Коап рф непредоставление налоговой отчетности

Опубликовано: 21.04.2024

1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета

влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

2. Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок

влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Комментируемая статья устанавливает ответственность за непредставление налоговой декларации.

Согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 01.01.2014, сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.

При этом словосочетание "неуплаченная сумма налога" интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: "не уплаченная на день вынесения решения", "не уплаченная на день принятия акта", "не уплаченная на дату представления декларации", "не уплаченная в срок", что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.2010 N 03-02-07/1479, от 29.04.2011 N 03-02-08/48.

Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@ (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.2014 N СА-4-7/19945).

Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 N 09АП-29306/2011-АК).

Вместе с тем по вопросу применения пункта 1 статьи 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.

Как указано в письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 "О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", разъяснения, представленные в пункте 18 вышеуказанного Постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.

Неоднозначность толкования нормы устранена с 01.01.2014 посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ, которым в пункте 1 статьи 119 НК РФ словосочетание "неуплаченной суммы налога" заменено словосочетанием "не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога".

На устранение неоднозначности толкования пункта 1 статьи 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления письма от 30.09.2014 N СА-4-7/19945 "О признании утратившим силу письма ФНС России от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@".

В письме Минфина России от 14.08.2015 N 03-02-08/47033 отмечено, что статьей 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный статьей 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере - 1000 рублей.

Минимальный размер штрафа, предусмотренный статьей 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 рублей Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что пункт 1 статьи 119 НК РФ не содержит противоречий, в том числе относительно установленных размеров штрафов.

В пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 разъяснено, что из положений пункта 3 статьи 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.

Соответственно, из взаимосвязанного толкования указанной нормы и пункта 1 статьи 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов - налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной статьей 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй Кодекса.

В письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 отмечено, что поскольку из взаимосвязанного толкования пункта 3 статьи 58 НК РФ и пункта 1 статьи 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов - налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной статьей 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй НК РФ.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

При этом суды согласились с выводами суда первой инстанции о возможности снижения размера штрафа (в связи с привлечением к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации) с учетом наличия смягчающих ответственность обстоятельств уменьшив сумму штрафа до 218 259 рублей.

Встречное заявление инспекции к Учреждению удовлетворено в части взыскания в доход бюджета 40011,60 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации, 399882 рублей пеней по налогу на прибыль, 2267039 рублей налога на прибыль, в доход федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2013 решение суда первой инстанции изменено.

Следовательно, привлечение Ахмедовой Б.И. к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, является незаконным.

О суде

18.05.2021

Арбитражный суд Вологодской области продлил срок выполнения работ по разработке комплексного проекта реставрации Вологодского кремля.

30.04.2021

Список дел безотлагательного характера, по которым обеспечивается допуск в суд лиц, участвующих в деле 04.05.2021

28.04.2021

Арбитражный суд Вологодской области объявляет о приеме документов на замещение должности государственной гражданской службы секретарь судебного заседания на условиях срочного служебного контракта.

Ответственность за непредставление налоговой декларации

Ответственность за непредставление налоговой декларации

Пунктом 1 ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 настоящей статьи, в виде взыскания штрафов размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб.
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком декларации в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации в виде взыскания штрафа в размере 30 % и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, соответственно за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
В 2001-2002 гг. Арбитражным судом Вологодской области рассмотрено около 1000 дел по спорам, связанным с взысканием штрафных санкций за нарушение сроков представления налоговых деклараций. Налоговые органы привлекали налогоплательщиков к ответственности по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление деклараций по налогу на доходы предпринимателей, налогу на прибыль, налогу на имущество юридических лиц и предпринимателей, налогу на рекламу, НДС, налогу с продаж, налогу на пользователей автодорог, налогу с владельцев автотранспортных средств, расчетов по единому налогу на вмененный доход, расчетов по целевому сбору на содержание муниципальной милиции, благоустройство территории и нужды образования, по сбору на содержание жилфонда и объектов соцкультсферы, земельному налогу, расчетов 10% отчислений от платы за фактическое загрязнение окружающей природной среды, расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования РФ.
Подавляющее большинство требований налоговых органов о взыскании штрафных санкций по данной статье Кодекса судом удовлетворено. Однако по 6,4% дел частично или полностью отказано в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Налоговым органом пропущен срок обращения в суд для взыскания налоговой санкции, установленный ст. 115 НК РФ.
Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании налоговых санкций за несвоевременное представление ООО налоговой декларации по НДС за октябрь 1999 г.
Суд отказал инспекции в удовлетворении иска в связи с тем, что налоговым органом пропущен шестимесячный срок давности взыскания санкции, установленный ст. 115 Кодекса. Поскольку обязательного составления акта по камеральным проверкам НК РФ не предусмотрено, то, по мнению суда, днем обнаружения налогового правонарушения является день представления декларации в налоговую инспекцию, т. е. 20.12.99. С иском налоговая инспекция обратилась в суд лишь 09.01.2001.

Налоговой инспекцией ошибочно определен период просрочки представления налоговой декларации.
Налоговая инспекция обратилась в суд с иском о взыскании с ООО штрафных санкций в сумме 107 420 руб. 20 коп. за несвоевременное представление налоговых деклараций по п. 1и2ст. 119НКРФ.
Суд частично удовлетворил требования налоговой инспекции, выявив ошибку в исчислении инспекцией количества месяцев просрочки представления налоговых деклараций, и снизил размер штрафа. Причина неверного исчисления налоговым органом периода просрочки представления налоговой декларации - ошибочное определение неполных месяцев просрочки исходя из календарных месяцев просрочки.
По смыслу ст. 119 Кодекса размер штрафа определяется в зависимости от продолжительности просрочки представления декларации в размере 5% суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. Например, срок представления декларации установлен до 20.04.2002. Фактически декларация представлена 16.06.2002. То есть просрочка составляет два месяца, в том числе один полный месяц (с 20.04.2002 до 20.05.2002) и один неполный месяц (с 20.05.2002 до 16.06.2002).
Налоговая инспекция начисляет штраф за три месяца просрочки из расчета: с 20.04 по 30.04.2002 - один неполный месяц, с 01.05 по 31.05.2002 - один полный месяц, с 01.06 по 16.06.2002 - второй неполный месяц. В результате неправомерно начислены санкции за один лишний месяц.
По данной причине судом частично снижен размер штрафных санкций еще по четырем делам.

Налоговая инспекция была не вправе применять к налогоплательщику ответственность по ст. 119 НК РФ, так как предприниматель не занимался в определенный период предпринимательской деятельностью и доход не получал.
Суд отказал в удовлетворении требований налоговой инспекции о взыскании с предпринимателя штрафа в сумме 100 руб. за несвоевременное представление декларации о доходах за 2000 г.
В силу подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Из представленной декларации и принятого инспекцией решения усматривается, что предприниматель в 2000 г. предпринимательской деятельностью не занимался, доход не получал. При отсутствии объекта обложения налогом отсутствует налог, подлежащий уплате на основе этой декларации. Следовательно, привлечение налогоплательщика к ответственности на основании п. 1 ст. 119 Кодекса за несвоевременное представление декларации неправомерно, поскольку санкции статьи связывают размер штрафа с суммой налога, подлежащей уплате.

Судом применены смягчающие ответственность обстоятельства на основании ст. 112 Налогового кодекса РФ.
Налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании с банка штрафных санкций в сумме 26 176 руб. 54 коп. за несвоевременное представление деклараций по НДС за апрель и июль 1999 г. Судом размер штрафа снижен в два раза в связи с применением в качестве смягчающих ответственность следующих обстоятельств: уплата доначисленного НДС, нахождение главного бухгалтера филиала на больничном в период представления указанных деклараций.

• Еще по одному делу судом также снижен размер штрафа в два раза в связи с применением смягчающего обстоятельства - болезни главного бухгалтера в период совершения правонарушения, что подтверждено письменными доказательствами.

• При рассмотрении заявления налогового органа о взысканий с предпринимателя штрафных санкций в сумме 12 635 руб. 84 коп. по п. 2 ст. 119 НК РФ «за несвоевременное представление налоговой декларации по НДС суд применил смягчающие обстоятельства, в качестве которых принято во внимание введение налогоплательщика в заблуждение действиями налогового органа, а именно: временной постановкой в 2001 г. на налоговый учет по месту осуществления деятельности, переводом на уплату единого налога на вмененный доход по виду деятельности «заготовка древесины», не подлежащей обложению данным видом налога, следовательно, необоснованным освобождением от обязанностей по уплате НДС. Размер штрафа судом уменьшен.

• В качестве смягчающих ответственность обстоятельств по другим делам суд учитывал нарушение срока представления налоговой декларации только на один день, предоставление ходатайства ответчиком об уменьшении размера штрафных санкций в связи с его тяжелым финансовым положением и наличием задолженности в бюджеты всех уровней, незначительный доход хозяйствующего субъекта от предпринимательской деятельности, нахождение на его иждивении матери и тяжелое финансовое положение, уплата доначисленных по проверке налогов и пеней, несоразмерность размера штрафа характеру налогового правонарушения, компенсация ущерба бюджету в течение 2001 - 2002 гг. излишней уплатой налога в сумме 5 080 000 руб., существенность взыскиваемого размера штрафа для финансового состояния ответчика.

Налоговая инспекция необоснованно завысила размер штрафа при привлечении налогоплательщика к ответственности по ст. 119 Налогового кодекса РФ.
Налоговая инспекция обратилась в суд с иском к предпринимателю о взыскании штрафа в сумме 400 руб. за непредставление в установленный срок расчета налога с продаж за 1999 г. (в соответствии со ст. 6 Закона Вологодской области от 31.12.98 № 320-ОЗ «О налоге с продаж» (с изменениями) индивидуальные предприниматели сдают расчет налога одновременно с декларацией о доходах).
Суд признал правомерным основание привлечения к ответственности, однако удовлетворил требования ИМНС частично, поскольку в декларации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, указана как 39 руб. 20 коп. При просрочке в три месяца 5% от этой суммы составят менее 100 руб. Следовательно, штраф должен быть определен в минимальном размере, установленном п. 1 ст. 119 НК РФ. На основании изложенного суд снизил размер штрафа до 100 руб.

Суд установил наличие обстоятельства, исключающего привлечение лица к ответственности по ст. 119 НК РФ, - отсутствие вины налогоплательщика в совершении правонарушения.
Суд отказал в удовлетворении требований налоговой инспекции о взыскании с ОАО штрафа за несвоевременное представление в налоговый орган расчета 10% отчислений от оплаты за фактическое загрязнение окружающей природной среды за I квартал 2001 г.
В соответствии с п. 3 Порядка направления 10 % платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, утвержденного Минприроды РФ от 03.03.93 № 04-15/61-638, Минфином РФ от 03.03.93 № 19, Госналогслужбой РФ от 03.03.93 № ВГ-6-02/10, природопользователи определяют и согласовывают с соответствующими территориальными органами Минприроды РФ на год с поквартальной разбивкой величину платы за загрязнение окружающей природной среды и представляют налоговым органам по месту нахождения природопользователя до 1 февраля текущего года по форме согласно Приложению № 1.
ОАО заявка для получения разрешения на выбросы в атмосферу, сбросы сточных вод и размещение отходов направлялась в соответствующий орган неоднократно - 04.12.2000, 20.02.2001. Это следовало из представленных документов и не оспаривалось представителем налоговой инспекции. Однако окончательное разрешение получено 29.05.2001. Кроме того, в связи с ликвидацией комитетов по охране окружающей среды в городах и районах области организация выдачи разрешений была поручена районной администрации, что также явилось одной из причин нарушения срока согласования величины платы за загрязнение окружающей среды.
При указанных обстоятельствах общество нарушило срок для представления расчета по не зависящим от него причинам. Отсутствие вины в совершении налогового правонарушения исключило привлечение общества к ответственности по п. 1 ст. 119 Кодекса.
Другим примером может служить решение суда об отказе в удовлетворении требований ИМНС о взыскании с ЗАО суммы 398 руб. 70 коп., в том числе за несвоевременное представление налоговых деклараций за I полугодие 2001 г. по налогу на имущество, налогу на пользователей автодорог, по целевому сбору на содержание милиции, благоустройство территории, нужды образования.
Суд признал отсутствие вины налогоплательщика в совершении этого правонарушения в связи с тем, что 18.06.2001 следователем следственного управления внутренних дел города произведена выемка бухгалтерских документов в офисе данного ЗАО, о чем составлен протокол.
Согласно протоколу от 18.06.2001 в перечне изъятых значатся и бухгалтерские документы, необходимые для составления налоговых деклараций по указанным выше налогам, в частности документы по реализации продукции (работ, услуг), по учету основных средств, по учету сотрудников предприятия и т. д.
Поскольку при изъятии бухгалтерской документации организация была лишена возможности представления в налоговый орган налоговых деклараций, содержащих достоверные сведения, ЗАО письмом от 27.07.2001 поставило в известность инспекцию о невозможности сдать вовремя бухгалтерскую и налоговую отчетность за I полугодие 2001 г. Следовательно, налоговому органу было известно об отсутствии вины организации в данном правонарушении.

Налоговым органом при привлечении лица к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ не соблюдены требования ст. 101 Кодекса.
Судом удовлетворены требования предпринимателя о признании недействительными решений налоговой инспекции о привлечении его к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ за нарушение срока представления деклараций по единому налогу на вмененный доход за I и II кварталы 2002 г. по следующим основаниям.
Решения приняты заместителем руководителя налоговой инспекции по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки. В соответствии с п. 9 ст. 21 и п. 7 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан направлять налогоплательщику копии актов налоговых проверок. Согласно п. 7 ст. 21 Кодекса налогоплательщик имеет право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению налогов, а также по актам проведения на логовых (выездных и камеральных) проверок.
Таким образом, Налоговым кодексом РФ предусмотрена упрощенная процедура привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. По смыслу указанных положений при выявлении налоговым органом факта налогового правонарушения он обязан поставить налогоплательщика в известность о том, что ведется производство по делу о налоговом правонарушении, и предложить представить объяснения или возражения.
Согласно п, 1 ст. 101 НК РФ в случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика.
Из материалов дела следует, что налоговый орган не предложил предпринимателю представить объяснения или возражения, акт камеральной проверки ответчику не направлялся. Значит, предприниматель был лишен возможности представить объяснения или возражения по факту налогового правонарушения, присутствовать при рассмотрении материалов проверки руководителем налогового органа, т. е. были нарушены права налогоплательщика, предусмотренные п. 1 ст. 101 Кодекса.
При указанных обстоятельствах признаны недействительными решения налогового органа о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Аналогичные решения приняты судом еще по трем делам.

Законодательством о налогах и сборах не установлен срок представления налоговой декларации по некоторым видам налогов.
По заявлению налоговой инспекции о взыскании с ОАО штрафа за несвоевременное представление деклараций по налогу с владельцев транспортных средств в сумме 22 637 руб. 80 коп. за 1998, 1999, 2000 гг. было отказано в удовлетворении требований по следующим мотивам.
В ст. 7 Закона РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» предусмотрено, что уплата налога с владельцев транспортных средств производится ежегодно в сроки, установленные законами субъектов РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Законом не установлен срок представления налоговых деклараций по налогу на владельцев транспортных средств. Такой срок определен Инструкцией Госналогслужбы РФ от 15.05.95 № 30 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды», которая не относится к законодательству о налогах и сборах. Следовательно, ответственность, предусмотренная ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление таких деклараций, применена налоговым органом незаконно.
Судом также отказано в удовлетворении требований налогового органа в части взыскания с ООО штрафа за нарушение срока представления декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд. Инструкция МНС РФ от 04.04.2000 № 59, где установлен срок представления данного расчета, не относится к законодательству о налогах и сборах.

Суд не согласился с выводом налогового органа о том, что расчет дополнительных платежей является налоговой декларацией.
Решением суда отказано в удовлетворении требований налогового органа в части взыскания с ЗАО штрафа по п. 2 ст. 119 НК РФ в сумме 3 963 руб. 59 коп. за непредставление расчета дополнительных платежей по налогу на прибыль за III квартал 1999 г.
Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога. Вместе с тем расчет дополнительных платежей указанных сведений не содержит. Декларацией по налогу на прибыль является расчет налога от фактической прибыли. По этому штраф начислен налоговым органом без достаточных оснований.

Налогоплательщику предоставлено право на реструктуризацию штрафных санкций, поэтому за их взысканием налоговый орган обратился в суд без имеющихся на то оснований.
Налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании с ЗАО штрафных санкций в сумме 21 359 руб. 08 коп. за несвоевременное представление деклараций за 2000 г. и I квартал 2001 г. по налогу на прибыль, по налогу на имущество, по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, по сбору на содержание муниципальной милиции, по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также по НДС - за январь, февраль, март 2001 г.
В то же время из имеющихся в деле материалов видно, что обществу предоставлено право на реструктуризацию части суммы штрафов по НДС, налогу на прибыль, сбору на содержание жилфонда. На день рассмотрения спора первый срок погашения обществом указанной задолженности по реструктуризации не истек. Следовательно, у налогового органа не было оснований взыскивать часть суммы штрафа по ст. 119 НК РФ в судебном порядке. В удовлетворении требований в этой части судом отказано.
В результате анализа судебной практики, связанной с применением ст. 119 Налогового кодекса РФ, можно сделать следующие выводы.

1. Количество дел данной категории, рассмотренных за 2002 г., по сравнению с тем же периодом 2001 г. увеличилось на 30%.

2. Заявленные требования налоговых органов удовлетворены судом по 68,6% дел. В 25% случаев производство по делам было прекращено в связи с добровольной уплатой налога плательщиками предъявленных к взысканию сумм после возбуждения судом производства по делу.

3. Отказы в удовлетворении требований налоговых инспекций в полном объеме происходят, как правило, в случае пропуска инспекциями срока давности взыскания налоговых санкций, установленного ст. 115 НК РФ.

4. Частичный отказ в удовлетворении требований ИМНС нередко происходит по причине ошибок в расчетах налоговых органов.

5. Привлечение налогоплательщиков к ответственности по ст. 119 НК РФ обжалуется относительно редко, что свидетельствует о законности и обоснованности решений, принимаемых налоговыми органами.

Первая часть НК РФ

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов


Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение


Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Вторая часть НК РФ

Раздел VIII. Федеральные налоги

Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (Статьи 234-245)


Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы


Раздел IX. Региональные налоги и сборы

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

Статья 121 . Исключена

Статья 127 . Исключена

1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в пункт 2 статьи 117 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 рублей.

2. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.

3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 122 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Определением Конституционного Суда РФ от 18 января 2001 г. N 6-О установлено, что положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 настоящей статьи, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий, что не исключает возможности их самостоятельного применения на основе оценки судом фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом конституционно-правового смысла составов налоговых правонарушений, выявленного Конституционным Судом РФ

2. Утратил силу с 1 января 2004 г.

3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Тратить лишние деньги не любит никто. Особенно, если платить приходится за свою же оплошность. Сейчас идет активный период отчетов – старайтесь не опаздывать. Берегите свои деньги. И не доводите до блокировки счета.

Декларация по налогам

Если вы допустите просрочку со сдачей деклараций (по НДС, налогу на имущество, налогу на прибыль) компанию оштрафуют по статье 119 НК РФ.

Штраф — 5 процентов от налога, который не заплатили в срок. Максимум — 30 процентов от этой суммы, но не меньше 1 000 руб. Штраф посчитают за каждый полный или неполный месяц просрочки с декларацией, считая с даты ее сдачи по НК РФ.

А если со дня крайнего срока подачи декларации прошло более 10 рабочих дней, заблокируют счет (подп. 1 п. 3, п. 3.2 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Кроме того, покарают и должностных лиц фирмы. Они получат предупреждение или штраф от 300 до 500 рублей по статье 15.5 КоАП РФ.

Отдельный штраф для фирмы установлен пунктом 1 статьи 126 НК РФ за декларацию по налогу на прибыль - штраф 200 рублей за каждую декларацию, которую не сдали вовремя. А для должностных лиц - штраф от 300 до 500 рублей, но уже по статье 15.6 КоАП РФ.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Форма 6-НДФЛ

За опоздание с формой 6-НДФЛ будут:

  • штраф по пункту 1.2 статьи 126 НК РФ. Это 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для подачи расчета;
  • блокировка счета, если со дня срока подачи 6-НДФЛ прошло более 10 рабочих дней (подп. 1 п. 3, п. 3.2 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • административное наказание для должностных лиц по статье 15.6 КоАП РФ – штраф от 300 до 500 рублей.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Форма СЗВ-СТАЖ

За просрочку формы СЗВ-СТАЖ штраф может оказаться очень существенным – по 500 рублей за каждое застрахованное физлицо и столько же за ошибки в отчете (ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ).

Должностных лиц компании оштрафуют на 300 - 500 рублей (ст. 15.33.2 КоАП РФ).

Чтобы избежать штрафа за ошибку, уточните отчет в течение 5 рабочих дней с даты, когда ПФР пришлет протокол.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Бухгалтерская отчетность

Величина ответственности за нарушения со сдачей бухгалтерской (финансовой) отчетности в ГИРБО во многом зависит от того, подлежит или не подлежит она обязательному аудиту.

Если отчетность не подлежит обязательному аудиту, то за просрочку не более 10 дней штраф будет от 5 000 до 10 000 рублей. За просрочку больше, чем на 10 дней, но не более 30 дней – от 20 000 до 30 000 рублей. Такие же суммы и за просрочку отчетности, которая подлежит обязательному аудиту.

Ну а если задержались более, чем на 30 дней – заплатить придется:

  • от 50 000 до 70 000 рублей, если отчетность не подлежит обязательному аудиту;
  • от 300 000 до 500 000 рублей, если отчетность подлежит обязательному аудиту.

Также за непредставление отчетности или предоставление не в полном составе оштрафуют:

  • от 100 000 до 200 000 рублей, если отчетность не подлежит обязательному аудиту;
  • от 500 000 до 700 000 рублей, если отчетность подлежит обязательному аудиту.

Кроме того, для организаций, отчетность которых не размещают в ГИРБО, штраф составляет 200 рублей за каждый документ, который не сдали вовремя (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Для организаций, которые обязаны размещать отчетность в ГИРБО, - штраф от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

А должностных лиц компании могут оштрафовать от 300 до 500 рублей (ст. 15.6, ст. 19.7 КоАП РФ).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Учетная политика

Если на проверке инспекторы обнаружат, что у компании нет учетной политики, это грозит серьезными финансовыми потерями для фирмы.

Во-первых, могут пересчитать налоги самым невыгодным для компании методом. В результате фирме придется доплачивать налог вместе со штрафом и пенями – это статья 120 НК РФ «Грубое нарушение доходов и расходов и объектов налогообложения. Вот варианты:

  • 10 000 руб. – за грубое нарушение правил учета доходов и расходов в течение одного налогового периода (п. 1 ст. 120 НК РФ);
  • 30 000 руб. - за грубое нарушение правил учета доходов и расходов в течение нескольких налоговых периодов (п. 2 ст. 120 НК РФ);
  • 20% от не уплаченной суммы налога, но не меньше 40 000 рублей – за занижение налоговой базы при грубом нарушении правил учета доходов и расходов (п. 3 ст. 120 НК РФ).

Возможны и другие последствия - за собственно непредставление учетной политики:

  • на фирму – штраф 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ);
  • административный штраф на директора - от 300 до 500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Статистическая отчетность

Вы, конечно, знаете, что за несдачу статистических отчетов начали штрафовать по-крупному по статье 13.19 КоАП РФ:

  • от 20 000 до 70 000 рублей;
  • за повторное нарушение - от 100 000 до 150 000 рублей.

А должностных лиц компании по этой же статье могут оштрафовать соответственно на сумму от 10 000 до 20 000 рублей и за повторное нарушение - от 30 000 до 50 000 рублей.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Выбор читателей

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Responsive image

Авансовый отчет 2021: шпаргалка для бухгалтера

Responsive image

Не все ошибки в СЗВ-М приводят к штрафам

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование



В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации. Требования к оформлению налоговых деклараций и условия их представления изложены в ст. 80 НК РФ.

Допускается не представлять в налоговые органы налоговые декларации только по тем налогам, по которым налогоплательщик освобожден от обязанности по их уплате (абз. 1 п. 2 ст. 80 НК РФ). Во всех остальных случаях представление налоговой отчетности обязательно.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 80 НК РФ лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках, и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию по форме, утвержденной приказом Минфина России от 10.07.2007 № 62н.

Согласно абз. 4 п. 2 ст. 80 НК РФ единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

Таким образом, в рассматриваемом случае индивидуальный предприниматель должен был ежеквартально с момента государственной регистрации представлять в налоговые органы отчетность в виде единой (упрощенной) налоговой декларации.

Согласно ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок упрощенной (единой) налоговой декларации в налоговый орган по месту учета является налоговым правонарушением и влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей.

В постановлении ВАС РФ от 08.07.2010 № 418/10 указано, что применение метода начисления штрафа в процентах от суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, не исключает применения низшего предела размера штрафа в случае, когда сумма налога окажется минимальной или же составит ноль рублей. При этом суд подчеркнул, что такое толкование ст. 119 НК РФ является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. Единая (упрощенная) налоговая декларация свидетельствует об отсутствии у налогоплательщика суммы налога к уплате, поэтому определение размера штрафа за ее непредставление, на наш взгляд, аналогично определению размера штрафа за непредставление «нулевых деклараций».

Несмотря на то, что на практике иногда встречаются указания на «длящийся» характер правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ (смотрите, например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 № 07АП-3525/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 26.06.2006 № Ф08-2723/06-1150А, ФАС Поволжского округа от 15.10.2004 № А65-3262/2004-СА2-8). В целом по данному вопросу сформирована единообразная судебная практика, которая исходит из того, что днем совершения указанного правонарушения является момент истечения срока предоставления налоговой декларации (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.09.2007 № А33-28052/2005-Ф02-6701/2007, от 15.08.2006 № А33-12213/2005-Ф02-4056/06-С1, от 08.09.2005 № А33-4850/2005-Ф02-4352/05-С1, от 09.01.2004 № А19-9731/03-15-Ф02-4732/03-С1, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.12.2005 № Ф08-6135/05-2413А, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2009 № 18АП-1647/2009 и от 20.05.2008 № 18АП-1931/2008).

До 02.09.2010 действовала редакция ст. 119 НК РФ, в которой нижний предел штрафа за непредставление налоговой декларации составлял 100 рублей, а также предусматривалась дифференциация размера штрафа в зависимости от срока непредставления декларации.

Однако Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (далее — Закон № 229-ФЗ) за непредставление налоговой декларации увеличен нижний предел штрафа по ст. 119 НК РФ до 1000 рублей (п. 43 ст. 1 Закона № 229-ФЗ). Также новой редакцией ст. 119 НК РФ не предусмотрена дифференциация размера штрафа в зависимости от срока непредставления декларации.

В соответствии с п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, обратной силы не имеют. По смыслу п. 13 ст. 10 Закона № 229-ФЗ нормы этого закона, увеличивающие размер санкции, не применяются к правонарушениям, совершенным до вступления его в силу. Следовательно, новый минимальный размер налоговой санкции по ст. 119 НК РФ может применяться только в отношении налоговых правонарушений, совершенных после 2 сентября 2010 г.

На основании вышеизложенного считаем, что в случае привлечения индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ к нему возможно применение налоговой санкции в следующих размерах:

  • за непредставление единой (упрощенной) налоговой декларации в периоды, предусмотренные абз. 4 п. 2 ст. 80 НК РФ, до вступления в силу Закона № 229-ФЗ, — 100 рублей за каждый случай непредставления;
  • за непредставление единой (упрощенной) налоговой декларации после вступления в силу Закона № 229-ФЗ — 1000 рублей за каждый случай непредставления.

Кроме того, возможно привлечение индивидуального предпринимателя к ответственности и по ст. 15.5 КоАП РФ, согласно которой за нарушение сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Таким образом, за непредставление налоговой отчетности индивидуальным предпринимателем, не ведущим хозяйственную деятельность, возможно его привлечение к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ с применением налоговой санкции по правонарушениям, совершенным до 2 сентября 2011 г., в размере 100 рублей за каждое правонарушение, а за правонарушения, совершенные после 2 сентября 2011 г., — в размере 1000 рублей за каждый случай правонарушения.

Кроме того, возможно привлечение к ответственности и по ст. 15.5 КоАП РФ.

Читайте также: