибкую систему льгот. Иными словами, обеспеченные граждане должны платить больше, чем менее обеспеченные слои населения.

2.Принцип определенности. Содержание принципа в том, что для каждого налогоплательщика должен быть четко определены сумма и срок уплаты налогов.

3.Принцип исчисления и удобства уплаты налога.

4.Принцип экономии. Расходы по взиманию налога должны быть минимальными.

Вообще, необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Правительство страны, в зависимости от экономического уровня развития, состояния мировой экономики, поставленных приоритетных задач в развитии страны регулирует экономический, социальный и инвестиционный климат в стране по средствам инструментов налоговой политики.

Социальная политика является приоритетным направлением современной экономической политики РФ. Она заключается в реализации следующих направлений:

1) повышения уровня жизни населения;

2) снижение уровня безработицы и удовлетворение потребностей производства;

3) поддержку реального уровня доходов граждан, контроль за инфляцией;

4) развитие образования, здравоохранения и других социальных отраслей.

Таким образом, суть социальной политики заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий для участия в общественном производстве.

Одной из целей социальной политики является поддержка оптимального соотношения между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов. [2, с 251]

Несмотря на положительные тенденции социальной политики России, при реализации её механизмов в нашей стране отсутствует основной принцип построения экономики современных развитых стран – принцип социальной справедливости налогообложения, который заключается в дифференциации ставок налога и реализуется через механизмы налоговой системы.

Прогрессивная шкала налогообложения дохода применяется во многих развитых и развивающихся странах мира. Так примеру, в США ставка налога доходит до 35%, в Германии – до 45 %, а во Франции, вообще до 75% на сверхдоходы граждан. В России, как мы знаем, основная ставка налога составляет 13% и применяется плоская шкала налогообложения.

В настоящее время по данным ФНС России расслоение населения по доходам необычайно велико. Количество долларовых миллиардеров в России одно из самых высоких в Европе, при том, что в стране насчитывается около 6 миллионов безработных, а более 18 млн. человек живут на грани бедности. По статистике, опубликованной в журнале Forbes, количество миллиардеров в России растет с каждым годом и насчитывает сейчас более 110, причем в их руках находится около 35 % всего личного богатства граждан. Здесь стоит отметить, что в США и во многих развитых странах так же велико число миллиардеров, но при этом они уплачивают налоги по повышенным ставкам.[3]

Итак, введение прогрессивной подоходного дохода – необходимое явление для современной российской экономики, в целях реализации её социальной политики. Прогрессивная шкала обложения подоходного налога — это не просто вид налогообложения, она подразумевает доверие населения к государственной власти. Такое общественное согласие достигнуто во многих странах, таких как Швеция, Франция и др. Там ставки НДФЛ очень высокие, но люди платят. Объясняется это тем, что внушительные ставки подоходного налога компенсируются высокой степенью социальной защиты и высоким качеством уровня жизни.

Очевидно, что плоская шкала подоходного налога перестала себя оправдывать, и является одной из причин возникшего социального неравенства в России, а, следовательно, мешает достижению основных целей социальной политики государства.

Сидорин Андрей Владимирович
Кандидат экономических наук,
доцент кафедры государственного и муниципального управления
Института экономики и управления
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского»

Sidorin Andrey Vladimirovich
Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of state and municipal management,
Institute of economics and management,
Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky

Аннотация: В статье раскрывается роль прогрессивной шкалы налогообложения в качестве одного из основных инструментов, обеспечивающих реализацию принципа социальной справедливости в современном социальном государстве. Обосновывается необходимость внедрения прогрессивной шкалы налогообложения в России. Рассматриваются принципы построения прогрессивной шкалы налогообложения в Российской Федерации с учетом социальных и культурно-исторических особенностей страны.

Abstract: The article reveals the role of the progressive scale of taxation as one of the main tools that ensure the implementation of the principle of social justice in a modern social state. The necessity of applying a progressive scale of taxation in Russia is justified. The principles of constructing a progressive scale of taxation in the Russian Federation, taking into account the social and cultural features of the country, are considered.

Ключевые слова: прогрессивная шкала налогообложения, социальное государство, социальная справедливость, социальное неравенство, подоходный налог.

Keywords: progressive scale of taxation, social state, social justice, social inequality, income tax.

В соответствии со Статьей 7. Конституции Российской Федерации Россия является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1].

Такое декларативное утверждение российского государства о самом себе ко многому обязывает, поскольку «социальное государство» как форма общественного устройства на сегодняшний день признается самым высоким стандартом отношений между государством и обществом [2, с. 30].

Государство, которое позиционирует себя как «социальное», обязуется взять на себя ответственность за обеспечение четко обозначенных и признаваемых социумом норм социальной защищенности, а также вполне определенного уровня экономического благополучия всех своих граждан.

В связи с этим отличительной особенностью социального государства является установление целого ряда социальных стандартов (важнейшими из которых являются потребительская корзина, прожиточный минимум и МРОТ).

Кроме этого, одним из важнейших индикаторов социального государства является факт реализации в жизни общества принципов социальной справедливости, которая в общем виде представляет собой «определенную меру выравнивания имущественного положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения» [3, с. 427].

Социальная справедливость является настолько важным атрибутом социального государства, что в ряде стран (в частности, таких как Индия, Португалия, Сальвадор, Бразилия, Польша), это понятие включено в соответствующие положения их конституций.

В Конституции Российской Федерации понятия «социальная справедливость» нет, но оно присутствует в ряде других нормативно-правовых актов, в частности, таких как Федеральный закон «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19.05.1995 г. и Федеральный закон «О политических партиях» № 95-ФЗ от 11.07.2001 г.

Понятие социальной справедливости, а также вопросы, связанные с поиском оптимальных путей ее достижения, активно обсуждаются российским научным и экспертным сообществом [4], [5], [6], [7], что вполне закономерно, поскольку проблемы, связанные с социальной справедливостью, касаются всех основных сфер современного российского общества.

Активность обращения к данному понятию в России также во многом обусловлена фактором исторической преемственности по отношению к Советскому Союзу, где понятие «справедливости» являлось одним из краеугольных камней всей государственной идеологии.

Социальная справедливость представляет собой достаточно сложное и многогранное понятие. Как уже отмечалось, оно затрагивает все сферы жизни общества – политическую, социальную, духовную и экономическую. Применительно к последней, социальная справедливость выступает как мера равенства в социуме, в котором все индивидуумы изначально неравны между собой в силу целого ряда биологических, исторических, экономических, политических и социальных факторов.

Системное несоблюдение принципа социальной справедливости само по себе чревато для российского государства многими негативными социально-экономическими последствиями. А с учетом растущей напряженности в мире оно может быть использовано внешними силами для «раскачки» ситуации в стране. Тем более что существуют вполне объективные основания для недовольства большого числа граждан по самому широкому кругу социально-экономических проблем, корнями многих из которых являются накапливающиеся системные диспропорции в распределении совокупного общественного продукта между различными слоями населения.

Наглядным количественным показателем такой диспропорции выступает коэффициент Джини, который представляет собой статистический индикатор неравномерности распределения доходов в обществе. В таблице 1. представлена динамика изменений данного показателя в России за последнее десятилетие.

Распределение общего объема денежных доходов населения и коэффициент Джини в Российской Федерации в период 2010-2019 гг.

* Данные за 2019 г. – предварительные.

Источник: Федеральная служба государственной статистики [8].

Данные, представленные в таблице 1., свидетельствуют о том, что коэффициент Джини в России на протяжении последнего десятка лет остается стабильно высоким (более 40), что подтверждает тезис о весьма существенной степени неравномерности распределения доходов в обществе. По данному показателю российское государство находится на одном уровне с такими странами как Турция (коэф. Джини – 41,9 по состоянию на 2016 г.), Мексика (коэф. Джини – 43,4 по состоянию на 2016 г.), США (коэф. Джини – 41,5 по состоянию на 2016 г.) [9, с. 108]. Но при этом для России ситуация дополнительно усугубляется субъективными социально-психологическими факторами, а, в частности, тем, что лавинообразный рост неравенства в обществе в нашей стране произошел лишь за последние несколько десятилетий, прошедших с момента развала Советского Союза. Данный факт приводит к тому, что российскими гражданами неравномерность распределения доходов в обществе воспринимается более болезненно и критично, что приводит к дополнительному напряжению в социальной, духовной и политической сфере.

Однако следует отметить, что проблема острого социального неравенства и существенных диспропорций в обществе, с которой столкнулась наша страна, не является уникальной с точки зрения мирового опыта и международной практики. В мире накоплен существенный опыт противодействия негативным тенденциям расслоения общества. В настоящее время есть ряд высокоразвитых стран, таких, в частности, как Австрия, Бельгия, Германия и др., у которых показатель Джини находится в пределах порядка от 25% до 30%. Анализ позитивного опыта таких стран показывает, что для смягчения процесса расслоения в обществе в каждом случае применяется свой специфический набор конкретных методов. Но при этом ядром такого комплекса мер практически всегда выступает прогрессивная шкала налогообложения, при использовании которой происходит увеличение ставки налога с ростом налогооблагаемой базы.

Прогрессивная шкала налогообложения с 1998 года действовала и в Российской Федерации. Однако в силу сложности ее администрирования для российского государства образца начала «нулевых» и наличия в стране в тот период времени огромной доли теневой экономики ее действие в 2001 году было отменено. С указанного момента и по настоящее время в России действует пропорциональная (плоская) шкала налогообложения с единой ставкой подоходного налога в размере 13%.

За два неполных десятилетия действия плоской шкалы налогообложения в стране сложился как круг ее противников, так и круг ее сторонников. При этом последние в качестве одного из основных аргументов в пользу пропорциональной шкалы приводят утверждение о том, что именно она является более справедливой, поскольку при использовании такого подхода все граждане выплачивают в бюджет равные в процентном выражении доли своих доходов. Это, по мнению защитников плоской шкалы, гарантирует всем членам общества равные возможности в реализации своих возможностей. (Просто богатые, по их утверждению, за счет своего более высокого потенциала – большей активности, целеустремленности, воли и т.д. – достигают более высокого уровня материального благополучия).

Однако равенство здесь наблюдается лишь поверхностный взгляд. Человек, среднемесячный доход которого составляет 20.000 рублей, выплачивая в бюджет 2.600 рублей подоходного налога, фактически отдает что-то со своего стола или из шкафа с одеждой. Ведь при таком уровне дохода человек расходует денежные средства лишь на предметы первой необходимости, поскольку они составляют практически 100% в структуре его расходов.

С другой стороны в структуре расходов человека, среднемесячный доход которого составляет 200.000 рублей, предметы первой необходимости занимают менее 50%. Соответственно, уплачивая подоходный налог в размере 26.000 рублей, человек жертвует уже чем-то из предметов «не первой» необходимости или даже роскоши.

Еще одним аргументом в пользу прогрессивной шкалы является тот факт, что многие составляющие внутреннего потенциала человека носят врожденный характер и лишь опосредованно зависят от личных целенаправленных усилий по их приобретению или развитию. Высокий уровень врожденного интеллекта или «предпринимательская жилка» – это, по сути, «клад», найденный человеком, или полученный им подарок, который на условном уровне вполне может рассматриваться как объект налогообложения.

Кроме того, малообеспеченные граждане в сравнении со своими более состоятельными согражданами вынуждены платить гораздо более высокий «инфляционный налог» (особенно в периоды кризисов, когда в значительно большей степени дорожают самые насущные блага, а не предметы роскоши).

Помимо вышесказанного, не менее важным на наш взгляд вопросом, чем обоснование необходимости внедрения прогрессивной шкалы, является проблема поиска оптимальной ее модели.

«Идеальной» является ситуация с применением непрерывной функции для определения размера подоходного налога. Однако на практике в странах, использующих прогрессивную шкалу налогообложения (в силу большей простоты администрирования) применяется дискретная шкала с тем или иным количеством ступеней.

На наш взгляд, для России оптимальной стала бы пятиступенчатая шкала, «рубежные» точки которой определялись бы идеальными соображениями соответствия общественным представлениям о социальной справедливости – т.е. носили бы в первую очередь смысловую нагрузку и выполняли «символическую» роль. А далее – уже непосредственно научную основу должны получить конкретные числовые значения диапазонов на оси размеров доходов граждан, а также сами процентные ставки подоходного налога для каждого диапазона.

В связи со сказанным выше предлагается выделение следующих пяти ступеней для построения прогрессивной шкалы налогообложения в Российской Федерации.

1-я ступень – для уровня доходов в диапазоне от нуля до размера прожиточного минимума. (Для этой ступени ставка подоходного налога, по нашему мнению, должна составлять 0%).

2-я ступень – для уровня доходов от размера прожиточного минимума до размера минимального потребительского бюджета. «Минимальный прожиточный бюджет» – новый для России показатель качества жизни, который в настоящее время активно предлагается к внедрению в нормативно-правовую базу и в экономическую практику российскими профсоюзами. Под «минимальным прожиточным бюджетом» Федерация независимых профсоюзов России понимает бюджет, который «позволит обеспечить работника не только материальными благами, но и возможностью отдыхать, восстанавливать свои физиологические, психические и умственные способности» [10]. (По расчетам специалистов ФНПР данный показатель для России в 2020 году должен составлять 40 тысяч рублей).

3-я ступень – для уровня доходов от минимального потребительского бюджета до «свободного бюджета», под которым следует понимать доход, превышающий расходы на все объективные потребности современного человека и позволяющий приобретать предметы роскоши без ущерба для текущего уровня потребления. (Количественные критерии для определения порогового значения «свободного бюджета» требуют отдельного научно-экономического обоснования).

4-я ступень – для уровня доходов от «свободного бюджета» до «политического бюджета», под которым нами понимается доход, превышающий все возможные личные совокупные расходы (включая предметы роскоши) и дающий возможности индивиду реализовывать свои политические амбиции и претендовать на место в группе «сильных мира сего». (Количественные критерии для определения порогового значения «политического бюджета» также требуют отдельного обоснования).

5-я ступень – для уровня доходов с момента возникновения «политического бюджета» и выше. На этой ступени деньги перестают для человека играть роль инструмента удовлетворения его личных потребностей (вернее эта их роль становится вторичной), а становятся инструментом трансформации окружающего его мира, начинаю выполнять «политические функции».

Таким образом, предлагаемая к воплощению модель налогообложения доходов граждан способна оперативно снять ряд наиболее острых вопросов в общественно-политической повестке современного российского общества, а также напрямую воплотить на практике идеи социальной справедливости и приблизить Россию к идеалу подлинного социального государства.

F1: Налоговая политика. экз
I:

+: обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований

-: обязательный взнос, взимаемый государством с организаций и физических лиц

-: плата, взимаемая с организаций и граждан за совершение государственными органами определенных действий

-: все ответы верны
I:

-: плата, взимаемая с организаций и граждан, за совершение государственными органами определенных действий

-: обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства

+: обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами юридически значимых действий

-: все ответы верны
I:

S: К федеральным налогам по Налоговому кодексу РФ относятся - …

+: налог на добавленную стоимость

-: налог на имущество организаций

S: К региональным налогам по Налоговому кодексу РФ относятся - …

+: налог на игорный бизнес

-: налог на прибыль

S: К местным налогам по Налоговому кодексу относятся - …

-: налог на добавленную стоимость

+: ни один из перечисленных налогов
I:

S: Налоговый агент - это - …

+: лицо, на которое в соответствии с законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и внесению в бюджет налогов

-: лицо, на которое в соответствии с договором возложены обязанности по исчислению, удержанию и внесению в бюджет налогов

-: лицо, на которое в соответствии с законодательством возложены обязанности по исчислению и внесению в бюджет налогов

-: все ответы верны
I:

S: Сборщики налогов могут - …

+: осуществлять прием средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет

-: удерживать налоги с заработной платы налогоплательщика

-: перечислять налоги в бюджет

-: исчислять, удерживать и перечислять налоги в бюджет
I:

S: Налоговая база - это - …

+: стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения

-: величина налоговых исчислений на единицу измерения

-: объект налогообложения в стоимостном выражении

-: нет правильного ответа
I:

S: Объект налогообложения - это - …

+: имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (работ, услуг) и т.п. с наличием которых у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога

-: стоимостная база, к которой применяется ставка налога

-: деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций и/или физических лиц

-: все ответы верны
I:

S: Налоговая ставка - это - …

+: величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы

-: сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы

-: процентная доля от налоговой базы

-: нет правильного ответа
I:

S: Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта обложения – это - …

-: исчисленная сумма налога

S: Идею социальной справедливости налогообложения в большей степени реализует метод - …

S: Объект и источник налога совпадают в следующем налоге - …

-: на добавленную стоимость
I:

S: Налоги перераспределяют - …

-: валовой национальный продукт

S: Доход налогоплательщика, из которого уплачивается налог, относится к понятию - …

S: Прямым налогам выступает - …

-: акциз на отдельные виды товаров

-: налог добавленную стоимость

+: налог на доходы физических лиц

S: Косвенным налогом является - …

-: налог на прибыль организаций

-: налог с имущества организаций

+: налог на добавленную стоимость
I:

S: При прогрессивном методе налогообложения - …

-: для каждого плательщика установлена равная сумма налога

-: для каждого плательщика установлена равная ставка налога

+: с ростом налоговой базы средняя и предельная налоговые ставки возрастают

-: с ростом налоговой базы средняя и предельная налоговые ставки снижаются
I:

S: Налоговый оклад – это - …

-: сумма заработной платы, включая налог на доходы физических лиц

-: сумма заработной платы без налога на доходы физических лиц

+: сумма, вносимая плательщиком в определенный бюджет по одному налогу

-: сумма, вносимая плательщиком в определенный бюджет по всем налогам
I:

S: К прямым личным налогам не относится - …

-: налог на доходы физических лиц

-: налог на прибыль организаций

-: на налог добычу полезных ископаемых
I:

S: Снижение налогового пресса с одновременным сокращением социальных программ предполагает один из типов налоговой политики - …

-: политика максимальных налогов

+: политика разумных налогов

-: политика высоких налогов и роста социальных программ

-: все ответы верны
I:

S: Налоговая политика относится - …

-: к прямым методам государственного регулирования экономики

+: к косвенным методам государственного регулирования экономики

-: к прямым и косвенным методам государственного регулирования экономики

-: нет правильного ответа
I:

S: В начале периода рыночных реформ в России проводилась - …

-: политика разумных налогов

+: политика максимальных налогов

-: политика высоких налогов

S: Повышение уровня экономического развития экономики страны относится - …

+: к экономическим целям налоговой политики

-: к международным целям налоговой политики

-: к социальным целям налоговой политики

-: к юридическим целям налоговой политики
I:

S: Налоговое регулирование — это - …

-: экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом

реальных экономических условий

+: система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов

-: меры, направленных на повышение собираемости налогов
I:

S: Принципиальные подходы к регулированию налоговых отношений в России

-: законами субъектов РФ, принятыми в соответствии с НК РФ

-: законами муниципальных образований, принятых в соответствии с НК РФ

S: Цель налогового планирования — это

-: уравновешивание интересов государства, хозяйствующих

субъектов и граждан

+: анализ налоговых поступлений, определение тенденций

и факторов их изменений

-: осуществление комплекса мер, направленных на повышение собираемости налогов

S: Один из элементов налогообложения наиболее часто используется в регулирующих

S: На каждую единицу обложения определен фиксированный размер налога, если налоговая ставка - …

S: Налог на добавленную стоимость принадлежит налогов к группе - …

S: Носителем акциза является - …

S: Плательщиком НДС считается - …

-: филиал коммерческого банка

-: колхозница которая сдает молоко как продукцию личного подсобного хозяйства в колхоз

+: организация, передающая продукцию другим подразделениям на производство продукции, затраты по которой не относятся на расходы при расчете налога на прибыль

-: физическое лицо безвозмездно передает организации денежные средства
I:

S: Плательщиками НДС не признаются - …

-: организации независимо от форм собственности, имеющие статус юридического лица

-: осуществляющие производственную и коммерческую деятельность

+: лица, осуществляющие деятельность на специальных налоговых режимах

-: обособленные подразделения организации

-: лица, перемещающие товар через таможенную границу РФ
I:

S: Иностранные организации, состоящие на учете в налоговых органах России - …

+: уплачивают НДС в режиме, предусмотренном для российских организаций

-: освобождаются от исполнения обязанностей плательщика НДС

-: уплачивают НДС в режиме, предусмотренном соглашением между двумя странами

-: уплачивают НДС в режиме, установленном соглашением между иностранной организацией и законодательным органом субъекта РФ, на территории которого находится ее постоянное представительство
I:

S: Взимается ли НДС с доходов физических лиц - …

-: да, если физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя

-: да, если это установлено законодательными актами субъектов РФ
I:

S: Освобождение от обязанностей налогоплательщика предоставляется, если - …

+: сумма выручки без учета НДС за квартал не превысила 2 млн. руб

-: сумма выручки с НДС за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила 1 млн. руб

-: сумма выручки в среднем за месяц, за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила 2 млн. руб

-: сумма выручки без учета НДС, за три предшествующих последовательных календарных месяца в совокупности не превысила 2 млн. руб
I:

S: Не допускается отказ от освобождения исполнения обязанностей налогоплательщика в течение - …

-: трех налоговых периодов

+: календарного года, когда было предоставлено право

-: 12 последовательных календарных месяцев

-: пяти налоговых периодов
I:

S: Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется как разница между суммой налога, исчисленной от реализации товаров (работ, услуг) и суммой - …

-: налога по оприходованным материалам (работам, услугам)

-: налога по оплаченным материалам (работам, услугам)

-: налога по оприходованным или оплаченным материалам (работам, услугам) в зависимости от положений учетной политики
I:

S: К объектам налогообложения относится реализация товаров (работ, услуг)

+: на территории РФ, в том числе на безвозмездной основе, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления

-: как на территории РФ, так и за ее пределами, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления

-: на территории РФ, передача на без- возмездной основе объектов основных средств органам государственной власти

-: на территории РФ, ввоз товаров на таможенную территорию РФ, передача на безвозмездной основе объектов основных средств бюджетным учреждениям
I:

S: К оборотам, облагаемым НДС, относятся - …

-: услуги по предоставлению напрокат аудио- и видеоносителей из фондов учреждений культуры

-: реализация религиозной литературы

-: обороты по передаче имущества, если такая передача носит инвестиционный характер

+: передача товаров для собственных нужд
I:

S: Налоговая база по товарам, с которых взимаются акцизы, определяется как стоимость товаров - …

+: с учетом суммы акциза

-: без учета суммы акциза

-: с учетом включенной суммы акциза по расчетной ставке: 18% : 118% х 100%

-: с учетом суммы акциза, за исключением реализации автомобилей
I:

S: Средства, предоставляемые безвозмездно иностранными организациями российским организациям в виде гранта с последующим отчетом об их условном использовании - …

-: являются объектом налогообложения

+: не являются объектом налогообложения

-: не являются объектом налогообложения при заключении договора простого товарищества

-: не являются объектом налогообложения, если это предусмотрено законодательными актами субъектов РФ
I:

S: В счет вклада в совместную деятельность (по договору простого товариществ-: одна сторона внесла основные средства, находившиеся в эксплуатации, по которым НДС был возмещен из бюджета. В этом случае - …

-: вклад в совместную деятельность облагается НДС

+: вклад в совместную деятельность не облагается НДС

-: НДС должен быть восстановлен к уплате в бюджет

на сумму остаточной стоимости

-: НДС должен быть восстановлен к уплате в бюджет на сумму возмещения из бюджета
I:

S: Налоговая база при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья определяется как

-: стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров с включением НДС

-: стоимость их обработки

+: стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров и без включения НДС

-: стоимость их обработки, увеличенная на индекс инфляции, установленный на момент передачи владельцу товара
I:

S: При реализации на безвозмездной основе товаров (работ, услуг) - …

-: НДС не взимается

-: плательщиком НДС является получившая сторона

-: установлена ставка в размере 0%

+: плательщиком НДС признается передающая сторона
I:

S: Перечень товаров (работ, услуг), операции с которыми освобождаются от уплаты НДС - …

+: является единым на всей территории РФ

-: является единым на всей территории РФ, за исключением перечня, предусмотренного для приграничных районов

-: устанавливается по каждому экономическому району РФ по согласованию с Федеральной налоговой службой

-: утверждается постановлением Правительства РФ на каждый финансовый год
I:

S: У комиссионера, не участвующего в расчетах, оборотом, облагаемым НДС, признается - …

-: стоимость товаров, реализуемых покупателям

-: сумма комиссионного вознаграждения, уменьшенная на сумму расходов по реализации товаров

-: сумма комиссионного вознаграждения

+: стоимость товаров, реализуемых покупателям с учетом положений ст. 40 НК РФ
I:

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
Фото Всеволода Альшанского, Кублог

К экономическим принципам налогообложения относят принцип справедливости, принцип соразмерности налогообложения, принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков, принцип экономической эффективности налогообложения, принцип рентабельности налоговых мероприятий. Второй уровень — юридические принципы налогообложения. Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.

Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1725-1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Назовем важнейшие из них.

1. Мировая история

Известно, что справедливость — категория чрезвычайно тонкая, сложная для определения. Недаром это распространенное в повседневной риторике понятие юридически не определено. С точки зрения права «справедливость» — чистая абстракция, ей нет мерила, определения, эталона. Справедливо то, что справедливо в каждом конкретном случае. Поэтому понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества, социального и правового статуса лица, его политических взглядов и пристрастий.

Смит выступал за всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами «…соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства». Таким образом, по Смиту, справедливость налогообложения — это равная обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности фискально обязанных лиц.

При этом проблема справедливости налогообложения напрямую увязывалась с вопросами равенства налогового бремени (равенства при изъятии части доходов) и переложения налоговых тягот. Ведь на практике абсолютное равенство невозможно в первую очередь в силу различий в доходах и в имущественном положении налогоплательщиков.

Вместе с тем справедливость налогообложения на практике обретает одну из двух крайностей. В налоговых системах со слабо развитыми механизмами налогового администрирования (например, в России) налоги платят в основном экономически слабые хозяйствующие субъекты. В государствах с сильным налоговым администрированием налогообложение «наказывает» экономически эффективные предприятия.

2. Принцип определенности налогообложения. Смит так формулирует содержание этого принципа: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица», ибо неопределенность налогообложения — большее зло, чем неравномерность налогообложения.

3. Принцип удобства налогообложения. Смысл этого принципа заключается в том, налогообложение должно осуществляться тогда и так (тем способом), когда и как плательщику удобнее всего платить его.

4. Принцип экономии. Сегодня данный принцип рассматривается как чисто технический принцип построения налога. Трактуется он обычно следующим образом: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог.

По Смиту, содержание указанного принципа сводится к тому, что «каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству».

Приведенные классические принципы дополнил немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917):

1. Финансовые принципы организации налогообложения:

  • достаточность налогообложения;
  • эластичность (подвижность) налогообложения.
2. Народнохозяйственные принципы:

  • надлежащий выбор источника налогообложения, т.е. решение вопроса о том, должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом;
  • правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их предложения.
3. Этические принципы, принципы справедливости:

  • всеобщность налогообложения;
  • равномерность налогообложения.
4. Административно-технические правила или принципы налогового управления:

  • определенность налогообложения;
  • удобство уплаты налога;
  • максимальное уменьшение издержек взимания.
Исторически принципы налогообложения первоначально формировались как элемент налоговой идеологии на доктринальном уровне. Впоследствии, в конце XIX — начале XX в., они были положены в основу первых построенных «по науке» налоговых систем (в первую очередь в европейских государствах) и получили свою практическую реализацию.

2. Российская современность

  1. Принцип законности налогообложения;
  2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения;
  3. Принцип справедливости налогообложения;
  4. Принцип публичности налогообложения;
  5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;
  6. Принцип экономической обоснованности налогообложения;
  7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;
  8. Принцип определенности налоговой обязанности;
  9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики;
  10. Принцип единства системы налогов и сборов.
Основные критерии выявления и включения принципов налогообложения в вышеприведенную систему следующие:

  • Во-первых, принципы налоговых правоотношений должны иметь социально-экономическое основание (т.е. быть экономически обоснованными для целей развития налоговой системы страны).
  • Во-вторых, указанный принцип должен реализовываться в процессе функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации (т.е. он должен быть закреплен в российском налоговом законодательстве).
  • В-третьих, представляется, что в силу трансграничности налоговой науки дополнительным подтверждением обоснованности включения какого-либо принципа в выше приведенную систему может выступать то, что этот принцип не чужд налоговым правоотношениям в государствах, которые, как и Российская Федерация, стремятся к демократическому политическому режиму и построению правового государства.
Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.

1. Принцип законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).

2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно новелле этой статьи «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Указанные положения Конституции развиваются в налоговом законодательстве (п. 1 и п. 5 ст. 3 НК РФ).

В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются, по общему правилу, для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям (например, земельный налог, по общему правилу, уплачивают все владельцы земельных участков), при этом налогообложение строится на единых принципах.

Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации). Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.

В развитие этих положений в абз. 2 п. 2 ст. 3 НК запрещено устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, а также налоговые льготы в зависимости от формы собственности (государственная — федеральная и субъектов РФ, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места происхождения капитала.

3. Принцип справедливости налогообложения. В Российской Федерации до принятия первой части НК РФ данный принцип первоначально был сформулирован в п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».

Впоследствии данный принцип был закреплен в п. 1 ст. 3 НК РФ, правда, в несколько ином виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов): «…При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости», т. е. налоги должны быть справедливыми. При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложения понимается через призму догмы «с каждого налогоплательщика по его возможностям».

4. Принцип публичности налогообложения. Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран, прямо или косвенно закреплена в конституциях многих стран мира. Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц — налогоплательщиков и общества в целом. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества» (Пункт 3 постановления КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. Ст. 197.).

5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом (установление его в ином порядке противоречит ст. 57, ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации), а в ряде государств — специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации.

6. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольными). В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах. Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

8. Принцип определенности налоговой обязанности. Он закреплен в п. 6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики.Данный принцип конституционный, закреплен в ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 1 ГК РФ и п. 4 ст. 3 НК РФ. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

10. Принцип единства системы налогов и сборов. Правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа налогового права продиктовано задачей унифицировать налоговые изъятия собственности. Как указано в абз. 4 п. 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации, обеспечением принципа единства экономического пространства — с другой. Поэтому закрепленный налоговым законодательством Российской Федерации перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.

Большинство толковых словарей русского языка определяют «соразмерность» как согласование, приноравливание, соответствие чему-либо

по величине, размеру и т.п. Соразмерность, как и формально-юридическое

равенство, является универсальным правовым принципом.

«Правовое равенство в свободе как равная мера свободы, – отмечает

не равны между собою, – утверждает русский правовед И.А. Ильин, –

справедливая норма не может возлагать одинаковые обязанности на ребенка и на взрослого, на бедного и на богатого, на женщину и на мужчину,

на больного и на здорового; ее требования должны быть соразмерны личным силам, способностям и имущественному положению людей: кому

больше дано, с того больше и взыщется. Поэтому справедливость требует,

чтобы правовые нормы сохраняли в своих требованиях соразмерность

действительным свойствам и деяниям людей»2.

между практической ролью человека в обществе и его социальным положением, между его правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением за него, преступлением и наказанием, заслугами

людей и их общественным признанием»3.

Соразмерность налогообложения включает требования: 1) пропорциональности: при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (п. 1 ст. 3 НК РФ); 2) обоснованности: налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не

могут быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК РФ); 3) допустимости: недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п.

Как уже отмечалось ранее, государство вправе в интересах как отдельного лица, так и общества в целом ограничивать свободу каждого. Это

право государства, реализующего и защищающего общее благо, не подвергается сомнению. Однако возникает резонный вопрос: до каких пределов

возможны правоограничения?4 Очевидно, они должны быть обоснованными и допустимыми. Наиболее емко пределы правоограничений отражены в ст. 4 французской Декларации прав человека и гражданина (1978 г.):

«Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким

образом, осуществление естественных прав каждого человека имеет лишь

1 Нерсесянц В.С. Философия права. – М., 1997. – С. 17.

2 Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве (фрагменты) // Правоведение. – 1992. – № 3.

3 Зубкова В.И. Восстановление социальной справедливости – одна из целей уголовного наказания //

Вестник МГУ. – 2003. – № 1. – С. 63.

4 Об этой проблеме замечательно выразился И.А. Покровский: «Не подлежит никакому сомнению, что

государство может и даже обязано ограничивать, то есть вводить в известные рамки, индивидуальную

свободу и в этом смысле приносить индивидуальные интересы в жертву общественным. Но, спрашивается, безгранична ли власть государства в этом отношении?» (См.: Покровский И.А. Основные проблемы

гражданского права. – М., 2001. – С. 79).

те границы, которые обеспечивают другим членам общества пользование

теми же правами».

По смыслу части третьей ст. 55 Конституции РФ, свобода личности

может быть ограничена только в той мере, в какой это необходимо в целях

защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и

законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Всеобщая декларация прав человека в ст. 29

устанавливает, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены

законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований

морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

нормы, тем демократичнее и справедливее государство. В соразмерности

налогообложения проявляется рассмотренный выше общеправовой принцип обоснованности и допустимости правовых ограничений.

В п. 1 ст. 3 НК РФ закрепляется требование учитывать при установлении налогов фактическую способность налогоплательщика к уплате налога1. Разумеется, рассматриваемая норма не предполагает учет фактической платежеспособности каждого конкретного физического или юридического лица, речь идет об обобщенной фигуре «среднего» налогоплательщика. Указанная традиция впервые была закреплена в ст. 13 французской Декларации прав и свобод человека и гражданина: «На содержание

вооруженной силы и на расходы по содержанию администрации необходимы общие взносы; они должны распределяться равномерно между всеми

гражданами сообразно их состоянию».

Идея пропорциональности налогообложения восходит к А. Смиту,

утверждавшему, что граждане должны платить налоги соответственно их

доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства2. В «Трактате о налогах и сборах» В. Петти делает верное замечание:

«Как бы ни был велик налог, но, если он ложится на всех пропорционально, никто не теряет из-за него какого-либо богатства. Ибо люди останутся

одинаково богатыми, сократят ли у них всех имущество наполовину или

удвоят его, так как каждый сохранит свое прежнее положение, сан и звание»3. «Налоги должны быть распределяемы между всеми гражданами в

одинаковой соразмерности, – отмечал Н.И. Тургенев, – пожертвования каждого на пользу общую должны соответствовать силам его, то есть его доходу»4.

Требование пропорциональности логично дополняет принцип все1 В Германии данное требование называют «налогообложением по способностям физических лиц заниматься хозяйственной деятельностью» (См.: Все начиналось с десятины: Пер. с нем. – М., 1992. – С. 385387).

2 См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.

3 Петти В. Трактат о налогах и сборах // Классика экономической мысли. – М., 2000. – С. 20.

4 Тургенев Н.И. Опыт теории налогов // У истоков финансового права. – М., 1998. – С. 134.

общности налогообложения: каждый участвует в формировании централизованных бюджетных и внебюджетных фондов соразмерно своей фактической способности уплачивать налоговые платежи. Таким образом,

предполагается дифференцированный подход к различным по размерам

объектам налогообложения. По общему правилу, чем больше налоговая

база (размер земельного участка, стоимость имущества, мощность двигателя, величина дохода или прибыли), тем больший налог должен уплатить

Иногда в литературе это требование называют «принципом равенства перед налогообложением». Имеется в виду, что учет фактического неравенства налогоплательщиков способствует некоторому выравниванию их

имущественного положения и тем самым содействует реализации идеи социальной солидарности. Действительно, взыскание формально одинакового (подушного) налогового платежа у налогоплательщиков с разными финансовыми возможностями еще более увеличит имущественное и социальное неравенство между ними. «Нельзя признать справедливым и соразмерным налогообложение, – отмечает С. И. Айвазян, – которое основано на

взыскании одинаковой суммы или доли из доходов (имущества) малоимущих и более состоятельных плательщиков»1. Анализируя правовую природу обязательных платежей во внебюджетные фонды, КС РФ указал, что

обеспечение неформального равенства граждан требует учета фактической

способности гражданина (в зависимости от его заработка, дохода) к уплате

страхового взноса в соответствующем размере (Постановление КС РФ от

Таким образом, принципы всеобщности, равенства и соразмерности

налогообложения органично дополняют друг друга. Их сочетание обеспечивает реализацию т.н. «горизонтальной» и «вертикальной» справедливости.

и сборы предполагает, что равенство должно достигаться посредством

справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и

сборов (Постановление от 04.04.96 № 9-П КС РФ). «Бюджетная и налоговая политика государства должна строиться на началах перераспределения

налоговых платежей между плательщиками с разными возможностями»2.

Пункт 3 ст. 3 НК РФ устанавливает, что налоги и сборы должны

иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Прежде

всего, под «экономическим основанием» подразумевается характерный

1 Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть первая / под общ. ред.

В.И. Слома, А.М. Макарова. – М., 2000. – С. 17.

2 Брызгалин А.В. Справедливость как основной принцип налогообложения // Финансы. – 1997. – № 8. –

для каждого налога объект налогообложения – операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект,

имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики,

с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и

сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (п. 1 ст. 38

НК РФ). Характерно, что в первоначальной редакции НК РФ объект налогообложения прямо определялся через «экономическое основание»; в

дальнейшем законодатель заменил этот термин нейтральной формулировкой «иной объект».

Кроме того, говоря об экономическом основании, законодатель устанавливает, что объект налогообложения всегда должен быть связан с наличием каких-либо материальных благ, выгод, приращением собственности, хозяйственной активностью налогоплательщика.

немецкие авторы Л. Остерло и Т.Джобс, «налогообложение должно быть

привязано к показателям платежеспособности, а именно: к наличию

имущества, к обладанию имуществом или к использованию имущества.

Таким образом, это общее бремя, которое вовлекает всех жителей, в зависимости от их доходов, имущества и потребительской способности, в финансирование государственных задач»1.

Установление налогов и сборов должно быть экономически оправданным и целесообразным, базироваться на всестороннем экспертном и

статистическом анализе финансовой ситуации в стране, увязываться с

бюджетным процессом, соответствовать провозглашенным политическим

целям государства. При этом совокупный размер бюджетных расходов

(потребности государства в бюджетных средствах) не может выступать

определяющим критерием в налогообложении. Сам по себе бюджетный

дефицит, то есть отсутствие финансовых средств у государства, еще не составляет необходимое и достаточное «экономическое основание» для взимания налогов и сборов, хотя, безусловно, влияет на структуру налоговой

«Связывание взимания налога с каким-либо объектом не есть дело

усмотрения государства, – указывал М.Н. Соболев еще в начале XX в. –

Оно вытекает из мысли, что наличие данного объекта дает право заключить об известной налогоспособности человека, которая и позволяет обложить его налогом»2. Проще говоря, нельзя брать налоги «с потолка». Петровский налог на бороды или же налог с холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР являют собой характерные примеры произвольного

Сущность налогообложения состоит в законном ограничении права

собственности. Государство вправе изымать часть собственности у налогоплательщика для формирования централизованных бюджетных (вне1 Остерло Л., Джобс Т. Конституционные принципы налогов и сборов в ФРГ // Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации в 2003 году. – М., 2004. – С. 99.

2 Соболев М.Н. Очерки финансовой науки. – Харьков, 1926. – С. 69.

бюджетных) фондов и, соответственно, для реализации публичных задач и

функций. При этом возникает вопрос о масштабах налогового бремени.

Какую часть собственности государство вправе изъять у налогоплательщика, чтобы это было законно и справедливо? Очевидно, должен достигаться эффективный баланс публичных и частных интересов. Как обеспечить, с одной стороны, наполняемость бюджетов всех уровней, а с другой

– не отбить у налогоплательщика желания иметь в наличии и воспроизводить соответствующий объект налогообложения? Это, пожалуй, самый

сложный и актуальный вопрос финансово-экономической политики. «Ничто не требует столько мудрости и ума, – отмечал Ш. Монтескье, – как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им».

Фискальные возможности государства формировать бюджеты и внебюджетные фонды путем усиления налогового бремени имеют свои пределы. Этим пределом является достижение такой доли ВНП, перераспределяемого через государственный бюджет, при которой ее дальнейшее

увеличение влечет за собой резкое обострение социальных и экономических противоречий1.

Регулируя налогообложение, законодатель в полной мере должен руководствоваться требованиями ст. 18 Конституции РФ о том, что права и

свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов (Постановление КС РФ от 04.04.96 № 9-П). Именно соответствие налогового бремени возможности среднестатистического налогоплательщика реализовать основные права и свободы – главный критерий

соразмерности налогообложения. «Налоговое обложение – это вопрос основных прав граждан. – делает правильный вывод К. Фогель. – Налоговые законы должны постоянно проверяться соблюдением права на свободу

в тех случаях, когда налоговое бремя более или менее значительно»2.

Пункт 3 ст. 3 НК РФ устанавливает, что недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных

прав. КС РФ прямо указал, что реализация основных прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ, не может ставиться в зависимость от уплаты

или неуплаты каких-либо налогов и сборов, поскольку основные права

граждан РФ гарантируются Конституцией РФ без каких-либо условий

фискального характера (Постановлении от 04.04.96 № 9-П КС РФ).

Поскольку налогообложение всегда означает определенные ограничения права собственности – одного из основных прав и свобод человека,

на законодательство о налогах и сборах в полной мере распространяется

положение части третьей ст. 55 Конституции РФ о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом

лишь в той мере, в какой это соответствует определенным конституционно

1 См.: Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. – М. 1993. – С. 8;

Рашин А.Г. Некоторые тенденции становления налоговой системы Российской Федерации на современном этапе // Государство и право. – 2002. – № 7. – С. 89.

2 Государственное право Германии: В 2 т. – М., 1994. – Т. 2. – С. 124, 128.

значимым целям, то есть пропорционально, соразмерно им. «Бесспорным

является возможность применения основных прав и свобод к налоговым

законам, – отмечает К. Фогель. – Предписания налогового закона не являются посягательством на свободу в такой степени, что исключают ее существование: они не разрешают и не запрещают, но при любых обстоятельствах связывают осуществление свободы с налоговой повинностью и в этом

смысле с ущербом»1.

Налогообложение, парализующее реализацию гражданами их конституционных прав, должно признаваться несоразмерным. Налог не должен быть чрезмерно обременительным (а тем более - разорительным), не

должен убивать интерес к социально полезной деятельности, а также – не

должен выталкивать плательщика в «теневые» секторы жизнедеятельности

общества2. В сфере налогообложения принцип соразмерности диктует для

законодателя запрет устанавливать регулирование таким образом, чтобы

провоцировать законопослушных граждан на сокрытие получаемых доходов и занижение облагаемой базы (Постановление КС РФ от 23.12.99 №

Объект налогообложения всегда представляет собой определенное

благо для налогоплательщика. При этом размер налога или сбора, подлежащего уплате, должен соответствовать ценности этого объекта, его важности для налогоплательщика. Налог должен быть таким, чтобы не подталкивать налогоплательщика на отказ от имущества, доходов или определенного вида деятельности. Это не выгодно ни ему, ни государству. Как

говорит народная мудрость, «хороший пастырь стрижет овец, а не режет».

Наглядным примером из недавнего прошлого является введенный в СССР

в послевоенные годы налог на плодовые деревья на приусадебных участках, который взимался в зависимости от количества таких деревьев и немедленно вызвал их массовую вырубку.

Читайте также: