Классификация налогов контрольная работа

Опубликовано: 13.04.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:49, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – изучение классификации налогов.
Для достижения заданной цели в работе необходимо рассмотреть:
- классификацию налогов по субъекту налогообложения;
- классификацию налогов в зависимости от формы возложенного налогового бремени;
- классификацию налогов в зависимости от характера использования;
- классификацию налогов по территориальному признаку.

Содержание работы

1 Классификация налогов по субъекту налогообложения
2 Классификация налогов в зависимости от формы возложенного налогового бремени
3 Классификация налогов в зависимости от характера использования
4 Классификация налогов по территориальному признаку
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

право налоги.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет» (КемГУ)

по дисциплине «Налоговое право»

студент 3 курса гр. ОЗО 2

1 Классификация налогов по субъекту налогообложения ……………………………………….……

2 Классификация налогов в зависимости от формы возложенного налогового бремени ………………………

3 Классификация налогов в зависимости от характера использования …………………………………. ………………

4 Классификация налогов по территориальному признаку…..

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определенной основе. Классификация налогов это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками. Она позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование.

Множественность признаков классификации налогов имеет то положительное значение, что один и тот же конкретный налог, относимый в разных классификациях к разным группам, получает различные оценки и характеристики, что способствует всестороннему его познанию. Все это и определяет актуальность темы контрольной работы.

Цель контрольной работы – изучение классификации налогов.

Для достижения заданной цели в работе необходимо рассмотреть:

- классификацию налогов по субъекту налогообложения;

- классификацию налогов в зависимости от формы возложенного налогового бремени;

- классификацию налогов в зависимости от характера использования;

- классификацию налогов по территориальному признаку.

Информационной базой при написании контрольной работы стали нормативно-правовые акты, учебные издания, электронные ресурсы.

1. Классификация налогов по субъекту налогообложения

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики - физические и юридические лица. Соответственно и налоги можно разделить на три группы:

- налоги, взимаемые только с юридических лиц;

- налоги, взимаемые только с физических лиц;

- налоги, взимаемые как с юридических, так и с физических лиц.

Налоги с юридических лиц снижают прибыль предприятия в целом. Юридические лица уплачивают в федеральный бюджет: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, объединений и организаций, акцизы, специальные налоги, в бюджеты - налог на имущество предприятий; в местные бюджеты - плату за землю, налог на рекламу, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, различные местные сборы [2, с. 22].

Изменяя количество и ставки налогов, государство осуществляет свою экономическую политику в области регулирования процессов накопления капитала, совершенствования структуры производимого ВВП и стимулирования развития тех или иных видов деятельности. Поскольку основная часть косвенных налогов, уплачиваемых юридическими лицами, включается в цену производимых товаров и услуг (акцизы, НДС, транспортный налог и др.), в конечном итоге они оплачиваются потребителями, т.е. физическими лицами.

С помощью налогов и сборов с населения государство воздействует на уровень и динамику личного потребления, сбережений и инвестиций, а также на структурные изменения в экономике. К числу основных функций данной категории налогов относится обеспечение социальной справедливости в перераспределении доходов населения [7, с. 202].

Согласно действующему законодательству граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие и получающие доходы на территории России или являющиеся собственниками объектов обложения, уплачивают в бюджет: подоходный налог с физических лиц; налоги на имущество физических лиц; налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения; налог с владельцев транспортных средств; земельный налог; государственную пошлину; налоги и сборы, установленные органами местного самоуправления либо органами государственной власти субъектов Федерации (регистрационный сбор с физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, курортный сбор). Налоги с населения зачисляются в бюджеты всех уровней, причем наибольший вес они имеют в низовых бюджетах органов местного самоуправления [3, с.24].

2. Классификация налогов в зависимости от формы возложенного налогового бремени

По форме возложения налогового бремени налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ и непосредственно обращены к налогоплательщику, его имуществу, доходам и т. п. Типичным примером прямого налога является подоходный налог.

Прямые налоги делятся на личные и реальные. Реальными налогами облагается не действительно полученный доход, а предполагаемый, нормальный доход, который лицо должно получить. Такой налог используется тогда, когда установить действительный доход налогоплательщика невозможно. Чаще всего это налоги с имущества. Личные налоги уплачиваются с действительно полученной прибыли (дохода)[9, с. 48].

Косвенные налоги (их еще называют налогами на потребление) взимаются в процессе расходования материальных благ. Налог устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров и поэтому незаметен для фактического плательщика, не связан с его доходами или имуществом напрямую. Юридическим плательщиком косвенного налога является предприятие, производящее товары. Оно непосредственно уплачивает налог, а потом закладывает его величину в цену товара, так что реально налоговое бремя ложится на плечи покупателя, который и не замечает того, что он ежедневно уплачивает налог. Очевидно, что бремя прямых налогов переносится населением тяжелее, поэтому они стимулируют гражданскую активность. Косвенные налоги, наоборот, более удобны для государства ввиду своей замаскированности [4, с. 55].

С другой стороны, косвенные налоги подрывают в большей степени имущественное положение слоев населения с низким уровнем дохода, чем богатых, так как, покупая один и тот же товар, они уплачивают одну и ту же сумму налога, что в процентном отношении к их доходу далеко не одинаково.

3. Классификация налогов в зависимости от характера использования

В зависимости от целей использования выделяются общие и специальные налоги и сборы. Общие налоги – это такие, которые используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов. Специальные налоги – это налоги, имеющие целевое назначение.

К общим налогам относятся подоходный, налог на добавленную стоимость, на прибыль предприятий, акцизы, налоги на имущество предприятий и граждан [6, с33].

Специальные налоги служат источником финансирования проводимых государством мероприятий. Так, на строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования общегосударственного и местного значения расходуются средства Федерального и территориальных дорожных фондов, куда направляются средства от взимания следующих налогов: на реализацию горюче-смазочных материалов, на пользователей автомобильных дорог, с владельцев транспортных средств, акцизов на легковые автомобили и на приобретение автотранспортных средств. Кроме того, к специальным относятся обязательные страховые взносы, установленные законодательством: отчисления в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Объектом обложения ими является фонд оплаты труда работников предприятий [10, с. 104].

К целевым федеральным налогам относится также транспортный налог, суммы которого направляются в бюджеты субъектов РФ и предназначены для финансовой поддержки и развития городского пассажирского транспорта общего пользования, а также пригородного пассажирского железнодорожного транспорта.

Специальные налоги – это и сборы на нужды образовательных учреждений, лесной доход. Такое целевое предназначение конкретных налогов для финансирования определенного государственного органа является важной финансово-правовой гарантией его автономного положения в государственном механизме. Здесь учитывается и психологический фактор. Наблюдения показывают, что граждане легче переносят усиление налогового бремени, когда знают о целевом расходовании средств от поступлений налогов, в этом случае легче бороться с уклонением от уплаты налогов.

4. Классификация налогов по территориальному признаку

В зависимости от территориального уровня налоги делятся на:

- федеральные, которые устанавливаются Налоговым Кодексом Российской Федерации и взимаются на всей территории Российской Федерации. В порядке регулирования часть федеральных налогов может зачисляться в бюджеты нижестоящего уровня[1];

- налоги субъектов Российской Федерации устанавливаются Налоговым Кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации определяют конкретную ставку налога, порядок и сроки его уплаты, а также вводят установленный налог в действие. Зачисляться эти налоги могут как в бюджет субъекта, так и, в порядке регулирования, в бюджеты муниципальных образований;

- местные налоги и сборы устанавливаются Налоговым Кодексом Российской Федерации и нормативными актами представительных органов местного самоуправления. Муниципальные образования определяют конкретную ставку налога, порядок и сроки его уплаты, а также вводят установленный налог в действие. Суммы налогов зачисляются в бюджеты муниципальных образований [4, с103].

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:

Информация:

Описание (план):

Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.

    Классификация налогов

Государство использует для косвенного воздействия на экономику и формирования своих доходов целую совокупность налогов, которая требует своего упорядочения и классификации – группировки налогов по их видам. Основными критериями классификации могут выступать различные признаки: способ взимания налогов, субъект – налогоплательщик, характер применяемых ставок, источник и объект налогообложения, орган, устанавливающий налоги, порядок введения налога, уровень бюджета, в который зачисляется налог, целевая направленность налога и др.
В зависимости от метода установления налогов и способа их взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. 1
Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ, ими непосредственно облагаются трудоспособность физических лиц или экономический потенциал (способность приносить доход) юридических лиц. Прямыми являются те налоги, которыми облагаются имущество, выручка, процесс извлечения прибыли (дохода). Косвенные налоги связаны с экономическим потенциалом налогоплательщика лишь косвенно, они взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций. Они связаны с процессом использования прибыли (дохода) или расходами налогоплательщика.
Внутри этой классификации тоже имеются подразделения. Прямые налоги, в свою очередь, делятся на личные и реальные (целевые). Прямые личные налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность субъекта налога. К их числу относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и др.
Прямыми реальными налогами облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта обложения. К их числу относятся земельный налог, транспортный налог, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и др.
Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на: акцизы, фискальную монополию, таможенные пошлины. В развитых странах преобладают акцизы – косвенные налоги на товары и услуги, которые производятся частными предприятиями. Акцизы устанавливаются на товары внутреннего производства, в отдельных странах акцизами также облагается и импорт товаров (Россия). Акцизы по способу взимания делятся на индивидуальные – устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров, и универсальные – взимаемые со стоимости всего валового оборота (НДС). Универсальные акцизы более выгодны с фискальной точки зрения (с расширением ассортимента товаров увеличивается поступление универсального акциза в бюджет), ими облагаются все товары, попадающие в реализацию. Первоначально универсальный акциз взимался на одной стадии (потребления) в розничной торговле. После Второй Мировой войны был введен каскадный налог с оборота (т.е. взимался на всех этапах производства). Сегодня для него характерна однократность обложения. Разновидность универсального акциза – НДС, который в отличие от налога с оборота взимается не со всей стоимости товара, а только с той части стоимости, которая добавляется на конкретной стадии производства. Добавленная стоимость включает: заработную плату, амортизацию, проценты за кредитные ресурсы, накладные расходы.
Второй вид косвенных налогов – фискальная монополия – монопольное право государства на производство и (или) реализацию определенных товаров, он преследует чисто фискальную цель. Ставки не устанавливаются, поскольку государство является монополистом при производстве определенных видов товаров (например, винно-водочных изделий) и продает товар по очень высокой цене, которая включает в себя и сам налог. Фискальная монополия может быть частичной (или производство, или реализация), либо полной.
Третий вид косвенных налогов – это налоги на внешнюю торговлю: таможенные пошлины. Они подразделяются:
1. по видам - на экспортные, импортные, транзитные;
2. по построению ставок – на специфические ( устанавливаются в твердой сумме), адвалорные (в процентах к стоимости) и сложные (сочетание специфических и адвалорных ставок)
3. по экономической роли – на фискальные, протекционистские (для защиты внутреннего рынка от импортных товаров), антидемпинговые (повышенные пошлины на товары, ввозимые по демпинговым ценам), преференциальные (система предпочтений - льготные пошлины на один импортный товар, либо на весь импорт).
При формировании налоговой системы большое значение имеет определение оптимального соотношения между прямыми и косвенными налогами.
Налоговая система РФ согласно ст. 12 НК РФ включает в себя три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Федеральными признаются налоги и сборы, которые установлены ст. 13 Налогового кодекса РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
Региональными признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Они вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом.
Местными признаются налоги, которые установлены Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Они вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. 2
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются только Кодексом.
Кроме того, не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом.
Налоговым Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст.ст. 13 - 15 Кодекса.
К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на наследование или дарение, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и государственная пошлина. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог. К местным налогам относятся: земельный налог и налог на имущество физических лиц.
К специальным налоговым режимам, согласно ст. 18 Налогового кодекса РФ, относятся:
1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 261 НК РФ);
2. упрощенная система налогообложения (глава 262 НК РФ);
3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 263 НК РФ);
4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 264 НК РФ).
Любое разбиение налогов на определенные группы может носить только условный характер, так как все без исключения налоги в той или иной мере влияют на все стороны хозяйственной деятельности и по природе своей всегда оказывают комплексное воздействие на всю гамму экономических отношений. Поэтому при отнесении того или иного налога к конкретной группе подразумевается его доминирующее влияние на какую-либо группу экономических показателей.

    Основные налоги Российской Федерации

Индивидуальный подоходный налог (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика — физического лица. Это один из основных видов прямых налогов. Плательщиками подоходного налога являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, включая иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Объектом налогообложения физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году.
Не облагаются налогом суммы, полученные физическими лицами и перечисленные ими на благотворительные цели. 3
Основной вид налога юридических лиц — налог на прибыль. Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, в том числе бюджетные, представляющие собой юридические лица, независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы предприятия, их филиалы, а также созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения, компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Объектом обложения налогом является балансовая прибыль (валовая прибыль минус НДС, себестоимость произведенной продукции, и все убытки).
Предприятия, организации и иностранные юридические лица платят налог на прибыль в размере 24%.
Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины, акцизы, и налог на добавленную стоимость (НДС).
Налог на добавленную стоимость. Переход к рыночным отношениям обуславливает необходимость появления новых налогов, непосредственно связанных с формированием стоимости. Таким налогом является налог на добавленную стоимость. Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату труда и прибыль и практически исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые другие элементы. Таким образом, налог на добавленную стоимость, создаваемой на всех стадиях производства, определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг производства и обращения и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки. 4
Плательщиками НДС являются предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при условии, что их годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) превышает 500 тыс. руб.
Налог на добавленную стоимость взимается в России и во всех странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), кроме Австралии, США, Швеции. Налог на добавленную стоимость взимается с фирм-продавцов товаров и услуг в размере от 5 до 8% стоимости их товара и распространяется на наиболее "ходовые" товары и услуги. У нас он составляет 18%.
и т.д.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 23:50, контрольная работа

Краткое описание

Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Они взимаются в порядке и размере, установленном законом.
Конституцией РФ и Законом «Об основах налоговой системы в РФ» определены и закреплены основные принципы налогов:
власть вправе устанавливать налоги
всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы)
однократность налогообложения (один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза за один период налогообложения)

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 3
Принципы налогообложения…………………..……….………………. 5
Классификация по механизму формирования………..………. ………..7
Классификация по уровням налогообложения…………………………. 9
Классификация по характеру начисления на объект налогообложения…….11
Группировка налогов по объекту обложения…………………………. 13
Заключение ……………………………………………………………. 15
Список использованной литературы …………………………………. 16

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги и налоговая система.docx

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

Тюлюкина Анастасия Олеговна

Контрольная работа по «Налоги и налоговая система »

Студента 3-го курса очной (заочной) формы обучения

(ученая степень, ученое звание)

Принципы налогообложения…………………..……….…… …………. 5

Классификация по механизму формирования………..………. ………..7

Классификация по уровням налогообложения………………… ………. 9

Классификация по характеру начисления на объект налогообложения…….11

Группировка налогов по объекту обложения…………………………. 13

Список использованной литературы …………………………………. 16

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической и налоговой политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой являются налоги. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.

Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Они взимаются в порядке и размере, установленном законом.

Конституцией РФ и Законом «Об основах налоговой системы в РФ» определены и закреплены основные принципы налогов:

  • власть вправе устанавливать налоги
  • всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы)
  • однократность налогообложения (один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза за один период налогообложения)
  • очередность взимания налогов из одного источника (для уменьшения налогового бремени)
  • определенность налогообложения (что и по какой ставке облагается налогом).

Государство без налогов существовать не может, так как они главный метод мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений.

Классификация налогов — это группировка налогов по различным признакам. В научной литературе для классификации налогов используется специальный термин — таксономия. Многообразие классификаций, группировок и признаков, положенных в основу различными исследователями, в определенной степени отражает эволюцию налогов.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». К понятию «другие платежи» относятся обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования.

Для того, чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:

  1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов (принцип равно напряженности).
  2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации (принцип однократности уплаты налога).

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа ( принцип обязательности).

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги (принцип подвижности).

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям (принцип эффективности).

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Основу налоговой системы РФ составляют следующие налоги: налог на добавленную стоимость, подоходный налог, налог на прибыль, акцизы. Они приносят основной доход в бюджет, являются основными регуляторами и налоговой базой государства.

Классификация по механизму формирования

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Все налоги принято подразделять на прямые и косвенные, причем это подразделение известно еще с давних времен. Критерием такого деления, по мнению одних экономистов, является "теоретическая возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д., в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товаров, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.

Следует иметь в виду, что это именно теоретическое предложение, ибо на практике может происходить иное. Прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут оказаться переложенными на потребителя через механизм роста цен. Косвенные налоги не всегда могут быть в полном объеме переложены на потребителя, поскольку рынок не обязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам". По мнению других авторов, к прямым налогам относятся подоходные и поимущественные , а к косвенным — налоги на обращение и потребление.

"Критерием деления налогов на прямые и косвенные является установление окончательного плательщика налога. Если окончательным плательщиком налога является владелец обложенной собственности или получатель обложенного дохода, то такой налог является прямым. Окончательным плательщиком косвенного налога является потребитель товара, на которого налог перекладывается через надбавку к цене".

Прямые налоги - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Несмотря на различный подход к рассмотрению критериев деления налогов на прямые и косвенные, общим выводом для них является то, что прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.

Классификация по уровням налогообложения

Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

- Федеральные налоги и сборы.

Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) утратил силу. - Федеральный закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ;
8) водный налог;
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
10) государственная пошлина.

- Региональные налоги и сборы.

Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.

- Местные налоги и сборы.

Местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов. К местным налогам относятся:

  • налог на имущество физических лиц;
  • земельный налог;

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании — это отчислением от федеральных налогов.

Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов.

Классификация по характеру начисления на объект налогообложения

По характеру начисления на объект налогообложения налоги и, соответственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Другими словами, владелец большого дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода. Наиболее характерным примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц.

Для прогрессивных налогов большое значение представляют понятия средней и предельной налоговой ставки. Средней ставкой налога называется отношение суммы налога к величине облагаемого им дохода. Предельная налоговая ставка – это ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода.

Регрессивный налог – это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, то есть составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги.

Пропорциональный налог – это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения. К такого рода налогам, в частности, относятся налоги на имущество предприятий и физических лиц. Вне зависимости от различной стоимости имущества разных предприятий при начислении этого налога в России действуют равные ставки налога.

Классификация налогов в Российской Федерации [18.04.16]

Тема: Классификация налогов в Российской Федерации

Тип: Контрольная работа | Размер: 29.57K | Скачано: 42 | Добавлен 18.04.16 в 13:38 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Оглавление
1. Классификация налогов в Российской Федерации по субъекту уплаты 2
2. Налог на доходы физических лиц 4
ЗАДАЧА 9
Список литературы 15

1.Классификация налогов в Российской Федерации по субъекту уплаты

Классификация налогов в Российской Федерации по субъекту уплаты[1]:

1. физические лица - обязательные платежи, взимаемые с индивидуальных налогоплательщиков - физических лиц (пример, подоходный налог, налог на имущество физ. Лиц, переходящее в порядке наследования или дарения и пр.);

2. юридические лица - обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплательщиков - организаций. Необходимо помнить, что субъектами налогового права являются организации, а не юридические лица, хотя в большинстве случаев организации имеют статус юридического лица. Вместе с тем все организации относятся к плательщикам налогов (независимо от наличия статуса юридического лица), в частности филиалы и представительства; (пример, налог на прибыль, налог на имущество юр. лиц, пр.);

3.смешаные - для физических лиц и организаций - обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков независимо от их организационно-правового статуса. Наличие общих налогов обусловлено тем, что главным принципом их взимания является наличие какого-либо объекта в собственности лица (пример, налог на рекламу, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, таможенные пошлины, земельный налог).

В налоговом законодательстве термин «физическое лицо» объединяет следующие категории налогоплательщиков: граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. В гражданском праве - термин, употребляемый для обозначения человека (гражданина) как участника правоотношений.

Физические лица - налоговые резиденты РФ - физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.

Юридическое лицо - предприятие (организация), которое имеет в собственности, хозяйственном или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может приобретать от своего имени и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Практически все налоги сейчас следует относить к смешанной группе. Кроме НДФЛ и на имущество физических лиц, являющихся физическими, и налогов на прибыль организаций и на имущество организаций, являющихся юридическими.

2. Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы, получаемые физическими лицами (НДФЛ), или так называемый подоходный налог – это один из основных видов налогообложения, перечисляемых в федеральный бюджет[1].

Этот налог начисляется на все виды заработной платы, в том числе и в материальном и натуральном эквиваленте, то есть выплаченной не в денежных единицах.

Данный вид налогообложения распространяется также на доходы, полученные от аренды жилья, выигрыша или приза и других доходов, предусмотренных Налоговым кодексом России.

Подоходный налог с заработной платы – наиболее весомый и значимый прямой доход с населения, поступающий в национальный бюджет. Главной особенностью данного вида налогообложения можно назвать период расчета, который составляет календарный отчетный год, а не месяц, как у большинства налогов.

Еще одним существенным отличием является единая система льгот для всех категорий налогоплательщиков, независимо от сфер деятельности.

Подоходный налог с зарплаты. Для того чтобы определить ставку для расчета подоходного налога, нужно рассмотреть четыре разновидности налоговой базы[1]:

Для лиц, являющихся учредителями предприятия или его акционерами, налог на доход составит 9%;

Нерезиденты РФ, то есть лица, пребывающие менее 6 месяцев на территории государства, обязаны делать отчисления в размере 30%;

35-процентное налогообложение применимо в случае денежных выигрышей и призов, а также при получении доходов от банковских вкладов;

Стандартной ставкой, применимой к большинству наемных работников, является 13%.

Для того чтобы самостоятельно рассчитать величину подоходного налога, необходимо четко определить сумму своих доходов, которые были получены на протяжении налогового периода (то есть отчетного календарного года).

В течение года работнику начисляется заработная плата, и если суммарно она составляет менее 280 000 рублей, то перед отчислениями и расчетом подоходного налога следует произвести положенные Законом налоговые вычеты, например, по уходу за своим ребенком, а НДФЛ рассчитывается из полученного остатка.

Налоговые вычеты[1]. Рассматривая подробнее схему оплаты, необходимо четко выделить налоговые вычеты, льготы, положенные по закону и не подлежащие налогообложению. К таким льготам можно отнести:

- по уходу за несовершеннолетним ребенком, не достигшим 18 лет и проживающим с родителями, установленный законом вычет составляет 1400 рублей;

- по уходу за третьим несовершеннолетним ребенком или ребенком, имеющим 1-ю или 2-ю группу инвалидности, вычет равен 3000 рублей.

Подоходный налог рассчитывается со всех видов заработных плат с учетом индексации в размере 13%, в том числе и с минимальной, а в случае если суммарный доход за налоговый период превышает 512 000 рублей, то налог на доходы составит 23%.

Перед тем как рассчитать подоходный налог с заработной платы, необходимо учесть все виды налоговых вычетов, социальных льгот и других видов компенсаций, которые не подлежат налогообложению.

Основанием для получения налоговой льготы может быть покупка жилья или ипотечный кредит, получение образования или обучение детей, добровольное пенсионное страхование, различные благотворительные взносы и религиозные пожертвования. Согласно статьям 219 и 220 Налогового кодекса, предоставление налоговых льгот позволяет снизить сумму для отчисления подоходного налога.

Не подлежат налогообложению компенсации и премии, полученные работником за использование личного имущества в служебных или производственных целях, компенсации за вредные условия труда, повышение квалификации и оплата командировок.

Согласно пункту статьи 217 НК России, выплата суточных не образует налогооблагаемого дохода работника[1].

Однако существует определенный лимит выплат, который не должен превышать:

- 700 рублей в сутки в командировках по РФ;

- 2500 рублей при заграничных выездах.

Основанием для подтверждения права на льготу должен быть соответствующий документ и заявление в бухгалтерию предприятия, которое начисляет заработную плату.

Также следует отметить, что оказание материальной помощи работнику суммой до 4000 рублей не подлежит налогообложению.

При получении заработной платы в натуральном эквиваленте расчет НДФЛ производится после оценки дохода по государственным установленным ценам или из расчета средней рыночной стоимости.

Для расчета подоходного налога работников, получающих заработную плату в иностранной валюте, применяется курс обмена валют, установленный Центральным банком на момент получения дохода.

Практический пример расчета подоходного налога с заработной платы.

В качестве примера можно рассчитать сумму налога с заработной платы в размере 10 000 рублей в месяц.

В этом случае последовательность действий такова:

Определим налоговую ставку исходя из суммарной годовой зарплаты:

10 000 · 12 =120 000 рублей в течение года.

Это меньше установленных 512 000 рублей в течение налогового периода, следовательно, налоговая ставка составит 13%.

Теперь необходимо произвести положенные отчисления по налоговым льготам. К примеру, у работника с данной заработной платой трое несовершеннолетних детей. Производим вычеты соответственно: 10 000 – 1 400 (на первого ребенка) – 1 400 (на второго ребенка) – 3 000 (на третьего ребенка) = 4 200 рублей

Полученный остаток 4 200 рублей подлежит налогообложению в установленном Законом размере: 4 200 рублей · 13% = 546 рублей.

Соответственно, с данной заработной платы при наличии льготных вычетов отчисления налога составят 546 рублей.

Нестандартные случаи налогообложения. Одиноким родителям, воспитывающим ребенка самостоятельно, предоставляется право двойного вычета налоговой льготы. То есть работник со среднемесячной заработной платой 10 000 рублей имеет вычет 2 800 рублей на воспитание несовершеннолетнего ребенка.

Итого: 10 000 – (1 400 * 2) = 7 200 рублей – это сумма для расчета налога по ставке 13%.

Теперь можно произвести расчет суммы налога: 7 200 · 13% = 936 рублей.

Таким образом, в приведенном случае заработная плата сотрудника составит 9 064 рубля, а разница в 936 рублей является положенным отчислением подоходного налога.

Для рассмотрения удержания НДФЛ по ставке 23% рассчитаем подоходный налог для заработной платы в 50 000 рублей. Совокупный годовой доход нарастающим итогом составит 600 000 рублей, что превышает установленный минимум.

Следовательно, в данном примере должна применяться ставка в размере 23%. В этом случае расчет налога осуществляется без предоставления льгот: 50 000 · 23% = 6 500 рублей.

Таким образом, при данной заработной плате получим сумму ежемесячного отчисления в национальный бюджет, составляющую 6 500 рублей.

Для оформления социальных льгот или перерасчета НДФЛ необходимо представить в бухгалтерию документы, которые подтверждают право получения вычетов, и сделать это необходимо не позднее трех месяцев от срока применения льготы.

Индивидуальные предприниматели могут воспользоваться услугами профессионального бухгалтера или самостоятельно рассчитать подоходный налог, заполнив декларацию и предоставив форму 3-НДФЛ до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом.

Профессиональное ведение бухгалтерии и грамотное использование законодательной базы помогут оптимизировать выплату подоходного налога предприятием.

Таким образом, благодаря налоговым вычетам и социальным льготам, а также грамотной системе материальных и нематериальных премий и поощрений работника, у предприятия появляется возможность поощрять сотрудников, минимизируя налог на доходы, получаемые физическими лицами.

ЗАДАЧА

ООО «ОМПРИКО-ИНВЕСТ» занимается производством и реализацией дисертных алкогольных напитков, а также некоторых видов продуктов питания.

За отчётный период имеются следующие данные о деятельности компании:

  1. Произведено и реализовано алкогольной продукции с объёмом долей этилового спирта свыше 9% без добавления ректификованного этилового спирта7 000 литров на сумму 12 млн. рублей.
  1. Поступило на расчётный счёт денежных средств за реализацию:

- денатурированного этилового спирта – 4 000 000 рублей, из которого 45 % использовано для производства продукции:

- консервов - 140 000 рублей;

- бутилированной воды –270 000 рублей .

- алкогольной продукции (шампанского 5400 литров) на сумму 5 500 000 рублей

- консервов на сумму 157 000 рублей.

4. Получена предоплата (аванс) в счёт будущих поставок 700 000 рублей.

  1. Оплачены и оприходованы по счетам-фактурам с НДС:

- овощи для производства консервов – 200 000 рублей, которые отпущены в производство.

- стеклотара – 200 000 рублей.

  1. Бухгалтерией закуплено в розничной торговле канцелярских товаров на сумму1340 рублей
  2. Отремонтировано оборудование по производству консервов – 250 000 рублей
  3. Получено имущество в виде вклада в уставный капитал завода на сумму 3 500 000 рублей.
  4. Расход топлива, воды и энергии за отчётный период составил – 280 000 рублей.
  5. Расходы на проведение ежегодного собрания акционеров составили 300 000 рублей.
  6. Представительские расходы на проведение переговоров составили 155 000 рублей.
  7. Уплачено штрафов и пени в бюджет на сумму 2 500 рублей
  8. На балансе предприятиячислятся следующие автотранспортные средства.

- автомобиль легковой с мощностью двигателя 230 л. с.

- автобус с мощностью двигателя 200 л.с.

- грузовой автомобиль с мощностью двигателя 193 л.с.

- погрузчик на гусеничном ходу с мощностью двигателя 27 л.с.

  1. Износ имуществаза отчётный период предприятия составил295 000 рублей

Остаточная стоимость основных средств предприятия составила:

Главная > Контрольная работа >Финансы

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Пензенский Государственный Университет

Специальность: 030501 «Юриспруденция»

Кафедра: «Государственно-правовых дисциплин»

По дисциплине: «Налоговое право»

На тему: « Классификация налогов и сборов »

Студентка группы 05ЗЮЮ63

1 Понятие налога 5

2 Функции налога 11

3 Классификация налогов 14

Список использованной литературы 25

Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Власть постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:

- выполнение управляющих и распределительных функций;

- поддержание внутреннего порядка;

- сбор налогов и податей с населения.

Становление рыночных отношений сопровождается появлением и усилением института частной собственности, в том числе на недвижимое имущество, в состав которого входят основные средства (средства производства) и земельные участки, находившиеся при социалистической экономике исключительно в государственной форме собственности. Активы организаций и имущество физических лиц приобретают частноправовой характер, позволяющий экономическим субъектам владеть и пользоваться имуществом по собственному усмотрению, а также распоряжаться им на основе самостоятельного решения. 1 Неизбежность налогов настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: “В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов”. 2 Налоги – основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент экономической политики государства. Поэтому оно уделяет особое внимание правовым основам налогообложения. В Конституции Российской Федерации 3 определено, что каждый обязан законно платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Основным законодательным документом по налогам и сборам в Российской Федерации является Налоговый кодекс Российской Федерации 1 (НК РФ).

Выполнение его требований обязательно для налогоплательщиков, а нарушение каких-либо положений указанных в НК РФ есть серьезное противозаконное действие наказуемое в административном или уголовном порядке. Существует также целый перечень документов по налогам и сборам, дополняющих и расширяющих НК РФ. К таким документам можно отнести Постановление Правительства Российской Федерации касающееся вопросов налогообложения, Инструкции, Методические рекомендации Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и другие документы.

В настоящее время система налогов и сборов РФ довольно обширна. В месте с тем каждый налог индивидуален, поскольку предполагает собственную правовую конструкцию и занимает строго определенное место в системе налогов и сборов. Целью настоящей работы является классификация налогов и сборов РФ по систематизированным критериям. Что в свою очередь позволит более детально определить их юридическую сущность.

Понятие и функции налога.

Реализуя свои конституционно значимые полномочия по установлению в налоговой системе налогов, федеральный законодатель должен соблюдать комплекс требований, выполнение которых позволяет обеспечить придание налогу статуса законно установленного. В противном случае, когда налог не признается законно установленным в силу того, что федеральный законодатель не выполнил необходимые требования, ст. 57 Конституции РФ, позволяющая взимание только законно установленных налогов, не допускает возложения на налогоплательщиков дополнительных налоговых обязанностей. При этом в полномочия федерального законодателя входит также право отменить налог, т.е. полностью исключить конкретный налог из состава налоговой системы. Между тем органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органы муниципальных образований отменить (упразднить) налог не могут, поскольку не обладают правом изменять состав действующей национальной налоговой системы. Компетенция региональных и местных органов власти предусматривает возможность прекращения действия регионального или местного налога на отдельно взятой территории, но не его отмены.

Основополагающим документом законодательства о налогах и сборах, устанавливающим перечень действующих налогов и сборов является Налоговый кодекс РФ. Согласно НК РФ налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В соответствии с налоговым законодательством РФ налог считается установленными, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налогоплательщиками признаются организации (предприятия) и физические лица, на которых в соответствии в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В законодательных актах об отдельных налогах и сборах в обязательном порядке определяются налогоплательщики и плательщики сборов.

Объектами налогообложения в соответствии с НК РФ могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, устанавливаемый налоговым законодательством. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговая ставка представляет величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются налоговым законодательством.

Налоговым периодом считается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачивается авансовые платежи.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Они определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями, и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Порядок уплаты налогов и сборов: уплата налогов производится разовой уплатой всей суммы налога либо в порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным налогоплательщикам и плательщикам сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Фискальная политика в условиях имущественной дифференциации и социальной незащищенности должна стать средством устранения резкого классового деления общества. 1 В связи с этим возникает необходимость в разработке таких налоговых моделей, которые позволяли бы возлагать обременительный эффект налога в соответствии с величиной совокупной стоимости имущества с одновременным льготным подходом к незащищенным категориям плательщиков. 2

Особое значение приобретают признаки налогов, к которым относятся:

публичный и нецелевой характер налогов.

Рассмотрим указанные признаки подробнее.

Императивно-обязательный характер. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом.

Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности. Этим налоговые платежи отличаются от такого вида бюджетных доходов, как безвозмездные перечисления.

Налоги не предполагают каких-либо форм кредитования государства, то есть налогообложение всегда носит безвозвратный характер. Лишь в случае установления налоговых льгот, переплаты налога или неправомерного взыскания недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета соответствующих денежных средств.

Возникновение и исполнение налоговой обязанности не основано на соглашениях государства с налогоплательщиком и тем более не зависит от индивидуального усмотрения последнего. Налоговая обязанность вытекает непосредственно из закона, диспозитивные элементы здесь сведены к минимуму. В сфере налогообложения господствует императивный метод правового регулирования, предполагающий детальную юридическую регламентацию поведения и минимизацию свободы субъектов самостоятельно определять свое поведение. При этом отступить от предусмотренной нормой модели поведения не представляется возможным. Указанный метод иногда называется методом субординации или властных предписаний. 1 Требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. "О налогах не договариваются" - известная аксиома налогового законодательства. 2 Налоговое правоотношение носит односторонний характер, где стержневым юридическим элементом выступает, с одной стороны, обязанность налогоплательщика уплатить законно установленные налоги и сборы и, соответственно, с другой - право государства в лице налоговых органов требовать своевременной и полной уплаты налоговых платежей.

Индивидуально безвозмездный характер. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу данного, персонально определенного налогоплательщика конкретные действия. Какая-либо прямая материальная выгода для налогоплательщика здесь отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает каких-либо дополнительных субъективных прав. "Налог обязывает вносить определенную денежную сумму, но взамен налогоплательщик не получает права претендовать на выполнение каких-либо государственных мероприятий или оказывать влияние на действия государства в будущем". 1

Читайте также: