Курсовая региональная бюджетно налоговая система

Опубликовано: 16.04.2024

1.Особенности бюджетно-налоговой системы региона….5

1.1.Бюджетная система региона….5

1.2 Роль региональных финансов в развитии территории….8

2. Бюджетно-налоговая система Ростовской области….….16

2.1 Единая система управления финансами в Ростовской области….16

2.2 Налоговая система в Ростовской области….19

Список использованной литературы….29

Бюджетно-налоговая система региона - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов и политики доходов и расходов, поэтому, выбранная мною тема актуальна.

В условиях рыночной экономики особенно важно знание сущности, функций, видов и инструментов фискальной политики, а также механизма ее действия для более правильной ориентации в существующей ситуации в стране с целью правильного принятия управленческого решения.

Действующий сегодня в рамках бюджетной системы РФ механизм межрегионального бюджетного регулирования позволяет частично снизить и предотвратить социальное напряжение на территориях с экстремальными условиями, поддержать регионы, центры, лидирующие в научно-техническом прогрессе, стимулировать структурные изменения хозяйственных комплексов отдельных регионов.

В России очень сложно, с большими издержками идет процесс формирования бюджетного федерализма. Согласно Конституции Российской Федерации полномочия государственных (федеральных и региональных) властей и финансовые источники на их выполнение распределяются между двумя уровнями – Правительством РФ и правительствами субъектов Федерации.

Последние в свою очередь распределяют управленческие функции в области экономики между собой и органами местного самоуправления – муниципальными образованиями. Для выполнения своих экономических функций каждый из названных уровней должен располагать достаточным объемом финансовых ресурсов, которые и являются предметом жесткой борьбы.

Каждому государству, региону, предприятию, муниципальному образованию, индивиду необходим бюджет. Являясь сложным экономико-финансовым понятием, бюджет интересует теоретиков и практиков в качестве научной категории, основного финансового плана страны, регионов и местных образований, а также как главного рычага воздействия на экономику и социальную сферу.

Региональная бюджетно-налоговая система (РБНС) предусматривает не просто объединение таких элементов, как региональные бюджеты, региональные налоги, сборы, льготы, но и механизм специфических отношений центрального и региональных бюджетов, налогов, использование рычагов бюджетного регулирования. Формы региональных бюджетно-налоговых систем непроизводны от территориальной организации государства и повторяют в целом структуру и взаимосвязь административно-территориальных единиц.

1. Бюджетная система России: Учебник для вузов по экон. спец. / Под ред. Г.Б. Полякова. – М.: ЮНИТИ, 2012.

2. Бюджетная система РФ: Учебник для вузов эконом. спец.

/ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2012.

3. Галуцкий Г.М. Основы финансов и финансирование бюджетных учреждений. – М.: Ассоциация экономики, науки и техники, 2013.

4. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – М., 2013.

5. Горегляд В. Старая концепция нового бюджета (о проекте федерального бюджета на 2013 год). // Вопросы экономики. – 2012. - № 10. – С. 6.

6. Лушин С. Актуальные проблемы бюджета. // Экономист. – 2013. - № 7. – С. 63.

7. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник.– изд. 2-е., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012.200 с.

8. Павлова Л., Бабич А. Реальный бюджет и экономика страны // Экономист. – 2012. – № 5. – С. 40.

9. Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2015 г. / Российская газета. – 2012. – 21 августа.

10. Финансы: Учебное пособие. / Под редакцией Ковалевой А.М. – М.: Финансы и статистика, 2013.

11. Финансы, денежное обращение и кредит. / Под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2012.

12. Финансы учреждений социальной сферы. Учебник/ Под ред. Проф. Н.М. Голунова. – М.: Инфра-М.: 2012.

Химичева Н. И. Финансовое право. М.: Норма. 2011. 768с.

Авторство: Telesammit

Год: 2016 | Страниц: 38

  • Содержание
  • Введение
  • Список литературы

1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

1.1.Понятие и сущность бюджетно-налоговой системы

1.2. Особенности и значение региональной бюджетно-налоговой системы

2.АНАЛИЗ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Социально-экономическая характеристика Ленинградской области

2.2. Особенности бюджетно-налоговой системы Ленинградской области

2.3. Анализ бюджетно-налоговой системы Ленинградской области

3.ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1. Проблемы бюджетно-налоговой системы Ленинградской области

3.2. Направления развития бюджетно-налоговой системы Ленинградской области

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность исследования. В настоящее время для Российской Федерации актуальной является задача разработки такого механизма формирования бюджетов субъектов Российской Федерации, который бы обеспечивал органы государственной власти субъектов Российской Федерации законотворческой инициативой по вопросам формирования доходов и расходов своих бюджетов в целях обеспечения стабильного и эффективного формирования бюджетов соответствующих территорий.

При этом разработка практических рекомендаций по внесению изменений в существующий механизм формирования бюджетно-налоговой системы субъектов Российской Федерации невозможна без анализа теоретических основ формирования бюджетов субъектов Российской Федерации, исследования влияния разграничения расходных полномочий и доходных источников, а также методик планирования показателей на эффективность процесса формирования региональных бюджетов.

Вопросы формирования бюджетов субъектов Российской Федерации в отечественной экономической литературе освещены фрагментарно. Авторы в основном рассматривают проблемы, связанные с межбюджетными отношениями между федеральным и региональными уровнями, повышением уровня доходных источников региональных бюджетов, оптимизацией бюджетных расходов. Вместе с тем комплексный теоретический и практический анализ особенностей и проблем формирования доходов и расходов региональных бюджетов в условиях развития федеративных отношений и местного самоуправления не проводился.

Теоретико-информационная база исследования. В процессе написания дипломной работы использовались теоретические разработки ряда отечественных экономистов, таких как: Бабич A.M., Вахрин П.И., Емельянов A.M., Игудин А.Г., Лавров A.M., Павлова Л.П., Поляк Г.Б., Родионова В.М., Трунин И.В., Христенко В.Б. и др.

Определенную общеметодологическую ценность представляют также работы зарубежных исследователей данного вопроса, а именно: Масгрейва Р., Оатса В., Танзи В., Тибу С., А. Токвиля и др. Также были использованы данные из Федеральной службы государственной статистики; данные из электронной программы АИС «Финансы»; справочные материалы из Отдела методологии межбюджетных отношений Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации; Официального сайта Правительства Российской Федерации; Официального сайта Министерства финансов Российской Федерации; Открытого бюджета Ленинградской области и др.

Цель данного исследования - рассмотреть современное состояние бюджетно-налоговой системы региона.

Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач теоретического и прикладного характера:

1. Рассмотреть теоретико-методологические аспекты бюджетно-налоговой системы региона;

2. Провести анализ бюджетно-налоговой системы Ленинградской области;

3. Предложить основные направления совершенствования формирования и использования бюджетно-налоговых ресурсов Ленинградской области.

Объект исследования — формирование и исполнение бюджета Ленинградской области.

Предмет исследования - бюджетно-налоговая система Ленинградской области.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют концепции, теории, положения и гипотезы бюджетной и налоговой систем, раскрытые в классических, неоклассических и современных работах зарубежных и отечественных ученых и экономистов-практиков; законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, указания и инструкции, справочные материалы, доклады семинаров, научных и научно-практических конференций, круглых столов по вопросам обоснования концептуальных элементов формирования бюджетно-налоговой политики и гармонизации бюджетно-налоговых отношений.

В ходе выполнения исследования использовался системный подход, предполагающий рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов, и базирующийся на ряде принципов, представленных в исследованиях по макроэкономике, финансам, бюджетной политике, межбюджетным отношениям, налогообложению, налоговому планированию и прогнозированию, бюджетному анализу и контролю, гармонизации бюджетно-налоговых отношений.

Структура исследования. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и приложений.

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в посл. ред. от. 21.07.2014).

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016).

3. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов;

4. Постановление Правительства РФ «О порядке распределения и предоставления дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации» от 13.04.2010 №231;

5. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 01.12.2014 №384-ФЗ.

6. Акперов И.Г., С.П. Головач, И.А. Коноплева. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации. – М.: КноРус, 2012. – 634 с.

7. Бюджетная система Российской Федерации: учебник/ Д.В. Дементьев.— М. : КНОРУС, 2016. — 332 с. — (Бакалавриат).

8. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации: учебное пособие / Т.М. Ковалёва. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2016. — 128 с.

9. Бюджет и бюджетная система. Учебник: М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов — Санкт-Петербург, Юрайт, 2014 г.- 782 с.

10. Региональные бюджеты: тенденции, состояние, перспективы [Текст] : монография / М.А. Печенская, А.И. Поварова; под науч. рук. д.э.н., проф. В.А. Ильина. – Вологда : ИСЭРТ РАН, 2016. – 110 с. – (Проблемы эффективности государственного управления).

11. Алиев Б.Х. Формирование концепции налогового федерализма в России / Б.Х. Алиев, М.М. Сулейманов, П.И. Джамалова // Финансы и кредит. 2011. № 16. С. 7-12.

12. Ахокас И.И., Гехт А.Н. Об оценке эффективности использования бюджетных средств // Финансы. – 2012. - №4. – с.8-11.

13. Боровикова Е.В. Современная концепция разработки бюджетной стратегии в субъекте Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. – 2013. - №1. – с.2-10.

14. Джурбина, Е.М. Посткризисная динамика развития налоговых систем: опыт развитых стран / Е.М. Джурбина, Д.И. Фатеев // Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста: материалы V Всероссийской научной конференции. – Ставрополь: Издательско-информационный центр «Фабула», 2013. – С. 79-84.

15. Домбровский, Е.А. Подходы к укреплению доходной базы региональных бюджетов / Е.А. Домбровский // Финансы. – 2012.– № 7. – С. 30-33.

16. Ильин, В.А. Бюджетный кризис регионов. Проблемы эффективности государственного управления [Текст]: монография / В.А. Ильин, А.И. Поварова. – Вологда : ИСЭРТ РАН, 2013. – 128 с.

17. Ильин, В.А. Эффективность государственного управления. Тенденции рыночных преобразований. Частный капитал. Кризис бюджетной системы. Стратегия-2020: проблемы реализации [Текст] : монография / В.А. Ильин, А.И. Поварова. – Вологда : ИСЭРТ РАН, 2014. – 185 с.

18. Кузнецов Д. Налоговое бремя ударит по всем отраслям // ЭЖ-Юрист. – 2014.– №50

19. Печенская, М.А. Регион и федеральный центр: состояние и оценка результативности бюджетных отношений [Текст] / М.А. Печенская // Аудит и финансовый анализ. – 2013. – №5. – С. 397‒404.

20. Печенская, М.А. Бюджетная перспектива региона 2014–2016: исполнение социальных указов Президента или избежание риска дефолта? [Текст] / М.А. Печенская // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции и прогноз. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014. – №1. – С. 145‒160.

21. Поварова, А.И. Региональный бюджет 2015–2017: бездефицитность или отказ от развития? [Текст] / А.И. Поварова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2015. – №1. – С. 150‒170.

22. Сулейманов М.М. Теоретические подходы к исследованию налогового федерализма // Финансы и кредит. 2012. № 40. С. 29-32

23. Тадтаева В.В. Совершенствование отдельных федеральных налогов и сборов в Российской Федерации // Налоги и налогообложение. – 2014. – № 10.

24. Тегетаева О.Р. Распределение акцизов в процессе формирования бюджетных доходов регионов РФ // Финансовое право и управление. – 2014. – № 1.

25. Ткачева, Т.Ю. Методология формирования эффективной системы межбюджетных отношений в Российской Федерации / Т.Ю. Ткачева // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2012. - №2 (41).

26. Токаева С.К., Дзагоева М.Р. Особенности формирования налоговых доходов субъекта РФ (на примере РСО-Алания) // Налоги и налогообложение. – 2014. – № 9

27. Токаев Н.Х. Регулирование бюджетных расходов в регионе: особенности методов, тенденции, разработанность норм и правил // Terra Economicus. – 2013. – т. 11.

28. Ускова, Т.В. Резервы укрепления региональных бюджетов на выходе из кризиса [Текст] / Т.В. Ускова, М.Ф. Сычёв // Экономические и социальные пере-мены: факты, тенденции, прогноз. – 2011. – №3(15). – С. 149‒154.

29. Швецов, Ю.Г. Теоретические аспекты бюджета как экономической категории [Текст] / Ю.Г. Швецов // Проблемы современной экономики. – 2011. – №3. – С. 28‒132.

30. Бюджетный федерализм: итоги и перспективы: рекомендации научно-практической конференции // Официальный сайт Совета Федерации. – Режим доступа: http://budget.council.gov.ru/activity/other_activities/42719

31. Зюзина, Н.В. Макроэкономические проблемы повышения налоговых доходов регионов РФ [Электронный ресурс] / Н.В. Зюзина, О.Ю. Долгов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – Кисловодск: КИЭП, 2013. - № 9. – Режим доступа: http://www.uecs.ru/finansi-i-kredit/item/2487-2013-11-01-08-32-27.

32. Министерство финансов. – [Электронный ресурс]. - URL: http://www.minfin.ru/ru/

33. Открытый бюджет Ленинградской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.budget.lenobl.ru/new/budget/num/region/current/

34. Процессуальные налоговые правоотношения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://isfic.info/proces/kosov02.htm

35. Экономико-правовые проблемы совершенствования бюджетной системы Российской Федерации [Электронный ресурс] // Аналитический вестник Совета Федерации. – 2010. – №13 (399). – Режим доступа: http://council.gov.ru/activity/analytics/analytical_bulletins/25861

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 21:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой является раскрытие сущности и структуры современной региональной бюджетно-налоговой системы и тенденции ее развития.
Цель определяет постановку следующих задач:
раскрытие основных звеньев бюджетно-налоговой системы;
рассмотрение бюджетно-налоговой системы на примере Республики Башкортостан;

Содержание

Введение
3
Региональная бюджетно-налоговая система
5
Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы
5
Организация налоговой системы
13
Международный опыт построения бюджетно-налоговой системы
19
Нормативно-правовая база региональной бюджетно-налоговой системы
24
Анализ обеспеченности регионального бюджета РБ
26
Бюджет РБ
26
Налоговая система РБ
30
Анализ обеспеченности регионального бюджета РБ
35
Заключение
43
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

165918.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

экономика и управление»

По дисциплине: «Региональная экономика и управление»

На тему: «Региональные бюджетно-налоговые системы: российский и международный опыт построения»

Список использованной литературы

Актуальность темы исследования работы обусловлена тем, что реформирование бюджетно-налоговых отношений является важнейшей составной частью проводимых в России социально-экономических преобразований.

Бюджетно-налоговая система только складывается и пока очень далека от соответствия принципиальным требованиям целостности, полноты и непротиворечивости; она непрерывно пересматривается и корректируется, так что наиболее желательное ее качество - стабильность - пока остается недоступным. От создания оптимального механизма бюджетно-налоговых отношений, обеспечения действительного сочетания интересов на всех уровнях бюджетной системы, от достижения подлинного финансового равноправия всех органов власти в значительной мере зависит успех экономической стабилизации в стране. Становление действенного механизма бюджетно-налоговых отношений существенным образом зависит от успехов в повышении эффективности всего общественного производства, от укрепления и расширения налогооблагаемой базы, от роста налоговых поступлений и увеличения доли собственных доходов бюджетов всех уровней.

Объект исследования в данной курсовой работе является Республика Башкортостан, предметом исследования – налоги, доходы и расходы бюджета РБ.

Целью курсовой является раскрытие сущности и структуры современной региональной бюджетно-налоговой системы и тенденции ее развития.

Цель определяет постановку следующих задач:

  • раскрытие основных звеньев бюджетно-налоговой системы;
  • рассмотрение бюджетно-налоговой системы на примере Республики Башкортостан;
    1. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

    1. Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет – это форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Бюджет – категория свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

В соответствии с законодательством государственные и местные бюдж еты состоят из доходной и расходной частей.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер.

Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость и т.д.), а также накопления. Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни – косвенные налоги с юридических лиц.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции государства и местного самоуправления.
Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношение между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов, бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов) и бюджетов государственных внебюджетных фондов. 1

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующий год. Этот бюджет используется для свода статистических данных и анализа показателей бюджетной системы, а также при установлении нормативов отчислений от налогов в нижестоящие бюджеты. Консолидированный бюджет не утверждается законодательным органом власти. Структура консолидированного бюджета представлена на рис. 1.1.

Актуальность темы исследования работы обусловлена тем, что реформирование бюджетно-налоговых отношений является важнейшей составной частью проводимых в России социально-экономических преобразований.

Бюджетно-налоговая система только складывается и пока очень далека от соответствия принципиальным требованиям целостности, полноты и непротиворечивости; она непрерывно пересматривается и корректируется, так что наиболее желательное ее качество - стабильность - пока остается недоступным. От создания оптимального механизма бюджетно-налоговых отношений, обеспечения действительного сочетания интересов на всех уровнях бюджетной системы, от достижения подлинного финансового равноправия всех органов власти в значительной мере зависит успех экономической стабилизации в стране. Становление действенного механизма бюджетно-налоговых отношений существенным образом зависит от успехов в повышении эффективности всего общественного производства, от укрепления и расширения налогооблагаемой базы, от роста налоговых поступлений и увеличения доли собственных доходов бюджетов всех уровней.

Объект исследования в данной курсовой работе является Республика Башкортостан, предметом исследования – налоги, доходы и расходы бюджета РБ.

Целью курсовой является раскрытие сущности и структуры современной региональной бюджетно-налоговой системы и тенденции ее развития.

Цель определяет постановку следующих задач:

раскрытие основных звеньев бюджетно-налоговой системы;

рассмотрение бюджетно-налоговой системы на примере Республики Башкортостан;

Региональная бюджетно-налоговая система

Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет – это форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Бюджет – категория свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

В соответствии с законодательством государственные и местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер.

Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость и т.д.), а также накопления. Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни – косвенные налоги с юридических лиц.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции государства и местного самоуправления. Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношение между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов, бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов) и бюджетов государственных внебюджетных фондов. 1

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующий год. Этот бюджет используется для свода статистических данных и анализа показателей бюджетной системы, а также при установлении нормативов отчислений от налогов в нижестоящие бюджеты. Консолидированный бюджет не утверждается законодательным органом власти. Структура консолидированного бюджета представлена на рис. 1.1.

К онсолидированный бюджет

Консолидированный бюджеты субъектов

Рис. 1.1. Структура консолидированного бюджета

Федеральный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций. 2

Регулируя параметры федерального бюджета, государство управляет темпами экономического развития, а также взаимоотношениями с территориями. Федеральный бюджет используется для перераспределения средств между регионами. Действующая система финансовой помощи направлена на то, чтобы за счет средств обеспеченных регионов оказывать помощь нуждающимся регионам, смягчая при этом для населения различия в экономической и социальной сфере. В условиях перехода от к рынку государственный бюджет сохраняет свою ведущую роль, меняются лишь методы его воздействия на общественное производство и режим расходования бюджетных средств. Осуществляется переход с бюджетного финансирования и дотирования на экономические методы воздействия на производство, переход к финансовому регулированию экономики.

Региональный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций.

Структура консолидированного бюджета субъекта федерации представлена на рис. 1.2. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе.

К онсолидированный бюджет субъекта РФ

Бюджеты республик, краев, областей, округов, Москвы и Санкт-Петербурга (региональные бюджеты)

Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Рис. 1.2. Структура консолидированного бюджета субъекта РФ

Местный бюджет (бюджет муниципального образования) - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

С вступлением в силу законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» структура консолидированного бюджета субъекта федерации будет выглядеть следующим образом (см. рис. 1.3).

Консолидированный бюджет муниципального района – свод городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района.

В Российской Федерации построение бюджетной системы базируется на следующих принципах: 3

Единство. Принцип единства означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней.

К онсолидированный бюджет субъекта РФ

К онсолидированные бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов

городских округов, внутригородских территорий городов Москвы

Бюджеты республик, краев, областей, округов, Москвы и Санкт-Петербурга (региональные бюджеты)

Бюджеты городских и сельских поселений

Бюджеты муниципальных районов (районные бюджеты)

Рис. 1.3. Структура консолидированного бюджета субъекта РФ

Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Самостоятельность. Самостоятельность бюджета для каждого уровня бюджетной системы обеспечивается:

- правом законодательных (представительных) органов государственной власти и органом местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

- наличием собственных источников, доходов бюджета каждого уровня, определяемых в соответствии с законодательством РФ;

- законодательным закреплением регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и налоговым законодательством;

- правом органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом РФ определять направления расходования средств соответствующих бюджетов.

-правом органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом РФ определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

- недопустимостью изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

- недопустимостью компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Полнота отражения доходов и расходов бюджетов. Принцип полноты требует отражения в бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования дополнительного привлечения средств.

Сбалансированность бюджета. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Эффективность и экономность использования денежных средств. Этот принцип означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов предполагает покрытие всех бюджетных расходов общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, которые не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы.

Гласность. Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета, что означает соблюдение следующих требований:

- предварительное обсуждение проектов бюджетов на открытых заседаниях парламента и представительных органов местного самоуправления;

- обязательное опубликование утвержденных бюджетов после принятия закона о них, а также отчетов об исполнении бюджетов;

- сообщение о ходе исполнения бюджетов в течение года.

Достоверность бюджета. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Адресность и целевой характер бюджетных средств. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что они выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Правительство России исходит из того, что сохранение и укрепление единого государства возможно только на основе самостоятельности федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, участия всех территорий в финансировании расходов соответствующих бюджетов через применение единых подходов к формированию доходной части бюджетов.

Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» предусматривает введение еще одного принципа бюджетной системы РФ – принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объемов, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами требованиями, установленными Бюджетным кодексом.

Региональная бюджетно-налоговая система – это элемент бюджетно-налоговой системы государства, включающий в себя: региональный бюджет, региональные налоги и сборы, региональные льготы, субвенции и дотации, финансовые и налоговые отношения с органами государственного управления федерального уровня и органами муниципального управления.

Сущность региональной бюджетно-налоговой системы

Бюджетно-налоговую систему Российской Федерации составляют бюджеты следующих уровней:

  • федерального;
  • регионального;
  • муниципального.

Таким образом, бюджетно-налоговая система страны имеет три уровня, каждый из которых обеспечивается определенной совокупностью налогов.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Региональная бюджетно-налоговая система: российский и международный опыт построения 400 руб.
  • Реферат Региональная бюджетно-налоговая система: российский и международный опыт построения 260 руб.
  • Контрольная работа Региональная бюджетно-налоговая система: российский и международный опыт построения 190 руб.

Региональные бюджетно-налоговой системы выступают в качестве составляющих общей бюджетно-налоговой системы страны, подкрепленных региональными сборами, налогами, субвенциями, дотациями, и включенных в систему региональных налоговых и финансовых отношений в органами власти других уровней.

Региональные бюджеты представляют систему отношений экономического характера, направленных на формирование, использование денежных средств для реализации регионального государственного управления в рамках определенной территории. С формальной точки зрения региональный бюджет выступает в качестве финансового плана, обеспечивающего сбалансированность доходов и расходов региона, также определяющих источники финансирования дефицита регионального бюджета и целевую направленность использования его ресурсов.

Основу формирования регионального бюджета составляют налоговые и неналоговые поступления, перечисления безвозвратного и безвозмездного характера. К числу налоговых доходов региональных бюджетов относят систему региональных налогов и сборов, а также ряд отчислений от налогов и сборов федерального уровня. В России к числу региональных налогов относят транспортный налог, налог на имущество хозяйствующих субъектов, налог на игорный бизнес.

Региональные бюджетно-налоговые системы призваны обеспечить реализацию следующих функций:

  1. закрепление порядка движения потоков бюджетно-налогового назначения в соответствии с уровнями территориальной организации страны и процедурами регулирования этих отношений;
  2. аккумулирование средств и их использование в общерегиональных целях;
  3. выполнение органами государственного управления регионального уровня исполнительских и представительских полномочий;
  4. самообеспечение реализации социальных программ внутрирегионального уровня;
  5. обеспечение формирования инфраструктурной основы территории региона;
  6. регулирование использования потенциала региона природно-ресурсного и экологического назначения;
  7. стимулирование ценностных ориентиров население региона, формирование условий для активизации деловой активности в регионе, проведение структурных преобразований и прочее.

Особенности формирования и построения региональной бюджетной налоговой системы в российской практике

Региональная бюджетно-налоговая система в России обеспечивает аккумулирование примерно половины всех потоков бюджетно-налоговой направленности в государстве. Эта система характеризуется значительными колебаниями в разрезе доходов и расходов.

Российская практика формирования региональных бюджетно-налоговых систем предполагает наличие собственных и регулирующих доходов. К числу собственных доходов региональных бюджетно-налоговой системы относят совокупность региональных налогов и сборов, а также доходы от использования регионального имущества, от оказания платных услуг государственными учреждениями регионального уровня. К регулирующим доходам относят отчисления от налогов и сборов федерального уровня, которые поступают в региональные бюджеты, а также суммы субвенций, дотаций, субсидий и иных платежей.

В российской практике построения региональных бюджетно-налоговых систем характерно преобладание в них регулирующих источников, доля которых достигает 40%. Для российской региональной бюджетно-налоговой системы характерен высокий уровень разнородности, на минимизацию которого и направлены регулирующие доходы.

Зарубежный опыт построения региональных бюджетов

Существуют три основных моделей построения региональных бюджетов.

Первая модель предусматривает разделение бюджетов в соответствии с категориями налогов. В рамках этой модели региональный бюджетно-налоговой системе соответствует региональные базовые налогам. Применение такой модели обеспечивает разграничение бюджетных доходов и минимизацию перераспределительных процессов бюджетно-налоговой системы государства. Преимуществом данной системы является формирование стабильных и понятных принципов взаимодействия регионов и центральных властей. Недостатком данной модели является то, что она требует сравнительной однородности регионов в налоговом смысле, что трудно достижимо на территории больших государств.

Вторая модель построения региональной бюджетно-налоговой системы основана на разделении доходов от налогов. В этом случае обеспечивается фиксация процентных ставок, обеспечивающих распределение конкретных видов налогов между центральным бюджетом и бюджетами регионов. Эта модель допускает возможность соединения ставок, когда и на федеральном, и на региональном уровне предусматриваются свои показатели. Преимуществом данной системы является наличие широких возможностей увеличения масштабов перераспределения средств бюджетной системы.

Третья модель построения региональной бюджетно-налоговой системы предусматривает изъятие определенной части региональных налогов в центральный бюджет государства. Недостатком данной модели является опасность децентрализации бюджетной системы.

Читайте также: